Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX века.

Конспект по истории России

Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения . Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала "Современник" и Чернышевского, возник план революционной агитации. Чернышевский в прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться. В 1861 г. появилась листовка "К молодому поколению", написанная публицистом Шелгуновым. Затем последовала серия листовок революционной группы "Великорусс". Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.

В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация "Земля и воля " с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах. На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе "Свобода". Во главу угла ставились агитация и пропаганда. Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. Вскоре надежда на всеобщий подъем растаяла - после подавления национально- освободительной борьбы в Польше в 1863 г. правительство перешло в наступление. Волна революционного напряжения спала. В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. "Земля и воля" прекратила свое существование.

Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье. На фоне либеральных реформ крайне революционные тенденции не были популярны. В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа "Ад" . Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II. Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация "Народная расправа". Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены "Народной расправы" были арестованы. Нечаев бежал за границу, но был выдан, осужден и умер в Петропавловской крепости.

В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники . Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию. Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины - возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.

Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции - революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть - как программу постепенного движения по пути реформ.

Революционное народничество разделялось на три основных направления : бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Бунтарское связано с идеологом анархистом М.М. Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате. Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.П. Лавров. В своих "Исторических письмах" и издании "Вперед" он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей. Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П.Н. Ткачев. Он возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверху социалистических преобразований.

Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое "хождение в народ" , предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. "Хождение" закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников. В то же время опыт "хождения в народ" способствовал организационному сплочению революционных сил. Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.

В 1876 г. была создана тайная революционная организация "Земля и воля " - централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель - передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору. В 1878 г. раздался выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова, Кравчинский убил шефа жандармов Мезенцева. В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II. В этом же году "Земля и воля" распадается на две организации "Черный передел" и "Народную волю". Первая остается на позициях пропаганды. "Народная воля" переходит к массовому террору против сановников и царя.

Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия , введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг. снова сложилась революционная ситуация. Два покушения на царя - подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) - заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов. Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.

Внутриполитическое положение России после поражения в Крымской войне. Подъем крестьянского и общественного движения на рубеже 50-60-х годов. Кризис власти. Либерально-буржуазные течения и их место в идейной жизни страны. А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. "Полярная звезда", "Колокол". Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Журнал "Современник". Их роль в борьбе за ликвидацию крепостного права.

Реформа 1861 г. и отношение к ней русского общества. Крестьянские выступления. Позиции А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского. "Великорусс". "Эпоха прокламаций": "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" Н.Г. Чернышевского; "К молодому поколению" Н.В. Шелгунова; "Молодая Россия" П.Г. Заичневского. "Земля и воля" 60-х годов.

Польское восстание 1863 г. и русская общественность.

Либеральное и консервативное движение: адрес тверского дворянства 1862 г.; требование дворянской конституции.

Общественное движение в середине и второй половине 60-х годов. Журнал "Русское слово". Д.И. Писарев и "нигилизм". Полемика "Современника" с "Русским словом". Кружки Н.А. Ишутина. Покушение Д.В. Каракозова на Алекандра II. С.Г. Нечаев и "нечаевщина". Создание русской секции I Интернационала.

Общественное движение в России 70-90-х годов XIX в.

Революционное народническое движение 70-х - начала 80-х годов XIX в. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Народнические организации начала 70-х годов: "чайковцы", "долгушинцы". "Хождение в народ". Кружок "москвичей". "Земля и воля" 70-х годов XIX в. "Народная воля" и "Черный передел". Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Крах "Народной воли".

Рабочее движение во второй половине XIX в. Стачечная борьба. Первые рабочие организации. Возникновение рабочего вопроса. Фабричное законодательство. Фабрично-заводская инспекция.

Либеральное народничество 80-90-х годов XIX в. Н.К. Михайловский. Распространение идей марксизма в России. Г.В. Плеханов. Группа "Освобождение труда" (1883-1903). Возникновение российской социал-демократии. Критика Г.В.Плехановым народничества. Марксистские кружки 80-х годов XIX в.

Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В.И. Ульянов. "Легальный марксизм". П.Б. Струве. "Экономизм". Идейная борьба по вопросу о путях развития капитализма в России на рубеже XIX-XX вв.

Земское либеральное движение второй половины XIX в.

Политическая реакция 80-90-х годов XIX в. Эпоха контрреформ

Обострение социально-политических противоречий в стране к концу 70-х годов XIX в. Кризис самодержавной власти на рубеже 70-80-х годов. Политика лавирования. Создание Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. Смерть Александра II и отставка М.Т. Лорис-Меликова.

Александр III. К.П. Победоносцев. М.Н. Катков. Манифест о "незыблемости" самодержавия (1881). Назначение министром внутренних дел Д.А. Толстого. Политика контрреформ. Цензура и просвещение. "Временные правила" о печати 1882 г. Указ о средней школе (1882). Указ о "кухаркиных детях" (1887). Университетский устав 1884 г. И.Д. Делянов. Аграрно-крестьянский вопрос о политике самодержавия. Учреждение Крестьянского поземельного банка (1882). Закон об общине (1893). "Положение о земских участковых начальниках" (1889). Земская (1890) и городская (1892) контрреформы. Итоги и значение контрреформ.

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Международное положение России после Крымской войны. Изменение внешнеполитической программы страны. А.М.Горчаков. Основные направления и этапы внешней политики России второй половины XIX в.

Борьба России за отмену ограничительных условий Парижского договора 1856 г. Отношения с Францией, Пруссией и Австрией на рубеже 50-60-х годов. Политика России и западноевропейских держав в годы польского восстания. Позиция России в войнах Пруссии за объединение Германии. Лондонская конвенция 1871 г. и отмена нейтрализации Черного моря.

Россия в системе международных отношений после франко-прусской войны. Союз трех императоров.

Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в. Цели политики России в восточном вопросе. Положение славянских народов в составе Османской империи и национально-освободительное движение на Балканах. Политика России и других великих держав в 1875-1877 гг. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, планы и силы сторон, ход военных действий на Балканском и Кавказском театрах военных действий. И.В. Гурко. М.Д. Скобелев. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и его решения. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. Складывание новой расстановки сил на международной арене. Возобновление Союза трех императоров (1881). Образование Тройственного союза (1882). Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Заключение русско-французского союза (1891-1894).

Присоединение Средней Азии к России

Социально-экономический и политический строй среднеазиатских ханств в XIX в. Русско-английское соперничество в Средней Азии.

Мотивы продвижения России в Среднюю Азию. Активизация русской политики в 60-е годы XIX в. Русско-бухарские отношения и образование Туркестанского генерал-губернаторства. Утверждение России в районе Красноводска. Присоединение Хивы. Включение Кокандского ханства в состав Туркестанского края. Подчинение туркменских племен. Русско-английские соглашения. Противоречия в этом регионе. Организация военно-административного управления Средней Азией. Значение присоединения Средней Азии к России.

Социально-экономическое развитие России в начале XX в.

Административно-территориальное деление России в начале XX в. Население страны. Рост и движение населения. Социальная структура. Рабочий класс. Крестьянство. Буржуазия. Дворянство.

Общая характеристика российской промышленности в начале XX в. Российский монополистический капитализм и его особенности. Экономический кризис и депрессия 1900-1908 гг. Промышленный подъем 1908-1913 гг.

Сельское хозяйство. Общие условия его развития в начале XX в. Помещичье хозяйство. Крестьянское хозяйство.

Россия в начале XX в.

Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже XIX-XX вв. Назревание революционной ситуации. Сущность и особенности революционной ситуации в России.

Выступления российского пролетариата. Первомайская демонстрация в Харькове (1900). Обуховская оборона (1901). Стачка в Ростове-на-Дону (1902). Всеобщая стачка на Юге России (1903). Декабрьская всеобщая стачка в Баку (1904).

Крестьянские волнения в начале XX в. Движение демократической интеллигенции и студенчества. Образование партии эсеров. Либерально-буржуазное движение. "Союз освобождения".

"Искра". II съезд РСДРП. Возникновение меньшевизма и большевизма как идейных течений российской социал-демократии.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм". "Зубатовщина" ("гапоновщина"). Политика правительства в крестьянском вопросе.

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX в.

Внешняя политика царизма в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке на рубеже XIX-XX вв.

Обострение противоречий между империалистическими державами на Дальнем Востоке. Дальневосточная политика России. Строительство КВЖД. Аренда Порт-Артура. Оккупация Маньчжурии. Борьба в правящих кругах России по вопросам внешней политики. Дипломатическая изоляция России.

Русско-японская война 1904-1905 гг. Планы и силы сторон. Ход военных действий на суше и на море. А.Н.Куропаткин. С.О.Макаров. Сражения под Ляояном и на реке Шахэ. Оборона Порт-Артура. Мукденское сражение. Цусима. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне. Отношение к войне классов и партий.

Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако процесс реализации реформы, ее итоги обострили и углубили идейно-политическое противостояние в обществе.

Главная - сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина - нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение. Особой причиной были разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним - между крестьянами и помещиками - добавились новые, вызываемые развитием капитализма, - между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Все это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении - консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы

Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства - основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма - единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.)

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М. Н. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в реакционном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы

Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была Конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации Poccии. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И Шаховской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.

Радикалы

Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикам правительства и условиями российской действительности: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы - складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы - оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80-90-е годы - активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-х годов - ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией.

«Шестидесятники»

Подъем крестьянского движения в 1861- 1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один - вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, приговорен к каторге и ссылке в Сибирь.

Поэтому сам он не мог принимать активного участия в общественной борьбе, но на основе его идей в начале 60-х годов образовалось несколько тайных организаций. В них входили Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, Г. Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции и для этого развернули активную издательскую деятельность. В прокламациях «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению», «Молодая Россия», «Что нужно делать войску?» и др. они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса.

«Земля и воля» (1861-1864)

Своим программным документом землевольцы считали статью Н. П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала народ от преждевременных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.

«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных, социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.

Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго

Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима - все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить нагиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М. Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н. Г. Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н. А. Ишутина Д. В. Каракозова совершил неудачное покушение на царя Александра II.

В 1869 г. учитель С. Г. Нечаев и журналист П. Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С. Г. Нечаев на время уехал зет границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения. За несогласие с методами С. Г. Нечаева студент И. И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С. Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.

На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX в., считавших своим долгом служение народу. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Революционные народники

Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русском почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи; преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров. Их идеологами - М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым - были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества-бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.

М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. Эта идея стала основой теории анархизма.

П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» - передовая часть интеллигенции.

П. Н. Ткачев, так же как и П. Л. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом но инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

«Земля и воля» (1876-1879)

В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др.

Было осуществлено второе «хождение в народ» - с целью длительной агитации среди крестьян. Землевольцы также занимались агитацией рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. К 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г. В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие се участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г. В. Плеханову удалось скрыться от полиции.

В 1878 г. В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества и обстоятельства дела были таковы, что суд присяжных оправдал ее, а Ф. Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку.

Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли».

«Черный передел»

В 1879 г. часть землевольцев (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и золи» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля»

В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля» (1879-1881). Ее возглавили A. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, B. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет - центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабочим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи - партия социалистов-революционеров.)

Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила возможность эволюционного преобразования России.

Либеральные народники

Это направление, разделяя идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»), С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Михайловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов.

Радикалы в 80-90-х годах XIX в. В этот период в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Группа «Освобождение труда»

Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества, как политический антипод пролетариату.

Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории об особом некапиталистическом пути развития России. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д. И. Благоева, Н, Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Организации рабочих

Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. Рабочие выдвигали лишь экономические требования - повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер.

Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. (Морозовская стачка). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами.

В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. В то же время закон усилил уголовную ответственность рабочих за участие в стачках. Отныне правительство не могло не считаться с так называемым рабочим вопросом, который постепенно приобретал такую же остроту, как и аграрно-крестьянский.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

В 90-е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабочих, занятых в разных отраслях: текстильщиков, горняков, литейщиков, железнодорожников. Стачки в Петербурге, Москве, на Урале, в других районах страны сохраняли экономический и стихийный характер, но становились более массовыми по количеству участников.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой - оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности к незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.

Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и считали, что рабочие не должны тратить силы на политическую борьбу, так как ее плодами воспользуется буржуазия.

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В. И. Ульяновым-Лениным) выступали за сездание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

Общественное движение во второй половине XIX в. в отличие от предшествующего времени стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Однако обозначились социально-политические силы, которые сыграли главную роль в революционных событиях начала XX в., и были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

На рубеже 50-60-х гг. XIX в. после поражения России в Крымской войне наблюдался подъем общественного движения либеральной и революционно-демократической направленности.
Слово «либерал» в России XIX в. понимали как «свободно мыслящий человек, желающий большей свободы для народа и самоуправления». Осознавая необходимость преобразований, представители либерального направления считали, что провести их в России может только просвещенный монарх. Свою же задачу либералы видели в подготовке реформ сверху. Крупнейшими идеологами русского либерализма были К.Д. Кавелин (1818-1885) и Б.Н. Чичерин (1828-1904).
К. Д. Кавелин, профессор-историк Московского университета, приглашенный для воспитания наследника, так сформулировал девиз отечественного либерализма: «...Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу». Кавелин считал, что России нужна не революция, а гражданский мир. Он пытался сблизить славянофилов и западников, либералов и социалистов, считая, что крайние направления общественной мысли дополняют и уравновешивают друг друга. Долг и искусство политика состоят в том, чтобы разъяснить каждому его назначение: консерваторам указывать на опасность застоя, радикалов предупреждать о возможных катастрофических последствиях действий «сломя голову». В итоге добиваться постепенной реформы. Кавелин призывал разночинную интеллигенцию не к революции, а к упорному повседневному труду на благо народа, труду созидающему, обустраивающему жизнь. При этом Кавелин не требовал ликвидации монархии, признавал эту форму власти самой подходящей для России того времени, считая, что российский абсолютизм «должен быть прогрессивный и просвещенный». Главным делом своей жизни Кавелин считал участие в подготовке крестьянской реформы. В 1855 г. им была подана «Записка об освобождении крестьян», где он выдвигал идею постепенного освобождения крестьян с земельным наделом. Эта идея легла в основу правительственной программы. Но как только программа Кавелина была напечатана в «Современнике», его отстранили от воспитания наследника, хотя на смену Кавелину вскоре был приглашен другой либерал, его ученик Б. Н. Чичерин.
Б.Н. Чичерин был сторонником буржуазных реформ западноевропейского образца, выступал за закон, право как главные регуляторы человеческих отношений. Он писал: «Восстание может быть крайним прибежищем нужды, в революциях выражаются иногда исторические повороты народной жизни, но это всегда насилие, а не право». Чичерин считал, что путь к свободе - через «возвышенные права», он выступал за политические свободы и права - выражать свое мнение, менять местожительство и подданство, равенство перед законом и т. д.
В 1858 г. в герценовских «Голосах из России» Чичерин опубликовал статью «Современные задачи русской жизни», где сформулировал требования русского либерализма того времени:
1) свобода совести;
2) свобода от крепостного состояния;
3) свобода общественного мнения;
4) свобода книгопечатания;
5) публичность всех правительственных действий;
6) публичность и гласность судопроизводства.
Чичерин считал, что история России «доказывает яснее дня, что самодержавие может вести народ грамотными шагами на пути гражданственности и просвещения», в то же время Россия не созрела для народного представительства и его преждевременное введение «может породить только смуту». Социализм он обозначал как «чистый бред воображения», «фантазии о будущем блаженстве человеческого рода», считал, что так как в природе господствует неравенство сил, свойств, то и в обществе не может быть социального равенства.
Другим направлением общественной мысли на рубеже 50-60-х гг. XIX в. было революционнодемократическое. Складываются два революционных центра: один в Лондоне при редакции «Колокола», другой в России вокруг журнала «Современник».
В 1852 г. вслед за своим другом Н.П. Огаревым, А.И. Герцен отправился в добровольное изгнание в Лондон, где на следующий год основал Вольную русскую типографию, имея целью распространять в России идеи освободительного движения. В 1855 г. он приступил к изданию альманаха «Полярная звезда». Поместив на обложке издания силуэты казненных декабристов, он еще раз подчеркнул, что их традиции и идеалы продолжают жить на новом этапе освободительного движения. В альманахе печатались материалы о декабристах, Пушкине, Белинском, Чаадаеве. Успех «Полярной звезды» привел Герцена к мысли о выпуске бесцензурного периодического издания, которое могло бы быстро откликаться на текущие события, пропагандировать идеи и лозунги освободительного движения.
С 1 июля 1857 г. Герцен и Огарев стали издавать газету «Колокол». В первом номере Герцен сформулировал программу из трех пунктов:
1) освобождение крестьян,
2) упразднение цензуры,
3) отмена телесных наказаний.
В дальнейшем Герцен уточнил, что имеет в виду освобождение крестьян с землей, выкупленной государством.
В июле 1861 г. в «Колоколе» была опубликована статья Н.П. Огарева «Что нужно народу?». В ней были сформулированы следующие требования: передача крестьянам земли, «которой теперь владеют», сокращение размеров выкупа и податей государственных крестьян, общинное владение землей, сокращение армии, избавление народа от засилья чиновников, введение самоуправления и всенародного представительства. Огарев призывал народ «сближаться с войском», «собираться с силами», чтобы «дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную».
В 1865 г. издание «Колокола» было перенесено в Женеву, ставшую центром русской эмиграции. В 1867 г. издание было прекращено.
Центральными фигурами российского революционного центра были Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Накануне отмены крепостного права среди революционеров российского центра складывается план действий, центральное место в котором занимал выпуск прокламаций, поэтому часто этот период революционного движения в России называют «эпохой прокламаций». Первой прокламацией был «Великорусс». К осени 1861 г. вышли три его выпуска. «Великорусс» был обращен к «образованным классам». В нем содержался призыв «устранить произвольное управление» и «заменить его законностью». В прокламации выдвигалось требование передачи крестьянам земли, которой они пользовались при крепостном праве, и освободить их от выкупа, «приняв его на счет всей нации. «Великорусс» требовал свободной конституции, в которой найдут свое отражение такие демократические принципы, как «ответственность министров, вотирование бюджета, суд присяжных, свобода исповеданий, свобода печати, уничтожение сословных привилегий, самоуправление по областным и общинным делам». Неотъемлемой частью демократических преобразований считался вопрос об освобождении Польши. Выпуск «Великорусса» рассматривался революционерами как основа для объединения демократических сил страны.
Наиболее радикальным из всех агитационных документов была прокламация «Молодая Россия», вышедшая в мае 1862 г. Автором ее был студент П.Г. Заичневский, являвшийся одним из организаторов революционного кружка в Москве. Главной его целью было установление «социальной и демократической республики», а основным методом достижения этой цели являлся террор. П.Г. Заичневский призывал к «кровавой, неумолимой революции, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить всех сторонников нынешнего порядка». Предполагалось введение коммунистического строя с общественным производством, общественным воспитанием детей, отменой брака и семьи.
В «эпоху прокламаций» было выпущено много агитационных документов, адресованных различным слоям общества: «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», «К крестьянам», «К молодому поколению», «К солдатам». Однако данные документы были достаточно разноречивы, что свидетельствовало об отсутствии единства среди революционеров.
«Земля и воля» 60-х гг.
Подъем крестьянского движения, который последовал за отменой крепостного права, вселял в революционеров надежду на скорое восстание. Большинство из них сходилось на предположении, что открытое выступление может произойти в 1863 г., когда истекал срок подписания уставных грамот. Стремясь не отстать от событий, группа революционеров - Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов - провели серию нелегальных встреч и переговоров с целью создания тайной организации.
Летом 1861 г. была достигнута договоренность о создании тайной общероссийской организации «Земля и воля». В качестве программной основы общества была взята прокламация Огарева «Что нужно народу?». Организация была строго конспиративной. На протяжении всего короткого периода ее существования (осень 1861 - весна 1864 г.) руководящие органы претерпевали неоднократные изменения. Большинство ученых считают, что во главе «Земли и воли» находились братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов и Н.Н. Обручев. Непосредственное влияние на деятельность центра организации оказывал Н.Г. Чернышевский. «Земля и воля» была организована как федерация кружков. В 1862 г. было создано 14 местных отделений. Самым крупным из них было московское отделение, которое насчитывало около 400 членов.
После ареста в июле 1862 г. Чернышевского и Н.А. Серно-Соловьевича «Земля и воля» переживала трудный период. Во главе организации стали Н.И. Утин и Г.Е. Благосветлов. Общая численность «Земли и воли» возросла и достигла 3 тыс. человек. Центральный комитет поддерживал связь с «Колоколом», издавались прокламации. Среди попыток «Земли и воли» воплотить в жизнь свои революционные замыслы самой заметной был так называемый «казанский заговор». Рассчитывая на крестьянское восстание в 1863 г., члены организации рассматривали Поволжье как наиболее вероятный район выступления. В Казани сложилась сильная землевольческая организация, которая группировала вокруг себя революционное общество. Несколько землевольческих организаций направили в Казань заранее приготовленные прокламации, оружие и деньги. Но в апреле 1863 г. «казанский заговор» был раскрыт. Пятеро наиболее активных его участников были осуждены на каторжные работы.
В 1863 г. «Земля и воля» испытывала глубокие потрясения: не оправдались надежды на крестьянское восстание, усилились правительственные репрессии, возникли серьезные разногласия с Герценом. В этой обстановке весной 1864 г. Центральный комитет «Земли в воли» разослал по отделениям уведомление о «приостановлении» работы общества.
Московское отделение «Земли и воли» не подчинилось решению о самороспуске. Оно стало устанавливать связь с другими кружками распавшейся «Земли и воли» и собирать их в новую организацию. Ее возглавил Николай Ишутин. Деятельным его сподвижником был его двоюродный брат Дмитрий Каракозов. В 1863 г. им было по 23 года, оба они были студентами Московского университета. Ишутинцы считали своей целью подготовку крестьян к социалистической революции. На первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Чтобы быть ближе к крестьянам, они открыли ватную фабрику в Можайском уезде Московской губернии. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике партизанских действий и индивидуального террора. С этой целью была создана группа «Ад», подготавливавшая устройство побега Чернышевского с каторги. Под влиянием этих теорий в апреле 1866 г. Д. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Это привело к усилению репрессий правительства. Был разгромлен кружок Ишутина, закрыты оппозиционные журналы, запрещены студенческие кружки. Сам Каракозов был казнен.

Демократизация системы народного просвещения, появление большого числа специалистов с высшим образованием из дворян и разночинцев значительно расширили круг интеллигенции. Российская интеллигенция - уникальное явление социальной жизни России, возникновение которого можно отнести к 30-40-м годам XIX в. Это небольшой слой общества, безусловно связанный с социальными группами, профессионально занятыми умственным трудом (интеллектуалами), но не сливающийся с ними. Отличительными чертами интеллигенции стали высокая идейность и принципиальная направленность на активное противодействие традиционным государственным началам, основанные на восприятии западных идей.

В этой среде развивались различные направления общественной мысли. Во второй половине 50-х годов гласность стала первым проявлением "оттепели", наступившей вскоре после воцарения Александра II. 3 декабря 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет, ослаблены цензурные правила.

Широчайшее распространение получили в России нелегальные издания "Вольной русской типографии", созданной А. И. Герценом в Лондоне весной 1853 г. Герцен с июля 1855 г. стал издавать сборник "Полярная звезда", названный в память одноименного альманаха декабристов Рылеева и Бестужева. Спустя некоторое время, в 1857 г. Герцен вместе с Н. П. Огаревым начал издавать газету-обозрение "Колокол" (1857-1867), которая, несмотря на официальный запрет, в больших количествах нелегально ввозилась в Россию и имела огромный успех. Этому немало способствовала актуальность публикуемых материалов и литературное мастерство их авторов.

Либеральное движение конца 50-х - начала 60-х годов было самым широким в России и имело множество различных оттенков. Но так или иначе либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм борьбы, либералы действовали через печать и земство. Первыми изложили программу российского либерализма историки К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые в своем "Письме к издателю" (1856) высказались за реформирование существующих порядков "сверху" и провозгласили основным законом истории "закон постепенности".

Большое распространение в конце 50-х годов получили либеральные записки и проекты реформ, развивалась либеральная журналистика.

Трибуной либеральных идей на рубеже 50-60-х годов стал новый журнал "Русский вестник" (1856-1862), основанный М.Н. Катковым. Либералом-славянофилом А.И. Кошелёвым издавались журналы "Русская беседа" и "Сельское благоустройство". В 1863 г. в Москве начался выпуск одной из крупнейших русских газет "Русские ведомости", ставшей органом либеральной интеллигенции. С 1866 г. либеральный историк М.М. Стасюлевич основал журнал "Вестник Европы".

Подъем народных волнений в первые пореформенные годы и жестокое их подавление правительством оказали определенное влияние на либеральное движение. Своеобразным явлением российского либерализма была позиция тверского губернского дворянства, которое еще в период подготовки и обсуждения крестьянской реформы выступило с конституционным проектом. А в 1862 г. тверское дворянское собрание признало неудовлетворительность "Положений 19 февраля", необходимость немедленного выкупа крестьянских наделов при помощи государства. Оно высказалось за уничтожение сословий, реформы суда, управления и финансов. В целом либеральное движение было гораздо умереннее требований тверского дворянства и ориентировалось на введение конституционного строя в России как на отдаленную перспективу. Стремясь выйти за рамки местных интересов и объединений, либеральные деятели провели в конце 70-х годов несколько общеземских съездов, к которым правительство отнеслось довольно нейтрально. В 1880 г. лидеры либерализма С.А. Муромцев, В.Ю. Скалон, А.А. Чупров обратились к М.Т. Лорис-Меликову с призывом ввести конституционные начала.

В условиях политического кризиса на рубеже 50-60-х годов активизировали свою деятельность революционные демократы - радикальное крыло оппозиции. Идеологическим центром этого направления стал с 1859 г. журнал "Современник", которым руководили Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1861). А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский в начале 60-х годов сформулировали концепцию революционного народничества (русского социализма), соединив, по сути, социальный утопизм французских просветителей с бунтарским движением российского крестьянства. Усиление крестьянских волнений в период проведения реформы 1861 г. вселили в деятелей радикального направления надежду на возможность крестьянского восстания в России. Летом и осенью 1861 г. революционные демократы распространяли листовки и про-кламации с призывами к крестьянам, учащейся молодежи, солдатам, раскольникам готовиться к борьбе: "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон!", "К молодому поколению", "Великорусе" (1861) и "Молодая Россия" (1862-1863).

Агитация оказала определенное влияние на развитие и расширение студенческого движения, явившегося первоначально выражением солидарности с крестьянским движением пореформенного периода. Осенью 1861 г. студенческое движение охватило Петербург, Москву и Казань, в обеих столицах прошли уличные демонстрации студентов. Формальным поводом к волнениям послужили вопросы внутренней университетской жизни, но их политический характер проявился в борьбе против произвола властей. Правительство провело аресты среди студентов, многие были исключены и высланы.

В конце 1861 - начале 1862 г. группой революционеров-народников (Н.А. Серно-Соловьевич, М.Л. Михайлов, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов) была создана первая после разгрома декабристов конспиративная революционная организация общероссийского значения - "Земля и воля". Ее вдохновителями были Герцен и Чернышевский. Организация распространяла нелегальную литературу, напечатанную в Лондоне и в тайных типографиях в России. Велась подготовка к восстанию, назначенному на 1863 год. В середине 1862 г. правительство, заручившись поддержкой либералов, развернуло широкую репрессивную кампанию против революционных демократов. "Современник" был закрыт (до 1863 г.). Лидеры радикалов - Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьевич и Д.И. Писарев были арестованы. Обвиненный в составлении прокламаций и подготовке антиправительственных выступлений, Чернышевский был приговорен в феврале 1864 г. к 14 годам каторги и поселению в Сибирь навечно. Серно-Соловьевич тоже был сослан навечно в Сибирь и погиб там в 1866 г. Писарев 4 года провел в Петропавловской крепости, был освобожден под надзор полиции (вскоре утонул). После ареста своих руководителей и провала планов вооруженного восстания, готовившегося отделениями "Земли и воли" в Поволжье, ее Центральный народный комитет весной 1864 г. решил приостановить деятельность организации.

В 60-е годы на волне отрицания существующего порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали "эгоизм, основанный на разуме". В то же время под влиянием социалистических идей, например, романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (1862), возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся распространением коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распадались либо переходили к нелегальной революционной деятельности. Осенью 1863 г. в Москве под влиянием "Земли и воли" возник кружок под руководством разночинца Н.А. Ишутина, который в 1865 г. превратился в довольно крупную подпольную организацию, имевшую филиал в Петербурге (руководитель И.А. Худяков). 4 апреля 1866 г. ишутинец Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Вся организация была разгромлена, Каракозов повешен, 9 членов организации, в том числе Ишутин и Худяков, отправлены на каторгу. Журналы "Современник" и "Русское слово" были закрыты.

В 1871 г. российское общество было возмущено убийством студента Иванова, члена радикальной подпольной организации "Народная расправа", за неповиновение ее руководителю С.Г. Нечаеву. Нечаев строил свою "Расправу" на основе личной диктатуры и оправданности любых средств во имя революционных целей. С суда над нечаевцами началась эпоха политических процессов (всего более 80), ставших неотъемлемой частью общественной жизни до начала 80-х годов.

В 70-е годы сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название "народничества". Народники полагали, что благодаря крестьянской общине ("ячейке социализма") и качествам крестьянина-общинника ("революционера по инстинкту", "прирожденного коммуниста") Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, П.Н. Ткачева) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к победе.

На рубеже 60-70-х годов во всей европейской части России возникли многочисленные народнические кружки. Среди них вы-делялось общество "чайковцев" (Н.В. Чайковский, А.И Желябов, Д.А. Клеменц, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А Морозов, М.А Натансон, С.Л. Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем фактически возглавили "хождение в народ". Весной 1874 г. тысячи участников народнических организаций отправились по деревням. Большинство из них ставило своей целью скорейшую подготовку крестьянского восстания. На организуемых ими сходках они призывали не повиноваться властям. "Хождение в народ" продолжалось в течение нескольких лет и охватило более 50 губерний России. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т. п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне выдавали пропагандистов властям. Правительство обрушило на народников новую волну репрессий, а в октябре 1877- январе 1878 г. состоялся суд над народниками ("процесс 193-х") - самый крупный политический процесс за всю историю императорской России.

В конце 1876 г. возникла новая, централизованная всероссийская организация народников так называемая вторая "Земля и воля". Ее конспиративный центр (Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, С.М. Кравчинский, АД. Михайлов, М.А. Натансон, С.Л. Перовская, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер) руководил деятельностью отдельных групп не менее чем в 15 крупных городах страны. Землевольцы создали в деревнях несколько постоянных поселений для ведения революционной пропаганды, стали издавать газету "Земля и воля". Вскоре в организации возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции терроризм. В августе 1879 г. произошел окончательный раскол. Сторонники пропаганды объединились в " Черный передел", приверженцы террора - в "Народную волю". "Черный передел", объединявший кружки в Москве, Петербурге и других городах, существовал до 1881 г. К этому времени все его члены либо эмигрировали (Плеханов, Засулич, Дейч), либо отошли от революционного движения, либо перешли в "Народную волю". "Народная воля" объединила кружки студентов, рабочих, офицеров. В строго законспирированное руководство входили А.И. Желябов, А И. Баранников, А.А Квятковский, Н.Н. Колодкевич, А.Д. Михайлов, Н.А Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко. В 1879 г. народовольцы, надеясь вызвать политический кризис и поднять массы, совершили ряд террористических актов.