Неделя вода источник жизни в подготовительной группе. "вода в жизни человека" нод в подготовительной к школе группе

Вода – источник жизни

(подготовительная группа)

Цель: формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Материал: * глобус

3- х литровая банка с водой

Соль морская и поваренная

Поднос и стаканчики с водопроводной и морской водой

4 прозрачных стакана и прозрачный кувшин с грязной водой

4 бумажные салфетки, 4 воронки

Магнитофон, записи шума воды (море, ручеек, фонтан)

Ширма «Где человек использует воду»

Воспитатель Ребята, я хочу вам загадать загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, шумит.

– Что это? Правильно это вода.

– Ребята, у меня есть интересные записи.

С вами кто – то хочет поговорить. Послушайте. (включить запись ручейка)

– Вы узнали кто это?

Ответы детей (ручеек)

– А сейчас, послушайте, кто с вами разговаривает?

Ответы детей (море)

– Закройте глаза, что вы слышите?

Ответы детей (фонтан)

– Да, это фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько много маленьких прозрачных капелек играет в нем. Полюбуйтесь им.

Воспитатель Ребята, летом я слышала вот такой разговор мальчишек (можно включить запись)

«Привет, Петя! А мы с ребятами сейчас так здорово играли. Налили целую ванну воды, и пускали там кораблики. А потом стреляли из водных пистолетов друг в друга. Столько воды налили.

А вы кран – то закрыли?

А зачем? Воды итак много. Пусть течет, потом закроем. Знаешь, как нам было весело.»

Воспитатель – Ребята, как вы оценили поведение этих мальчиков? Хорошо ли они поступили? Почему?

Дети (ответы) воду надо беречь, потому что чистой воды на земле мало.

Воспитатель - Послушайте стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

– Ребята, а кому нужна вода?

(деревьям, птицам, животным, людям)

– Давайте проверим, всех ли мы перечислили.

(показать ширму «Вода»)

Воспитатель – А нам нужна вода в детском саду? Для чего?

(умываться, поливать цветы, мыть полы, мыть игрушки, мыть руки, приготовить обед)

– Да, ребята, без воды все живое на земле погибнет, Засохнет. Вода – это жизнь и ее надо беречь. Ее надо правильно и разумно расходовать. Человек может прожить без пищи три недели, а без воды одну неделю.

Воспитатель - Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? Давайте посмотрим на глобус.

– Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим)

– а как вы думаете много это или мало? (много)

– Вот, ребята, у меня в руке яблоко. Представьте, что это наша Земля. ¼ часть земли – это суша, а вот эта большая часть – это вода.

– Так много или мало воды на нашей планете?

Воспитатель – Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря.

– Кто из вас знает, какая на вкус вода в морях и океанах?

– Хотите узнать? (пробуют)

– какая вода на вкус? (соленая, горькая, невкусная)

– А можно ее пить или готовить пищу на ней? (нет)

– А теперь попробуйте эту воду.

– какая она на вкус? (вкусная, чистая, не соленая – пресная)

морская вода имеет горьковатый вкус из – за морской соли,

которая в ней растворяется.

– посмотрите, вот она какая (показать морскую соль)

– в пищу употребляют поваренную соль. Посмотрите и ее.

А сейчас давайте сравним поваренную и морскую соль.

- Что можно сказать о морской соли, какая она? (крупная,

серая, горькая).

– а поваренная? (белая, мелкая, соленая)

- А где в природе есть пресная вода? (в реках, озерах,

ручейках ).

– Давайте подойдем к глобусу и посмотрим сколько рек на нем?

(показ ребенка рек)

– Много их или мало?

– Давайте представим, что если всю воду на нашей планете нальем в 3 – литровую банку, то пресной всего лишь полстакана.

– Так много или мало пресной воды? (мало)

– У воды великая забота – напоить всех обитателей земли.

Воспитатель – Давайте поиграем (физминутка)

Над водой летят стрижи руки в стороны

Под водой плывут ерши. присели

Плывет лодочка – краса –

Расписные паруса руки сцеплены в замок перед грудью,

плавные движения туловища.

Льется чистая водица, движения по тексту

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После, вытремся посуше.

Воспитатель – Ребята, чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим, как вода приходит в дом.

(показать ширму)

из реки ее насос перегоняет в водозаборник

потом она попадает в сместитель, где ее очищают

из него попадает в сосуд, где она проходит через фильтры

– Ребята, вы летом купались в речке? А кто – нибудь пил из реки воду?

– А вы думаете, что она чистая?

– Вот у меня в кувшине вода из речки, давайте посмотрим, какая она.

– Кто знает, что такое фильтр.

– Сейчас мы с вами вместе сделаем маленький фильтр.

(в стакан вставить воронку и сверху положить бумажную салфетку).

– Я наливаю воду из кувшина в чистый стакан, как через фильтр.

– Что вы видите на салфетке? (вся грязь осталась на салфетке).

– А какой стала вода в стакане? (чистой)

– Салфетка, как фильтр задержала всю грязь. Можно еще раз перелить воду через чистую салфетку и она будет еще чище.

– Вот так долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Много сил затрачивается, чтобы ее очистить.

– так как же надо относиться к воде?

(бережно, экономно, по – хозяйски, разумно)

– Знаете, если из крана целый день будет капать вода, то может накапать целое ведро. Если вы будете чистить зубы, а в это время будет бежать вода, то может набежать целая 3 – литровая банка.

– Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?

(включать тонкую струю воды, хорошо закрывать кран, чтобы дома были исправные краны)

– А закончим мы наш разговор пословицей:

«Воду попусту не лей, дорожить водой умей»

– Давайте найдем места в нашей группе, где мы должны беречь воду и приклеим туда наши большие эмблемы, которые мы делали, а маленькие возьмете домой и вместе с родителями поместите их туда, где нужно беречь воду дома.

Елена Самарская
Развлечение «Вода - источник жизни»

Цель : Способствовать развитию познавательного интереса дошкольников. Учить выразительно, исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию. Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями . Воспитывать бережное отношение к водным богатствам.

Под музыку дети входят в зал, приветствуют гостей.

Воспитатель : Сегодня мы проведем заседание круглого стола по очень волнующей всё человечество теме. В её обсуждении примут участие представители разных профессий : биологи, экологи, синоптики, экономисты.

Ребёнок. Шел по морю корабль

В тот миг роковой, кипела вода

За высокой кормой, но прямо по курсу

Сквозь грохот и гул, услышал матрос

За бортом караул!

Воспитатель : Как вы думаете, чей это зов о помощи? Оказывается? На помощь зовет вода . Почему нужно беречь и охранять воду? Первыми к обсуждению приглашаются биологи.

Биолог 1 : Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде?

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Биолог 2 : Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся .

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Биолог 3 : Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить :

Без неё нам не прожить.

Биолог 1 Вода – одно из самых важных для человека веществ. Организм человека состоит на половину из воды. Человек может несколько дней обходиться без еды, но без воды ему не обойтись.

Биолог 2 : Без воды не могут обойтись и животные. Для некоторых животных, например рыб, вода естественное место обитания.

Биолог 3 : Необходима вода и растениям . Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть.

Биолог 1 : Без воды прожить не могут птицы, зверь и человек. Поэтому всегда, всем нужна вода .

Биолог 2 : Действительно вода – волшебница , потому что без воды нет жизни на земле . Даже маленькая капелька воды важна!

Физминутка «Капельки»

Звучит тихая музыка.

Воспитатель : Представьте себе, что мы с вами капельки. Капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек. (Дети встают парами) . Ручеек течет и впадает в море (дети встают в круг) . Наш круг меняет форму, как и вода (круг вытягивается в овал) . А теперь представьте себе, что воду налили кружку и поставили на горячую плиту. Вода нагревается . Ваши ладошки такие горячие, что вам больно держать друг друга, и ваши ладошки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться. (Дети бегают по залу) – каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становиться холодно. Вы приближаетесь, друг к другу, чтобы согреться (Дети прижимаются друг к другу) . Но вот выглянуло солнышко, и лёд стал постепенно таять, и вы опять превратились в капельки.

Синоптик 1 : Вода бывает в трех состояниях : жидком, твердом и газообразном. Об этих свойствах человек знает давно. У нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу, давайте мы с вами попробуем их отгадать.

Синоптик 2 :

1. Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)

2. Алёна – царевна по городу ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце взяло

(Роса)

3. Белые барашки на синем лугу, а кто их пасет понять не могу. (Облака)

4. Белая морковка зимой растет (сосулька) .

5. Ортесе де кймес теіде батуды білмес (лёд)

Синоптик 3 :

6. Зулімде тураы тіреусіз турады (булт)

7. Без досок, без топоров, через речку мост готов, мост – как синее стекло, сколько, весело, светло. (лёд)

8. Выросло, сповыросло

Из бороды повылезло.

Солнышко встало нечего не стало (туман)

9. Крупно, дробно зачастил всю землю напоил. (Дождь)

Воспитатель : Молодцы вы знаете все состояния воды. А можно ли гулять во время дождя без зонтика? (Ответы детей)

Конечно же, лучше всегда иметь с собой зонтик.

Исполняется танец с зонтиками.

Воспитатель : К дискуссии приглашаются Экономисты.

Экономист 1 : Нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и поэтому её можно не экономить. Пусть льётся! Но это не так. Вода в наши квартиры поступает из реки. Представьте себе, что случиться с рекой, если все люди, не будут бережно относиться к воде! Один мальчик забыл закрыть кран, и вот что произошло :

Ребёнок 1 : Течёт река, из далека

Течёт река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней пышнее облака.

Свежей дыханье ветерка

Стройнее, выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

Ребёнок 2 : Течёт река, течёт река!

Поит поля и города

Несёт и лодки и суда

И рыбы ходят в глубине

И раки ползают на дне…

Ты хороша река весной

И осенью и в летней зной!

Ребёнок 3 : Но что такое?

Нет, нет, никто не утонул,

Ах, реку мы не узнаем

Река становиться ручьем!

Уже и лодки на мели

Пловцы вдруг посуху пошли

Ребёнок 4 : А рыбы в горе и тоске

Бедняжки бьются на песке

Так, что же с ней стряслось с рекой

Увы, друзья, ответ такой :

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажите : какой пустяк!

Из – за такого пустяка пропала целая река!

Экономист 2 : К сожалению, мы очень часто неразумно расходуем воду, забываем закрывать краны, а ведь мы хозяева природы, и должны воду экономить.

Звучит Морская музыка, из-за дверей слышится голос.

Нептун : Почему морские коньки не резвые как всегда? Отвести на конюшню и накормить, как следует!

Морской царь входит в зал.

Нептун : Учет и контроль, учет и контроль. Каждый так и норовит хоть капельку воды, да украсть. Глаз да глаз за всеми нужен. А то того и гляди вся вода меж пальцев уйдет . Нечего не останется, одна пустыня Сахара.

Эх! Да разве со старыми счетами справишься, включу ко я компьютер и буду из пустого в порожнее переливать. Тьфу ты, голова моя непутевая из полной банки в пустую (ложит счеты и берёт 2 банки, переливает) .

Правда последнее время такое на свете делается, не успеваю за всем следить. Принтеры, компьютеры. Вот телевизор недавно купил. Постучу по нему - новости показывают. Да беда : всё новости невесёлые. То нефть в море разлили, то речку загрязнили, то родник замусорили. Одно расстройство. Сто лет назад помню, так спокойно жилось. А теперь и с телевизором и с компьютером не услежу, что с моими водами происходит .

Нептун (поёт на мотив «Почему я водовоз» )

Трудно стало жить в реке :

Урале, Волге и Оке.

Ах, судьба моя жестока –

Негде спрятаться от стока.

Каждый норовит завод

Сбросить мусор в бездну вод.

Негде взять воды напиться,

Лучше сразу утопиться!

В воду грязь течёт рекой

Нарушает наш покой.

Воспитатель : Не переживай так Нептун, вот мы с ребятами собрались здесь сегодня, чтобы обсудить твою проблему и для этого слово предоставляется Экологам.

Эколог 1 : Всему живому на земле нужна вода , вода чистая , природная. Чистой воды на земле становиться всё меньше и меньше. Однако это не потому, что запасы воды истощаются . Над водой нависла угроза загрязнения.

Эколог 2 : В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам чахнут растения.

Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать лес вокруг водоёмов.

Мы хотим познакомить вас с новыми экологическими знаками.

Исполняется танец с экологическими знаками.

Нептун : Я думаю, если даже такие маленькие дети поднимают такие важные проблемы, то с моими водами будет все в порядке . Вижу дети много знают о воде, а вот я хочу побеседовать с взрослыми и узнать знают ли они пословицы и поговорки о воде, я начну, а вы продолжайте :

1. Вода с гор потекла – весну принесла.

2. Суды да срауы бар.

3. Вода студена – тело ядрено.

4. Жер азына су гауар.

5. Много снега – много хлеба.

6. Не плюй в колодец – придеться напиться.

7. Тауды коркі бла.

8. Воду в решете не утаишь.

9. Мокрый воды не боится.

Молодцы, пословицы и поговорки знаете, порадовали вы меня. А я пришел к вам не один, со мной мои помощницы, золотые рыбки, они помогают мне определять чистоту воды и я хочу их с вами познакомить.

Исполняется танец с золотыми рыбками.

Нептун : Позвольте преподнести вам, ребята дары моря. За то, что вы неравнодушны к проблемам воды.

(Дает детям угощение)

Да, забыл я, старый утонувший башмак, что на море шторм поднимается, как бы беды не случилось.

(Раздается гудок парохода)

Слышите, пароход дает сигнал, побегу море усмирять! До свидания!

Нептун уходит

Воспитатель : Вот и закончилась наша встреча. В заключении мне хочется произнести слова Антуана де Сент- Экзюпери : «Вода , у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни , ты сама жизнь… » Именно в воде возникли первые живые существа, она является колыбелью всего живого.

Вода – чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

Картины жизни нашей красит

В своих трех важных ипостасях!

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется,

То застывает тонкой льдинкой,

красиво названной снежинкой,

То обретает легкость пара :

Была, и вдруг ее не стало.

Великий труженик – водица,

Ну как же ей не восхитится!

Она плывет к нам облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает, и наносит,

И так заботы нашей просит.

(старшая группа)

Цель: сформировать интерес к воде.

Задачи:

Расширять представление о свойствах воды (вода бывает прозрачной и непрозрачной, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет, вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда);

Дать знания о закаливающем эффекте игр с водой, влиянии солнца, воздуха и воды на организм человека, гигиенические правила игр с водой;

Формировать интерес к играм с водой, желание их организовывать, придумывать новые варианты.

Оборудование:

Прозрачные пластиковые стаканы;

Емкости с соком, молоком, фруктовой эссенцией, с песком, сахаром, краской;

Два сосуда разной формы;

Большие лейки;

Пластмассовые ведерки;

Брызгалки из пол-литровых пластиковых бутылок.

Ход развлечения:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Попробуйте отгадать, в страну какого вещества мы отправимся. Что бывает жидким, твердым и газообразным?

Дети: Вода.

Воспитатель: Я сейчас прочитаю волшебное заклинание, полью из лейки и превращу вас в капельки воды. (Воспитатель имитирует обливание детей из лейки.)

Ну-ка, лейка, лей, лей!

Для ребяток не жалей

В капельки пусть превратятся,

От души повеселятся!

Ой, сколько капелек собралось в одном месте! Как бы дождь не пошел. Капельки, расскажите о себе; какой вы формы, цвета, прозрачности; какой у вас характер; вы капельки дождя или росы, а может быть тумана или дождевого облака, а может, остались на банке, которую мама стерилизовала для компота? (Дети рассказывают.)

Одним словом вы капельки воды. А свойства воды можно узнать из опытов.

Опыт 1. «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят прозрачные пластиковые стаканы. В одну емкость воспитатель наливает воду, взятую из водопроводного крана, а в другую емкость сок. Предлагает детям опустить ложку в обе емкости. Обращает внимание на то, что в воде ложка видна, а в соке не видна или видна плохо. Вывод: вода прозрачная, а сок нет.

Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, где вода самая чистая и прозрачная? (В водопроводных трубах и в бутылках, которые продаются в магазине.) Где грязная вода? (В лужах, в реках, в озерах.) Почему? Выяснить, из каких источников можно пить воду.

Опыт 2. «У воды нет вкуса»

Воспитатель в прозрачные стаканы наливает сок, молоко и воду. Вызывает одного ребенка, завязывает ему глаза и предлагает попробовать жидкость на вкус. Ребенок должен определить, что он пил.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 3. «У воды нет запаха»

Перед детьми два стакана с водой. В один из них воспитатель капает несколько капель фруктовой эссенции. Вызывает одного ребенка и с завязанными глазами предлагает понюхать воду в стаканах. Дети определяют, в каком стакане обыкновенная вода.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет»

Воспитатель в один стакан с водой насыпает немного песка и ложечкой перемешивает содержимое. В другой стакан добавляет сахар, перемешивает. В третьем стакане размешивает акварельные краски. Предлагает детям сравнить, растворились ли в воде песок, сахар и краски.

Вывод: в воде некоторые вещества могут растворяться, придавая ей вкус и цвет, а некоторые нет.

Воспитатель: молодцы капельки, все знаете! Ну, а теперь поиграем!

Логоритмическое упражнение «Лужи»

Шлеп-шлеп-шлеп Дети ритмично постукивают ладонями

Иду по лужам. по ногам.

Хлюп-хлюп-хлюп Ритмично притопывают ногами .

Вода в ботинках.

Кап-кап-кап Ритмично щелкают пальцами сверху вниз .

Мне зонтик нужен.

Оп-оп-оп Ритмично похлопывают руками скрестно за плечами.

Вода по спинке.

Буль-буль-буль

Упала шапка.

Ой-ой-ой кругом вода. Ритмично выполняют пружинку .

Да-да-да себя так жалко! Ритмично кружатся.

Одевайся в дождь всегда! Ритмично кивают головами .

Подвижная игра «Таня брызгалку нашла»

Дети ходят по кругу, одна девочка в центре. Она выполняет движения, соответствующие стихотворению, которое произносят дети:

По дорожке Таня шла,

Таня брызгалку нашла.

Стала Таня выбирать,

Кому брызгалку отдать.

Солнце, воздух, луг, цветы,

Брызгать деток будешь ты!

Таня передает брызгалку любому игроку из круга, тот брызгает водой на детей - они разбегаются.

Подвижная игра «Крокодилы»

На площадке двумя линиями отмечается «речка» (ширина 3 метра), там «живут» два крокодила. У каждого из них – брызгалка. Дети должны перебегать через речку на другой берег. Они подходят к речке со словами:

Два веселых крокодила

В речке Нил спокойно жили.

Как увидели ребят-

Водой стали обливать!

После этих слов дети бегут через речку, а крокодилы обливают их водой.

Подвижная игра «Поливаем огород»

Дети делятся на две команды, становятся цепочкой. У каждой команды свой «колодец» - ведро с водой и своя лейка, которая стоит на финише. Задача: маленьким ведерком зачерпнуть из «колодца» воды и по цепочке передать его. Последний игрок выливает воду в лейку, с пустым ведром бежит к «колодцу», снова зачерпывает воду и передает ведерко по цепочке. Так до тех пор, пока в «колодце» не закончится вода. Игра начинается после стихотворения, которое дети легко запоминают:

Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу!

И колодезной водицей

Вас, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте,

А хотите в лейку лейте-

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьет!

Выигрывает команда, которая расплескала меньше воды. Чтобы это было наглядно, в лейки можно положить по толстому куску пенопласта - он будет подниматься вместе с водой, и дети сами увидят, кто победил. Позже, вечером, этой водой можно полить огород или цветник.

Воспитатель: и закончим наше развлечение, посвященное воде, строками из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»:

Скажем хором:

«Всегда и везде-

Вечная слава воде!»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по познавательно – речевому направлению "Вода в жизни человека"

Еловикова Зоя Николаевна - воспитатель МБДОУ Детский сад №14 «Солнышко» п. Таежный г. Лесной Свердловская область

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Форма проведения: беседа

Образовательные области:

"Познание", "Коммуникация", "Социализация"

Задачи:

обучающие:

Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники...)

Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, меры по охране ее чистоты

развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов

Развивать навыки проведения опытов. Закрепить умение работать со стеклянной посудой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности

Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение товарищей

Развивать экологическое мышление и экологическую культуру

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия

воспитательные:

Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу

Оборудование:

глобус, банка с водой, стакан, чайная ложка, пипетка, блюдце, для проведения опыта: стаканы, воронки, вата, салфетки на каждого ребенка

Предварительная работа:

· Прогулки к реке, беседы по ОБЖ

· Театрализованная игра: "Водичка, водичка, умой мое личико..."

· Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков на тему "Вода"

· Выставка детских рисунков, рассказы детей о водоемах своего края

· Исследовательская деятельность с водой

· Чтение познавательных рассказов о реках, озерах

· Чтение детской художественной литературы:

Э. Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце"

Е. А. Баратынский "Весна"

Сказка народов Сибири "Живая вода"

Прогнозируемые результаты:

Расширились знания об основных источниках и последствиях загрязнения воды;

Повысилась познавательная активность к проведению опытов;

Умеют работать в паре, договариваться, соблюдать элементарные меры безопасности;

Умеют делать выводы и обобщения;

Умеют бережно относиться к воде

Ход образовательной деятельности

(Звучит фонограмма "Шум ручья")

Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о воде: самой обыкновенной, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной – потому что без нее мы просто не смогли бы жить. (Показываю детям глобус)

Каким цветом на глобусе обозначена вода? (Синим, голубым...)

Кто из вас может показать все, что выделено этим цветом? (Это - реки, озера)

Вы обратили внимание на то, что на Земном шаре воды больше, чем суши? - А вот это океаны и моря.

А главное вода в них не такая как в реках.

В реках, озерах – вода… (Пресная)

А в морях, океанах – вода… (Соленая)

Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета.

Как вы думаете, это тоже вода или нет? Кто как думает?

Вывод воспитателя. Это, ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают.

Что происходит со льдом? (Тает, превращается в воду)

Значит лед - это тоже вода. Но лед - твердый. Значит вода может быть твердой!

А еще какое состояние воды вы знаете? Мы ведь с вами знаем, что вода может быть твердой, жидкой и паром.

Кажется, что воды очень много и на всех ее хватит. Так ли это или нет, хотите узнать?

Показываю 3-х литровую банку с водой

Воспитатель. Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе - реки, моря, океаны, болота.

Отливаю стакан воды из банки

Это пресная вода, которая необходима животным и растениям.

Набираю чайную ложку из стаканы воды

Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду...

Набираю из ложки воду в пипетку и капаю одну каплю на блюдце

И только эту каплю мы употребляем в пищу. (Пьем, варим еду...)

Так кто мне из вас ответит, мало или много чистой воды на нашей планете Земля?

Вывод воспитателя. Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее надо беречь.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кому нужна чистая вода?

Для чего нужна чистая вода?

Что же произойдет, если вода в водопроводном кране, реке, озере, будет загрязнена?

Ребята, а какие меры надо принимать для того, чтобы из рек, озер, к нам в водопровод шла чистая вода?

Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно использовать ее? (Высказывания детей)

Кто из ваших родителей очищает питьевую воду из крана фильтром? Зачем они это делают?

Моя семья тоже пользуется для очищения водопроводной воды фильтром «Барьер».

Воспитатель. Ребята, с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная.

Воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот.

Такую отфильтрованную воду, очищенную от грязи, можно пить, как вы думаете? (Ответы детей)

Вывод воспитателя. Да ребята, нельзя пить воду прямо из-под крана. В ней еще могут остаться микробы. Уничтожить эти микробы, может только высокая температура, поэтому воду надо нагревать, прокипятить. И только после этого ее можно пить.

Ребята, кто мне ответит, какой водоем находится в нашем поселке?

Как он называется? (Ответы детей)

Ребята, мы очень часто ходим на экскурсию к нашей реке, давайте вспомним, что мы видели, в каком состоянии наша река; вода в реке чистая или грязная? (Ответы детей)

Наши мнения разошлись.

А вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос?

Тогда я вам предлагаю провести опыт.

Из опыта вы узнаете, какая же (чистая или грязная) вода в нашей реке?

Для этого речную воду надо пропустить из одного стакана через фильтр, в другой, пустой стакан.

Игра - экспериментирование:

очистка воды от примесей с помощью фильтра

Воспитатель. Для этого нам понадобится фильтр. В качестве фильтра будем использовать вату. Показываю как установить фильтр в воронку, затем воронку вставить в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром дети фильтруют воду. (Дети делают вывод)

Что у вас получилось?

Что показал эксперимент?

Что вы узнали из опыта?

Какой вывод можно сделать? (Опрос 3-4 детей)

Вывод воспитателя. Из опыта мы узнали, вода в нашей реке Туре - грязная. Но вы еще и узнали один из самых простых способов очищения воды. (С помощью фильтра)

Что могло стать источником загрязнения реки? (Ферма, поле, деятельность людей)

Что находится рядом с нашей рекой?

Как можно повлиять ферма, поле, транспорт, предприятия на загрязнение реки?

Как могут повлиять люди, отдыхая летом на реке? (Убирать за собой мусор, не оставлять его)

Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор?

Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей)

Динамическая пауза: игра "Ручеек"

Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается "ручеек". Игрок, кому пара не досталась, идет к "истоку" ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец "ручейка", а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется.

Воспитатель. Вот мы с вами и вспомнили, что вода образует озера, пруды, реки, моря, океаны, болото.

А вот вода еще может прятаться и глубоко под землей?! Там тоже есть озера и реки, только мы их нигде не видим, они подземные.

Это… (Родники, источники)

Кто из вас пил воду из родника? Где? (Рассказы детей)

Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

А есть еще родники, которые находятся в лесах, называются они… лесные.

А кто из вас видел лесные родники? (Рассказы детей)

Да, ребята, у нас в лесу есть много маленьких родников.

Кто как думает, кому и для чего нужны лесные родники? (Лесные родники нужны птицам и зверям для водопоя)

Как вы думаете, кто занимается охраной родников? (Высказывания детей)

Рассказ воспитателя Родники есть, ребята, и в нашем городе, где ведется работа по благоустройству родников по областной программе «Родники». Есть родник "Бушуевский" в селе Бушуевка, Нижне - Туринский "Святой источник" возле лодочной станции, "Источник Веры", названный в честь учительницы Веры Павловны Дятловой, которая много лет проработала в школе - интернат №63.

Жители города, его предприятия, школьники городских школ следят за чистотой родников: расчищают их если они засоряются, обкладывают камнями, огораживают изгородью.

Воспитатель. Все страны земного шара сталкиваются с проблемой загрязнения природных водоемов.

А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.

Я очень рада за вас! Я надеюсь, что из нашей беседы вы все запомнили, что всем людям воду надо беречь и охранять от загрязнения.

Беречь воду – это значит, беречь жизнь, здоровье и красоту!

Используемая литература

1) Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников, - М, 1996г.

2) Рыжова Н.А. Волшебница вода: Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников, - М, 1997г.

3) Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - В, 2004г.

4) Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, - М, 2007г.

5) Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей, - М, 2006г.

Познавательно-игровое развлечение с использованием мультимедийной презентации.
«Всемирный день воды»
Для детей старшей и подготовительной группы.
Составила: воспитатель МБДОУ № 107 Вылигжанина Светлана Анатольевна
Цель: Активизировать знания детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Создать для детей радостное настроение.
Игры с водой - это генератор хорошего настроения для детей, а еще - один из самых приятных способов обучения.
Материал: картины с изображением реки, озера, моря. ручья, бумажные капельки, прозрачные стаканы, два шприца без иголок, две губки, сахарный песок и растительное масло, чайные ложечки, лед, зеркало, комнатные растения.
Ход игры:
Здравствуйте, ребята. Сегодня всемирный день воды. Мы с вами должны стать участниками празднования этого замечательного дня.
Бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Мы сегодня с вами узнаем в каком состоянии может находиться, вода.
Только вода, единственное существо, на свете которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
Сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Мы проведем с вами опыты с водой.

Опыт 1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 2.У воды нет вкуса.
У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная).
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 3.У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт 4. Вода не имеет собственной формы
Налить воду в чашки, блюдца, баночки. Какую форму она принимает? Вывод: вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
Опыт 5.Лед - это твердая вода.
Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение комок снега и кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит. Вывод: лед, снег - это тоже вода.
Удивительная загадка природы: каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой неповторимый рисунок, то есть, нет одинаковых снежинок.
Опыт 6.Лед легче воды.
Что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Лед плавает в воде. Вывод: Он легче воды, поэтому и не тонет.
Опыт 7.Растворяется - не растворяется
Смешиваем воду с солью, сахаром, чаем, кофе и крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа – тонет, подсолнечное масло не растворяется и остается сверху и т.д.
Опыт 8.Возьмите два листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.
Опыт 9.Делаем облако.
Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Опыт 9. Яйца в воде - опыты с плотностью.
Три стакана с солью с сахаром и простая вода, в каждый стакан опускаем яйцо.
Опыт 10. Поющий бокал.
Мокрым пальцем провести по кроям стакана. Высота звука, зависит от величины бокала и толщены его стенок. Подобрать несколько стаканов от самого низкого до самого высокого. Изменить звук можно подливая воды в стакан.
Можно воду заколдовать.
1.Растворяем в воде тушь, перемешиваем, вода окрасилась. Если в раствор туши добавить толченый активированный уголь, вода вновь станет прозрачной.
2.Растворяем в воде крахмал, капаем несколько капель йода, перемешиваем, вода окрасилась. Если раствор нагреть (опустив стакан в горячую воду) раствор становиться прозрачным, а если раствор охладить(опустив стакан в холодную воду) раствор опять окрасится.
3. Газ вода в пластиковой бутылке, поместить на три часа в морозилку, вода должна остаться в жидком состоянии. ("Сверх охлаждение" это склонность воды оставаться жидкой, даже будучи охлажденной до температуры ниже точки замерзания.) Достав бутылку из морозилки, показать детям,что вода в бутылке в жидком состоянии. Ударяем дном бутылки о стол (когда процесс кристаллизации запускается) можно наблюдать, как охлаждённая вода в одно мгновение "превращается" в лед.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Земля, вода, огонь, воздух».
Играющие: становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.
(Включить запись «журчание воды»)
Ребята, слышите, что это такое? (подходим к картине с изображением ручейка)
А что льется в ручье? (вода)
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, бежит, течет)
Если вода льется, переливается, значит, вода какая? (жидкая)
В ручье живет вода. Прикрепим капельку к нему.
Ребята, давайте капельками отметим, где у нас в зале живет вода (ходим по залу, приклеиваем капельки в те места, где живет вода)
Загадки: А сейчас мы с вами отгадаем загадки.
Без языка, а говорит.
Узнаете меня.(Ручеек)
Дождь прошёл, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Сперва – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
Не пешеход, а идет
Мокнут люди у ворот.
Ловит дачник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
Он как алмаз:
И тверд, и чист, на солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз, снежные узоры на окне - тоже вода.)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.(град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.(роса)
Эстафета. Один ребенок выполняет по одному заданию.
1.Удочкой-черпаком ловим рыбку. Вылавливаем из таза шарики.
2. Переселяем водичку из одной посуды в другую при помощи губки.
3.Спаси рыбку. Рыбка не может жить без воды. Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду будем набирать шприцом без иголки, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия.
4.Столкнуть соперника с болотной кочки. Два игрока стоят на одной ноге в обруче, по сигналу ловкими движениями стараются вытолкнуть друг друга.
5.Прохождение болота. Два обруча с их помощью надо преодолеть "болото". Группы из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта нужно вернуться бегом. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно "утонуть".
6.Потушить пожар. По пять человек в каждой команде, передовая ведро(без воды)
7.Подводное плавание. Бег в ластах, делая движения руками как при плавании.
8. Нарисуй портрет воды (снежинка, сосулька, море…)
Показ мультимедийной презентации о воде.
Пришла пора прощаться с вами. Мы подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного. Вода-это то, без чего человек и все живое на земле не сможет существовать. Вода источник жизни.