Комплексно тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности

Использование ИКТ с детьми дошкольного возраста

В настоящее время все чаще задается вопрос использовать ли ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста.

Сейчас я постараюсь рассмотреть плюсы использования информационных технологий в работе с детьми. В последнее время компьютерные технологии активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере раннего обучения.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Моя пусть не большая практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использовать ИКТ я начала в кружковой работе по ознакомлению детей с миром математики. Вся работа по ознакомлению детей с информационными технологиями проходит в форме игры. Ведь именно игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Хорошо мы ознакомим дошкольника с информационными технологиями но в чем же плюсы использования ИКТ?:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Но самое главное что хочу сказать компьютерные технологии конечно обладают огромными плюсами в работе с детьми, но нужно помнить, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность исследования:

Информатизация образования - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.

Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, города, района, страны; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование интернет в образовании.

Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный системой образования.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно - образовательного процесса.

Проблемой исследования является процесс оптимизации развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий.

Актуальность проблемы исследования связана с разрешением противоречий между современными подходами, т.е. использованием информационных технологий в развитии математических представлений и недостаточным уровнем их реализации в работе дошкольного учреждения.

Исходя из актуальности проблемы мы определили тему исследования: «Использование современных образовательных технологий в математическом развитии детей дошкольного возраста: ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)».

Цель исследования: определить комплекс педагогических условий, способствующих оптимальному развитию математических представлений у детей дошкольного возраста посредством информационных технологий.

Объект исследования: процесс развития математических представлений у дошкольников.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий.

Задачи исследования:

* Выявить сущность понятия «информационные технологии»;

* Выявить уровень развития математических представлений у детей дошкольного возраста;

* Анализ литературы и практики по проблеме исследования;

* Разработать и апробировать серию занятий по развитию количественных представлений у дошкольников посредством информационных технологий, с учётом заявленных в гипотезе условий.

Методы исследования: методы теоретического исследования (анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала); методы работы с литературой.

Практическая значимость исследования: разработанные в исследовании методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности процесса развития математических представлений посредством информационных технологий. образовательный дошкольный компьютер коммуникационный

Структура работы: состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы включающего 20 источников. Объем работы 30 страниц.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в ДОУ и компьютерные среды в познавательном развитии дошкольников

Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной, компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Сам по себе компьютер не играет никакой роли без общей концепции его применения в дошкольном образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности.

Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Средства ИКТ в детском саду:

* Компьютер;

* Мультимедийный проектор;

* Принтер;

* Видеомагнитофон;

* Телевизор;

* Магнитофон;

* Фотоаппарат;

* Видеокамера.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

* Исследовательский характер;

* Легкость для самостоятельных занятий детей;

* Развитие широкого спектра навыков и представлений;

* Возрастное соответствие;

* Занимательность.

Классификация программ:

* Развитие воображения, мышления, памяти;

* Говорящие словари иностранных языков;

* Простейшие графические редакторы;

* Игры-путешествия;

* Обучение чтению, математике;

* Использование мультимедийных презентаций.

Ошибки при использовании ИКТ:

* Недостаточная методическая подготовленность педагога

* Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

* Бесплановость, случайность применения ИКТ

* Перегруженность занятия демонстрацией.

Широкое применение ПК стало возможным с появлением современных мультимедийных компьютеров, которые работают со следующими видами информации: число; текст (буквы, слова, предложения); звук (звуки, речь, музыка); графика и видео (чертежи, рисунки, картинки, видеофильмы).

Наиболее важными целями информатизации дошкольного уровня образования в России можно считать:

* повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий;

* определение эргономических и медико-биологических требований к организации и использованию компьютерных комплексов в детском саду;

* создание для дошкольников системы развивающих компьютерных игр;

* разработка методики применения игровых компьютерных программ для ДОУ, активное внедрение их на практике.

Уже созданы несколько серий программ для дошкольников, которые условно, в зависимости от педагогической направленности, можно разделить на следующие группы:

* обучающие - имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены;

* развивающие - побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи;

* диагностические - позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка.

В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей, если она способствует совершенствованию восприятия, памяти, воображения, мышления.

2. Влияние компьютера на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет характер воздействия, которое оказывает компьютер на ребенка.

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем как общих, так и специфических, связанных с особенностями взаимодействия организма учащегося и компьютера. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого - гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку возраст пользователей компьютеров неуклонно снижается: компьютеры стали активно применяться не только в начальной школе, но в процессе дошкольного воспитания. Все шире они используются и в домашних условиях.

Медицинские ограничения по взаимодействию ребенка с компьютером связаны с возможным негативным влиянием на зрение, на осанку, на общее здоровье, реагирующее на некоторые виды излучений от экрана и корпуса, с развитие гиподинамических процессов.

Педагогические ограничения связаны с отбором компьютерных программ. Большинство программ не соответствует возрасту по форме, объему, качеству предоставляемой информации.

Очень важный и малоизученный аспект контактов «ребенок-компьютер» - психологический. Нельзя забывать то, что компьютер создан взрослыми людьми. Ребенок, неокрепший и неопытный, окунается во взрослый, часто враждебный и непонятный мир. Любые несоответствия в этом плане могут привести к нежелательным психологическим воздействиям.

Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

В целях предупреждения переутомления следует ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Это очень важно: как показали исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-ой минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную - или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.).

Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируются произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье.

Таким образом: компьютер в детском саду является элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение новых информационных технологий приобретает гуманитарный развивающий характер.

Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого - гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, то есть стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

И самое главное! Не надо принуждать ребенка, занятия с компьютером должны проводиться в виде игры.

3. Использование современных образовательных технологий математическом развитии детей дошкольного возраста

Хорошо продуманное оформление программы, яркие краски, знакомые предметы, оценочная система вызывают интерес детей и желание работать. Малышам в этом возрасте трудно мыслить абстрактно, поэтому наглядно-образное представление задач позволяет всем легко справляться с ними.

На занятиях математикой выполнение арифметических вычислений на первых порах вызывает у детей много трудностей. На «уроках информатики» дети могут закреплять знания, полученные во время уроков математики, используя игровой компьютерный материал.

Много проблем возникает у дошкольников при закреплении знаний состава числа, во время решения примеров на различные действия. Часто дети с трудом считают, а количество выполненных примеров определяет качество усвоения материала. И здесь на помощь приходит компьютер. Несколько программ тренажерного характера позволяют ученикам совершенствовать вычислительные навыки. Эти программы учитывают возрастные и психологические особенности обучаемых, имеют разные уровни сложности, содержат игровые приемы, повышающие мотивационную деятельность детей.

Графические средства ПК помогают знакомить детей с разными геометрическими понятиями. Ребята учатся строить на экране монитора прямые и наклонные линии, закрепляют понятие "отрезок, луч". В детском саду и в 1 классе дети конструируют на экране предметы из геометрических фигур по заданию учителя и создают свои фигуры, запоминая их, определяя сходства и различия.

Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей.

Основная цель педагога -- не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. Каждая компьютерная математическая игра проводится с учетом основных компонентов комплексного метода. От педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно «оживить», расширить, закрепить полученный детьми опыт. Игровые проблемные ситуации, связанные с содержанием игровых задач, могут быть созданы посредством незначительных изменений в содержании математических игр.

Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

* дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

* глубже постигаются понятия числа и множества;

* быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

* тренируется элективность внимания и память;

* раньше овладевают чтением и письмом;

* активно пополняется словарный запас;

* развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

* уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

* воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

* развивается воображение и творческие способности;

* развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. По-нашему мнению, одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях.

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» -- способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметных моделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходит путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения.

Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные, педагогами для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру.

Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления.

Следует отметить, что в детских садиках педагоги разрабатывают проекты, серии занятий, мультимедийные презентации. Разработанные материалы по использованию компьютера в обучении старших дошкольников могут быть использованы в практике воспитателей детских дошкольных учреждений.

Развитие математических представлений посредством информационных технологий осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Выбор метода зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия.

Основным методом развития математических представлений посредством компьютера является комплексный метод развития игры.

Комплексный метод руководства игрой предполагает естественную связь разных видов деятельности детей, побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач всё усложняющимися способами и включает четыре взаимосвязанных компонента:

2. Обучающая игра на компьютере.

3. Проблемное общение с каждым воспитанником по ходу игры.

4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей в игровом зале, а также в условиях детского сада и семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжетно - ролевых, дидактических и т.д.; в разных видах деятельности детей - в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, конструктивной, трудовой.

Ведущим методом обучения является метод показа и объяснения. Метод показа - один из важных в обучении дошкольников. Показ и объяснение используются для того, чтобы дети поняли как необходимо работать с программой, игрой.

Используются и словесные методы и приёмы (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, художественное слово).

Особое место в руководстве занятием по развитию дошкольников посредством компьютера занимают игровые приёмы. Игра пронизывает всё занятие. В каждом занятии имеется сюжетная линия, которая в процессе занятия плавно переходит от одного компонента в другой.

В процессе обучения детей посредством компьютера на занятии применяется: индивидуальная и подгрупповая формы организации обучения. - индивидуальная форма организации обучения заключает в себя много положительных факторов, педагог имеет возможность определить задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка. - подгрупповая форма организации обучения, предполагает не более шести человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но не в коем случае не совпадение в уровнях развития.

Важнейшим условием является индивидуальные особенности детей.

У всех детей разный уровень интеллектуальной активности, поэтому некоторые дети могут затрудняться в решении компьютерных игровых задач. В этом случае педагогу компьютерно - игрового комплекса необходимо оказывать ребенку помощь в преодолении затруднений, подбирая необходимый вид помощи:

* стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребёнка для преодоления затруднений;

* эмоционально - регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого);

* направляющая помощь (исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребёнком, а планирование и контроль - взрослым, причём планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы и оценка правильности выполнения производится самим ребёнком);

* обучающая помощь (т. е. научение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).

Исследования показывают, что компьютеры могут помогать в развитии математических представлений даже очень маленьких детей -- при условии, что педагоги способны подбирать среды и инструменты, подходящие для изучения математических понятий и отношений, и использовать их так, чтобы они поддерживали и развивали мышление детей раннего возраста, особенно их метакогнитивные навыки.

Например, такие продукты и способы их применения должны:

* позволять детям создавать, изменять, сохранять и находить идеи;

* стимулировать рефлексию и мотивацию;

* показывать, как сопоставлять понятия из разных областей, например из математики и искусства;

* формировать ситуации с четко определенной изменяемой и измеримой структурой, а также задавать обратную связь,

* результаты которой учащиеся могут интерпретировать самостоятельно.

Итак, инструменты и способы их применения должны позволять детям серьезно взаимодействовать с идеями, думать о них, играть с ними, в некоторых случаях даже с ограниченным участием взрослых. Хотя образовательные преимущества включения детей в деятельность по решению задач общеизвестны, эффективная организация таких занятий часто вызывает трудности у педагогов, в частности:

* чтобы решение задач было серьезным делом, они должны быть достаточно трудными, поэтому дети часто нуждаются в весьма существенной помощи квалифицированного педагога;

* подходы детей к решению задачи естественным образом различаются, а большим разнообразием направлений и необходимых действий весьма трудно управлять, сложно обеспечивать их ресурсами;

* решение открытых задач трудно вписать в четкие временные рамки; время, необходимое детям для выполнения конкретных задач, может колебаться непредсказуемо;

* решение задачи зачастую требует проверки идей на практике; из-за недостатка опыта дети иногда могут в течение долгого времени настаивать на реализации первоначальной, не работающей идеи, а затем испытывать острое разочарование;

* решение задач требует от детей напряженной работы и заинтересованности этим делом, поэтому для того, чтобы процесс решения был эффективным, за- дачи должны занимать воображение детей; в итоге простые задачи с очевидными решениями часто проигрывают при столкновении со спонтанными «реальными» проблемами, которые, в свою очередь, требуют от педагогов больших организационных и творческих усилий.

ИКТ создают гораздо более широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. Новые технологии также полезны для расширения школьной математики, выхода за рамки арифметики и простенькой геометрии в сторону математического мышления, коммуникации, той математики, которая применяется в компьютерных дисциплинах. Такую математику детям можно давать в визуальных и осязаемых формах, используя возможности объектов, демонстрируемых на экране, манипуляции с ними, процессы и микромиры. В целом ИКТ значительно расширяют возможности дошкольников учиться современной математике, предлагая им учебную деятельность в визуальных математических микромирах.

Таким образом, все вышеперечисленные условия развития математических представлений посредством информационных технологий эффективны не сами по себе, а во взаимосвязи. Их создание вполне по силам любому педагогу. Элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную активность.

Заключение

Формирование информационной культуры в дошкольном образовании происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе ничего. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Применение ИКТ на занятиях по ФЭМП усиливает:

Положительную мотивацию обучения

Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность;

Привлекает большое количество дидактического материала;

Повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 - 2 раза;

Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

Расширяет возможность самостоятельной деятельности;

Формирует навык исследовательской деятельности;

Сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

Сокращению времени для контроля и проверки знаний детей;

Обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

А в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Дошкольники характеризуются психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Занятия с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего возраста, в частности длительное преобладание наглядно - образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На занятиях по ФЭМП при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством воспитателя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.

При разработке занятия с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки книг (учебников). Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний продвигает ребенка в общем развитии помогает преодолеть трудности вносит радость в жизнь ребенка позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и детей и их сотрудничества в учебном процессе.

Итак, подводя итог можно сделать следующие выводы:

1. В педагогической теории проблема оптимизации развития математических представлений посредством информационных технологий в условиях современного дошкольно образовательного учреждения, несмотря на достигнутые успехи, остаётся до сих пор недостаточно решённой.

2. Создавать в детских учреждениях педагогических условий: учёт возрастных особенностей при подборе компьютерной игры; использовать различные формы и методы; развивать интерес у детей; учитывать индивидуальные особенности детей.

3. На основе теоретического анализа литературы по проблеме оптимизации развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий, решать следующие задачи:

Выявлять сущность понятия «новые информационные технологии»;

Изучать особенности формирования элементарных математических представлений у детей пяти - семи лет;

Теоретически обосновывать и раскрывать педагогические условия развития математических представлений посредством информационных технологий.

Список литературы

1. Березина Р.Л. [и др.] Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - м.: «просвещение», 1988. - 303 с.

2. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. - «феникс», 2005. - 256 с.

3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - м.: Гуманит. изд. центр владос, 2003. - 400 с.

4. Введение в психодиагностику: учеб. пособие для студ. учеб. заведений./Акимова М.К. [и др.]; под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. - 2-е издание, стереотип. - м.: Издательский центр«академия», 1998. - 192 с.

5. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.

6. Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.

7. Григорович Л.А. педагогика и психология: уч. пособие для вузов. - м: гардарики, 2001.

8. Горвиц Ю.М. Компьютер и дети / Горвиц Ю.М.// Помоги себе сам. - 1996. - №9. - с. 2.

9. Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто/ Горвиц Ю.М.//Очаг. - 1995. - №3. - с. 80-81.

10. Данилова В.В. [и др.] Обучение математике в детском саду: практические, семинарские и лабораторные занятия. - 3-е издание, стереотип. - м.:.: Издательский центр «академия», 1998. -160с.

11. Житникова Л.М. Учите детей запоминать:пособие для воспитателей детского сада. - 2-е издание, дополненное. - м.: «просвещение»,1978. - 96 с

12. Зворыгина Е.В. Психолого - педагогические основы использования программно - педагогической системы «кид/малыш»/ Зворыгина Е.В.// Информатика и образование. - 1996. - №2. - с. 43-51.

13. Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности/ Каптелинин В.Н.// Вопросы психологии. - 1986. - №5.- С.54 - 65.

14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - изд. центр «академия», 1998. - 432с.

15. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - м.: Просвещение, 1984. - 231 с.

16. Новоселова С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С.Л. // информатика и образование. - 1990. №2. - с. 91-92.

17. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.

18. Соловьёва Е. планирование занятий по математике / Соловьёва Е. // дошкольное воспитание. - 1999. - №3. - с. 14.

19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - 3-е издание, стереотип.- М.: Издательский центр «академия», 1998. - 336 с.

20. Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования./ Шатров А., Цевенков Б.// Информатика и образование. - 1986. - №5. - с. 5.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Информационно-аналитическое обеспечение школы. Характеристика технологических процессов сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Современные информационно-коммуникационные технологии и их влияние на развитие новых возможностей в управлении школой.

    отчет по практике , добавлен 25.05.2014

    Проблема формирования познавательного интереса младших школьников при обучении. Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий. Разработка учебных занятий и методического обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Возможности и проблемы использования компьютера в учебном процессе. Потенциальные возможности основных информационно-дидактических (компьютерных) средств в обучении географии. Методики преподавания учебного материала с использованием обучающих программ.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения. Методы организации обучения с применением персонального компьютера. ПК как средство обучения. Дистанционное обучение. Технолого-экономические аспекты дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 29.06.2003

    Разновозрастная группа в контексте научно-педагогических идей. Особенности разновозрастных детских объединений и их роль в развитии детей. Реализация разновозрастного подхода при организации образовательного процесса в дошкольных учебных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2014

    Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, возрастные особенности их развития. Характеристика средств физического воспитания, его основные методы и приемы. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2014

    Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (начальная школа). Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. Воспитание информационной культуры в общеобразовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2008

    Современные образовательные технологии. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Инновационная технология Step by Step – путь к демократизации общества. Организация работы в ориентированной на ребенка группе.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2008

    Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении. Контроль знаний: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Средства реализации принципа наглядности в дидактике.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2011

    Принципы и подходы к формированию системы рационального питания в детском дошкольном учреждении. Оценка и анализ влияния данной системы физическое развитие детей, их работоспособность, состояние иммунологической реактивности, уровень заболеваемости.