Вода была тепла но не испорчена. Учебное пособие «Сборник заданий для практических занятий по дисциплине «Русский язык

Разбираемся, как не переплатить за лишние кубометры.

– В нашем доме часто бывают такие случаи, что из крана с горячей водой бежит чуть тёплая. Я измеряла: 30 - 40 градусов. И так бывает 2 - 3 дня каждый месяц. Приходится пропускать. Соответственно, мы намного больше используем горячей воды и переплачиваем. У меня маленький ребёнок, и я каждый день набираю целую ванну, поэтому большой расход получается. Куда можно обратиться с этим вопросом?

В (СанПиН 2.1.4.2496-09) установлены чёткие требования к температуре горячей воды: она должна быть не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия. При этом другой документ - - устанавливает допустимые отклонения от этих норм. Так, в ночное время - с 00:00 до 05:00 - температура воды не должна отличаться более чем на 5 градусов, а в дневное время - с 05:00 до 00:00 - не более чем на 3 градуса. При этом отмечается, что перед определением температуры нужно пропустить воду в течение некоторого времени, но не более трёх минут.

Из этих требований, согласно всё тому же постановлению, вытекают и условия оплаты предоставляемых услуг. Так, если температура воды ниже установленных 60 градусов, то плата за горячую воду снижается: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений размер платы за горячую воду в этот месяц снижается на 0,1% за каждый час нарушений. Если же температура воды и вовсе ниже 40 градусов, то плата за суммарные часы такого нарушения должна производиться по тарифу за холодное водоснабжение.

Почему горячая вода оказывается чуть тёплой?

Причины недостаточной температуры воды могут быть самыми разными.

Во-первых, дело может быть в вашем собственном смесителе: у некачественной сантехники порой срывает перегородки, и вместо горячей воды вы получаете чуть тёплую.

Во-вторых, виноватыми могут оказаться ваши соседи. Так, неправильно установленный водонагреватель или полотенцесушитель могут сказаться на температуре воды в вашей квартире.

Ещё одной причиной может стать неправильная регулировка водоснабжения. Проще говоря, ваша ресурсоснабжающая компания недостаточно подогревает воду, которая идёт в квартиры.

Виноватыми могут оказаться и застройщики, которые неправильно вывели трубы, или даже сами трубы, а точнее трещины на них, наросты внутри или разгерметизация.

Однако могут быть и внешние причины. Например, ваш дом может быть последним на линии подачи горячей воды. То есть сначала горячую воду берут несколько многоэтажек до вас, и уже только после этого водопровод выходит к вашему дому. Если эта линия не закольцована, то получается, что в такой тупиковой ветке горячая вода остывает, а то и вовсе не прогревается до нужной температуры.

Что делать?

В первую очередь стоит отметить, что проводить замеры температуры воды в вашей квартире самостоятельно нет никакого смысла - они всё равно не будут приняты во внимание специалистами. Поэтому эксперт Общественной палаты Кировской области Андрей Воробьев советует сразу обращаться в свою управляющую компанию:

– Не нужно забывать о праве каждого потребителя обратиться в свою УК, за вас этого никто не сделает. После обращения у вас должны будут провести замеры температуры воды и составить соответствующий акт. Если температура будет ниже допустимой, то по закону вам обязаны будут сделать перерасчёт.

Однако может возникнуть и такая ситуация: если проблема с холодной «горячей» водой у вас непостоянная, а возникает лишь время от времени, то к приходу специалиста из УК температура в кране может вполне оказаться близкой к нормативам. Поэтому Андрей Воробьев особо отмечает, что в данном случае может помочь только установка счётчика с термодатчиком: такой прибор при температуре воды ниже 40 градусов считает её как холодную. Соответственно, у вас не получится переплаты за псевдогорячую воду.

Однако, если вы примите такое решение, вы можете столкнуться с определённым сопротивлением со стороны управляющей компании. Но максимум, что они могут сделать, - выразить свой запрет устно, но никакой юридической силы он в себе нести не будет.

– В 2012 году УК Ленинского района решила оспорить в суде решение прокуратуры, которое отменяло запрет УК об установке счётчиков с термодатчиком. Но суд сторону управляющей компании не принял, - рассказывает Андрей Воробьев. - С тех пор мне неизвестно ни одного случая, когда управляющая компания отказывала бы жильцам в установке таких приборов.
Если вы решили поставить себе счётчик с термодатчиком, действовать нужно, как и при установке обычного счётчика: написать заявление в УК о желании установить новый счётчик и указать желаемую дату установки. Если представители УК придут, они должны будут поставить пломбу и составить акт ввода в эксплуатацию. Если же в указанное время никто не явился, то можно монтировать счётчик самому: главное, делать это в соответствии с паспортом счётчика, тем более что в этом плане он ничем не отличается от любого другого, поэтому сделать это не так сложно. Если же из управляющей компании в течение трёх дней никто не пришёл или не связался с вами по поводу переноса даты, то через 15 рабочих дней с момента подачи заявления в УК счётчик считается автоматически введённым в эксплуатацию - без актов и опломбировки.

Однако учтите, что если перебои с температурой воды случаются 2 - 3 раза в месяц, то счётчик с термодатчиком вам ничем не поможет - он попросту не окупится. Его установка имеет смысл, если из-за недостаточной температуры горячей воды вы теряете хотя бы 3 - 5 кубометров в месяц.

И ещё один важный момент, который тоже необходимо учесть. Представим ситуацию, что все ваши соседи, испытывающие похожие проблемы с горячей водой, решат установить такие приборы учёта. В таком случае по индивидуальным счетчикам горячей воды будет проходить меньше, но показатели общедомового прибора учёта не изменится. То есть весь этот «недогрев» перейдёт в строку «отопление» и будет распределён как общедомовые нужды по всем квартирам. Получится, что за горячую воду жильцы будут платить меньше, а за отопление больше. И тут уже сэкономит больше всех тот, кто потребляет больше горячей воды. А некоторые могут вообще ничего не сэкономить.

Однако Андрей Воробьев отмечает, что если такая ситуация сложится, то её отрегулируют на законодательном уровне. Так было с общедомовыми нуждами по электроэнергии, холодной и горячей воде, когда издержки были переложены на управляющую компанию.

– Например, сейчас действует норматив общедомовых нужд на холодное и горячее водоснабжение 0,04 кубометра на квадратный метр площади общедомового имущества. Если же вы тратите больше, то УК должна оплатить разницу между нормативом и фактическим потреблением. Такую же схему могут ввести и по отоплению, - говорит эксперт.

Ещё одним решением проблемы недостаточно горячей воды может стать водонагреватель. Современное оборудование позволяет установить и поддерживать необходимую вам температуру. Правда, действительно качественное оборудование стоит довольно дорого, да и сэкономить семейный бюджет в этом случае уже не получится. Однако это лучше, чем жить вовсе без горячей воды. Поэтому в комплексе с водосчётчиком с термодатчиком вы можете получить если не экономию семейного бюджета, то хотя бы гарантированное наличие действительно горячей воды за те же деньги.

Андрей Воробьев говорит и о третьем варианте решения проблемы с горячим водоснабжением: можно подойти к вопросу глобально и заняться реконструкцией системы водоснабжения. В этом случае вам нужно будет провести общее собрание жильцов, принять на нём ⅔ голосов соответствующее решение и выбрать вариант финансирования этого вопроса: либо дополнительно собирать деньги на реконструкцию сетей, либо включить их обновление в капитальный ремонт.

К тому же нельзя исключать и тот вариант, когда проблемы с горячей водой возникают из-за желания управляющей компании сэкономить. Такие особенно часто встречаются летом, когда люди не так активно пользуются горячей водой. Происходит всё примерно по такому сценарию. Работники ЖКХ перекрывают вентиль на стояке, подающем горячую воду, чтобы котельные не работали себе в убыток. В это время горячее водоснабжение переключается на систему холодного потока, и холодная вода льётся без циркуляции и постоянного подогрева.

В итоге когда вы вызовете замерщика для составления акта, горячая вода может неожиданно появиться, а через некоторое время ситуация может повториться снова. В таком случае доказать вашу правоту будет очень и очень непросто.

Если вы подозреваете свою УК в недобросовестном исполнении обязанностей, то вам прямая дорога на собрание собственников - решать вопрос о смене управляющей компании.

А теперь самое главное - коротко:

    Нормативная температура горячей воды - 60 - 75 градусов.

    За каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений полагается перерасчёт за каждый час, при температуре воды ниже 40 градусов она считается по тарифу холодного водоснабжения.

    Причиной недостаточной температуры воды может быть ваша собственная сантехника. Если же с ней всё в порядке, нужно обращаться в управляющую компанию.

    При потере хотя бы 3 - 5 кубометров воды в месяц имеет смысл установить водосчётчик с термодатчиком, который автоматически считает воду ниже 40 градусов как холодную.

    Если проблема горячего водоснабжения в вашем доме имеет внешние причины, не зависящие от УК, решением проблемы может стать водонагреватель.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответы, их нам, и мы обязательно возьмём их в разработку.

Тема: Союз как часть речи. Правописание союзов.

Цели:

Повторение и обобщение знаний обучающихся о служебных частях речи, о союзах,
- формирование умений правильного употребления союзов в речи,

Воспитание любви к слову, стремления к повышению лингвистической культуры как важного качества будущего специалиста.

Должен знать:
- основные характеристики служебных частей речи (союзов),
- основные правила правописания союзов.

Должен уметь:



  1. Союз как часть речи.

  2. Разряды союзов.

  3. Правописание союзов.

  1. Задания:
Задание 1. Составить таблицу «Разряды союзов по структуре, значениям и грамматическим функциям», используя материалы учебника Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 239 – 241.

Задание 2. Перепишите предложения, определите значение и структуру союзов. Что соединяют союзы (однородные члены предложения или части сложного предложения)?

1.К утру дождь прошёл, но небо было в тяжёлых серых тучах, летевших с юга на север. Никита взглянул на небо и ахнул. (А. Н. Толстой) 2. Только под ногами шуршали сухие листья, да тяжело вздыхали под порывами ветра побитые артиллерией деревья. (С. Баруздин) 3. Много труда ему предстоит, но зато зимой он отдохнёт. (М. Е. Салтыков – Щедрин) 4. То дождь, то град, то снег, как белый пух, то солнце… (И. А. Бунин) 5. И если мне в жизни будет особенно тяжело, то это простодушное сердце никогда не откажет мне в помощи и утешении. (К. Паустовский) 6. Перед тем как рубить и пилить спелый сосновый бор, лесорубы на высоте своего роста вырубают на каждом дереве канавки. (М. Пришвин) 7. Верить хотелось, ибо книги внушали мне веру в человека. (М. Горький) 8. Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке. (К. Паустовский) 9. Летнее утро свежо, хотя уже начинает чувствоваться наливающийся зной. (Д. Н. Мамин – Сибиряк) 10. Кругом было тихо – тихо, так что слышался малейший шорох. (К. Паустовский) 11. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч. (В. Гаршин) 12. Утром ранним, утром дымным разглядел я вдалеке, как куски дороги зимней уплывали по реке. (А. Твардовский)

Задание 3. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите значение и структуру союзов.


          1. Как ветер, песнь его свободна, за(то), как ветер, и бе..плодна. (А. С. Пушкин) 2. Он выехал из дома с тем, что(бы) не возвращаться до поздней ночи. (Л. Н. Толстой) 3. Трудно было представить, что(бы) со мной случилось, если(бы) пароход опоздал. (А. Грин) 4. Она поочередно осуждала каждого из низ (за)одно и то(же), что они не умели подняться над мелочами жизни (А. Ананьев) 5. Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел. (Пословица) 6. Так(же), как и Арсений, Карнаухов был худощав. (А. Ананьев) 7. Берись за(то), к чему ты сроен, коль хочешь, что(б) в делах успешный был исход. (И. А. Крылов) 8. Один только месяц всё так(же) блистательно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так(же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. (Н. В. Гоголь) 9. В то(же) время из чащи раздался злобный лай лисицы. (В. Бианки) 10. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался. (В. Бианки) 11. Вода была тепла, но не испорчена, и (при)том её было много. (В. Гаршин) 12. Ты жил, я так(же) мог бы жить. (М. Ю. Лермонтов) 13. Что(бы) ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. (Л. Н. Толстой) 14. Ладно! Будем страховаться (от)того и (от)сего. (Р. Рождественский 15. И (от)того что это невозможно, он приходил в отчаянье. (А. П. Чехов) 16. Нельзя гнать человека только (по)тому, что вы подозреваете его в чём – то. (А. П. Чехов) 17. Вы не должны судить меня только (по)тому, что я делаю. (И. С. Тургенев)
Задание 4. Прочитайте, спишите данные предложения, раскрывая скобки. Определите часть речи выделенных слов.

1.Каждый писатель хочет, что(бы) его книги читали. – Что(бы) стало с зимой, если бы на смену ей не пришла весна? 2. Все с увлечением читали новый роман, я то(же) решил прочитать его. – Это был суровый человек, и в то(же) время в нём чувствовалась какая – то трогательная беззащитность. 3. Горизонт над морем, (не)смотря на ночь, был светел. – (Не)смотря на то что поднялся ветер, тучи были неподвижны. – Друзья быстро шагали по тропинке, (не)смотря по сторонам.

Задание 5. Перепишите, раскрывая скобки.

1.Софья Николаевна не имела ещё ни одного жениха, (то)есть не получила ни одного формального предложения. (Акс.) 2. Смерть Сени не была трагической, не могла быть такой, по(тому) что трагической была его жизнь. (Залыг.) 3. Пришествие было нарисовано в одном из притворов прямо на деревянной стене. А от(того) что с влажного дерева капало, страшный суд представлялся ещё страшнее: на нём плакали и праведники, и грешники. (Стельм.) 4. Селькин шёл, (как)будто никого в коридоре и не было (Од.) 5. В деревне весну ждут не (по)тому только, что она приносит тепло и солнце. (Проск.) 6. Лучше уж дождаться, когда откроется навигация. И (как)только после майских, негромких в этом году празднеств прошла Ока, Алексей с первым же пароходом поехал в Мурзиху. (Ильин)


            1. Требования к отчету:

            2. Контрольные вопросы:

  1. Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

  2. Какие служебные части речи вы знаете?

  3. Что такое союз?

  4. Какова их роль в предложении?





Практическое занятие № 15 . Количество часов – 2 часа.

Тема: Частица как часть речи. Правописание частицы НЕ и НИ с разными частями речи.

Цели:

Систематизация знаний обучающихся о частице как о служебной части речи,

Формирование умений правильного употребления частиц в речи,

Развитие навыков самостоятельной работы с учебной и справочной литературой,

Воспитание любви к слову, стремления к повышению лингвистической культуры как важного качества будущего специалиста,

Требования к уровню подготовки специалиста :

Должен знать:
- основные характеристики служебных частей речи (частиц),
- правила правописания частиц.

Должен уметь:
- употреблять на письме служебные части речи в соответствии с морфологическими и орфографическими нормами

Оборудование: учебная литература, тексты, задания.


              1. Общие теоретические сведения:

  1. Частица как служебная часть речи.

  2. Разряды частиц: словообразовательные, формообразовательные, смысловые.

  3. Правила разграничения частиц НЕ и НИ.

  4. Слитное и раздельное написание частицы НЕ.

              1. Задания:
Задание 1. Прочитайте материал в учебнике Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 245 – 247.
Составьте таблицу «Разряды частиц по структуре и значению».

Задание 2. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц. Какие смысловые оттенки носят частицы?

1. Пыль (таки) точно была. (Н. С. Лесков) 2. «Тэк(с)», - пробормотал со вздохом офицер. (А. П. Чехов 3. Старик(таки) добился своего. (И. С. Тургенев) 4. Как(же) я (не)обращал внимание на такие слова, - на то, что она(таки) некоторых случаев (не)исключала. (И. А. Бунин) 5. А отчего(ж) это у тебя сердце(то) испортилось? (А. Платонов) 6. А если спросит кто(нибудь)…ну, кто(бы) (н..)спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был. (М. Ю. Лермонтов) 7. Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай(ка), дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!» (И. А. Крылов) 8. Дай(ка) лучше в караулке на крылечке прикорну. 9. А ты(то) тут при чём? 10. Тёркин будто(бы) растерян. (А. Т. Твардовский)

Задание 3. Объясните написание НЕ в словосочетаниях.

Разбил (не)чаяно вазу, сказал (не)впопад, (не)истребимый, (не)редко плакал, поступил (не)хорошо, (не)красивый берет, злой (не)друг, (не)кого встречать, (не)чего делать, (не)кто постучал, (не)что принёс, (не)раскрытый портфель, (не)сваренный борщ, (не)говорящий попугай, (не)видимый глазу пейзаж, (не)хороший гриб, далеко (не)хороший гриб, плакала вовсе (не)редко, (не)кого спросить, (не)(у)кого спросить, (не)чего ожидать, (не)(от)чего отказываться, (не)кому сказать, (не)(к)кому пойти, узнал (не)что хорошее, (не)раскрытый зонтик, зонтик (не)раскрыт, зонтик я (не)раскрыл, (не)раскрытый мною зонтик, ещё (не)говорящий попугай, (не)видимый, (ни)кем (не)видимый мир.

Задание 4. Объясните правописание НЕ и НИ в приведённых словах и словосочетаниях.


  1. (Н..)чего делать, (н..)чего (н..)делает, н..(к)чему стремиться, н..(к)чему (н..)стремится, (н..)кто пришёл, (н..)кто (н..)пришёл. 2. Где он только (н..)бывал! 3. Всюду, где он только (н..) бывал, о нём оставались хорошие воспоминания. 4. Как (н..)хитри, а жизнь (н..)перехитришь. 5. (Н..)могу (н..)признаться в своих ошибках. 6. Чего (н..)поищешь, того и (н..)найдёшь. 7. Во что бы то (н..)стало, ему всё (н..)почём, остаться н..(с) чем, (н..)то (н..)сё, (н..)рыба (н..)мясо.
Задание 5. Спишите предложения, раскрывая скобки. Вспомните правила правописания НЕ и Ни с разными частями речи.

  1. Парень(то), кажется, гол, с него взять (не)чего. 2. В деревне скучно, грязь, (не, ни)настье, осенний ветер, мелкий снег. 3. Слова Томского были (не, ни)что иное, как болтовня. 4. Как вдруг, откуда (не, ни)возьмись, в окно влетает змий крылатый. 5. Верьте, где(б) я (не, ни)был, душа моя, какова (не, ни)есть, принадлежит Вам и тем, которых умел я любить.
    (А. С. Пушкин)
Задание 6. Спишите, раскрывая скобки, объясняя написание НЕ и НИ с разными частями речи.

(Н..)взлюбить, (н..)вмочь, (н..)здоровится, (н..)здоровается, (н..)взгоды, (н..)прикасат?ся, (н..)уважение, (н..)крашен?ый, (н..)выкрашен?ый, (н..)крашен, (н..)крашен?ый в этом году, (н..)кем (н..)узнан?ый, (н..)узнан, (н..)узнав, (н..)былица, (н..)удача, (н..)лепица, (н..)гоже, (н..)ужели, (н..)когда, (н..)узнаешь, (н..)сколько (н..)жалко, (н..)много (н..)мало, (н..)кем (н..)признан?ый, (н..)нароком, (н..)прихотливое, (н..)льзя, (н..)договориться, (н..)переходный глагол, (н..)насытный, совершенно (н..)зачем, (н..)приятный на вкус, (н..)дотянут?ся до небес, (н..)за что на свете, (н..)двигаясь с места, (н..)взглянув на товарища, (н..)мало пройдено дорог, (н..)раскрытая книга, (н..)правильно решён?ая задача.

Задание 7. Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните написание.

Когда(бы) ты (н..)вошёл (в)лес в глаза бр..сают?ся белые стволы. Удивительн..е дерево берёза! Нет (н..)одоного человека у нас (н..)знающе..о берёзы. Скромное (н..)броское дерево но (н..)кто (н..)пройдёт мимо (н..)заметив его. Кто (н..)знает берёзового сока! В (н..)большой надрез на к..ре вставиш? соломинку подождёшь десять – п..тнадцать минут и пьёшь из наполнивш..йся кружечки. (Н..)торопливо делаешь глотки а (с)верху поглядывают (н..)утомимые грачи (н..)успевающие ешё закончить гнездо. Но (н..)забудь во что(бы) то (н..)стало замазать рану глиной или смолой. (Кое)кто как н..(в)чём (н..)бывало разрежет кору возьмёт (н..)много сока и уйдёт (н..)замазав надрез. И течёт сок (н..)ему (н..)людям совсем (н..)нужный…

(По Ф. Борисову)


              1. Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

              2. Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение частицы как служебной части речи.

  2. Расскажите, как разряды частиц вам известны.

  3. Каковы правила разграничения частиц НЕ и НИ?

  4. Каковы основные закономерности слитного и раздельного написания частицы НЕ?

              1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред.проф.образования / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 14 – е изд. –М.: Просвещение, 2011 г.

  4. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

Практическое занятие № 16 . Количество часов – 2 часа.

Тема: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Цели:
- актуализировать знания обучающихся о сложноподчинённом предложении, о структурных особенностях сложноподчинённого предложения,
- рассмотреть виды придаточных предложений,

Развивать речемыслительную деятельность обучающихся,
- развивать навыки правильной постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений,

Формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности как важного качества будущего специалиста,
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Требования к уровню подготовки специалиста :

Должен знать:
- предмет изучения синтаксиса и пунктуации,
- структурные особенности сложноподчинённых предложений;
- виды придаточных предложений;

Особенности постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.

Должен уметь:
- определять сложноподчинённые предложения в тексте;
- определять вид придаточного предложения;

Правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях,

Строить собственные высказывания с учётом норм современного русского литературного языка и требований стилистики.

Оборудование: учебная литература, тексты, задания.


                1. Общие теоретические сведения:

  1. Характеристика сложноподчинённого предложения. Структурные особенности сложноподчинённого предложения (СПП).

  2. Виды придаточных предложений.

  3. Постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении.

                1. Задания:
Задание 1. Прочитайте материал в учебнике Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 331 – 335, 336 – 340, 341 - 343.

Задание 2. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения.

От этого становится так хорошо так весело что хочется убежать куда – то вдаль туда где стволы молодых берёзок так и сверкают ослепительной белизной.

Задание 3. Спишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания, сначала СПП с придаточными определительными, затем с изъяснительными и с обстоятельственными придаточными. Укажите вид придаточных с обстоятельственным значением.


              1. Бабушка расскажи мне сказку которую любила мама. 2. Он не знал что брат привезёт ему подарок. 3. Постарайся полюбить того кого ты не любил кто обидел тебя. 4. И если тебе удастся это сделать то сейчас же у тебя на душе станет хорошо и радостно. 5. Небольшой домик куда приехал Лаврецкий и где два года тому назад скончалась Глафира Петровна был выстроен в прошлом столетии из прочного соснового стекла. 6. Хотя он мог остаться у друзей Пётр вернулся домой. 7. Тут увидишь столько золота сколько ни тебе ни мне и не снилось. 8. Мне удалось поговорить с человеком которого я искал. 9. Утром он ассистировал Харламову и думал о том как и когда сработает проклятая бомба замедленного действия. 10. Как ни старался он убедить нас ему никто не поверил. 11. Вот что может сделать один человек когда у него в руках техника. 12. Бывает же так что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. 13. Это было то чувство которого он так жаждал в Москве только светлое почти совсем очищенное от себялюбия. 14. Один из романов задуман уже так давно что некоторые из действующих лиц уже устарели не успев быть написаны.
Задание 4. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите средства связи (виды союзов по структуре) и типы придаточных предложений.

Мы л..тели в выш..не и видели как под нами др..жали огни города. И всё(таки) это было (не)похоже на полёт сам..лёта потому что мы парили как птицы с надёжн..ми редкими крыльями. Я ощущал и своё тело и воздух омывавший меня словно вода.

Мф л..тели к звёздам которые становились всё крупнее и ярче. Ураганный ветер бил мне в лицо лоб мой застыл ноздри расширились. Потом ураган стих хотя воздух сделался почти пронизывающе х..лодным. Мы снова парили в вышине которую казалось испытывали на прочность.

Я ощущал как её рука постепенно остыва..т в моей как дрожат её пальцы. Мы не приземлились а опустились на неё точно птицы. Я не мог разглядеть как следует её лица но мне казалось что она сильно побл..днела. Когда наконец я нащупав её холодную как лёд руку схватился за Доротею мы пошли по земле и я вёл её за собой.

(П. Вежинов)

Задание 5. Спишите предложения. Охарактеризуйте придаточную часть, определите средство связи придаточной части с главной. Расставьте пропущенные знаки препинания. Сделайте схемы 3, 8, 11 – го предложений.


  1. Братья положили ложки облокотились на минуту задумались будто повеяло на каждого издалека печалью. (А. Н. Толстой) 2. …И жаль мне если птицы стряхнут красу ветвей. (А. А. Фет) 3. Поверхность реки изрыта и взбудоражена точно по ней прошёлся великан – пахарь и тронул её своим громадным плугом. (А. П. Чехов) 4. Мы с нетерпением ждали когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы. (А. И. Куприн) 5. Я тебе расскажу что я за птица. (А. П. Чехов) 6. Князь Василий говорил всегда лениво как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) 7. Вид имел он озабоченный и сосредоточенный словно телефон выдумывал. (А. П. Чехов) 8. В палатке куда мы уже забрались на ночь табачным дымом синел и желтел лунный свет. (Н. Грибачёв) 9. Я в этот мир пришёл чтоб видеть Солнце и синий кругозор. (К. Бальмонт) 10. Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу я увидел умилительную картину. (А. П. Чехов) 11. Пока приезжий господин осматривал свою комнату внесены были его пожитки. (Н. В. Гоголь) 12. Он вступил в тёмные, широкие сени от которых подуло холодом как из погреба. (Н. В. Гоголь) 13. Я поместил в этой книге только то что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. (М. Ю. Лермонтов) 14. Чуть утро осветило пушки французы тут как тут. (М. Ю. Лермонтов) 15. Как ни жалко было Левину мять траву он въехал на луг. (Л. Н. Толстой)
Задание 6. Спишите предложения, объясняя наличие или отсутствие запятой при сочетании союзов. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях, способы их связи с главной частью (последовательное, однородное, неоднородное подчинение).

  1. Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздём не вышибешь. (А. С. Пушкиин) 2. Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься сквозь спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя в обособленном, отрешённом от остального земного пространстве. (В. Солоухин) 3. Медведь так полюбил Николку, что, когда он уходил куда – нибудь, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Горький) 4. Мне кажется, что, если бы чулан был версты за две и рама весила бы вдвое больше, я был бы очень доволен. (Л. Н. Толстой) 5. Не порывай нить дружбы, ибо если придётся опять её связать, то останется узел. (К. Ушинский) 6. Хаджи – Мурат сел и сказал, что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско, то он ручается, что поднимет весь Дагестан. (Л. Н. Толстой)
Задание 7. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Определите тип каждого сложноподчинённого предложения. Покажите средства связи, обозначающие отношения между главной и придаточной частями.

Мы жили в деревне где перед окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Все говори что это красиво что луг – золотой. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил что луг стал не золотой а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой луг опять стал весь золотой. Я стал наблюдать и заметил что к вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл отыскал одуванчик и оказалось что он сжал свои лепестки как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые а сжав их в кулак мы закрыли бы жёлтое. Утром когда солнце взошло я увидел как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.

(По М. Пришвину)

Сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения. Определите стиль и тип речи текста.


  1. Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

  2. Контрольные вопросы:

  1. Дайте характеристику сложноподчинённому предложению.

  2. Каковы структурные особенности сложноподчинённых предложений?

  3. Охарактеризуйте известные вам виды придаточных предложений.

  4. Расскажите о правилах постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.

  1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред.проф.образования / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  3. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

Практическое занятие № 17 . Количество часов – 2 часа.

29 ноября на улице Байкальской в Москве произошел прорыв трубопровода теплосети. Кипяток из трубы диаметром 800 миллиметров затопил окрестности места аварии, пострадали несколько человек, один из которых через неделю скончался в больнице. Из-за того что авария произошла на участке теплоцентрали длиной 27 километров, без горячей воды и отопления остались по разным данным от 900 до 2 тысяч домов на востоке Москвы. Как выразился руководитель столичного департамента ЖКХ Гасан Гасангаджиев, «в зоне пониженного отопления оказались» около 600 тысяч жителей столицы. Восстановили теплоснабжение к утру 30 ноября.

Почему Россия просто не откажется от центрального теплоснабжения и чем его заменяют во всем мире?

Тепло мира

Конденсационный газовый котел

Подход к теплоснабжению в разных частях света зависит от нескольких факторов, но в первую очередь от суровости климата, доступности энергоресурсов и отношения к экологии. В зависимости от этого обогрев помещений может осуществляться очень разными способами - от сжигания угля или биомассы до использования энергии земной коры.

Германия

В этой стране теплоснабжение децентрализовано. Это значит, что тепло в дома поступает не из большой общей трубы, а вырабатывается каждым домом (квартирой или районом) самостоятельно. Главное преимущество такого подхода - возможность регулировать потребление и выбирать его источник. Частные дома в Германии отапливаются бойлерами, многоквартирные - как правило, отдельным газовым оборудованием. При этом немцы ведут четкий учет использованной теплоты в каждой квартире: на всех батареях стоят вентили, которые регулируют температуру в помещении, есть счетчик, который учитывает количество потребляемого теплоносителя каждой квартирой. В последние годы существенно растет популярность теплоснабжения за счет использования экологичных видов топлива - биомассы, отходов деревообработки, солнечных батарей и прочего. Государственные программы компенсируют до 15 % расходов на приобретение и установку такого оборудования.

Финляндия

У жителей Суоми есть возможность выбирать способ отопления - централизованное газовое или индивидуальное электрическое. И то и другое обходится довольно дорого - в 100–150 евро. Из диковинных способов отопления в Финляндии используют тепловые насосы, которые работают на геотермальной энергии. Для этого в грунте прокладывают трубы и подключают их к такой отопительной системе. По трубам циркулирует 40%-ный этиловый спирт, который доставляет тепло из недр финской земли в дом. Установка теплового насоса стоит недешево, но зато позволяет неплохо экономить на электроэнергии, за счет чего система окупается в течение пяти-семи лет. Такой вид отопления, как правило, используют в небольших частных хозяйствах.

Норвегия

В Норвегии довольно дешевая электроэнергия, поэтому отопительная система страны на 70 % работает за счет электричества и, соответственно, децентрализовано. Но есть и центральное отопление, которое согревает примерно 3 % бытовых потребителей по всей стране и 10 % в ее столице Осло. При этом основным источником энергии (49 %) для центрального отопления являются различные виды отходов, которые сжигаются на специальных заводах.

Исландия

Исландия, как и Россия, одна из немногих стран мира, где основное - центральное отопление, но организовано оно необычным образом. 90 % домов в стране отапливаются за счет геотермальной энергии. В Исландии очень много активных вулканических зон и гейзеров, получать энергию от них дешево, и поэтому цены на теплоснабжение в Исландии существенно ниже среднеевропейских. Теплом горячих вод гейзеров здесь даже отогревают тротуары зимой и нагревают воду в муниципальных бассейнах. Остальные 10 % населения согревают дома различными децентрализованными системами, например бойлерами.

США

В Штатах отопительные системы преимущественно децентрализованные. В многоквартирных домах для обогрева помещений в основном используют электроприборы - фанкойлы и кондиционеры, в загородных коттеджах - системы, работающие на газе. Считается, что в стране с довольно мягким климатом это не только способ отказаться от дорогостоящей центральной системы отопления, но и возможность каждому рассчитывать свои потребности.

Канада

По климатическим условиям эта страна, пожалуй, наиболее близка к России, но расселение населения здесь значительно менее плотное. Во многом из-за этого основным является внутридомовое, то есть децентрализованное отопление. Чаще всего в Канаде используют электрические нагреватели воздуха (кондиционеры) и газовые бойлеры. Кондиционеры удобны еще и тем, что летом они легко переходят в режим охлаждения.

Китай

Из-за довольно мягкого климата в стране для отопления в основном используют электричество. Кроме кондиционеров, китайцы греются электрическими одеялами и электрическими обогревателями. В бедных районах используют печки, которые топят дровами или углем. Централизованное отопление здесь применяется только в нескольких регионах к северу от реки Янцзы, где климат более суровый. При этом зимние туристы нередко жалуются на холод в отелях, где температура может опускаться ниже 10 градусов.

Как топят в России

Тепловая электростанция

В нашей стране генерация тепла тесно связана с производством электроэнергии. По сути, все производящие электричество станции, кроме гидроэнергетических, генерируют и тепло. Упрощенно схему теплогенерации можно представить на примере работы теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Энергия сжигаемого топлива превращает воду в пар, который вращает турбины для выработки электричества. После этого пар собирается для нагрева теплоносителя центральной отопительной системы. По системе теплоснабжения его направляют потребителям.

По теплоцентралям нагретый теплоноситель поступает в батареи городских квартир. Через теплообменники он же нагревает и водопроводную воду на центральных или индивидуальных тепловых пунктах (ЦТП и ИТП). Остывшая вода из батарей возвращается на станцию, чтобы отправиться в котлы, превратиться в пар, раскрутить турбину для выработки электроэнергии и снова согреть теплоноситель.

Как правило, в крупных российских городах вся система теплоснабжения соединена и работает как единая сеть. Кроме ТЭЦ в нее входит сеть небольших тепловых котельных, которые отапливают удаленные районы или страхуют на случай аварии.

Кирилл Лушин

директор Института инженерно-экологического строительства и механизации (ИИЭСМ) НИУ МГСУ

Из-за особенностей климата в России централизованное теплоснабжение является оптимальным вариантом. Это не идеологическое решение, а скорее вынужденное: нигде в мире нет такого плотного расселения людей в суровых северных широтах, как у нас. Аналогов Москвы - гигантского города в настолько холодном климате - в мире нет. Децентрализованное теплоснабжение России обходилось бы значительно дороже, и тарифы на него, скорее всего, были бы выше, потому что тепла нам нужно намного больше, чем даже Скандинавии или Канаде. При этом в мире есть и другие примеры применения систем центрального отопления: у датчан, в некоторых регионах Азии, но опять же из-за климата там это не очень востребовано.

Главные недостатки такой системы - негибкость и безальтернативность. У жителей города нет выбора, как получать тепло, и городская тепловая сеть выступает здесь монополистом. Хотя ее тарифы и сдерживаются властями, в целом любая монополия порочна. Но это проблема экономическая, с технической стороны, я считаю, в Москве например, система центрального теплоснабжения выполнена очень хорошо.

Аварии, как та, что произошла на днях, в основном случаются из-за отдельных ошибок устройства и эксплуатации системы. Зачастую дело в том, что из экономии в ней циркулирует слишком сильно нагретый теплоноситель, а частые перепады его температуры ускоряют износ трубопровода. Но, опять же, существующая теплосеть неплохо себя показывает, и в критической ситуации аварийный участок перекрывают, а теплоснабжение отрезанного района осуществляют через резервные системы отопления (что и произошло на прошлой неделе). Этого достаточно, чтобы не дать разморозиться всем системам отопления пострадавшего района, а заодно и его жителям.

Стоит отметить, что в России децентрализованное теплоснабжение существенно ограничено действующими законами на территориях, где есть центральное. Многие дома с собственными котельными, например, большую часть года все равно подключены к центральной системе теплоснабжения и лишь в отдельные периоды (во время профилактического отключения горячей воды или аварии) включают собственные котлы. Но даже если домовладелец добьется того, чтобы полностью вырабатывать тепло самостоятельно, это приведет только к смене одного монополиста другим - поставщика тепла поставщиком газа или электроэнергии.

Фотографии: обложка – StockphotoVideo – stock.adobe.com 1 – caifas – tock.adobe.com, 2 – Alexander Zamaraev – stock.adobe.com

Притом

союз присоединит. (обычно в сочетании с союзами: «и», «да», «а»).

Кроме того, к тому же.

[Чепракова] была вдова и притом бедная. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.

[Зоя:] Зачем же его [кольцо] продавать за пятьдесят, когда оно стоит сто? Да притом же оно мне дорого: это подарок мужа. А. Островский, Красавец-мужчина.

Я напился. Вода была тепла, но не испорчена, и притом ее было много. Гаршин, Четыре дня.


Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957-1984 .

Синонимы :

Смотреть что такое "притом" в других словарях:

    Притом же …

    ПРИТОМ, союз. Вместе с тем, к тому же, в добавление к тому. Умён, п. очень добр. И притом, союз то же, что притом. Отличный работник, и притом общественник. Притом ещё (и притом ещё, а притом ещё, да притом ещё), союз то же, что притом. Умён,… … Толковый словарь Ожегова

    ПРИТОМ, союз. Кроме того, к тому же, вместе с тем (употр. чаще в сочетании с союзами и, да, а). «При нем мне было бы совестно плакать; притом утреннее солнышко весело светило в окна.» Л.Толстой. Строг и притом несправедлив. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    А еще, вдобавок, вместе с тем, причем, в довершение чего, к довершению чего, кроме того, более того, сверх всего, кроме всего прочего, сверх того, к довершению всего, мало того, в довершение всего, к тому же Словарь русских синонимов. притом см.… … Словарь синонимов

    Притом, союз (он работает и притом учится, но местоим. при том: при том случае) … Орфографический словарь-справочник

    притом - союз Синтаксические конструкции, присоединяемые союзом «притом», выделяются знаками препинания, обычно запятыми. Я хотел было заказать портному, но это совершенные ослы, притом же они совсем небрегут своею работою, ударились в аферу и большею… … Словарь-справочник по пунктуации

    Союз. (присоединяет предл. или чл. предл.). Вместе с тем, к тому же, кроме того. Вещь красивая, п. дорогая. Умён, п. очень добр. Фрукты были спелые, п. их было много. ◁ И притом; да притом; а притом (ещё), в зн. союза. = Притом … Энциклопедический словарь

    притом - союз. см. тж. и притом, да притом, а притом присоединяет предл. или чл. предл. Вместе с тем, к тому же, кроме того. Вещь красивая, прито/м дорогая. Умён, прито/м очень добр … Словарь многих выражений

    притом - союз Он учится и притом работает. Ср. предлог с местоим. при том: При всём при том. При том директоре был порядок … Орфографический словарь русского языка

    притом - прито/м, союз Работа интересная и притом оригинальная. Ср. предлог с местоим. При том: При всём при том … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    Союз К тому же, вместе с тем. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , Тиханов П.Н.. Книга представляет собой репринтное издание 1881 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
  • , Тиханов П.Н.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1881 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…