Стиль югенд в архитектуре. Великолепная Рига: город с самой большой в мире коллекцией зданий в стиле модерн

Если говорить о рижских интересностях, то я должен честно отметить, что воспеваемая многими Старая Рига (Vecriga) в общем-то, слабей своих аналогов – скажем, архитектурно цельного Старого Таллина (Vana Tallinn), оригинального Старого Вильнюса (Senasis Vilnius). Видел я и другие подобные ансамбли – скажем, Любек запомнился. К сожалению, в Старую Ригу было осуществлено немало чуждых и грубых архитектурных вторжений и поэтому многое мне там откровенно «цепляет глаз»; это мы посмотрим попозже.
Зато настоящей жемчужиной Риги, притом совершенно неповторимой, на мой взгляд, является архитектура Belle Epoque – модерн, ар нуво или ещё точней, для этого места – югендстиль . Это не просто единичные здания, это и целые кварталы!
Я бы так охарактеризовал этот феномен: для праздного туриста – это как минимум забавно и интересно; для любителя архитектуры – настоящий Клондайк; а для любителя модерна – полный крышеснос , иначе слова не подобрать! Настолько там оригинальные и очаровательные работы! Можно бесконечно ходить и разглядывать детали, заходить во дворы, искать новые и новые ракурсы, любоваться лепниной, фактурой камня, горельефами и барельефами, пытаясь постичь пропорции и вообще, логику архитекторов. То есть в Ригу можно смело ехать даже из-за одного этого уникального «заповедника модерна». Такого нигде больше не увидишь!

Рижский югендстиль не вполне похож на петербургский или хельсинкский модерн, особенно его ранняя стадия (до 1904 года включительно). Он более «пышный», витиеватый, отличается широчайшим использованием масок, орнаментов и вообще, очень сложных решений. Здания после 1906 года более суровые, серьёзные, близкие к «северному модерну» a-la Хельсинки, когда вошёл в моду т.н. «национальный романтизм». Есть и такие решения, где думаешь, что находишься где-нибудь на Петроградской стороне. А есть и вообще «венецианские» или «мавританские» решения, которые представляют собой смесь мотивов модерна, классицизма и необарокко.
* * *
Некоторые могут спросить – почему же «дыхание Империи»? А потому, друзиа мои, что феномен этот – в том глобальном виде, в котором мы сейчас можем его наблюдать, целиком и полностью обязан экономическому буму Российской Империи конца XIX – начала XX века, когда порт и город Рига привлекал к себе огромные деньги и потоки товаров, являясь пятым по величине городом империи. Если бы этого не было, то несомненные таланты и смелые фантазии архитекторов, конечно, устремились бы в иных направлениях, ведь «свято место пусто не бывает». А в 1914 всё это закончилось. Навсегда. Так что это не просто красивая метафора, а историческая данность.
Впрочем, о феномене и подробностях возникновения рижского югендстиля мы подробнее поговорим в следующей части моего описания, а сейчас я предлагаю вам просто посмотреть эту архитектурную симфонию и проникнуться ею:)

В этой части я покажу образцы архитектуры только с очень и очень небольшой части Риги – улицы Альберта (Alberta iela) и примыкающей к ней перпендикулярно Strelnieku iela. Это самый настоящий концентрированный «музей югендстиля», куда меня привела френдесса elina2106 . Обзору иных зданий в этом стиле и в эклектике, верней того, что я наснимал, будет посвящен следующий пост.
В снимках нам будет несколько мешать снежная пурга; но, увы, других дней у меня в Риге не было, так что все претензии – к погоде:)

Вот она, эта улица Альберта – вид на перспективу.

Alberta, 8. Главный вход.

Этот дракон с «конской» головой поближе.

Шарфик с надписью «1904».

Отчего они кричат? От боли? От возмущения? Чем недовольны?

Alberta, 4. И те самые наверху, помните? Я их показал недавно.
Сейчас тут – вроде – венгерское посольство.

Подьезд дома.

Решение центра фасада.

Детали покрупнее.

Маскароны на фронтоне фасада, крупно.

Ещё одно потрясшее меня архитектурное решение центральной оси фасада.

Смотрите крупнее.
В центре, насколько я понимаю, аллегорический лев? А внизу – чёрт? Обращённые друг к другу профили на синем мне несколько напомнили какого-то римского папу:)

Классика модерна – округлые балкон и окна!

Спускаемся ещё ниже.

И, наконец, решение главного входа в этот замечательный дом!

Alberta, 11.
Образец более строгого строительства, после 1906 – «национальный романтизм». Почти Хельсинки:)

Вход во внутренний двор дома.

Вид изнутри.
Изнутри фасады, конечно, обшарпаны (там, где они наглухо не закрыты). Как и в Питере, разве что немного поаккуратнее. Это - реальность. А то я уже успел услышать в комментах мечтательное «Аххх! Если бы у нас так старину охраняли! Как у них!».

Вид по диагонали на фасад этого замечательного здания. Еле-еле нашел ракурс почти без искажений и широкоуголенья.

Ещё одна интересная особенность местного модерна – широкое использование архитекторами эротических мотивов. Представляю, с каким ужасом глядели на это тогдашние бабушки:)

Вот они покрупнее, барышни-то.
Видите, как изящно? Настоящая Belle Epoque!

Модерн-мотив с бараном. Тоже понравилось.

Здание на Alberta, 13.
Тоже меня сильно впечатлило. Приеду ещё раз и сниму его хорошо и целиком (это весьма непросто), в более благоприятную погоду, а пока – смотрите детали.

Это даже не маскарон, я вообще затрудняюсь определить эту композицию. Симфония архитектуры!

Решение эркера с завершающей его псевдоготической башенкой.

Замечательное здание на углу Alberta iela и Strelnieku iela.
Это, скорей, национальный романтизм, судя по стилю и орнаментам. И никаких уже вам роскошных маскаронов и перетяжеления деталями.

Заскочил в один дворик на Strelnieku iela - и поразился! Я на Петроградке???

Еще одно интересное бело-синее здание. Главный вход.

Балкон - и снова изящные барышни!

Ещё одно замечательное эротическое архитектурное решение. А какие там мрачные и грозные над ними птички, вы только посмотрите! Наверное, сторожат этих красавиц! А узор литья балкона! У меня чуть не зашкалило в глазах от восторга, хорошо фляга с коньяком рядом была:)

PS. Уточнения назначения зданий и номеров домов приветствуются.

Продолжение прогулки по блистательной Риге югендстиля воспоследует.

November 24th, 2015

Наверняка, все кто хоть раз был в Риге или читал о ней, слышал о квартале в стиле Югендстиль, или дома в стиле Ар-нуво (это одно и тоже), так вот я хочу рассказать именно о этом потрясающем месте, квартальчике где находится множество аристократических домов, где каждый может почувствовать эту атмосферу роскоши и невероятно творческих и даже немного безумных идей архитекторов и строителей.



Вообще у меня было дикое нежелание сюда идти, так как стиль ар-нуво я не очень люблю, но как же я была не права. Это очень приятное место, где часами можно рассматривать эти сказочные домики. (а на главном фото посмотрите какая потрясающая дверь)

Немного из истории: Югендстиль или стиль модерн, или ар-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.


Посольство Франции. Raina bulvaris, 9.

Такое огромное количество домов в Риге в Югендстиле связано с тем, что в конце 19 века - начале 20-го в городе была запрещена типовая застройка и при строительстве новых зданий архитекторы могли проявить свою неуемную фантазию. Хотя часто результат их воображения подвергался бурной критике. Но мне кажется эти здания невероятно классные.

Квартал (а точнее множество домов разбросанных на большом участке) начинается как мне кажется с улиц Альберта, Элизабетес, Бривибас , на них находятся наверное одни из самых значимых и самых красивых зданий. (пойдем знакомиться с конца улицы Альберта)

Здание по адресу Alberta iela 13 одно из моих самых любимых. Поэтому с него и начну. Это один из домов Михаила Эйзенштейна на противоположной стороне улицы по соседству с колоритным сооружением в стиле финского национального романтизма (он же северный модерн) - то здание так себе. Вначале рассмотрим очаровательные башенки со шпилями, эркеры, пилястры и фронтон. Интересно было бы посмотреть на башенку изнутри, там наверняка очень уютная комната. На фасаде можно найти и любимейшие французские окна, так часто встречаемые в зданиях модерна, кричащие женские маскароны (почему-то они есть почти на всех зданиях - и они ужасные), напряжённые женские фигуры, черепа, и куча других элементов. А на самом верху три горгоны, в их головах извиваются змеи. В 1998 году здание было куплено и отдано Рижской высшей школе права.


Alberta iela 13. 1904 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

В этом здании сейчас есть ресторан в стиле ар-нуво Alberta 13 , говорят очень даже не плохой, в следующий раз заглянем туда)

А это выдающееся здание по адресу Alberta iela 12, было спроектировано архитектором К. Peksena как личный дом. В разработке принимал участие Е. Laube еще будучи студентом архитектурного факультета. Этот дом необычен своими большими объемами и выразительными силуэтами а также сочетанием разных архитектурных форм: ризалитами, эркерами, балконами, лоджиями, фронтонами, угловой башней и массивными входными порталами. Здесь используются отдельные мотивы архитектурных форм ренессанса и средневековья, но общий образ постройки близок к национальному романтизму. Если присмотреться на окнах нескольких жилых помещений есть витражи с изображениями экзотических растений. В помещении с винтообразной лестницей орнаментальные росписи потолка были отреставрированы в 70-х годах 20 века (жаль что не удалось их посмотреть). На первом этаже до 1907 года была квартира К. Пекшена и его мастерская. На пятом этаже находится квартира - музей художника Розентала и писателя Р. Блауманиса с построенной на чердаке мастерской художника. Это здание трудно не заметить.


Alberta iela 12. 1903 год, архитектор - Konstantīns Pēkšēns.

Здание на фото внизу - считается первым проектом Михаила Эйзенштейна на Alberta iela. Главным элементом является лев символизирующий величие и власть. Гармоничное сочетание белого и голубого цветов на фасаде разделенные пилястрами, женские и мужские маскароны над пилястрами (что-то из египетской мифологии), а также очаровательный эркер в центре (обожаю эркеры), объединяющее два этажа, и балкон на 4 этаже, с окном необычной формы - все это придает зданию неповторимый вид.


Alberta iela 8. 1903 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

А это безумно элегантное здание с огромным симметричным овальным окном на фасаде, находится так же на улице Albertaи построено Михаилом Эйзенштейном, где он, кстати, и жил. Рассматривать сверху: львы, повёрнутые хвостами друг к другу (вроде как должны символизировать неразрешимое противоречие и непрекращающуюся борьбу в человеке). Даже снизу видно, как напряжены большие кошки с оскалившимися мордами и поднятыми хвостами, размером три-четыре метра. Но самое интересное оформление центральной части фасада. Там же, наверху, маскарон с изображением трёх медуз. Кстати, журналисты начала ХХ века угадывали в женских маскаронах, которыми Михаил Эйзенштейн украшал фасады проектируемых зданий, лица популярных оперных певиц. То-то медузы так широко открывают рот, прямо оперную арию исполняют. Впрочем, ни одна певица не подтвердила, что узнаёт себя в маскароне. Три этажа центральной части фасада украшают три разных типа окон. На третьем этаже очень часто встречающийся в модерне тип окна в виде замочной скважины. На первом этаже так называемое промышленное окно, также часто применяемое в архитектуре модерна. Но самое интересное на мой взгляд окн (именно оно цепляет взгляд сразу когда смотришь на здание) - это окно на втором этаже.Такой тип окна называется одна треть, так как охватывает три комнатных пространства: огромное и в то же время изящное окно за строгой решёткой балкона. Хотелось бы пожить в таком пространстве хоть денек - открываешь дверь на балкон, выходишь с чашечкой чая и любуешься такими же красивыми зданиями по соседству. Прелестно! И уже на уровне первого этажа надвратное изображение женский маскарон с крыльями (символизирует что-то о тайном человеческом знании) и ниже по сторонам входа два крылатых грифона.


Alberta iela 4. 1904 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Это следующее здание по улице (сбоку виден даже лев), сейчас реконструируется. Оно мне даже нравится больше чем предыдущие, посмотрите на эти эркеры и арочные французские окна с балкончиками. А на верхних балконах летом цветут традиционные цветы, оживляющие серый фасад здания.


Alberta iela 2. архитектор - Mihails Eizenšteins

В этом здании прежде всего, привлекают внимание четыре орущих скульптуры лица (снова) над входом в здание. А над ними женские фигуры в мокрых одеждах, очень модных на рубеже XIX и XX веков (их условно называют оперными певицами), а у входа лежат ещё две фигуры только на этот раз сфинксов. Но в целом здание, по сравнению с другими на этой улице - весьма скромное, лишь цветовой контраст красного кафеля в простенках между окнами выделяет его на фоне других зданий.


Alberta iela 2a. 1906 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Дальше пройдем на другие улицы. Домик по адресу Strēlnieku iela 4a с фантастически богатым орнаментальным убранством фасада. Вообще как утверждают источники этот дом "является образцом эклектичного декоративного направления югендстиля с чрезмерно разнообразным использованием рельефных элементов в отделке фасадов", наверное так и есть. Если рассмотреть дом вблизи то трудно не заметить такое ослепляющие изобилие украшений, многие формы традиционных исторических стилей пронизывают мотивы югендстиля, и соединяются в разнообразных комбинациях. Изначально в здании располагалась частная школа, а в советское время оно использовалось как общежитие. В 1993-1994 годах здание было перестроено под нужды Высшей экономической школы в Риге. Его фасад был отреставрирован, но к сожалению в отделки помещений сохранились лишь отдельные детали.


Strēlnieku iela 4a. 1905 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Перемещаемся на Elizabetes iela, она же Елизаветинская улица. Если искать ярко выраженный модерн, то с Strelnieku iela надо свернуть налево. Но можно прогуляться десять минут направо до Ausekla iela, чтобы на доме 3 найти Ночного сторожа Форбурга (Форбургом называют уголок Риги с претензией на элегантность, где впервые начали строить доходные дома в стиле модерн и ар-деко).

После изучения зданий на Alberta iela постройки Михаила Эйзенштейна узнаются очень легко: в зданиях присутствуют чёткие симметричные линии и вычурный деко. Вот и на доме 33 на Elizabetes iela. На фасаде много орнаментов, женских и мужских фигур поддерживающих резные балкончики, маскароны, и морды львов.


Elizabetes iela, 33. Декоративное украшение.

Вообще, кроме известных домов Михаила Эйзенштейна, на Elizabetes iela много интересных домов с огромными башнями и шпилями, вычурными фронтонами и необычными окнами. Как в этом домике, например.

Вообще эта часть улицы (где-то с 21 по 7 дом) безумно красивая, с маленькими двориками и кованными заборчиками, газончиком, аккуратно подстриженными кустиками и красивейшими зданиями. Даже не похоже на Ригу, ну вот очень советую там прогуляться (правда осенью и зимой мне кажется там не так красиво как летом), но ради зданий - пройдитесь).

Очень рекомендую обратить внимание на здания Elizabetes iela, 11 и 9. Кстати на улице много посольств и консульств, поэтому район называют посольским. И если говорить о недвижимости, то этот район очень элитный, но при это квартиры можно купить по вполне приемлемым ценам - в среднем 330 тыс. евро за квартиру площадью 120 м.кв.

Это одно и любимых зданий, обожаю такие башенки (хотя кто их не любит).


Elizabetes iela, 9 .

А это здание 1898 года, наверное самое выбивающееся на фоне других. Архитектор Hermann Hillbig. Похоже на маленький замок.


Elizabetes iela, 7.

Или на дом с приведениями. В такую погоду особенно атмосферно))

Ну и в завершении немного дверек, все эти находятся на Elizabetes iela.

Посмотрите какие милые малиновые узорчики над дверью, а какие не менее милые вазоны для цветов.

Надеюсь вы узнали для себя что-то новенькое, и если поедете в Ригу обязательно загляните в этот квартальчик и поизучаете маскароны на зданиях архитектора Эйзенштейна. Ведь я показала только 5-ю часть всей красоты что здесь есть.

Хорошего дня и до скорого))!

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня на блоге Рига Латвия стартует новая рубрика,- Архитектура Латвии . Это первая, вводная статья для новой рубрики. Что интересного будет в этой рубрике? Какими статьями я собираюсь её пополнять? Для начала, в рубрике Архитектура Латвии планирую сделать несколько разделов:

  • архитектура Латвии
  • история архитектуры Латвии
  • архитектура Риги
  • архитектура Юрмалы
  • деревянная архитектура
  • деревянная архитектура Юрмалы
  • деревянная архитектура Риги
  • архитектура различных районов Риги
  • архитектура других городов Латвии
  • архитектура Риги 13 века (с 13 и до 21, отдельно по векам)
  • архитектура Даугавпилса

Почему я решила сделать такую рубрику? Последнее время стала обращать внимание на то, сколько у нас в Риге красивых домов! Часто, проходя или проезжая мимо интересного дома, возникает интерес,- Что за дом? Когда и кем построен? Что тут было раньше и что сейчас? Хорошо, что есть интернет и фотоаппарат. Сначала я делаю несколько снимков заинтересовавшего объекта. Потом ищу информацию в интернете,- что же это за объект, привлёкший моё внимание.

Всё, что связано с архитектурой Латвии, особенно актуально с конца осени, до начала весны. Почему? Рига,- очень зелёный город. Латвия,- пока самая зелёная Европейская страна. Летом листва деревьев скрывает от нас большую часть красоты архитектуры большинства зданий и домов. А сейчас, как раз ещё успеваю начать рубрику Архитектура Латвии.

Кому может быть полезна моя архитектура Латвии? Всем, кто ищет информацию о каком-то здании или доме в Латвии. Возможно, я как раз его успела сфотографировать. Заранее прошу прощения у профессиональных архитекторов! Если вдруг что-то случайно напутаю, то это по незнанию… К архитектуре, истории и даже строительству я не имею ни малейшего отношения. За плечами,- Рижский Медицинский институт. Но, как-то постепенно поняла, что Архитектура Латвии мне очень интересна! :)))

С недавнего времени, я фанат деревянной архитектуры! Как жалко старые деревянные дома, которые были памятниками архитектуры, а сейчас никому не нужны и разваливаются у нас на глазах… Деревянных домов в Риге и Юрмале становится всё меньше и меньше. И как приятно полюбоваться недавно отреставрированным деревянным домиком. Деревянная архитектура Юрмалы деревянная архитектура Риги будут занимать много места в моей рубрике Архитектура Латвии.

А ещё в Риге сохранились старинные усадьбы. Я сначала просто сфотографировала разваливающийся дом, а потом нашла информацию, что это старинная усадьба и памятник деревянной архитектуры Риги:(((Деревянные усадьбы Пардаугавы,- фотографии уже сделала. Осталось,- найти информацию и подготовить статью к публикацию.

Во вторник, по случаю скидок в книжном магазине, купила в Глобусе Большой архитектурный путеводитель по Риге, Янис Крастиньш и Иварс Страутманис. Стала листать. У-у-у… некоторых домов из путеводителя уже не существует… А на том месте у нас будет Замок Света. Некоторую информацию из этой книги планирую использовать в статьях об архитектуре на этом блоге. Особенно фамилии архитекторов и год постройки…. «Lielais Rigas arhitekturas celvedis» . (Извиняюсь за грамматику, на латышский шрифт в кодировке блога перейти невозможно…)

Недавно дочке в школе задали интересное домашнее задание. Написать сочинение на тему: Архитектурные стили в Латвии. Каждый дом в сочинении надо было подтвердить тремя фотографиями:

  • дом в Риге, общий вид зданий
  • табличка на доме с указанием адреса
  • фото автора сочинения на фоне этих архитектурных объектов

Задание интересное! Взяли фотоаппарат, поехали в Старую Ригу, поснимали… А вот разобраться со стилями в архитектуре Латвии нам было сложно. Ведь в архитектуре Риги присутствуют все возможные архитектурные стили, распространенные в Европейских странах, начиная с глубокого средневековья. Пришлось искать информацию. В результате, очень упрощенно, но для начала подойдёт, получились примерно такие данные: Шпаргалка №1.

Архитектура Латвии. Архитектурные стили различных эпох.

  • 13 в. — 16 в. Романизм, готика, ренисанс
  • 17 в. — начало 19 в. Барокко, классицизм
  • середина 19 в. — 1904 г. Эклектизм
  • 1899 г. — 1914 г. Югендстиль
  • 20 в. двадцатые — тридцатые годы,- Функционализм
  • вторая половина 20 века

(Цифры списала из упомянутого выше путеводителя, кому собирается использовать, ссылайтесь на авторов)

Вот, уже кое-какая ясность, проще будет разобраться. Отличная подсказка. Мы, когда искали материал для сочинения, такую не нашли… Разбирали каждый дом по-отдельности… В Архитектуре Латвии нашли вот такие архитектурные стили: Шпаргалка №2.

Архитектура Латвии. Архитектурные стили.

  1. Романизм, романский стиль
  2. Готика
  3. Поздняя готика (неоготика)
  4. ренессанс
  5. маньеризм
  6. барокко
  7. классицизм
  8. эклектика
  9. югендстиль
  10. эклектически декоративный югендстиль
  11. статический югендстиль
  12. национальный романтизм
  13. Art Deco
  14. неоклассицизм
  15. функционализм
  16. неоэклектизм
  17. социалистический реализм
  18. постмодернизм
  19. поздний посмодернизм
  20. деконструктивизм
  21. hight tech

1. Романский стиль.

Самый древний архитектурный стиль 11 в. -12 в. Романский стиль характерен для религиозных сооружений. Присуще монументальность, ясность и рациональность конструкций. Производит впечатление мощности, прочности и приземленности. Массивные, толстые стены, узкие окна. Наследуются признаки римской архитектуры. Характерны полукруглые арки и своды, колонны. Украшения,- скульптурные композиции и фрагменты живописи. Монастыри, замки, крепости, соборы, церкви в романском стиле,- всегда гармонично вписывались в окружающую среду.

2. Готика.

Уже в 13 веке на смену романскому стилю приходит готика.

Готика начала развиваться в католических странах средневековой Европы. Остались в прошлом круглые арки романского стиля, массивные мощные стены и маленькие окошки. На смену пришли арки с заострённым верхом, узкие вытянутые срельчатые окна, узкие, вытянутые башенки и колонны. Фасад зданий богато украшен резными деталями. Многоцветные на стёклах окон. Все элементы готического стиля стараются подчеркнуть вертикаль сооружения. Перекрытия имеют сложное строение. Задача готических соборов и церквей,- как бы приблизить душу человека к Богу. Готические элементы,- вертикали, скульптуры, роспись,- оказывали сильное воздействие на верующих.

Примеры готического стиля в Латвии.

  • Рижский Собор. (R?gas Dome, Домский Собор)
  • Церковь Св. Петра. (Sv. P?tara bazn?ca)
  • Церковь Св. Яна (Sv. J??a bazn?ca)
  • Костел Св. Якова
  • Церковь Св. Иоанна
  • Дом Черноголовых
  • Дом рижского бюргера на Maza Pils (Три Брата в Старой Риге)
  • Церковь Святого Екаба. Сохранила в себе черты готического стиля больше, чем другие церкви.

Готические мотивы, Возвращение к готическим мотивам в XIX-XX веках:

  • Большая и Малая Гильдия
  • Конторский и жилой дома Большой Гильдии

3. Поздняя готика (неоготика)

Англиканская церковь

Очень умную и сложную историческую статью о готическом стиле в архитектуре Латвии прочитала тут. http://www.baltkurort.ru/latvia/publications/gothic/ Пересказать не берусь. Кто интересуется более подробно, почитайте!

Как я планирую писать статьи для рубрики Архитектура Латвии? План такой:

  • фотографирую объект, публикую фото
  • адрес
  • название дома или здания и его функции
  • дата постройки
  • фамилии архитекторов, художников, проектировщиков…
  • архитектурный стиль
  • история здания

Модерн

Викто́р Орта́ . Лестница в Отеле Тассель, Брюссель. Входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
Концепция отказ от симметрии; естественные, «природные» линии; растительные орнаменты; творчество прерафаэлитов
Дата основания 1880-е
Дата распада 1914
Модерн на Викискладе

Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства .

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Термин

В различных странах стиль имел разные названия: во Франции - «ар-нуво» (фр. art nouveau , букв. «новое искусство») или «fin de siècle » (фр . «конец века»); в Англии - «современный стиль» (англ . modern style ); в Германии - «югендштиль» (нем. Jugendstil - «молодой стиль» - по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend ); в Австрии , Чехословакии и Польше - «сецессион» (нем. Secession - «отделение, обособление»); в Шотландии - «стиль Глазго » (англ. Glasgow style ); в Бельгии - «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати» , созданного в 1884); в Италии - «либерти» («стиль Либерти »); в Испании - «модернизмо» (исп. modernismo ); в Нидерландах - «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии - «еловый стиль» (style sapin ); в США - «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России - «модерн».

Описание

Появление

В 1860-1870 годы в Европе главенствовало направление историзма , которое заключалось в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому своё творчество объединяло другие художественные течения и школы в разных странах. В результате в 1880-е годы в работах ряда мастеров начал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял историзму новые художественные приёмы.

Родоначальником модерна считается Англия - старейшая страна капитализма. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов» , философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса , получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре . Моррис создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики .

В европейских странах появлялись художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа » во Франции, «Мир искусства» (1890) в России .

Хронология

Период развития модерна: конец 1880-х - 1914 годы - начало первой мировой войны , оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы .

Условно выделяют 3 этапа развития стиля:

Классификация

Разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя различные направления и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается историзм и начинается модерн, и где заканчивается модерн и начинается ар-деко .

Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм: неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем , который относился к периоду историзма).

Исполнение

Наиболее заметная особенность модерна - отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых, как подражание природным формам растений. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В формах модерна преобладал - отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки - цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Для интерьера характерны сочетание плоскостей, изогнутая мебель; в отделке - наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Конструкции стиля - часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Окна - прямоугольные, вытянутые кверху, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» - широкие, наподобие витрин . Двери стиля модерн - прямоугольные, часто арочные плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные .

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

    Дверная ручка в стиле модерн. Берлин, Gutzkowstr. 7.

    Глиняная расписная тарелка с лилиями художника Амальрика Вольтера.

    Окна парижского дома по улице Champ de Mars №33. Архитектор Октав Ракин.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок , на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х годах значение модерна начало угасать.

Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии , ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи . Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Предмодерн

Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом . Это течение формировалось в разные годы, в разных странах и различными художниками, как правило, не знавшими друг друга, но связанными общими идеалами и идеями. Направления модернизма не были связаны с национальными традициями стран, в которых они развивались. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Ярким примером такого несоответствия может служить Эйфелева башня , которая, по мнению интеллигенции того времени, совершенно не вписывалась в архитектуру Парижа и вызвала бурю негодований. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму . Первыми модернистами были художники, творившие на рубеже конца XIX века, которые считали, что духовная революция, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира, требовала отказа от социально-политического радикализма. Новой идейной платформой стала духовная революция как качественно новое сознание, новое жизнепонимание. В её основе лежали интуитивизм А. Бергсона и Н. Лосского , феноменология Э. Гуссерля , психоанализ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга , экзистенциализм Сёрена Кьеркегора , Мартина Хайдеггера , Карла Ясперса , Николая Александровича Бердяева и др. Теоретическую основу будущего стиля сформулировал Уильям Моррис , однако развитием идей раннего модерна занимались многие художники эпохи предмодерна .

Модерн в архитектуре

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл , бетон , стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру , который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы - лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861-1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки - всё проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар , создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро .

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл испанский архитектор Антонио Гауди . Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Галерея

    Casa Fenoglio-La Fleur (1907), Италия

Живопись модерна

На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм , который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.

Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала «Понт-авенская школа » с Полем Гогеном . В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.

Галерея

Графика модерна

Графика стала той областью, из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля, и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. К особенностям этого дизайна, появившегося в 1883 году, относятся цвета и сильно изгибающиеся стебли и листья в монохромном исполнении. Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво .

В конце XIX века сформировался тот вид графики, который принято называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. Тираж издания мог составлять несколько тысяч оттисков .

Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина Обри Бёрдсли , немцев Томас Гейне , Г. Фолегера и русских мастеров Александр Бенуа и Константина Сомова . Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).

Первыми модернистами во Франции стали ученики Гогена, а в Англии - последователи «прерафаэлитов».

Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли - автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга ». Графика Бёрдсли - классика модерна. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Для света - белая бумага, для тьмы - черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона» .

В России большую роль в становлении плаката сыграли мастера объединения «Мир искусства ». Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством.

Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщённый рисунок, резкие контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые .

Германия

Мастера немецкой графики искали новые технические приёмы. К таким новшествам можно было отнести рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием её белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной тёмной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому .

Галерея

Скульптура модерна

Основные черты скульптуры стиля модерн - это возвращение к «природным» линиям. Характерны текучесть и динамизм форм, «внутренняя энергия». Скульптура модерна декоративна, ее предназначение украшать пространство, подчинять его единому ритму. Среди скульпторов модерна особо выделяют двух французских мастеров: Огюста Родена и Аристида Майоля .

Среди десятка работ Родена самая известная - «Мыслитель» . В своих работах он прославляет великую силу любви, её красоту и бессмертие. Другие его известные работы: «Первый поцелуй», «Вечная весна», «Поэт и муза».

Галерея

    Скульптура Танец с шарфом Агатона Леонарда

Ювелирное искусство модерна

Для ювелирного искусства эпохи ар-нуво наиболее характерны такие общие черты стиля, как: использование плавных, естественных линий, подражающих форме листа или волны, избегание прямых геометрических форм, использование приглушенных пастельных и матовых цветов и материалов. Не отказываясь от золота, ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал , лунный камень , бирюза , а также жемчуг, эмаль, слоновую кость. Бриллианты и другие драгоценные камни используются в изделиях ар-нуво преимущественно в качестве вспомогательных декоративных элементов. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы.

Среди наиболее выдающихся ювелиров эпохи модерна можно отметить Жоржа Фуке , Тиффани и Рене Лалика .

Галерея

    Кулон с нимфой, Masriera&Carreras. Золото, серебро, эмаль, бриллианты, сапфиры.

Интерьер модерна

Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль - это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне . Интерьер строился на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорировались, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены оформлялись более красочно, занавеси делали светлыми .

Галерея

    Павлинья комната, Лондон

- (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля модерн … Современная энциклопедия

- (нем. Jugendstil) немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала Югенд (основан в 1896) … Большой Энциклопедический словарь

- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля модерн. Произошло от названия мюнхенского журнала Jugend , пропагандировавшего… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 2 модерн (5) стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Югендстиль - (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля “модерн”. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (нем. Jugendstil), немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала «Югенд» (основан в 1896). * * * ЮГЕНДСТИЛЬ ЮГЕНДСТИЛЬ (нем. Jugendstil), немецкое название стиля «модерн» (см. МОДЕРН) , от названия мюнхенского журнала «Югенд»… … Энциклопедический словарь

- («Югендстиль») принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому искусству наименование стиля «Модерн». Произошло от название мюнхенского журнала «Jugend» (1896), пропагандировавшего этот стиль … Большая советская энциклопедия

- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля «модерн». Произошло от названия мюнхенского журнала «Jugend», пропагандировавшего этот… … Художественная энциклопедия

- [дэ], а; м. [франц. moderne новейший, современный] 1. В изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 начала 20 в.: направление, противопоставлявшее себя эклектическому искусству предшественников, стремившееся к эстетической… … Энциклопедический словарь

Запрос «Динабург» перенаправляется сюда; о футбольном клубе см. Динабург (футбольный клуб). Город Даугавпилс латыш. Daugavpils Флаг Герб … Википедия

Книги

  • Журнал "Jugend" . 1896, №№ 1 - 52 , . Мюнхен, 1896. Издательство: G. Hirth"s Verlag in Munchen and Leipzig. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. "Югенд" - Мюнхенский еженедельник искусства и жизни - немецкий (баварский)…
  • Стиль модерн , Леньо, Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство -в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизмо -в Испании и его…