Значение терский, город в энциклопедии брокгауза и ефрона. Города «китайския» и «белыя» Китай-город, Белый город и Бульварное кольцо

1567 год - 440 лет назад основана первая русская крепость "Терки" на левом берегу Терека у слияния с Сунжей. Её построили по указу царя Ивана Грозного для "бережения" владений царского шурина, кабардинского князя Мамстрюка. Первыми защитниками крепости стали казаки

1577 год - 430 лет назад было основано Терское казачье войско

В отличие от Кубанской или Семиреченской казачьих областей, на Терек и Сунжу не переселяли казаков по указам. Они проживали здесь ещё задолго до вхождения края в состав России. В XII-XIII веках часть кабардинцев (на Руси их называли "черкасы") кочевала на Днепре (на месте их стоянки основан город Черкассы) и в пределах Рязанской земли. На Руси они крестились, стали православными. После Батыева нашествия черкасы вместе со многими русскими уходят к своему народу на Северный Кавказ, в Пятигорье. После отхода полчищ Тимура с Терско-Сунженских равнин, где было истреблено всё тюркское и аланское население, сюда переселяются пятигорские кабардинцы. На месте бывшего золотоордынского улуса возникают кабардинские княжества. О пятигорских черкасах (кабардинцах) царь Иван Грозный напишет своему послу Вакшерину: "они были холопами наших рязанских предков… и бьют нам челом". Кабарда добровольно вступает в подданство Русского государства. В самом конце XV века на Сунжу переселяются жители удалой станицы Червлёный Яр с Рязанской Украины (на границе с Диким Полем), сбежавшие так далеко от притеснений и податей московских воевод. После взятия Казани и Астрахани - прибывают донские и волжские казаки. Переняв от единоверных в те времена кабардинцев их внешний вид (одежду) и некоторые обычаи, казаки сохраняли в чистоте русский язык и старую веру. А малочисленные вайнахи (чеченцы и ингуши) веками наблюдали из своих неприступных горных районов за кровавыми боями на равнинах между полчищами кочевников, золотоордынцев, отрядами дагестанцев, кабардинцев, крымских татар, ногайцев, калмыков и гребенских казаков. Вайнахи ждали своего часа. В середине XVII века гребенские казаки объединяются в одно войско с терскими и начинают переселяться ближе к Тереку. В 1712 году по указу Петра I гребенцы окончательно переселяются на левый берег Терека, где сооружается оборонительная линия для защиты южных границ России. А земли казаков на Сунже занимают чеченцы. Русские воеводы помогают им освободиться от данничества кабардинским князьям, которые после принятия ислама стали союзниками турок. Но до 1783 года чеченцев не допускали к правому берегу Терека. Лишь поверив их клятвам "вечно и верно служить России на передовых постах Терской Линии", - им разрешают жить осёдло на правобережье Терека. Но скоро участились случаи захвата людей и грабежей на левом берегу! Не в интересах чеченцев было предупреждать казаков о нападениях абреков. Горцы не только укрывали разбойников, но и служили у них проводниками. И только через 30 лет новый наместник Императора, проконсул Кавказа, генерал Алексей Петрович Ермолов исправляет эту ошибку. Казаки опять поселяются на Сунже, строят новые станицы вблизи заросших валов и насыпей, остатков разорённых городков своих предков - гребенских казаков. От поголовного выселения сунженцев спасает то, что новые хозяева бывших казачьих станиц - чеченцы и ингуши не могли так умело, как казаки, сеять и убирать хлеб, ухаживать за землёй. Они три года "не пахали и не сеяли", а лишь пасли свои стада на бывших казачьих полях. В 1918-1920 годы часть сунженских казаков депортируют.

Обратимся к новейшей истории. 50 лет назад в очередной раз дала о себе знать советская традиция решать национальные и экономические проблемы за счёт русского населения. В 1957 году восстановленной Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) передают земли трёх ставропольских степных районов на левом берегу Терека: Наурского, Шелковского и Каргалинского - 5,2 тыс. кв. км, 80 % населения - русские. О жителях этого края писал Лев Толстой в повести "Казаки": "Красивое и богатое русское население, называемое гребенскими казаками". Ныне русских в этих районах 7-10 %, остальные - чеченцы, которые до 1957 года здесь вообще не проживали. Равнины правобережья Терека, и берега Сунжи - древняя земля казаков. Это нетрудно доказать, ведь своих умерших родственников переселенцы-чеченцы перевозили на погребение за Терек или в горы - к могилам предков. Об этом следует напомнить, учитывая искажения фактической истории Чечни в самой Чеченской Республике!

В 1957 году уступку левобережных районов объяснили так: "они экономически тяготели к промышленному городу Грозный". - Знакомое утверждение предателей интересов русского народа. Крымская область РСФСР также "тяготела" к близкой промышленности Украины. В итоге - русский Крым потерян Россией! В 1927 году и чеченские аулы начали "тяготеть" к ранее презираемому горцами городу Грозный. Происходит "братское слияние Чечни, Грозного и Сунжи", после активной деятельности ОГПУ и лживо-успокоительных речей "всероссийского старосты" Михаила Ивановича Калинина на его встречах в станицах. Отдельные, русский по населению Грозненский, и казачий Сунженский округа, войдут в состав Чеченской АО, её территория удвоится, а её центром станет город Грозный. И сразу начнётся отток населения станиц за Терек, в Ставрополье. Но и там их "достанут", и через 30 лет, в 1957 году, вновь "сольют" в Чечню. При очередном увеличении численности русского населения в Чечено-Ингушетии, после присоединения к ней русских районов, в Кремле надеялись, что это усилит влияние центра на общественную жизнь автономии. В 1957 году ЧИАССР "компенсируют" её территориальные потери, ведь ранее часть Пригородного района (0,98 тыс. кв. км) отдали Северной Осетии, руководство которой наотрез отказалось вернуть эти земли, населённые до 1944 года ингушами. В Москве решили не рисковать, - знали нравы и обычаи вековых соседей: осетин и ингушей. Их совместное сосуществование могло привести к обоюдным погромам даже в советское время. В том же 57-м в Дагестане не восстановят Ауховский автономный район, где до депортации 1944 года проживали чеченцы-аккинцы. Вернувшихся на родину аккинцев расселили в других дагестанских районах, в том числе Кизлярском, переданном из Ставрополья - исторической земли терских (низовых) казаков. Другое дело - миролюбивое и терпеливое русское население. Оно поможет решить проблему. Помогло! ЧИАССР получает территорию, в пять раз превышающую утраченную (5,2 тыс. кв. км вместо 0,98 тыс. кв. км). Сейчас об этом "подарке" не вспоминают в Чечне, отделившейся от Ингушетии, и забывают борцы за права народов!

В Ичкерии переписали историю республики. При Дудаеве расправились с историками из Грозненского университета во главе с профессором Виталием Борисовичем Виноградовым. Их обвинили в том, что они "удревнили историю гребенского казачества, а границу поселений казаков передвинули к самой подошве Кавказских гор". Чеченцев - учеников профессора Виноградова - объявили предателями - "оседлали казацкую лошадь". Научных контраргументов у гонителей не было, кроме пещерной ненависти. Историки покинули Чечню. Но историю переписать невозможно. Чеченский историк и этнограф XIX века Умалат Лаудаев отмечает, что "когда чеченцы еще жили глубоко в горах, в Ичкерии, то русский уже был отцом ("хозяином") равнины". Он же уточняет: аул Урус-Мартан возник на месте казачьего города Мартыново. А в Северной Осетии можно прочитать в местных учебниках истории такую информацию. "На V съезде народов Терека (май 1918 года) глава осетинской делегации, большевик Симон Такаев отметит, что только под охраной русских осетины, чеченцы и ингуши смогли в свое время спуститься на плоскогорье".

Больно наблюдать, как зарубежные и российские сострадатели, бедствиям исключительно чеченского народа, а не горестям и лишениям всех наций и народностей Чечню населяющих, не замечают масштабов трагического исхода из региона русского и русскоязычного населения. Уехало около 400 тыс. человек! Ныне в этих субъектах Российской Федерации русских осталось около 15 тыс. чел. Федеральной программы помощи русским беженцам нет, Москва поручает это Грозному! Не планируются и отдельные мероприятия по возвращению изгнанных с родины терчан. Хотя бы в левобережные районы Терека. Ведь часть населения этого края готова вернуться под гарантии их защиты со стороны комендантских рот, составленных из контрактников - казаков. Но сегодня эти роты отправляют за Терек или в Ичкерию, на их место прибывает спецназ МВД Чечни, где много амнистированных бандитов.

Когда же закончится трагедия русского населения в Чечне и Ингушетии? Синдром чеченского терроризма очень напугал российскую власть. А вопли правозащитников подсказывают выход: все русские должны уехать из Чечни - это не их земля. Старый лозунг "Нет народа - нет проблемы".

Поскольку исход русского и казачьего населения из Чечни, Ингушетии и Дагестана превысил порог обратимости, то сегодня вернуть их к родным очагам возможно только при наличии федеральной программы! Она должна способствовать безусловной защите жизни, здоровья и гражданских прав русского населения. А тем, кто восторженно рукоплещет исполнителям песни "Как на быстрый Терек, на широкий берег вывели казака сорок тысяч лошадей…" напоминаем, что в Ставрополье остался лишь небольшой участок Терского берега - 40 км (протяжённость р. Терек - 623 км). Лишь в Ставрополье и Северной Осетии в праздники казаки выводят своих лошадей на Терский берег! А в Дагестане и Кабардино-Балкарии не всегда!

Значение ТЕРСКИЙ, ГОРОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ТЕРСКИЙ, ГОРОД

(Терки) ? бывший город, в нынешней Терской обл., на левой стороне реки Старого Терека, к СВ от г. Кизляра (на 10-вер. карте Кавказского края значится под именем "быв. креп. Трехвальный городок Терской"). Основан в 1573 г. волжскими казаками, поселившимися здесь и получившими название терских казаков. Впоследствии Т. сделался важным опорным пунктом русских и в 1646 г. был сильно укреплен; при Петре Великом большая часть гарнизона и жителей переведена в другие вновь воздвигнутые русские крепости, а самый город обращен в небольшой редут на 200 человек и вскоре потом совершенно оставлен. Валы существовали до конца XVIII в.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТЕРСКИЙ, ГОРОД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТЕРСКИЙ, ГОРОД
    (Терки) — бывший город, в нынешней Терской обл., на левой стороне реки Старого Терека, к СВ от г. Кизляра (на …
  • ГОРОД в Словаре воровского жаргона:
    - пpомтоваpный …
  • ГОРОД в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть себя во сне в незнакомом городе - означает; что печальный повод послужит тому, что Вы смените свои занятия, образ …
  • ГОРОД в Однотомном большом юридическом словаре:
    - населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сферы сельского хозяйства. отнесение населенного пункта к категории г. оформляется в …
  • ГОРОД в Большом юридическом словаре:
    - населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сферы сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории "Г." оформляется в …
  • ТЕРСКИЙ
    357810, Ставропольского, …
  • ТЕРСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    356828, Ставропольского, …
  • ГОРОД в Словаре финансовых терминов:
    населенный пункт, имеющий статус города, характеризуется, как правило, значительной численностью населения, основную часть которого составляют рабочие, служащие и члены их …
  • ГОРОД
    ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. - Москва …
  • ГОРОД в Словаре экономических терминов:
    РЕЗЕРВНЫЙ - см РЕЗЕРВНЫЙ …
  • ГОРОД в Словаре экономических терминов:
    ОТКРЫТЫЙ - см ОТКРЫТЫЙ …
  • ГОРОД в Словаре военно-исторических терминов:
    — в древней Руси так называлось всякое крупное жилое место, окруженное оборонительной …
  • ГОРОД в Большом энциклопедическом словаре:
    населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории "город" оформляется в законодательном порядке; …
  • ГОРОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    крупный населённый пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры. …
  • ГОРОД в Современном энциклопедическом словаре:
  • ГОРОД в Энциклопедическом словарике:
    населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории город оформляется в законодательном порядке …
  • ГОРОД в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. -а, -ов, м. 1. Крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Портовый г. За. городом …
  • ТЕРСКИЙ
    Т́ЕРСКИЙ ХРЕБЕТ, в Предкавказье, на правобережье р. Терек. Дл. 165 км, выс. до 701 …
  • ГОРОД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃОРОД, насел. пункт, жители к-рого заняты, как правило, вне с. х-ва. Отнесение насел. пункта к категории Г. оформляется в законодательном …
  • ГОРОД
    (Urbs, Burg, Wick или Weich, Stadt, City, Cite) ? c лово это издревле обозначало поселение, искусственно укрепленное оградою или валом …
  • ТЕРСКИЙ
    те"рский, те"рская, те"рское, те"рские, те"рского, те"рской, те"рского, те"рских, те"рскому, те"рской, те"рскому, те"рским, те"рский, те"рскую, те"рское, те"рские, те"рского, те"рскую, те"рское, те"рских, …
  • ГОРОД в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    го"род, города", го"рода, городо"в, го"роду, города"м, го"род, города", го"родом, города"ми, го"роде, …
  • ГОРОД
    Москва как …
  • ГОРОД в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Роман У. …
  • ГОРОД в Словаре синонимов Абрамова:
    столица, крепость. См. житель, место || ни к селу, ни к городу, съездить Харьковской губернии в город …
  • ГОРОД в словаре Синонимов русского языка:
    аба, абадан, абаза, абай, абакан, абиджан, абу-дабийский, автоград, агадир, агартала, агдам, агео, агидель, агра, агридженто, агрогород, агрыз, агуаскальентес, адана, аддис-абеба, …
  • ГОРОД в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) а) Крупный населенный пункт, являющийся административным, промышленным, торговым и культурным центром района, области, округа и т.п. б) …
  • ГОРОД в Словаре русского языка Лопатина:
    г`ород, -а, мн. -`а, …
  • ТЕРСКИЙ
    терский (от …
  • ГОРОД в Полном орфографическом словаре русского языка:
    город, -а, мн. -а, …
  • ТЕРСКИЙ в Орфографическом словаре:
    т`ерский (от …
  • ГОРОД в Орфографическом словаре:
    г`ород, -а, мн. -`а, …
  • ГОРОД в Словаре русского языка Ожегова:
    крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр Портовый г. З- городом жить (в пригородной местности). З- город поехать …
  • ГОРОД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории «город» оформляется в законодательном порядке; …
  • ТЕРСКИЙ
    терская, терское. Прил. к Терек (река). Терские …
  • ГОРОД в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    города, мн. города, м. Крупный населенный пункт, управляемый по особому положению, административный, промышленный и торговый центр. Важнейшие города РСФСР - …
  • ГОРОД в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    города, мн. города, м. (спорт.). 1. Вычерченный на земле прямоугольник, в пределах к-рого расставляются городки, рюхи. 2. В различных подвижных …
  • ГОРОД в Толковом словаре Ефремовой:
    город 1. м. 1) а) Крупный населенный пункт, являющийся административным, промышленным, торговым и культурным центром района, области, округа и т.п. …
  • ГОРОД в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ГОРОД в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. 1. Крупный населенный пункт, являющийся административным, промышленным, торговым и культурным центром района, области, округа и т.п. отт. разг. …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1598—1671) — митрополит астраханский и терский. Убит казаками Васьки Уса, оставленного в Астрахани Стенькой Разиным.Ср. статьи в "Духовной Беседе" (1873 …
  • ИОСИФ, МИТРОПОЛИТ АСТРАХАНСКИЙ И ТЕРСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1598?1671) ? митрополит астраханский и терский. Убит казаками Васьки Уса, оставленного в Астрахани Стенькой Разиным. Ср. статьи в "Духовной Беседе" …
  • ХЛЕБ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-06 Time: 11:23:49 = Б = * Барам косим, а себе хлеба просим. * Баснями закрома не наполнишь. * …
  • в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    Терский, Ставропольского, …
  • в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    Терский, Ставропольского, …
  • БРЯНЦЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • БРЯНЦЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Типичный пример «географической» фамилии - ее получали выходцы из города Брянска, так же как Брянский, Брянцов, Брянчанинов, Брянчининов, Брянчинов, Брянчиновский, …
  • ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Харитонов) (+ 1607), архиепископ Астраханский и Терский, святитель (местночт.). В миру Феодот, сын …
  • АЛМАЗЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    в мифологии ингушей и чеченцев злые лесные духи, преимущественно в женском облике; бывают и необычайно красивыми, и безобразными, отличаются огромным …
  • СТЕФАНОВСКИЙ ПАВЕЛ ФЛОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Стефановский (Павел Флорович, 1860 - 1896) - общественный деятель и писатель, уроженец Харьковской губернии, воспитанник Московского технического училища и Ново-Александрийского …

Последний входивший в состав Астраханского края Терский город, или Терки, по своей значимости и величине долгое время занимал второе место после Астрахани. Созданный еще в XVI в. по просьбе грузинских и кабардинских князей, искавших у России защиты от Турции, он был поставлен на скрещении путей, ведущих на юг - в Дагестан, Персию и страны Закавказья, на запад - к Черноморскому побережью, на северо-запад - к Азову и на Дон, на северо-восток - к Астрахани. Подобное местоположение делало его военно-стратегическим и торговым пунктом южной окраины Русского государства. Правительство придавало большое значение Теркам и как центру, через который оно имело возможность следить за обстановкой на Северном Кавказе и бороться за укрепление своего влияния в этом районе.

За время существования Терки неоднократно переносились с места на место. В 1669 г. из-за «потопления города морскою водою» новый город был поставлен недалеко от старого места, «на Копани» - участке дельты, где производили, но потом забросили работы по устройству канала, для направления русла Терека к городу. Там он находился до весны 1708 г., когда в ходе неожиданного набега кубанских татар, был разграблен и сожжен. Этот набег нанес Теркам очень тяжелый удар и причинил населению огромный ущерб. Местный священник Ф. Яковлев, пытаясь перевестись в другое место, в челобитной митрополиту сообщал о набеге интересные подробности. Он писал: 12 февраля 1708 г. ночью «за полтора часа до свету пришли на город Терек неприятельские люди и город Терек - жилье все и церкви выжгли и разорили и всякую церковную утварь, ризы и книги, все побрали без остатку московских стрельцов жен и детей, неприятельские люди многих побрали в плен, а которые остальные ушли было в Кремль, и те стрелецкие жены и дети многие в голоду померли, а остальные уехали в Астрахань». Ф. Яковлев упоминает также, что в военное время «приял от неприятельских людей многие налоги и скорби с служилыми людьми на градской стене». Упоминание о разгроме Терок есть и в деле о разводе терского стрельца К. Агрыжана, женившегося в четвертый раз без разрешения митрополита. Объясняя свой поступок, К. Агрыжан заявил, что его третья жена «в прошлом 1708 г. от воровских черкас в осадное время от глада умре».

Разрушение города.
Из-за разрушения города последовало решение вновь перенести его на новое место. Старое городище было оставлено, и крепость возведена на взморье. 21 декабря 1708 г. генерал К. Ригмонт, руководивший ее постройкой, доносил, что «новопостроенный де город Терек на означенном острову строить зачато и линию Малому и Большому городу, смотря по местам, по размеру положили и ров под тою линиею около Малого города, для опасения неприятельских людей, скопали, и из старого города Терека соборную церкву возят в той новопостроенной город Терек. И та церковь будет построена в скорых числех». 29 января 1709 г. новый собор был освещен. Были сооружены и другие здания. В деле стрельца Агрыжана упоминается, например, «в новом городе Терке Камышечная часовня».

В 1726 г., в результате трансгрессии Каспийского моря, город, называвшийся теперь Терским редутом, подвергся затоплению. После наводнения основная часть его населения была переведена во вновь основанные на Северном Кавказе крепости св. Креста и Сулак, а Терский редут сохранили только как чисто военное укрепление.

Морской путь, соединявший Терки с Астраханью, протяженностью в 300 верст был, по словам Ф. Соймонова, хорошим. «До Терека удобно можно ходить водяным путем на малых и на больших судах - на пути чрез Каспийское море нет никакой опасности, потому что ходят вдоль берегов, где много есть заливов и гаваней для малых судов, особливо когда езда чинитца среди лета», - писал он.

Существовала и сухопутная караванная дорога. Но она шла безводными степями, и путь по ней, особенно в летнюю жару, был весьма тяжелым. Караваны, отправлявшиеся по ней, шли с проводниками и охраной, так как могли подвергнуться нападениям.

Отдаленность Терок.
Отдаленность Терок от других русских городов, сложность его снабжения и постоянная напряженность местной обстановки замедляли темпы его роста. Но в период расцвета, до нашествия кубанских татар в 1708 г., Терки был оживленным городом с пестрым населением, с посадом и большим гарнизоном. При его основании туда были переселены из России 1500 человек, а затем еще 500 человек. В 90-х гг. XVI в. у города поселились кабардинские князья К. Каодбулатов и С. Енгалычев со своими подданными, вытесненные с занимаемой ими ранее территории в ходе внутренней борьбы в Кабарде. К 1740 г. в основанной ими Черкасской слободе числилось 175 дворов. По соседству с ней возникли Новокрещенская слобода, образованная крестившимися переселенцами из разных районов Северного Кавказа, и Окоцкая слобода, населенная выходцами из северной части Дагестана. .0 семей окочая переселились под Терки в конце XVI в. Имелась под городом и Татарская слобода. Проезжавший через Терки купец Ф. Котов отмечал, что нерусские слободы уже тогда были «велики».

В момент перенесения города в 1769 г. в нерусских слободах Терок насчитывалось более 1000 дворов. Известно также, что в состав городского гарнизона входили тогда 500 местных стрельцов, в добавление к которым ежегодно присылали 500 «годовалыциков» из других городов. Сведений о численности других категорий русского населения Терок нет, но известно, что перенесение построек и строительство новых стен осуществляли все терские жители, среди которых были не только служилые люди и «иноземцы», но и люди «жилецкие».

Необходимость представленного краткого материала обусловлена тем фактом, что сегодня на различных северокавказских порталах и сайтах предпринимаются попытки представить различные «вольные» толкования истории Терского казачества. «Шедевром» здесь является материал Сайта «Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений» (г. Москва) под названием «История терского казачества», в котором имеется масса различных сведений. Нет там только одного - истории Терского казачества.
Следует отметить, что казаки Терека свою историю знают и никому не позволят эту историю переписывать.

«500 лет Терскому казачеству»
(краткий обзор первоисточников)

На голландской «Карте России», изданной в 1613 году Гесселем Герритсом, на юге страны обозначены реки Терек, Сунжа, Аксай, а также указаны населенные пункты под названиями: «Андрей», «Тюменский», «Койсу», «Сунжа». При этом, городок «Сунжа» обозначен на левом берегу реки Сунжа, как раз на том месте, где через двести лет расположился город Грозный.
О чем же здесь идет речь?
1395 год. Тамерлан разбил войска хана Тохтамыша на берегу Терека.
Придворный дипломат Тамерлана Иоганн де Галони-Фонтибус перечислил христианские народы Северного Кавказа: «В этой стране много христиан, а именно: греки, армяне, …… русские, черкесы, …..».
Польский историк Меховский (примерно 1500 год) так описывает Северный Кавказ: «В давние века у реки Танаис (Дон) …. народы были совершенно уничтожены …. Дальше к югу есть еще кое-какие остатки черкесов. Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку - русские».
Вот как раскрывает понятие «черкес» современник Петра Первого Дмитрий Кантемир: «Все украинские казаки по-русски называются черкасами…».
Не случайно первой столицей донского казачества был Черкасск, а позже Новочеркасск. Фамилия «Черкасов, Черкашин» среди казаков весьма распространенная.
Таким образом, на голландской карте обозначено расселение русских или казаков, которых тогда называли «черкасами».
Историк и этнограф Умалат Лаудаев в своей книге «Чеченское племя» (издана в 1872 г.) утверждает следующее:
«В преданиях чеченцев говорится, что на плоскости Чечни господствовали разновременно ногайцы, русские и калмыки. Надо полагать, что с основанием Золотой Орды татары завладели плоскостью Чечни.
Орда ослабела... Нет сомнения, что русские …. зашли и в Чечню, вытеснили из нее ослабевших татар и поселились в ней.
И теперь... свежи чеченские предания, в которых говорится, что в то время русский сделался отцом страны и что телега русских взошла на горы».
Далее, Лаудаев пишет: «В прошедшие времена … матушка … русская ….. ходила одна по черным и лысым горам».
Кто помнит «Физическую карту Чечено-Ингушской АССР», там «Черные горы» были обозначены. Это предгорья отрогов Главного Кавказского хребта, поросшие густыми темными лесами, там, где заканчивается равнина. «Черные горы» начинаются к востоку от сегодняшней Назрани, располагаются южнее Бамута, Урус-Мартана, в районе Улус-Керта и Красного Ведено.
А «лысые горы» - это так называемые «гребни» - Терский хребет, где нет леса.
Лаудаев делает вывод: «Из этого видно, что русские были тогда не временными посетителями Чечни, …… но жили оседло, …... Названия реки и аула Урус-Мартана (Орсай Мартан, то есть россиянин Мартын) и другие подтверждают этот факт». Конец цитаты
Граждане современной Чеченской Республики подтвердят, что с незапамятных времен рядом с их предками жили казаки. Не случайно всех русских они называют «хаски», что собственно и есть немного измененное слово «казаки». Всем русским чеченцы говорят «Здорово!» вместо «Добрый день», потому что хорошо знают традиционное казачье приветствие «Здорово ли дневал, казак?».
Город Грозный в речи и в титрах местного телевидения так и называется: «Сунжа-город», то есть также, как на голландской карте России времен Ивана Грозного.
Вот что писали терские (гребенские) казачьи старшины, когда через много лет переселились уже на левый, северный берег Терека: «О службе дедов и отцов наших и о начале заведения нашего войска в давних годах, еще по ту сторону Терека, на реке Сунже, на горах по гребням, от чего мы и название свое получили, за неимением тогда у нас письмоводства подробно справиться нам не по чему..».
В царских дипломатических архивах казаки Сунжи и Терека упоминаются как местные жители с 16 века (в 1567, 1577, и так далее).
Если к перечисленным годам гребенские казаки уже давно жили «на Сунже» и даже успели забыть, как их предки там оказались, значит, они появились там за много поколений до этого.
Об этническом типе гребенских казаков можно говорить отдельно. В разные периоды к ним присоединялись и кавказцы, и монголы (калмыки) и тюрки (ногайцы). Ясно одно: родной язык их был русский, вера православная, обычаи и быт имели самые что ни на есть русские и даже более северорусские, чем южнорусские.
В усадьбе станичного казака обязательно была сакля. Но, отдельный дом для приема гостей выглядел типично по-северорусски, имел высокую острую крышу, резной конек, резные ставни, делался из имитации бревен кругляком наружу и назывался - «изба». Объяснить это нельзя ничем иным как тем, что это - глубокая народная традиция, которая нигде более на Кавказе не встречалась.
По мнению профессора Виталия Борисовича Виноградова, большое переселение русскоязычного населения на Северный Кавказ произошло в период 1480-1490 годы. Откуда было переселение - это отдельная тема.
Таким образом, гребенская казачья община на Тереке и Сунже, на гребнях и Черных горах развивалась в течение многих поколений, примерно с 1500 года.
При этом, на протяжении нескольких сот лет каких-либо серьезных территориальных конфликтов с другими окружающими народами не было отмечено.
Далее, 1552 год. Иван Грозный взял Казань.
В том же году «пятигорские черкасы», жители «Пятигорья» направили в Москву депутацию, прося помощи против общего врага - Крымского хана. Делегация вернулась, сопровождаемая царским послом Щепотевым. С этого года налажено постоянное дипломатическое сообщение на Северный Кавказ.
Через 2 года занята Астрахань, Россия вышла на Каспий. С 1560 года на Северном Кавказе Москва построила и непрерывно владела городом и крепостью Тюмень (или Тюменский острог) на протоке под названием Тюменка в устье Терека (это современный Дагестан).
Примерно в 1557 году атаман Андрей Шадра основал Андрееву деревню (это часть кумыкского села Эндери в Дагестане). Первоначальное название сохранилось до нашего времени.
В 1557 году в Кремль прибыло посольство от кабардинских князей Кемиргоко и Темрюка. Кроме того, они заявили что: «если царь пожалует их, то и вся земля Грузинская будет также бить челом государю». Вскоре дочь Темрюка вышла замуж за Ивана Грозного.
Следует отметить, что в описываемые времена на Западном Кавказе традиционной религией было христианство.
Из-за осложнений политической ситуации, князь Темрюк попросил своего зятя Ивана поставить на Тереке крепость, для защиты всего региона Малой Кабарды до самого Дагестана.
В 1567 году Царь направил для этого дела князя Бабичева и Петра Протасьева, как сказано: «со многими людьми, да и пушки и пищали». Так был построен новый город на берегу реки Терек, вблизи устья Сунжи. Так его и назвали: «Терский городок» или «Терки». Сейчас вблизи этого места находятся станицы Старощедринская и недалеко Червленная. Как раз тогда упоминаются впервые гребенские казаки.
Через 10 лет, в 1577 году воевода города Терки Новосильцев докладывал Царю о пропуске через государственную границу России большого крымского войска, шедшего в помощь туркам в Персию. Воевода пишет, что крымский царевич Алды-Гирей «прислал ко мне, государеву воеводе в Терку прошати у меня дороги и казаков бы мне государевых уняти, чтобы Сунчу реку от Терских казаков перелезти здорово».
Здесь вольные русские поселенцы впервые официально упоминаются «терскими казаками», да еще состоящими на «государевой» службе.
Именно после этого упоминания, с 1577 года считается старшинство Терского казачьего войска как института государственного.
В 1583 году сильный турецкий отряд Османа-паши шел из Дербента в Крым. В лесу на левом берегу Сунжи, во время переправы на турок напали казаки, преследовали три дня до самой горы Бештау.
Осман-паша долго помнил эти события. Через 2 года, в 1585 году он потребовал от посла Бориса Благова, что бы государь московский велел свести с Терека всех казаков до единого.
Если казаки нанесли такой урон отряду Османа, то численность казачьего русскоязычного населения представляется весьма значительной. Во всяком случае, не меньше, чем численность других соседних кавказских народов.
В свою очередь, Крымский хан говорил Благову «Султан жалуется, что ….. завоевал Дербент, а ныне из Азова к нему турским людям проходу нет. Казаки, которые живут на Тереке, на перевозах и в топких местах на них нападают». Таким образом, все броды на Сунже охранялись сильными казачьими отрядами.
Так, с легкой руки инициатора установления Терской крепости кабардинского князя Темрюка Идарова, обширное и издавна существовавшее казачье общество на Северном Кавказе получило свой государственный статус и даже международную известность.
Народ же русский заявил о себе в числе других древних кавказских народов как равный среди равных.
В 1586 году в Грузию прибыли послы Биркин и Пивов, которые приняли клятву царя Александра в подданстве России. У Царя Федора в титуле прибавилось «Государь Иверской земли и грузинских царей», а у России возникли обязанности перед грузинским народом, выполнить которые удалось много лет позже, уже после Кавказской войны, ценою многого труда и жизней.
Распоряжением Царя из Терской украйны было создано самостоятельное воеводство. Место для столицы административного образования было определено в устье Терека. В 1588 году невдалеке от прежнего Тюменского острога был поставлен новый город и крепость, именовался который также «Терский» или «Терки».
Саксонский дипломат Адам Эльшлегер (Олеарий) сделал подробное описание Терки. В крепости имелся собор, госучреждения, караван-сараи и даже редкая по тем временам роскошь - городские часы-куранты с колокольным боем. Гарнизон имел артиллерию, насчитывал до 2-х тысяч стрельцов, плюс местные казаки. Через мост находился Благовещенский монастырь - оплот православной веры, золоченые купола которого виднелись на многие версты.
Старый Терский городок против устья Сунжи (к северу от современного Грозного), во избежание путаницы назывался уже «Сунженский городок».
Через несколько лет на бродах при устье современной реки Сулак вблизи берега Каспийского моря был построен русский пограничный острог Кой-су.
Таким образом, через российские владения кабардинских князей было налажено регулярное дипломатическое сообщение России с Грузией.
Во время правления Ивана Грозного и его преемников народы Кавказа были в целом дружественными России.
Например, послы Биркин и Пивов шли в Грузию следующим путем: Сунженский городок (современная ст. Старощедринская) - Кумыки (Гудермесский район) - Индили (Андреева деревня) - Окухи (Новолакский район Дагестана) - Минкизы (Ножай-Юртовский район). Далее Веденский район - Шибуты (Шатойский район) -Итум-Калинский район - далее селение Шатили, Сонские земли (Сванетия) - Грузия. Путь по горным районам современной Чечни занял почти месяц. При этом, местные владельцы предоставляли проводников, закупались лошади и все необходимое. При послах были значительные материальные ценности, однако, все прошло без каких-либо происшествий. Путь по горным перевалам оказался быстрее и безопаснее, чем по будущей «Военно-грузинской дороге» и Дарьяльскому ущелью.
Борис Годунов также неоднократно направлял посольства в Грузию. Когда Лжедмитрий с поляками вступил в Москву, до 4-х тысяч терских казаков примкнули к самозванцу.
В эти годы терский воевода Головин вместе с кабардинским князем Сунчалеем применили как бы принцип временной автономии, не вмешиваясь в междоусобицы Центра, создалась своего рода «Терская Республика». Все решения принимались воеводой и князем коллегиально, переговоря «с головою стрелецким, с детьми боярскими, с казаками, с сотниками и пятидесятниками, и со всем миром Терскаго города».
Впрочем, времена на южной украйне государства были спокойные. Вследствие установленного жесткого пропускного режима, сын тарковского Шамхала Гирей-Мурза просил ввести для него своеобразный «безвизовый режим» «чтобы его пожаловали перевозом на Сунше, …. для того, что которые его, Гиреевы, уздени и черные люди на тот перевоз станут ездить из Кумыков в Кабарду и из Кабарды в Кумыки с печатью, то государевым бы ратным людям и вольным казакам тех людей его не громити…».
Советские историки любили описывать «ужасы царского крепостничества». На Тереке тоже не было анархии. Был порядок, где каждый имел свои права и обязанности, исходя из воспитания (происхождения), а также деловых и личных качеств. Воеводы подчинялись Царю, государевы ратные люди и вольные казаки - воеводам. Так в России работала вертикаль власти.
Сегодня мы постоянно убеждаемся, как эта вертикаль необходима. В Чеченской Республике порядок был наведен тогда, когда появилась эта вертикаль.
Между тем, «смутное время» закончилось. В 1613 году всероссийский Земский собор избрал новым самодержцем Михаила Федоровича Романова.
Молодым Царем были присланы в Кабарду специалисты-минерологи Фрич и Герольд. Кроме полезных ископаемых, они описали быт гребенских казаков на Терском хребте (то есть, в районе между Тереком и Сунжей). Казаки занимались хлебопашеством, сеяли просо и кукурузу, насаждали тутовник (шелковицу), разводили виноградную лозу, а жены их «ткали сукна и галуны». Таким образом, гребенские (терские) казаки не стыдились сельского труда, как иногда утверждают. Женщины-казачки освоили квалифицированное ремесло, изготовляли плотные шерстяные и даже декоративные ткани.
Присланные на южную российскую границу ратные люди не возвращались к своим боярам, а заводили хозяйство, находили жен и становились казаками. Они не были «беглыми», как любят иногда говорить, они переходили в другое сословие.
В 1651 году на Сунже, в месте указанном натуралистами Фричем и Герольдом был поставлен новый пограничный острог со стеной, рвом и башнями, возле которого тотчас же образовались слободки, населенные кабардинцами, кумыками и выходцами с иных мест. В гарнизоне были стрельцы, казаки и горцы-слободчане, в том числе, чеченцы.
Этот факт вызвал крайнее неудовольствие персидского Шаха. Его наместник Хосрев-хан, писал астраханским воеводам: «Гребенские казаки поставили городок …. на Сунже реке, служилых людей в городке устроили и черкасскую дорогу закрепили».
Воеводы ответили в том смысле, что земля сунженская российская и населена подданными Государя: «что Гребенские казаки здесь не причем, что это дело государево, что не только та земля, где Терек и Сунженский город, но и та земля, где Тарки, издавна принадлежит царям Российским, и города им здесь всегда ставить было вольно».
После этого иранцы и правитель Махачкалы Шамхал Тарковский осадили Сунженский острог. Интервенты разорили казачьи городки по гребням (Сунженскому и Терскому хребтам), потери были столь велики, что в казачью историю это вошло как «кизильбашское разорение» 1653 года.
Несмотря на это, уже в 1669 году сунженское население занималось инженерными работами под руководством шотландского инженера Бехиля, который проводил геодезическую съемку, фортификацию, а также обследовал здешние теплые минеральные источники - «серные воды».
Определенная ситуация сложилась в духовной жизни гребенских казаков. Они не были раскольниками, но по своей географической уединенности придерживались старых православных обрядов, священников назначали по своему выбору. Это вызывало законное беспокойство владыки астраханского и ставропольского.
Однако, Петр Первый, последовательный гонитель всякого раскола и измены, в этом случае высказался следующим образом: «Если гребенское войско покорствует церкви и служит мне, Государю, верно и без измены, то все остальное - и двуперстное сложение, и хождение по солнцу, и борода, и платье - дело маломочное, и не в этом заключается сила раскола. Скорее надо удивляться, как это малолюдное войско сумело удержать у себя православие среди сильнейших его магометанских народов». Отсюда идет предание, что «Царь Петр Алексеевич жаловал казаков крестом и бородою».
Среди многих горских народов христианство было распространено даже ранее, чем например, на Руси. В горах Ингушетии, рядом с родовыми башнями «Вовнушки», сохранился древнейший на территории России христианский храм «Тхаба-Ерды». Всего в Ассиновском ущелье Ингушетии три таких храма.
Когда же на Кавказе распространился ислам, отношение к казакам изменилось.
Умалат Лаудаев пишет (цитирую): «До принятия ислама чеченцы были миролюбивее своих соседей…» «По принятии магометанства все изменилось у чеченцев…… До того дружественные, русские и чеченцы начинают неприязненные друг против друга действия». «Русские оставляли Чечню разновременно: сначала ушли они из Малой Чечни, а потом уже стали по частям уходить и из Большой.. Постепенно удаляясь от черных гор, русские селились в сердце плоскости; таким образом, они несколько времени жили в Качкалыке и Надсунженском хребте (гребень — отсюда гребенские казаки), где еще долго оставались после ухода своих собратий» (Конец цитаты).
Качкалык - это район современного Гудермеса. Надсунженский хребет - это Терский хребет.
Немецкий топограф и геолог Штедер в 1781 году совершал поход от р. Гехи на восток и так описал в своем дневнике увиденное им: «Русский Фортан. Эта река получила свое название от русских беженцев и староверов, которые некогда поселились здесь. … К числу доказательств этого можно отнести множество греческих крестов, которые стоят в этой местности на могилах. Эта местность сейчас ими оставлена ….. ». Штедер ведет речь о реке Русский Мартан (сейчас - Мартан).
9 февраля 2013 года было проведено обследование местности в районе, описанном Штедером и подготовлен отчет. Установлено, что Штедер шел по маршруту: с. Гехи - г. Урус-Мартан - с. Гойты. В районе на нескольких действующих кладбищах имеются отдельные участки, которые местные жители называют «русскими кладбищами». Однако, надмогильных сооружений там не сохранилось, либо они сохранились частично.
После 1680 года вынужденные переселенцы осели в треугольнике, образованном Сунжей и Тереком (примерно в районе современных сел Брагуны, Дарбанхи, Виноградное, станиц Ильинская, Петропавловская, Горячеисточненская, села Толстой-Юрт и на левобережной части современного города Грозного.
В те времена, под влиянием реформ патриарха Никона, на Кавказ переселялись старообрядцы, где занимались мирным трудом.
Однако, в 1689 году бывший священник Лев Маныцкий с товарищами перешел во владения Шамхала Тарковского (правителя Махачкалы) и занялся пиратством на Каспии. Через три года разбев, отряд Маныцкого в 500 сабель двинулся из Дагестана на Кубань, где на переправе через Сунжу был разбит кабардинскими ополченцами и казаками.
Остатки раскольников во главе с атаманом Ивановым вскоре не только забыли веру отцов, за которую так ратовали, но и стали участвовать в набегах. В 1701 году кумыкский князь Муртазали вместе с Ивановым штурмовали станицу Щедринскую. Таких набегов становилось все более. Наследный князь Малой Кабарды Адиль-Гирей Каспулатович в 1706 году писал Царю: «горцы, подступая к Тереку, бьют казаков боем».
Примерно в 1711 году, по инициативе казанского и астраханского губернатора Апраксина и по приказанию царя Петра Первого все гребенское войско переведено было с правого берега Терека, на левый (северный) берег.
Так началась следующая страница истории терского казачества.
Это был первый, но не последний в истории случай, когда политические и территориальные вопросы Центральная власть решала за счет казаков. Потом было еще много депортаций и переселений как казачества, так других народов Кавказа и России.
Однако, переменой мест казака не испугаешь, вся жизнь его - это поход. Как говорит старая казачья пословица «Нас не было - звезды горели, нас не будет - не погаснут». И еще: «Казачьему роду нет переводу».

Слава Богу, мы Казаки!

С.Ю. Матвеев, г. Грозный, 2013 г.

Матвеев Сергей Юрьевич, казак Ставропольского городского казачьего общества.
Материал впервые был представлен на секцию «Проблемы российской государственности на Северном Кавказе: прошлое, настоящее, будущее» в рамках проведения Ставропольского форума Всемирного русского народного собора 12 декабря 2012 года в г. Ставрополь.
Также данный материал доведен до широкой аудитории в ходе выступления С.Ю. Матвеева на III-й миротворческой конференции «Православное христианство, как религия нравственного созидания» 21 ноября 2013 года, г. Грозный.

ЛИТЕРАТУРА:

1. В.А. Потто «Два века терского казачества (1577—1801)» (Владикавказ, 1912 г., репринтное издание).
2. В.Аталиков «Кавказ: Европейские дневники 13-18 веков» (Нальчик, 2010 г.).
3. Умалат Лаудаев «Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах». (Тифлис, 1872 г.)
4. В.Б.Виноградов «Ранние гребенцы - первые евразийцы Южнорусского поля» (конспект современных воззрений). История и культура народов Северного Кавказа. Сборник научных трудов. Вып. 7. (Пятигорск, 2007 г., С.11-17).
5. Н.Н. Великая. Казаки восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв., 2001 г.

«КАРТА РОССИИ» Гесселя Герритса, Голландия, 1613 г. (фрагмент)

«КАРТА РОССИИ» Гесселя Герритса, Голландия, 1613 г.

К середине XVI века социально-экономическая и политическая обстановка на Северном Кавказе складывалась в пользу России. В процессе распада Золотой Орды на ее территории появилось несколько независимых ханств-государств, из которых наиболее значительным было Крымское ханство. Крымские татары, совершая хищнические набеги на Россию и Украину, разоряли и опустошали населенные земли, мешали развитию торговли, задерживали освоение лесостепных и степных пространств в районах юго-восточной части Европы. Другим объектом для подобных разбойничьих набегов являлся Северный Кавказ. Здесь политика крымских ханов направлялась агрессивными устремлениями Турции на Ближнем Востоке, захватившей к тому времени весь Курдистан и подошедшей вплотную к Закавказью. В 1471 году Турция отняла у итальянцев крепость Тану-Азов и превратила ее в мощный укрепленный пункт с сильным гарнизоном. Для турецких султанов Азов стал опорным пунктом в упрочении их власти над степными просторами Нижнего Дона и Северного Кавказа. Далеко выдвинутая на север крепость позволяла держать в узде крымских и ногайских татар. В середине XVI века туркам-османам удалось продвинуться и закрепиться на узком побережье Черного моря и создать там опорные пункты, превращенные в крепости: Сухум, Гагры, Суджук и Темрюк. Эта военная удача разожгла захватнические аппетиты османских правителей, и они начинают вынашивать грандиозные планы захвата Северного Кавказа, Астрахани и Ногайских степей. Для осуществления этого плана Турция сделала ставку на окрепшее вассальное Крымское ханство. Влияние Крымского ханства на закубанских черкесов проявилось сразу же - началась насильственная исламизация адыгов. Ряд племен стали данниками крымского хана; кабардинцы и шапсуги сопротивлялись более 200 лет, а племя хегайковцев было истреблено полностью.

Центральный и Восточный Кавказ в это время представлял собой территорию, которую в той или иной степени контролировали кабардинские князья, простиравшие свои претензии вплоть до Каспийского моря.

Некогда мощные аланские княжества во время монголо-татарского нашествия были опустошены и обескровлены, и поэтому осетинские князья, отстаивая лишь независимость своих владений, были не в состоянии претендовать на расширение территорий влияния и конкурировать в этом вопросе с кабардинцами.

Вайнахские тейпы к XVI веку не обладали достаточно сильным политическим и экономическим весом и являлись в большинстве своем данниками князей Большой и Малой Кабарды.

При этом стоит заметить, что и среди кабардинцев не было мира - межродовые усобицы ослабляли их позиции в Восточном Предкавказье, тем более что здесь на политическую арену выходила новая сила, претендующая на доминирующую роль в этом регионе - кумыцкие князья.

Османские эмиссары на Северном Кавказе сделали ставку на потомков половцев, поддерживая их устремление на подрыв могущества своих кабардинских соседей. Отсюда и желание кабардинского князя Темрюка Идарова обрести могущественного сюзерена в лице Ивана Грозного, дабы сохранить своих вассалов и своих данников. Другой задачей было выстоять в противоборстве с шамхалом Тарковским, тяготеющим то к Турции, то к Персии. Исходя из этого, считаем вполне вероятным изначальное вхождение гребенских казаков на правах вассалитета в ту или иную военно-политическую систему кабардинских князей. Тем более, что казаки проживали на гребнях, разделяющих Малую Кабарду и вайнахов с одной стороны и примыкающих к кумыцким владениям с другой.

Выбор союзников для казаков был не случаен. Процесс исламизации в Кабарде только начинался, не все представители этого народа на тот период были мусульманами. Есть немало свидетельств того, что, приехав в Москву, уорки и уздени вновь принимали крещение. Так, сын князя Темрюка, Салтанук, по его просьбе принял крещение, остался при дворе Ивана Грозного и позже играл видную роль при создании опричнины. Предпринимались попытки и упрочения христианства среди кабардинцев. Для этой цели в 1560 году Иван Грозный направил в «Черкассы по их челобитию воеводу… а с ним отпустил и попов крестианских…, а велел их крестити по их обещанию и по челобитью».

Первый этап вовлечения гребенского казачества в сферу деятельности институтов российской государственной власти совпал по времени с вхождением в состав России Кабарды. В составе большого кабардинского посольства 1555 года, просившего о вхождении в состав России, были и казаки Притеречья, которые заявили о покорности царю Ивану Грозному и о даровании им царской милости. По преданию, царь пожаловал гребенцов рекою Терек, велел беречь и кабардинскую вотчину. Таким образом, пророссийская позиция казаков в этот период формировалась во многом под влиянием кабардинцев.

Отсутствие более ранних письменных свидетельств о пребывании гребенцов на Кавказе не говорит о том, что вольных казаков здесь не было. Как считает В.А. Потто, о них не было ранее написано «потому, что… часто смешивают с кабардинцами».

В 1552 году в Москву прибыло первое кабардинское посольство во главе с князем Машуком, которое обратилось с просьбой о помощи в борьбе с крымскими татарами и турками. «Русское правительство положительно отнеслось к этой просьбе, тем более что она соответствовала планам политики Ивана Грозного на Северном Кавказе и объективно отвечала интересам государства». Следующее посольство из Кабарды в 1555 году вновь обратилось к Москве, «чтоб государь… дал им помощь на Турьского городы и на Азов и на иные городы и на крымского царя, а они холопы царя и великого князя и с детьми вовеки».

Для оказания помощи кабардинцам в 1556 году были посланы отряды русских войск и казаков под командованием дьяка Ржевского и атаманов Данилы Чулкова и Ивана Мальцева. Совместными действиями они нанесли ряд поражений татарам и туркам и захватили два города Темрюк и Тамань. Кабардинский народ торжественно встретил победителей, избавивших их «от притязания и хищничества иноплеменников». Эти временные военные успехи не избавляли от последующих угроз новых нашествий крымско-турецких захватчиков. Такая обстановка требовала постоянной помощи и пребывания русских войск на Северном Кавказе. Поэтому в 1557 году в Москву прибыло новое посольство от влиятельных кабардинских князей Темрюка Идарова и Тазрюта. Военный историк В.А. Потто в своей книге с восхищением говорит о кабардинском князе Темрюке Идарове: «Воинственный и предприимчивый, он являлся истинным представителем рыцарского народа и во многом напоминал собою русского князя Святослава. В походах он никогда не имел палатки, спал под открытым небом на войлоке, под изголовье клал седло и питался конским мясом, сам жаря его на углях. Князь никогда не пользовался выгодами нечаянного нападения, а всегда заранее объявлял войну, посылая предупредить о том неприятелей». Этому посольству удалось заключить военно-политический союз между Московским государством и Кабардой. Послы присягнули на верность России.

7 августа 1560 года скончалась первая жена Ивана Грозного Анастасия Романова, а в следующем 1561 году царь вступил во второй брак с дочерью князя Темрюка, известной красавицей Кученей. В Москве она была крещена и стала русской царицей Марией, это еще более сблизило Кабарду с Россией. Спустя два года царь посылает в помощь своему тестю князю Темрюку войско под начальством Плещеева, в составе которого находились и казаки: «В Черкассы пришли… и с ним голова стрелецкая Григорий Враженский, а с ним стрельцов 500 человек, да 5 атаманов, а казаков с ними 500 человек…» Это летописное указание является первым свидетельством о пребывании русских служивых людей на Кавказе.

Опираясь на помощь Московского царства, князь Темрюк предпринял попытки к созданию единого централизованного государства на Северном Кавказе. Однако мероприятия Темрюка встретило сильное сопротивление со стороны ущемленных в своих политических и экономических правах кабардинских князей, значительная часть которых, в целях сохранения утраченных прав, не только ориентировалась на турецко-крымских захватчиков, но нередко даже приводила их в Кабарду для борьбы с центральной властью. В 1563 году Темрюку удалось при содействии и поддержке русских войск разгромить своих политических противников и занять три города: Мохань, Енгирь и Кован. «А те городки, - доносил в Москву воевода Плещеев, - были шепшуковы-княжие, и люди тех городов добили челом Темрюку-князю, и дань Темрюк-князь на них наложил».

Присоединение Кабарды к Русскому государству, борьба между кабардинскими владельцами и усиление русского влияния на Кавказе вызвали большое недовольство Оттоманской Порты и Крымского ханства. Стремясь любыми путями оторвать Кабарду от России, турки и крымцы усиливают на нее свои военные набеги, сопровождающиеся жестокими расправами над населением и опустошениями. Одновременно они совершают разбойные нападения на южнорусские и украинские земли.

Оказанная русскими войсками помощь была, по мнению Темрюка, недостаточной и он вновь обратился к Ивану Грозному с просьбой прислать на Северный Кавказ ратных людей и поставить на «Терки усть Суюнчи реки» русскую крепость. В Москву для этих переговоров в 1566 году нелегально даже прибыл сын Темрюка князь Мазлов.

Весной 1567 года из Москвы были посланы на Северный Кавказ «для городового дела» воеводы Андрей Бабичев и Петр Протасьев «со многими людьми». В том же году они поставили на левом берегу Терека, против впадения в него Сунжи, первую русскую крепость на Кавказе. Она получила наименование Терки. Крепость была снабжена «вогненным боем», то есть пушками и пищалями. Гарнизон в ней держали царские ратные люди - стрельцы и пушкари. В охранной и разведывательной службе им помогали вольные терские и гребенские казаки.

Сооружение русской крепости на Тереке вызвало еще большее недовольство в правящих кругах Турции и Крыма. Обстановка накалялась настолько, что дело грозило войной между ними и Россией. Султан и хан направили Ивану Грозному несколько угрожающих посланий. В одном из них говорилось: «Да будет ведомо тебе, что мы намерены, разграбив твои земли, схватить тебя самого, запрячь в соху и заставить сеять золу». Для русского государства это было исключительно трудное время. На западе оно вело Ливонскую войну - сочетая одновременно боевые действия с Польшей, Литвой, Ливонией и Швецией за выход к Балтийскому морю. Воспользовавшись этим, султан и хан предъявили правительству Ивана Грозного требование: крепость Терки уничтожить, русские войска с Терека увести, черкасскую и астраханскую дорогу «отпереть» и даже «вернуть» им Казань и Астрахань. С Астраханью они намеревались установить прямую водную связь путем сооружения канала между Волгой и Доном. Занятием Астрахани Турция и Крым хотели навсегда закрыть русским выход к Каспийскому морю и Кавказу.

В подкрепление своих требований султан и хан предприняли весной 1569 года большой военный поход на Астрахань, во время которого пытались прорыть канал между Волгой и Доном. Подойдя к Астрахани и получив здесь известие, что на выручку последней движутся русские войска, турки с крымскими татарами поспешно отступили к Азову через Северный Кавказ. В степях на них напали кабардинцы, которые нанесли им значительный урон. Но положение после этого не только не улучшилось, но даже стало еще хуже. Оттоманская Порта усиленно вооружала крымских татар и угрожала самой Москве. В мае 1571 года крымский хан Девлет Гирей во главе 120-тысячной орды напал на Русь. Изменник князь Мстиславский послал своих людей показать хану, как обойти 600-километровую Засечную черту с запада. Татары пришли, откуда их не ждали, выжгли дотла всю Москву - погибло несколько сот тысяч человек. Помимо Москвы крымский хан разорил центральные области, вырезал 36 городов, захватил 100-тысячный полон и ушел в Крым; с дороги он послал царю нож, «чтобы Иван зарезал себя». Узнав о разорении Москвы, казанские и астраханские татары подняли восстание. Одновременно был произведен опустошительный набег крымских татар на Кабарду.

Во избежание нового столкновения с Турцией Иван Грозный дал турецкому султану и крымскому хану обещание срыть крепость Терки, а по окончании войны с Ливонией уступить им Астрахань. В 1571 году по приказу царя город «с Терка реки» был «снесен» и «разметан», а находившиеся в нем военный гарнизон и жители уведены в Астрахань.

Однако султан и хан продолжали настаивать на отдаче им Казани и Астрахани. Летом 1572 года крымский хан Девлет-Гирей, направляемый Турцией и при ее участии, со 120-тысячной конницей снова предпринял большой поход на Москву. Для отпора захватчикам Иван Грозный сумел собрать лишь 20-тысячную армию, в рядах которой помимо царских ратных людей сражались казаки атаманов: Михаила Черкашенина, Игнатия Кобякова и Юрия Тутолминуса. 28 июля огромная орда переправилась через Оку и, отбросив русские полки, устремилась к Москве - однако русская армия пошла следом, нападая на татарские арьергарды. Хан был вынужден повернуть назад, массы татар устремились на русский передовой полк, который обратился в бегство, заманивая врагов на укрепления, где располагались стрельцы и пушки, - это был «гуляй-город», подвижная крепость из деревянных щитов. Залпы русских пушек, стрелявших в упор, остановили татарскую конницу, она отхлынула, оставив на поле груды трупов, - но хан снова погнал своих воинов вперед. Почти неделю, с перерывами, чтобы убрать трупы, татары штурмовали «гуляй-город» у деревни Молоди. 2 августа, когда натиск татар ослаб, русские полки вышли из «гуляй-города» и ударили на обессилевшего противника, орда обратилась в паническое бегство, татар преследовали и рубили до берегов Оки - крымцы еще никогда не терпели такого кровавого поражения.

После этой блестящей победы вопрос об отдаче Казани и Астрахани был снят. А вскоре в Москву явилось новое посольство кабардинских князей во главе с братом Темрюка Камбулатом Идаровичем, в то время старшим князем в Кабарде. Они били челом «ото всей Черкасския Кабарды» и просили русское правительство поставить город «на реке Терке на усть Сунцы-реки» и прислать сюда войска, которые бы их защитили «от крымского царя и других недругов». В 1578 году царь послал на Северный Кавказ воеводу Лукьяна Новосильцева «со многими людьми и с огненным боем и плотников для городского дела», которые «на реке на Терке усть Сунцы-реки город поставили».

Но и этот русский город просуществовал недолго - не более года. Поводом к его упразднению послужило следующее обстоятельство.

Осенью 1578 года крымский калга Адиль-Гирей с 25-тысячным войском шел через Северный Кавказ в Ширван для оказания помощи Турции, начавшей военные действия с Персией. Проходя мимо Терского города, он вынужден был просить у воеводы Новосильцева дороги, чтобы «Сеунчю реку от терских казаков перелести здорово». Воевода пропустил Адиль-Гирея в Персию, где войско его потерпело поражение, а сам он попал в плен. Когда же остатки крымского войска возвращались обратно, воевода Лукьян Новосильцев сам напал на них во время переправы у «Горячего колодезя», разбил их наголову и отнял у них лошадей.

Узнав об этом погроме крымцев, султан и хан в ультимативной форме потребовали от Ивана Грозного снести эту крепость. Для Русского государства это были самые тяжелые годы Ливонской войны. Поэтому, не желая доводить дело до войны с Турцией и Крымом, Иван Грозный в срочном порядке повелел «Терский город оставить». В 1579 году вторые Терки, не будучи еще достроены и заселены, были покинуты, а русские ратные люди выведены в Астрахань. Однако, как свидетельствуют источники, город Терки продолжал существовать и после своего официального упразднения. Он по-прежнему имел существенное значение, и вопрос о нем снова приобрел международный характер. Как явствует из объяснения царя Федора Иоанновича, переданного в Константинополе через посла Благоева в 1584 году турецкому султану Мурату, хотя из второго Терского города и были выведены ратные и другие люди, сам же город по усиленным просьбам кабардинских князей не был «снесен» и «разметан», а лишь спешно «оставлен». Но вскоре пустующую крепость заняли вольные терские казаки, превратив ее в свой главный оплот на Тереке. На помощь себе, как гласит предание, они пригласили вольных казаков с Волги, с которыми у них поддерживалась постоянная живая связь.

Такой оборот дела явно пришелся не по душе Оттоманской Порте и Крымскому ханству, добивавшихся ухода с Терека и вольных казаков. Однако последние решительно отказались подчиниться этому требованию. Когда же османы и крымцы стали нападать на казаков, стремясь выжить их силой, то «… казаки не утерпели и с турскими людьми завоевались». Так, в 1583 году, когда войска османов под предводительством Осман-паши возвращались из Закавказья через Северный Кавказ, они подверглись нападению терских казаков в момент переправы через Терек и понесли серьезный урон. Место, где казаки разбили Осман-пашу, с тех пор стало называться Османовой дорогой, а место переправы - Османовским перевозом.

Не лишним при этом будет заметить, что казаков в их предприятиях во всем поддерживали жившие по соседству кабардинцы, чечено-ингушские и дагестанские народы. О совместной борьбе против иноземных захватчиков в своей челобитной, присланной в 1588 году царю Федору Иоанновичу, чеченский владелец Ших-Мурза Окоцкий сообщал: «Преж сево которые ваши государевы на Терке городы были, - и в те поры я с отцом своим Ушарым Мурзою тебе государю верою и правдою служили; и после того, как велел еси государь те городы (Терки) разорити, и мы тогда с твоими государевыми с терскими атаманы и казаки тебе служили и твое государево имя выславляли и х Турскому и х Крымскому не приставали, и им которые прямили и с тех с твоими государевыми казаками воевали».

В дипломатических переговорах с русским правительством послы султана и крымского хана часто жаловались на вольных терских казаков, «постоянно разорение приносящих», а также на то, что они держат в плену многих знатных турок и крымчан. В ответ на эти жалобы московское правительство обычно заявляло, что на Тереке, как и на Дону, живут «воры», «беглые казаки», «без ведома государева», и, что «хотя бы вы их всех побили, нам стоять за них нечего». Однако русское правительство поддерживало связь с казаками и оказывало им помощь вооружением и продовольствием. Между тем Оттоманская Порта вытеснила из Закавказья персидские войска. Одновременно султан и крымский хан замыслили поход на Астрахань.

Готовясь к захвату всего Северного Кавказа и стремясь прервать все усиливавшиеся связи его с Русским государством, султан решил поставить свои крепости на Тереке. Астраханский воевода Ф.М. Любанов-Ростовский доносил в Москву, что османы уже направили на Терек свое войско и что у них «для городового дела заготовлено… одного железа более чем на тысяче телегах». «А у турских де людей, - писал далее астраханский воевода, - та мысль давно была, …на Терке город было ставити». Над народами Северного Кавказа нависла реальная угроза порабощения. В этих чрезвычайно сложных условиях владетели Кавказа стали обращаться с просьбой о помощи к русскому правительству. В начале 1588 года в Москву прибыл сын старшего кабардинского князя Казбулата Айдаровича - Куденек и сын Темрюка - Мамстрюк, которые от «всей Черкасской Кабардинской земли» просили «для их обороны от Турсково и Крымского на Терке город поставити». При этом посланцы дали клятву, что если турки и крымцы вновь нападут на Терский город, они будут «с государевыми воеводоми за город стояти и битись с ними до смерти». В результате переговоров кабардинские послы были приведены к присяге, и в жалованной грамоте царь Федор Иоаннович обещал помощь и на «Терке-реке на устье Терском… есмя город поставити своим воеводам».

Одновременно вопрос о строительстве крепости поднимают и кахетинские послы, прибывшие в Москву с просьбой от царя Александра о принятии Грузии «под свою царскую руку» и защиты ее от иноземных захватчиков. «Настали времена, - писал Александр царю Федору Иоанновичу, - ужасные для христианства, предвиденные многими боговдохновенными мужами. Мы единоверные братья россиян, стенаем от нечестивых. Один ты, венценосец православия, можешь спасти нашу жизнь и душу. Бью тебе челом до лица земли со всем народом; да будем твои во веки веков».

Чеченцы, кумыки, аварцы и другие народы Дагестана также просили русское правительство восстановить русскую крепость на Тереке и прислать сюда свои войска для защиты их «от всяких недругов» и «чтобы турские люди пришед на Терке города не поставили». Чтобы предупредить захват османами Северного Кавказа, московское правительство Федора Иоанновича направило на Терек свои войска. На этот раз было решено поставить город на новом месте - «на устье Терском», откуда легче поддерживать связь с Астраханью. С этой целью из Астрахани на Терек были посланы царские ратные люди и «ставившие города» воеводы Михаил Бурцев и Келарь Протасьев, которые возвели в 1588-1589 годах в устье Старого Терека, на его протоке Тюменке, примерно в пяти верстах от моря, новую русскую крепость. Она, как и предыдущие крепости, получила название Терки или Терский город. В первые годы после основания ее также часто именовали Тюменским городом.

Крепость имела вид острога, сделанного из дерева и земли. Она была снабжена артиллерией, а ее гарнизон в основном состоял из стрельцов, вооруженных ручным огнестрельным оружием - пищалями. Начало гарнизону и населению Терского города положили полторы тысячи стрелецких семей, переведенных сюда «на вечное житье» из центральных городов страны. А когда «из оных несколько вымерло», то было прислано еще 500 семей «переведенцев». Первым воеводой нового Терского города был назначен князь А.И. Хворостин, являющийся «подручным» астраханского воеводы.

Вновь построенный Терский городок стал важным центром транзитной торговли на Северном Кавказе. В Терском городке была своя таможня и три ряда купеческих магазинов, один из них для гилянской (персидской) торговли. Продовольствие для терского гарнизона, например, муку, иногда покупали в Кабарде и в Кумыцком (Тарки) районе. От кабардинских мастеров-оружейников получали кольчуги и сабли самого высокого качества. Таким образом, в 1588 году Москва утвердила свое присутствие на берегах Терека постройкой города-крепости, который стал важным военным и административным центром Северо-Восточного Кавказа.

В первой половине XVII века Терский город подвергся коренной перестройке и усилению. В этих работах принял участие голландский военный инженер Корнилий Клаусен. По его предложению город был укреплен насыпными валами и больверками. По свидетельству современников, Терский город имел в плане форму не совсем правильного прямоугольника, переходящего в трапецию.

Отличительной особенностью крепости Терки являлось отсутствие религиозных разногласий среди представителей гарнизона. Помимо большого числа воинских людей, составлявших его гарнизон, в нем проживало много других «терских жилецких людей»: русские и восточные купцы, стрелецкие семьи, разные кавказцы, мастеровые, ремесленники и ссыльные. Жили в городе и представители других социальных групп тогдашнего населения страны: работные и гулящие люди, бродившие по стране в поисках работы и лучшей жизни. А также вольные казаки, жившие в своих городках вблизи города-крепости. В конце XVI - начале XVII веков у стен Терского города, в его Заречной части, за рекою Тюменкой, образовалась Черкасская слобода, основанная кабардинским князем Сунчалеем Янглычевым. В 1590 годах возникли Окоцкая и Татарская слободы. Первая была населена чеченцами (большей частью окоченами), вторая - выходцами из Дагестана, главным образом кумыками, которых в те времена часто называли татарами. Вслед за ними образовалась Новокрещенская слобода, заселенная представителями народов Северного Кавказа, принявшими христианскую веру.

Кроме того, в конце XVI и первой половине XVII веков на Тереке неоднократно возводились так называемые Сунженские городки, служившие форпостом Терского города. Возводили их на левом берегу Сунжи при ее впадении в Терек, недалеко от «перевоза», где Сунжу пересекал важнейший северокавказский путь, шедший из стран Востока и Закавказья (через Дербентский проход) в направлении Крыма и Азова, а также проходил основной путь из Терского города в Грузию. Городки эти предназначались для охраны «перевозов» (переправ) через Сунжу и Терек от «приходу воинских людей», то есть турецко-крымских и персидских военных отрядов, а также других «всяких иноземцев». Здесь же, в Сунженских городках, находились царские целовальники для взимания «государевой перевозной пошлины» с проезжих купцов.

Однако Сунженские городки носили как бы временный характер. Они возводились только тогда, когда на Тереке были русские города, без военной поддержки которых они не смогли бы удержаться в этой «зело опасной» и беспокойной местности. Своих постоянных гарнизонов и жителей они не имели. Для несения охранной службы в них из терских городов наряжался воинский отряд во главе с каким-либо военачальником. Именно поэтому их называли «стоялыми острогами», где «стоят ис Терсково города головы в остроге». С точностью известны лишь три сунженских городка. Все они были построены в период существования третьего Терского города. Причем первый из них находился на левом берегу Сунжи, при ее впадении в Терек, на так называемой Кысыке, а второй - верст на 10 выше по Тереку, на одном из островов, недалеко от главной переправы через Терек. Последний третий острог был построен в середине XVII века и, как и предыдущие, просуществовал недолго.


1. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI – начало XX в.). Историко-этнографические очерки. – М., 1974.

2. Омельченко И.Л. Терское казачество. – Владикавказ: Ир, 1991.

3. Савельев Е.П. Казаки. История. Репринтное переиздание книги Е.П. Савельева «Древняя история казачества». – Владикавказ, 1991.

4. Караулов М.А. Материалы для этнографии Терской области. Говор гребенских казаков. – СПб., 1902.

5. Потто В.А. Два века терского казачества. – Ставрополь, 1991.

6. Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI – XVIII). – СПб., «Историческая иллюстрация», 2002.

7. Российский государственный архив древних актов. Ф. 127, 1631 г. Д. 1.

8. Российский государственный архив древних актов. Ф. 115, 1641 г. Д. 1.

9. Российский государственный архив древних актов. Ф. 110, 1682 г. Д. 2.

10. Российский государственный архив древних актов. Ф. 115, 1647 г. Д. 1.

11. Российский государственный архив древних актов. Ф. 115, 1643 г. Д. 1.

12. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX веков. – Батайск, 2002.

13. Русско-дагестанские отношения XVII – первой четверти XVIII в. Документы и материалы. – Махачкала, 1958.

14. Кабардино-русские отношения в XVI – XVIII вв. / Сост. Н.Ф. Демидова, Е.Н. Кушева, А.М. Персов. – М., 1957. – Т. 1.

15. Мальбахов Б.К., Эльмесов А.М. Средневековая Кабарда. – Нальчик, 1994. – С. 246.

16. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сб. документов. Т. 1. – М., 1957.

17. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сб. документов. – Т. 2, Ч. 1. – М., 1957.

18. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сб. документов. Т. 3. – М., 1957.

19. Гневушев А. Акты времен правления В. Шуйского. – М., 1915.

20. Смирнов И.И. Восстание Болотникова (1606-1607). – М., 1951.

21. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII – XIX вв. – Ростов-на-Дону, 2001.

22. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. – Нальчик, 1958.

23. Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека. – Махачкала, 1986.

24. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. / Отв. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1988.

25. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. – М., 1963.

26. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. I. 1578-1613 гг. – М., 1889.

27. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI – XIX веках. – М., 1958.

28. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. – СПб., 1906.

29. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. X. – М., 2003.