И необходимостью поиска новых путей. Великие географические открытия и их последствия цели уроков
Сейчас во многих СМИ проскальзывает информация, что многие страны хотят возродить в современных реалиях Великий шелковый путь (ВШП). По моему мнению, самым удачным проектом в этой области является китайский, но, в отличие от ситуации 15-го века, его реализация столкнется, большей частью, с экономическими трудностями, нежели с военными. Однако, я думаю, что сейчас все-таки не средние века, чтобы невозможно было договориться.
Необходимость морского пути в Азию для европейцев 15-го века
Морской путь был нужен как альтернатива ВШП, доступ к которому в 15 в. перекрыла Османская Империя. А в Европе почти никто, кроме Италии, не имел прямых торговых сношений с Азией. Начало эпохи Великих географических открытий предоставило европейцам новые источники товаров из новых земель, которые надо было куда-то сбывать. Но вражда Сулеймана 1-го с Европой закрыла прямой путь в азиатские земли по суше. Проход же по Красному морю был экономически ограничен египтянами. Там сидели, так называемые, египетские султаны, которые, по сути, были ставленниками турок и по их приказу ввели огромные пошлины за провоз товара, что сделало торговлю по этим путям невыгодной. Таким образом, новый морской путь был необходим, чтобы:
- Обойти территории непомерных таможенных сборов и не пересекать регионы, подконтрольные туркам.
- «Утолить монетный голод», когда в Европе попросту перестало хватать железных денег и требовался импорт металла из Азии.
- Найти новый рынок сбыта для товаров из Нового Света.
Освоение нового морского пути получило свое начало с открытия португальцами в 1497 году Мыса Доброй Надежды.
«Один пояс - один путь»
Так называется новая программа Китая для воссоздания ВШП. Она предполагает как морскую ветку, так и сухопутную. Экономический масштаб проекта – 21 трлн долларов США. В его материковую часть войдут следующие страны:
- Китай.
- Россия.
- Казахстан.
- Белоруссия.
- Польша.
- Германия.
Отличительной особенностью этого пути станет участие в нем стран с «новой» экономикой, из развитых экономик в нем присутствует только немецкая.
Тема: "Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий"
Цель: познакомить учащихсяс путешественниками, и их заслугами.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания об открытии Нового Света испанскими мореплавателями;
Сформировать представления о результатах Великих географических открытий.
Установить взаимосвязи рассуждать и делать выводы;
Излагать и аргументировать свою точку зрения;
Развивающие:
Развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
- продолжить формирование умений чтения карт, где показаны основные маршруты путешественников.
Развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
- воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через литературные произведения.
Продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД:
Учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
Учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
Развивать внимание учащихся;
Обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
Учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
Анализ синтеза;
Сравнение;
Обобщения и классификации;
Доказательства;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля»; физическая карта полушарий; карты атласа с.12-13.; презентация.
Структура урока:
– 3 мин.
Актуализация опорных знаний – 6 мин.
Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.
Построение проекта – 6 мин.
Реализация проекта – 10 мин.
Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.
Рефлексия- 3 мин.
Ход урока
I . Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии ? II . Актуализация опорных знанийКакую тему, мы изучили с Вами на прошлом уроке? (География в эпоху Средневековья)
Я предлагаю вам на выбор несколько заданий.
1. На интерактивной доске кроссворд, в котором зашифрованы слова, ваша задача найти слово и объяснить его значение.
В
Х
А
И
П
О
Л
О
И
Б
А
И
И
К
И
Т
К
Т
Т
Ф
Н
Д
Я
А
И
И
У
А
К
И
В
Й
Н
Г
Т
Т
О
Я
А
К
Все остальные работают с тестом в рабочем листе.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
1.Период времени с 5 по 15 века принято считать:
А. Средневековьем Б. Новым В. Стародавним Г. Древним миром
2. В состав государства Арабский халифат входил:
А. Пиренейский полуостров Б. Скандинавский полуостров В. Камчатский полуостров Г. полуостров Лабрадор
3. Афанасий Никитин первым из русских купцов побывал в:
А. Индии Б. Японии В. Китае Г. Корее
4. К какому периоду относятся Крестовые походы?
А. 11-13 вв. Б. 9-11 вв. В. 5-7 вв. Г. 7-9 вв.
5. Какие моря пересекали викинги при походах в Византию?
А.Каспийское Б. Белое В. Балтийское Г. Черное
1.АПодводим итоги.
III . Выявление места и причины затруднения
Вступительное слово учителя
В результате турецких завоеваний путь в страны Востока по суше и далее через Индийский океан в 15 веке становится опасным. Возникает необходимость поиска новых путей из Европы в Азию.
Ребята, посмотрите на презентацию, что вы видите на слайде? (набор букв)
А как «набор букв» связан с нашим уроком? (Зашифрована тема урока)
КРИЕОТЫТ ВГОНОО ТАВЕС и ПОЭХА КИХВЕЛИ ОГЕРАГФИСКЧЕИХ КРИЙОТЫТ (Открытие Нового света и Эпоха Великих географических открытий) запишите тему урока в рабочий лист.
- А какую цель мы сегодня поставим на уроке? (ответы учащихся)
-А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? (обратить внимание учащихся на доску )
Достижение цели
Эксперимент
Спросить у взрослого
Подумать самому
Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
IV . Построение проекта
Учитель : Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной ткани?
Учитель : а давайте наметим план действий. (на слайде учащиеся пишут план урока)
План урока
Причины наступления эпохи ВГО
Экспедиции Х.Колумба и А. Веспуччи
Значение открытия нового света
Экспедиции Д.Бартоломеу и Васко да Гамы, Фернана Магеллана и Френсиса Дрейка
Значение ВГО
V . Реализация проекта
Учитель : Итак, начинаем нашу работу. Запомните, что успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет весь класс.
Учитель : Первый пункт, который мы наметили - это причины наступления эпохи ВГО
Учитель : где мы можем найти информацию, по данному вопросу? (ответы учащихся)
Учитель : Работаем с учебником, с параграфом 6, записываем в рабочий лист.
Задание №1: Пользуясь параграфом 6, выделите основные причины наступления эпохи великих географических открытий:
Рост крупных городов и быстро развивалась торговля
Развивалось европейское книгопечатание. В которых писалось, о богатых золотом и драгоценными камнями странах.
Появились новые карты, которые включали в себя сведения, собранные ранее
Итак, подведем итоги.
Учитель :
-Почему возникла необходимость поиска нового пути в Азию?
Переходим ко второму вопросу нашего плана-это экспедиции Х. Колумба и А. Веспуччи
Задание №2: Пользуясь параграфом 6, запишите, что было открыто в экспедициях Христофора Колумба
Достигнуты Багамские острова, Куба и Гаити.
Открыл ряд других островов
Побережье Южной Америки
Побережье Центральной Америки
(один учащийся выполняет задание на интерактивной доске)
Задание №3: Экспедиция Америго Веспуччи
Совершил четыре экспедиции, в Новый Свет, первым предположив, что открытие Колумбом земли не Индия, а новый материк. В его честь, стали называть материк- «страной Америго», а впоследствии Америкой.
Итак, подведем итоги.
Учитель :
-Какие открытия были совершены в ходе поисков пути в Индию?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Переходим к третьему вопросу нашего плана-это значение открытия нового света.
Европейцы получили золото, узнали о новых культурных растениях.
- А какое значение имело открытие нового света для индейцев?
Забирали золото, убивали местных жителей, стирали с лица земли города и уничтожали храмы.
-Следующий пункт нашего плана- это экспедиции Д.Бартоломеу и Васко да Гамы, Фернана Магеллана и Френсиса Дрейка.
Работа с параграфом 7 и рабочим листом, а также с презентацией.
Д. Бартоломеу- обогнул южную оконечность Африки и в 1488 году открыл мыс Доброй Надежды.
Васко да Гама- достиг западных берегов Индии, установив, что Атлантический и Индийский океан соединены между собой.
Фернан Магеллан- совершил первое кругосветное путешествие, обогнул южную оконечность Америки. Открыл пролив (названный в его честь) и острова Огненная Земля. Пересек неведомый океан, который назвали Тихим.
Френсис Дрейк- обследовал тихоокеанские берега Южной и Северной Америки. Созданы новые карты Старого и Нового Света, именем Дрейка назван пролив соединяющий Тихий и Атлантический океаны.
Итак, подведем итоги.
Учитель :
-Кто совершил первое кругосветное путешествие?
-В чем значение ВГО?
Подтвердилась шарообразность Земли; получены описания новых земель; появились разнообразные карты и описания.
VI . Включение в систему знаний и повторение
Учащиеся выполняют тест в рабочем листе, а один ученик работает с интерактивной доской.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
1.Экспедиция Васко да Гамы:
А. пересекла Атлантический океан Б. совершила кругосветное плавание В. открыла острова Огненная Земля Г. достигла берегов Индии морским путем
2. Именем Фернана Магеллана назван:
А. остров Б. полуостров В. залив Г. пролив
3. Кругосветные плавания в эпоху Великих географических открытий совершили:
А. Христофор Колумб и Фернан Магеллан Б. Фернан Магеллан и Френсис Дрейк В. Васко да Гама и Христофор Колумб Г. Фернан Магеллан и Америго Веспуччи
4.Эпоху Великих географических открытий связывают с периодом:
А. 15-16 вв. Б.16-17 вв. В. 17-18 вв Г.18-19 вв.
1.Г
2.Г
4. А
Взаимопроверка. Учащиеся меняются между собой тестами и проверяют.
VII . Рефлексия
Подводим итог нашего урока
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание: параграф 6, 7; по желанию- составить кроссворд «Путешественники»
Учитель : Ребята, какие отметки мы сегодня поставим? Кто заслуживает по-вашему мнению «5»? «4»?
Список использованных источников:
Учебник А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля».
Электронное приложение к учебнику А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля»
В результате турецких завоеваний путь в страны Востока по суше и далее через Индийский океан в 15 веке становится опасным. Возникает необходимость поиска новых путей из Европы в Азию.
Причины наступления Эпохи Великих географических открытий
В борьбу за открытие нового пути из Европы в Азию вступили и . Их устремления положили начало . Кроме того, в Европе в 15 веке сложились определённые условия для больших путешествий.
Во-первых, начался рост крупных городов и быстро развивалась торговля. Возобновился интерес к науке, произошло возрождение идей о шарообразности Земли. Учёные стали приводить доказательства того, что достичь берегов Индии возможно двумя путями - южным (вокруг Африки) и западным (через Атлантический океан).
Во-вторых, развивалось европейское книгопечатание. Популярными стали такие произведения, как «Книга о разнообразии мира» Марко Поло о богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями странах Востока. В-третьих, появились новые карты, которые включали в себя сведения, собранные ранее европейцами и арабами.
Экспедиции Христофора Колумба
В поисках морского пути в по указу испанского короля были организованы четыре экспедиции под руководством . В первом плавании были достигнуты Багамские острова, Куба и Гаити.
Во втором плавании Колумб открыл ряд других островов, в третьем достиг побережья Южной Америки, в последнем - побережья Центральной Америки.
Памятники отважному мореплавателю установлены в , Испании, ряде стран Латинской Америки и в США. В его честь названа Колумбия - страна в Южной Америке. «Адмирал моря-океана», как называли Колумба, умер в бедности. До конца дней он так и не узнал, что открыл новый континент. Это стало известно позже в результате экспедиций Америго Веспуччи. Именно в его честь земли, открытые Колумбом, стали называть «страной Америго», а впоследствии - Америкой.
Значение открытия Нового Света
Благодаря открытию Нового Света европейцы не только получили золото, но и узнали о ранее неизвестных им культурных растениях, которые быстро распространились в Старом Свете. Для индейцев встреча с новыми людьми обернулась трагедией. Пришедшие вслед за первооткрывателями воины - конкистадоры забирали золою, убивали местных жителей, стирали с лица земли города и уничтожали храмы, насаждая новый язык и веру.
Великие географические открытия и их последствия
Цели уроков:
подвести учащихся к пониманию того, что благодаря усовершенствованиям и техническим изобретениям, прогрессу в развитии производительных сил стали возможны Великие географические открытия
выяснить причины и дать общую характеристику Великих Географических открытий
создать у учащихся представление о Великих Географических открытиях и познакомиться с великими мореплавателями (Домашнее задание. сообщения о Великих географических открытиях, дать биографические справки о великих мореплавателях: Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан)
Ход урока
I. Проверка домашнего материала
II. План изучения нового материала:
Изобретения, благодаря которым стали возможны дальние плавания по океанам
Причины Великих географических открытий
Великие мореплаватели-первоооткрыватели
Завоевания испанцев и португальцев
Последствия и значение великих географических открытий
1. В эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства:
Появление кормового руля (вместо рулевых вёсел)
Внедрение косого латинского паруса (раньше парус парус был не приспособлен лавировать при боковом и встречном ветрах)
Компас и более точно знали положение корабля в открытом море (меньше зависели от капризов погоды и можно было дальше плыть от берега)
Поиск новых путей на Восток: вокруг Африки прокладывали путь португальцы, а на западный путь больше претендовали испанцы
Заинтересованность в открытиях государственных особ.
4. Завоевания испанцев и португальцев
В 1519 году Испания начинает завоевание Мексики, где находилось богатое государство ацтеков. Отряды конкистадоров (испанских завоевателей, колонизаторов) вторгшихся в так называемый Новый свет, уничтожая местное население.
Португальцы захватили земли в Бразилии, в Африке (Ангола, Мозамбик).
5. Последствия и значение Великих географических открытий.
Работорговля (до середины XIX века)
Изменение представлений о мире и людях
Развитие мировой экономики
^ IV. Закрепление изученного материала:
Какова роль изобретений в технике кораблестроения?
Каковы причины великих географических открытий?
Кто первым открыл морской путь в Индию?
Кто и когда открыл Америку?
Показать по настенной карте завоевания Испании и Португалии.
Значение Великих географических открытий.
по настенной карте стараемся определить морские пути следования вдоль Африки, в Индию, на американский континент и вокруг земного шара;
рассказывая о первооткрывателях, затрагиваем вопрос и об участниках экспедиций и их целях в столь неизвестных до этого времени мероприятиях;
в тетрадях готовим поле для морского боя: клеточки на развернутых двух страницах тетради.
Ход урока:
Работать начинаем с начала урока, т.к. ещё обсуждение вопросов, когда все сдают тетради.
Выбор делает каждый ученик, у себя он ставит в клеточке в уголке букву "в". Это иммунитет - в случае неправильного ответа, его смелость в быстром выборе оценивается как сданный ответ, а вот если сделал выбор и ответил правильно, то получает иммунитет на ещё один вопрос. Поэтому процесс не затягивается и этот элемент игры действует на учащихся положительно. Часть учащихся объясняет подробно, при этом поднимает руку, чтоб не делали следующий выбор, а подождали:. Учитель на протяжении ответа держит номер ответа и когда отвечают все убирает его, чтобы достать следующий по выбору, поэтому путаницы нет, на протяжении всего урока идёт рабочий ритм.
А | Б | В |
1. Красивые рослые люди с медно-красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы, Колумб открыл Америку, но для него это была Индия) | 1. Кто первым спустил на воду каравеллы и был организатором морских экспедиций, открывших путь на восток, а сам лишь раз в жизни пересёк Гибралтарский пролив? (Генрих Мореплаватель, принц Энрике, младший сын португальского короля) | 1. В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Но оказалось,что не совсем были правы и многие последующие назвали совсем иначе этот мыс? (Доброй Надежды) |
2. Он достиг Каликуты и только через два года вернулся в Португалию, при этом погибло 2 корабля и более половины экипажа. Однако груз в 60 раз превышал то количество денег, которые были затрачены на экспедицию. Кто он? (В.да Гама) | 2. Он был человеком Нового времени, т.к. родившись в Генуе, в семье небогатого ткача, не последовал отцовской специальности. Занимался географией, собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли и,живя в Лиссабоне, занимался изготовлением морских карт. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет". Кто он? (Христофор Колумб) | 2. Что доказала экспедиция Фернана Магеллана, совершив кругосветное путешествие? (Земля не имеет края) |
3. Почему в XIV - XV веках возникла необходимость нового пути на Восток? (Шелковый путь был очень дорогим и опасным) | 3. О жителях какой страны говорили, что "каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном"? (Португалия) | 3. Европейцы открыли остров Мадейра, часть Азорских островов, острова Зелёного мыса и Канарские. Какой океан португальцы назвал "Море Мрака"? (Атлантический) |
4. Как открытые земли в Центральной Америки и северного побережья Южной Америки назвал Колумб? (Индия) | 4. Его экспедиция окончательно доказала, что земля имеет форму шара, обогнув которую можно вернуться в порт отплытия, а также наличие "часовых поясов" т.е. разницы во времени, происходящей из-за вращения Земли. (Фернан Магеллан) | 4. Как назвал вновь открытые земли Америго Веспуччи? ("Новый свет") |
5. Что принято называть "Старым Светом" (Европу) | 5. Почему Америка была названа не в честь первооткрывателя? (Колумб отчитывался о путешествии только перед королём и королевой Испании) | 5. По статье энциклопедии 1751 года - это привилегированные рынки метрополий. Как станут называться территории, потерявшие свою независимость, в результате географических открытий? (Колонии) |
Г | Д | Е |
Что такое конкиста? (Испанские и португальские завоевания после открытия новых земель) | ||
2. Чего никогда не видели индейцы до вступления на их землю испанцев? (Оружия и лошадей) | 2. Что такое арбалет? (Усовершенствованный лук) | 2. Что такое аркебуза? (Фитильное ружьё, заряжавшееся с дула) |
3. В поисках этой земли конкистадоры двинулись на юг от Панамского перешейка и захватили территорию современной Колумбии. Как называли сказочно богатую золотом страну по индейским легендам? (Эльдорадо) | 3. Тысячи европейцев устремятся в поисках лучшей жизни за океаном. Как одним термином назовём Захват и заселение какой-либо территории, сопровождавшееся ограблением и истреблением местного населения? (Колонизация) | 3. Бывший свинопас, неграмотный завоевал империю инков и стал обладателем сказочных богатств, пятая часть которых была отдана испанскому королю. (Франциско Писарро) |
4. Как по-испански можно назвать завоевание новых земель? Конкиста | 4. Что купцы стали вывозить из Китая и Японии? (шёлк, фарфор) | 4. Какие страны будут называть метрополиями? (которые имеют колонии) |
5. Из записок одного участника экспедиции Васко да Гамы": И пробыли мы в море три месяца без трёх дней, по причине частого безветрия и ветров противных. Весь экипаж наш заболел тяжко: дёсна распухли так сильно, что покрыли все зубы, и мы не могли есть; распухли также ноги, а на теле появились большие нарывы, настолько истощавшие здоровенных мужчин, что они умирали, хотя никакой другой болезни у них не было:"Что это за болезнь? (Цинга) | 5. Какие культурные растения испанцы привезли в Европу из Америки? (Табак, картофель, кукуруза) | 5. Пролив, который сделает более коротким путь из Испании - в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Назовите его, если спустя время был назван именем своего первооткрывателя. (Магелланов |