Особенности экономического развития северо восточной руси. Особенности развития северо - восточных земель Руси

После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси - в землях Владимиро-Суздальского княжества.

В XIII-XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголотатарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юговосточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

Сельское хозяйство. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда - соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

Главным в социальном развитии в XIV-XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т.е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова «поместье» дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.

С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в 66 пользу церкви - десятина - выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.



Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321-1391) в 70 километрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыне), монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежнтийного типа, т.е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала «помощь» «новоприходпам». Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости («смерды», «закупы», «изгои», «люди» и т.д.). В XV в. появился новый термин - «крестьяне», ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.

Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин - «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам, как считают многие историки, выступало государство.

Город. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII-XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие отрасли ремесла, как кузнечное, литейное Дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не з* 67 только внутренней, во и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).

В отличие от городов Западной Европы, многие из которых добились - самоуправления и независимости от феодалов, русские города сохраняли зависимость от феодального государства. В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией. К XVI в. в городах практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» - комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли «белыми»).

Несмотря на замедленное развитие по сравнению с западноевропейскими городами из-за монголо-татарского разорения и золотоордынского ига, русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали хотя еще слабые экономические связи между отдельными частями страны. Характер ремесленного производства и торговые связи обусловливали заинтересованность горожан в объединении страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивавшихся городов вокруг Москвы. « Политическая централизация Руси в ХШ-XV вв. происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность.

Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.

Ответ оставил Гость

Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы – «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать – тому поспособствовали многие события.
Великие князья Ростовские Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они – кривичи, вятичи, ильменские словены – стали активно заселять эти земли. После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый – сын Владимира, князя киевского. С 1010-го – Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские – Владимир Мономах и Юрий Долгорукий – немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.
Наследие Ростова.Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси – Ростовская – была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера. После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль. Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.
Ростово-Суздальское княжество За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья – Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода. Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов. При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для истории Руси события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия – Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

B вопросе об особенностях общественного и полити­ческого строя в этой части Руси в основном наметились две точки зрения. В. И. Сергеевич вообще отрицал нали­чие существенных местных особенностей в политическом строе земель, на которые стало распадаться Киевское го­сударство.

Он полагал, что новые черты в их политичес­ком устройстве, прежде всего в отношениях князя к насе­лению, появились только после татарского нашествия. По другому взгляду, с наибольшей силой развитому В. О. Клю­чевским, особенности отдельных земель были несомненны и в частности основной особенностью Ростово-Суздальс­кой Руси была исключительная роль князя, обусловлен­ная его колонизаторской деятельностью. Поскольку ко­лонизация приносила преимущественно увеличение сельских масс, то население должно было стать гораздо более сельским по своему составу, чем оно было в Южной Руси.

При постановке вопроса об особенностях в процессе феодализации в Ростово-Суздальской земле, как нам ка­жется, надо исходить из следующих моментов.

Прежде всего, приходится признать, что Северо-Вос­точная Русь состояла из трех основных частей: 1) сравни­тельно небольшой территории, издавна колонизированной новгородскими выходцами, центром которой был Суздаль и затем Ростов, 2) самой значительной части, занятой по­селениями голяди, мери и веси и другими финскими племе­нами и колонизируемой в ХП в., 3) территории, занимав­шейся вятичами - славянским племенем, которое намного отстало в своем общественно-экономическом развитии по сравнению с другими славянскими племенами.

Будучи неоднородной этнически, Северо-Восточная Русь была и социально неоднородной. Если ту часть Северо­Восточной Руси, которая тянулась к Ростову и Суздалю, можно считать более или менее находившейся на уровне развития приднепровских княжеств (в дальнейшем бу­дем ее называть Ростово-Суздальским краем), то другие части (населенные голядью, весью, мерью, муромой и ме­щерой, вятичами) едва ли к началу XII в. вышли из ста­дии родо-племенных отношений. Таким образом, значи­тельнейшая часть Северо-Восточной Руси к моменту распада Киевского государства еще не подверглась про­цессу феодализации. Можно говорить только о сложив­шихся феодальных группах в Ростово-Суздальском крае. Достаточно указать, что именно в этом районе произош­ли два восстания - в 1024 и в 1071 гг.

Характерным моментом развития Северо-Восточ­ной Руси было то, что захват местного финского, литовс­кого и славянского населения, вне всякого сомнения, иг­рал крупнейшую роль с начала интенсивной колонизации этой территории. Местные князья, опиравшиеся на сво­их дружинников, проявляли большую активность в деле освоения земель у коренного населения, в защите коло­нистов от коренного населения, наконец, в строительстве городов.

Другой особенностью в феодальном развитии Севе­ро-Восточной Руси было отсутствие здесь крупных торго­вых центров, близких по своему значению к Новгороду или Киеву. Торговое значение старых центров - Суздаля и Ростова - стало падать задолго до того, как упало-их политическое значение. При перемене торговых путей они стали превращаться в экономическое захолустье. C дру­гой стороны, и Владимир даже в лучшую свою эпоху не был первоклассным торговым центром. A все другие го­рода в Северо-Восточной Руси были основаны князьями, это были прежде всего военно-колонизационные центры. И, следовательно, влияние князей в этих новооснованных городах (Переяславле, Ярославле, Москве и т. д.) было весьма велико, и городское население находилось под силь­ным воздействием княжеской орцанизующей силы.

Если учесть все эти моменты, то становится понят­ным, почему князья смогли быстро разгромить сложив­шуюся в Ростово-Суздальском крае местную феодальную знать. Чтобы не дать ей возможности восстановить своё политическое влияние, они перенесли столицу во Влади­мир - город, быстро выросший, главным образом, за счет прилива колонистов.

Естественно, что князья имели возможность захва­тить такие большие земельные территории, какими не об­ладали князья в других княжествах, и организовать весь­ма значительный домен, равного которому, вероятно, не было в других землях. Часть этих земель они раздали дружинникам и церковным учреждениям и таким обра­зом сумели создать себе широкую экономическую и соци­альную базу. Число земельных владений, принадлежав­ших землевладельцам, выросших в недрах разлагавшихся сельских общин, было невелико.

Дружина участвовала в колонизационной деятельно­сти князей. Занятые этой деятельностью, дружинные эле­менты стали, вероятно, сравнительно поздно оседать на земле. Основная часть феодальных владений принадле­жала в Северо-Восточной Руси именно дружинным эле­ментам. Только в Ростово-Суздальском крае еще некото­рое время сохранялись гнезда старой феодальной знати.

Одной из основных особенностей общественного устрой­ства Владимирской земли являлось то, что класс феода­лов в основной своей массе состоял после разгрома росто­во-суздальской старой феодальной знати из элементов, входивших в состав княжеской дружины. Характерно, что летопись, рассказывающая о событиях Северо-Вос­точной Руси, постоянно употребляет уже изжитую в дру­гих местах дружинную терминологию. Естественно, что эти элементы поддерживали первых ростово-суздальских, а затем владимирских князей в их организационной дея­тельности и не делали попыток, как это было в Галицкой земле, противопоставлять свои интересы княжеским ин­тересам.

Процесс феодализации шел в Северо-Восточной Руси в типичных формах. Ho особенностью общественного уст­ройства Владимирской земли являлось то, что здесь на­звание «боярин» не было присвоено всем феодалам. Боя­рами стали называться только верхушки этого класса. Основная масса феодалов носила название «слуг вольных». Как бояре, так и слуги вольные были типичными вассала­ми своих князей: их служба заключалась в том, чтобы по зову князей являться на войну со своими ополчениями. Так как были сильны дружинные отношения, то вассали­тет здесь не вышел из примитивных норм.

Можно полагать, что существовал принцип, по ко­торому служба бояр и слуг вольных не зависела от место­положения их земельных владений («А кто которому кня­зю служит, где бы не жил, а поехать ему с тем князем которому служит», - писалось в княжеских договорах). Следовательно, бояре могли свободно переходить OT од­ного князя к другому, не утрачивая своих прав на при­надлежавшие им вотчины.

C течением времени в памятниках стало упоминать­ся еще об одном разряде феодальных землевладельцев - детях боярских. Вопрос о происхождении этой группы по-разному решался в исторической литературе. Одни ис­торики под детьми боярскими понимали потомков измель­чавших боярских фамилий (что наиболее правдоподоб­но), другие связывали происхождение этого разряда с «детскими» и «отроками», т. e. младшими княжескими и боярскими дружинниками.

Bo владимирской земле окончательно оформился еще один разряд княжеских слуг - дворян. Этот разряд обра­зовался из так называемых «слуг под дворским», или двор- ных людей, которые выполняли разные обязанности по управлению княжеским хозяйством. C течением времени они стали привлекаться на военную службу. Эти слути дворные или дворяне в отличие OT бояр и слуг вольных не имели права свободно переходить от одного князя к дру­гому. По мере того, как за свою службу дворяне стали получать от князей земельные участки и эксплуатиро­вать крестьян и холопов, они превращались в один из разрядов класса феодалов.

Высшее духовенство - митрополит и епископы - также стало иметь своих вассалов: бояр, детей боярских и слуг вольных, которые должны были нести военную службу.

Что касается класса феодальнозависимого сельского населения, то прежде всего необходимо отметить, что BO Владимирской земле вскоре перестали употребляться на­звания отдельных разрядов зависимого сельского населе­ния, которые сложились в Киевском государстве (смерды, закупы, изгои и т. д.). Термин «смерд», широко применяв­шийся в XI и начале ХП вв. для обозначения сельского населения Ростово-Суздальского края (так называемые «суздальские смерды») быстро вышел из употребления. Это исчезновение термина очень показательно. Вероятно, кня­зья с целью привлечения колонистов давали новопоселен­цам льготы и относительную свободу.

Поскольку процесс феодализации на северо-востоке не мог быть сопоставлен по своей интенсивности, широте и глубине с этим процессом в других землях, то класс феодальнозависимого крестьянства здесь не был консоли­дирован. Этим объясняется отсутствие термина, приме­нявшегося для обозначения феодальнозависимого кресть­янства. Термин «смерд», как было уже указано, исчез, а новый термин не был выработан. Общим называнием для всей массы сельского населения стали являться тер­мины «сироты», «христиане» изатем крестьяне. Быстрое исчезновение старых терминов свидетельствует об исчез­новении и этих разрядов сельского населения. Можно полагать, что формы эксплуатации сельского населения здесь сделались однообразными. Основными повинностя­ми в этот период были разные натуральные оброки.

B феодальных вотчинах этого периода эксплуатиро­вался и труд холопов. Можно полагать, что уже в рас­сматриваемый период образовался термин для холопов, посаженных на землю: их стали называть страдными людьми, или страдниками.

Правовое положение городского населения, по-види­мому, мало чем отличалось от положения городского на­селения Киевского государства.

Еще по теме Социальное развитие Северо-Восточной Руси:

  1. 3. РАСПАД ДРЕВНИХ РОДОВЫХ СВЯЗЕЙ B СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ XIV-XVII BB.
  2. С. Б. ВЕСЕЛОВСКИЙ. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ B СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ Tом I. ЧАСТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ. ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ МИТРОПОЛИЧЬЕГО ДОМА. Издательство Академии наук СССР 1926, 1926

С начала 12 в. государство распалось на автономные общинные союзы, Самык крупные государственные центры - Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля. На северо-востоке - Владимиро-Суздальское княжество. Стало независимым во время сына Владимира – Юрия Долгорукого (1132-1157). Удачное перед другими княжествами географическое положение: удалённость от степей, труднопроходимые леса – защита от кочевников, отсюда приток населения. Контроль над волжскими торговыми путями способствовали экономическому развитию. Северо-восточный район колонизировался по инициативе князей, предвосхищая заселение. Поэтому земля рассматривалась как собственность князя, населения, включая бояр, - слуги. Вассально-дружинные отношения Киевской Руси сменились княжеско-подданическими. Так сложилась вотчинная система власти. Если Юрий хотел овладеть Киевом, его сын Андрей Боголюбский решал внутренние проблемы: укреплял свою власть и государственность. При этом борьба с боярством. В результате боярского заговора Андрей погиб. Борьба за престол вызвала междоусобицы. Участвовали братья погибшего князя, ставленники боярства и города Ростов, Суздаль, Владимир. Победил Всеволод Большое Гнездо, у к-го было большое потомство. Опираясь на владимирских горожан, подавил бояр и укрепил княжескую власть. При нём расцвет княжества. В начале 13 в. Владимирская Русь распалась на уделы: Владимирский, Ярославский, Ростовский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский, где правили потомки Всеволода. Княжества в 14-15 вв. стали основой формирования Московского государства.

В 1223 г. битва на реке Калка между русскими князьями и монголами. Монгольские племена в начале 13 в. объединились под властью хана Темучина, под именем Чингисхана он был провозглашён великим ханом. Завоевательные походы а Северный Китай, на берега Каспийского моря, в Армению, Кавказ, Черноморскую степь, где столкнулись с половцами. Те попросили помощи у Киевского, Черниговского, Галицкого князей – битва на реке Калке. Князья и половцы разгромлены. Но для монголов это лишь разведывательный поход, дальше не пошли. Только позже решили вторгнуться в русские земли. Главнокомандующий – Батый. Не путать монголов с татарами: собственно татар называли белыми, монголов – чёрными татарами. Армия Батыя состояла из монголов. В 1236 г. разгромили на Каме волжских болгар и через год вторглись в Рязанское княжество. Потом Коломна, Москва, Владимир. Войско Юрия Всеволодовича разбито на реке Сить в марте 1238 г. Монголы прошли всю Северо-Восточную Русь, позже Южную Русь – Киев, Галицко-Волынское княжество. С 1240 г. монгольское иго. В Нижнем Поволжье основали государство Золотую Орду. Русь – данник его. Провели перепись населения для исчисления дани, в землях назначали баскаков – наместников, к-е контролировали население и дань. После восстаний в русских городах к 14 в. дань стали собирать князья. Ордынцы выдавали им грамоты на великое княжение, разжигая вражду между ними. Сторонники традиционной точки зрения оценивают иго негативно. Массовое переселение населения на менее удобные территории, снизилась политическая и социальная роль городов. Политика русских князей переориентировалась на Восток. От монголов унаследовали авторитарную форму правления –вплоть до тирании, унизительные наказания – публичная порка, раболепство. С другой стороны, князь Александр Невский нашёл союзника в лице Батыя, чтобы противостоять немецкой агрессии. Монголы не изменили общественно-политический строй Руси: наследование княжеского престола осталось родовым. Монгольское завоевание во многом определило характер развития Руси, повлияло на культуру. Благодаря ему произошло возвышение Москвы. Формирование социально-политической системы Московии происходило под сильным ордынским влиянием, насаждавшим отношения бесправия и холопского подчинения. Много удельных князей и старших дружинников погибло, на смену им пришли выходцы из непривилегированных слоёв, привыкших повиноваться.

После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси - в землях Владимиро-Суздальского княжества.

В XIII-XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

Сельское хозяйство

Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда - соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

Главным в социальном развитии в XIV-XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т. е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова «поместье» дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.

С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы были веротерпимы и, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви-десятина-выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.

Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321 -1391) в 70 км к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыни), монастырь превратился в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т. е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости («смерды», «закупы», «изгои», «люди» и т. п.). В XIV в. появился новый термин - «крестьяне», ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.

Кроме частного феодального землевладения (княжеских, боярских, монастырских вотчин и поместий) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин - «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам, как считают многие историки, выступало государство.

Город

Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII-XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов, Больших успехов достигли такие ремесла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).

В отличие от городов Западной Европы, многие из которых добились самоуправления и независимости от феодалов, русские города сохраняли зависимость от феодального государства, В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией. К XVI в. в городах практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» - комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли белыми).

Несмотря на замедленное развитие по сравнению с западноевропейскими городами из-за монголо-татарского разорения и золотоордынского ига, русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали хотя еще слабые экономические связи между отдельными частями страны. Характер ремесленного производства и торговые связи обусловливали заинтересованность горожан в объединений страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивавшихся городов вокруг Москвы.

Политическая централизация Руси в XIII-XV вв. происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность. Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.