При каких условиях человек становится личностью кратко. Личностью человек становится только в обществе в результате процессов социализации и воспитания

Личность формируется в процессе деятельности и общения.

1. В процессе социализации происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания.

2. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

3. Основой формирования личности выступают общественные отношения.

4. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми – необходимое условие для становления и развития социального «Я».

5. В случае социальной изоляции индивид превращается в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли»: человек не умеет разговаривать, абстрактно мыслить, у него отсутствует самосознание и самоидентификация).

ЛИЧНОСТЬ:

1) продукт социализации и воспитания;

2) отличается самостоятельностью в поступках;

3) способна нести ответственность и решать проблемы;

4) контролирует поведение, обладает силой воли.

НЕРАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ – это

такая личность, чьё развитие не соответствует требованиям, которые общество предъявляет к человеку в данный период жизни.

ПРЕСТУПНАЯ ЛИЧНОСТЬ – это

такая личность, которая нарушает законы государства, пренебрегает нормами морали и права.

СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - это

1) человек, умеющий преодолевать внутренние и внешние препятствия для выполнения одобряемых обществом поступков,

2) для воспитания в себе положительных качеств;

3) человек, способный отказаться от личных благ во имя достижения общего блага.

НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВЛИЯЮТ:

1. Наследственность.

2. Воспитание.

3. Социальная среда: естественная (географическая) среда; общество в целом; домашняя среда (семейные традиции).

4. Образ жизни.

5. Вид деятельности.

6. Личное стремление человека к самоусовершенствованию.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЧЕЛОВЕКА:

1) целенаправленно (путём организации обучения и воспитания);

2) непреднамеренно.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

1. Неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

2. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.

3. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой.

4. Социальное характеризует общественную сущность человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это

сочетание неповторимых особенностей человека (биологических, психических, социальных), составляющих его своеобразие, отличие от других (уникальность).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА


ВЫВОДЫ

1. Биологическое в человеке выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, в нервно-мозговых, электрохимических и др. процессах его организма.

2. Психическое характеризует внутренний духовный мир человека: его сознательные и бессознательные процессы, волю, переживания, темперамент, характер, память и т.д.

3. Социальное характеризует общественную сущность человека.

4. Все это находит свое воплощение в триаде: индивид, личность, индивидуальность.


Похожая информация:

  1. A) Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в деятельность

Групповая совместимость - такое сочетание психологических особенностей каждого из участников группы, которые обеспечивают удовлетворение совместной деятельностью и её эффективностью.

На пути продвижения к коллективу на первых этапах развития группы наблюдается подъем, сопровождающийся повышенной активностью, мажорным настроением, энтузиазмом, которые сменяются заметным спадом. И если группе удается сохраниться, как общности, то опять отмечается подъём, который уже не достигает той высоты, которая была в начале. Стадии развития межличностных отношений:

1 Новизна ситуаций, благоприятные впечатления друг о друге создают эмоционально-положительный настрой.

2 Начинается совместная деятельность, выявляются недостатки друг друга, появляются трудности в достижении взаимопонимания.

3 Преодоление препятствий, адаптация, приспособляемость друг к другу.
Практически в каждой группе остаётся проблема, из-за которой её нельзя считать высокоразвитым коллективом и этот уровень для неё является пределом. К нему можно приблизиться достаточно близко, но достигнуть его практически невозможно. Чем ближе группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон личности и торможение того, что в ней есть худшего.

Поведение личности в группе может быть коллективистическими и конформными. В первом случае, когда личность отстаивает общие коллективные ценности и интересы. Во втором случае - когда человек пассивно приспосабливается к окружающим, не вырабатывает собственные моральные позиции.

Конформность - внешнее согласие человека с группой, подчинение любым её влияниям при внутреннем несогласии, это сознательное приспособленчество.

3. Представительной моделью отношений имеющихся в любой малой группе являются отношения в микрогруппе - триаде: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему напротив, отрицательно).

Различные сочетания этих типов отношений порождают различные варианты (см.схемы уч. пособие Немов Р.С. Психология Т.1.дана схема отношений в малой группе - триаде).

Объединяя все эти варианты можно получить достаточно полную картину взаимоотношений в разных малых группах.

4. Отрицательные отношения в группе приводят к тревожности личности, к межличностным конфликтам и фрустрации.

Тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Тревожность может быть личной и ситуативной. Личная тревожность формируется и закрепляется в раннем детстве, она проявляется в состоянии повышенного беспокойства и влияет на формирование мотива избегания неудач, стремления уходить от ответственности, боязни соревнования с другими людьми и т.д. С личной тревожностью связан целый комплекс отрицательных черт, поэтому малую группу, порождающую тревожность у личности следует рассматривать, как препятствующую развитию данной личности. Ситуативная тревожность проявляется в разных ситуациях, временно. Сначала возникает ситуативная тревожность, которая потом может перерасти в личную. По мере приближения группы к коллективу тревожность, которую испытывают её члены друг к другу, постепенно уменьшается. Помимо тревожности личность в группе может испытывать фрустрацию.


Фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, отчаяния, гнева. В групповых отношениях фрустрация хотя бы одного члена ведет к возникновению конфликтов. Фрустрированный человек ищет внешней разрядки и срывает зло на другом человеке, считая его причиной своих отрицательных, эмоциональных состояний.

Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться развитыми и на межличностные групповые отношения (государство, нация и т.д.). Часто люди являются объектом смещённой агрессии, после агрессии наступает апатия.

В Древнем Риме личность или персона - маска в театре, личина. Затем «персона» стала означать «лицо перед законом», при этом, раб, тело которого принадлежало господину, не имело своей «персоны».

В русском языке слово «личность» долге имело оскорбительный оттенок. Сохранилась поговорка «не переходите на личности».

В психологии понятие личность используется в двух основных значениях:

1. Любой человек, наделенный сознанием;

2. Человек, достигший определенного уровня психического развития.

Л. И. Божович, утверждала: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной степени и своим психическим развитием».

А.Н. Леонтьев считал, что личность рождается дважды: 1. Когда ребенок начинает осознавать себя как отдельное от окружающего мира существо и говорит «Я сам» (2-3 года); 2. Когда

возникает его сознательная личность, и он может отвечать за свои поступки.

2. ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ.

ПЛАН:

1. Устойчивость.

2. Единство.

3. Активность и её виды.

УСТОЙЧИВОСТЬ личности характеризует последовательность её действий и предсказуемость её поведения, придаёт её поступкам закономерный характер. Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого - важное условие внутреннего благополучия и установление нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.

Сочетание психологических особенностей, черт характера, свойств темперамента, качеств ума, преобладающих интересов образуют у каждого человека устойчивое ЕДИНСТВО, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического склада личности.

При непрерывном изменении психических состояний, процессов, при изменении поведения в разных социальных группах, с возрастом ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЛИЧНОСТИ ОСТАЕТСЯ ДО НЕКОТОРОЙ СТЕПЕНИ ПОСТОЯННЫМ.

Эта относительная устойчивость связана со следующими факторами:

1. Постоянство общественных отношений.

2. Условия жизни.

3. Особенности физического облика.

Устойчивое единство характерно не для всех людей. Некоторые со временем обнаруживают глубокие, драматические изменения своей личности. Люди их совсем не узнают.

У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется. У других обнаруживается поздно: от 20 до 40 лет.

К первым относятся люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, конфликтами со взрослыми, сверстниками и т.д.

Ко вторым относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряжённостью и конфликтами.

АКТИВНОСТЬ - свойство всего живого.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ проявляется в её сознательных избирательных действиях, то есть в деятельности. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и её изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности.

Опираясь на теорию отражения, ИСТОЧНИКОМ АКТИВНОСТИ являются потребности.

ВИДЫ АКТИВНОСТИ:

1. Физическая активность - естественная потребность здорового организма в движении,

физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий.

2. Психическая активность - потребность индивида в познании окружающей действительности

и познании самого себя.

3. Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ

человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со

своими ценностными ориентациями.

Формирование АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ, выражающейся в её идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

3. ТЕМА: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПЛАН:

1. Структура личности в школе 3. Фрейда (психоанализ).

2. Структура личности в школе А. Маслоу (гуманистическая психология).

3. Структура личности в школе Советской психологии.


1. Структура личности по З.Фрейду состоит из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Это унаследованный биологический опыт животных. «Оно» действует в соответствии с принципом удовольствия, постоянно требует удовлетворения своих потребностей и бессознательно направляет психическую деятельность. «Я» - сознание, ориентируется на принцип реальности. Это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. Стремится разумно примирить «Оно» и «Сверх-Я».

«Сверх-Я» - руководствуется идеальными представлениями (принятым в обществе нормами морали и ценностями). Основной источник формирования - родители, учителя, другие люди, личные контакты на протяжении жизни, литература и искусство.

Состояние неудовлетворенности собой, тревожности является эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я». Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек, с помощью «Я», вырабатывает у себя ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (А. МАСЛОУ).

Структура личности основана на иерархии человеческих потребностей:

Физиологические потребности (голод, жажда, половые влечения и т.д.);

Потребности в безопасности (стремление чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и жизненных неудач);

Потребность в принадлежности и любви (стремление принадлежать к общности, находиться
рядом с людьми, быть признанным и принятым ими);

Потребность уважения, почитания (стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету);

Познавательные потребности (стремление много знать, понимать, исследовать);

Эстетические потребности (стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте).

Потребность в самоактуализации (стремление к реализации своих способностей и развитие
собственной личности).

3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.К. ПЛАТОНОВ).

Структура личности в советской школе психологии включает следующие подструктуры: НАПРАВЛЕННОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА.

деятельность личности, относительно независимо от конкретных

условий. То есть, чего хочет человек, что для него привлекательно,

к чему он стремится.

Основные ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ:

- МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на

отношение человека окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей.

- УБЕЖДЕНИЯ - важные осознанные мотивы поведения, тесно связаны с миром чувств. Это

система устойчивых принципов.

- ИДЕАЛ - важный осознанный мотив поведения. Это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

- ИНТЕРЕСЫ - эмоциональные проявления познавательных потребностей. Характеризуются

содержанием (материальные, общественно-политические, профессиональные, познавательные, эстетические, спортивные и т.д.), целью (непосредственный интерес, то есть к самому процессу деятельности или опосредованный интерес, то есть к результату деятельности), широтой (концентрация интересов в одной области или распределение интересов между многими объектами), устойчивостью (длительностью сохранения).

СКЛОННОСТИ -это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда деятельности.

Интересы и склонности отличаются друг от друга. Можно интересоваться, но не

заниматься данным видом деятельности.

ЖЕЛАНИЕ - одна из форм мотивационного состояния. Желание является ключевым, но при

этом довольно широким и не очень точно определяемым понятием.

ВЛЕЧЕНИЕ - первичное эмоциональное проявление потребности человека в чём-либо,

неосознанное побуждение.

2. СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ - включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в

личном опыте, путём обучения.

3. ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ - охватывают индивидуальные особенности

отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни.

4. БИОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА - объединяет типологические
свойства личности, половые и возрастные особенности и её патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

4. ТЕМА: МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ.

Защитные механизмы - психоаналитическое понятие (З.Фрейд), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся образ «Я».

1. ПРОЕКЦИЯ - собственные отрицательные качества, неприемлемые мысли, чувства и поведение человек бессознательно приписывает другим людям, при чём в преувеличенном виде (ученик,плохо подготовившийся к экзамену, всю вину возлагает на преподавателя, плохо объяснившего материал).

2. ЗАМЕЩЕНИЕ - переадресовка от одного объекта к другому (человек срывает своё раздражение, гнев, досаду, вызванную одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете).

3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - способ разумного оправдания любых поступков и действий,
противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Проявляется, когда
поступок уже совершён: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это
делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия объективно сложившимися
обстоятельствами.

4. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - подавление одних импульсов и выдвижении совершенно
противоположных (когда мальчику нравится девочка, то он часто дёргает её за косички).

5. РЕГРЕССИЯ - возврат к детским моделям поведения (у взрослых - несдержанность,
недовольство, детский лепет и т.д.).

6. СУБЛИМАЦИЯ - даёт возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы
таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально приемлемым мыслей
или действий (энергия и активность подростков может быть сублимирована в социально
одобряемой деятельности и спорте).

7. ОТРИЦАНИЕ - отказ человека признавать произошедшее неприятное событие (потеря близкого человека, предательство друга).

8. ВЫТЕСНЕНИЕ - процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание
(получение неудовлетворённой отметки).

9. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей
ситуации путём её как бы отстранённого обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах (учёные, педагоги).

В психологии личности очень много описано механизмов защиты. Каждый человек в процессе жизни вырабатывает те механизмы защиты личности, которые наиболее ему подходят.

5. ТЕМА: САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

1. Образ -Я - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная,

переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими.

Образ -Я отвечает на вопросы: кто я есть?; что я могу сделать для того, чтобы стать тем,

кем я хочу быть?

Образ - Я включает три компонента:


1) КОГНИТИВНЫЙ компонент - представление о своих способностях, внешности,

социальной значимости и т.д. (кто-то на первый план выдвигает внешний вид, кто-то победу на соревнованиях, кто-то неудачу по физике и т.д.).

2) ЭМОЦИОНАЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ компонент - это самоуважение, самокритичность,

себялюбие и др.

3) ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ (ВОЛЕВОЙ) компонент - стремление быть понятым, завоевать

симпатию, уважение или оставаться незамеченным и т.д.

Образ-Я - это не статичное, а динамичное (постоянно меняющееся) образование личности.

Имеет две концепции: Я - реальное и Я - идеальное.

Я - реальное - это сиюминутное представление субъекта о самом себе.

Я - идеальное - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать

социальным нормам и ожиданиям окружающих. Я - идеальное выступает как ориентир в

самовоспитании личности.

Мера счастья и удовлетворенности человека жизнью зависит от того, как согласуются между собой Я -реальное и Я - идеальное.

Степень адекватности Образа - Я выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

2. САМООЦЕНКА - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места
среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Все, что сложилось в личности, возникло благодаря совместной деятельности и общения с
другими людьми. Следовательно, в большей степени все, что делает человек для себя, он,
вместе с тем, делает это и для других (учится, работает и т.д.). Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые

позволяют выработать собственную оценку.

У личности всегда есть референтная группа, с мнением которой он считается. Личность

сверяет себя постоянно с неким эталоном, и, в результате проверки, бывает, довольна или

недовольна собой.

ВИДЫ САМООЦЕНКИ:

АДЕКВАТНАЯ - совпадение самооценки и оценки личности другими людьми. Человек с

адекватной самооценкой предсказуем в поведении. Имеет чувство собственного достоинства,

самокритичен, реально оценивает свои возможности и способности. Инициативен, стремится к

достижению реально поставленных целей. В общении уравновешен, с уважением относится к

другим людям, не принижая их достоинств.

ЗАВЫШЕННАЯ - человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он часто сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. В общении непредсказуем, стремится унизить других людей.

ЗАНИЖЕННАЯ - может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличие, самообвинение, тревожность. В общении непредсказуем, часто меняется настроение, болезненно воспринимает критику в свой адрес, агрессивен, мстителен, злопамятен, злобен.

Для характеристики личности важно иметь представление об ожидаемой оценке и оценке личностью своей группы.

Ожидаемая оценка - по мнению данной, личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе, которую, как она предполагает, ей могут дать товарищи. Являясь устойчивой в своем коллективе, ожидаемая оценка становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив.

Оценка личностью своей группы связана с тем, что индивид живет её интересами, уважает ее ценности или наоборот не интересуется проблемами группы. Коллектив как бы аккумулирует отношение к нему одного из членов и возвращает ему эту оценку приумноженной.

Три показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы - входят в структуру личности и человек должен с этим считаться. Они оказывают большое влияние на статус личности (его место в коллективе).

3. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ - желаемый уровень образа -Я, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими и чересчур трудными задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должном уровне свою самооценку.

Формирование уровня притязания определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и трезвым, а иногда и смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным.

Важным компонентом образа - Я является САМОУВАЖЕНИЕ, которое определяется

отношением действительных его достижений к тому, на что человек рассчитывает,

претендует. Для поддержания самоуважения человек использует механизмы психологической

6 ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

ТЕМПЕРАМЕНТ

1. Понятие темперамента.

2. Физиологическая основа темперамента.

3. Основные свойства темперамента.

4. Психологическая характеристика темперамента.

1. Впервые темпераменты описал древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что различия
между людьми объясняются соотношением различных жидкостей в их телах: крови (сангвис),
желтой желчи (холэ), черной желчи (мелайн холэ), лимфы (флегмы). Отсюда вышли названия
темпераментов, которые прочно укоренились в науке.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма предпринял И.П. Павлов. Он заметил, что у собак условные рефлексы образуются по-разному, и предположил, что это зависит от особенностей нервной системы.

ТЕМПЕРАМЕНТ - это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.

2. Физиологической основой темперамента является ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тип высшей нервной деятельности определяется, исходя из свойств нервной системы

(силы, уравновешенности и подвижности).

СИЛА нервной системы - способность нервной системы выдерживать сильные раздражители

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ нервной системы - соотношение процессов возбуждения и

торможения.

ПОДВИЖНОСТЬ нервной системы - способность нервных процессов быстро сменять друг друга.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1). Сильный, неуравновешенный, подвижный соответствует ХОЛЕРИКУ.

2). Сильный, уравновешенный, подвижный - САНГВИНИКУ.

3). Сильный, уравновешенный, инертный - ФЛЕГМАТИКУ.

4). Слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный - МЕЛАНХОЛИКУ.

3. Свойства темперамента не являются неизменными. Они проявляются не с момента

рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной

последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания Высшей

нервной деятельности (ВНД), так и специфическими закономерностями созревания каждого

типа ВНД..

Природные особенности нервной системы могут быть замаскированы системой временных

связей, выработанных в течение жизни. Никакая психическая черта не является только

врожденной. Проявление свойств нервной системы возможно лишь в экстремальных

условиях.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА:

1. СЕНЗИТИВНОСТЬ - возникновение психических реакций на внешние или внутренние

раздражители наименьшей силы.

2.РЕАКТИВНОСТЬ - сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители.

3. АКТИВНОСТЬ - энергия, с которой человек воздействует продолжительно на окружающую

среду, преодолевает препятствия. Если у человека преобладает реактивность, то он действует под влиянием случайных обстоятельств. Если преобладает активность, то человек действует продуманно.

4. ТЕМП РЕАКЦИЙ - скорость протекания психических процессов и реакций.

5. ПЛАСТИЧНОСТЬ - гибкость, легкость приспособления к новым изменяющимся условиям.

6. РИГИДНОСТЬ - инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.

7. ЭКСТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ - проявляется в повышенной общительности, открытости

внутреннего мира и интереса к другим людям.

8. ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ - необщительность, замкнутость, отсутствие интереса к другим и склонности к углубленному самоанализу.

Проявление свойств темперамента зависит от ряда условий. Это ведет к тому, что люди различных темпераментов в разных условиях могут проявлять очень сходные качества и психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качества и особенности.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА.

САНГВИНИК.

Очень ловкий, легко схватывает движения, любит танцевать. Пластичен как ящерица. Засыпает быстро и легко просыпается. Встает рано. Любит лазать на деревья, на крыши, сильно качаться на качелях. Ест охотно, но не много. Живая мимика, выразительные движения. Живой интерес ко всему, что привлекает его внимание. Энергичен, работоспособен. На уроке тянет руку, любит долго работать, не утомляется. За любое новое дело берется с радостью. Быстрота ума и психических процессов. Очень музыкален. Для него очень важно общение. Интересуется людьми, их заботами, делами, интересами. Это человек, который может непрерывно болтать с окружающими, даже если видит человека впервые.

Легко забывает плохое, не злопамятен, быстро сходится с новыми людьми. В новой компании легко осваивается, у него богатая натура, человеческая теплота, что располагает к нему людей. Способен продуктивно использовать прошлый опыт, что позволяет уверенно себя чувствовать. Легко появляются новые привычки.

Любят абстрактные разговоры. Речь цветиста, иногда может уйти от смысла разговора. Сентиментален, активен, работоспособен при наличии интересного дела. Чувства легко возникают и сменяются. Может хохотать по незначительному поводу. Несущественный факт

может рассердить. Непостоянен, поверхностен, легко отвлекается, рассеян, разбросан, легкомысленен, несерьёзен, беспечен. Если дело не нравится, то может бросить.

ФЛЕГМАТИК

Ест с удовольствием, почти все кушания - его любимые. Он охотно идет в постель, спит долго и крепко. Хорошо работают «биологические часы». Любит сидеть. Ходит и говорит медленно, обстоятельно. Рассказывает со всеми подробностями. Думает медленно, «тугодум». Любит слушать и читать одно и то же. Музыкален, никогда не фальшивит.

Учится хорошо, имеет четкий сформированный почерк. Если его не торопить, то выполняет все задания, прочно усваивая новый материал. Имеет надежную память и любовь к упражнениям.

Не общителен, контакты затруднены. Трудно расставаться со старыми привычками. Не может

резко менять что-либо в своей жизни. Предпочитает плавное ее течение в духе старых традиций. Имеет свой собственный взгляд на вещи, который не стремится навязать окружающим.

Не любит пускать в свой внутренний мир. Скрывает свои чувства, мало эмоционален, мимика

и движения бедные, не выразительные. Отстраненность позволяет быть более критичным и

хладнокровным в своих суждениях. Отсюда склонность иронизировать над другими и над самим собой.

В общении даже со знакомыми необычно сдержан. Мыслит определенными категориями, фактами и аргументами. Определенная способность предвосхищать будущее на основе фактов. Старается спланировать все свои действия, предвидеть все возможные варианты, тем самым затягивая принятие решения.

Излишне пунктуален, любит порядок. Стараются понять причины, структуры и взаимосвязи фактов и событий. Сложные проблемы и вопросы могут доступно объяснить другим. Точное и умелое владение языком облегчает задачу. Привычки и формы поведения стойкие. Редко выходит из себя, выдержан, но вял и безучастен к окружающим.. Ленив и безволен. Любит тепло.

МЕЛАНХОЛИК

Аппетит не очень хороший. В еде разборчив, любит сладкое, фрукты. Поздно засыпает, так как в постели любит размышлять и придымывать различные истории. Трудно просыпается, чувствует себя усталым, долго находится в плохом настроении. Боится холодной воды. Больше всего любит тепло, но не жару. Нежный ребенок, требующий любящего внимания.

Любит танцевать музыкально-ритмические упражнения. Музыкален, любит петь. Выискивает темные, укромные уголки для раздумий. Маленький эгоист. Хочет быть в центре внимания. Ему необходим человек, которому он мог бы доверять полностью. При обучении нужно выбирать такие истории, которые взволнуют, заставят забыть о собственных проблемах. Не может длительно удерживать внимание, быстро утомляется, малая работоспособность. Трудно усваивает новый материал, но усваивает прочно. В новой обстановке прячется, забивается в угол, замирает.

Не общителен, контакты затруднены. Трудно расстается со старыми привычками. Злопамятен, молчалив, мелочен, пунктуален, любит порядок. Не любит резко менять что-либо в своей жизни, предпочитает плавное, размеренное течение. Сильно развита интуиция на людей и ситуации, основанная на способности использовать свой прошлый опыт. Поражают тонкие и точные суждения о людях и умение находить к каждому подход. Легко читают по лицам, быстро определяет настроение и чувства других людей. Необычайно дипломатичен, сентиментален.

Не любит раскрывать свой внутренний мир, никого не пускает в него. Остро ощущает симпатию и антипатию по отношению к себе. Не могут длительно заниматься одним делом. Предпочитают деятельность, связанную со спокойным, четким распорядком и строго ограниченными обязанностями. Это глубокий, содержательный человек, но замкнут, боязлив, тревожен, вспыльчив.

Спит не много, просыпается быстро и легко. Необходимо иметь пространство, где он мог бы

свободно двигаться: прыгать, бегать, валяться. Ест немного, в еде не привередлив. Походка энергичная, пятки стучат. Любит физическую нагрузку. Учёба дается не всегда легко, так как долго удерживать внимание трудно. Если внимателен, то быстро схватывает главное, легко запоминает.

Артистичен, эмоционален, инициативен, принципиален, энергичен, любит рисковать. Важно находиться в центре внимания, иметь возможность высказывать свое мнение. Любит сравнивать себя с другими и охотно вступает в конкуренцию. Любит спорить и возражать по любому поводу. Не злопамятен, легко забывает прошлое. Прямолинеен, непосредствен.

У него все «на лице написано». Не сдается, не отступает, упорно идет к своей цели. Сильное стремление к победе и воля к успеху является источником природного авторитета. От него ждут решения в критических ситуациях. Не склонен к длительному обдумыванию поступков и действий. Сначала сделает, потом подумает. Нетерпелив, необуздан, несдержан, вспыльчив.

Вокруг него все движется, что-то происходит, кипит. Его активность необычайно заразительна. Действует методом проб и ошибок. Любит всё понятное, конкретное, реальное, постижимое. Результат должен быть практичным и осязаемым. Склонен к импровизации в достижении цели. Оптимист. Любит быть первым и исключительным. Повышенная возбудимость, большая, эмоциональность.

ХАРАКТЕР.

1. Понятие характера.

2. Физиологические основы характера.

3. Структура характера.

4. Свойства характера.

5. Выразительные признаки характера.

1. ХАРАКТЕР - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности,
выражающие отношение человека к действительности и отражающееся в его поведении.

2. Физиологической основой характера является сплав свойств ВНД и сложной устойчивой
системы нервных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта.

В физиологической основе более важную роль играют системы временных связей, так как они предопределяют отдельные черты и весь характер в целом.

Характер тесно связан с типом ВНД и способностями. Темперамент обуславливает форму проявления черт характера и в то же время темперамент изменяется под влиянием характера. Общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для данной эпохи. Индивидуально-своеобразные условия жизни формируют индивидуальные черты характера. ЧЕРТА характера - индивидуальная, привычная форма поведения человека, в которой реализуется его отношение к действительности.

3. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА состоит из НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ и ВОЛЕВЫХ
ЧЕРТ.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ включает:

Отношение к другим (чуткость, тактичность, вежливость, общительность и т.д.);

Отношение к деятельности (трудолюбие, добросовестность, инициативность и т.д.);

Отношение к себе (скромность, гордость, самокритика, чувство собственного достоинства и

Отношение к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).
ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ (целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость,
выдержка, дисциплинированность, мужество, смелость).

4. СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА.

1). Моральная воспитанность характера - соответствие характера моральным нормам и

правилам поведения в обществе.

2). Цельность характера - отсутствие противоречий в стремлениях и интересах. Единство

слова и дела.

3). Полнота характера - разносторонние стремления и увлечения человека.

4). Определенность характера - устойчивость в поведении.

5). Сила характера - энергия, с которой человек преследует поставленные цели.

6). Твердость характера - последовательность действий и упорство человека, умение отстоять

свои взгляды.

7). Уравновешенность характера самое оптимальное для деятельности и общения соотношение сдержанности и активности.

5. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ХАРАКТЕРА:

1). Поступки и действия (сознательные и прднамеренные)

2). Особенности речи (громкая - тихая, быстрая - медленная, многословие - замкнутость,

эмоциональность - тихость)

3). Внешний облик (улыбка, хмурость, походка, как стоит человек и т.д.)

СПОСОБНОСТИ: ПЛАН:

1. Понятие способностей.

2. Соотношение задатков и способностей.

3. Виды способностей.

4. Способности и типология людей.

1. СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности,

обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

ТАЛАНТ (одаренность) - высокий уровень развития способностей, проявляющийся в

творческих достижениях.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющим выдающееся значение для жизни общества.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

Способности тесно связаны с направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей. Очень важен вопрос о сензитивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностей.

Качественный анализ способностей направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности.

Количественное измерение способностей характеризуют меру их выраженности. Часто используются тесты. Уровень и степень развития способностей выражают понятия талант и гениальность.

3. ЗАДАТКИ - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга,
являющиеся индивидуально-природной основой (предпосылкой) для развития способностей.

Характерным для задатков является то, что они сами по себе ещё не на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на формирование и развитие способностей, которые формируются прижизненно в результате деятельности и воспитания. К основным составляющим природных различий способностей относятся:

Определенные свойства нервной системы;

Познавательная активность и саморегуляция;

Особенности строения анализаторов (органов чувств);.

Задатки обуславливают разные пути формирования способностей, а также влияют на уровень достижения и быстроту развития способностей. УСЛОВИЯМИ формирования способностей являются:

Теоретический и практический опыт;

Физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и
приобщением к различным видам деятельности;

Наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности имеют социальное происхождение, следовательно, условием для развития задатков человека является СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА.

Наряду с природными, естественными задатками существуют СПЕЦИФИЧЕСКИЕ человеческие способности (литературные, сценические, конструктивные и т.д.).

Естественные способности формируются на основе врожденных задатков. Специфические задатки не определяются биологическими законами. Они становятся возможными, потому что у человека появляется особая форма передачи достижений последующим поколениям с помощью орудий, языка, произведений искусства.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ способности - это новые образования, которые формируются в

индивидуальном развитии человека в связи с присвоением общественно-исторического опыта

предшествующих поколений.

3. ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ:

1). ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. 2). СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - система свойств личности, которая помогает

достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. 3). РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ - обеспечивает высокое умение

усваивать знания, овладевать деятельностью. 4). ПРОДУКТИВНЫЙ (ТВОРЧЕСКИЙ) УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ - обеспечивает

создание нового, оригинального.

Все виды способностей взаимосвязаны и влияют друг на друга. Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества и всякая творческая деятельность не возможна без репродуктивной.

Различают также ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и ПРАКТИЧЕСКИЕ (склонность человека к конкретным практическим действиям) СПОСОБНОСТИ.

Из специальных способностей можно выделить ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ способности, которые включают:

Личностные качества (любовь к детям, выдержку и самообладание, терпимость и т.д.);

Дидактические способности (умение объяснять материал, речевые способности,
перцептивные (воспринимающие аудиторию и каждого в отдельности) способности,
академические (эрудиция в области изучаемого предмета) способности;

Организационно - коммуникативные способности (умение сплотить коллектив, умение
установить контакт, держать дистанцию, наблюдательность, педагогический такт и т.д.);

Вспомогательные способности (артистизм, владение ораторским искусством и т.д.).

4. ТИПОЛОГИЯ ЛЮДЕЙ.

Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических

особенностях человека. И.П. Павлов выделил две типологии людей:

1). в зависимости от типа ВНД, являющейся основой темперамента человека. Тип ВНД оказывает существенное влияние на развитие способностей человека

2). В зависимости от соотношения сигнальных систем. ВНД человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первая сигнальная система связана с эмоциональной, образной обработкой информации, вторая сигнальная система - это речь. Преобладание проявления одной из сигнальных систем позволяет выделить ТРИ ТИПА ЛЮДЕЙ:

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП (преобладание первой сигнальной системы);

2. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП (преобладание второй сигнальной системы);

3. СРЕДНИЙ ТИП (равное представительство сигнальных систем).

Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

7. ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ.

1. Социально-психологическая характеристика групп.

2. Ступени развития коллектива.

Группа - это социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков и относящихся к содержанию совместно выполняемой деятельности или характеру общения. УСЛОВНАЯ группа - существует номинально, списочно. Члены группы не объединены временем и пространством, между ними нет контакта.

РЕАЛЬНАЯ группа - это реальные люди, контактирующие как живой организм.

БОЛЬШАЯ группа - государства, нации, партии, классы, социальные общности, выделяемые по профессиональным, возрастным, половым и т.д. признакам. Эти группы воздействуют на личность через политику, идеологию, культуру.

МАЛАЯ группа - это немногочисленное по составу (до 40 человек) объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах (семья, класс, компания друзей и т.д.).

ЛАБОРАТОРНАЯ группа - создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования. Существует только в лаборатории.

ЕСТЕСТВЕННАЯ группа - складывается сама по себе, возникает и существует исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

ФОРМАЛЬНАЯ группа (официальная) - создается на основе документа, инструкций и определяется соподчинением людей друг другу.

НЕФОРМАЛЬНАЯ группа (неофициальная) - складывается на основе психологических мотивов, единых взглядов, симпатий, интересов и т.д.

СЛАБОРАЗВИТАЯ группа - нет достаточной психологической сплоченности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, четко распределенных обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. (Чаще всего группы на первых этапах функционирования).

ВЫСОКОРАЗВИТАЯ группа - все выше перечисленные требования. КОРПОРАЦИЯ - 1). Корпорации свойственна такая деятельность, которая малополезна или даже вредна для общества. 2). Группа, цели деятельности которой замкнуты внутри нее, «работающие только на себя». Отношения строятся на страхе наказания, подозрительности, недоверия друг другу.

РЕФЕРЕНТНАЯ группа - реальная или условная группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой хотел бы стать. Индивид находит образцы для подражания; ценности, нормы и формы поведения становятся значимыми для человека.

НЕРЕФЕРЕНТНАЯ группа - психология и поведение которой для индивида чужды или безразличны.

АНТИРЕФЕРЕНТНАЯ группа - поведение и психология членов которой человек не приемлет и осуждает.

КОЛЛЕКТИВ - высшая форма организации людей. Это группа, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненной целям этого общества.

КОЛЛЕКТИВ - группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.

2. СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА. (А.Г.Ковалёв)

1). СТАДИЯ ПЕРВИЧНОГО СИНТЕЗА - на этой стадии люди присматриваются друг другу, к руководителю, который знакомит с целями и задачами.

2). СТАДИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - заканчивается взаимное изучение, образуются микрогруппы, складывается актив, среднее звено, добросовестные исполнители, пассивные.

3). СТАДИЯ СИНТЕЗА - образуется общество с устойчивыми интересами, едиными установками, единством воли.

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА. (А.Н. Лутошкин).

1. "Песчаная россыпь" - вроде все вместе, но каждый сам по себе.

2. "Мягкая глина" - возникают первые внутренние связи.

3. "Мерцающий маяк" - преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу,
быть вместе, выделяется актив, уже иногда группа действует как настоящий коллектив,
но активность проявляется всплесками.

4. "Алый парус» - один за всех и все за одного.

Искренняя заинтересованность во взаимоотношениях сочетается с принципиальностью и взаимной требовательностью. Но не всегда приходят на помощь другому коллективу.

5. "Горящий факел" - настоящий коллектив, но не удовлетворенный
собственным благополучием и не дожидаясь просьб, спешит на помощь
другому коллективу.

8.МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

1. Основные понятия. Основные характеристики потребностей.

2. Параметры мотивационной сферы.

1. В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:

побудительная и регуляционная.

Побудительная - побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения.

Регуляционная - регуляция отвечает за то как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации.

Побуждение или стимуляция связаны с понятиями мотива и мотивации. Они включают в себя: потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения, внешние факторы, которые заставляют вести себя определенным образом, управление деятельностью и т.д.

Мотив - это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивация - система факторов, преобладающих в поведении

Характеристика процессов, которые стимулируют и поддерживают поведение на нормальном (должном) уровне.

Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: - его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность.

Прекращение после достижения постоянной цели, преднастройка на будущее событие, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Любое поведение объясняется как внутренними, так и внешними причинами. Они взаимосвязаны: внутренние могут актуализироваться под влиянием определенных ситуаций, и наоборот, активизация мотивов и потребностей приводит к изменению ситуаций. Например: студенты после самостоятельного изучения не смогли объяснить новую тему. Это предполагает рассматривание мотивации как цикличного процесса, результатом которого является поведение.

Мотивация как процесс непрерывного выбора и принятие решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив (магазин, уборка). Из всех мотивационных понятий наиболее важным являются потребности.

Величайшее благодеяние, акт человеколюбия и проявление деятельной любви заключается в том, чтобы помочь современному грешному человеку стать личностью...

Величайшее благодеяние, акт человеколюбия и проявление деятельной любви заключается в том, чтобы помочь современному грешному человеку стать личностью. «С онтологической точки зрения личностями являются все люди и даже сам диавол. Однако с сотериологической точки зрения не все мы лично¬сти, поскольку не все достигли подобия Божия».

Отцы Церкви, и в особенности трезвенные отцы, являются здесь ценными помощниками, поскольку они, обладая просвещенным умом, сделались причастниками Божественной благодати и познали глубины человеческой души. Все, что было сказано выше об уме и сердце, в полной мере применимо и к нынешнему предмету нашего рассмотрения.

Когда ум человека, прежде блуждавший по воле страстей, благодаря покаянию возвращается в сердце и видит там «отвратительную личину» своей души, он неутешно плачет и рыдает. Он спешит очистить безобразие своей души. Благодаря покаянию в душе начинает действовать очистительная благодать, и тогда ум видит состояние души и ощущает печаль, которую причинил Богу Отцу. Об этом святитель Григорий Нисский выразительно говорит в своем «Слове К скорбящим...»: «Облик души формируется сообразно с Божественной красотой. Поэтому, обращаясь к Первообразу, душа в точности видит самое себя».

Человек, находящийся далеко от Бога, не понимает, что такое страсти, что такое душевная смерть; он не ведает богатства своей души. Однако благодаря покаянию в нас происходит возрождение. Открывается доселе неизвестная область души. Одновременно открывается и лик души, который до того времени был неведом.

Благодаря подвижничеству во Христе и участию в божественных таинствах душа человека просвещается и в ней воцаряется Христос. Вся подвижническая брань совершается для того, чтобы душа очистилась, стала светлым чертогом, доколе не изобразится в вас Христос. Когда же в нас живет и царствует Христос, Который является подлинной личностью, то личностью становится и человек. Вот как в глубине возрожденного сердца происходит откровение личности.

Конечно, здесь мы вступаем в таинственные глубины души. Там находится сокровенный сердца человек. Однако эти глубины не столь уж неведомы, поскольку действие благодати Духа Святого, которую принимает душа, изливается и на соединенное с душою тело. Здесь, однако, необходимо подчеркнуть вот что: каждая личность есть единственная и неповторимая сущность. В этом заключается характерный признак личности.

Другие основные элементы личности - это свобода и любовь. Свобода существует до тех пор, пока образ души остается совершенно чистым, как его сотворил Бог. Проявлением свободы является совершенная любовь к Богу Отцу и другим людям. Когда свободу связывает какая-либо страсть или даже какой-нибудь помысел, тогда и любовь к Богу ограничивается. Следствием свободы и любви личности является святость. Мерой свободы и любви каждой личности определяется и степень святости, то есть то просвещение Божественной благодатью, которое в состоянии принять душа.

Как мы знаем, изначально человек – всего лишь чистый лист бумаги, на который родители, окружение, генетическая предрасположенность и другие факторы влияния наносят свои штрихи. Так, спустя какое-то время после рождения ребенок обретает характер, манеру держаться, индивидуальность. Так, когда же этот процесс заканчивается, и образуется личность? Я думаю, тогда, когда человек осознает себя ответственным перед собой и обществом, начиная самобытно мыслить и созидать.

В романе Замятина «Мы» общество находится в рабстве у идеологии Благодетеля, там нет личностей вообще. Все люди пронумерованы и лишены индивидуальности, а их главная задача – это строительство «Интеграла», дабы проинтегрировать вселенную. Сбиваясь в кучу, они лишаются своего «Я», ими легко управлять, как бездушными шестеренками. Даже такие интеллигентные номера, как Д-503, все равно не выходят за рамки своего рабского существования. Попытка высвободиться из-под пут довлеющего общества обернулась для него позорной капитуляцией. Ему удалили фантазию, и теперь его жизнь уж точно ему не принадлежит. Но все же был у него момент, когда его личность сформировалась и подала голос. В разговорах с I-330 он раскрывается, обретая свое мнение. Он мыслит самостоятельно, понимая, как чудовищно мировое государство во главе с Благодетелем.

О своем формировании писали многие творцы. Одно из таких произведений - стихотворение А. С. Пушкина «19 октября», которое автор посвятил своим друзьям - лицеистам - Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру, Горчакову. В этом послании он демонстрирует свои эмоции и чувства через времена года. В начале произведения лирический герой испытывает грусть и тоску от длительной разлуки со своими товарищами, от чего его единственной отрадой становятся воспоминания о былых веселых годах. В особенности чувство тоски можно проследить в строках, содержащих упоминание о том, что многих его приятелей уже нет в живых, и о «священном союзе» его одноклассников, который так и остался для автора примером единственной и нерушимой дружбы. Настроение поэта меняется, только когда он начинает думать о будущих встречах, после чего воспоминания о лицейских друзьях меняют свою эмоциональную окраску и начинают греть ему душу. Мы узнаем, что именно в лицее, среди достойных и благородных юношей, личность поэта сформировалась и приобрела неповторимую индивидуальность. Значит, в нормальных условиях люди созревают в юности, обучаясь и обретая друзей.

Таким образом, личность формируется до тех пор, пока человек четко не осознает себя в контексте общества и государства, коллектива и социальной иерархии. Расставляя приоритеты и ориентиры, он учится познавать мир. Конечно, в условиях диктатуры и невежества этот процесс затягивается, но в нормальной жизни заканчивается в юношестве.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как становятся личностью — Почему не у всех получается?

Что значит быть личностью?

— Что значит быть личностью?
— Личностями не рождаются, личностями становятся
— Признаки личности
— Процесс становления индивидуальности
— 5 простых советов. Как развить в себе личность?
— Как быть индивидом? Советы психологов
— Как становятся личностью? Практические шаги
— Советы, как стать гармоничной личностью
— Становление личности: что нужно?
— Заключение

Личность – это индивид, который является результатом мыслительной деятельности. Важно помнить, что такой человек обладает целым комплексом социально значимых элементов, которые успешно реализуются в общественной жизни.

В последнее время все больше людей стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. Все больше людей пытается жить осмысленно, ставя перед собой цели и идя к ним. Это, конечно же, радует. Но как же стать Личностью? Как не затеряться в толпе?

Ответ хочу начать с вопроса: А вы, значит, считаете, что вы не личность? Если нужно личностью стать, значит на данный момент вы ею не являетесь. Как родилось такое мнение?

Если проследить ход мыслей человека, задавшего такой вопрос, становится понятным, что идея могла прийти только из внешних источников, негативного мнения, оценок окружающих. Целостному человеку, воспринимающему себя как индивидуальность, такая формулировка не придет в голову.

К вашему сведению, приведу определение из толкового словаря русского языка Ожегова. «Личность — человек, как носитель каких-нибудь свойств.» Исходя из этого определения, каждый является личностью.

Поэтому проблему задавшего вопрос человека можно переформулировать – как стать целостным, воспринимать себя личностью?

Изначально, мы рождаемся личностями. В процессе взросления, отказываясь от ценности своих мнений, своих желаний, принимая приоритетную правильность мнений взрослых, человек теряет целостность, ощущение себя ценной личностью. Конечно, ведь ему столько раз говорили, что он делает неправильно, плохо, что он решает с этим согласиться. В этот момент начинаются его будущие проблемы.

Пропустим период накопления неприятностей. Переходим сразу в момент задания первоначального вопроса: Что нужно, чтобы стать личностью? Отличный вопрос! Значит, вы уже готовы снова ею стать. Для этого нужно начинать становиться собою. Прежде всего НАБЛЮДАТЬ. За жизнью, за собою, за отношениями. Из наблюдений создавайте СОБСТВЕННУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. Мнения других, любая информация – только толчок к размышлениям и исследованиям.

Прислушивайтесь к себе и делайте то, что вы хотите. Не подавляйте, не ругайте себя. ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ СЕБЯ. Это очень трудно поначалу. Ведь сначала придется разобраться со всем накопленным грузом злости, нелюбви и стыда за себя. Когда почувствуете себя целостным, принимающим себя – тогда вы снова стали полноценной личностью. Удачи всем на этом пути.

Личностями не рождаются, личностями становятся

Прежде чем рассматривать, как человек становится личностью, нужно отметить, что существует два мнения по поводу того, каждая ли персона может ею стать.

1) Одни утверждают, что в процессе социализации и развития каждая живая единица Homo sapiens становится личностью в той или иной степени.

2) Иная группа специалистов свидетельствует о том, что есть круг лиц, которых личностью назвать нельзя. Такие люди в процессе своего развития не развиваются, а деградируют.

Личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется в процессе социализации личности, т.е. постепенно. Всем известно, что младенцы не могут выражать свои мысли, так как их мозг еще не достаточно развит; не могут выражать свои взгляды и вкусы, не имеют моральных ориентиров. Их поведение поначалу подчинено инстинктам.

Ведь все наши взгляды, убеждения формируются постепенно, на протяжении достаточно продолжительного времени, а не появляются сразу после рождения.

Сам термин «личность» означает внутреннюю особенность человека, его духовный мир (мнения, интересы, ориентиры). Личностью человек становится в процессе такого явления как социализация. Под социализацией понимается процесс адаптации человека к общепринятым правилам поведения в обществе, его традициям и ценностям.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек становится личностью не в момент своего рождения, а постепенно, проходя процесс социализации.
То есть, по сути, становление личности – это процесс усвоения норм и ценностей, которые актуальны для того или иного общества.

Признаки личности

Есть ли определенные признаки, которые определяют человека как личность? Так, психологи выделяют следующие моменты:

  1. Открытость новому опыту.
  2. Личность постоянно пробует что-то новое, учится и развивается в новых для себя направлениях.
  3. Личности осознают возможности своего организма и полностью доверяют этому чувству.
  4. Личность знает меру во всем.
  5. Полноценная личность перестает искать одобрение или оценку со стороны.
    Такие люди имеют так называемый внутренний локус, где и формируются личные оценочные суждения всего происходящего.

Процесс становления индивидуальности

Психологи предоставили два простых шага, которые иллюстрируют, как становятся личностью:

Шаг 1.
Нужно заглянуть себе под маску. То есть обнажиться перед самим собой, понять, кем человек на самом деле является, откинув все образы. Этот поиск и есть важнейший этап становления.

Шаг 2.
Переживание чувств – следующий этап. В моменты сильного эмоционального напряжения человек становится тем, кем он является на самом деле. Формирование правильного я в такие моменты – не менее важный этап.

Совет 1.
Важно осознать, что именно мы сами формируем свою жизнь. Для этого нужно научиться брать на себя ответственность. За все.

Окружающие люди лишь отражают нас самих, как зеркала. Даже, если мы этого не осознаем.

Совет 2.
Необходимо, признать свое право на ошибки. Все мы ошибаемся, никто не является идеальным. Главное признать ее и вовремя исправить. Не всегда наше мнение или наши поступки являются правильными в глазах других людей. И это факт. Нужно допускать возможность этого.

Совет 3.
Следует понять — никто никому ничего не должен. Я могу любить кого-то, кому-то помогать по мере сил. И это только мой выбор. Я это делаю потому, что мне это нравится. Глупо требовать от других того же. Ведь это мой выбор. Иногда, правда, нужно уметь говорить НЕТ, а это бывает очень трудно.

Совет 4.
Не менее важно научиться жить здесь и сейчас. Прошлого нет потому, что каждый момент наступает настоящее. А будущего нет потому, что его еще нет. Оно формируется сейчас. Бывает трудно это осознать. К тому же привязанность к прошлому порождает много проблем, тревог за будущее и т.д. Она мешает видеть возможности сейчас.

Совет 5.
Избавьтесь от привычки кого-то критиковать. Человек, который сам не сделал ничего в жизни, даже не пытался, с огромным наслаждением критикует других. Даже если не разбирается в сути вопроса. Как Вы думаете, является ли личностью такой человек? Не думаю.

Еще раз повторюсь: идеальных людей нет. Поэтому постоянно приходится работать над собой, контролировать свои мысли, слова и поступки. Не для кого-то, а для себя, своей жизни. Да, это трудно, но необходимо.

Согласно возрастной психологии, воспитать в человеке личность можно до 23 лет. Дальнейший рост и развитие зависит уже от самого человека и тех обстоятельств, в которые он попадает в течение жизни.

Что значит стать личностью в обыденном понимании? Прежде всего, это означает обладание сильным характером. Личность не поддается никакому влиянию, имеет свою точку зрения на происходящее вокруг и в состоянии самостоятельно манипулировать окружающими. Когда человек становится личностью, он перестает зависеть от чьего-либо мнения, что, согласитесь, немаловажно.

Что нужно делать, чтобы стать личностью, а не оставаться объектом постоянных манипуляций? Для начала нужно развить в себе соответствующие качества:

1) Учитесь быть уверенными в себе.
Разложите по полочкам, какие комплексы мешают вам гордо смотреть перед собой и ничего не бояться. Тренируйте уверенный взгляд и походку.

2) Избавляйтесь от застенчивости и стеснения.
Громко читайте вслух, пока никто не видит. Отрабатывайте уверенный голос и четкую дикцию. Вас никто не начнет уважать, пока вы будете мямлить. Это один из первых шагов к тому, как стать интересной личностью.

3) Учитесь говорить людям правду в глаза и выражать личное мнение.
Готовьтесь отстаивать свою правоту перед окружающими.

4) Избавляйтесь от излишней самокритики.
Человек, который задумался, как стать сильной личностью, обязательно должен знать себе цену и не позволять окружающим ее занизить.

Самое главное – любите себя. Запомните – как вы сами к себе относитесь, так и остальные будут к вам относиться.

Как становятся личностью? Практические шаги

Как стать харизматичной личностью, если вам предстоит выступать перед большими аудиториями или просто взаимодействовать с большим количеством людей? В этом аспекте особого труда не требуется.

1) запоминайте имена ваших собеседников.
Для человека нет звука приятнее, чем его собственное имя;

2) интересуйтесь людьми.
Самая любимая тема вашего собеседника – он сам. Поинтересуйтесь его делами, и вы обязательно обретете уважение;

3) умейте слушать.
Каждому человеку нужно давать высказаться. Увидев в вас хорошего слушателя, к вам самим также начнут прислушиваться;

4) предлагайте помощь.
В современном мире редко приходится рассчитывать на окружающих. Подарите людям такую возможность и взамен вы получите море благодарности.

Даже если вы уже являетесь сильным и влиятельным человеком, не забывайте о своем внутреннем мире. В этом вам помогут советы, как стать гармоничной личностью:

1) Любите свое тело и все, что его окружает.
Заботьтесь о своем жилище, создавайте в нем уют и вовремя избавляйтесь от лишних вещей и предметов быта. Выражайте любовь к своему телу с помощью упражнений и правильного питания.

2) Питайте ваши чувства.
Смотрите фильмы, вызывающие бурю эмоций, делайте себе и любимым людям маленькие приятные подарки. Только человек, умеющий сопереживать и чувствовать, вправе называться личностью.

3) Создайте гармонию внутри себя. Умейте расслабляться.
Занимайтесь йогой, или медитацией, ведь порой нужно просто научиться расслабляться и слушать внутренний голос. Прислушивайтесь к своей интуиции, и она много раз выручит вас в трудную минуту.

Полноценная сильная личность включает в себя гармонию яркости, харизмы и внутреннего обаяния. Порой, чтобы этого добиться у многих людей уходит целая жизнь. Учитесь работать над собой, уважайте все, что заложила в вас природа. Будьте самими собой, и люди сами к вам потянутся.

Становление личности: что нужно?

Пришло время разобраться, как становятся личностью. Что же для этого нужно знать или уметь? Важно помнить, что главным в таком случае является наличие следующих моментов:

1) Самоощущение.
То есть то, насколько человек чувствует в себе силы и желание улучшаться, изменяться. Тут неотрывно следует такое понятие, как уверенность в себе (не самоуверенность, которая человеку как раз и мешает стать полноценной личностью). Нужно понять, что за все свои действия человек несет ответственность сам.

2) Надо надеяться и рассчитывать только на себя, не ожидая помощи со стороны.
Личность – это независимый человек. Ни от иных людей, ни от обстоятельств.

3) Ну и главное, уметь признавать свои ошибки и быть гибким.
Принципы – это хорошо, но нужно уметь уступать, проигрывать.

4) Вспомогательные инструменты.
Это специализированные книги или иные издания, различные тематические тренинги. И конечно же, очень важно общение. Для этого можно обращаться за помощью к определенным специалистам, которые помогут совладать с данным процессом. Это может быть психолог, тренер или иной человек, который умеет правильно мотивировать.

Заключение

Каждый человек в глубине души считает себя личностью. Но так ли это на самом деле? Если оглянуться вокруг, то можно заметить, что большинство людей похожи друг на друга и едва ли выделяются среди общей массы окружающей их толпы.

Многие из них теряют свою индивидуальность еще в детстве, стараясь подходить под те нормы, что навязывают им родители и социальная среда, в которой они живут.

Другие же всячески стараются скрыть свою личность, стыдясь своих стремлений и желаний, боясь быть осмеянными близкими и родными людьми. Ведь гораздо проще быть таким как все. Именно этому нас учат с самого детства, а тот, кто предпочитает вырваться из серой массы, сразу же становится всеобщим изгоем, пока не станет вести себя так же, как и остальные.

Но есть и такие, которые, не смотря ни на что, становятся самодостаточной личностью. Как оказаться среди этих счастливчиков? В первую очередь, нужно будет постоянно работать над собой и следить за тем, чтобы не прогибаться под мнение окружающих. Как это сделать, подробно описано в этой статье. Конечно, будет сложно отстаивать свое мнение и быть собой в любых обстоятельствах. Но оно того стоит!

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт