Принцип обучения при котором эффективность обучения повышается. Виды обучения

В процессе учения и познания окружающей действительности принимают участие все органы чувств. Поэтому принцип наглядности определяет необходимость формирования у учеников понятий и представлений на основе чувственных восприятий явлений и предметов. Однако органы чувств или «каналы связи» человека с миром имеют различную пропускную способность. Так, за одну единицу времени орган слуха способен пропустить 1 тысячу условных единиц информации, орган осязания – 10 тысяч, а орган зрения – 100 тысяч. Получается, что человек получает примерно 80% информации об окружающем мире с помощью зрения.

С учетом наибольшей пропускной способности у органов зрения, на первом месте стоит принцип наглядности. Но он предусматривает опору не только на зрение, а и на остальные органы чувств. По мнению педагогов, чем больше в восприятии какого-нибудь впечатления участвует органов чувств, тем прочнее оно закрепится в памяти, а объясняется все взаимосвязью органов чувств.

Эффективному усвоению информации способствует применение наглядных и . Кроме того, у учеников при этом активизируется познавательная деятельность, развивается способность связывать теорию с практикой и с жизнью, формируются навыки технической культуры, повышается интерес к обучению, воспитывается аккуратность и внимание.

Виды наглядности

Дидактика изучает обучение без привязывания к конкретному предмету, поэтому рассматривает общие виды наглядности :

  • Естественная или натуральная наглядность демонстрирует явления и объекты, которые можно встретить в действительности. Например, на уроке биологии при изучении растения демонстрируют его образец.
  • Изобразительная наглядность демонстрирует модели или макеты устройств, графические пособия (рисунки, плакаты, схемы), экранные средства (диафильмы) и другие наглядные пособия.
  • Словесно-образная наглядность – специфический вид, к которому относят яркие рассказы и словесные описания, звуковые устройства.
  • Практический показ действий – предполагает демонстрацию обучающим различных действий. Это работа с инструментом на уроках труда, физические упражнения на уроках физкультуры, практические задания в профтехучилищах.

Эти виды наглядности часто дополняют таким своеобразным видом как внутренняя наглядность. При нем в процессе обучения учащимся предлагают представить ситуацию, опираясь на свой прежний опыт. Например, на уроке физики чтобы вывести формулу расчета сопротивления проводника, учащимся не демонстрируют разного сечения проводники, а предлагают представить абстрактный проводник и подумать логически , от чего будет зависеть его сопротивление.

Реализация принципа наглядности

Принцип наглядности реализуется посредством соблюдения таких правил обучения:

  1. Если наглядное пособие дает положительный результат, но при этом оно устарело или технически несовершенно, игнорировать его не стоит.
  2. Наглядные пособия используются не для модернизации процесса обучения, а в качестве важнейшего средства успешного обучения.
  3. Используя наглядные пособия важно знать меру, их переизбыток приведет к рассеиванию внимания, что ухудшит усвоение материала.
  4. Демонстрация наглядного пособия должна происходить в ходе изложения учебного материала только в тот момент, когда это необходимо, до этого их нужно закрыть от взора учащихся. Исключения – плакаты с формулами, постоянными величинами и т.д., требующими запоминания. Тогда наглядные пособия должны быть перед глазами учащихся постоянно.
  5. Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.

Сами по себе наглядные пособия в процессе обучения особой роли не играют, важно сочетать их со словами учителя . Для этого можно придерживаться одного из принципов сочетания:

  • словесно учитель дает информацию о явлении или объекте, а потом подтверждает ее правдивость, демонстрируя наглядное пособие;
  • словесно учитель направляет наблюдения учащихся, но знания об объекте или явлении они приобретают, наблюдая за ним.

Первый способ проще для учителя, т.к. требует меньших затрат времени, а второй более эффективен, т.к. способствует активизации деятельности учащихся.

Наглядность можно использовать, чтобы обогатить чувственный опыт учащихся, тогда она должна быть красочной и яркой. С другой стороны, при обучении счету младшим школьникам не требуются плакаты с красивыми рисунками, лучше чтобы на них были изображены простые карандаши, тогда внимание будет сконцентрировано на самом счете, а не на рассматривании картинок.

Любые принципы обучения находятся в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой педагог. Он может, например, развивать своего ученика, расширять его запас общих знаний, способствовать познанию явлений окружающего мира, создавать наиболее подходящие для его развития условия и т.д. Но очень важно помнить, что какого-то универсального «рецепта», согласно которому любой человек может стать развитым и умным, не существует, однако есть несколько принципов, которые помогут педагогу стать действительно хорошим учителем и максимизировать эффективность своей деятельности.

Принцип первый - убедиться в том, что обучение и развитие необходимы

В первую очередь нужно провести точный анализ навыков и умений учащихся и определиться с тем, что потребность в обучении действительно есть (касается, главным образом, выпускников ВУЗов, людей, желающих повысить квалификацию, пройти переподготовку и т.п.). Также нужно удостовериться в том, что данная потребность или проблема является вопросом именно обучения. К примеру, если учащийся не выполняет требования образовательного процесса, нужно выяснить, обеспечен ли он условиями для этого, осознаёт ли сам, что от него требуется. В дополнение к этому следует провести анализ способностей, навыков, знаний, и других особенностей личности. Это поможет лучше понять, в какое русло следует направлять образовательный процесс. В условиях школы это способно помочь определить склонности и предрасположенность ученика к тем или иным предметам.

Принцип второй - создать условия, способствующие обучению и развитию

Требуется снабдить учащихся информацией о том, что получать новые знания, приобретать новые навыки и развиваться - необходимо, и почему это необходимо. После нужно убедиться в том, что учащиеся понимают связь между получением образования и его последующим практическим применением в жизни. Эффективность обучения многократно повышается, если учащиеся осознают взаимосвязь между своим обучением и возможностью быть полезными для общества в целом и для себя лично. Успешное выполнение учебных заданий можно стимулировать посредством признания прогресса, хороших отметок и положительных отзывов. Таким образом, учащиеся будут ещё более мотивированы.

Принцип третий - обеспечить именно такое обучение и развитие, которое будет полезно на практике

Необходимо внедрять в педагогический процесс такие предметы и дисциплины (знания, умения и навыки), которые будут представлять не эфемерную полезность в сознании учеников, а иметь конкретное практическое значение. То, что узнают учащиеся, они в обязательном порядке должны будут применять в своей жизни. Без взаимосвязи теории и практики обучение теряет не только свою эффективность, но и перестаёт мотивировать, а значит, необходимые для выполнения учащимися функции будут выполняться лишь формально, а результаты будут посредственными, что полностью противоречит целям образования.

Принцип четвёртый - включать в обучение и развитие измеримые задачи и конкретные результаты

Результаты обучения и развития должны отражаться на деятельности учащихся, по причине чего педагогический процесс необходимо . Важно убедиться в том, что содержательная часть обучения приведёт учеников к постижению тех знаний и обретению тех навыков, которые соответствую целям обучения. Об этом учащиеся должны быть оповещены, а значит, будут знать, чего вообще от обучения ожидать. Кроме того, они будут знать, как применяется то, что они узнают. Образовательный процесс должен быть разбит на этапы, каждый этап должен преследовать свою самостоятельную цель. Проверка усвоения знаний и навыков должна осуществляться на каждом этапе - это могут быть тесты, контрольные работы, экзамены и т.п.

Принцип пятый - объяснить учащимся, из чего будет состоять процесс обучения

Учащиеся должны ещё до начала обучения знать, что будет включено в образовательный процесс, а также что ожидается и от них самих, как во время, так и после обучения. Таким образом, они смогут сконцентрироваться на обучении, изучении материала и выполнении заданий, не испытывая при этом никакого дискомфорта или .

Принцип шестой - донести до учащихся, что они несут ответственность за своё обучение

Любой педагог должен уметь доносить до сознания учеников информацию о том, что, в первую очередь, за своё образование ответственны именно они. Если они будут это понимать и принимать, то и их отношение к обучению будет серьёзным и ответственным. Приветствуются предварительные беседы и подготовка заданий, активное участие учащихся обсуждениях и практических занятиях, использование в педагогическом процессе новых и нестандартных решений, причём учащиеся здесь тоже имеют право голоса - они могут сами предлагать и выбирать наиболее удобный для них способ обучения, план занятия и т.д.

Принцип седьмой - использовать весь педагогический инструментарий

Каждый педагог должен уметь оперировать основными педагогическими инструментами. Среди них есть те, что связаны с действиями педагога, и те, которые связаны с взаимодействием между педагогом и учащимися. Речь идёт об использовании педагогом разнообразия - как способа постоянного поддержания внимания и интереса, ясности - как способа грамотной подачи запутанной и непонятной информации, вовлечённости - как способа привлечь учеников к активной деятельности, поддержке - как способа придать ученикам веру в свои силы и возможности познавать новое, и уважительного отношения - как способа сформировать в учащихся .

Принцип восьмой - использовать больше визуального материала

Доподлинно известно, что 80% информации поступает в мозг от зрительных объектов, и педагог должен учитывать это в своей работе. По этой причине необходимо использовать как можно больше того, что учащиеся могут увидеть своими глазами, причём не только прочесть. Источниками визуальной информации могут быть плакаты, схемы, карты, таблицы, фотографии, видеоматериалы. По этой же причине во всех классах и аудиториях всегда есть доски для писания мелом или маркером - даже самые простые данные всегда записываются. А наиболее эффективным методом визуального обучения являются опыты и практические лабораторные работы.

Принцип девятый - сначала доносить суть, а после - детали

Об этом принципе мы уже несколько раз упоминали, когда говорили о дидактической работе Яна Коменского, но упомянуть о нём ещё раз будет только на пользу. Обучение связано с изучением огромных массивов данных, поэтому нельзя доносить до учащихся всё и сразу. Большие темы должны быть разбиты на подтемы, а подтемы, при необходимости, на более мелкие подтемы. Сначала следует объяснять суть какого-либо предмета или проблемы, и только потом переходить к обсуждению деталей и особенностей. К тому же и мозг человека изначально улавливает смысл того, что воспринимает, а уже затем начинает различать детали. Педагогический процесс должен соответствовать этой природной особенности.

Принцип десятый - не перегружать информацией и давать время на отдых

Отчасти этот принцип связан с предыдущим, но в большей степени он основывается на том, что организм человека всегда должен иметь время на «подзарядку». Даже самые трудолюбивые люди осознают ценность отдыха и полноценного сна. Обучение - процесс сложный, и связан с высоким нервным и психическим напряжением, повышенным вниманием и концентрацией, максимальным использованием потенциала головного мозга. Переутомление недопустимо в обучении, в противном случае учеником может овладеть стресс, он станет раздражительным, а его внимание рассеянным - толку от такого ученичества не будет. Согласно этому принципу, учащиеся должны получать столько информации, сколько допускают их возрастные особенности, и всегда иметь время на отдых. Что касается сна, то 8 часов в стуки, поэтому и ночных бдений за учебниками лучше не допускать.

На этом и мы подведём итог третьему уроку, и скажем только о том, что учащиеся должны учиться учиться, а педагоги должны учиться учить, а понимание психологических особенностей образовательного процесса способно значительно увеличить шансы на успех как самих педагогов, так и их учеников.

Наверняка вам хочется поскорее узнать, какие же существуют образовательные методы, ведь теории уже предостаточно, а практики несравнимо меньше. Но не отчаивайтесь, следующий урок посвящён традиционным методам обучения - именно тем практическим методам, которые уже проверены множеством педагогов и закалены годами, тем методам, применить на практике которые сможете и вы.

В процессе учения и познания окружающей действительности принимают участие все органы чувств. Поэтому принцип наглядности определяет необходимость формирования у учеников понятий и представлений на основе чувственных восприятий явлений и предметов. Однако органы чувств или «каналы связи» человека с миром имеют различную пропускную способность. Так, за одну единицу времени орган слуха способен пропустить 1 тысячу условных единиц информации, орган осязания – 10 тысяч, а орган зрения – 100 тысяч. Получается, что человек получает примерно 80% информации об окружающем мире с помощью зрения.

С учетом наибольшей пропускной способности у органов зрения, на первом месте стоит принцип наглядности. Но он предусматривает опору не только на зрение, а и на остальные органы чувств. По мнению педагогов, чем больше в восприятии какого-нибудь впечатления участвует органов чувств, тем прочнее оно закрепится в памяти, а объясняется все взаимосвязью органов чувств.

Эффективному усвоению информации способствует применение наглядных и . Кроме того, у учеников при этом активизируется познавательная деятельность, развивается способность связывать теорию с практикой и с жизнью, формируются навыки технической культуры, повышается интерес к обучению, воспитывается аккуратность и внимание.

Виды наглядности

Дидактика изучает обучение без привязывания к конкретному предмету, поэтому рассматривает общие виды наглядности :

  • Естественная или натуральная наглядность демонстрирует явления и объекты, которые можно встретить в действительности. Например, на уроке биологии при изучении растения демонстрируют его образец.
  • Изобразительная наглядность демонстрирует модели или макеты устройств, графические пособия (рисунки, плакаты, схемы), экранные средства (диафильмы) и другие наглядные пособия.
  • Словесно-образная наглядность – специфический вид, к которому относят яркие рассказы и словесные описания, звуковые устройства.
  • Практический показ действий – предполагает демонстрацию обучающим различных действий. Это работа с инструментом на уроках труда, физические упражнения на уроках физкультуры, практические задания в профтехучилищах.

Эти виды наглядности часто дополняют таким своеобразным видом как внутренняя наглядность. При нем в процессе обучения учащимся предлагают представить ситуацию, опираясь на свой прежний опыт. Например, на уроке физики чтобы вывести формулу расчета сопротивления проводника, учащимся не демонстрируют разного сечения проводники, а предлагают представить абстрактный проводник и подумать логически , от чего будет зависеть его сопротивление.

Реализация принципа наглядности

Принцип наглядности реализуется посредством соблюдения таких правил обучения:

  1. Если наглядное пособие дает положительный результат, но при этом оно устарело или технически несовершенно, игнорировать его не стоит.
  2. Наглядные пособия используются не для модернизации процесса обучения, а в качестве важнейшего средства успешного обучения.
  3. Используя наглядные пособия важно знать меру, их переизбыток приведет к рассеиванию внимания, что ухудшит усвоение материала.
  4. Демонстрация наглядного пособия должна происходить в ходе изложения учебного материала только в тот момент, когда это необходимо, до этого их нужно закрыть от взора учащихся. Исключения – плакаты с формулами, постоянными величинами и т.д., требующими запоминания. Тогда наглядные пособия должны быть перед глазами учащихся постоянно.
  5. Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.

Сами по себе наглядные пособия в процессе обучения особой роли не играют, важно сочетать их со словами учителя . Для этого можно придерживаться одного из принципов сочетания:

  • словесно учитель дает информацию о явлении или объекте, а потом подтверждает ее правдивость, демонстрируя наглядное пособие;
  • словесно учитель направляет наблюдения учащихся, но знания об объекте или явлении они приобретают, наблюдая за ним.

Первый способ проще для учителя, т.к. требует меньших затрат времени, а второй более эффективен, т.к. способствует активизации деятельности учащихся.

Наглядность можно использовать, чтобы обогатить чувственный опыт учащихся, тогда она должна быть красочной и яркой. С другой стороны, при обучении счету младшим школьникам не требуются плакаты с красивыми рисунками, лучше чтобы на них были изображены простые карандаши, тогда внимание будет сконцентрировано на самом счете, а не на рассматривании картинок.

Используется с давних времен. Придя на смену вербалізму средневековой схоластической школы, сенсуалістичний подход к обучению стал заметным шагом на пути Его гуманизации и демократизации. Принцип наглядности разрабатывали Я.А.Коменский, И.Г Песталоцци, К.Д.Ушинский и другие великие педагоги XVII - XIX вв. В разное время они приходили к выводу, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), которые используются учащимися в обучении. Возможность представления всего, что изучается, для восприятия разнообразными ощущениями (зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием) Я.А.Коменский назвал "золотым правилом для учеников", утверждая, что дело обучения необходимо поставить так, "... чтобы не мы говорили ученикам, а сами предметы, чтобы ученики могли касаться их или их заменителей, рассматривать, слушать". Однако глубоко понять роль наглядности в обучении великий педагог на то время не мог в силу занимаемых им позиций. Ведя речь о необходимости природовідповідного воспитания ребенка, он имел в виду не ее внутреннюю (антропологическую) природу, а внешнюю (физическую), что, по мнению П.Каптерева, вывело его в поисках аналогий для своих педагогических взглядов на путь "не от природы до школы, а от школы к природе".

Немалая заслуга в развитии этого принципа принадлежит И.Г.Песталоцци, который в понимании природосообразности исходил из того, что воспитание и обучение ребенка должно осуществляться согласно естественному ходу развития внутренней природы ребенка. Наглядность для швейцарского педагога - не определенная совокупность чувственных впечатлений, а выход на освоение таких чувственных элементов знаний, которые, выступая в роли чувственных алфавитных единиц восприятия, позволять ученику свободно ориентироваться в сложном. Поэтому любое "элементарное обучение" Ы.Г.Песталоцци советовал начинать с чувственных восприятий.

А.Дистервег, развивая эти подходы к пониманию роли наглядности в обучении, определил ее функцию как средство перехода: а) от близкого к далекому, б) от простого к сложному, от известного к неизвестному.

К.Д.Ушинский к средствам наглядности относил живое образное слово учителя.

Таким образом, развитие предшественниками дидактического принципа наглядности привел к пониманию ее как средства чувственного освоения мира во всей сложности его иерархии. Поэтому в ее состав относят не только натуральные, изобразительные, схематические, аудиовизуальные, но и словесно-образные средства. Роль последних особенно возрастает тогда, когда учителю приходится знакомить учащихся с тем, что он не в состоянии продемонстрировать с целью формирования у воспитанников определенных чувственных впечатлений. В таких случаях приходится создавать соответствующий образ заучуваного объекта с помощью языковых средств на основе собственных чувственных впечатлений. Но для того, чтобы это осуществить, необходимо суметь передать свои личностные смыслы понятий ученикам. Единственным путем такой передачи, согласно психологической теории личностных смыслов В.М.Леонтьсва, является создание "эстетической атмосферы". Создать же ее за пределами эмоциональности трудно. Несмотря на это, мы перейдем к рассмотрению следующего принципа.

Дидактический принцип эмоциональности.

Обоснован отечественным дидактом В.И.Помагайбою. В соответствии с этим принципом признается, что приятные эмоции в процессе познавательной деятельности не только влияют на расширение мнестических возможностей учащихся, но и играют важную психологическую роль. Как утверждает автор психологической теории доминанты А.Ухтомский, подробно, четко и глубоко закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально. В физиологическом аспекте этому соответствует повышенная мобильность нервных элементов, обусловленная деятельностью вегетативной и эндокринной систем, выступающая предпосылкой крепкого за чеканку внешних воздействий и их адекватного воспроизведения.

По мнению Н.П.Бехтерєвої, эмоции оказывают наибольшее влияние на работу полушарий головного мозга. В оптимальном варианте возникновения эмоций проходит с привлечением незначительного количества зон, где происходит сдвиг над медленных потенциалов, меняющий свойства этих зон. Если эмоциональный фактор по своей интенсивности и продолжительности превышает "определенный оптимум", то в процесс вовлекаются другие "территории" зоны мозга.

Однако, как ранее уже упоминалось, важнейшая роль этого принципа проступает в свете теории личностных смыслов В.М.Леонтьева. В соответствии с ней для субъекта деятельности в достижении им определенных целей, овладение определенными средствами, действиями является способом утверждения его жизни - удовлетворение и развитие как материальных, так и духовных потребностей, опредмечених в мотивах деятельности. Функция последних, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они якобы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах - придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с об их активным значением. При определенных условиях несоответствие смыслов и значений в индивидуальном сознании может приобретать характер настоящей отчуждения между ними, даже их противопоставление. Как и чувственная ткань сознания, личностные смыслы, в отличие от значений, не имеют своего "надин-индивиду ального", непенхологічного существования. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с его мотивацией. По мнению А.Леонтьева, смысл как раз и создает страстность человеческого сознания. При таком условии только наполненный соответствующим эмоциональным содержанием смысл позволяет мыслить неизвестный предметный мир, который никогда не открывался ученику в своей чувственно данной предметности. Это своеобразный переходный мостик между существующим реально неизвестным ребенку предметным миром и тем мислительним образом последнего, который формируется в его сознании. Однако это возможно лишь при условии наполнения личностных смыслов определенным эмоциональным содержанием. Лінеарний, лишенный эмоциональной присутствия, учебный процесс порождает непонимание учащимися нового учебного материала, ослаблено его запоминание, быстрое забывание.

Несовпадение личностных смыслов с объективными значениями предметного мира нередко приводит у школьников так называемые дидактогенні неврозы. Поскольку при этих условиях личностные смыслы начинают жить как будто в чужой одежде. Возникает противоречие, которое порождает это явление, потому что в отличие от бытия общества, как подчеркивает А.М.Леонтьев, бытие индивида не является "самомовним", то есть индивид, не создавая собственного языка, не производит самих значений. Он может осознавать действительность только посредством усвоения снаружи "готовых" значений - знаний, понятий, взглядов, которые он получает во время общения. Именно это и создает возможность внесения в его сознание, навязывания ему или искаженных или фантастических представлений и идей. Некоторые из них могут не иметь никакой почвы в его реальном жизненном опыте. В таком случае они проявляют в сознании неустойчивость. Впоследствии, превращаясь в стереотипы, становятся настолько способными к противоборству, что разрушать их могут только серьезные жизненные конфронтации. Но даже разрушение их приводит к устранению дезинтеграции сознания, поскольку лишь создает опустошение, способное обернуться психологической катастрофой.

Психология признает, что драматизм внутреннего движения развитой системы индивидуального сознания состоит в том, что не исчезает и не может исчезнуть постоянно воспроизводящее себя несовпадение личностных смыслов, которые имеют в себе интенционность, страстность сознания субъекта и "беспристрастных" к нему объективных значений, посредством которых они только и могут себя выразить.

Благодаря дидактическому принципу эмоциональности педагог получает возможность целенаправленного воздействия на характер этого драматизма, поскольку, как уже упоминалось, В.М.Леонтьев доказал, что любая полная передача индивидуального личностного смысла втором индивида возможна лишь в условиях эстетического общения, эмоционального сопереживания.

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.