Задания на концентрацию внимания для младших школьников. Упражнения на развитие внимания у младших школьников

Оксана Храмова
Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Объектом внимания может быть все , что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную.

Виды внимания :

Непроизвольное – безвольное внимание , которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;

Произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;

Послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное , основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием .

Свойства внимания :

Объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;

Избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;

Устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;

Умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;

Распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.

Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными , но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

Внимательность личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

Игры , которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми по развитию внимания , как в группе, так и индивидуально с ребенком в домашних условиях.

Игра «Зачеркни букву»

В газете, старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а» , стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а» , обвести в кружок все буквы «к» , подчеркнуть все буквы «о» ).

Игра «Вокруг меня…»

Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой. Например : назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д.

Игра «Повтори за мной»

Читаете вслух предложение и чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации , распределения внимания . Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить : «Не собьюсь» . К примеру : «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Игра «Что изменилось?»

Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д., разложить его на столе и накрыть газетой.

Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

Игра «Топ-Хлоп»

Взрослый говорит фразы-понятия, если они правильные («Летом жарко» ) ребенок хлопает, если неправильные («Ножом кушают» ) – топает.

Игра «Белое и чёрное»

Инструкция : Сейчас, мы с тобой немного подвигаемся. Я буду называть предметы или явления белого или чёрного цвета. Если белого цвета, то тебе надо присесть, а если чёрного цвета – то встать и поднять руки вверх. Ты запомнил, повтори? Набор : снег, уголь, мука, сахар, мел, грязь, чёрная ворона, облака, снеговик, чёрная смородина, халат у врача, пух, свадебное платье, лепестки ромашки, вата, небо ночью, зайчик зимой, носик у собачки.

Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек» .

Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

Упражнение «ПРОЧИТАЙ СЛОВА, НАПИСАННЫЕ НАОБОРОТ»

Желтое околбя.

Паровоз ястичм.

Желтая акчобаб.

Красивая анишам.

Мышь тищип.

Вишневое еьнерав.

Старинная агинк.

Лиса артих.

Котенок теакуям.

Синее ером.

Упражнение «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ»

Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото,

яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье,

вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во,

до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш,

к-асс,конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а,

мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,

о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор,

рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар,

с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик,

учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча.

Публикации по теме:

Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста Внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольников [b]Упражнения и игры для развития внимания «Кто наблюдательнее?» Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и.

Игры для развития зрительного внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста Игра "Поиграем в прятки" Педагог начинает беседу с детьми. -В гости к нам пришли игрушки,давайте с ними познакомимся. Педагог выкладывает.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ показал, что на сегодняшний день существуют следующие программы, которые обеспечивают развитие внимания: Артюхиной.

Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Подготовила: Третяк Т. В. ,.


Степень успешности осуществляемой школьниками учебной деятельности обусловлена вниманием. Данному психическому процессу отведена особая роль. В качестве главной функции определены отбор необходимых данных и отсечение ненужных сведений. Умение сосредоточиться на словах учителя или изучаемом объекте — залог хороших оценок, в то время как рассеянность ведет к снижению успеваемости. Диагностировать наличие либо отсутствие внимания можно с помощью специальных тестов, проведение которых входит в перечень обязанностей школьного психолога. При отрицательном результате родителям будет рекомендовано принятие определенных мер.

Терминология

По сути внимание представляет собой познавательный процесс, подразумевающий необходимость обработки данных. Источниками последних являются органы чувств, конечной точкой — нервная система человека. Психологи и нейропсихологи изучают особенности обработки сведений, выявляют значимые для процесса факторы и занимаются поиском способов устранения тех или иных нарушений. Наиболее значимый для развития внимания период выпадает на возраст 6-8 лет. В эти годы фиксируется становление главных свойств, присущих процессу.

На сегодняшний день внимание принято делить на:

  • произвольное , вырабатываемое в момент осознанного сосредоточения ребенка на конкретном объекте/предмете (совершенствуется в ходе развивающих игр и требует определенного волевого усилия);
  • непроизвольное , возникающее вне зависимости от воли малыша в минуты воздействия на органы чувств какими-либо раздражителями;
  • послепроизвольное , наблюдаемое при становлении/проявлении интереса к определенным объектам/предметам (фиксируемое впоследствии сосредоточение ориентировано на обслуживание конкретного увлечения).

Вниманию присущ ряд основополагающих свойств, благодаря которым удается раскрыть особенности проявления сосредоточения в период взаимодействия субъектов и объектов. Вследствие этого внимание может быть оценено с помощью следующих характеристик:

  • количества объектов/предметов, одновременно удерживаемых вниманием;
  • умения полноценного оперирования рядом объектов;
  • возможности удержания предмета/объекта в зоне сосредоточения;
  • продолжительности периода фиксации на конкретном объекте при сосредоточении;
  • возможности перенаправления функции сосредоточения на другие предметы/объекты.

Совокупность перечисленных выше свойств дает общее представление о состоянии внимательности. Благодаря этому в моменты наблюдений у человека формируется фронтальная картина суждений о мире и требующих решения задачах.

Для психологии характерно соответствие четко сформулированного понятия любому аспекту:

  • Концентрация — способность сосредоточения на предмете/объекте и удержание данного состояния;
  • Устойчивость — продолжительность сосредоточения на конкретном предмете/объекте;
  • Объем внимания — возможность одновременного сосредоточения на двух и более объектах;
  • Переключаемость — функция перераспределения внимания между несколькими различными направлениями;
  • Распределение — способность одновременного удержания в зоне внимания нескольких разноплановых предметов/объектов.

Что немаловажно, все приведенные выше свойства могут развиваться и корректироваться. Очередной важный в развитии внимательности аспект связан с невозможностью оценивания внимания с позиций распределения, переключаемости и устойчивости при отсутствии возможности оперирования хотя бы минимальными данными о предметах/объектах. Не исключено, что именно данной особенностью обусловлена необходимость проведения занятий развивающего характера с малышами дошкольного возраста (4-6 лет), пребывающими в фазе активного сбора знаний о предметах и людях. Мамы и папы обязаны развивать в детях умение сосредоточения и перераспределения концентрации в наиболее приемлемых для их развития направлениях.

С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизн...

Особенности внимания, характерные для учащихся начальной школы

На протяжении первых лет школьного обучения четко прослеживается доминирование непроизвольного внимания. Навык управления вниманием у малышей данной возрастной категории развит чрезвычайно слабо, вследствие чего дети не могут концентрироваться на конкретных объектах. Препятствует этому и частое отвлечение, обусловленное повышенной впечатлительностью и склонностью к переходу в возбужденное состояние. По-разному сказываются на внимании и разновидности учебной деятельности. Ребятня не остается равнодушной к эмоционально привлекательным объектам, чего нельзя сказать о процессах запоминания стихотворений и устного объяснения материала. В последнем случае фиксируется быстрая утомляемость, что должно быть учтено педагогами.

Методы улучшения параметров внимательности

Первые шаги на пути развития основных характеристик произвольного внимания необходимо предпринимать в дошкольном возрасте. Реализация данной задачи возлагается на воспитателей и родителей. Малышам, не переступавшим школьного порога, могут быть рекомендованы следующие упражнения:

  1. Дошкольнику предлагается нарисовать рисунок на листе бумаги. По окончании работы изображение передается взрослому с целью дополнения картинки какой-либо деталью. Указанные действия малышом не отслеживаются (можно предложить ребенку отвернуться в этот момент). Положительный результат фиксируется при обнаружении дошкольником всех внесенных в рисунок изменений. Это упражнение ориентировано на развитие концентрации.
  2. Развитию свойства переключаемости способствуют игры в «съедобное — несъедобное» , предполагающие ловлю дошкольником мяча при озвучивании съедобных объектов и отбрасывание при назывании несъедобных предметов.
  3. Как ни странно, игра в «ладушки» может рассматриваться в качестве хорошего упражнения на развитие устойчивости. Сценарий для обеих рук, а также левой/правой ладошек оговаривается заблаговременно.
  4. Требует присутствия взрослого и упражнение на объем. Помимо этого придется соорудить картонную перегородку, за которой каждый из участников по очереди будет выкладывать фигуры из 8 спичек. Смысл упражнения заключается в воспроизведении увиденного. Задача осложняется тем, что на запоминание отводится лишь несколько секунд . Точное выкладывание собранной взрослым фигуры наделяет дошкольника правом выкладывания собственного изображения. Разгадывание рисунка при этом возлагается на взрослого.

У преобладающей части первоклашек уже присутствует как произвольная, так и послепроизвольная разновидности внимания. Подтверждается это оперированием определенными знаниями и наличием конкретных интересов. В то же время следует отметить, что учащиеся младшей школы не могут обходиться теми атрибутами концентрации, которых было достаточно дошкольнику. Объясняется это необходимостью длительного сосредоточения на одном либо нескольких объектах, что невозможно без наличия способностей концентрирования, удержания и переключения внимания. Доступный ребенку оперативный объем концентрации должен не только удерживать, но и обрабатывать все поступающие сведения.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...


Развивать внимание у школьников младших классов желательно на каждом занятии. Наиболее подходящим временем считается начало урока
. Именно в этот период рекомендовано выполнение нескольких упражнений, ориентированных на активизацию внимания. Иметь представление о способах пробуждения концентрации обязаны и родители. Умение «включения» присущих восприятию возможностей познания существенно облегчает жизнь младшего школьника. При таком подходе сокращается время, затрачиваемое на подготовку домашнего задания. Неизрасходованные силы и свободные часы ребенок может потратить на игры, хобби и общение со сверстниками.

Взрослые, опекающие учащихся младших классов, могут совершенствовать характеристики произвольного внимания с помощью специальных упражнений:

  1. Оптимальными материалами для тренировки устойчивости признаны текстовые фрагменты, содержащие бросающиеся в глаза ошибки. На их обнаружение школьнику младших классов отводится небольшой промежуток времени. На начальном этапе целесообразно ограничиться короткими текстами. На протяжении занятия можно прорабатывать от 1 до 5 текстовых отрывков. При успешном выполнении рекомендуется переход к более сложным заданиям.
  2. Улучшить концентрацию поможет пара идентичных наборов пуговиц различной формы и размера. Помимо этого ребенок и один из родителей снабжаются листами бумаги с начерченной на них квадратной сеткой. В средней части поверхности стола выставляется заграждение из картона. Далее один из участников выкладывает пуговицы в произвольном порядке на выделенном ему игровом поле. Второму участнику предстоит запомнить места нахождения фишек в период отсутствия перегородки (на это отводится несколько секунд) и воспроизвести увиденное на собственном поле.
  3. Упражнение на объем начинается с записи 10-15 чисел. По окончании указанного действия взрослый демонстрирует ребенку полученную совокупность цифр в течение нескольких секунд. Далее школьник должен озвучить то, что ему удалось запомнить. Повторение приветствуется. Количество подходов может варьироваться от 10 до 25. По окончании каждого из них практикуется добавление к последовательности дополнительного числа.
  4. Тренировать переключаемость можно посредством поиска пропущенного числа. Как правило, школьники младших классов имеют представление о простейших математических действиях, вследствие чего проявляют интерес к сложным числовым рядам. К этой группе относятся и задания, связанные с исключением «лишних» растений, птиц, предметов и т.д.
  5. В упражнении на распределение родитель/педагог направляет воображаемого жучка по полю, составленному из сегментов квадратной формы. Команды, содержащие информацию о направлении движения и количестве пройденных клеток, озвучиваются вслух. Движение по диагонали не предусмотрено. На школьника младших классов возлагается задача мысленного «ведения» жучка по клеткам. Использование карандаша/пальцев запрещено. Команда «Остановка» предполагает нанесение пометки в виде крестика на соответствующую клетку. В ходе данного упражнения развивается внимание и у взрослых.

Из других вызывающих интерес заданий может быть предложено нахождение отличий в двух картинках, поиск выхода из лабиринта, зачеркивание определенной буквы в журнале/газете и многое другое. С энтузиазмом воспринимают дети и просьбы о перечислении предметов определенной формы либо цвета. Также можно попросить ребенка отыскать слова в бессмысленном на первый взгляд ряде букв: КРНКРОТЛИМАСУКВРПРОВОДНА (КРОТ, СУК, ПРОВОД и т.п.).

Музыка - не только вид искусства, но и отличный способ развивать ребенка. Гармония нот повышает трудоспособность, успокаивает и нормализует сон. ...

Востребованы также игры «Лови — не лови» и «Топ-Хлоп». В первом случае малыш ловит брошенный взрослым мяч при наличии команды «Лови!». Брошенный без этой команды мяч ребенок отбивает. Во втором случае школьник должен оценить правильность произнесенных взрослым фраз и отреагировать определенным образом. Соответствующие истине слова («Зимой холодно») сопровождаются хлопком, в то время как на противоречащие здравому смыслу высказывания («Автомобиль летает») ребенок должен ответить топаньем.

Заключение

Успешность учебного процесса напрямую зависит от проявляемого младшими школьниками внимания. За полноту развития важного процесса отвечают педагоги детских образовательных учреждений и ближайшее окружение (члены семьи, родственники). Достижение положительных результатов невозможно без осознания учителями и родителями процесса восприятия детьми объектов окружающей действительности. Помимо этого взрослые должны иметь представление об особенностях данного процесса, открывающихся возможностях и категориях, определяющих его сущность.

Повышению эффективности занятий, ориентированных на развитие внимания, способствует использование в упражнениях увлечений и хобби малыша. Правильно выполненные крохой действия должны сопровождаться соответствующими эмоциональными откликами со стороны взрослого (радость, удивление, восторг). Родители и педагоги не должны забывать о том, что наилучшие результаты фиксируются при выполнении упражнений игровой направленности. В большинстве случаев дети откликаются на оригинальные и неожиданные ходы, вызывающие у них интерес. Из других важных аспектов успешного развития внимания следует отметить регулярность занятий. Проводить их можно как в домашней обстановке, так и во время прогулки. Взрослые также обязаны помнить о том, что неправильные действия малыша не должны сопровождаться руганью. При этом кроху желательно хвалить даже маленькие победы.

Отлично зарекомендовали себя в сфере формирования внимания пошаговые инструкции к заданиям. Склонных к отвлечению школьников младших классов целесообразно привлекать к продолжению выполнения упражнения в доброжелательном тоне. Довольно часто предложение о дорисовке домика оказывается эффективнее окрика «Не отвлекайся!».

1 0

Развитие концентрации внимания. Корректурные задания. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков - слабая концентрация. Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.

3. Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

4. Время проведения занятия не должно превышать 5 минут.

5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

6. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду. При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата. Это легко сделать на индивидуальных занятиях. В групповых занятиях общей нормы достичь бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие штрафов, назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.

Для того чтобы развивающий эффект игры был более заметен при выполнении ребенком письменных учебных заданий, необходимо одновременно с введением игры изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительным пояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Следует объяснить детям, что в учебнике русского языка все слова, написанные в упражнении, надо читать вслух так, как они написаны, называя непроизносимые буквы, знаки препинания и т.д.При проверке выполненного ребенком письменного задания педагог должен подчеркнуть, что читать -написанное нужно вслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чем здесь написано, поэтому произноси каждую букву так, как она пишется». Нужно обратить специальное внимание на то, что упражнение нужно воспринимать так, как будто оно выполнялось кем-то другим -«другой девочкой», «плохо обученным щенком», так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

Чтение текста до заданного выражения. Детям предлагается: читать текст до заранее указанного учителем выражения. Упражнения , основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца. Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

«Найди слова». На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Распределение цифр в определенном порядке. В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

«Перепутанные линии». Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания. Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12Ч7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета.

Игра проводится с детьми 6-7 лет по 3-5 мин ежедневно в течение 3-4 недель. Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребенок получает карточку с такой инструкцией: «Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с черточками, рядом с которыми стоят цифры. Эти цифры соединены путаными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти по ней»), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке, от тройки к тройке и т. д. Все понятно?» По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями, соединяющими разные цифры: единицу с тройкой, двойку с семеркой и т. д. На обратной стороне карточки записывают ответы: пары соединяющихся цифр.

«Найди отличия». Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности. Для сравнения могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации). А) В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее без ошибок.

Б) Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания. Пример задания:

Игра «Муха». Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3Ч3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки). Игра проводится в течение 5-10 мин, 2-3 раза в неделю, в течение 1-2 месяцев. Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке. Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка - «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?» Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди. Игра втроем занимает не больше 10 мин, т. е. по 3 мин на каждого. Выигрывает тот, кто продержится в своей роли все отведенное время.

Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев. Детям предлагают короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально «организовать» некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все». Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Ищи безостановочно». В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке - свое дело». Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры. Игра может быть предложена на уроке математики.

«Счет с помехой». Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

«Чтение с помехой». Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания. Ребенку предлагают следующее задание - вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

Обучение младших школьников «внимательному письму» методом поэтапного формирования умственных действий. Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.Как показывают исследования, наличие текста-образца, с которым необходимо сравнивать ошибочный текст, само по себе не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок, так как невнимательные дети не умеют сличать текст с образцом, не умеют проверять. Именно поэтому все призывы учителя «проверить свою работу» оказываются безрезультатными. Одной из причин этого является ориентация детей на общий смысл текста или слова и пренебрежение частностями. Для преодоления глобального восприятия и формирования контроля за текстом нужно учить детей читать с учетом элементов на фоне понимания смысла целого.

Важным моментом процесса формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериоризации и свертывания действия контроля обязательность использования такой карточки исчезает. Для обобщения сформированного действия контроля оно отрабатывается затем на более широком материале (картинки, узоры, наборы букв и цифр). После этого, при создании специальных условий, контроль переносится из ситуации экспериментального обучения в реальную практику учебной деятельности. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т.е. сформированость внимания.

Таким образом, проведенное исследование дает основание утверждать, что включение в урок коррекционно-развивающих упражнений и заданий является эффективным средством развития внимания младших школьников, а выдвинутая гипотеза подтверждена.

Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу:

Чтобы успешно провести учебные занятия в школе учителю необходимо при подготовке к каждому уроку учитывать индивидуальные особенности внимания школьников;

Внимание учеников полностью зависит от деятельности учителя на уроке, от разнообразия способов объяснения материала.

Для поддержания внимания учащихся можно предложить следующие рекомендации:

На этапе оргмомента проводить игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию внимания у детей;

На каждом уроке выделять наиболее сложные ситуации, в которых учащимся требуется помощь; не лишая работу посильной трудности, постараться предотвращать возможные неудачи у детей. При этом подчеркивать малейшие достижения детей, что повышает их уверенность в своих силах и способствует усилению внимания к предмету;

При решении различных практических задач ставить учащихся в такие условия, где они должны что-то вспомнить, привлечь свой опыт, выполнить различные измерения, сделать для себя небезразличным результат своего поиска, открыть нечто новое для себя.

Игра «Расшифровываем слова»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Описание . Дети получают карточки. Требуется, пользуясь кодом, расшифровать слова. Для этого следует сначала решить пример на деление. Полученный ответ найти в кодовой таблице. Букву, соответствующую данной цифре, записать в карточку и т. д. Если примеры решены правильно, то можно будет прочесть получившееся слово.

Вариант 1

Карточка 1

Ответ: нива.

Карточка 2

Ответ: шина.

Карточка 3

Ответ: реванш.

Карточка 4

Ответ: ширина.

Карточка 5

Ответ: вена.

Вариант 2

Карточка 1

Ответ: пир.

Карточка 2

Ответ: пара.

Карточка 3

Ответ: качка.

Карточка 4

Ответ: кирпич.

Карточка 5

Ответ: прививка.

Вариант 3

Карточка 1

Ответ: раб.

Карточка 2

Ответ: каша.

Карточка 3

Ответ: шкура.

Карточка 4

Ответ: бабушка.

Карточка 5

Ответ: ракушка.

Игра «Что правильно?»

Цель: развитие чувства рифмы.

Описание. Дети слушают стихотворение И. Сельвинского, а затем по образцу сочиняют похожие двустишия с другими словами, например: «пирожное», «подружка», «мороженое», «подушка» (или: «картина», «диван», «машина», «стакан»).

ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Гречка в валенке, печка на завалинке?

Валенки в гречке, завалинка в печке?

Гречка в печке, валенки на завалинке?

Валенки в печке, на завалинке гречка?

И. Сельвинский

Примеры.

ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Пирожное на подушке, мороженое у подружки?

Подушка на пирожном, подружка на мороженом?

Пирожное у подружки, мороженое на подушке?

Подушка на подружке, пирожное на мороженом?

ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Картина на диване, машина в стакане?

Над картиной диван, над машиной стакан?

Картина под стаканом, машина под диваном?

Стакан за картиной, диван в машине?

Игра «Отвечай скорее!»

Цель : развитие внимания, мышления, быстроты реакции.

Описание . Педагог просит детей сосредоточиться. В достаточно быстром темпе он задаёт детям вопросы, на которые в таком же темпе они должны хором дать ответы словами «да» или «нет».

КТО ОБИТАЕТ В ЗООПАРКЕ?

Зебры полосатые? Львы усатые?

Огромный серый слон? Печкин почтальон?

Крокодил зубастый? Серый волк клыкастый?

Рыжая лисица? Шустрая куница?

Толстый бегемот - точно шар живот?

Румяный колобок? Золотой петушок?

Динго - дикая собака? Длиннохвостая макака?

Змеи ядовитые? Тигры сердитые?

Шапокляк старушка? Бабушка Ягушка?

Кикимора болотная? Черепаха беззаботная?

ЧТО ПРОДАЁТСЯ В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК?

Куклы говорящие? Лягушки настоящие?

Машинки заводные? Ногти накладные?

Серебристые ракетки? Шоколадные конфетки?

Увлекательный калейдоскоп?

Профессиональный микроскоп?

Плюшевые мишки? Забавные мартышки?

Таблетки «аспирин»? Тряпичный гардемарин?

Пластмассовый щенок? Шерстяной платок?

Клоуны бумажные? Роботы важные?

Конструктор металлический?

Паровозик электрический?

В колпачке Петрушка? С творогом ватрушка?

Копь-качалка деревянный? Солдатик оловянный?

Игра настольная? Ваза напольная?

ЧТО ПРОДАЁТСЯ В МАГАЗИНЕ «ФРУКТЫ - ОВОЩИ»?

Оранжевый апельсин? Ароматный мандарин?

Арбуз полосатый? Мишка косолапый?

Дыня золотистая? Груша душистая?

Зелёные огурцы? Прозрачные леденцы?

Ананасы сладкие? Нектарины гладкие?

Мягкие диваны? Гранёные стаканы?

Грейпфруты горьковатые? Сливы кисловатые?

Яблоки спелые? Снежинки белые?

Чайные ложки? Резиновые сапожки?

Вишни тёмно-красные? Персики прекрасные?

Помидоры мясистые? Машины серебристые?

Обманывать родителей? Огрызаться с учителем?

Ябедничать и кривляться? Спортом заниматься?

Старших уважать? Животных не обижать?

Малышей защищать? Товарищам помогать?

Преданно дружить? Со всеми мирно жить?

К здоровью бережно относиться?

По коридорам на переменах носиться?

Родину свою любить? Добрым, чутким быть?

Зарядку выполнять? Порученья исполнять?

Честно в игры играть? Цветы охапками рвать?

Домашних заданий не выполнять? Уроки пропускать?

Стараться учиться на «пять»? Играть со спичками?

Овладевать дурными привычками?

По воробьям из рогатки стрелять?

Учебники мять и рвать? В столовой хлебом кидаться?

Грубыми словами обзываться?

У доски уверенно отвечать?

И молчать, когда надо молчать?

КТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЕРОЕМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК?

Баба Яга, нога костяная? Заяц, у которого изба ледяная?

Матроскин, кот практичный? Незнайка симпатичный?

Скромница Алёнушка? Труженица Золушка?

Кощей Бессмертный злой? Емеля, парень чудной?

Буратино, озорной мальчишка? Кот в сапогах, плутишка?

Лягушка-квакушка? Мышка-норушка?

Колобок, поджаристый бочок? Винни-Пух и Пятачок?

Хоттабыч, с бородой старичок? Бычок Смоляной Бочок?

Патрикеевна Лиса? Снегурка, зимняя краса?

Премудрая Василиса? Мальвина, красавица-актриса?

Игра «Неужели?»

Цель: развитие внимания, мышления.

Описание . Педагог предупреждает детей о необходимости быть внимательными, затем читает нижеприведённые строчки. Если дети заподозрят какой-то подвох, то есть усомнятся в правильности высказывания, то они хором спрашивают: «Неужели?», после чего объясняют, в чём они видят ошибку.

Наготовлю я котлет из варенья и конфет.

Из норы - смотри скорей! - вышли трое медведей.

На суку олень сидит, во все стороны глядит.

Как известно, помидоры вырастают на заборе.

Весной грачу совсем не лень ловить лягушек целый день.

Перед тем как лечь в кровать, надо книжку почитать.

Говорят, рыбак рыбака видит даже издалека.

Вновь приходит осень, нам урожай приносит.

За воскресеньем, как всегда, вновь последует среда.

Медведи живут в берлоге, равно как и носороги.

Если проклюнулись почки, значит, скоро будут листочки.

Разве вы не знали - собаки в космосе бывали?!

Кто научится курить, тот станет здоровью вредить.

Сова летает только днём, а ночью спит глубоким сном.

Хочешь - верь, хочешь - проверь, лягушка - это ведь не зверь.

Очень я люблю конфеты, потому что сладость это!

Кто зарядку выполняет - своё здоровье укрепляет.

Знает каждый школьник точно, что кефир - продукт молочный.

Кто спорит и огрызается, тот грубияном называется.

У сосны иголки короче, чем у ёлки.

Кто уроки пропускает, тот «пятёрки» получает.

Если крыша протекает, то квартиру заливает.

Нож режет картошку и мясо, свёклу, рыбу и масло.

Всем известно, что скворец - замечательный певец.

Улитка медленно ползёт, на себе свой дом везёт.

За октябрём сентябрь придёт и листопад нам принесёт.

Игра «Тренируем зрительную намять»

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

Описание. Педагог в течение 5-15 секунд (в зависимости от степени подготовленности класса) демонстрирует таблицу.

Задача: запомнить расположение знаков, а затем зарисовать их в клетках заранее подготовленных пустых таблиц (в тетради).

Игра «Потопаем - похлопаем»

Цель: развитие внимания, мышления, быстроты реакции. Описание. В достаточно быстром темпе педагог читает фразу. Если дети согласны с ней, то они должны похлопать в ладоши, если не согласны, то потопать ногами.

Люди работают только днём, а ночью спят.

Пчела и шмель - это одно и то же.

Листопад бывает весной.

. «Лиса и журавль» - сказка К. Ушинского.

У слона есть хобот.

Сенокос бывает летом.

У зверей тело покрыто шерстью.

В одном метре сто сантиметров.

Один рубль меньше, чем сто копеек.

Курица кудахчет.

Самое холодное время года - зима.

Квадрат и прямоугольник - это четырёхугольники.

Первым из людей в космосе побывал Ю. Гагарин.

Изумруд - это камень.

Птицы - это животные.

У козы жирное молоко.

Клюкву собирают летом.

У всех насекомых шесть ног.

Самое грибное время года - осень.

Петух несёт яйца.

Самые длинные каникулы - летние.

Алфавит и азбука - одно и то же.

У коровы есть копыта.

Бутон - это нераспустившийся цветок.

У дерева ствол, а у травянистых растений - стебель.

Самое дождливое время года - лето.

Жалюзи - это шторы.

Медведь просыпается после спячки весной.

Говядина - мясо коровы.

Солнце - это звезда.

Ишак и осёл - одно и то же.

Кукушка подбрасывает яйца в чужие гнёзда.

Берёза - дерево с белой корой.

Есть такая пословица: цыплят по осени считают.

На ногах десять пальцев.

Подкова бывает у лошадей на копытах.

Дед Мороз ходит в красном или зелёном костюме.

Продавец - это профессия.

Дуб - дерево-долгожитель.

Теремок разрушил волк.

Трап - это лестница.

Луна - спутник Земли.

НЛО расшифровывается так: неопознанный летающий объект.

Неумение сосредоточиться, недостаток концентрации, плохая память – основная причина низкой успеваемости школьников в младших классах. Учащимся с неразвитым вниманием сложно сконцентрироваться на обучении, они плохо запоминают новую информацию. Как развить внимание и память у младших школьников – для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Какие игры и задания станут хорошей тренировкой для учащихся с недостаточно развитым вниманием?

Внимание – человеческое качество, позволяет отбирать нужную информацию, отбрасывая ненужную. Это фильтр, который защищает мозг от информационной перегрузки.

Свойства внимания:

  • объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;
  • избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;
  • устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;
  • умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;
  • распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.

Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

Гиперактивность и повышенная рассеянность – такую характеристику дают психологи многим современным школьникам начальных классов. Учащийся не может заставить себя сосредоточиться, упускает много базового материала, отстает в учебе. Педагог в начальных классах при помощи специальных приемов помогает адаптироваться ребенку в школе.

Специальные игры, упражнения, задания и приемы развивают внимательность и память у школьника, поддерживая интерес к учебе.

Виды внимания:

  • непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;
  • произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;
  • послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.

Педагогу и родителям ученика младшей школы не следует делать упор в упражнениях и играх на развитие только волевого внимания – это сильная эмоциональная нагрузка для ребенка и взрослого. В заданиях нужно использовать приемы на развитие послепроизвольного внимания – это поможет сформировать способность сосредотачиваться усилием воли.

Объем внимания младшего школьника –2–5 единиц (может одновременно сосредоточиться минимум на двух предметах), распределение внимание слабое. У учащихся младших классов внимание неустойчивое в силу возрастной особенности процессов торможения.

Развивать увлеченность у младших школьников нужно ежедневно, используя различные приемы. На начальном этапе продолжительность занятий – 15–20 минут. Для детей с неустойчивым вниманием и плохой концентрацией продолжительность занятий –5–10 минут.

Занятия лучше строить в соревновательной форме для поддержания и развития лидерских качеств – задание нужно выполнить правильно и быстро. Многие дети проговаривают свои действия вслух – это помогает удерживать им в памяти инструкцию по выполнению задания.

Упражнения и задания для развития внимательности

Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу – от простого к сложному.

  • Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек. Педагог кладет перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.

По мере развития внимания картины усложняются. Вместо палочек, можно использовать мозаику – выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.

  • Упражнение «синий, зеленый» развивают произвольное внимание и учащихся, учат ребенка переключаться. Перед школьником положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дают синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.

Рекомендация для родителей. Дома можно делать это упражнение в простой форме. Положить перед собой и ребенком печатный текст с крупным шрифтом. По команде начать вычеркивать букву Е или А. Или же Е подчеркивать, А обводить в кружок.

Такие приемы делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.

Игры на внимание

Игры для развития внимание – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у учащихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.

  • Зеркальный магазин – игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков – точно их повторить. Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство.
  • Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
  • Игра «Не пропусти» позволяет развить внимательность. Выбирается тема – растения, профессии или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника – встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся – выходит из игры. Продолжительность упражнения – 2 минуты. Можно менять движения – подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши.
  • Игра «Любимый фрукт» – развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним.
  • Для развития внимательности нужно после прогулки попросить ребенка описать двор, что видели на улице, какой дорогой шли. На следующий день спросить, что было сегодня нового на улице, что изменилось.

Задания для развития слухового внимания

Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.

  • Игра «Слушай команду» – развивает произвольное и слуховое внимание. Дети двигаются по кругу под звуки бравого марша. Когда музыка останавливается, педагог шепотом произносит команду. Задача учащихся – выполнить команду. Команды предполагают выполнение простых и спокойных движений – поднять руки, присесть, согнуть левую ногу.
  • Упражнение «Телефон» – развивает слуховую память и концентрацию. Небольшое словесное сообщение – отрывок из сказки, рассказа педагог шепотом рассказывает первому участнику. Задача школьника – предать шепотом услышанное. Остальные участники закрывают уши.
  • Игра «Угадай звук». Педагог скрывается за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача учащихся – определить и рассказать, что он услышал.
  • Дома вместе с ребенком можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.

Развитие умения концентрироваться у детей младшего школьного возраста – одна из основных задач педагога начальной школы. Хорошо развитое внимание поможет учащимся легче освоить учебную программу в средних и старших классах. Простые приемы, упражнения и игры помогут развить у школьника все виды и формы способности. А родителям нужно проводить занятия дома, для поддержания и закрепления школьных результатов.