Цитаты есенина короткие. Поэзия души: подборка цитат из стихотворений Сергея Есенина

Беляев, Александр Романович

(4 марта 1884 - 6 января 1942) - Рус. сов. писатель, один из основоположников и ведущих авторов сов. НФ, мн. произв. к-рого вошли в золотой фонд детской НФ . Род. в Смоленске, в семье священника, был определен в Смоленскую духовную семинарию, из стен к-рой вышел стойким атеистом. Для продолжения обучения подписал контракт с театром смоленского Нар. дома, окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле, одновременно получив муз. образование. Во время учебы в 1905 г. принимал участие в революционных выступлениях, позже выступал адвокатом по политич. делам, подвергался обыскам. По окончании лицея работал помощником присяжного поверенного в Смоленске, занимался журналистикой, печатал в "Смоленском вестнике" театр. рец., отчеты о концертах; путешествовал по Европе, посетив Италию, Швейцарию, Германию, Австрию, Францию. В 1914 дебютировал режиссером в театре. Первая худож. публикация - дет. пьеса-сказка "Бабушка Мойра" (1914). Серьезно заболев в молодости (костный туберкулез позвонков), Б. на всю жизнь остался полуинвалидом, годы провел в неподвижности, в гипсовом корсете. В 1922 г. он смог вернуться к активной жизни, работал инспектором по делам несовершеннолетних в Ялтинском уголовном розыске, воспитателем в дет. доме; в 1923 г. переехал в Москву, работал в Нар. комиссариате почт и телеграфа, затем юрисконсультом в Нар. комиссариате просвещения. Тяжелобольной, Б. умер от голода в осажденном фашистами г. Пушкине Ленинградской обл.

НФ тв-во Б., нервное и неровное (какой была жизнь самого автора), оставило яркий след в отечественной НФ лит-ре, лучшие его образцы на долгие годы превратились в классику сов. НФ. В них удачно сочетаются оригинальные НФ гипотезы и идеи, увлекательный приключенческий или детективный сюжет, романтический пафос. Дебютом писателя в НФ стал р-з "Голова профессора Доуэля" (1925), позднее переработанный в роман - "Голова профессора Доуэля" (1937; 1938 ); герой - гениальный ученый -хирург - открывает способ продолжить жизнь мозга после смерти тела и сам становится первым мучеником-"подопытным" собственной методики; экранизирован. Ценность романа не в конкретных хирургических рецептах (к-рых попросту нет), а в смелом задании науке : мозг должен продолжать мыслить независимо от тела. Идею бессмертия человеческого духа Б. еще раз высказал в р-зе "Хойти-Тойти" (1930) из цикла "Изобретения профессора Вагнера"; научные достижения героя цикла - эксцентричного ученого - всегда находятся на грани возможного, а иногда откровенно сказочны: полная реконструкция собственного тела, позволяющая вообще забыть про усталость - в р-зе "Человек, который не спит" (1926), пересадка мозга погибшего коллеги в череп слона - в "Хойти-Тойти", овладение тайной проницаемости веществ - в "Госте из книжного шкафа" (1926); р-з "Ни жизнь, ни смерть" (1926) посвящен проблеме анабиоза и неизбежным соц. последствиям его повсеместного применения.

Во мн. лучших книгах Б. проводится мысль о преодолении человеком границ, положенных ему биол. эволюцией , о раскрытии в нем сверхчеловека (мысль, неудивительная для автора-инвалида, особенно остро ощущавшего собственную беспомощность). Герой первого романа писателя Б., "Властелин мира" (1929 ), изобретает "машину внушения", рассчитывая завоевать весь мир, но, внушив самому себе "неагрессивную индивидуальность", забывает о прошлом и о своих грандиозных планах. В одном из самых поп. романов Б., "Человек-амфибия" (1928; 1928 ), описана романтическая и трагическая история юноши, получившего (в результате операции, проведенной еще одним гениальным хирургом) способность жить в океане , но оказавшегося совершенно неспособным к "земной" жизни; экранизирован (см. "Человек-амфибия" ). Популярность (и неизбежные нападки критиков) принес роману не только увлекательный сюжет: одним из первых в НФ Б. задумался о грядущей биол. революции с ее легко предсказыемым моральным вызовом человечеству (роль подходящей случаю генной инженерии в романе с успехом выполнила более знакомая широкому читателю хирургия). Не принес счастья фантаст. мед. эксперимент (на сей раз трансформация великого кинокомика-карлика в записного красавца) и герою романа "Человек, потерявший лицо" (1929; 1958 ); существенно переработанный, роман переиздан как "Человек, нашедший свое лицо" (1940 ) - фактически, самостоятельное произв., в к-ром изменение сюжета потребовало усложнения психол. плана, с чем автор успешно справился. В последнем (и, по мнению мн. критиков, лучшем) романе Б. - "Ариэль" (1941 ) - юный герой получает и вовсе сказочную возможность: летать одним усилием мысли; даже и не пытаясь как-то научно обосновать чудесную сверхспособность, Б. своим романом-завещанием создал гимн свободному человеку, не связанному физ. ограничениями.

Др. НФ книги Б. конца 1920-х гг. представляются менее удачными. Фантаст. "кинор-з" "Остров погибших кораблей" (1926) - типичное для массовой лит-ры той поры сочетание мелодрамы, авантюрного боевика с погонями и стрельбой, а также богатого познавательного материала о жизни океана ; неудачно экранизирован в жанре мюзикла в 1987 г. В повести "Последний человек из Атлантиды" (1926) писатель попытался реконструировать жизнь гипотетической цивилизации (в осн., используя поп. книгу Р.Девиня "Атлантида, исчезнувший материк" ), наполнив обычные для лит-ры такого рода экзотические описания "соц. содержанием", избрав центром сюжета восстание рабов; вместе с "Островом погибших кораблей" объединена в один том - сб. "Остров Погибших Кораблей. Последний человек из Атлантиды" (1927 ). В сб. "Борьба в эфире" (1928 ) включены одноим. авантюрно-пародийный роман и повесть "Вечный хлеб", посвященная поиску выхода из продовольственного кризиса, причем высказана мысль об опасности неконтролируемого использования искусственных микроорганизмов. "Борьба в эфире" представляет собой своеобразный каталог фантаст. изобретений и открытий , мн. из к-рых до сих пор остаются нерешенными науч. проблемами; по нек-рым свидетельствам, в годы "холодной войны " ЦРУ проявляло повышенный интерес к книге (одной из немн. переведенных на англ. яз. и ставшей библиограф. редкостью), как к единственному в сов. НФ описанию войны между СССР и США. Две малоудачные повести - "Золотая гора" (1929 ) и "Продавец воздуха" (1929) также посвящены изобретениям и открытиям : герой первой обещает освободить и использовать ядерную энергию , а герой второй создает "метеорологическую бомбу" (сосуд, начиненный "сверхплотным" воздухом) и пытается торговать земным воздухом с жителями Марса , грозя вызвать глобальную катастрофу ; экранизирована для телевидения в 1967 г. В последнем произв. уже явственно звучит мотив "всемирного заговора капиталистов против человечества", диктовавшийся известной политич. ситуацией в стране.

Поздние НФ произв. Б., за исключением "Ариэля" , не идут ни в какое сравнение с его ранними книгами. Свою роль сыграло как постоянно ухудшавшееся здоровье, так и все более агрессивная критика, ополчившаяся на "беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства"; последнее обстоятельство приводило ко все большей изоляции "классика сов. НФ" от его читателя (следы внешней и внутренней цензуры особенно заметны на переизд. ранних романов). В "Подводных земледельцах" (1930; 1958 ) продолжена мысль о необходимости использования богатств океана , впервые высказанная в "Человеке-амфибии" : герои строят подводный дом, в котором можно длительное время жить и работать, собирая обильный урожай с подводных плантаций. О тучах, сгущавшихся над Б. и всей сов. НФ, свидетельствуют самые неудачные книги писателя - "Лаборатория Дубльвэ" (1938; 1964 ), "Под небом Арктики" (1936-37 - "Пленники огня", "Подземный город"; 1938-39), "Чудесное око" (укр. 1936 ; рус. 1956 ); все изд. последнего романа на рус. яз. фактически были переводом с укр. (рукописи погибли во время войны). Утопические картины социалистического близкого будущего в этих произв. откровенно скучны, над всем доминирует техника, а людям остается лишь нажимать кнопки умных аппаратов и выступать в роли экскурсоводов. Повести "Земля горит" (1931) и "Замок ведьм" (1939) представляют собой политически "актуальный" отклик на "великие преобразования в сов. деревне".

Относительной удачей (да и то не лит., а скорее популяризаторской) следует считать романы Б., посвященные освоению. космоса . Этому способствовала личная дружба писателя с К.Циолковским , к-рому Б. посвятил очерк "Гражданин эфирного острова" (1930). Роман "Прыжок в ничто" (фрагм. 1933 - "Стормер-сити"; 1933 ) повествует о полете на Венеру и встрече с местной внеземной жизнью ; резко раскритикованный известным популяризатором космонавтики Я.И.Перельманом, роман, тем не менее, получил одобрительный отзыв самого К.Циолковского . Основоположник космонавтики также высоко оценил др. романы Б., слабые в худож. отношении, но научно обоснованные, - "Воздушный корабль" (1934-35; 1964 ), "Звезда КЭЦ" (1936; 1940 ); в основе обоих лежат идеи К.Циолковского - цельнометаллический дирижабль и орбитальная космич. станция, соответственно. В романе "Небесный гость" (1937-38) дано одно из первых в сов. НФ описание межзвездного путешествия, ставшего возможным благодаря сближению Солнечной системы с др. звездой .

НФ р-зы и повести Б. включены в прижизненные сб. - "Голова профессора Доуэля" (1926 ), "Борьба в эфире" (1928 ); в дальнейшем неоднократно переизд.; практически все гл. произв. писателя включены в Собр. соч. в 8 тт. (1963 -64 под ред. Б. Ляпунова ) и в Собр. соч. в 5 тт. (1983 -85 - под ред. С. А. Беляевой и А. Бритикова ). Среди р-зов выделяются: навеянный циклом Э. Берроуза о Тарзане "Белый дикарь" (1926), в к-ром мир естеств. природы противопоставляется "джунглям" небоскребов; "Сезам, откройся!" (1928 - под псевд. А. Ром) - практически первое в рус. НФ произв. о машинах-роботах ; "Мистер Смех" (1937), в к-ром обсуждаются возможности точных наук в деле исследования таких тонких материй, как эмоции человека.

Б. известен также как страстный публицист, защитник молодой сов. НФ, чьи статьи - "Создадим советскую научную фантастику" (1934), "Золушка" (1938), "Иллюстрация в научной фантастике" (1939) - и спустя десятилетия не потеряли своей актуальности. Отклик Б. на известную книгу Г.Уэллса - публицистический очерк "Огни социализма, или Господин Уэллс во мгле" (1933) - предварил личную встречу двух фантастов (во время второго визита Г.Уэллса в Ленинград в 1934 г.).

Вл. Б.

Соч. Б. выдержали в СССР мн. десятки переизд. Ниже приведены сб., выходившие до выхода Собр. соч. в 8 тт.:

"Избранные научно-фантастические произведения" в 2-х тт. (1957 ),

"Избранные научно-фантастические произведения" в 3-х тт. (1958 ),

"Властелин мира" (1958 ; др. состав - 1959 ),

"Остров Погибших Кораблей" (1958 ; др. состав - 1959 ),

"Звезда КЭЦ" (1959 ; др. составы - 1959 , 1960 ),

"Последний человек из Атлантиды" (1959 ),

"Человек-амфибия" (1959 ; др. состав - 1961 ).

Б.Ляпунов "Александр Беляев" (1967).

Дополнительные материалы

Вл. Гаков. Подвиг

Беляев, Александр Романович

(1884-1942) - видный писатель, один из основоположников и классиков советской фантастической литературы; автор произведений, составивших золотой фонд отечественной фантастики и детской литературы - "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль" и мн. др.

Жизни и творчеству Б. множество статей, в т. ч. - кн. Б. В. Ляпунова "Александр Беляев" (Более подробно см. библиогр. указ. "Александр Беляев". Библиогр. 1997. 2. С. 64-71), его романы и повести регулярно переиздаются.

Важную роль в период становления советской НФ литературы сыграли и критические статьи Б.; в ряде публикаций (в частности в ст. "Создадим советскую научную фантастику") писатель попытался сформулировать значение и художественные функции НФ в новом обществе; отстаивая тщательно искореняемую соцреалистической идеологией "литературу мечты", Б. с грустью писал в знаменитой статье "Золушка": "Судьба советской научной фантастики похожа на судьбу сказочной Золушки - у обеих двойная жизнь: блестящий выезд на бал и унылое существование нелюбимой падчерицы, сидящей в затрапезном платье, в темном углу кухни" (1938); одним из первых поднимал вопросы и иллюстрирования НФ произведений (ст. "Иллюстрация в научной фантастике"); в то же время зачастую рассматривал НФ с точки зрения популяризации научных знаний, что, однако, не умаляет значения критических выступлений Б. в непростой период истории советской литературы.

Библиография:

1. Аргонавты Вселенной // Дет. лит. - 1939. - № 5. - С. 55.

2. "Арктания": [Рец. на роман Г. Гребнева] // Там же. - 1938. - № 18-19.

3. "Золушка". О научной фантастике в нашей литературе // Лит. газ. - 1938. - № 27, 15 мая; То же // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - № 5. - С. 2.

4. Застрельщики новых открытий // Чырвоная Змена. - Минск, 1937. - № 94.

5. Иллюстрация в научной фантастике // Дет. лит. - 1939. - № 1. - С. 61-67.

6. О моих работах // Там же. - 1939. - № 5. - С. 23-25.

7. О научно-фантастическом романе и книге Г. Адамова "Победители недр" // Там же. - 1938. - № 11. - С. 18-22.

8. Послесловие к роману "Человек-амфибия" // Вокруг света. - М., 1928. - № 13. - С. 200-202.

10. Создадим советскую научную фантастику // Дет. лит. - 1938. - № 15-16. - С. 1-8.

11. Фантастика и наука: Очерк // Беляев А. Борьба в эфире: Сб. - М.-Л.: Мол. гвардия, 1928. - С. 309-323.

Лит.: Беляева С. А. "Звезда мерцает за окном..." // Фантастика-84. - М.: Мол. гвардия, 1984. - С. 312-347; Ляпунов Б. Александр Беляев: Крит.-биогр. очерк. - М.: Сов. писатель, 1967. - 159 с.

Беля ев, Александр Романович


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Беляев, Александр Романович" в других словарях:

    Русский советский писатель. Один из основоположников советской научно фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего: «Голова профессора… … Большая советская энциклопедия

    - (1884 1942) русский писатель. Научно фантастические произведения: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др … Большой Энциклопедический словарь

    Беляев, Александр Романович - БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические романы: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Беляев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Беляев, Александр. Александр Романович Беляев … Википедия

    - (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические произведения: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Человек амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936) и др. * * * БЕЛЯЕВ Александр Романович БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель.… … Энциклопедический словарь

    БЕЛЯЕВ Александр Романович - (1884—1942), русский советский писатель. Научно фантастич. и приключенч. ром. «Голова профессора Доуэля» (1925, нов. ред. 1937), «Человек амфибия», «Борьба в эфире» (оба — 1928), «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо»,… … Литературный энциклопедический словарь

Годы жизни: с 16.03.1884 по 06.01.1942

Советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы

Родился в Смоленске. Учился в Смоленской духовной семинарии. В 1901 году Александр окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом

Поступил в Ярославский Демидовский юридический лицей. По окончании (в 1906 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста, одновременно начал публиковать в газетах театральные рецензии. Первая художественная публикация - детская пьеса «Бабушка Мойра» в 1914 году, тогда же попробовал себя в качестве режиссера.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе.

В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку.

В 1923 году Беляев переезжает в Москву. Там он начинает серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах, со временем заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 году публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела» и с этого момента становится известен как писатель-фантаст.

последующие годы он печатает множество рассказов и повестей, а такжероманы «Человек-амфибия» (1928), «Властелин мира» (1929), «Человек, потерявший свое лицо» (1929), которые сыграли значительную роль в формировании гуманистических традиций отечественной фантастики. Более поздние произведения Беляева, за исключением его последнего романа «Ариэль» (1941), представляют из себя маловыразительную смесь политических агиток и научных идей, что объясняется в значительной степени жёстким идеологическим прессингом, под которым приходилось существовать в те годы всем литераторам.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода.

В названии романа Звезда КЭЦ, КЭЦ являются инициалами Константина Эдуардовича Циолковского.

Обстоятельства смерти «советского Жюля Верна» - Александра Беляева до сих пор остаются загадкой. Скончался писатель в оккупированном городе Пушкине в 1942 году, не очень понятно только, как и почему это произошло. Одни утверждают, что Александр Романович умер от голода, другие считают, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе.

Памятник фантасту на Казанском кладбище Царского Села стоит вовсе не на могиле писателя, а в месте предполагаемого его захоронения.

Награды писателя

В 1990 году секцией научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР учреждена , присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения.

Библиография

Экранизации произведений, театральные постановки

1961 - «Человек-амфибия»
1967 - «Продавец воздуха»
1984 - «Завещание профессора Доуэля»
1987 - «Остров погибших кораблей»
1992 - «Ариэль»
1994 - «Дожди в океане»
2004 - «Человек-амфибия» - четырёхсерийный телефильм
2010 - «Охота на Большую Медведицу»

Жизнь - обман с чарующей тоскою.

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Всё принимая, что есть на свете.

В грозы, в бури, в житейскую стынь,
При тяжёлых утратах и когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство.

Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжёшь.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою».

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя вёсла по озёрам,
А Русь всё так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем.

Ты плакала в вечерней тишине,
И слёзы горькие на землю упадали,
И было тяжело и так печально мне.
И всё же мы друг друга не поняли.
Умчалась ты в далёкие края,
И все мечты увянули без цвета,
И вновь опять один остался я
Страдать душой без ласки и привета.
И часто я вечернею порой
Хожу к местам заветного свиданья,
И вижу я в мечтах мне милый образ твой,
И слышу в тишине тоскливые рыданья.

на другие темы

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Грубым даётся радость. Нежным даётся печаль.

Если тронуть страсти в человеке,
То, конечно, правды не найдёшь.

Жить - так жить, любить - так уж влюбляться.
В лунном золоте целуйся и гуляй.
Если хочешь мёртвым поклоняться,
То живых тем сном не отравляй.

И нет за гробом ни жены, ни друга.

Коль гореть, так уж гореть, сгорая.

Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.

Чем сгнивать на ветках -
Уж лучше сгореть на ветру.

Петь про любовь всегда не просто, особенно, если влюблен и в Родину, и в женщину, и даже в березу, которая растет под окном. Это и называется любовью к жизни. Именно об этом цитаты Сергея Есенина. В каждой строчке стихотворений автора слышится надрыв, стон, крик, страсть. Словно поэт хочет, чтобы его услышал и «глухой», услышал и почувствовал то же, что чувствует и сам он.

В чем секрет популярности произведений автора с хулиганской душой? Возможно, ответить нам поможет сам бард, вернее, его красивые цитаты:
Цитаты про любовь и почему она так много значила в творчестве поэта?
Самые известные высказывания и афоризмы Есенина, представленные в нашей коллекции.
Вечная молодость творчества сочинителя.
Великий поэт тонко подмечал такие вещи, которые многим кажутся обычными. Но при этом Сергей Есенин умел рассказать так, что с привычных понятий, вещей и ситуаций, словно шелуха слетала обыденность. И читатель уже видел истинную суть предмета. И эта метаморфоза сознания завораживала, словно волшебство!

Значение любви в произведениях поэта большое. Все, о чем писал лирик пропитано нежным и сильным качеством. Оно везде, и в отношениях мужчины и женщины, в любовании лебединой красотой рук милой, в кружении золотой листвы и даже в дружественном пожатии лапы Джима. Эти и многие другие цитаты о любви, словно зеркало, отражают широту души, которая была у писателя.

Его любовь простиралась так широко, что касалась всего, что окружало великого поэта. Именно с любовью он писал, посвящая строки женщине, а также: о жизни; о Родине; и о России.

Любовь — это купание, нужно либо нырять с головой, либо вообще не лезть в воду. Если будешь слоняться вдоль берега по колено в воде, то тебя только обрызгает брызгами и ты будешь мёрзнуть и злиться.



Умей смертельно ненавидеть, тогда научишься любить…



Жить с раскрытой нараспашку душой — все равно, что ходить с раскрытой ширинкой.



От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.



Я б навеки забыл кабаки, и стихи бы писать забросил, только б тонко касаться руки, и волос твоих цветом в осень.



Наверное во мне слишком много тепла,
Раз я всегда встречаю холодных.


Казалось, что все имело для него значение, все со смыслом и призвано пробуждать и в нас тепло и страсть к тому, что окружает. Нет ничего лучше, чем любить. И это ясно показал автор в своих стихах. Читатели словно заражаются вирусом нежности и привязанности. Такой силой обладают слова и афоризмы Есенина, поэта деревни, лавочек и черемух, краев дождей и непогод, всего того, что признанно называть Родиной.
В нашей коллекции самых интересных цитат Есенина хранится золотой запас самых любимых высказываний поэта. Эти крылатые фразы давно облетели весь мир и завоевали уважение к русской поэзии. Строчки, как сказочные синие птицы, легко парят, даря людям теплую душевную грусть и мечту.

то время, пока гордость выигрывает, люди теряют друг друга.



Любовь не живёт три года,
Любовь не живёт три дня.
Любовь живёт ровно столько,
Сколько двое хотят, чтобы она жила.

Никому не отдавайте того, с кем счастливы.



В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.



Любить нам лишь единожды дается, как дважды невозможно умереть.



Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?

И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.


Каждая цитата, сотканная из слов автора, это - шум дождя, свет синей звезды, простое и глупое счастье. Эти сильные образные выражения на крыльях своих уносят нас в страну мечтаний, где все так просто: есть счастье, которое так жаждет душа, и есть тропинка к нему. Извилистая дорожка бежит из детской восторженности и теряется за поворотом зрелой оценки жизни. Именно об этом так просто и доходчиво с ностальгией по всему доброму и рассказывает любимый автор.

Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.



Все говорят «хочу себе простую», но никто не выберет ромашку, среди роз.

Затопи ты печку, постели постель,
У меня на сердце без тебя метель.


Произведения, в которых воспевается природа, красота и любовь, никогда не будут иметь возраст. Такую вечную тему и избрал Есенин. Свои лучшие высказывания и творения он посвящал тому, что на самом деле важно в жизни любого человека. Именно поэтому лирика автора будет всегда современна.

Как много доброго и хорошего черпает читатель из картинок, что рисует автор, используя фантазию в качестве кисточки, а свой талант, как краски. Его короткие, но меткие выражения достигают цели и заставляют пробудиться не только воображению, но и чувствам. Все, что Есенин говорил, передано в эмоциональном фоне, ритме и искренности.

В грозы, в бури, в житейскую стынь,
при тяжёлых утратах и когда тебе грустно,
казаться улыбчивым и простым
— самое высшее в мире искусство.



Лицом к лицу — лица не увидать: большое видится на расстоянии.



Я верный друг, и страшный враг, смотря кому, когда и как!



Наша жизнь — простыня да кровать.
Наша жизнь — поцелуй да в омут.
Умей смеяться, когда грустно.
Умей грустить, когда смешно.
Умей казаться равнодушной, когда в душе совсем не то.



Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.



Любовь к женщине может пройти, любовь к Родине — никогда.


Сложно петь о чувствах. Но у великого барда это получилось. Он словно вложил музыку и вечность в основу своим творениям. Они будут существовать всегда и никогда не померкнут.

Каждый поэт, каждый творческий человек – это, в первую очередь, интересная личность, которая помимо своих произведений привлекает и своими нетривиальными мыслями. Жизнь поэта часто эмоциональна и многогранна, поэтому и стихи могут научить жизни, дать совет в важной ситуации, решить насущную проблему. Кто-то читает стихи полноценным полотном, а кто-то подробно изучает произведение, разрывая его на цитаты. Сегодня, когда популярность социальных сетей достигла своего пика, не знать цитат Сергея Есенина – значит, не знать совершенно ничего о литературе, о поэте и о его жизни.

Цитаты Есенина интересны хотя бы потому, что жизнь этого человека относится к абсолютно другой эпохе. Тогда иным было все – города были совсем другими, и люди обладали совершенно иными ценностями, отличными от современных, даже небо казалось чище. Высказывания поэта, какие-то важные выдержки из стихов в сочетании с биографией самого Есенина помогают нам лучше понять, чем жил поэт и его современники, о чем люди думали в те непростые времена и какой была жизнь.

Цитаты Есенина о любви

В жизни любого человека, а уж тем более талантливого поэта любовь и все сердечные муки, которые с ней связаны, играют если не ключевую, то очень важную роль. Часто поэты вдохновляются как своей прекрасной и чистой влюбленностью, так и отвергнутой любовью – они посвящают целые оды своим избранницам, и продолжают писать им письма, даже если те не отвечают взаимностью. Подобных примеров сегодня можно найти великое множество, и каждый из них самобытен и интересен.

В жизни Есенина, безусловно, любовь и мимолётные влюблённости присутствовали просто в колоссальных масштабах. Поэт был человеком очень привлекательным для прекрасного пола, и с успехом пользовался таким вниманием к своей персоне. Несмотря на такую популярность, Есенин сам умел чувствовать искренне настолько, что до сих пор его строки вызывают дрожь.

По-смешному я сердцем влип, я по-глупому мысли занял.

Поэт говорит о том, что любовь – это не всегда трагедия, приводящая к страшным последствиям. Иногда любовь даже забавна. Взрослый, серьезный и понимающий человек находит в этом чувстве множество плюсов, даже если чувства не являются взаимными. Поэт смеется над своей любовью, ведь для него, человека, наученного горьким опытом собственного прошлого, влюбиться снова – уже нелепость, однако, произошедшая в его жизни.

И я знаю, мы оба станем
Грустить в упругой тишине:
Я по тебе - в глухом тумане,
А ты заплачешь обо мне.

Иногда любовь становится всего лишь воспоминанием, но память об этом нежном чувстве может храниться долгие годы. Вот и Сергей Есенин, человек тонкий и чувственный, знал, что если он любит по-настоящему, то будет вспоминать свою избранницу и через годы, и через десятилетия – до конца своей жизни он будет помнить и ее черты и время, проведенное вместе с ней. Здесь же поэт уверен, что и избранница будет помнить о нем и обо всех тех счастливых минутах, что им удалось провести вместе.

Не криви улыбку, руки теребя,-
Я люблю другую, только не тебя.
Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо -
Не тебя я вижу, не к тебе пришел.
Проходил я мимо, сердцу все равно -
Просто захотелось заглянуть в окно.

Есенин может всеми способами убедить женщину, что чувства к ней уже остыли. Он пытается всеми правдами и неправдами оправдать себя, ответить на вопрос – почему, несмотря на то, что любви к женщине у него нет, он продолжает находиться в непосредственной близости к ней? Что его так притягивает? Этими строками Есенин показывает, что прошедшую любовь нет смысла спасать, и самое лучшее что можно сделать – это пройти мимо не обращая совершенно никакого внимания друг на друга.

От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
«Ты - моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру.

Эти строки Сергея Александровича Есенина дают нам понять, что для того, чтобы выразить настоящую, искреннюю любовь, совсем необязательно быть великим оратором – достаточно прикоснуться к любимому человеку, почувствовать его прикосновение, и все станет очевидно, чувства откроются и заиграют новыми красками. А слова – это всего лишь набор букв, который применяется в случаях, когда необходимо подробно выразить свою точку зрения. Вероятно, поэт тонко чувствовал, но часто даже он не мог передать словами свою любовь. Стихи стихами, а настоящую искренность на бумагу не выставить – она должна оставаться между двумя влюбленными людьми, и прикосновения – это как раз то, что показывает любовь.

Цитаты Есенина о жизни

Жизнь поэта многогранна и необычна, и, естественно, жизненный опыт творческого человека радикально отличается от опыта человека простого. Возможно, потому цитаты поэтов на философские тематики сегодня приобрели такую поистине глобальную популярность – они рассказывают о том, как поступать в тяжелых ситуациях, что на самом деле важно в этой жизни, а на что даже не стоит обращать внимания. Такие высказывания поэтов учат жизни разные поколения и заставляют задуматься о скоротечности жизнь.

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Данный отрывок рассказывает нам, что жизнь не стоит на месте, все меняется, годы постепенно уходят. Изречение намекает на то, что нужно в полной мере наслаждаться своей молодостью, ведь она одна – ее никогда не вернуть, а в старости так наслаждаться жизнью просто не получится. Также данная цитата говорит о том, что уходят и все проблемы, и даже самые серьезные неудачи не стоят человеческой жизни. Важно ценить то, что есть сейчас, важно использовать каждую данную возможность по максимуму, не опускать руки из-за небольших неудач и жить, жить по-настоящему.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Здесь Есенин утверждает, что жизнь ломает многих. Да, жизнь бывает трудной, и осуждать кого-то за падение не стоит – ведь никто не застрахован от тяжелых жизненных ситуаций, но все эти испытания, как правило, даются нам для того, чтобы мы вынесли из них ценный урок, навсегда изменили свое отношение к жизни, исправили все ошибки, совершенные нами ранее и нашли в себе силы двигаться дальше, к большой цели и к лучшей жизни без подобных проблем, неурядиц и неудач. Есенин говорит, что не существует человека, который не сталкивался с бедой – тяжело бывает каждому, однако, некоторые сдаются и опускают руки, а кто-то твердо стоит на ногах, понимая, что такие трудности нужно просто пережить.

Если тронуть страсти в человеке,
То, конечно, правды не найдешь.

Есенин, человек, обладающий довольно буйным характером и своенравными чертами личности, отлично понимал, что любой диалог между людьми должен проходить исключительно в спокойном и позитивном ключе. Не стоит надеяться на то, что человек честно расскажет о своих поступках и чувствах, если задеть его за живое, надавать на больные места и спровоцировать скандал – любые цели должны достигаться спокойствием и выдержкой, иначе в диалоге вы потерпите неудачу.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство.

Каждый человек – иногда немного актер. В жизни случается множество разнообразных ситуаций и обстоятельств, опускать руки в которых просто запрещено. Есенин уверен, что сильный человек способен улыбаться сквозь боль и грусть, даже если изнутри его разрывает – именно это показатель силы воли, именно это помогает пережить самые тяжелые моменты. Есенин улыбался и веселился всегда, не зря он прослыл озорным гулякой, он мог даже в самой глубокой депрессии веселиться, гуляя по кабакам и читая стихи наизусть – Есенин умел жить, и своими стихами и высказываниями до сих пор учит жить других.

Почему так важны цитаты Есенина?

Человеку, читающему произведение классика, открывается множество интересных тайн. Например, он узнает о том, как выглядел быт времен жизни поэта, как любили люди друг друга в то время. Но некоторые житейские мудрости теряются на фоне большого объема произведения, и уловить для себя главную мысль может далеко не каждый.

Отдельные цитаты, вырезанные из контекста большого стихотворения, часто подходят к самым обыденным жизненным ситуациям – здесь легко узнать себя. Возможно, не каждый может своими словами объяснить собственное состояние, а передать его другим зачастую просто необходимо.

Высказывания классиков часто размещают на личных страницах в социальных сетях – это может быть и красивое признание в любви, и завуалированный крик о помощи, как правило, люди с удовольствием реагируют на красивые слова, принимая их на свой счет, и этот жизненный опыт передается от человека к человеку, порождая бесконечную цепь памяти о поэте и его жизненном опыте.