Идем в школу проект. Проектная деятельность в подготовительной к школе группе«Скоро в школу

подготовительная группа

Февраль-апрель

Проблема :

Внешняя мотивация к учёбе в школе.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.

2. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе.

3. Незаконченный психологический портрет реального первоклассника.

Цель:

- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.

Задачи:

1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.

2. Развитие у детей «школьной зрелости».

3. Формирование психологической готовности дошкольников к школе (Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально- волевая).

Выполнение проекта:

В начале проекта было проведено психологом обследование детей.

Форма обследования:

индивидуальная (кратковременная речевая и зрительная память, интуитивный речевой анализ – синтез, речевые антонимы, речевые классификации, речевые аналогии, произвольное владение речью) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

групповая (Тест Тулуз - Пьерона, Гештальт- тест Бендер) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

тест рисуночный «Я в школе!» (Е. И. Захарова) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

В ходе реализации проекта задачи решались в процессе:

1. Непосредственно образовательной деятельности с детьми.

2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми.

3. Самостоятельной деятельности детей.

4 Интерактивной работы с родителями.

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми

  • Ознакомление с окружающим

«Экскурсия в общеобразовательную школу» (посещение музея, уроков, знакомство с учителями, просмотр презентаций, химических опытов) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

«Что такое школа?»

«Школьные профессии»

  • Развитие речи

«Почему я хочу учиться в школе!» (монологический рассказ),

«Басни учат!»

«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)

  • Лепка

«Лепим буквы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 30)

«Мы школьники!»

  • Рисование

«Я в школе!» (диагностическое, в начале и конце проекта) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

«Кем я хочу быть!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

«Мой будущий портфель» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

  • Социальный мир

«Кто такие первоклассники?»

«Скоро в школу!»

Цикл обучений «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

  • Математика

«Работа в тетради в клеточку», «Математическая тетрадь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Математическая викторина (скороговорки и пословицы о цифрах,

замысловатые вопросы) (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

  • Познавательные занятия от Городского краеведческого музея «Солдатушки, бравы ребятушки!», «Лодка в чемодане!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

2. Совместная деятельность ребенка с взрослыми

  • Общение «Я в школе!», «Моя первая учительница!», «Каким я буду первоклассником?»
  • Беседа «Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?»,

«Я хочу играть!», «Правила поведения со сверстниками», «Школа прошлого и настоящего»

  • Ситуации ОБЖ «Телефоны помощи», «Я упал!», «Волшебные слова»
  • Создание «Семейных альбомов» совместно с родителями и вечера разговора по ним (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)
  • Ручной труд

«Закладки для книг» (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

«Книжки – малышки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

«Тетради», «Стаканчики для карандашей» (оригами)

  • Чтение художественной литературы (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)
  • Развивающие игры по обогащению словаря, грамматике, логике, развитию внимания и памяти (ПРИЛОЖЕНИЕ 16)
  • ММР «Составим цифры из счётных палочек», «Диктанты по клеточкам» (ПРИЛОЖЕНИЕ 17) , «Штриховка», «Тушевка», «Проволочные человечки»
  • Развлечения

«Встреча с ученицей школы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 18)

«Просмотр мультфильмов на школьную тему» (ПРИЛОЖЕНИЕ 19)

«Мультимедийные презентации о школе» (ПРИЛОЖЕНИЕ 20)

Час загадок и ребусов о школе (ПРИЛОЖЕНИЕ 21)

  • Встречи с интересными людьми. (Поездка в пожарную часть посещение медицинского кабинета, прачки, встреча с военным - ветераном войны) (ПРИЛОЖЕНИЕ 22)
  • Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка»,

«Я спортсмен!», «Звучит сигнал! », «Найди!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 23)

  • Экскурсия по улицам родного города, к памятникам, мемориалам, достопримечательностям города (ПРИЛОЖЕНИЕ 24)
  • Посещение выставки рисунков на тему «Мой любимый город!» (к 75 – летию Северодвинска) в МБОУДОД «Детская художественная школа №2) (ПРИЛОЖЕНИЕ 25)
  • Организация в группе весенних посадок на тему «Школьный огород» (ПРИЛОЖЕНИЕ 26)

3. Самостоятельная деятельность детей

  • Сюжетно ролевая игра «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок физкультуры», «Урок математики» (рисования…)
  • Режиссерские игры « Школьная переменка», «Наш класс»
  • Художественное творчество на тему, персональные выставки (ПРИЛОЖЕНИЕ 27)

4. Интерактивная работа с родителями

  • Встречи с психологом (ПРИЛОЖЕНИЕ 28)

Лекция – диспут «Как правильно выбрать школу и учителя!»

Памятка «Как готовить домашнее задание

Презентация «Ваш ребёнок готов к школе?»

Выступление «Компьютер: польза или вред?»

  • Наглядная информация (ПРИЛОЖЕНИЕ 29)

Папка «Родителям будущих первоклассников!»

Папка «А вы готовы к школе?»

Папка «Развивающие игры по развитию речи»

Папка «Ориентировка в пространстве и на листе»

Стенд «Модель выпускника!»

Инструкция «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!»

  • Консультации психолога и логопеда по подготовке к школе.

Результат проекта:

  • В конце проекта было проведено психологом повторное обследование детей. Форма обследования та же: индивидуальная, групповая (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Тест рисуночный «Я в школе!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Диагностика показала, что на конец учебного года у всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения; все дети группы готовы к школе. Проективное рисование представило эффективность проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у всех детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).

  • Организована для родителей фотовыставка – отчёт «Мы хотим в школу!», где можно было увидеть проделанную работу по проекту. (ПРИЛОЖЕНИЕ 30)
  • Цель и задачи в проекте решены.

Полную версию работы с приложениями можно .

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер

Поступление в школу – сложный период в жизни дошкольника. У ребенка происходит перестройка образа жизни и деятельности. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки). Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ.

Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Необходимо проводить целенаправленную работу по воспитанию у дошкольников положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание развивающей предметно-пространственной среды, через педагогическое просвещение родителей и взаимодействие с учителями начальных классов.

Мы с детьми своей группы разработали проект «Скоро в школу мы пойдём». В данном проекте первоочередное внимание уделяется организации эффективного взаимодействия ДОУ, школы и семьи. Проведение работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствует повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Проект «Скоро в школу мы пойдём»

Возраст детей: 6-7 лет.

Продолжительность проекта – 3-4 недели.

Цель проекта: Формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Задачи:

– Познакомить детей со школой и профессией учителя.

– Создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой.

– Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь.

– Способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятию чувства тревоги перед встречей со школой.

– Повысить уровень родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как можно узнать?

Что в школе учатся дети

Что скоро будем школьниками

Школы бывают разные

В школе есть перемена

В школе есть учителя

В школе очень интересно

Что такое школа?

Для чего мы идём в школу?

Как учат в школе?

Какие бывают школы?

Чему учат в школе?

Есть ли в школе кружки и секции?

Какими школы были раньше?

Где и как учились наши родители?

Спросить у воспитателей, родителей

Посмотреть телевизор

Посмотреть энциклопедии

Посмотреть видео

Сходить на экскурсию в школу

II ЭТАП

Сбор сведений

Была подобрана и размещена в группе литература:

С. Маршак «Первое сентября»

А. Алексин «Первый день»

В. Воронкова «Подружки идут в школу»

Э. Мошковская «Мы играем в школу»

А. Александрова «В школу»

В. Берестов «Считалочка»

А. Барто «В школу»

Иллюстрированный материал:

Презентация «Первый раз, в первый класс»

Презентация «Правила поведения воспитанных детей в школе»

Демонстрационный материал

Аудио запись сказки «Филиппок»

Выставка фотоматериалов «История школьной формы»

Информация для родителей:

Внесение папки-передвижки в группу в помощь родителям «Готовность к школе»

Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»

Анкетирование родителей «В преддверии школьной жизни»

«Вечер вопросов и ответов» с учителем начальных классов

IV этап – Реализация проекта

Родители приняли активное участие в творческой деятельности и выбрали следующие проекты:

«Первый раз, в первый класс» – презентация

«Мы – писатели, мы – издатели» – газета

«Путешествие в страну знаний» – музыкальное развлечение

Экскурсия в школьную библиотеку, музей школы

Уголок для родителей – консультации

Презентация «Первый раз в первый класс»

Мы - писатели, мы – издатели». Публикация в газете детского сада

Музыкальное развлечение «Путешествие в страну знаний»

Экскурсия в школьную библиотеку, музей школы

Уголок для родителей

Игра «Буквы стройтесь»

V этап – Презентация проекта

Выставка творчества детей «Моя школа»

Уголок школьника своими руками

Фотовыставка «Мои родители, воспитатели – школьники»

Создание детьми закладок для букваря

Экскурсия в школу № 78

«Закладка для букваря»



Фотовыставка «Мои родители, воспитатели – школьники»

Уголок школьника своими руками

Творчество детей «Моя школа»

Экскурсия в школу

«Говорят дети». Впечатления о школе

«Мне в школе понравились медали, награды, которыми награждали учеников» – Маша П.

«Особенно мне в школе понравилась столовая…. и директор!!!» – Матвей Д.

«Мне в школе понравились учителя, и очень большая библиотека, где много книг» – Алёна Г.

«В школе классно, красиво и восхитительно. Понравились ученики и учителя» – Данил Я.

«Я хочу пойти учиться в школу, мне понравился директор школы» – Кирилл А.

«В школе большой спортивный зал, где можно быстро бегать. Я хочу там заниматься» – Павел У.

Результаты работы проектной деятельности:

У всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения, все дети группы готовы к школе:

– Обогатилось представление детей об обучении в школе и профессии учителя.

– У детей сформировалась «внутренняя позиция школьника».

– Сформировалось положительное отношение детей к школе и желание учиться.

– Повысилась профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросах подготовки детей к школе.

– Повысилась родительская компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

– Укрепились связи между детским садом и семьёй.

Проект в детском саду для детей подготовительной к школе группы, тема: «Скоро в школу я пойду»

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: социальный.
По числу участников проекта: групповой (15-20 человек, все желающие).
По времени проведения: краткосрочный (2 недели).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Цель проекта:

Повышение мотивационной готовности к школьной жизни и осознание необходимости становления правильной речи.

Задачи проекта:

Практика сотрудничества со взрослыми, умение находить нужную информацию.
Познакомить со школьными принадлежностями необходимыми для успешного обучения в школе, расширить знания детей о появлении этих предметов в жизни людей.
Практика отгадывания загадок о школьных принадлежностях и заучивания стихов о школе.
Знакомство с профессиями занятыми в школе (учитель, директор, повар, уборщица и др.).
Формирование умений соблюдать правила поведения в общественных местах - школе.
Систематизировать знание детей о том, чтобы быть здоровым школьником нужно уметь устраивать свой день, и соблюдать определенный режим много гулять играть и в определенное время кушать и заниматься.
Закреплять навыки сформированности грамматических категорий языка.
Активизировать глагольную лексику.
Активизировать словарный запас по темам «Школа. Школьные принадлежности».
Формировать умение слушать товарищей, не перебивать их, воспитывать взаимовыручку, доброту, отзывчивость.
Закреплять навык звукослогового анализа и синтеза.
Развивать связную речь.
Совершенствовать психические процессы (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение).

Актуальность проблемы

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляю свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной. Таким образом, стала очевидным целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе, формированию умения сотрудничества со взрослыми (умения просить помощи).

Отношение ребенка к школе формируется до того как он в нее пойдет, и здесь важно правильно подать информацию со стороны родителей и детского сада. В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

Проект «Скоро в школу мы пойдем». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 8 август 2012.

Смотр-конкурс уголков «Я и школа» по формированию у детей положительной школьной мотивации. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1январь 2013.

Диагностико-дидактическое:

С.Ю. Прохорова, и др. «Предшкольное образование и система работы с родителями» М.: АРКТИ, 2008.

Предполагаемый результат

Внешние продукты:

Создание пособия «Что мне в школе пригодиться».

Внутренние продукты:

Осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу.

Этапы работы над проектом:

Учитель логопед Воспитатель Родители Дети
Подготовит. этап Определение темы проекта. Решение о принятии участия в проекте, распределение тем Принятие темы и вынесение предложений
Формулировка цели и разбивка на веер задач. Объявление о оформлении пособия «Что мне в школе пригодиться» Стимулирование родителей для создания коллажа о школьной жизни
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап Экскурсия в школу Беседа во время экскурсии в школу «Кто работает в школе» Создание коллажа «Мои родители учились в школе» Познавательные чтения пособия «Что мне в школе пригодиться»
Создание пособия «Что мне в школе пригодиться» Викторина «Я собираюсь в школу»
Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности» Вечер загадок «Скоро в школу»
Упражнение «Один – много» Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня С.р. игра «Школьники»
Упражнение «Измени по образцу» Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме. Беседа о правилах поведения в школе Лепка «Карандашница»
Упражнение «Подбери родственное слов» Игра «Собери портфель» Рисование по представлению «Мама и папа учились в школе»
Лото «Школьные принадлежности» ЧХЛ И. Токмакова «Мне грустно…» В. Губарев «Королевство кривых зеркал» А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» О. Дриз «Когда человеку шесть»
Заключит. этап Непосредственная организованная деятельность познавательно речевого характера «Что мне в школе пригодиться»
Трансляция результатов проекта на РМО

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Проекты для младшей группы.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №51 "Родничок" первой категории, село Кагальник

Проект «Скоро в школу»

(подготовительная группа)

Верещагина М.Л.

2016-2017 уч. год.

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

3. Сроки и этапы реализации проекта

4. Ожидаемые результаты

5. Промежуточные результаты

6. Литература

Паспорт проекта.

Тема:

«Скоро в школу»

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели подготовительной группы, родители, учитель - логопед, педагог - психолог.

Вид проекта:

Долгосрочный.

Тип проекта:

Познавательно - творческий

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Разработчики:

База реализации проекта:

МБДОУ ЦРР - детский сад № 51 «Родничок», село Кагальник, Азовского района

Формы организации деятельности:

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Интерактивная работа с родителями.

Цель:

Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

Задачи:

формирование положительной учебной мотивации;

Формировать представления детей о школе и её значении;

Воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

Развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

Развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;

Систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

Воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.

Активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки

Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.

Предполагаемый результат:

Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

Накопление большого багажа знаний о школе;

Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;

Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.

Подготовка руки к письму;

Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Актуальность.

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе - недостаточный уровень образовательной культуры семьи.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьнуюжизнь.

Этапы реализации проекта.

I Этап. (Сентябрь 2016г.)

Подготовительный

Основной

III Этап (Май 2017г.)

Итоговый

I Этап. (Сентябрь 2016г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.

Определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации. (Тест Керна-Йерасека, методика С.Д.Забрамная). Октябрь, апрель.

Участие в ПМПк Доу выявление детей с низкой мотивационной готовностью к школе.

Работа по составлению и оформлению совместной документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей «Журнал взаимодействия специалистов».

Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;

Подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;

Подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

Анкетирование родителей.

Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

Определение уровня психологической готовности детей к школе;

Укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;

беседы с детьми;

Индивидуальные консультации-практикумы для родителей;

развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов;

Развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);

Встреча с учителями начальных классов;

Родительские собрания;

Показательные занятия для воспитателей и учителей начальных классов с последующим анализом.

III Этап (Май 2017г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

Оценка эффективности реализации проекта;

Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

Проводя работу по проекту «Скоро в школу» в период с 2016-2017 годы можно сделать следующие выводы:

Проект «Скоро в школу» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ;

Данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;

Взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.

Сроки выполнения

Название мероприятий

Ответственные

Октябрь

Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби»

Игра - путешествие «Путь от дома до школы»

Беседа о школе.

Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

- «Что такое школа»

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

Слушание детских песен

"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок

«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский

Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»

Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

Консультация «Леворукий ребёнок»

Экскурсия в школу (презентация)

Воспитатели группы

Верещагина М.Л.

Веретельник С. В.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

ноябрь

Индивидуальная коррекционная и развивающая деятельность по развитию познавательной сферы по программе «Цветик-семицветик» Н.Ю.Куражева, для детей старшего дошкольного возраста;

Групповая коррекционно - развивающая деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста:

Дополнительная адаптированная программа «Цветик-семицветик», автор Н.Ю.Куражева,

Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Погружение в сказку» для детей старшего дошкольного возраста, автор Погосова Н.М.

Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова»

Беседа о правилах поведения в школе

НОД «Школьные принадлежности»

Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»

Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове»

Аппликация «Школьные принадлежности»

Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина

Советы педагога-психолога родителям « Скоро в школу»

Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»

Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития.

Учитель - логопед « Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

декабрь

НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок».

Чтение «Три звонка»

Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Вечер загадок «Скоро в школу».

Аппликация «Школа»

Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории»

Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть»

Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки».

Конструирование «Здание школы»

Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский.

Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность ».

учитель – логопед Стрельцова Е.А.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

январь

Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня

Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»

Виктор Голявкин « Моя работа»

Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков

Консультация «Режим дня будущего первоклассника»

Просмотр мультфильмов на школьную тему.

Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

февраль

Консультация «Готовим руку к письму»

Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»

Составление рассказа по картине «В школу»

Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей;

Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»

- «Папа, мама, я - спортивная семья»

Интегрированная деятельность «В поисках улыбки»

Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе.

Час загадок и ребусов о школе.

учитель – логопед Стрельцова Е.А.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н. воспитатели группы.

Лобачёва А.С.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н. , учитель – логопед Стрельцова Е.А.

март

Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».

Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»

Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»

Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»

Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов

Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?

Шесть правил адаптации ребенка к школе.

- « Игры для развития речи»

Круглый стол с показом деятельности

«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования»

Воспитатель по ИЗО Дворниченко М.Л.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н., воспитатели группы, учитель – логопед Стрельцова Е.А.

апрель

Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение»

Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?»

Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский

Консультация для родителей будущего первоклассника

"Психологическая готовность к школьному обучению"

Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»

Родителям на заметку «Комната первоклассника»

Работа в тетради по ФЭМП

Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам.

Чтение рассказа

Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!»

Аппликация «Моя школьная форма»

Рисование «Школьный ранец»

Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого

Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».

Открытый показ деятельности для родителей «Проделки ворона Метра»

Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту.

Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».

учитель – логопед Стрельцова Е.А.

Татьяна Каск

Тема проекта: «Скоро в школу»

Цель проекта: формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Задачи проекта: познакомить детей со школой и профессией учителя;

создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); развивать связную речь детей,обогащать и активизировать словарь;

способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой; повысить уровень родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки.

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы

Продолжительность : краткосрочный (1 неделя)

Основное направление проекта –информационное

Актуальность проекта: Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир.

Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Продукт проектной деятельности : выставка рисунков, газета «Мы тоже были школьниками», игра, пакет рекомендаций для родителей.

Ожидаемый результат :формирование у детей мотивационной готовности к школе; повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Этапы работы над проектом.

Первый этап – организационный.

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов в непосредственно образовательной деятельности, бесед, консультаций для родителей, изготовление настольно-печатных игр). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.

Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.

Второй этап – практический.

Дни недели Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность в процессе организации различных

видов деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Понедельник Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

М. А Понфилова «Лесная школа»

Цель: познакомить с творчеством М. А. Понфилова, учить понимать главную мысль литературного произведения, осмысливать характеры персонажей. Беседа «Будьте добры»

(вежливые слова в жизни будущего школьника)

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения. Рассматривание иллюстративных книг.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать. Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.

Вторник Виртуальная экскурсии в школу (использование ИКТ технологий) Беседа с детьми

«Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу. Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

Игра – соревнование

«Первоклассник»

Задачи: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

«Вечер загадок»

Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании.

Создание книжки «Сборник загадок»

Сюжетно – ролевая игра

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Анкетирование для родителей

«Как вы готовите ребёнка к школе»

Четверг Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе»

(на основе личных знаний)

Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе. Рассматривание школьных принадлежностей.

Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи. Просмотр мультфильма

«Наш друг Пиши-читай»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Подготовка консультации для родителей

«Подготовка детей к школе»

«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе

Пятница Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.

Цель: расширять представления детей о школе. Беседа «Мы будущие школьники»

Цель: формирование установок на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели. Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Слоговые домики»

- «Числовые домики»

- «Логический поезд»

- «Лёгкий счет» и т. д. Организация фото выставки «Мы тоже были школьниками»

(Фото родителей из школьной жизни)

Третий этап – обобщающий.

Презентация проекта.

Создание детьми сборника загадок.

Фото - выставка «Мы тоже были школьниками».

Оформление выставки рисунков «Скоро в школу».