Село новые атаги. Страницы летописи села новые атаги

СелоНовые Атаги
Держава Наша Отчизна
Субъект федерации Чечня Чечня
Городской район Шалинский
Сельское поселение Новоатагинское
Координаты Координаты: 43°0757.99 с. ш. 45°4646.82 в. д. / 43.132776° с. ш. 45.779674° в. д. (G) (O) (Я) 43.132776 , 45.779674 43°0757.99 с. ш. 45°4646.82 в. д. / 43.132776° с. ш. 45.779674° в. д. (G) (O) (Я)
Прежние наименования Майское
Высота центра 248 метров
Население 8741 человек (2002)
Муниципальный состав чеченцы
Конфессиональный состав мусульмане -сунниты
Часовой пояс UTC+4
Телефонный код +7 87146
Почтовый индекс 366302
Автоматических код 95
Код ОКАТО 96 237 828

География

Село расположено на правом берегу реки Аргун, напротив села Старые Атаги.

Ближайшие населённые пункты: на севере - село Чечен-Аул, на северо-востоке - село Белгатой, на юго-западе - село Чири-Юрт, на востоке - город Шали.

История

В 1944 году в последствии депортации чеченцев и ингушей и ликвидации Чечено-Ингушской АССР селение Новые Атаги, было переименовано в Майское и заселён выходцами из соседнего Дагестана. В Последствии восстановления Чечено-Ингушской АССР, населённому пт вернули прежнее название Новые Атаги.

Знакомую выходцы

  • В селе родился Асланбек Аслаханов - российский политик, генерал-майор милиции, советник президента РФ, председатель «Ассоциации работников правоохранительных органов России» .
  • Умар Джабраилов - известный российский предприниматель[источник не указан 15 дней ] .
  • Тимур Муцураев - чеченский бард, бывший участник чеченского движения сопротивления. Родился в городе Грозном (родовое село - Новые Атаги) .

Образование

  • Новоатагинская городская основная общеобразовательная школа.
  • Новоатагинская городская средняя общеобразовательная школа - интернат 10 .
  • Новоатагинская городская средняя общеобразовательная школа №1 .
  • Новоатагинская городская средняя общеобразовательная школа №2 .

Тейпы

Тейповый состав села:

  1. Беной,
  2. Цонтарой,
  3. Гендарганой,
  4. Черказий,
  5. Курчалой,
  6. Коттой,
  7. Дишний,
  8. Билттой,
  9. Мяршалой,
  10. Чермой,
  11. Эгишбатой,
  12. Келой.

Примечания

  1. ^1 2 Село Новые Атаги / Чечня / Справка / СКФО (Северо-Кавказский федеральный округ)
  2. ^ Итоги переписи 2002 г. по Шалинскому району
  3. ^ Новоатагинская сельский округ (сельсовет)* (Шалинский район)
  4. ^ Карта Чечни (rar) (не ранее 1995). Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 2 января 2010. rar. Объём 8 МБ.
  5. ^ Утраты вооруженных сил Русской Федерации и СССР в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе (1920-2000 годы)
  6. ^ Аслаханов Асланбек Ахмедович - биография
  7. ^ Биография Тимур Муцураев, информация о Тимур Муцураев на 7not.net
  8. ^ МОУЧ "ООШ с.Новые-Атаги Шалинского м/района" 89280019516, 2012002920
  9. ^ МОУЧ "СОШ 10 с.Новые Атаги Шалинского района" 89280236610, 2012003391
  10. ^ МОУЧ "СОШ 1 с.Новые-Атаги Шалинского м/района" , 2012002408
  11. ^ МОУЧ "СОШ 2 с.Новые Атаги Шалинского м/района" , 2012002415
  12. ^ * Сулейманов А. Топонимия Чечни. Строгий: ГУП «Книжное издательство», 2006.

Категории:
  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты Шалинского района Чечни
Скрытые категории:
  • Статьи о населённых пт без категории в справочнике 24map
  • Википедия:Нет источников с марта 2012
  • Википедия:Статьи с утверждениями без источников более 14 дней
  • Справочник по географии Чечни
  • Википедия:Статьи без иллюстраций
  • Википедия:Статьи без ударений

Сообщение от: Апаев Муслим
Атаг1а (Атог1а - означает слово урани,а слво Тог1 (волна) и чу (направление к месту или место) т.е. место волны, отсюда следует место где волна уронила берег, что и подразумевается "низовье реки"

Другая версия слово Атаг1и пишется, а слышится и говорится Атахи т.е. слово Ата (спокойная) хи (вода) значит вода текущая по ровному месту-равнине. Либо слово Ата также означает дробить, что можно перевести как дробящая вода.

Отсюда и произошло слово Атаги. Старые и Новые Атаги перевели неправильно, в чеч. яз. переводится как Большие и Малые Атаги.

Сообщение от: Апаев Муслим
Йоккха Атаг1а, Сехьа Атаг1а (Большие Атаги, С этой стороны Атаги, Старые Атаги) - крупное современное селение в 10 км к югу от Грозного, на левом берегу реки Аргун, напротив Малых Атагов или потусторонние Атаги (Жима Атаг1а, Дехьа Атаг1а). В основу названия могли лечь два выше названных компонента. Атаг1а сегодня называется на чеченском языке - «долина реки».
В селении Старые Атаги в настоящее время проживают представители различных этнических родовые общества, спустившиеся в разное время из Аргунского ущелья: Саттой, пхамтой, келой, нихалой,ваштрой, хаккой, чинхой, зумсой, тумсой, макажой,гендар-ганой, эгашбатой, чунгурой, шикарой, терлой, хилдехарой, цада-харой. варандой.
Село Старые Атаги самое крупное сельское поселение на территории ЧР, где проживают почти все представители чеченских тейпов.
Село Старые Атаги расположено примерно в центре Чечни в предгорной зоне. Оно протянулось по левому берегу реки Аргун. На противоположном берегу стоят сёла Новые Атаги и Чири-Юрт. В восьми километрах южнее, уже в окружении гор, на берегу той же реки стоит село Дуба-Юрт. Сразу за ним начинается Аргунское ущелье.
Проходящая вдоль Старых Атагов автомобильная трасса ведёт с севера из Грозного на юг через Аргунское ущелье в горный Шатойский район. Другие дороги, также проходящие через это село, ведут на восток в районный центр г. Шали и на запад в районный центр город Урус-Мартан, а так же в ряд крупных предгорных сёл.
Несмотря на то, что четыре выше названных села расположены рядом и живут во многом общей жизнью, административно они относятся к разным районам. Старые Атаги – к Грозненскому сельскому району, Новые Атаги, Чири-Юрт и Дуба-Юрт – к Шалинскому району.
Старые Атаги и его жители играли видную роль в истории чеченцев. Это одно из древнейших поселений на территории Чечни. Оно было крупным населённым пунктом уже в ХVI в. В связи с событиями начала XVII в. Старые Атаги упоминаются в книге Аббаса-Кули-Ага Бакиханова «Гюлистан-Иран»,написанные на основе арабо-язычных документов и изданной в 1926г.
В 1826г у села произошло одно из самых жестоких сражений Кавказкой войны, не выявившие победителя. Русской армией командовал герой отечественной войны 1812г генерал А.Ермолов. Чеченские отряды возглавлял один из прославленных руководителей горцев того периода Бейбулат Таймиев.
Исторической примечательностью села является, что после 25-ти летнего противостояния в Кавказской войне, в 1844 году в южной части села была воздвигнута крепость «Воздвиженская» названная предгорными вратами.
В западной стороне села стоит памятник герою гражданской войны Асламбеку Шарипову (на месте его гибели), а центральная улица села названа именем героя Великой Отечественной войны Хампаши Нурадилова.
Защитники Брестской крепости: Анзоров Зайна, Бекаев Султан, Садаев Андарбек, Берсанукаев Абду-Хамид, Кантаев Магомед. Эдилсултанов А. Братья Сербиевы Раид и Салман, Назыров Шама.

В конце XIX-началеXX века Старые Атаги играют важную роль в общественно-политической и культурной жизни Чечни. В XIXвеке село служило местом всенародных военных игр и состязаний певцов-илланчей и наряду с Чечен-Аулом – местом заседания совета старейшин. Не даром именно здесь в 1917-1919гг заседал чеченский меджлис (парламент), в работе которого участвовали авторитетные богословы, общественные деятели, промышленники, представители интеллигенции.

В период с марта по апрель 1917 г. в Чечне и Ингушетии создаются «национальные советы» из представителей интеллигенции, промышленной буржуазии, купцов и мулл.
В январе 1918 г. Чеченский национальный совет был переизбран. В его состав вошли в основном противники Октябрьского переворота и советской власти во главе с Ахметханом Мутушевым, которого вскоре сменил Ибрагим Чуликов. Этот совет стал известен под названием «Атагинского национального совета», так как местом пребывания его являлось село Старые Атаги. Село Старые Атаги считалось «контрреволюционным аулом». В расположенном же примерно в десяти километрах на запад селе Гойты располагался «Гойтинский революционный совет».
Чеченский национальный совет заседал в Атагах с перерывами с марта 1917 до конца лета 1919 г. В сентябре 1919 г. на базе Национального совета был создан Комитет по очищению Чечни от большевиков. Председателем его стал Ибрагим Чуликов.
В 44 -53 годы с. Старые Атаги являлось районным центром – «Предгорный район»
Старые Атаги- родина многих выдающихся личностей, оставивших след в истории и культуре чеченского народа. Это политические, общественные и военные лидеры Тугум Тучиров жил в первой половине XVII в., между 1604 и 1658 гг. Он возглавил восстание атагинцев против кабардинского князя Хасбулата, который правил в ряде чеченских сел. В решающем сражении атагинское ополчение разгромило княжескую дружину, Када Каурнакаев жил во второй половине XIX в. и был известен как народный заступник, борец за правду и справедливость, Ибрагим Чуликов – высокообразованный либерально настроенный интеллигент, землевладелец. Вместе с Ахметханом Мутушевым, Тапой Чермоевым и шейхом Али Митаевым боролся за создание независимого северокавказского государства (Горская республика). Принимал активное участие в просвещении чеченского народа. В период Гражданской войны делал все, чтобы спасти чеченские аулы от разгрома как со стороны деникинцев, так и большевиков. В 20-е гг. вместе с Тапой Чермоевым эмигрировал за границу и до конца жизни разоблачал политику коммунистического режима в СССР, Ахметхан Мутушев родился в семье офицера царской армии. Окончил Петербургское артиллерийское училище. Потом уже в звании подполковника получил юридическое образование (юридический факультет Харьковского университета).
В обращении к «интеллигентным мусульманам» Кавказа А.Мутушев призывал помнить, что «народности, из которых мы вышли, имеют право рассчитывать на ваше культурно-экономическое служение их священным интересам». Он обличал деятельность царской администрации на Тереке. В статье «Карательные экспедиции в Ингушетии и Чечне» А.Мутушев писал о «невыносимом положении туземного населения, которое задыхается в удушливой атмосфере беспримерного попрания общечеловеческих прав и всей экзекуционной системы правления краем».
После Февральской революции Ахметхан Мутушев – член Чеченского национального совета и одновременно председатель Грозненской городской думы. Репрессирован как буржуазный интеллигент в 1937 г. Умер в 1943 г. в ташкентской тюрьме, Исмаил Мутушев (брат Ахметхана Мутушева) после окончания горской школы и военного училища работал писарем в крепости Воздвиженской. Известный общественный деятель, народный учитель. Публиковал в газетах статьи на темы просвещения народа и защиты его интересов от посягательств колониальной администрации. Погиб в годы Гражданской войны (Туркаев Х.В. О некоторых особенностях развития общественно-просветительской мысли чеченцев и ингушей в 1890–1917 годы // Русская художественная культура и вопросы духовного наследия чеченцев и ингушей. Грозный, 1982. С. 101), генерал Эрисхан Алиев- заместитель командующего Добровольческой армией А.Деникина, религиозный деятель Юсуп-Мулла, Таймиев Усман (Тямби-Усман). Сление Атаги является местом поселения представителей рода Курайш – пророка Мухамеда.
Здесь родились известные деятели искусства и литературы: танцор Махмуд Эсамбаев, писатели Ахмад Нажаев, Магомед Сальмурзаев, Халид Ошаев, Абдул-Хамид Хамидов, Хамзат Яндарбиев, Сельмурзаев Магомед, а также первая летчица-чеченка Ляля Насуханова и ее отец Шамилев Андарбек – первый министр радио – вещания ЧИАССР. Хамидова Зулай-профессор филологических наук, Татаев Ильяс режиссер.
Спектакль поставленный по произведению писателя Абдул-Хамид Хамидова - «Бож - Али» по сей день остается классикой чеченских традиционных отношений.

В Чечне – отличные клинки для шашек,
Лучшие мастера прежде жили в Ятаге (Атаги)
Генерал Д.В.Пассек. 1841г.

Крупными центрами по изготовлению холодного оружия были аулы Большие Атаги и Малые Атаги.2
Этот факт в 1897 году подтверждает и Г.А.Вертепов: «...Еще в самое недавнее время во многих аулах Тер¬ской области выделывались очень порядочные клин¬ки; наибольшей известностью пользовались клинки атагинских мастеров, попавшие даже в казачьи пес¬ни».3
В старинной казачьей песне есть слова: «Кинжал Базалая, булат Атаги».

В Старых Атагах функционировали три школы, больница, три детских сада. По указанию Президента Рамзана Ахматовича восстанавливается дом культуры им. Махмуда Эсамбаева (построенный немецкими военнопленными в стиле Римской архитектуры), а так же общественный спорт зал.
Село Старые Атаги "в старину являлось местом ежегодных встреч сказителей, певцов, музыкантов, танцоров, канатоходцев.
Моллин барз (Моллин барз) «Моллы курган». Мощный средневековый курганный могильник в одном километре к западу от селения, южнее трассы Атаги-Гойты. На этом кургане стоит обелиск герою гражданской войны Асланбеку Шерипову, который погиб в бою под Воздвиженской в 1919 году.
Зуъйза йоьллина барз (Зюйза ёллина барз) «Зюйза где закопан курган». Мощный курганный могильник на юго-западной стороне Атагов, на востоке от селения Алхазурово, севернее дороги Атаги-Алхазурово. Зуъйза, зуз, зуъз - на древневайнахском языке «казна», «сокровище», адекватное ингушскому ганз.
Уманан барз (Уманан барз) «Умана курган». Курганный могильник на западе селения. Первая часть Уман остается неясной.
Шу т1е (Шу те) «Террасе на». Древняя терраса реки Аргун, проходит по западной стороне селения с юга на север к Ханкаль-скому ущелью.
Сух1айпан т1ай (Сухайпан тай) «Сугаипа мост». Висячий мост через Аргун, на северной окраине.
Иаькхнашка (Гякнашка) «Мишеням к». Древнейший (военный) полигон, где лучшие стрелки собирались на состязания в стрельбе и искусстве верховой езды. В течение века здесь собирали пулевой свинец и сбывали в Дагестан для применения в гончарном производстве.
Чахкар (Чаххера или Чарх-хера в переводе мельница) - место в 2 км к юго-западу от Атаг1а, где в находилось поселение (мельников ниже названных) выходцев из Старых Атагов в начале X1X века здесь было заложено военное укрепление «Воздвиженское», разрушенное в годы гражданской войны.
Асланбекчуртие (Асланбеканчуртие) «Асланбека памятнику к». Мемориальный памятник на месте гибели вождя чеченской бедноты, героя гражданской войны Асланбека Шерипова.
Басие кхурие (Басие кхурие) «Склона груше к». Топоним указывает на то, что терраса древней долины Аргуна, проходящая по западной окраине селения, в давние времена имела довольно большую крутизну и высоту, что позволяло называть ее басие -склон, и что на этом склоне стояло одинокое грушевое дерево или грушевая роща. Ныне по этой террасе проходит лесная полоса.
Бешишка (Бешишка) «Лугам к» Ровные поля на западной окраине села.
Жог1 чу (Жог чу) «Гравия (лощина)». Карьер на северо-западе селения.
Татол йистие (Татол йистие) «Канала у берега». В современном понятии татол - канал, отведенный от основной реки для орошения.
Тог1и чоь (Тоги че) «Долины лощина» или "Место волны" . Урочище на северной окраине села.
Ханкальский оросительный канал - то же, что и Аргунский оросительный канал. Отходит от реки Аргун на юг и идет через Ханкальское ущелье в сторону Грозного. Одна из его веток поворачивает на северо-запад и идет в Урус-Мартан и Гойты.
Кино яьккхина барз (Кино яккхина барз) «Курган, с которого снимали кино». Расположен на юге селения Атаги, по-над левым берегом реки Аргун.
Олхазар-к1отара боьду некъ (Олхазар-котара беду нек) -дорога, идущая в село Алхазурово.
Чуьйрийн-эвла боьду некъ (Чюйрийн-эвла беду нек) «Дорога, идущая в Чир-Юрт». Поворачивает от трассы Грозный -Шатой на восток и проходит через реку Аргун.
Куоканан куолл (Куоканан куолл) «Терновый кустарник». Расположен по левому берегу реки Аргун, на юге селения Атаги.
Нал такхийна чоь (Нал такхийна чё) «Лощина, где волоком тащили кабана». Южнее села, на северных отрогах хребта Чех-кархойн арц.
Варш йистие (Варш йистие) «Край опушки». Напоминает о том, что в давние времена здесь находились дремучие леса. Ныне - поля совхоза «Атагинский».
Цанийн меттиг (Цанийн меттиг) «Покосов место». Ровные поля на западе. Раньше здесь были сенокосные угодья.
Пазкхийн кешнаш (Газкхийн кешнаш) «Казачьи кладбища». На правой, северной стороне трассы Грозный - Шатой, в 500 метрах от поворота в селение Алхазурово.
Г1ала лаьттинчу (Гала ляттинчу) «Крепость где стояла». На западе от поселка «Аргунский оросительный канал», направо от трассы Грозный - Шатой. Здесь находились солдатские казармы крепости Воздвиженской.
Хен барз (Хен барз) «Дозорный курган». На юго-западе от Атагов.
Т1о-г1алин казарма (То-галин казарма) «Каменной крепости казарма». Урочище по-над левым берегом Аргуна, на юго-западе Атагов.
Т1о-г1ала (То-гала) «Каменная крепость». В районе урочища Чехкара лаьттинчу.
Чехкара лаьттинчу (Чехкара ляттинчу) «Чехкара (где) стояла». Поля совхоза «Атагинский», южнее опытной сельскохозяйственной станции.
Аргунский оросительный канал - поселок, где живут рабочие и служащие Аргунского оросительного канала, на перекрестке дорог Грозный - Шатой - Чири-Юрт.
Органан т1ай (Органан тай) «Аргунский мост». По дороге в Чири-Юрт. Современный мост через реку Аргун, соединяющий дорогу Грозный-Шатой с цемзаводом и рабочим поселком Цем-завод.
Чехкархойн к1отар лаьттинчу (Чехкархойн котар ляттин-чу) «Чехкаринский хутор (где) находился». В районе Чехкара лаьттинчу, на западе от поселка «Аргунский канал».
Пасхин к1отар лаьттинчу (Пасхин котар ляттинчу) «Где стоял хутор Пасхи». Так называется урочище между поселком «Аргунский оросительный канал» и МТФ совхоза «Атагинский», на левом берегу Аргуна. Пасха - соб. имя.
Тур тоьхна т1улг (Тур тёхна тулг) «Мечом (раненый) расколотый камень». Урочище на левой стороне дороги, идущей от Атагов до Гойт, где на памяти старожилов лежал довольно большой валун, по преданию, «раненный» нартом ударом меча. Валун этот, как рассказывают информаторы, «из-за своей тяжести погрузился в землю».
Укин хьерие (Укин херие) «Уки мельнице к». Урочище на южной окраине села. Ука - соб. имя. (В месте расположения Чехкар (черх хер- водяная мельница)
1ункар некъ (Ункар нек) «Крутая дорога». Некогда спускалась с террасы левого берега к реке Аргун.
Айма лаьттинчу (Айма ляттинчу) - урочище, где раньше находился пруд. На повороте от дороги в село Алхазурово.
Ма1ин хьерие (Майн херие) «Мельница». Урочище на южной окраине села. Ма1а - соб. имя.
Булкх юххие (Булкх юххие) «Родника рядом (около)». На юге села, мощный источник на северном склоне хребта Чехкархойн арц, используется для питьевой воды в пионерских лагерях и поселке «Кордон» Место где до XVIII века было расположено село Атаги.
Байсаран ирзие (Байсаран ирзие) «Байсара поляне к». Урочище на юге села. Байсар - соб. имя.
Ц1оккий, Моккий 1ийна меттиг (Цоккий, Моккий ийна меттиг) «Место, где жили Цокка и Мокка». Урочище на южной окраине села. Цокка и Мокка - редкие соб. имена.
Чехкархойн кешнаш (Чехкархойн кешнаш) «Чехкархойцев кладбище». Урочище к востоку от поворота в село Алхазурово (на краю обрыва, по-над левым берегом Аргуна).
Дудин юрт лаьттина меттиг (Дудин юрт ляттина меттиг) « где находилось поселение Дуды». На северной окраине села, на левом берегу реки Аргун.
Ферме - мол очно-товарная ферма на юго-зап. окраине села.
Опытная станция - современный рабочий поселок по дороге между селением Атаги и Аргунским оросительным каналом.
Говраш лаьттина барз (Говраш ляттина барз) «Лошади где стояли курган». На северо-западе селения.
Дудин юртхойн кешнаш долчу (Дудин юртхойн кешнаш долчу) - урочище на северной окраине селения, где некогда находилось кладбище жителей Дуди-Юрт. Левый берег Аргуна.
Чехкархойн арие (Чехкархойн арие) «Чехкаринцев равнина». Севернее от места былого расположения Чехкара и до Чечан-хойн арие.
Дашлахьо арие (Дашлахо арие) «Свинец где собирают равнина». Вся площадь от хребта Чехкархойн арц до Сунженского
хребта на севере (Суьйра-Корта). Ежегодно, сразу после пахоты, сюда выходили жители окрестных селений и собирали пулевой свинец

Сообщение от: Апаев Муслим
Стихотворение "Я сын, из Атагинского я рода"

О гордая Чечня моя седая,
Ты на Кавказе лишь одна.
Земля души моя родная,
На горизонте видима всегда.

Там белый хлопок облегает
Вершины гор из снежных лиц,
Что с высоты небес взирают
На стаи облаков и птиц.

Седые волосы стекают
Хрустальной чистотою вниз,
Башлама склоны орошают
Из родников готовя бриз.

Собравши вместе все истоки,
В один кулак бурлящих вод,
Аргун спускается в потоке,
В ущелье образуя сход.

И у подножья горного хребта,
В низовье, у Аргунского ущелья,
Берет начало родина моя,
Я сын, Большого-Атагинского селенья.

Природа край талантом наделила.
И перечислить я хочу сынов,
Что родина в селении взрастила.
Духовных лидеров - отцов.

Тамби-Усман, Юсуп-Мулла,
Они ислам в учении толкли.
Здесь Курайшиты родину нашли,
Их любят люди, помнят старики.

Талантливых людей культуры:
Муслима Магамаева,певца,
И Эсамбаева Махмуда,
Танцора мира, молодца.

Язык чеченцев сквозь перо
Ложился на бумагу в пряже,
Сплетая жизнь в веретено,
Поэты и писатели есть так же:

Халид Ошаев, Ахмад Нажаев
и Сальмурзаев Магомед,
Абдул-Хамид Хамидов
и Яндарбиев
Хамзат, он и сегодня с нами,
Свой юбилей справляет дед.

И все же, всех имен не счесть,
Прославленных мы помним из народа.
Теперь понятно? Почему большая честь,
Сказать – я сын, из Атагинского я рода.

Сообщение от: Азман Джабраилова
Маржа я1, дай баьхна Йоккха Атаг1а!
Нохчийн ярташлахь- цхьа жовхар хьо.
Генахь хилча сатуьйссу цкъа кхачаре
Эвла йистте, хьоме бошмаш ган.
Хаза хета Атаг1а суо кхаьчча,
Ган сатесна хаза урамаш.
Кхузахь х1аваъ х1айбате ду дагна,
Доь1у са, ц1оналлах ца 1ебаш.
Махьмуда шен хелхаршца дуненна
Йовзийтира винчу юьртан ц1е.
Кеманахь ткъес етташ стиглан 1арше
Ляляс яьхьна, Атаг1а, хьан ц1е
Хийла оьзда йо1, яхь йолу къонахий
Даймахкана белла юрт хьо ю.
Теша тахна, яхьие дикчу к1енташа
Шайн хьуьнаршца ойъур ю хьан ц1е.
Маржа я1,сан юрт, сан хьоме Атаг1а!
Хьоьца яхар-м ца нисделла сан.
Далла хастам бо: сан чурт, со кхелхича,
Дуг1ур ду сан юьртан кешнашка

Сообщение от: Азман Джабраилова

Муслим!
У меня были три тёти/дендейижри/, сейчас их нет/Дала геч дойла царна/
Они рассказывали очень много о селе, об истории села, и столько подробностей!
Сегодня я жалею о том, что не вела записи их рассказов.
Мой отец знал очень много подробностей, исторических фактов.
Уходят из жизни старшее поколение, унося с собой ценные знания.
Безумно люблю родное село- Атаги.
Это одно из стихотворений,которое я посвятила Старым Атагам,
Самое первое - это песня в исполнении нашей односельчанки Хеды Хамзатовой "Йоккха Атаг1а", оно было написано в 1973 году. Тогда эту песню пели на школьных вечерах девочки из ср. шк. № 1, где я работала в те годы.
С удовольствием прочитала статью.Дела реза хуьлийла.
Радуюсь, читая про Старые Атаги.Это сейчас временно его слава спряталась в тень.
Скоро опять его имя будет купаться в лучах заслуженной славы! Дала мукълахь!

Село Новые Атаги или Жима Атаг1а - расположено в южной предгорной части Чечни: на правом берегу реки Аргун, западнее села Шали и восточнее села Старые Атаги. Оно славилось людьми мягкого нрава (эсала атаг1ой), красивыми девушками и оружейных дел мастерами (в старину мастера из этого села изготавливали холодное и огнестрельное оружие).

МИКРОТОПОНИМИЯ СЕЛА НОВЫЕ АТАГИ

(Из книги «Топонимия Чечено-Ингушетии»

А. Сулейманова)

Новые Атаги, Дехьа АтаМа, Жима АтаМа (Деха Атага, Жима Атага) - Новые Атаги, Потусторонняя Атага, Маленькая Атага - селение на правом берегу реки Аргун, напротив села Старые Атаги. Живут здесь представители беной, эгашбатой, гендарганой, курчалой, коттой, дишний, мяршалой, чермой, гагатлой, ног1ий, туркой.

Органан чоь (Орган чё) - «Аргуна котловина». На северо-западной окраине села.

Мезан!ин (Меза ин) - «Медовое ущелье». Урочище на юго-восточной окраине села.

Сингал арц (Сингал арц) - «Сингал хребет». На южной окраине села. Этимология первой части «сингал» затемнена.

Бенойн арц (Бенойн арц) - «Бенойцев хребет». К югу от села. По преданию, здесь жили бе- нойцы (беноевцы).

Муьрг-Эвла (Мюрг-Эвла) - «Калины аул», «Калиновка». Урочище в районе «Бенойн арц».

Декъа Iин (Дека ин) - «Сухой овраг». Урочище в районе «Сингал арц», на юге села.

Мусин!ин (Мусин ин) - «Мусы ущелье». Урочище в районе «Сингал арц», на юге села.

Дудин берд (Дудин берд) - «Дуды утес» (берег, скала). В долине Аргуна. Место былого расположения аула.

Керж-!ин (Керж-Ин) - «Керж ущелье». Урочище на юго-востоке села. Этимология первой части затемнена.

Гуьржийн-Эвла (Гуржийн-Эвла) - «Грузинский аул». На юго-восточной окраине села, в Черных горах. Топоним напоминает о том, что здесь некогда находился аул, который был основан чеченцами грузинского происхождения.

Махьин уьшал (Махин ушал) - «Махи болото». Урочище между Шали и Атаги. Здесь некогда жил человек по имени Махьи.

Барин шовда (Барин шовда) - «Бари родник». - На юго-восточной окраине села, в горах.

Жаг1-1ин (Жаг ин) - «Гравия ущелье». Бывший хутор в Черных горах, в юго-восточном направле-нии. Имеется родник под тем же названием.

Лик1ин барз (Ликин барз) - «Лики курган». Древний курганный могильник на северной окраине селения.

Лечанан корта (Лечанан корта) - «Соколиная вершина». Так называется высшая точка хребта Малхбалехьара-Дукъ.

Лечин-Юрт (Лечин-Юрт) - «Лечи поселение». Урочище, где находился одноименный аул. На правом берегу Аргуна.

Домбин-Юрт (Домбин-Юрт) - «Домби поселение». Урочище на южной окраине села, где находился одноименный аул.

Ознакъин-Юрт (Ознакин-Юрт) - «Ознаки поселение». Урочище на южной окраине села, где находился одноименный аул.

Исмайлан-Юрт (Исмайлан-Юрт) - «Исмаила поселение». Урочище на окраине села, где находился одноименный аул.

Темболтан-Юрт (Темболтан-Юрт) - «Темболта поселение». Урочище на восточной окраине, где находился одноименный аул.

Г1азкхийн дукъ (Газкийн дук) - «Казачий хребет». На юго-востоке села.

Бийболтан барз (Бийболтан барз) - «Бийболта курган». На северо-востоке села. Курганный могильник. По преданию, на этом кургане останавливался Бейбулат Таймиев.

Достопримечательность села - это мечеть, построенная в 1912 году, зиярты Элах-Моллы и его детей, а также его ученика и мюрида - Мудара, мемориал памяти участников Великой Отечественной войны, обнаруженные в прошлом году на одном из кладбищ села надмогильные камничурты, которые сняты с захоронений дочерей легендарного Бейбулата Таймиева, спортивный комплекс «Отечество» имени Хусейна Исаева, генеральным директором которого является известный спортсмен и чемпион-атагинец Ибрагим Бахаев.

Дату основания села Новые Атаги никто не знает, но старики говорят, что его основали представители двух тейпов: беной и гендаргеной. Обычно бывают легенды о событиях прошлого. Одна из таких легенд о происхождении селений Новые и Старые Атаги была найдена в рукописном тексте в одном из журналов. Имеет ли эта легенда реальную историю или нет, неизвестно, но поделимся ею с читателями. Эта легенда гласит:

«...В давнюю эпоху в горах и на равнине жили предки чеченцев беззаботно и счастливо: любили жизнь, растили детей, сеяли и убирали урожай. В крае этом деревья гнулись под тяжестью плодов, а на равнинах паслись тучные стада коров и овец.

Но однажды на их землю с войной пришли кочевники с раскосыми глазами - злые и беспощадные. Их была тьма тьмущая. Они уничтожали села, посевы, сжигали дома, безжалостно убивали женщин и детей, а пленных уводили в рабство. И вот собрались старейшины и решили дать отпор врагу. Женщин, детей и стариков отправили в леса и горы, чтобы враги до них не добрались. Стада отогнали в недоступные места. Сначала в бой пошли самые старшие и сильные. Долго они бились и много перебили врагов, но им не было конца, у горцев стали иссякать силы. Тогда в бой пошли молодые - они дрались еще отчаянней и еще больше они положили кочевников, но силы были неравны.

Среди горцев были две сестры, которые поднимали дух защитников и вдохновляли их в битве своими песнями и игрой на гармонике. Когда ряды чеченских воинов стали редеть, сестры собрали небольшой отряд из таких же молодых девушек, переоделись в мужские доспехи, взяли оружие и ринулись в бой на помощь своим братьям. Девушки дрались не хуже парней. В пылу сражения одна из девушек, сраженная вражеской стрелой, упала с коня, и с ее головы слетел шлем, а длинные косы разметались по траве. На мгновение сражение остановилось, и пошел гул среди кочевников - они до этого еще нигде не встречали, чтобы против них сражались женщины. Когда эта весть дошла до предводителя неприятеля, и он понял, что не только мужчины отважны у этого народа, но и женщины, он приказал остановить сражение и отойти. Он понял, что этот народ можно уничтожить, но нельзя победить, пока у них такие женщины. Этот военачальник проникся уважением к горцам за их стойкость, любовь к своей земле и независимость, за беззаветную преданность их женщин.

И вот похоронили они своих погибших воинов, собрали стариков, женщин, детей, положили на подводы раненых, пригнали свои стада и тронулись в путь. Они шли вниз по ущелью, по течению реки Аргун. Когда спустились в долину, увидели красивую поляну, покрытую, словно ковром, густой зеленой травой, а побережье реки радовало глаз разноцветьем. Две отважные сестры на время, пока раненые мужчины не окрепнут, взяли руководство на себя, посовещались и решили, что старшая с частью людей переходит на левый берег Аргуна и создает там поселение, а младшая с остальной частью остается на правом берегу осваивать эту сторону. А благодарные люди назвали эти поселения в их честь за смелость и самоотверженность, проявленные ими в час, когда решалась судьба народа. Звали этих сестер (соответственно возрасту) Большая Атага и Малая Атага, а в поздние времена их переименовали в Старые Атаги и Новые Атаги».

В архивных документах * хранится «Карта части Малой Чечни 1856 года» на которой есть список 11 аулов с количеством дворов:

Также в документах находится географическая карта Малой Чечни, которая озаглавлена «Карта вновь построенным аулам жителей Чеченского племени», на которой есть список из 16 аулов и количество дворов на 1 января 1859 года:

Интересно анализировать изменения, проис­шедшие за три года (1856-1859 годы) в некоторых аулах по количеству дворов:

Значительный прирост дворов и населения состоялся за этот период времени в аулах Старо-Сунженский, Урус-Мартан и Алхан-Юрт.

В 1886 году, как и везде по Северному Кавказу, в Чечне состоялась первая перепись населения. Об этом свидетельствуют архивные документы. Эта перепись показала не только количественный состав, но и социально-имущественное положение населения Чечни на тот период. В списках указаны имена и фамилии сельчан, их возраст, наличие дома, имущества и живности. В документах Архивного управления Правительства ЧР, ф. 236, оп. 1, д. 21 в «Посемейных списках селения Новые Атаги 6-го участка Грозненского округа» на примере одного села наглядно видно материальное положение сельчан. Из документа явствует, что в основном население не очень состоятельное. Зажиточных семей в то время в селе были единицы, а остальные кое-как сводили концы с концами. И такое положение было во всех селах Чечни. В переписных списках мужчин, кому за пятьдесят, не так уж много, так как сказалась двадцатипятилетняя Кавказская война. В этой переписи со стороны сельчан участвовали уважаемые люди: Товмирза Джамирзаев, Уцу Хункерханов, Ази Цициев, Тока Эбиев, а также известный мулла Сугаип Гойсумов из села Шали.

По итогам переписи видно, что население села состоит из 473 дворов (семей). Мужское население составляет 1118, а женское - 1084 человека. Все население села составляет 2202 человека.

Также в документе отражена итоговая сумма имущества и живности села:

Пчелиных ульев - 10 шт., мельниц - 9 шт., пильных машин - 3 шт., мануфактурных лавок - 4 шт., а также быков - 636 голов, коров - 364 голов, буйволов - 195 голов, лошадей - 121 голов, телят - 37 голов, овец - 750 голов, коз - 519 голов.

Жили в свое время в селе Новые Атаги и святые авлияи. Тринадцать лет (1871-1884) жил и проповедовал, являясь кадием села, известный в Чечне Элах-Молла (Алихан Дебиров) из села Терское (Ч1аьнти-Юрт). У него учились новоатагинцы - мюриды Мо1дул и Мудар, которые предсказали многие события настоящего и будущего времени. На месте, где жил Элах-Молл находится зиярт, а на месте захоронения его детей - зиярт детей. Одна из джамаат-мечетей названа в честь него и улица, на которой расположена эта мечеть, также носит его имя. Зиярт Мудара находится на беноевском кладбище.

Самая большая достопримечательность села - центральная мечеть, построенная в 1912 году.

В Архивном управлении Правительства ЧР хранятся копии документов относительно истории строительства мечети в сел. Новые Атаги в 1912 году ф. 236, оп. 1, д. 238 на 8 листах. Документ называется: «Прошение уполномоченных общества селения Новые Атаги Веденского округа об образовании оброчной статьи для постройки мечети» и датируется с 20 июля по 25 сентября 1912 года.

В начале ХХ века жители села Новые Атаги стали собирать деньги для возведения мечети в центре села. В ноябре 1911 года на очередном сходе старейшин наконец-таки было принято решение начать строительство. Собранных средств тогда хватило только на закупку камня-ракушечника и закладку фундамента. Камень, по воспоминаниям старожилов села, начали закупать еще в 1904-м (есть еще версия, что 1910 году). Одними из тех, кто занимались закупкой и завозом камня, были братья Самбихаджи и Асхаб Арапхановы.

Камень в Грозный завозился из Баку по железной дороге в вагонах (есть еще версия, что разгружали на ж/д станции села Устар-Гордой - нынешний город Аргун), а оттуда на бычьих упряжках перевозили в село. Вагоны разгружали быстро, потому, как желающих сделать богоугодное дело было много, говорят, что даже происходили ссоры и драки за право увезти груз. По рассказам сельчан, строители были крайне удивлены темпами работ и желанием новоатагинцев построить для себя мечеть. Заложив фундамент, строители разъехались по домам, чтобы немного отдохнуть, пока сельчане не заполнят нишу землей. Каково же было их удивление, когда за ними прислали гонцов на третий день. Новоатагинцы вдохновенно трудились день и ночь. Но, чтобы продолжить строительство мечети требовались дополнительные средства и тогда сельчане обратились к властям с прошением - отдать в аренду 400 десятин земельных угодий общего пользования сроком на 9 лет, чтобы на вырученные деньги достроить мечеть. Прошение не затерялось. Напротив, новоатагинцам выделили землю в местечке под названием «Хакчумире» (так значится в документе), но скорее это означает «Ирзу хьокху меттиг» и она не значится в «Топонимии» Ахмада Сулейманова.

Строительство мечети завершилось в августе 1913 года. По одной из версий, как рассказывают старожилы села, мечеть строили казаки и землю в аренду взяли они, по другой - ингуши, по третьей - армяне.

Новоатагинцы с энтузиазмом помогали, чем могли. С наружной стороны (по верхнему периметру стены) на камнях арабской вязью написаны фамилии сельчан, внесших посильный вклад в строительство Божьего храма. Несмотря на то что общественной земли не хватало в полной мере на нужды сельчан, они без раздумий пожертвовали ее на богоугодное дело. Внес свою лепту в строительство этой мечети и царский офицер, полковник Беллик...

… Со слов ныне покойного Абдул-Халима Эдилсултанова, житель села Шамхан Мехтиев рассказал, что тот, будучи подростком, гулял перед площадкой, где строили мечеть, в это время там остановился фаэтон и с него сошел русский офицер. Представившись полковником Белликом, он поинтересовался: что за объект здесь строят? Когда ему объяснили, то он достал из кармана большую сумму денег и, не считая, отдал на строительство мечети. В те времена состоятельные люди разных национальностей и вероисповеданий занимались благотворительностью, расходуя часть своих доходов на науку, культуру, архитектуру и т. д.

После депортации чеченцев в феврале 1944 года село переименовали в Майское, а в мечети поместили военный госпиталь. После войны и вплоть до 80-х годов ХХ века здесь был оборудован склад под зернохранилище. Главная центральная дорога, которую надвое рассекала речка, протекающая через все село, после возвращения новоатагинцев была сплошной, а река уже протекала по одну сторону дороги.

Новоатагинский с/с по состоянию на 1929-1930 год:

В документе: «Список населенных мест. 1929-1930 год» в таблице, на странице 84, под порядковым номером 46 обозначен Ново-Атагинский сельский Совет. В него входили:

1. Село Новые Атаги. Число хозяйств (дворов) - 1027. Население: мужчин - 2608, женщин - 2411. Итого: 5019 человек. Расстояние от крайнего населенного пункта до окружного центра составляет 9 км.

2. Хутор Кохцулчу (К1охцал-чоь), мельница и хут. Сайхата-Корта (Сай-Корта или Сай лаьттина Корта), Гажри-аул (Гуьржийн-Эвла). Хозяйств - 8. Население: мужчин - 22, женщин - 18. Итого:

40 человек.

3. Хутор Джаун-чу (Жаг1-1ин). Хозяйств - 9. Население: мужчин - 19, женщин - 12. Итого: 31 человек.

4. Хутор Муси-Инчу (Мусин 1ин). Хозяйств - 12. Население: мужчин - 36 женщин - 25. Итого: 61 человек.

Всего в Новоатагинский с/с входило 1056 хозяйств, а население составляло 5151 человек.

P.S. В тексте этого документа присутствуют ошибки в названиях населенных пунктов. Поэтому, при перепечатке, автором внесены поправки и дополнения в этимологии названий населенных пунктов.

Мемориал в честь погибших и пропавших без вести участников Великой Отечественной войны в сел. Новые Атаги был установлен по инициативе школьников СШ № 1 из группы «Поиск» под руководством преподавателя-энтузиаста Саида Дадаева, которые два года проводили поисковые работы, переписываясь с центральными архивами СССР. Финансирование строительства, мероприятия по открытию мемориала были осуществлены при поддержке ново-атагинского бизнесмена Увайса Заурбекова, а также на средства школьников. В мемориал входили: памятный камень и две мраморные плиты со списками участников Великой Отечествеенной войны в количестве 143 человек. ***

Нашелся в нашем селе и след членов семьи выдающегося политического и военного деятеля Чечни 20-х годов XIX столетия Бейбулата Тай- миева.

Летом 2008 года любители-исследователи, в составе вышеназванного Саида Дадаева, Магомеда Яндарбаева и автора этой статьи случайно обнаружили надмогильные камничурты дочерей легендарного Бейбулата Таймиева - Дусри и Кархи. Магомед Яндарбаев, оказывается, кое-как владел арабской грамотой и поэтому подумал, что на одном из чуртов написана фамилия и имя самого Бейбулата. А второй чурт был обнаружен в процессе исследования. Обратившись к кадию села Ибрагиму Хаджимурадову, как к специалисту арабского языка, был получен перевод надписи на чуртах и записан этот арабский текст с камня на бумагу.

На одном из камней Ибрагим прочел следующий текст: «Это надмогильный камень усопшей Дусри - дочери предводителя Дег1аста (Чечни) Бейбулата, сына Таймы. Да простит им Аллах! Дата смерти 1289 г. по хиджре (1872)».

На другом камне была такая запись: «Усопшая Карха - дочь предводителя Дег1аста Бейбулата сына Таймы. Да простит им Аллах. Амин! Дата смерти - 1296 г. по хиджре (1879). Эти надмогильные камни нашли на гендерганойском кладбище рода Сингалхой некъе, на восточной окраине села. На территории этого кладбища во время нашего выселения построили конюшню, а фундаментом конюшни были чурты-камни, свезенные с разных кладбищ села. Так что утверждать, что обе дочери Бейбулата Таймиева похоронены на этом кладбище дело сомнительное. Но а то, что Дусри и Карха жили и умерли в нашем селе - это факт.

Есть в селе Новые Атаги представители тейпа гендерганой (Берсин некъе), которые живут возле центральной мечети (Берсановы, Исмаиловы и Эдиловы). Представитель этого тейпа Лом-Али Эдилов и поведал, что по рассказам их стариков, одна из дочерей Бейбулата была замужем за их предком по имени Баьччи.

Центральная мечеть имеет почти столетнюю историю. Ее площадь в пределах 700 кв. м. В первый раз мечеть закрыли во времена репрессий над духовными лицами в Чечне в 1937 году.

Под давлением политики Запада и поняв, что бездуховность людей не приносит пользу государству, власти пошли навстречу верующим и начали разрешать открывать по стране мечети, храмы и церкви.

В период открытия мечети, ее посетили делегации из 24 стран: Иордании, Йемена, Объединенных Арабских Эмиратов, Казахстана и т. д. Приезжал Абдул-Баки Джамо - депутат парламента Меджлиса Иордании, потомок чеченских мухаджиров. Последняя делегация была из Казахстана. Эти делегации хлебосольно принимали жители села супруги Солта и Вета Саидовы, которые проживали напротив мечети.

Вот такая история у села Новые Атаги, которое дорого сердцу любого атагинца. Таких прямых и красивых улиц и таких добродушных людей, как в этом селе, трудно найти. Статья написана искренне, с любовью к селу и односельчанам, и им же посвящается.

В. М. БИБУЛАТОВ,

историк, краевед

Архивный вестник, выпуск 4, 2016 г. С. 178-183

Координаты

Является административным центром Новоатагинского сельского поселения .

География

Село расположено на правом берегу реки Аргун , напротив села Старые Атаги .

Ближайшие населённые пункты: на севере - село Чечен-Аул , на северо-востоке - село Белгатой , на западе - село Старые Атаги , на юго-западе - село Чири-Юрт , на востоке - город Шали .

История

В 1944 году после депортации чеченцев и ингушей и ликвидации Чечено-Ингушской АССР селение Новые Атаги, было переименовано в Майское и заселён выходцами из соседнего Дагестана . После восстановления Чечено-Ингушской АССР , населённому пункту вернули прежнее название.

Население

Известные выходцы

Образование

Напишите отзыв о статье "Новые Атаги"

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. (rar) (не ранее 1995). Проверено 2 января 2010. . rar. Объём 8 МБ.
  3. . .
  4. . Проверено 9 мая 2014. .
  5. . Проверено 31 мая 2014. .
  6. . Проверено 16 ноября 2013. .
  7. . Проверено 2 августа 2014. .
  8. . Проверено 6 августа 2015. .