Блаватская елена петровна биография. Биография елены блаватской

Храните звено неразрывным | Судьба Е.П.Блаватской | Три основные цели Теософского общества |

"Ни одному из рожденных смертной женщиной нашей расы нельзя передать полную и окончательную истину извне, ибо каждому надлежит найти это конечное (для себя) знание в себе самом.

Коль скоро невозможно найти на свете двух абсолютно одинаковых людей с одинаковым разумом, каждый должен обрести наивысшее просветление внутри себя, рассчитывая только на собственные способности..."

Е.П.Блаватская "Напутствие бессмертным"

Тайная Доктрина том.I pdf Тайная Доктрина том.II pdf

Эзотерическая философия, оккультная гигиена разума и тела, отказ от ложных верований и приобретение навыков истинного мышления - этого более чем достаточно для ученика.

Е.П.Блаватская. Небольшие заметки.

Елена Петровна Блаватская

1831-1891

Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 г. в г. Екатеринославе

(ныне г. Днепропетровск). С детства была одарена особыми психическими силами.

«Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам… мало ли неизведанных сил в природе? Всех их не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества… Бог да благословит вас на все хорошее и доброе»

(из разговора преосвященного Исидора, бывшего Экзарха Грузии, впоследствии митрополита С.-Петербургского с Е.П.Б, записанного В.П. Желиховской, 1860)

В 1849-1873 гг. предпринимает путешествия в страны Европы, Канаду, Мексику, Центральную и Южную Америку, Цейлон, Индию, Тибет, Египет, Сирию, Ливан, Персию, Грецию… Некоторое время живет в Петербурге и на Кавказе.

Е. П. Блаватская (около 1868) перед отъездом в Тибет

«Ее внешность действительно поражала некоторой внушительностью, но она ни в коем случае не была грубой, неуклюжей или простоватой. С другой стороны, она проявляла свое знание культуры и осведомленность в плане манер самого изысканного общества и самую искреннюю вежливость. Свои мнения она высказывала прямо и решительно, но без всякого навязывания. Легко было заметить, что ее не держали в рамках предписанных ограничений стандартного женского воспитания; она обладала знаниями по очень широкому кругу вопросов и могла свободно поддерживать дискуссию на любую тему».

(Александр Уилдер, американский врач, писатель и ученый, 1877, Нью-Йорк )

«Столкнувшись с умственной или физической проблемой, вы обращались к ней инстинктивно, так как чувствовали ее бесстрашие, ее незаурядность, ее великую мудрость, огромный опыт и доброе сердце – ее сочувствие тому, кто страдает»

(Элизабет Г.К. Хольт, лето 1873, Нью-Йорк)

1874 г ., будучи в США, встречает полковника Генри Стил Олькотта в доме братьев Эдди в Читтендене (штат Вермонт). Примерно через год (7 сентября 1875 г.) вместе с Г. С. Олькоттом, У.К. Джаджем и др. основывает Теософское общество. 17 ноября о создании общества было объявлено официально.

Е. П. Блаватская. 1875-1876. Фото выполнено неким Сарони в Нью-Йорке

«Общество не имеет никаких навязываемых догм или распространяемого вероучения… Его единственной аксиомой является всемогущество Истины, его единственным вероучением является провозглашение неизменной преданности ее открытию и провозглашению…»

(Генри С. Олькотт)

«Типично русский тип: широкий лоб, короткий, толстый нос, выступающие скулы,… русые, довольно кудрявые… волосы,… и – пара глаз, подобных которым я не видела нигде – светло-голубые, почти серые, как поверхность воды, но обладавшие настолько глубоким, настолько пронизывающим, настолько уверенным взглядом, что казалось, они смотрят в самую сущность вещей,… огромные, продолговатые чудесные глаза, которые озаряли собой все ее совершенно удивительное лицо…»

(графиня Елена Раковицкая, 1878, Нью-Йорк)

Е. П. Блаватская. 1876-1878. Фотография выполнена в Нью-Йорке, в фотостудии Эдсела

«Все свое время она проводила за письменным столом, писала, писала, писала – большую часть дня, часто далека за полночь, поддерживая широкую переписку посредством длинных писем. Здесь она начала писать «Разоблаченную Изиду», примерно по двадцать плотно исписанных страниц в день…»

(Юджин Роллин Корсон,доктор медицины, осень 1875, Итака, США)

«…Выше феномена появления такого сочинения из-под пера женщины – и быть не может…»

(архиепископ армян преосвященный Айвазовский о труде «Разоблаченная Изида»)

«Это… был внушительный документ, и в нем содержались исследования, охватывавшие весьма обширные области… эта рукопись – результат огромных исследований и.. в отношении современного мышления в нем содержалась настоящая революция…»

(Александр Уилдер, 1877, Нью-Йорк)

С 1879 по 1884 гг. вместе с Г. С. Олькоттом и другими теософами живет и трудится в Индии. Начинает издавать ежемесячный журнал «Теософ».

Е. П. Блаватская. Сентябрь 1875. Нью-Йорк.

«Описание жизни госпожи Блаватской в Индии, конечно же, неразрывно связано с историей Теософского общества, на которое она тратила прямо или косвенно всю свою энергию, и косвенно лишь в том виде, что в этот период ей приходилось выполнять кое-какую литературную работу для русских журналов, чтобы заработать на жизнь себе и пополнить те скудные ресурсы, на которые содержалась штаб-квартира Общества».

(А.П. Синнет, редактор газеты «The Pioneer», Аллахабад, Индия)

«…Всю жизнь она, какой была горячей патриоткой, такой и осталась. Приняв гражданство, она еще долго продолжала, как и во все время войны, присылать деньги на русских раненых, и даже первые выручки, полученные за «Изиду», пошли на ту же цель. Все, что получила она в то время за статьи в русских газетах, все шло целиком на Красный Крест и на бараки кавказских раненых»

(В.П. Желиховская, младшая сестра Е.П.Б.)

В 1884 г. отбывает в Европу (Франция, Англия, Германия). Работает в это время над своим главным научным трудом «Тайная Доктрина». В 1885 г. тяжело и опасно болеет, не оставляя свою работу даже во время болезни.

Е. П. Блаватская. Первая половина 1887, дом Мэйбл Коллинз, Мэйкот, Кроунхилл, Норвуд

«Никто из тех, кто был с ней знаком, в действительности ее не понимал. Даже для меня, проведшей с ней наедине так много месяцев, она была загадкой, со своими странными способностями, чудесными знаниями, неординарным всеведением относительно человеческой природы…»

(графиня Констанция Вахтмайстер, 1887, Остенде, Бельгия)

«Утешительно, что хвалы ее уму и деятельности опираются на сочинения ее и факты, тогда как брань ее врагов – бездоказательна»

(В.П. Желиховская)

«Мир незаслуженно облил ее грязью, более чем кого-либо другого в те времена. Она стала объектом для подозрений и не только со стороны отдельных людей, но и правительств, и на ее защиту вставали те, кто считал за особое счастье погибнуть за нее»

(Лора С. Холлоуэй, американская писательница и журналист, 1884, Германия)

В 1888 г. выходит первый, а затем и второй тома «Тайной Доктрины».

«О ценности этой работы окончательное суждение предстоит вынести будущим поколениям. Я лишь могу выразить свое глубокое убеждение в том, что если кропотливо изучить «Тайную Доктрину», не относясь к ней как к откровению, если понять и усвоить то, о чем там говорится, не превращая текст в догму, то этот труд Е.П.Б. принесет неоценимую пользу и послужит толчком для рождения гипотез, предположений и логических построений в плане изучения природы и человека, равного которому не сможет дать ни одна другая книга»

(Бертрам Кейтли, 1888, Лондон)

«Что касается той великой работы, которую проделала госпожа Блаватская в литературе, дав миру «Разоблаченную Изиду», «Тайную Доктрину», «Ключ к теософии» и «Голос безмолвия»… то именно по этим произведениям и их постепенному признанию как свежего притока духовности в то время, когда мир постепенно сползает к материализму, потомки будут судить о Е.П. Блаватской, а вовсе не по докладу ОПИ… Учение и литературные произведения, которые она дала миру… и это совершенно неизбежно, поставят ее имя в один ряд среди имен величайших просветителей мира»

(Уильям Кингсланд, 1888, Лондон)

В 1889 г. публикуются работы Е.П.Б. «Ключ к теософии» и «Голос Молчания»

Е. П. Блаватская - "Сфинкс 19 столетия". Фото Энрико Реста. Лондон, 8 января 1889. Архив ТО в Англии.

«…Каждый ее день был посвящен бескорыстному труду, вся ее жизнь была чистой и простой, как жизнь ребенка, … она никогда не считалась с тем, сколько боли и тяжелого труда необходимо потратить на то, чтобы добиться успеха в том великом деле, на алтарь которого она отдавала всю свою энергию. Открытая, как день, она была воплощением самой доброты; молчаливая, как смерть, если это требовалось, - она становилась воплощением строгости при малейшем признаке неверности той работе, на которую она положила всю свою жизнь. Благодарная, безмерно благодарная в ответ на любое преданное внимание, самоотверженная, безмерно самоотверженная во всем, что касалось ее самой, она привлекала нас к себе не только как мудрый учитель, но и как любящий друг»

(Герберт Берроуз, 1889, Лондон)

«Одно ненавидела госпожа Блаватская – ханжество, притворство и лицемерие. В отношении к этому она была безжалостна; но в отношении искренних усилий, даже если те приводили к ошибкам, - она не жалела сил, чтобы приободрить и помочь советом. Во всех своих делах она была искренна…»

(Арчибальд Кейтли, 1889, Лондон)

В 1890 г. в Лондоне основана европейская штаб-квартира Теософского общества.


Вероятно, последняя прижизненная фотография Е. П. Блаватской. 1890-1891. На ней ее белая шаль, и она держит в руке номер журнала У. К. Джаджа "Путь". Фото Эллиот-и-Фри, 55 Бейкер Стрит, Лондон

«Что было в ней наиболее примечательно и никогда ее не покидало – это предчувствие существования большей Вселенной, более глубокой силы, невидимой мощи; для тех, кто находился в гармонии с ее неисчерпаемым гением, это становилось откровением и побудительной силой к движению по тому пути, который указывала она. Для тех, кто не мог смотреть на все ее глазами, кто не мог в какой-то степени приблизиться к высоте ее ви´дения, это качество превращалось в вызов, в непереносимую, яростную и необузданную силу, что в конце концов рождало в них злобную враждебность и стремление бороться с этим.
И когда уже произнесены все слова, она все же предстает гораздо более великой, чем любой из ее трудов, более наполненной живой силой, чем даже ее чудесные книги…»


(Чарльз Джонстон, ирландский теософ, известный санскритолог и востоковед, 1887, Лондон)

Е.П.Б. окончила земной путь 8 мая 1891 г. В этот день теософы всего мира отмечают день ее памяти, который, по предложению Г. Олькотта назван Днем Белого Лотоса. По ее собственному завещанию в этот день читают главы из книги Э.Арнольда «Свет Азии» и из Бхагават Гиты.

Н.К. Рерих. ВЕСТНИК. 1922 г.
Картина, на которой изображена женщина в буддийском храме, отворяющая двери Вестнику, посвящена Е.П. Блаватской.
Передана автором в дар Теософскому обществу в Адьяре (Индия).

«Нижеподписавшийся рекомендует всем Секциям и Отделениям по всему миру отныне ежегодно собираться в день годовщины, и, в простой, несектантской, но при этом достойной манере, избегая рабских восхвалений и пустых комплиментов, выразить общее чувство любви и уважения к той, кто принесла нам карту восходящего Пути, ведущего к вершинам ЗНАНИЯ»

(Г.С. Олькотт, президент Теософского Общества. Из текста Исполнительного Приказа ТО, Адьяр 17 апреля 1892 г.)


Сергей / 8.09.2018 Блаватская Е.П. в комментариях не нуждается. Большое спасибо за книги

Заира / 1.07.2018 Она не раскрыла своих учителей и я не расскрою.Но она прошла всех курс обучения у Вознесенных.Она была и в инном измерении и училась там один день,но по нашему один год.Уникальная женщина.Была мила,и жемткая.но справедливая.Не терпела лжи в любом проявлении.Будь вечна Е.П.Блаватсая.Мира тебе ставшая Богинией!

Гость / 17.01.2018 Все гениальное в простом!!!Всем поклонникам Блаватской желаю истинного прозрения,духовного благополучия!Не забирайте головы ерундой!!!Есть много людей,который принесли настоящую пользу для нас,их жизнь стала подвигом,читайте их,интересуетесь живым,а не бредом!

Октопус / 25.10.2017 Люблю Блаватскую, никто даже близко не смог приблизиться к глубине ее мысли. Даниил Андреев упоминает, что Блаватская была титаном, также как и Лермонтов. Вот почему она так монументально отличается от большинства оккультистов. Это совершенной иной уровень. Титаны очень редко воплощаются в телах людей, так как давно уже прошли свой путь эволюции. Смешно читать критику Блаватской от невежд.

Владимир / 4.10.2017 Учиться отдавать главная задача человека и эта тонкая духовная мысль протекает во всех произведениях Блаватской Е П

azira / 28.07.2017 Почитайте " Две жизни" Антаровой можно встретить там Блаватскую, только имена другие.

Бугимен / 20.03.2017 Тетку подняли и ее же опустили... Новая религия не проконала... Рекомендую всем у кого много времени и длинная жизнь.

Айзере / 12.10.2016 Благодарю авторов этого сайта за возможность познакомиться с произведениями этой незаурядной женщины. ОГРОМНОЕ спасибо.

путник / 7.12.2015 Книги Е.П.Блаватской феномен для расширения сознания, труд плодами которого пользуются и долго будут еще для якобы своих собственных разработок, но лишь бы на пользу.

Элимир / 6.12.2015 Практика нужна, а так читать о том что, я чмо, мне не приятно... Спасибо за книги и низкий поклон Е. П. Блаватской.

ольга / 18.10.2015 лучше начинать с "Разоблаченной Изиды" далее "Ключ к Теософии" далее "Тайная Доктрина" говорю сразу тайная доктрина требует тишины и сосредоточения и не уставшей головы, если в метро или в дороге можно почитать "Письма из пещер и дебрей Индостана" и "Таинственные племена на голубых горах" из Рерихов обязательно Агни Йогу но ее все таки лучше начинать после Изиды. статьи Н.К.Рериха воспринимаются легко их хорошо читать когда мало времени или уставшая голова например в зале ожидания или в поезде или в шумном месте. так и материал усваивается и время используется

Гость / 11.08.2015 Великие книги! Благодарю авторов этого сайта за возможность познакомиться с произведениями этой незаурядной женщины.Отклики,подобные " Мара" выМАРАет время...

Андрей / 29.03.2015 Эти материалы могут быть несвоевременны для многих людей. Поверьте, это очень практичная информация. Но для возможности ею пользоваться нужно пройти подготовку. В Европе нет открытых школ для этого. Не читайте, если не идет. Пустое дело. Как описание работы сложных приборов для тех, кто ими не пользуется. Придет время для этой информации.

Денис Зверев / 8.03.2015 Бредятина!
Патологическая психопродукция - все опусы Блаватской!

Роза Осинцева / 7.03.2015 Снйчас очень много книг о духовных знаниях и нелегко разобраться, что тебе нужно, т.к. нет не все свободного времени.Но читатю и всегда буду читать Библию и книги Блаватской,т.к. именно они написаны не от человеческого ума, а от Духа, а значит истинны.

Елена Петровна Блаватская (урождённая Ган, нем. von Hahn). Родилась 31 июля 1831 года в Екатеринославе, Российская империя - умерла 26 апреля 1891 года в Лондоне, Англия. Религиозный философ теософского (пантеистического) направления, литератор, оккультист, спиритуалист, путешественница.

Блаватская объявила себя избранницей некоего «великого духовного начала», а также ученицей (челой) братства тибетских махатм, которые были объявлены ею в качестве «хранителей сокровенных знаний», и начала проповедовать авторскую версию теософии.

В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г. С. Олкоттом и адвокатом У. К. Джаджем основала Теософское общество, которое поставило перед собой задачу изучать все без исключения философские и религиозные учения с целью выявления в них истины, которая, по мнению Блаватской и её приверженцев, поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинственные явления в природе. Одной из главных целей общества было заявлено «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания».

Позднее штаб-квартира Общества переместилась в Индию, в г. Адьяр, около Мадраса. С 1895 года Общество называется Теософское общество Адьяр.

Основная деятельность Е. П. Блаватской проходила в США, Англии, Франции и Индии, где она открыла филиалы Теософского общества и приобрела десятки тысяч последователей. Основные сочинения написала по-английски.

В ходе своей деятельности Блаватская часто обвинялась в мистификации и откровенном жульничестве.

Блаватская - загадка эпохи

Прямым предком Е. П. Блаватской, по материнской линии, был видный дипломат своего времени Сергей Григорьевич Долгоруков, брат члена Верховного Тайного Совета при Петре II Алексея Григорьевича Долгорукого. Сергей Григорьевич был прадедом Елены Павловны Фадеевой-Долгорукой (бабушка Блаватской) и прапрадедом Елены Петровны Блаватской.

Прадед Елены Блаватской, князь Павел Васильевич Долгоруков (1755-1837), генерал-майор времен Екатерины Великой, был награждён высшей военной наградой Орденом Святого Георгия и являлся товарищем и сослуживцем .

Его женой была Генриетта де Бандре дю Плесси, дочь Адольфа Францевича, который командовал армейским корпусом в Крымской кампании. Дочь Павла Васильевича и Генриетты Адольфовны, княжна Елена Павловна, бабушка Е. П. Блаватской, получила многостороннее домашнее образование, знала 5 иностранных языков, занималась археологией, нумизматикой, ботаникой. Гербарии Фадеевой и её рисунки различных растений, которые в настоящее время хранятся в архиве Академии наук, были известны многим учёным и вызывали их восхищение. Елена Павловна состояла в научной переписке с немецким учёным Александром Гумбольдтом, английским геологом и основателем Геологического общества Родериком Мурчисоном, шведским ботаником Христианом Стевеном, изучавшим флору и фауну Крыма и Кавказа.

В 1813 году княжна вышла замуж за Андрея Михайловича Фадеева, государственного чиновника, впоследствии - тайного советника, губернатора Саратова и Тифлиса, чья родословная восходит к русским столбовым дворянам и лифляндским немцам фон Краузе.

У Елены Павловны и Андрея Михайловича было четверо детей:

старшая дочь - Елена Ган - известная писательница (её называли русской Жорж Санд), мать Елены Петровны Блаватской, Веры Петровны Желиховской и Леонида Ган;
сын - Ростислав Фадеев - генерал, военный писатель и реформатор;
дочь Екатерина Андреевна - мать видного русского государственного деятеля Сергея Юльевича Витте;
дочь - Надежда Андреевна, активный член Теософского общества.

Двоюродный брат Блаватской С. Ю. Витте сообщал, что его прадед П. В. Долгоруков во время свадьбы дочери благословил дочь и зятя древним крестом, который, по семейным преданиям, принадлежал Великому князю Киевскому, святому Михаилу Черниговскому. Позже этот крест перешёл к Елене Павловне, а затем и самому С. Ю. Витте.

По линии своего отца - Петра Алексеевича Гана, Елена Петровна принадлежала к прибалтийскому немецкому роду Ган. Борис Цирков, редактор и активный пропагандист теософского учения, в предисловии к Собранию Сочинений Блаватской, указывает на принадлежность Ганов (предков ЕПБ по отцовской линии) к графскому роду von Hahn из Базедова (Мекленбург), восходящему, по другим сведеньям, к женской линии династии Каролингов и германским рыцарям-крестоносцам.

Между тем, до сих пор не найдено никаких документов подтверждающих родство семьи Елены Блаватской с мекленбургскими графами: в послужном списке «Алексей Фёдоров сын Ган» (1751-1815) - дед Елены Блаватской, комендант крепости Каменец-Подольск - указан как происходящий из «Эстляндских жителей, отец его иностранного» подданнства «и был в Эстляндии Крайскомиссаром».

В архивах хранятся бумаги, подтверждающие существование «Крайскомиссара» Иоганна Фридриха (Фёдора) Гана (Johann Friedrich Hahn), родившегося в 1719 году в Нарве и умершего там же 31 мая 1803 года, но в которых ничего не говорится о происхождении и родственных связях семьи. Интересно, что сам Цирков - по женской линии - был причастен роду Ган, но не Иоганна Фридриха, а Иоганна Августа фон Гана (документально не связанному с семьёй Блаватской).

Детство и юность Блаватской

Елена Петровна Ган родилась недоношенной в ночь на 31 июля (по новому стилю 12 августа) 1831 года в Екатеринославе в семье известной писательницы-романистки того времени Елены Андреевны Ган (Фадеева) и офицера конной артиллерийской батареи полковника Петра Алексеевича Гана.

Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. Так, через год после рождения Елены семья переехала в Романково (в настоящее время входит в состав Каменского), а в 1835 году - в Одессу, где у Елены появилась сестра Вера - будущая писательница Желиховская.

Далее семья побывала в Туле и Курске, а весной 1836 года прибыла в Петербург, где проживала по май 1837 года. Из Петербурга Елена Петровна с сестрой, матерью и дедом - Андреем Михайловичем Фадеевым, едут в Астрахань, где Андрей Михайлович был главным попечителем над калмыцким народом и тамошними немцами-колонистами.

В 1838 году мать с маленькими девочками уезжает в Полтаву, где Елена стала брать уроки танцев, а мать стала обучать её игре на пианино.

Весной 1839 года из-за ухудшения здоровья Елены Андреевны семья переехала в Одессу. Там Елена Андреевна нашла для детей гувернантку, которая обучала их английскому языку.

В ноябре, после того, как деда - Андрея Михайловича, по одобрению Николая I назначили губернатором в Саратов, к нему переехала Елена Андреевна с детьми. В Саратове, в июне 1840 года у неё родился сын Леонид.

В 1841 году семья снова возвращается на Украину, а 6 июля 1842 года Елена Андреевна Ган, мать Елены Петровны, тогда уже известная писательница, на двадцать восьмом году жизни умирает от скоротечной чахотки.

После смерти матери дедушка - Андрей Михайлович и бабушка - Елена Павловна, забрали детей к себе в Саратов, где у них началась совсем другая жизнь. Дом Фадеевых посещала саратовская интеллигенция, среди которой были историк Н. И. Костомаров и писательница Мария Жукова. Воспитанием и образованием детей теперь занималась бабушка и ещё три учителя, поэтому Е. П. Блаватская получила солидное домашнее образование.

Любимым местом в доме для Елены стала бабушкина библиотека, доставшаяся Елене Павловне от её отца.

В этой обширной библиотеке Елена Петровна особое внимание уделяла книгам по средневековому оккультизму.

В 1844 году Блаватская ездила в Лондон и Париж обучаться музыке.

Позже, в 1910 году, в очерке Е. Ф. Писаревой, посвященном Е. П. Блаватской, появились воспоминания Марии Григорьевны Ермоловой, жены губернатора Тифлиса, которая рассказывала о событиях полувековой давности. М. Г. Ермолова утверждала, что «Одновременно с Фадеевыми в Тифлисе жил родственник тогдашнего наместника Кавказа, кн. Голицын, который часто бывал у Фадеевых и сильно интересовался оригинальной молодой девушкой», и что именно благодаря Голицыну (имени Голицына Ермолова не называет), который по слухам был «не то масоном, не то магом или прорицателем», Блаватская попыталась «войти в сношение с таинственным мудрецом Востока, куда направлялся князь Голицын».

Эту версию впоследствии поддержали многие биографы Блаватской. По воспоминаниям А. М. Фадеева и В. П. Желиховской в конце 1847 года давний знакомый Андрея Михайловича - князь Владимир Сергеевич Голицын (1794-1861), генерал-майор, начальник центра Кавказской линии, а позже тайный советник, прибыл в Тифлис и провёл там несколько месяцев, почти ежедневно посещая Фадеевых, часто вместе с молодыми сыновьями Сергеем (1823-1873) и Александром (1825-1864).

В Тифлисе зимой 1848/49 Елена Петровна была помолвлена с человеком намного старше её - вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским. 7 июля 1849 года состоялось их венчание. Через 3 месяца после свадьбы, сбежав от мужа, Е. П. Блаватская вернулась к своим родным, а от них, направляясь в Одессу, из порта Поти на английском паруснике «Коммодор» уплыла в Керчь, а затем в Константинополь.

Путешествия Блаватской

Следующий период жизни биографы Е. П. Блаватской описывают с затруднением, так как сама она дневников не вела, и никого из близких, кто мог бы рассказать о ней, рядом не было.

В целом представление о маршруте и ходе путешествий основывается преимущественно на собственных воспоминаниях Блаватской, которые местами содержат хронологические противоречия.

А. Н. Сенкевич пишет, что Пётр Алексеевич Ган, отец Блаватской, «не забывал непокорную и свободолюбивую дочь» и периодически высылал ей деньги.

По воспоминаниям князя А. М. Дондукова-Корсакова, Блаватская в 1853 году рассказывала ему, что, после побега от мужа, она через Одессу попала в Константинополь, где в течение года работала наездницей в цирке, и после того, как сломала руку, перебралась в Лондон, где дебютировала в нескольких драматических театрах.

В то же время Л. С. Клейн утверждает, что, прочтя произведения писателя Эдварда Булвер-Литтона, а особенно вышедший в 1834 году роман «Последние дни Помпеи», где велось повествование о культе Изиды в древнем Риме, в 1848 году Блаватская едет в Египет, известный как «страна пирамид, древних культов и тайных знаний, надеясь приобщиться к ним», что потом нашло отражение «в её книге "Разоблачённая Изида" (1877, нов. изд. 1902), полной страстных обличений современной науки и вообще рационализма».

По утверждению американца Альберта Росона, в Каире Е. П. Блаватская встретила его, в ту пору ещё студента, изучавшего искусство.

После смерти Е. П. Блаватской А. Росон, будучи уже почётным доктором права Оксфордского университета, описал их встречу в Каире.

Покинув Ближний Восток, Е. П. Блаватская вместе со своим отцом, как она сама сообщала, отправилась в путешествие по Европе. Известно, что в это время она брала уроки игры на фортепиано у Игнаца Мошелеса, известного композитора и пианиста-виртуоза, а позже, зарабатывая на жизнь, дала несколько концертов в Англии и других странах.

Согласно Л. С. Клейну Блаватская путешествовала по «Греции, Малой Азии, наконец, по Индии (была в пути до 1851 г.) и несколько раз неудачно пыталась проникнуть в Тибет».

В 1851 году в день своего рождения (12 августа), в Гайд-парке (Лондон), как утверждала сама Е. П. Блаватская, она впервые встретилась с индусом-раджпутом Морией, которого прежде видела в своих снах и грёзах.

Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передает подробности этого разговора, в котором Мория сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».

По мнению Кеннета Джонсона, на ранние представления Блаватской о Мории и других её оккультных учителях повлияло франкмасонство.

Покинув Англию, Е. П. Блаватская отправилась в Канаду, затем в Мексику, Центральную и Южную Америку, а оттуда направилась в Индию, куда прибыла в 1852 году.

Елена Петровна вспоминала, что «пробыла там около двух лет, путешествуя и каждый месяц получая деньги - понятия не имея, от кого; и добросовестно следовала по маршруту, который мне указывали. Я получала письма от этого индуса, но ни разу не видела его за два эти года». Хотя, Н. Л. Пушкарёва отмечает, что всё это время путешествий Блаватская жила «на деньги, которые ей присылали родственники». Согласно Н. Л. Пушкарёвой, в 1855 году Блаватская проникла в Тибет, где с помощью Мории прошла первое обучение .

Согласно Колумбийской энциклопедии, Блаватская пробыла в Тибете 7 лет, где изучала оккультизм.

Из Индии Е. П. Блаватская снова вернулась в Лондон, где, как сообщает В. П. Желиховская, «приобретя известность своим музыкальным талантом, ...была членом филармонического общества». Здесь же, в Лондоне, как утверждала сама Елена Петровна, она в очередной раз встретилась со своим Учителем.

После этой встречи она направляется в Нью-Йорк. Там возобновляет знакомство с А. Росоном. Из Нью-Йорка, как сообщает Синнетт, Е. П. Блаватская отправилась «сначала в Чикаго, ...а потом - на Дальний Запад и через Скалистые горы с караванами переселенцев, пока наконец не остановилась на некоторое время в Сан-Франциско», откуда в 1855 или 1856 году отплыла через Тихий океан на Дальний Восток. Через Японию и Сингапур достигла Калькутты.

В 1858 году Е. П. Блаватская провела несколько месяцев во Франции и Германии, а затем направилась в Псков к родственникам. В России Е. П. Блаватская устраивала спиритические сеансы, пристрастив к этому занятию петербургское общество.

В мае 1859 года семья переехала в село Ругодево Новоржевского уезда, где Е. П. Блаватская прожила почти год. Пребывание Блаватской в Ругодево закончилось её сильной болезнью, оправившись же от болезни, весной 1860 года она вместе с сестрой отправилась на Кавказ в гости к деду и бабушке.

В 1860-1863 годах путешествовала по Кавказу.

По данным Л. С. Клейна, Блаватская с 1853 года не путешествовала и на десять лет осела сначала у родных в Одессе, затем в Тифлисе. По его мнению, она продолжила свои путешествия с 1863 года, странствуя по Индии и проникнув в Тибет.

Из России в 1863 году Е. П. Блаватская снова отправилась в путешествие посетив Сирию, Египет, Италию и Балканы. Л. С. Клейн также отмечает, что «с 1863 г. Блаватская снова в странствиях по Индии, проникает, наконец, в Тибет. На эти странствия уходит ещё десять лет - до 1872 г.».

В это же время, потерпев кораблекрушение, Блаватская смогла добраться до города Каира, где основала своё первое «Спиритическое общество» (фр. Societe Spirite) , которое просуществовало недолго.

В 1867 году она несколько месяцев путешествует по Венгрии и Балканам, посетила Венецию, Флоренцию и Ментан. По данным Нандора Фодора, переодетая в мужскую одежду, 3 ноября 1867 года она участвовала в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев .

В начале 1868 года, оправившись от ранений, Е. П. Блаватская прибыла во Флоренцию. Затем отправилась через Северную Италию и Балканы, а оттуда в Константинополь и далее в Индию и Тибет. Позже, отвечая на вопрос, зачем она поехала в Тибет, Е. П. Блаватская отмечала: «Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, "что таятся в каждой человеческой душе"; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и - где никогда не проливают кровь животных» .

По свидетельству биографов, её путь пролегал в монастырь Ташилунпо (рядом с Шигадзе). Своё пребывание в Ташилунпо и Шигадзе подтверждала и сама Блаватская.

В одном из писем она описывала своему корреспонденту уединённый храм Таши-ламы около Шигадзе.

Со слов Е. П. Блаватской, как утверждает С. Крэнстон, не известно была ли она в это время в Лхасе, однако В. П. Желиховская утверждала: «достоверно, что она (Е. П. Б.) бывала в Лассах (Лхасе), столице Тибета, и в главном его религиозном центре Чикадзе (Шигадзе)... и на Каракорумских горах в Куэнлуне. Её живые о них рассказы много раз мне это доказывали».

Последний период своего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская, как отмечают биографы, провела в доме своего Учителя К. Х. и с его помощью получила доступ в несколько ламаистских монастырей, которые ранее никогда не посещал европеец.

В письме от 2 октября 1881 года она сообщала М. Холлис-Биллинг, что дом Учителя К. Х. «находится в области гор Каракорума, за Ладаком, который в Малом Тибете и относится сейчас к Кашмиру. Это большое деревянное здание в китайском стиле, похожее на пагоду, расположенное между озером и красивой горой» .

Исследователи считают, что именно во время этого пребывания в Тибете Е. П. Блаватская начала изучать тексты, вошедшие в «Голос Безмолвия» . Л. С. Клейн по этому поводу замечает, что «в Тибете она, по её словам, прошла посвящение в оккультные мистерии».

В 1927 году один из крупных современных исследователей Тибета и его философии У. И. Эванс-Венц в предисловии к своему переводу «Тибетской Книги Мертвых» писал: «Что касается эзотерического значения сорок девятого дня Бардо, то посмотрите об этом в "Тайной Доктрине" Е. П. Блаватской (Лондон, 1888, т.1, с.238, 411; т.2, с. 617, 628). Покойный лама Кази Дава Самдуп полагал, что несмотря на недоброжелательную критику трудов Е. П. Блаватской, у этого автора имеются бесспорные доказательства того, что она хорошо была знакома с высочайшим ламаистским учением, для чего ей потребовалось получить посвящение».

Ланкийский буддолог Гунапала Малаласекара, основатель и президент Всемирного братства буддистов писал о Блаватской: «Не подлежит сомнению её знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками».

Японский философ и буддолог Дайсэцу Судзуки считал, что «несомненно, г-жа Блаватская каким-то образом была посвящена в более глубокие положения учения Махаяны...».

После почти трёхлетнего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская отправилась в путешествие по Ближнему Востоку. Была на Кипре и в Греции.

В начале 70-х гг. XIX века Блаватская начинает проповедническую деятельность.

В 1871 году во время путешествия из порта Пирей в Египет на пароходе «Эвномия» произошёл взрыв порохового погреба, и корабль был разрушен. 30 пассажиров погибли. Е. П. Блаватская избежала ранения, но осталась без багажа и денег.

В 1871 году Блаватская прибыла в Каир, где организовала Спиритическое общество (Societe Spirite) для исследования и изучения психических явлений. Вскоре общество оказалось в центре финансового скандала и было распущено.

Елена Блаватская - медиум и предсказательница

После отъезда из Каира Блаватская через Сирию, Палестину и Константинополь в июле 1872 года добирается до Одессы и проводит там девять месяцев.

С. Ю. Витте вспоминает, что Блаватская, «поселившись в Одессе... сначала открывает магазин и фабрику чернил, а потом цветочный магазин (магазин искусственных цветов). В это время она довольно часто заходила к моей матери... Когда я познакомился ближе с ней, то был поражён её громаднейшим талантом всё схватывать самым быстрым образом... многократно, на моих глазах, она писала длиннейшие письма стихами своим знакомым и родным... В сущности она была очень незлобливым, добрым человеком. Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я никогда в жизни ни у кого не видел».

Из Одессы в апреле 1873 года Е. П. Блаватская направилась в Бухарест навестить свою подругу, а затем в Париж, где остановилась у своего двоюродного брата Николая Гана. В конце июня того же года взяла билет до Нью-Йорка. Г. С. Олкотт и графиня К. Вахтмейстер сообщают, что в Гавре Е. П. Блаватская, увидев бедную женщину с двумя детьми, которые не могли заплатить за проезд, обменяла свой билет первого класса на четыре билета третьего и отправилась в двухнедельное плавание третьим классом.

Теософское общество Блаватской

В 1873 году Е. П. Блаватская уезжает в Париж, затем в США, где знакомится с людьми увлекающимися спиритизмом, в том числе с полковником Генри Стил Олкоттом, который в 1875 году вместе с ней стал одним из создателей Теософского общества.

3 апреля 1875 года оформила номинальный брак с жившим в Нью-Йорке грузином Михаилом / Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly), с которым развелась через три года.

8 июля 1878 года она приняла американское гражданство. New York Times по этому поводу писала: «Мадам Елена П. Блаватская была натурализована судьёй Лэрримором по гражданскому делу в особом порядке вчера»(англ. Mme. Helen P. Blavatsky was naturalized by Judge Larremore in the Special Term of the Common Pleas yesterday.)

В феврале 1879 года (по данным Колумбийской энциклопедии в 1878) Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию. Воспоминания Е. П. Блаватской о пребывании в Индии с 1879 года были опубликованы в книге , в написании которой Блаватская проявила крупный литературный талант. Книга составлена из очерков, написанных ею в период с 1879 по 1886 год под псевдонимом «Радда-Бай» и впервые появившихся в российской газете «Московские ведомости», редактором которой был известный публицист М. Н. Катков. Статьи вызвали большой интерес у читающей публики, поэтому М. Н. Катков переиздал их в приложении к Русскому вестнику, а потом опубликовал новые письма, написанные специально для этого журнала.

В 1892 году книга была частично, а в 1975 году полностью переведена на английский язык.

В книге «Из пещер и дебрей Индостана» в литературной форме описаны путешествия Блаватской и Олькотта с индусскими друзьями, в том числе с Такур Гулаб-Сингом, предполагаемым учителем Блаватской.

В 1880 году Блаватская посетила буддийского монаха на Цейлоне, у которого приняла прибежище в трёх драгоценностях и пять обетов, тем самым став буддисткой.

В 1882 году Блаватской и Олкоттом была создана штаб-квартира в Адьяре (ныне - Теософское общество Адьяр), неподалёку от Мадраса.

Вскоре они познакомились с Альфредом Синнеттом (Alfred Percy Sinnett), в то время редактором правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Синнетт всерьёз заинтересовался деятельностью Общества. Используя медиумическое посредничество Е. П. Блаватской, он начал переписку с махатмами. Сам Синнетт считал, что ценность писем была значительно уменьшена таким посредничеством, и потому был против их публикации в полном объёме, отобрав для обнародования лишь те отрывки, которые, по его мнению, достаточно точно отражали мысли махатм.

Теософское общество в Индии собрало достаточно большое число последователей.

С 1879 по 1888 год Блаватская также была редактором журнала «Теософ» (англ. The Theosophist ).

Утверждая, что обладает сверхъестественными способностями, Блаватская совершила поездки в Лондон и Париж, и в 1884 году была обвинена индийскими СМИ в шарлатанстве .

Кто Вы, мадам Блаватская?

Вскоре после обвинения в мошенничестве в 1885 году покинула Индию вследствие ухудшившегося здоровья.

После этого около двух лет она жила в Германии и Бельгии, работая над книгой «Тайная доктрина» , затем, переехав в Лондон, занялась изданием первых двух томов «Тайной доктрины» (1888), продолжая работу над третьим томом и другими книгами и статьями. В это время были написаны работы «Голос безмолвия» (1889) и «Ключ к теософии» (1889).

Умерла 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Тело её было кремировано, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения, расположенными в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре, близ Мадраса (с 1895 года здесь находится штаб-квартира Теософского Общества Адьяр).

День смерти Е. П. Блаватской отмечается её последователями как «день Белого Лотоса» .

Учение Блаватской

В России письма Е. П. Блаватской о её путешествиях, под заглавиями «Из пещер и дебрей Индостана» и «Племена Голубых гор» , были опубликованы под псевдонимом «Радда-Бай». В них Блаватская проявила крупный литературный талант.

В 1875 году Е. П. Блаватская начала писать Isis Unveiled («Разоблаченная Изида» , 1877), где выступила с критикой науки и религии и заявила, что с помощью мистицизма можно получить достоверные знания. Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение 10 дней.

Книга вызвала противоречивую реакцию критиков и общества. По мнению рецензента нью-йоркской газеты «New York Herald», книга являлась одним из «выдающихся творений века». В. П. Желиховская, сестра Е. П. Блаватской, в своей книге «Радда-Бай (правда о Блаватской)» пишет, что «Первый её капитальный труд "Разоблаченная Изида" вызвал сотни лестных отзывов в американской, а позже и в европейской прессе» и приводит мнение архиепископа армян преосвященного Айвазовского (брата выдающегося живописца, умершего в 1880 году в Тифлисе). По её свидетельству, Айвазовский написал ей, что «выше феномена появления такого сочинения из-под пера женщины» - и быть не может.

В «The Republican» работа Блаватской была названа «большим блюдом объедков», «The Sun» - «выброшенным мусором», а рецензент «New York Tribune» писал: «Знания Е. П. Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора».

В этом же году в Нью-Йорке вместе с Г. С. Олкоттом и У. К. Джаджем основала Теософическое общество, которое провозгласило следующие цели:

Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;
Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям;
Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.

В 1888 году написала свой главный труд «Тайная Доктрина», имеющий подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии».

Е. Л. Митюгова пишет, что теософия Блаватской в её интерпретации «есть попытка объединить в универсальное учение все религии через раскрытие общности их глубинной сути и обнаружение тождественности смыслов их символов, все философии (включая эзотерические), все науки (включая оккультные), ибо "божественная мудрость выше человеческих разделений"».

В «Кратком философском словаре» авторы статьи о Блаватской пишут, что «учение Блаватской - теософия - ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в универсальный божественный принцип - Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворённой. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины».

В. С. Соловьёв видел в теософии приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления". В «Русском обозрении» за август 1890 г. Вл. Соловьев опубликовал статью с критической рецензией книги Е. П. Блаватской «Ключ к Теософии». Е. П. Блаватская основала периодическое издание «Lucifer» и являлась его редактором совместно с Анни Безант вплоть до своей смерти в мае 1891 года.

В. П. Желиховская приводит фрагмент из письма Е. П. Блаватской с объяснением этого названия. "Что вы на меня напали за то, что я свой журнал Люцифером назвала? Это прекрасное название. Lux, Lucis - свет; ferre - носить: «Носитель света» - чего же лучше?.. Это только благодаря мильтоновскому «Потерянному раю» Lucifer стал синонимом падшего духа. Первым честным делом моего журнала будет снять поклеп недоразумения с этого имени, которым древние христиане называли Христа. Эасфорос -греков, Люцифер - римлян, ведь это название звезды утра, провозвестницы яркого света солнечного. Разве сам Христос не сказал о себе: «Я, Иисус, звезда утренняя» («Откров. Св. Иоанна XXI I ст. 16)?.. Пусть и журнал наш будет, как бледная, чистая звезда зари предвещать яркий рассвет правды -слияние всех толкований по букве, в единый, по духу, свет истины!».

По инициативе Епископальной церкви США в Лондоне произошло несколько встреч. Однако, по утверждению В. П. Желиховской, письмо, написанное Е. П. Блаватской в журнале «Lucifer» под заглавием «Lucifer to the Archbishop of Canterbury», прекратило конфликт. В. П. Желиховская пишет, что примас Англии заявил, что это письмо принесло «если не учению теософистов, то его проповеднице полную симпатию и уважение», а также, что после этого на встречах Теософского общества стало бывать духовенство. По её сведениям, их посещала супруга епископа Кентерберийского.

Елена Блаватская. Влюбленная в призрака

В своей автобиографической книге «Моя жизнь» отмечал, что на его мировоззрение оказали влияние личное общение с членами Теософского общества и чтение трудов Е. П. Блаватской.

«К концу второго года пребывания в Англии я познакомился с двумя теософами, которые были братьями и оба холостяками. Они заговорили со мной о «Гите». Они читали «Небесную песнь» в переводе Эдвина Арнолда и предложили мне почитать вместе с ними подлинник. Было стыдно признаться, что я не читал этой божественной поэмы ни на санскрите, ни на гуджарати. Но я вынужден был сказать, что не читал «Гиты» и с удовольствием прочту её вместе с ними... Мы начали читать «Гиту»... Книга показалась мне бесценной. Со временем я еще более укрепился в своем мнении и теперь считаю эту книгу главным источником познания истины... Братья рекомендовали мне прочесть также «Свет Азии» Эдвина Арнолда, которого я до того знал только как автора «Небесной песни». Я прочел эту книгу с еще большим интересом, чем «Бхагаватгиту». Начав читать, я уже не мог оторваться. Они свели меня также в ложу Блаватской и там познакомили с м-м Блаватской… Помнится, по настоянию братьев я прочел «Ключ к теософии» м-м Блаватской. Книга эта вызвала во мне желание читать книги по индуизму. Я не верил больше миссионерам, утверждавшим, что индуизм полон предрассудков», - указывал Махатма Ганди.

Согласно книге публициста и политолога Ксении Мяло, Махатма Ганди говорил, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской».

В 1927 году администрация Панчен-ламы IX Тубден Чокьи Ньима (Tub-ten Chö-gyi Nyima) (1883-1937) помогла Китайскому обществу исследования буддизма в Пекине опубликовать книгу Е. П. Блаватской «Голос Безмолвия». Книга была дополнена посланием самого Панчен-ламы IX, специально для этого им написанным:

«Все существа желают освободиться от страданий.
Посему ищите причины страданий и устраняйте их.
На этом пути достигается освобождение от страданий.
Посему побуждайте все существа ступить на этот путь».

В 1989 году, в ознаменование сотой годовщины выхода в свет книги «Голос Безмолвия» Блаватской, было выпущено юбилейное издание, предисловие для которого написал Далай-лама XIV. В предисловии, озаглавленном «Путь Бодхисаттвы», Далай-лама XIV писал: «Я думаю, что эта книга оказала сильное влияние на многих людей, которые искренне ищут и стремятся приобщиться к мудрости и состраданию Пути Бодхисаттвы. Я от всей души приветствую это юбилейное издание и выражаю надежду, что оно поможет ещё очень и очень многим».

Далай-лама XIV на официальной встрече сказал, что буддийские богословы высоко ценят труды Е. П. Блаватской.

В 1991 году киностудией «Центрнаучфильм» был снят фильм «Кто вы, мадам Блаватская?». Главную роль в фильме сыграла Народная артистка Российской Федерации Ирина Муравьёва.

Распространено мнение о том, что 1991 год был якобы объявлен ЮНЕСКО годом памяти Елены Петровны Блаватской. Например, это указано на первых страницах «Тайной Доктрины» Блаватской, напечатанной в издательстве «Наука» в 1991 году и в 1992 году в журнале «Вестник Российской академии наук». Однако ссылок на официальные документы ЮНЕСКО, подтверждающие факт, в этих источниках не приводится. Существуют свидетельства ряда лиц, направлявших в ЮНЕСКО запросы с просьбами подтвердить или опровергнуть эту информацию, и приводящих тексты полученных от ЮНЕСКО официальных писем, в которых говорилось, что «ЮНЕСКО вообще не объявляет никакие "Годы"» и занимается лишь составлением Календаря памятных дат.

В Календаре памятных дат ЮНЕСКО на 1990-1991 годы, который был составлен в 1989 году, имя Е. П. Блаватской не фигурирует.

Все работы Е. П. Блаватской по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях. Её сочинения переведены на многие европейские языки, а также на иврит, арабский, тамильский, хинди, китайский, японский, вьетнамский и многие другие языки.

В 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: «Нет религии выше истины».

Все, кто знал Елену Петровну Блаватскую, все, без исключения, утверждают, что она обладала необычайной душевной силой, подчинявшей себе все окружающее. Доверчивость и искренность ее доходили до размеров, необычайных для души, собравшей столь небывалый по разнообразию жизненный опыт: от ученицы восточных мудрецов до не менее необычного положения Учителя и провозвестника Древней Мудрости, стремившегося объединить в общем эзотеризме все древнеарийские верования и доказать происхождение всех религий от единого божественного источника.

«Жить рядом с Еленой Петровной - означало быть в постоянном соседстве с чудесным», - писал один из ее биографов. Она владела незаурядными способностями настоящего Мага, удивляла всех эрудицией, глубокими целостными знаниями, мудростью души.

Как рассказывает биограф, «...она очаровывала и покоряла всех, кто соприкасался с ней более или менее близко. Она силой своего всепроникающего и бездонного взгляда творила самые непостижимые чудеса: бутоны цветов раскрывались у вас на глазах, и самые отдаленные предметы по одному лишь зову стремились к ее рукам». Вся история литературы,- пишет Олькотт, - не знает более замечательного персонажа, чем эта русская женщина».

Елена Петровна была способна на невероятный труд и сверхчеловеческое терпение, когда речь шла о служении идее, об исполнении воли Учителей. Преданность ее Учителям была героическая, пламенная, никогда не ослабевавшая, преодолевшая все препятствия, беззаветная до последнего вздоха.

Сама она говорила: «Для меня уже не имеет значения ничто, кроме моего долга перёд Учителями и Делом Теософии. Им принадлежит вся моя кровь до последней капли. Им будет отдано последнее биение моего сердца...»

Эта русская женщина боролась с огромной гнетущей силой сковавшего человеческую мысль материализма, она вдохновила множество благородных умов и сумела создать духовное движение, продолжающее расти, развиваться и оказывать влияние на сознание человечества.

Она первая обнародовала сведения о сокровенных учениях, на которых основаны все религии, она первая сделала попытку произвести синтез религиозно-философских учений всех веков и народов; она вызвала пробуждение религиозного сознания Востока и создала Всемирный братский союз, в основу которого положены уважение к человеческой мысли, на каком бы языке она ни выражалась, широкая терпимость ко всем членам единой человеческой семьи и стремление воплотить не мечтательный, но конкретный идеализм, проникающий во все области жизни.

Каждое столетие Учителями Шамбалы предпринимается попытка найти вестника, через которого можно передать миру часть истинного древнего Учения для просвещения людей. В XIX веке выбор пал на Е. П. Блаватскую.

« Мы за 100 лет на Земле нашли одну такую », - писали Махатмы.

Главным препятствием в жизни для Блаватской был ее же темперамент. Даже с Учителями, пред которыми она преклонялась, она часто пререкалась, и для свободного общения с ними ей приходилось обуздывать себя. «Сомневаюсь, чтобы кто-нибудь другой вступал на Путь с такими трудностями или с большим самопожертвованием», - писал Олкотт.

Учителя говорили: «У нас Блаватская вызывала особое доверие - она готова была всем рисковать и перенести любые трудности. Больше, чем кто-либо другой, владевшая психическими силами, подгоняемая чрезвычайным энтузиазмом, неудержимо стремящаяся к своей цели, физически очень выносливая, она была для нас самым подходящим, хотя и не всегда послушным и уравновешенным, посредником.

У другого, быть может, было бы меньше ошибок в литературных трудах, но он не выдержал бы, как она, семнадцатилетнего напряженного труда. И тогда многое осталось бы для мира неизвестным».

3-й этап жизни Блаватской (1873-1891) - период творчества, носящий явную печать определенной духовной миссии. В 1875 году вместе с Генри Олкоттом Елена Петровна основала Теософское общество - одно из звеньев в той цепи высших школ тайного знания, которые закладывались из века в век сотрудниками Иерархии по мере надобности, в той или иной стране, в том или ином виде.

Все эти школы высшего знания были отпрысками Единого Древа Жизни и Древа Познания Добра и Зла. Задача Теософского общества - объединение всех, независимо от расовой принадлежности и религиозных убеждений, стремящихся к единению человечества, познанию истинной природы человека и Космоса. Посеянные Теософским обществом семена высшего знания проникли в сознание людей Запада и распространились по всему миру.

Во всех высокоразвитых странах существуют такие общества, работает Теософское общество и в Москве. В 70-е годы XIX века в Америке, Европе и России прокатилась волна увлечения спиритизмом. Елена Петровна пишет: «Получила приказ сообщить публике правду о спиритических феноменах и их медиумах. И отныне начинается мое мученичество. Все спириты восстанут на меня, вдобавок к христианам и всем скептикам. Твоя воля, Учитель, да будет исполнена!»

Она временно примкнула к спиритизму, чтобы показать все опасности медиумических сеансов и разницу между спиритизмом и истинной духовностью.

В то же время Блаватская работает над первым своим большим трудом «Разоблаченная Изида». И затем главный труд жизни Блаватской - «Тайная доктрина»: 3 тома, около тысячи страниц в каждом (1884-1891). Первый том приоткрывает часть загадок о сотворении космоса, второй - об эволюции человека, третий - об истории религий.

Сущностью сведений, излагаемых человечеству через Блаватскую в «Разоблаченной Изиде» и в продолжающей ее «Тайной доктрине», являются откровения о Великом Созидающем Начале Космоса, творении космоса и человека (микрокосма), о вечности и периодичности бытия, об основных космических законах, которыми живет Вселенная. Учение, переданное Блаватской, так же старо, как само человечество. Итак, «Тайная доктрина» - накопленная мудрость веков, и уже одна ее космогония является самой изумительной и разработанной из всех подобных систем.

Жизнь Е. П. Блаватской можно охарактеризовать двумя словами: мученичество и жертвенность. Страшнее всех физических мучений - их много было в ее жизни - страдания души, которые Блаватская переносила вследствие коллективной ненависти, непонимания, жестокости, порожденных ее борьбой против невежества и инертности человеческой души. 17 лет боролась Блаватская с невежеством и догматизмом как в науке, так и в религии. И все это время она была средоточием нападок и клеветы.

Е. П. Блаватская обладала колоссальными, всеобъемлющими, невероятными по разносторонности знаниями.

Н.К.Рерих.Вестник

Вот краткое обобщение учения, переданного ею в ее многочисленных трудах:

БОГ . Для Блаватской не существует личного Бога. Она сторонник пантеизма. Она считает, что нет того, кто может представлять Бога на Земле, но вместе с тем каждое человеческое существо по мере развития сознания ощущает присутствие Божественного начала в себе. Бог - есть Таинство. Человек может постичь только то, что вмещает его ум, и поэтому приписывает Богу те качества, которые в каждую эпоху в различных регионах считались самыми лучшими. Елена Петровна Блаватская была противницей любой дискриминации на основе верований, так как знала всю их относительность во времени и пространстве. Никто не владеет Истиной во всей ее полноте, но лишь ее частичным искаженным видением. Е. П. Блаватская была противницей любого расизма, особенно расизма духовного.

КОСМОГЕНЕЗ. В основах учения, сформированного ею, возникает понятие «Космос». В неоплатонизме имеется определение Космоса как огромной живой формы, постоянно обновляющейся, подобно телу любого минерала, растения, животного или человека. Собственно, человек в этом Космосе является одним из многочисленных проявлений жизни в физическом плане. Космос не имеет постигаемых умом размеров. Наше познание Космоса углубляется в соответствии с нашим развитием. По ходу истории изменяются наши представления о Вселенной. За пределами этих соответствующих эпохе познаний, которые отражает культура, существуют древние учения, которые люди унаследовали от более высоких космических цивилизаций.

Е. П. Блаватская опирается преимущественно на тибетскую «Книгу Дзиан». В ней говорится о Космосе, как о чрезвычайно сложном организме с определенным количеством форм материи и энергии. И, более того, говорится, что, кроме «нашего Космоса» (т. е. физического), существуют и другие Космосы, более или менее подобные нашему, но не доступные пониманию из-за ограниченности человеческого ума. Части Космоса и даже весь он целиком рождаются, живут, воспроизводятся и умирают, подобно любому живому существу. Он расширяется и сужается в процессе космического дыхания, основанного на гармонии противоположностей.

Древние традиции учат, что души эволюционируют, претерпевая миллионы перевоплощений, переходят с планеты на планету, чтобы воплотиться в более совершенном теле. Некоторых из планет, которые она упоминает, уже нет сегодня, некоторые только будут существовать в будущем. Как говорится в древних текстах, причину существования Космоса «не знает даже самый великий ясновидец, находящийся ближе всех к небу». Это Таинство из Таинств. Начало и Конец ускользают от человеческого восприятия.

АНТРОПОГЕНЕЗ. Блаватская не приемлет идей Дарвина. Она поддерживает древние доктрины относительно происхождения человечества от лиц, «высадившихся» на Землю с Луны. Постепенно эти существа стали приобретать телесную оболочку.

На Земле в физическом теле человек развивается более 18 миллионов лет, сначала как гигант с ограниченным интеллектом. 9 миллионов лет назад человек уже стал похож на современного. Миллион лет назад в полном расцвете находилась так называемая «Атлантическая цивилизация», распространявшаяся на континенте, расположенном между Евразией и Америкой. У атлантов технический прогресс достиг, очень высокого уровня. Этот континент вследствие геологических катастроф, вызванных неумеренным использованием энергии, подобной современной атомной, раскололся. Последний из оставшихся островов 11,5 миллионов лет назад погрузился в воды океана, получившего название Атлантического. Об этой катастрофе напоминает библейское сказание о Ное.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ. Блаватская упоминает о двух основных законах - Дхарме и Карме.

Дхарма (переводится как «учение», «правило», «порядок», «миропорядок») - универсальный закон, которым определяется все сущее. Любая попытка отклонения от Дхармы сопровождается страданием и отторгается. То, что согласуется с предназначением, не подвержено страданию и отторжению. У человека есть возможность отклониться, так как у него имеется относительная свобода воли. Колесо перевоплощений дает ему возможность действовать правильно или неправильно. Любое его действие в обоих направлениях порождает Карму, то есть причину, неизбежно влекущую следствие.

Блаватская верит не в прощение грехов, но в то, что они могут быть компенсированы милосердными поступками.

Все души различны по своему внешнему проявлению, но по сути одинаковы, так как не имеют пола, нации, расы. . Человеческое существо перевоплощается всегда только в человеческое существо той расы и того пола, которые ему необходимы для приобретения опыта.

Все, казалось бы, исчезает со временем, однако на самом деле ничто не исчезает и не умирает, а только уходит и вновь появляется. В нашем мире все происходит циклично, тогда как в трансцендентальном - кругообразно.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. Для Блаватской человеческие существа остаются примерно теми же самыми вне зависимости от того, находятся ли они в воплощении или нет. Они выполняют неизбежный цикл рождений, жизни и смерти.

ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. Е. П. Блаватская относилась к ним пренебрежительно, полагая, что только те, кто неспособен постичь глубинные истины, могут быть увлечены ими. Она считала их не чем-то исключительным, а потенциально свойственным всем людям, независимо от уровня их духовности.

В мае 1891 года Елена Петровна скончалась в своем рабочем кресле, как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь. День ее успокоения чествуется как День Белого Лотоса.

«Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели Знание»: Оглядываясь на прошлое человечества, можно видеть закономерность неприятия открытий и откровений, опережающих свой век. До сих пор мало кто осознает, что не только принесенные Блаватской с Востока учения, но и сама она, ее личность, ее необычайные психические свойства, представляют для нашей эпохи явление величайшей важности. Блаватская - не теория, она - факт.

Елена Блаватская признана величайшим оккультистом Запада, а ее “Тайная доктрина” до сих пор обсуждается в высших кругах! Что же это была за женщина?

1. Детство Елены Блаватской
2. Какими сверхспособностями владела Блаватская?
3. Странствия Елены Блаватской
4. Дальнейшая судьба и развитие сверхспособностей
5. «Тайная доктрина» Елены Блаватской

Детство Елены Блаватской

Елена фон Хан родилась в семье аристократов на юге Российской империи в Екатеринославле (сейчас Днепр, Украина) 12 августа в 1831 году.

Ее родителями были Петер фон Хана и одаренная русская писательница Елена Фадеева, родословная которой начиналась от самих Рюриков. Мать умерла, когда девочке было около одиннадцати лет, и ей пришлось переехать жить к дедушке, которого на тот момент назначили губернатором Саратовской губернии.

С раннего детства Елена Блаватская выделялась среди других детей!

Ее экстрасенсорные способности и таланты не раз удивляли и восхищали семью. Также она имела исключительные способности к иностранным языкам, была талантливой пианисткой и художницей, великолепной и бесстрашной наездницей.

Какими сверхспособностями владела Блаватская?

С юных лет Елена Блаватская рассказывала своим домашним, что постоянно видит различных существ, призраков и слышит загадочные и красивые звуки. Особо часто она упоминала о важном и благородном индусе, которого она видела, как во сне, так и наяву. Она уверяла, что это Хранитель, который убережет ее от многих бед и несчастий.

Через несколько лет выяснилось, что этот индус не кто иной, как Махатма Мориа¹, ее духовный Учитель.

Их знакомство состоялось в 1852 году в Лондоне. Махатма Мориа сказал Елене, что ему нужна ее помощь, что ей следует приехать в Тибет и провести там три года.

Психические способности Блаватской до сих пор ставят под сомнение, хотя очевидцы говорили, что она неоднократно:

  • предсказывала будущие события,
  • могла читать нераспечатанные письма,
  • бесконтактно двигать предметы и т.д.

Блаватская одной из первых предсказала:

  • появление ядерного оружия,
  • начало войны,
  • предвидела многочисленные открытия и изобретения в области физики,
  • говорила о покорении Космоса в XX веке.

Также она говорила, что у Солнца есть пульс, как и у сердца человека, но с промежутком в одиннадцать лет. Это предположение позже было научно доказано Александром Чижевским².

Одно из ее предсказаний гласит, что настанет время, когда русский народ заинтересуется буддизмом, реинкарнацией³, кармой и вегетарианством.

Странствия Елены Блаватской

Стремясь выйти из-под опеки отца, Блаватская решила выйти замуж в восемнадцать лет за сорокалетнего вице-губернатора Эриванской провинции Н. Блаватского, но спустя три месяца убежала от мужа. Так и начались ее бесчисленные странствия.

На протяжении жизни Елена Блаватская побывала почти во всех развитых странах мира, ей дважды удалось совершить путешествие вокруг земного шара, и она стала одной из первых русских женщин, которым удалось получить гражданство в Соединенных штатах.

Дальнейшая судьба и развитие сверхспособностей

Первое путешествие в Тибет 1852 г. было неудачным, ей пришлось вернуться в Англию и, спустя год, снова уехать в Штаты. Осенью 1855 года Блаватской удалось добраться до Кашмира⁴ и Ладакха⁵, а оттуда уже в Тибет.

В горной стране она прожила три года, получая оккультные знания от своего Учителя Махатмы Мориа, занимаясь мистическими практиками и развивая сверхспособности.

В 1858 году она уезжает из Тибета во Францию, после в Германию, и далее в Россию, где какое-то время живет у своей сестры в Пскове. В 1860-1865 гг. Блаватская жила на Кавказе, чтобы укрепить здоровье, несколько подорванное неумением контролировать свои сверхспособности.

В 1865 г. она вновь уезжает из России и путешествует по странам Средиземноморья и Африки.

Посетив в Тибет в 1868 году, Блаватская знакомится и обучается у Мастера Кут Хуми⁶. Через пять лет, выполняя поручение своих учителей, она отправляется в Соединенные Штаты.

В Америке судьба подарила Елене знакомство с Генри Олкоттом⁷, журналистом, юристом и военным в отставке. Они прожили вместе до конца жизни. В 1975 году они стали соучредителями Теософского сообщества⁸, основной целью которого было объединить религию, философию и науку, а также изучение сверхспособностей и возможностей человека.

«Тайная доктрина» Елены Блаватской

В последний раз Блаватская посетила Индию в 1984 году. Несколько последних лет жизни она провела в Лондоне, где и создала свое главное сочинение «Тайную доктрину». Трехтомный труд вышел в 1988 году и мгновенно привлек внимание всего мирового сообщества.

Несмотря на нападки и громкую критику, «Тайную доктрину» читали и перечитывали выдающиеся умы того времени. Махатма Ганди⁹ как-то признался, что для него была большая честь даже прикоснуться к одеждам Елены Блаватской.

В 20-х годах «Тайная доктрина» попала в руки Адольфа Гитлера…

Именно из трудов Блаватской Гитлер¹⁰ узнал, что немецкий народ является прямым наследником и потомком ариев, имеющих право устанавливать новые порядки и законы.

Если бы Блаватская могла предположить, какие последствия будут иметь ее высказывания…

Елена Петровна Блаватская скончалась в мае 1891 года, когда в Англии случилась сильнейшая эпидемия гриппа. Тело кремировали в Уокинге (графство Суррей), а прах поделили на три части, одна из которых хранится в Мадрасе, вторую отвезли в Нью-Йорк, а третью оставили в Лондоне.

1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Елены Блаватской.

Это была действительно легендарная женщина. За свои труды и учения, за верность своей миссии и за свои сверхспособности Елена Петрвна Блаватская была признана величайшим оккультистом в истории Западной цивилизации.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Махатма Мориа - один из «Учителей Мудрости», в Учении Вознесённых Владык (под именем Эль Мория) - один из «Вознесённых Владык» (Википедия).

² Александр Леонидович Чижевский (26 января (7 февраля) 1897 - 20 декабря 1964) - советский учёный, биофизик (основоположник гелиобиологии), философ, поэт, художник (Википедия).

³ Переселение душ, перевоплощение, реинкарнация, - группа религиозных философских представлений, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое (Википедия).

⁴ Кашмир - спорная область на северо-западе полуострова Индостан, исторически бывшее княжество в Гималаях (Википедия).

⁵ Ладакх, или Ладак - историческая и географическая область, в настоящее время входящая в состав индийского штата Джамму и Кашмир (Википедия).

⁶ Кут Хуми, иногда Кутхуми, реже Кут Хуми Лал Сингх, чаще Учитель К. Х. или просто К. Х. - в теософии один из Учителей Вневременной Мудрости (Википедия).

⁷ Генри Стил Олкотт (2 августа 1832 - 17 февраля 1907) - один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник Гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель (Википедия).

⁸ Теософское общество Адьяр - базовое подразделение международного сообщества теософов (Википедия).

⁹ Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди - индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании (Википедия).

¹⁰ Адольф Гитлер - основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вождь (фюрер ) Национал-социалистической немецкой рабочей партии (1921-1945), рейхсканцлер (1933-1945) и фюрер (1934-1945) Германии, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии (с 19 декабря 1941) во Второй мировой войне (