Проект на тему добродетели и добрые дела. Социальный проект "доброе сердце - добрые дела"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 им. В.И.Данильченко»

ст. Стародереревянковская Каневского района

УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета

от ___________ 20__ года протокол № 1

Председатель___________ _________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

«Доброе сердце - добрые дела!»

(социальный проект)

Выполнили учащиеся 2 «А» класса

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Моргун Лариса Юрьевна

2014-2015 уч.г.

Информационный раздел

Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. В.И.Данильченко»

ст. Стародеревянковской Каневского района

Название: «Доброе сердце – добрые дела»

Идея проекта: актуализация лучших моральных качеств: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации

Исполнители: учащиеся 2 класса

Сроки реализации: сентябрь – февраль 2014/15 г

« Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать ДОБРО!»

А.П. Чехов.

    Аннотация проекта

Тема проекта : «Доброе сердце- добрые дела»

    Актуальность:

Доброта нужна всем людям-

Пусть побольше добрых будет!

Доброта - она от века

Украшенье человека!

Ведущая идея проекта . «Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось».

Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.

Социально активная деятельность готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.

Данный проект объединит вокруг себя детей и взрослых (учащихся, родителей, педагогов) и станет общим делом.

Добро, гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.

Все в наших руках!

Обоснование необходимости проекта

Цель проекта

Вовлечение учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи ветеранам труда, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям, нуждающимся в помощи, детям- сиротам, а также братьям нашим меньшим.

Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:

Способствовать приобретению учащимися опыта сопричастности, сочувствия к чужой беде, милосердия, быть добрее друг к другу, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.

Способствовать осознанию ими важности и необходимости их деятельности.

Способствовать пониманию того, что чёрствость души – самая страшная болезнь на свете.

Развивать чувства долга, заботы и уважения к людям, нуждающимся в помощи.

Воспитывать у учащихся чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.

Оснащать учащихся различными источниками информации о социальных проблемах своего поселка и района.

Миссия проекта – актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.

Процесс взаимодействия в рамках этого проекта осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.

Социальный аспект выражается в потребности общества организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта.

Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.

Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства

ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.

Сроки работы: сентябрь – февраль 2014/15 г

4. В основу проекта положены следующие воспитательные методы:

Вовлечение в деятельность;

Стимулирование;

Сотрудничество;

Доверие;

Личный пример.

Направления деятельности:

    «Творчество». Организация праздников, концертов, акций для детей из детского сада дома, одиноких стариков ветеранов войны и работников тыла, конкурсы рисунков и сочинений, изготовление поздравительных открыток.

    «Забота». Организация реальной помощи нуждающимся (малообеспеченным семьям, пожилым людям,), организация шефской работы над детским садом.

Ожидаемые результаты

Рост социальной и общественной активности;

Повышение стремления к общению;

Появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни;

Формирование зрелой гражданской позиции;

Формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.

Прогнозирую, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных моих прогнозов и ожидаемых результатов.

Перспективы проекта:

Видимой станет общественно полезная деятельность учащихся школы, --_

Учащиеся школы станут активными участниками общественной жизни станицы;

Школьники смогут показать жизненную силу лозунга « Всё в наших руках и вместе - мы сила!», продемонстрировать, что их вклад является эффективным способом решения многих общественных (социальных) проблем.

5. Управление проектом:

Этапы проекта

1.Подготовительный этап .

Основная деятельность – социальное проектирование.

Определение темы и актуальности проекта.

Определение цели и задач проекта.

Определение круга благополучателей: обращение в станичную администрацию с целью уточнения списка одиноких пожилых людей, ветеранов труда, нуждающихся в помощи; в администрацию детского сада и школы для определения вида помощи.

Формирование добровольческих команд из классов и координация их деятельности.

Разработка перспективного плана дел.

2.Социальная проба.

Проведение плановых мероприятий.

Контроль и оценка проведения мероприятий.

Анализ результатов деятельности.

3. Подведение итогов

Проект не требует дополнительных материальных затрат.

Участники проекта: учащиеся 2 класса МБОУ СОШ №5, родители класса и учитель начальных классов Моргун Л.Ю.

Календарный план реализации проекта

«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».

(ам. поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)

Мероприятие

Сроки

исполнения

Ответственные

Книжная выставка

«Книги, которые учат добру»

сентябрь

Библиотекарь школы

Составление «Цветка слова доброта»

сентябрь

классный руководитель

Экспресс-анкетирование в рамках проекта.

сентябрь

психолог

Проведение классных часов по теме проекта:

« Доброта украсит мир!» ,

«Доброта лучше красоты»

сентябрь

классный руководитель

Акция «Школьный портфель»

Цель: посильная помощь нуждающимся детям собраться в школу

сентябрь

2 класса

Конкурс рисунков на асфальте, сочинений, стихотворений

классный руководитель,

Акция «Зона милосердия»

Цель: помощь престарелым

Акция «Подари частичку детства»

Подари книжку и игрушку детскому садику

классный руководитель, родители класса, учащиеся 2 класса

Персональная выставка детских работ «Добрые руки не знают скуки» (ёлочные игрушки)

(Пирогова В., Пархоменко В., Багаев М.,Рюхин В.)

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Персональная выставка детских рисунков «От доброго сердца» (Сабадырь М., Чукмасов Д.,Кинах А.,)

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Акция «Собери подарок к Новому году ребенку из малообеспеченной семьи».

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Акция «Посылка солдату»

Собрать посылки и послать выпускникам школы, несущим срочную службу (Колесникову П.)

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Акция «Поздравь ветерана»

Собрать подарок и поздравить.

Акция «70 добрых дел

классный

руководитель, родители класса, учащиеся

Заключение

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы:

Научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать.

И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.

Литература

    Т. В. Волкова, «Наука быть человеком: материалы для классных часов.

в 1-4 классах», Волгоград: Учитель, 2007

    В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия»,

Москва: ЭКСМО, 2002

Приложение 1

Цветок слова «доброта»

Приложение 2

Дерево добрых дел

Приложение 3

Анкета:

(укажите фамилии одноклассников, которые соответствуют этим нормам)

1. Всегда вежлив, говорит волшебные слова________________________________

2. Не забывает извиниться, если кого-нибудь нечаянно толкнул_______________

4. Всегда придет на помощь в трудной ситуации_____________________________

5. Заботится о родных и посторонних людях________________________________

6. Никогда не дерется и не дразнится______________________________________

7. Всегда сдержан, спокоен и тактичен_____________________________________

8. У кого в классе больше всех друзей?_____________________________________

9. Улыбчив и доброжелателен со всеми____________________________________

10. Совершает только добрые поступки____________________________________

Приложение 4


Акция «Школьный портфель» посильная помощь нуждающимся детям собраться в школу

Приложение 5

Конкурс рисунков на асфальте «Доброта спасёт мир»

ФОТООТЧЁТ:

Акция посылка солдату

Акция «Поздравь ветерана» Акция «70 добрых дел»



Отчёт о реализации социального проекта

«Доброе сердце – добрые дела»

Идея проекта состоит в том, чтобы включить школьников в активную благотворительную деятельность, направленную на поддержку пожилых людей, многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот. С этой целью дети выявляли людей нуждающихся в помощи, наметили план перечня социальных дел в этом направлении. Миссия проекта в актуализации лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, деятельной посильной помощи тем, кто сегодня в этом нуждается.

Социальный проект «Доброе сердце – добрые дела!» способствует формированию инициативы добра и ответственности подростков и молодежи, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.

Главное его направление – это оказание помощи детям в познании искусства творить добро, всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.

Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.

Реализация проекта предусматривала формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем.

Работа велась поэтапно.

Этапы проекта

1.Подготовительный этап (определение темы и актуальности проекта, определение цели и задач, круга благополучателей, разработка перспективного плана дел)

2.Социальная проба.

Проект охватывает изучение раздела по литературному чтению «Литературные сказки», а также темы по изобразительному искусству: «Изображение противоположных по характеру (добрых и злых) сказочных образов», «произведения художников В.Васнецова, И.Билибина…», где говорилось о доброте. На уроках русского языка велась работа с толковыми словарями, объясняли значение слов доброта, добрый, подбирали пословицы и поговорки о добре и зле, объясняли их смысл.

Участие детей в различного рода школьных и муниципальных акциях. «Спешите делать добро»-встречи, беседы, «Олимп добра и милосердия»- поделись игрушкой, дети-детям, «Пусть радость в дом войдёт» - это помощь родителям, «День подарков просто так» - обмен сувенирами, сюрпризами, создание хорошего настроения, «Подвижные игры» - организация

игр на переменах. Проведение классных часов на темы « Доброта украсит мир!» ,«Доброта лучше красоты», «Уроки доброты. Милосердие»,экспресс-анкетирование в рамках проекта.

В рамках внеурочной деятельности по окружающему миру а разделе «Человек – член общества» принялиучастие в муниципальных акциях «Помощь многодетной семье» и «Помоги инвалиду», «Помоги ветерану».

Составление устных сочинений, стихотворений, рисунках на асфальте «Милосердие – это я?», с выполнением творческого задания в виде цветиков-семицветиков, персональных выставок творческих работ и рисунков.

За период реализации социального проекта дети научились ценить доброе отношение к одиноким, больным, нуждающимся людям, через воспитательные моменты уроков русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, математики. Ребята прочитали много сказок о доброте: «Сказка о царе Салтане»,«Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Спящая царевна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «О золотом петушке». Детьми была пополнен фонд библиотеки, оказана адресная помощь многодетной семье ученицы класса, и семье находящейся в трудной жизненной ситуации, Учащиеся класса учились оценивать свои возможности, учились приносить пользу себе и окружающим, формировали первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности, участвовав в акциях «70 добрых дел», «Помоги ветерану», помоги инвалиду», « Собери портфель», «Посылка солдату».

3. Подведение итогов (Отчеты, презентации, награждения.)

В результате дети чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание. Научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать. Привлекая родителей к совместному с детьми решению задач проекта, мы убедились в ценности активного участия родителей и детей в различных видах деятельности. Таким образом, цель и задачи проекта выполнены.

Человечность

Музыка — свет

Супергерои

Доброта на футбольном поле


Героический поступок

Добро в метро

Позволить мечте исполниться

Хороший полицейский

Риск

Достойная соперница

Спортсменка помогает своей подвернувшей ногу сопернице пересечь финишную линию.

Ценная записка

Подъезд дома в Хельсинки. Надпись гласит: «20 евро. Найдены в подъезде между 1 и 2 этажом 11 сентября в 18.30».

Неравнодушные люди

Акт добра

Кто-то решил сделать приятное для незнакомца и оставил сдачу в автомате для покупки сладостей.

Взаимовыручка

Тысячи людей остались без электричества после урагана «Сэнди». Некоторые, у кого оно было, выводили на улицу розетки, чтобы другие люди могли зарядить свои телефоны и позвонить родственникам.


Добрый сосед

Этот солдат находился на многочасовом дежурстве. Увидев уставшего бедолагу, афганец вынес ему кружку чая, чтобы спасти его от изнуряющей жажды.

Твои пять минут блеска — чья-то целая жизнь

Выпускники Гимназии сербского города Пирот решили отказаться от дорогих платьев и костюмов на выпускном вечере, чтобы отдать сэкономленные деньги нуждающимся. В ходе акции школьники и преподаватели собрали 310 000 динаров, которые были переданы трем семьям с тяжело больными детьми.

После торжеств в Гимназии, выпускники прошли по центру города в футболках с надписью на спине «Твои пять минут блеска — чья-то целая жизнь»

Мы в ответе за тех, кого приручили

Мужчина спасает щенков из заброшенного дома во время наводнения в Маниле.

Бесплатный обед

Subway решили проявить акт доброй воли, установив вот такую табличку. Каждый бездомный мог получить свой обед.

Химчистка для нищих

Химчистка предлагает безработным бесплатно почистить их костюмы на случай, если им нужно было сходить на собеседование по поводу работы.

Благодарность

Фотография человека, дающего свою обувь бездомной в Рио-де-Жанейро. Девочка расплакалась.

98-летний нищий, дедушка Добри из болгарской деревни Баилово, одетый в домотканные одежды и древние кожаные ботинки, часто стоит у собора святого Александра Невского в Софии. Каждый день он рано встает и проходит 10 километров от своей деревни Баилово до столицы. В 2010 году во время съемок документального фильма о соборе, журналист болгарского телевидения сделал в архивах церкви шокирующее открытие — самое щедрое частное пожертвование, которое когда-либо получал собор — 40 000 евро было сделано старым нищим — дедушкой Добри.

98-летний святой не касается ни одной копейки из денег, которые ему подают. Он живет на свою пенсию в 100 евро в месяц, а также на неденежные подаяния в виде фруктов и хлеба. Дедушка Добри помогает и многим другим, например, он оплатил коммунальные счета детского дома, оказавшегося на грани отключения тепла и света. Он также помогает бездомным. Но о всех добрых делах дедушки Добри мы никогда не узнаем, потому что он никогда о них не говорит.

Человечность

Папа Римский Франциск удивил людей, собравшихся на площади Святого Петра в Риме, когда внезапно прервал молитву, чтобы поцеловать мужчину, чье тело «съедала» страшная болезнь. Мужчина сам пришел на площадь, чтобы попросить благословения у Папы.

Музыка — свет

Во время московского концерта группы KoЯn зрители неожиданно подняли вверх инвалидную коляску с молодым человеком и поднесли ее поближе к сцене, чтобы тот смог лучше разглядеть своих кумиров.

Супергерои

Работники компании мойки в Мемфисе решили устроить в детском госпитале Le Bonheur маленький праздник. Когда пришло время мыть окна снаружи, они нарядились в костюмы супергероев: человека-паука, капитана-америка и бэтмена. По словам добровольцев, дети просто ликовали от восторга, когда спайдермен за окном помахал им рукой.

Специалисты утверждают, что такая терапия крайне полезна для детей, потому что очень важно забывать о болезнях и переключать мысли на нечто другое, более интересное.

Доброта на футбольном поле


Ким Чельстрем успокоил больного аутизмом мальчика. Дело происходило перед началом матча со сборной Германии. Маленький Макс испугался происходящего, и футболист поддержал его. Позже отец мальчика написал Киму трогательное письмо с благодарностью.

Героический поступок

Пожарный только что вынес этого котенка из горящего дома, рискуя собственной жизнью. Он надел ему кислородную маску, чтобы тот мог снова нормально дышать.

Добро в метро

В канадском метро сломался турникет, и не было никого из работников. Вот что оставили на входе пассажиры.

Позволить мечте исполниться

Мичиганская футбольная команда «Декстер» дала возможность парню с синдромом дауна открыть вечернюю игру.

Хороший полицейский

Нью-йоркский полицейский Ларри Депримо дежурил на Таймс-Сквер, когда увидел пожилого бездомного, сидящего на тротуаре у обувного магазина. Он поговорил с ним, узнал какой у того размер, отошел, а через некоторое время вернулся с новыми зимними ботинками и носками, и помог бездомному их надеть. Все это произошло на глазах сотрудницы офиса шерифа. Она незаметно сняла эту сцену на камеру мобильного телефона. Полицейский был не в курсе того, что кто-то за ним наблюдает или тем более фотографирует. Он просто помог бездомному и пошел дежурить дальше. Вернувшись домой, она отправила фото с описанием увиденного в департамент полиции Нью-Йорка. Те установили личность офицера и выложили фото на свою страничку в Фейсбуке.

Риск

Эти два норвежских парня просто прогуливались неподалеку, как вдруг услышали непонятные звуки. Оказалось, что по собственной неосторожности в воду упал ягненок. Цепляясь за камни и крепко держа друг друга за руки, они рискнули собственной жизнью, чтобы спасти бедное животное.

Достойная соперница

В папке содержится исследовательская работа, презентация и видеоролик.

Просмотр содержимого документа
«Текст доброта спасет мир»

__________________________________________________________

«Доброта спасёт мир»

Работу выполнил:

Иванов Олег

4 «А» класс

Руководитель:

Пидыбаева Ольга Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 17 г.Йошкар-Ола»

Введение…………………………………………………………………..……….3

Основная часть……………………………………………………………..……..5

      Анкетирование и результаты анкетирования…………………………….6

      Работа со словом «Доброта»……………………………………………...7

      Примеры доброты………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………...…..14

Источники информации……………………………………………………...….15

Приложение…………………………………………………………...…………16

Введение

Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.

Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту, делятся кровом с оставшимися без жилья. Люди издавна считали, что добро – это одно из важных качеств. Даже в народных сказках добро побеждает зло. Добро может заменить подарок в праздник, помочь больному быстрее преодолеть болезнь, поднять настроение в грустный момент.

Актуальность

Объект исследования : человек

Предмет исследовани

Цель:

    Создать наглядно-методическую базу в виде наглядного пособия при изучении темы «Добро и зло» по ОРКСЭ в 4 классе.

Выдвигаем гипотезы :

    .

Задачи:

    Провести анкетирование среди обучающихся 4 А класса,

    Оформить работу с целью создания наглядного методического пособия.

Проблемные вопросы:

    Что такое доброта?

    Все ли могут быть добрыми?

    Как доброта может спасти мир?

Методы исследования:

    Анкетирование;

    Беседа с родителями, учителями;

    Анализ литературы и интернет источников

Ожидаемые результаты:

    Воспитание доброты и милосердия в обучающихся на примерах;

    Расширить кругозор и развивать познавательный интерес обучающихся;

    Формирование методической школьной базы;

    Использовать информацию для ознакомления обучающихся школы и родителей.

      Анкетирование и результаты анкетирования.

Прежде, чем приступить к работе по изучению слова «доброта», мы решили провести в классе анкетирование. Обучающиеся 4 «А» в ходе анкетирования должны были ответить на следующие вопросы:

1.Верите ли вы в добро?

В ходе анкетирования (Приложение 1 – анкета) были получены следующие результаты.

На вопрос № 1. Верите ли вы в добро? - 24 ученика ответили «Да».

На вопрос № 2. Каковы истоки вашей доброты? - было предложено 3 варианта ответов, здесь мнения ребят разошлись:

11 - семья,

8 – школа,

5 – общество.

На вопрос № 3. Часто ли вы совершаете добрые поступки? – ответы также были неоднородными:

Часто – 13,

Иногда – 8,

Почти никогда – 3.

Данные также представлены в виде круговых диаграмм.

Одна из наших задач была - Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность. Нами было решено проанализировать слово «Добро», найти значение этого слова, подобрать однокоренные слова, синонимы и антонимы. Нашим следующим шагом в исследовательской работе стал подбор и анализ литературы и интернет источников.

      . Работа со словом «Доброта»

В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:
А-аз,

Б-буки,

В-веди,

Г – глагол,

Д – добро,

Ж-живёте,

3-земля,
Л-люди,
М-мыслите,
П – покой.

Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Доброта – это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы рассмотрели значение слова «доброта ». И вот что у нас получилось...

Мы обратились к «Толковому словарю русского языка» под ред. С.И.Ожегова.

Добро -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм).

Также мы проанализировали другие источники, и выделили следующие значения слова « Добро »

1.Добро - нравственное понятие

2.Добро - название буквы Д в старославянской азбуке и в русском алфавите до реформы

3.Добро - синоним блага, богатства

4.Добро - этическая, религиозная и философская категория

5. До́бро - музыкальный инструмент

Рассмотрим подробнее эти значения:

    Добро-нравственное понятие.

Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему.

    Добро – буква.

Д, д (название: дэ) - пятая буква почти всех славянских кириллических алфавитов (только в украинском шестая), используется и в кириллических письменностях других языков. В старо- и церковнославянских азбуках носит название «добро»; в кириллице выглядит как Early Cyrillic letter Dobro.png и имеет числовое значение 4.

    Слово «добро» как благо.

Благо (экономика) - то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

    Добро- инструмент.

До́бро -шестиструнная резонаторная гитара. Она была изобретена в США в начале XX века выходцами из Чехии братьями Допера. От обычной акустической гитары До́бро отличается встроенным металлическим резонатором.

Изучили историю слова «Добро»,

Добро. Общеслав. Суф. производное (суф. -р-, ср. старый, острый, пестрый и т. п.) от доба "пора, время", той же основы (с перегласовкой о/е), что и дебелый. Первоначальное значение - "большой, крепкий, вошедший в добу (пору)". (Этимологический словарь, 2004 г.)

После этого мы подобрали однокоренные слова:

Добро,

доброжелатель,

добродивший,

доброкачественный,

добросердечный,

доброхотствовать,

доброволец.

Синонимы:

человечность,

гуманность,

ласковость,

человеколюбие,

добродушность,

благодушность,

добросердечность,

отзывчивость,

беззлобие.

Антонимы:

жестокость,

Поработав с литературой, рассмотрев различные токования, мы решили перейти к следующему этапу - показать примеры добрых поступков, преимущества доброты, вывести правила доброты.

      . Примеры доброты

Праздник доброты отмечают 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Организаторы Дня спонтанного проявления доброты призывают быть в этот день быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно. Выдающийся американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен говорил: « Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой».

В России этот праздник пока мало известен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

Кстати, в 2009 году ученые из США доказали, что доброта полезна для здоровья. Так, добрые люди живут дольше и болеют меньше. Такие выводы были сделаны на основании 5-летнего исследования с участием 400 мужчин и женщин.

Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта. Немногие в наше неспокойное время способны на такой «подвиг» - в состоянии усталости и раздражения от насущных забот мы всё чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснуться нас самих. И тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых «бескорыстная помощь», «милосердие» и «отзывчивость» не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

Добрым может быть каждый. Совершить добрый поступок не трудно, давайте рассмотрим примеры.

Примеры доброты.

    Четыре месяца назад у меня диагностировали облысение. Через месяц я потеряла волосы. Было страшно идти в школу, я думала, что все будут надо мной смеяться. На следующее утро я услышала стук в дверь, и десять моих друзей стояли на крыльце с полностью побритыми головами. Двое из них – девочки…

    Мы с подругой были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке в магазине. Шли и увидели умственно отсталого мальчика с папой и отдали игрушки ему. Он сказал: «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал несколько месяцев.

    Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сперва… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд!

Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.

Преимущества доброты:

    Доброта обеспечивает открытость – по отношению к людям, событиям и жизни в целом.

    Доброта даёт зоркость – для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

    Доброта даёт силы – для преобразования мира к лучшему.

    Доброта даёт возможности – участия и помощи окружающим людям.

    Доброта даёт возможности – становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

    Доброта даёт уверенность – в себе и в завтрашнем дне.

    Доброта даёт энергию – для совершения добрых дел.

Работая над проектом, мы вывели для себя следующие правила :

    Помогать людям.

    Забота о животных.

    Защищать слабых.

    Делиться последним с другом.

    Не завидовать.

    Прощать ошибки другим.

    Беречь природу.

Притча о добре и зле

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, аамбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

У человека есть всегда выбор, каким быть, на какую сторону встать. Мы за светлую сторону, мы за добро, мир, справедливость, любовь! Хоть мы ещё и не выросли, но мы можем совершать добрые поступки: помогаем маме помыть посуду, приглядываем за братиком или сестрёнкой, бабушке поливаем цветы, поддерживаем своих друзей, помогаем одноклассникам, кормим бездомных животных, выступаем в младшей группе волонтёров Ю.А.И.(Юные.Активные.Инициативные.) за ЗОЖ, собираем макулатуру, уважаем старших, навещаем ветеранов… Добрым может быть каждый, не зависимо от возраста, профессии, вероисповедания!

Заключение

В результате исследования мы расширили и углубили знания о «доброте»: провели анкетирование, изучили значение этого слова, провели словарную работу, изучили примеры добрых дел, оформили работу как наглядно - методическое пособие для изучения темы «Добро и зло в 4 классе» при изучении предмета ОРКСЭ. Передаем эстафету по созданию наглядно - методической базы будущим четвертым классам: на 2016-2017 учебный год Беляевой Людмиле Анатольевне, Калининой Наталье Анатольевне.

В результате исследования нами было доказано, что тема актуальна. Доброта помогает человеку быть принятым в обществе людей, т.к. является универсальным человеческим качеством. Мы смогли ответить на вопросы, которые были поставлены перед нами в начале исследования, а также подтвердили гипотезу.

Пока доброта живёт в нашем сердце, мы будем жить. Чтобы она жила, нужно зажечь её внутри себя. И тогда доброта спасёт мир! Мы в это верим!

Источники информации:

    В . А . Синицын . “ Путь к слову ”, АО “Столетие”, М., 1996.

    http :// ru . wikipedia . org / wiki /% C 4% EE % E 1% F 0% EE

    http :// www . ubrus . org / dictionary - units /? id =6452

    Фото из личного архива

    http://wandern1.narod.ru/images3/f9.jpg

    http://mou-petr.ucoz.ru/_nw/0/62297730.jpg

    http://wazhiny.ucoz.ru/_nw/0/88190389.jpghttp://sosh24.ucoz.ru/_pu/0/47523516.jpg

    http://school48-barnaul2.narod.ru/vet2.JPG

    http://anat-bibl.narod.ru/images/tim.jpg

    Тиханкова Анжелина Текст « Добрый» - что это за слово?»-2012-2013г (Информ.учебно-исследовательская работа по русскому языку)

Приложение 1 – Анкета

1.Верите ли вы в добро?

2.Каковы истоки вашей доброты?

В) Общество

3. Часто ли вы совершаете добрые поступки?

Б) Иногда

В) Почти никогда

Просмотр содержимого презентации
«Доброта спасет мир»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы»

Исследовательский проект в номинации «Доброта и милосердие спасут мир» на тему: «Доброта спасёт мир»

Работу выполнил: Иванов Олег

4 «А» класс, «СОШ №17»

Руководитель: Пидыбаева О.С.



Выдвигаем гипотезы :

  • Доброта помогает человеку быть принятым в обществе людей, т.к. является универсальным человеческим качеством.
  • Доброта - это общечеловеческое качество, т. к. она присуща разным людям и не зависит от пола, возраста, национальности, вероисповедания и пр .

Задачи :

  • Провести анкетирование среди обучающихся 4 А класса,
  • Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.
  • Проанализировать различные проявления доброты в жизни.
  • Оформить работу с целью создания наглядного методического пособия.

Цель:

  • Проанализировать слово «Доброта»;
  • Создать наглядно-методическую базу в виде наглядного пособия при изучении темы «Добро и зло» по ОРКСЭ в 4 классе.

Актуальность темы заключается в том, что доброта в наше время перестала быть важным человеческим качеством.

Объект исследования : человек

Предмет исследовани я: качество характера - ДОБРОТА.


Анкетирование

Проведя анкетирование в классе, мы получили

следующие результаты

  • Верите ли вы в добро? – 100% ответили «да»
  • Каковы истоки вашей доброты?
  • Часто ли вы совершаете добрые поступки?

В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами: В – веди, Д – добро, Ж - живёте, З – земля, Л – люди, М – мыслите, П – покой. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».



Значения слова « Добро »

1.Добро - нравственное понятие.

2.Добро - название буквы Д в старославянской азбуке и в русском алфавите до реформы.

3.Добро - синоним блага, богатства.

4.Добро - этическая, религиозная и философская категория.

5. До́бро - музыкальный инструмент.


Однокоренные слова

История слова «ДОБРО»

Антонимы:

Синонимы:

Добро,

доброжелатель,

добряк,

добрый,

доброта,

добродивший,

доброкачественный,

добросердечный,

доброхотствовать,

доброволец

милость,

человечность,

гуманность,

ласковость,

человеколюбие,

добродушность,

благодушность,

добросердечность,

отзывчивость,

беззлобие.

жестокость,

злоба.

Добро. Общеслав. Суф. производное (суф. -р-, ср. старый, острый, пестрый и т. п.) от доба "пора, время", той же основы (с перегласовкой о/е), что и дебелый. Первоначальное значение - "большой, крепкий, вошедший в добу (пору)". (Этимологический словарь, 2004 г.)


«Доброта - это то, что может увидеть слепой и услышать глухой» Марк Твен


Добрых людей, как всегда, не хватает, Добрых людей, как всегда, дефицит. Добрых людей не всегда понимают, Сердце у добрых сильнее болит. Добрые - щедро больным помогают, Добрые - дарят тепло и уют, Добрые - в ногу со слабым шагают И никакого спасибо не ждут.


Из дневника девочки 14 лет: «Мне поставили диагноз – облысение. Через месяц я потеряла волосы. Было страшно идти в школу. Утром я услышала стук в дверь, десять моих друзей стояли в подъезде с полностью побритыми волосами, двое из них – девочки»…

Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сперва… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд!

Мне рассказала соседка: Мы с подругой выиграли мягкие игрушки. Шли по улице и увидели умственно отсталого мальчика с папой и отдали игрушки ему. Он сказал: «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал несколько месяцев.


Качество это серьезное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, тепло и любовь. В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живет и о боли других позабыть не дает. И оно поважнее, чем лица красота. Это качество - наших сердец ДОБРОТА.


Преимущества доброты:

5. Даёт силы для преобразования мира к лучшему.

1. Даёт зоркость для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

2. Даёт уверенность в себе и завтрашнем дне.

4. Даёт энергию для совершения добрых дел.

3. Обеспечивает открытость по отношению к людям, событиям и к жизни в целом.


Правила доброты

4. Делиться последним с другом.

7. Беречь природу.

2.Забота о животных.

5. Не завидовать .

6. Прощать ошибки другим.

1 . Помогать людям

3. Защищать слабого.


Притча о добре и зле

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


В результате исследования мы расширили и углубили знания о «доброте»: провели анкетирование, изучили значение этого слова, провели словарную работу, изучили примеры добрых дел, оформили работу как наглядно - методическое пособие для изучения темы «Добро и зло в 4 классе» при изучении предмета ОРКСЭ. Передаем эстафету по созданию наглядно - методической базы будущим четвертым классам: на 2016-2017 учебный год Беляевой Людмиле Анатольевне, Калининой Наталье Анатольевне. В результате исследования нами было доказано, что тема актуальна.

Пока доброта живёт в нашем сердце, мы будем жить. Чтобы она жила, нужно зажечь её внутри себя. И тогда доброта спасёт мир! Мы в это верим!


ПРОЕКТ

Тема: «Твори добро»

Введение

1.Проблема добра и зла в современном мире

2.1.Общее понятие о добреи зле

2. Организация и проведение мероприятий

2.1. Анкетирование учащихся

2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел»

3.Заключение

4.Список источников информации

5.Приложения

5.1. Приложение №1

Памятка «Твори добро»

5.2.Приложение №2

5.3. Приложение №3.

Сборник «Добрых песен»

Введение

Добром наполни этот мир,

И пусть тепло всех греет светом!

Творить добро – душевный пир,

Что и в мороз нам дарит лето.

Пора душевного рассвета,

В нас расцветает от добра.

И пока крутиться планета,

Добро нас будит ото сна.

Слова – ничто, дела – вот важно,

Дела – наполни добротой.

Добро твори неистово, отважно,

К каждому делу подходя с душой!

Ты это можешь – это просто,

Возьми да сделай, не ленись.

Когда кругом все – сухо, черство,

Любовью ты со злом борись!

Мы живём в мире технических достижений, когда у человека есть всё. Но в последнее время, мы перестали замечать главное: людей, которые нуждаются в помощи, животных, которые зависят от нас; природу, частью которой являемся. Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения людей.

А можно ли это поправить? Конечно, нужно только любить и заботиться о тех, кто нас окружает. Мы решили, что каждый должен начать с себя.

Цель : формирование у детей социально-нравственных ценностей, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности во благо других людей, учиться совершать добрые поступки и дела в семье, школе, на улице.

Задачи:

    определить отличительные особенности добрых дел;

    обогатить эмоциональный мир школьников, укрепить знания о добре;

    побуждать к желанию творить добрые дела бескорыстно и искренне: воспитывать уважение к людям старшего поколения, к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

    запланировать виды добрых дел в семье, школе, на улице;

    осуществить запланированные добрые дела;

    выявить личные изменения, появившиеся в результате реализации добрых дел.

Объект исследования : поведение школьников.

Предмет исследования: добрые дела школьников.

Методы: анализ, сравнение.

Гипотеза исследования: м ожно научиться делать добрые дела и становиться внимательнее к окружающим людям.

Значимость проекта

Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями и классным руководителем послужило «толчком» обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в помощи.

Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию через организацию деятельности каждого ученика нашего класса.

Участники проекта : ученики 3 «а» класса.

Руководитель проекта : Щукина Елена Африкановна.

Сроки реализации: бессрочной проект.

Формы реализации проекта:

    Совместная организованная деятельность с детьми;

  1. Работа с родителями.

Продукты реализации проекта:

    Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»;

    Оформление «Дневника добрых дел»;

    Создание сборника пословиц и поговорок о добре:

    Сборник «Добрых песен»;

    Создание памятки «Правила доброты»

Глава 1. Проблема добра и зла в современном мире.

1.1 Общее понятие о добре и зле.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

В.А.Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «добро» толкуется так: добро - это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Слово «добро» является исконно русским и ведет свои корни не со старославянского, а из прославянского языка. В котором оно имело несколько значений: храбрый, сильный, крепкий. Свой современный смысл слово получило после создания «Азбуки»: А- аз, Б-буки, В – ведаю, Г – глаголю, Д – добро.

В Википедии, понятие «добро» объясняется так : добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.

Категории добра и зла составляют суть извечного выбора человека, смысл его земного существования. Эта проблема появилась с самого момента появления человека. Без осознания личностью, что есть добро и зло невозможно постижение других категорий этических ценностей. Вопрос о добре и зле является центром всех религиозных доктрин, известных человечеству. Проблемы добра и зла разбираются в философии, этике, психологии и других науках. Этой теме посвящено множество литературных произведений. Эта проблема не перестает будоражить человечество, заставляя искать новые ответы на извечные вопросы.

Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими моральное сознание человека. Они связаны с оценкой совокупности поступков и его деятельности. Добро является главным критерием для морали, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные нормы и требования. Кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека.

Моральные поступки – это выбор между добром и злом. Этот выбор всегда означает действие свободной воли человека, он возможен тогда, когда человек понимает, что есть добро и зло и имеет оценку действий в соответствии с этими понятиями.

2. Организация и проведение мероприятий.

2.1. Анкетирование учащихся.

Вечное противостояние добра и зла – это одна из наиболее важных проблем. Дискуссии по этому поводу шли с древних времён, и по сей день. Трудно представить себе человека, не имеющего представления об этих понятиях.

Мы решили выяснить, что думают ученики нашего класса по этому вопросу. Для этого мы провели экспресс-анкетирование в рамках проекта. Моим одноклассникам мы задавали следующие вопросы:

    1. Кто такой добрый человек?

      Считаешь ли ты себя добрым человеком?

      Кто нуждается в помощи?

      Кому мы можем помочь?

Анализируя ответы, мы выяснили, что:

    добрый человек - это человек с доброй душой, который помогает другим;

    добрый человек – это тот, который всё может сделать, помочь, выручить в беде;

    это тот, кто никогда ни с кем не спорит, уступает место.

На второй вопрос мы получили такие ответы: По результатам анкетирования,

мы выяснили, что из опрошенных 84 учеников нашей начальной школы 50 человек (60%) добры и любезны. 34 человека (60%) добры от случая к случаю. Они добры не со всеми и не всегда.

В помощи нуждаются, по мнению, ребят:

    человек, который лежит в больнице, инвалид:

    пожилые люди или дети, у которых нет родителей;

    нищий человек, бомж, больной;

    люди, у которых нет семьи;

    животные

На последний вопрос мы получили такие ответы:

    пожилых людей перевести через дорогу, открыть дверь в помещение, помочь донести тяжёлые сумки;

    детям, пожилым и людям, которые живут на улице;

    помочь детям из без родителей;

    которые болеют, у которых нет дома и нищим, инвалидам.

Проведенное анкетирование показало, что ребята понимают, что такое «добро», и как можно своими силами совершать добрые дела.

2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел».

В повседневный жизни каждый сталкивается как с добром, так и со злом. Мы постарались сделать так, чтобы окружающие нас люди сталкивались только с добром. Вот наш перечень проведенных мероприятий.

План добрых дел

Первое, что мы сделали – это создали «Копилки добрых дел», в которых стали фиксировать все наши хорошие поступки.

    Добрые дела. Для семьи.

1. Помощь в трудовых делах (мыть посуду, вытирать пыль, протирать полы…)

2. Ухаживать за домашними питомцами.

3. Заботливо относиться к старшим и младшим членам семьи.

    Добрые дела для класса .

    Помощь в классе учителю.

2.Проведение акции под названием «Доброе слово лечит, а злое калечит», посвятив её изучению вежливых слов. И потом провели эксперимент, используя бумажную куклу.

    Изучили музыкальный материал и создали Сборник «Добрых песен».

    Организовали выставку «Всё в твоих руках».

На уроке технологии сделали поделку, с помощью наших ладошек. Ладони – это символ того, что всё в человеческих руках, пусть даже таких маленьких, как наши.

    Соблюдение правил поведения.

    Уборка кабинета.

3.Сбор книг для пополнения фонда школьной библиотеки.

4. Раздача листовок - памяток ученикам и учителям школы.

    Добрые дела для общества

1 Уборка территории

2. Создание Сборника пословиц и поговорок о добре

Заключение

Деятельность, осуществляемая по проекту для нас была очень важна. В процессе реализации проекта был накоплен определенный положительный опыт.

В ходе реализации проекта, нами были созданы следующие продукты:

сборник пословиц и поговорок о добре, сборник «Добрых песен», памятка «Правила доброты», которые могут быть использованы учениками и учителями в своей практической деятельности.

За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы:

Научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать.

И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.

Список использованной литературы:

    Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.

    Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.

    Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.

    Т. В. Волкова, «Наука быть человеком: материалы для классных часов.

в 1-4 классах», Волгоград: Учитель, 2007

    В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия»,

Москва: ЭКСМО, 2002

    ru.wikipedia.org›Добро

    http://vseposlovici.ru

Приложение №1

Правила дружбы и доброты «Твори добро»

  • Не ссорится

    Уступать друг другу

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Не грубить, быть вежливым

    Не злиться

    Не жадничать

    Помогать другу

    Быть честным

    Быть вежливым

    Доверять друг другу

    Делиться успехами и неудачами

    Не оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать ее

Приложение №2

Сборник пословиц и поговорок о добре

    Добрые слова лучше мягкого пирога.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

    Доброго держись, а от худого удались.

    Добрая совесть не боится клеветы.

    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    Доброе дело питает и душу и тело.

    Сделав добро, не хвались.

    За добро добром и платят.

    И собака старое добро помнит.

    И собака помнит, кто ее кормит.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

    Добрая семья прибавит разума - ума.

    Добрые вести не лежат на месте.

    Добро делать спешить надобно.

    Добро не горит, но тонет.

    Добро не лихо - бродит тихо.

    Добро не умрет, а зло пропадет.

    Доброе братство лучше богатства.

    Доброе семя - добрый и всход.

    Доброму слову - добрый ответ.

    Добрая шутка дружбы не рушит.

Лена Хасанова

Тип проекта : социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, краткосрочный.

Срок реализации проекта : 1 неделя (с 25.11 по 29.11.2013 г.) .

Участники проекта : дети средней группы и старшей группы (4-5 лет, воспитатели, родители.

Эпиграф проекта :

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста .

Не зависит доброта от цвета ,

Доброта не пряник , не конфета.

Если доброта , как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

(Н. Тулупова)

Гипотеза проекта : Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему

и совершать добрые поступки , если будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе.

Цель проекта : Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков , добрых дел во благо других людей.

Задачи :

Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

Воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки ;

Развивать представления детей о понятиях «добро » и «зло» , их важности в жизни людей;

Сохранение и укрепление здоровья детей.

Направленность проекта : Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Актуальность проекта : В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях , как доброта , отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.

Формы реализации проекта :

Непосредственно образовательная деятельность

Развлечение на тему «День добра

Консультации родителям.

Продукты реализации проекта :

Выставка детских рисунков «Какого цвета доброта

Сбор игрушек для детей

Открытое занятие по теме : «В мире доброты .

Пано «Большое доброе сердце

Благотворительная акция «Спеши творить добро

План реализации проекта :

Первый этап. Целеполагание.

Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Второй этап. Разработка проекта .

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Подбор методической литературы.

3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта ) .

Третий этап. Выполнение проекта .

Интеграция образовательных областей Формы организации

образовательной деятельности

Познание Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых героев , этические беседы с использованием наглядных дидактических пособий «Уроки доброты » .

Коммуникация Ситуативный рассказ о хороших и плохих поступках в течение дня, расширение словаря за счет слов-понятий «хороший - плохой» , «добрый - злой » , «смелый - трусливый» , «честный - лживый» . Беседы «Как заботиться о близких людях?» , «Играем дружно» , «Умей извиниться» , «Почему любят честных и смелых?» , «Мы умеем вежливо разговаривать» .

Чтение художественной литературы Чтение сказок и рассказов по теме, воспроизведение диалогов сказочных героев, разучивание стихов по теме, чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте .

Социализация Наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к выражению доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игр, в режимных моментах) .

Дидактические игры «Вежливые слова» , «Что такое хорошо и что такое плохо?» .

Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Детский сад» .

Труд «Лечим» книжки, ухаживаем за комнатными растениями, помогаем поддерживать порядок в группе (убираем игрушки, наводим порядок в уголках) .

Художественное творчество Рисование «Какого цвета доброта (смешивание красок) .

Здоровье Беседа «Добрые слова улучшают настроение» .

Дидактическая игра «Скажи другу доброе слово » .

Музыка Прослушивание песен «Дружба начинается с улыбки» ; «Друзья» (группа «Барбарики» ).

Безопасность Беседа «Добрый человек не оставит в беде» .

Физическая культура Подвижные игры и физкультминутки с тематическим содержанием.

Четвертый этап. Итоги проекта .

1. Выставка детских рисунков «Какого цвета доброта

2. Образовательное деятельность на тему : «В мире доброты » .

3. Пано «Большое доброе сердце

4. Развлечение «День добра

5. Благотворительная акция «Спеши творить добро

6. Печать статьи в районной газете

Пятый этап. Определение задач для новых проектов .

1. Продолжать формировать добрые дружеские взаимоотношения в детском коллективе;

2. Продолжать развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и к окружающим;

3. Создание альбома совместно с детьми и их родителями «Наши добрые дела » .

Конспект основной образовательной деятельности в старшей группе.

«В МИРЕ ДОБРОТЫ »

Цель :

«доброта »

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей);

Вызвать у детей желание совершать добрые поступки , помогать другим.

Задачи :

добрых поступках ;

Формировать умение работать в коллективной творческой работе «Дерево доброты

Материал :, зерна, цветок, книги, игрушки, дерево нарисованное на ватмане, сердечки из самоклеющей цветной бумаги.

Предворительная работа : Чтение художественных произдведений В. Осеева «Три товарища» Волшебное слово», Стихи о добре , Сказка «Добро и зло » .

Домашнее задание : «Подумай какой доброе дело ты сделал

Ход занятия

Включить музыкальную композицию- мульфильма «приключение поросёнка Фунтика» -Доброта

Воспитатель : Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте . Удивительное, волшебное слово! А как вы понимаете, что такое доброта ? (Ответы детей)

Воспитатель : Встаньте около стульчика и протяните ладошки к солнышку. Потрите их одна о другую. Тепло? Приложите ладошки к своему сердечку. Тепло? опять потрите свои ладошки и подарите тепло своих ладошек сердечку вашего соседа и справа и слева. Возьмитесь за руки улыбнитесь друг другу. Это у нас получилось с Солнышко Добра

Воспитатель «добро » , «доброта » ?

(Дети отвечают) .

Воспитатель :Знаете, а добро бывает разное . Одно добро – это сокровища добро добро добро человек добро ? (Дети отвечают)

Воспитатель доброе сердце , добрую душу , уметь говорить добрые слова

Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – доброта . (Повторяют хором вместе с воспитателем) . Добро (доброта ) - это все положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду

Дети, в давние времена это слово произносили мягко – добротя . Добро тебе , добро от тебя . Как это верно!

Подумайте и скажите о ком или о чем можно сказать «добрый » ?

Дети : О человеке, поступке, дне, вечере, утре, пути.

Добрые глаза , добрая улыбка , доброе рукопожатие , добрый взгляд…

Воспитатель : Добрый человек… А если добрый , значит он еще какой?

Дети : внимательный, заботливый, щедрый, добродушный , отзывчивый…

Воспитатель : Дети, а если человек недобрый , он какой?

Дети : Злой, жадный, грубый, равнодушный, дерется

«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»

Воспитатель доброму или злому ?». (Дети отвечают)

Воспитатель : послушайте стихотворение :

Быть легче добрым или злым ?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней ,

И все же посмотри :

Как много у него друзей!

А злой всегда один.

(Л. Полякова)

Воспитатель : о Добре много пословиц

Добрый человек добру учит .

- Доброе слово лечит , а худое калечит.

- Добро всегда побеждает зло.

- Добро век не забудется

Жизнь дана на добрые дела .

Мир не без добрых людей .

Воспитатель : Про добро много написано и рассказов,стихов и сказок, А какие вы знаете сказки где герои творят добро ?

Ответ детей

Физкультминутка : Давайте, поиграем в игру «Сказочный герой – добрый и злой » .

Для этого вспомните, какие сказочные герои творили добрые дела , приносили радость окружающим, а какие – нет.

Я называю сказочного героя, если он добрый , то хлопаем в ладоши, если злой – закрываем глаза руками

Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Серый волк,Печка, Кот Леопольд, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло

Воспитатель : Дети, подойдите, пожалуйста, к этому столу. Видите, как много здесь разных предметов (зерна, книга, цветок, лист бумаги, с их помощью можно совершить добрый поступок . Скажите какой?

Дети : Зернами можно накормить птиц, цветок подарить, на листе бумаги нарисовать подарок, книгу починить…

Воспитатель :. Вам ребята было дано домашнее задание «какое доброе дело я сделал » (Дети, рассказывают про свои добрые дела )

Дети : примерные ответы

– Я помогла своей бабушке вынести мусор

– я накормила уличного котёнка и принесла ему кукольное одеяльце,чтоб он не замёрз.

– я всегда защищаю девочек.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Доброта – это важное человеческое качество.

Как научиться доброте ?

Ответ простой – она везде :

В улыбке доброй и в рассвете ,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы ,

Их надо замечать учиться

И в сердце собирать своем,

Тогда не будет злобы в нем.

Конспект организованной образовательной деятельности,

художественно эстетического развития «Рисования»

Тема : «Доброта в наших сердцах »

Цели :

способствовать формированию понятия «доброта » ; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств

способствовать формированию творческого воображения;

вызвать у детей желание совершать добрые поступки , помогать другим.

Задачи :

учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках ;

познакомить с техникой рисования «монотипия» ;

формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

Предварительная работа : чтение сказки «Добрая Ежиха » (А. Лопатина, М. Скребцова, сказки «Даром ни одно добро не пропадает » (А. Неелова, беседа по пословицам о добре , коллективная творческая работа «Дерево доброты » .

Оборудование и материалы : мольберт с контуром в виде сердца; большая плотная звезда, разрезанная на 3 части, со словами «улыбка» , «поступок» , «спасибо» , столы для рисования, краски, кисточки, стаканы с водой, бумага в форме звездочек; разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка» , «поступок» , «спасибо» , «забота» , «друг» , «внимание» , «красота» и т. п.

Ход занятия

Дети сидят в кругу.

Педагог : Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому ?». (Дети отвечают)

Воспитатель : послушайте стихотворение :

Быть легче добрым или злым ?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней ,

И все же посмотри :

Как много у него друзей!

А злой всегда один.

(Л. Полякова)

Воспитатель : А как вы думаете, что такое «добро » , «доброта » ?

(Дети отвечают) .

Знаете, а добро бывает разное . Одно добро – это сокровищ : книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро , которое должен иметь каждый человек : и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро ? (Дети отвечают)

Воспитатель : Каждый человек должен иметь доброе сердце , добрую душу , уметь говорить добрые слова , чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить.

– Ребята, посмотрите, что у меня в руках!

(Под музыку воспитатель достает красивый ларец)

– Это добрая волшебница подарила нам ларец с дарами доброты . Как вы думаете, что там может лежать?

Дети : Игрушки, книжки, другие подарки…

Воспитатель : Ребята, а что может быть добрым .

Дети : Добрые глаза , добрая улыбка , доброе рукопожатие , добрый взгляд…

Воспитатель : Правильно, именно такие дары там и лежат. Но посмотрим на них мы потом. Неслучайно добрая волшебница подарила этот ларец именно сейчас, когда все люди живут в ожидании Нового года и Рождества. В это время всё словно превращается в добрую сказку , а сегодня ночью был сказочный звездопад, и одна из звездочек упала недалеко от нас. Об этой звёздочке я сейчас расскажу.

(Педагог рассказывает сказку «Звёздная девочка» (А. Лопатина, М. Скребцова)

Сказка «Звездная девочка»

«Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в маленькую звездную девочку. С котомкой за плечами, в которой она несла небесные искорки, девочка отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Она была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она ни на кого не обижалась и любым, даже самым злым людям, дарила небесные искорки. По дороге с ней случалось много удивительного.

Когда в ее котомке не оставалось ни одной искорки, она незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять.

Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становился самым счастливым человеком на земле, потому что исполнялись самые лучшие мечты его детства. Время от времени он тоже отправлялся в путешествие по разным городам и странам и всем на своем пути рассказывал о встрече с маленькой звездной девочкой. Тогда в сердцах этих людей тоже зажигались небесные искорки».

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а что это были за подарки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям?

Дети : Наверно, это были доброта , радость, любовь…

Воспитатель : Отлично, ребята. Одна звезда от звёздной девочки упала недалеко от нас. Но, к сожалению, она была такая хрупкая, что рассыпалась. Посмотрите на эти частички, давайте соберем их вместе и посмотрим, что получится.

(Дети переходят к коврику и собирают рассыпанные частички, на них написаны слова)

– Давайте прочитаем, что здесь написано.

Дети (читают) : «Спа-си-бо» , «пос-ту-пок» , «у-лыб-ка» .

Воспитатель : Как вы думаете, почему звездочка подарила нам эти слова, что они означают?

(Дети разделились на 3 группы, по количеству частичек, и обсуждают значение написанных слов, и какое отношение они имеют к слову «доброта » )

Воспитатель : Давайте еще раз зачитаем слова и расскажем, что они означают.

Дети 1-й группы : «Спа-си-бо» . Добрые люди всегда говорят спасибо, за все благодарят, и вообще говорят больше добрых вежливых слов .

Дети 2-й группы : «Пос-ту-пок» . Чтобы быть добрым , надо не только говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки , дела.

Дети 3-й группы : «У-лыб-ка» . У доброго человека всегда доброе выражение лица , он часто улыбается и от этого другим становится лучше. Человек как бы светится изнутри.

Воспитатель : А вас в жизни вы встречали добрых людей или добрые поступки ? Расскажите о них.

(Дети приводят примеры из своей жизни. Например : Моя сестра добрая , потому что она каждый день играет со мной, делится игрушками. Моя мама добрая , она заботится о нас, ласкает и обнимает, когда плохо или просто так и т. п.)

Воспитатель : Как здорово, что нас окружают такие замечательные добрые люди .

Физкультминутка (под музыку)

Воспитатель : Встали в круг, взялись за руки. Представьте, что мы одна большая звезда. Сердце у звёздочки доброе , как оно может стучать? (Отбивание хлопками ритм биения сердца) .

Как звездочка может дышать? (На вдох – присели, на выдох – встали) .

Как она может сиять? (Поднять руки вверх и потрясти ими) . Молодцы ребята.

Воспитатель : Я предлагаю вам сейчас пройти к столам и самим нарисовать волшебные «звезды доброты » . Но что нам для этого потребуется?

Дети : Волшебные краски!

Педагог : А где же мы их возьмем?

(Рассуждения детей)

Воспитатель : Конечно, ребята, мы добавим в них улыбок, доброты , радости, солнечного света и перемещаем. А я научу вас как можно быстро и необычно нарисовать наши волшебные «звезды доброты » . Приступая к работе, думайте обо всём добром , что можете сделать друг для друга, для своих близких.

Воспитатель : Листы бумаги сложить пополам, развернуть– капнуть краску разного или одно цвета на середину, друг под другом.

(Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)

Воспитатель : Ребята, вы подарили волшебный цвет своим звёздочкам, молодцы! Но теперь ее надо оживить. Давайте прикрепим свою звёздочку к мольберту назовем добрые дела , которые мы можем сделать для своих друзей и близких.

(Дети подходят к мольберту, говорят пожелания, вешают свои звёздочки на контур в форме сердца.

Дети :

– Я буду слушаться свою бабушку, и она сможет играть со мной в куклы.

– А я буду помогать моей мамочке, чтобы она поменьше уставала.

– А я больше никогда не буду ссориться со своим братом и поделюсь с ним своими игрушками и т. п.

Воспитатель : Какое красивое созвездие у нас получилось! Как мы его назовём?

Дети : Доброе сердце !

Воспитатель : Ребята, помните о ларце волшебницы с дарами доброты ? И мы назвали, что там может находиться? Как вы думаете, мы сможем воспользоваться ее подарками? Что для этого надо сделать?

Дети : Поможем волшебнице оживить её дары!

Воспитатель : Что для этого нужно?

Дети :

– Просто улыбнуться друг другу.

– Подарить друг другу добрый взгляд

– Сказать доброе слово .

– Помочь тому, кто в этом нуждается и ничего не ждать взамен и т. п.

Воспитатель : Оказывается, совсем нетрудно быть добрым . Доброта это качество , без которого мир не может существовать. Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова . Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

(Под музыку дети открывают ларец, а в нём подарок от звёздной девочки – разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка» , «поступок» , «спасибо» , «забота» , «друг» , «внимание» , «красота» и т. п.)

Воспитатель : Я желаю вам, ребята, чтобы вы тоже в сердцах людей зажигали искорки доброты . А дома я предлагаю нарисовать «Солнце доброты » , у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните. А потом принесете в группу ваши рисунки и расскажите о своем «Солнце доброты » .

Как научиться доброте ?

Ответ простой – она везде :

В улыбке доброй и в рассвете ,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы ,

Их надо замечать учиться

И в сердце собирать своем,

Тогда не будет злобы в нем

Что такое доброта ?

Что такое доброта ?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

(Он ужасно одинок,

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

А девчонке незнакомой

Донести портфель до дома.

От тепла и доброты

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

(И. Полюшко)

Закон доброты

Подумайте сами, ребята,

случается так почему –

котенка один обижает,

другой лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,

другой, чтобы выходить пташку,

с земли воробья подобрал .

Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,

а кто-то из лужи-ловушки

мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью ,

у всех доброта в сердце есть !

(Е. Андреева)

Давайте станем чуть добрее .

Давайте станем чуть добрее ,

Не будем злиться на других.

Жить с добрым сердцем веселее .

Ценить друзей, любить родных.

Мы все зависим друг от друга,

Плоха ли жизнь, иль хороша.

Дождь за окном, кружит ли вьюга.

С добром всегда светла душа .

Республиканский социальный приют для детей и подростков. Все дети с подарками!