Формирование навыков и привычек поведения. — Умения и навыки


В беседах с родителями воспитатель должен подробно и в доступной форме разъяснить, при каких условиях наиболее успешно формируются навыки и привычки.

Для того чтобы ребенок овладел теми или иными навыками, надо не только рассказать, какие действия он должен выполнить, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности.
Чем моложе ребенок, тем в большей мере он нуждается в таком наглядном показе. Демонстрируя, как выполнить то или иное действие, необходимо замедлять движение и сопровождать его объяснениями. Например, обучая малыша чистить зубы, надо показать, как вымыть зубную щетку, выдавить из тюбика пасту, правильно водить щеткой сверху вниз и снизу вверх.
Затем можно предложить самому выполнить эти действия в присутствии взрослого. В первое время надо следить за тем, чтобы ребенок делал все правильно и тщательно.
Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык.
Обучая ребенка тем или иным навыкам, надо позаботиться о том, чтобы задание было ему посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню его развития.
Требовать от четырехлетнего ребенка, чтобы он самостоятельно пришил пуговицу, так же неправильно, как не требовать этого от ребят шести лет. Двигательные умения, координация движений, развитие мелкой мускулатуры рук у четырехлетнего малыша еще недостаточны для того, чтобы он мог, не причинив себе вреда, действовать иголкой.
Предъявление к ребенку непосильных требований вселяет чувство неуверенности, а иногда может послужить причиной отрицательного отношения к делу.
На одном из собраний в детском саду отец трехлетнего Димы рассказал о постигшей его неудаче. Вдохновленный идеями трудового воспитания, молодой папа предложил сыну отремонтировать деревянный автомобиль. Дал мальчику молоток, гвоздик и показал, как прибить отломившуюся стенку кузова. Дима с интересом взялся за дело, но сразу же поранил палец. Помахав рукой и подув на палец, подбадриваемый отцом, малыш мужественно принялся снова за дело, но оно никак не клеилось. Разочарованный, он сдался, бросив в сторону молоток, а в ответ на настойчивые уговоры отца пустился в рев. «Чтобы отвлечь Диму и успокоить, - рассказывал отец, - я предложил ему построгать со мной дощечку. Но Дима воспринял это предложение как наказание: подозрительно посматривая то на ушибленный палец, то на маленький рубанок, решительно отказался от предложения».

Вместе с тем существует и другая опасность - опоздание в формировании того или иного навыка.

Дело в том, что успех в обучении ребенка пред дошкольного и дошкольного возраста во многом зависит от его заинтересованности, так как все поведение детей этого возраста носит преимущественно непроизвольный характер, т. е. строится на их интересе к выполняемому заданию.
То, что привлекает ребенка, что радует его, что ново, выполняется им охотно и поэтому успешнее. Если ребенок уже «перерос» то простое дело, которому его вовремя не научили, оно перестает его интересовать. Известно, например, что легче научить ребенка есть самостоятельно до полутора-двух лет, чем в более старшем возрасте, когда он, во-первых, уже привыкает к тому, что его кормят взрослые, и, во-вторых, у него появляется много других занятий, благодаря которым он может удовлетворить возрастающую потребность в проявлении самостоятельности.
Воспитание навыков и привычек - одна из задач всестороннего развития ребенка. Поэтому при их формировании необходимо соблюдать все педагогические правила. Особенно большое значение имеет пример окружающих ребенка взрослых. А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании ребят.
Он говорил: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение» (1).
Эти слова А. С. Макаренко, безусловно, в полной мере относятся и к формированию привычек. Действительно, поведение окружающих ребенка взрослых оказывает значительно большее влияние на поступки и привычки детей, чем словесные указания. Как бы часто ни говорили ребенку, что, входя в комнату, надо переобуваться, если это не выполняется самими взрослыми, у ребенка прочной привычки не образуется.
На занятиях по счету в детском саду девочка особенно внимательно и с большим интересом слушает объяснения воспитателя. Когда ее просят ответить на вопрос, она вначале тянет руку к затылку, затем дает правильный ответ. И так несколько раз. И всегда, прежде чем произнести слово, рука направляется к затылку, будто только с помощью такого жеста она может правильно ответить. За девочкой в детский сад пришел папа. Не стоило начинать с ним разговор с упоминания об этой нежелательной привычке. Девочку сначала похвалили за сообразительность. «Считать она любит»,- сказал папа, теребя сзади волосы. Стало ясно, откуда у ребенка некрасивый жест.

В поведении ребенка, его манерах, умениях, привычках находит отражение весь уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений между ее членами. Детям необходима спокойная, радостная обстановка, понимание их внутреннего мира. Вместе с тем доброжелательность в отношениях взрослых с детьми должна сочетаться с требовательностью.

Большое значение для закрепления навыков имеет единство требований, предъявляемых ребенку всеми взрослыми, воспитывающими его. Если это не соблюдается, если требования детского сада не поддерживаются родителями или один из них отменяет то, что считает необходимым требовать другой, прочные навыки и привычки не могут образоваться.

Жертвой как раз такого положения дел стал четырехлетний Миша. Его мама Татьяна Леонидовна в полном согласии с воспитателем приучает мальчика самостоятельно одеваться и терпеливо добивается этого по утрам. Но когда сына в детский сад ведет папа, у него не хватает терпения наблюдать неловкие движения малыша, и он быстро одевает Мишу сам, сэкономив несколько минут, но не подумав, какой ущерб воспитанию сынишки тем самым он наносит.
Результат не замедлил сказаться: мальчик начинает одеваться только после маминых напоминаний, в детском саду после дневного сна одевается неумело, медленнее других детей.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение. И малыш, самостоятельно надевший и даже зашнуровавший ботинок, и ребенок постарше, так старательно уложивший игрушки в игровом уголке, будут рады услышать слово одобрения. Оно поддержит желание ребят и в дальнейшем поступать так же.
Спокойный, дружелюбный тон старших настраивает детей положительно по отношению к тем действиям, которые должны стать привычкой. Раздражительность, нервозность - плохие помощники в воспитании.
Воспитание новых для ребенка привычек целесообразно связывать с уже имеющимися, закрепившимися ранее.
Напутствуя «выпускников» детского сада, воспитатель напоминает им о необходимости беречь школьные принадлежности, относиться к ним так же бережно, как она учила их обращаться с игрушками и пособиями в детском саду.
К. Д. Ушинский, высказавший много чрезвычайно ценных мыслей о природе навыков и привычек и их воспитании, писал: «Природа наша не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хотя одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу и к установлению других однородных».
В воспитании навыков и привычек не должно быть муштры. Можно найти множество средств, чтобы закрепить ту или иную полезную привычку. Для закрепления многих навыков и привычек целесообразно использовать игру. Игра - самый близкий, понятный, увлекательный вид деятельности ребенка-дошкольника. То, что он осваивает в процессе игр, дается без напряжения, как бы само собою и закрепляется прочно.
Однако игра - средство воспитания при условии руководства ею со стороны взрослых.
Родители могут тактично помочь ребенку довести игру до завершения, при необходимости подсказать возможные варианты ее продолжения или усложнения, включившись в игру, напомнить о том или ином правиле.
Стараясь сохранять игрушки, не портить их, не разбрасывать, ребенок учится бережному отношению к вещам вообще.
Предлагая ребенку надеть кукле платье, ботинки, родители тем самым закрепляют у него навыки одевания.
Игра позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Она, пожалуй, самое эффективное средство воспитания у дошкольника привычки доводить начатое дело до конца. Этому способствует заинтересованность ребенка игрой, ее конечным результатом: построить что-то, переодеть кукол и т. п.

Вите три года. Он уже вполне освоился в детском саду, знает, где хранится каждая игрушка. Он взял кирпичики, стал накладывать один на другой, но вскоре неустойчивое сооружение развалилось; взгляд мальчика блуждает по комнате и останавливается на полке с книгами. Витя берет одну из них, перелистывает страничку-другую и, оставив книжку открытой, направляется к кукольному уголку. Берет мишку, наклоняет его, прислушивается к его рычанию. Воспитатель видит, что ребенок не знает, чем заняться. Она предлагает Вите вместе построить башню, а на самый верх водрузить красный флажок. Мальчик с удовольствием соглашается. Пока Витя старательно кладет кирпичики, воспитатель вставляет флажок в отверстие катушки так, чтобы его можно было поставить на самый верхний кирпичик. Но вот беда: башня рассыпается. Однако Витю это не останавливает, он берется за дело снова, и вскоре флажок на самой верхушке.

Две девочки играют в дочки-матери. Мама принимается за приготовление обеда, а дочку отсылает гулять. Хотя приготовление пищи происходит понарошку, серьезности у мамы хоть отбавляй. Наконец обед готов, и дочка приглашается к столу. Воспитатель, наблюдая издали за игрой девочек, с удовлетворением отмечает, как ласково и вежливо ведет себя мама: «Пожалуйста, садись за стол», - приглашает она дочку. Воспитатель, как бы включаясь в игру, замечает: «А дочка вымыла уже руки?»
И другой пример: дети играют в магазин. Коля - продавец, Надя - покупатель. Вот у Нади уже полная корзиночка яблок (желудей), груш (шишек), вишен (семян липы). Надя красиво раскладывает покупки на тарелочки и подает кукле и мишке. Заметив это, воспитатель советует Наде: «Надо помыть фрукты, а то у куклы и у мишки животы будут болеть». Воспитатель воспользовалась случаем, чтобы напомнить еще раз правило.
В процессе воспитания у детей привычек взрослым необходимо быть последовательными и настойчивыми в своих требованиях, систематически упражнять детей в тех или иных действиях. Если ребенку разрешили то, что еще вчера запрещали, или, потребовав чего-то, тут же об этом забыли, можно не сомневаться, что намерения закрепить привычку останутся безрезультатными.

Воспитателя средней группы очень радует заботливость ее воспитанника Максима: мальчик начинает есть только после того, как убедится, что у всех его соседей есть ложки, пододвинет хлеб соседу по столу; на занятиях всегда посмотрит, у каждого ли есть стул, если нет, сам принесет.

Из беседы с отцом Максима выяснилось, что проявлять подобные знаки внимания друг к другу - твердое правило, принятое в семье. Для Максима не делалось скидки на возраст. «Сначала приходилось напоминать: «Что ж ты сел, а Боря стоит, ему сесть некуда, подай ему стул». Иногда специально кому-нибудь из членов семьи не положим ложку. Заметит ли? Стал замечать. А теперь эта привычка прочно закрепилась»,- рассказывал отец.

А вот другой пример. У Нади добрая бабушка, она очень любит внучку. Стоит Наде заплакать, и добрая бабушка отменяет любой свой запрет, разрешает все, что та ни попросит: и пирожок купит по дороге из детского сада, и ветку с цветущей яблони сломит, хотя еще недавно убеждала девочку, что есть на улице некрасиво, что цветы с яблони срывать нельзя - из них яблоки вырастут.
Надя уже усвоила, что «слезами горю можно помочь», и пользуется своим открытием. Вот и растет капризной. В беседе с родителями воспитатель подчеркивает, что только последовательность в требованиях к детям позволяет закрепить у ребенка полезные привычки.

Отец Кости рассказал, что родители приучили мальчика помогать старенькой прабабушке, которая с трудом передвигается: принести ей очки, палочку, справиться, не нужно ли ей что-нибудь подать.
Мать Юли очень довольна тем, что девочка охотно участвует в уборке квартиры. Эту привычку удалось закрепить благодаря общим усилиям родителей, дедушки и бабушки, которые всегда находят для Юли посильные задания.

Формирование привычек - процесс постепенный, не допускающий «авралов». И если есть в воспитании пробелы, восполнить их можно также постепенно. Именно поэтому родителям, намеревающимся отдать ребенка в ясли или детский сад, так настойчиво предлагается заранее готовить детей к этому событию, и в первую очередь соотнести круг их умений с теми требованиями, которые будут предъявляться в дошкольном учреждении.

Воспитателю надо познакомиться с родителями еще до прихода ребенка в детский сад, сообщить им о режиме дня, предложить приобщать к нему ребенка.
Желательно приблизить и рацион питания, и способ приготовления пищи к тому, который принят в дошкольном учреждении. Следует также приучать ребенка к посильной самостоятельности.
В беседах с родителями воспитатель рассказывает о том, что должен уметь ребенок, чтобы в коллективе сверстников он мог чувствовать себя равным.
Посещая семью своих будущих воспитанников, педагог узнает о привычках ребенка, его индивидуальных особенностях. Все это важно, чтобы с приходом в детский сад можно было создать лучшие условия для скорейшего привыкания малыша к новой обстановке.
Для успешного воспитания навыков и привычек необходимо учитывать, кроме общих закономерностей, и индивидуальные особенности их формирования.
Это не значит, безусловно, что одни дети могут усвоить такие навыки и привычки, которые недоступны другим.
Однако нетрудно заметить, что одних детей легче, например, приучить доводить начатое дело до конца, аккуратно складывать игрушки, раскрашивать картинки, не выходя за пределы контура.
Другим больше по душе все, что связано с движением, что требует быстроты, ловкости, сноровки.
Они охотно участвуют в подвижных играх, физкультурных занятиях и быстро усваивают соответствующие навыки. Зато такие дети с трудом приобщаются к выполнению тех дел, которые требуют терпения, усидчивости. Но есть дети, которые в равной мере проявляют склонности к занятиям, требующим как усидчивости, так и подвижности; приобретение ими различных навыков и привычек протекает примерно с равной затратой сил.
Чем же объясняются эти различия? Немалую роль здесь играют уклад жизни семьи, ее интересы, профессия старших, семейные традиции. В семье, где увлекаются спортом, дети рано начинают приобщаться к гимнастике, лыжам, конькам, плаванию, рано приобретают соответствующие навыки. А в другой - интересы иные...

Л. И. Каплан, "Посеешь привычку - пожнешь характер", М., 1980.

За счет научения человек приобретает в первую очередь разнообразные знания о себе и мире. Кроме знаний, в процессе научения человеком осваиваются также умения, навыки и привычки. Они представляют собой основные фрагменты деятельности, которые формируются и развиваются у человека в результате научения и составляют основу человеческих способностей. Умения, навыки и привычки являются хорошо освоенными элементами деятельности и общения людей. Рассмотрим их более подробно.

Умения можно определить как фрагменты деятельности или общения, позволяющие человеку что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию. Умения в свою очередь в качестве своих составляющих могут включать в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками. Умение представляет собой действие, еще не полностью доведенное до автоматизма, поэтому его выполнение обычно предполагает сознательный контроль.

Главное в управлении умениями состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность действия, а также его гибкость. Это означает исключение случаев низкого качества выполнения действий, их изменчивость и возможность приспособления к меняющимся время от времени условиям с сохранением конечных позитивных результатов деятельности или общения в целом. Например, умение что-либо хорошо делать руками означает, что обладающий таким умением человек в любых условиях способен сохранить высокое качество своего труда. Умение обучать означает, что учитель в состоянии будет научить любого способного к научению ученика тому, что знает и умеет делать сам.

Одно из основных свойств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек, обладающий ими, в состоянии сознательно менять структуру действий и операций, а также последовательность их выполнения, сохраняя при этом высокий конечный результат деятельности. К примеру, умелый (или, что то же самое, - способный) человек сможет заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать нечто руками или воспользоваться имеющимися в его распоряжении инструментами. Словом, он почти всегда найдет выход из сложившейся ситуации, пользуясь различными умениями и варьируя их использование в практике.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность человека, включают в себя внутренние, в частности мыслительные, процессы. Интеллектуальный контроль - это то, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в процессе реализации умений обычно происходит в те моменты их выполнения, когда изменяются условия деятельности и возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия решений. Большое значение в формировании умений принадлежит упражнениям и тренировкам. Благодаря тренировкам и упражнениям происходит совершенствование умений и их дальнейшее развитие. Без постоянных систематических упражнений умения со временем утрачиваются или теряют свои положительные качества.

Навыки, в отличие от умений, - это полностью автоматизированные компоненты деятельности или общения, которые выполняются быстро, точно и безошибочно. Выполнение навыка сознательно, как правило, не контролируется, он осуществляется в основном на бессознательном уровне по автоматической, внутренне регулируемой программе. Навыки входят в состав почти всех видов развитой деятельности или форм общения человека.

Чаще всего навыки представляют собой разнообразные автоматизированные движения. Поэтому в психологии и других науках, где изучаются навыки, в первую очередь обращают внимание на двигательные навыки. На примере их изучения можно понять закономерности формирования, функционирования, совершенствования, нарушения и восстановления любых других навыков.

В начальный период своего формирования движения, связанные с навыками, человеком осознаются, а формирование навыка контролируется сознанием. По мере того как навык формируется, происходит постепенный уход контроля процесса его выполнения из сферы сознания в подсознание. Этот уход, однако, происходит не сразу, не полностью, а постепенно, по частям. Выключение отдельных компонентов формирующегося навыка из сферы сознательного контроля связано с их автоматизацией и доведением до высокого уровня выполнения. То, что данное действие в конечном счете стало навыком, означает, что человек в результате длительных упражнений и тренировок приобрел возможность осуществлять соответствующее действие быстро, точно и безошибочно, не делая вместе с тем его выполнение своей сознательной целью.

Основными, наиболее распространенными, характерными для человека видами двигательных навыков являются следующие.

  • 1. Движения, позы, включающие в себя работу мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы, обеспечивающие поддержание и изменение положения тела, что достигается путем активной тонической напряженности определенных групп мышц).
  • 2. Локомоции - движения, связанные с перемещением тела или его частей в пространстве. Особенности этих движений выражаются, например, в походке, осанке, в которых, кроме того, иногда отражается психический облик, склад человека, по крайней мере некоторые особенности его темперамента или характера.
  • 3. Выразительные движения частей лица, рук человека и всего тела (мимика, жесты и пантомимика). В таких движениях непосредственно проявляются эмоциональные состояния человека.
  • 4. Семантические движения - разнообразные перемещения рук, частей лица, головы и туловища, которые выражают смысл того, что говорит или намерен сказать человек. У глухонемых людей при их общении друг с другом, а также у людей, которые пользуются языком мимики и жестов (иногда его называют жестовым языком), эти движения несут в себе основную смысловую нагрузку. Ими обычно пользуются, но в гораздо меньшей степени, чем глухонемые, и говорящие люди.
  • 5. Речевые движения голосовых связок, которые реализуют речемоторную функцию в ее внутреннем, динамическом аспекте. Эти движения также являются физическими носителями семантики речи.
  • 6. Движения руки человека при письме и многих других выученных им сложных движениях, включенных в различные виды профессиональной деятельности (например, движения рабочего, хирурга, музыканта, спортсмена и т.д.).

Все перечисленные виды движений, представляющие собой разнообразные двигательные навыки, входят в состав многих видов деятельности, характерных для человека. Это наводит на мысль о том, что двигательные навыки в жизни играют весьма существенную роль.

Главными свойствами двигательных навыков являются скорость (быстрота выполнения навыка или прохождения всей связанной с ним траектории движения), сила, темп (количество движений, совершаемых за единицу времени), ритм (временной, пространственный и силовой), координированность (сочетание данного двигательного навыка с другими навыками), точность, пластичность и эффективность. Двигательный навык в процессе его формирования и функционирования может оцениваться по всем перечисленным параметрам. Множество этих параметров указывает на то, что двигательные навыки представляют собой сложное образование и процесс их формирования требует больших усилий и времени.

В выработке навыков и в их функционировании существенную роль играют индивидуальные различия людей. Одни и те же навыки, особенно сложные, вырабатываются у одних людей быстрее, чем у других. Это, в частности, зависит от качества обучения, от задатков и способностей, имеющихся у человека. У людей, обладающих нужными задатками (в их число могут входить, например, хорошо устроенный анатомо-физиологический аппарат, общие умственные способности и специальные задатки человека к освоению разнообразных движений), двигательные навыки формируются быстрее, чем у тех, кто не обладает соответствующими задатками.

Кроме того, индивидуальные различия в формировании двигательных навыков могут зависеть от жизненного опыта человека. У спортсменов, занимающихся сложными по составу входящих в них движений видами спорта, например гимнастикой, акробатикой, прыжками в воду, фигурным катанием и другими, имеющих большой опыт формирования разнообразных двигательных навыков, любые новые движения могут вырабатываться быстрее, чем у людей, не занимающихся систематически подобными видами спорта. Индивидуальные различия в формировании двигательных навыков могут зависеть от других особенностей людей, например от внимания, памяти, воображения, мышления, воли, темперамента, черт характера, мотивов поведения и т.п.

Процесс выработки навыков - это не единовременный акт, а длительный и неравномерно протекающий процесс. Он представляет собой последовательные изменения, которые, как правило, имеют скачкообразный характер. Эпизодически при выработке двигательного навыка может наступать период, когда дальнейшие упражнения не приводят к сколько-нибудь заметному его совершенствованию. Однако затем двигательный навык может быстро и существенно улучшиться, и это, на первый взгляд, происходит как бы само собой, без дополнительных усилий и упражнений.

Иногда в процессе формирования навыков возникают трудности. Основными их причинами являются, с одной стороны, снижение частоты и активности упражнений вследствие временной утраты интереса человека к формированию соответствующего навыка (после длительных упражнений человеку может показаться, что в формируемом навыке ничего существенно не улучшается). С другой стороны, причиной задержки в формировании навыка может стать необходимость время от времени методически перевооружаться, переходить к новым приемам и методам его формирования. Иными словами, развитие навыка может задержаться потому, что человек в процессе его формирования долгое время будет пользоваться одними и теми же приемами.

Формирование навыка как процесс имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внутренняя сторона формирования навыка - это то, что происходит в организме при его формировании. Внутренняя сторона развивающегося навыка может быть скрыта от внешнего наблюдения, может не проявляться в каких-либо внешних признаках. Поэтому иногда при формировании навыков временно возникает так называемое плато (временная задержка в дальнейшем улучшении навыка). Упражнения повторяются, но заметного улучшения внешних проявлений навыка при этом не происходит. Можно предположить, что как раз в этот момент времени идет активный процесс формирования внутренней стороны навыка. Это подтверждается тем, что практически за каждым таким плато в процессе формировании навыка наступает период его быстрого и значительного улучшения.

Внешняя сторона двигательного навыка - это входящие в его состав движения, которые можно наблюдать со стороны и которые выполнятся с помощью мышц. Эти движения можно сознательно контролировать и оценивать по мере формирования соответствующего двигательного навыка.

Навыки формируются, как правило, не «с нуля», т.е. все связанные с ними движения для человека абсолютно новыми не являются. Они могут входить в структуру других, уже имеющихся у человека двигательных умений и навыков. Кроме того, перед тем как навык начнет формироваться, он уже должен присутствовать у человека в виде умения. При автоматизации существующих умений по мере их превращения в навыки в структуре деятельности человека, включающей в себя соответствующие умения и навыки, происходит ряд преобразований. Вначале автоматизированные действия и операции, превратившиеся в навыки, сливаются в единый целостно протекающий акт. Им, например, является сложная система движений человека, осуществляемых при письме, или движений гимнаста при выполнении сложного упражнения. При этом лишние, ненужные движения постепенно исчезают, а количество ошибочных и неточных движений уменьшается. Далее отпадает необходимость сознательного контроля каждого движения, отдельно взятого действия или операции, входящих в состав навыка, а после этого - и всего навыка в целом. Кроме того, контроль действия или операции при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат. Внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним контролем со стороны уже имеющейся в мозге человека программы выполнения действия. Скорость выполнения действий и операций при этом резко возрастает, достигая оптимума или максимума. Все это происходит в результате длительных тренировок и упражнений.

Иногда доведенные до совершенства двигательные навыки называют автоматизмами. Такой навык определяется как сравнительно простое, неизменным образом выполняемое движение, не имеющее собственной цели и самостоятельной мотивации. Автоматизмы входят в состав других, более сложных целенаправленных движений, например двигательных навыков и умений. В автоматизмы могут превращаться двигательные умения и навыки, которые сформировались у человека и прошли стадию автоматизации, оказавшись включенными в структуру других, более сложных движений.

Поведение типа автоматизма, однажды начавшись, далее осуществляется как бы само собой, без дополнительной стимуляции. Такое поведение практически невозможно ни остановить, ни прервать, ни изменить в процессе осуществления. В большинстве случаев жизни автоматизмы выполняются полностью на бессознательном уровне.

Нельзя рассматривать навык как затвердевшую, неизменную систему раз и навсегда зафиксированных движений, сцепленных друг с другом лишь временными - условнорефлекторными или ассоциативными - связями. Внутри своей относительной устойчивости навык сохраняет и определенную гибкость, изменчивость, пластичность.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в достаточно большом количестве, они взаимодействуют, объединяются друг с другом, образуя сложные совокупности навыков. Характер взаимодействия навыков в данной системе может быть различным: от полной согласованности до противодействия, от слияния до четкого разделения, от взаимно положительного воздействия (полной взаимной поддержки) до взаимного нарушения (несовместимости).

Существенное значение для правильного понимания и рациональной организации навыков имеет их взаимодействие. Это взаимодействие может осуществляться в трех формах: согласование, перенос и интерференция. Под согласованием навыков понимается их полное соответствие друг другу, при котором выполнение одного навыка не только не мешает выполнению другого, но облегчает его. Переносом навыка называется случай, когда один и тот же навык переносится на выполнение движений с другими предметами, отличающимися от тех, на которых он первоначально был сформирован, или случай, при котором выполнение одного навыка облегчает выполнение другого, похожего на него навыка. Под переносом навыка также разумеют распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на развитие других навыков. Под интерференцией навыков понимают такую ситуацию, когда выполнение одного навыка, напротив, тормозит выполнение другого навыка, т.е. препятствует его реализации.

Согласование навыков может происходить в следующих случаях:

  • - когда система движений, входящих в состав одного навыка, полностью соответствует системе движений, входящих в структуру другого навыка;
  • - когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для осуществления другого навыка;
  • - когда окончание выполнения одного навыка является фактическим началом другого навыка, и наоборот.

Ситуация рассогласования или противодействия (интерференции) навыков имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков друг с другом появляется одно из следующих противоречий:

  • - система движений, включенных в один навык, оказывается несовместимой с движениями, входящими в состав другого навыка;
  • - когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, т.е. ломать структуру уже сформированного навыка;
  • - когда система движений, входящих в один навык, частично тормозится выполнением другого навыка, уже доведенного до автоматизма. В этом случае при выполнении нового навыка возникают движения, характерные для ранее освоенного навыка, и это приводит к искажению движений, необходимых для вновь освоенного навыка;
  • - когда начала и концы навыков, последовательно выполняемых друг за другом, не стыкуются друг с другом.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет явление их переноса. Под ним понимается распространение навыков, образовавшихся в процессе выполнения одних действий и видов деятельности, на другие действия и виды деятельности. Для того чтобы такой перенос имел место, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками и доведенным до уровня автоматизма. Перенос навыков не может быть сведен только к их механической ассоциации на основе тождественных элементов. Для того чтобы выработка какого-либо навыка сопровождалась переносом, навык должен быть не косным механическим агрегатом ассоциативно скрепленных реакций, а значительно более сложным и совершенным образованием, имеющим под собой определенную интеллектуальную основу. Чем на более сознательной и разумной основе будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься на новые условия и ситуации.

Все, что обсуждалось до сих пор, относится в основном к двигательным навыкам или к навыкам, состоящим из разнообразных практических движений, осуществляемых разными группами мышц. Однако понятие «навык» не сводится только к автоматизированным движениям подобного рода. Можно говорить о навыках счета, навыках чтения, навыках письма, навыках логических рассуждений, навыках умозаключений, навыках выводов и т.д. Многое из того, что говорилось выше о двигательных навыках, имеет отношение к и навыкам другого типа.

В заключение обратимся к обсуждению привычек, которые представляют собой еще один важный элемент хорошо освоенной человеком деятельности. Привычку можно определить как устойчивую систему взаимосвязанных умений и навыков, которые возникают и выполняются человеком в той или иной конкретной ситуации. Привычка, в отличие от умений и навыков, которые могут существовать и проявляться относительно независимо от ситуации, всегда связана с той или иной ситуацией, актуализируется и полностью реализуется только в ней. Например, оказавшись на работе, человек по привычке совершает определенные, связанные с работой действия, которые в другой обстановке он, как правило, не выполняет. Возвратившись домой с работы, он реализует другие привычки, связанные с поведением в быту. Для каждой ситуации, в которой человек не раз оказывается в течение своей жизни и даже одного дня, у него имеются свои привычки, а их совокупность условно можно назвать «образом жизни данного человека».

Деятельность человека, если она сформировалась и многократно повторяется в одних и тех же условиях, состоит из множества разнообразных привычек, в структуру которых входят умения и навыки. Привычки так же, как умения и навыки, представляют собой автоматизированные или полуавтоматизированные действия. Отличие привычек от умений и навыков заключается в том, что привычка исходит из потребности что-либо сделать для ее удовлетворения и реализуется в ситуации, которая позволяет удовлетворить соответствующую потребность.

У человека могут быть не только полезные, но и вредные привычки. Полезными называются привычки, которые приносят пользу человеку и окружающим его людям. Вредная привычка - такая, которая наносит вред или данному человеку, или другим людям.

Знания - обобщенный опыт, отражающий объективную реальность окружающего мира. Например, малыш, впервые попав под дождь, открывает для себя свойство воды - делать предметы влажными. Так, практически, ребенок узнает свойства предметов, а также объективную реальность в явлениях природы, в поступках людей в той или иной ситуации. Значит, первое, с чего все начинается для малютки, - это наблюдение и приобретение первых знаний об окружающем. Знания позволяют ребенку подойти к пониманию целесообразности навыков, которым его обучает взрослый.

Навык - автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Умение - способ действия, рассчитанный на применение в любых условиях. Навык - это рисунок выполнения действия, т. е. его техническая сторона. Умение же позволяет использовать приобретенный навык не только в условиях, в которых тот был сформирован. Например, если малыш пользуется носовым платком только дома и мама постоянно напоминает ему об этом, то это навык. А если он достает платок и прикладывает его к носу при необходимости везде, то можно сказать, что навык перешел в умение.

Привычка - сложившийся способ действия с предметом или форма поведения, в определенной ситуации приобретающие характер потребности. Это то, без чего человек уже не может обойтись в повседневной жизни, не может поступить иначе. В отличие от навыка, здесь решающим оказывается не само действие, а умения, определяющие культуру поведения, составляющие духовную сторону жизни человека (бережное, уважительное отношение к окружающему).

Привычки складываются на основе культурных традиций общества. Поэтому при формировании у ребенка культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет поведение взрослого - он пример для подражания.

Приобретение начальной культуры поведения не спонтанный процесс, а постепенный переход от первых обобщенных знаний к формированию навыков, которые трансформируются в умения и привычки.

Как формируется навык

Зная, что навык - это полуавтоматизированное, а затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин "автоматизированный". Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм. Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более содержательных закономерностей окружающего мира. Значит, автоматизированные, заученные действия играют огромную роль: обладая ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие навыки только начинают формироваться в раннем детстве.

Стадии формирования навыков

  1. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
  2. У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
  3. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.
  4. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.

Автоматизированный навык должен перейти в привычку, но, учитывая возраст ребенка, взрослый должен наблюдать за ним и контролировать его действия, т. к. без постоянного правильного подкрепления навык может исчезнуть. Итак, чем больше полуавтоматизированных и автоматизированных действий у малыша, тем ему легче и интереснее жить, появляется больше времени для познания содержательной стороны окружающего мира. Действительно, полуторагодовалый малыш не будет бесконечно снимать и надевать колечко на палочку - это действие уже автоматизировано. Теперь он собирает пирамидку в определенной последовательности, осваивая величину предметов, их количество и соотношение. Или составляет свою пирамидку не только из колец, но и из шариков и кубиков, строя башенку невиданной красоты. А к двум годам он будет гордиться: "Это я сам!" Так автоматизированный навык помогает перейти к творчеству.

Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Поэтому легче предупредить образование плохой привычки, чем избавиться от нее, когда она уже сложилась. Для успешного формирования навыка следует учить малыша соблюдать последовательность действий, из которых складывается навык, и следить за точностью их выполнения.

Последовательность и закономерность приобретения навыков

Было бы неправильным считать, что все навыки малыш осваивает последовательно на протяжении года. Нет, он овладевает ими одновременно: каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед едой... И все же существует условно выделенная последовательность, которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности. Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребенка. Так, умение самостоятельно одеваться формируется у малыша к двум - двум с половиной годам, а пользоваться ложкой его можно научить к полутора годам.

Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:

  • формирование навыков - длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности);
  • формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.);
  • по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.

Итак, второй год жизни - платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования многих автоматизированных действий, навыков и привычек.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

На втором году жизни отношения малыша с окружающим социальным миром складываются на основе формирования ведущих навыков и привычек. Поэтому он так негативно реагирует на любые перемены: перемещение кроватки, столика или стульчика, отсутствие любимой игрушки. Он недоволен, если кто-то берет его игрушки, не отдает их другому ребенку. Это не жадность и не каприз, а сформировавшаяся привычка видеть знакомые предметы на своих местах. Они - своеобразные знаки, позволяющие ориентироваться в окружающем, что совсем непросто для маленького ребенка. Кроме того, это уже сложившийся мир раннего детства, и нарушать его не стоит. Напротив, взрослые должны помочь сделать его ярким и интересным.

Нарушение существующих условий жизни - привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи - может привести к более серьезным последствиям: отказу от пищи, нарушению сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии ребенка. Поэтому соблюдение режима - первая и самая главная привычка для ребенка второго года жизни.

Возраст Навык освоения Проявления навыка
1 год 3 месяца Самостоятельно ест густую пищу ложкой Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости
1 год 6 месяцев Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке
1 год 9 месяцев Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность
2 года Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий

Формирование культурно-гигиенических навыков

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом - и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора - двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик":

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Формирование навыка опрятности

Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представляет известную трудность, особенно сегодня: приученный с младенчества к памперсам, малыш не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является критическим периодом. Отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев - 1 год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык опрятности.

С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае у него начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, приводящих к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребенка очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать сигналы своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для нее, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки), то добивается должного результата, и ее можно поздравить с большим достижением ребенка.

На втором году жизни методика ознакомления с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о переучивании. Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остается сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой исходя из собственных ощущений. Теперь придется поработать вам обоим. Ведь не оставите же вы ребенка в памперсах до школы!

Вам поможет то, что ребенок после 1 года 3 месяцев - 1 года 6 месяцев очень хорошо вас понимает. Он еще не умеет словом выразить свои ощущения, впечатления, желания, но может понять, на что направлены усилия взрослого. Кроме того, малыш очень дорожит вашим отношением к нему. Если он чувствует, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его успехам в самых деликатных ситуациях, то будет стараться доставить вам это удовольствие. И, пожалуй, самое главное - после полутора лет совершенствуется физиологическая система естественных отправлений: ребенок способен удерживать себя какое-то время от немедленного результата, а, следовательно, регулировать и понимать свои состояния. Конечно, не следует считать, что на втором году жизни малыш становится абсолютно самостоятельным. Потребуется еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку.

Учим пользоваться горшком

  • Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребенка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребенок проснулся сухим.
  • Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.
  • Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие.
  • Ребенок должен ощутить разницу.
  • Проследите, чтобы ребенок не проваливался в горшок. Края горшка должны быть теплыми и сухими.
  • Ребенку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам сигналов.
  • Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребенка и добиться положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация - начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать ее сам. Порадуйтесь, покажите, что вы довольны, похвалите его. И ребенок будет повторять и повторять такие "желанные" для вас процедуры.
  • Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.
  • Не следует держать малыша на горшке более пяти минут.
  • Не оставляйте ребенка на горшке одного, без присмотра. Он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.

Что нужно знать о памперсах

  • Памперсы рекомендуется использовать только в раннем младенчестве, сочетая их с подгузниками (например, на ночь или через раз).
  • Памперсы следует использовать избирательно, исходя из ситуации (например, при сборах на прогулку, в гости или при особых обстоятельствах, таких, как болезнь ребенка, длительный переезд и т. п.).
  • Нужно учитывать физическое состояние ребенка. Если он ослабленный, нервный, тревожный, беспокойный ночью, то памперсы ему необходимы на данном этапе его "пограничного" нервного состояния. Тогда, как говорится, из двух зол выбирают меньшее.
  • На втором году жизни взрослые должны отказаться от памперсов в уходе за ребенком, постепенно приучая к посильной самостоятельности в столь деликатном вопросе: он должен осознавать возникшую потребность и сообщать об этом взрослому.
  • Отношение к памперсам на втором году жизни ребенка должно поменяться: не памперсы держат вас на крючке, а вы держите их в узде. Обходитесь без них дома, но, если нужно куда-то поехать, можете надеть памперсы на всякий случай.
  • Отучать ребенка от памперсов легче летом и дома, когда можно не прибегать к трудоемким переодеваниям малыша. Затем откажитесь от использования их во время прогулок. Это возможно, т. к. малыш после 1 года 6 месяцев испытывает потребность в естественных отправлениях реже, чем на первом году.
  • Ученые считают, что постоянное использование памперсов особенно недопустимо для мальчиков: его половые органы находятся в состоянии парникового эффекта, что может неблагоприятно отразиться на половой функции в будущем.

Любовь Николаевна Павлова
"Практическая энциклопедия раннего развития"

1. Навык - автоматизированный элемент сознательного дей­ствия, который вырабатывается в процессе выполнения этого дей­ствия.

Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема ин­формации. Для эффективной работы необходимо часть инфор­мации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.

Формирование любого навыка начинается с получения ин­формации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следую­щем:

В процессе деятельности на человека многократно воз­действуют сходные раздражители (например, выполняет­ся однотипная производственная операция);

Под влиянием раздражителей у субъекта формируется оп­ределенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и передается на уро­вень подсознательного контроля. Эта программа не тож­дественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации;

Формирование профессиональных навыков идет не пас­сивно, а под влиянием специально организованных уп­ражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.

Упражнение - это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количе­стве упражнений, необходимых для полной отработки навыка.

Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по следующим признакам:

Ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

Наличие ориентировочной основы действия в виде систе­мы необходимых и достаточных информационных призна­ков, на которые ориентируется учащийся при выполне­нии действия;

Частичная автоматизация действия;

Наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

- «запуск» системы саморегуляции действия, направлен­ной на устранение недостатков и исправление ошибок;

Систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сфор­мированным и закончить регулярные упражнения по его отра­ботке. Однако, если упражнения прекратить полностью и од­новременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушиться. Для его восстановления требуется новая серия уп­ражнений.


Наиболее полную теорию психофизиологического механизма формирования сенсомоторного навыка предложил Н/А. Бернш-тейн. Конструктивно эта теория была дополнена концепцией модели поведенческого акта П. К. Анохина и анализом структу­ры психической функции, предложенным Б. Г. Ананьевым. Та­ким образом, на сегодняшний день имеются серьезные теорети­ческие основы для разработки практических способов формиро­вания навыков и включения их в систему профессиональной подготовки.

2. Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение - это знание, которое понято уча­щимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты опера­тивности. На этапе умения усвоенный способ действия ре­гулируется знанием и по мере тренировки достигается преобра­зование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно вы­полняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения. Формирование умений, по мнению К. К. Платонова, прохо­дит ряд стадий:

Первоначальное умение;

Недостаточно умелое действие;

Развитые отдельные умения (умелые, относительно за­конченные элементы действия);

Высокоразвитые умения;

Мастерство.

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечива­ет оперативную перестройку системно-структурной основы дей­ствия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Навык имеет стан­дартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.

Организация жизненного опыта школьников путём планомерного и регулярного выполнения определённых поступков и действий, позволяющая закалить их волю, сформировать положительные привычки и навыки поведения, называются упражнением.

Упражнения - неотъемлемая часть методики нравственного воспитания. Это основной путь формирования твёрдых навыков и привычек. Многократное сознательное выполнение установленного правила вырабатывает привычку - способность к определённому в данных условиях поступку, формирует правильное поведение ученика.Хочется подчеркнуть, что для выработки привычки необходимо именно сознательное выполнение действий. Школьник должен хорошо понимать, почему нужно поступать так, а не иначе. Но и этого мало.

Неуклонная требовательность и контроль за выполнением правил со стороны педагога должны сочетаться с такой же требовательностью остальных преподавателей и родителей.

Если мы хотим добиться, чтобы каждое занятие начиналось с чёткой сдачи рапорта, нужно приучать к этому не только на уроке, но и на дополнительных кружках и спортивных секциях, не зависимо от того кто его проводит - учитель или инструктор. Дело в том, что каждая поблажка в лени и установленного на занятии порядка не только тормозит движение воспитанника вперёд, но и способствует формированию отрицательных черт характера.

Воспитание одной привычки облегчает в дальнейшем формирование других, родственных ей привычек.

Успеха в формировании привычки можно добиться лишь при систематичности упражнений. Стоит педагогу несколько раз разрешить нарушить установленное правило. И многомесячная работа идёт на смарку. Причём второй раз выработать привычку будет значительно труднее.

Формирование новых привычек нередко задерживается наличием отрицательных привычек поведения. Например, ежедневная привычка по несколько часов играть в футбол мешает соблюдать режим дня, тормозит развитие интереса к учебным предметам и другим видам деятельности, в частности к необходимым для детского возраста занятиям общей физической подготовкой. Для искоренения отрицательной привычки надо прежде всего устранить причины её появления. Так, ежедневные игры в футбол, чаще всего результат отсутствия или несоблюдения режима дня, неумение правильно организовать свой досуг, иногда и отсутствие условий для занятий гимнастикой, плаванием, баскетболом и т.д. Значит, чтобы ребёнок более рационально проводил свободное время, надо ему помочь разработать режим дня, индивидуальный план тренировок и контролировать его соблюдение, создать условия для гармоничного физического и морального развития детского организма.

Особенно ценно упражнение тогда, когда воспитывающая позиция учителя скрыта. Воспитывают как бы не педагог, а умело используемые им обстоятельства жизни школьников или специально создаваемая ситуация.

Ребёнок проходит большую школу жизни в семье, во дворе дома, где он живёт, в классе. Окружающие условия самым непосредственным образом влияют на воспитание мальчика и девочки, но не все при этом выработанные привычки одинаково ценны. И долг учителя - создать на уроке такую обстановку, которая содействует воспитанию полезных привычек. Лучшее средство для этого - правильно поставленное обучение. На неинтересном уроке, где ученики не заняты учением, где не работают на их сознание, на их мышцы, часто нарушается дисциплина.

Воспитанию положительных привычек в поведении школьников способствует их максимальная загруженность на уроке. При этом имеется в виду и непосредственное выполнение физических упражнений, и активизация мыслительной деятельности школьников. Надо добиваться, чтобы ученики из отделения, занимающегося на перекладине. Не просто ожидали своей очереди, сидя на гимнастической скамейке, а внимательно следили за товарищами, выполняющими упражнения. В любой момент каждый из них должен суметь ответить на вопросы учителя: какие ошибки были допущены при выполнении учеником конкретного задания? В чём их причина? Что надо сделать, чтобы сделать упражнение без ошибки? Ни одну из драгоценных минут урока нельзя расходовать без пользы. Высокая умственная и физическая нагрузка не даёт возможности отвлекаться, нарушать дисциплину, вырабатывает привычку серьёзно относиться к учёбе.

Чтобы успешнее использовать возможности, которые создаются в процессе занятиями физическими упражнениями для нравственного воспитания школьников, учителю следует заранее продумать организацию воспитательной работы на уроке и во всём курсе обучения, а затем настойчиво осуществлять намеченное. Следует добиваться формирования характера школьников путём организации деятельности учащегося, путём загрузки каждого школьника полезным, интересным и нужным делом.

Упражнение - основной метод воспитания навыков и привычек дисциплинированного поведения, трудолюбия, настойчивости, упорства, смелости и других волевых черт характера. Воспитывать волевые качества особенно важно, потому что эти качества - одни из самых существенных сторон личности человека. Как бы хорошо не был развит спортсмен физически, если он слаб духом. Он ничего не добьётся ни в спорте, ни в жизни. И напротив, бесперспективный на первый взгляд юноша может достигнуть высоких результатов благодаря сильному характеру.

Упражнение - основной метод воспитания дисциплинированности. Здесь учителю важно знать основные пути предупреждения нарушения дисциплины, хотя не все они относятся к методу воспитания упражнением.

Высокая требовательность педагога.

К сожалению многие учителя физической культуры пренебрегают мелочами, надеясь, что ребята их дружеское отношение и не будут нарушать порядок. Это серьёзная ошибка. Если на уроке много дисциплинарных проступков, это значит, что раньше педагог не предъявлял требовательности к этим мелочам: нарушение спортивной формы, опоздание на урок, невыполнение команд. Нельзя допускать пререканий школьников с учителем, повторять по несколько раз свои распоряжения.

Неуклонная требовательность, отсутствие пререканий, стремление добиться каждого своего указания, просьбы, обязательная постановка разумных требований при глубоком доверии и уважении к ребятам - вот в чём залог успеха.

Отсутствие грубости и назидательности в речи. Грубость учителя возмущает ребят, подрывает его авторитет, даёт повод к серьёзным нарушениям дисциплины.

Прекрасно понимая, что нудное чтение нотаций не может предупредить нарушение дисциплины, исправить поведение школьника, отдельные учителя всё же нередко злоупотребляют многословием.

Нравоучение, особенно во время урока, когда школьники жаждут движения, накаляют обстановку, провоцируют шалость, грубые выходки занимающихся.

Начало урока сразу после звонка, высокая плотность занятий. Великий русский педагог К.А.Ушинский неоднократно отмечал, что безделье на уроке, минуты, когда школьники не заняты делом, наносят большой урон нравственному воспитанию, чем умственному.

Класс должен работать от звонка до звонка, как часовой механизм, иначе уроки будут способствовать формированию таких черт характера, как разгильдяйство, лень, а школьники любое распоряжение будут выполнять после долгих пререканий с учителем.

С увлечением, бодро, энергично вести урок. Энтузиазм заразителен. Увлечённость работой предотвращает нарушение дисциплины. Излишняя же строгость, сердитое лицо учителя вызывают внутреннее сопротивление школьников.

Заботиться в первую очередь о классе в целом, прежде чем оказать помощь одному ученику, обеспечить активную работу всего класса.

Всегда помнить, что школьники очень чутко относятся к оценке их учебного труда. По тому, как учитель оценивает их работу, ребята судят о его принципиальности и справедливости.

Легкомысленное отношение к выставлению оценок (например, вызов сразу шести человек для выполнения вольных упражнений на оценку, когда. Практически, невозможно заметить ошибки каждого ученика) подрывает авторитет учителя, провоцирует нарушение дисциплины. Рассмотренные приёмы предупреждения недисциплинированности облегчают работу учителя. Однако никогда не следует забывать, что высокая культура учителя, его благородные душевные качества оказывают неисгладимое влияние на сознание и поведение учащихся, являются активнейшим стимулятором сознательной дисциплины школьников.

В ходе занятий физическими упражнениями школьники постоянно преодолевают внешние и внутренние трудности. Практическая работа по преодолению препятствий на уроке физической культуры, в секционном занятии является действенным средством воспитания не только дисциплины, но и воли. Приучать школьников к смелым поступкам, мужественному поведению, упорству и выдержке необходимо на каждом занятии.

В зависимости от материала урока учитель применяет те или иные специальные упражнения для воспитания у учащихся волевых черт характера. На занятиях по гимнастике это опорные прыжки, соскоки с брусьев и перекладины, упражнения на кольцах.

Прекрасно воспитываются воля и мужество спортсмена в процессе занятий лыжным спортом. Лыжные гонки на разные дистанции требуют умения преодолевать усталость. В борьбе с усталостью закаляется воля. Спуски со склонов разной крутизны и особенно скоростные спуски по склонам - прекрасное средство воспитания у ребят решительности, смелости, мужества.

Для воспитания волевых черт характера полезны и легкоатлетические виды спорта.

Большие возможности для воспитания у спортсменов целеустремлённости, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в подвижных играх и спортивных играх. Любая спортивная игра требует высокой дисциплины участников, умения подчинять свои интересы и желания интересам коллектива. Игрой нужно руководить. Игра, пущенная на самотёк, может содействовать проявлению высокомерия и эгоизма.

Уроки физической культуры способствуют формированию у школьников навыков культурного поведения. На уроках и внеклассных занятиях по физической культуре создаются возможности и для воспитания гигиенических привычек, привычки заботится об окружающих, считаться с ними, привычки быть опрятным и подтянутым.

Таким образом, в процессе занятий различными видами спорта формируются привычки волевого поведения, воспитываются волевые качества. Но нам не безразлична направленность волевых качеств школьника - спортсмена.

Трудно измерить вред, наносимый личности и обществу неправильной постановкой физического воспитания, когда в жизнь входит здоровый, сильный, волевой, но общественно пассивный человек. Главным мотивом деятельности наших спортсменов всегда должно быть чувство общественного долга.

воспитание школьник нравственный