Органические и функциональные причины дислалии. Функциональная дислалия

Дата проведения: июнь 2018 г.

Место проведения: стадион.

Время проведения: 18.00 .

Звучит музыка.

1 Ведущий.

Добрый вечер, дорогие друзья!

2 Ведущий.

Здравствуйте, уважаемые жители и гости Данковского района, все те, кто станет сегодня свидетелем торжественного Выпускного бала - 2018!

1 Ведущий.

Праздник музыки и танцев, любви и надежд, вечер бальных платьев и элегантных костюмов…

2 Ведущий.

И, конечно, Ваши нескончаемые аплодисменты выпускникам 2018 года!

1 Ведущий.

Посмотрите, как юны и красивы наши выпускники, а воздух наполнен их светлыми мечтами и ожиданием прекрасного будущего!

Парад выпускников.

Звучат фанфары, переходящие в музыкальное сопровождение парада выпускников.

2 Ведущий.

Внимание! Мы с гордостью представляем медалистов 2018 года.

1 Ведущий.

Предугадать будущее этих выпускников уже сейчас не составляет особого труда. Главный девиз их жизни – «Вперёд к успеху!». Поэтому сегодня их труд вознаграждён самыми высокими наградами – медалями и аттестатами особого образца за успехи в обучении.

2 Ведущий.

Так давайте продолжительными овациями встретим, нашу гордость, надежду на достойное продолжение истории России!

1 Ведущий.

Парад выпускников продолжают обучающиеся школы № 1. Директор – Наталья Александровна Блинова.

Школа № 1 – победитель приоритетного национального проекта «Образование». Дважды получила областной грант за достижение высокого уровня учебных результатов обучающихся.

В 2016 году вновь признана лучшим образовательным учреждением по обученности детей плаванию, стала победителем круглогодичной спартакиады школьников, заняла 2 место в теоретическом конкурсе в рамках областных спортивных соревнований школьников «Президентские состязания».

Коллектив педагогов особое внимание уделяет патриотическому воспитанию обучающихся. Семь лет в школе функционируют кадетские классы юридической направленности. В этом учебном году кадетские классы открыты на начальной ступени обучения, что позволило занять 2 место в финале областной военно-спортивной игры «Вперед, мальчишки!», 3 место в областном смотре-конкурсе «Лучшая дружина юных пожарных Липецкой области».

2 Ведущий.

Встречайте выпускников лицея № 4! Именно это образовательное учреждение, возглавляемое Ириной Николаевной Меркуловой, по результатам участия в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений в этом учебном году вошло в топ 500 лучших школ России, стало лауреатом Всероссийской выставки образовательных учреждений, получило гранд государственной программы «Развитие образования Липецкой области».

Выпускники лицея стабильно показывают отличные результаты в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, олимпиадах, прославляя свое образовательное учреждение не только в городе, но и далеко за его пределами. Среди них - Булавкин Владимир, который стал в 2017 и 2018 годах абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Лицей – путь в будущее, путь во взрослую жизнь. Это дом, который вырастил и продолжает выращивать целеустремленных людей. Ученик – это гордость лицея.

1 Ведущий.

Тепло встречаем школу села Баловнево. Директор – Чернышёва Людмила Васильевна.

Перед вами одно из ведущих сельских общеобразовательных учреждений, в котором открыта студия детского телевидения «Анимация» и телецентр «Дебют», развивается дистанционное обучение, а его воспитанники являются неоднократными победителями всероссийских конкурсов. В этом учебном году команда школы стала чемпионом районной и областной спартакиады по шашкам среди обучающихся.

По итогам года команда школы села Баловнево заняла третье место в Спартакиаде среди обучающихся Данковского района, став сильнейшей среди сельских школ.

2 Ведущий.

Аплодисменты школе с. Берёзовка. Директор – Наталья Григорьевна Шерстобитова

1 Ведущий.

Парад выпускников продолжает школа с. Бигильдино. Директор – Виктор Семёнович Манаев.

Бигильдинская школа – одно из ведущих сельских общеобразовательных учреждений. Приоритетными направлениями в работе являются гражданско-патриотическое и спортивно-оздоровительное воспитание подрастающего поколения. Выпускники школы ведут активный образ жизни, без их участия не проходит ни одно районное мероприятие.

2 Ведущий.

Приветствуем школу села Воскресенское. Директор – Галина Владимировна Якушова.

Учителя школы имеют глубокие знания и большое сердце. Выпускникам школы повезло учиться именно у таких педагогов. Среди них нет людей равнодушных, безразличных к своей работе. Именно поэтому обучающиеся школы - активные участники, победители и призёры предметных олимпиад, районных и областных краеведческих, экологических, творческих и спортивных конкурсов и соревнований

1 Ведущий.

Встречаем школу села Спешнево-Ивановское. Директор – Елена Анатольевна Шадрина.

Школа оснащена современными технологиями: компьютерами, мультимедийным оборудованием; имеет большой спортивный и тренажёрный залы. Каждый ученик школы может раскрыть свои таланты и способности как в учёбе, так и в творческой деятельности. Обучающиеся – неоднократные победители и призёры областных, районных конкурсов, соревнований, музыкальных и танцевальных фестивалей.

2 Ведущий.

Маленькая страна… Школьная страна… Удивительная, загадочная, волшебная. Страна, где живёт детство. Где сбываются самые невероятные мечты, где все люди добры и прекрасны.

1 Ведущий.

Как жаль, что в этой стране детства мы бываем лишь однажды и спешим покинуть её, шагая навстречу взрослой жизни, забывая про то, что эта сказка никогда не повторится.

2 Ведущий.

Дорогие выпускники! Из доброй чудесной страны детства к Вам спешат с поздравлениями будущие первоклассники, кому предстоит окончить школу в 2028 году.

Хореографическая композиция в исполнении воспитанников детских садов

1 Ведущий.

Прошли, пролетели годы учёбы. 11 лет превратились в мгновенья. И с этого дня вы считаетесь взрослыми людьми. Теперь вам придётся самостоятельно принимать решения, и только от вас самих теперь будет зависеть ваша дальнейшая жизнь.

2 Ведущий.

Вы – молодое поколение, которое приходит на смену нам, и от того, как вы построите свою жизнь, будет зависеть будущее нашего общества.

1 Ведущий.

По доброй традиции в этот знаменательный день вас приветствуют

глава Данковского муниципального района – Валерий Иванович Фалеев,

2 Ведущий.

Благочинный Данковского церковного округа протоиерей Николай Стаднюк

1 Ведущий.

глава города Данкова – Алексей Алексеевич Лёвин.

2 Ведущий.

начальник отдела образования администрации Данковского муниципального района Галина Николаевна Каменихина

Поздравления руководителей.

1 Ведущий.

Каждый выпускник сродни драгоценному камню. Как алмаз, он многогранен, но ещё несовершенен.

2 Ведущий.

Идя по жизни, познавая окружающий мир, человек словно подвергается некой огранке, и, оттачивая свои знания и умения, становится настоящим бриллиантом, созданным руками истинных мастеров. Он переливается под светом знаний всеми цветами радуги и дарит этому миру неповторимую красоту.

1 Ведущий.

Мы начинаем торжественное чествование выпускников-медалистов, Бриллиантовую россыпь Данковского района.

Аэроцветы на дорожках

(Церемония награждения «Золотой фонд района»)

2 Ведущий.

Приглашается выпускник школы № 1 Деревнин Игорь и его мама Наталия Анатольевна

1 Ведущий.

2 Ведущий

Игорь - призер и победитель школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике, химии, физике, биологии, обществознанию, информатике, английскому языку, Призёр регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Лауреат Всероссийского конкурса «Познание и творчество». Призёр Международной природоведческой игры-конкурса «Гелиантус». Награждён грамотами администрации Данковского муниципального района за активную жизненную позицию, участие в районных и областных добровольческих акциях, и инициативах, за проявленные качества лидера и умение добиваться успеха в любой ситуации, творческий поиск и вклад в развитие района. Занесён в районную Книгу почёта Союза детских и пионерский организаций «Радуга». Самым главным человеком в своей жизни считает свою маму Наталию Анатольевну, которая работает учителем физической культуры в школе № 1.

1 Ведущий.

Приглашается выпускница школы № 1 Жданова Александра и её родители Елена Анатольевна и Андрей Дмитриевич

2 Ведущий.

Вручается аттестат особого образца с отличием, медаль «За особые успехи в учении» и благодарственное письмо родителям.

1 Ведущий

Александра талантливая, активная, обладающая лидерскими качествами выпускница. Неоднократно становилась победителем и призёром олимпиад, конкурсов, смотров различного уровня. С отличием окончила художественное отделение школы искусств имени А.И. Плотнова. Как человек с активной жизненной позицией принимает участие в слёте лидеров, жизни города и района. Обладатель диплома 3 степени отборочного тура отраслевой Физико-математической олимпиады школьников "Росатом", 2 степени 5-ой областной эколого-биологической научно-практической конференции ученических исследовательсих работ "ЭКО-БИ ", призер 5-ых Бунинских чтений в номинации "Проба пера". Победитель конкурса чтецов, посвященного Дню Победы. Лауреат муниципального конкурса «Ученик года 2016».

В семье Ждановых ценят трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, знаниям, любовь и взаимоуважение.

2 Ведущий.

Приглашается выпускник школы № 1 Дубоносов Сергей и его родители Вера Владимировна и Виктор Иванович

1 Ведущий.

Вручается аттестат особого образца с отличием, медаль «За особые успехи в учении» и благодарственное письмо родителям.

2 Ведущий

Сергей - серьёзный, уравновешенный и целеустремлённый ученик класса, имеет высокий уровень развития. Среди школьных предметов любимыми считает предметы естественно - математического цикла, поэтому в будущем мечтает получить профессию инженера. Элегантный, добрый, обаятельный и жизнерадостный. Добросовестно относится к порученному делу. Стремится постоянно познавать новое, расширять свой кругозор. Главной ценностью в человеке считает не количество знаний, а умение ими пользоваться. Среди заслуг Сергея множество грамот и благодарностей от школы, администраций города и района. Сергей обладатель дипломов разных степеней за успехи в спорте, победы в олимпиадах по школьным предметам, военно-патриотических конкурсах.

Звёздная ночь – переливы созвездий

Сценарий выпускного вечера.

Составила Л.В. Черногорова

МБОУ СОШ № 31 г. Липецка

(фонограмма «Спейс»)

Ведущий 1.

Мир беззвучно прекрасен своей силой и тайной,

Близким плеском волны, дальним трепетом звёзд.

А когда вдруг волна колыхнётся случайно –

Меж землёю и небом звёздный рушится мост.

Ведущий 2:

Дышит хрустальная ночь многозвездьем

В небе – лишь звёздных кистей полыханье!

Звёздная ночь – переливы созвездий,

В вальсе закружат единым дыханьем.

Добрый вечер, дорогие друзья!

Ведущий 1 : Добрый вечер!

Ведущий 2 :

Все говорят, что время лечит,

Но школьный год так быстротечен,

Внезапно наступил прощальный вечер,

И этот вечер – выпускной.

Ведущий 1 : Сегодня в школе праздник, который дорог для всех, кто находится в этом зале. Он дорог родителям, которые 11 лет волновались за своих детей. Он дорог учителям, которые 11 лет по крупицам вкладывали в них знания. Ну и, конечно, он дорог самим виновникам торжества – нашим выпускникам.

Ведущий 2 : Под ваши нескончаемые аплодисменты мы приглашаем в зал выпускников 2012 года и их классного руководителя Ларису Викторовну Черногорову.

(под фонограмму «Вечер школьных друзей»

выпускники входят в зал)

Ведущий 1 : Дорогие выпускники! Заключительным аккордом школьной симфонии отзвучали экзамены. Вы дописали до конца сложное предложение своего детства – времени счастливых открытий, добрых и веселых забот, времени с которым связаны первые друзья, первая любовь и первое расставание – сегодня вы окончательно прощаетесь со школой.

Ведущий 2:

Царит торжественно волненье,

Звучит привычное вступление

Для всех, кто миг сей долго ждал,

Да грянет бал, прощальный бал!

(под фонограмму «Свадебный вальс» Н. Баскова

выпускники рассаживаются в зале).

Ведущий 1 : Сегодняшний бал обещает быть ярким и запоминающимся, потому что править им будут звёзды! Яркие, самобытные, неповторимые.

Ведущий 2 : Звёзды, которые взошли на нашем школьном небосклоне 11 лет назад. Поднимаясь с каждым годом всё выше и выше, они достигли своего расцвета и сегодня сверкают и переливаются всеми гранями своего ума, таланта, упорства.

Ведущий 1 : Итак, настало время взглянуть на звёздное небо и полюбоваться переливами созвездий выпускников 2012 года образовательного учреждения № 31 г. Липецка.

Ведущий 2:

Звёзды – не только знаменье возмездий,

Звёзды – судьба, путь и воспоминанья…

Шелест мокрой листвы, благоуханья,

Лёгкость, воздушность, нелепость известий.

Звёздная ночь – переливы созвездий!

Торжественная часть выпускного вечера, посвящённая вручению выпускникам 2012 года аттестатов о полном среднем образовании, объявляется открытой.

(фанфары)

Ведущий 1 : Уважаемые выпускники!

Ведущий 2 : Уважаемые учителя!

Ведущий 1: Уважаемые родители!

Ведущий 2: Переливы созвездий только кажутся рядом, на самом деле путь к ним неблизкий. Сократить расстояние до звёзд нам поможет виртуальный звездолёт «Мечта выпускника».

(видеоролик «Полёт звездолёта»)

Ведущий 1 : Просим вас ослабить ремни и пояса и сесть поудобнее.

Ведущий 2: Во время полета запрещается:

скучать;

катапультироваться с космолайнера до его приземления в 6.00 по космическому времени;

произносить запрещенные выпускникам школы слова: «не умею», «не хочу», «не знаю»;

отказываться от возможности кружиться, вертеться, качаться в вихре танца;

говорить окружающим что-либо, кроме приятностей, комплиментов и похвал.

Ведущий 1 : Во время полета разрешается:

проводить дегустацию всех блюд и коктейлей звездной кухни;

поздравлять друг друга с успешным окончанием школы;

принимать активное участие в космических тренингах, задействуя при этом все мышцы лица и тела;

дарить подарки всем пассажирам космолайнера;

распространять вирус хорошего настроения на окружающих;

признаваться в любви школе, педагогам, родителям и друг другу.

Ведущий 2: За штурвалом корабля находится опытный капитан космолайнера – … , директор образовательного учреждения № … г. …

Ведущий 1: И её помощник, второй пилот космолайнера – …, заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе.

В их руках не только штурвал корабля, но и необходимые для полёта к звёздам документы, самые главные из которых – аттестаты зрелости наших выпускников.

(стоп – ролик)

Ведущий 2: Просим экипаж корабля занять свои места и приготовиться к взлёту!

(фонограмма космической музыки)

Ведущий 1: Необходимые приготовления закончены и мы предоставляем слово для поздравления выпускников директору школы - … .

(поздравление директора школы)

Ведущий 2: Уважаемые пассажиры! Наш космолайнер держит курс на созвездие «Блестящие».

(Видеоролик «Блеск звёзд»)

Ведущий 1 : Шик, блеск, красота! Откуда столько много света!

Ведущий 2 : Неужели не понимаешь? Это блеск медалей! Одна золотая и три серебряных медали украшают выпуск 2012 года!

Ведущий 1: И мы приглашаем на сцену выпускников, чей жизненный путь может быть определен одним словом - «победа». Эти выпускники - гордость нашей школы. И если говорить об их будущем- мы четко видим, что это будущие великие ученые, исследователи. Их ждут невероятные открытия, которые приведут мир к счастью и процветанию. Именно благодаря их открытиям будут побеждены все болезни в мире, найдены новые источники энергии. Именно они проложат новые пути в Интернете. Потому что уже сейчас все они доказали, что интеллект, знания - главное достояние современного человека.

Ведущий 2 : Начинается парад медалистов,

Лидеров школьной жизни и оптимистов.

(фонограмма)

Ведущий 1: Приветствуем медалистов бурными аплодисментами!

Полина Лохина!

Наталья Забабурина!

Анастасия Проскурина!

Юлия Струкова!

(вручение аттестатов)

Ведущий 2:

Как замечательно, что в школе есть ребята,

Чьи ум и знания приносят славу ей,

Ведь именно о них произнесут когда-то:

Вы - гордость и надежда наших дней!

Ведущий 1:

Вам медалисты ответное слово

Его нам сказать вы, конечно готовы?

(Ответное слово медалистов)

Ведущий 2 : Уважаемые пассажиры! А мы продолжаем полёт. Наш космолайнер приближается к одному из самых необычных созвездий Галактики - созвездию «Достойные» .

Ведущий 2: Это созвездие представляют выпускники, достойные всяческих похвал. Что бы они ни делали в своей жизни - они всегда будут лидерами в своей деятельности, они всегда будут окружены любовью и почетом - просто потому, что по-другому быть не может. Их горячие сердца, добрые души, любовь к людям определят их будущее.

Ведущий 1: Мы приглашаем на сцену выпускников, которыми мы особенно гордимся. Они - душа, огонь, честь, совесть нашей школы. Это люди, проявившие завидное упорство и трудолюбие в учёбе, победители и призёры предметных олимпиад и конкурсов разного уровня.

(фонограмма)

Ведущий 2: Приветствуем бурными аплодисментами:

Станислав Богомолов

Виктория Воробьёва

Екатерина Голышева

Евгения Корчагина

(Вручение аттестатов)

Ведущий 1:

Не зря активно к знаниям стремились вы,

Штудировали толстые тома,

В библиотеках над столом склоняли головы,

Оставив тёплые, уютные дома!

Прилежные труды окупятся сторицей,

Оценят вашу высоту ай – кью.

Для вас открыты все пути к столице,

Вас ждёт почёт и честь в любом краю!

(Ответное слово)

Ведущий 1: Каждый человек в жизни ставит перед собой разные цели. Для одних главной является карьера, для других - деньги, для третьих - семья. От выбора зависит судьба самого человека. Но среди наших выпускников есть те, про которых уже сегодня можно с уверенностью сказать:

Ведущий 2:

Их главное качество - верность.

Они нам пропасть не дадут.

Проявят и чуткость, и нежность

В разведку с тобою пойдут.

Ты можешь на них положиться

Как на самого себя.

Коль радость иль горе случится,

Разделят с тобою всегда.

Ведущий 2: И наш звездолёт делает очередную остановку в зоне созвездия «Золотых сердец».

Ведущий 1: Под бурные аплодисменты мы приглашаем на сцену тех, кто умеет сострадать, прийти на помощь по первому зову товарища. Добрые, понимающие и незаменимые: (фонограмма)

Алина Свешникова

Евгения Ситникова

Светлана Фомина

Сергей Хромов

Ведущий 2: Сила, мужество, бесконечные тренировки, упорство, радость победы, горечь неудач - все это присуще людям, посвятившим себя спорту. И наш звездолёт не может пролететь мимо созвездия, которое так заманчиво светится золотом будущих олимпийских медалей.

Ведущий 1: Уважаемые пассажиры, мы находимся в созвездии «Надежда российского спорта» и приглашаем на сцену лучших спортсменов школы, которые не раз приносили славу школе своими спортивными победами и достижениями!

Именно этим выпускникам предстоит победить на будущих чемпионатах и олимпиадах. И так и будет - ведь их победы уже сегодня - верный признак спортивного успеха.

Ведущий 2: Встречаем бурными аплодисментами школьных героев спорта:

Анна Рыжкова

Василий Серкин (фонограмма)

Артём Селезнёв

Антон Зубарев

(вручение аттестатов, ответное слово)

Ведущий 1:

Артист поёт, артист танцует,

Он и поэт, он и рисует,

Он пишет музыку к стихам,

Да, это всё он может сам!

Когда артист порой в ударе,

Он сам играет на гитаре,

Пока на сцене выступает,

Все остальные отдыхают!

Ведущий 2. А наш звездолёт направляется к очередному созвездию. Летим на голос!

Ведущий 1 : Приятный голос, музыкальный слух, хорошая дикция, танцевальные способности, обаяние и артистизм – всем этим обладают выпускники блистательного созвездия «Хрустальный голос». Все они – незаменимые участники школьной художественной самодеятельности, внеклассных мероприятий, концертов.

Ведущий 2: И мы приглашаем на сцену тех, кто хорошо поёт, дикламирует, танцует и играет на музыкальных инструментах.

Ведущий 2 : Бурными овациями и продолжительными аплодисментами встречайте:

Анастасия Бирюкова (фонограмма )

Татьяна Жердева

Ирина Тонких

Александр Каштанов

(вручение аттестатов, ответное слово,

Исполнение песни «В старом классе»)

Ведущий 1:

Словно волшебнику радужной сказки,

Бог дал Художнику кисти и краски,

Чудо – палитру, мольберт и холстину,

Чтоб сотворил он такую картину,

Где будут горы, восход и закаты,

Синее море и злые пираты,

Желтый песок, белоснежные льдины…

Все, что в душе – то на этой картине.

Ведущий 2 : Карандаш, кисти, краски, мольберт, ножницы, бумага – со всем этим виртуозно умеют обращаться творчески одарённые выпускники, имена которых являются украшением переливающегося всеми цветами радуги созвездия «Волшебная палитра». Наш звездолёт заходит на очередную посадку и мы приглашаем подняться на сцену тех, чьими стараниями выпускались многочисленные тематические газеты, рисовались разнообразные красочные плакаты, украшались учебные помещения школы.

Ведущий 1: Бурными аплодисментами встречаем наших художников: (фонограмма)

Екатерина Гаврюшова

Виктория Кретинина

Екатерина Добрынина

(вручение аттестатов, ответное слово)

Ведущий 2:

Труд создал человека- хозяина Земли,

И на труде построена вся жизнь земная,

И отдает Земля ему сокровища свои,

А он живет, нужды ни в чем не зная!

Ведущий 1:

За труд награды ожидают,

Подарки разные, медали, ордена,

Любовь людей к труду границ не знает,

Любовь к труду Природой нам дана!

Ведущий 2: Трудолюбие – отличительная черта выпускников 2012 года. Ни один субботник, ни один трудовой десант не обходился без их участия. А кто лучше их перекапывал делянки на пришкольном участке и ухаживал за растениями? Благодаря добросовестному дежурству в кабинете химии, удалось сохранить его в надлежащем состоянии для будущих поколений.

Ведущий 1 : И сегодня наиболее трудолюбивых выпускников мы приветствуем в созвездии «Умелые руки».

Ведущий 2: Встречаем умельцев бурными аплодисментами: (фонограмма)

Андрей Григоров

Павел Кушников

Светлана Шуткина

(вручение аттестатов, ответное слово

(Вручение благодарственных писем родителям, фонограмма)

Ведущий 1: Ну что – же, аттестаты вручены, грамоты розданы, благодарности прозвучали. Но меня не покидает чувство, что мы ещё чего – то не доделали.

Ведущий 2: И совершенно правильно! Ведь мы ещё не посетили созвездие «Напутствий и пожеланий ». И наш космолайнер устремляется именно туда.

На сцену приглашается … , учитель математики.

Ведущий 1: Слово предоставляется классному руководителю выпускного класса … .

Ведущий 2: Слово для поздравления предоставляется члену родительского комитета … .

Ведущий 2 : Вот теперь я думаю, можно разворачивать наш звездолёт в сторону Земли.

Ведущий 1: Итак, дорогие выпускники, наше звёздное путешествие подходит к концу. Вы держите в руках аттестат своей зрелости, документ, который открывает перед вами новые жизненные возможности. Глядя на вас, в каждом из присутствующих в этом зале, борются и грусть, и радость. Радость, что из несмышленных детей вы стали вполне взрослыми, самостоятельными людьми, красивыми, в рассвете жизненной весны. А грусть потому, что как бы больно не было, но пришел час расставания. И пока наш космолайнер заходит на посадку, по старой доброй традиции последнее слово предоставляется вам.

(фонограмма )

Ответное слово выпускников:

Вот и настал наш последний школьный вечер.

Как долго мы шли к сегодняшнему дню, целых 11 лет

Все эти годы нас объединяла школа.

Позади удачи и неудачи, слезы и переживания.

Все эти годы с нами были наши родители.

Дорогие мамы и папы, спасибо вам за всё, мы вас не подведем.

Все эти годы с нами рука об руку шли наши учителя.

Спасибо вам, учителя! Именно вы проложили нам дорогу к звёздам.

И пусть мы пока не стали звёздами первой величины, но мы на правильном пути!

И уже сейчас, покидая родную школу, мы хотим оставить после себя пусть маленький, но звёздный след.

Примите наши звёзды!

Я отдаю эту звезду своему детству, которое уже никогда не вернется. Детство мое прощай!

Я отдаю эту звезду своим беспечным школьным дням. Было здорово!

Я отдаю эту звезду учителям школы. Спасибо за знания, поддержку и понимание!

Я отдаю эту звезду своим родителям. Все эти годы они были и будут с нами рядом. Я вас очень люблю!

Я эту звезду отдаю своим одноклассникам - самым лучшим, самым верным, самым надежным. Удачи вам!

Я отдаю эту звезду своему будущему. Нас ждут великие дела!

Я отдаю свою звезду всем тем кто, учил меня завоевывать и покорять этот мир! Мы это сделали!

А эти звёзды - нашей школе. Школа родная, прощай!

Финальная песня «Школа, прощай!»(EKA),(текст переделан)

1) Вот и все, осталось только несколько строк,

Больше не придётся нам идти на урок.

Вроде все как прежде, но почему-то в душе,

Затаилась грусть, что мы не встретимся уже.

Припев:

Помаши нам вслед рукою и удачи пожелай.

Школа, прощай, школа, прощай,

Помаши нам вслед рукою и удачи пожелай,

Ты пожелай, школа, прощай.

2) Опустеет скоро класс наш, загудят поезда,

Разбегутся все ребята, разлетятся кто куда.

Будет много приключений, успевай и держись,

Но тебя мы все запомним навсегда, на всю жизнь.

Наша школа нам дарила много сказочных минут

Расставанья и прощанья нас с тобой сегодня ждут.

Припев:

На фоне фонограммы:

Ведущий 2.

Ночами тёмными из глубины веков

Мерцают звёзды нам – глаза небесные.

Плениться каждый человек готов

Сияньем чистым их и тайной неизвестностью.

Ведущий 2 :

Какая жизнь родится в их лучах?

Миры какие светом их питаются?

В какую книгу, при невиданных свечах,

Созвездья-символы Творцом вплетаются?

Ведущий 1 :

Когда-нибудь, окончив путь земной,

Познаем СВЕТ и ВЕЧНОСТИ ВЕЛИЧИЕ.

Сливаясь со Вселенскою душой

Добудем ЗНАНИЕ, поняв миров отличия…

Ведущий 2:

Ну, а пока… Нетленное сиянье звёзд –

От люда грешного, как тайна сокровенная.

Миры далёкие рисуют нам вопрос,

Мерцая через Вечности мгновения.

Ведущий 1: На этом торжественная часть выпускного вечера закончена.

Ведущий 2: Но звёздная ночь продолжается! Мы приглашаем сейчас выпускников пройти за праздничный стол.

(фонограмма «Вальс выпускников»)



Приёмы устранения моторной функциональной дислалии:

1. Развитие речевой моторики и кинестетических ощущений.

Целью этого этапа является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

2. Вызывание и постановка звуков.

Постановка звука достигается путём применения технических приёмов. В работах Ф.Ф. Рау выделяются 3 способа:

По подражанию (имитативный)

С механической помощью

Смешанный

Первый способ (по подражанию) основан на сознательных попытках ребёнка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом по мимо акустических опор ребёнок использует зрительные, тактильные, и мышечные ощущения.

Второй способ (механический) основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и шпателями.

Третий способ (смешанный) основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нём играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.

3.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1) Автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2) Автоматизация звуков в словах (в начале слова, середине, конце);

3) Автоматизация звука в предложениях;

4) Автоматизация звуков в чистоговорках и стихах;

5) Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

6) Автоматизация звуков в разговорной речи.

Если ребёнок смешивает поставленный звук с другими звуками, тогда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

II. Механическая дислалия.

Приёмы устранения механической дислалии:

1. Устранение (сглаживание) анатомических дефектов артикуляторного аппарата (ортодонтическое или хирургическое лечение).

2. Развитие речевой моторики.

3. Постановка звуков (иногда – воспитание компенсаторной артикуляции).

4. Автоматизация и дифференциация правильного звукопроизношения.

III. Сенсорная функциональная дислалия.

Приёмы устранения сенсорной функциональной дислалии:

1. Развитие фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия условно можно разделить на 6 этапов:

1 этап- узнавание неречевых звуков.

3 этап- различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап- дифференциация слогов.

5 этап- дифференциация фонем.

6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Постановка звуков.

3. Воспитание прочной произносительной дифференциации звуков.

4. Профилактика (устранение) артикуляторно-акустической дисграфии.

    Задачи и система логопедической работы при устранении дислексии.

Между уровнем сформированности навыка чтения, устной речи и зрительных функций детей суще­ствует определенная взаимосвязь. Это диктует необходи­мость включать в коррекционную работу по устранению дислексии не только традиционные логопедические при­емы формирования всех компонентов устной речи, но и развитие пространственно-зрительных функций учащихся.

Можно выделить два основных направления коррекционной работы:

- устранение дислексии, обусловленной преимуществен­но несформированностью устной речи:

Фонематическая дислексия - недоразвитие фонематической системы языка. Несформированность навыков акустической и кинестетической дифференциации фонем.

Семантическая дислексия - нарушения понимания прочитанного, из-за несформированности звуко-слогового синтеза.

Аграмматическая дислексия- недоразвитие морфологических и синтетических обобщений, аграмматизм в устной речи.

Мнестическая дислексия - нарушение слухо-речевой памяти. Это выражается в том, что дети с трудом запоминают содержание стихов, путаются воспроизведении прочитанных рассказов. На этом этапе овладения грамоты долго устанавливается связь звука с буквой.

- устранение дислексии, обусловленной преимуществен­но несформированностью зрительных функций:

Оптическая дислексия-

    нарушение зрительного восприятия (цвет, величина, форма):

    нарушение зрительного анализа и синтеза;

    нарушение пространственных представлений ребенка;

    нарушение движение глаз при чтении.

Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи

На овладение детьми определенными опера­циями чтения оказывают влияние нарушений фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связной монологической речи.

Цель работы - развитие и коррекция всех сторон уст­ной речи.

Основные задачи коррекции дислексии, обусловлен­ной ФФН:

Формирование точной дифференциации фонем рус­ского языка;

Формирование полноценных представлений о звуко­вом составе слова;

Закрепление навыков звуко-слогового анализа и син­теза речевых единиц;

Коррекция дефектов звукопроизношения.

Устранение дислексии, вызванной системным недо­развитием речи, у младших школьников, помимо коррек­ции фонетико-фонематических процессов, должно решать следующие задачи:

Количественное и качественное обогащение активно­го словаря ребенка;

Развитие навыков словоизменения;

Уточнение значений синтаксических конструкций;

Развитие навыков построения связного высказывания.

Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций

Цель - обучение ребенка способам обработки визуального матери­ала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.

Задачи работы - развитие и коррекция гностических и моторных компонентов зрения учащихся. Поэтому ме­тодика включает в себя два основных блока:

1- развитие и коррекция гностических зрительных функций. Основные задачи:

Развитие произвольного зрительного внимания;

Развитие навыков зрительного анализа и синтеза;

Развитие зрительной памяти.

2 - развитие и коррекция зрительных моторных функций. Основные задачи :

Развитие и коррекция точных прослеживающих дви­жений глаз;

Формирование зрительно-пространственных пред­ставлений;

Выработка зрительно-моторных координаций.

По­следовательность работы над зрительными функциями оп­ределяется индивидуально для каждого ребенка и зависит от наибольшей выраженности нарушений гностических или моторных функций зрения.

Задания каждого блока подбираются по принципу воз­растающей сложности, сначала с использованием картинного, хорошо знакомого ребенку материала, и лишь затем в работу вво­дится буквенный материал (буквы, слоги, слова, предло­жения). Кроме того, картинный материал, предлагаемый детям для выполнения упражнений, также постепенно усложняется: от цветных реалистических к черно-белым и затем к силуэтным и контурным, что является подготов­кой к восприятию букв и цифр.

    Задачи и содержание логопедической работы по обучению грамоте учащихся с нарушениями речи (добукварный и букварный период).

Основные задачи обучения в добукварный период обучения грамоте.

Задачи добукварного периода :

1-я задача - коррекция нарушения звукопроизношения . Этой задаче уделяется особое внимание, т.к. известно, что нарушение звукопроизношения часто переносится на письмо.

Спирова провела сопоставительный анализ нарушений устной речи и нарушений письма учащихся речевых школ. На основе этого были выделены 4 группы детей:

Дети, у которых нарушения устной речи полностью проецируются на письмо (замены, отсутствие, искажение).

Дети, у которых есть нарушения устной речи, письма, но они не являются тождественными

Дети, у которых есть нарушения устной речи, но нет нарушений письма.

Дети, у которых нет нарушений устной речи, но есть нарушения письма(миним. группа детей).

2-я задача - развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия (ФВ).

До 60-х годов 20 века в методике обучения русского языка понятие звуковой анализ обозначали два положения:

Звуковой анализ – это способность различать звуки родного языка

Звуковой анализ – это умение определять последовательность звуков в слове.

Эльконин отдифференцировал эти два понятия. «1» он назвал естественным звуковым анализом и дал ему определение фонематический слух. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в потоке речи, в различном линейном порядке (сон – нос), в словах, близких по звучанию, но разных по значению (коза – коса – паронимы).по данным психолога Швачкина ФС в норме формируется к 1 году 7 месяцем (принеси мышку, миску).

«2» Эльконин назвал искусственным звуковым анализом, дал определение фонематическое восприятие (ФВ).

ФВ – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе процесса обучения грамоте.

3-я задача добукварного периода

Формирование операций лексико-синтаксического анализа.

Операции лексико-синтаксического анализа складываются из следующих умений:

1. умение определять первое слово в предложении

Первое слово является линейцной точкой отсчета в структуре всего предложения.

2. Умение определять количество слов в предложении

3. Умение определять последовательность слов в предложении

4-я задача добукварного периода – формирование графомоторных навыков.

5-я задача добукварного периода – Формирование оптико-пространственных представлений.

6-я задача добукварного периода Развитие ВПФ, которые яв-ся базой речи – восприятие(слуховое, зрительное), мышление, память.

1-я задача – формирование звукопроизношения

Формирование звукопроизношения.

В первый класс речевой школы поступают дети с различными видами звукопроизношения. Наиболее частотными является сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротоцизм, параротацизм, очень симптоматично: дефекты озвончения и смягчения.

Существует несколько классификаций по коррекции звукопроизношения. Одна из них отражена в работе Филичевой, Чиркиной, Чевелевой, в которой выделено несколько этапов:

1. Подготовительный этап.

2. Постановка звука.

3. Автоматизация в слогах.

4. Автоматизация в словах.

5. Автоматизация во фразе.

6. Автоматизация в связной речи.

7. Дифференциация (та же последовательность, что и в автоматизации).

Над звуками одной группы одновременно не работают. Автоматизация в словах- на этом этапе можно вести подготовку к постановке нового звука.

Вторая классификация по Лалаевой Р.И. , Фомичева (они не работали вместе) по коррекции произношения:

1 Этап- подготовительный.

2. постановка звука.

3. автоматизация.

4. дифференциация звуков.

Третья классификация по Гриншпуну по коррекции звукопроизношения:

    Подготовительный

Задача обучения: разв-ие ВПФ, которые являются базой для речи (слух-е восприятие, слух-я память).

Развитие фонематического слуха, восприятия;

Развитие речевого дыхания;

Развитие мелодико-интонационной стороны речи;

Развитие мелкой моторики;

Подготовка органов артикуляции и работа над звуком.

!!! Артикуляция считается усвоенной тогда, когда упражнения упражнение ребенком выполняется безошибочно и не требует зрительного контроля.

Дислалия - это нарушение правильного воспроизведения определенных звуков при условии, что у пациента сохраняется в норме функция слуха и снабжение речевого аппарата нервами. Зачастую диагностируют у детей в возрасте 3–5 лет, реже у пациентов младшей школьной возрастной группы.

Особенность нарушения произношения звуков заключается в том, что дислалия не имеет связи с травмами слухового аппарата или нарушениями ЦНС ребенка, то есть пациент является здоровым физически, но при общении меняет буквы местами или произносит их «проглатывая». Однако если ребенка попросить написать слово, с которым возникают трудности, будут указаны правильные буквы.

Речевая дислалия у детей младшей возрастной группы - это наиболее диагностируемый дефект. Если рассматривать статистику, то в медицинской практике подобное нарушение установлено у 1 из 3 детей в возрасте 3–5 лет, по достижению 6–8 лет речь корректируется, а симптомы нарушения замечены будут у 1 из 5 детей. В дальнейшем диагноз ставится всего 1% пациентов.

Дислалия имеет избирательный характер, то есть ребенок отлично выговаривает 90% слов, букв и звуков. Если своевременно внедрить коррекцию, то пациент полностью избавляется от нарушения звукопроизношения.

Речевая дислалия: классификация нарушения

В процессе изучения отклонения специалисты пришли к потребности классифицировать патологию, что в будущем позволило подобрать оптимальный метод коррекции речи.

Выделяют три формы дислалии:

  1. физиологическая - возрастной дефект речи ребенка;
  2. механическая - обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
  3. функциональная - нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.

С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.

Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.

В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:

  • сенсорный вид - возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
  • моторный вариант - возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.

Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.

Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

По характеру нарушения дислалия бывает:

  • артикуляционная;
  • акустическая;
  • артикуляторно-фонетическая - возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» - «горка», «косточки» - «госточки»);
  • артикуляторно-фонематическая - характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» - «усел»);
  • акустико-фонематическая - неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).

В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

Выделяют две формы дислалии:

  1. сложная - нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
  2. простая - характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).

В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:

  • йотацизм - неправильное произношение слов, где есть звук «Й»;
  • ротацизм - неправильное произношение или замещение звука «Р»;
  • хитизм - проблемы с распознанием и произношением звуков «Х» и «К»;
  • каппацизм - трудности с произношением слов, где есть «К»;
  • гаммацизм - неправильная дифференциация звука «Г»;
  • сигматизм - нарушение произношения или замещение шипящих и свистящих;

Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.

Причины возникновения дислалии

Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления - дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).

Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.

Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.

Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.

Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:

  1. недоразвитие уздечки языка (короткая);
  2. неправильное челюстно-лицевое строение костей;
  3. дефекты неба;
  4. недоразвитие уздечки верхней губы;
  5. нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.

Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.

Причины функциональной дислалии следующие:

  1. недостаточное внимание родителей к развитию речи ребенка;
  2. наличие объекта для копирования неправильной речи ребенком;
  3. отсутствие воспитания ребенка родителями;
  4. проблемы фонематического слуха;
  5. нарушение слуха.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка. Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь.

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

Основная задача логопеда - определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал - картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

Способы коррекции дислалии

Продолжительность лечения зависит от причины возникновения дислалии. Если имеет место механическая, то изначально выполняется стоматологическая коррекция дефектов. Лучше всего выполнять эти процедуры в возрасте до семи лет.

Функциональная дислалия корректируется усилиями узкоспециализированного врача - логопеда. Лечение проводится в несколько этапов. Изначально важно подготовить ребенка к процессу лечения, рассказать, зачем это делается, что будет, если не устранить проблему. Логопеды в ходе коррекции практикуют методики для развития не только речи, но и памяти ребенка. Особое внимание уделяется дифференциации фонем пациентом. Выполняется регулярная речевая моторика и артикуляционная гимнастика, массаж.

Следующая стадия коррекция заключается в запоминании ребенком и постановки правильного произношения звуков. Это достигается путем метода подражания. Последний этап заключается в развитии коммуникативных способностей ребенка.

Важно соблюдать систематичность в процессе коррекции речи ребенка. Если дислалия простой формы, то для исправления понадобится максимум 3 месяца. В сложных случаях - около 6.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.

К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения - биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.


В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Дислалия у детей может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.

Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.

Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевает ребенок путем прилаживания к речи окружающих. На этом пути прилаживания каждый ребенок встречается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых эти затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями - с другой.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. «Первоначально, - пишет Н. И. Жинкин, - центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук, Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем».

Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах - звуках (аллофонах), важно, чтобы эти звуки произносились нормированно, т. е. в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикулярной базы и умение образовывать слоги. Н. И. Жинкин определяет артикуляторную базу как «комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых для данного языка вырабатывается нормативный звук».

С этой точки зрения дислалия может быть рассмотрена как избирательный дефект формирования артикуляторной базы звука при сложившихся умениях образовывать слог.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков - акустические или артикуляционные - оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков - в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К. П. Беккер, М. Совак, М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, О. В. Правдина и др.). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора - «кора», жук - «щук», рыба - «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухости-звонкости, некоторых сонорных фонем (р - л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Например, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизводятся как парные им глухие - щ, д - т, г - к, з - с и т. д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

От акустико-фонематической дислалии следует отличать более грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивный и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.

Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом - артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.

Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими и шипящими с - ш, з - ж (крыса - «крыша»), между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными т - к, д - г (Толя - «Коля», гол - «дол»), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами с - с, л - л, т - т (сад - «сядь», лук - «люк», тук - «тюк») и др. Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами if и ч («курича» - курица, «крицать» - кричать), сонорами р и л («лыба» - рыба, «рапа» - лапа).

При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его. Во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Об этом свидетельствуют некоторые сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах развития детей. Например, замены р - л в 5 лет составляют 42% всех нарушений звука р, в 6 лет - 34% , в 7 лет - 18% , в 8-9 лет - 18%; замены л - р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет - 5%, в 7 лет и последующие годы не наблюдаются; замены ш - с, ж - з в 5 лет составляют 50% всех нарушений шипящих, в последующие годы - 23-26% (Данные М. А. Александровской). Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе их развития отмечается в работах многих исследователей (А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, О. В. Правдиной и др.). Вместе с тем авторы отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не все дети. Среди учащихся общеобразовательной школы (I-II классы) недостатки произношения фонематического порядка составляют не менее 15%. К концу обучения в начальном звене они встречаются единично.

Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звуков при этой форме дислалии - явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, например, при алалии). При дислалии аналог звука, сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

Нарушаются не все звуки: так, при различных индивидуальных особенностях произнесения акустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Почти не встречаются искажения губно-зубных ф - ф, в - в.

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных и среднеязычного.

Переднеязычные не взрывные согласные представляют собой сложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требует тонких дифференцированных движений. При произношении ребенок не может опереться на те движения, которые у него сформировались ранее в связи с биологическими актами, например, при овладении губными согласными или взрывными переднеязычными. Эти звуки формируются у него позже других, потому что он должен овладеть новыми комплексами движений, предназначенных для произношения.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков (Ф. Ф. Pay). Процесс выработки речедвижений сопряжен со специфическими трудностями, так как в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки, которые в русском языке не несут смыслоразличительной функции. В ряде случаев такой промежуточный для развития произношения звук-заменитель, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Он принимается фонетическим слухом ребенка как нормированный. Его артикуляция закрепляется. В дальнейшем звук обычно не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. Эти дефекты, в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротацизм - дефект произношения р и р , ламбдацизм - л ил, сигматизм - свистящих и шипящих звуков, йотацизм - йот (j), каппацизм - к ик, гаммацизм - г иг, хитизм - х и х. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

Группировка дефектов произношения и термины, которыми они обозначаются, не подходят для описания нарушений русской произносительной системы. Например, для обозначения нарушении заднеязычных согласных излишни два термина, но они уместны для тех языков, в которых гик оказываются различными по способу образования. Для характеристики ряда согласных эта система недостаточна: нет названия для дефектов фрикативных шипящих ш и ж, для дефектов аффрикат. Так как в фонетической системе греческого языка не было подобных звуков, не оказалось и соответствующих названий. В связи с этим условно были объединены в группу сигматизмов, кроме дефектов произношения свистящих, и дефекты других звуков - фрикативных шипящих и аффрикат.

Для искаженного нарушения произношения характерно то, что в большинстве своем однородный дефект наблюдается в группах звуков, близких по артикуляционным признакам. Например, в паре глухих-звонких звуков искажение оказывается одинаковым: з нарушается так же, как с, ж как ш. Это же относится к парам по твердости-мягкости: с нарушается как с. Исключение составляют звуки р и р л и л: твердые и мягкие нарушаются по-разному. Могут нарушаться твердые, а мягкие оказаться не нарушенными.