Фазы становления личности таблица. Контрольная работа на тему «Личность и общество

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

Контрольная работа

на тему «Личность и общество»

Вариант I

А1. Человек как один из людей: А2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества: А3. Верны ли следующие суждения о социализации:А) к агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;Б) процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни. А4. К числу наиболее древних социальных норм относятся:
    Указ Право Закон Обычай
А5. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:
    Резкого скачка в развитии общества Эволюции Революции Глобальной проблемы развития общества
А6. Верны ли следующие суждения о глобализации:А) глобализация проявляется во всех сферах жизни общества;Б) глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А7. Индустриальное общество характеризует:
    Развитие крупного машиностроения Накопление знаний Преобладание сферы услуг над производством товаров Натуральное хозяйство
А8. Верны ли следующие суждения об обществе:А) общество – часть мира, отличающаяся от природы;Б) общество имеет сложную структуру.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны

А9. Верны ли суждения об информационной революции:А) информационная революция в XX в. завершилась;Б) примером информационной революции можно считать увеличение числа пользователей Интернетом.

    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А10. Верны ли суждения об экологических проблемах:А) экологические проблемы всегда связаны с политическими реформами;Б) развитие техники и технологии не может влиять на политическую ситуацию в стране.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
В1. Все термины, за исключением одного связаны с понятием «экономическая сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
    Производство Торговля Религия Обмен Потребление
В2. Какие из приведённых примеров соответствуют постиндустриальному обществу?
    Преобладание сельскохозяйственного производства Преобладание сферы услуг над производством товаров Высокая роль творческого потенциала людей Рост численности городского населения Промышленный переворот Главный фактор производства – информационные технологии
В3.

Термины


С1. Что такое индивидуальность? Составьте два предложения, содержащие информацию об индивидуальности.
С2. Назовите основные сферы жизни общества. Перечислите элементы одной из сфер.
С3. Раскрой смысл высказывания римского философа Сенеки «Общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

Контрольная работа

на тему «Личность и общество»

Вариант II

А1. Характеристика человека в обществе:
    Индивид Индивидуальность Гражданин Личность
А2. Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы поведения группы:
    Адаптация Индивидуализация Интеграция Дезинтеграция
А3. Верны ли следующие суждения о мировоззрении:А) разнообразие мировоззрений обогащает общество;Б) мировоззрение – это одновременно продукт и выражение духовной личности.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А4. Что из перечисленного характеризует традиционное общество?
    Взгляды философов Накопленные обществом знания Составленные государством законы Проживание основной массы в деревне
А5. Традиция праздновать Новый год как социальная норма имеет форму:
    Дозволения Предписания Запрета Закона
А6. Верны ли следующие суждения о реформе:А) реформа – это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей;Б) чаще всего реформы проводят верхи общества.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А7. В политическую сферу общества входит:
    Производство Религия Нация Власть
А8. Верны ли следующие суждения о социализации:А) семья составляет формальное окружение человека;Б) к агентам социализации относят только самое ближнее окружение человека.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А9. Верны ли суждения об обществе:А) объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания;Б) общество состоит из больших и малых групп.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А10. Верны ли суждения о глобальных проблемах:А) решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества;Б) глобальной проблемой человечества является разница в уровне жизни между странами «богатого Севера» и «бедного Юга».
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
В1. Все термины, за исключением одного связаны с понятием «духовная сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
    Искусство Архитектура Религия Нравственность Закон Наука
В2. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества?
    Господство общинных принципов Важная роль религии и армии Государственный контроль над технологическими изменениями Урбанизация Научно-техническая революция Натуральное хозяйство
В3. Установите соответствие между терминами и определениями.

Термины


С1. Перечислите отличия человека от животного.
С2. Какие типы общества выделяют учёные. Приведите три признака одного из них.
С3. Раскрой смысл арабской пословицы «Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов».

Ответы

Контрольная работа

на тему «Личность и общество» 8 класс


вариант

Говоря о человеке, психология и философия оперируют понятиями «индивид» и «личность».
Индивид - это единичный представитель вида. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Личность – новое качество индивида, приобретаемое им в общении и совместной деятельности с другими людьми. Личность в психологии – рассматривается только как общественное, социальное существо. В этом случае исследователи отвлекаются от биологической, природной его стороны и рассматривают человека как продукт общественных отношений, как активного деятеля общественного развития.
В психологии наряду с понятиями «индивид» и «личность» употребляется ещё и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим путь каждого человека, условия его жизни и деятельности, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей.
Индивидуальностью и называют личность в её конкретном своеобразии как неповторимое сочетание психологических особенностей.
Но как же именно индивид приобретает качество личности?

Давайте разбираться!

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Идёт ли речь о переходе ребёнка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента – в трудовой коллектив, призывника в армейское подразделение или же говорится о личностном развитии в глобальных масштабах – в его долговременности и целостности – от младенчества до гражданской зрелости, этот процесс нельзя мыслить иначе как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает.
Выделяют три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция . Рассмотрим каждую из них подробнее.

Первая фаза становления личности – активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Итак, первая фаза – адаптация .

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации. Так, например, подросток, попавший в новую для него компанию старших ребят, первоначально стремящийся ничем не выделяться, старательно усваивающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись наконец с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя. В максимальной степени реализуя в связи с этим потребность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (к примеру, начитанность, спортивные успехи, смелость и т.д). Это вторая фаза – индивидуализация .

Став членами производственного коллектива, вчерашние школьники, пройдя адаптацию, на второй фазе становления своей личности стремятся найти пути обозначения своей индивидуальности, своих особенностей, к которым окружающие внимательно присматриваются. В результате эти выявившиеся положительные отличия (смекалка, трудолюбие, юмор) принимаются и поддерживаются – происходит интеграция личности в общности .
Интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация личности и группы всегда так или иначе происходит.
Если противоречие между индивидом и группой оказывается неустранённым, возникает дезинтеграция, её следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо её фактическая изоляция в ней.

Каждая из перечисленных фаз является временем становления личности в её важнейших проявлениях и качествах – здесь протекают микроциклы её развития. Если человеку не удаётся преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него среде и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к серьёзной личностной деформации.
Если, находясь уже в фазе идивидуализации и пытаясь обеспечить свою представленность в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки. Если он успешно проходит фазу интеграции в общности, у него формируются положительные качества личности.

Тест 4. Обобщение темы «Личность и общество» 8 класс МОБУ ООШ с.Верхнетавлыкаево


Вариант 1

А 1. Человек как один из людей:
1. Индивид 2. Индивидуальность

3. Гражданин 4. Личность

А 2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества:
1. Адаптация 2.Индивидуализация 3. Интеграция 4.дезинтеграция
А 3. Верны ли суждения о социализации?
А. К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека.
Б. Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни.

А 4. К числу наиболее древних социальных норм относятся:
1. Указ 2. Право 3. Закон 4. Обычай

А 5. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:
1. Резкого скачка в развитии общества 2. Эволюции 3. Революции
4. Глобальной проблемы развития общества

А 7. Индустриальное общество характеризует:
1. Развитие крупного машиностроения 2. Накопление знаний
3. Преобладание сферы услуг над производством товаров 4. Натуральное хозяйство

А 8. Верны ли суждения об обществе?
А. Общество – часть мира, отличающаяся от природы.
Б. Общество имеет сложную структуру.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 9. Традиция праздновать новый год как социальная нормы имеет форму:
1. Дозволения 2.Предписания 3. Запрета 4. Закона

А 10. Верны ли суждения об экологических проблемах?
А. Экологические проблемы всегда связаны с политическими реформами.
Б. Развитие техники и технологии не может влиять на экологическую ситуацию в стране.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «экономическая сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Производство 2.Торговля 3.Религия 4. Обмен 5. Потребление

В 2. Какие из приведенных ниже примеров соответствуют постиндустриальному обществу?
1. Преобладание сельскохозяйственного производства.
2. Преобладание сферы услуг над производством товаров.
3. Высокая роль творческого потенциала людей.
4. Рост численности городского населения.
5. Промышленный переворот.
6. Главный фактор производства – информационные технологии.

В 3. Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы поведения в группе:
1. Адаптация 2. Индивидуализация 3. Интеграция 4. Дезинтеграция.



С 2. Что такое реформа?

Ключ

Вариант 1 Вариант 2

А 10. 4 А 10. 3

В 2. 2,3,6 В2. 1,2,6

В 3. 1Б, 2В, 3А В 3. 1В, 2А, 3Б

Вариант 2
А 1. Характеристика человека в обществе:
1. Индивид 2. Индивидуальность 3. Гражданин 4. Личность
А2 . Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы поведения в группе:
1. Адаптация 2. Индивидуализация 3. Интеграция 4. Дезинтеграция
А 3. Верны ли суждения о мировоззрении?
А. Разнообразие мировоззрений обогащает общество.
Б. Мировоззрение – это одновременно продукт и выражение духовной личности.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Что из перечисленного характеризует традиционное общество?

1. Взгляды философов 2. Накопленные обществом знания

3. Составленные государством законы 4. Проживание основной массы населения в деревне

А 5. Традиция праздновать новый год как социальная нормы имеет форму:

А 6. Верны ли суждения о реформе?

А. реформа – это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.

Б. Чаще всего реформы проводят верхи общества.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 7. В политическую сферу жизни общества входит:

1. Производство 2. Религия 3. Нация 4. Власть

А 8. Верны ли суждения о социализации?

А. Семья составляет формальное окружение человека.

Б. К агентам социализации относят только самое ближайшее окружение человека.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 9. Верны ли суждения об обществе?

А. Объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания.

Б. Общество состоит из больших и малых групп.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 10. Верны ли суждения о глобальных проблемах7

А. Решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества.

Б. Глобальной проблемой человечества является разница в уровне жизни между странами

«богатого Севера» и «бедного Юга»

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «духовная сфера».

Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Искусство 2. Архитектура 3. Религия 4. Нравственность 5. Закон 6. Наука

В 2. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества7

1. Господство общинных принципов

2. Важная роль религии и армии

3. Государственный контроль над технологическими изменениями

4. Урбанизация

5. Научно-техническая революция

6. Натуральное хозяйство

В 3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбика (составьте пары)

1. Эволюция А. радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в

Развитии природы, общества или познания

2. Революции Б. преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны

Общественной жизни (экономики), порядков (институтов, учреждений)

3. Реформа В. процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе

С 1. Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации.

С 2. Что такое реформа? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности . Могут быть выделены три фазы развития личности:
1) Адаптация
предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.
× Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него общности и вступить во вторую фазу развития, у него скорей всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появятся робость, неуверенность в себе.
2) Индивидуализация
порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, – и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельной трансляции своей индивидуальности, интенсифицирует поиск в этой группе лиц, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.
× Если в фазе индивидуализации он представляет группе свои индивидуальные отличия, которые та не приемлет и отвергает, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенная самооценка.
3) Интеграция
детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.
Всегда происходит взаимная трансформация личности и группы.
Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция , ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.
В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складывается новообразование личности – черты, которых не было не только у него, но и у других членов группы, но которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.
+ Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.
Изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид. В связи с тем, что у человека в его жизни многократно меняется социальная ситуация и он входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность фазы воспроизводятся множество раз, соответствующие новообразования закрепляются, и у человека складывается достаточно устойчивая структура его индивидуальности.
Протяженные во времени, они выступают как макрофазы (эпохи) развития личности в пределах одной эры, обозначаемые как три эпохи:
1. Детство
- наиболее длительная макрофаза развития личности
- охватывает три возрастных периода (предошкольный, дошкольный, младший школьный)
- характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией


2.Отрочество
- эпоха перелома, обострения противоречий
- преобладание индивидуализации над адоптацией
3. Юность
- начинаясь в школе, выходит за ее хронологические пределы
- идоминирование интеграции над индивидуализацией
Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды, в свою очередь, делятся на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности.