Методики самоорганизации. Методы самоорганизации для успеха в жизни

Самоорганизация - процесс упорядочения элементов за счет внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия. Это наиболее общее определение термина, которое, во многом, послужит и нам. Ведь его можно перенести и в самообразование, при котором учебный процесс или отдельные его части нужно уметь организовать самостоятельно, исходя из индивидуальных целей, наличия времени, специфики образовательного материала. Это не отдельная задача, стоящая перед каждым, кто задается вопросами самообучения, а ценный навык современного человека. И далее в этом уроке мы опишем этапы формирования и его составляющие; создания собственного алгоритма, помогающего следовать плану обучения.

Самоорганизация: от навыка до стиля жизни

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация - это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.

В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией нескольких умений. В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как , организационные способности (с приставкой «само» разумеется - речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная ). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать - самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.

Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров. Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.

При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).

Этапы создания системы самоорганизации

Целеполагание

Задача - стать организованным - должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения. О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация - именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый - над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй - каким должен быть итог работы?

Анализ ситуации

Этот этап - экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.

Планирование

Следующий этап - планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.

Волевая регуляция и коррекция

Выработка привычек

Самоорганизация это комплексный навык, состоящий из комбинации личностных качеств и мелких привычек. Выработка привычек - процесс во многом сходный по своей природе, вне зависимости от того, говорим ли мы о чтении профессиональной литературы минимум 15 минут в день или о еженедельной уборке квартиры. Детальнее о развитии привычек читайте в наших статьях и .

Органайзеры и прочие «помощники»

Быть более организованным, да и просто держать в голове все необходимые данные, будь то связано с образованием или любой другой деятельностью, помогут многочисленные специально предназначенные для этого инструменты. Благо в наш информационно-технологический век недостатка в них нет. Рынок предлагает достаточное количество вариантов - от заточенных под конкретные рабочих тетрадей и ежедневников до мини-программ и приложений для смартфонов и планшетов. Канбан-доски, электронные списки задач, онлайн-календари - короткий список категорий. Более специфичными в области самообразования можно считать worksheets - специально разработанные для нужд обучающихся тетради. Они предлагаются для более успешного освоения . Развиваются и сервисы интерактивного взаимодействия - в онлайн-классе вы можете «сидеть» за партой, имея возможность общения с учителем и одноклассниками. В целом, онлайн-образование переживает сейчас настоящий бум, предлагая много не только интересных, но и функциональных инструментов для саморазвития.

Популярные заблуждения о самоорганизации

Напоследок - некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» - специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента.

Способность к самоорганизации - это врожденная характеристика личности . Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.

Чтобы стать организованным - нужно долго и упорно трудиться . Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз.

Самоорганизация - не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно . Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей - он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор - из него можно построить как дом, так и автомобиль.

Тратить время на самоорганизацию непродуктивно . Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства. Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности.

Успешного вам освоения навыка!

Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель - указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых). В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

НАТА КАРЛИН

Самоорганизация личности – это процесс четкого регулирования собственного времени, и дисциплины. Чтобы добиться успеха в большом деле, нужно знать его структуру и не забывать про ежедневное планирование своего дня. Нужно не забывать, что ценнее обычного времени ничего не существует. Чтобы стать самоорганизованным человеком, необходимо развивать в себе , ответственность и обязательность.

Основы самоорганизации личности

К последнему пункту относится и питание. считаются не только курение, прием алкоголя и наркотиков. Нас «убивает» также неправильное питание. Не ешьте жирную, острую и копченую пищу. Выпивайте 2 литра простой (негазированной) воды ежедневно. Займитесь собственным телом – спорт вам поможет в этом. Ложитесь спать и вставайте по утрам в одно время. Ищите в жизни позитив.

Запомните, что вас никто со стороны контролировать не будет. Каждое действие и мысль вы должны оценить самостоятельно, и принять единственно верное решение.

Самоорганизация личности с научной точки зрения

Одна из ключевых проблем теории педагогики – саморазвитие и самоорганизация личности каждого учащегося, в особенности – студента. Успех обучения в ВУЗе напрямую зависит от личностных качеств обучаемого. От этого зависит уровень овладения знаниями, и самоорганизация. Психологи считают, что начало обучения в высшем учебном заведении считается переходным моментом между простой (репродуктивной) его формы на следующие стадии психического состояния и активного сознания. В данном случае, контролировать молодого человека уже некому. Исчезают родители, которые проверяли уроки, и учителя, которые заставляли доучиться до 11 класса, чтобы получить обязательное среднее образование. Теперь успех процесса зависит только от уровня самоорганизации студента, и желания .

Если обобщить понятие «самоорганизация студента», то оно уместится в одном слове – «самопродвижение». Это управляемое сознанием человека достижение определенных благ путем строгого контроля за собой.

Психологи разделяют четыре варианта определения самоорганизации личности:

Личностный. Сторонники данного варианта самоорганизации личности полагают, что процесс становления происходит только через самопознание себя, как единственного двигателя к достижению поставленных целей. Данная теория основана на зависимости уровня самоорганизации от уровня интеллектуального развития, силы воли, нравственных качеств и эмоциональной устойчивости индивидуума. Человек с подобными характеристиками способен самостоятельно воплощать задуманное в жизнь с помощью усилий воли и желания к самосовершенствованию. От зависит мотивация человека к дальнейшим действиям и достижению следующих целей.
Деятельностный. В данном случае на первый план ставятся такие качества личности, как профессиональные навыки, умения, систематизация и управление процессами, состоящими из последовательных операций. Последователи теории деятельностного подхода считают, что образование — это основной процесс, предшествующий организации и самоорганизации человеческой личности.

В этом варианте самоорганизация – это умение собирать воедино все знания и ресурсы, которые приобрел человек с целью , построения выводов и цепочек, ведущих к самоорганизации. В данном случае элементами самоорганизации принято считать целеустремленность, строгую дисциплину и контроль за собой, планирование и расстановку приоритетов.

Интегрированный. В данном случае процесс самоорганизации личности считается совокупностью факторов деятельностного и личностного подходов. Элементы первого и второго тесно переплетены между собой, и служат достижению единственной цели.
Технический. Практики-психологи в последнее время делают упор на данный вариант подхода к самоорганизации личности. Технические средства, изучение их работы, и применение на практике повышают интенсивность рабочего процесса и эффективность труда. К данной категории относятся методы научной организации, такие как , самоменеджмент (индивидуальный менеджмент), способы научной организации деятельности. В данном случае полагается, что самоорганизация личности достигается только четким планированием времени.

Как правило, в роли движущей силы к достижению самоорганизации выступает совокупность многих процессов. Каждый психолог старается делать упор на тех факторах, которые по его мнению становятся основополагающими в этом процессе.

Если вдуматься в то, что говорят ученые и собрать воедино все качества, присущие процессу самоорганизации, то создается впечатление, что они пишут программу для роботов-андроидов, имеющих уровень сознания, достаточный для принятия решений. Кроме того, их теории исходят их того, что правила самоорганизации личности прописаны в виде постулатов, и не терпят лирических отступлений. Ее результат – достижение конкретных целей, и по-другому просто быть не может. В данном случае компьютерная программа не подходит. Поэтому большинство ученых-психологов сходятся во мнении, что процесс достижения самоорганизации личности должен опираться только на личностные качества человека.

Духовная культура как часть самоорганизации личности

Духовная культура личности складывается из совокупности следующих качеств человека:

Уровня образования;
Религиозных убеждений;
Количества и качества потребностей;
Наличия навыков, умений и способностей;
Желаний, мечтаний и поставленных целей.

Человек не робот, это существо, имеющее душу. Она должна быть способна к сопереживанию, полна оптимизма или пессимизма, доверия или разочарования. Каждая личность должна стремиться к самосовершенствованию, самопознанию, и самоорганизации.

Стремление человека к духовному развитию заложено в нем природой. Поэтому степень самоорганизации напрямую зависит от психологической среды, педагогических условий и возможностей, представляемых к формированию человека на духовном уровне.

Психологи считают, что гуманитарные науки являются основой культурного развития личности. Понимание прекрасного вызывает в человеке те порывы, которые и отличают его от животного. Стремление стать лучше, изменить этот мир, жить по законам и заповедям, прописанным в Библии – все это основы самосовершенствования, ведущие к высотам самоорганизации. Прививаемые человеку с детства духовные ценности становятся для него ориентиров для действий и поступков на протяжении жизни.

Поэтому важно в воспитании подрастающего поколения выбирать правильную последовательность развития в душе ребенка личностных качеств. Родители, как никто другой, знают интересы и пристрастия своего чада. Старайтесь развить в нем эти данные. А школа, давая среднее образование, не должна забывать о том, что души детей – это пластилин из которого вылепить можно все, что угодно.

С одинаковой вероятностью можно создать высокодуховные личности, которые стремятся к самопознанию, самоорганизации и самосовершенствованию. Для этого и направить их мысли и стремления в правильное русло. Или пресечь порывы юных душ в самом начале пути. Это навсегда убьет в маленьком человеке желание даже думать, что в этой жизни все зависит только от него.

20 января 2014

Сегодня предлагаю рассмотреть такое важное понятие как самоорганизация или управление собой. Из этой статьи вы узнаете, почему так нужна и важна самоорганизация, как управлять собой , какие внутренние враги есть практически у каждого человека, какие приемы и методы самоорганизации можно использовать для их устранения, и к каким результатам это может привести.

Начну с пары крылатых выражений, которые, на мой взгляд, очень хорошо отражают необходимость самоорганизации в принципе. Один китайский философ сказал:

Тот, кто умеет управлять другими, силен, но еще сильнее тот, кто умеет управлять собой!

И отсюда уже вывели популярное ныне высказывание:

Если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие!

Думаю, этим все сказано. Заниматься самоорганизацией, учиться управлять собой нужно и важно. И чтобы лучше представить, как управлять собой, давайте начнем с теории.

Что такое самоорганизация?

Все очень просто. Самоорганизация – это умение правильно организовать себя на выполнение определенных действий или достижение определенных целей. Это довольно обширное понятие, включающее в себя не просто борьбу с ленью (хотя и это тоже), но и умение грамотно планировать свое время, расставлять приоритеты, мотивировать себя и т.д.

Поскольку самоорганизация – это примерно все то, что должен делать руководитель по отношению к своим подчиненным, для достижения ими максимальных результатов работы, то можно утверждать, что самоорганизация – это управление собой, это тот сложный случай, когда руководитель и подчиненный выступают в одном лице.

Управлять собой действительно сложнее, чем управлять другими, поскольку в человеке обязательно возникает конфликт противоречий: руководителя и подчиненного, у которых поровну голосов, и каждый из которых не хочет уступать друг-другу.

Управление собой во многом базируется на выработке волевых качеств. Но главная цель самоорганизации – свести все к тому, чтобы совершение необходимых действий и достижение целей происходило не через сильные волевые усилия, а легко и непринужденно, само собой.

Методы самоорганизации.

Итак, рассмотрим основные методы самоорганизации, которые можно использовать, для того чтобы научиться управлять собой.

Метод 1 . Тайм-менеджмент. Первое, чем нужно заняться, чтобы повысить свой уровень самоорганизации – это планированием своего времени, то есть, . Но не просто планированием, а и следованием намеченным планам. Управлять собой и своим временем нужно тоже грамотно. Изучите основные и подумайте, как их эффективнее применить конкретно в вашей ситуации. Управление временем – на самом деле очень обширное понятие, целая наука, поэтому требует серьезного изучения.

Метод 2 . Выработка привычек. Чтобы научиться без особых проблем совершать необходимые регулярные действия, нужно всего-навсего превратить их в привычку. А сделать это можно, воспользовавшись простым – именно такое количество дней нужно, чтобы любое, даже самое ненавистное, действие стало привычкой. Приобретая таким образом нужные, полезные привычки, вы существенно повысите свой уровень самоорганизации.

Метод 3 . Самомотивация. Еще один неплохой метод самоорганизации – самомотивация. Эти слова созвучны, но их значения отличаются. Самомотивация – это определение для себя каких-то мотивов, наличие которых усилит интерес к выполнению нужных действий или достижению целей. Здесь тоже следует изучить основные , решить, какие мотивы из возможных имеют наибольшее значение конкретно для вас, и использовать их.

Метод 4 . Круг общения. Успех в самоорганизации во многом зависит от круга общения, в котором находится человек. К примеру, если все коллеги в одной офисной комнате привыкли “валять дурака”, то даже самый отъявленный трудоголик, попав в этот коллектив, тоже существенно снизит свою производительность труда. Поэтому стоит формировать свой круг общения из людей с высоким уровнем самоорганизации, у которых, по вашему мнению, есть, чему поучиться в этом плане. И, наоборот, исключить общение с теми людьми, которые не умеют управлять собой, не стремятся к этому, а то еще и вас отговаривают, мол, кому все это нужно.

Метод 5 . Обучение других. И последний интересный метод самоорганизации, который я хочу рассмотреть – это обучение ей же кого-то еще. Дело в том, что когда человек учит других, он подсознательно сам совершенствует свои знания и умения, он должен быть грамотнее и профессиональнее обучаемых. А чтобы кого-то учить, совершенно не обязательно устраиваться на работу преподавателем. Например, родители могут учить своих детей, ведь для них самоорганизация тоже никогда не будет лишней. Старшие братья и сестры – младших. Наконец, можно по взаимному согласию заняться обучением своего друга или подруги. И во всех этих случаях вы должны будете, прежде всего, показывать личный пример, что будет иметь большую пользу для вас самих.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: самоорганизация очень нужна и важна – хорошо запомните это. Не было бы самоорганизации – не было бы, например, и сайта , и много чего еще, что создается самыми разными людьми. Те, кто способны управлять собой, однозначно достигнут в жизни больших успехов и смогут сотворить великие дела. А те, кто даже не задумываются об этом – будут жить “как все”. Смотрите сами, что для вас интереснее…

Теперь вы имеете какое-то представление о том, что такое самоорганизация, как управлять собой, какие методы самоорганизации можно для этого использовать. Изучайте эту тему глубже, применяйте на практике, и наверняка уже скоро вы увидите первые положительные изменения.

На этом все, желаю вам успехов в достижении поставленных целей! До новых встреч на страницах сайта!

Организация - это упорядоченная группировка элементов посредством внешних сил в целях достижения общего результата. Самоорганизация - это вызванное внутренними факторами упорядочение. Его можно рассмотреть в природе, науке, технике, психологии, социологии. Данный процесс объясняет становление любого устойчивого общества.

Самоорганизация - это управление собой

Существует несколько вариаций представления этого процесса. В первую очередь на ум приходит область человеческого сознания. В психологии личности понятие самоорганизации означает умение запрограммировать себя на выполнение тех или иных задач с достижением конкретного результата. Здесь этот термин включает в себя мотивацию к труду, способность к эффективной трате энергии, планирование времени (тайм-менеджмент), рационализацию.

Организация предполагает группу людей, в которой существуют две основные роли: руководитель и подчиненный (или лидер и ведомый), где одна задаёт установки другой. В случае самоорганизации эти роли сочетаются в одной личности. Главная цель самоконтроля - научить человека выполнять свои обязанности, не прилагая волевых усилий, а исходя из полезной для него внутренней мотивации. Осознанно принятое решение и усиленная работа по его исполнению вызывают самоутверждение, что положительно сказывается на оценке личности самой себя. С самоорганизацией деятельности впервые сталкиваются школьники и новоявленные студенты, поэтому очень важно развить это качество в юном возрасте.

Основные методы диагностики

Анализ любых способностей проводится посредством психологических тестов, анкетирования (клиническая беседа), наблюдения, биографического метода, психологического моделирования, эксперимента. В образовательные программы и профессиональные подготовки нередко внедряют опросники, помогающие выявить способность к самоорганизации и правильному распоряжению временем. Их образцы обычно берутся из англоязычных источников с видоизменениями, а потому могут потерять в качестве. Примером может послужить известный TSQ (ОСД)-опросник.

Анализ с помощью ОСД

Опросник такого рода содержит в себе несколько критериев, характеризующих личность как регулятор деятельности. Он определяет восприятие и особенности использования времени в повседневности. В категории "Планомерность" рассматривается вовлеченность субъекта в стратегическое планирование ежедневных дел. При этом у личности имеются свои принципы планирования.

Шкала, которая выявляет амбициозность, стремления и степень концентрации на своих целях, называется "Целеустремленностью". Прилагаемые к действиям волевые усилия характеризуются "Настойчивостью". В "Фиксации" говорится о способности личности к закреплению на определенных ей задачах. Временная направленность выражена в шкале "Ориентация".

И, наконец, "Самоорганизация" устанавливает предрасположенность личности к внутренней организации деятельности. Каждая шкала имеет несколько пунктов, всего общее количество вопросов - 25. В результате специалистом составляется психологическая диагностика и диаграмма.

Как охарактеризовать самоорганизацию

Формами самоорганизации могут выступать различные критерии, такие как иерархия и плюрализм; пассивная и активная формы; техническое, биологическое и социальное направления. Различные жизненные процессы являют собой активную форму, внутренние химические и физические процессы - пассивную. В психологии в уровнях самоорганизации выделяется пять составляющих:

  1. К общесоциальному уровню относится самовосприятие личности как части группы, общества, этноса (трудовой коллектив, сограждане, представители одной национальности, религии).
  2. К институциональному уровню относят самосознание субъекта как профессионала, специалиста или как части какого-либо института, например семейного.
  3. На управленческом уровне личность рассматривается как часть организационно-представительской, должностной группы.
  4. Самоорганизация на групповом уровне предполагает общность культурного, социально-психологического общества (объединение по возрастной категории, политическим взглядам и др.).
  5. На личностном уровне субъект воспринимает себя как индивидуальность.

Самоорганизация в науке и технике

Техническую самоорганизацию можно отнести к категории науки и техники. Когда меняются свойства, параметры объекта, его цели и задачи, автоматически сменяется и его дальнейшая программа действий. Например, так работает организация самонаводящихся ракет, различных автоматизированных систем, вычислительных технологий. Такие системы имеют свойство самостоятельной настройки.

Принципы самоорганизации в сфере науки (эволюционная биология, супрамолекулярная химия) и природных явлений изучает междисциплинарное направление, называемое синергетикой. Здесь в качестве пространственного упорядочения можно привести в пример лазер. Самоорганизация целенаправленного и спонтанного характера, происходящая за счет изменения или образования связей в системе, существует в основном в природе.

Как это происходит на биологическом уровне? Самоорганизация - это то, что сохраняет вид, приспосабливает его к разным условиям существования, сохраняет гармонию в живой среде. Поэтому она тесно связана с мутационной изменчивостью. Синергетика объединяет в себе все естественные и технические науки, так как её принципы работают в системах любой природы (электроны, атомы, молекулы, механические системы, термоядерные реакции, транспортные системы и так далее).

Природа заключает в себе неожиданные динамические явления, которые создаются по "эффекту бабочки" - изменение работы одного незначительного механизма повлечет за собой перемену организации всей системы. Поэтому, чтобы рассмотреть природные процессы в совокупности, необходима дисциплина, объединяющая несколько наук в одно направление.

Сравнение иерархии и плюрализма

Для сохранения устоявшегося государственного строя необходима особая форма самоорганизации. Это иерархия (система подчиненности) и плюрализм (многообразие и терпимость к политическим взглядам, мнениям). Гражданам любой страны нужно чувствовать себя причастными к определенным порядкам, выстроенным согласно традициям их общества.

В традиционной иерархии действует принцип "разделяй и властвуй", цель которого - дать преимущество или лишить равных условий одну из сторон. Такая форма самоорганизации общества помогает сохранять авторитетность властных структур. В современном мире действуют одновременно различные формы организации. Некоторым иерархическим устоям ничего не мешает сосуществовать с плюрализмом и равенством, являющимися столпами демократического социума.

Хаос и беспорядок

Объяснение теории хаоса можно начать с простых примеров, описывающих её противоположность - организованность, устойчивость и порядок. Система, описанная по математическим законам, может считаться устойчивой, если при малых изменениях начальных условий и параметров можно наблюдать малые изменения результата.

Например, при скорости 50 км/ч водитель преодолеет 100 км через два часа. Если он будет ехать не намного медленнее, то время его поездки поменяется на пропорциональную величину также незначительно. Данная система стабильна и проста. Но чем сложнее система, тем она неустойчивее. Объектами изучения теории хаоса являются как раз сложные, неустойчивые конструкции, в которых при каких-либо малых переменах в результате возникают колоссальные изменения.

Кто это придумал

Метеоролог Лоренц однажды решил вбить в машину уже известные ему данные с ясными заранее результатами. Однако прогноз в итоге оказался совсем другим. Причем чем дальше тянулась эта цепь, тем сильнее отличался прогноз от первоначального, истинного. Дело было в том, что заново занесенные параметры были округлены, то есть несколько отличались. Центральным понятием данной теории является "эффект бабочки" - незначительное влияние извне способно вызвать неожиданные последствия.

Нельзя путать случайность с хаотичностью. Если раньше, когда ученые не могли дать объяснение тому или иному явлению, оно могло назваться "случайным", то сейчас же большинство этих процессов называются хаотичными и поддаются законам теории хаоса (движение спутников по орбите, приступы эпилепсии, большой транспортный поток на широких трассах). "Эффект бабочки" также исключает возможность предсказывать будущее. И чем дальше это будущее - тем "невозможнее" данная вероятность.

Эффективность и результат самоорганизации

Теперь ясно, почему самоорганизация - это всеохватывающее явление, существующее во всех окружающих человека системах. Главным образом она обладает социальной (общение, знания, карьера, самовыражение), технологической (безопасность и производительность труда, успехи в науке и технике), правовой и политической (формирование гражданских союзов, политических партий) эффективностью. Благодаря этому явлению, человек способен реализовать себя в безопасных и комфортных условиях. Самосовершенствование каждого индивида в отдельности, а затем организация таких людей в социуме на различных уровнях ведут к формированию политически подкованного и развитого во всех отношениях общества.

Простая и неприятная правда состоит в том, что сейчас мы, наверное, более занятые, чем когда-либо. Вопреки тому, что немного научных данных поддерживают этот факт, анекдотических свидетельств предостаточно.

«Вы можете увидеть это вокруг себя», говорит Джейн Джаспер, эксперт по производительности из Нью-Йорка и автор книги «Заберите свое время обратно». «Люди разговаривают слишком быстро. Мы всегда спешим. Мы начинаем что-то делать и не заканчиваем это, и нас все время мучает мысль, что мы что-то забыли сделать, но мы не можем вспомнить что именно». Люди, загруженные делами, и пользующиеся всеми этими экономящими время и усилия приборами, начиная от роботизированных пылесосов и заканчивая микроволновыми печами и компьютерами, кажутся такими занятыми и лишенными здравого смысла. Но преимущества, которые дают нам технологии, в то же время являются недостатками.

«С тех пор как мы увеличили число устройств, которые экономят наше время, и продуктов, которые делают нашу жизнь легче, мы нашли способы заполнять наше время», говорит Трейси Лин Моланд, консультант по управлению временем. А хроническая нехватка времени вызывает стресс.

Но все эксперты по организации времени, с которыми мы говорили, уверяют, что стресс можно сократить. Подумайте об этом как о добавлении дополнительного часа в ваш повседневный график с помощью техники управления временем.

Что-либо настолько простое, как «знать, где утром лежат ваши ключи или библиотечная книжка и домашняя работа вашего ребенка» может помочь сократить стресс», говорит Моланд. У нее есть целый ряд советов по успешной организации времени.

    Составьте дневник времени

Возьмите неделю и распишите все, что вы делаете на протяжении каждого дня. Если вы смотрите телевизор 25 часов в неделю, запишите это.

«Для большинства людей это болезненный опыт», говорит Яна Джаспер. «Вы должны включить все – время, которое вы проводите в спортзале, время за рулем, еженедельные собрания, все. Вы можете огорчиться, увидев, сколько неструктурированного времени вы себе позволяете. Но сложно принять умное решение относительно эффективного использования своего времени, если вы не знаете, что вы сейчас делаете со своим временем».

    Научитесь говорить «нет»

Отключите мобильный телефон и пейджер. Если кто-то просит вас сделать что-то, на что у вас абсолютно нет времени, скажите «нет» вежливо, но четко. И не позволяйте себе чувствовать себя виноватыми.

«Одна из причин, почему мы чувствуем себя такими занятыми – это то, что не умеем устанавливать личные ограничения относительно того, что мы не должны делать», говорит Яна Кемп, основатель и президент Meeting & Management Essentials, консалтинговой компании по организации времени в Бойз, штат Айдахо.

Чтобы отказаться от чего-то, необходимо сфокусироваться на своих целях, объясняет Кемп. Ваш дневник времени может помочь в этом отношении. Когда вам надо делать важные, но незапланированные дела, соглашайтесь только на те дела, которые по-настоящему важны, такие как семья, друзья или здоровье. Когда вы точно будете знать, на что у вас есть время, вам будет легче отказываться от вещей, которые не соответствуют вашим приоритетам.

    Составьте список дел с указанием времени

«Создайте список своих дел и отметьте, сколько времени, вы будете тратить на каждое дело», говорит Моланд. Списки всегда помогают, но когда вы еще запишите, сколько времени займет каждый пункт, это поможет вам расставить свои дела по их приоритетности. Так вы естественно сосредоточитесь на том, что вы можете сделать прямо сейчас.

    Возьмите себе в помощники компьютер

Технологии помогли вам войти во временные обязательства, теперь пускай они помогут вам выйти из них. Попробуйте использовать эти многочисленные программы персонального планирования, который позволяют вам использовать календарь, список дел, телефонную и адресную книгу на вашем компьютере.

«В наше время компьютера уже недостаточно для достижения полной эффективности», говорит Джаспер. «Цель состоит в том, чтобы использовать технологии для избавления от бумаги в вашей жизни. Это просто чрезвычайно важно».

По слова экспертов, организованность часто основывается на быстротечности жизни. Чем больше хлама в вашей жизни – телефонные номера на кусочках бумаги, визитки в ноутбуке, стол, заваленный календарями и списками – тем вероятнее, что вы потратите свою жизнь на то, чтобы организовать всю эту кучу хлама.

    Многозадачный режим

Есть ли в нашем современном мире более широко используемое выражение? Мы все объединяем несколько задач в одну. Но иногда такая многозадачность является опасной. Разговоры по телефону за рулем резко повышают ваши шансы попасть в аварию. Однако многие занятия можно эффективно и безопасно комбинировать. Слушайте книги на кассетах, пока едите на работу. Когда вы смотрите телевизор, оплачивайте счета.

«У женщин лучше получается объединять несколько занятий, чем у мужчин», говорит Моланд. «Даже если оба партнера работают полный рабочий день, женщина обычно в состоянии думать о расписании своих детей, о доме и о еде. У мужчин лучше выходит сосредотачиваться на одном занятии в один период времени – и женщины иногда должны этому поучиться».

    Не будьте перфекционистом

Нет ничего плохого в том, чтобы быть обычным. Перфекционизм, известный как уделение чрезмерного внимания каждой детали, важной и не очень, считается видом промедления.

«Поставьте перед собой рациональные задачи», говорит Джаспер. «Это хорошо – стремиться использовать весь свой потенциал. Это не эффективно стремиться быть самым лучшим».

Установка недостижимых целей только добавляет стресс в вашу жизнь, объясняет Кемп.

    Вознаграждайте себя

И последнее, вознаграждайте каждое свое достижение, даже самое маленькое.

«Используйте ваш дневник времени для того, чтобы принять решение, как вам лучше организовать свое время», говорит Джаспер. «Когда вы будете делать прогресс в расстановке приоритетов и научитесь говорить «нет», позвольте себе наслаждаться тем, что вы делаете. Вы необязательно должны делать себе большой подарок, вы можете просто провести немного времени наедине с собой или сделать массаж. Важно осознать свой успех и наслаждаться им».