Бережной игорь александрович. Неизвестные факты биографии спонсора и отца ребёнка Бережной

Я строю яхту

Игорь Бережной , 47 лет
Образование: Средне-специальное
Профессия,работа : Профессиональный фотограф
Квалификация: Яхтенный Рулевой 1 класса
Яхтенный опыт: 30 лет
Хобби : яхтинг,рыбалка
Адрес : Херсон, Украина
[email protected]
Слайд-шоу постройки яхты
Почему мужчины строят яхты? А можно ли построить яхту самому? А как это? А с чего Начать? Почему во всем мире есть такие чудаки? Этот список вопросов можно продолжить, но я не буду утомлять уважаемого читателя вопросами о том как строят яхты так называемые самостройщики.Давайте обо всем попорядку. Желание постоить яхту возникает у многих мужчин. Это первобытное чувство имеет корни со времен когда человек мечтал о дальних неизведанных землях, о том, как там хорошо на этих самых неизведанных, где НАС, как извесно нет. Вообщем стремление перемещаться по водному пространству под парусами влечет многих романтиков. А кто не мечтал среди них все ЭТО осуществить с той единственной и неповторимой любимой половинкой (я имею в виду женщину). Кстати сказать, во многих статьях и книгах по самострою первая ключевая фраза звучит устрашающе: Если вы решили строить яхту, разведитесь с женой! Хочу сказать что это очень существенное замечание, но не полное. Во первых, не нужно недооценивать наших любимых женщин. Я думаю если нужно разводиться с женой, то яхта тут не причем, а если ваша жена действительно половинка одного целого, то яхту строить будучи целым а не переполовиненным гораздо легче и приятней. Это я могу сказать с большой уверенностью, как отец семейства имеющего троих детей и ту самую половинку, которая дает мне сил чтобы созидать красоту под названием Яхта!
Ну а теперь можно поговорить о впечатлениях более приземленно. И так
что нужно по моему мнению, чтобы добиться цели построить самодельную яхту! Первое как не прискорбно это конечно деньги! Второй, очень важный момент, это желание перечитать массу литературы, перевернуть интернет к верху ногами для того чтобы взорвать свой спящий мозг изнутри до состояния когда чертежи, идеи и детали Вашей будущей яхты будут сниться с завидной регулярностью Вообщем мягко говоря повысить теоретические знания. Дело в том, что строитель яхты должен сочитать в себе многие качества как технического характера так и творческого. Строительство яхты- это большой комплекс мероприятий связанный с науками такими как гидро аэро динамика сопромат физика химия итд. итп., а также чувство гармонии и эстетики. Ведь Ваше детище будет называться яхтой только в том случае если она будет безопасна, надежна, красива и легка в ходу. Один из главных аспектов в стоительстве для меня-это друзья. Да-да, настоящие друзья, они всегда помогут и поддержат. Когда я готовился к строительству своей первой лодки 6 метров, это швертбот перестройка из дюралевого катера, было все совсем не так как когда я начинал строить лодку 33 фута (10метров). Наверное по юности ощущения другие. Вторую лодку готовил основательно, продумывая каждую линию, каждую деталь, т.к. многие вещи начал осознавать более реально, просчитал свои возможности по заработку, из этой суммы взял ту безопастную часть денег которые не повлияют на качество жизни моей семьи. После этого посчитал ориентировочный бюджет лодки. Прибавил к сумме бюджета 30% непредвиденных расходов и инфляционных и получил сумму необходимую для строительства. Разделил помесячно и получил время строительства 5 лет! Это при идеальном раскладе и плотной работе на строительстве яхты.
Очень важный момент планирования траты денег на яхту. Чтобы у Вас небыло потерь времени из-за нехватки средств на материалы, нужно обязательно набросать план работы на ближайшее время и что для этого нужно. И пока вы находитесь на определенном этапе следующий шаг нужно уже готовить тоесть думать наперед и по мере поступления денег закупать необходимое для следующего этапа. Хочу оговориться, все это я пишу для людей среднего класса которые хотят строить со своих заработков и текущих доходов. Этот расклад не касается людей имеющих cбережения которые можно сразу вложить либо в готовую яхту, либо в строительство.
Еще один не маловажный момент подготовки к строительству, это рабочее место, тоесть навес- эллинг и.т.п., в идеале он должен находится недалеко от вашего места жительства, а еще лучше возле дома во дворе, тогда коэфициент вашего трудового времени будет достаточно высок.
Не начинайте строительство, не обзавевшись серьезным парком инструмента. Список какого именно не даю, думаю человек созревший на такой шаг как самострой яхты, способен решить что ему нужно.
Инструмент рекомендую сразу брать нормальный не 3-х рублевый, на этом экономить нельзя, это ваша безопастность, конечный результат и качественная работа. Вообщем от организации рабочего места и культуры вашей мини верфи зависит
не только качество работы и Ваша будущая яхта, но и тот кайф который сопутствует каждой детали изготовленной собственными руками и каждому этапу постройки вашего детища. На последок хочу сказать что постройка яхты своими силами это серьезный этап вашей жизни и если вы его пройдете до конца то поймете что это того стоило! P.S. Всегда буду рад людям любящим паруса на своей почте

В связи со смертью бывшего депутата Верховной Рады Ирины Бережной внимание СМИ пало не только на личность погибшей, а и на спонсора и предполагаемого отца её ребёнка - Бориса Фуксмана.

Бизнесмен украинского происхождения - достаточно известная личность - медиамагнат, инвестор, активный член многих еврейских общин в мире и двоюродный брат Александра Роднянского. И если о его пути в сфере медиа имеется достаточно информации, то семья Фуксмана - закрытая для общественности книга.

ИНФОРМАТОРу удалось пообщаться с человеком, близким к окружению медиамагната, который рассказал о семье Фуксмана.

Борис Фуксман родился в еврейской семье киевского антикварщика. В 1970 году закончил Технологический институт пищевой промышленности, а не Киевский торгово-экономический институт, как пишут некоторые источники. После окончания учёбы он работал на Киевской киностудии документальных фильмов ассистентом оператора, потом ассистентом режиссёра, и наконец - директором картины. Объяснить карьерный взлёт молодого инженера не составляет труда. Двоюродный брат Фуксмана - Александр Роднянский. Именно отец Роднянского помог ещё молодому Фуксману начать карьеру кинематографиста.

Но его влекли деньги, поэтому Фуксман начал заниматься фарцовкой - работал практически со всем, от сигарет «Marlboro» до джинсов «Levis». Тогда Фуксман и женился в первый, и на данный момент, в последний раз. Избранницей Фуксмана стала киевлянка из еврейской семьи - Эрна, в последствии Фуксман. Эрна родила Фуксману первую дочь - Мишель.

В 1974 году Фуксман, заработав на фарцовке стартовый капитал и прихватив некоторый антиквариат, переезжает с семьёй в Германию, где его родные проживают и ныне.

Уже живя в Германии, Фуксман разошёлся с Эрной, однако официально не развёлся. По факту, она - его официальная жена до сих пор. Оформлять развод Фуксман не стал, так как на той момент уже нажил определённый капитал, занимаясь антиквариатом и контрабандой, а в случае развода, по немецким законам, остался бы у разбитого корыта, так как все активы достались бы Эрне.

В Германии Фуксман познакомился со своей нынешней гражданской женой Лилией, которая дала очередной толчок его бизнес-деятельности. На момент знакомства Лилия овдовела, у неё была дочь Елена, которую Фуксман воспитывал как собственную. Через некоторое время у них появилась общая дочь - Наталия Фуксман.

Фуксман с Лилией официально не расписаны, по крайней мере в Германии. Скорее всего, их брак был зарегистрирован в другой стране. Как стало известно ИНФОРМАТОРу из источника, близкого к окружению Фуксмана, он до сих пор официально женат на Эрне.

Лилия - двоюродная сестра Наталии Кобзон, что очень помогло Фуксману в его бизнесе. В девяностые года прошлого века Иосиф Кобзон был тесно связан с советской армией, что дало Фуксману доступ к обеспечению советской армии. Так на Запад и назад в СССР передавались ценности репатриантов и контрабандные иконы, в том числе, и криминального происхождения. Тогда же Фуксман освоил новый канал контрабанды - домашнюю утварь советских офицеров. По некоторым данным, Фуксман в те годы также торговал подержанным оружием советского контингента в Германии. Это и стало его новым заработком. Благодаря родственным связям новой жены, Фуксман получил практически неограниченные возможонсти в бизнесе. Именно деньги, заработанные им в девяностые годы, дали материальную основу для организации медиабизнеса, которым владеет Фуксман сейчас.

В СМИ невозможно отыскать информацию о семье Фуксмана. В Википедии обозначено, что у него две дочери - Наталья и Мишель. Некоторые источники называют третью - дочь Лилии от первого мужа - Елену. А вот о женах либо внуках информации нет. Хотя, по информации, полученной от источника, внуков у Фуксмана много, да и жён - минимум две. В нескольких публикациях с размещёнными фотографиями, в основном из светских раутов кинематографического бомонда, Лилия упоминается как «жена Фуксмана», однако её имя нигде не фигурирует. Как, в общем, и фамилия. По информации источника, Лилия носит фамилию первого умершего мужа.

История с гибелью в автомобильной аварии (содержанки и матери четвёртого ребёнка Фуксмана - Даниэллы, - ред.) бывшего депутата Верховной Рады Украины от Партии Регионов Ирины Бережной вновь привлекла внимание к персоне Фуксмана. Ряд СМИ сообщили, что после гибели Бережной за ребёнком в хорватский Задар приехал Фуксман - предполагаемый отец Даниэллы. По слвам источника, отцом девочки в документах значится он. Скорее всего, в страну его вызвал Интерпол, так как при наличии живых отца или матери ребёнок выдаётся в первую очередь им, а не другим родственникам.

По информации источника, близкого к окружению Фуксмана, около пяти лет назад он перенёс инсульт, что значительно пошатнуло здоровье медиамагната. Он плохо говорит и с трудом передвигается. Именно в таком состоянии Фуксман приехал за восьмилетней дочерью.

По информации источника, Лилия долго не верила в связь Фуксмана с Бережной, однако когда ей предоставили неопровержимые факты, она вынудила мужа расстаться с любовницей. Они не общались около двух лет, хотя Фуксман и продолжал полностью обеспечивать пассию с дочерью. Бережная, будучи «босячкой», по мнению жены плохо влияла на здоровье мужа, особенно после перенесённого инсульта. Источник утверждает, что Бережная плохо относилась к Фуксману, хамила ему при людях на деловых встречах, требуя от совсем немолодого человека повышенного внимания к себе, называя его «старым мудаком». Также, по словам источника, Бережная как две капли воды похожа на Лилию в молодости.

Позже в СМИ появилась информация о том, что Фуксман с Лилией решили удочерить ребёнка Бережной после гибели матери. Источник из окружения Фуксмана подтверждает эту информацию. По его мнению, Лилия могла принять такое решение, так как очень злится на мужа, а не девочку. Лилия достаточно мудрая женщина, чтобы не переносить свою злобу на ребёнка. В Дюссельдорфе, где проживает семья Фуксмана - большая постсоветская тусовка, среди которой семья Фуксмана - элита. И им, в том числе, придётся объяснять, почему они удочерили девочку. Скорее всего, её представят как дочь погибших друзей. По словам источника, дюссельдорфско-берлинская тусовка ещё не скоро поймёт, что Даниэлла - родная дочь Фуксмана.

Напомним, ранее сообщалось что бывший народный депутат от Партии регионов и ярая приверженка “русского мира” Ирина Бережная погибла в автокатастрофе в Хорватии.

Авария произошла в Хорватии ночью, около 01.30 на автостраде между населенными пунктами Масленица и Поседарье. Погибли два человека: пассажирка Бережная и 38-летний водитель, гражданин Болгарии. В результате несчастного случая ранения получила 8-летняя дочь Бережной, её госпитализировали.

Позже за девочкой в Задар приехал её отец - Борис Фуксман.

Также стало известно, что Борис Фуксман с женой Лилией приняли решение удочерить ребёнка погибшей Бережной.

Это убийство называют первым заказным в истории позднего СССР. Бережной занимал высокое положение в Куйбышеве, его прочили в секретари горкома партии. По обвинению в мошенничестве арестовали четверых подчиненных главного конструктора КБ. При задержании один из них успел отравиться, другой воткнул в себя нож, но его откачали. Куйбышевский судья А.А. Щупаков, занимавшийся разбирательством данного дела, уверял в своем интервью «Волжской коммуне», что Бережной явно помогал списывать ценности. По одной из версий, прозвучавшей в фильме «Бомба для главного конструктора» от лица бывших конструкторов, работавших в ККБАС, заказное убийство было связано именно с незаконной деятельностью КБ. В частности, самолеты секретного предприятия часто использовались не по назначению партийной верхушкой Куйбышева, якобы в этой авиатехнике была заинтересована мафия, собиравшаяся перевозить на ней некие грузы.

«Самарское обозрение» приводит и экзотическую гипотезу убийства Бережного, которая связана с любимой бортпроводницей Л.И. Брежнева. Единственный доживший до наших дней фигурант уголовного дела, возбужденного по факту злоупотреблений в ККБАС, В. Нехорошев, получивший условный срок, считает, что Бережного просто показательно убрали, чтобы другие видные советские конструкторы «не высовывались». Якобы системой «Глиссада», разработанной под руководством Игоря Александровича, очень интересовались американцы, и они хотели переманить ученого в США. Противники этой версии утверждают, что ничего особенного в «Глиссаде» не было, более того, ее параметры в свое время публиковала «Правда».

В конечном итоге никто не был обвинен в убийстве И.А. Бережного (с одного из подчиненных главного конструктора, осужденного впоследствии за финансовые махинации в КБ, их сняли). Авторы фильма «Бомба для главного конструктора» запрашивали информацию об уголовном деле, возбужденном по факту убийства, в архивах ФСБ и Генпрокуратуры. Но эти службы сообщили, что никакими материалами они не располагают. Таким образом, вопросы, кто и за что убил главного конструктора в 1981 году, сегодня так и остаются без ответов.

Его не стало более 20 лет назад. Он жил не так, как все, и покинул жизнь по-особому - взлетев на воздух во взорвавшемся автомобиле. Этот взрыв сразу же получил славу первого заказного убийства в СССР. Убийства, правду о котором, может быть, знали лишь сотрудники КГБ, которые так и не ответили на вопрос, за что погиб Игорь Бережной -один из легендарных конструкторов лазерной техники, создатель некогда сверхсекретного конструкторского бюро автоматизированных систем в Зубчаниновке, где, как считала западная разведка, создавалось оружие для звездных войн.

Бережной рос в особую эпоху физиков и лириков, романтиков и поэтов, в то время, когда всем казалось, что до пыльных тропинок далеких планет рукой подать, и что первый, кто увидит далекие звезды, станет гражданин СССР А как же иначе? Иначе получалось, что все усилия гигантской страны летят в трубу Так оно, увы, и было. Но до поры романтика делала свое дело, число "физиков", готовых бороться за прогресс и строить космолеты, росло.

Во внешности Бережного было что-то знакомое по фильмам той эпохи о научной среде: строгий костюм, галстук. Этим он сразу же выделялся из общей студенческой массы, предпочитавшей спортивные куртки и лыжные шаровары.

Он поступил в КуАИ в 1951 году Рассказывают, что студент Бережной не был отличником и лекции посещал далеко не все. Игорь делил предметы на нужные и ненужные. По первым у него, как правило, были пятерки, по интересующим его темам он очень часто выступал с научными докладами. Ненужные предметы сдавал с грехом пополам, а комсомольские и прочие собрания практически не посещал. Хотя позже все-таки вступил в партию и даже получил репутацию убежденного коммуниста. В те годы занять руководящий пост без партбилета было невозможно. Студента Бережного интересовали проблемы строительной механики оболочек - тема, которая была тесно связана с созданием космических летательных аппаратов. Вскоре после поступления в институт он начал работать, сначала на кафедре физики, потом на кафедре прочности летательных аппаратов. Заработанные деньги тратил в основном на книги. Рассказывают, что он их складывал в огромный старинный сундук, который приятели в шутку называли его приданым. Как ни странно, в аспирантуру он поступил не сразу Молодой выпускник КуАИ получил распределение в Воронеж, где пять лет проработал простым инженером в тамошнем филиале КБ Туполева. Будущий учитель Бережного академик Ивлев, известный ученый, специализирующийся по проблемам идеальной пластичности материалов, встретил инженера, пожелавшего поступить в аспирантуру, прохладно. Он предложил Бережному продолжить разговор после того, как тот познакомится с проблемами идеальной пластичности и несколькими разделами высшей математики, как минимум в объеме университетского курса. Инженер явился через два месяца и приятно удивил своими новьми познаниями. Через два года они в соавторстве опубликовали работу о поведении пластических сред в самом престижном научном издании "Доклады Академии наук". Так Бережного заметил патриарх отечественного авиастроения Андрей Николаевич Туполев.

В середине 60-х каждый ведущий авиаконструктор проектировал собственные шасси для самолетов. Хотя многим было ясно, что назрела необходимость унификации. Минавиапром решил создать КБ, которое бы решило эту задачу. Руководителя КБ, которое планировалось организовать в Куйбышеве, долго не могли найти. Никто из потенциальных кандидатов на этот пост - руководителей отделов шасси ведущих КБ - ехать сюда не хотел. Тогда знаменитый конструктор предложил кандидатуру Бережного. Игорю Александровичу был всего 31 год. Ему пришлось создавать новое ОКБ "Шасси самолетов и вертолетов" буквально с нуля.

Он набирал таких же, как и он - молодых, но умеющих работать, готовых, как и он, сидеть до часу ночи над проектом. Кстати, внеурочная работа в КБ поощрялась. Правда, по большей части морально. Рассказывают, что Бережной нередко вызывал молодых конструкторов и подавал им идею, которую те потом доводили до ума. Сам же генератор идей никогда не ставил свою фамилию в списке авторов.

Как менеджер Бережной далеко опередил свое время. Коллеги говорят, что ему удавалось грамотно руководить всеми сторонами жизни предприятия. Считалось, что трудиться в КБАС престижно. В стране уже начиналась эпоха великого дефицита, но сотрудникам выдавались продуктовые пайки - мясо, масло и прочие дефицитные тогда продукты. Благодаря решению руководителя сотрудники получили возможность постоянно отдыхать на юге, куда летали вместе с членами семьи бесплатно на самолете КБ. Благодаря усилиям генерального работники КБ регулярно получали жилье, а рядом с КБАС был построен жилой дом. Видимо, для того, чтобы физики могли заниматься наукой днем и ночью. Несмотря на жесткую манеру руководства, Бережного любили. Он всегда внимательно выслушивал жалобы всех сотрудников, включая и вахтеров, и по мере сил старался решать их проблемы. Но не терпел малейшей неаккуратности. Сотрудники до сих пор вспоминают, что ему нельзя было подавать на подпись бумагу с чуть-чуть помятым уголком. Каждый день начинался с планерки, на которой выдавались специальные карточки с указанием срока сдачи задания. Если срок был упущен, наказание в виде лишения премии или выговора следовало незамедлительно.

Выражаясь современным языком, Бережной придавал большое значение имиджу. Сотрудники до сих пор вспоминают, как во время командировок в Москву он брал с собой аккуратно сложенные сорочки, чтобы каждый день появляться в свежей. Заботился он и об имидже сотрудников. Одно время в КБ было модно играть в домино. Он запретил эту игру как неинтеллектуальную. Сотрудники КБ, по его мнению, должны были играть в теннис. Сам генеральный конструктор любил активный отдых, увлекался подводным плаванием и даже имел разряд мастера спорта. В Москве для занятий дайвингом Бережного и его сотрудников был даже арендован бассейн. Впрочем, сам Бережной сменил это увлечение на более экзотичный по тем временам виндсерфинг, которым занимался на Волге неподалеку от Ширяево, вызывая любопытство сельчан. В этом селе он купил небольшой домик. Позже никто не мог поверить, что руководитель крупного КБ может жить так скромно. Говорят, что по советским временам он неплохо зарабатывал, но никогда не тратил деньги на какие-то предметы роскоши, золото, драгоценности. Единственной его страстью была деревянная утварь с хохломской росписью, которую он коллекционировал.

Всё это время его жизнь оставалась засекреченной. Для "врагов Родины", то есть для человечества за железным занавесом, он просто не существовал. Засекречены были и обстоятельства его гибели, которую посчитали первым заказным убийством в СССР.

Конечно, странные убийства случались и раньше. Достаточно вспомнить судьбу таких партийных руководителей, как Федор Кулаков или Пётр Машеров. Но их гибель была связана с борьбой за власть. Авиаконструктор Бережной не стремился во власть, не был диссидентом. Способ убийства был выбран также не характерный для тех лет. Специалисты из КГБ устраивали автокатастрофы, инсценировали самоубийства, использовали яды, но взрывали. Криминальный предпочитал использовать огнестрельное или холодное оружие, а не взрывчатку. Это произошло в феврале 1981 года. Авиаконструктор приехал в Москву по служебным делам. Как стало известно позже, его попросили привезти из столицы дефицитное лекарство. В назначенном месте водителю передали коробку. Ни у кого из пассажиров - ведущих руководителей КБАС - не возникло ниаких подозрений. Водитель съездил в аэропорт, потом вернулся за Бережным. Игрь Александрович сел в машину и попытался открыть "подарок". Водитель в это время вышел, чтобы протереть лобовое стекло. В этот момент раздался взрыв. Очевидцы рассказывали, что автомобиль развалился, как картонная коробка. Крыша кабины повисла на дереве на уровне 3-го этажа. Водитель получил контузию и долгое время находился в больнице. Тело конструкгора было обезображено. Гроб выставили для прощания в ДК им. Кирова, но открыли его ненадолго. На месте лица сослуживцы увидели лишь восковую маску.

Следствием занялось управление КГБ по Самарской области. Скандальное дело курировал сам тогдашний руководитель КГБ и будущий генсек Юрий Андропов. Первоначально следствие активно разрабатывало бытовую версию. Со временем пришлось признать ее несостоятельность. Отмели в сторону и разговоры об ударе из-за рубежа. Напряженность вокругдела долго не спадала. К журналистам, интересовавшимся причинами гибели, приходили сотрудники КГБ, мать конструктора жаловалась на то, что периодически ей звонили и угрожали. Позже ходили полумифические слухи о том, что эта смерть может быть связана с некими отношениями между конструктором и любимой бортпроводницей Леонида Брежнева. Но слухи так и остались слухами, и до сих пор неизвестно, почему погиб создатель КБАС. Рассказывают, что его мать до конца своих дней мечтала узнатъ правду о смерти сына. Она пережила его на 20 лет, но так и не дождалась ответа.

С потерей Бережного КБАС покатился под откос. Окончательно его добила перестройка, в ходе которой выяснилось, что стране больше не нужны ни физики, ни лирики, ни пыльные тропинки, ни лазеры с перестраиваемой частотой. Помещения на территории бюро опустели, контрольно-следовая полоса постепенно исчезла, ушла " в прошлое и сверхсекретность. Сотрудники КБ, оказавшиеся в тяжелом материальном положении, в большинстве своем покончили с наукой и в лучшем случае занялись ее практическим применением. А вместо строительства лазеров на территории КБ сегодня разливают воду "Капель". По иронии судьбы компанию, занимающуюся этим проектом, возглавляет тоже бывший конструктор лазерных систем.

Дмитрий Бегун начал называть блогера Владимира Нехорошева дедом, когда тому лет 57 было и у него еще внуки не появились. Тогда Бегуну самому еще 40 не исполнилось и он резвился вместе с Эрнестом Старателевым, расписывая в блоге свои завтраки, обеды и ужины вперемешку с поливанием компроматом разных самарцев.

Тогда я еще спрашивал Нехорошева, как же тебя в деды произвели?

Версия Владимира Александровича была нейтральная, мол, виной всему его ранняя седина, которая появилась у него после того как он в 1980 годы столкнулся с системой советского правосудия и следствия…

Так, что и он после того как, когда-то выйдет на свободу возможно станет дедом в глазах окружающих и более беспечных сограждан? Бумеранг возвращается — я же говорил, что Бегуну по его делам духовник нужен, а не следователь…

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Хочу напомнить, что дело по которому свыше 30 лет назад проходил Нехорошев совсем нельзя сравнивать со скандальным делом блогеров…

Вот, что писал я о нем 5 лет назад:

учебная группа КуАИ, Игорь Бережной в нижнем правом углу, фото кликабельно в хорошем разрешении

И снова об убийстве Игоря Бережного

На днях Самара отметила 30-летие гибели Главного конструктора Куйбышевского конструкторского бюро автоматических систем (КБАС), профессора, доктора физико-математических наук, одного из столпов советского оборонного комплекса Игоря Бережного .

С просьбой рассказать о т.н. «деле Бережного» редакция портала РегионСамара.Ру обратилась к одному из «фигурантов» этого самого «дела» Владимиру Нехорошеву .

Расскажите об Игоре Бережном и его окружении тех лет .

– Попробую осветить субъективное видение тех событий, как непосредственный участник тех событий и «фигурант» следственного дела Генеральной прокуратуры №19-55Сл. Для непосвященных в нравы старых времен застоя, напоминаю: всем и вся тогда командовала КПСС, а деятельность предприятий была зарегламентирована Госпланом абсолютно по всем параметрам. В государстве наблюдался тотальный дефицит и «красные директора» были обременены поборами властных структур… Бережному, руководителю, на много лет обогнавшему свое время, требовались нетривиальные решения вопросов выживания предприятия… В этом ему успешно способствовали ближайшие помощники — Геннадий Нерозя и Соломон Беренштейн спецпредставители Главного конструктора в Москве…

Расскажите поподробнее об обкомовских «обременениях» и решениях Главного конструктора на этот счет .

В 1977 году была решена проблема «фотографического оброка»… по предложению Геннадия Нерози, в ДК «Родина» Куйбышевского авиационного завода, под видом «народного кружка» была организована высококлассная фото-киностудия. В ней комплексно решались вопросы профессиональной фотосъемки, снабжения фото-кинопроцесса, ухода от секретности, всяческих пеработок и прочих обременений закрытого предприятия. Кроме того, ДК возглавлял тесть того же самого Нерози, а руководить «народным предприятием» Бережной назначил по совмещению меня — начальника Летно-регистрационной службы КБАС…

Как действовало «народное предприятие»?

– В кратчайшие сроки через фонды Минавиапрома, объект был укомплектован профессиональным оборудованием и материалами… в штат КБАС был принят профессиональный фотограф Михаил Цыганков, который проводил бесчисленные съемки райкомовских, горкомовских, обкомовских, облсофпрофовских и прочих мероприятий. Особой статьей было фотообслуживание партийной номенклатуры «на дому» — свадьбы, дачи, школьные выпуски и т.д. Схема снабжения «Народной Фото-киностудии» была весьма сложной и многоступенчатой — «для нужд народного творчества» письменно просили руководителя КБАС или другого предприятия Минавиапрома выделить «выработавшее ресурс оборудование» или «списанные по срокам хранения фотокиноматериалы»… завизированное положительной резолюцией письмо, уже в МАПе, Соломон Беренштейн превращал в Министерский «наряд на перемещение материальных ценностей». Для работ мы получали со складов только дефицитный «свежак»… нередко дефицитные материалы мы «заимствовали» под КБАСовские темы — спонсировали партийную «крышу».

Практически вы были «цеховиками»?

– Вы меня с подпольными грузинскими миллионерами путаете, у нас было не совсем так, скорее «кооператив» при госпредприятии: основная работа летные испытания. Хотя за четыре года на «высоком идейно-художественном уровне» отщелкали сотни цветных фотопленок, отпечатали тысячи глянцевых картинок для нужд областных властных структур партийных и советских чиновников … Хотя не забывали мы и простую советскую «халтурку» в детских садах, домах отдыха и т.д. и т.п… до кучи «завоевывали» призы на различных фото-кинофестивалях — это уже для души… Фотограф Цыганков делал ежемесячный баланс «народного предприятия», который я передавал Нерозе…

Откуда после гибели Бережного взялась предъявленная вам органами сумма «хищений соцсобственности»?

В 1980 году Куйбышевский Обком КПСС решил презентовать члену Политбюро Дмитрию УСТИНОВУ документально-исторический фильм о памятных местах малой родины секретаря ЦК. Этот кинофильм Бережной в имиджевых целях взял на себя — «параллельно» на пленке «KODAK» операторами киностудии Минобороны снимался рекламный ролик «Глиссады». Фильм для Устинова представлялся как продукт любительской киностудии ДК «Родина» — такое было времечко! Уже отснятые материалы хранились у Цыганкова — суммарно комплектация фильма составила предъявленную позже «сумму хищения социалистической собственности» в 21 266 рублей. После трагической гибели Игоря Александровича от «кина» отказались все «заказчики» и мы оказались с неоприходованными материальными ценностями на руках.

Как оцениваете недавние публикации про хищения, выявившиеся в т.н. «деле Бережного»?

– Со слов экс-председателя спецсуда и представителей органов сегодня читателям рассказывают про «повергание в шок» видавших виды следователей… «страшной» суммой хищений в 21 266 рублей – тогда столько стоил автомобиль «Волга» Газ-24 «Универсал». После «рыбного» дела», в котором фигурировали миллионы, в Куйбышеве невобразимый кошмар! «Жулики» воровали, Бережной им запретил на время — они его динамитом посреди Москвы за это взорвали!.. крутая «бытовуха!» Даже отвлекаясь от судеб этой самой «социалистической собственности» в наши скорбные дни, «маловато будет!» для громкого смертоубийства с таким суперэффектом.

Как развивались события после гибели Бережного?

– Началось беспрецендентное давление на доверенных лиц Главного конструктора — превентивные аресты, запугивание родственников. Я был помещен в СИЗО «Лефортово», из которого вскорости отпущен. В бумагах у Игоря Александровича были найдены записи про намечаемые фотосъемки и отчеты по расходам. После моего заявления Генеральному прокурору СССР, эти документы были приобщены к делу и получились «обстоятельства должностного принуждения». Для многих «фигурантов» «дело Бережного» окончилось личной трагедией — киноооператор Евгений Левин, снабженец Семен Марфутин, фотограф Михаил Цыганков… это те, кто досрочно ушел из жизни, подвергаясь моральному гнету органов. Трясли даже летчиков-испытателей за «дорогие» полеты — думаю, что трагическая гибель чемпиона мира по высшему пилотажу Игоря Егорова 10 октября 1981 года связана с нервозностью тех дней…

Напоследок — Ваша версия гибели профессора Бережного.

– Моя версия гибели Игоря Бережного — публичная казнь для острастки всяческих «выскочек»… В процессе следствия не однократно задавались вопросы о возможности «перебежки Бережного за рубеж» — «мог ли Бережной стать «невозвращенцем» из загранкомандировки?»… В 1980 году американские специалисты проводили облет системы «Глиссада» — их восхищению не было пределов. Слышал от самого Главного, что Игорю Александровичу в США предлагали умопомрачительный контракт.