Риторика ораторское искусство красноречие. Ораторское искусство: уроки риторики

Искусство красноречия - это умение говорить логически связно и художественно, чтоб привлекать внимание, а вместе с этим и сочувствие слушателя к какому-либо делу.

Родиной ораторского искусства красноречия принято считать Древнюю Грецию, хотя ораторское искусство было известно в Ассирии, Египте, Индии, Вавилоне. Но именно в Греции оно стремительно развилось, и впервые появились систематические работы по теории этого искусства. Начало культивирования устной речи положили софисты, которые, сами являясь замечательными мастерами красноречия, обучали этому искусству других.

Видные ораторы и теоретики искусства красноречия в Древней Греции и Древнем Риме сумели проникнуть в тайну слова, расширить пределы его познания, выдвинуть практические и теоретические принципы речи как искусства, основываясь на своём богатом опыте и анализе многочисленных блистательных речей признанных ораторов. В своих работах они дали настолько глубокий и интересный анализ искусства убеждения, что через множество столетий, в наше время, специалисты в области пропаганды находят в них идеи, которые считали достижением лишь нового времени.

Основы красноречия

«Поэтами рождаются, а ораторами становятся» - это высказывание Цицерона должно вдохновить молодых менеджеров, которые слушают с объяснимой завистью логичную, гладкую и хорошо аргументированную речь своих старших коллег. Даже наиболее опытный оратор, владеющий искусством красноречия всегда подготавливается к публичному выступлению, обдумывает начало его («эффект первых фраз»), его целевое содержание и окончание речи. Наиболее остроумные экспромты и оригинальные речевые находки обдумываются, как правило, в кабинетной тиши. Основы красноречия , в той или иной степени, необходимы многим, ведь почти каждому хотя-бы раз приходится выступать перед аудиторией.

В основе искусства красноречия - принципы риторики: выбор аргументов, распределение их в ходе логических доказательств, структура построения и стиль речи. Искусство красноречия , так же, как и труд менеджера, должно в своей основе иметь систематизированную и объективную информацию, один из критериев ораторского красноречия — информационный аспект речи. Но одна лишь информативность выступления не производит желаемого эффекта, нужна также эмоциональная содержательность, это сближает оратора с актёром. Важный показатель искусства красноречия - словарный запас, который хранится в человеческой памяти, — тезаурус личности. Слово «тезаурус» по-древнегречески означает «сокровищница», и этот «сейф» памяти организован поразительно целесообразно: файлы памяти мобилизуются через ассоциации, что делает более лёгким и быстрым поиск необходимого слова.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Политик, ежедневно выступающий перед многотысячной публикой, называет себя оратором. Продавец овощей на рынке разговаривает лишь с сотней людей в день, заявляя о себе как о простом трудяге. В ком из этих людей отображается ораторское искусство? На первый взгляд все очевидно.

Однако есть нюанс: месяц подходит к концу — время выводить статистику. Политик оказался в конце выборных списков. Рыночный торговец повысил месячный доход на 15%. Кто теперь кажется более красноречивым? В чем проявляется настоящая сила ораторского выступления и как стать успешным спикером с нуля?

Что такое ораторское искусство

Ораторское искусство — это мастерство убеждения, влияния на публику. Оно включает в себя красноречие, актерские навыки и психологические приемы. Особенности такой сферы изучаются риторикой.

Учения об ораторстве взяли свое начало еще в Древней Греции. Они развивались и в других античных государствах — Индии, Египте, Китае. Однако именно Эллада уделяла больше времени и внимания такой теме. На втором месте по степени изучения этой области по праву оказалась Римская империя.

Главные цели ораторства

  • донести информацию, до слушателей;
  • огласить свое мнение, идею по поводу актуальной проблемы;
  • защитить собственное мнение;
  • вступить во взаимодействие с обществом, узнать его;
  • переубедить в чем-то;
  • побудить аудиторию на действия;
  • пропиарить себя.

Во многих ситуациях главным ключом к успеху выступающего служит его уверенность в себе. Чтобы переубедить слушателей в собственной точке зрения, спикеру важно самому верить в свою идею или умело делать вид. Истинные эмоции и порывы, актерское мастерство или действенное самовнушение крайне важны для ритора.

Основы ораторского искусства

Радислав Гандапас — популярный в странах СНГ специалист по лидерству, ораторству, бизнес-тренер, автор книги “Камасутра для оратора”. В ней он утверждает, что публика 60% своего внимания обращает на то, как спикер держится, подает себя, 30% — как говорит и лишь 10% — о чем рассказывает. Это доказывает, что ораторское искусство — комплексная техника. Она включает много факторов. Для успеха выступления потребуется освоить сразу несколько основ.

Голос и речь

У успешного спикера голос звучит ровно, в средней громкости. Однако перепады в тембре не менее важны, так как они делают речь более интересной, избавляют от монотонности. Важно научиться играть со своей интонацией под стать смысловым поворотам в выступлении. Четкое, всем понятное проговаривание слов — еще один значащий элемент. Как улучшить свою дикцию:

  • декламировать стихотворения, отрывки из пьес или прозы;
  • изучать скороговорки (особенно “Лигурию”);
  • применить метод Демосфена (тренировал речь на берегу моря с галькой во рту. Камни усиливали четкость произношения, а шум волн имитировал звуки толпы);
  • заниматься с логопедом;
  • использовать артикуляционную гимнастику;
  • тренировать дыхание.

Тон оратора — один из главных рычагов управления толпой. Психика напрямую связана с речевым аппаратом. Если выступающий не уверен в себе, его голос это выдаст. Спикер будет запинаться, заикаться, мямлить, зажевывать слова. Однако у этой связи двусторонний эффект. Если ритор постарается взять под контроль свой тон, он сам не успеет заметить, как уверенность вернется к нему.

Внешность

“Встречают по одежке…” — в мастерстве публичных монологов эта поговорка особенно актуальна. Однако деловой костюм — далеко не универсальный вариант. Выбор одежды зависит от четырех особенностей:

  • повода и темы выступления;
  • социального статуса, настроения слушателей;
  • ситуации, обстановки, в которой выступает спикер;
  • способа подачи информации (комический, серьезный, драматический).

Футболка и шорты на деловых переговорах выглядит так же нелепо, как и строгий костюм у промоутера, раздающего приглашения на детский праздник.

Однако в любом случае лучше подбирать аккуратный, чистый, выглаженный наряд. То же касается гигиены. Чистые зубы, умытое лицо без следов сна, драки или похмелья, укладка, легкий макияж, ухоженные усы и борода действуют на людей гораздо лучше, чем неопрятность.

Язык тела

Мимика, жесты, поза — в них выражается харизма, необходимая для эффектной речи. Степень их экспрессивности подбирается под каждое выступление индивидуально. На детском празднике жестикуляция и смена выражений лица наиболее подвижны, активны. При защите научной работы эмоциональный наплыв придется обуздать. Что касается поз, крайне желательно, чтобы они выражали уверенность, настойчивость. Несколько советов:

  • следить за осанкой, держать спину ровно;
  • контролировать физическое напряжение, чтобы оно было умеренным, не зажимало в тиски;
  • расправить плечи;
  • держать голову слегка приподнятой;
  • заранее подобрать хороший ракурс, помня об освещении, акустике, “рабочей стороне” лица;
  • держать руки на виду, не пряча их в карманы или еще хуже — за спину;
  • научиться унимать дрожь в статическом положении.

Смысл

Смысловой нагрузке выступления уделяется только 10% внимания. Однако слушатели платят за семинары, чтобы услышать полезную информацию, а не тонну воды вперемешку с эмоциями. По этой причине суть также играет роль. Вот что хочет получить публика:

  • четко сформулированный тезис;
  • актуальность проблемы, ее причины;
  • возможные результаты бездействия;
  • варианты решения трудности;
  • аргументы в пользу конкретного хода;
  • основания отказа от других способов действия;
  • итоги применения поданной идеи, метода.

Выступление продумывается с учетом всех этих пунктов. Если хотя бы на одно из перечисленных положений не дать осмысленного ответа, возможен провал. Либо речь будет бесполезной для аудитории, либо оратор поставит себя в неловкое положение, не зная, что ответить на вопросы слушателей после выступления.

Влияние на эмоции

Просто список фактов — это сухо. Аргументы настраивают на раздумья, занимая мысли на несколько минут, часов, дней. И только информация сплетенная с переживаниями запоминается на недели, месяцы, годы. Сведения легче запомнить, если с ними ассоциируются какие-то чувства.

Один из лучших способов такого влияния — интрига. Как ее можно создать:

  • неожиданно рассказать провокационный факт;
  • озвучить данные, которые кажутся невозможными (например, “я — бессмертен”, объясняя это после паузы тем, что оставил след на земле и теперь навсегда останется в памяти потомков);
  • загадать загадку, но пообещать назвать ее ответ в конце;
  • сказать, что зрители смогут получить то, что хотят, уже к концу мероприятия (если это действительно возможно хотя бы частично);
  • огласить об открытии тайны;
  • сообщить утверждение, спросить у публики, согласна ли она с ним, а затем предложить выяснить это вместе;
  • заинтриговать сюрпризом;
  • организовать ситуацию соперничества.

Взаимодействие с публикой

Люди любят разговаривать и слушать о себе. Даже публичное признание собственных ошибок, недостатков неосознанно вызывает удовольствие. Но как выступающему это использовать, если слушателей так много, и они разные?

Аудитория подчиняется эффекту толпы, поэтому она действует слаженно и превращается в единый механизм. К тому же, всех людей, которые пришли на запланированный семинар, объединяет интерес к оглашенной теме. Это значит, что публика сплочена. Образно говоря, она соединяется в одну личность. И она тоже любит слушать о себе. Как установить с ней контакт:

В Древней Греции оратору требовались только его мастерство и возвышение, чтобы обступивший народ мог его видеть. Сейчас же другое время. Ораторское искусство перешло на новую ступень развития, улучшились технологии, а публика стала более капризной. Чтобы заинтересовать аудиторию, современному спикеру потребуется больше наглядности в виде:

  • видеозаписей, презентаций;
  • аудиозаписей, музыкального сопровождения;
  • схем, таблиц, графиков;
  • конкретных примеров из жизни;
  • моделей, прототипов, макетов;
  • разыгрывания реальных ситуаций;
  • брошюр, флаеров, буклетов.

Правильно используя вспомогательные средства, ритор достигнет большего эффекта в своем выступлении.
Ораторское искусство требует богатых знаний, отточенных навыков. Оно не зависит от материального положения, социального статуса. Если красноречие не было заложено природой, тогда это мастерство осваивается тяжелым трудом. Но даже человеку с хорошими задатками придется работать. Можно собирать тысячи слушателей, которые забудут о прослушанной речи уже через пять минут после ее окончания. А можно выступить перед восемью людьми и сподвигнуть их всех на действия. И именно в этом заключается высшее мастерство оратора.

Введение.

Риторика – искусство красноречия.

1) О необходимости красноречия в античном обществе.

2) Ораторы Древней Греции

а) Софисты - первые учителя красноречия

б) Сократ, Платон, Аристотель - философы, риторы

в) Разработка теоретической риторики (Демосфен)

3) Римское красноречие.

а) Цицерон - “трибун всех времен”

б) риторика М. Ф. Квинтилиана.

111. Заключение.

1. В популярных работах Дейла Карнеги очень большое место отведено значению умения говорить. Он писал “ … наиболее крупные успехи в деловом мире выпадали на долю людей, обладающих в добавок к своим знаниям еще и способность хорошо говорить, склонять к своей точке зрения и рекламировать себя и свои идеи.”* Эти качества он считал более важными, чем знание латинских глаголов и диплом Гарвардского университета. Д. Карнеги убежден, что почти каждый человек может достаточно удачно выступать с речами при наличии у него уверенности в себе и идеи, которая страстно его волнует. Также он считает, что умение выступать публично – это искусство. В своих работах Карнеги убедительно доказывает, что ораторское искусство помогло огромному количеству самых обыкновенных людей добиться колоссальных успехов в жизни, сделать головокружительную карьеру. Владение ораторским искусством может дать человеку ту уверенность, которая ему нужна для максимального максимального выявления скрытых в нем способностей. Умение говорить – это основа человеческого общения и в зависимости от того на сколько человек преуспевает в этом находится его возможность стать лидером.

Существует целая наука, которая ставит своей целью обучить человека искусству красноречия. Эта наука называется риторика (греч. Teche cretopike – искусство красноречия). Возникла она, как и многие другие науки, еще в эпоху античности. В этой работе речь пойдет именно об античной риторике и о выдающихся ораторах древности.

Свойственная южным народам природная общительность и врожденные ораторские способности, а также отсутствие в древности иных средств массовой коммуникации (письменные документы могли распространяться в очень ограниченном количестве) явились причинами того,что в античности живое слово имело гораздо большее значение, чем сейчас, тем более, что владение им было важнейшим и наиболее действенным способом достижения авторитета в обществе и политического успеха.

Древняя Греция считает родиной красноречия, хотя оно было известно уже в Египте, Ассиро – Вавилонии и в Индии. На землях же Эллады сложилось убеждение о том, что красноречие есть искусство. В 5 веке до н.э.в Элладе были распространены города – государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком государстве было народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ, надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом Публично решались не только политические не только политические вопросы, но и совершался суд.

При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей было а Афинах, например 500 , а всего в решении судьбы обвиняемого принимало участие до 6.000 человек. При таких условиях в более выгодным положении оказались те, кто, обладают даром слова, умели расположить к себе слушателей.

Таким образом, общественная жизнь Древней Греции была таково, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом,а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые бывали достаточно многолюдными. В таких условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.

Первым учебником риторики было, вероятно, написанное в 5 веке до н. э. двумя сицилийскими греками из Сиракуз, Кораком и Тиссеем, несохранившееся сочинение. Первые достижения художественного красноречия были перенесены из Сицилии в Афины Горгием. Вскоре появились и первые платные учителя – софисты (от греч. Sophistes – искусстник, мудрец) которые не только обучал и практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан.

Софисты достигли особого искусства красноречия, точнее “старшие софисты “, в 5 веке до н.э. Именно в это время в Афинах сложилась школа философов – просветителей, создавших невиданный культ слова.

Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусству спора, умением воздействовать на аудиторию. Эллада вырастила немало знаменитых риторов, из которых в 5 веке до н.э. особенно хорошо были известны: Динарх, Гегесит, Гиперид, Гогий, Исократ, Исей, Эскин, Филократ.

Популярность учителей - софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Софисты собирали любознательную молодежь, читая им “лекции “и проводя с нею беседы. Целью своих теоретических занятий, и в особенности ораторского искуства, они видели в подготовке людей для практической деятельности. Как правило, софисты были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий, известно, что Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов Горгию –была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии –призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но существует также сведения, что эту статую Горий поставил себе сам.

Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики,как науки об ораторском искусстве. Называя красноречие (риторику) искусством древние греки вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание.

К 5веку до н. э. ,когда вполне сложилась культура монологической реи, когда ясно осознавались ее виды, считалось очевидным, то задача оратора трояка:

разъяснить (что-то)

побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более действию)

доставлять слушателям удовольствие.

По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, как считал, например Горгий, может только искусно составленная речь, при этом не важно, соответствует она истине или нет. Соответственно этому мнению значение слова софизм – преднамеренно ложный вывод. Софисты умели насмешкой уничтожить довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь восхвалять и порицать одну и туже вещ. Во времена софистов риторика была « царицей всех наук».

Против положения софистов об относительности истины выступил древнегреческий философ Сократ (около 470-399 г. до н. э.) Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».

Эти мысли Сократа изложенные его ученикам Платоном (около 427-347 г. до н. э.) в знаменитых диалогах » Горгий» ,»Софист «, « Федр «, центральным персонажем которых являлся Сократ. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистику как мнимую мудрость. Он говорил « Долг оратора- говорить правду».*

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория изложена в диалоге « Федр» , в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть ее в следующем.

Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. « Во всяком деле, юноша - обращается Сократ к Федру, - надо для правильного его обсуждения начать с одного и того же требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».

Далее по мысли Сократа, необходимо познание истины, то есть сущности предмета: « Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говорится или пишется, суметь определить все соответственно с этой истиной, подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины…Кто не знает истины, а гоняется за мнением, у того искусства речи будет, видимо, смешным и неискусным « .

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи.

На первому месте, в начале речи, должно быть - вступление,

на втором месте - изложение,

на третьем - доказательства,

на четвертом – подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение,

побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона – идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору « необходимо знать, сколько видов имеет душа».Кроме того, Платон говорил: « Красноречие есть искусство управлять умами.»

Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384 – 322 г. до н. э.) ,который провел в Академии учителя 20 лет.

Величайший мыслитель древности – Аристотель впервые подошел к науке о красноречии как исследователь. Написанная в 335 году до н. э. « «Риторика» Аристотеля представляет собой анализ языка, стиля и построения речи ораторов того времени, чье мастерство до сих пор может быть признанно образцовым.

В первой и второй книге мыслитель, разбирая первостепенную роль языка, писал, что если речь не ясна, она не достигает цели. Поясняя свою мысль, Аристотель продолжает, что речь не должна быть затасканной, то есть состоящей из слишком употребительных слов. Речь должна отличаться красотой и благородством. Ясность и понятность речи Аристотель рассматривать как первейшее условие успеха ораторского искусства.

Очевидно, что главным для Аристотеля, как для софистов является убедительность речи. Однако, если для последних была не существенна истина, то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говориться в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателя в истинной сказанного.

Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку. Желая убедить в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся различными примерами из жизни, приводим суждения вероятного характера и делаем из них хоть и не вполне точное,но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, то есть большинству истинными и заслуживают доверия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна доказывающему,причем делаются они добросовестно.

В третьей книге «Риторики» большое внимание уделяется стилю. И в данном случае Аристотель все таки выдвигал на первое место ясность.

“ Достоинство стиля заключается в ясности… Стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, он должен соответствовать предмету речи…”*

Общие требования Аристотеля к стилю – ясность, доступность, безъискусственность, мягкость, изящество, благородство. Основу же стиля, писал философ, составляет умение говорить правильно. А это требует умелого размещения слов в построении фразы, точного обозначения характеризуемых предметов, кроме некоторых, обязывает правильно употреблять роды имен –

-мужской

-женский

-средний

согласование единичных и множественных чисел и т. д.

« Стиль полон чувства, если он представляется языком человека гневающегося, раз дело идет об оскорблении, и языком человека негодующего и сдерживающегося, когда дело касается вещей безбожных и позорных, если о вещах похвальных говорится с восхищением, а о вещах, возбуждающих сострадание – скромно, подобно этому и в других случаях.»* Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истинному положению вещей. Последнее бывает в том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и пустякам не говорится торжественно. В противном случае стиль кажется шутовским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах похвальных следует говорить с восхищением, о вещах возбуждающих сострадание, со смирением.

Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.

Одновременно с разработкой теоретической риторики высшего расцвета достигается в Греции во второй половине 5-4 века до н. э. практическое красноречие в лице Демосфена и других ораторов впоследствии включенных в канон десяти античных ораторов.

Демосфен (ок. 384-322 г. до н. э.) – звезда первой величены в ораторской элите, он фактически глава школы ораторов, великий мастер античного публичного слова. До нашего времени дошли: 61 текст речей, 56 «выступлений» к речам и несколько писем Демосфена. Некоторые его речи, например, «О преступном посольстве» (343 г.) и « За Ксенофонта о венке» (380 г.), имеют по сто с лишним страниц. Это показатель того, что данные речи длились более 2 – 3 часов, привлекая внимательную массу людей.

Речи Демосфена насыщены разнообразными фактическим материалом, содержит немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала ни какая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен – оратор предстает общественности не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер.

Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить слушать себя и выслушать до конца.

Как признанно считать, не блиставший в судебных речах, которыми он начал свою блистательную практику в качестве адвоката, Демосфен, однако, особо отличался в своих политических выступлениях, чаще всего направленных против непрерывных нашествий захватнических войск македонского царя Филиппа 11. В таких выступлениях Демосфен часто вспоминал « достославных предков» афинян, призывая чтить их память и следовать их былым гражданским подвигам. Оратор взывал слушателей к чувству и сознанию чести гражданина свободной республики. Смелые и памфлетные по своему стилю, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на подвиги в катких делах, оставили глубокий след в духовной жизни афинянского государства, вошли в историю политической борьбы под нарицательным названием « филиппики».

Прямым обращением к « гражданам» афинский трибун пользовался охотно и умело. Он не оставлял без ответов ни каких реплик в свой адрес, не терялся, когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Его обращения исходили от глубочайшей убежденности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение. Частое обращение античного оратора к « гражданам афинянам», мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной массы людей являлись испытанными приемами психологического воздействия на аудиторию. Такие приемы красноречия, как можно думать, держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою – единомыслия, активизировали мышление собравшихся.

Большое впечатление на слушателей, особенно рядовых, как можно предположить, производили клятвы Демосфена или его призывы к Богу

(богам) Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносит: « Нет, клянусь Зевсом» или « Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю».*

В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно сузить по текстам его речь, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан на внешний эффект, которому античная риторика придавала немалое значение.

Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению, фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти, Он говорил: « Не то хорошо, когда кричат великим голосом, но то велико, когда говорят хорошо.»*

Известно, что на демосфеновских речах учились ораторы разных поколений не только Эллады, но и далеко за ее приделами, особенно в Риме.

Демосфен – вершина древнегреческого красноречия, является острейшем оружием политической борьбы и вместе с тем явлением высокой духовной культуры. Без этого красноречия нельзя представить не только ораторскую практику, но и античную теорию риторики, разработанную в те времена.

Для этой теории особенно примечательно прежде то огромное значение, которое придавалось слову, способному утверждать как прекрасное, так и безобразное, как истину, так и ложь.

Оценивая древнегреческую риторику в ее практике и теории, можно сказать, что она- примечательное явление античной цивилизации, в особенности ее гражданской жизни. Древнегреческие красноречие, развивавшееся вместе с другими искусствами, является не только огромным достижением духовной культуры Эллады, но и первостепенным показателем его общественно – политической зрелости. Его опыт и традиции, равно как и его теоретические основы и принципов, однако не оставались, в пределах Афин и вообще древнегреческих полисов. Вместе с достижениями в области культуры, в особенности философии, правовых воззрений и эстетики, древнегреческая риторика проникла в другие страны.

Культура древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на 1 век н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. В этот период Рим выдвигает большую группу блистательных ораторов во главе с великим (после Демосфена) трибуном всех времен Марком Тулием Цицероном (106-43 г.г.р.э.)

Именно он считал Демосфена главой лучших риторов Греции и призывал ораторов – современников учиться у него искусству публичной речи. Почитая Демосфена, Цицерон самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи, где он, по общему признанию, значительно превзошел «учителя».

Цицерон крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Его имя стало даже нарицательным. Из его риторических сочинений большое значение имеют прежде всего три книги: « Об ораторе», в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа,

«Брут, или О знаменитых ораторах» – история красноречия, «Оратор»- произведение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал. Это памятники античного гуманизма имевшие огромное влияние на европейскую культуру.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Автор сетует на то, что красноречие. Среди всех наук и искусств имеет всего представителей. И это не случайно по его мнению, подлинное красноречие – нечто такое, что дается труднее, чем это кажется.

« Необходимо усвоить себе, - пишет он, - самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту и самой речи, и не только отбором, но расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать слушателей.»*

Цицерон считал, что основа ораторского искусства прежде всего – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное ораторам, то словесное выражение – пустая ребяческая болтовня.

Во всех трех трактатах Цицерона постоянно звучит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всегда он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы (Сократ, Платон) утверждают, что риторика не есть наука. Риторы утверждали обратное. Цицерон предлагает компромисное решение: риторика не есть истинная, т.е. умозрительная, наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.

Обязанности оратора заключаются в следующем:

найти что сказать

найденное расположить по порядку

придать ему словесную форму

утвердить все это в памяти

произнести.

Цицерон придерживался установившейся в античном мире классической схеме, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. Риторический процесс –

-ВЕСЬ ПУТЬ ОТ МЫСЛИ К ЗВУЧАЩЕМУ ПУБЛИЧНОМУ СЛОВУ

Кроме того в задачу оратора входи:

расположить к себе слушателей

изложить сущность дела

установить спорный вопрос

подкрепить свое положение

опровергнуть мнение противника

в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положение противника.

Цицерон продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и осмыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.

Римские теории или концепции развивались так-же Марком Фабием Квинтилианом (ок. 35-95 г.г. н. э.) великим оратором и преподавателем риторики. Он является автором сочинения в двеннадцати книгах “Риторические наставления”. Труд Квентилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен соответствующий опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический и практический анализ красноречия. Квитилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писатилей, поэтов, говорит о системе управлений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей.

В своем сочинении Квинтилиан ставит вопрос: “Что значит быть красноречивым?” – и отвечает: это есть не что иное, как умение выражать словом то, о чем мы думаем, и сообщать это слушателям. И риторика есть наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Потому слова должны быть ясны и чисты, соответствовать нашему намерению, они должны быть правельно и просто расположены. Но говорить исправно и ясно, по мнению Квинтилиана, еще не значит быть оратором. Оратора отличают изящество и красота речи. Однако украшение должно быть сообразно с предметом и целью речи, необходимо учитывать интересы и реакцию аудитории (слушателей).К красоте речи он относит живое изображение вещей и воссоздание живых картин, страсти, ибо подробное описание ощутительнее,нежели простое сообщение.

Вершина ораторского мастерства, по инению Квинтилиана,- способность говорить, не готовясь, а для этого необходимы знания и разнообразные навыки.

111 Если для греков главное в риторике – искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. С падением Рима приостановилось развитие ораторского искусства. Эпоха средневековья – эпоха маракобесия и схоластики, - естественно, не породила и не могла пародить ораторов, подобных Демосфену и Цицерону. Эта эпоха не требовала убеждения и доказательств. Вера в догматы церкви, слепое преклонение перед авторететами – вот все, что требовалось от образованного человека того времени.

Красноречие становится достоянием богословских проповедников. Причудливая конструкция словесных выражений при овсутствии глубокого содержания, связь с жизнью – вот чем стала риторика в это время. Достижения ораторского искусства античного мира явились базой для развития красноречия последующих периодов истории – феодализма и капитализма.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Ораторское искусство

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура - ни египетская , ни аккадская , ни китайская , ни индийская - не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима .

Свойства ораторской речи

Примечания

Литература

  • Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. - 208 с. - ISBN 5-204-00146-8
  • Аверкий (Таушев) . Руководство по гомилетике. - М.: ПСТГи, 2001. - 143 с. - ISBN 5-7429-0110-0
  • Сопер П. Л. Основы искусства речи. - М.: Феникс, 2006. - 448 с. - ISBN 5-222-07060-3
  • Шахиджанян В. В. Учимся говорить публично

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Олимпик (футбольный клуб, Баку)
  • Африканский театр военных действий Второй мировой войны

Смотреть что такое "Ораторское искусство" в других словарях:

    ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО - (от слова оратор). Искусство красноречия, витийство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО искусство говорить публично со всеми приемами, которые усиливают впечатление от слов и… … Словарь иностранных слов русского языка

    ораторское искусство - речистость, ораторский талант, дар речи, дар слова, красноречивость, красноречие Словарь русских синонимов. ораторское искусство сущ., кол во синонимов: 8 дар речи (6) … Словарь синонимов

    Ораторское искусство - см. Риторика. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия

    Ораторское искусство - ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО см. Риторика … Словарь литературных терминов

    Ораторское искусство - или искусство красноречия уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому нибудь делу. Еще в древности призванием оратора считалось поучать, нравиться и трогать (dicet,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Искусство - * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Искусство Искусство это Ева, подающая молодому художнику яблоко. Кто вкус … Сводная энциклопедия афоризмов

    ИСКУССТВО - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии

    искусство - Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов