Упражнения для развития интуиции светофор. Как развить интуицию

О том, за что отвечает левое полушарие, знать нужно в первую очередь родителям, ведь их область ответственности - помогать развиваться малышу. Понимая задачи элементов мозга, можно более эффективно воспитывать чадо, совершенствовать его интеллект и способности.

Общая информация

Мозг - один из самых важных человеческих органов наравне с сердцем. Именно он - центр нервной системы. Природа предусмотрела хорошую защиту этого элемента организма - черепную коробку, помогающую предупредить возможные повреждения. Мозг сформирован многочисленными нейронами, связи между которыми обусловлены синапсами. Нейроны могут взаимодействовать между собой, что становится причиной появления импульсов в левом и правом полушариях. Далее нервная система передает импульсы по организму, контролируя активность разных систем.

Уже довольно давно передовые ученые из разных стран мира пытаются понять, как устроен и как работает человеческий мозг, но и по сей день эта сложная система все еще недоступна нам во всей своей красоте и структурированности. Те немногие данные, которые удалось получить о специфических качествах левого и правого полушарий, связи между ними и влиянии на организм в целом, помогают подвести итоги: каждая половинка жизненно важна, но отличается от другой. Одно полушарие не может заменить другое, и у большинства сильнее развита одна половина, именно она и доминирует. Даже удивительно, насколько мала та область внутри человеческого тела, которой подчинен весь наш организм! Эта загадка будет привлекать ученых до тех пор, пока не удастся найти полное объяснение.

И что мы знаем?

Если спросить ученых, за какие способности отвечает левое полушарие, вряд ли удастся получить точный и исчерпывающий ответ, и по сей день многое еще только предстоит изучить, открыть и исследовать. Как говорят специалисты, человек может контролировать свой мозг лишь на относительно небольшой процент. Кроме того, индивидуум располагает увеличенными мощностями для восприятия мира и принятия решений, что обусловлено разделением мозга на две зоны с разными сферами ответственности.

Полушарий два: правое, левое. Разделение обусловлено наличием мозговой коры. В то же время элементы всегда находятся в тесной связи, взаимодействуя скоординированно, чтобы человек мог полноценно жить. Связь, обмен информацией левого и правого полушарий осуществляет так называемое мозолистое тело. А каковы же функции левого полушария? В общем случае говорят, что расположенная слева мозговая половина позволяет последовательно исполнять все сформулированные человеком задачи.

А что справа?

Знать, за что отвечает левое полушарие, полезно и интересно, но не стоит обходить вниманием и правую сторону. Ученым известно, что эта половина дает возможность в один момент времени справляться сразу с несколькими задачами. Принято говорить, что в большей степени правое полушарие развито у того человека, который отличается творческими успехами. А вот при склонностях к математике, другим точным наукам принято считать, что у человека доминирует левая половина головного мозга.

Подобное мнение сложилось не случайно. Справа расположены такие мозговые центры, которые могут обрабатывать данные, поступающие в главный орган нервной системы. Символы, образы - все это направляется для анализа и формирования реакции именно сюда. А вот левое полушарие мозга устроено немного иначе. Рассмотрим его подробнее.

Слева, но не «левый»

Если спросить у доктора, за что отвечает левое полушарие, врач расскажет, что эта половина головного мозга может эффективно обрабатывать данные по законам логики. Мозг разбирается с конкретной поступившей информацией, не учитывая эмоциональную составляющую или возникающие при этом у человека чувства.

Индивидуальность и норма

Левое полушарие эффективно щелкает как орешки задачи по очереди, одну за другой. Это дает возможность последовательно анализировать поступающую информацию и формулировать адекватные выводы. Условно можно сказать, что левое полушарие отвечает за логику, но в то же время следует понимать: у любого здорового человека эта половина главного органа нервной системы функционирует полноценно, тем не менее некоторые люди обладают своеобразной логикой поступков и рассуждений, и она не вписывается в общепринятое понимание. Это не означает, что нарушены мозговые процессы, а всего лишь отображает индивидуальные особенности конкретного человека.

А не пообщаться и нам?

Если бы у человека не функционировала левая половина главного нервного органа, взаимодействие в социуме было бы крайне затруднительным. Ученые выяснили, что ответственно за речь левое полушарие. Причем это не сводится только лишь к способности произносить слова, но включает в себя весь комплекс вербальных функций.

Благодаря адекватной работе головного мозга человек может читать текст, писать. Уровень развития левой половины определяет, насколько успешно будут освоены навыки письма, прочтения, в том числе скорость восприятия информации. Рассматривая, за что отвечает левое полушарие, необходимо помнить и о возможности использования речи. Именно мозг в левой своей части дает человеку возможность выражать мысли и взаимодействовать через слова с миром вокруг него. Развитие социальных навыков - еще одна область ответственности этой части самого основного нашего внутреннего органа (важного наравне с сердцем, конечно же).

Все держим под контролем

Языковые способности - не единственное, что дано нам благодаря нормальному функционированию рассматриваемой половины органа. В некоторой степени можно сравнить мозг с зеркалом: левая половина отвечает за органы, конечности справа, правая - наоборот. Чтобы поднять правую руку, чтобы сделать вперед шаг, начиная с правой ноги, придется активировать половину головного мозга слева.

Вместе с тем левое полушарие мозга дает человеку возможность считать. Фактически эта функция реализована только через эту половину. Если эта часть мозга функционирует неполноценно, человек не сможет производить математические, иные точные вычисления. Если ведется работа над физической, математической задачкой, мозг направляет соответствующие сигналы телу, что позволяет в конечном счете прийти к некоторому ответу. Такой механизм запускается, когда человек в голове пытается подсчитать общую сумму покупок или вычислить свой бюджет. Если в рамках школьной программы ребенок показывает нестандартные успехи в математике, алгебре, говорят, что у него наиболее сильно развита мозговая половина слева.

Совершенству нет предела

Конечно, на фоне озвученной информации у любого разумного человека возникнет вопрос: как развить левое полушарие? Всякому хотелось бы стать умнее, а совершенствование мозга помогло бы повысить свои способности, вместе с тем - качество жизни. Ученые разработали несколько вариантов, применение которых на практике помогает в некоторой степени развить себя. Многие, к примеру, убеждены, что на мозг положительное влияние оказывают физические нагрузки. Здесь нужно вспомнить о принципе зеркала. Улучшение левой половины мозга возможно через развитие правой половины тела. Конечно, перебарщивать не нужно, желательно в равной степени тренировать все тело, но при наблюдении «перекосов» стоит вспомнить об этой закономерности.

Задача левой половины человеческого мозга - обеспечивать возможности логического мышления. Кроме того, функция этой части - счет. Следовательно, загружая себя математическими задачами, можно тем самым улучшить мозговую деятельность. Чем больше вопросов рассматривает человек, тем выше его шансы на усовершенствование себя и своих мыслительных процессов. Не стоит сразу начинать с университетских задач по высшей математике, сначала стоит разобраться с довольно простыми уравнениями, постепенно переходя ко все более и более сложным вопросам. Такой подход зарекомендовал себя довольно давно, он работает и дает хороший положительный результат.

Что еще попробовать?

Как говорят ученые, логическое мышление можно развить, если постоянно разгадывать кроссворды. Это может показаться невероятным, но только на первый взгляд. Фактически человек с головой погружается в процесс, пытаясь догадаться, какое слово закодировано, располагая количеством клеток, куда нужно уместить заданное. При этом успех возможен только при применении аналитических способностей, а именно левая половина нашего мозга реализует их.

Психологи, не раз уже рассматривавшие проблему развития человеческого мозга, предложили еще один эффективный вариант развития мозга. Это специальные тесты, регулярное прохождение которых помогает активизировать свои способности и натренировать мозг. Такие можно найти в свободном доступе на просторах Всемирной паутины или записаться на прием к врачу в своем городе. Доктор подберет самые подходящие варианты для конкретного клиента и даст рекомендации, как еще можно усовершенствовать свой основной мыслительный орган.

Вместе до конца жизни!

Полноценной жизнью может жить только такой человек, у которого обе половины мозга работают в равной степени эффективно. Порознь они эффективными просто не могут быть - так уж устроен этот орган. Если человек активно работает над развитием одного полушария, необходимо принимать меры по усовершенствованию возможностей второго. Между прочим, устройство нашего социума стимулирует такие процессы: люди, одновременно проявляющие и творческие способности, и логические навыки, наиболее высоко ценятся, пользуются популярностью и в качестве объекта общения, и как ценные работники. Желая создать себе стабильное положение, необходимо внимательно отнестись к этому, расширяя свои возможности.

Кстати говоря, в нашем мире есть левши и правши, о которых знают и слышали все, но есть еще и особенные люди - амбидекстры. Это такие индивидуумы, у которых обе половины головного мозга от природы развиты очень сильно, ни одна из них не доминирует над второй. Наиболее очевидный показатель принадлежности к этой категории - умение в равной степени хорошо писать обеими руками. Впрочем, врачи заверяют, что всякий целеустремленный человек может достигнуть внушительных успехов, если приложит усилия для собственного развития.

Некоторые особенности функциональности

Известно, что за счет деятельности левой половины головного мозга человек может не только анализировать и считать, но еще и хорошо запоминать даты, события. Именно благодаря активности этой половины головного мозга мы помним разнообразные факты. То есть информация и обрабатывается, и классифицируется, и хранится далее именно здесь. Последовательность позволяет делать это систематизировано и упорядоченно, благодаря чему все данные не смешиваются в одну невнятную массу моментов, картинок, слов.

Часть мозга справа лучше воспринимает картинки, нежели слова. Человек, у которого эта часть доминирует, может творить, сочинять. Обычно у него хорошая фантазия, есть предрасположенность к искусству, созданию чего-то нового. Генерирование креативных идей - тоже свойство таких индивидуумов. Часть мозга, расположенная справа, хорошо справляется с распознаванием сложных образов. Именно ее область ответственности - человеческие лица, отражающие эмоции мимические движения. Данные, поступающие в головной мозг, перерабатываются как единое целое, без расчленения на последовательность.

А что со мной, доктор?

Чтобы определить, какое из полушарий доминирует, можно пройти несложные тесты. В то же время разные исследования могут показать различные итоги. Люди отмечают, что активность время от времени меняется. Впрочем, чаще это характерно для амбидекстров.

Считается, что головной мозг наиболее активно развивается в первые несколько лет жизни. Чтобы обеспечить своему чаду лучшее будущее, необходимо развивать ребенка, играть с ним и нарабатывать новые навыки обработки информации. В общем случае считается, что в детском возрасте доминирует полушарие справа, поскольку познание мира обусловлено визуальной информацией, а речевые возможности недостаточно развиты.

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально
важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую
от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление
движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая
функция, выполняемая мозгом - мышление.


Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный
момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у
вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она
поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие
(эмоции и интуиция).


В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.


Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом,
подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны - один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас
активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое
полушарие

Правое
полушарие

Основной сферой специализации левого полушария
является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это
полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при
выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые
способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает
факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все
факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также
распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые
необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом
работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете
правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого
полушария.

Основной сферой специализации правого полушария
является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за
выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается
не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие
отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в
целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности
и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят
от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает
левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого
полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.
Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим
или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на
хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать
этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает
нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем
сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..."
также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие
отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не
являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними
более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает
правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого
процесса.

Мистика: За мистику и
религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие
отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной
информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать
совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете
левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого
полушария.

Схематично это можно представить следующим образом :

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с
двойным вращением.


Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте,
большой палец какой руки оказался сверху.


- похлопайте в ладоши, отметьте какая
рука сверху.


- скрестите руки на груди, отметьте
какое предплечье сверху.


- определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.


Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает
создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно
быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не
выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них
не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие
люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над
совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.


А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для
этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего
детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития
мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.


1. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за
противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот". Я
пробовала, в детстве получалось лучше.


2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги,
возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы
должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной
работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.


3. "Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.


Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в
которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь
тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

Человек – универсальное существо. Он, в отличие от животного, может чувствовать, сопереживать, радоваться, огорчаться, мечтать. Ни одно из существ на планете не способно на такие эмоции. Так почему людям дарована возможность испытывать такие необычные чувства? Чем человек отличается от примата? Мозг – вот главная особенность организма. Именно он контролирует эмоции, мечты, действия, однако и тут не всё так просто. Функции левого и правого полушарий контролируют разные действия. За что отвечает левое полушарие мозга? Почему бытует мнение, что люди, у которых развито именно левое полушарие головного мозга, отличаются аналитическим мышлением, развитой логикой?

Правое полушарие головного мозга развито сильнее у представительниц слабого пола. Именно такое мнение бытовало у многих врачей и психотерапевтов. На самом деле всё немного не так. Ведь сколько существует женщин, которые имеют чисто аналитический склад ума, и сколько существуют представителей сильного пола с прекрасно развитой интуицией. Получается, нельзя проводить разделение действий, руководствуясь гендерным признаком. Дальше – больше. Учёные определили, что люди используют всего лишь 3 – 5 % своего мозга, хотя могут развить два полушария мозга. Это значит, что у человечества появится шанс читать мысли на расстоянии, чувствовать настроения других лиц, выполнять сложнейшие вычисления без помощи машин. Есть возможность перейти на совершенно иной уровень жизни, избавиться от присутствия техники, научиться понимать друг друга.

Учёные Средневековья полагали, что мозг человека подобен всполохам огня. Восточные мудрецы той же эпохи сравнивали разум с цветком лотоса. Естественно, это только аллегории. На самом деле мозг напоминает плод грецкого ореха. Но это звучало как-то некрасиво, поэтому до наших дней дошло множество изображений жизненно важного органа в виде необычных вещей. Учёные древности не задумывались о связи между разумом и действиями. Всё сводилось к религии: если так происходит, значит, так велел Бог. Первым, кто попытался детально изучить строение главного органа, найти взаимосвязь между левым и правым полушарием, был Леонардо да Винчи. Гениальный живописец, изобретатель, мистик. Впрочем, перечисление заслуг может занять несколько страниц. Он первый, кто мог детально изобразить мозг, все его части. Второй, не менее гениальный творец эпохи Возрождения, – Микеланджело – создал картину «Сотворение Адама». Долгое время она имела лишь художественную ценность. И лишь в XIX веке люди увидели скрытый код: – изображение творца на облаке точно повторяет разрез мозга. Там же детально изображены его мелкие части, удачно замаскированные под различные детали.

Вскоре обнаружилось много картин, скрывающих тайные коды и знаки. Но, что интересно, человечество смогло рассмотреть их спустя сотни лет. Что же мешало заметить интересные подсказки, почему люди порой не видят очевидного? Ответ кроется в голове. Строение главного органа действительно напоминает орех: извилинки, две доли полушарий, перемычка, соединяющая их. Всё так же и в голове: большие полушария, мозжечок, ствол мозга. Это три основных «отдела, отвечающие за людскую жизнь. Большие части, покрытые оболочкой, соединяются между собой мозолистым телом – своеобразным мостом. Зона коры больших полушарий ответственна за все мысли, действия, совершаемые человеком. Строение больших полушарий головного мозга включает в себя разные области, ответственные за выработку гормонов, рост органов, зрение, слух, – одним словом, без главного органа люди были бы подобны простому камню.

Большие части делятся на лобную, затылочную, височную и теменную доли. Каждая из областей по-своему уникальна и несёт ответственность за следующие действия. Итак, функции больших полушарий головного мозга:

  • лобные участки поддерживают вестибулярный аппарат. Благодаря их правильной работе, люди стоят, ходят, выполняют действия. Фактически это центр управления, мозговой «главпункт». Любые нарушения, повреждения, травмы тотчас ведут к нарушению работы: человек меняется, появляются отклонения в развитии, странности поведения. Правая часть ответственна за мысли, мечтания, эмоции, левая – за речь, дикцию, движения;
  • височные части отвечают за память, это своеобразный «жёсткий диск». Травмы, приходящиеся на виски, могут отправить потерпевшего в длительную амнезию. Левая часть отвечает за конкретику: названия, цифры, имена, даты. Правая часть хранит воспоминая, образы, мечты. Если случается травма, сбой, болезнь именно в этой области, то потерпевший перестаёт понимать речь. Поражение левой области полностью заблокирует распознавание, смысл говора. Травма противоположной височной части нарушит эмоциональное восприятие речи, полутона, подтекст;
  • теменная часть ответственна за все ранки, порезы, ссадины, точнее, за боль, причинённую ими. Правый теменной отдел поможет ориентироваться в пространстве, определяет близость, дальность нахождения вещей. Его противоположный «коллега» отвечает за чтение, память. Дислексия – заболевание, ограничивающее способность учиться. Возникает из-за нарушения в левой теменной доле головы;
  • за что отвечают затылочные части? Благодаря их правильной работе, глаза воспринимают, обрабатывают, передают образы. Развитая левая часть подмечает детали, мелкие части. Правая доля передаёт богатство красок, колорит;
  • задача коры больших полушарий головного мозга сводится к контролю за поведением индивидуума, к способности мыслить, созерцать.

Большие полушария головного мозга могут быть развиты одинаково, однако такое наблюдается редко: в основном доминирует одна из частей. Данное мнение бытовало раньше. Теперь люди изменились: всё больше рождается детей индиго, способности мозга человека развиваются. Возвращаясь к самому началу, можно найти ответ на вопрос, почему люди раньше не замечали скрытых кодов картин и произведений. Чтобы расшифровать гениальные головоломки, следует задействовать обе доли больших полушарий, иметь развитую интуицию и отличное аналитическое мышление.

Распределение обязанностей

За что отвечает левое полушарие мозга и почему оно доминирует над своим собратом? Функции левого полушария головного мозга таковы:

  1. Понимание речи, способность говорить.
  2. Логика.
  3. Запоминание событий, дат, имён, действий.
  4. Действия правой стороны тела.
  5. Способность мыслить по цепочке, выстраивать логические ряды.
  6. Аналитические способности также подвластны левому полушарию.

Именно благодаря этой части человечество совершило технологическую революцию. Все научные открытия сделали люди с доминирующей левой стороной. За что отвечает левое главное полушарие головного мозга и можно ли на него списать неправильные действия, убийства, насилия? Для начала стоит понять, что все действия диктует мозг. Если человек совершает насилие, он отдаёт себе отчёт в действиях, однако вопрос в другом: как он их воспринимает?

Учёные провели ряд исследований с маньяками, убийцами, людьми-изуверами. Результат поразил: большинство подопытных считало, что они совершали правильные деяния, кроме того, они тщательно готовились к будущим преступлениям. То есть их левая доля мозга спланировала все действия, по полочкам разложив порядок преступлений, очерёдность действий. Маньяки скрупулёзно выискивали своих жертв, мозг методически определял нужные детали, выделяя обречённых из толпы. Казалось бы, всё просто: заболевания провоцируют сбои в работе головы – отсюда и преступления. Однако исследования томографии показали, что у многих преступников развиты оба полушария большого мозга, отсутствуют опухоли, травмы. Где же та «кнопка», отвечающая за весь негатив? Ответ пока не найден.

Другой интересный факт: многие одарённые учёные, математики, физики, химики отчаянно невезучи в амурных делах. Романтические свидания под луной, походы в кафе они игнорируют, им гораздо интереснее посидеть над нерешенной задачей или вывести очередной закон. Почему? За романтику, любовь, эмоции отвечает правое полушарие, а люди, конкретно избравшие научную стезю, развивают противоположную часть мозга, постоянно подавляя правую. Как же быть «ботаникам», как развить правое полушарие? Работа полушарий головного мозга в идеале должна быть одинаковой, однако для этого необходимо постараться.

Функции левого и правого полушарий очень разнятся. У эмоциональных людей лучше развито правое полушарие, однако это не означает, что они не могут решать алгебраические примеры. Просто такие люди наделены музыкальным даром, могут сопереживать, развитая интуиция позволяет им избегать непростых ситуаций. Художественный дар, литературные способности – всё это про гуманитариев. Они развивают свои возможности, иногда подавляя функции левого мозга. Повторяется ситуация с «влюблённым ботаном» с точностью до наоборот. Полушария большого мозга могут работать в тандеме. Яркий пример тому – люди индиго, одарённые личности. Тот же Леонардо да Винчи был гениальным живописцем, «технарём», медиком, пророком, предугадавшим изобретение многих технических устройств. Интересно, какое полушарие мозга у него было развито сильнее? Хотя именно благодаря равноценной работе правого и левого полушарий мозга получилась знаменитая «Мона Лиза», в глазах которой учёные прочитали цифровой код. Расшифровать его пытаются лучшие умы, однако пока безрезультатно.

Большинство сталкивалось с маленькой проблемой: невозможностью вспомнить элементарную вещь, название города, имена бывших одноклассников. Пожилые люди часто сетуют на угасание памяти, однако и более молодые люди порой забывают названия улиц, событий, дат. Это может говорить об изменении в структуре мозга, возможно, требуются упражнения для мозга. Кроссворды, викторины, аналитические игры типа «Монополия» прекрасно освежают левую часть. Но, что интересно: чем сильнее угасает левая сторона мозга с аналитической памятью, тем сильнее и ярче становятся воспоминания, прошлые мгновения жизни. Развитие правого полушария мозга начинается с новой силой. Это заметно на примере людей в возрасте: они становятся более эмоциональными, их очень легко обидеть. Эффект дежавю, когда люди видят некоторые моменты не один раз, является своеобразным сигналом из правого полушария головного мозга. Одни учёные считают это сбоем, нарушением, а вот парапсихологи говорят о расширении функций правой доли.

Стать суперчеловеком

Развитие полушарий имеет огромное значение. Люди смогут перейти запретную грань, освоить неизведанные территории, заглянуть в глубины космоса. Сейчас рождается новое поколение, способное выполнить такую задачу. Мышление у них развивается вместе с интуицией. Они способны решать труднейшие задачи, вместе с тем могут быть эмпатами.

А как быть с теми, кто живёт сейчас? Ведь нет предела совершенству, синхронизация полушарий мозга доступна любому. Как развить левое полушарие мозга? Достаточно каждый день проводить умственную гимнастику, тренировать зрительную память. Те же сканворды, числобусы, судоку подойдут для начальных занятий: они хорошо влияют на память, «оживляют» нейроны коры мозга. Наибольший эффект приносит решение математических задач. Два-три упражнения из учебника 6 класса помогут освежить память, знания и положительно скажутся на работе главного органа. Полезно чтение. Именно самостоятельное прочтение книги, по исследованиям учёных, помогает восстанавливаться людям, перенесшим травмы головы.

Развить правое полушарие мозга помогут уроки рисования, прослушивание разнообразных стилей музыки. При этом следует заучить исполнителей, год выпуска композиции, интересные факты о произведении. Тренировку следует проводить ежедневно. Десять минут каждодневных занятий обернутся ошеломляющим эффектом через пару месяцев. Аудиокниги рекомендованы людям, перенесшим стрессы, страдающим депрессиями. Наполненный красками голос диктора будет рисовать воображаемые картины, тем самым стимулируя правую часть головы. Несколько часов в неделю – и воображение будет создавать целые киноленты.

Для развития двух частей головы подойдут совмещённые упражнения: создание кроссворда с личными иллюстрациями, выполнение цветного оригами, вязание. Да, именно последнее занятие положительно сказывается на работе всего тела: развивается моторика рук, идёт подсчёт рисунка, петель, а воображение рисует будущий шедевр. Три в одном, даже четыре, ведь итогом станет прекрасная вещь.

Двумя полушариями мозга могут оперировать не только гении. Развить в себе экстрасенсорные способности может любой. Ежедневные упражнения гарантируют развитие аналитического склада ума, необходимо лишь работать над собой.

Внутреннее чутье - самая настоящая женская магия.

Существуют вполне доступные, простые, но действенные способы развития интуиции. Вам достаточно просто решить, какой из них подходит вам больше всего, с помощью какого метода вы сможете достигнуть нового уровня. Не обязательно останавливаться на каком-то одном упражнении, можно использовать их в сочетании.

Упражнение первое на развитие интуиции: широко закрыв глаза (психорадар)

Для выполнения этого упражнения вам понадобится цель – предмет или человек. Остановившись на объекте, отметьте его, вытянув руку с указательным пальцем. Вам нужно попытаться ощутить свою цель (где она находится, как далеко от вас расположена), а так же колебания, которые образует ее энергетическое поле.

После того, как контакт установлен, закрывайте глаза и крутитесь вокруг своей оси. Остановившись, с закрытыми глазами, почувствуйте в какой стороне и насколько далеко от вас находится объект.

После того, как вы его ощутите, откройте глаза и проверьте, оказались ли вы правы. Если местоположение объекта определено вами неправильно, попытайтесь понять, почему так произошло, что вам помешало. Пробуйте еще раз.

Тренируя психорадар, вы сможете чувствовать вещи, которые ранее были недоступны для вашего восприятия. Тренировки нужно продолжать до той поры, пока вы не сможете ощущать, «видеть» объекты, а ваши глаза будут закрыты.

Примечание: Как развить интуицию , пробуя вариации данного упражнения: не касаясь предметов, но, направив к ним руку, старайтесь представить, какова их фактура, почувствовать их. Закрытые во время занятия глаза помогут вам сосредоточиться. Хорошей альтернативой вышеописанному основному упражнению станет выполнение ежедневных обязанностей с завязанными глазами. Для начала попробуйте делать это в течение 5 минут, постепенно увеличивая время.

Упражнение второе: как развить интуицию - меняем главную руку

На листе бумаги напишите любой вопрос. Писать нужно той рукой, которой вы это обычно делаете – правой для правшей, левой для левшей. Затем, переложив ручку в другую руку, напишите ответ.

Смысл подобного занятия в том, что выполняя действие непривычной для этого рукой, вы заставляете разум полностью включиться в работу, и тем самым даете свободу интуиции. Соответственно, ваш ответ на вопрос будет интуитивным, а значит правдивым.

Примечание: Доминирующей рукой можно не только писать вопросы, но и начинать предложения, а вот заканчивать их уже второстепенной рукой. Например «Я опаздываю на работу потому что…», «Я люблю кофе, так как…» и т.д. Эти упражнения на развитие интуиции могут быть задействованы в курсе борьбы с вредными привычками и даже в программе похудения.

Упражнение третье: светофор интуиции

Как развить интуицию при помощи светофора? Очень легко, вот только светофор вам понадобится особый - собственного производства. Для того, чтобы упражнение было результативным, выполнять его нужно регулярно.

На бумажном листе изобразите светофор, расположите его в хорошо просматриваемом месте, закрепив, например, по центру стены или ковра, а сами сядьте напротив. Каждому цвету нужно дать обозначение, только мысленно:

Красный – Стоп! Опасность впереди.

Желтый – Внимание! Предельная концентрация.

Зеленый – Вперед! Путь свободен.

Дыхание глубокое и свободное. Ваша задача «зажечь» сразу все цвета светофора, представьте, как загораются они и как включаются эмоции с ним связанные. После того как вам это удалось, можно двигаться дальше. Итак, как развивая интуицию, зажечь нарисованный светофор...

Постараемся научиться «включать» зеленый цвет. Для правильной установки задайте себе вопросы, ответить на которые вы можете точно и правильно. (Дата вашего рождения, имя ребенка и т.д.) Зеленый цвет – это уверенность и спокойствие, определенность, ясность. Если загорается зеленый – значит все в порядке, вы выбирали правильное решение.

После того, как вы освоили зеленый, переходите к желтому. Вам нужно в полной мере ощутить напряженность этого цвета. Постарайтесь запомнить те ассоциации, которые возникли у вас в связи с этим цветом. Чаще всего желтый цвет появляется в паре с одним из двух других цветов. Желто-красная комбинация говорит, что впереди опасно, зелено-желтая предупреждает, что осторожность не помешает.

Переходим к красному цвету. Сосредоточьтесь на ощущении опасности или отсутствии результата, представив этот цвет. У вас обязательно должна возникать убежденность, что чего-либо делать нельзя.

Для начала каждому цвету нужно посвятить по 10 минут. С каждым новым упражнением вы должны увеличивать скорость переключения, разнообразить количество оттенков и представлять больше перспектив. Вместе со светофором учитесь менять собственное состояние, управлять эмоциями.

Практическое применение

Как же применить полученные знания на практике? Уже во время поиска ответа на вопрос, как развить интуицию , вполне нормально задать себе еще один вопрос: как именно дальше использовать обретенное внутреннее чувство/знание. Начните с простого и обыденного. Например, перед вами встала проблема выбора аксессуаров к вечернему наряду. Поочередно представляйте пару обуви черного и коричневого цветов. При сочетании платья с коричневыми туфлями у вас загорается красный цвет, а при представлении черных горит зеленый? Значит, вы сделали выбор и можно подбирать следующий аксессуар.

Точно также, доверяя внутреннему светофору интуиции, вы сможете приготовить вкусное блюдо, правильно написать незнакомый текст, основываясь всего лишь на своей интуиции, не зная правил правописания и точного рецепта.

Учитесь задавать себе вопросы и давать на них ответы, менять свое состояние, быстро сосредотачиваться и легко расслабляться.

Как развить интуицию при помощи легких упражнений в течение дня

Придумайте для своей интуиции имя, и разговаривайте с ней, как с лучшей подругой.

Вам звонят по телефону или в дверь? Прежде чем подойти к двери или ответить на звонок, представьте себе, кто может вам звонить. В начале у вас будут промахи, вместо мужа вы представите маму, а директора перепутаете с братом. Но чем больше вы будете тренироваться, тем чаще результат будет правильным, вскоре вы почувствуете, как развивается в вас интуиция , как она проявляется практически во всех ваших действиях и решениях.

Загадайте «орел» или «решка» и подбросьте монетку. Это можно делать даже сидя на совещании, и уже после сотенного подбрасывания ваша точность значительно возрастет.

При общении с любым человеком попытайтесь понять его эмоции. "Чтение людей" - хорошее упражнение на развитие интуиции. Не имеет значения, как вы общаетесь – в реале, по телефону или в Интернете. Настройтесь на мысли и чувства человека, попытайтесь их распознать. Это умение может оказаться очень полезным для вас.

Представляйте любое событие, которое может произойти с вами в течение дня. По дороге на работу, представляйте лица коллег, которые увидят вашу обновку, эмоции начальника, когда вы принесете досрочно выполненное задание. Причем представляйте все до мельчайших подробностей, не оставляйте без внимания ни одной даже самой мельчайшей детали. Представление, моделирование и визуализация - отличное упражнение для развития интуиции .

Задавайте себе вопросы: почему, когда, кто, как. «Почему секретарь вызовет именно меня?», «Кто сейчас принесет мне чашечку кофе?» и т.д.

Помните – правильный ответ всегда есть внутри вас. Развивайте свою интуицию, и вы быстро станете современной волшебницей, которая принимает только правильные решения!


  • < Тренажер "Вращающаяся балерина"
  • Часть 2. Упражнения для развития интуиции >