В настоящее время осознают что. Осознанность, осознавать, осознанный: что это такое

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Осознание – это процесс и результат перевода информации из подсознания в сознание. Хотя это определение – лишь одно из возможных. На самом деле, их намного больше. Сегодня мы более детально разберемся в том, что такое осознание, какая его связь с такими понятиями, как сознание и понимание и опишем способы, какими можно испытать осознание. Не переключайтесь, будет интересно.

Здравствуйте. Меня зовут Жанна, мне 32 года. Я очень долго интересовалась вопросом: что такое осознание и чем оно отличается от сознания. Как ни странно, в интернете я толкового ответа на этот вопрос найти не смогла. Но однажды я пообщалась с настоящим живым психологом, который мне за пару минут разжевал разницу между этими терминами и объяснил, насколько важно осознавать то, что происходит в моем внутреннем мире. После этого мои дела пошли в лучшую сторону, у меня почти пропала лень (за исключением случаев, когда действительно нужно отдохнуть), я избавилась от зависимостей и стала жить свободной жизнью. Не просто так говорят: «кто владеет информацией – тот владеет миром».

Что такое осознание?

Итак, что такое осознание? Определение сильно зависит от того, в каком контексте оно употребляется. Мы выше привели его трактовку в чистом психологическом смысле. В бытовом чаще всего эта языковая единица употребляется, как синоним слову «понимание». Например: «я рада, что ты наконец-то все осознал». Осознание может рассматриваться и как синоним слова «инсайт». То есть, человек осознал свое предназначение и пошел проповедовать (ну или заниматься любой другой деятельностью, просто слово проповедовать в этом контексте имеет особый колорит). Осознание может рассматриваться как появление идеи в голове, только в глобальной трактовке.

С психологической точки зрения осознание, как мы уже поняли – процесс и результат перевода информации из бессознательного в сознание – особую структуру, которая опосредует любую произвольную деятельность человека. Она тесно связана с силой воли. Поэтому человек, осознающий свои импульсы, с большей вероятностью сможет удержаться от печеньки и меньше риск впасть в зависимость.

Рефлексия – способ осознания, при котором человек может смотреть на себя со стороны. Если убеждения, эмоции, желания находятся в глубинах подсознания, мы просто действуем, не особо задумываясь. И это хорошо в определенной степени. Именно благодаря куче процессов осуществляемых в бессознательном, мы можем водить машину и параллельно говорить по телефону (но настоятельно не рекомендуем этого делать). Да и в экстренной ситуации именно бессознательные действия дают нам возможность выжить. Например, во время угрозы ДТП вам не нужно три часа анализировать дорожную ситуацию и еще искать педали, чтобы затормозить. Подсознание все сделает за вас.

Автоматизация хороша ровно до тех пор, пока она помогает нам жить. Но в некоторых случаях нужно вырабатывать в себе новые привычки или не допускать появления вредных. В этом случае нужно осознавать то, что происходит в глубинах подсознания. Большинство людей резко для себя обнаруживают, что стали алкоголиками, в то время как это было уже очевидно большинству людей в течение нескольких лет. Но точно не им. Почему? Потому что человек не рефлексировал, не смотрел на себя со стороны.

Именно поэтому алкоголиками становятся незаметно. Их привычки формировались мимо сознания. Именно поэтому говорят: «признание себя алкоголиком – первый шаг к излечению».

Качество личности и навык, который характеризуется способностью человека осознавать свои действия, мотивы и цели, называется осознанностью. Именно она является необходимым условием для любого самоконтроля. Итак, давайте немного подытожим всю эту информацию. Сознание и осознание, отличия этих понятий выражаются в том, что первое является процессом, в то время как второе является некой психической структурой. А осознание и понимание: в чем отличие? Все зависит от контекста. Когда человек осознает, что он алкоголик, то он одновременно и понимает это. Если же человек понимает учебник по психологии, то он его не осознает за исключением того, если он натолкнул читателя на рефлексию.

Таким образом, осознание реальности (внутрипсихической) может быть тождественно пониманию и отличаться от него в зависимости от источника информации. Если он чисто внешний, то это простое понимание. Осознанием оно становится, когда оно приводит к переводу из подсознания в сознание и в дальнейшем влияет на действия человека. Осознание – это понимание самого себя.

Как достичь осознания?

Как пройти к осознанию? Осознание – продукт самоанализа. Например, если вы страдаете алкогольной зависимостью и сорвались, но при этом искренне хотите бросить пить, то нужно тщательно обдумать причины, почему произошел запой. При этом нужно анализировать не только сами причины, но и то, как именно вы анализируете (простите за тавтологию, но это очень важный момент, на него обратите особое внимание).

Дело в том, что многие алкоголики ищут причины срыва. Но не реальные, а фантомные. В психологии они называются мифологемами. Их цель – просто оправдать свое поведение. Например, частая мифологема зависимых «жена плохая». На самом деле, ему и не хочется бросать пить, просто надо найти козла отпущения.

Как мы уже поняли, осознание тесно связано с источником информации, который должен быть внутренним. В результате анализа причин срыва (можно и другой пример, проваленного проекта из-за прокрастинации) причина должна быть в вас. Только не надо после ее обнаружения сразу бросаться в петлю. Процесс осознания может быть довольно неприятным. Но зато у вас будет реальный материал, с которым можно работать.


Если вы причину устранили, но при этом продолжили пить, значит, это была мифологема. Беда отмазок в том, что невозможно их отличить от реальных причин зависимости, пока не осуществить действие, направленное на их устранение. Оно также поможет глубже осознать мотивы своего поведения.

Кто владеет информацией – тот владеет миром. А чтобы владеть собой, нужно познавать себя.

Еще один способ помочь себе развить осознанность – медитация. Она непосредственно влияет на волевые качества человека как раз за счет того, что регулярно практикующему это упражнение значительно проще отслеживать свои мысли, эмоции и действия в режиме реального времени. Поэтому легче остановиться, чтобы не выпить или не съесть печеньку. Мы столько говорим о силе воли, потому что именно в способности личности брать себя в руки и выражается осознанность. Между принятием решения человеком и непосредственными действиями проходит всего-ничего, 0,3 секунды. И за это время у нас есть возможность остановиться и подумать, а нужно ли это делать. Поэтому порой так тяжело себя сдерживать. И медитация позволяет научиться замечать искру до того, как она превратится в пожар. Медитировать для тренировки осознанности очень просто:

  1. Сядьте или лягте в удобную позу.
  2. Начните наблюдать за дыханием, пассивно сосредотачиваясь на нем.
  3. Если отвлеклись – просто спокойно возвращаетесь к исходной точке наблюдения (то бишь, к дыханию).

В момент, когда вы замечаете, что отвлеклись, и происходит осознание этого факта. Через некоторое время вы научитесь отслеживать в режиме реального времени все процессы, которые протекают у вас в психике. Но это придет с опытом. Специалисты говорят, что требуется около полугода каждодневной медитации, чтобы начать чувствовать какой-то реальный эффект. Но он того стоит. Как часто медитировать? По мере ваших возможностей. Если тяжело себя дисциплинировать, лучше начинать с 5 минут, но каждый день. Но вообще, в идеале надо начинать с двух раз утром и вечером по 20 минут. В этом случае положительные эффекты от осознанности будут ощутимы максимально быстро.

Впрочем, вы можете начать с 5 минут в день и постепенно выйти на уровень 2 раза в день по 20 минут. Поиск оптимального способа медитации – это тоже своеобразный поиск себя. Кто-то способен включиться сразу, а кто-то нет. И в этом нет ничего страшного. Также можно попытаться определиться с ситуациями, в которых медитация наиболее комфортна. Например, это можно делать сразу после пробуждения или же по пути на учебу или работу. В общем, смотрите сами.

Выводы

В общем, осознанность – это обязательное условие положительных изменений в жизни. Вы большой молодец, что заинтересовались этой темой, потому что именно с нее и стоит начинать саморазвитие. Обязательно ознакомьтесь и с другими статьями по этой теме у нас на сайте. Главное – действовать. Осознанность нужна для того, чтобы таки заставить себя подняться и двигаться к своим целям, даже когда не хочется. Психология осознания – тема интересная. Удачи в дальнейшем ее изучении.

В сутрах Будда призывает учеников постоянно осознавать свое тело и его движения. Необходимо осознавать, когда идешь, стоишь, сидишь или лежишь.

Необходимо осознавать положение рук и ног, как ты двигаешься, как жестикулируешь, и т. д. Согласно этому учению, обладая осознанностью, человек не может ничего делать торопливо, беспорядочно или неорганизованно.

Прекрасный тому пример — японская чайная церемония.

На первый взгляд, японская чайная церемония разворачивается вокруг вполне обычного действия, которое мы совершаем каждый день: приготовления и питья чая.

Мы все проделывали это сотни и тысячи раз. Как же это делают в Японии, во время японской чайной церемонии? Там это делают совсем по-другому, потому что делают осознанно.

Осознанно наполняют чайник водой. Осознанно ставят его на угли. Осознанно сидят и ждут, пока чайник закипит, слушая шум и бульканье воды в закипающем чайнике и глядя на мерцание пламени.

Наконец, осознанно наливают кипяток в заварочный чайник, осознанно разливают чай, осознанно подают его и осознанно пьют, все это время храня полное молчание. Все это действо — упражнение в осознанности. Это образец применения осознанности в повседневных делах. Такое отношение необходимо перенести на все наши занятия. Любое дело должно основываться на том же принципе, что и японская чайная церемония: все нужно делать внимательно и осознанно , то есть, спокойно, неторопливо и красиво, а также с достоинством, гармонией и покоем.

Но если японская чайная церемония демонстрирует определенный уровень осознанности в повседневной жизни, если в ней представлен определенный тип духовной культуры — культуры дальневосточного буддизма, в особенности дзэн, то какая аналогичная церемония или традиция, отражающая умонастроение современного Запада есть у нас? Есть ли у нас что-нибудь такое, в чем бы выражался дух нашей коммерческой культуры?

После некоторых размышлений я пришел к выводу, что такой характеристикой нашей культуры является бизнес-ланч. Во время бизнес-ланча вы пытаетесь одновременно делать две вещи: съесть пищу, вкусную для тела, и выгодно обтяпать дело. Такое поведение, когда одновременно пытаются делать два взаимоисключающих дела, несовместимо с подлинной и глубокой осознанностью. Вдобавок это очень плохо для пищеварения.

Если постоянно упражняться в осознании тела и его движений, то в результате движения удастся замедлить. Течение жизни станет более ровным и даже ритмичным. Вы будет делать все более медленно и обдуманно. Но это не значит, что мы станем меньше работать. Это не так. Человек, который делает все более медленно, потому что он делает это осознанно и обдуманно, может успеть больше, чем тот, который выглядит очень занятым, потому что постоянно мечется и завален папками и бумагами, — на самом деле, он не занят, а просто суетится. По-настоящему занятый человек делает все спокойно и методично, а поскольку он не тратит времени на пустяки и суету и сохраняет осознанность, то в конечном итоге и сделает куда больше.

Осознание чувств

В первую очередь, под этим понимается осознание того, счастливы мы, печальны или находимся в неком промежуточном - тусклом сером и нейтральном состоянии. Все больше осознавая свою эмоциональную жизнь, мы замечаем, что неискусные эмоциональные состояния, связанные с вожделением, ненавистью или страхом, начинают отступать, тогда как искусные эмоциональные состояния, связанные с любовью, покоем, состраданием и радостью, становятся более чистыми.

Если человек по природе вспыльчив и легко впадает в гнев, то, развивая осознанность чувств, он прежде всего начинает осознавать свой гнев после того, как гнев разгневается. Затем, по мере практики, он начинает осознавать гнев во время самого приступа. А после еще более длительной практики он начнет осознавать гнев в момент возникновения.

Осознание мыслей

Если внезапно спросить человека: «О чем ты сейчас думаешь?» - то чаще всего он будет вынужден признать, что и сам не знает. Происходит так потому, что часто мы не думаем по-настоящему, а просто позволяем мыслям протекать через свой ум. У нас нет ясного осознания своих мыслей, мы всего лишь смутно сознаем их присутствие, будто видим в неком сером сумраке. У нас нет направленного мышления. Не то чтобы мы решаем подумать о чем-либо, а потом действительно начинаем думать. Мысли проплывают через ум смутным, несвязным, неупорядоченным потоком. Они втекают и вытекают, клубясь, а иногда просто крутятся и клубятся в уме без конца.

Поэтому необходимо учиться время от времени наблюдать, откуда приходят мысли и куда они уходят. Если мы будем так делать, то заметим, что поток мыслей уменьшится, а их нескончаемая болтовня прекратится. Если мы будем упорно тренироваться в осознании своих мыслей, то в итоге в определенные моменты, знаменующие высшие точки медитации, ум будет оставаться абсолютно безмолвным.

Исчезнут все рассудочные мысли, все понятия и представления, и ум останется безмолвным и пустым и в то же время полным. Достичь и пережить это безмолвие, эту пустоту ума гораздо труднее, чем просто молчание. Но именно тот момент, когда в результате осознанности ум становится безмолвным, когда исчезают все мысли, оставив только чистое и ясное сознание или осознанность, знаменует начало подлинной медитации.

Говорится, что эти три вида осознания себя: тела и его движений, чувств и мыслей — необходимо практиковать постоянно, что бы ни делали. На протяжении всего дня, а по мере практики и ночью, в разгар сновидений, необходимо непрерывно сохранять осознанность.

Если таким образом мы все время будем сохранять осознанность: осознавать, как расположено наше тело, как мы ставим ногу или поднимаем руку; осознавать, что мы говорим, какие чувства испытываем, радостные, печальные или нейтральные; осознавать, что мы думаем, направлен или не направлен поток наших мыслей, — если мы будем сохранять такую осознанность все время, а по возможности и всю жизнь, то увидим, что постепенно и незаметно, но тем не менее совершенно определенно осознанность изменит и преобразит все наше существо, весь наш характер.

Как говорят психологи, осознанность — самое мощное из известных нам средств превращения. Если к воде подвести тепло, вода превратится в пар. Точно так же если к психической составляющей подвести осознанность, то эта составляющая станет более тонкой и возвышенной.

Как осознанность связана с качеством нашей жизни и развитием личности?

Об этом и многом другом поразмышляем в этой статье.

Внимание

Начнем с внимания. Тема внимания сама по себе широка, глубока и заслуживает отдельной статьи.

Сейчас подсмотрим одним глазком, чтобы разобрать в первом приближении понятие осознанности.

Внимание — это избирательная направленность восприятия, свойство различных психических процессов.

Тот объект или процесс, на котором остановился фокус внимания наиболее ярко, четко и полно запечатляется в нашей психике. Направление фокуса внимания меняется в зависимости от множества характеристик личности, эмоций, чувств и интересов.

Вниманием можно намеренно управлять. Пожалуй, именно это для нас наиболее важно.

Мне нравится ассоциировать внимание с фонариком. Мы можем направлять луч нашего фонарика именно туда, куда следует. Справедливости ради замечу, что чаще всего лучик мечется хаотично, выхватывая какие-то эмоции, чувства, мысли, ощущения, воспоминания прошлого или переживания о будущем.

Еще одна ассоциация. Вы наблюдали когда-нибудь за собаками? Бывает, собака бежит от одного запаха к другому, местами шарахается, местами увлекается. Она движется по абсолютно непредсказуемой траектории. Собаки способны так бегать часами, без определенной цели и направления. Как это связано с вниманием? Луч от нашего фонарика-внимания мне напоминает поведение собак, гуляющих в поисках новых запахов:)

Часто человек совершает поступки под воздействием эмоций и чувств, не давая себе отчета о возможных последствиях. Занят с утра до вечера делами, которые никуда не приводят. Жизнь проходит без определенной цели и направления.

Поток информации, с которым сталкивается современный человек, усиливает мешанину мыслей, носящихся роями в наших головах. Зачастую, даже определив направление своей жизни, нас сбивают с пути внешние обстоятельства и внутренние противоречия.

Что такое осознанность?

Сейчас модно заниматься различными медитациями. В этом нет ничего дурного. Медитация — это отличная штука, но на каком-то подсознательном уровне мне никогда не хотелось ею заниматься. Никак не мог взять в толк, почему? Когда я разобрался с тем, что же такое медитация, то нашел ответ на этот вопрос?

Медитация — это осознанность, только в искусственных и стерильных условиях. Так зачем же тратить столь скоротечную жизнь на медитацию? Можно практиковать осознанность в реальной жизни, без потери времени.

Осознанность — это ясное и полное понимание текущего момента. Непрерывное внимание, направленное на мысли, эмоции, чувства, телесные ощущения, мотивы и их причины. Четкое понимание что, почему и каким образом происходит.

Инструменты осознанности — это внимание и наблюдение. Внимание мы уже разобрали и теперь несколько слов о наблюдении.

«Я» — это не мои мысли и не мои чувства или эмоции. Мы можем наблюдать за своими мыслями и эмоциями. Наблюдение в данном случае — это не оценка и не анализ, а просто фиксация внимания и свидетельство того, на что внимание направлено.

Зачем нужна осознанность?

Лично меня осознанность интересует по двум причинам: во-первых, она является фундаментом и абсолютной необходимостью для развития личности, и во-вторых, это один из основополагающих принципов коучинга.

Наиболее важная наша свобода — это свобода выбора. Благодаря свободе выбора мы имеем возможность направлено идти своим путем к своим целям. Имеем возможность определять наше отношение ко многим вещам, формировать мировоззрение.

Свобода выбора определяет эмоциональную и мысленную реакцию на происходящее. В любой момент все, что угодно, мы можем оценивать как Победу или Поражение. Именно в момент принятия решения о том, что для нас значит то или иное событие, и каким образом на него реагировать, проявляется наша свобода и именно таким образом мы строим свою жизнь. Без осознанности это было бы невозможно.

Мастера боевых искусств востока наставляют учеников вести бой в состоянии Дзансин, т.е. в строгой осознанности. По мере практики, накопления опыта и повышения мастерства они и живут в состоянии Дзансин. Конечно, если неустанно практикуют и развивают это качество.

Профессиональные спортсмены на западе также во время соревнований и тренировок находятся в подобном состоянии. Будь то прыжки с шестом, футбол или бокс. Например, боксеру на ринге необходимо в каждый момент времени осознавать насколько он устал, чувствовать время до окончания раунда, видеть действия соперника, реагировать на указания судьи, выбирать тактику, менять стратегию и многое другое, и все это в высокой динамике.

Предприниматель или управляющий находится в не менее бурном потоке событий. Ему нужно четко планировать время, чувствовать подчиненных, устанавливать эмоциональный контакт с партнерами на переговорах, удерживать миллион и маленькую тележку сведений в голове, молниеносно ориентироваться в постоянно меняющемся пространстве внешних и внутренних обстоятельств. Доказано, что рядовые работники обычно обладают меньшей осознанностью, нежели топ-менеджеры или предприниматели, несущие ответственность за компанию или ее значительную часть.

Домохозяйка, особенно в многодетной семье, по истине должна обладать практически всем набором качеств первоклассного менеджера. Даже более того: она ведет бухгалтерию и логистику, организовывает детей, а это гораздо сложнее, чем взрослых дядь и теть, ведет переговоры с врачами и учителями, планирует миллион дел и т.д. Все эти заботы могут быть непосильной ношей, а могут быть и в удовольствие. Все зависит от степени осознанности.

Осознанность к себе избавляет нас от социальных шаблонов и вредных привычек; по отношению к окружающим — приводит к гармонии чувств и эмоций; по отношению ко всей окружающей реальности освобождает от всевозможных ошибочных суждений, которые приводят многих людей к страданиям и неудовлетворенности жизнью.

Осознанность позволяет постоянно помнить о главных вещах. О том, для чего каждый из нас здесь, о предназначении, миссии, целях и жизненных ценностях. Определить свое предназначение и цели, а главное не свернуть с пути, под напором внешних обстоятельств.

Осознанность следит за нашим моральным обликом и нравственностью, не позволяя опускаться ниже определенного нами же уровня.

Ипостаси осознанности.

Осознание своего тела, пожалуй, основа для практики осознанности и, по моему мнению, стоит начинать именно с нее. Внимательность к собственному телу одновременно наиболее проста и наиболее сложна.

В повседневной жизни мы ведь не слышим биение своего сердца. Но направив лучик нашего фонарика-внимания можем отчетливо ощутить его толчки. Для начала попробуйте почувствовать биение сердца в полной тишине собственного жилища, затем когда дома обычная обстановка, затем на тихой улице и в конце концов в час пик в переполненном городе. Очень интересное упражнение для тех, кто никогда не практиковал медитацию. Попробуйте!

Также мы можем наблюдать дыхание, пищеварение, движения крови и других жидкостей в нашем организме. Можно начать с простого — осозннавать свое тело во время ходьбы или бега. Направьте внимание на каждый шаг, как становится ступня, как напрягаются мышцы, как амортизирует ваш позвоночник, как происходит вдох — выдох.

Подобные занятия кажутся бессмысленной тратой времени лишь на первый взгляд. Подобные практики со временем приводят к уменьшению или полной остановке нашего внутреннего монолога — тарахтящей мысле-мешалки. Дает ощущение удовольствия от простого движения. Позволяет чувствовать тело настолько глубоко, что человек наверняка знает, что из продуктов питания или любого другого воздействия на его организм хорошо, а что плохо.

Думаете асаны йоги или все многообразие стилей тайцзицюань (Ушу) придумали лишь для здоровья тела? В первую очередь они были созданы для развития сознания, а уж потом для тела.

В нашей рутиной повседневности необязательно практиковать йогу или ушу. Это может быть любая тренировка: фитнес, упражнения с отягощениями и без, ходьба или бег, велосипед, ролики, тенис. Любые физические упражнения при концентрации внимания на теле подойдут.

Если здоровье не позволяет, тогда можно осознавать свое тело во время еды, вспомним знаменитую чайную церемонию (а не отвлекаться на телевизор, журнал или музыку), ходьбы, да и во время любого другого движения или даже без него:)

Осознание своих эмоций — следующая грань.

Подавлять или как-то по другому бороться с эмоциями опасно! Эмоция — это сложный психический процесс при котором в организме происходит выброс в кровь гормонов и прочие серьезные изменения. Подавление эмоций приводит к психосоматическим заболеваниям, т.е. к нарушению как здоровья физического, так и психического.

Предлагаю наблюдать за своими эмоциями. На первых порах можете даже завести себе маленький блокнотик и записывать, какие эмоции Вы пережили за день и в каком количестве.

Подчеркну еще раз, что наблюдение исключает оценку и анализ, а лишь свидетельствует: » О, я только что удивился, а вот теперь огорчился… «.

Отстраненность при наблюдении за эмоциями приведет нас на следующий уровень.

Осознание отношения или ощущения.

Любое событие или человек вызывает в нас мгновенное ощущение внутреннего комфорта или дискомфорта. Это уже более тонкая работа по наблюдению за нашими внутренними ощущениями. Это тот самый голос души, о котором так много говорят и который мало кто слышит.

Следующий шаг поистине открывает перед нами грандиозные возможности. Здесь мы как раз будем использовать свободу выбора. Процесс выглядит примерно так: внешний раздражитель — ощущение — эмоция — наша ответная реакция. Зачастую люди действуют как улитка, которая каждый раз прячется в раковину при прикосновении.

Практика осознания ощущений и эмоций позволяет подняться чуть выше уровня улитки. И вот уже на уровне ощущений все чаще мы испытываем комфорт. Далее появляется позитивная эмоция, а соответственно и реакция наша будет конструктивной и эффективной.

Все это просто, но на практике сложно, ведь негативных эмоций существует гораздо больше. Это обусловлено необходимостью выживания в агрессивной среде. Хорошая новость заключается в том, что динозавры уже вымерли и нашу среду мы можем выбирать сами.

Наши ощущения часто строятся исходя из прошлого опыта и навязанных из вне шаблонов восприятия. Поэтому намерено и осознано выбирая позитивные реакции на негативные раздражители, мы каждый раз укрепляем позитивный опыт и формируем собственные шаблоны восприятия.

Осознание мыслей

Часто можно услышать изречения: “Голова, как коробка” (а в ней гул и шум) или “Каша в голове”. К сожалению, так бывает. Наш ум постоянно занят монологом, который несется с огромной скоростью, прыгая от мысли к мысли, абсолютно хаотично. Мы беспокоимся о том, что еще не произошло, рассуждаем и предполагаем о том, чего нет, осуждаем и оцениваем других людей, развиваем фантазии по различным негативным сценариям, завидуем, сожалеем о минувшем, жалеем себя и т.д. Причем большая часть этой болтовни негативно окрашена, еще часть абсолютна бесполезна в практическом применении и лишь редко проскакивают позитивные или конструктивные мысли.

Постоянная практика наблюдения за мыслями и неослабное внимание приводят к полному отключению или ослаблению мысле-мешалки. После освоения наблюдения можно перейти к анализу, оценке и фильтрации мыслей. Оставлять позитивное и нужное, отсеивать негативное и ложное. Еще на уровне наблюдения появляется бесподобное ощущение покоя и умиротворенности. Когда вместо бушующего бардака в голове воцаряется звенящая ясность. Это сравнимо с полной тишиной после нескольких часов сверления перфоратором бетонной стены вашими соседями:)

Главное преимущество осознания мыслей — это возможность сознательно направлять наши мысли, концентрироваться на определенной теме. Сами понимаете, как много дает позитивный настрой мыслей — весь мир вокруг спешит сделать для Вас доброе дело.

Осознание мыслей приводит не только к высокой эффективности мышления, но и к интуитивным озарениям, приходящим ниоткуда все чаще и чаще.

Осознание живого мира

Конечно, в первую очередь — это люди. Поверьте мне на слово, внимательность к животным и даже растениям приносит не меньше радости и пользы, чем общение с людьми.

Люди и сами редко себя осознают, чаще отождествляют себя со своими мыслями, а называют по роду деятельности или социального статуса. А окружающих так и подавно мы не замечаем. Даже близких для нас людей. Мы всегда спешим, на ходу что-то говорим, что-то делаем. Как ни прискорбно, но приходится признать, что часто мы используем окружающих с какой-о целью. А они в свою очередь используют нас. Какая уж тут гармония?

Осознание окружающих людей или животных — это не что иное, как проявление внимания к ним. Это значит, понять и почувствовать их настроение, чувства, эмоции, мотивы поступков. Это основа любых взаимоотношений — как в семье, так и в бизнесе. Просто задумайтесь об окружающих Вас людях, о их жизни, интересах, заботах, здоровье. Обращайте внимание на прохожих, на незнакомых людей на улицах или в кафе. На их мимику, жесты, интонации. Это тоже часть практики наблюдения.

При общении с людьми сконцентрируйте внимание на их личности, на их потребностях и интересах и непроизвольно они сделают то же самое по отношению к Вам. Не верьте мне — пробуйте!

Наблюдение за животными и растениями, также привнесут многое в Вашу жизнь. Мы можем бесконечно учиться безусловной любви и преданности у собак, независимости у кошек, запасливости у грызунов и т.д. А ухоженный с любовью сад или огород одарит Вас не только вкусным и полезным урожаем, но и позитивной энергией.

Осознание реальности

Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Не важно, где Вы проживаете, будь то квартира в мегаполисе или дом в деревне. Всех нас окружает множество вещей и предметов. Все они могут оставаться для нас безликими, а могут быть одухотворенными друзьями.

Когда я наблюдаю, как играют дети, то не устаю удивляться их бесконечному воображению и увлеченности. Они часами могут возиться с камушками, веточками, песком и т.д. Вот это телефон, а это автомобиль, а вот кровать. Но с возрастом мы теряем силу воображения и веру в то, что невозможное возможно. Это, между прочим, минус в нашу креативность и эффективность при решении сложных задач.

Я сторонник функциональной простоты — не люблю лишних вещей и предметов. Но те, что есть, для меня становятся друзьями и помощниками, пока окончательно не выйдут из строя. Отчасти, поэтому служат они мне долго верой и правдой. От их использования и от ухода за ними я получаю удовольствие.

Вся окружающая нас реальность — от утреннего бриза до трелей цикад на закате — при должном внимании способна одаривать нас удовольствием. Мы постоянно заняты и всегда спешим, не замечаем ярких красок жизни — это нас изматывает и истощает.

Наблюдения за окружающей природой или ритмом мегаполиса, внимание ко всему пространству, дарит нам ощущение покоя и красоты. Позволяет испытывать радость от простых вещей и занятий. Пробуйте мир на вкус, ощущайте его аромат, рассматривайте все его краски, ощупывайте его руками, топайте его ногами. Испытайте себя в горах, в море, в степи, на лугу, в парке — почувствуйте красоту и изящество жизни.

Осознание реальности в глобальном смысле приводит нас к пониманию фундаментальных законов нашей жизни.

Например, осознание того, что смерть — это часть жизни. Ее не стоит бояться, но о ней необходимо помнить, чтобы не тратить отпущенное нам время на фантики, а только на достойные дела. Осознанному проще определить действительно стоящие цели от фальшивых.

Другой закон о том, что не существует начала и конца, а есть лишь действие, движение, изменение. Приняв это, мы уже не откладываем новую привычку “начну с понедельника”, а приступаем к ней тут же. Этот же принцип является ответом на вопрос: “а не поздно ли мне?” или “а не рано ли мне? займусь этим когда выйду на пенсию”. Фактически для нас не существует “вчера” и “завтра”. Все что нам дано — это лишь настоящий миг и им необходимо воспользоваться как можно эффективней и лучше.

Вы сами можете встретить немало озарений и найти уже открытые, намерено практикуя осознание реальности.

В заключении отмечу, что осознанность нуждается в регулярной и круглосуточной практике. Используйте каждый удобный и неудобный для этого момент. Тогда осознанность станет частью Вашей жизни.

Субъективное состояние, пребывая в котором, мы осознаем что-либо. Термин имеет разные значения - от осознания стимулов в физическом мире, до осознания своего внутреннего «Я» и его воздействия на наше поведение.

ОСОЗНАНИЕ

Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. О. в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин "О." характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром, т. е. О. способствует становлению адекватного самопонимания, "образа "Я"", представления о самом себе за счет интеграции сознанием неосознаваемого ранее материала. О. играет определенную роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, однако его значение и удельный вес в психотерапевтическом процессе, фокусировка (историческая или интерперсональная, "здесь и теперь" или "там и тогда" и пр.) представления о собственно материале О., методы и приемы, используемые психотерапевтами для достижения О., полностью определяются базовой теоретической ориентацией.

Основная цель психоанализа выражена Фрейдом (Freud S.): "Где было Ид, там будет Эго". Психоанализ использует знание специфических приемов и особое (психоаналитическое) понимание психического функционирования для выбора и проведения психотерапевтического вмешательства. Для развития "Я" как одного из компонентов структуры личности в психоанализе психотерапевт с помощью специальных технических приемов (терапевтический союз, свободное ассоциирование, анализ сновидений, интерпретация защит и переноса, высокая частота психотерапевтических сеансов и др.) стремится привести пациента к О. защитных психологических механизмов его реакций переноса, в частности, в том виде, в каком они проявляются в ходе взаимодействия пациента с психотерапевтом. Задача психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит также в выявлении у пациента характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем достижения инсайта и катарсиса, О. вытесненных влечений, понимания психологических причин невротических симптомов. Наиболее важным умением, которым должен обладать психоаналитик, является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение пациента с их бессознательными предшественниками (Greenson R. R., 1994). Понимание (наряду с выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из 4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической психотерапии (Luborsky L., 1984). О. сопряжено с неизбежным сопротивлением больного, главным образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому О. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается О. механизмов дезадаптивной психологической защиты.

О. иррациональных установок "неадаптивных когниций" ("автоматических мыслей") или основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает и как он оценивает воспринятое, - главная задача когнитивной психотерапии. Основной смысл когнитивной психотерапии сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятие события. Описание события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к врачу, не требовало бы особых условий, если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. В результате повторных столкновений с последним пациент по ходу психотерапии учится изменять восприятие (видение) его. И наконец, он обучается стратегии рационального поведения (многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы. Необходимо напомнить, что проблемы, приводящие к психотерапевту, как правило, создаются не одной иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях (иерархических, параллельных, артикуляционных). О. характера этих связей - основная задача психотерапевта и пациента. Вопрос о том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К числу основных приемов когнитивной психотерапии, позволяющих осознать иррациональные установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее эгоцентричными, более адаптивными и реалистическими. Задача психотерапевта - последовательно структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил (рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой задачи определяется процессом О. и умелым использованием его механизмов психотерапевтом.

В гуманистической психотерапии значение процесса О. и его основных механизмов наиболее полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции личности, описанной, например, Роджерсом (Rogers С. R.), некоторые аспекты опыта индивида в процессе его развития приобретают характер, символизированный в О. бытия, О. своего функционирования. Это то, что Роджерс называет Я-опыт. По мере взаимодействия со средой, в частности со значимым окружением, Я-опыт в О. постепенно развивается в Я-концепцию (реальное "Я", т.е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное "Я" - представление о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное "Я" в значительной степени формируется под влиянием извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным "Я". По мере О. "Я" у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность, по мнению автора, носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения положительной оценки со стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает существенное препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как самоактуализирующейся личности, и формируется невротическое поведение.

Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень тревожности зависит от степени угрозы Я-структуре. В случае, если процесс защиты неэффективен, переживание полностью символизируется в О., а целостность Я-структуры разрушается этим переживанием неконгруэнтности, правильно символизированным в О. В результате наступает состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений ее функционирования соответствуют и разработанные Роджерсом основные принципы клиент-центрированной психотерапии.

Следует выделить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как вариант отечественной психотерапии, разработанный в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. О. в рамках этого метода принято рассматривать в 3 сферах: интеллектуальной (когнитивный аспект), эмоциональной и поведенческой. В целом задачи интеллектуального О. сводятся к следующим направлениям: О. взаимосвязей "личность- ситуация-болезнь"; О. интерперсонального плана собственной личности; О. генетического (исторического) плана. О. взаимосвязей "личность-ситуация-болезнь" не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности, оно скорее создает устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в процессе О. пациент начинает понимать и вербализовать свои чувства, может приобрести искренность в отношении чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать неадаптивные реакции и формы поведения с учетом их значения и функций в структуре психопатологических расстройств - основное следствие процесса О. в поведенческой сфере. При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, особенно в групповой ее форме, имеет значение не только О., но главным образом формирование более адекватного самосознания и расширение его границ.

Процессу О. практически во всех психотерапевтических системах придается важное значение. С внедрением видеотехники в психотерапию появилась возможность более направленного влияния на формирование процесса О. в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым к повышению эффективности психотерапии.