Общение его значение в жизни человека. Роль общения в жизни человека

Введение

общение коммуникация человек

Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.

При помощи общения могут регулироваться взаимоотношения и взаимодействие, но регулирование ими не сводится к использованию общения. Специфичные средства общения - речевые и неречевые, а специфические средства построения взаимоотношений и взаимодействия иные. Взаимоотношения и взаимодействие в свою очередь влияют на общение, но их функционирование не сводится к этому влиянию, а регулирование их - особые задачи. Если попытаться дать комплексное определение общению в малых группах, то общение в группе есть обмен информацией между ее членами для достижения взаимопонимания при регулировании взаимоотношений в процессе совместной жизни и деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью людей. Это признают все психологи, рассматривающие общение с позиций деятельностного подхода. Однако характер этой связи понимается по-разному. Одни авторы (А.Н. Леонтьев) общение считают определенной стороной деятельности: оно включено в любую деятельность, то ее элементы, условия.

Общение, определения

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Значение общения в жизни человека

Как уже отмечалось ранее, общения и межличностные отношения состоят из процессов, которые часто переплетаются и взаимно. Каждый процесс можно рассматривать отдельно, поскольку он имеет свои характерные особенности. Эти процессы - обмен информацией между людьми (коммуникативная сторона общения) организация взаимодействия, влияния на других людей (интерактивная сторона общения) восприятия и взаимопонимания друг друга или познание себя и другого (перцептивная сторона общения). Рассмотрим их отдельно.

* Общение как обмен информацией. Основная цель любого коммуникативного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Важную роль при этом играет значимость информации, благодаря чему партнеры пытаются выработать общий смысл, одинаковое понимание ситуации. Следует отметить, что информация в общении не просто передается от одного человека (которую называют коммуникатором или отправителем) в другую (которую называют реципиентом или адресантом), а именно обменивается. Основная цель такого коммуникативного процесса - обеспечить адекватное понимание той информации, которая передается.

Способом общения, предназначенным для передачи информации, можно считать сообщение. С его помощью передаются определенные сведения от одного человека к другому как во время непосредственного общения (благодаря языку, жестам, мимике), так и с помощью различных средств массовой коммуникации. При этом полезно помнить заповедь: "Не начинайте говорить, пока не начнете думать". К тому же целесообразно осмыслить не только саму идею, но и то, как ее воспримут люди, которые с ней ознакомятся.

* Общение как взаимодействие. При любом акте общения происходит обмен не только знаниями, мнениями, идеями, то есть информации, но и действиями, в частности привы будете общей стратегии взаимодействия. Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий причинную обусловленность их действий и взаимосвязь. Этот процесс требует активности и взаимной направленности действий тех людей, которые принимают в нем участие.

Существует много видов взаимодействия, а потому и несколько их классификаций. Одна из самых известных - разделение на кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество). Известна классификация, где за основу взаимодействия берется количество субъектов, общающихся. Если субъектов двое, то это взаимодействие парная (в диаде). Если субъектов много, то они могут взаимодействовать в группе (групповое взаимодействие), между группами (межгрупповая взаимодействие) или субъект может действовать с группой (субъектно-групповое взаимодействие). Этим субъектом может быть лидер или любой член группы.

* Общение как восприятие и понимание друг друга.

Восприятие - это психическое состояние отражения человеком предметов и явлений в целом в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это процесс взаимного восприятия и понимания собеседников, познания ими друг друга. В общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает отображение его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Рассматривая процесс познания одного человека другим во время общения, известный психолог С.Л. Рубинштейн писал: "В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы" читаем "человека, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл полученного таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" происходит быстро, поскольку в процессе общения с людьми, которые нас окружают, мы производим определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведения ". Образ другого человека зачастую формируется по первому впечатлению, а это может привести к ошибкам в ее восприятии. Недаром говорят, не суди по одежде - суди по разуму. Важно осознавать, что ошибкой будет не столько построенное неадекватно впечатление о человеке, сколько использование этого неадекватного впечатления в последующих межличностных отношениях с ним.

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

студентки 4 курса гуманитарного факультета

Учебная дисциплина: "Общая психология"

Тема: " РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ"

"Защищен" "Оценка"

______________________

Одесса-2008 г.

План

Введение. 3

1. Роль общения в формировании личности. 4

1.1 Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека. 4

1.2 Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми. 7

Заключение. 10

Литература. 11

Введение

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Общение – это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень разнообразны. В общении друг с другом на протяжении тысячелетий люди, представляющие разные поколения, обменивались информацией, накапливали, сохраняли ее. Благодаря такому общению люди имеют современные научные и житейские знания.

Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи развитой личности. Все эти свойства он приобретает благодаря общению с людьми. Те свойства личности, которые со временем проявятся у ребенка, а также новые свойства личности, которые в процессе всей своей жизни приобретает взрослый человек, изначально присущи людям, с которыми этот ребенок или этот взрослый человек лично общаются.

Цель данной работы – рассмотреть, каким образом общение человека с окружающими сказывается на его психологическом развитии.

1. Роль общения в формировании личности

1.1 Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека

С рождения у ребенка никаких способностей нет, имеются лишь задатки к их развитию. Сами по себе задатки не могут превратиться в способности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими (взрослыми) людьми, то это в значительной степени задержит его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Широко известны случаи, описанные в научной и другой литературе, свидетельствующие о том, что будучи лишенным возможности общения с людьми, человек или не развивается психологически вообще (случаи обнаружения детей среди зверей), или отстает в своем развитии, или деградирует психологически, т.е. фактически возвращается к животноподобному образу жизни. Наиболее известный из этих случаев произошел в начале ХХ века в Индии, где в логове волков были обнаружены два ребенка, оказавшиеся среди животных. Девочка 3-х лет и мальчик 7 лет не были приспособлены к человеческому образу жизни.

Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных процессов.

Строго говоря, ни одна из человеческих способностей не может возникнуть вне общения данного человека с людьми. Окружающие люди, во-первых, являются единственными носителями способностей, которые осваиваются людьми. Во-вторых, взаимодействие с этими людьми необходимо человеку для того, чтобы он мог усвоить эти способности. В-третьих, речь идет не просто о взаимодействии как таковом, а об организованном, учебно-развивающем общении. В-четвертых, процесс развития способностей необходимо контролировать и оценивать, а это также делается в непосредственном общении того, у кого эти способности формируются, с теми, кто эти способности формирует.

Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. Ребенок, овладевая членораздельной речью легко произносит первые созвучия "ма-ма", "па-па", "ба-ба". Взрослый соотносит эти созвучия с конкретными лицами – матерью, отцом, бабушкой, что способствует закреплению у ребенка связи каждого из этих созвучий с конкретным лицом из его ближайшего окружения ("это баба").

В дальнейшем каждое из этих созвучий превращается для ребенка в слово, которое он использует для организации своего взаимодействия с окружающими.

Одновременно развивается и невербальная коммуникация: мимика, жесты, интонационное разнообразие речи. Формируются обратные связи в процессе коммуникации – ребенок научается дешифровать выражение лица собеседника, улавливать одобрение или неодобрение в его интонациях, понимать значение жеста, сопровождающего и усиливающего слово взрослого человека. Все это позволяет ему корректировать свои действия, добиваться должного взаимопонимания в обществе.

В совместной деятельности с людьми, то есть в общении с ними, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности отдельного человека. Характер проявляется в его поступках, рассчитанных на определенное воздействие на людей. Характер не только проявляется в общении, но и формируется в нем. Так в раннем детстве, черты характера складываются под влиянием того, как взрослые люди общаются с ребенком. В подростковом возрасте на формирование характера начинают оказывать влияние общение ребенка со сверстниками. В старших классах школы характер продолжает развиваться под влиянием общения старшеклассников не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. Да и у самих взрослых людей характер может изменяться под воздействием их общения с другими людьми.

Воля также развивается под воздействием общения с другими людьми. Этот процесс можно представить, наблюдая за поведением детей, за их усилиями и желанием добиться цели, которые сознательно направляются взрослым человеком и стимулируют ребенка на преодоление препятствий. Для того, чтобы повторить связанные с этими стимулами приятные переживания, ребенок начинает проявлять свою волю. Особым образом организованное общение взрослых с ребенком становится фактором, под воздействием которого развивается воля ребенка.

Чувства, проявляемые в межличностном общении, формируются и развиваются под влиянием общения с людьми. Другие виды чувств также находятся под влиянием общения с другими людьми. Так, например, эстетические чувства человеку сообщают другие люди, понимающие прекрасное. Моральные чувства также подкрепляются одобрением или неодобрением поступков человека со стороны окружающих людей, и иначе как в общении, это происходить не может.

Мотивы и социальные потребности растущая личность также заимствует в общении с окружающими людьми. Механизм передачи мотивов поведения от одного человека к другому в процессе общения можно представить себе следующим образом. Стремясь стать похожим на значимых для него людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей и, одобряя их, человек принимает для себя наблюдаемое поведение. В конечном счете мотивы поведения других людей одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения.

Таким образом, человек как личность во всех ее существенных проявлениях формируется и развивается в процессе общения с людьми.

1.2 Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми

Зависимость психологического развития человека как личности зависит от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи; отсутствие необходимых коммуникативных умений и навыков; слабое развитие интеллекта; недоразвитие чувств.

Слабое развитие речи в условиях дефицита общения с людьми вызывается тем, что основным источником речевого развития человека являются люди, с которыми он общается. В раннем детстве ребенок осваивает речь путем прямого подражания взрослым людям, с которыми он повседневно общается. Начиная примерно с 3-х летнего возраста речевое развитие ребенка идет под воздействием многих других людей, с которыми он вступает в общение.

Став взрослым, человек продолжает развиваться в речевом плане через общение с людьми и другие источники речевого развития, например, книги, становятся доступными для него также через общение. Если с раннего детства ребенок испытывает дефицит общения с людьми, если этот дефицит продолжает существовать в дальнейшем, то у данного человека неизбежны недостатки в речевом развитии.

Если человек испытывает дефицит общения с другими людьми, у него не могут в достаточной степени развиться коммуникативные навыки и умения. В лучшем случае, данный человек будет обладать некоторым сравнительно примитивным набором невербальных средств общения, которые передаются по наследству. При этом у него не будет вербальных средств общения, связанных с человеческой культурой, а так же вербальных средств общения, связанных со знанием и использованием языка.

Что касается слабого развития интеллекта, то оно выступает как результат дефицита общения человека с людьми по следующим причинам. Во-первых, по причине слабого развития речи, во-вторых, по причине того, что человек лишается возможности обучаться на примере других людей, с более развитым, чем у него самого, интеллектом. В начале своего развития дети, играя вместе с другими детьми или людьми или занимаясь вместе с ними какими-либо делами, решают совместно, в непосредственном общении разнообразные задачи. Взрослые люди и более опытные партнеры по совместной деятельности демонстрируют ребенку способы решения задач, объясняют их и помогают овладеть ими. Ребенок развивает свой интеллект не только подражая другим людям, но и под их руководством, что исключено, в случае отсутствия активного общения. Примерно то же самое характеризует и интеллектуальное развитие взрослых людей.

Представление о том, что общение является важнейшей стороной жизни человека, ее необходимым атрибутом, начало утверждаться в науке еще со времен античности. Правда, как отмечает М.С.Каган, «уровень реального развития личности и реальных отношений между людьми был еще слишком низок для того, чтобы проблема человеческого общения приобрела серьезное значение в общественном сознании» .

Показательно, однако, что уже тогда, в демократической Древней Греции научная философская мысль впервые выступила именно в форме диалога (беседы Сократа, произведения Платона), т.е. «интеллектуального общения самостоятельно и по-разному мыслящих людей».

Тем не менее потребовалось, чтобы прошли многие века, прежде чем специальное изучение общения утвердилось в качестве одной из центральных проблем современной науки о человеке. Накоплению и укоренению в науке представлений о том, что общение является основой социального бытия человека, способствовали многие мыслители древности, средневековья и нового времени.

Так, римский философ и поэт I в. н.э. Сенека писал своему адресату Луцилию: «…проводи время с теми, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше. И то, и другое совершается взаимно, люди учатся, обучая».

«Школой жизни» называл общение французский философ VI в. М.Монтень. «Общаясь с другими людьми, - писал он в своих «Опытах», - ум человеческий достигает изумительной ясности».

Другой француз, врач и философ Ж.Ламетри писал: «Все люди имеют право и обязаны принимать участие в поисках истины: но невозможно искать истину, не зная мнений, противоречащих вашим, поэтому совершенно очевидно, что нельзя лишать нас свободы высказывания мнений». Мысль эта, изложенная в работе «Опыт о свободе высказывания мнений» еще 2,5 столетия назад, звучит как рожденная в наши дни. В этой же работе Ж.Ламетри говорит также об особой деятельности (сегодня мы называем ее коммуникативной), в состав которой входят «действия людей, при помощи которых они сообщают другим людям свои мысли по поводу тех или иных утверждений.

Русский физиолог И.М.Сеченов, размышляя об источниках формирования нравственной стороны личности, писал, что «…моральные чувства… тот комплекс соответственных душевных состояний, который составляет основу и регулятор всякого общежития, родится из общения».

«Развитие индивида, - читаем у К.Маркса, - обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении».

В конце концов, укоренившаяся идея общественной природы человека, социальной обусловленности его сознания и поведения послужила импульсом для возникновения ряда новых научных дисциплин о человеке, в том числе социологии и, несколько позже, на рубеже 19-20 в., социальной психологии. Предметом изучения последней стали, в частности, разнообразные психологические феномены, возникающие в процессе и вследствие общения и взаимоотношений людей друг с другом.

Предметом специального научного анализа общение становится совсем недавно, лишь во второй половине 20 в. Можно выделить ряд причин, способствовавших этому.

С одной стороны, следует указать на объективное нарастание именно в это время коммуникативных проблем как в широком социальном и социально-психологическом, так и во внутриличностном плане. Нарастание связано, прежде всего, с радикальными изменениями условий и образа жизни большинства людей 20 столетия. Это урбанизация, интенсификация совместной деятельности людей, широкое распространение и все большее усложнение профессий особого рода - коммуникативных (в их числе и педагогическая деятельность, предъявляющая в условиях научно-технической революции и информативного взрыва качественно новые и все более высокие требования к коммуникативной квалификации педагога), общее повышение психологической напряженности социальной жизни, ее невротизация, неизбежно сказывающаяся на способности людей продуктивно общаться и взаимодействовать между собой.

С другой стороны, развитие наук, изучающих человека (философии, социологии, психологии, педагогики и др.), способствовало накоплению «критической массы» идей, отражающих представление об общении как о таком важном феномене, без целенаправленного научного изучения которого становится затруднительным дальнейшее глубокое постижение природы человека. Так, все более утверждалось представление об общении как об особой деятельностной сфере (коммуникативной), в которой происходит и зарождение первых ростков будущей личности, и развертывание, обогащение, появление новых духовных качеств растущего и развивающегося ребенка, и актуализация притязаний, ценностных ориентаций, знаний и умений взрослого человека.

Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Проблема общения - проблема комплексная, и рассматривая ее с разных точек зрения, можно видеть ее отнесенность к различным отраслям сегодняшней науки о человеке.

2. «Общение» и «коммуникация»

В философских словарях слово «коммуникация» имеет два значения: 1) то же, что общение; процессы социального взаимодействия, взятые в знаковом аспекте; 2) категория современной философии, главным образом экзистенциализма и персонализма, обозначающая общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии.

В лингвистике под коммуникацией понимают «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. Это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Человеческая форма коммуникации характеризуется, главным образом, функционированием языка».

Психологический словарь дает такое определение: «коммуникация - понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях: 1) для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры внутригруппового общения ее участников; 2) для характеристики обмена информацией в человеческом обществе вообще. В последнем случае коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения - информационная».

Таким образом, термин «коммуникация» выступает в двух значениях: широком и узком. В широком смысле слова понятие «коммуникация» выражает «смысловой» аспект социального взаимодействия и направлена прежде всего на достижение «социальной общности», реализуя также управленческие, информативные (передача сведений), эмотивные (возбуждение и передача эмоций) и фатические (связанные с установлением и поддержанием контактов) функций. Анализ определений показывает, что употребляемый в этом значении термин «коммуникация» очень близок по содержанию к термину «общение».

Для педагогики понятие «коммуникация» достаточно новое, чаще всего в педагогической литературе употребляется слово «общение». В современной науке нет единого решения проблемы соотношения этих понятий. Нетождественность их смысловых значений ощущалась многими исследователями, философами, психологами, педагогами: А.А.Брудным, М.С.Каганом, Е.С.Кузьминым, А.А.Леонтьевым и др.

Коммуникация - более широкое по объему понятие, составной частью которого является общение. Такое соотношение определяется особенностями процесса коммуникации. Коммуникация может иметь как двусторонний характер, так и односторонний. Общение же является взаимным обменом сообщениями, внутренним психическим содержанием, то есть всегда двусторонним процессом. Коммуникация имеет место как в природе, так и в обществе, она возможна между одушевленными и неодушевленными существами. Общение возможно только между одушевленными существами. По словам К.К.Платонова, человек может общаться с животными, но выражение «общение человека с ЭВМ» надо признать только образным и научно неверным, подменяющим понятие «коммуникативные связи».

В.Д.Ширшов придерживается мнения, что коммуникация - понятие более широкое и включает в себя общение живых существ, в том числе и людей. Общение - это только частный случай более широкого круга взаимодействий.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что самым общим понятием будет «коммуникация» (всеобщая связь между явлениями), менее широким - «социальная коммуникация» (взаимодействие людей в обществе) и наиболее узким - «общение» (взаимодействие людей на вербальном уровне).

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит то, что каждый его участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и в том также, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга.

Для общения характерно также то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет, «тело». Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв.

Функции общения

В центре общения всегда стоял и стоит человек, что позволяет говорить о значимости общения в воздействии на него, особенно в период интенсивного развития и становления как личности. Общение - сложный, многофакторный и многофункциональный процесс, который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельности человека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы. Как известно, общение выполняет различные жизненно значимые функции:

– сообщение или обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы;

– передача социальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакт и взаимодействие;

– воздействие на сознание и поведение людей;

– предпосылка и сопровождение деятельности;

– способ взаимодействия;

– фактор поведения;

– форма самопознания личности;

– процесс узнавания себя в другом и другого в себе;

– условие регламентации межличностных отношений и др.

Виды общения

А. А.Леонтьев понимает общение - особый вид деятельности - как коммуникативную деятельность или деятельность общения, которая играет самостоятельную роль в жизни человека на определенных этапах его развития. Причем необходимым условием общения он называет общественную потребность, общественную необходимость.

В связи с этим условием А. А.Леонтьев выделяет специфические виды общения, где общественная необходимость и общественная потребность наиболее ярко проявляются: 1) социально-ориентированное общение (урок, лекция, доклад, телевизионное выступление и т. д.), в котором непосредственно реализуются общественные отношения, организуется социально-психологическое взаимодействие и решается определенная социальная задача; 2) групповое предметно ориентированное общение, которое реализуется с помощью определенных приемов и навыков в конкретном коллективном труде и помогает решить производственные задачи; 3) личностно ориентированное общение - общение одного человека с другим, которое в свою очередь может быть диктальным (совпадающее с предметно ориентированным, деловым общение) и модальным (общение по «выяснению отношений»).

Мотивы общения

Для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению.

Понятие мотива тесно связано с понятием потребности. В мотивах общения опредмечиваются потребности человека, при этом потребность в новых впечатлениях порождает познавательные мотивы или мотивы общения с другими людьми на познавательные темы (этим мотивом является другой человек как источник сведений и как организатор новых впечатлений); потребность в активном функционировании - деловые мотивы общения (этим мотивом является другой человек как партнер по совместной практической деятельности); потребность в признании и поддержке - личностные мотивы общения (этим мотивом является другой человек как особая личность, как член общества, представитель определенной его группы).

В реальной жизненной практике все 3 группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой.

Средства общения

А. Н.Леонтьев под средствами общения понимает те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.

Можно выделить 3 основных категории средств общения. Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.

Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы.

С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.

Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л. С.Выготский указывал, что «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах». А. А.Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.

Все основные категории средств общения формируются у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая категория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.

В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

1.Вступление.

2.Осноная часть:

а) средства общения;

б) умение правильно общаться;

в) слова великих людей об общении;

г) функция общения.

3. Заключение

Какова роль общения в жизни человека? Что мы понимаем под этим понятием?

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая передается от одного живого существа другому. Цель общения отвечает на вопрос: «Ради чего существо вступает в акт общения?». Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том

случае, если субъектами общения являются люди. Средства общения: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Умеете ли вы ОБЩАТЬСЯ?

Уверена, что все скажут: « Да, конечно ». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное: “Привет! - Пока!”. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли.

Им вполне достаточно видеть друг друга. Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы. Итак, что же всё-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник- Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:

"...Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были мы диких зверей..."

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что "межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим". Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание. Психолог и социолог И.С. Кон пишет, что "люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому". Эта своего рода тоска по настоящей дружбе, по искренности общения в прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать множество проявлений подлинной дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

Элементарная функция общения - достижение взаимоотношения, причем для начала - на самом внешнем, предварительном, формальном уровне. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест... Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием. Лапландцы трутся носами. Самоанцы обнюхивают друг друга. Латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.

Вступая в контакты с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками - единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами - народами и расами. Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей.

Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другими!

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика, идеология и др.

Какова же исходная точка любого общения, рождающего взаимопонимания или, напротив, непонимание, неприятие? Может быть, это - встреча, рукопожатие, приветствие, знакомство? Все вроде бы ясно. Чтобы вступить в общение, людям надо для начала увидеть друг друга, встретиться. Как же иначе?

Мы видим, что роль общения в жизни человека огромна! Невозможно представить не дня без общения. Оно необходимо человеку как воздух!

Список использованной литературы:

1 . Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996, с.56.

2 . Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида, психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976, с.125.

3 . Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994, с.231.

4 . Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. МГУ, 1987,с.75.

5 . Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 1988,с.121.

6 . Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга - М.: Знание, 1986,с.54.

7 . Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общение. - М.: Знание, 1990,с.287-288.

8 . Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986,

9 . Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,197,с.90

Одним из ведущих факторов возникновения и существования культуры является общение. Вся человеческая жизнь тем или иным образом связана с общением, которое лежит практически в основе всего, что делают люди.

В принципе общение характерно для всех живых существ. Так, у животных имеются различные способы передачи друг другу информации о биологически значимых для них событиях и состояниях. Это особый язык жестов, поз и мимики, включающий хвост как выразитель эмоций, «язык» запахов, связанный с тем, что некоторые виды животных метят своим выделениями территории, где они обитают. У всех видов животных существует звуковая сигнализация. Так, лягушки издают 6, курицы 13-15, лошади – до 100, грачи до 120 разных звуков. Много разных звуков издают рыбы. А дельфины ведут между собой как бы активный «разговор», даже когда их разделяет расстояние в 8 тыс.км.

Согласованность в поведении животных, возникающая в результате взаимодействия врожденных сигналов и ответных поступков, вызывает у человека впечатление, что они, как и люди, разговаривают и понимают друг друга.

Неслучайно, даже среди ученных есть такие, кто считает, что разные виды животных имеют свой «язык», являющийся средством их общения, благодаря чему они передают подробные сведения обо всем, что с ними происходит. Так, еще в XVII во Франции была издана «Книга о гусиной речи», а в последствии в Европе были опубликованы словари «языков» собак, кошек, куриц (1800), ворон (1809), а в Америке – книга о языке обезьян, утверждающая, что они говорят на своем родном языке, который отличается от человеческого только степенью сложности и развития. Известный русский поэт Велимир Хлебников предпринял попытку создания словаря птичьего языка. Уже в наши дни в Японии всерьез занялись разработкой автоматических переводчиков с «языка» собак, и устройство, содержащее около 200 «слов» и «фраз», уже продается токийских магазинах.

И все же, говорить о том, что животные обладают языком в истинном смысле этого слова не приходится. Врожденный, закрепленный сигнальный код животных коренным образом отличается от человеческого языка, неразрывно связанного с сознанием и мышлением человека.

Язык человека в его современном виде появился не сразу, а прошел длинный исторический путь. Он возник из потребности древних людей сказать что-то друг другу ещё на заре человеческого общества. Более или менее дифференцированные звуки применительно к определенной обстановке, определенным предметам и действиям стали произносить впервые неандертальцы, жившие 200- 35 тыс.лет назад. Постепенно это стало сказываться на их физиологическом строении: неразвитая гортань, находящаяся у них в горизонтальном положении, медленно и неуклонно стала преобразовываться, принимая вертикальное положение. Так, стало возможным произношение предками человека членораздельных звуков. Первым гласным звуком кроманьонца, то есть человека современного типа, жившего 50-40 тыс.лет назад, судя по всему, был звук «а». Полиолингвисты считают, что таких звуков было максимум 9, которые позволяли различать не более 9 ситуаций.

Постепенно шаг за шагом у людей образовались прочные связи между произносимыми звуками и образами предметов и действий. Из выражения чувств и эмоций звуки превратились в названия предметов и действий с этими предметами. Из первоначально слаборасчлененных звуковых комплексов вычленялись слова и предложения. Так возникла членораздельная речь, став одним из первых признаков, отличающих человека от животного.

Возникновение языка коренным образом изменило характер и роль общения людей. Под влиянием речи происходил процесс формирования человеческого мозга как органа сознания и мышления. Язык и мышление постепенно сложились в единый речемыслительный комплекс человека. Так слово стало орудием мышления, позволив человеку мысленно «оторваться» от конкретной реальности, создать слова, отражающие не только предметы и процессы, но и абстракции, обозначающие их свойства и качества. Благодаря языку и мышлению, содержание общения людей оказалось не сопоставимо шире, чем у животных.

Огромное значение речи заключалось в том, что она сделала возможным передачу накопленного опыта. То, чему научилось одно поколение, могло быть передано следующему.

Овладение человека языком происходило в общении с другими людьми. Люди исчезали, но язык, созданный ими, передавался от поколения к поколению. Сейчас в мире насчитывается свыше 3,5 тыс. различных языков. И каждый язык для кого- то родной.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Язык является основным средством передачи культуры народа. Вот почему в самом широком смысле слова под языком понимается вся система культуры в целом. Язык в более узком смысле именуется речью. Речью называются логически связанные между собой слова, используемые в определенном порядке для обозначения понятий, предметов или действий.

Речь не передается генетически, наследуется лишь биопсихическая предрасположенность к ней. Решающими в развитии речи являются первые три года жизни детей. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Постепенно ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Все последующее время до семи лет ребёнок овладевает речью и всё более совершенно и разнообразно использует её для общения с окружающими. Развитие речевого общения человека происходит в течение всей его жизни.

Язык относится к вербальному, то есть словесному (лат.verbalis – словесный) средству общения. Но кроме него, общение может происходить также при помощи невербальных, то есть не словесных средств, к которым относятся мимика, жесты и телодвижения человека.

Человек нуждается в общении с момента рождения. Установлено, что с 1,5 - 2- месячного возраста развитие ребёнка происходит уже в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьёзным отклонениям в формировании человека. Так, дети, с рождения лишенные общения, вырастали идиотами и рано умирали. Известный исторический пример: Прусский король Фридрих II в начале

XVIII в. захотел изучить праязык человечества и решил поставить опыт, убежденный в том, что если воспитывать ребёнка, не разговаривая с ним, то он сам по себе заговорит на этом древнем языке людей. Результат эксперимента оказался плачевным - все экспериментируемые дети погибли. Не случайно, мореплаватели, оказавшиеся на необитаемых островах, как правило, дичали, забывали речь и сходили с ума.

Ради чего человек вступает в общение? У животных цепи общения обычно не выходят за рамки биологических потребностей. У человека же эти цели весьма разнообразны и связаны со многими потребностями. Так, через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит усвоение им общественных, культурных и нравственных ценностей. Без общения в обществе немыслимы процессы воспитания, образования, управления и обслуживания.

Общение в жизни человека и общества выполняет целый ряд функций, среди которых выделяется:

Информационная, связанная с передачей и обменом информацией;

Социальная, связанная с организацией совместной деятельности и сотрудничеством людей;

Психологическая, связанная с обеспечением психологического комфорта человека;

Развивающая, связанная с формированием в человеке личностных качеств, его умений и навыков.

В жизни большинства людей преобладает обыденное общение – самое распространенное, возникающее дома, в кругу семьи, в быту. Значительное место в жизни человека занимает так же деловое общение, связанное с работой и выполнением служебных обязанностей.

Наиболее частыми видами общения являются разговор и беседа. К распространенным разновидностям общения относятся споры, переговоры, интервью, дискуссии, совещания, пресс – конференции.

Общение в жизни большинства людей занимает сегодня до 70 процентов личного времени. Вот почему для современного человека важно умение общаться, знание определенных норм и правил общения, обеспечивающих взаимопонимание между людьми.