Описательный метод. Описание как метод научных исследований

Разновидностью метода сравнений и аналогов является описательный метод. С описанием связаны сбор фактического материала, характеристика и систематизация материала о территории, а также теоретические обобщения. «Описание может варьировать в широких пределах от простых первичных наблюдений до утверждений как следствия утонченного, теоретического осмысленного описания» (Д. Харвей, 1974, с. 77).

Описание является одним из первых научных методов. Здесь необходимо вспомнить описания древнеиндийских, египетских или вавилонских ученых. Среди описательных работ античного времени следует назвать работу Страбона «География» (в 17 книгах). Здесь наметился переход от простых описаний к осмысленному выявлению взаимосвязей и закономерностей. В средние века накопление эмпирического материала привело к переосмыслению описаний известных земель и характеристике вновь открытых (эпоха Великих географических открытий). Своего совершенства сравнительно-описательный метод достиг в XIX в. в трудах К. Риттера, А. Гумбольдта, Ч. Дарвина, Э. Реклю (1830 – 1905).

Описание служило важным инструментом в исследованиях крупнейших ученых XIX в. – В. И. Вернадского (1863 – 1945), Л. С. Берга (1876 – 1950), Б. Б. Полынова (1877 – 1952), В. Н. Сукачева (1880 – 1967), А. А. Григорьева (1883 – 1968), И. П. Герасимова (1905 – 1985)), Ю. Г. Саушкина (1911 – 1982) и др.

Сравнение используется при выделении эталона, с которым сопоставляются другие объекты. Так, желая установить степень загрязнения почв тяжелыми металлами, выделяют эталонный (фоновый) участок (условно неизмененный) и сравнивают с ним все остальные. Этот прием широко применяется в практике организации сельского хозяйства. В качестве эталонов служат поля государственных сортучастков и опытно-производственных хозяйств, урожайность которых является ориентиром для всех других хозяйств, расположенных в сходных природных условиях. Сравнения используются при анализе динамических процессов (загрязненность атмосферного воздуха в населенных пунктах, загрязненность речных вод, продуктивность полей, содержание кислорода в речной воде и др.).

В настоящее время актуальным является сравнение геоэкологической обстановки в различных регионах страны и мира. В качестве эталонов выступают биосферные заповедники.

Основные принципы, используемые при описании:

1. Логичность, упорядоченность и последовательность описания;

2. Отбор и систематизация фактических данных;

3. Введение в описание элементов сравнения, аналогии, сопоставления с использованием количественных показателей;

4. Оценка описываемых явлений или процессов с точки зрения конкретных задач исследования;

В качестве инструмента описания местности исследователи часто используют топографические и географические карты, аэро- космофотоснимки.

В настоящее время в научной литературе можно встретить несколько видов геоэкологических описаний: эмпирическое, проблемное (или целевое), покомпонентное (или отраслевое), комплексное, страноведческое и литературно-художественное.

Эмпирическое описание подчинено принципу – что вижу, то и пишу. Примерами таких описаний служат работы Геродота (484 – 425 гг. до н. э.), Страбона (ок. 64/63 г. до н. э. – ок. 23/24 г. н. э.), Марко Поло (ок. 1254 – 1324), Плиния Старшего (ок. 23 – 79) и др.

При проблемном (целевом) описании основные принципы отбора исходной информации, способы ее подачи, изложение фактов подчинены определенной научной или практической цели.

Примерами покомпонентного (отраслевого) описания являются описания рельефа, почв, растительности или животного мира, когда характеризуются свойства и функционирование одного из геокомпонентов.

Комплексное описание включает в себя сразу несколько компонентов и иx взаимосвязей. Примером такого описания может быть характеристика экологического состояния ландшафтов, природно-хозяйственных районов или страноведческие описания.

Страноведческое описание представляет описание стран и районов. Примером страноведческого описания является многотомное издание «Страны и народы».

Примеры литературно-художественных описаний природы можно найти в произведениях поэтов и прозаиков. Такое описание не обязательно должно быть полным и достоверным, но чаще всего несет эмоциональный заряд и является средством воздействия на чувства читателя. Иногда в таких описаниях встречаются и грубые ошибки. Например, всем известны слова песни «Там, где багульник на сопке цветет». Ошибка автора слов песни в том, что багульник – растение болотное и на склонах сопок не растет. Прекрасные описания природы можно найти в произведениях И.А. Бунина, К. Г. Паустовского, С. А. Есенина, М. М. Пришвина, И. С. Тургенева и др.

Описывая какое-либо явление (процесс) или территорию (геоэкосистему, геокомпонент) важно соблюдать порядок описания от общего к частному, т. е. в начале характеристику основных, определяющих черт, затем детально проанализировать отдельные особенности и частности. В заключение четко формулируются выводы.

Описание каждого геокомпонента, природной системы, объекта исследования ведется по определенному плану, построенному на основе научной логики и учитывающему научные традиции. Унификация описаний необходима для последующей обработки материала и сопоставимости данных различных исследователей. Так, описание ландшафтов (экосистем) проводится по стандартному бланку комплексного описания. Он включает следующие разделы: 1) его положение и время описания; 2) характеристика геологического строения и рельефа местности; 3) гидроклиматические условия; 4) описание почвы; 5) характеристика растительности; 6) общая характеристика ландшафта (экосистемы) и его (ее) структурных подразделений и взаимосвязей между ними. Различные состояния ландшафта (естественный – лесной, луговой, болотный; техногенный – городской, горнотехнический, промышленный) также находят отражение в бланке описания.

При описании используются данные метрических измерений, геохимических анализов, геофизических наблюдений и др. При описании также используется общепринятая символика. Например, при описании почв гумусово-аккумулятивный горизонт обозначают А 1 , подзолистый – А 2 , иллювиальный – В, почвообразующую породу – С. Для большей наглядности в левой части описания предусмотрено место для зарисовок.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра русского языка

Специальность «филология»

Общая характеристика приемов описательного метода

Выполнила студентка

IVкурса 07402 группы

Коледова А.В.

Проверила:

к.ф.н., доцент

Барабина М.Н.

Самара 2012

Описательный метод – самый древний и в то же время актуальный метод лингвистического анализа.

Описательным методом называется система научно – исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе развития; это – метод синхронного анализа. Изучение норм современного русского языка, описание его является одной из важнейших задач лингвистики, диктуемых как самой теорией, так и практикой культурного развития общества.

Описательный метод располагает рядом приемов лингвистического анализа . Наиболее распространенными из них являются: прием лингвистического наблюдения прием лингвистического эксперимента, прием инвариантного анализа, прием лингвистического сравнения, прием позиционного анализа, прием преобразования и подстановки.

Все эти приемы связаны не только общностью их назначения, но и самой техникой лингвистического анализа.

Рассмотрим кратко каждый из приемов в отдельности.

Наиболее распространенным и естественным приемом описательного изучения языка является прием наблюдения, который присутствует при пользовании другими приемами описательного метода. Первым условием всякого изучения является точное и добросовестное наблюдение.

Прием лингвистического наблюдения - это правила и техника выделения из текста того или иного факта и включение его в изучаемую категорию. Правила наблюдения касаются отбора фактов, установления их признаков, уточнения предмета наблюдения и описания наблюдаемого явления.

Следует отметить, что ведение лингвистического наблюдения предполагает хорошее знание языка, владение им, наличие у исследователя языкового чутья. Однако исследователь должен уяснить, что подход читателя и подход исследователя отличаются друг от друга тем, что первый пользуется текстом для того, чтобы понять или передать при помощи языка конкретную мысль, тогда как второй, т.е. исследователь, выделяет в тексте отдельные факты, признаки, явления для того, чтобы повергнуть их специальному наблюдению . Ведение лингвистического наблюдения поэтому предполагает наличие специальных навыков и знаний, необходимых для того, чтобы видеть изучаемое явление. Эффективность наблюдения увеличивается вместе с развитием знаний о данном явлении.

Лингвистическая наблюдательность развивается путем упражнений и тренировки, при обязательном анализе недочетов, допущенных при наблюдении.

Пользуясь приемом наблюдения, мы опираемся на наши органы чувств, на наше пониание текста и знание текста.

Большое значение при ведении наблюдения имеет установление достоверности изучаемых отрезков речи. В этих целях лингвист привлекает дополнительные приемы. Таким приемом является критика.

Критика текста – это совокупность правил и техника исследования, призванная установить надежность сведений, имеющихся в источнике, установить его подлинность и дать основной текст.

Наблюдая тот или иной факт, извлекая его из речи, мы должны объяснять его, а также мы обязаны сопоставлять наши наблюдения с наблюдениями наших предшественников как со стороны фактического материала, так и с точки зрения их лингвистической интерпретации.

Лингвистическая интерпретация состоит не только во включении их в более общую категорию, но и в проверке правильности такого включения.

Так, отнесение форм читаю – читаешь – читал к глагольным формам не вызывает сомнений. Напротив, отнесение форм рад к прилагательным, стыдно, жаль – к наречиям, а пора – к существительным вызывает сомнение, так как каждая из них не обладает всем комплексом признаков, свойственных соответственно прилагательному, наречию, существительному. Например, слово рад не имеет полной формы прилагательного.

При ведении лингвистического наблюдения и установлении той или иной лингвистической интерпретации языковых фактов исследователь должен располагать достаточным фактическим материалом.

Критерий повторяемости языковых фактов имеет огромное значение в лингвистике. Повторяемость позволяет разграничивать явления языка продуктивные и непродуктивные факты языка и индивидуальной речи, языковые и внеязыковые стороны.

Важность критерия повторяемости заставляет обращать особое внимание на сбор материала, который является и началом, стимулом лингвистического наблюдения критерием для суждения по поводу того или иного факта языка.

Собирая фактический материал, необходимо, необходимо точно указывать его источник.

Расширяя материал наблюдения, мы начинаем экспериментировать.

Эксперимент отличается от исследования тем, что исследователь не ограничивается изучением фактов в различных условиях, а ставит объект в такие условия, которые позволяют ему выяснить ту или иную сторону, ту или иную связь изучаемого факта или явления.

Наряду со сбором материала из текстов мы можем воспользоваться нашими личными знаниями языка, используя прием искусственного эксперимента, т.е. заменяя фразы на основании своих собственных знаний языка, проверяя возможность того или иного факта языка.

Как при сборе материала, наблюдении и постановке эксперимента, так и при дальнейшей лингвистической интерпретации нельзя забывать об отграничении языковых явлений от неязыковых.

При изучении языковых явлений, категорий языка большое значение имеет изучение их постоянных признаков и признаков переменных. Такой прием может быть назван инвариантным анализом. Прием анализа по инвариантам состоит в том, что устанавливаются постоянные, инвариантные признаки и рассматриваются границвы возможного варьирования, при котором варианты, утрачивая некоторые признаки, сохраняют другие, благодаря чему языковое явление видоизменяется, но не нарушается его единство, его существо. Варианты выступают как конкретные случаи проявления одной и той же единицы.

Изучение инвариантов важно, потому что каждое явление обладает не одним признаком, а многими. Это многокачественность языковых единиц объясняется тем, что что они возникли в разные периоды развития языка, а также в результате того, что языковые единицы связаны в системе языка друг с другом.

Под воздействием разных факторов разные и одни и те же признаки языкового явления проявляются в разной мере. Это и порождает вариантность.

Варьирование может осуществляться как на формальной, так и на смысловой основе, как на основе принадлежности к одному и тому же звену парадигмы, так и на основе общности синтаксической функции.

Варьирование на формальной основе: существительные мужского рода в единственном числе имеют флексию –ом: топором, ветром, хором ит.п. Однако в зависимости от лексического значения имени существительного и синтаксических условий значение этих форм бывает различным. В сочетании рубить топором мы имеем творительный орудия, в сочетании ехать городом – творительный пути, а в сочетании выть волком – творительный образа действия.

Варьирование на семантической основе: приводит к уточнению дублетных форм, синонимических слов и форм, лексико – семантических, лексико – грамматических групп. Так, творительный падеж единственного числа имеет несколько параллельных форм, например: отрядом, но группой, костью.

Наблюдая языковые факты, экспериментируя над ними, изучая варьирование признаков, мы сравнивали отдельные признаки друг с другом.

Сравнение языковых явлений может быть использовано как специальный прием описательного анализа языка. Он состоит в том, что мы, сравнивая аналогичные языковые явления, сопоставляем их для того, чтобы выявить общие и отличительные признаки.

Например, изучая смыслоразличительную функцию звуков м , с , а , о , мы устанавливаем, что они являются фонемами русского языка, так как различают разные слова и формы: сам , но сом , сам , но зам ит.п.

Прием позиционного анализа состоит в том, что языковой факт рассматривается с точки зрения его повторяемости в тех или иных сочетаниях, где и обнаруживаются признаки изучаемого языкового факта или явления.

Позиционный анализ построен на учете линейности речи. Однако язык не является только линейной сущностью.

Прием анализа по оппозициям состоит в том, что языковое явление рассматривается как бинарное противопоставление единиц. Оппозиционный анализ предполагает выделение у единиц дифференциальных признаков, объединение их пары.

Под влиянием различного рода условий языковое явление может утрачивать ряд своих признаков в результате их нейтрализации. В этом случае мы можем прибегать к изучению производных форм, различных вариантов и синонимических фактов. Такое изучение осуществляется при помощи приема преобразований или подстановки.

Прием преобразования (и в частности подстановки ) состоит в том, что языковое давление изучается путем видоизменения языковых единиц и сравнения производных форм, различных вариантов и синонимических единиц. Использование приема преобразования и подстановки предполагает хорошее знание инварианта и языка.

Например, неударные гласные о и а в современном русском языке нейтрализуются, например: золить и залить . Чтобы различить эти омофонические формы, мы можем совершить преобразования. Первое слово, золить, связано с такими словами, как золение, золёный, зольник. В результате подстановки и преобразований разных морфем мы должны выделить корень -зол - и установить написание буквы о .

Подводя итоги отметим, что любое языковое явление многокачественно. Поэтому его полное описание предполагает изучение всех его сторон, всех его признаков. Истинно научное написание языкового явления должно быть многосторонним, а потому должно использовать все известные приемы и разработанную технику лингвистического анализа.

Описательный метод имеет исключительное значение при школьном изучении родного языка. Школьные грамматики – грамматики описательные. Они ставят перед собой задачу дать краткое и доступное для учащихся описание грамматического строя языка, научить навыкам языка, привить лингвистическую наблюдательность.

Современный описательный метод постоянно обогащается за счет методик и приемов анализа, разработанных в русле иных лингвистических методов.

Список использованной литературы

    Иванова Л. П. Курс лекций по общему языкознанию. Научное пособие. К.: Освита Украины, 2006.

    Кодухов, В. И. Методы лингвистического анализа/В.И. Кодухов. – Л.,1963.

Описательный метод исследования — это такой научный метод, который включает наблюдение и описание поведения участника без какого бы то ни было влияния на него.

Многие научные дисциплины, включая социологию и психологию, используют этот метод, чтобы получить общий обзор предмета исследования.

Некоторые предметы не могут наблюдаться никаким другим способом. Например, социальное исследование конкретного случая индивидуального предмета — это описательный метод, который позволяет наблюдать, не затрагивая нормальное поведение.

Также данный метод полезен там, где нет возможности протестировать и измерить большое количество образцов, необходимых для большинства количественных экспериментов.

Описательные эксперименты часто используются антропологами, психологами и социологами для наблюдения естественного поведения без малейшего влияния. Также описательный метод используется маркетологами для оценки привычек покупателей, или компаниями для оценки морального облика персонала.

Результаты описательного метода не могут использоваться в качестве категорического подтверждения или опровержения гипотезы, однако, если ограничения понятны, описательный метод может быть полезным инструментом во многих сферах научного исследования.

Плюсы описательного метода исследования

Предмет наблюдается в полностью естественной и неизменной среде. Хороший пример — антрополог, изучающий племя без малейшего влияния на поведение его членов. Истинные эксперименты, хотя и дают поддающиеся анализу данные, часто неблагоприятно влияют на нормальное поведение предмета исследования.

Описательное исследование часто используется как предшественник количественного метода, общий краткий обзор, дающий некоторые ценные маркеры относительно того, что переменные стоит тестировать количественно. Количественные эксперименты зачастую являются дорогими и отнимающими много времени, а потому лучше всякий раз знать наверняка, какую именно гипотезу тестировать.

Минусы описательного метода исследования

Поскольку нет управляемых переменных, то нет и никакой возможности статистически анализировать результаты. Многие ученые расценивают этот тип исследования как весьма ненадежный и ненаучный.

Кроме того, результаты описательных исследований невозможно повторить, а потому и речи не может быть о репликации эксперимента и повторном анализе результатов.

Резюме

Описательный метод исследования является действенным методом для исследования определенных предметов и предшественником большинства количественных методов. И хотя есть определенные проблемы, связанные со статистической валидностью, пока ограничения понятны ученым, этот тип исследования — неоценимый научный инструмент.