Функции ментальных моделей системный анализ. Как принимать взвешенные решения с помощью ментальных моделей

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

2.1. Система ментальных моделей

Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим.

Александр Поуп

Наше несистемное мышление часто порождает проблемы преодоления стереотипов, закрепившихся в сознании. В этом смысле мы сами – элементы наших проблем, поскольку не в состоянии решить их, оставаясь на том уровне мышления, который их породил.

Как утверждают специалисты, в долговременной памяти человека хранится фантастический объем информации: возможно, вся его жизнь день за днем. Но доступ к этой информации возможен только при определенных условиях.

Ведущий исследователь проблем развития интеллекта Тони Бьюзен создал модель ментальных карт, суть которой в том, что мозг человека не способен усваивать последовательно логически изложенные знания, а воспринимает мыслеобразы: своего рода мыслительные картинки.

Поэтому иногда говорят, что ментальные модели – это карта местности (жизни), по которой мы идем. Когда-то в прошлом она была составлена нашими предшественниками, и теперь мы ею руководствуемся.

Эти мыслеобразы хранятся в памяти, и каждый из них становится базой для последующих. В результате выстраивается цепочка ассоциаций. Из мыслеобразов (своеобразных информационных узлов, количество которых невозможно подсчитать) мысли разбегаются подобно лучам: каждая новая ассоциация рождает множество новых.

Структурная схема ментальных моделей представлена на рис. 2.1.

Графическая модель движения мысли напоминает паутину или ветвистое дерево, или реку с множеством притоков. В качестве примера представим бизнес-план в виде такой паутины (рис. 2.2).

Из рисунка следует, что бизнес-план имеет комплексный характер и отражает основное содержание плана как сочетание десяти дорог: управленческая команда (дорога номер 1), резюме (основные положения) (номер 2) проекта, характеристика рынка товаров (услуг) (номер 3) по проекту, оценка рынка сбыта продукции (номер 4), конкуренция на рынке сбыта (номер 5), план маркетинга (номер 6), план производства (номер 7), организационный план (номер 8), правовое обеспечение по проекту (номер 9), оценка риска (номер 10), финансовый план (номер 11), система показателей (номер 12).

На пути вероятнее всего предстоит встретиться с отдельными подсистемами, изображенными на карте в виде ключевых слов. Например, на дорожке «Управленческая команда проекта» неминуема встреча с такими элементами (подсистемами), как проектная группа, эмоциональный интеллект, командные роли, типы личностей, сплоченность, синергия.

Ментальные модели представляют собой своеобразные фильтры, через которые мы видим мир. Эти модели формируются под воздействием идей наших воспитателей, тренеров (коучей), социальной культуры и общественных нравов и проявляются через четыре основных принципа восприятия (рис. 2.3).

Всякий раз, стремясь найти решение неизвестной ранее проблемы, мы пытаемся раскрепостить мышление и тем самым отменить сложившиеся ментальные модели и создать новые.

В качестве помех в поиске решений следует выделить такие факторы ошибочных толкований, как регрессию, пренебрежение временем и субъективную трактовку событий.

Регрессия проявляется в том, что происходящие события тяготеют к средним значениям. И в этом случае, стремясь поддержать наши ментальные модели, мы выдвигаем объяснения, не подкрепленные фактами.

Пренебрегая фактором времени, мы интерпретируем события как подтверждение наших теорий, без учета времени, разделяющего возможную причину и следствие.

Односторонняя трактовка событий обеспечивает подкрепление наших исходных ментальных моделей.

Считается, что помехи устраняются добротно выстроенными причинно-следственными связями между явлениями и возникающими проблемами.

Обычно предполагается, что причина оказывает одностороннее влияние на результат, в то время как относительная значимость каждого фактора, влияющего на систему, остается неизменной. Однако системное мышление свидетельствует о том, что факторы влияют друг на друга, относительная значимость каждого из них меняется со временем и зависит от механизмов обратной связи. Поэтому причина не статична, а динамична .

Причинно-следственные связи между элементами определяют структуру системы. В то же время не следует считать, что элементы системы и есть причина всего происходящего. Причины определяются структурой системы, отношениями между элементами. Так, организационная структура предприятия определяет отношения между подразделениями, а сами подразделения вступают в отношения между собой, создавая проблемы.

Здесь необходимо рассмотреть три основных заблуждения относительно причинно-следственных связей.

1. Причина и следствие относятся к одному и тому же событию. Но упреждающая обратная связь приводит к тому, что следствие влияет на причину. Например, ожидание роста цен на бензин в летний период в России влияет на рост спроса на него, в результате чего возникает дефицит и цены, естественно, растут.

2. Если ограничить поиски причин областью, в которой проявляется следствие, то можно прийти к неверным выводам. При системном подходе объяснением служит не какая-то отдельная причина, а структура системы и отношения факторов внутри нее. Системное мышление вскрывает глубинные факторы, которые создают паттерн (воспроизводящийся образ, или архетип). Например, отсутствие денег воспринимается как проблема в деятельности организации, хотя решение проблем в таких ситуациях, как правило, может находиться в области мотивации, технологии взаимодействия подразделений, квалификационной структуре кадров, планировании и т. д.

3. Действия не всегда вызывают последствия, так как у системы есть порог восприятия. Например, крошечные вирусы могут стать причиной массовой эпидемии, а небольшие различия в начальных условиях способны дать совершенно разную реакцию на одинаковый набор влияющих факторов.

Необходимо учитывать и сложности в опознании стереотипов мышления, заложенных в ментальные модели.

Изменение ментальных моделей – рычаг, который обеспечивает прорыв. Но если результатом решения проблемы не стало изменение ментальных моделей, можно считать, что она решена не полностью. Например, для повышения качества выпускаемой продукции ужесточается контроль, что позволяет на определенный период времени решить проблему. Но при этом не меняются ментальные модели основных работников. Если же ввести новые модели самоорганизации и самоконтроля, то проблема качества будет иметь более эффективное решение.

Переоценивать свои ментальные модели нас заставляет обучение на собственном опыте: нас учит все, что мы делаем. Приобретенный опыт меняет нас. Так, например, самоорганизация и самоконтроль формируют инновационное мировосприятие, что меняет модель нашего поведения.

Обучение как петля обратной связи: действуем, усваиваем реакцию на свои действия и принимаем решения, которые инициируют новые действия. Например, введение самоорганизации приводит к снижению брака, что повышает заработную плату, а это в свою очередь побуждает работников к эффективному труду.

Учиться – означает принимать решения и сообразовывать действия с результатами обратной связи.

Усиливающая обратная связь : чем больше действий, тем сильнее реакция на них, что повышает количество новых решений.

Уравновешивающая обратная связь : устранение разрыва между действительным и желаемым.

Схема обучения, основанная на указанных положениях, приведена на рис. 2.4.

Примером может служить процесс перехода на бюджетирование, когда потребность в самоорганизации создает новые правила принятия решений внутри подрядного коллектива, перешедшего на работу в рамках выделенного бюджета. Эти правила относятся к самой системе организации труда в коллективе и самоконтролю технологического процесса – как в части экономии выделенных ресурсов, так и в части производительности и качества труда.

Однако необходимо выделить следующие причины, мешающие учиться:

Удаление части информации и обратной связи (учатся оба участника диалога, хотя и разным вещам);

Динамическую сложность (сложность связей, отсроченную реакцию, неформальную логику);

Ограничивающие ментальные модели (мы склонны замечать то, что ожидаем увидеть);

Трудности измерения обратной связи (ментальные модели притупляют восприимчивость);

Смешение понятий точности и достоверности (качественные оценки обратной связи, оценка мимики, интонации, чувств);

Осуществление действий (опережение обратной связи; запаздывание действий);

Неумение задавать вопросы;

Игнорирование того, что мы чувствуем.

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора

Использование математических моделей Другим подходом к прогнозированию потребности в человеческих ресурсах является использование математических моделей. Одним из наиболее часто используемых показателей прогноза уровня занятости является объем продаж. Существует

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

5.1.3. Использование математических моделей Другим подходом к прогнозированию потребности в человеческих ресурсах является использование математических моделей для предсказания будущих потребностей. Одним из наиболее часто используемых показателей прогноза уровня

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

9. Эффективность лидера за счет ситуационных моделей Не существует эффективного лидерского стиля! Повторяю. Не существует! Существует эффективный выбор. Выбор лидерского стиля. Мысль подкупает своей простотой. Нет эффективного лидерского стиля. Есть эффективный выбор

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Закон № 19. Тестирование существующих бизнес-моделей Вместо того чтобы начинать что-то с чистого листа, посмотрите на бизнес-прорывы современности – они все выросли на плечах того, кто креативил.Обычно компания, придумавшая что-то новое, не имеет возможности грамотно

Из книги Качество, эффективность, нравственность автора Гличев Александр Владимирович

Из книги Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности автора Тейт Карсон

Из книги Запуск! Быстрый старт для вашего бизнеса автора Уокер Джефф

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Персональный бренд. Создание и продвижение автора Рябых Андрей Владиславович

Типы ролевых моделей Для выбора стратегии личного бренда вы можете воспользоваться ролевыми моделями. Ролевых моделей существует огромное множество. Они могут называться также архетипами, тогда тут будут еще и классификации на любой вкус, от героев сказок до

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте автора Коллектив авторов

Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Убеждения: это то, что мы, вопреки всем
свидетельствам, считаем истинным.

Теперь, зная, что собой представляет системное мышление, мы можем использовать его для рассмотрения базовых предпосылок, направляющих наш образ мыслей и подход к решению проблем. Качество решений определяется процессом, который используется для их принятия. Сейчас мы займемся исследованием нашего мышления на предмет существующих в нем заблуждений и иллюзий.

Системное мышление мы будем использовать следующим образом:

Для непосредственного решения проблем, и в первую очередь - для преодоления мышления, порождающего проблемы. Системное мышление - не просто комплексное и всестороннее, оно и вертикальное, и горизонтальное, и глубокое, и цикличное.

Для выявления и преодоления стереотипов обыденного мышления.

Для демонстрации того, в какой степени наше мышление неотделимо от возникающих у нас проблем, которые не просто «сваливаются» на нас неизвестно откуда. Они - порождение событий и того, что мы о них думаем. Мы сами представляем собой непременный элемент всех своих проблем и, как сказал Эйнштейн, не в состоянии решить проблему, оставаясь на том же уровне мышления, который ее породил.

Наконец, мы сможем лучше понять свои убеждения и способы действия с помощью системного мышления, применяя его принципы к самому процессу мышления, потому что наши взгляды и убеждения тоже образуют систему.

Любую нашу деятельность направляют глубоко укоренившиеся идеи, стратегии, способы понимания и руководящие идеи. В литературе по системному мышлению они известны как ментальные модели. Почему мы их так называем? «Ментальные» - потому что они существуют в нашем уме и направляют наши действия, а «модели» - поскольку мы строим их на основании своего опыта. Они представляют собой общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах. Эти теории, которыми мы руководствуемся, вырастают из опыта и наблюдений, но они окроплены общепризнанной мудростью и разбитыми надеждами. Они были полезны в прошлом и, как мы надеемся, пригодятся в будущем. Такие теории подобны картам местности, которые используют путешественники, идущие по стопам успешных первопроходцев. Они образуют те убеждения и верования, на которые мы ориентируемся в реальной жизни. Мы можем их не проповедовать, но мы ими руководствуемся.

Ментальные модели вполне естественны, они есть у каждого, сознает он это или нет, и мы воспринимаем мир именно через них. Они имеют личный характер, и мы дорожим ими. Ментальные модели - наши. Мы в них живем. Это видно из того, как мы говорим о «своих» убеждениях, о том, что «принимаем» их, что они у нас «есть». Мы их «придерживаемся», «отбрасываем» или «защищаем». Когда мы «теряем» веру, то обычно уже навсегда, и остающуюся в нас пустоту следует заполнить чем-то другим. Наши ментальные модели принадлежат нам, но с новым опытом они меняются и развиваются, а когда мы попадаем на незнакомую территорию, приходится их совершенствовать.


Короче говоря, ментальные модели направляют все наши действия. Они источник стабильности, то, на что можно рассчитывать. Нам нужна усиливающая обратная связь, которая бы их подтверждала и подкрепляла. Порой мы хотим найти ее настолько сильно, что бываем рады даже несчастью, лишь бы оно подтвердило наши убеждения - «я же давно предупреждал».

Таким образом, наши ментальные модели придают смысл событиям. Через них мы истолковываем свой опыт. Они не представляют собой факты, хотя иногда мы именно так к ним относимся. Например, мы все одинаково понимаем основные физические свойства бытовых вещей. Такие характеристики, как масса и объем, это - свойства первого порядка. К ним каждый из нас добавляет значение - характеристику второго порядка. Любой металлург скажет вам, что у металлического кольца есть определенные характеристики первого порядка. Но если это обручальное кольцо, у него появляются ценность и значимость, намного превышающие его объективную стоимость. В фильме «В поисках утраченного ковчега» есть эпизод, в котором в одном из кафе Каира схлестнулись герой-археолог Индиана Джонс и его враг Беллок. «Посмотри на эти часы, - говорит Беллок. - Для нас с тобой они ничего не стоят, но закопай их на тысячу лет в песок, и они станут бесценными. Люди будут убивать друг друга из-за них…» Кусок металла может стать археологическим сокровищем.

Глубоко укоренившиеся в нас ментальные модели определенным образом организуют наше восприятие мира. Мы используем их, чтобы проводить различия и выбирать, что имеет для нас значение, а что - нет. И можем принять свои представления за реальность, спутать карту с той территорией, которая на ней изображена. Взгляните на диаграмму, и вы поймете, о чем речь. Эту фигуру называют треугольником Канижа, в честь психолога Гаэтано Канижа.

На рисунке нет белого треугольника, но иллюзия очень убедительна. Почему? Наши глаза работают не так, как фотоаппарат, объективно фиксирующий мир. Они действуют совместно с мозгом, который определенным образом истолковывает видимый мир. Поэтому то, что, как нам кажется, мы видим, - это отчасти реальность, отчасти - порождение нашего способа видеть. Ментальные модели сходным образом формируют то, что мы видим, слышим и чувствуем. Их исследование наталкивается на такие же трудности, как изучение работы нашего глаза. Так же, как в случае с призрачным белым треугольником, трудно избавиться от впечатления, что наши предубеждения - это и есть «реальность». Мы можем назвать присущие нам предубеждения, если проанализируем, что мы делаем и как реагируем, и затем выявим свои скрытые предпосылки исходя из полученного опыта.

Ментальные модели - это нечто вроде встроенных в наши глаза и мозг фильтров, создающих треугольник Канижа. Однако, в отличие от фильтров, определяющих наше видение, встроенных в психологию и потому неизменных, - ментальные модели можно изменять.

Ментальные модели- как не угодить в ловушку?

Все решения и сценарии поведения людей происходят на базе их ментальных моделей.

Ментальные модели мы создаем для упрощения картины мира. Наблюдая за событиями, мы их обобщаем, и храним в памяти единую картину (фотографию). С одной стороны, это позволяет не запоминать всё многообразие. С другой стороны, мы теряем изменчивость, присущую вещам и событиям. Сначала процесс познания работает на ментальную модель, потом ментальная модель подгоняет увиденное под себя. Как зачетка на студента.

Ментальная модель, сформированная благодаря нейронным связям, это убеждения в правоте собственной позиции , или то, что люди даже вопреки всем свидетельствам и фактам, могут считать истинным.

«Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения.»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели придают свой особый смысл событиям.

Через них мы истолковываем свой опыт.

Это- не факты ! Хотя мы иногда так к ним относимся.

Ментальные модели мы создаем для упрощения собственной «картины мира», т.е. восприятия мира с позиции своего индивидуального опыта, воспитания, среды, традиций и привычек. Это некие индивидуальные рамки, в которые мы подгоняем все многообразие жизни и поведения людей.Как разбойник Прокруст “подгонял” путешественников под размеры своего ложа, обрезая или растягивая ноги.

Например, если ранее нам удалось достичь роста продаж без серьезных вложений в качество продукта, то мы проецируем наш успешный опыт на дальнейшую деятельность предприятия, не принимая, что условия, среда, рынок и потребитель и прочие вводные поменялись.

У ментальной модели есть две стороны медали:

  1. Положительная (не нужно «изобретать велосипед» каждый раз заново, т.е. скорость принятия решений в стандартных ситуациях «на автомате» и быстрота реакции)
  2. Отрицательная (ограничение и рамки, которые делают жизнь трудной, загоняют в тупик, способствуют спорам и разногласиям, тормозят личное развитие и т.п.)

У каждого человека – свои индивидуальные ментальные модели, некоторые из нас постоянно готовы их менять, поскольку мир вокруг меняется, и мы получаем новые вводные (информация,опыт, знания, переосмысление, озарение и опять по кругу).

А некоторые люди всю жизнь так и остаются со своими жесткими принципами и убеждениями, отстают в развитии, так, что с ними вообще невозможно общаться!

«Фанатик - это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели хорошо иллюстрирует треугольник Канижа, названный в честь итальянского психолога .

Посмотрите на картинку внимательно, и скажите, сколько треугольников вы видите?

По опросу слушателей на семинарах и конференциях, все «видят» посередине белый треугольник, которого на рисунке …нет! Нам кажется, что он нарисован, но это лишь иллюзия:)

Таким образом, наша ментальная модель- это некий фильтр, через который мы пропускаем все факты и события нашей жизни и которую поддерживаем с помощью 4-х механизмов (источник Д.О’Коннер,И.Макдермотт “Искусство системного мышления”).

1.Вычеркивание – отбор и фильтрация опыта, часть которого уходит из памяти. Все мы помним одни и те же события по-разному.

2.Конструирование – придумывание чего-то, что на самом деле отсутствует. Полезно для мозга, развивает креатив и фантазию, но искажает факты

3.Искажение – манипуляция фактами и событиями, придание им различных толкований, выдергивание из контекста, усиление или принижение значимости.

4.Обобщение – истолкование единственного случая (в том числе вырванного из контекста) как типичного для целого класса явлений. Например, если был неудачный опыт общения с психологом или врачом, говорим, что все они «шарлатаны». После болезненного развода и раздела имущества, женщина может считать, что все мужики понятно кто.

«Заботьтесь о том, чтобы не было худшего, а лучшее само о себе позаботится».

Народная мудрость на идише.

Жесткие ментальные модели загоняют нас в ментальные ловушки:

Недооценка аномалий и неопределенности (“черных лебедей”), обычно мы страхуемся от малых и вероятных потерь, а не от больших и редких

Слепая вера прогнозам экспертов и гуру

Самоуспокоение

Обилии информации плохо влияет на скорость и качество решения (не видно леса из-за деревьев)

Наши собственные идеи прилипчивы, с ними трудно расстаться, мы их горячо защищаем, даже когда не правы…

Самообольщение и слепая вера в самый благоприятный для нас исход событий

Надежда на «авось»

Неадекватное установление сроков окончания работ\проектов и бюджетов

Заложена ли ошибка планирования в человеческой природе?

Да, так и есть, утверждает Нассим Талеб , с которым я полностью согласна, и очень рекомендую прочесть его книгу «Черный лебедь»

Исследователи провели эксперимент, предложив студентам назвать время, необходимое им для завершения диплома.

В одном показательном тесте группа разделилась на оптимистов и пессимистов: оптимисты обещали закончить за двадцать шесть дней, пессимисты - за сорок семь. На самом деле на завершение работы потребовалось в среднем пятьдесят шесть дней.

Попробуйте протестировать себя и четно ответить на вопросы ниже, чтобы понять какой тип ментальной модели у вас преобладает.

Ограничивающие развитие ментальные модели


1.Если вы всегда настаивайте на том, что ваши идеи полностью соответствуют реальности.

2.Если у вас узкий круг интересов, который исключает приобретение нового опыта.

3.Если вы не допускаете ни малейшей неопределенности и стараетесь как можно быстрее делать выводы.

4.Каждый раз, когда вас не устраивают поведение людей и ход событий, вы имеете наготове богатый запас объяснений.

5.Активно используете модальные операторы («должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо») и никогда не сомневаетесь в оправданности их применения.

6.Щедро оснащаете свою речь обобщающими понятиями («все», «каждый», «никто», «никогда») и не признаете никаких исключений.

7.Делаете обобщения на основании единственного случая.

8.Используете односторонние, полученные вне прогнозируемых временных рамок события для подтверждения своих идей.

9.Вину за неудачи и проблемы возлагаете на только людей, а не систему (не забывая при этом и себя).

10.Осмысляете происходящее в терминах прямолинейной логики «причина – следствие».

11.Никогда не проявляете любознательности.

12. Не пересматриваете своих убеждений на основе полученного опыта.

Развивающие вас системные ментальные модели

1.Вы исходите из того, что на данный момент ваши ментальные модели лучшие из всего, что было вам доступно, но не прекращайте поиска более совершенных.

2.Вы имеете широкий круг профессиональных и личных интересов, хобби.

3.Не боитесь неопределенности (особенно, если вы топ-менеджер, которым платят за принятие решений в условиях неопределенности).

4.Проявляете любознательность и уделяете особое внимание тому, что, похоже, противоречит вашим ментальным моделям.

5.Ищете причины событий в системе обратных связей, действующих в разные временные периоды.

6.Столкнувшись с проблемой, исследуете не только ситуацию, но и свои предположения о ней.

  1. Обращаете внимание на взаимную связь факторов, добиваясь понимания того, как события согласуются друг с другом.

8.Ищете объяснения в виде системы циклов и контуров обратных связей (см.мою статью ), в которых результат – следствие одной из причин – в свою очередь становится причиной чего-то другого.

Ментальные модели – это способ нашего восприятия мира, набор инструментов, при помощи которых мы мыслим. Каждая модель предлагает собственную систему взглядов на жизнь, позволяющую толковать различные реальные ситуации.

Впервые термин «ментальные модели» был использован шотландским психологом Кеннетом Крейком (Kenneth Craik) в работе «Природа объяснения» в середине XX века. Крейк предположил, что мозг создает «уменьшенные модели действительности» и использует их для оценки грядущих событий.

Всего существуют десятки тысяч различных ментальных моделей, имеющих отношение к разным дисциплинам, однако, как сказал известный американский адвокат и экономист Чарли Мангер (Charlie Munger), «всего 80 или 90 основных моделей способны сделать из вас опытного человека, уверенно ориентирующегося в 90% жизненных ситуаций».

В этой статье мы постараемся осветить несколько наиболее важных из них.

Одной из самых первых корпораций, взявших на вооружение Принцип 80/20, стала американская компания IBM. В 1963 году сотрудники IBM обнаружили , что примерно 80% компьютерного времени тратится на обработку 20% команд. Компания немедленно переписала системное ПО таким образом, чтобы сделать их наиболее эффективными. Это позволило IBM увеличить скорость работы своих компьютеров и обогнать конкурентов.

Закон нормального распределения (Normal Distribution)

Этот закон играет исключительно важную роль в теории вероятностей . Физическая величина подчиняется нормальному распределению, когда она подвержена влиянию огромного числа случайных помех. В наших реалиях это достаточно частое явление, потому нормальное распределение наиболее распространено.

Неточные методы моделирования основываются на центральной предельной теореме , которая гласит, что если сложить множество независимых величин с одинаковым распределением и конечной дисперсией, то сумма будет нормально распределена.

В популярных психологических тестах часто используются списки вопросов, ответы на которые сопоставлены с определённым количеством баллов. В зависимости от суммы этих баллов испытуемого причисляют к той или иной категории. Оказывается, что, согласно центральной предельной теореме, если вопросы не имеют никакого смысла и никак не соотносятся с теми категориями, к которым причисляют испытуемых (то есть тест фальшивый), то распределение сумм будет приближенно нормальным.

Это значит, что большинство испытуемых окажутся причислены к некоторой средней категории. Поэтому, если после прохождения какого-либо теста вы «попали» в середину шкалы, то, вполне возможно, сработало нормальное распределение, и тест бесполезен. Подробнее о нормальном распределении можно прочитать .

Анализ чувствительности (Sensivity analysis)

Анализ чувствительности заключается в оценке влияния изменения исходных параметров проекта на его конечные характеристики, в качестве которых, обычно, используется внутренняя норма прибыли или чистая приведенная стоимость (NPV).

В основе анализа чувствительности лежит вопрос «А что произойдет, если…?», который призван определить насколько сильно изменится эффективность проекта при отклонении одного из исходных параметров от нормы. Этот вид анализа позволяет определить наиболее критические переменные, которые в наибольшей степени способны повлиять на осуществимость и эффективность проекта. В качестве исходных переменных могут быть приняты объём продаж, цена за единицу продукции, срок задержек платежей, уровень инфляции и т. д.

Результаты анализа чувствительности приводятся в табличной или графической формах, хотя последняя является более наглядной. Однако анализ чувствительности имеет серьезное ограничение – он является однофакторным методом, потому неприменим в ситуациях, когда изменение одной переменной влечет за собой изменение другой.

Заключение

Действие каждой из вышеуказанных ментальных моделей выходит за рамки одной конкретной дисциплины. Например, закон Парето находит применение в менеджменте, экономике, торговле и других областях.

«Модели должны быть заимствованы из различных дисциплин, потому что мудрость мира не заключена в единственной академической кафедре», – пишет Чарльз Мангер (Charles Munger) в своей автобиографической книге «Альманах бедного Чарли» (Poor Charlie"s Almanac).

Секрет успеха заключается в том, чтобы иметь в распоряжении как можно больше моделей, в противном случае вы рискуете оказаться в ситуации, описанной Маслоу: «Для человека с молотком любая проблема выглядит как гвоздь».

Ментальные модели помогут увидеть ситуацию под другим углом и решить кажущуюся сложной задачу. Эффект их применения особенно заметен, когда в результате мыслительных тренировок вы получаете способность видеть сразу несколько вариантов решения проблемы.

Универсального метода не существует, однако, освоив несколько ментальных моделей, вы сможете выбирать наиболее эффективную по ситуации. Старайтесь по-новому глядеть на вещи – это самый лучший подход к преодолению трудностей.