Обоснование актуальности выбранной темы. Как описать актуальность темы курсовой правильно

Эффективность и целесообразность применения методических приемов в работе воспитателя в рамках ФГОС.

Воспитатель Наприенко Л.Б.

У ФГОС есть новые требования к результатам образования. Они связаны с тем, что система образования получает новые приоритеты, новые задачи.
Развитие и проявление творческих способностей возможно только последовательным формированием, а фактически непрерывным воспитанием у подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности, творческого и созидательного начала к жизнедеятельности, учебе, труду.
Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности школьника, его творческих способностей, воспитание нравственных и эстетических чувств, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Школа должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться как творческая личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка так, чтобы школа стала для него вторым домом.

Методы обучения и воспитания – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных и воспитательных целей.

Методы обучения можно подразделить на две обобщенные группы: пассивные методы и активные методы.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и воспитателя, в которой воспитатель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия. При этом учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.

В свою очередь, активный метод обучения подразумевает активное взаимодействие учащихся и учителя в ходе урока.

Почему ФГОС отдает предпочтение активно-деятельностным образовательным технологиям?

Во-первых, активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность, активизируют мышление и поведение обучающихся, причем делают это исподволь, незаметно для них самих.

Во-вторых, активным методам обучения присущи повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей.

В-третьих, одним из характерных признаков активных методов обучения является диалог. В результате него все участники образовательного процесса могут услышать, понять друг друга, выработать доступный язык общения, что позволит достичь запланированного результата.

В-четвертых, активные методы обучения способствуют интеграции процесса обучения и воспитания за счет групповой формы организации работы . На смену психологическому дискомфорту («не разговаривать!», «не подсказывать !») приходит непринужденное общение, а воспитательное взаимовлияние не пресекается, а наоборот приветствуется.

Одним из активных методов обучения и воспитания учащихся является методический прием «зеркало».

Это достаточно эффективный инструмент для активизации познавательной деятельности учеников. Метод «зеркала» позволяет школьникам взглянуть на себя, свой ответ, свою работу со стороны. На занятиях ученикам регулярно предлагаются задания следующего типа: найти неточности в ответе товарища, выявить ошибки в его работе и т.п. Это способствует уменьшению ошибок, допускаемых учениками при оформлении собственных работ.

Метод «отзеркаливания» собственных действий предоставляет возможность учащимся осваивать метод коррекции собственных действий. Им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить . В результате заметно повышается качество усвоения школьниками учебного содержания при уменьшении затраченного времени. Такие занятия являются наиболее интересными как для воспитателей, так и для учеников. Накопленный в ходе них опыт работы над ошибками легко переносится детьми на любой учебный предмет, любое задание.

1. Игры и упражнения , направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже? »

2. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности - составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины») .

3. Метод акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

4. Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда педагог спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

5. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

6. Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

7. Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

8. Метод вызывания адекватных эмоций . Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение.

9. Найди «живое существо». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть репродукцию и найти на ней изображение живого существа. Данный прием можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста;

10. Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы, формы («Народные промыслы», «Найди формы», «Подбери цвета», разнообразные пазлы.

11. Подбери музыку (подумай какая, из предложенной педагогом, музыка подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное произведение, но и фрагмент. Также возможна реализация различных целей, при сочетании музыкальных и изобразительных произведений. (Усилить воздействие искусства на эмоции детей. Усилить воздействие разных видов искусств через сравнение. Показать гармонию музыки и живописи. Включение контрастных произведений разных видов искусства)

12. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека, воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине «Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине? ».

13. Прием «узнавания» по описанию . Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает репродукцию, не говоря ее название.

14. Прием визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении картин по цвету, настроению (портреты, материалу, расположению объектов и пр.

15. Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на картине между людьми (предметами? » (педагог закрывает часть картины листом) ; б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами? »; в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека (предмета) именно такой величины? »; г) «Какой была-бы картина, если (убрать, добавить) ».

16. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником . Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное? – Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?

Что будет особенно красивым? – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

17. Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

18. Прием точных установок и композиционных изменений. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

19. Применение игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее? », Вспоминаем сказочных героев, «Фантазия или нет? », «Найди на что похоже», Сочини историю (сценку, придумай диалог, «Что главное на картине? », «Есть ли лишние предметы на картине? », Сочини историю, сказку, короткое стихотворение, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

20. Рассказ, используемый в различных ситуациях.

21. Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи (альбомы, листы, а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды (кукольного уголка) .

22. Создание ситуации упражняемости , для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунком или его частью, детские журналы с творческими заданиями; размещение на видном месте «полуготовых материалов» (листов разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» - художественный материал для индивидуальной и коллективной работы) ; использование так называемых пооперационных карт (карт или схем сложения) в процессе лепки, аппликации, конструирования.

23. Сравни настроение картин (море). Очень интересен этот прием при работе с детьми дошкольного возраста в рассмотрении картин маринистов (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов). Изображенный объект на 2 и более картинах (репродукциях) не только рассматривается, но и сравнивается. При этом применяются вопросы к детям: «Сравните по настроению, используемым цветам (и др.) », «Сравни, как автор по разному изобразил… ».

24. Тактильно-чувственный метод . Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых детей.

25. Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию обследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что является важным в данной возрастной группе. В уголке творчества необходимо расположить «сенсорные наборы» (коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры, модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга» (или ее вариант, наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.

26. Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических варианто в – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах? Подбери палитру (найди цвета) ;

27. Экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки? », «Можно ли рисовать вишневым соком (помадой? », «Какого цвета небо? », «Какие бывают линии? », использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в аппликации (ватные шарики, кусочки смятой бумаги, соль, песок, конфетти, в рисовании (отпечатки ладони, предметов, картофельных штампов, в лепке (цветное тесто, влажная вата)

А также возможны и такие приемы работы, как:

«Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.

«Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.

Блиц-опрос – проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы.

Опрос по цепочке – рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Программируемый вопрос – ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (опрос проводится устно)

Для подведения итогов занятия можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно» . Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к воспитателю. Это упражнение позволяет воспитателю взглянуть на занятие глазами учащихся, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Таким образом, для детей с ОВЗ практически всегда используется вариативное сочетание методов и приемов обучения, воспитания и коррекции для достижения максимального раскрытия потенциальных возможностей детей.

Групповая работа на занятиях в рамках ФГОС.

В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Теперь задачей школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Преимущества групповой формы учебной работы

    Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся обратиться за помощью к учителю.

    Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

    У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение.

    Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.

    Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.

    Развивается чувство товарищества, взаимопомощи

Дети объединяются в группы, которые могут быть постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. В них некому руководить, подавать пример познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не способны оказывать друг другу действенную помощь. Оправдывают себя группы из четырех человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи .
Задача воспитания
: учить умению сотрудничать и работать в группе и паре, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

1 этап. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации.
2 этап. Парная работа. Правила работы в паре: Говорим шепотом. Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

3 этап. Групповая работа
Правила организации групповой работы.

1. Убедись, что в разговоре участвует каждый;

2. Говори спокойно и ясно;

3. Говори только по делу.

Существуют различные методы групповой работы:
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.

    Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения

    Мозговой штурм - используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей.

    Групповой опрос - проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы.

Прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления

Положительные стороны приема "Кубик":

позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на занятии целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

Приём «Синквейн»

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Приём "толстых” и "тонких” вопросов.

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос - это уже добрая половина дела”, - писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Когда?

Как звать...?

Было ли...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Технология коллективных творческих дел как инструмент достижения запланированных воспитательных результатов в условиях ФГОС

Технология КТД помогает сблизиться детям, преодолеть преграды в общении, а главное – рас В процессе работы по данной технологии создаем условия для:

проявления самостоятельности;

проявления активной гражданской позиции;

саморазвития и самореализации;

социализации личности в современных условиях.

Технология коллективных творческих дел оказывает большое влияние на личность каждого ребёнка, потому что является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, в то же время, являясь основным воспитательным средством.

КТД всегда подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, музыкально и художественно оформленные мероприятия.

Коллективные творческие дела по содержанию можно разделить на несколько групп:

познавательные – аукцион знаний, академия математических наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда», фестиваль дружбы народов, день памяти.

трудовые – «Книжкина больница», день самоуправления, трудовой десант, город искусных мастеров, фабрика игрушек

художественные – карнавал, день сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал, концерт.

спортивные – Олимпиада, остров приключений, турпоход, спортивные праздники.

Рассмотрим основные этапы технологии КТД:

1. Предварительная работа учителя. Целеполагание .

На данном этапе учитель ставит конкретные воспитательные задачи, намечает пути выполнения Дела, продумывает его содержание. Чтобы заинтересовать детей, учитель может провести анкетирование, беседу, игру в выборе дела и т.п.
Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?

2. Коллективное планирование КТД.

Учитель выносит на обсуждение, как интересно провести Дело. Форма обсуждения может быть в виде «мозгового штурма», аукциона идей, деления класса на малые группы по 4-7 человек, чтобы каждый участник мог высказаться. В конце обсуждения выбираются наиболее интересные, полезные предложения. На данном этапе выбирают Совет Дела – временная инициативная группа, которая руководит подготовкой и проведением мероприятия.

3. Подготовка КТД.

Очень часто процесс подготовки мероприятия намного значимее по воспитательному влиянию, чем само Дело.

4. Проведение КТД.

Учитель должен поддерживать ребят, внушать им уверенность в своих силах, учить взаимовыручке, сопереживанию.

5. Коллективное подведение итогов КТД.

Вопросы для обсуждения прошедшего дела:

Какими мы были?

Что было хорошо? Что получилось?

Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше?

Ребята должны научиться делать выводы, в случае неудачи, уметь предвидеть их в будущем. Учитель должен помочь выработать конструктивное решение, похвалить тех, кто помог общему делу. Обсуждение может проводиться в виде «огонька» (общего собрания), анкеты, линейки с отчётами, «молнии», радио-, фото-, стенгазеты, и т. п.

6. Последействие.

На этом этапе учитель, по сути, анализирует результаты КТД, намечает новые перспективы, задумывается над новым КТД.

Любой этап КТД - это творчество ребенка, которое обязательно нужно заметить. Если один сделал костюм, другой - своими руками декорации, а третий использовал и костюм, и декорации в своей роли, то успех следует, конечно, разделить на всех. Это и есть коллективный успех.

В основе технологиии лежит ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Дружба, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура,

Безопасность.

Результаты работы при использовании технологии КТД:

При работе в микрогруппах, во время совместной деятельности ребята объясняют друг другу всё, что им не ясно. Если необходимо, то не стесняются вместе обратиться за помощью к педагогу.

Дети учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить пути их решения.

Все понимают, что успех зависит не только от запоминания готовых знаний, но и от способности самостоятельно приобретать новые сведения и умения их применять в конкретных случаях.

У детей появляется собственная точка зрения, они учатся её отстаивать.

Дети научились уступать, договариваться, общаться между собой, с педагогом.

Ребята научились помогать друг другу, выручать в трудных ситуациях.

Повысился уровень воспитанности учащихся, взаимная ответственность.

И поскольку, не существует двух одинаковых личностей, двух одинаковых мнений, одинаковых школ и даже классов, то и результаты, которые мы получим, апробируя данную технологию, будут различными, но обязательно с положительной динамикой.

Внеурочная деятельность школьников – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Широкий спектр возможностей школа может предоставить ребенку, если объединит свойства шести основных системообразующих компонентов , вплетающихся один в другой:

Первой из этих подсистем является воспитание в процессе обучения (уроки, исследовательские проекты, факультативные занятия спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д.).

Второй подсистемой – комплексы классных мероприятий , характерных для каждой возрастной группы школьников.

Третья подсистема – это годовой цикл общешкольных мероприятий по различным направлениям: познавательное, творческое, художественно – эстетическое, трудовое, экологическое, нравственное, формирование здорового образа жизни, правовое и военно-патриотическое, изучение основ пожарно-технических знаний и безопасности дорожного движения и т.д.

Четвертая подсистема – это участие в районных, краевых мероприятиях , в том числе с учетом региональных особенностей.

Пятой подсистемой является самоуправленческая общественная деятельность учащихся (ученическое самоуправление и детские общественные организации и объединения ).

Шестую подсистему представляет дополнительное образование учащихся , реализуемое в школе путем создания внутренней сети кружков, клубов секций, а также расширением связей с учреждениями дополнительного образования.

Интеграция вышеназванных компонентов образовательной деятельности образует единую систему массового вовлечения школьников во внеурочную деятельность. В результате у детей появляется широкий спектр выбора внеурочной деятельности, что позволяет привлечь к активной деятельности максимально возможное количество учащихся .

В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагается применять известные формы воспитательной работы и дополнительного образования. Право выбора форм представляется педагогам и их воспитанникам. Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение.

В «Методическом конструкторе внеурочной деятельности школьников» (авторы Д.В. Григорьев, к.п.н., П.В. Степанов, к.п.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО) предполагается как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками - «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т. п.).

Итак, интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.

Организационные формы

реализации интенсивов внеурочной деятельности

Объединения по интересам (органы ученического самоуправления, детские общественные объединения, клубы, научные общества и др.), действующие по программам внеурочной деятельности на основе разработанных программ деятельности объединений;

Временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, праздники, проекты, акции, экскурсии и т. п), действующие по комплексным и тематическим программам внеурочной деятельности.

Согласно требованиям ФГОС любые выбранные образовательным учреждением формы (в том числе и интенсивы) должны быть отражены:

в программах внеурочной деятельности;

в расписании внеурочной деятельности;

в журналах учета внеурочной деятельности (дополнительного образования).

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой – как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т.е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий). Генетически понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего процесс труда (см.: Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека – законы внешнего мира, природы (см.: Ленин В.И. ПСС, т. 29, с. 171). В мышлении донаучного периода в силу его антропоморфизма представление о целесообразности, которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антропоморфизм характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего целесообразность как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии , извращенно представляющей целесообразность. Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы целесообразности. Научная интерпретация этой проблемы стала возможной лишь в рамках мышления, выявляющего объективное значение целесообразности.

При исследовании форм целесообразности как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической целесообразности, которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных ее формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого «дополнения» к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая целесообразность объяснялась обращением к материальным причинам. Особое значение имела здесь теория эволюции Дарвина, в которой органическая целесообразность представала как приспособленность организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической целесообразности.

С позиций системно-структурного детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетические аспекты органической целесообразности, т.е. представление об известной направленности (и в этом смысле целесообразности) морфофизиологической реакции – наследственных изменений, метаболических, термодинамических и прочих процессов в живых системах. Эта направленность процессов, определяемая взаимодействием внешних и внутренних условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции – статистически.

Новые аспекты проблемы органической целесообразности раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно которому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение целесообразности выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определенную направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознательных целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования понятия целесообразности не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами целесообразной человеческой деятельности может быть в некоторых случаях весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же время вполне правомерен особый научный подход – т.н. целевой, ориентирующий исследование на анализ отношения целесообразности, взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой его является методологический принцип целесообразности, т.е. подчинение процесса научного исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый т.о. целевой подход может широко применяться в исследовании не только таких систем, но и циклических процессов или процессов поступательного развития.

Литература:

1. Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., т. 20;

2. Фролов И.Т. Проблема целесообразности в свете современной науки. М., 1971;

3. Он же. Жизнь и познание. М., 1981, гл. 2;

4. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1988;

5. Dobzhansky Т. Determinism and Indeterminism in Biological Evolution. – Philosophical Problems in Biology. N. Y., 1966;

6. Rosenblueth Α. , Wiener Ν. , Bigelow J. Behavior, Purpose and Teleology. – Purpose in Nature. Englewood Cliffs, 1966.

Состав расчетов технико-экономического обоснования, выполняемых в экономическом разделе ДП, включает следующие разделы:

1. Обоснование целесообразности разработки проекта.

2. Организация и планирование работ по разработке темы проекта.

3. Расчет затрат на разработку проекта.

4. Оценка эффективности разработанного проекта.

Конкретное содержание ТЭО зависит от характера разрабатываемых проектов (НИИ, ОКР).

Обоснование целесообразности разработки проекта

Для ДП опытно-конструкторского направления. В данном разделе подлежат разработке две позиции:

Выбор и обоснование базового варианта (аналога) для сравнения с разрабатываемым продуктом (устройством, блоком, системой, программным продуктом);

Оценка уровня качества разрабатываемого продукта (эксплуатационно-технического уровня).

Выбор базового варианта производится совместно студентом и руководителем ДП на основании патентного поиска, обзора литературы по заданному техническому направлению, анализа информации из Интернет и других источников.

В качестве аналога в ДП опытно-конструкторского направления могут быть выбраны: современные устройства, приборы, устройства, блоки, технико-эксплуатационные показатели которых соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям и имеющие разрабатываемым проектом одну область применения и одно функциональное назначение (но различные принципы действия, схемные решения, элементные базы и т.д.).

После выбора потенциально возможного варианта, необходимо провести анализ и сравнение с разрабатываемым продуктом (устройством) по функциональному назначению, основным техническим и эксплуатационным параметрам, областям применения. Подобный анализ осуществляется с помощью процедуры оценки комплексного показателя качества и эксплуатационно-технического уровня разрабатываемого продукта.

Эксплуатационно-технический уровень (ЭТУ) научно-технического продукта – это обобщающая характеристика его эксплуатационных свойств, возможностей, степени новизны, являющихся основой качества продукта. Основная цель оценки эксплуатационно-технического уровня – ответить на вопрос о соответствии параметров вновь создаваемого продукта лучшим имеющимся отечественным и зарубежным образцам. ЭТУ разрабатываемого продукта определяется после выбора аналога на основе анализа системы показателей. Показатели качества могут быть различными в зависимости от поставленной в дипломном проекте научно-технической задачи. Все показатели (критерии) качества инновационных продуктов могут быть разделены на группы:



Общие технические показатели: габарит, масса, уровень стандартизации, срок службы, эксплуатационная надежность, безопасность в работе, патентоспособность;

Специфические технические показатели, зависящие от типа научно-технического продукта: для приемников – чувствительность, помехоустойчивость, качество звука и изображения; для программных продуктов – интерфейс, рациональность, объем памяти; для измерительных приборов – диапазон измерения, точность; для нестандартного оборудования – мощность, производительность и т.п.

Дипломнику необходимо совместно с руководителем определить перечень критериев (показателей) оценки ЭТУ как для разрабатываемого продукта, так и для выбранного аналога.

Для обобщающей характеристики ЭТУ продукта можно использовать обобщающий индекс эксплуатационно-технического уровня J эту , который рассчитывается как произведение частных индексов. Частный индекс определяется как отношения каждого показателя разрабатываемого научно-технического продукта (НТП) к показателю продукта-аналога.

Для учета значимости отдельных параметров может быть рекомендован балльно-индексный метод,

где J эту – комплексный показатель качества разрабатываемого научно-технического продукта по группе показателей;

n – число рассматриваемых показателей;

В i – коэффициент весомости i -го показателя в долях единицы, устанавливаемый экспертным путем (сумма весов всех рассматриваемых показателей должны составлять единицу);

X i – относительный показатель качества, устанавливаемый экспертным путем по выбранной шкале оценивания. Для целей оценки J эту рекомендуется 5-ти или 10-балльная шкала оценивания.



Пример применения балльно-индексного метода в упрощенном варианте показан в таблице 1 (использована 10-балльная шкала оценивания).

Таблица 1

Таким образом, разрабатываемый научно-технический продукт имеет более высокий показатель эксплуатационно-технического уровня по сравнению с продуктом-аналогом.

Необходимо провести обоснование целесообразность разработки ДП научно-исследовательского характера.

Для ДП указанного направления в данном разделе необходимо отразить актуальность, необходимость и значимость проведения исследований, изложить уели и задачи, характер и специфические особенности выполняемого исследования.

Целесообразно отразить состояние проблемы (вопроса) и пути ее решения в нашей стране и за рубежом, обосновать целесообразность выбора темы НИР и методов исследования на основе изучения отечественной и зарубежной литературы, научной информации и т.п.

Научная и практическая целесообразность НИР оценивается по будущему вкладу в развитие теории и методики, по влиянию и полезности для других областей знаний или деятельности.

Не каждая работа может привести к реальной экономии затрат ресурсов, но каждое исследование должно рано или поздно оправдать либо возместить произведенные затраты на ее проведение. Без этого заключения сложно сделать вывод о целесообразности осуществления и финансирования научно-исследовательской работы.

Организация и планирование работы

Планирование работ по ДП заключается в составлении перечня работ, необходимых для достижения поставленных задач; определении исполнителей каждой работы; установлении продолжительности работ в рабочих днях; построении линейного или календарного графика.

Прежде всего необходимо правильно установить оптимальную величину работ по теме. При расчленении темы на крупные этапы план-график работ становится слишком общим. При слишком дробной детализации он трудно воспринимается. Пожтому в каждом отдельном случае следует найти оптимальную степень разбивки темы на отдельные этапы и работы, что обеспечит возможность эффективного контроля и управления за разработкой проекта.

Типовой перечень этапов и работ, выполняемых при проведении НИР, приведен в Приложении №1, а типовой список работ при проведении ОКР – в Приложении №2.

Наиболее ответственной частью работ в этом разделе является расчет трудоемкости отдельных видов проводимых работ, так как трудозатраты составляют основную часть стоимости НИР и ОКР. Удельный вес зарплаты в общей сметной стоимости научных исследований составляет 65% и более.

Для определения ожидаемой продолжительности работы t ож применяются два варианта использования вероятностных оценок деятельности работ. Первый вариант основан на использовании трех оценок t max , t min , t н.в.

(1)

где t min – кратчайшая продолжительность заданной работы (оптимистическая оценка);

t max – самая большая продолжительность работы (пессимистическая оценка);

t н.в. – наиболее вероятная по мнению экспертов продолжительность работы (реалистическая оценка).

Второй вариант основан на использовании двух оценок: t max и t min . В этом случае

(2)

Оценка трудоемкости отдельных работ оформляется в таблицу 2.

Таблица 2

Для того, чтобы выполнить НИР и ОКР в срок при наименьших затратах средств, составляется план-график, в котором рассчитывается поэтапная трудоемкость всех работ.

При составлении ленточного графика необходимо охватить весь перечень работ по теме. При этом следует исходить из того, что дипломник выступает в качестве основного исполнителя. Для проведения отдельных видов работ могут привлекаться другие сотрудники (руководитель, монтажник, системотехник и т.д.). На ленточном графике это отражается в виде параллельных отрезков прямых линий, характеризующих одновременное проведение работ несколькими сотрудниками.

Ленточный график может быть выполнен в форме Таблицы 3.

Таблица 3

Перечень работ Исполнитель Трудоемкость, чел/дн. Численность, чел. Длительность, дней. Продолжительность работ, недель
1 Разаботка технического задания руководитель, инженер
2 Сбор информации, изучение литературы инженер
3 Формулировка возможных направлений решения задачи инженер
……………………………... ……………… …. …. …. . . . . . . . . . ….
Общая длительность проведения работ
целесообразность

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

целесообразность

целесообразности, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к целесообразный. Целесообразность действий.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

целесообразность

соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинноследственных отношений. Понимание целесообразности в кибернетике связано с принципом обратной связи (т.е. с воздействием результата процесса на его исходный пункт).

Целесообразность

соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Ц. рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой ≈ как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение Ц., характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий).

Генетически понятие Ц. связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего ≈ процесс труда (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека ≈ законы внешнего мира, природы (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171).

В мышлении донаучного периода в силу его антропоморфизма представление о Ц., которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антропоморфизм характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего Ц. как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии, извращённо толкующей Ц. Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и особенно Г. Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы Ц. Научная интерпретация проблемы Ц. стала возможной лишь в рамках диалектико-материалистического мышления, выявляющего объективное значение Ц.

При исследовании форм Ц. как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической Ц., которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных её формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого «дополнения» к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая Ц. объяснялась путём обращения к её материальным причинам. Особое значение имела здесь дарвиновская теория эволюции (см. Эволюционное учение), которая объяснила органическую Ц. как приспособленность организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической Ц. (см. ниже Целесообразность в биологии).

С позиций диалектико-материалистического детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетические аспекты органической Ц., т. е. представление об известной направленности (и в этом смысле Ц.) морфофизиологических реакций ≈ наследственных изменений, метаболических, термодинамических и пр. процессов живых систем. Эта направленность процессов живых систем, определяемая взаимодействием внешних и внутренних условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции ≈ не однозначно, а статистически.

Новые аспекты проблемы органической Ц. раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно которому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение Ц. выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определённую направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими в качестве целей (разумеется, речь идёт не о сознательных целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования понятия Ц. не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами целесообразной человеческой деятельности может быть в некоторых случаях весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же время вполне правомерен особый научный подход ≈ т. н. целевой подход, ориентирующий исследование на анализ отношения Ц., взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой его является методологический принцип Ц., т. е. подчинение процесса научного исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый т. о. целевой подход может широко применяться не только в исследовании таких систем, но и циклических процессов или процессов поступательного развития.

До выхода в свет «Происхождения видов» Ч. Дарвина (1859), а иногда и после опубликования этого труда предпринимались попытки истолкования органической Ц. как результата действия внешней среды непосредственно на организм или через посредство упражнения и неупражнения органов, причём организмам необоснованно приписывалась способность изменяться адекватно имеющимся условиям и наследовать эти приспособительные изменения. Материалистическое объяснение целесообразных формообразовательных и функциональных реакций в онтогенезе и возникновение целесообразных признаков в филогенезе сводится к признанию Ц. как результата естественного отбора, сохраняющего организмы с целесообразными, т. е. соответствующими условиям существования, признаками. Всякая Ц. в строении и жизнедеятельности организмов относительна, т.к. приспособительные признаки остаются такими только в данных условиях существования, а при изменении условий они перестают быть целесообразными.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Морган Т. Г., Экспериментальные основы эволюции, пер. с англ., М. ≈ Л., 1936; Дарвин Ч, Происхождение видов путем естественного отбора, М. ≈ Л., 1939 (Соч., т. 3); Бернштейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Современные проблемы эволюционной теории, Л., 1967; Шмальгаузен И. И., Кибернетические вопросы биологии, Новосиб., 1968: его же, Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969; Фролов И, Т., Проблема целесообразности в свете современной науки, М., 1971; Hartmann М., Allgemeine Biologic. Eine Einfuhrung in die Lehre vom Leben, 4 Aufl., Stuttg., 1953; Bertalanffy L. von, Problems of life, N. Y., 1960; Dobzhansky Т., Determinism and indeterminism in biological evolution, в кн.: Philosophical problems in biology, N. Y., 1966; Rosenblueth A., Wiener N., Bigelow J., Behavior, purpose and teleology, в кн.: Purpose in nature, Englewood Cliffs, 1966.

И. Т. Фролов, Л. Я. Бляхер.

Примеры употребления слова целесообразность в литературе.

К решениям уже апробированным, целесообразность которых была полностью признана практиками, Лавочкин и Люшин постарались добавить и нечто свое, казавшееся им чрезвычайно прогрессивным: фонарь пилотской кабины - прозрачный колпак, прикрывавший пилота,- молодые конструкторы решили сделать выдвижным.

В ней выражается целесообразность , и бережность, и уважение, и заостренная сила.

Напротив, постмодернити определяется как эпоха, характеризующаяся ростом культурного и социального многообразия и отходом как от ранее господствовавшей унифицированности, так в ряде случаев и от принципов чистой экономической целесообразности .

Но мы -- дарвинисты, потому что мы согласны с материалистическим ядром учения Дарвина, с глубоко творческой, глубоко правильной теорией естественного отбора, без которой невозможно объяснить основные черты органического мира и приспособленности организмов к среде, то, что именуется органической целесообразностью .

Обе аксиомы дарвиновской теории - органическая целесообразность и единство природных процессов для всех живых существ - не были подтверждены никакими эмпирическими открытиями на протяжении еще ста пятидесяти лет.

В последнем случае решение о целесообразности делегирования домена принимается КГ домена.

Взяв на себя ответственность решить судьбу партии, Президент России присвоил себе дискреционную власть, основанную на преобладании целесообразности над законностью, и для достижения поставленной цели использовал не предусмотренные законом меры и санкции в отношении политической партии.

В беседе с Гитлером 10 марта Роммель сумел убедить фюрера в целесообразности этого плана, и Гитлер приказал Кессельрингу отвести малоподвижные итальянские дивизии с позиции Марет к Вади-Акариту для организации обороны на этом рубеже.

Я знаю в практике западных государств случаи отклонения временных законов, проведенных в чрезвычайном порядке, но я не знаю случаев запроса о незакономерности таких актов, так как субъективная оценка и момента чрезвычайности, и момента целесообразности принадлежит во всяком случае не палатам.

Это было особенно неприятно для Эскобедо, поскольку он вместе с тремя членами картеля убедил своих партнеров в целесообразности именно такой системы отмывания денег.

А тебе не кажется, - усмехнулся он, - что мое неверие в смысл такого транса заранее перехеривает его целесообразность ?

Да, он был прав: у нее действительно не проходило ощущение внутреннего притормаживания, но ощущение совершенно бесспорное - настолько бесспорное, что не было нужды проверять его целесообразность .

Я доказываю ей, что так могут рассуждать лишь те, кто не постиг великой целесообразности равновесного замкнутого общества.

Как раз в это время в педагогических журналах развернулась дискуссия о целесообразности разновозрастных групп.

И хотя герцог Орлеанский постарался выставить напоказ свое полное единение с Принцем, он тем не менее, что ни день, с глазу на глаз совещался с кардиналом Рецем, который главным образом занимался разубеждением Месье в целесообразности подсказанных ему Принцем решений.