Проблемы амбидекстров. Амбидекстр: кто это, и какими способностями наделен такой человек

Многих людей волнует: как стать амбидекстром , то есть, как стать человеком, у которого в равной степени развиты оба полушария?

Конечно, процент таких людей не очень велик, но, что определенно радует, так это возможность работать над развитием обоих полушарий . Это та психологическая характеристика, которую способен изменить сам человек.

Определение понятия

Амбидекстр — что это такое? Есть такое понятие - «ведущая рука» . Это значит, что у человека одна рука функционирует более активно.

Во всем мире значительно больше правшей: людей, которые пишут, режут, едят и делают много других действий именно правой рукой.

Меньше левшей, хотя не так мало, как это фиксирует статистика: огромное количество левшей просто переучено на более «удобных» для системы образования правшей.

А есть и такие люди, у которых нельзя выделить эту самую «ведущую руку». Они одинаково хорошо справляются с основными действиями и правой, и левой рукой. Вот именно их и называют амбидекстрами.

Амбидекстры :

  • отличаются тем, что функционирование обеих рук у них развито одинаково;
  • скорость и точность действий, выполняемой обеими руками, идентичны;
  • могут быть с врожденными способностями, или приобретенными способностями к равнозначному функционированию рук.

Важный момент: ведущая рука - это только заметное следствие большей развитости определенного полушария мозга.

У правшей более развито левое полушарие (логическое ), у левшей, соответственно, правое (интуитивно-чувствующее ). Следовательно, у амбидекстров одинаково, гармонично развиты оба полушария.

Кто такой амбидекстр? Узнайте из видео:

Приобретенная и врожденная

Самое интересно, что все дети - это амбидекстры .

Если быть точнее, все дети в возрасте до 4-5 лет способны с одинаковой успешностью работать и левой, и правой рукой.

Это означает, что от природы амбидекстрия не является особенностью , это физиологическая данность человека.

Но в силу того, что человек живет и развивается в обществе со своими системами и институтами, упорядоченностью, усредненностью, его просто направляют в нужную область.

Писать следует правой рукой, есть тоже - ребенка к этому просто приучают . И навык той же развитости действия левой рукой угасает, становится ненужным.

Здравомыслящий человек понимает - не может быть одно полушарие мозга менее важным, чем другое. Они равнозначны, а, следовательно, важно использовать возможности каждого.

Но если так сложилось, что по социальным требованиям у ребенка развивают преимущественно одно полушарие, то гармонизацией работы двух он должен заниматься сам. И, что самое важное, это возможно.

Какой рукой лучше владеет?

Амбидекстрия касается разных систем организма человека. Он не только может писать двумя руками, у него нет такого понятия как прицельный глаз, толчковая нога, тонко распознающее ухо. Это огромное преимущество .

Но не все амбидекстры пишут двумя руками абсолютно хорошо : да, они могут это делать, с легкостью меняют руки, не теряются в случае замены; но в процентном соотношении 50/50 обеими руками владеет только 1% людей на планете.

Потому нет четкой статистики : например, что у абидекстров все же более развита правая рука, или левая. Но однозначно есть некоторое преимущество одной их рук (читай - одного из полушарий).

Психология левши, правши и амбидекстра:

Известные знаменитости-амбидекстеры

Наиболее известен, наверное, в этой области - Гай Юлий Цезарь.

Для мужчин вообще редка многозадачность, их психика, скорее, одноканальна, они могут делать много дел, но только поочередно. И такие личности, как римский император, являются исключениями.

Также среди знаменитых амбидекстров есть:


Конечно, амбидекстров в мире не так много. Эти люди интересны исследователям, ученым и психологами, и просто обывателю.

Потому нередко такие уникумы становятся героями захватывающих сериалов.

Амбидекстрия — плюсы и минусы

Амбидекстор - это хорошо или плохо ? Да, как ни странно, у этого явления есть и минусы. Но все же преимущества амбидекстрии первозначимы.

В чем плюсы амбидекстрии :

  • высокая производительность действий;
  • умение быстро принимать верное решение;
  • сильная воля + высокая интуиция;
  • успешность в условиях многозадачности;
  • быстрая оценка ситуации.

В чем минусы амбидекстрии :

  • некоторая рассеянность;
  • возможная неврастения;
  • высокая критичность к себе самому;
  • подверженность мигренозным болям;
  • плаксивость;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная обидчивость, нервозность.

Второй список - это не обязательные условия амбидекстрии, это только прогнозируемые, возможные черты, присущие этим уникальным людям.

Проблемы в детском саду и школе

Глобальная проблема только одна: это борьба с системой. Родители, умные и информационно подкованные, вполне могут создать ту среду, которая позволит ребенку развиваться в обоих направлениях, проявлять свои способности.

Но в школе и саду ребенка могут «ломать», потому как ему, возможно, необходим будет особый подход, а системное обучение не предполагает такого.

Потому для ребенка-амбидекстра важно :

  • чтобы педагоги учитывали их гиперактивность, превращая видимый недостаток в неоспоримое достоинство;
  • понимать, что он значим, что его видят - ему нужно давать общественные поручения, усложнять обычные задания, отмечать успехи;
  • чтобы педагог эмоционально поддерживал ребенка - сохранял его психологическую уравновешенность.

Самое главное - исключить всякое давление в выборе ведущей руки , а также способа достижения результата.

Переучивать, если ребенок уже чему-то научился, это однозначно вредно для ребенка, это огромная нагрузка на его мозг.

Что делать, если ребенок амбидекстр? Комментарий специалиста:

Можно ли стать амбидекстром?

Как утверждают нейрофизиологи, развитие мозга продолжается до 60 лет . До пятидесяти существует четкое полушарное разделение, а вот на шестом десятке человек уже способен одновременно и одинаково хорошо задействовать возможности обоих полушарий.

И делать он это может даже более успешно, чем в молодости. Потому стать амбидекстром можно: но это работа, тренировка, это упражнения, которые нужно выполнять каждый день.

Что интересно: есть несколько мировых компаний, где требования работодателя - это амбидекстрия сотрудника.

Они просят своих подчиненных развивать оба полушария, потому что, как правило, амбидекстры шикарно проявляют себя как маркетологи, креативные менеджеры, аналитики .

Как правше научиться писать левой рукой, а левше — правой? В этом видео:

Как развивать?

Действия простейшие: нагружайте работой руку, которая развита в меньшей степени .

Например, начните с детских прописей: пишите алфавит менее развитой рукой, рисуйте ею.

Пробуйте есть левой рукой, если вы правша, берите предметы тоже левой, перебирайте ягоды левой рукой, даже если это не совсем удобно. Помните, что мозг человека - на кончиках пальцев , и это касается не только ребенка.

Также можно делать следующее:

  1. Избегайте привычных маршрутов . Идите на работу другой дорогой - это избавит вас от необходимости включать «автопилот», в мозге образуются новые нейронные связи, он работает и развивается.
  2. Меняйте режим . Это опять отказ от рутины, привычных действий, не тренирующих мозг.
  3. Смотрите фильм с текстовым сопровождением . Мозг воспринимает не только буквы, но и невольно соотносит буквенный перевод с произносимыми актером иностранными словами.

И такой гимнастики для мозга будет достаточно на начальном этапе: каждый день по упражнению, процесс уже будет запущен. Ну а дальше все зависит от вашей целеустремленности и готовности работать, в том числе и физически.

Амбидекстрия - это не патология, а особенность развития мозга . Ее можно корректировать: как развивать, так и подавлять. Можно нивелировать отрицательные стороны амбидекстрии (нервозность, завышенные требования к себе), что сделает развитость обоих полушарий мозга однозначным преимуществом.

Тренируй мозг! Гармонизация правого и левого полушария:

Амбидекстрия наблюдается не только у людей, но и у животных. При данном состоянии оба полушария мозга развиты одинаково и, как следствие, обе руки у человека одинаково развиты с точки зрения функциональности. В большей части амбидекстрия - особенность приобретенная, чаще встречается, когда левшей начинают переучивать, в работу активно включается левое полушарие мозга, и ребенок становится абидекстером – начинает писать правой рукой, не утратив навыки работы левой. Приобрести такую способность можно и путем длительных сознательных тренировок – тренируется рука, активнее работает правое полушарие мозга ( , если левша решил сознательно стать амбидекстером).

Существует множество тестов, которые определяют, на человек является правшой или левшой. Так, люди, которые прислушиваются левым ухом или берут телефонную трубку в левую руку, не являются 100%-ными правшами, а потому в некотором смысле почти каждого из нас можно назвать амбидекстером.

Особенности детей амбидекстров

Поскольку у амбидекстеров оба полушария мозга развиты одинаково, они гораздо быстрее принимают решения, оценивают ситуацию и во многом превосходят обычных людей. Но в детстве амбидекстеры нуждаются в большей опеке, так как одинаково развитые полушария мозга становятся причиной языковых затруднений, синдрома гиперактивности. Таким детям хуже даются точные науки, своевременная поддержка и дополнительные занятия позволяют ребенку догнать одноклассников, обычно к 10-12 годам эта неприятная особенность проходит. Если же ребенок не находит должной поддержки, амбидекстрия может привести к задержке умственного развития.

Причины амбидекстрии

Наиболее правдоподобной теорией амбидекстрии, как и леворукости, является теория Геодакяна. Ученый провел исследования и выяснил, что подобные явления чаще наблюдаются у близнецов, недоношенных и ослабленных детей. Правое полушарие мозга, управляющее левой рукой, является по сути своей доминирующим, но левое способно развиваться гораздо интенсивнее и при оптимальных развития эмбриона сначала догоняет, а потом и опережает правое по уровню развития. В случаях, если плод испытывает гипоксию, имеются другие неблагоприятные факторы, происходит угнетение развития левого полушария и, как следствие, ребенок рождается левшой или амбидекстром. В 2008 году был обнаружен ген леворукости, но нет точных данных, что все без исключения левши и амбидекстры имеют данную генетическую особенность.

Человеческий мозг уникален, он способен перераспределять нагрузки и в случае необходимости брать на себя дополнительные задачи. Человек в любом возрасте может приобрести навык амбидекстрии, яркий пример тому – метод десятипальцевой печати, частично навыки амбидекстрии развиваются у пианистов. В случае травмы правой руки любой человек достаточно быстро обучается использовать левую руку сначала для рутинных задач, а затем и для высокоточной моторики.

В двадцать первом веке люди, к счастью, поняли, что природа наделяет появившихся детей на свет тем потенциалом, который необходим для дальнейшей жизни. К примеру, еще десять-двадцать лет назад если выяснялось, что ребенок использует левую руку как ведущую, то в большинстве случаев его начинали тут же переучивать. Методы были не всегда гуманными, что порождало большое количество неоправданных комплексов.

Полушария мозга

Все известно, что мозг человека делится на два полушария. Правое контролирует левую половину тела, и наоборот. В зависимости от того, какая рука у человека является ведущей, можно судить о том, какие качества у него развиты наилучшим образом.

Левая часть полушария головного мозга отвечает за умение логически мыслить, оно является доминантным при воспроизведении речи, в процессе чтения и письма. Также благодаря ему человек способен распознавать знаки, проводить анализ. Такая модель восприятия присуща большинству людей на планете. Правое полушарие отвечает за образное мышление, интуицию, а также творческие способности. Поэтому среди левшей больше способных и талантливых личностей.

Амбидекстр - это кто?

Однако существуют люди, которые одинаково могут совершать действия обеими руками. Их научное название звучит как "амбидекстры". Особенности этих людей заключаются в том, что во взрослом возрасте обработка информации, поступающей извне, происходит параллельно в двух полушариях. Взаимообмен импульсами может производиться поочередно или одновременно между долями головного мозга. Также люди с данными особенностями совершенно спокойно могут совершать любые действия, к примеру, есть пищу, удерживая ложку одинаково хорошо в правой и левой руке.

Левша, правша, амбидекстр

В научной практике считают, что данное свойство является, скорее, приобретенным, нежели врожденным. Однако существуют сведения, что это не совсем так. Дело в том, что от момента рождения и по достижении 5-6-летнего возраста ребенок совершенно спокойно может применять в процессе еды, рисования и прочих действий обе руки. Причем в эффективности использования разницы не наблюдается.

Выходит, что подавляющее большинство новорожденных - это дети-амбидекстры. Особенности, согласно данной теории, исчезают тем быстрее, чем быстрее новый член общества вливается в социум. Ведь в этот период ребенок видит пример взрослых и начинает ему подражать. Большинство людей все же являются правшами. Если нет явно выраженной склонности, то ребенок присоединится к их числу. Однако бывает, что дети сразу проявляют активность левой рукой. На сегодняшний день это не составляет никаких неудобств и тем более проблем. А раньше дела обстояли совсем иначе. Детей настойчиво переучивали на правую руку. Считалось, что так ребенку будет легче в школе, да и потом в жизни. Здесь действовал больше социальный аспект и общепринятые правила. Вот как раз на этапе усердного переучивания и появлялись отдельно левша и правша.

А действительно ли это так?

Далее ученые занялись вопросом о том, на самом ли деле левши появляются таковыми на свет. Или, возможно, это также сформировано одним их факторов воспитания? В процессе изучения выяснилось, что среди мужчин гораздо больше тех, у кого ведущей рукой является левая. Согласно статистике, у женщин, уровень гормона тестостерона которых превышал норму в период беременности, рождались левши либо дети-амбидекстры. Особенности и отличия способности выявлялись, естественно, в момент проявления самостоятельности ребенка: какой рукой он брал ложку, карандаш или зубную щетку. Другие данные свидетельствуют о том, что левшами появляются на свет те, которые входили в родовые пути весьма стремительно. Как известно, такой ход событий чреват образованием гематом, а иногда и повреждениями головного мозга, хоть и восстановимыми. Это лишь теория, но и она имеет право на существование.

Амбидекстры и их возможности

Может, и не совсем привычно в обществе, зато намного удобнее обладать необычными умениями, как, например, одинаково хорошо играть в теннис обеими руками. Левши и амбидекстры имеют множество преимуществ. Например, в спорте. Даже в тех его видах, где основные действия производятся по привычке правой рукой, игроки с ведущей левой оказываются, как правило, эффективнее. Здесь работает главное правило.

Пусть ведущей в игре остается все же правая рука или нога, зато левая у таких людей гораздо сильнее, чем у обычных. В этом и заключается их преимущество. Знаменитый амбидекстр - это талантливый и загадочный Леонардо да Винчи. Кроме этого, амбидекстерами были зажигательные Джимми Хендрикс и Гарри Трумэн, известная теннисистка Мария Шарапова и другие. Ходят слухи, что большинство, как правило, спортсменов, а на втором месте - музыкантов, тренируют данные навыки умышленно. Причина такому стремлению, конечно же, ясна - расширить границы профессиональных возможностей.

Тренировка

Амбидекстр - это не обязательно человек, эффективно совершающий действия обеими руками от рождения. Подобные навыки тренируют даже во взрослом возрасте. Конечно, чем старше человек, тем сложнее научить свой организм новому, особенно одним из непростых способов. Для тренировки подобных навыков подбирают для начала простейшие задачи. То есть то, что сделать рукой, которая не является ведущей, не составляет труда. Со временем задача усложняется, как и увеличивается время тренировок. Это также имеет большое значение. Постепенно, к примеру, левая, неведущая рука привыкает к ранее неудобным действиям. С тренировками картина более-менее ясна.

Положительные стороны и особенности развития

Многие считают, что амбидекстр - это заведомо талантливый ребенок или уже взрослый человек. Однако это не совсем так. Дело в том, что данный термин лишь характеризует принцип обработки информации в головном мозге. То есть она может как одновременно усваиваться полушариями, так и параллельно не восприниматься. Выходит, что ребенок-амбидекстр может при определенных условиях вырасти талантливым и весьма способным в некоторых областях, а может попросту быть невыносимо рассеянным и неспособным воспринять и совершить действие каким-либо из полушарий головного мозга.

Очевидно, что большое влияние оказывает именно воспитание. Если развивать в ребенке все то, что в нем заложено природой, тогда, безусловно, он вырастет целеустремленным и уверенном в себе человеком, который непременно осуществит все свои мечты.

Отрицательные моменты

Помимо положительных сторон данной особенности, которые проявляются в основном в раннем возрасте, в детстве с этим могут быть связаны многие отрицательные моменты. Гиперактивность, рассеянное внимание, длительное переваривание информации - со всем этим регулярно сталкивается в школе ребенок-амбидекстр. Развитие таких детей происходит особенным образом. На головной мозг с каждым годом обрушивается все больший объем нагрузки. И если обычному ребенку справиться в одиночку еще удается, то одаренным детям необходима помощь хотя бы родителей.

Следует быть готовым к тому, что мозг будет уставать чаще, чем это происходит у других. Признаками данного явления считаются головные боли с определенной периодичностью, рассеянное внимание, нервозность без явной причины. В данном случае симптомы перенапряжения каждого из полушарий имеют свои четкие признаки. В любом случае, когда после появления данных признаков ребенок начинает капризничать, то это служит эффективной разрядкой для сложившегося состояния.

Характерным симптомом перенапряжения правой части полушария головного мозга является обидчивость ребенка. А когда состояние больше напоминает неврастеническое, тогда налицо переработка информации левой половины. Универсальным способом для снятия всех видов напряжения является снижение умственной нагрузки, переключение внимания на отдых, наполненный положительными эмоциями.

В моменты обострений лучше посетить занятия танцами, пением, актерским мастерством и другими видами деятельности, где можно будет дать выход скопившимся эмоциям. Ведь когда напряжен мозг, нелегко и всему организму. Если такое состояние длится долго, это может привести к появлению неприятных диагнозов.

Небольшое заключение

Такое интересное явление, как амбидекстер, является признаком того, что природа не зря что-либо рождает на свет. Может, это и есть тот новый период эволюции человека, начинающийся с главного центра управления организма - головного мозга.

Приблизительно к четырем годам у нас определяется ведущая рука - левая или правая. Но есть небольшой процент тех, кто одинаково хорошо владеет обеими. И таких детей становится все больше.

Это дети-амбидекстры, у них одинаково хорошо развиты оба полушария.

Долгое время «двуруких» детей называли детьми-индиго.И правда, многие известные люди, добившиеся вершин в своей профессии, - амбидекстры. Но прежде чем ребенок-амбидекстр станет гениальным взрослым, ему придется пройти через сложности в обучении.

Ирина Шабаева - детский и семейный психолог, КПТ терапевт, специалист по сложностям у больших и маленьких.

В чем особенность амбидекстров?

У детей-амбидекстров переключение между левым и правым полушарием происходит спонтанно, ребенок это не контролирует.

Информация может, как одновременно усваиваться полушариями, так и также параллельно не восприниматься. А это значит, ребенок может вырасти или талантливым и очень способным во многих областях, или рассеянным, несобранным.

Правда то, что в детстве выглядит, как хаос, разброс и шатание, в зрелом возрасте может стать его преимуществом перед остальными людьми. Эти люди видят мир с разных сторон и могут решать сразу несколько задач.

Рассеянное внимание, гиперактивность, необходимость многократных повторений и большего времени для переваривания информации, головные боли, нервозность без явной причины - вот то, что сопровождает ребенка во время учебы. С каждым годом нагрузка будет расти, и ему очень понадобится помощь родителей.

  • В возрасте 7-8 лет могут быть сложности в освоении языка (чтение и письмо).
  • В возрасте 15-16 лет могут снова проявится симптомы СДВГ, в связи с чем, могут быть проблемы с учебой.

Как помочь ребенку-амбидекстеру?

Давать возможность использовать обе руки по собственному желанию.

Давать опору на образы. То, что они не могут представить, им очень сложно понять. Зубрежка или механическое запоминание - не их «конек». Например, таблица умножения или формула без привязки к картинке или сюжету, становится почти непосильной задачей.

В младшем возрасте им необходимо давать больше времени и количество повторений. Эти дети ускоряются по мере взросления. Запаситесь терпением.

Ориентируйтесь на настроение. Если беспричинно обижается, капризничает, значит, произошла перегрузка правого полушария, если раздражен и апатичен, значит, левое. Снижаем нагрузку, переключаем внимание на отдых и позитив.

Во время - когда устала левая, начинаем писать правой. То же в спорте. Таким образом, это становится преимуществом.

Предлагайте самому придумать метод, КАК запомнить информацию. Они мыслят иначе. Со временем вы поймете, по какому принципу осваивает информацию именно ваш ребенок.

Им скучно заниматься только одним делом. Они могут одновременно читать книгу и смотреть телевизор. Не стоит их ругать и пытаться обучать, как в школе, в полной тишине.

Делайте упражнения на развитие межполушарных взаимосвязей. Их много и вы их без труда найдете в сети.

Вот несколько примеров:

  • пальчиковая гимнастика
  • попеременное чтение разных рассказов с удержанием сюжетной линии (по 5 минут на каждый рассказ, или по странице) в конце пересказ. И помним про образы, поэтому нужны картинки.
  • Зеркальное рисование. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
  • Регулировщик. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно.
  • Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой.

Пример 1-го листика:

А Б В Г Д
Л П П В Л

И самое простое упражнение - переждать, пока созреет мозг:). Главное, не мешать «правильностью».

Преимущества "двуруких"детей

Взрослые амбидекстры все равно распределяют обязанности между левой и правой рукой, то есть, у них формируются предпочтения, например, писать любят левой, а вот есть правой, хотя делать все могут каждой рукой одинаково хорошо.

  • Уже в подростковом возрасте они могут «одновременно думать о двух проблемах».
  • Взрослые амбидекстры обрабатывают информацию параллельно, одновременно.
  • Использование обеих рук может быть полезным в спорте, музыке, рисовании, где это преимущество ощутимо и практически применимо.
  • Особенность работы их мозга делает их особыми учеными, гениальными руководителями, творцами и создателями. Ведь они видят любую информацию с многих точек зрения в один момент, а значит, лучше определяют слабые места, перспективы, видят всю суть.

Каждый ребенок рождается с определенным набором задатков, которые могут развиться и стать талантом или гениальностью. И наша задача их распознать и создать условия для их развития.

Фото: depositphotos.com, архив эксперта

Амбидекстр – человек, у которого гармонично развиты левое и правое полушарие головного мозга, но означает ли это гармоничное развитие и в чем особенности таких людей? Амбидекстрию можно развить – это полезно и левшам, и праворуким. Интуиция, образное мышление наравне с железной волей и логикой помогают быть успешным в любых видах деятельности.

Амбидекстр - что это такое?

Амбидекстр это – человек с одинаково развитыми функциями обеих рук (лат. ambi – оба, dexter – правый), правая и левая рука - обе ведущие. Амбидекстрия подразделяется на врожденную и приобретенную в ходе специальных упражнений и тренировок. Примечательно, что наблюдения за детьми показали, что приблизительно до 5-6-летнего возраста все дети одинаково успешно пользуются в своей деятельности двумя руками, что позволило предположить, что человек рождается амбидекстром, затем под влиянием социума формируется ведущая правая рука и .

Амбидекстр - психологические особенности

Амбидекстр - что это за человек, и как амбидекстрия влияет на мозг? Эти вопросы до сих пор во многом являются открытыми, потому что таких людей очень мало на планете Земля – всего 1% от общего количества. Изучение психологических особенностей ведется в основном методом наблюдения, снятием энцефалограммы и посредством анализа графологами почерка. Амбидекстры обладают противоречивой натурой, неврастеничны и очень обидчивы на протяжении всей жизни, но среди них много гениальных, тонко чувствующих людей являющих миру что-то ценное: научные открытия, произведения искусства.

Амбидекстрия - плюсы и минусы

Амбидекстры гениальны – так утверждают исследователи. У такого явления как амбидекстрия, есть свои положительные и отрицательные аспекты, на которые стоит обратить внимание родителям. Плюсы данного феномена:

  • высокая производительность в действиях;
  • успешность в многозадачных направлениях;
  • сильная воля развита наравне с высокой интуицией;
  • быстрая оценка ситуации (происходит обработка информации сразу двумя полушариями);
  • мгновенно принимают сложные решения;
  • могут писать разные тексты сразу двумя руками, рисовать одновременно разные картинки.

Минусы амбидекстрии, явно проявляющиеся в детском возрасте:

  • рассеянность;
  • гиперактивность с дефицитом внимания;
  • до 12 лет сложное усваивание новой информации;
  • быстрая утомляемость;
  • плаксивость;
  • высокая критичность по отношению к себе;
  • сложности в ;
  • частые головные боли по типу мигрени;
  • неврастении;
  • повышенная нервозность и обидчивость.

Амбидекстрия - причины

Амбидекстрия - это чаще врожденная особенность, проявляющаяся у 0,4% людей. Причины появления амбидекстров до конца не ясны. Ученый –генетик В. Геодакян, создатель эволюционной теории ассиметрии мозга и парных органов провел огромное количество исследований, проанализировал статистические данные и выяснил, что амбидекстрия характерна для:

  • недоношенных детей;
  • близнецов;
  • ослабленных новорожденных.

Причины врожденной амбидекстрии:

  1. Генетическая. Наличие гена LRRTM1, который также ответственен за развитие шизофрении (среди шизофреников большее количество амбидекстров).
  2. Во время развития плода левое полушарие в какой то момент начинает развивается быстрее и интенсивнее, чем правое. Внутриутробная гипоксия или другие неблагоприятные факторы влияющие на плод вызывают угнетение развития левого полушария и такой младенец рождается левшой или амбидекстром.

Амбидекстр - признаки

Люди амбидекстры - яркие личности, успешные сразу в нескольких сферах жизни. Признаки амбидекстрии специфичны и распознаются в ходе наблюдения ребенка или взрослого за работой:

  • пишут свободно и левой и правой рукой, особенностью является разный почерк;
  • разные мелкие манипуляции, движения требующие точности успешно выполняются обеими руками;
  • в поведении может явно прослеживаться, что в человеке уживаются как бы две противоречивые личности.

Амбидекстрия - как развить?

Развитие амбидекстрии предполагает, что человек начинает лучше использовать заложенный в нем творческий потенциал за счет формирования новых нейронных связей и гармонизации полушарий головного мозга. Правши начинают развивать в себе интуитивные способности, а левшам, иногда не достает логического обоснованного мышления, который есть в избытке у правшей. Тренировки и упражнения помогают достичь и тем и другим своих целей.

Амбидекстрия - упражнения

Развитие амбидекстра в себе – это не так уж и сложно. Дисциплина и каждодневная практика через некоторое время дадут результаты. Упражнения для развития второй руки и синхронизации обоих полушарий:

  • часть времени выполнять обычную повседневную работу «слабой» рукой (правши – левой, левши – правой);
  • жонглирование – помогает задействовать одинаково обе руки;
  • вышивание попеременно обеими руками;
  • обучение игре на музыкальных инструментах: фортепиано, баян, аккордеон;
  • практика десятипальцевой печати на клавиатуре;
  • одновременное рисование на двух листах бумаги: правая рука рисует квадрат, левая – треугольник;
  • «зеркальное рисование» - рисование обеими руками одинаковых символов, букв, фигур.

Самые известные амбидекстры

Среди ученых-изобретателей, писателей и людей шоу-бизнеса много гениальных личностей, что позволяет судить, что такое врожденное или наработанное явление как амбидекстрия усиливает в человеке . Знаменитые амбидекстры:

  1. Гай Юлий Цезарь . Из учебников истории про римского политического деятеля и полководца известно, что он одновременно мог заниматься несколькими делами одновременно, что предполагает в нем амбидекстра.
  2. Никола Тесла . Инженер-изобретатель, нобелевский лауреат исследователь переменного тока и магнитного поля.
  3. Том Круз . Американский актер, сводящий своей ослепительной улыбкой слабую половину человечества – амбидекстр. Одинаково виртуозно владеет обеими руками в различных действиях.
  4. Мария Шарапова . Знаменитая российская теннисистка уверенно играет в теннис что правой, что левой рукой.
  5. Тиль Линдеманн . Фронтмен немецкой группы «Rammstein» обладатель нескольких профессий и освоивший игру на нескольких инструментах тоже входит в небольшой процент людей-амбидекстров.