Ребенок как фасилитатор развития родителей. Принципы и правила фасилитации

Автор: Яркина Елена Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 "Сказочная полянка" общеразвивающего вида г. Заринска.
Описание работы: данный материал будет полезен педагогам детского сада для построения конструктивного взаимодействия с субъектами ДОУ через использование инновационных методик. На основе метода фасилитации педагогам можно организовывать родительские собрания, строить выступления на педагогических советах, методических объединениях.

Методическая разработка практикума для педагогов «Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ»

«Если вы всегда делаете то,
что вы всегда делали.
Вы будете получать то,
что всегда получали»
А. Эйнштейн

В начале практикума необходимо разделить педагогов на 3 подгруппы, ведущий - фасилитатор раздаёт участникам педагогического совета эмблемы, согласно которым педагоги занимают свои места за столами.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для записи комментариев членов группы по ходу обсуждения (или доска с мелом), 3 стола, стулья по количеству участников, бумага, ручки, буклеты, звонок.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в организации мероприятий на основе метода фасилитации.
Задачи : совершенствование качества работы ДОУ при сотрудничестве с родителями, развитие коммуникативных, фасилитативных умений педагогов.

Ход мероприятия:

Ведущая: Уважаемые коллеги, я рада видеть Вас на практикуме «Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ». Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.
ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяет сотрудничество ДОО с семьей. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления развития детей.
Современный педагог должен обладать компетентностями необходимым для установления сотрудничества с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.
Педагог должен стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. Воспитателям необходимо освоить новые методы сохранения партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями дошкольников.

Родительское собрание - это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада. Но даже самые заинтересованные в повышении своей компетентности родители чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранными для них педагогами детского сада.
Стремлению родителей деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют методы фасилитации. Главное их предназначение - развивать способность самостоятельно анализировать различные проблемы, находить пути для их решения, а также умение работать с информацией.
Скажите, как можно определить тему совместного мероприятия с родителями, учитывая их потребности?
Вы заняли места, согласно своим эмблемам. И работа наша будет проходить по подгруппам.


Неслучайно эмблемы нашей встречи сегодня символичны:
- белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
- синий - цвет веры и верности, постоянства;
- красный цвет символизирует энергию, силу.
Сейчас, возьмите по одному листочку от «Дерева вопросов», на котором запишите вопрос, интересующий вас по теме нашего практикума (3-4 минуты).


Фасилитатор проводит работу по методу «Дерево вопросов», определяя интересующие вопросы педагогов по теме мероприятия. Далее готовые листочки развешиваются на «дереве». Фасилитатор учитывает запрос педагогов, структурирует вопросы, выстраивает проведение практикума исходя из запланированной деятельности.
Ведущая: Вот и определены те вопросы, над которыми мы сегодня будем работать.


Уважаемые коллеги, сегодня вы заняли места за тремя разными столиками. А форма работы наша сегодня необычная, называется «Мировое кафе», это один из методов фасилитации, который могут использовать педагоги для организации родительских собраний, методических мероприятий. И на примере нашей работы сегодня мы постараемся разобраться в организации таких мероприятий. Все вы сейчас находитесь в своем «кафе». Сейчас вам необходимо выбрать «хозяина столика», это тот человек, который будет оставаться за «столиком» все время и фиксировать результаты обсуждения вопросов, а также знакомить следующую группу с принятыми вами решениями. На обсуждение вопроса дается время 2-3 минуты, затем группа, кроме хозяина столика, переходит за следующий «столик». По завершению обсуждения «хозяин столика» знакомит с результатами по данному вопросу.

Давайте познакомимся с правилами работы нашего кафе:
1. Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
2. Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
3. Говорите открыто и от всего сердца.
4. Слушайте, чтобы понимать.
5. Связывайте и соединяйте идеи.
6. Получайте удовольствие от общения!

Принципы работы:
1. Кто бы ни пришел – это те люди, которые нужны.
2. Чтобы ни случилось – это единственное, что может произойти.
3. Когда бы это ни началось – это правильное время.
4. Когда это закончится – тогда и закончится.
Закон: если вы обнаружите, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научится или сделать какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы перейти в другое место, например, в другое кафе!
Фасилитатор предлагает вниманию участников собрания вопросы, сформулированные ими в качестве проблемных на этапе подготовки к мероприятию.
Вопрос № 1. Какие формы работы с родителями применимы в ДОУ и почему?


По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками фасилитатор вместе с участниками приходит к единому мнению, что: дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Родители, дети, воспитатели – это субъекты дошкольного образования, и от их взаимодействия зависит микроклимат группы.
Использование педагогами укоренившихся в практике детских садов методы ориентированные на традиционное понимание задач взаимодействия с семьей: просвещение, контроль действий родителей, указание на их ошибки и недостатки в воспитании, вызывают сопротивление у многих родителей. Кроме того, даже самые заинтересованные в повышении своей компетентности родители чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады специалистов ДОУ.
В эпоху компьютеризации многие современные родители достаточно информированы в вопросах дошкольного образования и имеют потребность обмениваться этой информацией, обсуждать, делиться собственным жизненным опытом. Следовательно, педагогам необходимо выбирать такие методы и технологии организации групповых мероприятий, чтобы родители стали активными участниками образовательных отношений и основными действующими лицами при принятии решений, касающихся воспитания и развития ребенка.
Массовые мероприятия педагогов и родителей
родительские собрания
конференции
вечера для родителей
кружки для родителей
школа для родителей
клубы по интересам
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
Дни открытых дверей
КВН
совместное творчество
праздники
выпуск Газеты
концерты
соревнования
Индивидуальные
беседы
посещения на дому
выполнение индивидуальных поручений
Наглядно-информационные
информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).

Вопрос № 2. Какие активные методы, способствуют продуктивному взаимодействию с родителями?


Далее организуются три раунда бесед. «Хозяева столов» подводят итоги.
По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками фасилитатор обобщает информацию:
круглый стол (это форма организации обмена мнениями);
тренинг (это форма обучения, где мало теории и разговоров и много практики и упражнений. Перед тренингом сначала даются новые знания без них не понять новую тему);
креативные игры (творческие игры, где решаются практические задачи, возникающие у взрослых и детей);
мозговой штурм (выбирается, задаётся тема). Каждый участник предлагает свой вариант ответа. Затем отбрасываются ненужные варианты ответов и подходят к окончательному решению, доказывая, почему выбрали именно этот вариант ответа. Мозговой штурм, даёт возможность объединиться в процессе поиска решений очень разным людям и найти правильное решение.
интерактивные методы «inter –это взаимный, act- действовать», означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Одним из которых является метод фасилитации.
Ведущая: Фасилитация (от англ.) – облегчать, помогать, способствовать. Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Актуальность проблемы использования технологии фасилитации обоснованна тем, что фасилитация как форма и метод работы в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий. Педагог в роли фасилитатора гибко реализует тот ролевой репертуар, который позволяет ему инициировать продуктивную деятельность группы родителей, поддерживать необходимый настрой, создавать доброжелательную атмосферу в группе.
Задачи фасилитации - решение конкретных вопросов, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, раз решение сложных и конфликтных ситуаций.
Продукт фасилитации – это организационные решения и предложения зафиксированные в протоколе мероприятия, которые повлекут те или иные изменения.
Вопрос № 3. Кто такой фасилитатор? Какими характерными чертами он обладает?
Далее организуются три раунда бесед. «Хозяева столов» подводят итоги.
По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками ведущий вместе с участниками определяет характерные черты фасилитатора:
Фасилитатор - нейтральный лидер, который делает процесс более легким и эффективным, не заинтересованный в и тогах обсуждения, не представляющий интересы не одной из присутствующих групп и не участвующий в прениях специалист.


Характерные черты:
умеет управлять содержанием и динамикой мероприятия;
умеет слушать и слышать;
умеет точно и полно обобщать информацию;
умеет правильно задавать вопросы;
готов принимать чужие мнения, не навязывая свое;
умеет структурировать время;
умеет строить открытые, доверительные отношения с участниками образовательных отношений.
Для фасилитатора характерно несколько «не»:
не заинтересован в итогах обсуждения;
не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему;
не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки;
не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение.
Вопрос № 4. Какова роль фасилитатора при организации и проведении мероприятий? Как стать эффективным фасилитатором, способствующему совершенствованию взаимоотношению с родителями воспитанников?
Далее организуются три раунда бесед. «Хозяева столов» подводят итоги.
По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками фасилитатор обобщает информацию:

Слайд 1. «Интеллект-кафе «Эрудит»

Проектировочный компонент

Слайд 2. Цель: Формирование у родителей компетентностей в вопросах организации и проведения совместной образовательной и досуговой деятельности взрослого с детьми.

Формы организации работы:

Подгрупповая – практическая.

Материалы:

  • ЭОР: Презентация: «Деловая игра с элементами фасилитации»
  • Лента атласная;
  • Песня «Любознайки» Н.Гном;
  • Шарики – гирлянда;
  • Бейджики: хозяин кафе – 1 шт., хозяин стола – 5 шт., официанты – 3 шт., спонсор – 1 шт.
  • Раскраски «Посмотри и раскрась» – признаки весны, карандаши, фломастеры, музыкальный фон;
  • Ребусы «Признаки весны» ;
  • Стих-перевёртыш «Черёмуха» С.Есенина о весне;
  • Меню с перечнем блюд для каждого стола;
  • Материал для опытов;
  • Конструктор для моделирования «Начальный уровень» ;
  • Подносы 2 шт.;

Оборудование: Мультимедиа проектор, экран, столы, стулья, магнитные мольберты, двое ножниц.

Слайд 3. План деловой игры:

1. Введение в игровую мотивацию. Представление участников:

  • Спонсор кафе (человек заинтересованный в проведении) – заведующий детским садом
  • Хозяин кафе (фасилитатор) – воспитатель группы;
  • Команда дизайна (помощники – официанты) – педагоги;
  • Участники (посетители кафе) – ролители.

Открытие кафе.

2. Начало работы кафе:

  • Разделение на группы – рассаживание за столы;
  • Утренний коктейль. Формулировка - постановка поисковой задачи. Игровое упражнение «Разминка для ума» ;
  • Выбор «хозяина» стола.

3. Основная часть.

  • Дегустация блюд: Родители пробуют блюда - выполняют творческие познавательные задания;
  • «хозяин» стола знакомит посетителей с заданиями и решением предыдущей группы, фиксирует идеи.

4. Возвращение участников за свой стол.

  • Обобщение идей хозяевами стола;
  • Создание галереи знаний;
  • Консолидация основных знаний.

5. Рефлексия. Синквейн.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители познакомятся со способом активизации познавательной активности детей в условиях семьи;
  2. Родители пополнят семейную копилку приёмом организации совместной деятельности с детьми с учётом сферы предпочтительных интересов.

Организационный компонент

Ход деловой игры:

Ведущий: Уважаемые родители и гости нашей встречи, всё шире мы в своей практике используем приёмы и методы, получившие название «интерактивные методы обучения» (метод, построенный на межсубъектном взаимодействии и общении всех участников обучения) .

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию ещё один нехитрый способ, который поможет нам создать благоприятные условия для интеллектуального развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и природными склонностями. Нам предстоит посетить открытие моего интеллект-кафе «Эрудит» для детей и их родителей. Итак, приглашаю вас поддержать нас и стать участниками деловой игры.

Введение в игровую мотивацию:

Хозяйка кафе: Вас в кафе я приглашаю,

Угостить я всех желаю,

Познавательной пусть будет встреча,

Интересные пусть льются речи.

Добро пожаловать в интеллект-кафе «Эрудит» !

Разрешите представить вам спонсора нашего кафе – это заведующий детского сада Надежда Викторовна Крылова. А вот и команда дизайна – это мои коллеги Наталья Чернова и Светлана Чугунова. И наконец клиенты кафе – это вы – родители наших воспитанников.

Слайд: 5. Звучит песня «Любознайки» Натальи Гном. Спонсор и хозяйка кафе разрезают символическую ленточку. Родители проходят и занимают места за столиками с табличками Ч-Ч, Ч-ЗС, Ч-П, Ч-Т, Ч-ХО (раздел на группы) .

Хозяйка кафе: Для налаживания интерактивного контакта клиентам кафе надо выбрать «хозяина» стола, который будет знакомить посетителей с блюдами-заданиями, фиксировать ответы-идеи, консолидировать их и оценивать.

Родители совещаются и выбирают «хозяина» стола.

Хозяйка кафе: Я рада приветствовать вас в стенах нашего интеллект-кафе «Эрудит» . Надеюсь вы приятно проведёте время. Чтобы наш отдых был плодотворным с насыщенным полезным послевкусием мои помощники предложат вам наш утренний коктейль.

Слайд 6. Помощники-официанты выносят на подносах и раздают на каждый стол ребусы.

Ввод в игровую мотивацию:

Хозяйка кафе: Попробуйте наши непревзойдённые по занимательности и любознательности утренние коктейли - ребусы, решив которые, вы узнаете название основного ингредиента блюд нашей кухни - игры.

Хозяйка кафе открывает на экране ребусы, кликая по ним. Родители решают ребусы. Звучит фоновая музыка.

Хозяйка кафе: Как вы уже успели заметить, в меню представлены блюда в соответствии с природными склонностями детей, поэтому вам предстоит сегодня попробовать все блюда нашего кафе в состав которых входят…Обращается к хозяевам столов. Хозяева столов дают решение ребусов: Капель, почка, ручей, половодье, подснежник. Хозяйка кафе открывает ответы на ребусы, кликая по ним.

Хозяйка кафе: Объединим картинки и назовём одним словом основной ингредиент наших блюд…

Сдайд7. Вы абсолютно правы, основной ингредиент сегодняшних блюд составляет время года - весна! А теперь я прошу вас отведать наши блюда. Слайд 8.

Включается музыкальный фон. Помощники-официанты на подносах выносят блюда-игровые задания, объясняют правила выполнения.

Дегустация:

Посетители кафе – родители «дегустируют блюда» - выполняют игровые задания (на столиках кафе официанты-помощники раскладывают «блюда» - игровые задания в соответствии со сферами предпочтительных интересов) :

  • 1 столик – (Ч –ХО) – Салат «Весеннее ассорти» - Игровое упражнение «Посмотри и раскрась» . Игроки раскрашивают картинку по образцу с признаками весны. / 1 группа – 1 признак.
  • 2 столик – (Ч – ЗС) – Яичница «Глазунья» - Игровое упражнение «Найди отличия» Игроки ищут 7 отличий на части картинки / 1 группа – одна часть.
  • 3 столик – (Ч – П) – Лапшевник - Опытно-экспериментальная деятельность. / 1 группа – один опыт: «Ищем воздух» , «Почему перо не мокнет» , «Почва» .
  • 4 столик – (Ч – Т) – Напиток «Дачный удачник» . Посетители моделируют один садовый инструмент/ 1 группа – 1 предмет.
  • 5 столик – (Ч – Ч) «Руляда» – Посетители восстанавливают стихотворение-перевёртыш / 1 группа – 1 четверостишие.

По мере завершения «дегустации» одного блюда, посетители переходят к следующему столику, хозяева столиков остаются принимать следующих клиентов, рекламируют (описывают) блюдо (задание) , знакомят с результатом предыдущих клиентов, фиксируют идеи, консолидируют для заключительного вердикта. Блюда – задания в приложении.

Слайд 9. Во время выполнения задания хозяйка кафе предлагает посмотреть видеоролик о весне и выпить стаканчик сока.

Хозяйка кафе: Я рада, что все блюда нашего меню на сегодня не остались без вашего внимания. Мне, как хозяйке кафе, интересно знать, пришлись ли они вам по вкусу? Я приглашаю «хозяев» столов выставить в галерее вкусов (идей) и представить плоды вашей интеллектуально-творческой деятельности.

Слайд 10. «Хозяева» столов выходят с продуктами дегустации:

Ч – ЗС» – одинаковые весенние картинки с отличиями (показывают отличия) ;

Слайд 11. «Ч–Ч» - стихотворение о весне (зачитывает восстановленное стихотворение) ;

Слайд 12. Ч – ХО – картина «Весна идёт» (выставляет раскрашенные картинки, представляя название работы каждой группы) .

Ч – Т – садовый инвентарь (представляют модели инструментов) ;

Ч – П – результаты экспериментально-опытнической деятельности;

Рефлексивный компонент:

Хозяйка кафе: А теперь я хочу предложить вам наш фирменный десерт. Вас ждёт коктейль - Синквейн (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии) . Слайд 13, вкус которого вы выберете себе сами.

Хозяйка кафе рассказывает клиентам об основных ингредиентах десерта. Слайд 13 кликнуть по слайду.

  1. строчка – существительное;
  2. строчка – два прилагательных;
  3. строчка – три глагола;
  4. строчка – предложение из 4-х слов;
  5. строчка – что главное?

Посетители вносят ингредиенты в коктейль в соответствии с рецептурой:

«Хозяева» столов консолидируют идеи и оглашают синквейн для всех посетителей.

Хозяйка кафе: Итак, открытие интеллект-кафе «Эрудит» состоялось. Благодарю вас за участие и плодотворное интерактивное взаимодействие.

Я: Уважаемые родители, сегодня вы имели возможность принять участие в работе интеллект-кафе «Эрудит» с учётом сферы предпочтительных интересов.

Продуктом нашей совместной деятельности стало обобщение знаний о весенних явлениях в природе выполнения игровых заданий, применить которые вы сможете в условиях семьи.

«Эффективное использование технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ»МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического
развития воспитанников № 34 «Радуга»
И. о. заведующего МБДОУ № 34
Кисиль Наталия Юрьевна

К сожалению, большинство родительских собраний неэффективны, и даже те родители, которые проявляют определенный интерес к вопросам воспит

Родительские собрания
- это основа взаимодействия родителей и педагогов,
людей, которым предстоит действовать сообща в
вопросах воспитания и развития ребенка
Эффективность
Неэффективность
К сожалению, большинство родительских собраний
неэффективны, и даже те родители, которые проявляют
определенный интерес к вопросам воспитания детей, жизни
дошкольного учреждения, часто уходят с него
разочарованными, не получив ответа на какие-то свои
вопросы, послушав в очередной раз монолог педагога или
«невнятный» рассказ
о том или ином конкретном ребенке.

Моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:

родительского собрания не было ясной цели (хотя она
была озвучена);
много людей говорили одновременно;
обсуждение часто уходило в сторону от существа
вопроса;
скучно и неинтересно;
не началось или не закончилось вовремя;
недостаточное количество людей высказалось или
приняло участие;
несколько человек полностью заняли время собрания;
по окончании собрания родителям не сказали, что
нужно делать;
одно и то же обсуждалось снова и снова;
было не так много людей;
бесполезно, не было никакой разницы, был я там или
нет.

Цель: улучшения качества проводимых
родительских собраний для активизации позиции
родителей, для вовлечения их в жизнь
дошкольного образовательного учреждения
Средство: использование технологии фасилитации
при организации родительских собраний
Фасилитация
(производное от
глагола «facilitate») –
облегчать, помогать,
способствовать,
ускорять,
стимулировать
Другими словами,
это совместная
деятельность, общение,
видимый результат
совместных усилий,
удовлетворяющий всех
участников,
отражающий вклад
каждого и достижения
всех

Условия, необходимые для эффективности родительских собраний:

Обеспечить комфортность участников собрания
Педагог не должен оценивать правильность или
неправильность родительских мнений и установок.
Особо следует отмечать ценность обратной
связи,
полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом
сказали». Некоторые родители при участии в играх или
дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая
маскируется смехом или оппозиционными реакциями.
Воспитателю лучше не заострять, на этом внимания, а
проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им
благодарность за участие.
Заинтересовать родителей
Нужно выяснить у родителей, какая тема является для
родителей актуальной и объяснить, что проведение
родительских собраний с использованием новых методов
помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации,
применить полученные знания и т.п.

Организовать пространство
Обязательно
нужно
подготовить
пространство.
Например, поставить столы буквой «П» или полукругом
или выбрать другое размещение. Можно использовать
модульные
столы,
которые
расставляются
по
необходимой вам схеме.
Рис. 1. Примеры расстановки модульных столов на родительском собрании.
Предупредить родителей заранее
Сообщить о том, что на собрании будут применяться
новые формы взаимодействия, можно различными
способами
(например,
подготовить
письменные
приглашения,
красочное
объявление),
Выбрать
оптимальное время на родительском собрании для
применения интерактивных форм взаимодействия.
Время это обычно ограничивается 30-40 минутами. Но
родители ранее не принимали участия в такой работе, то
имеет смысл начинать с небольших по времени заданий,
постепенно увеличивая их длительность.

При подготовке к родительскому собранию следует учитывать сигналы не вербальной коммуникации

Положительные сигналы
Отрицательные сигналы
Педагог, выступая перед родителями на собрании:
Использует пространство
Не использует пространство
Демонстрирует спокойствие
Демонстрирует нервозность
Удобно стоит
Крутит какие-то предметы
Имеет контакт глазами
Дотрагивается до лица
Держит ладони открытыми
Сжимает кулаки
Следует также уделить внимание
личностным установок педагога:
открытость, принятие и доверие,
эмпатическое понимание

1. Четко определите цель родительского собрания
(причины родительского собрания, актуальность темы,
цели собрания можно сочетать, повестка дня, состав
участников, выбор соответствующих форм работы или
технологии,
раздаточный
и
демонстрационный
материал)
2. Распространение информации о проведении
родительского собрания (информация за 2 недели,
письменное приглашение, красочное объявление с
интересной повесткой дня)
3. Родительское собрание должно быть организовано
так, чтобы все приглашенные были довольны (3
аспекта: время собрания, место собрания, создание
уютной атмосферы)

Правила проведения эффективного родительского собрания:

4. Начинайте собрание в точно назначенный час
(уважение к тем, кто пришел вовремя)
5. Приветствуйте собравшихся и представьте их
друг другу (общение на уровне глаз, все видят всех,
дружеский тон, ценность участия родителей,
рассказ родителей немного о себе, своих детях,
использование бейджиков, эмпатия состояния всех
родителей – фон, каждого родителя отдельно)
6. Организуйте непродолжительное родительское
собрание (самое большое 90 минут, в объявлении
сколько продлится собрание, регламент, чаепитие)

Правила проведения эффективного родительского собрания:

7. Правила для повестки дня (знакомство с
повесткой дня, придерживаться повестки дня,
управлять дискуссией в целях соблюдения
регламента)
8. Правила для проведения (знакомство родителей с
правилами, организация процесса с включением
участников в процесс обсуждения, следить за ходом
дискуссии, уважение к мнению любого участника,
направление обсуждения, если уходят от темы)
9. Получение результата (записать конкретные
решения – «реальные» с проговариванием и
распределением
ответственности,
ощутимый
результат)

Общие этапы технологий фасилитации:

Определение
актуальности
проблемы
Генерирование
альтернативных
решении
Оценка
решений
Выработка плана
действий по схеме: пункт
плана, его цель, начало и
конец работы по
выполнению, ресурсы,
ответственный за
выполнение
В какой срок
осуществляются
действия по
плану
Оценка
результатов
(где и когда)
Выбор лучшего
решения или
решений

Смотр-конкурс «Родительские собрания с использованием технологий фасилитации:

Мировое кафе
Круглый стол
Большой круг

Родительское собрание с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» в группе №5

Тема: Семья и семейные традиции

Родительское собрание с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» в группе №6

Тема: Как развить речь ребёнка дома?

Избираете стимулирующие, косвенные методы контроля, способствующие самоизменению родителей

Предвидите близкие и отдаленные результаты общения и выстраиваете в связи с этим взаимодействие с родителями

Оцениваете и коррегируете поступки и действия родителей, а не их личностные особенности

Собственная оценка и коррекция выступает ориентиром для самооценки родителей

Ставите широкий спектр коммуникативных задач и варьируете их с учетом интересов и потребностей родителей

Охотно поддерживаете инициативу,создаете условия для самореализации родителя

Учитываете потребность родителей в общении, умело поддерживаете и направляете их эмоции, сохраняете непосредственность и сопереживание в общении

Меняете стратегию и тактику взаимодействия в зависимости от эмоционального настроя, интересов родителей

Ориентируетесь на раскрытие потенциала родителей, создаете психологическую безопасность

Способны к эмпатии, рефлексии относительно опыта своего общения, демонстрируете открытость и заинтересованность в родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 г. Ангарска

Консультация для педагогов

«Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО»

Выполнила: воспитатель 1 категории Давыдова Светлана Юрьевна

г. Ангарск, 2015год

Слайд - Дорогие коллеги, предлагаю Вам разобраться и узнать на моей консультации, кто такой фасилитатор и что такое фасилитация?

Слайд- Предлагаю Вам подумать и предположить, что это такое? (воспитатели высказывают своё мнение).

Слайд- Предлагаю Вам познакомиться с новыми словами их значением и откуда они появились.

Фасилитация - производное от английского глагола облегчать, помогать, способствовать.

План фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Эффект фасилитации возникает при положительном отношении, к друг другу. Такие отношения складываются между друзьями, любящими родителями и детьми, квалифицированными педагогами и наиболее успешными учениками. Теперь мы можем сказать кто такой фасилитатор?(воспитатели высказывают своё мнение).

Слайд-Фасилитатор - это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности.

Фасилитатор облегчает, организует, направляет, стимулирует процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи.

Слайд-Педагог в роли фасилитатора демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы, создавая комфортный микроклимат в группе.

Главные качества фасилитатора- способность открыто выражать собственные мысли и переживания в межличностном общении.

Опытные фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках, помогают выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.

Наша задача заключается в построении гармоничного взаимодействия с родителями и педагогами и стимулирующая родителей на потребностях ребёнка, интересах семьи. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия с семьёй.

Традиционным просвещением с семьёй является педагогическое просвещение родителей.

Какие мы можем создать просвещения для родителей? (педагоги отвечают).

Люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные специалистами ДОО. Они хотят учиться, если видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни. Наша задача заключается, чтобы вовлечь родителей и заинтересовать в НОД и предложить им участвовать в обучении, привносить собственный опыт и жизненные ценности.