Анализ пророк. Пророк - А.С

Момент написания данного стихотворения относится к 1826 году, когда А.С.Пушкину было 27 лет. Ключевой темой стихотворения является проблема духовной реализации поэта как пророка и проблема сущности поэзии. Оно принадлежит к зрелому периоду поэтического творчества А. С. Пушкина, который многие пушкиноведы отсчитывают с 1826 и завершают 1836 годом. «Пророк» может считаться наиболее значимым, исходя из масштабности раскрытой темы.

С первых строк поэт дает нам понять, что он описывает свою жизнь, свой творческий путь, так как присутствуют местоимения «…я влачился…», «..мне явился…», «…моих зениц…», «…моих ушей…» и на протяжении всего стихотворения идет повествование от первого лица. Стихотворение написано очень мудро и в нем много подсказок о том, как происходит процесс обретения пророком своей миссии, но не стоит воспринимать каждое слово как описание действий, происходящих в физическом мире. Данные аллегории можно отнести к более тонкому, духовному плану бытия.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -

В самых первых строках поэт описывает свое существование до момента озарения или как еще называют этот процесс на Востоке – просветления, и сравнивает жизнь того времени с пустыней мрачной. Показывая тем самым, что всегда искал духовное начало во всем и позиционирует себя как высокодуховного человека.

И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

С появлением шестикрылого серафима начинается духовное перерождение поэта, ему открываются доселе неизвестные вещи и миры. Серафим в христианской традиции это высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу и появляются они перед людьми, у которых есть на Земле определенная великая миссия, как вестники этого предназначения. Однако они могут появиться только перед человеком, подготовленным ко встрече морально и физически. Встреча с серафимом подобна огненному крещению человека, его посвящению.

Единственная библейская ссылка на серафимов содержится в «Книге пророка Исаии». Исаия видел Господа, сидящего на престоле, а "...вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!". Один из серафимов коснулся горящим углем с жертвенника уст Исаии и сказал: «…Беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Это посвящение подготовило Исаию к исполнению его миссии.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.

Далее идет описание преобразования А.С.Пушкина на тонком плане бытия. Также подчеркивается тот факт, что любое преобразование человека и его изменение возможно лишь при непосредственном контакте, то есть при помощи касания, как и при посвящении пророка Исаии.

Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

При прикосновении серафима к очам, у поэта открываются способности к ясновидению, обретение духовного зрения, что поначалу испугало его.

Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:

При прикосновении к ушам, поэт описывает обретение дара яснослышания. Так как серафимы являются наиболее приближенными к Богу, то при их прикосновении происходит процесс вливания Божественного огня в физическую и духовную составляющие человеческой сущности. В этих строках была описана работа серафима над поэтом и её последствия:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,

После обретения дара ясновидения и яснослышания, поэт коротко, в четырех строках, описывает то, что ему удалось увидеть и услышать на тот момент:

И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

После посвящения, которое прошел А.С.Пушкин, перед ним появляется возможность узреть все происходящее, в независимости от времени и пространства, и то, что ранее было сокрыто от глаз и ушей, становится явным и очевидным. Таким образом, при обретении вышеуказанных способностей появилась возможность наблюдать за вещами и процессами на расстоянии и просматривать духовным зрением то, что необходимо.

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,

В этих строках в очередной раз акцентируется внимание на необходимости физического воздействия с помощью касания и, конечно же, поэт сам признает, что язык его был до этого момента - грешный, празднословный и лукавый.

И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Наступил черед преобразований связанных с устами, что очень важно для дальнейшей деятельности А.С.Пушкина как поэта. Необходимо отметить, что серафим может осуществлять действия над человеком, как при помощи Божественного огня, так и при помощи заморозки, своего рода анестезии при операции, что бы хоть как-то уменьшить болевые ощущения.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Самым последним действием серафима над поэтом является, конечно же, работа с сердцем. Наделение его божественным огнем дало Пушкину возможность принять и понять свою миссию, как пророка.

Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:

В окончании стихотворения описываются реальные ощущения поэта, последствия работы серафима. Встреча с ним не прошла бесследно. Этот процесс принес много физических страданий А.С.Пушкину «…как труп в пустыне я лежал…». Далее следует главная идея стихотворения, становится понятна цель произведённой трансформации: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".

И в нем читается основная миссия поэта как пророка – с помощью слов и божественного огня в сердце донести до народа Божественные истины или сокровенные знания. Что сделано А.С.Пушкиным более чем гениально, все, что им сотворено впоследствии, зашифровано в виде сказок и стихотворений для того, чтобы следующее поколение не исказило скрытую в них истину, не внесло в нее изменения. Подтверждением данного факта является то, что поэма «Руслан и Людмила» была опубликована летом 1820г. без стихотворного предисловия «У лукоморья дуб зеленый», которое А.С.Пушкин написал в 1836г. спустя 16 лет. Значит ли это, что и в данном предисловии скрыты определенные Истины?

Пророк. Обсуждения

Понравилась статья? Есть вопросы? Хочется высказать своё мнение? Всё это возможно сделать на

«Пророк» - хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайлово после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.

Метафоры - «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Эпитеты «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».

Сравнения - «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

История создания

История создания произведения связана с печальным событием - расстрелом друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Тема

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нем воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. « Шестикрылый серафим » оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.

Начал он с глаз. Через легкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что не скрыто от простых очей. После прикосновения Божественного посланца к ушам, мужчина услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменен на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.

После перевоплощения герой чувствовал себя трупом, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: « Глаголом жги сердца людей ».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно - нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых » слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.

Жанр

Средства выразительности

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них четко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры : «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты - «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый» , сравнения - «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

История создания. Стихотворение «Пророк» завершает период Михайловской ссылки Пушкина: именно его он везет с собой в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке «друзей, товарищей, братьев» в Сибирь, но его участь оставалась пока неясной: Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. Имеются сведения о том, что «Пророк» входил в цикл политических стихов, которые не сохранились. Но главное то, что в нем опальный поэт, несмотря на грозящую ему опасность, осмелился возвести миссию поэта на уровень пророческого служения. Пушкин взял в основу этого стихотворения библейский текст, заявив тем самым о святости искусства, подчиненного не политической - «земной» - власти, а высшему суду.

Жанр и композиция. По жанру пушкинский «Пророк» близок духовной оде. Основой сюжета стихотворения послужила VI глава библейской книги пророка Исайи, где рассказывается о видении пророка, к которому является серафим - ангел, посланец Бога. Главное качество серафимов - пылкость и очищающая сила. Именно таково действие серафима в библейской книге. Там рассказ заканчивается тем, что Господь посылает пророка Исайю проповедовать людям правду Божию. Пушкин во многом сохраняет структуру и смысл библейского предания: герой стихотворения, находящийся в особом состоянии «духовной жажды», встречается с посланцем Бога - серафимом (первые четыре строки), который помогает ему совершить путь преобразований и через гибель в нем прежнего греховного человека возродиться для высокого духовного служения. Каждый из этапов духовного возрождения представлен как отдельный законченный фрагмент. Последние четыре строки -- прямое обращение гласа Божьего к готовому для своей миссии пророку, графически выделенное как прямая речь. Но эта сюжетная канва осмысливается через аллегорию поэт - пророк, а потому в стихотворении возникает иное по сравнению с библейским текстом идейно-тематическое наполнение.

Основные темы и идеи. «Пророк» - программное стихотворение, поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую, Божественную истину. Главная тема стихотворения - особая роль поэта и назначение поэзии. Его основная идея - утверждение пророческой миссии поэта в мире и ответственности художника перед Богом. Она раскрывается постепенно, проходя через ряд последовательных этапов. Принципиальным отличием от библейской первоосновы является введение в сюжет духовного преобразования лирического начала. Не все исследователи поддерживают такую точку зрения: некоторые ученые доказывают, что в стихотворении речь идет именно о пророке, а значит - идея пророческого служения не соотносится с миссией поэта. Но более распространена другая трактовка: в состоянии духовного опустошения находится тот, кто воспринимается нами как лирический герой стихотворения, - то есть поэт. При таком подходе смысл всех происходящих с ним преобразований оказывается несколько иным. Именно поэт наделяется особыми чувствами - зрением «испуганной орлицы», слухом, проникающим в «горний ангелов полет», - поскольку он должен обладать особой восприимчивостью ко всему, что есть в окружающем мире, Особое значение приобретает образ «празднословного и лукавого языка»: ведь язык - это основное орудие поэта. И если он лукав или говорит не о том, ¦ что важно в высшем, духовном смысле («празднословен»), значит - его надо заменить. Поэту теперь дано «жало мудрые змеи». Но и этого еще мало: чтобы стать пророком, надо отрешиться от «трепетного» че-лоьеческого сердца, так как задача поэта-пророка - нести людям ту правду, которая может оказаться страшной и горькой. А потому поэту вместо сердца серафим дает «угль, пылающий огнем».

Таковы мучительные перемены, которые приходится претерпеть тому, кто решится выйти на тернистый путь поэта-пророка. Но свою миссию он может осуществить только тогда, когда сам Бог вдохнет в него силу служить истине:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Так из всей логики развития художественной идеи стихотворения выводится его главная мысль: искусство - не забава, не игрушка и даже не просто художественно совершенное творение. Это особая миссия, которая возложена на поэта и которую он обязан выполнять, как бы тяжело это ни было.

Но все-таки можно увидеть и определенную правомерность в аргументах тех, кто не согласен с указанной трактовкой стихотворения. Если рассматривать его в общем контексте творчества Пушкина, то оказывается, что у него пророк и поэт не всегда сливаются в одном существе - для этого нужны особые условия. Об этом убедительно свидетельствует стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году вслед за «Пророком». Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет мир людей. Невозможно представить пророка «в заботах суетного света». Было бы кощунством считать пророка самым «ничтожным» среди «детей ничтожных мира». От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, исполнителя воли Бога, люди ждут огненных слов. Бог посылает пророка в мир, чтобы тот «глаголом» жег сердца людей, то есть в слове передавал жар своего сердца. А пророки, в свою очередь, ждут от людей внимания и понимания. И люди внемлют им «в священном ужасе», разгадывают смысл их слов. Но так ли они слушают поэта? Он «волнует, мучит, как своенравный чародей», сердца других людей, но «чернь тупая» не всегда его понимает, а может и оттолкнуть, как говорит об этом Пушкин в более позднем стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Бог, наделяя человека частицей своей творящей силы, избирает его для «подвига благородного» - творчества, но миссия поэта-пророка далеко не всегда принимается теми, кому он через свое искусство несет слово Божественной истины. Трудности этого пути ощутил уже и сам Пушкин, оставив проблему открытой. Над решением ее трудились многие последующие поколения русских писателей и поэтов.

Художественное своеобразие. Все средства художественной выразительности стихотворения подчинены его основном идее - создать высокий образ поэта-пророка. Этой задаче соответствует торжественный одический стиль, который создается лексическими и синтаксическими средствами, воспроизводящими особенности библейского стиля. Стихотворение написано четырехстопным ямбом без деления на строфы. Воспроизводя одну из особенностей синтаксиса Библии, Пушкин использует анафоры. 16 строк начинаются с союза «и». Широко используется библейская лексика (шестикрылый серафим, пророк, гады), славянизмы (персты, зеницы, уста, горний, виждь, внемли), эпитеты высокого стиля (празднословный, лукавый, грешный), а также метафоры (глаголом жги сердца людей) и сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы). Все это создает торжественный, сдержанный, но внутренне напряженный стиль возвышенноораторской речи.

Значение произведения. «Пророк» стал программным произведением в творчестве Пушкина, итогом его размышлений о себе, своем творчестве, обозначившим переломный момент в его жизни и поэтической эволюции. Продолжая традиции гражданских и духовных од Ломоносова и Державина, Пушкин впервые в русской литературе возвел поэта на уровень пророка, определив тем самым одну из важнейших особенностей русской литературы в целом. Именно после Пушкина утвердилось представление об особой роли в обществе поэтов, призванных к служению, подобному пророческому. Вслед за Пушкиным эту тему продолжил Лермонтов в своем «Пророке», написанном незадолго до смерти в 1841 году. Затем ее подхватили писатели второй половины XIX века - Достоевский, Толстой и многие другие, ставшие для всего мира олицетворением той особой миссии писателя, которую русский поэт XX века Е. Евтушенко определил словами: «Поэт в России - больше чем поэт».

История создания. Стихотворение «Пророк» завершает период Михайловской ссылки Пушкина: именно его он везет с собой в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке «друзей, товарищей, братьев» в Сибирь, но его участь оставалась пока неясной: Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. Имеются сведения о том, что «Пророк» входил в цикл политических стихов, которые не сохранились. Но главное то, что в нем опальный поэт, несмотря на грозящую ему опасность, осмелился возвести миссию поэта на уровень пророческого служения. Пушкин взял в основу этого стихотворения библейский текст, заявив тем самым о святости искусства, подчиненного не политической - «земной» - власти, а высшему суду.

Жанр и композиция. По жанру пушкинский «Пророк» близок духовной оде. Основой сюжета стихотворения послужила VI глава библейской книги пророка Исайи, где рассказывается о видении пророка, к которому является серафим - ангел, посланец Бога. Главное качество серафимов - пылкость и очищающая сила. Именно таково действие серафима в библейской книге. Там рассказ заканчивается тем, что Господь посылает пророка Исайю проповедовать людям правду Божию. Пушкин во многом сохраняет структуру и смысл библейского предания: герой стихотворения, находящийся в особом состоянии «духовной жажды», встречается с посланцем Бога - серафимом (первые четыре строки), который помогает ему совершить путь преобразований и через гибель в нем прежнего греховного человека возродиться для высокого духовного служения. Каждый из этапов духовного возрождения представлен как отдельный законченный фрагмент. Последние четыре строки -- прямое обращение гласа Божьего к готовому для своей миссии пророку, графически выделенное как прямая речь. Но эта сюжетная канва осмысливается через аллегорию поэт - пророк, а потому в стихотворении возникает иное по сравнению с библейским текстом идейно-тематическое наполнение.

Основные темы и идеи. «Пророк» - программное стихотворение, поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую, Божественную истину. Главная тема стихотворения - особая роль поэта и назначение поэзии. Его основная идея - утверждение пророческой миссии поэта в мире и ответственности художника перед Богом. Она раскрывается постепенно, проходя через ряд последовательных этапов. Принципиальным отличием от библейской первоосновы является введение в сюжет духовного преобразования лирического начала. Не все исследователи поддерживают такую точку зрения: некоторые ученые доказывают, что в стихотворении речь идет именно о пророке, а значит - идея пророческого служения не соотносится с миссией поэта. Но более распространена другая трактовка: в состоянии духовного опустошения находится тот, кто воспринимается нами как лирический герой стихотворения, - то есть поэт. При таком подходе смысл всех происходящих с ним преобразований оказывается несколько иным. Именно поэт наделяется особыми чувствами - зрением «испуганной орлицы», слухом, проникающим в «горний ангелов полет», - поскольку он должен обладать особой восприимчивостью ко всему, что есть в окружающем мире, Особое значение приобретает образ «празднословного и лукавого языка»: ведь язык - это основное орудие поэта. И если он лукав или говорит не о том, ¦ что важно в высшем, духовном смысле («празднословен»), значит - его надо заменить. Поэту теперь дано «жало мудрые змеи». Но и этого еще мало: чтобы стать пророком, надо отрешиться от «трепетного» че-лоьеческого сердца, так как задача поэта-пророка - нести людям ту правду, которая может оказаться страшной и горькой. А потому поэту вместо сердца серафим дает «угль, пылающий огнем».

Таковы мучительные перемены, которые приходится претерпеть тому, кто решится выйти на тернистый путь поэта-пророка. Но свою миссию он может осуществить только тогда, когда сам Бог вдохнет в него силу служить истине:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Так из всей логики развития художественной идеи стихотворения выводится его главная мысль: искусство - не забава, не игрушка и даже не просто художественно совершенное творение. Это особая миссия, которая возложена на поэта и которую он обязан выполнять, как бы тяжело это ни было.

Но все-таки можно увидеть и определенную правомерность в аргументах тех, кто не согласен с указанной трактовкой стихотворения. Если рассматривать его в общем контексте творчества Пушкина, то оказывается, что у него пророк и поэт не всегда сливаются в одном существе - для этого нужны особые условия. Об этом убедительно свидетельствует стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году вслед за «Пророком». Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет мир людей. Невозможно представить пророка «в заботах суетного света». Было бы кощунством считать пророка самым «ничтожным» среди «детей ничтожных мира». От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, исполнителя воли Бога, люди ждут огненных слов. Бог посылает пророка в мир, чтобы тот «глаголом» жег сердца людей, то есть в слове передавал жар своего сердца. А пророки, в свою очередь, ждут от людей внимания и понимания. И люди внемлют им «в священном ужасе», разгадывают смысл их слов. Но так ли они слушают поэта? Он «волнует, мучит, как своенравный чародей», сердца других людей, но «чернь тупая» не всегда его понимает, а может и оттолкнуть, как говорит об этом Пушкин в более позднем стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Бог, наделяя человека частицей своей творящей силы, избирает его для «подвига благородного» - творчества, но миссия поэта-пророка далеко не всегда принимается теми, кому он через свое искусство несет слово Божественной истины. Трудности этого пути ощутил уже и сам Пушкин, оставив проблему открытой. Над решением ее трудились многие последующие поколения русских писателей и поэтов.

Художественное своеобразие. Все средства художественной выразительности стихотворения подчинены его основном идее - создать высокий образ поэта-пророка. Этой задаче соответствует торжественный одический стиль, который создается лексическими и синтаксическими средствами, воспроизводящими особенности библейского стиля. Стихотворение написано четырехстопным ямбом без деления на строфы. Воспроизводя одну из особенностей синтаксиса Библии, Пушкин использует анафоры. 16 строк начинаются с союза «и». Широко используется библейская лексика (шестикрылый серафим, пророк, гады), славянизмы (персты, зеницы, уста, горний, виждь, внемли), эпитеты высокого стиля (празднословный, лукавый, грешный), а также метафоры (глаголом жги сердца людей) и сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы). Все это создает торжественный, сдержанный, но внутренне напряженный стиль возвышенноораторской речи.

Значение произведения. «Пророк» стал программным произведением в творчестве Пушкина, итогом его размышлений о себе, своем творчестве, обозначившим переломный момент в его жизни и поэтической эволюции. Продолжая традиции гражданских и духовных од Ломоносова и Державина, Пушкин впервые в русской литературе возвел поэта на уровень пророка, определив тем самым одну из важнейших особенностей русской литературы в целом. Именно после Пушкина утвердилось представление об особой роли в обществе поэтов, призванных к служению, подобному пророческому. Вслед за Пушкиным эту тему продолжил Лермонтов в своем «Пророке», написанном незадолго до смерти в 1841 году. Затем ее подхватили писатели второй половины XIX века - Достоевский, Толстой и многие другие, ставшие для всего мира олицетворением той особой миссии писателя, которую русский поэт XX века Е. Евтушенко определил словами: «Поэт в России - больше чем поэт».

Стихотворение «Пророк» А.С. Пушкин написал осенью 1826 года. В это время он находился в ссылке в Михайловском за вольнодумство. Летом 1826 года поэту стало известно, что пятеро его друзей-декабристов были казнены. Он узнал тогда и о том, что многие его товарищи были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин потом жалел, что в это время он находился в Михайловском, иначе бы он, так же как и его друзья участвовал в восстании декабристов. Поэт сильно переживал расправу над своими товарищами. Стихотворение «Пророк» стало неким откликом на все эти события.

Изначально А. Пушкин написал четыре стихотворения, направленные против политической власти. Все они были объединены в цикле «Пророк». Однако из него до нас дошло только одно стихотворение. Остальные три были в то время уничтожены. В этих стихах писатель хотел доказать, что он пишет по велению своей души, а не по приказанию политической власти. Что он имеет право на самовыражение. Отвечать же за свои грехи он будет только перед Богом.

Жанр стихотворения

Жанр «Пророка» – духовная ода. Стихотворение поражает выразительностью художественных образов и торжественностью стиля. Произведение было не оценено многими его современниками. Оно вызвало резкую критику с их стороны. Так как монолог лирического героя ведется от первого лица, то его современникам стало казаться, что автор повествует о себе. Из-за этого многие стали считать, что А. Пушкин стал слишком много о себе воображать. Ведь он не «посланник Бога», а обычный человек. Они ошиблись. Поэт в своем стихотворение всего лишь хотел доказать важность предназначения поэта. Именно поэтому «Пророк» был написан в таком жанре, хотя раньше оды посвящались только грандиозным событиям в стране или создавались для восхваления царственных особ. Пушкин в своем стихотворение хотел показать, что искусство - это не просто попытка самовыражения. Оно создается не для получения прибыли или славы. Оно имеет благородную цель, исполнение которой можно посвятить всю жизнь.

Следует обратить внимание в стихотворение на то, что его персонаж в нем перерождается. Пушкин хотел сказать этим то, что он, как и любой другой человек несовершенен. Но все же он стремится стать лучше. Каждое свое произведение он старается наполнить великим смыслом. Он пытается через него донести ту правду людям, которую они сами не замечают. Человек, который не боится говорить о своих недостатках, не может быть излишне гордым. Через свое стихотворение он хотел объяснить другим автором, что искусство – это великая вещь. Стихи, написанные для утверждения собственных амбиций, ничтожны.

Интертекстуальность

Основой сюжета является библейское сказание пророка Исайя, находящееся в 6 главе его книги. В нем повествуется о видение пророка, в котором к нему является серафим. Он очищает пророка от грехов, после чего последний слышит глас Божий, который посылает Исайю нести духовную правду людям.

Тема и идея

К теме «поэта и поэзии» рано или поздно обращается любой писатель. Пушкин особенно ярко ее представил в своем стихотворение «Пророк». В нем он сравнивает поэта с библейским пророком. По его мнению, они оба должны «открывать глаза» людям на правду. Это очень тяжелая миссия, так как эта правда не всегда бывает «хорошей», все как раз наоборот. Чаще всего, она «горькая», поэтому люди категорически отказываются ее замечать. Предназначение поэта нести божественную истину людям и является идей произведения. Она постепенно раскрывается на протяжении всего стихотворения.

Композиция и сюжет

Стихотворение состоит из трех частей.

  1. Первая часть совсем маленькая. Она состоит всего из одного, но очень важного предложения. В нем описывается внутреннее состояние героя до его встречи с вестником бога шестикрылым серафимом. Герой в это время пребывает в творческом поиске. Ему не хватает духовных знаний. Он хочет понять свое предназначение в жизни.
    С серафимом лирический герой сталкивается на перепутье. Это очень символично. Перепутья нет, и не может быть в пустыне. Оно в данном случае выступает символом выбора, к которому пришел герой. Символично и появление вестника Бога. Согласно канонам Библии, его мало кто может увидеть, он является лишь к исключительным людям. Тем самым автором подчеркивается избранность поэта.
  2. Во второй части А. Пушкин показывает, как происходит перерождение лирического героя. Сначала серафим прикасается к глазам и ушам пророка, и тот начинает видеть и слышать то, что для других незримо и неслышно. На этом преображение героя не заканчивается. Недостаточно видеть и слышать больше чем простые люди. Поэтому серафим вырывает его язык и меняет на жало змеи. Рассекает ему грудь, вынимает сердце и вставляет на его место пылающий уголь. Это делается для того, чтобы герой мог правильно доносить до людей божественную мысль. Но и этих преобразований недостаточно. Для того чтобы творить, нужна цель. Без нее поэт остается «трупом». Эту цель ему дает Бог.
  3. В третьей части повествуется о том, как герой начинает слышать глас Божий, который требует от него «жечь» своей речью сердца людей.

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Это стихотворение отличается от многих других его произведений тем, что в нем А. Пушкин обращается не к мифам Древней Греции, а к Библии. Если раньше его героями были Аполлон и Парнас, муза и лира, то теперь свои мысли он пытается передать через библейского пророка.

Предлагаем вам еще раз освежить в памяти известные