Мы все когда-нибудь учились. Случалось ли чему–нибудь ужасаться на поле или в жизни? Общее понятие об обращении и основное правило его выделения

План
Введение
1 Биография
1.1 Участие в московском философском кружке Станкевича
1.2 Отъезд за границу
1.3 Начало революционной деятельности
1.4 Бакунин - руководитель восстания и его арест
1.5 Ссылка в Сибирь
1.6 Политическая деятельность в эмиграции
1.7 Теоретические работы Бакунина по анархизму
1.8 Смерть Бакунина

2 Память
3 Литературное наследие
4 Сочинения
5 Библиография

Список литературы

Введение

Михаи́л Алекса́ндрович Баку́нин (18 мая (30 мая) 1814(18140530), село Прямухино, Новоторжокский уезд, Тверская губерния, Российская империя - 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария) - русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества.

1. Биография

Родился в дворянской семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой). Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было десять детей.

Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, нравы которого являли собой прямую противоположность «прямухинской гармонии». «… Я привык лгать, - сетовал М. Бакунин в одном из писем, - потому что искусная ложь в нашем юнкерском обществе не только не считалась пороком, но единогласно одобрялась». Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника училища - Сухозанета, он был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию.

1.1. Участие в московском философском кружке Станкевича

Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.

С начала 1836 года М. А. Бакунин живёт в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он - один из главных проповедников философского кружка Станкевича, вхож в знаменитый литературный салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и небезоблачные, отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским…

В 1839-40 годах он знакомится с Герценом, Огарёвым.

Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля.

Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «все действительное разумно, все разумное действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, - есть великая задача нашего времени».

Ничто, казалось, не предвещало будущих метаморфоз в сознании Бакунина. Разве что «скверность характера» связывает молодого Мишеля, «примиряющегося с действительностью», с будущим теоретиком и деятелем «социальной ликвидации».

1.2. Отъезд за границу

С 16 июля до 14 ноября 1839 года Михаил Бакунин жил в Петербурге. В эти месяцы он часто бывал в доме А. Я. Панаевой, где собирались В. Г. Белинский, Н. В. Кукольник, И. П. Сахаров, Брюллов и другие известные деятели русской культуры того времени. Бакунин по своему обыкновению знакомил этот кружок с сочинениями тогдашних немецких философов. В этот период Михаил Бакунин интенсивно искал денег для своей поездки за границу, где он хотел продолжить свое философское образование. 22 марта 1840 года он пишет длинное и весьма красноречивое письмо родителям за разрешением на поездку в Берлин и просит дать денег на эту поездку. Его отец дал свое согласие на его поездку, но денег для поездки не дал. Бакунин в отчаянии обратился за помощью к Герцену. Герцен ответил, что он ссужает Бакунину 2000 рублей на неопределенное время. За несколько дней до отъезда он испортил отношения. В Петербурге он был обвинен Катковым в том, что будто бы рассказывал московским знакомым о его романе с М. Л. Огаревой. Это происходило на квартире Белинского и в его присутствии. Бакунин стукнул Каткова палкой по спине, а тот его ударил по лицу. Бакунин вызвал Каткова на дуэль, но на другой день одумался и послал ему записку с просьбой перенести место действия в Берлин, так как по русским законам оставшийся в живых поступал в солдаты. Фактически дело было по существу замято, но все общие приятели: И. И. Панаев, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Языков - были в этом инциденте на стороне Каткова. Лишь Герцен держался нейтрально.

С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей, куда выехал (первоначально в Берлин) для изучения немецкой философии, где он слушал лекции учеников Гегеля, а также Шеллинга, выступившего тогда против Гегелевской философии в защиту христианского откровения. Основательно изучив Гегеля, в особенности его «Логику», Бакунин вскоре перешёл на сторону так называемых «левых» гегельянцев, издававших в то время «Немецкий ежегодник наук и искусств» («Deutsche Jahrbucher», прежде имевший название «Hallesche Jahrbucher»), в которых Бакунин в 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под псевдонимом Жюль Элизар - Jules Elizard). В Берлине он сближается с Иваном Тургеневым. В это же время Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами. В начале своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену) Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).

В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твердое желание навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так в своём письме к брату Николаю 9 октября он писал:

«После долгого размышления и по причинам, которые объяснит тебе Тургенев, я решился никогда не возвращаться в Россию. Не думай, чтобы это было легкомысленное решение. Оно связано с внутренним смыслом всей моей прошедшей и настоящей жизни. Это моя судьба, жребий, которому я противиться не могу, не должен и не хочу. Не думай также, чтобы мне было легко решиться на это, - отказаться навсегда от отечества, от вас, от всего, что я только до сих пор любил. Никогда я так глубоко не чувствовал, какими нитями я связан с Россией и со всеми вами, как теперь, и никогда так живо не представлялась мне одинокая, грустная и трудная будущность, вероятно ожидающая меня впереди на чужбине, и, несмотря на это, я безвозвратно решился. Я не гожусь теперешней России, я испорчен для нее, а здесь я чувствую, что я хочу еще жить, я могу здесь действовать, во мне еще много юности и энергии для Европы.»

Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократический поэтом Гервегом. Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Герверг решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.

1.3. Начало революционной деятельности

В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе, где начал общаться в кругу радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых сыновей, со старшим из них Карлом, профессором-натуралистом, впоследствии был близко связан и А. И. Герцен. Бакунин же из сыновей Фохта наиболее близок (в течение всей жизни) был с Адольфом. В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности на мировоззрение Бакунина сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг - радикальный революционер коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну.

С 1844 по 1847 год он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся с Прудоном, принимал участие в газете «La Reforme». Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин познакомился с Иохимом Лелевелем - историком и общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции, который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель произвел большое впечатление на Бакунина. После этого Бакунин стал активно интересоваться польским вопросом и стал формулировать свою собственную программу борьбы за освобождение России и славянства. К этому же периоду жизни в Париже относится и личное знакомство Бакунина с Марксом и его идеями.

В 1847 году Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830-1831 годов), Бакунин произнёс речь с резкими нападками на русское правительство. Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провел несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.

30 мая (н. ст.) 1814 года родился Михаил Александрович Бакунин, всемирно известный теоретик анархизма , революционер, народник .

Свободный сын консерватора

Михаил Александрович был отпрыском достаточно богатого помещика, владевшего имением Прямухино в Тверской губернии. Александр Бакунин являлся одним из образованнейших людей своего времени, был предводителем тверского дворянства, выписывал европейские журналы, газеты, книги. В доме Бакуниных говорили на четырех иностранных языках. Глава семейства был, с одной стороны, консервативен, с другой - детей воспитывал в свободе. Михаил Бакунин, старший из сыновей и третий ребенок в семье, до 14 лет обучался дома, после чего был отправлен в артиллерийское училище, где вскоре начались конфликты с руководством. Из-за одного из них Бакунину не дали окончить училище и отправили в войска. Годы учебы и службы Бакунин посвятил изучению наук и философии, тогда же выучил польский язык, а тяга к знаниям не остывала в нем всю жизнь. В молодые годы Бакунин был сторонником и большим знатоком философии Гегеля, входил в кружок Станкевича. О Бакунине говорили, что он мгновенно сходился с людьми. Кстати, Иван Тургенев также входил в кружок Станкевича, а его произведение «Уездный лекарь», по сути, описывает завершение отношений Станкевича с сестрой Бакунина - Любовью.

Автопортрет М. А. Бакунина

Человек действия

Всяким развлечениям Бакунин предпочитал споры о философии. В 1840 году он переехал в Берлин, продолжил заниматься философией. В 1843 году, уже в Цюрихе, Бакунин проникается коммунистическими идеями. Из-за опубликованных им статей на эту тему возникает дипломатический конфликт. Бакунина вызывают в Петербург, он не возвращается, следует лишение его российского подданства с угрозой ареста по возвращении на родину. В середине 1840-х годов Бакунин в Париже знакомится со многими теоретиками коммунизма (в самом широком смысле), в том числе с Прудоном и Марксом. Последний станет для Бакунина другом и соратником, затем противником и даже врагом по I Интернационалу, да таким, что обе стороны доходили до совершенно гнусных пасквилей в адрес друг друга. Затем Бакунин заведет дружбу с немецким композитором Вагнером, а также лидером итальянского национально-освободительного движения Гарибальди и другими. Бакунин был человеком действия, что отличало его от большинства теоретиков-революционеров того времени. В 1848 году он принимал участие в революционных событиях в Париже. В 1849 году на стороне восставших участвовал в Дрезденском восстании, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение. Затем были австрийские тюрьмы, снова смертный приговор, замененный высылкой в Россию, заключение в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге. После восьми лет тюрем Бакунин, сильно подорвавший здоровье, благодаря хлопотам родственников был отправлен на вечную каторгу в Сибирь. Там Михаил женился и затем, в 1861 году, бежал. До последних лет Бакунин продолжал заниматься революционной деятельностью, скончавшись 1 июля 1876 года в Швейцарии.

Выступление М.А. Бакунина перед членами I Интернационала

Идеи

Бакунин возводил в культ понятие внутренней жизни, которая, по его мнению, является ключом к подлинному бытию человека. В центре внутренней жизни, то есть работы человека над собой, располагается, по Бакунину, понятие любви в смысле первоначала бытия. Одной из центральных мыслей Бакунина как теоретика анархизма была идея необходимости созидания, которое невозможно без разрушения, поскольку нужно сначала расчистить место для строительства. В 1847 году Бакунин пришел к идее панславизма - необходимости национального политического объединения всех славянских народов (абсолютное большинство которых тогда не имело суверенных государственных образований), которое станет «бомбой» для самодержавия и европейского миропорядка. Тогда же он сформулировал еще одну центральную анархистскую мысль: объединение человеческого общества и обществ «снизу» на основах федерализма, отрицание любых привилегий, уничтожение социального и экономического неравенства, а также всего несовместимого с принципами индивидуальной свободы. Особенностью Бакунина было то, что он кругом видел революционную ситуацию, воспринимая желаемое за действительное. Можно сказать, что жизненным кредо Бакунина было «бунт прямо здесь!». Впрочем, в конце жизни он признал, что Европа и Россия не готовы к осуществлению идеала анархии.

Да, в веке девятнадцатом, если верить Пушкину, учились чему-нибудь и как-нибудь.

А мы в Советском союзе, нашем пионерском двадцатом веке учились понемногу, чему надо и чему не надо. А сейчас... Чему попало и непонятно зачем.

Послушал я сегодня радио. А там опять о том же, что и вчера. Что домашние задания всей семьёй делают с детьми от заката до рассвета. От рассвета до заката. А вспомнили о детях потому, что один из депутатов зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов сделал заявление о том, что надо таки отменить домашние задания! По его мнению, это время детям лучше тратить на прогулки на свежем воздухе. И как с таким не согласиться...

Вчера я вспомнил, что у Владимира Владимировича есть на эту тему замечательное видео "Почему мы мучаем детей" . И, конечно же пересмотрел его еще раз. А сейчас опять вспомнил, что ж я лайк-то не поставил. Увлёкся... Но теперь и этот недочёт исправил. Ах, почему же не поставить лайк хорошему человеку на замечательное видео!

Но Владимир Владимирович Шахиджанян не депутат госдумы. А кто его знает, может это то самое видео, что посмотрят в госдуме и наконец сделают правильные вещи.

Хотя, всё это настолько на поверхности, все эти домашние задания в эпоху интернета... Вспоминается сказка Г.Х. Андерсена "Новое платье короля" и ключевая цитата в развязке "Да ведь король голый! - сказал вдруг какой-то ребенок". Непонятно, чем это всё закончится, может опять поговорят и утихнет... Но мы, пионеры двадцатого века, всё ещё верим в светлое будущее. И здесь, в моей дебютной статье в интернете, я и хочу рассказать о своих взглядах, воспоминаниях о своей учёбе в школе в период заката СССР.

Благо, я закончил курс "СОЛО на клавиатуре". И теперь могу свободно писать со скоростью мысли.

Я помню, как мне тогда в Харькове родители купили такой красивый кожаный ранец. С каким счастьем в глазах я пошел первый раз в школу. Да и потом - школа была целым миром, загадочным, фантастическим, волшебным. Были конечно там и горькие, как мне казалось тогда дни. Но это была школа. Школа жизни, уменья дружить, прощать, просить прощения, любить, восхищаться, негодовать, выходить из трудных ситуаций, искать подходы к учителям. Но и где-то между делом был и рабочий процесс. С учебниками, учителями и конечно же домашними заданиями.

По домашним заданиям вспоминается в основном - это стихи. Стихи учили все. Пушкин с первого класса. Помню "Выпьем с горя, где же кружка" - речь шла наверное о чае. Кроме стихов - помню продлёнку. В средних классах. Продлёнка - много гуляем, потом немного делаем домашнее задание. При этом у нас был в классе самовар. И под чай с баранками и веселые разговоры без какого-то психологического напряжения, с музыкальными паузами - крутили виниловые пластинки. Да, так у нас было весело. У меня были великие учителя!

Старшие последние два года я учился в новой школе. Новый коллектив. И уже умирала одна страна, рождалась новая страна. Да, в 1990-м году я пошел в 10-й класс. И мне опять повезло. Повезло с учителями. И прежде всего с учительницей по литературе Людмилой Николаевной Румянцевой. Надо заметить, что я был предрасположен к математике и точным наукам. Но она меня научила многому. Научила любить книгу, чтение. За те два года я прочел столько книг, узнал столько нового. Как жаль, что прошли те чудесные школьные годы.

Когда мы проходили Достоевского, Людмила Николаевна сказала, что "Преступление и наказание" слишком тяжело, чтоб его осилить. Сказала "Навряд ли кто его прочитает". Но я прочитал. Когда же она спросила, прочитал ли кто в классе, все подняли руки.

Не так давно я встретил на улице Людмилу Николаевну. Прочитал свой стих, вспомнили былые годы.

А в школе я читал стихи.
Так с выраженьем, всем на зависть!
За то любили все они,
Я, как Есенин, шёл по масти.

Но это всё лишь было в детстве,
Прошедшей юности моей,
А стал я дальше программистом.
И сам пишу стихи теперь! ...

Когда в другую школу перешел,
В учительской стихи читали мы по одному.
Ну вот и мой черед пришёл,
Давай вот говорит она мне так, со вздохом... ууу...

Ну типа, очень плохо я смогу...
Тогда, как вот сейчас я помню это дело!
Некрасов. Память Добролюбову.
И в тишине потом она так долго на меня смотрела...

Читал я так, что всё в учительской гремело,
Души моей порывы, строк стиха,
И с изумлением так растерянно глядела...
Что окоёму не было ни края ни конца!

И извинялась, и клялась, что это было плохо дело.
Что я лишь только ей прочёл. Как от оркестра
Было в той каморке, и лишь её всё содрогалось тело.
Я от души тем наслаждался... ну и пошла чтеца карьера!!!

И я высказал мнение о том, что профессиональный учитель может и такого как я приучить к литературе. Велик тот учитель, что развил как способного, так и не предрасположенного изначально к предмету. Уроки которого выразительны, заразительны, волшебны. Велик учитель, которого превзошли его ученики. Велик учитель, который подготовил достойную смену.

По математике в последний год преподавала Варвара Ивановна, она невероятно развила мои способности. Но даже Виталика, совсем далекого от математики научила брать производную любой сложной функции.

Когда моя дочь заканчивала школу, Варвара Ивановна слыла хорошим репетитором. Но попасть к ней было трудно. ЕГЭ сдавать то надо. Жена несколько раз пыталась уговорить взять дочь на обучение. Но Варвара Ивановна была непреклонна. Тогда я позвонил ей. Она меня вспомнила, сказала что подготовит дочь по полной программе. Так и случилось. Хорошо, когда тебя помнят и идут навстречу.

А вот физика мне давалась гораздо труднее. Ох уж эта физика, физичка!

Наира Суреновна, физичка моя.
Два года последних её у меня.
Та новая школа, что в год девяностый
Пришли мы в неё, я не полностью взрослый.

Учили меня делать ядерну бомбу,
И как превращать ничего в позолоту.
Да только плохой был с меня ученик,
Совсем поначалу в науку не вник.

Но вызвала ты на собранье отца,
Сказала ему, что Ваш сын гоп цаца.
Ответил мой папа, совсем не смутясь
Мне Толик сказал, что итог будет пять!

Какие там пять, она долго кричала!!!
Я тройку поставить могу лишь за сало!
А Толик сказал, что по физике ПЯТЬ!
Не может мой сын ни за что мне соврать!

И папа потом и физичка сказала,
Она разговор всему классу предала.
Зачем же ты папа меня так напряг,
Пришлось мне оценки свои исправлять.

Я долго и нудно шёл к этой пятерке,
Наира упрямо мне ставила двойки.
Но вскоре ответы давались на раз,
От формул расчётов блестел её глаз.

И вот уж в последнюю четверть пятёрка,
Выправил год я уже на четверку,
Экзаменом физику выбрал опять.
И слово сдержал, аттестатная пять.

Сейчас дочь моя уже выросла. А сыну уже 15 лет, но мы не ходим в обычную школу. Немного в специальную. У моего любимого сына аутизм. Он не разговаривает. К сожалению такая вот у нас судьба, незавидная. Поэтому насчет своих детей про домашние задания, про тот беспредел, что творится в школьные годы чудесные современности слышу только из рассказов по радио.

Не могу сказать, что в наше время, в моё детство не было перегруза с заданиями. Было. Но мы умели учиться на тройки, те, кто не гнался за отметками. Я не гнался за отметками. Уж если я знаю предмет. то на отлично. Ну а если нет, то нет.

На последнем уроке химии, когда уже всем выставлены были годовые отметки, выяснилось, что одну из задач только я смог решить со всего класса. Учительница готова была поставить мне пятерку. Но я отказался. Пусть у меня будет тройка. Если я предмет знал, то на пять. А тут помогли способности по математике и физике. После 11 класса в аттестате было восемь пятерок и восемь троек. Я не вундеркинд и не мог себе позволить учить биологию в ущерб математике, в ущерб футболу. Но характер я все же проявлял еще после девятого класса.

Биологию в школе я проходил,
Так вот мимо, совсем я её не любил.
Эти лимфоузлы, лейкоциты, мой пестик
Не терпел эту жуть, вот вам истинный крестик.

А географ, что съел глобус, был директором у нас,
Я заканчивал девятый, брат одиннадцатый класс.
Год шальной тот девяностый, двойки прямо в аттестат.
Я тому не очень радый, впрочем был не рад и брат.

Брат и я схватили двойки биологии в году...
Брат и ляпнул на уроке, "Нет врагов у мня в роду".
Плохо нет, сказал географ, ничего, то не впервой.
Помогу тебе дружочек, буду враг я первый твой.

А исправить лишь экзамен, вот и брат его сдаёт...
И заходит тут директор, и вопросы задаёт.
Брат конечно не ответил, он с шпаргалки лишь списал.
В аттестат влепили двойку и таков он пошагал.

Завтра у меня экзамен, спорить некогда с судьбой
Я в квартире стол поставил и учебник пред собой.
День и ночь, уже четыре, биологию учу.
Прочитал уже учебник, хоть часок теперь посплю...

Вот билет номер один, я пишу по нём трактат.
Отвечаю без запинки и учитель очень рад.
Тут географ наш заходит, говорит "Ответил он?".
Билет первый он ответил на отлично, чемпион...

Он сказал "ничо не слышал, нук давай билет второй".
Без запинки отвечаю, наш директор сам не свой.
Билет восемьдесят третий, третий час уже пошёл,
Но придраться так не смог он и ошибок не нашёл.

Совещались, изумлялись, "Он же кандидат наук!".
И географ наш директор с паутины слез паук.
Ну поставили четвёрку, а в итоге вышло три.
Это была госоценка, с ней по жизни мне идти...

Но я как тогда, так и сейчас считаю, что не стоит обязательно учить всем предметам. Но если и учить, то делать это с интересом, ярко, красиво, как это делала Людмила Николаевна и Варвара Ивановна. Тогда и не будет неспособных. Была в одно время учитель, называла всех "тупарями". Но скорее все же не они тупари неспособные. Учить надо правильно. Да, об этом много сказано в видео Владимира Владимировича Шахиджаняна "Почему мы мучаем детей" . И я с ним полностью согласен.

Ну и в конце предложу Вам пару стихотворений о любви. О школьной любви. Первое признание. Первый поцелуй.

Люба, Любочка моя,
Мир открыла новый.
Твое имя повторять
Не устану снова.

На продленке между парт
Недалёко села.
На меня свой милый взгляд,
Словно птичка пела,

Опустила, завлекла,
И пенал держала.
Твоя нежная душа,
Всё в тебе дрожало.

Обояние твое
Всё душа впустила.
Был тогда готов на всё,
Вот какая сила.

Первый "Г", наш первый класс,
Первые мученья.
Девочки, косичка, бант,
Любочка, сомненья.

Все порталы и миры,
Новое сознанье,
Твое первое люблю,
Первое признанье...

В школу в первый класс пошёл!
Всё там было в первый раз.
Были в классе и девчонки.
Ира озорная цветом карих глаз.

Вот после уроков все пошли домой
Вышел рядом с Ирой, позвала с собой.
Я пошел за нею, хороша была
Только очень странно как-то прознесла.

Будешь целоваться? Я и онемел!
Ну идёшь, мой Толя. Дух её пропел.
Я не знал, что делать, а она твердит!
Целоваться будешь? Губ узор манит.

Сердце вдруг забилось, выскочит с груди!
Будешь целоваться? Ирочка вторит!
Я взглянул на Иру, ярких карих глаз.
Что же это слово вырвалось у Вас?

Для меня Ирина из девчонки враз,
Стала королевой, свет для карих глаз.
Посмотрел ей в очи, страсть внутри горит!
Нам всего по восемь! Совесть говорит!

Что же ты, Ирина, как я раньше жил?
Ты моя навеки, голос говорил!
Целоваться будешь? Ну же, Толь, пойдём!
Я пошел за нею, девочка, мой сон!

И была подруга, рядом шла. Как есть,
Ира ей сказала, стой на шухер здесь.
И пошли мы с нею в тихий уголок,
Говорит целуй же, Толя, мой цветок!

Говорю ей Ирочка, милая, мой свет
Как же целоваться, стыдно в восемь лет.
И закрыла Ирочка карие глаза,
И пробилась с губ моих к Ирочке гроза!

И закрыл же я глаза, о же небеса,
И сошлись губами мы, девичья краса!
И разверглись сразу же небеса твои!
И мечты и радости стали все мои!

Целовались долго мы, небеса сошлись,
Целовались страстно мы, губы разошлись!
Током бил разряд от губ, Ирочка моя!
Долго помню до сих пор чувства перворя.

А потом тебя домой долго провожал,
Каждый день портфель носил, радость обнажал.
Ты любила, я любил, было как в кино.
И казалась радость в жизни лишь одно!

Но ребята в классе стали замечать
И кричалки разные начали кричать.
Жених и невеста, мне то всё равно!
Ну а Ире место будто б не дано.

И сказала Ира, ты меня порочишь!
Ты найди другую, пусть над ней хохочат.
Как же, побледнел я. Ведь с тобой на травке
Солнышко смотрели, счастие мечтали!

Но сказала Ира, ты забудь дорогу.
Всё, что сердцу мило, нынче недотрога.
Приказала жёстко, вон ступай, к другой.
И остался я один. Год восемсят второй.

Было нам по восемь. Скажете что детство.
Я искал любовь в других, оказалось тщетно.
Ах, советский мой союз, развалился рано,
Но с собою не унёс Ирочкины раны.

Ты ушла... Была ты рядом, парте за другою.
Надругался в третьем классе мальчик над тобою.
Ты не там любви искала, срам тебе невестой.
Получила за такое гепатит известный.

Мальчик тот, он был плохой, он дряной мальчишка,
Рано пробуешь любовь, ждал тебя я слишком.
Никогда не подошел я к тебе и близко.
Всё равно в душе любил, жаль тебя глупышку.

Был мой первый поцелуй страстный и горячий.
Мои губы до сих пор помнят жар горящий.
Где ты, Ирочка моя, ты моя невеста,
Эх, ребята, ну зачем, засрамили детство.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так (1)воспитаньем(2) слава богу(3)

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был(4) по мненью многих(5)

(Судей решительных и строгих)(6)

Ученый малый, но педант.

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре (7)

Коснуться (8) до всего слегка,

С ученым видом знатока

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

(Александр Пушкин )

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу ,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант.

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

«Так» - это в данном тексте не вводное слово, это наречие.

Запятые 2 и 3 для вводного слова; 4 и 6 также для вводного слова.

Обратите внимание, почему нет цифры: 5в скобках дано вставное предложение, а после него уже запятая.

Ответ: 2346

Ответ: 2346

Актуальность: Текущий учебный год

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Правило: Вводные слова и обращение. Задание 18 ЕГЭ.

В задании 18 проверяется умение ставить знаки препинания при словах, грамматически не связанных с предложением. К таким относятся и вводные слова (конструкции, словосочетания, предложения), вставные конструкции и обращения

В ЕГЭ 2016-2017 года одна часть заданий 18 будет представлена формой повествовательного предложения с вводными словами

Дача (1) может быть (2) на­зва­на ко­лы­бе­лью, с ко­то­рой для каж­до­го из нас на­чи­на­лось по­сти­же­ние мира, по­на­ча­лу огра­ни­чен­ное садом, затем огром­ной ули­цей, потом участ­ка­ми и (3) на­ко­нец (4) всей за­го­род­ной сто­ро­ной.

Другая часть (судя по демоверсии и книге И.П. Цыбулько Типовые экзаменационные материалы 2017) будет выглядеть вот так:

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Послушай(1)быть может (2)когда мы покинем

Навек этот мир, где душою так стынем,

Быть может(3) в стране, где не знают обману,

Ты (4) ангелом будешь, я демоном стану!

Клянися тогда позабыть (5)дорогая(6)

Для прежнего друга все счастие рая!

Пусть (7)мрачный изгнанник, судьбой осужденный,

Тебе будет раем, а ты мне - вселенной!

(М.Ю. Лермонтов)

Рассмотрим правила и понятия, необходимые для выполнения данного типа заданий.

17.1 Общее понятие о вводных словах и основное правило их выделения.

Вводные слова - это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки. Например: Очевидно , общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства ; К счастью , тайна так и осталась тайной .

Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями . Например: Вечор, ты помнишь , вьюга злилась.. . (Пушкин).

К вводным единицам примыкают вставные конструкции , которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту ; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду) , о Моцарте.

Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.

ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ.

1. вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго…

2. вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна.

3. вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны Эта группа также достаточно большая и коварная.

4. вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать…

5. вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам…, по слухам, по сведениям…, по мнению…, на мой взгляд, помнится…

6. вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись…

7. вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере…

8. вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению…

9. вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря…

17.1. 1 НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ и поэтому не выделяются запятыми на письме следующие слова:

буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вот, вон, вряд ли, все-таки, в конечном счете, едва ли, даже, именно, исключительно, как будто, как бы, как раз, между тем, почти, поэтому, потому, приблизительно, примерно, притом, причем, просто, решительно, словно… - в эту группу входят частицы и наречия, наиболее часто оказывающиеся ошибочно обособленными как вводные.

по традиции, по совету…, по указанию…, по требованию…, по распоряжению…, по замыслу… - эти сочетания выступают в качестве необособленных (невыделяемых запятыми) членов предложения:

По совету старшей сестры она решила поступить в МГУ.

По распоряжению врача больной был посажен на строгую диету.

17.1. 2 В зависимости от контекста одни и те же слова могут выступать то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения.

МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖНО БЫТЬ, КАЖЕТСЯ (КАЗАЛОСЬ) выступают в качестве вводных, если указывают на степень достоверности сообщаемого:

Может , я приду завтра? Нашего учителя нет уже два дня; может быть , он заболел. Ты, должно быть , в первый раз встречаешься с таким явлением. Я, кажется , его где-то видела.

Эти же слова могут оказаться в роли сказуемых:

Что мне может принести встреча с тобой? Как человек может быть столь необязательным ! Это должно быть твоим самостоятельным решением. Мне все это кажется очень подозрительным . Заметьте: никогда нельзя выбросить из предложения его сказуемое, а вводное слово - можно.

ОЧЕВИДНО, ВОЗМОЖНО, ВИДНО оказываются вводными, если указывают на степень достоверности высказывания:

Ты, очевидно , хочешь извиниться за свой поступок? В следующем месяце я, возможно , уеду отдыхать. Ты, видно , не хочешь рассказать нам всей правды?

Эти же слова могут войти в состав сказуемых:

Всем стало очевидно , что надо искать другой способ решения проблемы. Это стало возможно благодаря согласованным действиям пожарной бригады. Солнца не видно из-за туч.

НАВЕРНО, ВЕРНО, ТОЧНО, ЕСТЕСТВЕННО оказываются вводными при указании на степень достоверности сообщаемого (в этом случае они взаимозаменяемы или могут быть заменены на близкие по смыслу слова этой группы) - Ты, наверно (=должно быть) , и не понимаешь, как важно сделать это вовремя. Вы, верно , и есть тот самый Сидоров? Она, точно , была красавицей. Все эти рассуждения, естественно , пока только наши предположения.

Эти же слова оказываются членами предложения (обстоятельствами) – Он верно (=правильно, обстоятельство образа действия) перевел текст. Наверно не знаю (=наверняка, обстоятельство образа действия), но он должен был сделать это назло мне. Ученик точно (=правильно) решил задачу. Это естественно (=естественным образом) привело нас к единственно правильному ответу.

КСТАТИ является вводным словом, если указывает на связь мыслей:

Он хороший спортсмен. Кстати , учится он тоже хорошо.

Это же слово выступает не как вводное в значении "заодно":

Пойду прогуляюсь, кстати куплю хлеба.

МЕЖДУ ПРОЧИМ оказывается вводным словом, указывая на связь мыслей:

Ее родители, подруги и, между прочим , лучший друг против поездки.

Это слово может употребляться как невводное в контексте:

Он произнес длинную речь, в которой между прочим отметил, что вскоре станет нашим начальником.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО как вводное слово указывает на связь мыслей:

Прежде всего (=во-первых), нужно ли вообще поднимать столь щекотливую тему?

Это же слово может выступать как обстоятельство времени (=сначала):

Прежде всего я хочу передать привет от твоих родителей.

Нужно сказать, что в одной и той же фразе "прежде всего" может рассматриваться как вводное, так и нет в зависимости от воли автора.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗУСЛОВНО, СОБСТВЕННО будут вводными, если указывают на степень достоверности сообщаемого:

С этого холма, действительно (=точно, в самом деле, без всякого сомнения), открывался самый лучший вид. Несомненно (=в самом деле, действительно), ваш ребенок способен к музыке. Он, безусловно , читал этот роман. – или на прием оформления мыслей – Вот, собственно , и вся история.

Эти же слова не являются вводными, если выступают в других значениях:

Я и действительно таков, каким ты меня представляла (=в действительности, на самом деле). Он был несомненно талантливым композитором (=без сомнения, на самом деле). Она безусловно права, предлагая нам такой простой путь решения проблемы (=очень даже, вполне права). Я не имел ничего собственно против школы, но в эту идти не хотел (=вообще, именно). Слова "действительно" и "безусловно" в зависимости от интонации, предложенной говорящим, может в одном и том же контексте быть или вводным, или нет.

И, потом , она оказалась знаменитостью. Далее , мы скажем о своих выводах. Таким образом (=итак), наши результаты ничуть не противоречат полученным другими учеными. Она умная, красивая и, наконец , она очень добра ко мне. Что же, в конце концов , вы от меня хотите? Обычно предложения, содержащие указанные выше слова, завершают ряд перечислений, сами слова имеет значение "и еще". В контексте выше могут встретиться слова "во-первых", "во-вторых", "с одной стороны" и т.д. "Таким образом" в значении вводного слова оказывается не только завершением перечисления, но и выводом.

Эти же слова не выделяются как вводные в значениях: "таким образом" = "таким способом":

Таким образом он и смог передвинуть тяжелый шкаф.

Обычно в предыдущем контексте встречаются обстоятельства времени, например "сначала". "Потом" = "затем, после этого":

А потом он стал известным ученым.

"Наконец" = "под конец, напоследок, после всего, в результате всего":

Наконец все дела были благополучно завершены. Обычно в этом значении к слову "наконец" может быть добавлена частица "-то", что невозможно сделать, если "наконец" является вводным словом. В тех же значениях, что указаны выше для "наконец", не является вводным сочетание "в конце концов":

В конце концов (=в результате) соглашение было достигнуто.

ОДНАКО является вводным, если стоит в середине или в конце предложения:

Дождь, однако , шел уже вторую неделю, несмотря на прогнозы синоптиков. Как я его ловко, однако !

"Однако" не оказывается вводным в начале предложения и в начале части сложного предложения, когда оно выступает в роли противительного союза (=но): Однако люди не хотели верить в его добрые намерения. Мы не надеялись на встречу, однако нам повезло.

Обращаем внимание на то, что иногда слово «однако» может стоять и в начале предложения, но не выполнять функцию союза: Однако , это невероятно сложно.

ВООБЩЕ является вводным в значении "вообще говоря", когда оно указывает на способ оформления мыслей:

Его работы, вообще , представляет интерес только для узкого круга специалистов. В других значениях слово "вообще" является наречием в значении "в целом, совсем, во всех отношениях, при всех условиях, всегда":

Островский для русского театра то же, что Пушкин для литературы вообще . По новому закону курить на рабочем месте вообще запрещено.

ПО-МОЕМУ, ПО-ТВОЕМУ, ПО-НАШЕМУ, ПО-ВАШЕМУ являются вводными, указывая на источник сообщения:

Ваш ребенок, по-моему , простудился. Это, по-вашему , что-то доказывает? Слово "по-своему" вводным не является: Он по-своему прав.

КОНЕЧНО чаще всего является вводным, указывает на степень достоверности высказывания:

Мы, конечно , готовы помочь тебе во всем.

Иногда это слово не обособляется, если интонационно выделяется тоном уверенности, убежденности. В этом случае слово "конечно" считается усилительной частицей: Я конечно бы согласился, если бы ты предупредил меня заранее.

ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ чаще является вводным и употребляется для оценки:

Я, во всяком случае , не хотел бы вспоминать об этом. Эти слова, во всяком случае , свидетельствуют о серьезности его отношения к жизни.

В значении "всегда, при любых обстоятельствах" это сочетание вводным не является:

Я во всяком случае должен был встретить его сегодня и поговорить с ним.

В САМОМ ДЕЛЕ чаще НЕ является вводным, выступая в значении "действительно" - Петя в самом деле хорошо разбирается в компьютерах. Я здесь в самом деле не при чем. Реже это словосочетание оказывается вводным, если служит для выражения недоумения, возмущения – Что это ты, в самом деле , строишь из себя умника?

В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ может быть вводным, когда указывает на связь мыслей или на способ оформления мысли:

Среди множества современных писателей интерес вызывает Владимир Сорокин, а среди его книг, в свою очередь , можно особо выделить "Роман". Попросив меня помочь ему в работе, он, в свою очередь , тоже не стал бездельничать. Это же словосочетание может быть невводным в значениях "в ответ", "со своей стороны" (= когда наступает очередь) – Маша в свою очередь рассказала о том, как она провела лето.

ЗНАЧИТ является вводным, если оно может быть заменено словами "следовательно", "стало быть":

Сообщение сложное, значит , его нужно передать сегодня. Дождь уже кончился, значит , мы можем идти гулять. Если она так упорно борется с нами, значит , она чувствует свою правоту.

Это слово может оказаться сказуемым, близким по смыслу к "означает":

Собака значит для него больше , чем жена. Когда по-настоящему дружишь с человеком, это значит , что ему во всем доверяешь. "Значит" может оказаться между подлежащим и сказуемым, особенно когда они выражены инфинитивами. В этом случае перед "значит" ставится тире:

Обижаться - значит признавать себя слабым. Дружить - значит доверять своему другу.

НАОБОРОТ является вводным, если указывает на связь мыслей:

Он не хотел обижать её, а, наоборот , пытался попросить у неё прощения. Вместо того, чтобы заниматься спортом, она, наоборот , целый день сидит дома.

Не является вводным сочетание "и наоборот", которое может выступать в качестве однородного члена предложения, оно употребляется как слово, замещающее целое предложение или его часть:

Весною девушки меняются: брюнетки становятся блондинками и наоборот (т.е. блондинки брюнетками). Чем больше ты занимаешься, тем более высокие оценки получаешь, и наоборот (т.е. если занимаешься мало, оценки будут плохие; запятая перед "и" оказывается в конце части предложения – получается как бы сложносочиненное предложение, где "наоборот" замещает его вторую часть). Я знаю, что он выполнит мою просьбу и наоборот (т.е. я выполню его, перед "и" нет запятой, так как "наоборот" замещает однородное придаточное).

ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ является вводным, если имеет значение оценки:

Миша, по крайней мере , знает, как нужно себя вести, а не ковыряется вилкой в зубах.

Это словосочетание может употребляться в значениях "не меньше чем", "самое меньшее", тогда оно не обособляется:

Она по крайней мере будет знать, что её отец не зря прожил жизнь. По крайней мере пятеро из класса должны принять участие в лыжных гонках.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ является вводным в значении "по мнению":

С точки зрения моей бабушки , девушка не должна носить брюки. Её ответ, с точки зрения экзаменаторов , достоин самой высокой оценки.

Тот же оборот может иметь значение "в отношении" и тогда вводным не является:

Работа идет по плану с точки зрения сроков. Если оценивать поведение героев некоторых литературных произведений с точки зрения современной морали, то его следует считать безнравственным.

В ЧАСТНОСТИ выделяется как вводное, если указывает на связь мыслей в высказывании: Её интересует, в частности , вопрос о вкладе этого ученого в развитие теории относительности. Фирма принимает активное участие в благотворительной деятельности и, в частности , помогает детскому дому № 187.

Если сочетание В ЧАСТНОСТИ оказалось в начале или в конце присоединительной конструкции, то оно от этой конструкции не отделяется (об этом более подробно будет идти речь в следующем разделе):

Я люблю книги о животных, в частности о собаках. Мои друзья, в частности Маша и Вадим, отдыхали этим летом в Испании. Указанное сочетание не выделяется как вводное, если оно соединено союзом "и" со словом "вообще":

Разговор зашел о политике вообще и в частности о последних решениях правительства.

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ является вводным, когда служит для оценки какого-нибудь факта, его выделения в высказывании: Учебник следует переписать и, главным образом , добавить в него такие главы… Комната использовалась по торжественным случаям и, главным образом , для организации парадных обедов.

Это сочетание может входить в состав присоединительной конструкции, в этом случае, если оно стоит в ее начале или в конце, не отделяется от самой конструкции запятой:

Многие русские люди, главным образом представители интеллигенции, не верили обещаниям правительства.

В значении "в первую очередь", "больше всего" это сочетание не является вводным и не обособляется:

Он боялся сочинения главным образом из-за своей безграмотности. Мне в нем нравится главным образом его отношение к родителям.

НАПРИМЕР всегда будет вводным, но оформляется по-разному. Оно может быть выделено запятыми с двух сторон:

Павел Петрович человек крайне внимательный к своему внешнему виду, например , он тщательно ухаживает за своими ногтями. Если "например" оказывается в начале или в конце уже обособленного члена, то запятой от этого оборота оно не обособляется:

Во многих больших городах, например в Москве, складывается неблагоприятная экологическая обстановка. Некоторые произведения русских писателей, например "Евгений Онегин" или "Война и мир", послужили основой для создания художественных фильмом не только в России, но и в других странах. Кроме того, после "например" может стоять двоеточие, если "например" стоит после обобщающего слова перед рядом однородных членов:

Некоторые фрукты могут вызвать аллергию, например : апельсины, мандарины, ананас, красные ягоды.

17.1.3 Существуют особые случаи постановки знаков препинания при вводных словах.

Для выделения вводных слов и предложений могут использоваться не только запятые, но и тире, а также сочетания тире и запятой.

Эти случаи не входят в курс средней школы и в заданиях ЕГЭ не используются. Но некоторые обороты, часто используемые, нужно запомнить. Приводим примеры из Справочника по пунктуации Розенталя.

Так, если вводное сочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то оно выделяется запятой и тире: Макаренко неоднократно подчёркивал, что педагогика основана, с одной стороны , на безграничном доверии к человеку, а с другой - на высоких к нему требованиях; Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны , чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой - чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться (запятая перед придаточной частью «поглощается» тире); С одной стороны , важно было принять срочное решение, но требовалась осторожность - с другой .

17.2 Общее понятие об обращении и основное правило его выделения.

Впервые включено в задания ЕГЭ в 2016-2017 году. Учащимся предстоит искать обращения в стихотворных произведениях, что значительно усложняет задачу.

Обращения - это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью . Обращения обычно выражаются одушевленными существительными, а также прилагательными и причастиями в значении существительных. Например: Жизнью пользуйся, живущий . В художественной речи обращениями могут быть и существительные неодушевленные. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило ; Не шуми ты, рожь , спелым колосом .

Личные местоимения ты и вы , как правило, выступают не в роли обращения , а в роли подлежащего: Простите, мирные долины , и вы , знакомых гор вершины , и вы , знакомые леса !

17.1.2. Существуют и более сложные правила выделения обращений.

1. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы): Старик! О прежнем позабудь; Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле?

2. Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него - тот знак препинания, который требуется содержанием и интонацией предложения: Думай же, мастер культуры ; Привет вам, люди мирного труда!; Ты здесь, миленький? ; Свинья ты, братец

3.Повторяющиеся обращения разделяются запятой или восклицательным знаком: Степь широкая, степь безлюдная , отчего ты так смотришь пасмурно?; Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! ; Васька! Васька! Васька! Здорово!

4.Однородные обращения, соединенные союзом и или да , запятой не разделяются: Пойте, люди, города и реки! Пойте, горы, степи и поля! ; Здравствуй, солнце да утро весёлое!

5. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми: Иван Ильич , распорядись, братец , насчёт закуски; …Я потому, Фома , не лучше ли, брат , расстаться?

6. Если распространенное обращение «разорвано» другими словами - членами предложения, то каждая часть обращения выделяется запятыми по общему правилу: Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг! ; За кровь и слёзы жаждавший расплаты , тебя мы видим, сорок первый год .

Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь

Цитата из "Евгения Онегина А.С. Пушкина, гл. 1, строфа 5 (1825).

Люди, которые... хвалятся своею ученостью... оказываются на деле очень плохими учениками... Мнимые великие ученые могут сказать о себе, если будут откровенны: Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь" в других словарях:

    Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 1831) А. С. Пушкина (1799 1837), гл. 1, строфа 5: Мы все учились понемногу, Чему нибудь и как нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас немудрено блеснуть. Шутливо иронически: о дилентатстве, неглубоких … Словарь крылатых слов и выражений

    Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь - крыл. сл. Цитата из «Евгения Онегина А. С. Пушкина, гл. 1, строфа 5 (1825). … люди, которые… хвалятся своею ученостью… оказываются на деле очень плохими учениками… Мнимые великие ученые могут сказать о себе, если будут откровенны: Мы все учились… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Мы всѣ учились понемногу, Чему нибудь и какъ нибудь, Такъ воспитаньемъ, слава Богу, У насъ не мудрено блеснуть. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣг. 1, 5. Ср. Aliquis in omnibus, nullus in singulis. См. Не без греха. См. На безлюдьи и Фома дворянин … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Чему нибудь и как нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас не мудрено блеснуть. А.С. Пушкин. Евг. Онег. 1, 5. Ср. Aliquis in omnibus, nullus in singulis. См. не без греха. См. на безлюдье и Фома дворянин … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    как-нибудь - I ка/к нибудь = как нибу/дь 1) Каким бы то ни было образом, способом; так или иначе. В деревне он как нибудь устроится. 2) разг. Недостаточно хорошо, кое как, небрежно. * Мы все учились понемногу Чему нибудь и как нибудь (Пушкин) 3) разг. Когда… … Словарь многих выражений

    КАК НИБУДЬ, КАК НИБУДЬ, нареч. 1. Каким бы то ни было образом, способом; так или иначе. В деревне он как нибудь устроится. 2. Разг. Недостаточно хорошо, кое как, небрежно. * Мы все учились понемногу Чему нибудь и как нибудь (Пушкин). 3. Разг.… … Энциклопедический словарь

    И как нибудь, нареч. 1. Каким бы то ни было образом, способом; так или иначе. Обо мне беспокоиться нечего. Меня друзья как нибудь пристроят. Салтыков Щедрин, Пошехонская старина. Арсений Романович торопился как нибудь приладить подтяжку. Федин,… … Малый академический словарь

    Чего нибудь и т. д. (см. что 1), мест. неопределенное. Какой нибудь предмет, явление и т. д. из ряда подобных или безразлично какой предмет, явление и т. д. Мы все учились понемногу Чему нибудь и как нибудь, Так воспитаньем, славу богу, У нас… … Малый академический словарь

    Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

    - (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Наука думать. Новые заметки к бизнес-тренингам , А. А. Шевцов. `Возможно, вы тоже переживали подобные состояния, когда ты теряешь основания, из которых можно исходить, чтобы строить свою жизнь. Но чаще мы лишены подобных сомнений, мы постоянно ощущаем,…
  • Научись учиться. Мозг, обучение, память, чтение , Смирнов И.А.. Мы все учились понемногу. Чему-нибудь и как-нибудь… А хотите учиться лучше? Читать быстрее? Запоминать больше? Автор этой книги нашёл и собрал вместе все наиболееэффективные техники обучения…