Семинар практикум для воспитателей дет сада. Семинар — тренинг для педагогов в детском саду

Анжела Терещенко
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с родителями.

повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-ции новых форм взаимодействия с родителями;

активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, карточки с названиями животных, таблицы с формами работы.

Ход семинара:

I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.

Тема семинара-практикума «Инновационные формы работы с родителями». Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне - и я забу-ду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму. " Мы будем сегодня играть!

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать:

Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, имя ребенка, рассказывает какую-то информацию о себе;

Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)

Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).

Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.

Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.

Сейчас встанут те, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те у кого есть кот или кошка. Попрыгают на левой ноге те, у кого есть бусы. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

Задание «Поиск сокровищ»

Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "со-кровищ". Нужно найти среди собравшихся человека, который соответствует пункту из списка. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

Чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;

С необычным хобби или увлечением;

Который любит ту же еду, что и вы;

Который родился в этом городе;

У которого столько же колец на руках, сколько и вас;

Кто живет ближе всех.

После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех?" и т. п. по списку. Завер-шить задание можно обобщением:

Что интересного вы узнали друг о друге?

Вот мы и познакомились.

Какие организационные моменты вы использовали, поделитесь.

Психологическое вхождение в тему

Упражнение «Дерево ожиданий»

Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте по-можем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

Синий цвет – будут сегодня настойчивы.

Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются.

II. Теоретическая часть.

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Упражнение «Найди определение»

На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.

Круглый стол - это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей - мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.

Но для начала ном нужно разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать? (ответы участников семинара)

Игра «Мозаика», сложить картинку.

«Лидеры», которые, набирают себе группу.

«Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.

Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.

Игра «Один, два, три» под музыку передвигаются по залу, ведущий говорит «три» - участники нашли разгруппировались по три человека и т. д.

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Работы в подгруппах:

Упражнение «Карусель»

Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились, выполняем упражнение «Карусель». Ваша подгруппа, в таблицу записывает

информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

анкетирование;

заполнение социального паспорта;

почтовый ящик доверия;

интервью с родителями;

посещение воспитанников на дому;

ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.

семейные театры, концерты, игры, конкурсы;

спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;

вернисаж совместного творчества;

выставки семейных коллекций;

родительский уголок творчества.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.

родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);

родительские клубы;

индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);

семинар-практикум;

информационные стенды.

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

открытые занятия;

родительские уголки;

выпуски газет;

выставки детских работ, фотографий;

просмотр видеороликов;

день открытых дверей;

интернет странички для родителей;

проведение коррекционных занятий по скайпу;

мини-библиотека;

прайс-листы.

Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.

III. Заключительная часть семинара-тренинга.

Релаксационное упражнение «Улыбка»

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.

Итоговая рефлексия.

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей встрече и прикрепить их на наше дерево.

Семинар-практикум - мероприятие, позволяющее на практике применить полученные теоретические знания. На них участникам предстоит находить ответы на проблемные вопросы или предлагать варианты выхода из проблемных ситуаций. Работа может проводиться как индивидуально, так и в мини-группах. Для успешной реализации занятия важно выбрать актуальные темы семинаров для воспитателей ДОУ , которые затрагивают все вопросы жизнедеятельности учреждения и коллектива.

При этом структура мероприятия подразумевает несколько важных этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе ответственный сотрудник изучает тему, определяет задачи мероприятия и в соответствии с ними формирует план занятия. Он подбирает необходимый теоретический материал и задания, которые позволят наилучшим образом усвоить информацию, применив ее на практике. Важно сформулировать желаемые результаты, чтобы в соответствии с ними оценить, в какой мере были достигнуты поставленные цели.
  2. Организационный. Необходим для конкретизации проблемы и актуализации заявленной темы. Все участники мероприятия фронтально или в группах обсуждают тему (проблему), организатор может предложить выполнение психологических упражнений или различных заданий для создания комфортной для работы атмосферы в коллективе.
  3. Теоретический. Семинар-практикум начинается с небольшой лекции по методике или психологии, оглашения важной информации, демонстрации презетации, описания спорной ситуации или события. Им может стать обновление законодательной базы, передовые педагогические технологии, методические рекомендации или конкретные примеры из педагогической практики.
  4. Практический. Участникам мероприятия предлагается высказаться по поводу услышанного, вступить в дискуссию, самостоятельно или вместе с коллегами выполнить определенные задания. Этот этап отличается в зависимости от выбранной формы занятия («круглого стола», мастер-класса или деловой игры).
  5. Рефлексия. Независимо от темы семинаров для педагогов ДОУ этап рефлексии - оценки достигнутых результатов и хода занятия является обязательным. Он позволяет сделать выводы по коллективной работе, оценить степень вовлеченности воспитателей в процесс самообразования.

Новые возможности для карьерного роста

За прохождение курса - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Приступайте к учебе бесплатно прямо сейчас

  • время для заседания выбирается оптимальное для всех участников, что позволит добиться максимальной заинтересованности и создать доброжелательную атмосферу.
  • перед выбором темы занятия важно оценить аудиторию, ее потребности и возможности, поскольку общий семинар для работников разных уровней подготовки может оказаться неэффективным;
  • строго регламентировать или по возможности следовать регламенту высказываний, чтобы не допустить обострения споров и ущемления прав участников мероприятия (как правило, на высказывание участника выделяется 20-25 минут, но можно ограничиться и 10);
  • необходимо следить за культурой общения участников заседания, толерантностью высказываний, допустима критика идей, но не личностей;
  • активное участие и пассивное слушание на занятии должны чередоваться, что позволит воспитателям дольше сохранять концентрацию (если заседания затягивается, разумно сделать перерыв на кофе или перекус).

"Мои эмоции"/Семинар-практикум для воспитателей ДОУ.

Подготовила: старший воспитатель Степанова О.П.

Описание материала:

В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов, возникновения у них психосоматических расстройств и заболеваний.
Предлагаемый семинар ориентирован на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данного семинара помогут педагогам правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, нестандартно решать повседневные проблемы.

Цель: Ознакомление педагогов с понятием «эмоции», «психологическое здоровье»
Задачи:
-мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;
-наполнить содержанием понятие «эмоции»;
-способствовать осознанию собственных эмоций;
-обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум.
Наглядный и раздаточный материал: презентация, листы белой бумаги, анкеты, смайлики- эмоции, заготовки цветов по количеству участников для самопроизвольного деления на команды.


Участники мероприятия: педагоги, старший воспитатель
Продолжительность мероприятия: 45 минут
План проведения мероприятия.
1.Организационный момент. Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.
2.Теоретическая часть.
2.1Введение в тему. «Эмоции». Стресс, «мифы» о нем
3. Практическая часть
3.1 Работа с тестом «Подвержены ли Вы стрессу?»
3.2 Определение основных признаков стресса
3.3 Выработка умения изменять отношение к проблемам
3.4 Знакомство с цветотерапией
3.5 Знакомство приемами с ароматерапии
4. Подведение итогов
«Мое настроение» нарисовать на цветке смайлик

Ход проведения семинара

Теоретическая часть

Вступительное слово:

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критичекого момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.
Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психического здоровья.
Старший воспитатель

Человек живет эмоциями: что такое «эмоция», какие бывают эмоции, какие из них разрушают личность, возможно ли контролировать свои эмоции и управлять ими?
Эмоция- это выражение чувств и отношений человека к окружению или себе, так, например, крайние проявления эмоций по отношению к себе: нарциссизм(самовлюбленность, восхищение собой) и аутоагрессия (от разрушающих тело и души вредных привычек до самоубийства). Эмоцию сам человек или тот, на кого она направлена, может оценивать как положительную (радость, удовлетворение,…) или отрицательную (гнев, печаль, злость,…)
Бывают простые (базисные эмоции), т.н. чувства: теплота, страх, удивление, радость, грусть, гнев, прилив сил, интерес, игнорирование,…- они понятны любому. Этим языком мы можем общаться и с нашими домашними питомцами, а они, как известно, не врут (даже хитрят по-честному), чтобы лучше понять человеку причину своих поступков, выбор поведения в проблемной ситуации, сделанные им умозаключения (выводы), психологи стараются вывести его на этот уровень простых эмоций.
Сложные: обида, печаль, удовлетворенность, стыд, вина, презрение. Эти эмоции формируются уже не только как реакции нашей первой сигнальной системы. Сюда «примешивается» и наш прошлый опыт, и рассуждения по поводу ситуации, в какой-то мере направленными внутрь(этика отношений), когда человек реагирует на слова, эмоцию, поступок- эмоцией, но через какое- то время и не совсем (или не совсем) той эмоциональной реакцией, которая могла бы быть первоначально.
Управлять эмоциями и просто, и сложно одновременно. Эмоция- это взрыв, повышение давления и пульса и т.д. Чтобы хорошо контролировать физиологию – нужна тренировка. Но выбор любой эмоции, нашей чувственной реакции на происходящее, делаем всегда мы сами.
Какие эмоции разрушают? В основном это те, что отнимают у нас силы, т.н. астенические: подавленность, вина, обида, унижение, ведь что такое, к примеру, обида? Это подавленная в нас злость. Лучше как следует один раз разозлиться, чем потом мучить себя и других, вызывая в них чувство вины обиженностью. Для обучения управлением эмоциями мне нравится метод творческого выражения эмоций.
Выражение эмоций. При всем обилии форм есть два главных варианта отреагирования чувств:

1 через двигательную энергичность;
2 через творческое самовыражение.

Вспомните, что происходит с вами, когда волнуетесь?
Кто-то перебирает в руках маленькие предметы (этой людской потребностью разъясняется успокаивающее действие четок), кто-то прогуливается взад- вперед, кто-то отрисовывает на клочке бумаги… Одна из действенных форм выражения эмоций – обычное проговаривание. Если есть возможность выговориться, нам становится существенно легче. Как говорится, произнес- и душу облегчил.
Что происходит с теми, кто эмоции сдерживает?
Ответ на этот вопрос издавна известен: такие люди заболевают. Недаром говорится, что невыплаканными слезами рыдают внутренние органы. Подавленный ужас, волнение- основная причина язвенной болезни, инфаркта миокарда.
Особенное место в методах отреагирования чувств занимает творческое самовыражение, так именуемая арттерапия.
«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».
Профессия педагога относится к группе наиболее психологически опасных профессий наряду с такими, как, например, милиционер, предприниматель, пожарный. Взаимодействие с людьми в профессиональной деятельности было и остается одним из мощнейших стрессогенных факторов. У педагога стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, коллегами, родителями, представителями различных организаций. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о педагоге, испытывающем хроническое стрессовое состояние.
Мы постоянно слышим понятие «стресс» из разных источников, говорим о стрессе, но знаем ли мы о нем всю правду? В быту распространены следующие утверждения:
Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении.
От стресса страдают только психологически слабые люди.
Установить причины стресса несложно.
Все люди реагируют на стресс одинаково.
Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса.
Согласны ли Вы с данными утверждениями?
Так что же такое стресс? В переводе с английского «стресс» означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году выдающимся канадским физиологом Гансом Селье: «стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям».
Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу. Это реакции специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптация к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.
Как на странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г.Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме.

2. Таким образом, знание основных признаков стресса позволит Вам вовремя распознать его появление и принять меры. Основные признаки стресса, независимо от его причины, таковы:
Невозможность сосредоточиться на чем-то
Слишком частые ошибки в работе
Ухудшение памяти
Слишком часто возникает чувство усталости
Мысли часто улетучиваются
Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
Повышенная возбудимость
Работа не представляет прежней радости
Потеря чувства юмора
Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет
Пристрастие к алкогольным напиткам
Постоянное ощущение недоедания
Пропадает аппетит, потерян вкус к еде
Невозможность вовремя закончить работу


3. Г Селье «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации. Например:
Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи: использовать слово «зато».
Доказать себе, что «могло быть и хуже».
Сравнить собственные невзгоды с чужим, еще большим горем («а другому гораздо хуже»).
Прием «зелен виноград» (подобно лисице из басни сказать себе, что то, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо»).
Вспомните ситуацию, вызвавшую у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние. Попробуйте изменить значимость этих ситуаций для себя.
Подведение итогов
Итак, мы узнали главное о стрессе. Настала пора развенчать общераспространенные неверные представления о нем:
Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении. Неверно: стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевание, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья.
От стресса страдают только психологически слабые люди. На самом деле все наоборот. Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу
Установить причины стресса несложно. Неверно: симптомы появляются сразу после незначительного воздействия какого-либо фактора, то есть даже при слабом стрессе. Но при сильном стрессе его признаки не развиваются до тех пор, пока не исчезнет причина. В таких случаях установить раздражитель бывает довольно сложно.
Все люди реагируют на стресс одинаково. Это утверждение абсолютно неверно. Каждый человек имеет свои особенные причины, симптомы, способы преодоления стресса, у каждого свой порог сопротивляемости. Хотя стрессовая реакция развивается по определенным законам, общим для всех людей, проявления могут быть совершенно разными.
Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса. Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни. Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.
Осознание ошибочности этих утверждений поможет нам более успешно бороться со стрессом.
Задумайтесь:
Практическая

часть
1.
Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»
На каждый вопрос Вы можете ответить «да (+), «нет (-)», «иногда (+ -)».
Часто ли у Вас появляется чувство усталости?
Чувствуете ли Вы ухудшение способности сосредоточиться?
3 Замечаете ли Вы, что Ваша память стала хуже?
4 Есть ли у Вас склонность к бессоннице?
5 Частот ли Вас беспокоят боли в области позвоночника?
6 Бывают ли у Вас сильные головные боли?
7 Есть ли у Вас проблемы с аппетитом?
8 Замечаете ли Вы, что отдых не дает желаемого результата?
9 Скучаете ли Вы на работе?
Легко ли Вас вывести из себя?
Замечаете ли Вы за собой склонность к излишней суете?
Часто ли Вам хочется выпить?
Часто ли Вы курите?
Бывает ли, что Вам трудно завершить мысль?
Часто ли Вы перестаете себе нравиться?
Часто ли Вам без видимой на то причины становится тревожно?
Часто ли Вам не хочется видеть вообще никого?
Обработка результатов
Подсчитайте набранное Вами количество баллов:
«да» - 2 балла
«иногда» - 1 балл
«нет» - 0 баллов


0 – 10 баллов. Вам можно позавидовать, Вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях Вы спокойны и рассудительны. Если набрали от 0 до 5 баллов, то Вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам – это действительно невероятно.
11 – 25 баллов. Стрессы Вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса – средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для Вас большой трудностью.
26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если Вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: Вам надо срочно изменить свою жизнь
Цветотерапия
«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» (Сенека).
Участникам занятия предлагается под музыку (Вивальди «Лето») при помощи пальцев рук красками изобразить цветовые пятна.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:


Влияние цвета на психологическое состояние человека
Цвет Действие
Белый Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады
Серый Создает скуку, апатию, ощущение холода
Синий Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает
Голубой Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает
Фиолетовый Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции
Пурпурный Возбуждает, вызывает возвышенные чувства, ощущение тепла
Красный Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости
Оранжевый Создает ощущение теплоты, бодрит
Желтый Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости
Коричневый Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение
Зеленый Вызывает ощущение холода, успокаивает
Черный Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение, угнетает
Тест на эмоциональное отношение.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь на работу.
2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься домашними делами.
3.…, когда думаешь о близких.
4.…, когда ты приходишь домой.
5.…, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов:
Красный - возбуждение, восторженное отношение
Оранжевый - радостное, приятное
Желтый - теплое, доброжелательное
Зеленый - спокойное
Синий - грусть, неудовлетворенность
Фиолетовый - коричневый- тревога
Черный - печаль, уныние.

Приемы снятия эмоционального напряжения.
Психологический душ- комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергического потенциала.
1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»
2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней…»
3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично»
4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»
5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
6.Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»
7.Руки на бедрах, делая наклоны туловищем вперед- назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна»
8.Руки на талии, выполняя наклоны вправо- влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу»
9.Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается…», глубокий выдох: «И все у меня получается»
«Нарисуй настроение»
Предлагаю всем педагогам нарисовать в серединке цветка смайлик, обозначающий их настроение на данный момент. Приклеить свои цветы – настроение на общий лист – получился «букет эмоций».

За деньги можно купить кровать – но не сон, книги – но не ум, пищу – но не аппетит, украшения – но не красоту, дом – но не домашний очаг, роскошь – но не культуру, развлечения – но не счастье, лекарство – но не здоровье, религию – но не спасение
Берегите свое здоровье!
Литература; 1.Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987.
2.Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.
3 Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования в клинике. - Л., 1978.
4.2. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.
(О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.)
- Спб, ТОО "Лейла", 1994. - 384

Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

Как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно? Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. Красивую речь сейчас редко услышишь даже по радио и по телевиденью. На улице, в транспорте, в магазине мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок. Не случайно ученые и общественные деятели говорят о кризисе литературного языка, особенно в сфере устного общения.

Поэтому так велика ответственность воспитателей и родителей за культуру собственной речи. Живое слово взрослого по прежнему остается главным средством обучения ребенка . Именно поэтому педагогам принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец правильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного произношения.

Грамотная устная речь способствует легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство.

Велика и эстетическая ценность грамотной речи, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Кому из нас не режут слух слова «документ», «проздравить», «кажный», «канпот», «колидор», — всречающиеся как в речи детей, так и в речи взрослых. Это так называемый просторечный стиль с предупреждением и устранением особенностей которого мы и должны работать. В основе произносительной системы русского языка лежит нейтральный стиль, главное назначение которого — коммуникативное. Данный стиль используется в повседневной практике речевого общения, это основной стиль литературного произношения. Примером нейтрального стиля может служить речь дикторов телевиденья, выступления мастеров сцены.

Разговорный стиль связан с обычными речевыми ситуациями. Его реализация происходит в условиях неофициального, непринужденного, заранее не подготовленного сообщения. Разговорный стиль характеризуется убыстренным темпом произнесения, меньшей напряженностью артикуляции, что приводит к нечеткому произношению. Особенности разговорного стиля придают высказыванию несколько сниженный, бытовой характер. Дети дошкольного возраста владеют именно разговорным стилем произношения. Разговорный стиль нередко наблюдается и в речи родителей, воспитателей:

«Скоко повторять одно и то же»

«Седня вы хорошо работали»

«Ничо не надо трогать»

«Щас будете заниматься»

«Ляжь на правый бок»

«Не раздевай пальта»

«Вот здеся у меня картинки»

«Отседова можно сделать вывод»

«Ложи сюда одежду»

Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения, поэтому преобладающее место в речи взрослых должен занимать нейтральный стиль, стиль литературного произношения.

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму. Своеобразие его в том, что оно свободное, т. е. не прикреплено к определенному слогу в слове, может падать и на первый и на второй слог, и на третий. Особенностью ударения является его подвижность, способность менять свое место в зависимости от формы слова:

Понять – понял – поняла

И третья особенность ударения — изменчивость, с течением времени ударение меняет свое место в слове. Раньше говорили: Кладбище, библиотека, музыка.

Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях:

«Гремит музыка полковая». (А. С. Пушкин)

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь. Игра – тренинг «Ударение» — списать слова, расставить ударение.

(Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать).

Прежде всего каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Игра – конкурс «Исправь ошибки»

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

Сегодня каждого из нас окружает множество речевых ошибок. Не секрет, что воспитатели и родители часто путают назначение глаголов «надевать и одевать». Блиц – викторина «Почувствуй разницу» «Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).

Поговорим об интонационной выразительности.

Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

Упражнения на интонационную выразительность: — произнести фразы (весело, ласково, спокойно, гневно) «Подойди ко мне», «Закрой дверь», «Сядь на место».

Практикум по интонационной выразительности. Стихотворение М. Цветаевой.

— «Все перемелется, будет мукой!

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

Люди, поверьте: мы живы тоской!

Только в тоске мы победны над скукой.

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой»!

Итак, из всего сказанного можно сделать для себя следующие выводы:

— надо постоянно совершенствовать культуру речи;

— развивать навыки выразительности устной речи;

— критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения

произносительных норм.

И в заключении семинара потренируемся в изящной словесности, скажем друг другу ласковые слова (дорогая, уважаемая, милейшая, очаровательная, прекрасная, несравненная, дрожайшая, обворожительная, пленительная, замечательная, умнейшая, красивейшая, драгоценнейшая), и подарим (подарки), не называя их, а описывая так, чтобы тот, кому вы дарите, догадался, что это за подарок, подберите точные слова «цветок, кукла, духи, зонтик, зеркало, платочек, кольцо, чашка, книга).

Литература :

1. К. И. Чуковский «Живой как жизнь».

учитель — логопед

МДОБУ «ЦРР – детский сад «Надежда»

г. Дальнегорск, Приморского края, РФ .

Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.

Задачи:

  • Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.
  • Совершенствование качества языкового оформления речи.
  • Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации.

Атрибуты: буклеты-памятки «Искусство говорить с детьми», подборка высказываний великих людей о речи (для каждого педагога), игра «Загадочный букет» (заготовки с вопросами), бланки для оценки семинара-практикума, стих – шпаргалка собственного сочинения для быстрого запоминания компонентов речи, компоненты речи «Радуга» (названия каждого компонента, раскрашенного в цвета радуги), стих для картинки о речи, заготовки к аппликации.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля:

«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»

То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.

Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?

А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.

Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).

Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!

Предлагаю поиграть в игру «Загадочный букет» и вспомнить определения семи компонентов речи.

Методические требования к речи педагога. Игра «Загадочный букет»

Воспитатели берут по одному определению из серединки розы, читают и определяют, о каком компоненте речи идёт речь.

Например: 1.…………..-.соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.

1. Правильность - соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

2.Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3.Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

5.Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6.Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи

7.Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи - это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ.

Для того, чтобы легче запомнить все 7 компоненты речи, я сочинила стишок, ассоциируя с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь.

Приложение №1- стихотворение

Стих – шпаргалка для быстрого запоминания компонентов речи.

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко!

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло!

Ведь радуга, как речь, игрива,

Спонтанна, звучна и проста,

И удивительна красива

Во все былые времена!

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая?

Ведь от неё поёт душа!

Мой стих приобретёт известность,

И в этом есть свой толк, уместность!

Спасибо всем за нашу встречу,

За семинар «Культура речи!»

Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность.

Практикум «Проверь себя» (Устно)

Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах:

договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, каталог, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, уведомление, феномен, звонит, пальцами, ножницами, новорождённый, ходатайство, торты, обеспечение, банты, включит (1- слова в текст, 2 — свет), рожки (животное), рожки (макаронные изделия).

Задание № 2. Определите род существительных.

Шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).

Задание № 3. Исправь ошибку в предложении.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Задание №4. Скажи правильно слова.

Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастной-возрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.

Перед тем, как подготовиться к семинару, был проведён опрос «Какие ошибки у нас встречаются чаще всего?»

Наши ошибки!

Чо – что (што), ихние- их, нету –нет, оделися- оделись, обезбаливающий-обезболивающий, уплотишь- уплатишь, оплатишь, заплатишь, пальцами – пальцами, ножницами- ножницами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть, бежи – беги, позвонит -позвонит, рожки – рожки,

Не забывайте о том, что слова: гель, шампунь, тюль мужского рода.

Главной задачей является — исправление данных ошибок!

Безусловно, знание названных требований к педагогам, а я считаю и к младшему персоналу тоже, соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи - это залог успешной работы по речевому и нравственному развитию детей в ДОУ.

А сейчас мы ещё раз обобщим все знания, которые получили на семинаре в виде красочного шедевра. Мы будем создавать картину. Раздаю заготовки. Они выполнены на самоклеющейся фотобумаге.

Получилась необычная картина, из которой понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда наша речь и речь наших воспитанников будет грамотна.

Культура речи!

Солнце – это воспитатель!(Солнце)

Он творец красивой речи,

Освещая путь детишкам,(фото детей)

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение.(Облака)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,(Капельки)

Слово, мимика, контакт

И прикосновения,

Вера, уважение!

Речь, что грамотна, чиста,

Выразительна, проста!

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво.

Появилась радуга.(Радуга)

Тучки тёмные – ошибки.(Тёмные тучки)

Они есть и их немного.

Будем исправлять все дружно,

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью

От могущества и силы.

Но, а знания о речи

Только радость приносили!

О речи много сказано. Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём кладезь мудрости вековой.

В память о нашем семинаре, я дарю вам листочки с высказываниями великих людей о речи.

Приложение №2 «Высказывание великих людей о речи».

Высказывания великих людей о речи.

(Каждому воспитателю в подарок)

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» А.Ф. Кони.

«Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть» Паскаль Блез.

«Красноречие - это живопись мысли» Паскаль Блез.

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие» Галилео Галилей.

«Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление» Паскаль Блез.

«Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» Низами.

«Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были поняты, пристойно и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с наивозможною и доступною вам простотой и живостью передал то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь также о том, чтобы, слушая вашу речь, меланхолик рассмеялся, весельчак стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил ее, мудрый не мог не воздать ей хвалу». М. Сервантес.

Приложение №3 — Анкета

Оценка семинара

Ф.И.О педагога__________________________________

Из сегодняшнего семинара я извлекла……_______________

В ходе семинара мне понравилось…____________________

______________________________________________

Какую бы тему хотела обсудить?_____________________

______________________________________________

Я оцениваю семинар …_____________________________

Дата_____________________Подпись_______________

Спасибо всем за участие!!!

Приложение №4

Приложение №5.(Заготовки к картине).