Как быстро обучиться навыку. Как быстро и легко запомнить текст

Завтра экзамен, а вы не подготовились к нему, потому что у вас не было времени или вы откладывали учебу на потом? Вы можете подготовиться к экзамену за один день, если будете дисциплинированы и внимательны. Лучше готовиться заранее, например, за неделю до экзамена, но бывают ситуации, когда это невозможно сделать. В этой статье мы расскажем вам, как подготовиться к экзамену за один день.

Шаги

Окружающая обстановка

    Найдите подходящее место для занятий. Вас ничто и никто не должен отвлекать - ни друзья, ни какие-либо предметы в вашей спальне. Найдите такое место для занятий, где вы сможете сосредоточиться на изучаемом материале.

    • Занимайтесь там, где будет довольно тихо и спокойно, например, в уединенной комнате или в библиотеке.
  1. Приготовьте все необходимое. Перед тем, как приступить к изучению материала, приготовьте все, что вам может понадобиться, например, учебники, конспекты, маркеры, компьютер, легкий перекус и воду.

    • Уберите все то, что будет вас отвлекать.
  2. Выключите телефон. Если смартфон не нужен вам для учебы, выключите его, чтобы он не отвлекал вас от изучения предмета. Так вы сможете сосредоточиться исключительно на изучаемом материале.

    Подумайте, стоит ли вам заниматься самостоятельно или в группе. Так как время ограничено, то, скорее всего, лучше заниматься самостоятельно, но иногда полезно изучать материал в небольшой группе, чтобы лучше усвоить концепции и термины. Решив заниматься в группе, убедитесь, что она состоит из людей, которые подготовлены не хуже вас; в противном случае эффективность работы в группе будет не очень высокой.

    Научитесь эффективно работать с учебником. Вы не запомните материал, если будете просто читать учебник (тем более, если ваше время ограничено). Читая учебник, обращайте особое внимание на краткое изложение глав и основную информацию, набранную жирным шрифтом.

    • Найдите вопросы, которые приводятся после каждой главы (или в конце учебника). Попытайтесь ответить на эти вопросы, чтобы проверить себя и понять, что вам стоит подучить.
  3. Создайте учебное пособие. Оно позволит вам лучше усвоить материал и быстро просмотреть его в день экзамена. В учебное пособие внесите важнейшие концепции, термины, даты и формулы и попробуйте изложить основные понятия своими словами. Самостоятельная формулировка концепций и их запись на бумаге позволят вам лучше понять и запомнить материал.

    • Если у вас нет времени на создание учебного пособия, попросите его у друга или одноклассника. Но будет лучше, если вы создадите ваше собственное учебное пособие, так как формулировка и запись основных понятий позволит вам лучше запомнить информацию.
  4. Готовьтесь к соответствующему формату экзамена. Если время поджимает, при подготовке к экзамену обязательно учтите его формат. О формате экзамена поинтересуйтесь у учителя или посмотрите в учебном плане, либо спросите у ваших одноклассников.

План занятий

    Создайте план занятий. Включите в него материал, который обязательно будет на экзамене, например, важные даты, определенные научные концепции, математические формулы или уравнения. Если вы не знаете, о чем будут спрашивать на экзамене, поинтересуйтесь у ваших одноклассников. Чтобы успешно сдать экзамен, важно знать, какой материал нужно выучить (особенно когда время ограничено).

    Создайте расписание занятий. Распишите весь день, предшествующий экзамену, и определите часы, которые вы посвятите изучению материала. Не забудьте выделить время на сон.

    Создайте список тем, которые необходимо изучить. Просмотрите учебник, учебное пособие и конспект и выпишите темы, которые будут присутствовать на экзамене.

  1. Вы можете использовать учебный план в процессе изучения материала. Возможно, информация в учебном плане изложена таким образом, чтобы помочь вам в изучении материала. Используйте учебный план, чтобы посмотреть на изучаемый материал с другой точки зрения и организовать информацию должным образом.
  • По окончании экзамена не говорите одноклассникам, как вы ответили на вопросы, чтобы не подрывать свой авторитет.
  • Непосредственно перед экзаменом ни в коем случае не обсуждайте ту или иную тему с вашими одноклассниками. Так вы, скорее всего, только запутаетесь. Но вы можете спросить у них то, чего не знаете.
  • Не стоит заниматься ночь напролет. Не выспавшись, вы будете чувствовать себя не очень хорошо.
  • Занимаясь за день до экзамена, вам придется усвоить массу информации, которую необходимо будет вспомнить во время экзамена. Помните, что информация, которую пытаются запомнить в кратчайший промежуток времени, быстрее забывается , что может негативно сказаться на вашей дальнейшей учебе. Поэтому лучше изучать предмет понемногу и каждый день в течение всей четверти или семестра. Таким образом вы лучше усвоите и запомните изучаемый материал.

Думаете, семь дней слишком маленький срок для того, чтобы освоить что-то новенькое? Я тоже так считала, пока мы не собрались контент-десантом и не вспомнили, чему удавалось за неделю научиться каждому из нас. Хотя б разок. Получился немаленький список. Просматривайте, выбирайте занятия по душе и действуйте, конечно.

1. Выучить алфавит иностранного языка

Выделяя каждый день 10-20 минут на то, чтобы заучивать и повторять алфавит какого-нибудь языка - суахили, французского или болгарского, - за неделю можно выучить его назубок.

2. Научиться играть одну песню на укулеле

Доказано Сергеем Капличным. Укулеле - гавайский музыкальный инструмент, напоминающий маленькую гитару. И освоить его получится даже у того, кто далек от музыки, но близок к медведям, имеющим обыкновение наступать на уши кому попало. Простенькую мелодию сыграете уже через неделю.

3. Рассказывать о себе на испанском

А это в «копилку идей» положила Таня Бурцева. Всего за неделю она научилась вполне себе сносно рассказывать о себе на испанском: «Привет! Как дела? Меня зовут Таня. Мне 29. Я из России, а ты? Мне нравится путешествовать и я очень люблю спать. А еще у меня есть две кошки».

Вернее, так. Hola. ¿Cómo estás? Me llamo Tanya. Tengo 29 años. Soy de Rusia. Y tu? Me gusta viajar y me gusta mucho dormir. Tengo dos gatos.

4. Сделать настоящий видеоролик.

Если вы не представляли себя оператором и монтажером видео даже в самых залихватских мечтах, пора действовать. Невозможное возможно - это правда. Совершенно не умея - сначала - обращаться с «мувимейкерами» и прочими программами с не менее страшными названиями, в этом году видеоролики сделали Сергей Капличный , Лариса Парфентьева и Таня Бурцева . Не пожалейте десяти минут, чтобы посмотреть, как клево у них вышло.

5. Ездить на велосипеде без рук

Конечно, если умеете ездить с руками 🙂

6. Жонглировать

Полезный совет: получится, только если под рукой есть хорошая инструкция .

7. Рисовать градиент акварелью

Юлю Баяндину скоро будут узнавать в магазинах Перми, где продается все для творчества. В этом году она научилась красиво рисовать градиент и настоящую розу (не с первого раза вышло так, как хотелось, но недели вам хватит, чтобы научиться рисовать цветы чуть ли не с закрытыми глазами).

8. Готовить фалафель

С тех пор как Сергей Капличный переехал в Москву, по четвергам он организует фалафельные вечеринки (на самом деле были они и в Китае, и в Екатеринбурге), куда приходят самые разные - и очень интересные - люди. Ну а название их говорит само за себя. Вот фалафеля made by SKaplichniy.

9. Бегать 15 минут без перерывов

Помните уроки физкультуры в школе? «Пять кругов по стадиону! Не прячься за столбом - я тебя вижу. Забыла дома форму? А голову ты не забыла? Беги в чем пришла!» Даже если от крика учителя физры вы до сих просыпаетесь в поту, это не повод не бегать. Всего неделя - и можно почувствовать себя атлетом с большой буквы «А», как это удалось Юле Баяндиной.

Подтверждение сказанного 🙂

10. Делать оригами

Неутомимый Сергей Капличный - подозреваю, что его секрет в Лайфлисте - сказал, что оригами тоже можно освоить. Так что думайте, какую фигурку хотите сложить из бумаги, и приступайте.

11. Готовить вкусный коктейль

Или пять коктейлей. Берете шейкер, гугл и все съестное (и «пьющееся»), что понадобится для приготовления, и начинаете эксперимент.

12. Научиться карточным фокусам

Коперфилдом за неделю, конечно, не стать, но один-два фокуса точно можно освоить.

13. Стоять в планке две минуты

Если вам тяжело оторвать себя от пола сегодня, через неделю будете делать это на раз-два. Особо упорные освоят

14. Крутить обруч

Тут и пояснять нечего. Берем круглый предмет, в который можно пролезть, и энергично вращаем бедрами.

15. Ездить на велосипеде, самокате, скейтборде, гироскутере

Кому что нравится. Пока лето (по крайней мере, пока нет снега), можно потренироваться.

16. Найти способ избавляться от стресса

Каждый день - новый способ. Так что за неделю вы точно отыщете тот, что сработает лучше других. Вот несколько статей, откуда можно черпать вдохновение (и эти самые способы):

17. Соблюдать режим сна

Жалуетесь на плохой сон? Семь дней соблюдайте режим, и будете , а просыпаться как отдохнувший взрослый.

18. Планировать бюджет

Ну ладно, по крайней мере, начать. Конечно, за неделю в привычку это еще не превратится, но вы приучитесь записывать доходы-расходы. Я уже три года это делаю - это удобно: видишь, на что уходят деньги, где потратила больше, чем надо было, и в следующем месяцы можно скорректировать свои траты. Скачайте приложение на смартфон (попробуйте несколько, чтобы понять, какое больше нравится), прикиньте категории и записывайте все, даже сто рублей.

Могу посмотреть в любой момент, когда и на что потратила деньги.

Я достаю телефон прямо на кассе в магазине и записываю точную сумму, которую называет кассир. Обычно успеваю сделать это еще до того, как деньги спишутся с карты. Это быстрее, чем вы думаете.

19. Стать увереннее в себе…

…если пройти . Семидневный челендж - та еще проверка на прочность. Многие МИФовцы проходили Адскую неделю (ловите отчеты: раз, два и три), и могу сказать по себе: мы способны сделать гораздо больше и гораздо круче, чем представляем. В каждом человеке - потенциал, который ждет, пока его распакуют. И Адская неделя - первый шаг в этом направлении. Только обязательно подготовьтесь, чтобы выжать из этой сложной - реально сложной - недели (но она оставит впечатлений надолго) максимум.

Пытаемся выучить тонну информации или выучить параграф по истории перед следующим уроком? Прочитать отрывок три раза перед сном, положить книгу под подушку, станцевать с бубном - все эти методы также популярны, как и бесполезны.

Как работает наша память

Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

  1. Первая - кратковременная память . Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
  2. Затем данные переходят во вторую стадию - промежуточную память . Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
  3. Третий, и последний, этап - это долговременная память . Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

10 способов, как запомнить текст

  • Перескажите другому.

Перескажи то, что прочитал - и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

  • Работайте по принципу 20\5 или 45\15.

Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго - ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

  • Используйте ассоциативное мышление.

То, что вы уже знаете - ваше лучшее оружие в обучении. Проводите ассоциации и аналогии с теми знаниями, что уже хранятся на полочках вашего brain . Это поможет вам не просто все быстро запомнить, но и затем при необходимости гораздо быстрее вспомнить.

Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно. Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое "прилипнет" к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

  • Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер:-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском... Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

  • Не сидите на одном месте.

Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.
Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться. Но в очень редких случаях сидеть на месте.

Человек, который не перестает меня удивлять в плане развития памяти — это Станислав Матвеев . Он попал в книгу рекордов Гиннеса благодаря свои методикам и упорству. А теперь Станислав делится своими знаниями с людьми, помогая им достигать своих целей.

  • Учите утром.

Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись. Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью. Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

  • Устали - смените обстановку.

Главная ошибка многих - это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила. Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме. Поэтому мой вам дружеский совет - меняйте обстановку и давайте себе отдых.

  • Используйте возможности своего мозга.

Вы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать - у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации .

К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

  • В любой непонятной ситуации - ложитесь спать.

Если в голову ничего не лезет - ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память - это как мышцы - нужно просто много тренироваться.

Отличный способ для регулярной тренировки памяти, который я недавно для себя открыла — онлайн сервис «Фитнес для мозга ». О нем и наших с дочкой успехах я подробно рассказала в .

Вот, мои дорогие, основные способы, как вы можете легко запомнить большой текст. Но могу сказать одно: все это работает индивидуально к каждому человеку. Я советую вам пробовать и анализировать, что у вас лучше всего получается.

Делитесь в комментариях, какие способы обучения вы используете, и как они вам помогают. А для любознательных есть моя рассылка, где я постоянно делюсь интересной и полезной информацией касательно любого аспекта английского языка.

Подписывайтесь и будьте во всеоружии.

Даже если нет острой необходимости учить иностранный язык, осваивать высшую математику или изучать механизм работы карбюратора, чем-то новым заниматься всё равно стоит. Ученые выяснили, что поддержание мозга в тонусе позволяет оттянуть момент наступления старческой деменции. В любом случае вы хоть немного поможете своему организму. А это уже мотивирует.

2. Поставьте цель

Прежде всего, надо понять – зачем вам это нужно. Хотите читать литературу на языке оригинала? Желаете поменять специальность и место работы? Хотите удержаться на старом месте? Мечтаете удивить родных и близких?

Обозначив цель, вы сможете определить сроки, за которые нужно управиться. Мечта – абстрактна и не привязана к дате, и если вы мечтаете в Новый год сыграть домашним Баха на органе, это можно перенести и на следующий Новый год. А вот необходимость более сурова: успеть, пока открыта вакансия; пока требуются специалисты; пока не выгнали с работы. Это дисциплинирует, помогает четко наметить план действий и не позволяет прокрастинировать и «пробуксовывать».

3. Правильно мотивируйте себя

Мотивация – один из самых важных механизмов, влияющих на скорость усвоения нового материала. Она бывает двух типов – деструктивная и конструктивная. Деструктивная – мотивация «от»: от страха быть уволенным, не сдать экзамен, жить на одну зарплату. На первый взгляд, она очень действенна, так как страх подгоняет человека, не дает ему бросить начатое дело. Однако в итоге накапливается стресс, и это может пагубно отразиться на здоровье и вызвать отвращение к обучению.

Конструктивная – мотивация «к»: потому что хочу больше зарабатывать; хочу, чтобы мною восхищались; хочу переехать в другую страну. Она создает зону комфорта, но может со временем ослабевать.

Идеальный вариант – комбинация этих типов. Например: я изучаю новые языки программирования, потому что хочу сменить место работы; в противном случае я так и останусь сидеть здесь и когда-нибудь буду просто уволен, потому что на моё место найдётся более молодой и талантливый. Таким образом, в определенных психологических ситуациях можно действовать как «кнутом», так и «пряником».

4. Оставьте неудачи в прошлом

Если вас сдерживает страх прошлых неудач, от него нужно избавиться. Но это не получится сделать банальным уговором «на этот раз всё будет иначе»: вы лишь загоните его в подсознание, где он будет дожидаться удобного случая.

Необходимо, наоборот, вернуться в прошлое и выяснить причины неудач. Это могли быть или неверное его распределение; отсутствие мотивации или неправильная методика; дискомфорт, связанный с внешними обстоятельствами или лень. Проанализировав эти причины и ликвидировав их, вы можете быть уверены – теперь осваивать новое дело станет гораздо легче.

Не стоит бояться неудач и пытаться любыми способами их избежать. Во время обучения не может быть критических промахов: максимум, что вы потеряете, это время. Которое впоследствии можно наверстать.

5. Консультируйтесь у специалистов

В самом начале пути специалистами для вас могут быть даже те, кто продвинулся дальше буквально на пару шагов. Не стесняйтесь консультироваться у них и не бойтесь доставить им неудобство – некоторым, наоборот, тешит самолюбие, что к ним обращаются за помощью. И не стыдитесь задавать глупые вопросы: лучше выяснить для себя что-то раз и навсегда, чем иметь пробел в знаниях на начальном этапе. Если таких специалистов нет в вашем окружении или вам некомфортно обращаться к ним, воспользуйтесь интернетом, попросите совета на специализированном форуме или в группе в соцсетях.

6. Делитесь новым

Не стесняйтесь и не ленитесь сами помогать тем, кто обращается к вам с просьбой разъяснить что-то. Это поможет вам вспомнить материал и на свежую голову ликвидировать собственные пробелы. Обучая кого-то, вы структурируете информацию и получаете возможность творчески проработать ее.

7. Следуйте графику

Нередко хочется узнать всё в один присест: выучить «турецкий за 1 час», освоить «Java за 1 день», через неделю впечатлить друзей игрой на гитаре… Конечно, азы обычно удается понять за считаные дни, но потом становится всё сложнее. А если в погоне за скоростью что-то из азов было упущено или недоучено, то на этот пробел будут наслаиваться другие, и в конце концов вы потерпите поражение.

Поначалу изучение нового вызывает интерес, а иногда является и поводом для хвастовства. Но потом ощущение новизны проходит, наступает скука, и внимание рассеивается. Чтобы этого не произошло, необходимо сразу отнестись к изучению нового как к повседневному делу (некоторые советуют, наоборот, превращать каждое занятие в праздник, но это требует дополнительных сил и эмоций, и в худшем случае наступит еще раньше). Выделите 40-60 минут в день, желательно в одно и то же время, составьте график, разбейте на контрольные точки – и следуйте ему, не пытаясь впихнуть «пятилетку в два года». Не старайтесь успеть все сразу, даже если кажется, что вы способны на .

8. Постоянно практикуйтесь

Без практики любые знания будут бесполезны. Если есть возможность понаблюдать за работой специалиста или что-то сделать самому – хватайтесь за нее обязательно! Даже пересчитать что-то на калькуляторе или переписать от руки абзац иностранного текста – большой вклад в процесс обучения.

Вести конспекты – особенно если вы пользуетесь ютьюбовскими лекциями или pdf-самоучителями – очень полезно. Записанная от руки информация запоминается в три раза лучше, чем прочитанная или услышанная.

9. Правильно питайтесь

Художник должен быть голодным, а учащийся – сытым. Полный желудок усыпляет, а голодный отвлекает мыслями о еде. Ешьте больше фруктов и овощей, каш, супов и не забывайте о сладостях, которые . А вот совмещать обучение с диетой категорически не советуют, так как организм будет испытывать двойную нагрузку – как физическую, так и психологическую.

10. Хвалите себя

Процесс обучения может быть рутинным, поэтому маленькие победы стоит отмечать – вкусняшкой или походом в кино. Во время обучения нужно побольше любить себя и не превращаться в загнанную лошадь: забудьте о ночной зубрежке, она хороша только для того, чтобы удержать информацию в памяти до экзамена; высыпайтесь и отдыхайте; балуйте себя приятными мелочами. Ваше подсознание отблагодарит вас за это.

11. Больше двигайтесь

Информация хорошо усваивается во время движения, смены обстановки, коротких прогулок. В это время можно повторить выученное, структурировать факты или вспомнить таблицы и формулы. Кроме того, свежий воздух и физическая активность благотворно влияют на работу мозга и скорость обучения.

12. Следите за новой информацией

Никогда не ограничивайтесь учебниками! Подпишитесь на профессиональные издания, смотрите фильмы на языке оригинала, читайте специализированные форумы. Будьте постоянно в теме, даже если еще не всё понимаете. Глубокое погружение в материал позволяет чувствовать себя более комфортно и уверенно. И процесс обучения идет гораздо быстрее.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Когда мы перегружены и выбиты из колеи раздувающимся списком дел, на автомате начинаем трудиться ещё дольше и втискивать в уже существующие рабочие часы ещё больше дел. Мы практикуем мультизадачность, мчимся с одной встречи на другую, тайком проверяем электронную почту под столом в комнате для совещаний, начинаем трудиться рано утром, а заканчиваем только к ночи. Наша цель - уменьшить стресс и загруженность. Но действия при этом имеют прямо противоположный эффект: мы испытываем ещё больший стресс и загружены по уши.

Или мы говорим то, что, по нашему мнению, произведёт впечатление на других, но в действительности лишь вызывает отторжение. Стараемся приободрить друга, но почему-то ещё больше его расстраиваем. Произносим вдохновляющую речь перед своей командой, но каким-то образом лишь гасим
энтузиазм. Всякий раз при этом мы потрясены. «Что произошло?» - недоумеваем мы. В результате долгими днями пытаемся починить то, что сломали своей автоматической реакцией. Мы тратим бесчисленные часы и массу энергии, размышляя над словами, которые произнесли; обсуждая с другими своё
поведение; составляя план дальнейших действий, - а иногда добираемся до туалета окольными путями, лишь бы не столкнуться с тем, кого нехотя обидели в приёмной.

Нажать на паузу

Живя и работая динамично, зациклившись на продуктивности, мы теряем свой сад - буквально и фигурально. И нам необходимо вернуть его себе. Недавно я обедал с Раджипом, техническим директором крупного инвестиционного банка. Когда после проведённого вместе часа мы вернулись в его офис, он получил
138 электронных писем. Мы разговаривали, а звук новых сообщений раздавался снова и снова. «Как я могу всё успевать?» - спросил он меня. Он не мог.
В ведомстве Раджипа почти 10 тысяч сотрудников. «У меня нет времени, чтобы подумать», - пожаловался он.

У меня нет времени, чтобы подумать. Пожалуй, шесть самых страшных слов, произнесённых руководителем. Нас они больше не пугают, потому что знакомы многим. Нам не нужно 10 тысяч подчинённых, чтобы чувствовать недостаток времени для размышлений. Так чувствует себя практически каждый из нас.
И дело не в том, что мы непродуктивны. Мы невероятно продуктивны. Мы осуществляем поставки. Принимаем решения. Формируем и распределяем бюджеты. Управляем своими командами. Составляем заявки. В некотором смысле именно в продуктивности и содержится проблема. В условиях маниакальной продуктивности мы упускаем самое важное: умение
извлекать уроки. В заполненных делами буднях мы редко глубоко анализируем свой опыт, внимательно прислушиваемся к чужому мнению, оцениваем, как результаты наших решений повлияют на будущее. На всё это нужно время. Нам требуется замедлить бег. Но кто из нас может себе это позволить? Поэтому мы мало размышляем и ограничиваем свой личностный рост.

Моё решение проблемы Раджипа? Вспомнить, где ему лучше всего думается, и сделать привычкой бывать в этом месте каждый день. Сам я начал ежедневно практиковать разные вариации «прогулок по саду». Одна из них - физические упражнения на свежем воздухе. Если я уезжаю на велосипеде, отправляюсь на пробежку или выхожу на прогулку, то почти неизбежно что-то придумываю и по возвращении смотрю на вещи иначе. Это мой самый любимый и самый надёжный сад, в котором растут творческие идеи. Другой способ - писательство. Когда я пишу, идеи развиваются, и эти сеансы ненавязчиво расширяют моё мировоззрение. Нет никакой необходимости показывать кому-то, что вы пишете, - здесь прекрасно срабатывает принцип личного дневника. И вам не нужно посвящать этому занятию больше нескольких минут.

Медитировать

Медитация даёт множество преимуществ: она обновляет, помогает осмыслить то, что с нами происходит, делает нас мудрее и спокойнее, помогает не сойти с ума в мире, который пичкает нас информацией и связями, и не только. Если вам
недостаёт экономического обоснования, чтобы посвящать время медитации, как насчёт этого: медитация делает вас продуктивнее. Каким образом? Усиливая вашу способность противостоять отвлекающим импульсам. Исследования показывают, что умение противостоять импульсам улучшает отношения, укрепляет благонадёжность и повышает производительность.

Как нужно медитировать? Если вы только начинаете - чем проще, тем лучше. Сядьте - на стул или на пол на подушку - и выпрямите спину настолько, чтобы вам легко дышалось, поставьте таймер на то время, которое вы хотите посвятить медитации. Запустив таймер, закройте глаза, расслабьтесь и не двигайтесь - просто дышите - до тех пор, пока не прозвучит сигнал. Сосредоточьтесь на вдохе и выдохе. Каждый раз, когда появится мысль или какой-то импульс, уделите им немного внимания и снова сосредоточивайтесь на дыхании. Вот и всё. Просто, но трудновыполнимо. Попробуйте - уже сегодня - в течение пяти минут. И повторите завтра.

Делать, а не планировать

Несколько дней назад я получил электронное письмо от своего друга Байрона: «Питер, последние пять лет я не слишком-то прилежно занимался спортом, а теперь хочу снова ходить в тренажёрный зал. Я понял, что среди трёх составляющих - ум, тело и дух - тело остаётся моим слабым звеном. Нужно это исправить. Но мне ОЧЕНЬ трудно замотивировать себя. Есть идеи?» Нет, проблема Байрона не в мотивации. А в том, чтобы начать действовать. Любая попытка самомотивации только усилит стресс и чувство вины, увеличивая пропасть между мотивацией и действием - между сильным желанием заняться спортом и первым шагом к исполнению этого желания.

Пожалуй, каждому знакома ситуация, когда ум саботирует намерения. Мы решаем пойти в тренажёрный зал после работы, но, когда подходит время, думаем: «Уже поздно. Я устал. Пожалуй, пропущу сегодня». Мы решаем помедитировать, но смотрим на часы и приходим к выводу, что «на это нет времени». Секрет прост: если вы хотите что-то сделать, перестаньте думать. Прекратите внутренний диалог ещё до того, как он начнётся. Не дайте себе попасться на крючок. Перестаньте спорить с собой. Примите конкретное решение, касающееся важного дела, и не подвергайте его сомнениям.

Концентрироваться

Цель определяет отдачу, которую вы хотите получить. Зона концентрации определяет действия, которым стоит уделять время. Цель - это результат. Зона концентрации - это путь. Цель указывает в будущее, которого вы намерены достичь. Зона концентрации связывает вас с настоящим. В сфере продаж в качестве цели формулируется, например, желаемый доход или определённое число новых клиентов. В производстве - объём сокращения затрат. Тем временем зона концентрации в продажах может включать активное общение с потенциальными клиентами, а в производстве - области, которые стоит исследовать для сокращения затрат.
Конечно, два этих подхода не исключают друг друга. Можно иметь и цель, и зону концентрации. Более того, кто-то возьмётся даже настаивать на том, что необходимо и то и другое, так как цель обозначает, куда идёшь, а зона концентрации - как планируешь туда добраться.

Не сваливать вину на других

Мы начинаем винить других ещё в детстве, как правило, чтобы избежать родительского гнева и наказания, но также для того, чтобы сохранить чувство собственного достоинства и обезопасить своё «я». Позже такое поведение становится привычкой и переходит во взрослую жизнь. Я - и вы, уверен, тоже - постоянно встречаю людей, которые показывают пальцем на других.
В компаниях это иногда происходит на уровне подразделений: если отдел продаж не справляется, он винит продукт, а создатели продукта винят неэффективную группу продаж или кивают на недостатки производства. Винить целое подразделение или продукт безопаснее, чем отдельного человека: не нужно переходить на личности, и такая позиция кажется менее оборонительной. Однако подобное поведение непродуктивно, так как причастность обвиняющего видна невооружённым глазом.

Если вы не виноваты в случившемся, значит, вам не нужно что-то менять. Однако если что-то происходит по вашей вине, а вы этого не признаёте, то в будущем наверняка допустите ту же ошибку, которая произведёт на свет новые обвинения. Это замкнутый круг, хождение по которому никогда никого не приводило ни к чему хорошему.

Говорить спасибо

Джон, CEO небольшой торговой компании, отправил Тиму, сотруднику, занимавшему должность на несколько ступеней ниже, электронное письмо, чтобы похвалить за его выступление на прошедшей деловой встрече. Тим на письмо не ответил. Примерно через неделю он оказался в кабинете Джона в качестве кандидатуры на вакансию - это была возможность роста до уровня руководителя. Джон спросил, получил ли Тим его письмо, и тот сказал, что получил. Почему он не ответил? Тим сказал, что не посчитал это необходимым. Но он ошибался. Джон заслуживал получить в ответ по меньшей мере «спасибо». Тиму не дали повышения. Отклонили ли его кандидатуру исключительно потому, что он не поблагодарил Джона за положительную обратную связь? Нет. Стало ли его пренебрежение благодарностью одной из причин, по которой Джон решил поискать лучшего кандидата? Несомненно.

Вы можете возразить, что все мы слишком заняты на работе и в жизни, чтобы тратить время на обмен любезностями. Если Джон так сентиментален, он вообще не может быть CEO. Он отстал от электронной эпохи, в которой письмо без ответа - норма. Если Тим хорошо делает свою работу, этого вполне достаточно. Людям платят за то, что они справляются со своими функциями, - они не обязаны раздавать «спасибо». Благодарить своего CEO за приятное письмо - не иначе как подхалимство. Я готов поспорить со всеми этими утверждениями. Чтобы ответить «спасибо», не требуется много времени, зато это выражение неравнодушия. Джон - блестящий CEO, которого любят подчинённые, аппарат управления и акционеры компании. Он обеспечивает своим сотрудникам условия для быстрого карьерного роста и выдающихся результатов в работе. Оставлять без ответа чьё-то обращение - SMS, электронное письмо или телефонный звонок - не общепринятая норма, это брешь в диалоге, на которую многие часто жалуются. Тим, возможно, хорош в определённых сферах своей работы, но нельзя сказать, что он «хорошо делает свою работу», если не отдаёт должное окружающим его людям. И наконец, «спасибо» - не подхалимство, а проявление вежливости.

Книга предоставлена издательством «Манн, Иванов и Фербер»