Нацистские туалеты для высших чинов для удовлетворения. Концлагеря фашистов, пытки

Коллекция фотографий, загадочным образом появившаяся на юге Франции, снята в лагере в Баварии, который нацисты рекламировали, чтобы показать, что они чтят права человека.

Польские заключённые на фотографиях наряжены в костюмы. Некоторые одеты в выдуманную униформу, увешанную импозантными медалями, с усами и пенсне. Другие втиснулись в женские платья, накрасили ресницы и спрятали волосы под белокурые парики. Они смеются и танцуют на сцене. В оркестровой яме перед партитурами сидят другие пленные, увлечённые игрой на своих скрипках, флейтах и трубах.

Это сцены из повседневной жизни нацистского Офлага (сокращённо от немецкого слова Offizierslager, лагерь для военнопленных офицеров) в Мурнау, на крайнем юге Баварии, во время Второй мировой войны.

Польским офицерам, заключённым в Мурнау, разрешали для развлечения ставить спектакли и оперетты. Мужчины брали на себя и женские роли.

Фотографии не совсем соответствуют обычному представлению о нацистском лагере, который ассоциируется с принудительным трудом и массовыми убийствами. Действительно, сообщения о заключённых, играющих в спектаклях, о библиотеках, выставках, спортивных мероприятиях и академических лекциях за колючей проволокой и тюремными стенами всегда звучали неправдоподобно. Сохранялся разумный скептицизм даже после окончания войны, когда заключённые возвращались домой и рассказывали о богатой культурной жизни в лагере для военнопленных.

В Германии большинство людей до сих пор мало знают об условиях жизни польских офицеров, содержавшихся в Офлаге. Одна из причин – языковой барьер. Мемуары бывших польских военнопленных, издававшиеся годами, как правило, появлялись исключительно на польском языке.

С этими фотографиями рисуется совсем другая история. Хотя прошло более десяти лет, прежде чем широкая публика в Мурнау узнала о необычной коллекции снимков, найденных на юге Франции и в удивительных деталях документирующих мероприятия в Oflag VII-A, у подножия Альп, незадолго до окончания Второй мировой войны.

Деревянный ящик в мусорном ведре

Была зимняя ночь в 1999 году, когда 19-летний Оливье Ремпфер возвращался в свой город Кань-сюр-Мер на юго-востоке Франции после вечера, проведённого с друзьями в соседнем Сен-Лоран-дю-Вар. Тогда ему попался на глаза деревянный ящик на мусорном контейнере. Из любопытства Оливье открыл коробку и увидел завёрнутые в бумагу цилиндрические предметы.

Дома он их развернул и обнаружил, что это рулоны чёрно-белой 35-миллиметровой плёнки. На свету удалось разглядеть сцену, униформу, казармы, сторожевые вышки и людей в костюмах. Ремпфер решил, что плёнки, должно быть, со съёмок какого-нибудь фильма о войне, а мужчины в них – актёры. С этой мыслью он отложил коробку и забыл о ней, а старый дом, рядом с которым он её нашёл, через пару дней снесли бульдозерами.

Годы спустя на этот скарб наткнулся его отец, Ален Ремпфер. Старший Ремпфер, фотограф, так же не спешил никому показывать негативы до 2003 года. Но тогда он купил плёночный сканер и наконец нашёл время детальнее рассмотреть около 300 кадров из коллекции. «Я быстро понял, что это настоящие исторические фотографии, сделанные во время войны в лагерях для военнопленных, – сказал Ремпфер. – На краях плёнки было написано название бренда "Voigtländer"" (Фогтлендер). Оно не было мне знакомо по фильмам, но я знал, что Voigtländer был немецким производителем фотоаппаратов».

«Это было как немое кино»

Ремпфер искал разгадку, где бы эти фотографии могли быть сняты. В одном кадре он увидел грузовик с несколькими мужчинами. Сзади на машине белой краской было написано «PW Camp Murnau» и ещё справа «PL». Небольшое исследование показало, что с 1939 по 1945 год в немецком городе Мурнау находился лагерь для польских военнопленных офицеров.


Этот снимок с грузовиком и надписью «PW Camp Murnau» стал зацепкой в установлении места съёмки.

Отец и сын пристально и с увлечением изучали фотографии. «Эти молодые люди, жившие в лагере, смотрели с плёнок прямо на нас, – сказал Ремпфер старший. – Мы не знаем ни их имён, ни их жизни, мы ничего не знаем об их надеждах и их чувствах. Это было странное впечатление, будто кто-то выключил звук и оставил смотрящим немое кино».

«Мы с Оливье подумали, что, возможно, должны отдать фотографии в музей или библиотеку. Но побоялись, что о них снова забудут на многие годы», – говорит Ремпфер. Отец и сын решили, что лучшим способом показать фотографии миру станет веб-сайт. Они надеялись, что изображения дойдут до всех, кто может быть в них заинтересован, в особенности – до членов семей бывших военнопленных, которые могли бы узнать кого-нибудь на фотографиях. Коллекция оцифрованных снимков опубликована онлайн . На сайте также постоянно добавляют новую, связанную с кадрами информацию.

Забытая глава истории

С Ремферами связались родственники многих польских военнопленных, семьи которых сейчас живут в США, Австралии, Канаде или Англии. «Некоторые узнали на фотографиях своих отцов, дедов или дядей», – рассказал Ален. Бывшие военнопленные после своего освобождения, как правило, мало что говорили о годах, проведённых в плену. Для многих потомков это была первая возможность узнать о жизни офицеров в лагерных условиях.

На то, чтобы найти фотографов, которые сделали снимки, Ремферы даже не надеялись. «Это было слишком сложно». Но одного из них удалось идентифицировать. Им оказался польский солдат Сильвестр Будзинский .

На протяжении многих лет в Мурнау также предпринимались усилия по сбору информации о лагере, однако до читателей за пределами региона дошло немного публикаций на эту тему. В 1980 году газета «Франкфуртер альгемайне» опубликовала статью немецкого историка Альфреда Шикеля «Польские военнопленные в немецких офицерских лагерях – забытая глава истории». Однако позднее Шикель стал ассоциироваться с правым экстремизмом. В статье 1980 года он сетовал на отсутствие интереса со стороны «историков и здесь, и в других местах на Западе» к судьбе примерно 18 000 польских офицеров, которые стали немецкими военнопленными.

Образцовый лагерь

Из 12 нацистских лагерей для военнопленных офицеров в Мурнау содержались самые высокоранговые заключённые. Среди прочих был главнокомандующий ВМС Польши вице-адмирал Юзеф Унруг , а также дивизионный генерал Юлиуш Руммель , руководивший обороной Варшавы в 1939 году.

«С заключёнными обращались хорошо, по крайней мере, насколько это было возможно при сложившихся обстоятельствах», – сообщает Марион Хрушка, глава исторического объединения Мурнау. Она много лет изучала историю лагеря и организовала посвящённую ему выставку. Хрушка говорит, что Офлаг VII-A Мурнау содержал более 5000 заключённых и был организован как «образцовый лагерь». Его регулярно инспектировали представители Международного Красного Креста. Историк объясняет, что тем самым нацисты намеревались показать, что они придерживаются норм международного права и Женевских конвенций.

Но это было далеко не так, утверждает Хрушка. Бывали случаи, когда заключённых расстреливали. И вообще, якобы корректное обращение с пленными моментально прекращалось при столкновении с расистской идеологией нацистов. Например, польские офицеры еврейского происхождения содержались отдельно от других заключённых в лагерном гетто. [Отметим, что с советскими военнопленными в любом из лагерей обращались бесчеловечно. Йозеф Геббельс объяснял это тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию и не следовал её положениям.]

Но как фотографии из лагеря военнопленных в Мурнау оказались на юге Франции?

Хрушка говорит, что в последние дни войны в Мурнау прибыло несколько сотен солдат союзников, среди них были французские военные. Вполне возможно, в этом есть взаимосвязь, но существуют и другие версии. Например, польский офицер мог переехать во Францию после войны и привезти с собой отснятые плёнки.

Кому разрешали фотографировать?

Невозможно сказать, кто мог взять фотоплёнки из лагеря. Среди них есть кадры освобождения Офлага американскими войсками и изображения взорванного Мюнхена. Очевидно, их сделали несколько фотографов.

Однако ценность находки неоспорима. «Меня ошеломило такое множество фотографий. Я всегда полагала, что фотографировать в лагере разрешали только немцам», – говорит Хрушка.

Она знала о том, что внутри лагеря находился один немецкий фотограф. Его снимки после цензурной проверки печатались в виде открыток, которые заключённым разрешали отправлять домой. Большинство из этих – фото театральных постановок или спортивных мероприятий. Некоторые из тех кадров оказались в городских архивах Мурнау.

Но Хрушка не верит, что снимки, обнаружившиеся во Франции, сделал немец. Она уверена, что во время освобождения лагеря союзниками ни один немецкий фотограф не стоял рядом с фотоаппаратом в руках.


Очевидец Том Водзинский, связавшийся с Ремпферами после публикации фотографий, сказал, что на этом снимке, вероятно, запечатлены помещения для младших офицеров и рядовых в блоках E, F, G, H и K.


Большинство заключённых польских офицеров принадлежали к военной элите и были избавлены от принудительного труда, распространённого в нацистских лагерях. Видимо, офицерам предоставляли достаточно свободного времени.



Театральная сцена.



В состав Офлага в Мурнау входил и оркестр. Аудитория состояла из немецких солдат в лагере, которые время от времени приводили на представления свои семьи.



На сцене лагерного театра.


По свидетельствам очевидца Тома Водзинского, на этой фотографии прачечная для младших офицеров и рядовых солдат.


Заключённый перед дверью администрации лагеря.



Можно подумать, что это снимок из санатория. Но неизвестно, разрешалось ли купаться в бассейне пленникам или только охранникам.



Во второй половине дня 29 апреля 1945 года американские солдаты подъехали к Мурнау с севера, когда мимо проезжала машина с офицерами СС.



После перестрелки большинство немецких солдат обернулись в бегство.



Немецкие солдаты отступили в направлении Мурнау. Очевидцы говорят, что некоторые заключённые забирались на заборы и стреляли в американцев.



Кадр сделал неизвестный фотограф из окна одного из лагерных зданий.



Двое погибших эсэсовцев. Том Водзинский опознал их как полковника Тейхманна и капитана Видманна.



Американские солдаты поспешили задержать остальных немецких солдат и охранников в лагере.



Очевидно, фотограф покинул свою позицию в лагере, чтобы ближе рассмотреть погибших немецких офицеров, тела которых к тому моменту перенесли на обочину.



Вход в Офлаг VII-A Мурнау в день освобождения лагеря американскими войсками 29 апреля 1945 года.



Загадочный фотограф, видимо, беспрепятственно фотографировал в лагере как до, так и после его освобождения.


Польский офицер после освобождения лагеря.



29 апреля 1945 года американские войска освободили около 5000 заключённых из лагеря для военнопленных офицеров в Мурнау.



Люди с поднятыми руками, возможно, это сдавшиеся немецкие лагерные охранники.



Заключённые готовятся к освобождению из Мурнау.



Польские офицеры в лагере.



После освобождения лагеря в 1945 году. Перед казармой бывшие заключённые сидят на шезлонгах.



Эта фотография снята после освобождения пленников. Видимо, они ждут грузовики, чтобы разъехаться.


На камне вырезано сокращённое название лагеря в Мурнау – Oflag VII-A.



Фургон Красного Креста и освобождённые из лагеря офицеры.



Кто эти люди и что подвигло фотографа запечатлеть их, неизвестно.



Среди фотографий военнопленных в лагере есть кадры из Мюнхена, на которых немцы стоят в очереди за молоком.


Ещё несколько фотографий с руинами Мюнхена после бомбардировок союзными войсками. На этом снимке видны башни церкви Святого Максимилиана.



Мюнхенский мост Райхенбах, за ним разрушенные дома.



Ещё один снимок из Мюнхена.

Холокост в туалете или новые свидетельства необычайных нацистских зверств

Едкий памфлет на воспоминания "очевидцев"


Продолжают всплывать всё новые свидетельства гитлеровских издевательств над еврейскими заключёнными. Рассказы, представленные на днях в докладе Ассоциации бывших узников нацистских концлагерей, раскрывают до сих пор неизвестный факт о том, что во время Второй мировой войны в таких лагерях как Освенцим, Равенсбрюк и Хельмно заключённым запрещалось пользоваться туалетной бумагой. Взамен неё эсэсовцы заставляли узников употреблять наждачную бумагу, что было для последних настоящей мукой.

"Эти звери эсэсовцы заставляли меня подтираться шлифшкуркой, - вспоминает Анна Розенштейн, бывшая узница Освенцима, чудом пережившая Холокост. - Они даже назначали специальных капо (заключённые-евреи, отбиравшиеся СС и выполнявшие роль надзирателей над другими заключёнными - Я. П.), которые следили за тем, что мы действительно используем наждачную бумагу. При малейшем подозрении, что мы не выполняем это предписание, они производили выборочную проверку. Нарушителей жестоко избивали и секли хлыстом. Это было ужасно!"

Другой бывший узник описывает следующее публичное унижение, которому его подверг один особенно жестокий эсэсовец. "Во время утренней переклички сержант СС Швайнкуфер приказал мне сделать шаг вперёд, после чего громко объявил перед всем строем, что я не всегда добросовестно использовал наждачную бумагу, - рассказывает Рудольф Вбла, проживающий ныне в городке Ньюпорт, штат Калифорния. - Меня заставили поднять перед собой лист наждачной бумаги и торжественно поклясться, что я буду пользоваться им честно и добросовестно. За это я их просто возненавидел! До сих пор, когда я вижу наждачную бумагу, я чувствую себя униженным и оскорблённым и покрываюсь холодным потом".

Один бывший капо, пожелавший остаться неизвестным, признаёт, что подобное действительно имело место. "Мне приходилось следить за использованием наждачной бумаги. У меня просто не было другого выбора, - сокрушается он. - Если бы я отказался выполнять приказы эсэсовцев, меня бы самого заставили пользоваться наждачкой (благодаря положению я мог пользоваться обычной туалетной бумагой). Однако, когда эсэсовцы не смотрели, я подкладывал туалетную бумагу моим сотоварищам-евреям. Подобным образом я, вероятно, спас не одну человеческую жизнь!"

В результате принудительного использования наждачной бумаги у многих узников образовывалось серьёзное раздражение кожи на интимных местах, однако, когда они обращались за медицинской помощью, врачи-эсэсовцы над ними попросту хохотали. "Я с трудом мог сидеть, а ежедневный поход в уборную был сущей пыткой, - вспоминает Леон Врундельман, ныне гражданин Израиля. - Сыпь на коже время от времени кровоточила, но, всякий раз когда я обращался за помощью, врачи начинали хохотать и пускать по этому поводу язвительные шуточки. Они иногда даже махали перед нами чистой туалетной бумагой (которую им можно было использовать), чтобы ещё сильнее нас унизить и помучить".

По сообщениям, в результате использования наждачной бумаги погибли тысячи узников.

Немецкие исследователи обнаружили фотографии времён Второй мировой войны, на которых запечатлены штабеля промышленной наждачной бумаги в момент погрузки в товарные вагоны для последующей отправки в концлагеря. Другие фотографии изображают пустые вагоны до погрузки на них наждачной бумаги.

Документация, просмотренная на днях Центром Симона Визенталя (ЦСВ), ясно говорит о том, что производитель наждачной бумаги, осуществлявший заказы нацистской Германии, - фирма из Швеции, дочернее предприятие американской компании "Международные поставки промышленной бумаги" (МППБ) - знал, для каких целей используется эта бумага, но всё равно продолжал её поставлять. Представитель ЦСВ заявил, что их Центр, совместно со Всемирным еврейским конгрессом и Международной федерацией еврейских представителей, начнёт подавать судебные иски как против дочерней, так и против родительской корпорации за их соучастие в Холокосте. По предварительным подсчётам, сумма за нанесённый ущерб будет составлять приблизительно 18 миллиардов долларов США.

Представитель американского концерна МППБ озвучил краткий комментарий по поводу обнаруженных фактов: "Мы глубоко потрясены и опечалены в связи с этой прискорбной деятельностью нашей компании во время Второй мировой войны, - заявил Томас Пупкинс. - Прошедшее на днях заседание правящего совета компании поручило организовать встречи с еврейскими представителями и ассоциациями узников, переживших Холокост, для установления сумм соответствующих компенсаций. Мы просто не в состоянии выразить словами наше сожаление и чувство вины за содеянное. Мы морально обязаны перед еврейским народом за то, что его представители довели сии факты до нашего сведения, и молим провидение, чтобы подобного рода вещи больше никогда не повторились".

Якоб Пердельман

"Всемирная служба новостей",
25 октября 2005 г.

________________________________________ _

Заявление АДЛ по поводу книги "Холокост и все, все, все..."

Сегодня Антидифамационной лигой (АДЛ) было сделано официальное заявление по поводу открытий, появившихся в новой книге еврейского исследователя Рауля Грильберга "Холокост и все, все, все...", согласно которым в годы войны американская корпорация "Проктер энд гэмбл" поставляла Третьему рейху туалетную бумагу "Элен" и другие средства личной гигиены, способствуя тем самым уничтожению европейских евреев. В заявлении говорится, что этот факт "однозначно подтверждает то, что многие лица знали об Окончательном решении и даже являлись его соучастниками, но предпочитали об этом молчать, ставя материальные ценности превыше ценностей моральных".

Абрахам Х. Фоксман, директор АДЛ, сделал следующее заявление: «Настало время взять Элен за горло. Ещё недавно мы полагали, что знаём о Холокосте всё, однако Рауль Грильберг в своей новой книге "Холокост и все, все, все..." раскрывает нам шокирующие документы, говорящие о том, что американская корпорация-гигант "Проктер энд гэмбл" (ПГ) предоставляла необходимую гигиеническую инфраструктуру для гитлеровского плана по уничтожению евреев в Европе. В последние годы было раскрыто участие различных европейских и американских корпораций в поддержке и снабжении нацистской Германии. Сейчас у нас имеются доказательства того, что концерн ПГ, производитель туалетной бумаги марки "Элен", являющийся олицетворением американского бизнеса, был соучастником Окончательного решения, получая огромные доходы от продажи туалетной бумаги, зубной пасты и других туалетных принадлежностей и ставя при этом материальные ценности превыше ценностей моральных.

Нам говорили, что "никто ничего не знал". Никто не знал о планах Гитлера насчёт евреев; никто не знал, что Третий рейх осуществляет Окончательное решение; никто не знал о существовании газовых камер. Теперь же выясняется, что многие не только знали обо всём этом, но и - вроде ПГ - делали возможным быстрое выполнение сего геноцида.

Просто ужасно осознавать, что, в то время как миллионы евреев, брошенных в лагеря, работали до изнеможения и были лишены даже такой основной человеческой потребности как принятие душа, их надзиратели наслаждались нежнейшей туалетной бумагой и мягчайшими кремами для лица, какие только могли предоставить американские технологии. Пусть же больше не будет оставаться никаких сомнений: так называемые "чистые" деньги ПГ - грязные деньги.

"Все ценят комфортное ощущение чистоты, которое даёт Элен" - так звучит рекламный ролик ПГ. Однако все служащие ПГ должны испытывать невероятно некомфортные и грязные ощущения из-за ужасающего попирания прав человека, образующего неприглядную главу в истории их корпорации. Делание денег на поддержке самого чудовищного режима во всей человеческой истории могло показаться прибыльным делом в то время, но в наши дни - это грязное дело, и мы намерены пойти на все меры, чтобы убедиться в том, что нынешнее руководство ПГ отказывается от поступков прошлого руководства и ведёт с еврейским сообществом сотрудничество в правильном нравственном направлении. Только так они смогут вернуться в ряды добропорядочных граждан.

Несмотря на то, что нынешнее руководство ПГ не несёт прямой ответственности за действия прежних директоров компании и за их торговые сделки с нацистской Германии, оно, тем не менее, обязано предоставить мировой общественности полный отчёт о содеянном, так же как и возмещение убытков, для того чтобы снять пятно, порочащее имя их компании. Компания "Проктер энд гэмбл", олицетворение американского бизнеса, просто обязана перед самой собой, перед своими служащими, инвесторами, клиентами, но, самое главное, в память о шести миллионах евреев и миллионах жертв среди других народов, замученных нацистами, признать свою грязную роль в Холокосте. Мы выражаем уверенность, что ПГ предпримет все необходимые финансовые и нравственные меры для того, чтобы остановить общественное возмущение, порождённое этими новыми открытиями. АДЛ же, со своей стороны, продолжит бороться за необходимость отчитываться за совершённые деяния, в то время как будут открываться всё новые подробности о Холокосте, предоставляющие важнейшие уроки на будущее и настоящее для всего человечества».

В этой земле до сих пор находят осколки костей. Крематорий не справлялся с огромным количеством трупов, хотя построили два комплекса печей. Сжигали плохо, оставались фрагменты тел - прах закапывали в ямах вокруг концлагеря. Прошло 72 года, но грибники в лесу часто наталкиваются на куски черепов с глазницами, кости рук или ног, раздробленные пальцы - не говоря уже об истлевших обрывках полосатой «робы» заключённых. Концентра-ционный лагерь Штуттгоф (в полусотне километров от города Гданьска) был основан 2 сентября 1939 г. - на следующий день после начала Второй мировой войны, а его узники освобождены Красной армией 9 мая 1945 г. Главное, чем «прославился» Штуттгоф, так это «экспериментами» врачей СС, которые, используя людей как подопытных кроликов, варили мыло из человеческого жира. Брусок этого мыла потом использовался на Нюрнбергском процессе как пример изуверства нацистов. Сейчас отдельные историки (не только в Польше, но и в других странах) высказываются: это «военный фольклор», фантазии, такого не могло быть.

Мыло из заключённых

Музейный комплекс Штутт-гоф принимает 100 тыс. посетителей в год. Для просмотра доступны бараки, вышки для пулемётчиков СС, крематорий и газовая камера: небольшая, примерно на 30 человек. Помещение построили осенью 1944 г., до этого «справлялись» привычными методами - тиф, изнурительная работа, голод. Сотрудница музея, проводя меня по бараку, рассказывает: в среднем продолжительность жизни обитателей Штуттгофа составляла 3 месяца. Как свидетельствуют архивные документы, одна из женщин-заключённых перед смертью весила 19 кг. За стеклом я неожиданно вижу крупные деревянные башмаки, словно из средневековой сказки. Спрашиваю: что это? Оказывается, охрана отбирала у узников ботинки и взамен выдавала вот такую «обувь», стирающую ноги до кровавых мозолей. Зимой заключённые работали в той же «робе», полагалась лишь лёгкая накидка - многие умирали от переохлаждения. Считалось, что в лагере погибло 85 000 человек, но в последнее время историки ЕС проводят переоценки: число умерших заключённых снизили до 65 000.

В 2006 г. Институт национальной памяти Польши провёл анализ того самого мыла, представленного на Нюрнбергском процессе, - говорит экскурсовод Данута Охоцка . - Вопреки ожиданиям результаты подтвердились - оно действительно изготовлено нацистским профессором Рудольфом Шпаннером из человеческого жира. Однако сейчас исследователи в Польше утверждают: нет точного подтверждения, что мыло делали конкретно из тел заключённых Штуттгофа. Возможно, для производства использовались трупы умерших от естественных причин бездомных, доставленных с улиц Гданьска. Профессор Шпаннер и вправду посещал Штуттгоф в разное время, но производство «мыла мертвецов» не осуществлялось в промышленных масштабах.

Газовая камера и крематорий в концлагере Штуттгоф. Фото: Commons.wikimedia.org / Hans Weingartz

«С людей снимали кожу»

Институт национальной памяти Польши - та самая «славная» организация, которая ратует за снос всех памятников советским солдатам, и в этом случае ситуация вышла трагикомичной. Чиновники специально заказали анализ мыла, дабы получить доказательство «лжи советской пропаганды» в Нюрнберге, - а вышло наоборот. Насчёт промышленных масштабов - Шпаннер изготовил до 100 кг мыла из «человеческого материала» в период 1943-1944 гг. и, по свидетельствам его работников, неоднократно выезжал в Штуттгоф за «сырьём». Польский следователь Тувья Фридман издал книгу, где описал впечатления от лаборатории Шпаннера после освобождения Гданьска: «У нас было чувство, что мы побывали в аду. Одна комната была заполнена обнажёнными трупами. Другая уставлена досками, на которых была натянута кожа, снятая со многих людей. Почти сразу же обнаружили печь, в которой немцы экспериментировали в изготовлении мыла, используя человеческий жир как сырьё. Несколько брусков этого «мыла» лежали поблизо-сти». Сотрудник музея показывает мне больницу, использовавшуюся для опытов врачей СС, - сюда помещали относительно здоровых узников под формальным предлогом «лечения». Доктор Карл Клауберг выезжал в Штуттгоф в краткие командировки из Освенцима для стерилизации женщин, а штурмбаннфюрер СС Карл Вернет из Бухенвальда вырезал людям гланды и язык, заменяя на искусственные органы. Результаты Вернета не удовлетворили - жертв экспериментов умертвили в газовой камере. В музее концлагеря нет экспонатов по поводу изуверской деятельности Клауберга, Вернета и Шпаннера - они «имеют мало документальных доказательств». Хотя во время Нюрнбергского процесса было продемонстрировано то самое «человеческое мыло» из Штутт-гофа и озвучены показания десятков свидетелей.

«Культурные» нацисты

Я обращаю ваше внимание, что освобождению Штутт-гофа советскими войсками 9 мая 1945 г. у нас посвящена целая экспозиция, - говорит доктор Марцин Овсиньский , руководитель исследовательского отдела музея. - Отмечается - это было именно освобождение узников, а не замена одной оккупации на другую, как сейчас модно говорить. Люди радовались приходу Красной армии. Относительно же опытов СС в конц-лагере - заверяю вас, тут нет никакой политики. Мы работаем с документальными доказательствами, а большинство бумаг было уничтожено немцами при отступлении из Штуттгофа. Если они появятся, мы моментально внесём изменения в выставку.

В кинозале музея демонст-рируют фильм о вступлении Красной армии в Штуттгоф - архив-ная съёмка. Замечается, что к этому времени в концлагере осталось только 200 исто-щённых узников и «некоторых потом Н-КВД отправил в Сибирь». Никаких подтверждений, никаких имён - но ложка дёгтя портит бочку мёда: явно есть цель - показать, что освободители-то были не такие уж хорошие. На крематории табличка на польском: «Благодарим Красную армию за наше освобождение». Она старая, ещё с прежних времён. Советские солдаты, среди которых и мой прадед (похороненный в польской земле), избавили Польшу от десятков «фабрик смерти» вроде Штутт-гофа, опутавших страну смертельной сетью печей и газовых камер, но сейчас значение их побед пытаются принизить. Дескать, зверства докторов СС не подтверждены, людей в лагерях погибло меньше и вообще - преступления оккупантов преувеличены. Причём заявляет это Польша, где нацисты уничтожили пятую часть всего населения. Честно говоря, хочется вызвать «скорую помощь», чтобы польских политиков отвезли в психушку.

Как сказал публицист из Варшавы Мачей Вишневский : «Мы ещё доживём до того времени, когда заявят: гитлеровцы были культурным народом, строили в Польше больницы и школы, а войну развязал Советский С-оюз». Я бы не хотел дожить до этих времён. Но почему-то мне кажется, что они не за горами.
Нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников. (И если немцы действовали скорее как муравьи - выполняя рутинную работу, то поляки убивали со страстью и в удовольствие - )

Известно, что в Польше история с давних пор является персонажем, активно действующим на политической сцене. Поэтому извлечение на эту сцену «исторических скелетов» всегда было любимым делом тех польских политиков, у кого нет солидного политического багажа и, в силу этого, они предпочитают заниматься историческими спекуляциями.

Ситуация в этом плане получила новый импульс, когда после победы на парламентских выборах в октябре 2015 г. к власти вернулась партия ярого русофоба Ярослава Качинского «Право и Справедливость» («PiS»). Президентом Польши стал ставленник этой партии Анджей Дуда. Новый президент уже 2 февраля 2016 г. на заседании Совета национального развития сформулировал концептуальный подход к внешней политике Варшавы: «Историческая политика польского государства должна быть элементом нашей позиции на международной арене. Она обязательно должна быть наступательной».

Примером такой «наступательности» явился недавний законопроект, одобренный правительством Польши. Он предусматривает лишение свободы на срок до трех лет за словосочетания «польский концлагерь» или «польские лагеря смерти», применительно к нацистским лагерям, функционировавшим на территории оккупированной Польши во время Второй мировой войны. Автор законопроекта, польский министр юстиции объяснил необходимость его принятия тем, что такой закон позволит более эффективно защищать «историческую правду» и «доброе имя Польши».

В этой связи немного истории. Словосочетание «польский лагерь смерти» вошло в обиход во многом с «легкой руки» Яна Карского, активного участника польского антинацистского сопротивления. Он в 1944 г. опубликовал в «ColliersWeekly» («Кольеровский еженедельник») статью под названием «Польский лагерь смерти».

В ней Карский рассказал, как он, переодевшись немецким солдатом, тайно посетил гетто в Избице Любельской, из которого заключённых евреев, цыган и др. направляли в нацистские лагеря уничтожения «Белжец» и «Собибор». Благодаря статье Карского, а затем написанной им книге «Курьер из Польши: История тайного государства» («Courier from Poland: Story of a Secret State»), мир впервые узнал о массовом истреблении нацистами евреев на территории Польши.

Замечу, что в течение 70 лет после Второй мировой войны словосочетание «польский лагерь смерти», как правило, понималось как нацистский лагерь смерти, расположенный на территории Польши.

Проблемы начались, когда президент США Б. Обама в мае 2012 г., посмертно награждая Я. Карского Президентской медалью Свободы, в своей речи упомянул «польский лагерь смерти». Польша возмутилась и потребовала объяснений и извинений, так как подобное словосочетание якобы бросало тень на польскую историю. Масла в огонь добавило посещение в июле 2016 г. Папой Римским Франциском Польши. Тогда в Кракове Франциск встретился с единственной женщиной, рожденной и выжившей в нацистском лагере Аушвиц (Освенцим). В своей речи Папа назвал местом ее рождения «польский концентрационный лагерь Аушвиц». Эту оговорку тиражировал католический портал Ватикана «IlSismografo». Польша вновь возмутилась. Таковы известные истоки появления вышеупомянутого польского законопроекта.

Впрочем, дело тут не только в вышеприведенных злополучных оговорках мировых деятелей по поводу нацистских лагерей.

Польским властям, помимо этого, крайне необходимо блокировать любые воспоминания о том, что в Польше в 1919 - 1922 гг. действовала сеть концентрационных лагерей для военнопленных красноармейцев, захваченных в период польско-советской войны 1919 - 1920 гг.

Известно, что по условиям существования в них военнопленных эти лагеря явились предтечами нацистских концентрационных лагерей смерти.

Однако польская сторона не желает признавать этот документально подтвержденный факт и весьма болезненно реагирует, когда в российских СМИ появляются заявления или статьи, в которых упоминаются польские концентрационные лагеря. Так, резко негативную реакцию Посольства Республики Польша в РФ вызвала статья Дмитрия Офицерова-Бельского доцента НИУ Высшей школы экономики (Пермь) под названием «Равнодушно и терпеливо » (05.02.2015.Lenta.ru https://lenta.ru/articles/2015/02/04/poland/).

В этой статье российский историк, анализируя непростые польско-российские отношения, назвал польские лагеря для военнопленных концентрационными лагерями, а также назвал нацистский лагерь смерти Аушвиц Освенцимом. Он тем самым якобы бросил тень не только на польский город Освенцим, но и на польскую историю. Реакция польских властей, как всегда, не замедлила себя ждать.
Заместитель польского посла в Российской Федерации Ярослав Ксёнжек в письме в редакцию «Lenta.ru» заявил о том, что польская сторона категорически возражает против применения определения «польские концлагеря», ибо оно никоим образом не соответствует исторической правде. В Польше периода 1918 - 1939 гг. такие лагеря якобы не существовали.

Однако, польские дипломаты, опровергая российских историков и публицистов, в очередной раз сели в лужу. Мне пришлось столкнуться с критическими оценками моей статьи «Ложь и правда Катыни», опубликованной в газете «Спецназ России» (№4, 2012). Критиком тогда выступил Гжегож Телесницки, I секретарь Посольства Республики Польша в РФ. Он в своем письме в редакцию «Спецназа России» безапелляционно утверждал, что в нацистской эксгумации катынских захоронений 1943 г. поляки не участвовали.

Между тем общеизвестно и документально подтверждено, что специалисты Технической комиссии Польского Красного Креста участвовали в нацистской эксгумации в Катыни с апреля по июнь 1943 г., выполняя, по выражению министра нацистской пропаганды и главного фальсификатора катынского преступления Й. Геббельса, роль «объективных» свидетелей. Таким же ложным является и утверждение пана Я. Ксёнжика об отсутствии в Польше концентрационных лагерей, которое легко опровергается документально.

Польские предтечи Освенцима-Биркенау
Для начала проведу для польских дипломатов небольшой ликбез. Напомню, что в период 2000-2004 гг. российскими и польскими историками, в соответствии с Соглашением Росархива и Генеральной дирекции государственных архивов Польши, подписанным 4 декабря 2000 г., был подготовлен сборник документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 г. » (далее сборник «Красноармейцы…»).

Этот 912-страничный сборник в России был издан тиражом в 1 тыс. экз. (М.; СПб.:Летний сад, 2004). В нем содержится 338 исторических документов, раскрывающих весьма нелицеприятную ситуацию, царившую в польских лагерях для военнопленных, в том числе и в концентрационных. Видимо, по этой причине польская сторона не только не издала на польском языке данный сборник, но и приняла меры по скупке части российского тиража.
Так вот, в сборнике «Красноармейцы…» представлен документ № 72, именуемый «Временная инструкция для концентрационных лагерей военнопленных, утвержденная Верховным командованием Войска Польского ».
Приведу небольшую цитату из этого документа: «…Вслед за приказами Верховного командования № 2800/III от 18.IV.1920, № 17000/IV от 18.IV.1920, № 16019/II, а также 6675/San. издается временная инструкция для концентрационных лагерей… Лагеря для большевистских пленных, которые должны быть созданы по приказу Верховного командования Войска Польского № 17000/IV в Звягеле и Плоскирове, а затем Житомире, Коростене и Баре, носят название «Концентрационный лагерь для военнопленных №… ».

Так что, панове, возникает вопрос. Как, приняв закон о недопустимости именования польских лагерей концентрационными, вы будете поступать с теми польскими историками, которые позволят себе ссылаться на вышеназванную «Временную инструкцию…»? Но оставлю этот вопрос на рассмотрение польским юристам и вернусь к польским лагерям для военнопленных, в том числе именуемых концентрационными.

Ознакомление с документами, содержащимися в сборнике «Красноармейцы…», позволяет уверенно утверждать, что дело не в названии, а в сути польских лагерей для военнопленных. В них были созданы такие нечеловеческие условия содержания военнопленных красноармейцев, что они могут с полным правом рассматриваться, как предтечи нацистских концлагерей.
Об этом свидетельствует абсолютное большинство документов, размещенных в сборнике «Красноармейцы…».

Для обоснования своего вывода я позволю себе сослаться на свидетельства бывших заключенных Освенцима-Биркенау Ота Крауса (№ 73046) и Эриха Кулки (№ 73043). Они прошли нацистские концентрационные лагеря Дахау, Заксенхаузен и Освенцим-Биркенау и хорошо знали порядки, установленные в этих лагерях. Поэтому в названии этой главы я употребил наименование «Освенцим-Биркенау», так как именно его использовали О. Краус и Э. Кулка в своей книге «Фабрика смерти» (М.: Госполитиздат, 1960).

Зверства охраны и условия жизни военнопленных красноармейцев в польских лагерях весьма напоминают зверства нацистов в Освенцим-Биркенау . Для сомневающихся приведу несколько цитат из книги«Фабрика смерти».
О. Краус и Э. Кулка писали, что


  • «в Биркенау не жили, а ютились в деревянных бараках длиной в 40 и шириной в 9 метров. Бараки не имели окон, плохо освещались и вентилировались… Всего в бараке размещалось 250 человек. В бараках не было ни умывален, ни туалетов. Заключенным запрещалось ночью выходить из барака, поэтому в конце барака стояли две кадки для нечистот…».

  • «Истощение, болезни и смерть заключенных вызывались недостаточным и скверным питанием, а чаще настоящим голодом… В лагере не было посуды для пищи… Заключенный получал менее 300 граммов хлеба. Хлеб узникам выдавали вечером, и они тотчас же его съедали. Наутро они получали пол-литра черной жидкости, называемой кофе, или чай и крохотную порцию сахара. В обед заключенный получал меньше литра похлебки, в которой должно было быть 150 г картофеля, 150 г турнепса, 20 г муки, 5 г масла, 15 г костей. На самом деле в похлебке нельзя было найти такие скромные дозы продуктов… При плохом питании и тяжелой работе сильный и здоровый новичок мог выдержать лишь в течении трех месяцев…».

Смертность увеличивалась системой наказаний, применяемой в лагере. Провинности бывали разными, но, как правило, комендант лагеря Освенцим-Биркенау без всякого разбора дела «…объявлял приговор провинившимся заключенным. Чаще всего назначались двадцать ударов плетью… Вскоре в разные стороны летели окровавленные клочья ветхой одежды…» . Наказываемый при этом должен был считать количество ударов. Если сбивался, экзекуция начиналась сначала.
«
Для целых групп заключенных… обычно применялось наказание, которое называлось «спортом» . Заключенных заставляли быстро падать на землю и вскакивать, ползать по-пластунски и приседать… Перевод в тюремный блок был обычной мерой за определенные проступки. А пребывание в этом блоке означало верную смерть… В блоках заключенные спали без тюфяков, прямо на голых досках… Вдоль стен и посредине блока-лазарета были установлены нары с тюфяками, пропитанными человеческими выделениями… Больные лежали рядом с умирающими и уже мертвыми заключенными ».

Ниже я приведу аналогичные примеры из польских лагерей. Удивительно, но нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников . Итак, открываем сборник «Красноармейцы…». Вот документ № 164, именуемый «Отчет о результатах осмотра лагерей в Домбе и Стшалково » (октябрь 1919 г.).


  • «Осмотр лагеря Домбе… Здания деревянные. Стены неплотные, некоторые здания без деревянного пола, палаты большие… Большинство пленных без обуви - совсем босые. Кроватей и нар почти нет… Ни соломы, ни сена нет. Спят на земле или досках… Ни белья, одежды; холод, голод, грязь и все это грозит громадной смертностью…».

Там же.

  • «Отчет об осмотре лагеря Стшалково. …Состояние здоровья пленных ужасающее, гигиенические условия лагеря отвратительные. Большинство зданий - это землянки с продырявленными крышами, земляным полом, очень редко встречается дощатый, окна забиты досками вместо стекол… Многие бараки переполнены. Так, 19 октября с.г. барак для пленных коммунистов был так переполнен, что входя в него среди тумана трудно было что бы то ни было рассмотреть. Пленные скучены настолько, что не могли лежать, а вынуждены были стоять, облокотившись один на другого…» .

Документально доказано, что во многих польских лагерях, в том числе Стшалково, польские власти не удосужились решить вопрос отправления военнопленными естественных потребностей в ночное время. В бараках туалеты и параши отсутствовали, а лагерная администрация под страхом расстрела запрещала выходить после 6 часов вечера из бараков. Каждый из нас может представить себе такую ситуацию…

О ней говорилось в документе №333 «Нота Российско-Украинской делегации председателю Польской делегации с протестом против условий содержания пленных в Стшалково » (29 декабря 1921 г.) и в документе № 334 «Нота Полпредства РСФСР в Варшаве МИД Польши по поводу издевательств над советскими военнопленными в лагере Стшалково » (5 января 1922 г.).

Следует отметить, что как в нацистских, так и в польских лагерях избиение военнопленных было обычным явлением. Так, в вышеупомянутом документе № 334 отмечалось, что в лагере Стшалково «до настоящего времени происходят надругательства над личностью пленных. Избиения военнопленных составляют постоянное явление… ». Получается, что жестокие избиения военнопленных в лагере Стшалково практиковались ещё с 1919 по 1922 гг.

Подтверждением этому служит документ № 44 «Отношение Минвоендел Польши Верховному командованию ВП по поводу статьи из газеты «Курьер новы» по поводу издевательств над дезертировавшими из Красной Армии латышами с препроводительной запиской Минвоендел Польши Верховному командованию » (16 января 1920 г.). В нем говорится, что латышей по прибытию в лагерь Стшалково (видимо, осенью 1919 г.), сначала ограбили, оставив их в одном белье, а затем каждый из них получил по 50 ударов розгой из колючей проволоки. Более десяти латышей умерли от заражения крови, а двоих расстреляли без суда и следствия.

Ответственными за это варварство были начальник лагеря капитан Вагнер и его помощник поручик Малиновский , отличавшейся изощренной жестокостью.
Об этом рассказывается в документе № 314 «Письмо Российско-Украинской делегации в Польскую делегацию ПРУСК с просьбой принять меры по заявлению военнопленных красноармейцев в отношении бывшего коменданта лагеря в Стшалково » (03 сентября 1921 г.).

В заявлении красноармейцев говорилось, что


  • «поручик Малиновский всегда ходил по лагерю в сопровождении нескольких капралов, имевших в руках жгуты-плетки из проволоки и тому, кто ему не нравился, приказывал ложиться в канаву, и капралы били, сколько было приказано. Если битый стонал или просил пощады, пор. Малиновский вынимал револьвер и пристреливал… Если часовые застреливали пленных пор. Малиновский давал им в награду 3 папироски и 25 польских марок… Неоднократно можно было наблюдать, как группа во главе с пор. Малиновским влезала на пулеметные вышки и оттуда стреляла по беззащитным людям…».

О ситуации в лагере стало известно польским журналистам, и поручик Малиновский в 1921 г. был «отдан под суд», а вскоре был арестован и капитан Вагнер. Однако какие-либо сообщения о понесенных ими наказаниях - отсутствуют. Вероятно, дело было спущено на «тормозах», так как Малиновскому и Вагнеру было предъявлено обвинение не в убийствах, в «злоупотреблении служебном положением»?! Соответственно, система избиений в лагере Стшалково, и не только в нем, осталась прежней до закрытия лагерей в 1922 г.

Как и нацисты, польские власти использовали голод в качестве эффективного средства уничтожения пленных красноармейцев. Так, в документе № 168 «Телеграмма укрепленного района Модлин в секцию пленных Верховного командования Войска Польского о массовом заболевании военнопленных в лагере Модлин» (от 28 октября 1920 г.) сообщается о том, что среди военнопленных концентрационной станции пленных и интернированных в Модлине свирепствует эпидемия желудочных заболеваний, умерло 58 человек.

«Главные причины заболевания - поедание пленными различных сырых очистков и полное отсутствие у них обуви и одежды ». Замечу, что это не единичный случай голодных смертей военнопленных, который описан в документах сборника «Красноармейцы…».

Общая оценка ситуации, царившей в польских лагерях для военнопленных, была дана в документе № 310 «Протокол 11-го заседания Смешанной (Российской, Украинской и Польской делегаций) комиссии по репатриации о положении пленных красноармейцев » (28 июля 1921 г.) Там отмечалось, что «

РУД (Российско-Украинская делегация) никогда не могла допустить, чтобы к пленным относились так бесчеловечно и с такой жестокостью… РУД не вспоминает про тот сплошной кошмар и ужас избиений, увечий и сплошного физического истребления, который производился к русским военнопленным красноармейцам, особенно коммунистам, в первые дни и месяцы пленения... .
В том же протоколе отмечалось, что «Польское командование лагерей как бы в отместку после первого приезда нашей делегации резко усилило свои репрессии… Красноармейцев бьют и истязают по всякому поводу и без повода… избиения приняли форму эпидемии… Когда лагерное командование считает возможным предоставление более человеческих условий для существования военнопленных, то из Центра идут запрещения
».

Аналогичная оценка дана и в документе № 318 «Из ноты НКИД РСФСР чрезвычайному и полномочному поверенному в делах Польской Республики Т. Филлиповичу о положении и гибели военнопленных в польских лагерях » (9 сентября 1921 г.).
Там говорилось: «

На ответственности Польского Правительства всецело остаются неописуемые ужасы, которые до сих пор безнаказанно творятся в таких местах, как лагерь Стшалково. Достаточно указать на то, что в течение двух лет из 130 000 русских военнопленных в Польше умерло 60 000 ».

По подсчетам российского военного историка М.В. Филимошина, число погибших и умерших в польском плену красноармейцев составляет 82 500 человек (Филимошин. Военно-исторический журнал, № 2. 2001). Эта цифра представляется достаточно обоснованной. Полагаю, что вышеизложенное позволяет утверждать, что польские концентрационные лагеря и лагеря для военнопленных могут по праву считаться предтечами нацистских концлагерей.

Недоверчивых и любознательных читателей отсылаю к своему исследованию «Антикатынь, или красноармейцы в польском плену », представленном в моих книгах «Тайна Катыни» (М.: Алгоритм, 2007) и «Катынь. Современная история вопроса» (М.: Алгоритм, 2012). Там дана более исчерпывающая картина того, что творилось в польских лагерях.

Насилием по инакомыслию
Завершить тему польских концентрационных лагерей невозможно без упоминания двух лагерей: белорусской «Березы-Картузской » и украинской «Бялы Подляски ». Они были созданы в 1934 году по решению польского диктатора Юзефа Пилсудского , как средство расправы с белорусами и украинцами, протестовавшими против польского оккупационного режима 1920-1939 гг. Хотя они и не назывались концентрационными, но кое в чем они превзошли нацистские концлагеря.

Но прежде

о том, как многие белорусы и украинцы приняли польский режим, установленный на захваченных поляками в 1920 г. территориях Западной Белоруссии и Западной Украины . Вот что писала в 1925 г. газета «Rzeczpospolita». «…Если в продолжение нескольких лет не будет перемен, то мы будем иметь там (на восточных крессах) всеобщее вооруженное восстание. Если мы не утопим его в крови, оно оторвет от нас несколько провинций… На восстание есть виселица и больше ничего. На всё тамошнее (белорусское) население сверху донизу должен упасть ужас, от которого в его жилах застынет кровь » .

В том же году известный польский публицист Адольф Невчинский на страницах газеты «Слово» заявлял, что

с белорусами нужно вести разговор языком «висельниц и только висельниц... это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии ».

Чувствуя общественную поддержку, польские садисты в Березе-Картузской и Бялой Подляске не церемонились с непокорными белорусами и украинцами. Если нацисты создавали концентрационные лагеря, как чудовищные фабрики массового уничтожения людей, то в Польше такие лагеря использовались, как средство устрашения непокорных. Иначе как объяснить те чудовищные истязания, которым в них подвергались белорусы и украинцы. Приведу примеры.

В Березе-Картузской в небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключённые не садились, пол постоянно поливали водой. В камере им запрещалось даже разговаривать. Людей пытались превратить в бессловесный скот. Режим молчания для заключенных действовал и в больнице. Били за стоны, за зубной скрежет от нестерпимой боли.


Руководство Березы-Картузской цинично называло его «самым спортивным лагерем в Европе». Шагом здесь ходить запрещалось — только бегом. Делалось все по свистку. Даже сон был по такой команде. Полчаса на левом боку, затем свисток, и сразу же переворачивайся на правый. Кто замешкался или во сне не расслышал свистка, тут же подвергался истязаниям. Перед таким «сном» в помещения, где спали заключенные, для «профилактики», выливалось несколько ведер воды с хлоркой. Нацисты до такого не сумели додуматься.

Ещё более ужасными были условия в карцере. Провинившихся держали там от 5 до 14 суток. Чтобы усилить страдания, на пол карцера выливали несколько ведер фекалий . Параша в карцере не очищалась месяцами. Помещение кишело червями. Помимо этого, в лагере практиковалось такое групповое наказание, как чистка лагерных туалетов стаканами или кружками.
Комендант Берёзы-Картузской Юзеф Камаль-Курганский в ответ на заявления, что заключенные не выдерживают пыточных условий содержания и предпочитают смерть, спокойно заявлял: «Чем больше их здесь передохнет, тем лучше будет жить в моей Польше ».

Полагаю, что вышеизложенного достаточно, чтобы представить, что такое польские лагеря для непокорных, и рассказ о лагере Бяла Подляска будет уже излишним.

В завершение добавлю, что

использование фекалий для пыток было излюбленным средством польских жандармов , видимо, страдавших неудовлетворенными садомазохистскими наклонностями. Известны факты, когда сотрудники польской дефензивы заставляли арестованных руками чистить туалеты, а потом, не давая мыть руки, давали обеденную пайку. Кто отказывался, тому ломали руки. Сергей Осипович Притыцкий , белорусский борец против польского оккупационного режима в 1930-х годах, вспоминал, как польские полицейские заливали ему в нос навозную жижу.

Вот такую неприятную правду о «скелете в польском шкафу» под названием «концентрационные лагеря» вынудили меня рассказать панове из Варшавы и посольства Республики Польша в РФ.

P.S. Панове, прошу иметь в виду. Я не являюсь полонофобом. С удовольствием смотрю польские фильмы, слушаю польскую эстраду и жалею, что в своё время не освоил польский язык. Но «терпеть ненавижу», когда польские русофобы нагло перевирают историю польско-российских отношений с молчаливого согласия официальной России.

Место для отправления всяческих своих нужд человек всегда хотел сделать возможно более комфортным. Простые граждане отделывают его кафелем, на стены вешают цветочки и радуются уюту. Обладателям круглых сумм на банковских счетах этого, конечно, мало. Некоторые из них устраивают даже соревнования между собой - кто необычнее обустроит отхожее место (для себя, а особенно для клиентов - чтобы похвастаться) . Впрочем, разве таким прозаичным словом можно называть те произведения искусства, которые рождаются в буйных головах хорошо оплачиваемых дизайнеров? Мы сделали подборку наиболее креативных общественных туалетов мира. А вы уж сами решайте, хотелось бы вам, так сказать, подумать о вечном в таких интерьерах.

1. Золотые унитазы

Самое простое, что смог придумать человеческий разум - это туалет из золота. Дизайнер из Гонконга всего за 5,7 миллиона долларов сумел метафорически продемонстрировать бренность материальных ценностей. Правда, владельцы арт-объекта вовсе не чужды здоровой алчности. Находится чудо-туалет в помещении ювелирного магазина, и при наличии определенной щедрости (требуется купить дорогущих украшений не менее чем на $200) можно даже использовать его по прямому назначению.


Фото: img.nnov.org

Для такого туалета необходимы соответствующие гигенические аксессуары - пусть даже чисто символические. И они существуют.


Фото: s.fraza.ua

Скажете, фейк? А вот и нет. Этот рулон, в котором содержится 22 карата золота, действительно можно купить в специализированном австралийском супермаркете туалетных и сантехнических товаров Toilet Paper Man. Я попробовала. И после введения всех необходимых данных (о Боже!) открылось окно PayPal для оплаты покупки! Подумав, что на 1,3 миллиона долларов (если они у меня, конечно, откуда-нибудь появятся) лучше купить квартиру в Москве, нажала отмену. А кто-то ведь и не нажмет...

2. Шопинг-клозет


Фото: www.oddee.com

Когда человек освобождается от долго его беспокоившего бремени малых нужд, он гораздо позитивнее воспринимает рекламные посылы. По крайней мере, именно так считают маркетологи одного из торгово-развлекательных центров в Германии. Туалет в нем во-первых, привлекает представителей сильного пола сам по себе, а во-вторых, здесь ненавязчиво демонстрируются новые коллекции нижнего белья. Утверждают, что после посещения мужчиной такого заведения даме гораздо проще "раскрутить" его на дорогую покупку.

3. Эротоманы из Франкфурта


Фото: www.omgsoysauce.com

Эти немецкие архитекторы пошли еще дальше. Что там полуобнаженные манекены! Здесь писсуары в виде дамских ртов. Кстати, в некоторых европейских городах в судебном порядке запрещают использовать эту часть женского организма (разумеется, символическую, рукотворную) для столь низменных целей. Тем не менее, некоторым гражданам нравится посещать подобные клозеты. Возможно, так они самоутверждаются.

4. Себя показать...

Это куда более невинное заведение. Но для мужского пола, наверное, приятное. Хотя трудно сказать, что приятного в отправлении данного... процесса при свидетелях - пусть и ненастоящих. Но мужчинам виднее.


Фото: www.oddee.com

5. Только для женщин

Мир уже никогда не будет таким, как прежде. Особенно справедливость этого утверждения понимаешь, глядя на вот такие приспособления. Попытки создать удобный "стоячий" писсуар для дам (особенно для феминисток, которые никак не желали смириться с половыми различиями в столь интимном процессе) предпринимаются с 20-х годов прошлого века, но особых успехов на этом нелегком и непонятно зачем нужном пути достичь пока не удалось.


Фото: www.oddee.com

У всех опрошенных мной представительниц прекрасного пола при виде этого фото возникало два вопроса: "Зачем?" и "А как?" Некоторые, впрочем, сказали, что лучше потерпеть до дома. Присоединяюсь.

6. Мечта ботаника

Стоишь, поливаешь цветочки... Дизайнер из Сан-Франциско Кларк Соренсен творил подобные писсуары специально для романтичных мужчин. Стоят эти "цветочки" от 6 до 13 тысяч долларов. Даже по такой цене они пользуются большим спросом. Видимо, ботаников в мире хватает.


Фото: www.oddee.com

7. Игра не закончится никогда

Этот гейм-клозет был презентован на одной из выставок сантехнического хай-тека. Для кого он предназначен - понятно: такие люди просто не могут тратить свое драгоценное время на то, чтобы тащиться в другое помещение, а потом обратно. К счастью для родителей российских геймеров, стоит комплект "унитаз + Xbox" заоблачных денег, поэтому подобные сортиры в мире можно встретить в единичных экземплярах. Хотя владельцы вполне могли бы сэкономить: туалет можно не разделять по гендерному принципу - друг на друга люди смотреть точно не будут.


Фото: img.allw.mn

8. "Лифт" для ночных "снайперов"

Когда на землю опускается тьма, и силы зла властвуют на болотах... Нет, не так. Когда на лондонские улицы опускаются сумерки, из-под земли выходят вот эти "богатыри", призванные оградить окрестные дворы и подворотни от граждан, которым приспичило. А поскольку вокруг полно пивных баров, услуга пользуется большим спросом. Система называется Urilift.Утром биотуалет опускается обратно и ничем о себе не напоминает.


Фото: img.allw.mn

9. Комната страха

Обратная сторона творчества Кларка Соренсена. Это вам не романтичные фаянсовые цветочки, тут глумливая брутальность и тонкие политические намеки.


Фото: img.allw.mn


Фото: www.oddee.com

Над Джорджем Бушем-младшим в бытность его президентом в среде интеллектуалов не издевался только ленивый. Сейчас это уже не так актуально, в Белом доме новый герой, но, говорят, писсуары все еще популярны даже в Америке.

10. Нарисовал он на песке...


Фото: www.oddee.com

Песок тут ни при чем, а вот "порисовать" в этом концептуальном клозете желающие действительно могут. термохромный туалет вызвал большой переполох среди ценителей. При попадании тепла на стену синий цвет сменяется на оранжевый. Таким образом, банальное справление нужды можно превратить в по-настоящему красочную и веселую процедуру. Жаль, проект до сих пор не реализован где-то помимо выставок дизайна.

11. Помузицируем?


Фото: files.adme.ru

Это изобретение тоже построено на контрасте прекрасного с низменным. Впрочем, желающие могут попытаться и из такой диковинной вещицы (интересно, где у нее слив?) извлечь какие-то ноты - естественным путем, так сказать. Да это не Шуберт, Моцарт или Бах, зато после такого "концерта" выходишь, наверное, весьма воодушевленным.

12. Немой свидетель

А чтобы девушкам было не скучно, для них в Японии изобрели мобильного "помощника". Он превращает практически любой унылый санузел в весьма интересное место. Только в темноте надо быть осторожнее, а то неожиданно увидишь такого шустрого молодца - может и унитаз не понадобиться.


Фото: files.adme.ru

13. Архитектура корейского туалета

"Дом-унитаз" и прилегающий к нему парк туалетов в городе Сувон быстро стал одной из известнейших достопримечательностей Южной Кореи. Бывший мэр города построил эти 419 квадратных метров стали, стекла и белого бетона для себя и своей семьи. Оно и неудивительно: сей креативный муж - председатель Всемирной Ассоциации Туалетов. Что ему, типовые пятиэтажки что ли строить? После смерти Сим Дже-дука в 2009 году дом-туалет превратился в музей. Любой желающий моет тут ознакомиться ознакомиться с историей сантехники в мире. Детям это особенно интересно. Сам господин Сим считал туалет местом, где тоже должна царить культура.


Фото: www.odditycentral.com


Фото: www.odditycentral.com

Видеосюжет о музее:

15. Развлечение для бедных

Во многих странах существуют бедные поселения (так называемые Shanty Town). Они состоят из бараков, созданных из старого пластика, картона и других подобных материалов. В них зачастую нет элементарных условий для жизни: канализации, электричества, газа. Но люди даже в таких обстоятельствах стараются не падать духом.


Фото: files.adme.ru

Этот туалет расположен в одном из таких самодельных городков в Новой Зеландии и просто заряжает позитивом, который так нужен людям в сложных жизненных условиях.

15. Напоследок: всё свое вожу с собой

Ну и просто нельзя не упомянуть о вот таком транспортном средстве:


Фото: p2.trrsf.com.br


Фото: animebox.com.ua

Этот необычный мотоцикл был разработан знаменитой японской компанией ТОТО. Милая девушка за рулем — Акико Мацуяма, официальный представитель компании "Тото".

Оснащенные электроникой унитазы ТОТО умеют многое. Это подогрев сидений, подсветка, музыка, некоторые модели даже умеют делать анализ мочи.

А вот Toilet Bike NEO создан специально для привлечения внимания к проблеме загрязнения окружающей среды. Чем? Своей конструкцией. Дело в том, что биотопливо (если его можно так назвать) для "железного коня" производит... сам водитель. Помимо того, что мотоцикл перерабатывает продукты жизнедеятельности человека, он еще может проигрывать музыку и разговаривать на общие со своим владельцем темы.Так что скучно с таким транспортом точно не будет.


Фото: www.dezinfo.net

Не хватает острых ощущений?

Вы тоже хотите заиметь что-нибудь оригинальное у себя дома? Не ограничивайте себя. Творите!


Фото: files.adme.ru


Фото: files.adme.ru


Фото: www.acabaneyapsak.com


Фото: se7en.ru