Записки сумасшедшего гоголь полное содержание. Повесть Гоголя и психиатрия

«Записки сумасшедшего» - повесть Николая Васильевича Гоголя , написанная им в 1834 году. Впервые повесть вышла в 1835 году в сборнике «Арабески » с заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее была включена в сборник «Петербургские повести».

Главный герой

Герой «Записок сумасшедшего», от имени которого ведется повествование - Аксентий Иванович Поприщин, мелкий петербургский чиновник, переписыватель бумаг в департаменте, столоначальник (в одной из записей прямо указано, что он столоначальник, хотя это звание в основном присваивалось надворным советникам), мелкий дворянин в чине титулярного советника (та же профессия и тот же чин был у другого гоголевского персонажа, Акакия Акакиевича Башмачкина).

Исследователи не раз обращали внимание на основу фамилии героя «Записок сумасшедшего». Аксентий Иванович недоволен своей должностью, над ним, как над всяким сумасшедшим, довлеет одна идея - идея поиска своего неведомого «поприща». Поприщин недоволен, что им, дворянином, помыкает начальник отделения: «Он уже давно мне говорит: „Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой? Ты иной раз метаешься как угорелый, дело подчас так спутаешь, что сам сатана не разберет, в титуле поставишь маленькую букву, не выставишь ни числа, ни номера“».

Сюжет

Повесть представляет собой дневник главного героя. В начале он описывает свою жизнь и работу, а также окружающих его людей. Далее он пишет о своих чувствах к дочери директора, и вскоре после этого начинают проявляться признаки сумасшествия - он разговаривает с её собачкой Меджи, после чего заполучает письма, которые Меджи писала другой собаке. Через несколько дней он полностью отрывается от реальности - он понимает что он - король Испании. Его безумие видно даже по числам в дневнике - если начинается дневник с 3 октября, то понимание о том,что он - король Испании приходит, по его датировкам 43 апреля 2000 года. И чем дальше тем больше погружается герой вглубь своей фантазии. Он попадает в сумасшедший дом, но воспринимает это как прибытие в Испанию. В конце записи полностью теряют смысл, превращаясь в набор фраз. Последняя фраза повести: «А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?».

В некоторых изданиях последняя фраза выглядит так: «А знаете ли, что у алжирского бея под самым носом шишка?».

История создания

Сюжет «Записок сумасшедшего» восходит к двум различным замыслам Гоголя начала 30-х годов: к «Запискам сумасшедшего музыканта», упоминаемым в известном перечне содержания «Арабесок » и к неосуществленной комедии «Владимир 3-ей степени». Из письма Гоголя Ивану Дмитриеву от 30 ноября 1832 года, а также из письма Плетнёва Жуковскому от 8 декабря 1832 года можно усмотреть, что в ту пору Гоголь был увлечён повестями Владимира Одоевского из цикла «Дом сумасшедших», вошедших позже в цикл «Русских ночей» и, действительно, посвящённых разработке темы мнимого или действительного безумия у высокоодарённых («гениальных») натур. Причастность собственных замыслов Гоголя в 1833-1834 годов к этим повестям Одоевского видна из несомненного сходства одной из них - «Импровизатора» - с «Портретом ». Из того же увлечения романтическими сюжетами Одоевского возник, очевидно, и неосуществленный замысел «Записок сумасшедшего музыканта»; непосредственно связанные с ним «Записки сумасшедшего» тем самым связаны, через «Дом сумасшедших» Одоевского, с романтической традицией повестей о художниках.

Гоголь Николай Васильевич родился в тысяча восемьсот девятом году на нынешней Украине в местечке под названием Сорочинцы. Провел свое детство со своей семьей помещиков в Васильевке. В тех краях был свой культурный центр в Кибинцах, там работал его отец. Здесь находились библиотека и театр. Его отец был также писателем, однако выдавал в основном свои произведения в качестве пьес. После будущий писатель поступил в гимназию, где начал заниматься рисованием и по немного начал писать свои произведения, стихи, повести. Также прозаик мечтал стать юристом. После окончания гимназии писатель отправляется в Петербург.

Здесь Гоголь также начинает пробовать себя в роли писателя. Немного пожив в Петербурге у писателя начали заканчиваться деньги и он решает пойти на государственную службу. Во время этого периода писатель издает романы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба». После их издательства Гоголь обретает большую популярность.

Из его работ также следует отметить Ревизора, примечательно что сюжет к данному рассказу подсказал сам Пушкин. После писатель решает в 1836 году отправиться в Германию, где планировал остаться. Однако начинает путешествовать и оказывается в Швейцарии. Здесь он пишет продолжение своего нашумевшего рассказа Мертвые души. После успешного выхода первого тома романа Мертвые души он принимается за второй, однако вскоре к Гоголю приходит душевный кризис.

В 1848 году писатель окончательно вернулся в Россию. Он обитает в Москве, иногда посещает вою родину и Петербург. Пытался сделать предложение А.М. Виельгорской, однако получает отказ и разочаровывается в своей семейной жизни. В 1852 году писатель рассказывает своему знакомому, что закончил второй том мертвых душ. Однако вскоре настигает писателя вновь психологический кризис, и он сжигает второй том.

После в 1952 году 21 февраля писателя нашли мертвым в своей постели, причем умер он при загадочных обстоятельствах. Гоголь был захоронен на кладбище Свято-Данилова, собралось тогда тьма народа. За свою жизнь писатель написал множество замечательных произведений. В данной статье мы рассмотрим одно из них под названием Записки сумасшедшего.

Анализ произведения Гоголя «Записки сумасшедшего»


Данное произведение называлось первоначально «Клочки из записок сумасшедшего», входило оно в сборник «Арабески», написано оно было в тысяча восемьсот тридцать первом году. Данная повесть была написана под чужим влиянием. Гоголь прочитал в свое время цикл рассказов Дом сумасшедших издал который Владимир Одоевский. Писатель так вдохновился эти, что решил сам издать что-то похожее.

Позже сам писатель изменил название на настоящее и включил творение в другой сборник под названием Петербургские повести. На ранней стадии произведения писатель хотел показать пьесу в роли комедии, где высмеиваются чиновники и их жизнь. Вся их невозмутимость, коррупция и невежество. Об этих фактах свидетельствуют найденные в его творениях наброски.

Однако позже он сделал произведение в виде дневника Поприщина, в повести все рассказывается из него. События, происходящие в данном рассказе, крутятся только вокруг него. Если смотреть на главного героя, то ему уже 42 года, однако до сих пор у него нет ни семьи, ни пристанища. Он занимает высокий пост советника и очень доволен этим, почему он даже сам не знает. Похожий персонаж был и в другой повести Гоголя, им являлся Аркадий Башмачкин. Герой распоряжался очинкой перьев, которые необходимы были для директора департамента.

В этом рассказе писатель хочет подчеркнуть под видом данного отдельного чиновника, всю их пустоту и духовное ничтожество. Стоит отметить, что в тексте было много высказываний, которые на тот момент были весьма смелыми. Поэтому, когда были первые издания, то они не прошли цензуру и были изъяты. В данном произведении весьма смело описаны повадки чиновников, их внешность и поведение, которое рассказывает об отсутствии нравственности, примечательно, что у Гоголя был личный опыт при службе.

Фамилию своего персонажа Гоголем выбрана не случайно. Здесь как бы говорится о поиске героем своего поприща. Ему необходимо найти свое место в жизни, вырваться из этого негативного круга, который никуда не приведет кроме сумасшедшего дома. Сама повесть в конце заканчивается тем, что герой просит о помощи и даже трогательно просит матерь.

Повесть крайне сложная, здесь переплетено и смешное и трагичность ситуации, иногда даже трудно понять, что из этого происходит в определенный момент. Писатель Белинский считал данной произведение одним из самых глубоких, которое есть у автора. Здесь можно сказать существует история одного конкретного психологического заболевания. Позже данный критик написал в своей статье, что Записки сумасшедшего можно отвести к одной из величайших в истории России. Также он отметил, что у рассказа огромная глубина и философия и данная история достойна великого Шекспира.

Аксентий Иванович Поприщин служит в департаменте и является одним из мелких чиновников. Ему сорок два года, вся его жизнь на протяжении четырех месяцев описана в повести в виде его же дневника. Все начинается с записи, которая была оставлена третьего сентября.

Рассказывается, что именно в этот день с персонажем произошло удивительное приключение. Однажды он с самого утра решил сходить на работу, однако ему этого так не хотелось. Он был очень недоволен, однако он рассчитывал взять небольшое жалование у казначея. Погода стояла весьма противная, шел дождь, и персонаж полностью вымок.

По пути он встречает ехавшую карету, которая остановилась и оттуда выпрыгнула дочка директора, звали ее Софи. У нее была маленькая собачка, которая осталась на улице и тут к ней подошла другая. Тут эти две собачки стали разговаривать, и персонаж начал их понимать, тогда герой понял, что никто кроме него об этом не знает. На следующий день герой зашел к своему директору для починки перьев и туда зашла Софи.

Дочь директора очень нравилась Поприщину, в ней его привлекало практически все. У нее упал платок, тогда чиновник бросился его поднимать, едва не упав сам, Софи усмехнулась. Вечером того же дня чиновник решил повидать красавицу снова и отправился к ее дому, однако она не выходила. После около месяца чиновник мечтал об дочке директора, он безумно влюбился. Его пристрастие заметили многие, в том числе директор, которые его отчитал.

Хоть начальник сказал, чтобы тот не ходил за его дочкой, все ж в мыслях героя была именно она. Аксентий думал, что если он красиво оденется во фрак с галстуком, то он сможет покорить Софи, однако денег у него не было и это его досаждало. Герой решил больше узнать о дочке и отправился к ее собачке. Однако она притворилась что не слышит и его это разозлило.

Из-за этой несчастной любви персонаж стал походить на безумца. После этого герой толкается на преступление и решает украсть письма собачек. Там он узнал, что дочь директора безумна от юнкера Теплова. Они встречаются и все поддерживают ее выбор. Однако из переписки собачек Поприщин узнает что-то намного страшнее для себя. Там сказано, что Софи называет героя уродом и не представляет, как с ним живут люди ведь он может вызывать только смех.

Герой начинает беситься, ведь только он нашел стимул в жизни, как тут какой-то Тихонов отбирает у него все его надежды. Тут он начинает думать почему он советник, а не какой-нибудь генерал или граф и решает стать им, чтобы потом унизить обоих его обидчиков. У него появляются странные мысли, теперь он и вовсе не ходит в департамент. Лежа на диване Поприщин узнает, что в Испании нет короля и он предполагается, тогда он решает быть может король я.

Отсутствовал герой три недели, он даже не объяснил почему. Также при появлении директора все застегивают пуговицы приводят себя в надлежащий вид, а герой брезгливо отнесся к этому процессу.

После герою подсунули некую бумагу, на месте подписи директора персонаж написал Фридрих VIII. Все испугались, однако герой сделал всем знак, что не нужно отдавать почести и гордо с величием вышел. После этого Поприщин явился к Софи и рассказал, что их ждет счастье и никто не помешает, девушка испугалась.

После этого с героем происходят странные вещи в его голове. Без ведома даты и времени ему кажется, что он тайно работал советником и при проезде императора, чтобы не выдавать себя тоже снял шляпу. Дома он решил, что пока будет скрывать свое происхождение и сшил для себя мантию короля и стал дожидаться делегацию из Испании. После по прошествии некоторого временя чиновника увезли в психиатрию. Здесь происходит настоящий ад, его бьют, морозят в холодной воде. Герой думает, что это обычай для короля, однако потом ему кажется, что он жертва инквизиции.

Повесть заканчивается записками в дневнике, где он просит о помощи и спрашивает. Почему его мучают, за что они с ним так, ведь он ничего не сделал. После даже есть обращение к матушке, где он просит спасти его, однако после шишка дея его начинает отвлекать. Гоголь здесь хотел рассказать просто и в то же время убедительно, что у маленького человека жалкая и никчемная жизнь и он привык к унижениям и только лишь в безумии может ощутить себя личностью.

Так же возможно вам будет интересна статья на сайте:

В 1835 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Арабески», в котором была напечатана повесть Николая Гоголя «Клочки из записок сумасшедшего». Она была написана под влиянием цикла Владимира Одоевского «Дом сумасшедших». Позже Гоголь поменял название произведения и включил его в «Петербургские повести».

Первоначально Николай Васильевич собирался создать комедийную пьесу из жизни чиновников. Об этом говорят сохранившиеся наброски. Но затем писатель изменил замысел и выбрал форму дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина. О всех событиях в повести мы узнаем только из записей этого человека.

Главному герою сорок два года, но семьей до сих пор не обзавелся. Поприщин имеет чин титулярного советника, как и другой известный гоголевский персонаж – Акакий Акакиевич Башмачкин . Основные служебные обязанности чиновника заключаются в очинке перьев для директора департамента.

Поприщин постоянно нуждается в деньгах и надеется выпросить у казначея небольшую сумму в счет жалования, стыдится своей старой шинели из плохого сукна. Аксентий Иванович сокрушается, что не имеет тех доходов, которые есть у чиновников в губернских ведомствах, где предлагают взятки. Раздражает его и начальник отделения, который постоянно делает замечания.

Дворянское происхождение Поприщина является предметом его гордости. Аксентий Иванович считает, что только дворяне могут писать правильно, у остальных «писание большею частью механическое: ни запятых, ни точек, ни слога» . Поначалу Аксентий Иванович восхищается директором: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек» . А влюбленность в его дочь Софи вносит в дневник лирическую нотку. Но полностью признаться в нахлынувших чувствах Поприщин не может даже себе.

Досуг типичного мелкого служащего сводится к лежанию на диване, чтению журнала «Северная пчела» и посещению театра. Казалось бы, в его поведении нет ничего странного. Но уже первые записи в дневнике дают повод усомниться в психическом здоровье автора. Начальник обвиняет Поприщина в глупых ошибках, которые сильно запутывают дело. Кроме того, Аксентий Иванович в последнее время начинает слышать и видеть то, чего никто не видит и не слышит.

Психическое расстройство главного героя прогрессирует. Поприщин разговаривает с собаками Меджи и Фидель, читает их переписку, из которой узнает о предстоящей свадьбе Софи. Ее избранником стал молодой камер-юнкер Теплов. После этой новости настроение Поприщина резко меняется. Он впадает в отчаяние и возмущается несправедливостью жизни, в которой все лучшее достается генералам и камер-юнкерам. Герой с горечью восклицает: «Отчего я титулярный советник?» Теперь директор не вызывает у чиновника восхищения. Поприщин называет его масоном и сравнивает с глупой пробкой. Титулярный советник хочется стать генералом, чтобы отомстить всем обидчикам.

Поприщин полностью погружается в мир своих фантазий, перестает ходить на работу. Ему вдруг становятся интересны проблемы с испанским престолом, на который никак не могут найти претендента. Несчастный воображает себя испанским королем и всем объявляет об этом. Даже шьет себе из парадного мундира королевскую мантию. В итоге Поприщина помещают в психиатрическую клинику, которую он воспринимает в соответствии со своим больным воображением.

Интересно, что специалисты высоко оценили достоверность, с которой Гоголь описал развитие болезни Поприщина, хотя сам писатель не стремился к точным медицинским формулировкам. Зависть и уязвленное самолюбие, маниакальное желание занять в свете высокое положение приводят героя повести к паранойе.

Парадоксально, но развитие болезни расширяет сознание Поприщина, поднимает его к значительным духовным высотам. Считая себя королем Испании, герой оказывается гуманным и справедливым правителем. Он с королевским достоинством и христианским терпением принимает мучения, которым его подвергают в лечебнице. Изменение представления о пространстве и времени не только свидетельствует о спутанном сознании, но и о мудром понимании скоротечности бытия, главенстве жизненных законов.

Под видом бреда сумасшедшего писатель показал духовное убожество и нравственную пустоту чиновничьей среды. Многие высказывания о царящих там порядках были довольно смелыми и в первых изданиях изъяты цензурой. Богатый канцеляризмами язык, описание внешности и поведения служащих департамента взяты из личного опыта службы самого Гоголя.

Фамилия героя была выбрана Николаем Васильевичем преднамеренно. Поиски своего поприща, места в жизни, попытка вырваться из порочного круга приводят чиновника в сумасшедший дом. Завершает произведение отчаянный крик о помощи и трогательное обращение к матери.

  • «Записки сумасшедшего», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

План пересказа

I. Чиновник собирается в департамент.
2. Первые признаки сумасшествия: по пути он слышит разговор двух собачек.
2. Воспоминания чиновника о встрече с директором департамента и его дочерью.
3. Поприщин находит письма собачек Фиделя и Меджи и читает их.
4. Он окончательно сходит с ума. Через три недели появляется в департаменте, где всех пугает.
5. Герой воображает себя королем Испании. Оказывается в сумасшедшем доме.

Пересказ

Повествование ведется от первого лица, в виде дневника чиновника.

Октября 3. В этот день случилось необыкновенное приключение. Я встал и поспешил одеться. Мне совсем не хотелось идти в департамент, потому что начальник при виде меня сделает кислую мину и скажет: «Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой?»

Словом, я не пошел бы в департамент, если бы не надежда увидеться с казначеем и выпросить хоть сколько-нибудь из жалованья. Надев старую шинель и взяв зонтик, я отправился под проливным дождем на службу. Тут я увидел подъехавшую к магазину карету. Это была карета директора. Из кареты выпорхнула его дочка. Ее собачонка Меджи осталась на улице. И тут я услышал, что с Меджи кто-то поздоровался. Это была другая собачонка, шедшая за дамами. Собаки стали разговаривать, из разговора я понял, что они даже переписываются между собой. Я был очень удивлен: «с недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которых никто еще не видывал и не слыхивал».

Октября 4. Нарочно пришел пораньше в кабинет директора, перечинил все перья. «Наш директор должен быть очень умный человек. Весь кабинет его уставлен шкафами с книгами. Государственный человек». В половине второго случилось происшествие. В кабинет директора вошла его дочь София: «Платье на ней было белое, как лебедь... а как глянула: солнце, ей-богу, солнце!» Софи уронила платок, я бросился со всех ног, поднял его. «Святые, какой платок! тончайший, батистовый -амбра, совершенная амбра! так и дышит от него генеральством». Она поблагодарила, слегка усмехнулась и ушла.

Вечером, закутавшись в шинель, ходил к подъезду ее превосходительства, чтобы посмотреть, не выйдет ли. Но нет, не выходила.

Ноября 6. Взбесил начальник отделения. Подозвал меня и начал: «Что ты делаешь? Ведь ты волочишься за директорскою дочерью! Ну, посмотри на себя, подумай только, что ты? ведь ты нуль, более ничего». Да я плюю на него!.. Я дворянин... Мне еще сорок два года... Что ж ты себе забрал в голову, что, кроме тебя, уже нет вовсе порядочного человека? Дай-ка мне фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук, -тебе тогда не стать мне и в подметки. Достатков нет - вот беда.

Ноября 8. Был в театре. Очень смеялся. Очень забавные пьесы пишут ныне сочинители. Когда пела одна актриса, вспомнил о той: «...эх, канальство!., ничего, ничего... молчание».

Ноября 9. В департаменте будто бы не заметили моего прихода. Опять проходил мимо директорской квартиры, но никого не было. После обеда лежал на кровати.

Ноября 11. Сегодня сидел в кабинете директора, починил двадцать три пера и мечтал: «Хотелось бы мне рассмотреть поближе жизнь этих господ, что они делают в своем кругу, - вот что бы мне хотелось узнать». Хотелось бы мне заглянуть в будуар дочки директора, в спальню...» Сегодня пришла мысль перехватить переписку тех двух собачонок. Однажды я даже подозвал к себе Меджи, попросил рассказать, что знает про барышню, но та будто бы не слышала. Завтра допрошу Фидель и перехвачу письма, которые писала к ней Меджи.

Ноября 12. В два часа пополудни отправился к Фидель, чтобы допросить. Позвонил в дверь, вышла девочка, сказал, что нужно поговорить с ее собачонкой, но схватить ее не удалось. Увидел в углу лукошко. Подошел к нему, перерыл и вытащил связку маленьких бумаг. Бросился бежать. Девчонка приняла меня за сумасшедшего.

Ноября 13. Из переписки собачек герой узнает, что его директор честолюбец, поскольку переживал, дадут ему ленточку или не дадут, что Софи ездила на бал и приехала уже под утро, бледная и утомленная. Далее он выясняет, что к Софи приходил молодой камер-юнкер Теплов, она была очень взволнована и радостна. Они очень долго болтали, обсуждая общих знакомых. Чиновник читает и о себе: он, с точки зрения собачки, «урод, совершенная черепаха в мешке», Софи не может удержаться от смеха, когда смотрит на него. Еще Меджи пишет, что камер-юнкер теперь бывает у них каждый день, Софи влюблена, а папа весел, потому что непременно хочет видеть дочь замужем за генералом, или за камер-юнкером, или за военным полковником.

Наш герой взбешен, раздосадован. Возмущается тем, что, как только найдешь себе «бедное богатство», все достается либо камер-юнкерам, либо генералам. Очень желает сделаться генералом, чтобы «сказать им, что плюю на вас обоих». Изорвал в клочки все письма.

Декабря 3. Размышляет о том, отчего он титулярный советник? «Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником? Может быть, я сам не знаю, кто я таков». Мечтает стать генералом, чтобы посмотреть, что тогда скажут красавица и ее папа.

Декабря 5. Все утро читал газеты. Узнал, что в Испании престол упразднен, какая-то донна должна взойти на престол. Говорят, что у них нет короля. Предполагает, что король есть, только он где-нибудь скрывается.

Декабря 8. Хотел идти в департамент, но всякие размышления удержали. Весь день был рассеян, лежал на кровати и рассуждал о делах Испании.

Год 2000 апреля 43 числа. Торжествует: «В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я». Объявил об этом Марфе, та чуть не умерла со страху. В департамент не пошел: «Черт с ним! Нет, приятели, теперь не заманите меня; я не стану переписывать гадких бумаг ваших!»

Мартобря 86 числа. Между днем и ночью. Приходил экзекутор с работы по поводу трехнедельного отсутствия в департаменте. Пришел для шутки в департамент, ни на кого не глядя, не извиняясь, сел на свое место, никого не замечал. Перед ним положили какие-то бумаги, но он и пальцем не притронулся.

Все засуетились, сказали, что директор идет. Многие побежали показать себя; все застегнули пуговицы, но он оставался неподвижен: «Что за директор! чтобы я встал перед ним — никогда! Какой он директор? Он пробка, а не директор».

Ему подсунули бумагу расписаться, а он на самом главном месте, где должен подписываться директор, черкнул: «Фердинанд VIII». Вокруг воцарилось молчание, но наш герой сделал знак, что не нужно никакого подданичества, и вышел.

Затем пошел в директорскую квартиру, проник к Софии и испугал ее. Заявил, что он испанский король, их ожидает большое счастье, и никто не посмеет им помешать. Потом вышел и думал о том, что женщина - это коварное существо и влюблена она в черта.

Никоторого числа. День был без числа. Ходил тайно по Невскому проспекту. Видел проезжающего государя императора. Все сняли шапки, и он вместе с ними. Решил не открываться при всех, что он испанский король, а сначала представиться ко двору. Для этого заперся в комнате и начал делать из нового вицмундира королевскую мантию. Изрезал весь вицмундир ножницами.

Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое. «Мантия готова». Ожидает депутатов из Испании с часу на час.

Мадрид. Февруарий тринадцатый. Увозят в психиатрическую больницу, но он думает, что это прибыли депутаты из Испании, и он оказался в этой стране. Его бьют палками, а он считает, что это рыцарский обычай. Описывается бред сумасшедшего: «Китай и Испания — это одно и то же; Луна делается в Гамбурге; мы не видим своих носов, потому что они живут на Луне; нужно спасать Луну, потому что Земля хочет сесть на нее» и пр.

Январь того же года, случившийся после февраля. Не может понять, что это за земля в Испании. Побрили голову несмотря на то, что сопротивлялся. Лили на голову холодную воду. Вероятно, попал в руки инквизиции. «Англичанин большой политик. Он везде юлит. Это уже известно всему свету, что когда Англия нюхает табак, то Франция чихает».

Число 25. Великий инквизитор вошел в комнату. Наш герой спрятался под стул. Тот стал звать: «Поприщин!» - я ни слова. Потом: «Аксентий Иванов! титулярный советник! дворянин!.. Фердинанд VIII, король испанский!» Поприщин хотел высунуть голову, но передумал, побоявшись, что опять будут лить холодную воду на голову. Выгнали из-под стула палкою, которая очень больно бьется.

Число 34, Месяца Февраль года 349. «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня?.. Я ничего не имею. Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя, и все кружится передо мною... Матушка, спаси своего бедного сына! урони слезинку на его бедную головушку! посмотри, как мучат они его! прижми ко груди своего бедного сиротку! ему нет места на свете! его гонят! Матушка! пожалей о своем бедном дитятке!.. А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?»


Несколько слов о Н.В. Гоголе

Когда я проходил педагогическую практику в школе, будучи студентом четвертого курса, мне посчастливилось давать десятиклассникам уроки по творчеству Гоголя. В результате школьники прозвали меня Гоголем: вероятно, сказалась не только тематика уроков, но и портретное сходство, которое, пожалуй, присутствует, особливо в форме носа. А носу Гоголь уделял повышенное внимание в своем творчестве.

Это я, фото с творческого вечера

И раз уж мы заговорили о портретах, дадим слово В. Набокову , так описывающему вышеприведенный дагерротип: «На этом снимке он изображен в три четверти и держит в тонких пальцах правой руки изящную трость с костяным набалдашником (словно трость - писчее перо). Длинные, но аккуратно приглаженные волосы с левой стороны разделены пробором. Неприятный рот украшен тонкими усиками. Нос большой, острый, соответствует прочим резким чертам лица. Темные тени вроде тех, что окружают глаза романтических героев старого кинематографа, придают его взгляду глубокое и несколько затравленное выражение. На нем сюртук с широкими лацканами и франтовской жилет. И если бы блеклый отпечаток прошлого мог расцвести красками, мы увидели бы бутылочно-зеленый цвет жилета с оранжевыми и пурпурными искрами, мелкими синими глазками; в сущности, он напоминает кожу какого-то заморского пресмыкающегося ». Набоков утверждает, что «в Швейцарии он провел целый день, убивая ящериц, выползавших на солнечные горные тропки. Трость, которой он для этого пользовался, можно видеть на дагерротипе, снятом в Риме в 1845 г. ». Но этому утверждению можно и не доверять, поскольку Набоков не всегда точен, весьма склонен к мистификациям, а убийство ящериц почерпнуто из неизвестного мне источника. Сам же образ весьма символичен: трость-перо используется для борьбы с ползучими гадами, порождениями инфернального мира - очень похоже на образ Гоголя-писателя.

Н.В. Гоголь в большей степени известен всем как прозаик и драматург, но он, кроме того, был и публицистом, и литературным критиком, писал стихи и даже был учителем Церкви - у него есть, например, катехизаторское (т.е. церковно-просветительское) сочинение «Размышления о Божественной Литургии» . К слову сказать, ни в одном из богословских трудов мне не встречалось такое краткое и емкое определение Литургии, какое присутствует во «Введении» гоголевской книги:«Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося ».

Гоголь - один из самых мистических русских писателей; прежде всего с его именем связано само понятие «мистического реализма» как художественного метода, который впоследствии использовался Достоевским, Булгаковым и другими крупными писателями, пускающими потустороннее в свой художественный мир. Именно по произведению Гоголя снят единственный советский фильм ужасов - «Вий», разумеется. В произведениях Гоголя едва ли не чаще, чем у других писателей, поминается черт - и не только поминается, но и изображается, - например, в «Ночи перед Рождеством».

Как выразительно писал В. Набоков, « недоразвитая, вихляющая ипостась нечистого, с которой в основном общался Гоголь, - это для всякого порядочного русского тщедушный инородец, трясущийся, хилый бесенок с жабьей кровью, на тощих немецких, польских и французских ножках, рыскающий мелкий подлец, невыразимо гаденький. Раздавить его - и тошно и сладостно, но его извивающаяся черная плоть до того гнусна, что никакая сила на свете не заставит сделать это голыми руками, а доберешься до него каким-нибудь орудием - тебя так и передернет от омерзения ». Но бывали и иные разновидности бесов, которые в произведениях Гоголя обретали черты пугающей достоверности. В моем стихотворении «Тень» , подпивший лирический герой беседует с собственной тенью, которая, разумеется, не просто тень. Она ссылается на Гоголя как специалиста по потусторонним визитерам. Процитирую пару четверостиший:

«Пей сколько угодно, пожалуйста,

Бей рюмки, кропай свои вирши,

Но только потом мне не жалуйся,

Что хари какие-то видишь

С хвостами, рогами, копытами -

Да их описал некто Гоголь…» -

«Послушай, мурло любопытное,

Уйди ты отсель ради Бога!»

Биография Н.В. Гоголя весьма своеобразна: и уединенно-монашеская жизнь, странно сочетающаяся с «охотой к перемене мест», более похожей на постоянное бегство; и творчество - гротескно-фантасмагорическое, эпически-лиричное, мистическое, сатирическое и проповедническое; и сожженный второй том «Мертвых душ»; и уникальная смерть в результате сугубого поста; и легенды, связанные с летаргическим сном и украденной из могилы головой… Есть где разгуляться биографу. С биографией Н.В. Гоголя можно ознакомиться , очень хороша также статья из«Википедии» .

Портретная галерея


В.А. Гоголь-Яновский, отец писателя; М.И. Гоголь-Яновская (Косяровская),
мать писателя

Портреты Н.В. Гоголя


Ф.А. Моллер А.И. Иванов

Б. Карпов Ф. Иордан

К. Мазер Э.А. Дмитриев-Мамонов

Две могилы


Могила Н.В. Гоголя на Новодевичьем кладбище в Москве;

Бывшая могила Н.В. Гоголя в Свято-Даниловом монастыре в Москве

«Записки сумасшедшего»

Сюжет «Записок сумасшедшего» восходит к двум различным замыслам Гоголя начала 30-х годов: к «Запискам сумасшедшего музыканта» и к неосуществленной комедии «Владимир 3-ей степени» . В ту пору Гоголь был увлечен повестями Владимира Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» , посвященных разработке темы мнимого или действительного безумия у высокоодаренных натур. Из увлечения романтическими сюжетами Одоевского возник, очевидно, и неосуществленный замысел «Записок сумасшедшего музыканта». «Владимир 3-ей степени», будь он закончен, тоже имел бы героем безумца, отличного, однако, от «творческих» безумцев тем, что это был бы человек, поставивший себе прозаическую цель получить крест Владимира 3-ей степени; не получив его, он «в конце пьесы… сходил с ума и воображал, что он сам и есть» этот орден. Вместо этих двух вещей была написана одна - совершенно гениальная.


Иллюстрация О.Беседина

Ознакомьтесь, пожалуйста, с текстом повести или прослушайте ее в аудиоформате

Повесть построена в виде дневника Аксентия Ивановича Поприщина, титулярного советника, т.е. мелкого чиновника, служившего в департаменте столоначальником («Они думали, что я напишу на самом кончике листа: столоначальник такой-то »). Эта должность была несколько выше, чем у Акакия Акакиевича Башмачкина, героя «Шинели», который будучи тоже титулярным советником, служил письмоводителем, но особых доходов не приносила: из первой же дневниковой записи от 3 октября мы узнаем, что герой пошел в департамент единственно для того, чтобы попытаться выпросить жалованье на месяц вперед и заранее готовясь к неудаче этого предприятия. Службой как источником дохода он недоволен: «Я не понимаю выгод служить в департаменте. Никаких совершенно ресурсов. Вот в губернском правлении, гражданских и казенных палатах совсем другое дело: там, смотришь, иной прижался в самом уголку и пописывает. Фрачишка на нем гадкий, рожа такая, что плюнуть хочется, а посмотри ты, какую он дачу нанимает! » Единственное, что его устраивает на месте службы, - ее благородство: «Правда, у нас зато служба благородная, чистота во всем такая, какой вовеки не видеть губернскому правлению: столы из красного дерева, и все начальники на вы ». Уже в этом можно усмотреть первые признаки мании величия, которая расцветет буйным цветом позднее: герой ценит вежливое обхождение со стороны начальства и высокий статус учреждения, в котором служит, больше, нежели жалованье. Пока это не более, чем самолюбие или чувство собственного достоинства, но дальше будет больше.

На улице, по пути в департамент, герой видит чиновника, идущего за барышнею, и восклицает: «Что это за бестия наш брат чиновник! Ей-Богу, не уступит никакому офицеру: пройди какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит ». Это утверждение навряд ли соответствовало действительности - где уж чиновнику тягаться с офицером по части амурных дел! - но зато повышало собственный статус Поприщина, причисляло его к категории заправских ловеласов. Это уже не вполне здравая оценка действительности, примем к сведению.

Далее герой видит директорскую дочку, приехавшую в магазин, прижимается к стенке и закутывается в шинель, чтобы его не узнали, читатель же узнает о том, что герой влюблен в эту барышню: «Как взглянула она направо и налево, как мелькнула своими бровями и глазами... Господи, Боже мой! пропал я, пропал совсем ». Здесь про манию величия говорить не вполне уместно, поскольку сердцу не прикажешь. Но эта влюбленность будет отправной точкой для того, чтобы мания развилась: герой должен соответствовать этому небесному созданию, должен быть достоин этой высокостатусной барышни… И как бы такого достичь?

Чувства его находятся в смятении, и в этот самый момент он слышит разговор собачек Меджи (барышниной) и Фидель (думаю, не в обиду Кастро, в данной повести Фидель - сучья кличка). Это уже явный признак помешательства, но как воспринимается данное обстоятельство героем? «Признаюсь, я очень удивился, услышав ее говорящею по-человечески. Но после, когда я сообразил все это хорошенько, то тогда же перестал удивляться. Действительно, на свете уже случилось множество подобных примеров ». Примеры эти (о коровах, вошедших в магазин и спросивших фунт чаю) он вычитывал в газетах и воспринимал совершенно некритически. Видно, что граница между возможным и невозможным у героя уже размыта.


Иллюстрация Э. Визина

По-настоящему его удивил лишь разговор о переписке между Меджи и Фидель: «Я еще в жизни не слыхивал, чтобы собака могла писать. Правильно писать может только дворянин ». Как легко можно увидеть, герою удивительно не то, что собака способна писать письма, а то, что собака, не имея дворянства, их пишет. Дальнейшее поведение героя, а именно выслеживание, где живет Фидель, и намерение, завладев собачьей перепиской, узнать что-нибудь важное о хозяйке Меджи, - говорит нам о серьезном изъяне в восприятии героем действительности.

На следующий день, 4 октября, состоялась встреча Поприщина с барышней, которую он описывает совершенно восторженным тоном, поминая и Бога, и всех святых: «Святители, как она была одета!.. а как глянула: солнце, ей-Богу, солнце!.. Ах, ай, ай! какой голос! Канарейка, право, канарейка!.. Святые, какой платок! тончайший, батистовый - амбра, совершенная амбра! так и дышит от него генеральством ». Естественно, то было не свидание, а девушка просто заглянула в кабинет отца, увидела чиновника, очинивающего перья, и позабавилась, уронив платок и наблюдая, как тот бросился этот платок поднимать. Из эпизода этого мы можем лишь заключить, что ее образ в глазах Поприщина максимально идеализирован.

Видеофрагмент 1. Х/ф «Записки сумасшедшего».

Час после этого Поприщин сидит за столом в прострации (об этом можно судить по употребленному глаголу «сидел» вместо любого другого, указывающего на вид деятельности), пока слуга не отправил его домой, что вызвало чрезвычайно болезненную реакцию уязвленного самолюбия: «Я терпеть не могу лакейского круга: всегда развалится в передней, и хоть бы головою потрудился кивнуть. Этого мало: один раз одна из этих бестий вздумала меня, не вставая с места, потчевать табачком. Да знаешь ли ты, глупый холоп, что я чиновник, я благородного происхождения ». Видна гордыня героя, тот же взгляд на себя как на носителя высокого статуса, который впоследствии выльется в манию величия.

Иллюстрация И.Е. Репина

«Дома большею частию лежал на кровати. Потом переписал очень хорошие стишки: "Душеньки часок не видя, Думал, год уж не видал; Жизнь мою возненавидя, Льзя ли жить мне, я сказал". Должно быть, Пушкина сочинение. Ввечеру, закутавшись в шинель, ходил к подъезду ее превосходительства и поджидал долго, не выйдет ли сесть в карету, чтобы посмотреть еще разик, - но нет, не выходила ». Здесь мы видим, что герой ведет себя вполне канонично для влюбленного: мечтает, увлекается стихами, пытается хотя бы издали увидеть предмет своего обожания. Кроме того, в записи показывается уровень литературного вкуса героя, вполне соответствующего чтению заметок про говорящих коров. Никаких признаков помешательства, кроме помешательства любовного, которому почти все подвержены, у героя не наблюдается.


Иллюстрация И.Е. Репина

Следующая запись в дневнике датируется 6 ноября, т.е. сделана она через месяц после предшествующей. Почему? Чем занимался чиновник целый месяц? Почему не отображал это в дневнике? Ухаживал за директорской дочкой и нимало в этом направлении не продвинулся. Иначе записи были бы. Причиной для записи 6 ноября стало серьезное переживание, обида: «Разбесил начальник отделения ». Разбесил тем, что сказал, что негоже такому человеку, который ничего из себя не представляет, волочиться за директорскою дочкой. Рассуждения Поприщина таковы: «Понимаю, понимаю, отчего он злится на меня. Ему завидно; он увидел, может быть, предпочтительно мне оказываемые знаки благорасположенности. Да я плюю на него!.. я разве из какие-нибудь разночинцев, из портных или из унтер-офицерских детей? Я дворянин. Что ж, и я могу дослужиться. Мне еще сорок два года - время такое, в которое, по-настоящему, только что начинается служба. Погоди, приятель! будем и мы полковником, а может быть, если Бог даст, то чем-нибудь и побольше ». Здесь уже явно проявляется душевный надлом героя: ему мечтается о том, чтобы стать полковником или чем-нибудь и побольше, иначе не видать ему генеральской дочки, и путь к этому он видит естественный: дослужиться. Но пока дослужишься, дочка начальника успеет состариться, по здравому-то рассуждению, которое Поприщина пока не оставило. Значит, - и это единственный логичный исход - он должен возвыситься как-то иначе, не путем последовательного шествия по карьерной лестнице, а быстро, чтобы успеть предложить себя избраннице.

Запись от 8 ноября говорит о посещении театра, свидетельствуя о невзыскательном вкусе Поприщина: «Играли русского дурака Филатку. Очень смеялся », а еще одна актриса напомнила ему ту . Запись от 9 ноября говорит о рутинном посещении департамента и о бойкоте со стороны начальника отделения. Наконец, запись от 11 ноября возвращает нас к собачкиной переписке.

Измотанный любовными терзаниями, герой мечтает: «Хотелось бы заглянуть туда, на ту половину, где ее превосходительство, - вот куда хотелось бы мне! В будуар: как там стоят все эти баночки, скляночки, цветы такие, что и дохнуть на них страшно; как лежит там разбросанное ее платье, больше похожее на воздух, чем на платье. Хотелось бы заглянуть в спальню... там-то, я думаю, чудеса, там-то, я думаю, рай, какого и на небесах нет. Посмотреть бы ту скамеечку, на которую она становит, вставая с постели, свою ножку, как надевается на эту ножку белый, как снег, чулочек... ай! ай! ай! ничего, ничего... молчание ».

Иллюстрация Н.В.Кузьмина

Цель явно недостижима, но смириться с этим герой не может, и тут-то он вспоминает о собачке Меджи, пытается допросить ее относительно хозяйки, ответа не получает, из чего заключает не то, что собаки не умеют разговаривать, а как раз противоположное: «Я давно подозревал, что собака гораздо умнее человека; я даже был уверен, что она может говорить, но что в ней есть только какое-то упрямство. Она чрезвычайный политик: все замечает, все шаги человека. Нет, во что бы то ни стало, я завтра же отправлюсь в дом Зверкова, допрошу Фидель и, если удастся, перехвачу все письма, которые писала к ней Меджи ».

На следующий день, 12 ноября, захват писем состоялся, а 13 ноября они были прочтены. Фрагмент фильма «Записки сумасшедшего» (1968 г.) дает нам отличную экранизацию этого.

Видеофрагмент 2. Х/ф «Записки сумасшедшего».

Итак, герой из переписки собачек узнает истинное отношение к нему директорской дочки и о ее готовящейся свадьбе с камер-юнкером. Он негодует и рвет собачкины письма. Мы можем задаться вопросом, откуда же поступила информация, если собачки не умеют писать писем? Гоголь не дает объяснений, поскольку авторского текста в повести нет - есть лишь текст душевнобольного персонажа. Можно предположить, что Поприщин либо обрел сверхъестественную прозорливость (т.е. получил сообщение от черта, который играл его душой), либо актуализировал слухи и собственные наблюдения, которым он ранее не хотел верить. Но результат получения информации о грядущей свадьбе очевиден: идея о том, что нужно срочно возвыситься, овладевает героем.

Иллюстрация Н.Г. Гольц

В записи от 3 декабря говорится: «Не может быть. Враки! Свадьбе не бывать! Что ж из того, что он камер-юнкер ». Очевидно, что за три недели, прошедшие с момента предыдущей записи, информация подтвердилась. Это приводит героя в полнейшее отчаяние, и ни на что, кроме как на чудо он не надеется. Вместе с тем он обретает твердую веру, что чудо возможно, и произойдет оно именно с ним: «Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник? Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником? Может быть, я сам не знаю, кто я таков. Ведь сколько примеров по истории: какой-нибудь простой, не то уже чтобы дворянин, а просто какой-нибудь мещанин или даже крестьянин, - и вдруг открывается, что он какой-нибудь вельможа, а иногда даже и государь. Когда из мужика да иногда выходит эдакое, что же из дворянина может выйти?.. Да разве я не могу быть сию же минуту пожалован генерал-губернатором, или интендантом, или там другим каким-нибудь? Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? »

В записях от 5 и 8 декабря говорится о том, что герой очень обеспокоен газетным сообщением, что в Испании упразднен престол, и что там нет короля. 8 декабря герой даже не идет в департамент, поскольку не может отвлечься от дум об испанских событиях. «Признаюсь, эти происшествия так меня убили и потрясли, что я решительно ничем не мог заняться во весь день… Большею частию лежал на кровати и рассуждал о делах Испании ». То есть у героя возникает идея фикс, на которой он зацикливается. Результатом становится окончательное сумасшествие, а именно мания величия.

Следующая запись датирована так: «Год 2000 апреля 43 числа ». Год этот я помню хорошо, но 43 апреля в нем все-таки не было. Нижеследующие даты еще замысловатее: «Мартобря 86. Между днём и ночью», «Никоторого числа. День был без числа», «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было чёрт знает, что такое», «Числа 1-го», «Мадрид. Февруарий тридцатый», «Январь того же года, случившийся после февраля», «Число 25», «Чи 34 сло Мц гдао. Февраль 349» . А в 2000-м году, когда я учился на 4-м курсе университета и во время педагогической практики давал школьникам урок по творчеству Н.В. Гоголя, гоголевский герой Поприщин, осознав себя королем Испании Фердинандом VIII, открыл заодно, что «это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря ».

Иллюстрация Н.Г. Гольц

Дальнейшее лучше всего проиллюстрирует фрагмент фильма «Записки сумасшедшего», в котором игра актера Евгения Лебедева поистине гениальна.

Видеофрагмент 3. Х/ф «Записки сумасшедшего».

С точки зрения стилистической, а заодно и клинической, записки сумасшедшего Поприщина, начиная с того момента, как пошла чехарда с датами, все более и более пронизывает явление, которое называется шизофазия . Совсем не трудно, даже не будучи специалистом, отыскать общее у классического примера шизофазии, приведенного в Медицинской энциклопедии (см. ту же ссылку), и высказываний Поприщина.

Приведем два кусочка для сравнения:

«Родился на улице Герцена, в гастрономе № 22. Известный экономист, по призванию своему - библиотекарь. В народе - колхозник. В магазине - продавец. В экономике, так сказать, необходим. Это, так сказать, система… эээ… в составе 120 единиц. Фотографируете Мурманский полуостров и получаете te-le-fun-ken. И бухгалтер работает по другой линии - по линии библиотекаря. Потому что не воздух будет, академик будет! Ну вот можно сфотографировать Мурманский полуостров. Можно стать воздушным асом. Можно стать воздушной планетой. И будешь уверен, что эту планету примут по учебнику. Значит, на пользу физики пойдет одна планета ».

И более литературное и логичное, но явно с тем же диагнозом:

«Все это честолюбие, и честолюбие оттого, что под язычком находится маленький пузырек и в нем небольшой червячок величиною с булавочную головку, и это все делает какой-то цирюльник, который живет в Гороховой. Я не помню, как его зовут; но достоверно известно, что он, вместе с одною повивальною бабкою, хочет по всему свету распространить магометанство, и оттого уже, говорят, во Франции большая часть народа признает веру Магомета ».

Кстати, улица Герцена (ныне Большая Морская) и улица Гороховая пересекаются. А еще на Большой Морской жил Набоков. Это к вопросу о литературных и идейных пересечениях.

Или:

«Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается. Я удивляюсь, как не обратит на это внимание Англия. Делает ее хромой бочар, и видно, что дурак, никакого понятия не имеет о луне. Он положил смоляной канат и часть деревянного масла; и оттого по всей земле вонь страшная, так что нужно затыкать нос. И оттого самая луна - такой нежный шар, что люди никак не могут жить, и там теперь живут только одни носы. И по тому-то самому мы не можем видеть носов своих, ибо они все находятся в луне ».

Иллюстрация Е. Канаевой

Если же говорить о ценности сумасшествия Поприщина, то сам он получил от него ощутимую пользу в плане самооценки: он всем показал, как он велик, и его слушали со страхом и почтением; он смог объясниться со своей избранницей, причем сделал это достаточно холодно и свысока, а не раболепствуя перед ней по обыкновению; он нашел свою Испанию со странными обычаями (битье палками при посвящении в короли) и свой бритоголовый народ, который готов по его повелению лезть на небо, чтобы достать луну… Но все-таки испанские обычаи его доконали, и он в записи от «Чи 34 сло Мц гдао. Февраль 349» излагает мысли на редкость здраво и поэтично, вполне в духе лирических отступлений из «Мертвых душ». Набоков в своей статье о Гоголе не поленился взять всю запись от этого числа в качестве эпиграфа - я же возьму в качестве эпилога.

«Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? Что могу дать я им? Я ничего не имею. Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя, и все кружится предо мною. Спасите меня! возьмите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся кони, и несите меня с этого света! Далее, далее, далее, чтобы не видно было ничего, ничего. Вон небо клубится передо мною; звездочка сверкает вдали, лес несется с темными деревьями и месяцем; сизый туман стелется под ногами; струна звенит в тумане; с одной стороны море, с другой Италия; вон и русские избы виднеют. Дом ли мой то синеет вдали? Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси твоего бедного сына! урони слезинку на его больную головушку! посмотри, как мучат они его! прижми ко груди своей бедного сиротку! ему нет места на свете! его гонят! Матушка! пожалей о своем больном дитятке!..»

Красиво сказано, не правда ли? И мы уже начитаем надеяться на выздоровление героя, хотя больным он был наверняка более счастлив. Но - нет, последняя фраза повести говорит о том, что эфемерный мир все еще окружает Поприщина-Фердинанда:

«А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка? »