Что такое риторическое обращение в литературе определение. Выразительные средства синтаксиса

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

аллегория

ж. греч. иносказание, инословие, иноречие, околица, обиняк, проображение; речь, картина, изваяние в переносном смысле; притча; картинное, чувственное изображение мысли. Весь вещественный, чувственный мир не иное что, как иносказание, по соответствию, мира духовного. Аллегорический, аллегоричный, иносказательный, переносный, окольный, обинячный; аллегорист м. иносказатель.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

аллегория

(але), аллегории, ж. (греч. allegoria).

    Иносказание наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий.

    только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-н. аллегория.

    только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (простореч.). Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку. Гоголь. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

аллегория

И, ж. (книжн.). Иносказание, выражение чего-н. отвлеченного, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе. Говорить аллегориями (неясно, с малопонятными намеками на что-н.). || прил. аллегорический, -ая, -ое. АЛЛЕГРО (спец.).

    нареч. О темпе исполнения музыкальных произведений: быстро, оживленно.

    нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его в таком темпе.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

аллегория

ж. Форма иносказания, заключающаяся в выражении отвлеченного понятия через конкретный образ.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

аллегория

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

Аллегория

(греч. allēgoría ≈ иносказание), условное изображение в искусстве отвлечённых идей, которые не ассимилируются в художественном образе, а сохраняют свою самостоятельность и остаются внешними по отношению к нему. Связь между образом и значением устанавливается в А. по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т. п.). В противоположность многозначности символа смысл А. характеризуется однозначной постоянной определённостью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь путём истолкования содержащихся в образе явных или скрытых намёков и указаний, т. е. путём подведения образа под какое-либо понятие (религиозные догматы, моральные, философские, научные идеи и т. п.). Поскольку в художественном образе всеобщее и особенное нераздельно переплетены друг с другом, А. не может исчерпывать содержания образа, даже будучи существенным и необходимым его компонентом.

Термин «А.» впервые встречается в трактатах об ораторском искусстве Псевдо-Лонгина и Цицерона. Средневековая эстетика видела в А. одно из четырёх значений, которыми обладает произведение искусства: аллегорическое значение наряду с грамматическим (буквальным), моральным и анагогическим (воспитательным). Как специфическая форма художественного образа А. была подробно рассмотрена в немецкой эстетике 18 ≈ начале 19 вв. (Винкельман, Гёте, Шеллинг, Гегель, Зольгер, Шопенгауэр и др.).

В литературе многие аллегорические образы взяты из мифологии и фольклора. На А. строятся басня, моралите, притча, а также многие произведения средневековой восточной поэзии; встречается и в др. жанрах («Три ключа» А. С. Пушкина, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина). В середине 19 в. понятие А. сужается до художественного приёма. См. Троп.

В изобразительном искусстве А. (фигуры с постоянными атрибутами, фигурные группы и композиции, олицетворяющие какие-либо понятия) составляет особый жанр, черты которого заметны уже в античных мифологических изображениях. А. добродетелей, пороков и т. д., распространённые в средние века, наполняются гуманистическим содержанием в эпоху Возрождения. Особенно сложными и изощрёнными становятся А. в искусстве маньеризма, барокко и рококо. Классицизм и академизм рассматривали А. как часть «высокого» исторического жанра. В современном искусстве А. уступает место более развитым в образно-психологическом отношении символическим образам (см. Символ).

Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965, с. 237 ≈ 57; Sgrensen В. А., Symbol und Symbolismus in den asthetischen Theorien des XVIII. Jahrhunderts und der deutschen Romantik, Kbh., 1963.

Википедия

Аллегория (группа)

«Аллего́рия» - российская фолк-рок -группа из Минусинска (Красноярский край). Основана 16 февраля 2003 года.

Группа «Аллегория» играет акустическую и электроакустическую музыку в стиле фолк-рок . Инструменты: калюка, жалейка , блокфлейта , хобрах , диджериду , конга , бонго , джембе , тамбурин , акустическая гитара, ударная установка, электрогитара , бас-гитара . Группа была организована коллективом людей, интересующимся историей и бытом древних славян, принимавшим до этого непосредственное участие в организации множества ролевых игр исторического моделирования, посвящённых дохристианской эпохе, вследствие чего и был выбран музыкальный стиль коллектива и направление его дальнейшей творческой деятельности. Со временем стилистика группы преобразилась в сплав этнической музыки разных культур и современных стилей.

Аллегория (значения)

Аллегория :

  • Аллегория - условное изображение абстрактных идей посредством конкретного художественного образа или диалога.
  • Аллегория - российская фолк-рок-группа из Минусинска, Красноярский край.

Аллегория

Аллего́рия (от - иносказание) - художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите . Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение.

Пример: правосудие - Фемида.

Аллегория - художественное обособление понятий с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются у поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению; например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года - с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность - посредством весов и повязки на глазах, смерть - посредством клепсидры и косы.

Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.

Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений. Заметнее её господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так - у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбаха, у Данте. «Feuerdank», греческая поэма XVI века, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.

Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.

В форме аллегории написаны, например, роман Джона Буньяна « Путешествие Пилигрима в Небесную Страну », песня Владимира Высоцкого «Правда и Ложь».

Примеры употребления слова аллегория в литературе.

В простенке между ними гравированный портрет Ричарда Кобдена, увеличенные фотографии Мартино, Хаксли и Джордж Элиот, автотипии аллегорий Дж.

При всей традиционной обязательности богословской направленности ауто как специфического жанра аллегории Кальдерона гораздо глубже и философичнее его предшественников, а самые персонажи, выводимые в них, куда человечнее.

Попытку возродить ауто как особый жанр драматических аллегорий - разумеется, без религиозной основы, - построенных на современном содержании, предпринимали такие крупные писатели нашего времени, как Рафаэль Альберти и Мигель Эрнандес.

Однако в отличие от поэтов средневековья аллегория для Герберта не способ видения мира, но поэтический прием, нужный ему для создания необходимого эффекта в духе барочного искусства.

Теперь она была занята аллегорией Джона Беньяна и, забыв обо всем остальном, без умолку говорила о ней.

И когда поэт пишет о белых росах, которые станут инеем к утру, - это тоже о быстротечности жизни, ибо со времен глубокой древности жизнь человеческую сравнивали с росинкой, тающей от луча солнца, а белый иней - аллегория седины.

Змеем и Женщиной, является аллегорией вражды между грехом, связанным с мирскими законами, или змеем, и послушанием по вере, воплощенном в церкви Господней, которая есть женщина.

А ведь долго крепился давеча к трактире, заламливал такие аллегории и екивоки, что, кажись, век бы не добился толку.

Предложение, полученное от берлинского интенданта Иффланда, написать апофеоз на возвращение прусского короля показалось ему столь почетным и заманчивым, что он временно оставил все другие поэтические замыслы, дабы сочинить свою причудливо многозначительную, не похожую ни на один апофеоз на свете, глубоко личную философическую аллегорию .

О нем свидетельствуют те едва заметные волшебные прикосновения, которыми художник преображает бродячий сюжет в кабалистическую аллегорию .

Неужто вы в самом деле придерживаетесь того мнения, что Гомер, когда писал Илиаду и Одиссею, помышлял о тех аллегориях , которые ему приписали Плутарх, Гераклид Понтийский, Евстафий, Корнут и которые впоследствии у них же выкрал Полициано?

Если хочешь, давай попробуем обогатить сию малоудачную аллегорию еще одним примером.

Маковский одинаково страстно выписывал пейзаж или жанровую сцену, портрет ученого или содержанку нувориша, он любовался узорами древней жизни, писал вакхическое панно в духе Тьеполо, головки красоток, аллегории и декорации, соглашался расписывать ширмы для спален, выдумывая украшения для паланкина немощной аристократки, -- и все это выполнял не как-нибудь, не между прочим, а с одинаковым блеском!

Однако эта аллегория далека от совершенства, и через нее я только собирался продемонстрировать, как отдельные ручейки и русла ересей и всяких обновительных движений, когда река уже не держит их в себе, безмерно множатся и множатся многократно переплетаются.

1) развернутое сравнение; 2) в изобразительном искусстве – олицетворение отвлеченных понятий, свойств и качеств в виде определенного персонажа, существа или предмета.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АЛЛЕГОРИЯ

Как правило, под аллегорией понимают «литературный прием или тип образности, основой которого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе». В аллегории присутствуют два плана: образно-предметный и смысловой, но именно «смысловой план первичен: образ фиксирует уже какую-либо заданную мысль» . В «Поэтическом словаре» А. Квятковского аллегория определяется как «изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа» . Восприятие аллегорической образности предполагает рационалистическое вычленение смысла, своего рода освобождение «идеи» из «телесной», живописной натуры «предметности» образа, что тем самым делает аллегорию принципиально противоположной символу, не рассчитанному на подобную интеллектуальную операцию и не имеющему, в отличие от аллегории, жестко определенного значения или комплекса значений. Противопоставление аллегории и символа было актуализировано в эстетике и практике символизма. Ж. Мореас в статье «Символизм» (1885, 1886) писал, что хотя «символистская поэзия пытается одеть идею в осязаемую форму», в то же время «никогда не доходит до познания Идеи-в-себе» . Аллегория и может быть понята как познанная до конца Идея-в-себе. Символ же, рассмотренный на фоне аллегории или эмблемы, предстает в виде бесконечной смысловой «перспективы», не имеющей некоего концептуального семантического «дна». Согласно известной поэтической формуле С. Малларме из его сонета «Гробница Эдгара По», «идее не дано отлиться в барельеф». Первичность смыслового плана аллегории может быть осмыслена и как заданная семантическая концептуализация в процессе создания аллегорической образности. Художнику предстояло в процессе творчества как бы «одеть», «обрядить» в образную фактуру уже готовые и сформированные идеи. Символ, напротив, ориентирован на формирующуюся концептуализацию в самом процессе творчества, причем логика и смысл этого формирования как бы скрыты и независимы от интеллектуальных усилий автора-творца. «Настоящий символ, - пишет М. Метерлинк, - рождается помимо воли самого автора» . Лит-ра: А. Квятковский. Поэтический словарь. – М., 1966; Л. Щ. Аллегория // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987; А. Е. Махов. Аллегория // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. – М., 2008; Жан Мореас. Манифест символизма // Зарубежная литература XX века. Хрестоматия. Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. – М., 1981; М. Метерлинк. [О символе] // Зарубежная литература XX века. Хрестоматия. Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. – М., 1981; Французский символизм: Драматургия и театр. – С.-Петербург, 2000; З.Г. Минц. Модернизм в искусстве и модернист в жизни // З. Г. Минц. Поэтика русского символизма. – С.-Петербург, 2004.

Это очень древняя риторическая фигура, известная еще со времен античной риторики. По лексико-грамматическим выражением она не отличается от обычного вопрос. Специфика риторического вопроса заключается в том, что оно не требует ответа в отличие от обычного. Например: Золотое Возрождения обрисовал человечеству мадонн. А кто изобразил наших босоногих мадонн с тяпкой в руках или серпом на плечи и ребенком у перс, что знали немногие шелка, а лишь неравное шершавое полотно? И поймут это те, что уже не будут знать полотна и полиневого грусти давности? (М. Стельмах) Душа полей, ты помнишь стерни? Эту печаль, отверженность эту? (Л. Костенко).

Риторический вопрос не требует ответа в двух случаях. Первый - самый распространенный, потому что ответ и так всем слушателям известна, надо только актуализировать ее для восприятия слушателем. Другой случай: риторическим вопросом является такое, на который никто не знает ответа или ее вовсе не существует, типа: Кто виноват? Что делать? Куда идем? Однако автор, не дожидаясь ответа, считает нужным поставить вопрос, чтобы подчеркнуть необычность ситуации, трагизм или комизм ее, обратить на нее внимание собеседников.

Следует заметить, что фигура риторического вопроса не является такой простой, как кажется на первый взгляд. Хотя ответ всем известна, но автор может задавать провокационные вопросы, потому что у него с на этот вопрос совсем другой ответ (все думают так, а на самом деле все иначе). Таким образом создается стилистический эффект ложного ожидания. Поэтому Е. В. Клюев считает, что риторический вопрос, как и риторический оклик и риторическое обращение, - это фигуры, основанные на критерии искренности. Например: Житечко-рожь, кто тебя косить будет? Пошли твои косари на войну, и только из-за горизонта страшный косарь смерти дает знать о себе; В память и печаль земли, или прошли вы? Или прошли? Ибо теперь от печали седеют рожь... (М. Стельмах).

Вглядаюсь в осенние стерни -

Куда ты бежишь, дорого?

И как ты озивешся - с такой немоты?

Душа моя обожженная

И как ты еще жива?

(Л. Костенко)

Риторическое обращение

Риторическое обращение - это также фигура античной риторики, которая выявляет не только собственно обращения, но и реакцию, отношение говорящего к ситуации общения, предмета, идей говорящего и т.д., то есть эта фигура также держится на "принципе искренности". Именно в риторических обращениях предметом обращения бывает, как правило, не конкретное лицо, а какие-то вещи, представления, понятия, глобальные субстанции и тому подобное.

Земля родная! Мозг мой светлеет...

(В. Симоненко)

Наверно, так намьяте моя

................................................

Народ мой, когда тебе простится

крик предсмертный и тяжелая слеза

расстрелянных, замученных, убитых

по соловках, Сибири, Магадане?

Доброе утро, моя одинокосте!

(Л. Костенко)

Риторический оклик

Риторический оклик - это фигура, выражает восхищение, которое должны понять все, присоединиться к говорящему, и живет эта фигура также на "принципе искренности". Например:

Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,

Когда гармонии ищешь в жизни!

(П. Тычина)

В полыни, седые полыни! Кто посеял вас на земле нашей? Или вас посеяли по степям непаханых древние скифы? .. А может, вы посеялись по всей земле нашей в давние годы казачества? ..

Какая удивительная стойкость, которая живучесть!

Мой муж, запрягай коня!

Это не лошадь, а змей - мелькает стерня.

(Л. Костенко)

Однако в этой риторической фигуре может быть провокационный элемент, когда говорящий восклицанием выражает для кого-то, увлечение чем-то, но сам не разделяет, может даже возмущаться.

Риторический сравнения

Сравнение - это фигуры, в которых языковой изображения лица, предмета, явления или действия передается через характерные признаки, с органически присущими для других предметов или лиц: девушка стройная, как тополь; васильки синие, как небо; на улице тепло, как летом; руки, как белые лебеди; Синеет день, как поздние капусты (Л. Костенко).

В основе сравнения лежат логические операции выделения существенной признаки описываемого предмета и поиск другого предмета, для которого этот признак является выразительной, а затем сопоставления с ним и описание этого признака: Истечение сентября синий, как терн. Октябрь пылающий красный, как боярышник (О. Гончар). По сравнению различают субъект сравнения (то, что сравнивают), объект сравнения (то, с чем сравнивают) и признак, по которому один предмет (субъект) сравнивается с другим (объектом). Признак может определяться по цвету, форме, размеру, запаху, ощущением, качеством, свойством и тому подобное.

Сравнение бывают логические и образные. При логических сравнениях устанавливается степень сходства или различия между предметами одного типа, принимаются во внимание все свойства, качества, признаки сравниваемых предметов, но выделяется что-то одно: Конкурс прошел организованно, как и в прошлом году; Все сложилось так хорошо, как на заказ; Брови у Ивана широкие, которую отца, Мальчишки, как взрослые, сосредоточено копали грядку (Устное говорят.) / На Украине я сирота, голубчик, как и на чужбине (Т. Шевченко).

Логические сравнения используют в научном, официально-деловом, разговорном стилях. Они добавляют к предмету новую информацию.

Образное сравнение отличается от логического тем, что падает одну какую-то выразительные признак, подчас неожиданную, и делает ее основной, игнорируя все остальные.

Сравнение может иметь такое грамматическое выражение:

1. Сравнительный оборот (нераспространенный и распространенный) с союзами как, как, как, как, как будто, если бы, что, якобы, словно, будто бы. Например: Девушка была небольшая роста, но ровная, как струна, гибкая, как тополь, красивая, как красная калина, длиннолицая, как краснобокие яблочки, губы были полные и красные, как калина (И. Нечуй-Левицкий) Меня останавливает белая пена греч, душистая, легкая, будто сбитая крыльями пчел (М. Коцюбинский) Как будто белые павлины, плывут облака в небе (М. Рыльский) Плывет над миром осень, как медуза... (Л. Костенко).

2. Вид творительного падежа. Например: А сердце соловьем щебечет и плачет; Синее море зверем то стонет, то воет; И цветком, и калиной цвести над ними буду (Т. Шевченко); Краснобоких яблоком созревшим скатился день... (М. Рыльский).

Сравнительные конструкции с творительным падежом имеют древнее происхождение. В них нашли отголосок метаморфорный верования праукраинцев, то есть верования в возможность преобразования (матери - в кукушку, девушки - в лилию, тополь, русалку, брата и сестры - в цветы братцы-и-сестрички, казака - в тополя, мужчины - в вурдалака, слез - в цветы и т.д.). Язык украинского фольклора выработала свою поэтическую стилистику, в которой отразила и закрепила такие и аналогичные ассоциации. Это и синтаксический параллелизм сравнительного характера в народных песнях вроде: Летела кукушка и стала ковать. Ой это же не кукушка, то родная мать. Наиболее полно такие образные ассоциации выражаются конструкциями с творительным падежом, которые трудно назвать чисто сравнительными, потому что они сохраняют еще ту анимистическими метаморфознисть: слезы матери стали цветами душицы (Украинская легенда). Выразительными являются такие конструкции в народнопоэтические стилистике Т. Шевченко: / удивительно в поле тополем стала; А весной процвела я [девушка] цветом при долине...; И выплыви русалкой завтра ночью; Будет над ним его милая цветком стоять; Прильнуть голубкой; Улететь птичкой.

Метаморфорный конструкции постепенно приобретали функций образных сравнений и становились продуктивными стилистемамы. В творчестве Т. Шевченко актуализирован такие конструкции уже сравнительного характера: сердечко соловьем щебечет и плачет; красной калиной появился на могиле; орлом сизокрылым летает [Ярема]; вою со-вом; слава солнцем засияла; община жмелем загудела; незаконнорожденные Екатерины саранчой сели. В сравнениях типа гадюкой зашипели степень слияния компонентов (сем) субъекта и объекта сравнения высокий. Поэтому такие сравнительные конструкции с творительным падежом фразеологизувалися: стоять стеной, смотреть волком [чертами] ...

Построенные на принципе отрицания, сравнения помогают выделить в субъекта определенный признак (сему) через его родство с объектом. Прием отрицание будто разрушает эту тесном родстве и тем обостряет впечатления. Обязательная в этой сравнительной конструкции доля не различает (на основе общего признака) субъект и объект и создает разрешение сравнительную ситуацию, выражается одновременно риторической фигурой - синтаксическим (стилистическим) параллелизмом:

НЕ русалочка блуждает.

Так девушка ходит...;

НЕ сон-трава на могиле

Ночью процветает.

Так девушка помолвлена

Калину сажают.

(Т. Шевченко)

В аналогичных сравнениях часто субъект означает существо, а объект берется из мира природы или и субъект, и объект - из природы. Сравнение могут иметь несколько видов грамматического выражения.

1. Придаточное предложение: И бледный месяц на ту пору из облака де-де выглядел, словно лодка в синем море, то разгорался, то затихал (Т. Шевченко); Долиной повилась речушка, будто кто бросил новую синюю ленту на зеленой траве (М. Коцюбинский) Прошло жизни, как листья с водой (Л. Костенко).

2. Конструкции с формами степеней сравнения наречий и прилагательных: лучше, чем...; выше, чем...; чернее черной земли блуждают люди (Т. Шевченко).

3. Описательные сравнения типа: Листке подобный над землей, ветер с дерева срывает, кто язык матери своей, как сын неблагодарный, забывает (В. Сосюра) Ой ты девушка, из ореха зернышко (И. Франко).

4. Предложение сравнительной структуры, в которых объект сравнения охватывает всю предикативную часть: кровь твоя -рубин драгоценный, кровь твоя - звезда рассвета (Леся Украинка) Я - неугасимый Огонь Прекрасный, Вечный Дух (П. Тычина).

5. Сравнительно-присоединительные конструкции, построенные по принципу образной аналогии: Л у к а ш. Ой скажи, дай совет, как прожить без судьбы! Судьба. Как отрезана ветвь, валяется судьбы!

(Леся Украинка) Как охотник осторожный, зверобойных многолетний, поседевший следопыт прилегает теплым ухом, чтобы услышать шум далекий, к ласковой земле, - так и ты, поэт, слушай голоса жизни человеческой, новые ритмы уловляй и расходящиеся, свободные волны, хаос линий, дым искания в панцирь мысли надень (М. Рыльский).

Не сердитесь на меня, дети!

Старый я стал, грустный, сердитый.

Боюсь немой одиночества,

Когда некуда идти

И ни к кому прислониться...

Такую степи осенним птица

Машет раненым крылом

Вслед за радостным вместе,

Что в синюю даль отплывает...

(М. Рыльский)

В украинском фольклоре встречаются отрицательные сравнения (Ой это же не звезда - девушка моя с новыми ведерками по водицу шла) и неопределенные сравнения (такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать; девушка - нет змалювать, ни описать).

Аккумуляция (от лат. Akkumulatio-накопления, сбора) - риторическая макрофигура, в которой накапливается несколько действий и понятий с параллельными картинами, дополнительными описаниями, побочными замечаниями, а в результате получается целое художественное полотно. Как правило, эта фигура используется в эпических дискурсах. Например: Даниил любил, как, изгибаясь, ударяя в набат, до самого неба половилы поля, и имел радость, когда июня клал седину на рожь, а Золотин на пшеницу; он любил, когда на рассвете июля клепал косы, когда августа целыми днями тиховийно сеял в Рахманный землю зерно и надежды, и сентябрь замедлял полусонную песню шмеля; он любил, как летние вечера звучали куполами, а осенние - держали в пидволохачених гнездах звезды; он любил запах свежего хлеба и золотую замысла подсолнухов; доверчивый и ранимый, он тревожно прислушивался к чьей-то жизни, и к течению воды, журчит и играет в корнях, и ко всей земледельческой стороны, держится на сером ржи и добрых, спокойных пахари (М. Стельмах).

Експлеция (гр. Ехриеге-заполнять) - риторическая макрофигура накопления вставных и вставленных слов, оборотов, уточнений, исключений, в результате чего основная формулировка рассеивается и мнение ослабляется. Например: конечно, возможно, вы позволите, если угодно, то после чего могла бы произойти и наш разговор (вместо короткого и конкретного высказывания: нам нужно поговорить).

Конкатенация (лат. Concatenado - цепочка) - риторическая макрофигура накопления путем нанизывания придаточных предложений друг на друга. В результате все содержание текста можно вместить в одном сложноподчиненном предложении с последовательной пидряднистю. Такие фигуры используют в эпических текстах для создания эффекта розлогости, широкого пространства мысли или в игровых, остроумно связывая весь текст в одном подрядном связующем слове или каком-то другом.

Например: К колоса, к царь-колоса Даниил имел неизменный трепет души, ждал с ним встречи еще тогда, / когда он только угадывался в зеленом весеннем пеленках, любовался, / как на его по-девичьи нежных ресницах тихо звучали цвет и роса, радовался, / когда он набирался силы и в тиховийний задумчивости склонял голову (М. Стельмах).

Для того чтобы быть видным деятелем, наряду с многочисленными деловыми качествами, важно владеть правильной речью, хотя и этого порой бывает недостаточно. Поскольку, даже, будучи грамотным, далеко не каждому человеку дано, по-настоящему заинтересовать слушателей, полностью и безраздельно захватив их внимание. Риторическое обращение – своеобразная игра интонаций в речи говорящих людей, с помощью которых выступление становится интересным, но не всем от природы даны подобные способности. Однако всему можно научиться, главное, знать основные приемы овладения техникой убедительной разговорной речи, быть уверенным, что все непременно получится так, как и было запланировано.

Стилистическая фигура, чаще всего, встречающаяся в монологах, называется риторической. Основа такого обращения, носит условный характер, где главную роль играет интонация, а не сам текст. Целью такой речи является устремление сформулировать отношение к какому-либо предмету или лицу, охарактеризовать его, существенным образом сделать речь с помощью своеобразных оборотов, как можно более выразительной. Эмоциональное обращение не подразумевает в себе вопроса и не требует ответа, а является усилителем выразительности наряду с риторическим вопросом и восклицанием. Благодаря таким оборотам, фраза становится красноречивой, подчеркивается ее оттенок, тем не менее, в данном случае употребляется восклицательная или вопросительная интонация, где по существу в таком приеме нет необходимости. Такая условность и является отличительной чертой этих речевых оборотов. Следует отметить, что риторическое обращение призвано выразить именно отношение к кому- или чему-либо, а не упоминание самого адресата, в чей адрес звучит речь.

Теория и мастерство воздействующей (гармонизирующей, целесообразной, эффективной) речи стоит в основе современной риторики, с ее общими закономерностями речевого поведения, которые действуют в разнообразных сферах деятельности, ситуациях общения и служат для того, чтобы сделать выступление, как можно более эффективным. Обращение к избирателям звучит убедительнее и определяется в процессе передачи доклада от оратора к слушателям, с минимальными потерями во всех из трех существующих типов информации, содержащимися в речи: эмоциональным, оценочным, понятийно-логическим. Целесообразный монолог соответствует намерению говорящего, его непосредственной цели. Пробудить чувство и ум способна бездейственная речь, которая вначале склоняет к прислушиванию, заинтересовывает и только потом заставляет принимать картину мира, предложенную говорящим. Главной целью гармонирующей речи становится объединение участников общения, решение зарождающихся противоречий, обеспечение лучшего взаимного понимания между людьми.

«Да ведь невозможна Украина без России! Разве не строили в Киеве русские архитекторы? Ужель, построенная сыном скульптора петровского Растрелли В.В., воспитанным в архитектурных русских традициях, Андреевская церковь не является одним из самых лучших зодческих украшений Киева? Разве разные украинские города, включая в первую очередь Киев, не несут в себе русских традиций градостроительства? Украинская поэзия немыслима без Лермонтова, без Пушкина, без Некрасова!» (По Д.С. Лихачеву)

Риторическое обращение в форме риторического восклицания или вопроса (положительного или отрицательного), к тому же, интонационно окрашенное, способно целиком и полностью захватить внимание аудитории. Народ любит слушать свежие эмоциональные речи, несущие конструктивные идеи, а самое главное, это то, чтобы слова не расходились с делом.

стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения - усиление выразительности речи.

Род: фигуры речи

Прочие ассоциативные связи: риторический вопрос

Пример:

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

А. Пушкин

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов...

М. Лермонтов

"По форме будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д." (Е. Аксенова).

  • - обраще́ние форма слова, не входящая в состав членов предложения. Называет адресата высказывания: Друзья мои! Прекрасен наш союз...

    Литературная энциклопедия

  • - стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" . Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" ...
  • - - стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л....

    Словарь литературоведческих терминов

  • - возвращение из рабства греху и восстановление общения с Богом через покаяние...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - , преобразование предложения путём обмена местами его терминов - субъекта и предиката. О. наз. простым, если при О. кванторные слова не меняются...

    Философская энциклопедия

  • - в традиционной логике вид непосредственного умозаключения, в котором вывод получается путем постановки предиката посылки на место субъекта, а субъекта посылки - на место предиката...

    Словарь логики

  • - англ. circulation / conversion /address /appeal ; нем. Umlauf"/Zirkulation. 1...

    Энциклопедия социологии

  • - 1. Любая разновидность денег, находящихся в обращении. 2. Все, что функционирует в качестве средства обмена, включая монеты, банкноты, чеки, переводные векселя, простые векселя и т.д. 3...

    Словарь бизнес терминов

  • - см. вопросительное предложение...
  • - Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность реча. Мечты, мечты! Где ваша сладость?...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях...
  • - Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Метод создания высказывания; включает три основные части: начало, середину и конец; в начале речи ритор концентрирует этос, чтобы вызвать доверие аудитории; в середине речи он концентрирует логос...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - сущ., кол-во синонимов: 6 аганактезис катаплока риторическая фигура фигура речи экскламация элекфонесис...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 риторическая фигура фигура речи...

    Словарь синонимов

"риторическое обращение" в книгах

Обращение

Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин Яковлевич

Обращение В начальные так называемые перестроечные времена я случайно наткнулся на телепередачу о Л. Н. Гумилеве. О его научных работах, о судьбах его родителей и его собственной судьбе. В заключение корреспондент спросил:- А теперь, Лев Николаевич, может быть, вы хотели

82. Обращение

Из книги Никола Тесла автора Надеждин Николай Яковлевич

82. Обращение Эти прощальные обращения к славянским народам стали духовным завещанием Теслы. Небольшие газетные статьи, тексты которых очень трудно отыскать в архивах, свидетельствуют о том, что, даже явно угасая, Никола думал о мире, о судьбах человечества, о постигшем

ОБРАЩЕНИЕ

Из книги Сахаровский сборник автора Бабенышев Александр Петрович

ОБРАЩЕНИЕ Вновь арестован Толя Марченко. Это известие так ужасно, что с трудом укладывается в сознании. Жизнь Марченко знают читатели его великолепных книг - "Мои показания" и "От Тарусы до Чуны", они - жгучее обвинение тупой жестокости репрессивной машины и одновременно

Обращение на «ты»

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Обращение на «ты» Обращение на «вы» или на «ты» является непосредственным инструментом установления контакта между собеседниками, выражает отношение к человеку, определяет статус и престиж. Речевой этикет определяет уровень общения между людьми: дружеский, деловой,

Индикатор делового имиджа № 4. Выражение слов признательности за обращение в компанию (за обращение к вам)

Из книги Деловая e-mail переписка. Пять правил успеха автора Воротынцева Тамара

Индикатор делового имиджа № 4. Выражение слов признательности за обращение в компанию (за обращение к вам) Слова признательности являются признаком хорошего тона и общей культуры делового общения.Письмо-ответ клиенту/партнеру, начинающееся с фразы «Спасибо за Ваше

Обращение на «вы»

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Обращение на «вы» Не так давно прошли времена, когда в семьях было принято обращаться к родителям на «вы», которые, в свою очередь, тоже обращались на «вы» к ребенку, достигшему семилетнего возраста. Социолог Моник Пинсон-Шарло утверждает, что во Франции более 20 тысяч

Обращение

Из книги Жива. Славянская система целительства автора Куровская Лада

Обращение Братья и сестры! Мастера духовных практик, целители и просто люди доброй воли! Все вы видите, что сегодня человечество как форма жизни переживает серьезный кризис. Дело в том, что современная цивилизация исчерпала существующую экологическую нишу и стремительно

ОБРАЩЕНИЕ

Из книги Тайны НЛО автора Варакин Александр Сергеевич

ОБРАЩЕНИЕ к Коалиции Участников Международного Симпозиума «Природнокосмические аномалии, проблемы глобальной экологии и выживания Человечества».Прошло 67 лет со времени Третьего Обращения Коалиции к Человечеству, прозвучавшему в 1929 году по радио на основных языках

Обращение

Из книги Два образа веры. Сборник работ автора Бубер Мартин

Обращение

Из книги Масса и власть автора Канетти Элиас

Обращение «Ибо пища, какую ест человек в этом мире, ест его в другом мире». Эта странная и загадочная фраза записана в «Сатапатха Брахмана», древнем индуистском жертвенном трактате. Но еще более загадочна рассказанная там же история о путешествии ясновидца Бригу в

Обращение

Из книги Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика автора Айенгар Б К

Обращение К Господу Хануману Я приветствую Господа Ханумана, Бога Дыхания, Сына Бога Ветра - Имеющего пять лиц и обитающего внутри нас В форме пяти ветров или энергий, Наполняя наше тело, ум и душу, Кто воссоединил Пракрити (Ситу) с Пурушей (Рамой) - Да благословит Он

Вопрос 243. Право на обращение в арбитражный суд, его субъекты и формы осуществления. Предпосылки возникновения права на обращение в суд и условия его реализации, последствия их отсутствия (несоблюдения).

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 243. Право на обращение в арбитражный суд, его субъекты и формы осуществления. Предпосылки возникновения права на обращение в суд и условия его реализации, последствия их отсутствия (несоблюдения). Право на обращение в арбитражный суд вытекает из общего

ОБРАЩЕНИЕ К ЯНУКОВИЧУ ОБРАЩЕНИЕ К ЯНУКОВИЧУ 12.12.2012

Из книги Газета Завтра 993 (50 2012) автора Завтра Газета

Отступление риторическое: о военном и антивоенном красноречии

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

Глава XVI. Павел в Листре и Дервии и Троаде (1-8). Видение мужа Македонянина и путешествие в Македонию (9-11). Павел в Филиппах, обращение Лидии (12-15). Изгнание прорицательного духа (16-18). Заключение в темницу, чудо, обращение стража, освобождение из темницы (19-40)

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Глава XVI. Павел в Листре и Дервии и Троаде (1-8). Видение мужа Македонянина и путешествие в Македонию (9-11). Павел в Филиппах, обращение Лидии (12-15). Изгнание прорицательного духа (16-18). Заключение в темницу, чудо, обращение стража, освобождение из темницы (19-40) 1 О Дервии и Листре