Как работали автоматические двери герона. Герон александрийский - непризнанный гений своего времени

Оригинал взят у mgsupgs в Герон Александрийский.

Многие из нас, изучая физику или историю техники, с удивлением обнаруживают, что некоторые современные технологии, предметы и знания были открыты и изобретены в далекие античные времена. Фантасты в своих произведениях для описания таких явлений даже используют специальный термин: «хроноклазмы» - таинственные проникновения современных знаний в прошлое. Однако, в реальности все проще: большинство подобных знаний были действительно открыты древними учеными, но потом по каким-то причинам о них забыли и открыли вновь спустя столетия.

В этой статье предлагаю вам ближе познакомиться с одним из удивительных ученых античности. Он внес в свое время огромный вклад в развитие науки, но большинство его трудов и изобретений кануло в Лету и было незаслуженно забыто. Имя ему - Герон Александрийский.
Герон жил в Египте в городе Александрия и поэтому стал известен как Герон Александрийский. Современные историки предполагают, что он жил в 1-м веке н.э. До наших времен дошли лишь переписанные копии трудов Герона выполненные его учениками и последователями. Часть из них на греческом, а часть на арабском языке. Существуют и переводы на латынь, выполненные в XVI веке.

Наиболее известна «Метрика» Герона - научный труд, в котором даны определение шарового сегмента, тора, правила и формулы для точного и приближенного вычисления площадей правильных многоугольников, объемов усеченных конуса и пирамиды. В этом труде Герон вводит термин «простые машины» и использует для описания их работы понятие момента силы.


Кроме всего прочего Герон дает описание изобретенного им устройства для измерения расстояний - одометра.

Рис. Одометр (внешний вид

Рис. Одометр (внутренне устройство)
Одометр представлял собой небольшую тележку, установленную на двух колесах специально подобранного диаметра. Колеса поворачивались ровно 400 раз на миллиатрий (древняя мера длины, равная 1598 м). Посредством зубчатой передачи во вращение приводились многочисленные колеса и оси, а индикатором пройденного расстояния были камешки, выпадавшие в специальный лоток. Для того, чтобы узнать, какое расстояние было пройдено, нужно было лишь подсчитать количество камешков в лотке.
Одним из самых интересных трудов Герона является «Пневматика». В книге приведены описания около 80 устройств и механизмов. Наиболее известным является эолипил (в переводе с греческого: «шар бога ветров Эола»).

Рис. Эолипил
Эолипил представлял собой наглухо запаянный котел с двумя трубками на крышке. На трубках устанавливался вращающийся полый шар, на поверхности которого были установлены два Г-образных патрубка-сопла. В котел через отверстие заливалась вода, отверстие закрывалось пробкой, и котел устанавливался над огнем. Вода вскипала, образовывался пар, который по трубкам поступал в шар и в Г-образные патрубки. При достаточном давлении струи пара, вырываясь из сопел, быстро вращали шар. Построенный современными учеными по чертежам Герона эолипил развивал до 3500 оборотов в минуту!

К сожалению эолипил не получил должного признания и не был востребован ни в эпоху античности ни позже, хотя и производил огромное впечатление на всех, кто его видел. Эолипил Герона является прототипом паровых турбин, появившихся лишь спустя два тысячелетия! Более того, эолипил можно считать одним из первых реактивных двигателей. До открытия принципа реактивного движения остался один шаг: имея перед собой экспериментальную установку, требовалось сформулировать сам принцип. На этот шаг человечество затратило почти 2000 лет. Сложно представить, как бы выглядела история человечества, если бы принцип реактивного движения получил распространение 2000 лет назад.
Еще одним выдающимся изобретением Герона, связанным с применением пара является паровой бойлер.

Конструкция представляла собой большую бронзовую емкость, с коаксиально установленным цилиндром, жаровней и трубами для подачи холодной и выведения горячей воды. Бойлер обладал большой экономичностью и обеспечивал быстрый нагрев воды.
Значительную часть «Пневматики» Герона занимает описание различных сифонов и сосудов, из которых самотеком по трубке вытекает вода. Принцип, заложенный в этих конструкциях, с успехом используется современными водителями при необходимости отлить бензин из бака автомобиля. Для создания божественных чудес жрецам пришлось воспользоваться умом и научными знаниями Герона. Одним из наиболее впечатляющих чудес стал разработанный им механизм, который открывал двери в храм при разжигании огня на алтаре.

Нагретый от огня воздух поступал в сосуд с водой и выдавливал определенное количество воды в подвешенную на канате бочку. Бочка, наполняясь водой, опускалась вниз и с помощью каната вращала цилиндры, которые приводили в движение поворотные двери. Двери раскрывались. Когда огонь гас, вода из бочки переливалась обратно в сосуд, а подвешенный на канате противовес, вращая цилиндры, закрывал двери.
Довольно простой механизм, а зато какой психологический эффект на прихожан!

Еще одним изобретением, существенно повысившим рентабельность античных храмов, стал изобретенный Героном автомат по продаже святой воды.
Внутренний механизм устройства был достаточно прост, и состоял из точно сбалансированного рычага, управляющего клапаном, который открывался под действием веса монеты. Монета падала сквозь щель на небольшой лоток и приводила в действие рычаг и клапан. Клапан открывался, вытекало некоторое количество воды. Затем монета соскальзывала с лотка, и рычаг возвращался в исходное положение, закрывая клапан.
Это изобретение Герона стало первым в мире торговым автоматом. В конце XIX века торговые автоматы были изобретены вновь.
Следующее изобретение Герона также активно применялось в храмах.

Изобретение представляет собой два сосуда, соединенных трубкой. Один из сосудов наполнялся водой, а второй вином. Прихожанин доливал небольшое количество воды в сосуд с водой, вода поступала в другой сосуд и вытесняла из него равное по объему количество вина. Человек приносил воду, а она «по воле богов» превращалась в вино! Это ли не чудо?
А вот еще одна придуманная Героном конструкция сосуда по превращению воды в вино и обратно.

Половина амфоры наполняется вином, а вторая половина водой. Затем горлышко амфоры закрывается пробкой. Извлечение жидкости происходит при помощи краника, расположенного внизу амфоры. В верхней части сосуда под выступающими ручками просверлены два отверстия: одно в «винной» части, а второе в «водяной» части. Кубок подносился к кранику, жрец открывал его и наливал в кубок либо вино, либо воду, незаметно затыкая одно из отверстий пальцем.

Уникальным для своего времени изобретением был водяной насос, конструкция которого описана Героном в его труде «Пневматика».
Насос представлял собой два сообщенных поршневых цилиндра, оборудованных клапанами, из которых поочередно вытеснялась вода. Насос приводился в действие мускульной силой двух человек, которые по очереди нажимали на плечи рычага. Известно, что насосы такого типа впоследствии использовались римлянами для тушения пожаров и отличались высоким качеством изготовления и удивительно точной подгонкой всех деталей.

Наиболее распространенным способом освещения в античное время было освещение при помощи масляных ламп. Если при наличии одной лампы следить за ней было легко, то при наличии нескольких ламп уже возникала потребность в слуге, который бы регулярно ходил по комнате и поправлял фитили в лампах. Герон изобрел автоматическую масляную лампу.

Лампа состоит из чаши, в которую наливалось масло и устройства для подачи фитиля. Это устройство содержало поплавок и соединенное с ним зубчатое колесо. При понижении уровня масла, поплавок опускался, вращал зубчатое колесо, а оно, в свою очередь, подавало в зону горения тонкую рейку, обмотанную фитилем. Это изобретение стало одним из первых применений зубчатой рейки совместно с зубчатым колесом.
В «Пневматике» Герона также приведено описание конструкции шприца.К сожалению, точно неизвестно использовался ли в эпоху античности этот прибор для медицинских целей. Также неизвестно, знали ли о его существовании француз Чарльз Праваз и шотландец Александр Вуд, которые считаются изобретателями современного медицинского шприца.

Фонтан Герона состоит из трех сосудов, помещенных один над другим и сообщающихся между собой. Два нижние сосуда - закрыты, а верхний имеет форму открытой чаши, в которую наливается вода. Также вода наливается и в средний сосуд, позже закрываемый. По трубке, идущей от дна чаши почти до дна нижнего сосуда, вода течет из чаши вниз и, сжимая находящийся там воздух, увеличивает его упругость. Нижний сосуд сообщен со средним посредством трубки, по которой давление воздуха передается в средний сосуд. Производя давление на воду, воздух заставляет ее подниматься из среднего сосуда по трубке в верхнюю чашу, где из конца этой трубки, возвышающейся над поверхностью воды, и бьет фонтан. Вода фонтана, падающая в чашу, течет из нее по трубке в нижний сосуд, где уровень воды постепенно повышается, а уровень воды в среднем сосуде понижается. Вскоре фонтан перестает работать. Чтобы запустить его заново, надо просто поменять местами нижний и средний сосуды.

Уникальным для своего времени научным трудом является «Механика» Герона. Эта книга дошла до нас в переводе арабского ученого IX века н.э. Косты аль-Балбаки. До XIX века эта книга нигде не публиковалась и была, по-видимому, неизвестна науке ни во времена Средневековья, ни в период Возрождения. Это подтверждается и отсутствием списков текста его в греческом оригинале и в латинском переводе. В «Механике» помимо описания простейших механизмов: клина, рычага, ворота, блока, винта, мы находим созданный Героном механизм для подъема грузов.

В книге этот механизм фигурирует под названием барулк. Видно, что это устройство представляет собой ни что иное, как редуктор, который используется в качестве лебедки.
Труды «О военных машинах», «Об изготовлении метательных машин» Герон посвятил основам артиллерии и описал в них несколько конструкций арбалетов, катапульт, баллист.
Труд Герона «Об автоматах» пользовался популярностью в эпоху Возрождения и был переведен на латынь, а также цитировался многими учеными того времени. В частности, в 1501 году Джорджио Валла (Giorgio Valla) перевел некоторые фрагменты этого труда. Позже последовали переводы и другими авторами.

Созданный Героном орган не был оригинальным, а лишь представлял собой усовершенствованную конструкцию гидравлоса - музыкального инструмента, придуманного Ктесибием. Гидравлос - представлял собой набор труб с клапанами, создававшими звук. Воздух в трубы подавался при помощи резервуара с водой и насоса, создававшего необходимое давление в этом резервуаре. Управление клапанами труб, как и в современном органе, осуществлялось при помощи клавиатуры-манипулы. Герон предложил автоматизировать гидравлос, при помощи ветряного колеса, которое служило приводом для насоса, нагнетавшего воздух в резервуар.

Известно, что Герон создал своеобразный кукольный театр, который передвигался на скрытых от зрителей колёсах и представлял собой небольшое архитектурное сооружение – четыре колонны с общим цоколем и архитравом. Куклы на его сцене, приводимые в движение сложной системой шнуров и зубчатых передач, тоже скрытых от глаз публики, воспроизводили церемонию празднества в честь Диониса. Как только такой театр выезжал на городскую площадь, на его сцене над фигурой Диониса вспыхивал огонь, на пантеру, лежащую у ног божества, лилось вино из чаши, а свита начинала танцевать под музыку. Затем музыка и танцы прекращались, Дионис выворачивался в другую сторону, пламя вспыхивало во втором жертвеннике – и всё действие повторялось сначала. После такого представления куклы останавливались, и представление заканчивалось. Это действо неизменно вызывало интерес у всех жителей, без различия в возрасте. Но не меньший успех снискали уличные спектакли другого кукольного театра Герона.

Этот театр (пинака) был очень мал по своим размерам, его легко переносили с места на место, Он представлял собой небольшую колонну, наверху которой находился макет театральной сцены, скрытой за дверцами. Они открывались и закрывались пять раз, разделяя на акты драму о печальном возвращении победителей Трои. На крошечной сцене с исключительным мастерством показывалось, как воины сооружали и спускали на воду парусные корабли, плыли на них по бурному морю и погибали в пучине под сверкание молний и раскаты грома. Для имитации грома Герон создал специальное устройство, в котором из ящика высыпались шарики, ударявшиеся о доску.

В своих автоматических театрах Герон, по-сути, использовал элементы программирования: действия автоматами выполнялись в строгой последовательности, декорации сменяли друг друга в нужные моменты. Примечательно, что основной движущей силой, приводившей в движение механизмы театра, была гравитация (использовалась энергия падающих тел), также использовались элементы пневматики и гидравлики.

Диоптра была прообразом современного теодолита. Главной ее частью служила линейка с укрепленными на ее концах визирами. Эта линейка вращалась по кругу, который мог занимать и горизонтальное, и вертикальное положение, что давало возможность намечать направления, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Для правильности установки прибора к нему присоединялись отвес и уровень. Пользуясь этим прибором и вводя в употребление прямоугольные координаты, Герон мог решать на местности различные задачи: измерить расстояние между двумя точками, когда одна из них или обе они недоступны наблюдателю, провести прямую, перпендикулярную к недоступной прямой линии, найти разность уровней между двумя пунктами, измерить площадь простейшей фигуры, даже не вступая на измеряемую площадку.

Еще во времена Герона одним из шедевров античной инженерии считался водопровод на острове Самос, созданный по проекту Эвпалина и проходивший по тоннелю. Вода по этому тоннелю подавалась в город из источника, находившемся по другую сторону горы Кастро. Известно было, что в целях ускорения работы тоннель рыли одновременно с обеих сторон горы, что требовало высокой квалификации от инженера, руководившего стройкой. Водопровод работал многие века и удивлял современников Герона, также о нем упоминал в своих сочинениях и Геродот. Именно от Геродота современный мир узнал о существовании тоннеля Эвпалина. Узнал, но не поверил, потому что считалось, что древние греки не обладали необходимой технологией для постройки такого сложного объекта. Изучив найденный в 1814 году труд Герона "О диоптре" ученые получили второе документальное подтверждение существования тоннеля. И лишь в конце XIX века немецкая археологическая экспедиция действительно обнаружила легендарный тоннель Эвпалина.
Вот как в своем труде Герон приводит пример использования изобретенной им диоптры для постройки тоннеля Эвпалина.

Древнегреческое культурное наследие так велико, что мы до сих пор можем не знать чего-то об их великих достижениях. Это государство подарило нам философию, а также прямую демократию, математику и основы эмпирической физики, но даже сейчас классический этап истории развития этого государства продолжает нас удивлять. Читающий эту статью думает, что мы живём в эру механики и роботизации, но эта статья полностью перевернёт его представление о Древнем мире, ведь 2000 лет назад жил один грек, который не просто мечтал о машинах, он их создавал. Именно греки начали первую эпоху машин …

Список изобретений:

Мы веками восхищались миром Древней Греции, где разум мог подняться над повседневностью в поисках великого. Время расцвета науки, искусства и философии, ярких идей, которые затем охватят весь мир. В центре этого века чудес лежала не Италия или Греция, а город на севере Древнего Египта — Александрия. В то время, пока римляне были поглощены войнами, а греки грезили философией, в Александрии думали о самой мысли. Здесь можно было обнаружить не очень известного грека, какими были , Платон или Аристотель, он был изобретателем. Он почти положил начало промышленной революции 2 тысячи лет тому назад. Современники называли его «меканикос», а нам он известен как , а мы вам расскажем всё про Герона в этой статье.

Сейчас мы живём в индустриальный век, мы окружены различными машинами и механизмами. Возможно будущие поколения скажут, что именно мы положили начало эпохи машин, ведь появились автомобили, самолёты, компьютеры и роботы. Но мы не первые, кто мечтал о том, чтобы повседневные заботы решались с помощью машин. Об этом думал ещё Аристотель, он представлял себе мир, где ткацкие станки были бы автоматические, арфы сами бы играли мелодию, мастерам не требовались бы помощники и не было бы необходимости держать рабов, чем это не копия современного мира? Но Герон шагнул ещё дальше. Он не просто мечтал о машинах, он их строил!

Герон Александрийский. Современная зарисовка.

Две тысячи лет назад Герон открыл эру механизации, создавая машины, которые до сих пор потрясают наше с вами воображение. Герон жил в Александрии в те времена, когда этот город был самым многонациональным в мире. Это прекрасное место, где когда-то жила неотразимая царица Клеопатра, сосредоточило в своих недрах все знания классического мира. Великие умы приезжали сюда ради торговли самым ценным из богатств — ни золотом, ни рабами, ни серебром, а знаниями. Два тысячелетия назад это был центр мировой науки. Банком этих знаний была великая библиотека. Здесь были собраны труды греков, египтян и других народов. Свитки были заполнены баснями, стихами, трудами математиков и философов. Именно там хранились все изобретения Герона. Ни одна из его машин не сохранилась до наших дней, и мы почти ничего не знаем о самом изобретателе, но имеем представления об его чудесных творениях, ведь описания этих машин дошли до нас в виде копий тех свитков, что писал Герон. Они открывают окно в его волшебный механизированный мир. Так в Оксфордском университете сохранилась одна из копий книг, которая описывает труды великого изобретателя. Среди его изобретений есть такие, которые предназначаются для дома, а другие использовались как развлечение на званных обедах, некоторые производили спецэффекты в театре (звенели, жужжали, свистели, создавали звуки животных и так далее), но чаще всего машины Герона можно было встретить не в этих местах, а в храмах.

Александрия собрала под своим крылом так много религий и культов, как ни один город древнего мира и среди них росла конкуренция. Сегодня главная религия города — ислам, но в древности здесь был гораздо более широкий выбор. Храмы древней Александрии предлагали в покровительство и в поддержку массу странных и архаичных богов. Древнеегипетские божества, которым поклонялись уже более трёх тысяч лет, всё ещё почитались многими египтянами и некоторыми приезжими. Даже греки опасались прогневить таких богов, как Исида и Осирис, охранявших храм со времён фараонов. Рядом с египетскими религиями сосуществовали религии римлян и греков, а также многочисленные культы с окраин Римской империи. Каждый нуждался в последователях и деньгах, поэтому нужно было нечто особенное, чтобы привлечь внимание к тому или иному храму. Обладание чем-то необычным становилось преимуществом в конкуренции религий и культов. Другими словами, всем жрецам нужна была магия, и Герон мог её предоставить.

Автоматические двери

Герон называл свой «волшебный» механизм «машина №37», а мы бы его назвали «автоматические двери». Идея была блестящая, хоть и простая. Когда жрец и прихожане приближались к храму, то двери магическим образом открывались, чтобы впустить их. Как же это происходило? Сначала жрец зажигал огонь на специальном жертвенном алтаре перед огромными закрытыми воротами храма. Под алтарём, под землёй, располагалось множество труб и контейнеров, а также весов. Невидимые для глаз паствы, они начинали свою работу. Вёдра, служившие противовесом, наполнялись водой. Тем временем священник мог провести различные ритуальные подношения, а жар огня приводил в действие спрятанные механизмы. Затем, когда чаши весов наполняются, двери медленно открываются, создавая впечатление, что боги довольны подношениями. Если же ворота из-за какой-то неисправности не открывались, то всегда можно сказать, что боги разочарованы подарками прихожан. Фантастический финал в виде открывания дверей, сопровождался звуком фанфар. Это особый механизм, который под давлением выводил через трубу воздух. Для Герона это была механика, а для обычного человека — чудо.

Физический смысл достаточно прост. Зажжённый костёр повышал давление в большом сосуде (воздух нагревался), из-за чего вода из него под давление начинала перемещаться в ведро. Ведро увеличивалось в весе и по принципу противовеса поднимало на противоположной стороне гирю посредством системы верёвок. Верёвки были просто обвиты вокруг двух вращающихся столбов. Когда костёр тух, давление приходило в норму, и вода из ведра возвращалась обратно в общий бак, а ворота закрывались.

Есть точка зрения, что данный храм мог быть оборудован такими дверями.

Торговый автомат

Конечно, одно дело убедить людей приходить в твой храм, а совсем другое дело расстаться со своими деньгами, а ведь именно деньги были основой успешной религии. Как сделать так, чтобы прихожане их тратили и как их собрать? Именно такие вопросы Герон задавал себе. И он сумел на них ответить. Первое решение — это раздаточный автомат для святой воды. Это был первый в мире торговый автомат.

Входящие в храм должны были вымыть руки водой освящённой жрецами. Однако освещение воды и её продажа занимали много времени, поэтому Герон оптимизировал эти процессы. Прихожанин бросал в специальную ёмкость через разрез для монет одну драхму и получал свою чашу с водой. Для верующих это было ещё одно чудо, но на деле монетка просто падала на специальную платформу, которая открывала на некоторое время заслонку с водой.

Для тех, кто мог увидеть всё изнутри, это казалось ещё одним шедевром механики. Получается, что Герон изобрёл торговый автомат за 1800 лет до того, как его современный эквивалент был запатентован.

Переносной насос для тушения пожаров

Эксперименты Герона с водой и давление могли подтолкнуть его к созданию первого переносного насоса для тушения пожаров.

Насос состоял из двух сообщающихся поршневых цилиндра, внутри которых были клапаны. Вода по очереди выталкивалась сначала из одного цилиндра, затем из другого. Для работы насоса требовалось два человека, которые используя принцип рычага, запускали насос. Позже римляне повсеместно использовали такие насосы, чтобы тушить пожары в городах. Правда они улучшили саму технологию, изготавливая детали очень точно, стараясь всё идеально подгонять. Такие вот ручные насосы использовались ещё очень долго в Европе, пока не было изобретено электричество. При помощи него можно было не только тушить огонь, но и откачивать воду из трюмов кораблей.

Принцип работы насоса можно посмотреть в этом видео:

Превращение воды в вино

Вполне вероятно, что следующие два изобретения также использовались в храмах. Оба они представляют из себя сосуды с вином и водой.

Первое изобретение состоит из двух сосудов, где в один налита вода, а во второй вино. Между собой они соединены трубкой. Верующие наливали небольшое количество воды в первый сосуд, а из второго лилось вино. Всё это представляли, как магию превращения воды в вино. На деле мы видим принцип, который проходят в 7-м классе на уроке физики — сообщающиеся сосуды.

Следующее изобретение также превращала воду в вино, но делало это другим способом. Это была специальная амфора, одна половина которой наполнялась вином, а другая водой. Естественно, что между ними была специальная перегородка, которая делила амфору на две части. В верхней части амфоры были два отверстия прямо под ручками. По одной дырки для каждого отсека. Жрец подносил кубок к амфоре и, незаметно затыкая одну из дырок, наливал либо воду, либо вино. Всё это потом подавалось, как воля богов! Правда, всё было проще, когда были боги? 🙂

Фонтан Герона схема

Что такое фонтан Герона? Вечный фонтан Герона — это три сосуда, которые помещены друг над другом и сообщающиеся между собой при помощи трубок. Два нижних сосуда закрыты, а верхний имеет форму чаши, где и происходит видимая часть процессов со стороны наблюдателя. Здесь всё также основано на принципах потенциальной энергии, гравитации, давлении и сообщающихся сосудах.

Также достаточно подробно объяснено как работает фонтан Герона в этом видео:

Музыкальная шкатулка предсказаний

Герон придумал для священников ещё одну машину, собирающую деньги. Она заставляла прихожан в то, что они разговаривают с богами, но это была ещё одна уловка. Это механизм предсказаний. Одна из причин, по которой люди ходили в храм — это узнать своё будущее, а древние люди (хотя и сейчас также) были готовы платить за это удовольствие. Прихожане, конечно, не видели механизма, так как сама машина стояла в полумраке. На виду было лишь колесо, домик и поющая птица. Как только оплата произведена, то Богу можно задать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Поворачивая колесо, птица либо пела, либо молчала. Священники всё объясняли так, что люди верили, что это им отвечает Бог. Конечно, птица пела не по божьей воле, а по воле Герона. Внутри находилось множество шестерней и верёвок, которые заставляли птицу петь при повороте колеса. Также там был специальный выступ, прикреплённый изнутри, можно было отпустить. Скорее всего это было нужно для того, чтобы жрецы могли контролировать ответы на вопросы, то есть чтобы птица молчала. Пение птицы — да, молчание — нет, а жрицы могли выбирать нужный ответ. Это один из самых старых религиозных трюков в мире. Прекрасное пение птицы было всего лишь свистком, который опускали в ёмкость с водой.

Звуки были неотъемлемым атрибутом всех изобретений Герона, начиная от машины предсказаний и заканчивая сложными ветровыми органами. Однако заставить их работать вместе куда сложнее, чем может показаться. В механизме с пением птицы используется принцип сифона, да, того же самого, что используется в туалетах и прочих водопроводных системах. Вода наливается сверху, а когда достигает определённой отметки, то с большой скоростью выливается. Этот поток выталкивает из труб воздух, из-за чего свисток начинает воспроизводить заданный звук, а отверстие с клювом птицы то открывается, то закрывается.

Герон строил и достаточно сложные машины. В данном развлекательном устройстве, когда вы поднимаете яблоко, то фигура Геркулеса стреляла из лука в дракона. Это один из его подвигов — Яблоки Гесперид. Геракулесу было необходимо убить дракона, который охранял сад с яблоками, дарующими бессмертие.

Вся конструкция представляет из себя верхнюю видимую часть и внутреннюю часть с двумя полостями, соединяемыми через отверстие, заткнутое изначально затычкой. Пробка соединена с яблоком, также посредством этой верёвки производится запуск стрелы. Как только яблоко подняли, вода из верхней ёмкости переливается в нижнюю, при этом выталкивая воздух через специальную трубку, создавая шипение дракона, погибающего от смерти.

Полиболос

Машины предсказаний пользовались особенным успехом во время войн, ведь каждый хотел знать исход войны, узнать — выживет ли он и его близкие. Однако Герон мог дать больше, чем простое предсказание. Он придумал не только то, что могло предсказать исход войны, но и помочь победить в войне. Речь о военных машинах Герона. Он обратил свой взор на искусство ведения войны, он решил автоматизировать войну. Смертоносные военные машины были куда бесстрашнее солдат тех времён и куда более воинственнее. Эта технология на века опередила своё время — полиболос, первое автоматическое оружие. Этот арбалет обладает многими уникальными способностями: в нём впервые использовался цепной механизм; оно могло стрелять дальше и точнее любого человека; главное, что оно было автоматическим и пускало одну стрелу за другой, не требуя отдыха.

Римская армия была заинтересована в таком оружии, так как их использование давало большие преимущества. С учётом протяжённости границы империи, это оружие позволяло успешно защищать границы, оборудовать форты.

Автоматический ручной арбалет Герона

Эта машина родом из Александрии. Есть основания полагать, что её тоже придумал Герон Александрийский. Устройство копирует действия традиционного лучника, но выпускает стрелу с большей мощностью. Это по сути военный робот. Длинная часть машины копирует вытянутую руку лучника. Двойная система рычагов позволяет натягивать тетиву, зажатую между двумя металлическими крюками, до сильного натяжения, которое невозможно произвести руками.

Автоматические передвижные декорации Герона

Но Герон мог предложить Александрии больше, чем военные и волшебные машины. Он хотел развлекать и выбрал для этого место, где возможно всё — театр!

В древние времена театр был центром жизни многих людей. Здесь люди общались и обменивались новостями, а также обогащались культурно и религиозно. Это по сути древний эквивалент кино — мир мечты. Здесь была потрясающая акустика, что делало происходящее на сцене ближе и реальнее.

Герон знал, что много может дать театру. Знания, приобретённые во время создания военных машин и игрушек для храмов, могли найти своё применение в театре. Его декорации могли появляться на сцене и исчезать, когда это необходимо.

Отделение в верхней части механизма было наполнено песком, когда он высыпался через серию отверстий, то опускал чашу весов. Чаша была прикреплена к верёвке, которая была намотана вокруг вала. Когда верёвка разматывалась, устройство двигалось вперёд. Затем при помощи переключения рычага, груз поднимался, а конструкция откатывалась.

Герон написал целый трактат об автоматических театрах. Смысл такого театра в том, что в нём движется само по себе. С греческого «автоматика» переводится, как движение само по себе. При этом Герон старался делать механизмы маленькими, чтобы люди не думали, что внутри сидит человек, который всем управляет.

Простая ось с деревянными гвоздями, которая производила все эти движения, возможно была величайшим изобретением Герона. Современный учёный назвал бы это программированием. Неудивительно, что посетители театра восхищались этими декорациями.

Автоматический театр Герона

Герон автоматизировал декорации, а как насчёт актёров? Он создал полностью автоматический театр с передвижными декорациями, с автоматическими актёрами и спецэффектами. 20 минут удовольствия! Герон начал с классической греческой истории о кровавой мести. Она рассказывает о том, как царь Наплий жаждет отмщения своего сына, убитого Аяксом во время Троянской войны. Пьеса начинается с того, что 12 персонажей строят военный корабль, при это всё происходит без участия человека. Внизу, скрытый от глаз зрителя, располагается сам механизм. Зрителей потрясало то, что все 12 фигур двигались синхронно. Чтобы дополнить картину, Герон добавил звуки и спецэффекты. Менялись декорации и персонажи, автоматически поднимался и опускался занавес. Чтобы предотвратить столкновения между действующими лицами, они располагались в разных плоскостях, которые появлялись и исчезали во время спектакля.

сё это действо приводилось в движение при помощи грузов и верёвок, а также контейнеров с песком и зерном. Необходимая энергия производилась при помощи силы тяжести. Такое количество автоматизированных элементов стало настоящим подвигом гения!

Когда нужно было создать звук грома, при попадании корабля в шторм, Герон запускал свою громовую установку, чтобы немного напугать и взбодрить зрителей. Это были тяжёлые металлические шары, которые перекатывались и падали на специальных платформах, а в конце приземляясь на большой барабан.

В разгар событий появляется богиня Афина, которая управляет погодой. В Аякса попадает молния, а герой Наплий возвращается домой.

Остаётся только догадываться, как восхищались этому древние греки. Ведь выглядело это просто потрясающе. На деле это просто гениальные математические вычисления для того времени, ведь необходимо было рассчитать время каждой сцены, баланс верёвок и грузов, скорость шестерёнок и песка, последовательность появления действующих лиц. Это бы озадачило даже современных инженеров. Можно смело назвать театр Герона — деревянным программируемым робототехническим контроллером.

Если кто-то из вас учился на строительном или лесотехническом факультете, то вас обязаны были научить пользоваться теодолитом, столь необходимом при геодезии. Но этот инструмент изобрёл также Герон! Он назвал своё устройство дипотра.

Главная составляющая диоптры — это линейка, которая вращается по кругу и позволяет намечать горизонтальное и вертикальное положение. Также к прибору присоединяли отвес и уровень. Используя эти инструмент, а также математические приёмы и прямоугольные координаты, Герон был способен решить многие строительные задачи:

  • измерял расстояние между двумя точками, когда одна или даже обе, не находятся в пределах видимости;
  • проводил прямую, перпендикулярно к другой линии, которая была недоступна для глаз;
  • находил разности уровней между двумя пунктами;
  • измерял площади, даже не заходя на то место, которое измерял.

Одним из чудес инженерного искусства во времена Герона считался водопровод на острове Самос. Проект этого водопровода придумал Эвпалин. Благодаря этому проекту в город поступала вода из источника горы Кастро. Для ускорения работы было решено рыть тоннель сразу с двух сторон, но вот проблема, как рабочим точно не промахнуться и соединиться в одной точке? Этот проект требовал огромной компетенции инженера. Тем не менее, водопровод был построен и ещё долго удивлял современников Герона. Об этом чудо-водопроводе упоминал также Геродот, благодаря которому мир вообще узнал о существовании туннеля Эвпалина. Правда никто долго не верил, что это правда. Считалось, что древние греки не обладали достаточными технологиями, чтобы возводить такие сложные объекты, но в 1814 году, изучив труды Герона о диоптре и прокладке туннеля Эвпалина при помощи неё, сомнения сошли на нет, а в конец XIX был найден и сам туннель.

Одометр Герона

В своём труде «О диоптре» изобретатель также изложил принципы устройства, которое позволяет измерять расстояние — одометра.

Внешне это была маленькая тележка, с двумя колёсами определённого диаметра. Если провернуть колёса 400 раз, то это будет равно 1598 метрам (древнегреческая мера длины равна одному миллиатрию). Схема одометра изображена на рисунке, где мы видим, что при помощи зубчатое передачи происходило вращение различных колёс и оси. Камешки, которые падали на специальную платформу, говорили о пройденном расстоянии. Когда тележка проезжала, измерявшему расстоянию необходимо было лишь подсчитать камни.

А вот и ещё одно замечательное изобретение Герона Александрийского — паровой бойлер. Греки тоже любили мыться 🙂

Паровой бойлер представлял из себя ёмкость из бронзы, помещённый в специальный цилиндр так, что бойлер и цилиндр имели общую ось. Наверху была жаровня. Также были трубы, посредством которых поступала холодная вода, а также труба для вывода горячей воды. Такая простая конструкция обладала достаточной экономичностью и позволяла быстро разогревать воду.

Паровая реактивная турбина Герона

Это изобретение Герона Александрийского способно было заложить фундамент для научно-технической революции, но, к сожалению, оно не нашло себе должного применения. Речь идёт о предке парового двигателя — эолипил . Герон был близок к тому, чтобы изобрести паровую машину.

Эолипил был сконструирован следующим образом. В нижнюю ёмкость заливалась вода. Затем разводился костёр. Вода поднималась по трубкам (паропроводам) и выходила в виде пара, а заодно приводила в движение сам шар, который вращался с бешеной для того времени скоростью.


К этому шару необходимо было добавить знания о поршнях и паровой двигатель был бы готов. А так эолипил не приводил ничего в движение, кроме самого себя, поэтому он так и остался всего лишь забавным артефактом, которым можно было развлечь гостей.

Теоретические достижения Герона

Конечно, видя всё это многообразие машин, можно сразу догадаться, что Герон оставил и много теоретических выкладок. Так, его самыми известными трудами являются «Пневматика» и «Механика», где он систематически изложил многие достижения античной науки в области математики и прикладной механики. Также он, как уже упоминалось выше, написал целую книгу про автоматизированные театры «Театр автоматов». Герон также открыл формулы для определения площадей и объёмов некоторых геометрических фигур., что отразилось в его труде «Метрика». Одна из самых его известных формул позволяет найти площадь треугольника по трём его сторонам и получила название в честь него формула Герона .

Отрывок из «О диоптре»

Отдельный интерес представляет его труд «О диоптре», которое было открыто только в 1814 году. В этой книге он изложил принципы современного геодезического инструмента — теодолита, а также правила земельной съёмки.

Герон написал трактат «Об изготовлении метательных машин», где рассказал о фундаментальных моментах артиллерии античности.

Этот гений изучил даже свойства зеркал. В своём научном труде «Катопртрика» он привёл обоснование для закона отражения, а также исследовал прямолинейность световых лучей.

В основном его работы носят описательных характер с изложением некоторых принципов. Вряд ли все работы претендуют на некую целостность, а в работах по математике вы даже можете не встретить доказательств. Здесь проявляется эмпиризм Герона и практик в нём переигрывает теоретика.

Герон — это как Тони Старк, только реальный и прямиком из Древней Греции.

Герон Александрийский (10 - 75 н. э) - древнегреческий математик и механик. Занимался геометрией, механикой, гидростатикой, оптикой. Автор работ, в которых систематически изложил основные достижения античного мира в области прикладной механики. В «Механике» Герон описал 5 простейших машин: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Герон был известен и параллелограмм сил. Используя зубчатую передачу, Герон построил прибор для измерения протяжённости дорог, основанный на том же принципе, что и современные таксометры. Автомат Герона для продажи «священной» воды явился прообразом наших автоматов для отпуска жидкостей. Механизмы и автоматы Герона не нашли сколько-нибудь широкого практического применения. Они употреблялись в основном в конструкциях механических игрушек, Исключение составляют только гидравлические машины Герона, при помощи которых были усовершенствованы античные водочерпалки. Изложение основ античной артиллерии Герон дал в трактате «Об изготовлении метательных машин», Математические работы Герона являются энциклопедией античной прикладной математики. В «Метрике» даны правила и формулы для точного и приближённого расчёта различных геометрических фигур, например формула Герона для определения площади треугольника по трём сторонам, правила численного решения квадратных уравнений и приближённого извлечения квадратных и кубических корней. В основном изложение в математических трудах Герона догматично - правила часто не выводятся, а только выясняются на примерах.

В 1814 году было найдено сочинение Герона «О диоптре, в котором изложены правила земельной съемки, фактически основанные на использовании прямоугольных координат. Здесь же даётся описание диоптра - прибора для измерения углов - прототипа современного теодолита.

Насос Герона


Рис. 1. Насос Герона

Насос представлял собой два сообщенных поршневых цилиндра, оборудованных клапанами, из которых поочередно вытеснялась вода. Насос приводился в действие мускульной силой двух человек, которые по очереди нажимали на плечи рычага. Известно, что насосы такого типа впоследствии использовались римлянами для тушения пожаров и отличались высоким качеством изготовления и удивительно точной подгонкой всех деталей. Подобные им насосы вплоть до открытия электричества часто использовались, как и для тушения пожаров, так и во флоте для откачки воды из трюмов при аварии.

Паровой шар Герона - эолипил

Так же, в трактате «Пневматика» Герон описал различные сифоны, хитроумно устроенные сосуды, автоматы, приводимые в движение сжатым воздухом или паром. Эолипил (в переводе с греческого "шар бога ветров Эола") представлял собой наглухо запаянный котел с двумя трубками на крышке. На трубках устанавливался вращающийся полый шар, на поверхности которого были установлены два Г-образных патрубка-сопла. В котел через отверстие заливалась вода, отверстие закрывалось пробкой, и котел устанавливался над огнем. Вода вскипала, образовывался пар, который по трубкам поступал в шар и в Г-образные патрубки. При достаточном давлении струи пара, вырываясь из сопел, быстро вращали шар. Построенный современными учеными по чертежам Герона эолипил развивал до 3500 оборотов в минуту!

При сборке эолипила ученые столкнулись с проблемой уплотнения в шарнирных соединениях шара и пароподающих трубок. При большом зазоре шар получал большую степень свободы вращения, но зато пар легко выходил через щели, и его давление быстро падало. Если зазор уменьшали, потеря пара исчезала, но и шар вращался труднее из-за возросшего трения. Нам неизвестно, как Герон решал эту проблему. Возможно, его эолипил вращался не с такой большой скоростью, как современная модель.

К сожалению эолипил не получил должного признания и не был востребован ни в эпоху античности ни позже, хотя и производил огромное впечатление на всех, кто его видел. К этому изобретению относились лишь, как к забавной игрушке. Фактически эолипил Герона является прототипом паровых турбин, появившихся лишь спустя два тысячелетия! Более того, эолипил можно считать одним из первых реактивных двигателей. До открытия принципа реактивного движения остался один шаг: имея перед собой экспериментальную установку, требовалось сформулировать сам принцип. На этот шаг человечество затратило почти 2000 лет. Сложно представить, как бы выглядела история человечества, если бы принцип реактивного движения получил бы распространение 2000 лет назад. Возможно, человечество уже давно бы изучило всю Солнечную систему и добралось до звезд.


Рис. 2. 1 - подвод пара, 2 - паропроводящие трубки, 3 - шар, 4 - выхлопные трубки

Паровой бойлер

Рис. 3. Паровой бойлер

Конструкция представляла собой большую бронзовую емкость, с коаксиально установленным цилиндром, жаровней и трубами для подачи холодной и выведения горячей воды. Бойлер обладал большой экономичностью и обеспечивал быстрый нагрев воды.

Как мы видим, Героном было разработано три очень интересных изобретения: эолипил, поршневой насос и бойлер. Скомпоновав их можно было получить паровую машину. Такая задача, наверняка, была под силу если не самому Герону, то его последователям.

Также он описал автомат для открывания дверей, пожарный насос, различные сифоны, водяной орган, механический театр марионеток и т.д.

Древнегреческий инженер, физик, механик, математик, изобретатель.


Герон Александрийский (вероятно, I-II вв. н. э.)-древнегреческий инженер, физик, механик, математик, изобретатель. Преподавал в Александрии. Его обширные научные работы дошли до нас почти все.

Герон описал основные достижения античного мира в области прикладной механики. Он изобрел ряд приборо

в и автоматов, в частности, прибор для измерения протяженности дорог, действовавший по тому же принципу, что и современные таксометры, различные водяные часы и др. Он описал прибор диоптр, прапрадед современного теодолита. Герон впервые исследовал пять типов простейших машин: рычаг, ворот, клин, ви

нт и блок, заложил основы автоматики. В труде "Пневматика" Герон Александрийский описал ряд "волшебных фокусов", основанных на принципах использования теплоты и перепада давлений. Люди удвилялись его чудесам: двери храма сами открывались, когда над жертвенником зажигался огонь. Этот ученый придумал

автомат для продажи "святой" воды, сконструировал шар, вращаемый силой струи пара. Изобрел еще ряд приборов и автоматов.

Наиболее полно систематизировал знания древних в области световых явлений. Следуя его трудам, все ученые стали разделять оптику на катоптрику, т.е. науку об отражении и диоптр

ику, т.е. науку об изменении направления световых лучей при попадании в прозрачные среды, или, как мы теперь говорим, о преломлении. Почти за 1500 лет до Ферма чисто геометрическим путем приходит к частной формулировке его принципа для отражения: "Скажу, что из лучей, падающих из данной точки и отра

жающихся в данную точку, минимальны те, которые от плоских и сферических зеркал отражаются под равными углами". В трактате "Катоптрика" (катоптрика-наука об отраже нии лучей от зеркальных поверхностей) Герон обосновывает прямолинейность световых лучей бесконечно большой скоростью их распространения.

Далее, он приводит доказательство закона отражения, основанное на предположении, что путь, проходимый светом, должен быть наименьшим из всех возможных. Вслед за законом отражения Герон рассматривает различные типы зеркал, особое внимание уделяя цилиндрическим зеркалам. В настоящее время мы располаг

аем пятитомным научным собранием сочинений Герона, в котором арабские и греческие тексты сопровождаются переводами на немецкий язык.

Математические работы Герона являются энциклопедией античной прикладной математики. В лучшей из них - "Метрике"- даны правила и формулы для точного и приближенного

вычисления площадей правильных многоугольников, объемов усеченных конуса и пирамиды, приводится т.н. формула Герона для определения площади треугольника по трем сторонам, встречающаяся у Архимеда; даются правила численного решения квадратных уравнений и приближенного извлечения квадратных и кубичес

Некоторые современные технологии, предметы и знания были открыты и изобретены в далекие античные времена. Фантасты в своих произведениях для описания таких явлений даже используют специальный термин: "хроноклазмы" — таинственные проникновения современных знаний в прошлое. Однако, в реальности все проще: большинство подобных знаний были действительно открыты древними учеными, но потом по каким-то причинам о них забыли и открыли вновь спустя столетия.

В этой статье вы ближе познакомитесь с одним из удивительных ученых античности. Он внес в свое время огромный вклад в развитие науки, но большинство его трудов и изобретений кануло в Лету и было незаслуженно забыто. Имя ему — Герон Александрийский.

Герон жил в Египте в городе Александрия и поэтому стал известен как Герон Александрийский. Современные историки предполагают, что он жил в 1-м веке н.э. где-то между 10-75 годами. Установлено, что Герон преподавал в Александрийском Музее — научном центре античного Египта, в состав которого входила и знаменитая Александрийская библиотека. Большинство трудов Герона представлено в виде комментариев и записок к учебным курсам по различным учебным дисциплинам. К сожалению, подлинники этих трудов не сохранились, возможно, они погибли в пламени пожара, охватившем Александрийскую библиотеку в 273 году н.э., а возможно были уничтожены в 391 году н.э. христианами, в порыве религиозного фанатизма крушившими все, что напоминало о языческой культуре. До наших времен дошли лишь переписанные копии трудов Герона выполненные его учениками и последователями. Часть из них на греческом, а часть на арабском языке. Существуют и переводы на латынь, выполненные в XVI веке.

Наиболее известна "Метрика" Герона — научный труд, в котором даны определение шарового сегмента, тора, правила и формулы для точного и приближенного вычисления площадей правильных многоугольников, объемов усеченных конуса и пирамиды. В "Метрике" приводится знаменитая формула Герона для определения площади треугольника по трем сторонам, даются правила численного решения квадратных уравнений и приближенного извлечения квадратных и кубических корней. В "Метрике" исследуются простейшие подъемные приспособления — рычаг, блок, клин, наклонная плоскость и винт, а также некоторые их комбинации. В этом труде Герон вводит термин "простые машины" и использует для описания их работы понятие момента силы.
Многие математики обвиняют Герона в том, что в "Метрике" не содержится математических доказательств, сделанных им выводов. Это действительно так. Герон не был теоретиком, все выведенные им формулы и правила, он предпочитал объяснять наглядными практическими примерами. Именно в области практики Герон превосходит многих своих предшественников. Лучшей иллюстрацией этого является его работа "О диоптре", найденная лишь в 1814 году. В этом труде излагаются методы проведения различных геодезических работ, причем землемерная съемка производится с помощью изобретенного Героном прибора - диоптры.

1) Диоптра

Диоптра была прообразом современного теодолита. Главной ее частью служила линейка с укрепленными на ее концах визирами. Эта линейка вращалась по кругу, который мог занимать и горизонтальное, и вертикальное положение, что давало возможность намечать направления, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Для правильности установки прибора к нему присоединялись отвес и уровень. Пользуясь этим прибором и вводя в употребление прямоугольные координаты, Герон мог решать на местности различные задачи: измерить расстояние между двумя точками, когда одна из них или обе они недоступны наблюдателю, провести прямую, перпендикулярную к недоступной прямой линии, найти разность уровней между двумя пунктами, измерить площадь простейшей фигуры, даже не вступая на измеряемую площадку.
Еще во времена Герона одним из шедевров античной инженерии считался водопровод на острове Самос, созданный по проекту Эвпалина и проходивший по тоннелю. Вода по этому тоннелю подавалась в город из источника, находившемся по другую сторону горы Кастро. Известно было, что в целях ускорения работы тоннель рыли одновременно с обеих сторон горы, что требовало высокой квалификации от инженера, руководившего стройкой. Водопровод работал многие века и удивлял современников Герона, также о нем упоминал в своих сочинениях и Геродот. Именно от Геродота современный мир узнал о существовании тоннеля Эвпалина. Узнал, но не поверил, потому что считалось, что древние греки не обладали необходимой технологией для постройки такого сложного объекта. Изучив найденный в 1814 году труд Герона "О диоптре" ученые получили второе документальное подтверждение существования тоннеля. И лишь в конце XIX века немецкая археологическая экспедиция действительно обнаружила легендарный тоннель Эвпалина.
Вот как в своем труде Герон приводит пример использования изобретенной им диоптры для постройки тоннеля Эвпалина:

Точки B и D — входы в тоннель. Рядом с точкой B выбирается точка E, от нее вдоль горы строится отрезок EF, перпендикулярный отрезку BE. Далее в обход горы строится система взаимно перпендикулярных отрезков до тех пор, пока не получают линию КL, на которой выбирают точку M и строят от нее перпендикуляр MD ко входу в тоннель D. Используя линии DN и NB, получают треугольник BND и измеряют угол α.

2) Одометр

Одометр представлял собой небольшую тележку, установленную на двух колесах специально подобранного диаметра. Колеса поворачивались ровно 400 раз на миллиатрий (древняя мера длины, равная 1598 м). Посредством зубчатой передачи во вращение приводились многочисленные колеса и оси, а индикатором пройденного расстояния были камешки, выпадавшие в специальный лоток. Для того, чтобы узнать, какое расстояние было пройдено, нужно было лишь подсчитать количество камешков в лотке.


Внутренне устройство одометра.

3) Эолипил

Эолипил(в переводе с греческого "шар бога ветров Эола") представлял собой наглухо запаянный котел с двумя трубками на крышке. На трубках устанавливался вращающийся полый шар, на поверхности которого были установлены два Г-образных патрубка-сопла. В котел через отверстие заливалась вода, отверстие закрывалось пробкой, и котел устанавливался над огнем. Вода вскипала, образовывался пар, который по трубкам поступал в шар и в Г-образные патрубки. При достаточном давлении струи пара, вырываясь из сопел, быстро вращали шар. Построенный современными учеными по чертежам Герона эолипил развивал до 3500 оборотов в минуту!

При сборке эолипила ученые столкнулись с проблемой уплотнения в шарнирных соединениях шара и пароподающих трубок. При большом зазоре шар получал большую степень свободы вращения, но зато пар легко выходил через щели, и его давление быстро падало. Если зазор уменьшали, потеря пара исчезала, но и шар вращался труднее из-за возросшего трения. Нам неизвестно, как Герон решал эту проблему. Возможно, его эолипил вращался не с такой большой скоростью, как современная модель.
К сожалению эолипил не получил должного признания и не был востребован ни в эпоху античности ни позже, хотя и производил огромное впечатление на всех, кто его видел. К этому изобретению относились лишь, как к забавной игрушке. Фактически эолипил Герона является прототипом паровых турбин, появившихся лишь спустя два тысячелетия! Более того, эолипил можно считать одним из первых реактивных двигателей. До открытия принципа реактивного движения остался один шаг: имея перед собой экспериментальную установку, требовалось сформулировать сам принцип. На этот шаг человечество затратило почти 2000 лет. Сложно представить, как бы выглядела история человечества, если бы принцип реактивного движения получил бы распространение 2000 лет назад. Возможно, человечество уже давно бы изучило всю Солнечную систему и добралось до звезд.

Интересно, что повторное изобретение эолипила Герона состоялось в 1750 году. Венгерский ученый Я.А. Сегнер построил прообраз гидравлической турбины. Отличие так называемого Сегнерова колеса от эолипила состоит в том, что реактивная сила, вращающая устройство, создается не паром, а струей жидкости. В настоящее время изобретение венгерского ученого служит классической демонстрацией реактивного движения в курсе физики, а на полях и в парках оно используется для полива растений.

4) Паровой бойлер

Конструкция представляла собой большую бронзовую емкость, с коаксиально установленным цилиндром, жаровней и трубами для подачи холодной и выведения горячей воды. Бойлер обладал большой экономичностью и обеспечивал быстрый нагрев воды.

5) "Магическое" открывание дверей

Как известно, в эпоху античности огромное влияние на людей имела религия. Религий и храмов было много, и каждый ходил общаться с богами туда, куда ему больше нравилось. Поскольку благосостояние жрецов того или иного храма прямо зависело от количества прихожан, жрецы старались завлечь их чем угодно. Тогда-то ими и был открыт закон, действующий и поныне: ничто не сможет привлечь в храм людей лучше, чем это сделает чудо. Однако, Зевс спускался с Олимпа не чаще, чем с неба сыпалась манна небесная. А прихожан надо было завлекать в храм ежедневно. Для создания божественных чудес жрецам пришлось воспользоваться умом и научными знаниями Герона. Одним из наиболее впечатляющих чудес стал разработанный им механизм, который открывал двери в храм при разжигании огня на алтаре.

Нагретый от огня воздух поступал в сосуд с водой и выдавливал определенное количество воды в подвешенную на канате бочку. Бочка, наполняясь водой, опускалась вниз и с помощью каната вращала цилиндры, которые приводили в движение поворотные двери. Двери раскрывались. Когда огонь гас, вода из бочки переливалась обратно в сосуд, а подвешенный на канате противовес, вращая цилиндры, закрывал двери.
Довольно простой механизм, а зато какой психологический эффект на прихожан!

6) Автомат по продаже святой воды

Еще одним изобретением, существенно повысившим рентабельность античных храмов, стал изобретенный Героном автомат по продаже святой воды.

Внутренний механизм устройства был достаточно прост, и состоял из точно сбалансированного рычага, управляющего клапаном, который открывался под действием веса монеты. Монета падала сквозь щель на небольшой лоток и приводила в действие рычаг и клапан. Клапан открывался, вытекало некоторое количество воды. Затем монета соскальзывала с лотка, и рычаг возвращался в исходное положение, закрывая клапан. Согласно некоторым источникам, порция "священной "воды во времена Герона стоила 5 драхм.
Это изобретение Герона стало первым в мире торговым автоматом и, несмотря на то, что приносило неплохую прибыль, было забыто на столетия. И только в конце XIX века торговые автоматы были изобретены вновь.

7) Сосуды для "превращения" воды в вино

Возможно, следующее изобретение Герона также активно применялось в храмах.

Изобретение представляет собой два сосуда, соединенных трубкой. Один из сосудов наполнялся водой, а второй вином. Прихожанин доливал небольшое количество воды в сосуд с водой, вода поступала в другой сосуд и вытесняла из него равное по объему количество вина. Человек приносил воду, а она "по воле богов" превращалась вино! Это ли не чудо?
А вот еще одна придуманная Героном конструкция сосуда по превращению воды в вино и обратно.

Половина амфоры наполняется вином, а вторая половина водой. Затем горлышко амфоры закрывается пробкой. Извлечение жидкости происходит при помощи краника, расположенного внизу амфоры. В верхней части сосуда под выступающими ручками просверлены два отверстия: одно в "винной" части, а второе в "водяной" части. Кубок подносился к кранику, жрец открывал его и наливал в кубок либо вино, либо воду, незаметно затыкая одно из отверстий пальцем.

8) Насос Герона

Насос представлял собой два сообщенных поршневых цилиндра, оборудованных клапанами, из которых поочередно вытеснялась вода. Насос приводился в действие мускульной силой двух человек, которые по очереди нажимали на плечи рычага. Известно, что насосы такого типа впоследствии использовались римлянами для тушения пожаров и отличались высоким качеством изготовления и удивительно точной подгонкой всех деталей. Подобные им насосы вплоть до открытия электричества часто использовались, как и для тушения пожаров, так и во флоте для откачки воды из трюмов при аварии.
Как мы видим, Героном было разработано три очень интересных изобретения: эолипил, поршневой насос и бойлер. Скомпоновав их можно было получить паровую машину. Такая задача, наверняка, была под силу если не самому Герону, то его последователям. Люди уже тогда умели создавать герметичные емкости, и, как видно из примера с поршневым насосом, достигли значительных успехов при изготовлении механизмов, требующих высокой точности изготовления. Паровая машина, конечно, не реактивный двигатель, для создания которого знаний античных ученых явно недоставало, но и она бы существенно ускорила развитие человечества.

9) Масляная лампа Герона

Наиболее распространенным способом освещения в античное время было освещение при помощи масляных ламп, в которых горел пропитанный маслом фитиль. Фитиль представлял собой кусок тряпки и выгорал довольно быстро, выгорало и масло. Одним из основных недостатков таких ламп была необходимость следить за тем, чтобы над поверхностью масла, уровень которого постоянно снижался, постоянно находилось достаточно фитиля для горения. Если при наличии одной лампы следить за ней было легко, то при наличии нескольких ламп уже возникала потребность в слуге, который бы регулярно ходил по комнате и поправлял фитили в лампах. Герон изобрел автоматическую масляную лампу.

Лампа состоит из чаши, в которую наливалось масло и устройства для подачи фитиля. Это устройство содержало поплавок и соединенное с ним зубчатое колесо. При понижении уровня масла, поплавок опускался, вращал зубчатое колесо, а оно, в свою очередь, подавало в зону горения тонкую рейку, обмотанную фитилем. Это изобретение стало одним из первых применений зубчатой рейки совместно с зубчатым колесом.

10) Ветряной орган

Созданный Героном орган не был оригинальным, а лишь представлял собой усовершенствованную конструкцию гидравлоса — музыкального инструмента, придуманного Ктесибием. Гидравлос — представлял собой набор труб с клапанами, создававшими звук. Воздух в трубы подавался при помощи резервуара с водой и насоса, создававшего необходимое давление в этом резервуаре. Управление клапанами труб, как и в современном органе, осуществлялось при помощи клавиатуры-манипулы. Герон предложил автоматизировать гидравлос, при помощи ветряного колеса, которое служило приводом для насоса, нагнетавшего воздух в резервуар.

11) Фонтан Герона

Фонтан Герона состоит из трех сосудов, помещенных один над другим и сообщающихся между собой. Два нижние сосуда — закрыты, а верхний имеет форму открытой чаши, в которую наливается вода. Также вода наливается и в средний сосуд, позже закрываемый. По трубке, идущей от дна чаши почти до дна нижнего сосуда, вода течет из чаши вниз и, сжимая находящийся там воздух, увеличивает его упругость. Нижний сосуд сообщен со средним посредством трубки, по которой давление воздуха передается в средний сосуд. Производя давление на воду, воздух заставляет ее подниматься из среднего сосуда по трубке в верхнюю чашу, где из конца этой трубки, возвышающейся над поверхностью воды, и бьет фонтан. Вода фонтана, падающая в чашу, течет из нее по трубке в нижний сосуд, где уровень воды постепенно повышается, а уровень воды в среднем сосуде понижается. Вскоре фонтан перестает работать. Чтобы запустить его заново, надо просто поменять местами нижний и средний сосуды.

12) Самоходный шкаф

Впервые в истории Героном были разработан самоходный механизм.

Механизм представлял собой деревянный шкаф установленный на четырех колесах. Внутреннее устройство шкафа скрывалось за дверцами. Секрет передвижения был прост: внутри шкафа медленно опускалась подвешенная плита, приводившая при помощи канатов и валов в движение всю конструкцию. В качестве регулятора скорости использовался запас песка, который постепенно пересыпался из верхней части шкафа в нижнюю. Скорость опускания плиты регулировалась скоростью пересыпания песка, которая зависела от того насколько широко раскрыты створки, отделявшие верхнюю часть шкафа от нижней.

13) Барулк

Уникальным для своего времени научным трудом является "Механика" Герона. Эта книга дошла до нас в переводе арабского ученого IX века н.э. Косты аль-Балбаки. До XIX века эта книга нигде не публиковалась и была, по-видимому, неизвестна науке ни во времена Средневековья, ни в период Возрождения. Это подтверждается и отсутствием списков текста его в греческом оригинале и в латинском переводе, и отсутствием упоминания о нем у схоластических авторов. В "Механике" помимо описания простейших механизмов: клина, рычага, ворота, блока, винта, мы находим созданный Героном механизм для подъема грузов.

В книге этот механизм фигурирует под названием барулк (baroulkos). Из рисунка видно, что это устройство представляет собой ни что иное, как редуктор, который используется в качестве лебедки. Барулк Герона состоит из нескольких зубчатых колес, приводимых в движение ручной силой, причем Герон принимает отношение диаметра колеса к диаметру оси равным 5:1, предварительно допустив, что подлежащий поднятию груз весит 1000 талантов (25 т), а движущая сила равна 5 талантам (125 кг).

14) Автоматический театр

Труд Герона "Об автоматах" пользовался популярностью в эпоху Возрождения и был переведен на латынь, а также цитировался многими учеными того времени. В частности, в 1501 году Джорджио Валла (Giorgio Valla) перевел некоторые фрагменты этого труда. Позже последовали переводы и другими авторами.
Известно изображение одного из автоматов Герона, которое привел в своей книге в 1589 году Джованни Батиста Алеоти (Giovanni Battista Aleoti).

Большинство чертежей механических кукол Герона не сохранились, но в различных источниках есть их описания. Известно, что Герон создал своеобразный кукольный театр, который передвигался на скрытых от зрителей колёсах и представлял собой небольшое архитектурное сооружение - четыре колонны с общим цоколем и архитравом. Куклы на его сцене, приводимые в движение сложной системой шнуров и зубчатых передач, тоже скрытых от глаз публики, воспроизводили церемонию празднества в честь Диониса. Как только такой театр выезжал на городскую площадь, на его сцене над фигурой Диониса вспыхивал огонь, на пантеру, лежащую у ног божества, лилось вино из чаши, а свита начинала танцевать под музыку. Затем музыка и танцы прекращались, Дионис выворачивался в другую сторону, пламя вспыхивало во втором жертвеннике - и всё действие повторялось сначала. После такого представления куклы останавливались, и представление заканчивалось. Это действо неизменно вызывало интерес у всех жителей, без различия в возрасте. Но не меньший успех снискали уличные спектакли другого кукольного театра Герона. Этот театр (пинака) был очень мал по своим размерам, его легко переносили с места на место, Он представлял собой небольшую колонну, наверху которой находился макет театральной сцены, скрытой за дверцами. Они открывались и закрывались пять раз, разделяя на акты драму о печальном возвращении победителей Трои. На крошечной сцене с исключительным мастерством показывалось, как воины сооружали и спускали на воду парусные корабли, плыли на них по бурному морю и погибали в пучине под сверкание молний и раскаты грома. Для имитации грома Герон создал специальное устройство, в котором из ящика высыпались шарики, ударявшиеся о доску.

В своих автоматических театрах Герон, по-сути, использовал элементы программирования: действия автоматами выполнялись в строгой последовательности, декорации сменяли друг друга в нужные моменты. Примечательно, что основной движущей силой, приводившей в движение механизмы театра, была гравитация (использовалась энергия падающих тел), также использовались элементы пневматики и гидравлики. Не использовались пружины, которые стали так широко применимыми в автоматах эпохи Возрождения. Причина этого проста: для производства пружин необходимы обладающие упругостью высококачественные стальные сплавы, которые не были известны металлургам античности.

На протяжении своей жизни Герон создал много разнообразных изобретений, интересных не только его современникам, но и нам — живущим два тысячелетия спустя.

Видео в формате HD.