Луи брайль что изобрел. Луи Брайль: история жизни, первые опыты и секрет создания шрифта Брайль

В 2014 году исполняется 205 лет со дня рождения Луи Брайля, создателя системы рельефно-точечного письма и чтения на основе шеститочия. Система Брайля дает возможность учиться и работать, вселяет чувство уверенности и независимости.

Российская государственная библиотека для слепых подготовила к юбилейной дате виртуальный обзор книжной выставки «Феномен Луи Брайля - шеститочечная письменность». Он включает четыре раздела: «Луи Брайль и его время», «Рельефно-точечный шрифт в России: история, современность», «Великое шеститочие и различные языки мира», «Брайлевская система и ее применение: музыка, математика, информационные технологии».

Луи Брайль и его время

Небольшой городок Кувре в 45 км от Парижа. У супругов Симона и Моники Брайль 4 января 1809 года родился сын, которого назвали Людовик, или просто Луи. В семье это был четвертый, но долгожданный ребенок, так как до этого рождались девочки. Старшей сестре Катрин Жозефине было 16 лет, средней - Луи Симоне - 14, а младшей - Марии Селине - 11.

Отец - Симон Брайль, был шорником. Вся округа заказывала ему седла и упряжь для лошадей. Рядом с домом, где жила семья, находилась его мастерская. В мастерской Брайля лежал большой рулон кожи. На стенах были развешаны хомуты, уздечки, шлеи, стремена, вожжи. Вдоль длинной стены висели инструменты. Луи хорошо знал, в каком ряду расположены ножи, деревянные молотки, где висят пробойники, шила. Он мечтал научиться пользоваться всеми инструментами. Но отец говорил, что они слишком острые и опасны в руках маленького мальчика. Он строгим голосом запрещал прикасаться к инструментам.

Луи Брайль рос любознательным ребенком. Ему исполнилось 3 года. Выбрав момент, когда отца не было дома, Луи пробрался в мастерскую и, взяв острое шило, начал делать дырки в коже. Кожа была скользкой, и шило все время соскальзывало. Еще одно нажатие на шило, и оно выскальзывает из рук и вонзается в глаз. На крик прибежали, ребенка в слезах и крови отнесли в дом, но помочь не смогли. Вскоре воспаление передалось на второй глаз, Луи навсегда ослеп.

Случившееся несчастье глубоко потрясло семью. Все члены семьи старались помочь Луи, в то же время они боялись его избаловать. Отец приобщал сына к труду. Он научил его полировать кожу воском и мягкой тряпочкой, плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли.

У Луи были обязанности по дому, он помогал матери, умел накрывать на стол. По утрам ходил за водой. Дорога была каменистой, и он нередко падал с тяжелым ведром, вода разливалась, и ему приходилось возвращаться к колодцу.

Мальчик прекрасно ориентировался по слуху и запаху. Однажды отец сделал для него длинную заостренную трость, и Луи научился ходить с тростью.

Очень рано на душу ребенка стала воздействовать музыка. Отец купил ему у деревенского мастера скрипку. А местный музыкант научил играть на скрипке простейшие мелодии.

Когда Луи Брайлю исполнилось 6 лет, отец начал обучать его грамоте. На гладко отшлифованных дощечках он набивал мебельные гвоздики с круглыми шляпками по очертаниям букв. В результате в руках Луи оказался рельефный французский алфавит. Круглые шляпки гвоздиков сразу ощущались подушечками пальцев. Ребенок старательно ощупывал выпуклые знаки и скоро научился различать буквы по форме. Конечно, писать с помощью такого шрифта было нельзя, но мальчик в уме научился составлять из букв не только отдельные слова, но и целые фразы.

У Луи была феноменальная память, с сестрами он прочитал почти все сказки Шарля Перро - «Красную шапочку», «Мальчика с пальчик», «Кота в сапогах» и др. Он помнил сказки наизусть и любил рассказывать их сверстникам.

Когда Луи было 6 лет, в Кувре приехал новый кюре, отец Жак Паллю. С его появлением в жизни Луи произошли большие перемены. Кюре познакомился с семьей Брайлей. Какая жалость, сказал он, что такой смышленый ребенок не учится. Не хочет ли Луи приходить к нему на уроки 3–4 раза в неделю?

Кюре рассказывал мальчику о точных науках, знакомил с историей. Но у него было мало свободного времени, а Луи задавал все больше и больше вопросов, на которые отец Паллю не мог ответить.

Кюре обратился за помощью к местному учителю. Учитель Антуан Бешере никогда не учил слепых детей и очень сомневался, сумеет ли он чему-либо научить ребенка. Но после долгих колебаний разрешил Луи посещать занятия.

У Луи была отличная память, он внимательно слушал учителя и никогда не забывал, о чем рассказывали на уроке. Он решал в уме арифметические задачи так же быстро, как другие делали это в тетрадях. Но сердце ребенка сжималось, когда учитель говорил: «Дети, возьмите свои книги». Луи трогал гладкие бумажные страницы, но напечатанные буквы словно прятались от него. Он уже знал, что в книгах заключено богатство, но оно было недоступно.

Кюре беспокоило будущее Луи. Мальчику исполнилось 10 лет, ему хотелось продолжить обучение, но как это сделать? Священник не знал, существуют ли где-нибудь школы для слепых. Он решил все разузнать. Ему стало известно о школе в Париже под названием «Королевский институт для слепых детей».

В Институте для слепых детей учили арифметике, грамматике, географии, истории, музыке. Готовили детей к труду. Но самое главное - здесь учили читать!

Кюре обратился к самому влиятельному и богатому человеку в их городе - маркизу д"Орвийе: не откажется ли маркиз написать рекомендательное письмо в Институт слепых? Маркиз согласился. Письмо было отправлено. Несколько дней ожидания, и вот пришел ответ: Луи принят.

Кюре сообщает новость Брайлям, Луи счастлив, но реакция родителей совсем другая. Они боятся отпустить сына. Ведь Кувре от Парижа отделяют километры, Луи будет месяцами один, домой сможет приезжать только на летние каникулы. Сумеет ли мальчик прожить в огромном городе без помощи семьи?

Но Луи не ощущал никакого страха, он мечтает учиться и умоляет родителей отпустить его в Париж.

Симон Брайль не торопится с ответом, у него много вопросов, которые он изложил в письме в Институт. Полученные ответы его удовлетворяют, и он дает свое согласие. В феврале 1819 года 10-летний Луи Брайль приезжает с отцом в Париж, в Институт для слепых. В это время там обучалось около 100 детей.

Первые впечатления от Института были у Луи совсем не радостными. Маленькому мальчику, выросшему на свежем воздухе, под солнцем, в Париже все казалось грязным и тесным. Он привык жить в чистоте, летом плескался в ручье, а зимой у матери всегда в запасе был таз горячей воды. В Институте же всего одна ванна на всех учеников, и они могли мыться в ней только один раз в месяц.

Старое здание Института было огромным, стояло у реки, воздух в помещении всегда был холодным и влажным. Луи терялся в нескончаемой путанице коридоров и лестниц. Порой ему казалось, что он не сможет найти дорогу в этих «каменных дебрях».

Но мало-помалу он стал привыкать к городской жизни, научился уверенно передвигаться по зданию.

Уроки в Институте длились с утра до вечера, а после занятий дети шли в мастерскую. Здесь они вязали шапочки и варежки, делали домашние туфли из соломы и кожи, плели плетки для лошадей и быков. Луи пригодился опыт, полученный дома от отца. Руки у него были ловкие. И он даже получил премию за шитье тапочек.

Но больше всего Луи полюбил уроки музыки, которыми завершался учебный день. Все дети учились играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Луи играл на фортепиано.

Ученики Института не могли ходить по улицам Парижа одни. Большую часть времени они проводили в стенах школы или во дворе. По четвергам им устраивали прогулку по городу. Чтобы они не терялись, придумали такой способ: один из учителей брался за конец длинной веревки, а дети держались за нее, идя следом. И длинная вереница мальчиков змеилась по улицам. Как ни трудно было Луи научиться ходить по городу, но со временем он начал понимать городские шумы: различал парижские церкви по звону колоколов, пароходы на Сене узнавал по голосам сирен.

Обучаясь в Институте, Луи Брайль овладевал основами французской грамматики и других наук при помощи рельефно-линейной системы Гаюи. Гаюи разработал систему письменности в конце XVIII века на основе французского алфавита. Его шрифт представлял собой выпуклые буквы шрифта для зрячих упрощенной формы. Для того чтобы облегчить работу зрячего учителя со слепыми, буквы печатали не только выпуклыми, но и черными.

Особенность предложенного Гаюи выпуклого шрифта-унциала заключалась в том, что этот вид письма обеспечивал полноценный процесс обучения слепых учащихся по всем предметам. Между учеником и учителем устанавливалась прямая связь. Ученик мог писать тупым пером на увлажненной бумаге, вставленной в прибор. Получалось сразу два оттиска: один рельефный, а другой чернилами - для зрячего педагога.

Рельефное тиснение было известно зрячим печатникам и раньше, но только Гаюи определил, что рельефно-линейный шрифт можно приспособить для систематического обучения незрячих.

Урокам чтения в Институте отводилось много времени, они были непростыми. Рельефно-линейные буквы делались выпуклыми, и их надо было ощупывать кончиками пальцев. Одни буквы узнавались легко, другие распознавались с трудом. Учились читать по «Краткой французской грамматике», напечатанной Валентином Гаюи в 1788 году в типографии рельефно-линейного шрифта при Парижском институте для слепых детей.

Луи Брайль так полюбил чтение, что с книгой его можно было застать и в классе, и в библиотеке, а с наступлением лета, в погожие дни, - в школьном саду. Книги для чтения он брал в ученической библиотеке. Там имелись книги на французском языке, была литература на латинском, древнегреческом, итальянском, испанском и английском языках. Луи Брайль с жадностью постигал науки.

На уроках музыки дети изучали ноты, которые были изображены на бумаге в виде выпуклых цифровых знаков, разработанных Гаюи. Луи не только умел различать ноты на осязание, но и переносил их на струны своей скрипки и клавиши молоточкового пианино, стоявшего в музыкальном классе. Уже тогда на способности мальчика обратили внимание профессора Парижской консерватории, посещавшие Институт для слепых детей и взявшиеся бесплатно обучать его музыке.

Впоследствии с окончанием учебы Брайль занял место органиста в соборе Пресвятой Богоматери, выступал и в других соборах Парижа.

Для занятий по математике в Институте применялся счетный прибор Саундерсона. Николай Саундерсон (1682–1739) жил в Англии. Он был незрячим математиком и давал частные уроки зрячим детям. Для личного пользования слепой репетитор изобрел счетный прибор - деревянную доску размером с тетрадный лист. Доска была разделена на десять строк. На каждой строке четким рельефом выступали квадраты с тремя рядами отверстий (по три в ряду) для размещения в них булавок с крупными и мелкими головками. При заполнении отверстий булавками в каждом квадрате образовывался знак, представлявший собой рельефное девятиточие. Булавочные головки лучше воспринимались осязающими пальцами, чем линейные буквы, вытесненные на бумаге. Чтобы сделать сложение двух чисел, изображенных булавками с крупными головками, между числами нужно было поставить знак из булавок с мелкими головками. На приборе Саундерсона можно было выполнять самые разные алгебраические действия: сложение, вычитание, деление, умножение, возведение числа в степень, извлечение корня и т. д.

Систематическая работа на приборе Саундерсона дала Брайлю хорошие математические знания.

Луи Брайль поступил в Институт для слепых детей в 1819 году, а в 1821-м Шарль Барбье предложил свою систему записи как новый вариант обучения рельефному письму. Этот шрифт был принят в Институте для обучения параллельно с линейно-рельефной системой Гаюи.

Шарль Барбье был офицером французской армии. Выйдя в отставку, артиллерийский капитан поставил перед собой цель - создать шифровальный шрифт для секретной военной и дипломатической переписки. Но военное и дипломатическое ведомства отвергли его изобретение. Тогда Барбье предложил свой шрифт в Институт для слепых детей.

Шрифт Барбье представлял собой фонетическое письмо, где каждый звук изображен знаком, образованным комбинацией из двенадцати точек, сгруппированных в двух вертикальных колонках. Несколько объединенных звуков давали слово. Правила орфографии при этом не соблюдались.

Большим неудобством при использовании системы Барбье было то, что каждый отдельно взятый знак из-за большого количества точек не помещался под подушечкой пальца. Каждый знак надо было прочитывать движением пальца сверху вниз.

Луи Брайль старательно изучил шифровальный шрифт Барбье и обнаружил в нем и другие недостатки: в записи не предусматривались знаки пунктуации, нельзя было записывать цифры и ноты. Юный ученик с нетерпением ждал случая, чтобы высказать свои замечания Барбье.

Когда их встреча состоялась, Луи предложил ввести некоторые усовершенствования в двенадцатиточечную систему письма. Барбье соглашается лишь на незначительные переделки, но не допускает мысли о ее коренном видоизменении. Двенадцатилетнему мальчику было очень трудно убедить пожилого, умудренного жизненным опытом мужчину в том, что его система неудобна. Но этот диалог дал Луи Брайлю многое - у него возникла мысль самому создать рельефный шрифт, который бы отвечал требованиям слепых.

В течение учебного года Луи трудно было найти время для разработки нового шрифта, все его время занимали уроки, работа в мастерских, занятия музыкой. Но он использовал любую свободную минуту - перед завтраком, между уроками, после обеда, поздно ночью. А на каникулах Луи посвящал своим экспериментам все время - с утра до ночи. Так прошло несколько лет, наполненных неустанными поисками.

В результате длительной и кропотливой работы Луи Брайль пришел к выводу о том, что фундаментом принципиально новой системы письма для слепых должны стать не двенадцать и не девять, как это было у его предшественников Ш. Барбье и Н. Саундерсона, а шесть рельефных точек. И записывать надо не звуки, а буквы алфавита.

Луи Брайль сделал свое гениальное открытие шестнадцати лет от роду. Его однокашникам очень понравился новый алфавит. Но администрация и педагогический коллектив отвергли новую систему письма.

В 1828 году курс обучения в Институте для Луи Брайля завершился. Ему предложили остаться работать в должности младшего репетитора для преподавания математики и музыки. Педагогическая деятельность Брайля началась значительно раньше, в 1823 году. Его, тогда еще воспитанника, назначили мастером в ученической мастерской по вязанию носков на спицах, затем он стал вести уроки грамматики, алгебры и географии. Одновременно с окончанием Института Луи Брайль завершает работу над системой рельефно-точечного письма и готовит ее к печати.

Большим помощником Луи Брайля был тифлопедагог Пинье. В 1829 году Пинье под диктовку Брайля записал зрячим способом его работу о новом методе письма «Способ написания слов, музыки и песнопений при помощи точек». В том же году работа была издана в Париже отдельной брошюрой под авторством Луи Брайля. Второе ее издание увидело свет в 1837 году.

В 1829 году Луи Брайль заканчивает работу над конструированием прибора для одностороннего письма рельефно-точечным шрифтом с грифелем. Позже, в 1834 году, он сконструирует и построит прибор для двустороннего межстрочечного письма рельефно-точечным шрифтом.

Луи Брайль ведет кружковые занятия с учащимися Института по изучению системы письма, основанного на рельефном шеститочии.

В 1832 году на состоявшейся в Париже Международной выставке систем рельефного письма для слепых шрифт Брайля был признан лучшим из 22 представленных проектов европейских стран. Но здоровье Луи Брайля подорвано, в 1835 году он заболевает туберкулезом легких.

Луи Брайль не теряет надежды на признание и распространение системы рельефно-точечного письма, хотя на повторном обсуждении в 1837 году в Парижском институте слепых вопрос о введении системы Брайля в обучение незрячих решен отрицательно. В 1837 году в полукустарной печатне при Парижском институте слепых издана первая брайлевская книга «Краткая история Франции».

Только в 1850 году система Брайля официально введена в программу обучения грамоте учащихся Парижского института для слепых детей. В 1878 году система Брайля получила официальное признание во Франции на Международном конгрессе.

Луи Брайль умер 6 января 1852 года. Он похоронен в родном городе Кувре. На деньги, собранные по подписке, в 1887 году на его могиле был установлен памятник, созданный французским скульптором Леру. На памятнике выбита надпись «Брайлю - благодарные слепые» и высечен барельеф, на котором изображен сидящий Луи Брайль, рядом с ним стоит мальчик, которого Брайль обучает шрифту рельефного шеститочия. На другой стороне памятника - надпись «Памятник сооружен по подписке в память Людовика Брайля, который родился в городе Кувре 4 января 1809 года. Ослеп в трехлетнем возрасте, был воспитанником, а потом профессором Парижского института слепых. Изобрел выпуклое точечное письмо, повсеместно применяемое ныне в заведениях для слепых. Скончался в Париже 6 января 1852 года».

В 1952 году, в год 100-летия со дня смерти Луи Брайля, его прах был перенесен в Парижский национальный пантеон. В том же году в Кувре, на родине Брайля, в доме, где он провел детские годы, был открыт мемориальный музей, а улица, ведущая к этому дому, была названа его именем. Незрячие всего мира с чувством глубокой благодарности произносят имя Луи Брайля, создателя самой совершенной и рациональной системы рельефного шеститочия.

Марат Васильевич Бирючков - историк, библиограф, журналист, обладавший энциклопедическими знаниями, более 40 лет проработал в РГБС. На протяжении многих лет он по крупицам собирал материалы о Луи Брайле и истории обучения слепых. В книге «Автор великого шеститочия Луи Брайль» представлена биография Брайля и подробнейшая история вхождения брайлевского шеститочия в жизнь незрячих людей в зарубежных странах и России. Книга издана плоскопечатным шрифтом в 2002 году, а затем озвучена. В конце книги приведена (с комментариями) хронологическая таблица разработок рельефных шрифтов и их применение в письме, книгопечатании и обучении слепых с VI века до н. э. по 2000 год. В читальном зале РГБС можно поработать с электронным вариантом книги.

Книга «Из истории обучения слепых детей» издана на ИПТК «Логос» ВОС в 2008 году. Автор книги - Анна Ивановна Сизова, бывший директор Московской школы-интерната № 1 для слепых детей. После выхода на пенсию в 1984 году она не смогла расстаться с любимыми учениками и со школой-интернатом и на общественных началах занялась созданием Музея истории средней школы-интерната для слепых детей. В 2001 году он был преобразован в Музей истории отечественной тифлопедагогики Российской Федерации. Анна Ивановна на протяжении многих лет собирала материалы об истории обучения слепых детей за рубежом и в России.

Книга Виктора Герасимовича Першина «Белая магия шеститочия» издана рельефно-точечным шрифтом в 2001 году и плоскопечатным - в 2008 году. В ней на основе архивных документов подробно рассказывается об истории обучения и просвещения слепых в странах Западной Европы, России и США.

Авторы книги «Луи Брайль» - Петр Дмитриевич Красноусов и Федор Иосифович Шоев. Ее первое плоскопечатное и рельефно-точечное издание вышло к 150-летию со дня рождения Луи Брайля. Второе плоскопечатное издание вышло в 1979 году, оно проиллюстрировано образцами различных шрифтов для слепых, в том числе представлена система комбинаций точек для письма слепых, предложенная Луи Брайлем. В книге приведены линейные рельефные алфавиты для слепых - под знаком поиска альтернативы точечному алфавиту Брайля. Среди них шрифт, разработанный в 1845 году незрячим английским тифлопедагогом Уильямом Муном. Шрифт Муна состоит из девяти символов, подобранных в различной ориентации.

О развитии письменности для слепых говорится в историческом повествовании тифлолога, писателя и журналиста Александра Павловича Белорукова «Путями веков». Белоруков пишет: «В смысле идеи, заложенной в систему Луи Брайля, она, так сказать, осязающий палец уравнивала в правах с видящим глазом. Подобно тому, как при чтении глаз человека сразу охватывает всю букву, так и палец теперь имел полную возможность без лишнего напряжения воспринимать точечный знак». Книга Белорукова издана плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами.

Рельефно-точечный шрифт в России: история, современность

Раздел открывает биобиблиографический указатель «Создатель первого варианта русского брайлевского алфавита Д. М. Оболенский». Князь Денис Михайлович Оболенский в 1861 году составил рельефно-точечный алфавит по системе Брайля на русском языке и успешно им пользовался. Но дальнейшего распространения этот алфавит не получил.

В книге Анны Ивановны Сизовой «Из истории обучения слепых детей» приведена информация о создании в 1881 году Мариинского попечительства о слепых. Попечительство занималось вопросами распространения грамоты среди незрячих, обучением их ремеслу и трудоустройством, подготовкой тифлопедагогов. Председателем Совета попечительства был государственный и общественный деятель Константин Карлович Грот. В Совет входили Александр Ильич Скребицкий и Герман Павлович Недлер.

В 1881 году в Санкт-Петербурге было открыто Александро-Мариинское училище для слепых детей. Преподававшая там Екатерина Романовна Трумберг разработала русский алфавит на основе рельефного шеститочия Луи Брайля. Инспектор Мариинского попечительства Герман Павлович Недлер руководил учебной частью, он оказал большую помощь Трумберг в разработке педагогических приемов в обучении и воспитании незрячих. Попечительством был сделан заказ в берлинской типографии на издание учебных пособий на русском языке по системе Брайля. В 1895 году в Санкт-Петербурге при Александро-Мариинском училище для слепых детей была открыта типография рельефно-точечного шрифта.

На книжной выставке представлен биобиблиографический указатель «Основоположник русской тифлопедагогики, общественный деятель, врач-офтальмолог, историк А. И. Скребицкий». Александр Ильич Скребицкий стоял у истоков русской тифлопедагогики. В 1882 году он разработал рельефно-линейный русский шрифт (унциал). Но, познакомившись с русским шрифтом по системе Брайля, он признал преимущество шрифта Брайля и содействовал созданию типографии Анны Александровны Адлер для печати книг по системе Брайля.

Следующее издание - биобиблиографический указатель «Анна Александровна Адлер», подготовленный РГБС в 1996 году. Адлер вошла в историю России как зачинатель отечественного книгопечатания рельефно-точечным шрифтом. В 1885 году Анна Александровна Адлер издала первую книгу по системе Брайля «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер». Она посвятила жизнь просвещению слепых России.

На выставке представлена книга А. И. Сизовой «Анна Александровна Адлер». В ней приведены биография Адлер, архивные материалы, ее письма к Скребицкому.

С публикациями о Валентине Гаюи, Александре Ильиче Скребицком, Анне Александровне Адлер можно познакомиться, взяв сборник статей Александра Евгеньевича Шапошникова «Книгоиздание и библиотеки для слепых в России». В сборнике также приведена информация об издательской деятельности для слепых. Сборник издан Российской государственной библиотекой для слепых в 2001 году.

Всероссийское общество слепых неослабное внимание уделяет вопросам, связанным с применением системы Брайля в издательской деятельности, обучением системе Брайля, значением рельефно-точечного шрифта в реабилитации взрослоослепших.

В 2003 году в Институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» состоялась конференция «Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира». В конференции приняли участие ведущие специалисты ВОС: вице-президент ВОС Лидия Павловна Абрамова; генеральный директор «Реакомп» Сергей Николаевич Ваньшин; генеральный директор Комплекса реабилитации инвалидов «Контакт» ВОС (Санкт-Петербург) Евгений Исаакович Гилилов; зав. приемной по обращениям граждан аппарата управления ВОС Галина Ильинична Иванова; генеральный директор издательства «Чтение» Олег Николаевич Пилюгин; депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин; вице-президент ВОС, генеральный директор Издательско-полиграфического тифлоинформационного комплекса «Логос» Владислав Сергеевич Степанов и другие.

По материалам конференции был выпущен сборник «Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира». Сборник издан плоскопечатным шрифтом. В читальном зале РГБС можно познакомиться с его электронным вариантом. Среди документов, опубликованных в сборнике, можем прочитать: «…книгопечатание для слепых, обслуживание библиотек, в которых хранятся специальные брайлевские книги, и само изучение системы Брайля как взрослыми, так и детьми не утрачивают своего значения».

На нашей выставке представлена книга Марата Васильевича Бирючкова «Книга, несущая свет», которая была издана плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами. В читальном зале РГБС можно поработать с электронным вариантом книги. Марат Васильевич пишет: «Шеститочие Луи Брайля дает возможность создавать 63 различных рельефных знака (высота 6,2 мм). Ими можно обозначать все буквы алфавита любого языка, знаки препинания, цифры, химические, физические знаки и ноты. Эта система позволяет незрячим читать и писать с большей скоростью, чем все предыдущие системы».

В 1998 году Российская государственная библиотека для слепых издала монографию Галины Петровны Диянской «Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении». В ней наряду с другими проблемами рассматриваются вопросы производства литературы специальных форматов и доступности библиотечно-информационных ресурсов для инвалидов по зрению. Книга издана плоскопечатным шрифтом, также имеется ее электронный вариант.

Вопросам издания книг рельефно-точечного шрифта и их доступности уделялось и уделяется большое внимание. Вызывает интерес «Каталог книг в оформлении для слепых: рельефная печать по системе Брайля», изданный в 1938 году. Литература в каталоге сгруппирована по разделам:

– Учебники и учебные пособия. Представлены учебники для начальной и средней школы; учебники для школ взрослых.

– Политическая литература. Издавались публикации Берии Л., Булганина Н. А., Кагановича Л. М., Ленина В. И., Маркса К., Молотова В., Орджоникидзе Г. К., Сталина И. В., Энгельса Ф.

– Художественная литература. Широко представлены произведения Гоголя Н., Горького М., Пушкина А., Толстого А., Тургенева И., Шолохова М. Издавались книги Лермонтова М., Островского Н., Салтыкова-Щедрина М., Серафимовича А., Фурманова Д., Эренбурга И.

– Книги для детей. Жюль Верн, Братья Гримм, Кассиль Л., Киплинг Р., Сетон-Томпсон Э., Харрис Д. и другие.

– Музыка. Представлены публикации Гребнева А. и Гребнева И.: учебник сольфеджио, элементарная теория музыки, краткое руководство по обучению нотной системе, сборник пьес, сборники песен.

Следующая книга нашей виртуальной выставки «Каталог книг рельефно-точечного шрифта, имеющихся в фонде РГБС». В каталоге отражены издания с 1885 по 1991 год. Литература сгруппирована по отраслям знаний.

Читателям, интересующимся изданиями рельефно-точечного шрифта, адресован «Каталог книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом». Он выходит ежегодно с 1960 года, с 2010-го - издается в цифровом формате. Материалы в каталоге расположены по отраслям знаний и частично проаннотированы. В нем можно проследить тенденции в издательской деятельности, касающейся рельефно-точечных книг, а также узнать о вышедших новинках.

Читателей-брайлистов не всегда устраивает репертуар рельефно-точечных изданий. Чтобы удовлетворить читательский голод, в региональных библиотеках для слепых, оснащенных современными тифлотехническими средствами, осуществляется издание книг по системе Брайля по всем отраслям знаний. В помощь региональным библиотекам, занимающимся выпуском воспроизведенных изданий, в Российской государственной библиотеке для слепых в 2004 году было подготовлено методическое пособие «Издание литературы специальных форматов в библиотеках для слепых». Оно содержит практические рекомендации по созданию «говорящих» книг, рельефно-точечных и крупношрифтовых изданий.

Для того чтобы информацию о книгах, изданных в библиотеках для слепых России, сделать доступной для широких кругов пользователей, в 1999 году в РГБС начали издавать «Указатель книг, изданных в специальных библиотеках для слепых Российской Федерации». Его материалы сгруппированы по разделам в соответствии с видом изданий: «говорящие» книги, рельефно-точечные, электронные, тактильные издания, издания укрупненного шрифта. С 2009 года этот указатель выходит в цифровом формате. Познакомившись с региональными изданиями, читатель может в своей библиотеке по МБА заказать нужную литературу.

Среди наших читателей немало музыкантов. Для них с 1966 года в Российской государственной библиотеке для слепых выходит «Каталог музыкальной литературы рельефно-точечного шрифта, поступившей в фонд РГБС». В нем можно найти информацию о вокальной и инструментальной музыке. С 2010 года указатель выходит в цифровом формате.

Великое шеститочие и различные языки мира

Российская государственная библиотека для слепых располагает сборником, подготовленным в Библиотеке Конгресса США Национальной библиотечной службой для слепых и инвалидов других категорий. В сборнике, изданном плоскопечатным шрифтом, представлены национальные шрифты по системе Брайля: Албании, Барбадоса, Индонезии, Италии, Польши, Таиланда и других стран. Всего в сборник включено 83 национальных шрифта. В РГБС это издание есть в электронном виде. При необходимости можно выслать нужный шрифт по электронной почте.

Брайлевская система и ее применение: музыка, математика, информационные технологии

Участниками конференции «Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира» 13 ноября 2003 года было принято открытое письмо, в котором говорится: «Рельефно-точечная система Брайля для незрячих является одним из самых основных и важных средств общения и доступа к информации, которое в обозримом будущем ничто другое не может заменить».

Многие видные российские тифлологи занимались разработкой методик обучения чтению и письму по системе Брайля. Эти методики рассчитаны на различные группы обучаемых: взрослых и детей, слепых от рождения и поздноослепших. На нашей выставке представлено несколько методических пособий различных авторов.

Виталий Константинович Рогушин (1938–2007), кандидат педагогических наук, многие годы преподавал в университете им. Герцена в Санкт-Петербурге. На выставке представлена его книга «Обучение чтению и письму по системе Брайля», написанная в соавторстве с Мариной Борисовной Потешиной. В книге изложена методика обучения взрослых слепых.

Видный тифлолог, кандидат педагогических наук Венера Закировна Денискина в соавторстве с Мариной Геннадьевной Леушевой разработала «Методику ускоренного запоминания основных знаков (букв, цифр, знаков препинания) рельефно-точечной системы Брайля». Эта методика ориентирована на обучение незрячих взрослых и детей среднего школьного возраста.

Опыт подготовки незрячих дошкольников изложен в методическом пособии тифлопедагога Людмилы Александровны Фоминой. Книга издана в РГБС и называется «Подготовка незрячих дошкольников к обучению письму и чтению по системе Брайля».

Опыт преподавания системы Брайля содержится в книге Бориса Евгеньевича Тараканова «Шеститочие в наглядных пособиях, играх и игрушках для детей и взрослых».

Для зрячих преподавателей музыки, обучающих слепых учеников, издано краткое руководство Глеба Александровича Смирнова «Запись нот по системе Брайля».

Виталием Николаевичем Кулаковым подготовлено учебно-методическое пособие для практического освоения нотной системы Брайля «Нотная азбука для начинающих музыкантов».

Для читателей библиотеки может представлять интерес книга «Запись нот по системе Брайля. Новое международное руководство». Руководство было разработано секцией брайлевской музыки Международного союза слепых и издано в 2001 году.

Завершает этот раздел выставки учебное пособие «Система обозначений по математике, физике, химии и астрономии», подготовленное комиссией по точным наукам при ЦП ВОС. При разработке системы комиссия ставила перед собой задачу дать знаки, обеспечивающие нужды печатания шрифтом Брайля учебников по обязательным математическим курсам университетов и педагогических институтов, а также работу учащихся по этим курсам.

С момента возникновения системы Брайля до наших дней незрячие располагали различными тифлотехническими средствами письма и чтения - от прибора для письма и грифеля до современных компьютеров, оснащенных синтезаторами речи. Но повсеместная компьютеризация ни в коей мере не отменяет и не заменяет систему Брайля.

Вот как об этом говорит депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин: «Будучи убежденным брайлистом, поддерживаю то мнение, что рельефно-точечный шрифт Брайля остается основой грамотности слепых, даже несмотря на всеобщую компьютеризацию. Считаю, что невозможно проводить социальную реабилитацию инвалидов по зрению без изучения и активного использования системы Брайля».

При подготовке виртуальной книжной выставки нас заинтересовало, как в разные годы была увековечена память о Луи Брайле. Нам удалось собрать некоторую информацию.

В России в 1950-е годы был изготовлен гипсовый бюст Луи Брайля.

На родине Брайля во Франции - в Кувре желающие могут купить памятную медаль, изготовленную к 150-летию со дня рождения Луи Брайля. Элишка Глуши из Брно предоставила нам фото этой медали.

В 1959 году в СССР была выпущена марка. На марке надпись «Луи Брайль. Основатель международной системы письма для слепых».

В 2009 году к 200-летию со дня рождения Луи Брайля в Москве в музее «Дом Бурганова» была организована выставка, на которой представлен скульптурный портрет Луи Брайля работы Александра Бурганова.

Завершить обзор публикаций о Луи Брайле и его великом шеститочии хочется строками из стихотворения незрячего поэта Михаила Суворова:

Но не склеп в самом Париже И не бронза всей земли, На любых наречьях книжки - Вечный памятник Луи!

В мае 1887-ого года во французском городке Кувре открывали памятник уроженцу этих мест Луи Брайлю. Пришедшие на церемонию горожане прочли надпись на постаменте: «Брайлю - благодарные слепые» и долго рассматривали фигуры, одна из которых изображала Луи, а вторая незрячего ребёнка, изучающего точечный алфавит. Автором этого алфавита - а он по сей день остаётся универсальным для слепых всего мира - и был Луи Брайль.

Луи родился в семье шорника - ремесленника, изготовлявшего конскую упряжь. Родители души не чаяли в сыне. Едва он подрос, отец, не желая расставаться с мальчуганом даже на короткое время, стал брать его в мастерскую. Там Луи повредил себе глаза и ослеп. Участь незрячих людей во Франции в то время была незавидной. Возможности учиться они не имели, но родители Луи во что бы то ни стало решили дать сыну образование.

Отец сделал для него доски, на которых гвоздиками выбил буквы и научил мальчика читать. Освоив чтение, Луи начал писать, складывая буквы из палочек. Потом родители пригласили к нему преподавателя музыки. Скоро Луи неплохо играл на скрипке. Местный священник, обратив внимание на способного ребёнка, посоветовал отвезти его в парижский Институт для слепых детей. Луи быстро стал лучшим студентом. Учебников для незрячих в Институте почти не было и Брайль на слух выучил латинский, древнегреческий, итальянский, испанский и английский языки. Преуспел Луи и в музыке: он играл на пианино, на органе, и уже в 16 лет работал органистом в церкви. А в 17-ть стал преподавателем своего Института.

Работу по созданию алфавита для слепых Брайль начал ещё подростком. В институтской библиотеке имелось всего четырнадцать книг для незрячих, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Но читать их было неимоверно тяжело. Потому-то Луи и начал проводить эксперименты по созданию своего алфавита. Три года ушло у юноши на придумывание системы рельефно-точечной письменности. В основу шрифта Брайль взял принцип, который использовали военные для чтения донесений ночью без света. Эти «ночные письма» основывались на точках, проколах. На этом Брайль и построил свою систему букв и цифр. Простая и удобная она состояла из различных комбинаций шести выпуклых точек. Подушечка пальца человека покрывала эти шесть точек и буква мгновенно угадывалась. То есть для знакомства с текстом нужно было провести кончиками пальцев по выдавленным строчкам. Это давало возможность читать легко и быстро.

Ученики Луи с восторгом приняли новый алфавит. А вот педагоги Института воспротивились. Им не хотелось переучивать ни себя, ни детей. Брайлю пришлось бороться за то, чтобы его алфавит признали официально. А ведь и без того Луи невероятно много работал: преподавал, давал концерты, помогал своим ученикам. И не только им. Брайль дружил со слепыми из парижской «Богадельни трёхсот» и материально поддерживал многих из них, хотя сам был небогат. А однажды уступил своё место органиста слепому музыканту, у которого была большая семья.

Луи работал практически без отпусков. Уроки в Институте, службы в церкви, сольные выступления привели к переутомлению, а потом и к туберкулёзу. При этой болезни главным лечением считался отдых, но меньше всего Брайль думал о своём здоровье. Едва наступало улучшение, он возвращался к ученикам. Сил придавали и первые победы: в 1837-ом году Институт выпустил «Краткую историю Франции», изданную рельефно-точечным шрифтом Брайля. Метод Луи начали использовать коллеги. По нему уже печатали ноты. Незрячие музыканты сначала их читали пальцами, а потом уже играли вслепую.

Он стал известен всей Европе. И надеялся сделать ещё много, но болезнь прогрессировала. Брайль скончался в 43 года. Незадолго до ухода он сказал: «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды».

Спустя век вся Европа отмечала столетие со дня смерти гениального изобретателя письменности для слепых. В Кувре улицу, на которой стоял дом, где вырос Брайль, назвали его именем. А в самом доме открыли музей. В одной из его комнат хранится библиотека из книг, изданных на разных языках и напечатанных по системе Луи Брайля. Это и была самая большая мечта Луи - чтобы незрячие люди во всём мире имели возможность читать. И самая большая, хоть и посмертная, для него награда.

(фр. Coupvray, пригород Парижа) - 6 января 1852 года , Париж) - французский тифлопедагог .

Биография

В 3-летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося оттого, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца, окончательно он ослеп в 5 лет.

Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, пригласили учителя музыки для обучения Луи игре на скрипке . Алфавит Луи изучал в местной школе при помощи палочек.

В 10 лет (в 1819 году) Луи отдали в (фр.) , обучающий грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но таких книг было мало, и отсутствовали учебники по многим предметам. Методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи был одним из способнейших учеников, научился играть на пианино и органе . В 1828 году Луи окончил учёбу и получил предложение о работе младшим учителем-репетитором.

Во время обучения Луи познакомился с «ночной азбукой » (англ.), разработанной Шарлем Барбье . Барбье был артиллерийским офицером и разработал азбуку для военных целей - для передачи информации в ночное время. Запись сведений осуществлялась путём прокалывания отверстий в картоне, чтение - путём прикосновений к картону (осязанием).

Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» ().

Умер Брайль 6 января 1852 года в Париже и был похоронен в родном городе Кувре. В 1952 году перезахоронен в Пантеон (Париж). В доме, в котором Луи провёл детские годы, открыт музей. В честь Брайля названа улица, ведущая к его дому-музею.

В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.

Память

    Braille-Marseille.jpg

    Бюст в Марселе

    Buenos Aires - Busto de Luis Braille.jpg

    Бюст в Буэнос-Айресе

  • К 100-летию смерти, в 1952 году прах Брайля был торжественно перенесен в парижский Пантеон .
  • В СССР , ГДР и Казахстане были выпущены почтовые марки , посвященные Брайлю:

    Postage stamp (East Germany, 1975): Braille has been honored on stamps worldwide.

Внешние изображения
Монеты разных стран с изображением Брайля
Бельгия
Италия
США
  • В 2009 году, к двухсотлетию дня рождения, монеты с изображением Брайля были выпущены в Индии и США, а также в Бельгии и Италии.

См. также

Напишите отзыв о статье "Брайль, Луи"

Литература и источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Столетие со дня рождения Луи Брайля, «Слепец», 1909, № 2; Красноусов П. Д., Шоев Ф. И., Луи Брайль, М., 1959.

Ссылки

  • Брайль Луи - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Брайль, Луи

Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.

Письмо как способ передачи информации традиционно делится на три вида: пиктографическое, идеографическое и фонетическое. Самое древнее - пиктографическое (рисунчатое), корни которого уходят в глубь веков - куда-то к наскальным рисункам первобытных людей. Следующий этап развития письменности идеографическое (или иероглифическое) письмо. Появление иероглифов датируется III тысячелетием до нашей эры. Фонетическое письмо возникает еще позже - в самом конце II тысячелетия до нашей эры. Все алфавиты разнятся по начертанию и наименованию букв, но построены по одному буквенно-звуковому принципу. Чтобы читать письмена - и рисунки, и иероглифы, и буквы - необходимо их видеть. Как же быть слепому человеку? Или другими словами, существует ли система нотации, которая могла бы передать все богатство человеческой культуры, но не через зрение, а как-то иначе?

Как выяснилось, иной путь не только существует, но и является филогенетически более древним, чем зрение, это - осязание.
Осязание присуще всей коже, но наиболее чуткими являются подушечки пальцев, там на единицу поверхности приходится гораздо больше нервных окончаний, чем где-либо.
История сохранила упоминания о существовавших в древности, но позднее забытых, рельефных шрифтах из дерева или металла, которыми пользовались незрячие люди. Сведения о возрождении рельефных шрифтов относятся к XVII-XVIII векам.
На несколько веков растянулся процесс выработки наиболее удобной системы передачи информации, воспринимаемой осязанием. Пробовались разные варианты: курсивый, разрезной, игольчатый и другие рельефные шрифты, накапливались навыки и опыт, пока, наконец, Луи Брайль не осуществил качественный скачок.
Как всегда гений опередил свое время: признание и понимание свершенного им пришло гораздо позднее, когда земной путь Луи Брайля был уже завершен. Но даже и сейчас полнота его озарения осознается лишь частично. Разработанная им шеститочечная система сопоставима с магическими гексаграммами "Книги Перемен"!

ПРОРОКИ И ПРЕДТЕЧИ

В 1749 году Дени Дидро написал и анонимно опубликовал свое известное произведение "Письмо о слепых для назидания зрячих", за которое на три месяца был заточен в Венсенский замок. Оно не только произвело сильное впечатление на современников, но и имело своеобразный исторический резонанс, заставляя все большее и большее количество умных людей задумываться о проблемах их незрячих сограждан.
Одним из таких задумавшихся был молодой гражданский служащий Валентин Гаюи (1745-1822), по-видимому, имевший не только доброе сердце, но настоящий талант организатора. Он был сыном крестьянина-ткача из Пикардии. Проучившись несколько лет в монастырской школе, Валентин вместе со старшим братом Рене продолжил образование в Париже. Молодой человек пытался заниматься общественной благотворительностью, посещал заведение для глухонемых, основанное монахом де Лепэ, и даже помогал ему их обучать.

В 1771 году Гаюи глубоко возмутило зрелище бесстыдной эксплуатации слепых во время парижской ярмарки, где в одном из балаганов их заставляли, надев картонные очки, играть на поломанных или расстроенных инструментах по перевернутым вверх ногами нотам. Именно тогда, по его словам, решил он посвятить себя делу служения слепым.
Датой основания Королевского института для слепых принято считать 1874 год, хотя в это время просто начались занятия Гаюи с нищим слепым юношей Франсуа Лезюэром. Сперва Гаюи обучал его игре на клавикордах и проводил с ним устные беседы, но позднее решил ознакомить любознательного ученика с обыкновенной письменностью, приняв меры для того, чтобы она была доступна осязанию.12 февраля 1785 года Гаюи доложил о своем.удачном опыте занятий с Франсуа французской Академии наук. Этот опыт был признан "исторически обоснованным". О начинании заговорили столичные газеты. Различные общественные учреждения и организации принялись наперебой высказывать "делу просвещения слепых" горячее сочувствие. Между тем Франсуа Лезюэр на улицах Парижа собрал одиннадцать нищих слепых ребят и привел их к Гаюи учиться. Так и возникла школа, которую Гаюи назвал "Ателье слепых трудящихся". На ее содержание стали поступать пожертвования вещами и деньгами. Когда успех начинания сделался очевидным, "Филантропическое общество" предложило принять школу на свой бюджет, а потом исхлопотало Валентину Гаюи и уже 24 его ученикам прием у короля Людовика ХVI, который нарек "Ателье" "Королевской школой слепых" и учредил для учащихся 30 казенных стипендий. В этой школе Гаюи продолжил обучать незрячих чтению, используя выпуклые, увеличенные и стилизованные буквы обычного латинского алфавита. Первые книги для слепых были немногочисленны, громоздки и очень дороги. Тем не менее, буквы и слова в них, которые с трудом разбирали незрячие ученики, не умевшие пока писать, пробуждали у них жажду дальнейших знаний. Валентин Гаюи заложил основу для решительного шага вперед.

ЛУИ БРАЙЛЬ

Этот шаг представляло сделать замечательному человеку - Луи Брайлю(1809-1852), потерявшему зрение в результате нелепой случайности. Он родился в семье шорника, в маленькой деревушке Кувре к востоку от Парижа. Едва научившись ходить, он проводил дни напролет в мастерской отца, играя с обрезками кожи. В возрасте трех лет, вертя в руках нож, он неловким движением выколол себе глаз. Инфекция распространилась на второй глаз, и к пяти годам Луи полностью ослеп. Родители стремились дать мальчику образование и делали все от них зависящее для его развития. Луи стал посещать деревенскую школу и благодаря живому уму и великолепной памяти хорошо учился. Отец научил его читать, забивая в доску гвозди, образовывавшие очертания букв. Деревенский учитель, однако, решил, что Луи необходимо получить специальное образование, и в 1819 г. в возрасте 10 лет он был отправлен в Королевский институт для слепых в Париже. Институт помещался тогда в тесном, сыром, губительном для здоровья помещении (в дальнейшем многие из слепых учеников, в том числе и сам Брайль, заболели туберкулезом). Новый ученик оказался исключительно одаренным. В 1821 г. отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой "звукового", или "ночного", письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Это была фонетическая система, в которой выпуклые точки, расположенные в две колонки по шесть, представляли различные звуки. Луи Брайля, которому тогда было лишь 12 лет, не удовлетворила система Барбье: слишком много точек, не соблюдается правописание, нет математических символов и нотных знаков. Но идея использования выпуклых точек ему понравилась.. Днем он регулярно посещал занятия, а вечерами разрабатывал более эффективную систему чтения и письма для слепых и экспериментировал с ней. В летние каникулы, которые он проводил с родными в любимом Кувре, крестьяне часто видели, как он, сидя на обочине дороги, прокалывал иглой листок плотной бумаги. Луи не было и 16 лет, когда в конце 1824 г. его осенила гениальная идея - создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три.
В этой системе возможны в целом 63 перестановки. Расстояние между двумя точками Брайля 2-2,5 мм, и для прочтения текста "читатель" проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам.

В 1829 г. Луи Брайль опубликовал небольшой труд с изложением своей системы, которую он дополнил знаками препинания, цифрами и нотными знаками. Окончательный вариант его рельефно-точечного шрифта увидел свет в 1837 г. Изобретение Брайля было с энтузиазмом встречено учениками и слепыми коллегами в Королевском институте, где он теперь преподавал, и его шрифт был немедленно принят за основу, поскольку он оказался гораздо удобнее классической системы рельефного воспроизведения латинских букв. Однако Барбье де ля Серр, завидуя молодому изобретателю, продолжал добиваться принятия своего "звукового письма", тогда как зрячие преподаватели школы предпочитали обычные буквы в рельефе и противились использованию слепыми иного шрифта. Позже предлагались другие системы выпуклого письма вместо системы Брайля, в том числе нью-йоркская точечная система и система Муна. Несмотря на слабое зрение и большую нагрузку (с 1828 г. он преподавал географию, алгебру, а затем и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан), Луи Брайль продолжал добиваться признания и широкого распространения своей системы.
Постепенно его шрифт был принят во всем мире. И таким образом, этот скромный, исполненный сострадания к людям человек - все, кто знал его, отмечали его доброту - оказал громадную услугу слепым всего мира. Шрифт Брайля, используемый ныне для передачи знаний во всех областях деятельности человека, одинаково доступен и ученым, и рядовым людям. Современное электронное оборудование позволяет переводить на шрифт Брайля обычное письмо, но и первоначальный этот шрифт и по сей день верно служит людям.

СИСТЕМА БРАЙЛЯ В РОССИИ

В России брайлевский алфавит появился во второй половине XIX столетия. Первым русским незрячим, изучившим систему Брайля, был Денис Михайлович Оболенский (1844-1918). Отец его принадлежал к старинному роду князей Оболенских, но разорился и поступил на службу в одно из московских ведомств. Денис, потерявший зрение в 7 лет после неудачного лечения, к 10 годам уже понял, что в родительском доме он лишний. Отец просто не обращал на мальчика никакого внимания, а мать говорила всем, что, как только тот подрастет, отправит его жить в монастырь. От этой участи спас Дениса молодой студент, немец, по фамилии Руп. Руп оказался просто кладезем сведений о выдающихся европейских слепых: его о рассказы о известном слепом педагоге Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и, наконец, о слепом короле Георге V, вступившем на престол Ганновера в 1851 году и оказавшемся конституционным правителем не хуже прочих, произвели и на мальчика, и на родителей сильное впечатление. Мать Дениса, правда, возражала, что в России, слава Богу, правит один государь-император, а не короли в каждом городе, немецких же и прочих конституций нет и в заводе, но на Михаила Оболенского, слова Рупа, по видимому, подействовали и он попросил студента давать Денису хоть какие-нибудь уроки. К сожалению, эти уроки немецкой грамоты (по системе Гебольда) продолжались не очень долго, так как Руп должен был возвращаться в Германию. Горю мальчика не было границ! Чтобы утешить ребенка, дядя его, человек состоятельный, предложил средства на поездку Дениса вместе с отцом и матерью в Германию. В 1857 году семья Оболенских выехала из России. В Германии, в Гейдельберге, в том же пансионе, где остановились Оболенские, проживала старушка-англичанка Сперлинг с двумя дочерьми. Ее умерший сын был слепым. Сперлинг выписала для Дениса из Парижа "доску Брайля" и французский букварь. Дочери ее обучили мальчика письму и чтению по-французски, затем по-английски и далее по-немецки.

Еще через несколько лет Оболенскому захотелось адаптировать систему Брайля к родному языку. Руководствоваться при этом он пытался фонетическим сходством произношения. Составленный им в 1861 году русский алфавит Брайля, с тем алфавитом, который впоследствии получил распространение в России, был схож более чем наполовину. В середине 70-х годов была сделана еще одна попытка перенести систему Брайля на русскую почву. Создателем второго алфавита был член Совета "Человеколюбивого общества" А.В.Полежаев. Но окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством был разработан тифлопедагогом Е.Р.Трумберг и директором Дрезденского института слепых г. Бютнером.
Первые не рукописные, а типографские издания брайлевских книг в России осуществила на свои личные средства Анна Александровна Адлер. Вот как отозвался на это событие "Русский Слепец": "В Москве одна молодая благотворительница, г-жа А.А. Адлер решилась содействовать к скорейшему доставлению русским слепым детям отпечатанных точечным шрифтом книг для чтения. <…>. Еще зимою 1884 г. она изучила разные методы Брайлевского печатания и выписала из-заграницы пресс, шрифт и другие принадлежности типографии. За неимением знакомого с делом наборщика, она стала набирать сама, при содействии своих подруг. Сама же она, посредством ручного пресса, отпечатала все набранное. <…> Таким образом, г-же Адлер удалось напечатать, в количестве 100 экз., первую русскую книгу по системе Брайля, под названием "Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям". Новая книга красноречиво доказывает, какие замечательные результаты могут быть достигаемы отдельными частными лицами, когда они исполнены чувства сострадания и любви к страждущим ближним…<…>. Изданный сборник продается по 3 руб. за каждый экземпляр."
Известный глазной врач, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г.А.Миткевич открыл брайлевскую типографию в Одессе и к лету 1889 г. выпустил книгу стихотворений А.В.Кольцова и принялся за издание Н.В.Гоголя.

Однако растущий спрос на подобные книги сподвигнул и петербургских чиновников на открытие в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати. И с января 1898 года начал выходить первый в России журнал по Брайлю под названием "Досуг слепых". В 1924 г. было предпринято издание первых советских книг по системе Брайля. Легко догадаться, что ими были произведения В.И.Ленина.
В 1936 году при учебно-педагогическом издательстве в Москве была создана редакция литературы для слепых. В это время в связи с введением всеобуча началось массовое обучение системе Брайля взрослых неграмотных слепых и поэтому редакция в основном занималась учебниками для начальной школы и пособиями для ликвидации неграмотности. Примерно тогда же в союзных и автономных республиках было введено обучение слепых на национальных языках, что привело к созданию украинского, татарского, грузинского, узбекского и других брайлевских алфавитов.
К 1965 году по системе Брайля в издательстве "Просвещение" были изданы все основные произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Программа КПСС, материалы соответствующих съездов и пленумов ЦК КПСС. Общий тираж книг для незрячих читателей, изданный за двадцать послевоенных лет составил около 2 миллионов экземпляров (3470 наименований).

Луи Брайль (Брай; фр. Louis Braille; 4 января 1809 года, Кувре (фр. Coupvray, пригород Парижа) - 6 января 1852 года, Париж) - французский тифлопедагог.

Биография

Луи Брайль родился 4 января 1809 года в семье сапожника (по другим данным - шорника) Симоне-Рене (Simon-Ren) Брайля в небольшом французском городке Кувре (англ.).

В 3-летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося оттого, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца, окончательно он ослеп в 5 лет.

Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, пригласили учителя музыки для обучения Луи игре на скрипке. Алфавит Луи изучал в местной школе при помощи палочек.

В 10 лет (в 1819 году) Луи отдали в Парижский государственный институт для слепых детей, обучающий грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но таких книг было мало, и отсутствовали учебники по многим предметам. Методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи был одним из способнейших учеников, научился играть на пианино и органе. В 1828 году Луи окончил учёбу и получил предложение о работе младшим учителем-репетитором.

Во время обучения Луи познакомился с «ночной азбукой» (англ.), разработанной Шарлем Барбье. Барбье был артиллерийским офицером и разработал азбуку для военных целей - для передачи информации в ночное время. Запись сведений осуществлялась путём прокалывания отверстий в картоне, чтение - путём прикосновений к картону (осязанием).

В 1824 году (в 15 лет) Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей, названный в его честь (шрифт Брайля) и используемый по сей день во всём мире. Брайль работал над шрифтом многие годы и в 1829 году представил начальный вариант шрифта (англ.) на рассмотрение совета института. Совет института счёл шрифт неудобным для зрячих преподавателей. И только в 1837 году по настоянию слепых и слабовидящих людей совет института снова вернулся к рассмотрению шрифта.

Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку незрячим и слабовидящим людям, на основе принципов, положенных в основу его шрифта, разработал шрифт для записи нот (нотопись).

Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837).

Умер Брайль 6 января 1852 года в Париже и был похоронен в родном городе Кувре. В 1952 году перезахоронен в Пантеоне (Париж). В доме, в котором Луи провёл детские годы, открыт музей. В честь Брайля названа улица, ведущая к его дому-музею.

В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.

Память

    Бюст с рельефом на родине в Кувре

    Могила Брайля в Пантеоне в Париже

    Бюст в Марселе

    Бюст в Буэнос-Айресе

  • К 100-летию смерти, в 1952 году прах Брайля был торжественно перенесен в парижский Пантеон.
  • В СССР, ГДР и Казахстане были выпущены почтовые марки, посвященные Брайлю:

    Почтовая марка СССР, 1959 год

    Postage stamp (East Germany, 1975): Braille has been honored on stamps worldwide.

    Почтовая марка Казахстана, 2009 год

  • В 2009 году, к двухсотлетию дня рождения, монеты с изображением Брайля были выпущены в Индии и США, а также в Бельгии и Италии.