Заполнить таблицу направления внешней политики юстиниана. Войны с вандалами, остготами и вестготами; их результаты

Тема урока: Культура России в XVIII веке

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры России в XVIII веке.

Задачи

Образовательная: представить школьникам основные направления, которые наблюдались в культурной жизни России в веке, охарактеризовать их связь с западной культурой;

Развивающая : сформировать умение выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, таблицами;

Воспитательная: на примерах художественных достижений пробуждать у учащихся чувство гордости и любви к Родине, интереса к ее богатейшей культуре.

Тип урока: комбинированный

Основные вопросы урока:

1. Образование и книгоиздание

2 . Общественная мысль

3. Литература

5. Театр

6. Живопись

7. Архитектура

8. Скульптура

Основные понятия урока: светское образование, классицизм, барокко, сентиментализм.

Методическое обеспечение урока: Учебник «История России» А. А. Левандовский §10, мультимедиа проектор с презентацией «Культура России в XVIII веке».

Ход урока:

I. Приветствие

II. Проверка домашнего задания: § 9 Правление Павла I.

III. Изучение нового материала

Тема сегодняшнего урока – «Культура России XVIII в» и мы с вами отправляемся на экскурсию в «золотой век русского дворянства», «век дворцовых переворотов».

В первые десятилетия после Петра I в сфере культуры шло восприятие и усвоение тех разнообразных явлений, которые потоком хлынули в Россию в период преобразований. Во втор. пол. XVIII века страна обрела новую, яркую и своеобразную культуру.

  1. Образование и книгоиздание . Одной из самых главных проблем, вставших перед Россией, было создание образовательной системы. Петру I этого не удалось. Его преемники на школы низших слоев населения вообще махнули рукой. Образование приняло подчеркнуто сословный характер. Начало этому положила Анна Иоанновна, утвердив Сухопутный шляхЕтский корпус. Привелегией дворян являлось и первое светское учебное заведение для девиц – Воспитательное общество благородных девиц при Воскресном Смольном монастыре.

Подобное положение дел в сфере образования было губительно для страны. В связи с неграммотностью тормозилось культурное развитие и все сферы жизни. Важнейшим шагом в совершенствовании системы образования стало основание в 1755 Московского университета. Созданный по инициативе и проекту М.В.Ломоносова. Первоначально в университете было 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение было бесплатным и продолжалось 7 лет.

В 1786 г был утвержден Устав народных училищ. В уездных городах открывались малые училища (двухклассные), дававшие необходимый минимум образования: учили чтению, письму, арифметике и граммматике, изучали Священное писание. В губернских городах открывались главные училища, приближенныее к средней школе. В училищах вводились единные учебные планы – классно-урочная система.

Не осталась без внимания и книжная культура. В допетровские времена книга была в значительной степени предметом роскощи, при Петре I она стала, прежде всего, учебным пособием. Теперь же она воспринимается как источник знаний и удовольствия, обращение к которому в дворянском обществе становится общепринятым.

Большую роль в этом процессе создал Н.И. НовикОв. В 1779 году он возглавил типографию Московского университета и в течение 10 лет с размахом продолжал издательское дело. Значение для книгопечатания имел и указ Екатерины II 1783 г «О вольных типографиях» позволявший открывать их всем желающим.

Обо всем это можно говорить лишь то, что в делах народного просвешения намечались успехи, хотя они были ничтожно малы. Два человека из тысячи были грамотными. Процент, мягко говоря, не европейский. В Европе тоже далеко не все еще были грамотными, но такого чудовищного уровня неграмотности не было нигде.

  1. Общественная мысль. На общественную мысль влияние оказывала идеология «просвещенного абсолютизма». Государственная власть как единственная реальная сила, действующая на общую пользу. Польза понимается как достижение благополучия всего населения. Сам глава государства это уже не как воин и добытчик, как при Петре I, а «мудрец на троне». Многие представители образованного общества выражали готовность к сотрудничеству с верховной властью в осуществлении их целей. Однако, когда дело доходило до решения проблем, выяснялось что между взглядами сторонами существуют принципиальные различия.

Итак, рассмотрим подробнее историческую фигуру – Н.И. НовикОва. Он очень резко и откровенно выражал в своих журналах российскую действительнность, далекую от идеалов.

А.Н. Радищев в своем сочинении впервые определил крепостное право как страшное и безусловное зло. Реакция Екатерины II на идейных противников была жестокой, оба попали в тюрьму. И то, что уже обсуждались какие-то вопросы, – вопросы законодательства, вопросы крепостного права – говорит о развитии русской общественной мысли.

  1. Литература. Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: Эпической поэме, Трагедии, Торжественной оде. Сюжет произведений строился по строгим правилам. Писателями того времени являлись В.К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А.П. Сумароков, создатель русской бытовой комедии Д.И. Фонвизин. Выдающийся поэт Г.Р. Державин смело нарушал границы жанров, язык его стихов приближался к разговорной речи.

С 70-ых годов XVIII века возникает новое направление - сентиментализм. С ним появляются новые жанры: Путешествие, Чувствительная повесть. Самый яркий писатель этого напрвления Н.М. Карамзин.

Новым явлением в литературе стало то, что писать стремились все – от императрицы до купцов и простолюдинов. Это говорило о том, что интерес к литературе становился массовым. Фонвизин, Державин, Ломоносов, все эти люди создали базу для того, чтобы уже в следующую эпоху, в первой половине XIX века наступил золотой век русской литературы.

  1. Театр. Развиваются не только скульптура, архитектура и живопись – в этот период появляется первый крупный русский театр. В Ярославле его создал Федор Волков.

В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.

Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.

  1. Живопись. П ередовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом. XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

Портретная живопись. Представитель А. П. Антропов, который избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны, реалистичны и вместе с тем психологичны. Коронационный портрет Петра III 1762 год: император изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои, неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел Антропов.

Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов – художники портретного жанра.

Основоположник русской исторической живописи А.П. Лосенко. Рогнеда – полоцкая княжна, жена Владимира Святославича.

  1. Архитектура. Все началось со строительства Петербурга. В первые десятилетия после Петра I в этой сфере господствовал стиль барокко, для которого характерны торжественность, пышность, изобилие декоративных деталей.

Самым значительным архитектором, творившим в этом стиле, был Б.Ф. Растрелли. Зимний дворец – нарядность и великолепие зданию придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом раставленные по всему периметру здания. Специфика стиля: колонны, пилястры (вертикальный выступ стены), контрастное решение белые колонны на фоне голубого поля и золотого декора. Один из переводов «Барокко» – жемчужина неправильной формы. Вот эта асимметрия, эта неправильность и, обратите внимание: то, чего в Европе не было, – русское многоцветие: и золото, и бирюза, и белый, и красный цвет, и другие цвета – все это русское барокко, которое себя проявило и в скульптуре, и в живописи, но больше всего, конечно же, в архитектуре.

Во второй половине XVIII в барокко сменяется классицизмом: произведениями разумной, естественной простоты и внутренней гармонии строгая пропорциональность, симметрия, вписанность в окружающую среду – характерными для классических античных образцов. В этом духе работали М.Ф. Казаков, В.И. Баженов, И.Е. Старов.

  1. Скульптура. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной орнаментальный характер. Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма.

В 1782 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе), названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая подняла на вершины своего всадника. Согласно правилам классицизма скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга.

Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин, земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созданы бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. Но реализм Шубина не мог быть по праву оценён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл. Он умер в бедности.

IV. Обобщение материала.

События XVIII века нашли отражения в развитии культуры. Политика монархов Петра I, Екатерины II обусловила проникновение европейского свободомыслия в Россию.

В этот период было создано множество потрясающих, красивых памятников, которыми мы гордимся до сих пор, на которые мы с удовольствием смотрим, которые, конечно, принесли России славу. За короткие сроки Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы.

V. Домашнее задание.

§ 10 «Культура России в XVIII в.» пересказ. Ответить на вопросы в конце параграфа. Работа с документами.

Предварительный просмотр:

Журнал «Трутень» Журнал «Живописец»

Литература Классицизм - литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.

М.В. Ломоносов В.К. Тредиаковский

Гавриил Романович Державин (1743 – 1816) Русский поэт Произведения: «На смерть князя Мещерского» «Фелица» «Бог» «Видение Мурзы» «Водопад»

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) Основатель в литературе жанра –сентиментализм. Произведения: «Бедная Лиза» «Письма русского путешественника» «Юлия» Перевод - пересказ «Слова о полку Игореве»

Сентиментализм - художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы.

Живопись 1757 г –первая в России Академия художеств

Парадный портрет Петра III А. П. Антропов. 1762 год

Портрет Марии Лопухиной В. Л. Боровиковский. 1797 г

Взятие Казани Д.И. Угрюмов. Около 1880 Избрание Михаила Федоровича на царство. Г.И. Угрюмов. Около 1800

Архитектура 2 стиля: Барокко (пышность, величавость, нарядность, изящество, разнообразие декоративного убранства). Классицизм (монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов).

Бартоломео Франческо Растре́лли (1700 – 1771) Русский архитектор итальянского происхождения Стиль барокко: пышность фасадов; колонны, атланты, кариатиды, пилястры. Является автором крупнейших дворцовых ансамблей: - Зимний дворец в Петербурге - Главная (Иорданская) лестница - Большой дворец в Петергофе - Дворец Строгановых - Смоленский монастырь - Андреевская церковь в Киеве

Зимний дворец в Петербурге

Большой дворец в Петергофе

Смольный монастырь

Матвей Федорович Казаков (1738-1812) Русский архитектор, который при Екатерине II перестроил центр Москвы в палладианском стиле Стиль классицизм Автор многочисленных работ: - Храм Вознесения на Гороховом поле - Здание Сената в московском Кремле - Голицынская больница - Павловская больница - и др.

Здание Сената в московском Кремле

Голицынская больница

Скульптура

Этьенн Морис Фальконе́ (1716 - 1791) Французский скульптор Екатерина II поручила ему создание конного памятника Петру I.

Памятник Петру I . 1768-1770 гг.

Федот Иванович Шубин (1740 - 1805) Русский скульптор XVIII века Работал в основном с мрамором, редко бронзой Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов

Статуя Екатерина II- Законодательница. 1789 Скульптурный портрет М.В. Ломоносова, 1792


Конспект по истории России

На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и науки.

Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине. В провинции начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные школы - для обучения солдатских детей. Помимо этого в Москве (1703-1715 годы) работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э.Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным языкам.

Военных специалистов готовили Навигацкое, Артиллерийское, Инженерное, Морское и Медицинское училища.

Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники . Наибольшее распространение получили грамматика Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие. Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет за годы правления Петра свыше 600 наименований книг и других изданий (в том числе немало переводов).

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли , а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости". Широкий размах приобрели географические и геологические изыскания. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей (М.Сердюков, Я.Батищев, И.Беляев, Е.Никонов, А.Нартов и другие).

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций и организовывалось отечественное музееведение. В 1719 году для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов", которое послужило основой для коллекций будущих музеев - Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-Морского и других.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук , открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в жизни России в петровскую эпоху нашли отражение в литературе и публицистике. В 1717 году в Петербурге вышло в свет "Рассуждение..." о причинах войны со Швецией, представляющее собой первый в российской истории дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.Посошкова, и прежде всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".

Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был идеолог церковной реформы Феофан Прокопович . Им был разработан "Духовный регламент" и важный политический трактат "Правда воли монаршей". Другим видным церковным деятелем был Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами "Знамение пришествия антихристова" и "Камень веры", направленные против протестантизма.

Ко времени Петра I относятся попытки создания публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии. В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII века активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н.Никитин, А.М.Матвеев, а среди мастеров гравюры - И.Адольский.

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций , что особенно ярко выразилось в создание дворцово-парковых ансамблей - например, оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж.Б.Леблон).

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов , созданию крупных архитектурных ансамблей - в основном гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство и другие.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жёсткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями Просвещения - французской идеологии "царства разума", придававшей большое значение распространению образования и науки.

В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист Н.И.Новиков (1744-1818 годы), занимавшийся также издательской деятельностью. Его сатирические журналы "Трутень" и "Живописец" (1769-1773 годы) бичевали пороки, вызванные самодержавным деспотизмом и крепостничеством: его мысль "крестьяне такие же люди, как дворяне" была открытием для России XVIII века.

В развитии образования прослеживались две тенденции: во-первых расширение сети учебных заведений (появление в 1786 году "Устава народных училищ" привело к увеличению народных школ с 8 до 288, а количества учеников - с 518 до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения - благородный пансион.

Большую роль в распространении образования играл И.И.Бецкий, сторонник воспитания детей в изоляции от родителей (во избежании дурного влияния). Благодаря деятельности Бецкого в Москве появился Воспитательный дом для незаконно рожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества, в Санкт-Петербурге - Смольный институт для благородных девиц с мещанским отделением для недворянок. Христианские миссионеры открывали школы для народов Поволжья и Сибири.

Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 году к ней прибавился Московский университет, в 1773 году Горное училище в Петербурге, в 1783 году - Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В.Ломоносов - естествоиспытатель мирового значения, поэт- просветитель, художник, историк. Ломоносов открыл закон сохранения материи, выдвинул учение о цвете, исследовал электричество и силу тяжести, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли и т.д.

Взлёт технической мысли связан с именем И.И.Ползунова, изобретателя универсальной паровой машины, работавшей на Уральском заводе и механика- изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург "самобеглой коляской", протезами для инвалидов, лифтом, прожектором, проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 метров.

В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты.

Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции.

Н.М.Карамзин - писатель, историк, автор "Истории Государства Российского", основоположник русского сентиментализма. В своих произведениях "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" Карамзин изображает русских крестьян в чувственно-сентиментальном духе, в образе пастухов и пастушек, а помещика - заботливым отцом своих крестьян. Г.Р.Державин был крупнейшим поэтом конца XVIII века. Его волновали и красоты окружающего мира, и философские проблемы человеческого существования, и общественно-политические проблемы.

Д.И.Фонвизин - русский писатель, создатель социальной комедии. Он одним из первых начал разоблачать миф о "философе на троне", обличать тупость, невежество русского дворянства. В комедиях "Бригадир" и "Недоросль" воспроизвёл яркую картину быта помещиков, сделав упор на наиболее неприглядные стороны их жизни.

С именем А.Н.Радищева связано формирование революционной идеологии, направленной на уничтожение самодержавно-крепостнического строя насильственным путём. Наиболее известное его произведение - книга "Путешествие из Петербурга в Москву", написанная в 1784-1789 годах в форме путевых заметок. С симпатией представлены в "Путешествии" образы крестьян, отталкивающими чертами наделены помещики, относящиеся к крестьянам как к рабочему скоту. Самодержавию он противопоставляет республиканское народное правление, выдвигает идею "совершенного уничтожения рабства" народным восстанием и "наделением крестьян землёй". Екатерина назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачёва", увидела в нём распространителя "заразы французской". По её приказу Радищев был арестован и приговорён к смерти, которую заменили 10-летней ссылкой в Илим.

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.)

Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В. Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу Петра Академии Наук был предпринят ряд больших географических экспедиций. Исторические труды создает В.Н.Татищев, литературные произведения А.Д.Кантемир и В.К.Тредиаковский. Ломоносова же не случайно называют "нашим первым университетом". Его творчеству присуща та нерасчлененность научного знания, которая вообще отличает науку XVIII в. В 1755 г. по его инициативе был открыт университет в Москве (ряд исследователей считает более старым Петербургский университет, который возник на базе Академии Наук еще в 1725 г.).

Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное образование, хотя основным было еще весьма несовершенное домашнее обучение. Предполагалось ввести три типа такого рода заведений - малые, средние и главные народные училища. Все эти мероприятия в области образования были связаны с именем И.И.Бецкого. В области точных наук и техники русские ученые добивались значительных успехов. В стенах Академии Наук работали талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину, И.П.Кулибин создал много научных приборов высокого качества, разработал замечательный проект одноарочного моста через Неву. К сожалению, в условиях той бюрократической системы, которая уже тогда возникла в России, многие из этих изобретений остались невостребованными.

В это время в общественной мысли России формируется и крайне левое радикальное крыло - течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А.Н. Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским материалистам XVIII в. Основным его произведением стало знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Это хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно Екатерина II Великая заявила, что Радищев - "бунтовщик хуже Пугачева".

Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды и мировоззренческие установки.

Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей - идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа "общей пользы". Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры. А.П.Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.В.Княжнин и ряд других - представители классицизма в русской литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка.

Наряду с художественной литературой в XVIII в.получают большое распространение мемуары. Лучшими из них были записки А.Т.Болотова. Русская живопись второй половины XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать нас своим мастерством. Первым русским академиком исторической живописи был А.П.Лосенко. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее талантливыми русскими скульпторами были Ф.И.Шубин, Ф.Ф.Щедрин, М.И.Козловский. Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж.Кваренги, Ч.Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы - В.Н.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.

В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г.Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И.А.Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П.Шереметьева в его подмосковных усадьбах - Кусково и Останкино.