Возникновение Эгопоэзии Вселенского Футуризма. Самостоятельная издательская деятельность

ОЛИМПОВ Константин Константинович

наст. фам. Фофанов;

19.9(1.10).1889 – 17.1.1940

Поэт, прозаик, переводчик. Сборники стихотворений «Аэропланные поэзы. Нервник 1. Кровь первая» (СПб., 1912), «Жонглеры-нервы» (СПб., 1913); поэтические листовки «Глагол Родителя Мироздания. Негодяям и мерзавцам» (Пг., 1916), «Проэмий Родителя мироздания. Идиотам и кретинам» (Пг., 1916), «Исход Родителя Мироздания» (Пг., 1917), «Паррезия Родителя Мироздания» (Пг., 1917), «Анафема Родителя Мироздания» (Пг., 1922) и др. Сборник рассказов «Окровавленная лестница» (Пг., 1920). Книга «Третье Рождество великого мирового поэта Титанизма Великой Социальной Революции Константина Олимпова, Родителя Мироздания» (Пг., 1922). Сын поэта К. Фофанова.

«Попалось ему в 1910 (кажется) году в газете слово „футурист“ – речь шла об итальянцах. Понравилось. „Что ж, – думаю, – Игорь (Северянин) восемь лет пишет; я тоже немало. Никто внимания не обращает. Надо что-нибудь попробовать“. Прихожу к отцу [К. Фофанов. – Сост. ]: „Папа, мы решили вселенскую школу основать – тебя предтечей…“

Папа закричал: „Не смей! Меня в «Новом времени» печатать не будут! Вот когда умру, тогда делайте что хотите“.

И действительно, Вселенский Эгофутуризм был декларирован только в 1911–1912 годах, после смерти Фофанова» (Л. Гинзбург. Человек за письменным столом ).

«В „Собаке“, а чаще до нее, то есть на открытых лекциях, выступал иной раз и страшный, с белокурыми растрепанными волосами, творец неба, земли, бога, всей вселенной – Константин Олимпов. В нем была квинтэссенция „Эгофутуризма“. На моей лекции в Тенишевском он-то и в скором времени зарезавший себя другой эгофутурист – И. В. Игнатьев – заранее подготовили скандал, придя в зал с нарочно купленной в Гостином дворе подушкой, изображающей кошку. Когда я заговорил о Мандельштаме – с криком „мраморная муха“ эгофутуристы бросили эту кошку… в меня – но промахнулись.

В зале находился пристав. Он объявил перерыв, которым и воспользовались для того, чтобы увести нарушителей порядка в коридор и на лестницу. Оба были привлечены к мировому судье…» (В. Пяст. Встречи ).

«Он был среднего роста, худощав, в осеннем пальто и сильно помятой фетровой шляпе, из-под которой выбивались пряди белесых, цвета соломы, волос.

Небесно-голубые глаза смотрели в пространство.

Мы поднялись в квартиру. Она состояла из двух необитаемых комнат и обитаемой кухни. Одна комната была открыта и завалена всяким хламом: дверными ручками, гвоздями, мешками, рогожами – и предназначалась любезным хозяином для воров. Вторая комната всегда запиралась и служила мемориальным музеем. В ней были аккуратно развешаны портреты отца-поэта, все под стеклом и в рамах, стоял шкаф, наполненный до отказа отцовскими рукописями, отцовский письменный стол с гипсовой маской поэта, стояла потрепанная мягкая мебель. А жил Олимпов в маленькой кухне, в которой плита хоть изредка, но топилась. Там стояли его кровать, стол и два стула.

…Потом он читал.

Читал он замечательно, красиво и вдохновенно, несколько нараспев. Особенно хорошо у него звучали отцовские стихи. Он страстно любил отца, считая его великим поэтом.

…Человек несомненно странный, очень одаренный, но изломанный, Олимпов, когда его узнавали поближе, производил на всех прекрасное впечатление. Он был поистине не от мира сего и, как все люди этой породы, был исключительно честен и чист.

Стихи свои он подписывал всегда так: „великий мировой поэт Константин Олимпов“.

Иногда добавлял: „родитель мироздания“.

…Олимпов был самым любимым из детей Фофанова, к тому же единственным, сохранившим с ним сходство: у него были такие же голубые глаза, тоже слегка безумные, такие же соломенные волосы, кроме того, у него был такой же нервный и неразборчивый почерк.

Олимпов считал, что, поскольку у него на руках хранится весь огромный, изданный и неизданный фонд отцовских рукописей, он не может и не должен подписываться отцовским именем и писать лирические стихи. Он придумал поэтому себе псевдоним „Олимпов“ и, переломив себя, писал стихи, совершенно отвлеченные, потусторонние, на тему о мироздании, никак и ничем не похожие на стихи отца.

Но в нем жила душа подлинного поэта, и вот, изредка, настоящие стихи прорывались.

…Человек несомненно крупных возможностей, но неудачник, ко всему этому – наследственный алкоголик и потому человек безвольный, Олимпов так и не осуществил ни одного из своих неизменно огромных замыслов. Он обладал большими способностями к математике и был превосходным шахматистом. Это свидетельствует о том, что он способен был логически мыслить. Но был какой-то предел, какая-то черта, до которой он доходил и круто поворачивал назад, в ту бездну, которая его погубила как поэта и которую он сам называл Мирозданием. Это был своеобразный уход от мира, тот уход, во имя которого отец его создал свой, собственный мир иллюзий, во имя которого Грин создал свою „Гринландию“» (В. Смиренский. Воспоминания ).

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

РОКОССОВСКИЙ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ 1896-1968 Полководец Великой Отечественной войны. Маршал Советского Союза. Маршал Польши.Константин Константинович Рокоссовский родился на Псковщине в старинном городе Великие Луки. В русской армии начал служить с 1914 года.

Из книги Памятное. Книга первая автора Громыко Андрей Андреевич

Георгий Константинович Жуков Кто в нашей стране не знает имени полководца, прошедшего путь от солдата до маршала и министра обороны СССР?Да и за рубежом среди людей, помнящих вторую мировую войну, мало найдется тех, кто не слышал бы о нем. О Жукове писали и друзья, и недруги

Из книги Гончаров автора Мельник Владимир Иванович

Константин Константинович Самыми близкими и прочными были отношения с великим князем Константином Константиновичем, которому Гончаров также преподавал русскую словесность с 1873 года. Когда-то автор «Обломова» преподавал словесность в семье Майковых, из которой вышли

Из книги Люди и куклы [сборник] автора Ливанов Василий Борисович

Михаил Константинович Лагерь таежной киноэкспедиции по фильму «Неотправленное письмо» расположился на берегу лесной речки Ус в строительных вагончиках. Художник Давид Виницкий занимал один отсек такого вагончика вместе с режиссером Михаилом Константиновичем

Из книги Десять лет на острие бритвы автора Конаржевский Анатолий Игнатьевич

Григорий Константинович Орджоникидзе Ожидался приезд т. С. Орджоникидзе на Магнитку. Общеизвестно, какое значение в те годы т. Серго придавал использованию иностранного опыта. Являясь инициатором этого дела, он следил систематически за тем, чтобы опыт не только

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

МОРТИН Федор Константинович Родился 2 мая 1918 года в селе Красная Поляна Маре-севского района Горьковской области. Окончил сельскую среднюю школу, в 1937 году-Арзамасский государственный учительский институт. Преподавал в родном селе физику и математику.В 1939-1940 годах был

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛИТВИН Савелий Константинович наст. имя и фам. Шеель Хаимович Эфрон;1849 – 5.7.1925Прозаик, драматург, мемуарист. Публикации в журналах «Русский вестник», «Исторический вестник», «Свет», газетах «Новое время», «Вечернее время» и др. Сборники рассказов «Среди евреев» (СПб., 1897),

Из книги автора

ЛЯДОВ Анатолий Константинович 29.4(11.5).1855 – 15(28).8.1914Композитор, дирижер. Профессор Петербургской консерватории (с 1886) и Придворной певческой капеллы (с 1884). Ученик Н. Римского-Корсакова. Преподавал у С. Прокофьева, Н. Мясковского, Б. Асафьева. Мастер оркестровой и

Из книги автора

МАКОВСКИЙ Сергей Константинович 15(27).8.1877 – 13.5.1962Художественный критик, поэт, издатель, мемуарист. Основатель и редактор (до 1917) журнала «Аполлон». Стихотворный сборник «Собрание стихов» (СПб., 1905). Книги «Страницы художественной критики» (Кн. 1, СПб., 1906; Кн. 2, СПб., 1909; Кн. 3,

Из книги автора

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович псевд. Гроньяр, Посторонний, Профан и др.;15(27).11.1842 – 28.1(10.2).1904Литературный критик, публицист, социолог. В 1870–1880 – ведущий публицист «Отечественных записок», с 1885 – «Северного вестника». Автор статей о Ф. Достоевском, Л. Толстом,

Из книги автора

ПЕТРОВ Дмитрий Константинович 13(25).8.1872 – 2.5.1925Филолог, медиевист, переводчик. Профессор Петербургского университета (1908), впоследствии член-корреспондент Академии наук. Автор поэтического сборника «Элегии и песни (1889–1911)» (СПб., 1911), книги «Лекции по введению в романскую

Из книги автора

ПРОНИН Борис Константинович 26.11(8.12).1875 – 29.10.1946Драматический актер, режиссер. Артист МХТ (1903–1905), драматического театра Комиссаржевской, режиссер-распорядитель «Дома интермедии» в Петербурге. Основатель литературно-артистических клубов «Бродячая собака» и «Привал

Из книги автора

РАУШ фон ТРАУБЕНБЕРГ Константин Константинович барон2(14).4.1871 – 10.6.1935Скульптор, был привлечен к работе на Императорском фарфоровом заводе (1909–1915), автор портретных статуэток и декоративной скульптуры малых форм. Двоюродный брат искусствоведа Н. Врангеля.«Он был типичный

Биография

Портрет работы И.Е.Репина, 1916 г.

В 1907 году окончил петербургское реальное училище принца П. Г. Ольденбургского . В 1908-1910 годах был вольнослушателем Петербургского археологического института.

C 1912 года публиковал свои стихи, был одним из наиболее последовательных представителей эгофутуризма .

Интересно, что свойственное эгофутуристам гипертрофированное самовосхваление соседствовало в его творчестве с обращением к читателям с просьбой о денежной помощи. Одно из его произведений сопровождалось словами:

Человечество не может себе представить, что Великий Мировой Поэт Константин Олимпов не в состоянии заработать даже одной тленной копейки, чтобы приобрести себе насущных макарон для поддержания своей планетной оболочки. Он умирает от голода и нищеты.

Перу Олимпова принадлежат также листовки «Отдых 1», «Эпоха Олимпова» и теоретическая книга «Академия эгопоэзии Вселенского футуризма» (Рига , 1914).

В начале 1920-х годов Олимпов, вместе с молодыми поэтами-братьями Борисом и Владимиром Смиренскими, пытался возродить литературное направление эгофутуризма. Созданная ими в Ленинграде группа (в неё, кроме упомянутых, входили Константин Вагинов , Грааль-Арельский , Дмитрий Дорин, Александр Измайлов), названная «Кольцо поэтов имени Константина Фофанова», занималась издательской деятельностью и проводила поэтические вечера. В 1922 году Олимпов опубликовал в Петрограде своё произведение «Анафема Родителям Мироздания» и книгу «Третье Рождество великого мирового поэта Титанизма Великой Социальной Революции Константина Олимпова, Родителя Мироздания». В сентябре 1922 года группа «Кольцо поэтов» была закрыта по распоряжению Петроградского ЧК .

В конце 1920-х годов Олимпов снова объявил о воссоздании «Академии эгопоэзии», куда кроме него и Смиренских, вошёл также поэт Н. Позняков. В 1930 году власти опять заинтересовались участниками «Академии»: её члены, в том числе Олимпов, проходили и были осуждены по делу ОГПУ против «части богемствующих артистов города Ленинграда».

Литература

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся в 1889 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 17 января
  • Умершие в 1940 году
  • Умершие в Омске
  • Русские поэты
  • Поэты России
  • Репрессированные в СССР
  • Русский футуризм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Всe мои выступления в печати и на эстраде вызывали скандал в литературе. Последствием скандала было появление течения футуризма. Он разросся и принял такую форму, что во многих лекциях и рефератах о футуристах моя фамилия умалчивается, или представляется в уродливой форме.

И вот чтобы объяснить эти причины, я вынужден выступить с настоящей книгой.

Основателем литературного футуризма являюсь я - Великий Константин Олимпов и никто - другой.

Многие личности подтасовкой фактов и популяризацией своих подтасовок добились рекламным путем извращения истины.

Разворовывание моих идей продолжалось долго, и я все смотрел и, чтобы не закрыть свои глаза от невидимой рекламы и узнавать про все, я должен был одеть тогу Гамлета, притворяться, показываясь в обществе вечно пьяным и казаться в своих действиях ненормальным для нормальных людей. Я слышал, что про меня говорили: и эпилептик, и параноик, и алкоголик, и что я не переслышал.

Но я все наматывал на клубок памяти и теперь перед глазами человечества хочу развернуть, чтобы оно увидело и поняло, как опасно иногда доверяться окружающей среде, которая стоит много менее самого.

Общество помнит, что существовал «Петербургский глашатай».

Общество знает, что существовал при журнале «Русская мысль» Валерий Брюсов.

Общество слушало лекции Корнея Чуковского о футуристах и слышало о их сборниках и их вечерах.

И общество знает, что существуют энциклопедические словари, в которых обязательно будет занесено о футуристах, и поколения станут читать о футуризме.

И так как во всем, в настоящее время, Моему Творчеству уделяется мало внимания, между тем, как от меня пошел футуризм, я очень радуюсь, что футуризм разлился широкой рекой, но, к сожалению, пошел на наклонный путь.

Ключ возникновения футуризма лежит в первом моем печатном выступлении.

И так как составители энциклопедических словарей должны будут пользоваться извращенной подтасовкой, я должен, еще раз напоминаю, выступить с разъяснением.

Со смертью моего отца - поэта К. М. Фофанова не осталось ни одного первоклассного поэта. Я - стал на его место.

Возникновение Эгопоэзии Вселенского Футуризма

Константин Константинович Олимпов-Фофанов воплотился в земной чехол жизни в 1889 году 19-го сентября в С. Петербурге.

Мой дух не имеет ни начала и ни конца, для появления на земле избрал себе родителей воплощения:

Отец - Константин Михайлович Фофанов - величайший лирик - Поэт, одаренный гениальным созерцанием психологии Природы.

Мать - Лидия Константиновна, урожд. Тупылева, ее дед получил от Александра I потомственное дворянство за боевое крещение под Псковом, в государственном ополчении против маршала Даву в 1812 г.

Отец и мать православные.

С возникновением земли появился и мой произношении РРРР... особую гармонию и казалось, этой буквой можно выразить что угодно, стоит только дать ей определенный тон.

В 1897 меня нарисовал пером Илья Репин.

В 1898 г., по случаю болезни матери, меня поместили в детский приют Императорского] Человеколюбивого] Общ[ества], а затем через полгода перевели в другой, для подготовки в классическую гимназию. Но в гимназию через год не поступил, так как директор классической гимназии Императорского] Чел[овеколюбивого] Общ[ества] заявил, что у него принимаются только дворяне, а не крестьяне; тогда хлопотами ныне покойных С. А. Венгерова и П. И. Вейнберга был определен в пансион на Пушкинскую стипендию в реальное училище Пр[инца] Ольденбургского.

Училище окончил в 1907 г. и осенью того года хотел поступить в Высшее Уч[ебное] Зав[едение], но увлечение поэзией отца привязало меня к отцу-поэту и до самой его смерти жил неразлучно с ним.

В 1908 г. с отцом переезжаем в Петроград, а я поступаю вольнослушателем в Имп. Археологический Институт, который и окончил, приобретая еще побочные знания в посещении Императорской] Публичной библиотеки, которую начал посещать с 14-ти лет, читая книги и журналы по всем вопросам.

В 1910 г. я с отцом переселяюсь в Сергиевскую Пустынь под Петроградом и сдачу экзаменов в Археологическом] Институте] бросил, считая лишним получать ненужные дипломы, да еще платить десять рублей за его, когда и так мы нуждались в деньгах. Надо заметить, что Арх[еологическо]му Инст[иту]ту я тоже за слушание лекций не платил, - был освобожден.

Мелькнуло детство и отрочество, а приходящая юность потянула к славе.

[Нрзб.] шарманка поэзии от рождения не дремала, развивалась.

В литературе гремели декаденты и модернисты, а я, отстраняя их [наивные?] песни, плыл своим личным развитием духа, мировоззрения, игнорируя редакции журналов и газет.

В 1909 г. появилась в Италии кучка общественных деятелей, носящая кличку футуристов, проповедующая Футуризм.

Это слово я задумал перевести на русскую почву, желая свое творчество, не подходящее ни к модернистам, ни к декадентам, окрестить футуризмом.

Мое мировоззрение, прошедшее через беседу с веками, с выдающимися философами и, в особенности, - с поэтом-отцом, убедило, что должна существовать, как наука, Эгопоэзия Вселенского Футуризма, которая с годами нашла у меня такое толкование.

Существовало положение аксиомы: кратчайшее расстояние между 2-мя точками есть прямая и только тогда, когда это плавающее в воздухе положение было формулировано словом «прямая» древним математиком-философом, то эта формулировка привела к созданию геометрии. Так аксиома бесконечного прогресса человеческого духа, вложенного в индивидуальность [нрзб. позднейшая вставка] впервые формулируется мною, К. Олимповым, словом футуризм. Футуризм - бесконечный прогресс творческого духа, делающий [минуты?] будущего настоящим. Слово футуризм, как аксиома, должно послужить фундаментом для новейшей науки - поэзии и прогресса творческого духа в индивидуальности. Индивидуальность имеет свой мир Я - «Ego», который при вдохновенном подъеме увеличивается до невероятных размеров и сливается с гармонией мироздания. Чем шире строй нервной организации, чем шире кругозор - дробь Бога. Дробь бывает разного размера и окружность человеческого Я - Ego - разносторонна. Известно, что во всякую окружность можно вписать равносторонний А-ник, а также описать у ней, причем при неограниченном удвоении [числа] сторон равносторонних А-ов - описанного и вписанного - они будут стремиться к пределу - к кругу - в данном случае к человеку - дроби Бога. Поэтому мной был взят А-ник и внутри Я - «Ego». Описанный А-ник - мироздание опирается на кругозор - окружность. Вписанный А-ник - мир нервной организации. При вдохновенном переживании стороны двух А-ов интуитивно графически в одном - уменьшаются, в другом - увеличиваются - стремясь к одному и тому же пределу - кругу, составляющего человека и поэта. Переживание индивидуальности при вдохновении есть Эго-футуризм. Но так как индивидуальность не может при вдохновении стесняться государственной] территорией, она интернациональна, космополитична и смотрит глазами к вечности; даже, погружаясь в нее, растворяясь своим духом, становится бессмертием, то Эго-футуризм духа для земли делается своим творчеством бессмертием. Вот это-то бессмертие вдохновенного творчества индивидуальности на земле и есть «Вселенский Эго-футуризм».

Самостоятельность моего духовного «я» не подчинялась ничьему влиянию, а, горя собственным миросозерцанием, разбивало формулы других мировоззрений.

17 мая 1911 г. умирает отец, Я помещаю по приглашению в газете «Биржевые Ведомости» две статьи экспромтов отца, а в благотворительном журнале «Отмена визитов» за 1 января 1912 года, издав[авшемся в пользу детских приютов] Ведомством] Учреждений Императрицы] Марии, заметку о творчестве отца-поэта Фофанова под заглавием «Царственный Соловей» и под псевдонимом Константин Олимпов».

Время пришло и вот я, Константин Олимпов, совместно с Игорем Северянином, 13 января 1912 года, после беседы, подумываем писать теорию Эгопоэзии Вселенского Футуризма. Нервы у нас наполняются трансом, восторгаемся чеканкой афоризмов и после написания теории желаем немедленно сдать в типографию, а сами не имеем в кармане денег, рассчитывая как-нибудь достать их, полагая, что набор не дорого обойдется.

Клише «Ego» находилось у Георгия Иванова, выпускавшего свою тетрадь «Отплытие на остров Цитеру». Пришлось ехать на Петерб[ургскую] ст[орону] к Георгию Иванову, которого дома не застали», зашли на Б. Белозерскую к Граалю Арельскому, прочли ему свою теорию, которую мы считали большим открытием. Она ему, видимо, понравилась, но чувствовалось в нем к нам скептическое недоверие, не мог он сразу, вероятно, проникнуться всей глубиной наших афоризмов.

Вернулись от Грааля домой, решили Георгию Иванову немедленно писать письмо, чтобы он непременно на другой день вернул нам клише.

После принялись снова к тщательному пересмотру скрижалей Вселенского Футуризма: перебрали все вопросы мира, на которые наша теория блестяще отвечала.

Переспали, а на другое утро нового дня повторилось то же, - теория выдержала экзамен. Пришли в типографию Бородина, где печаталась книга Георгия Иванова по Гороховой ул., 12, напечатать скрижали на листках, но Бородин посоветовал нам получить прежде разрешение градоначальника.

Приобратнили домой, переписали в двух экземплярах теорию, пошли в канцелярию градоначальника, но нам сказали, что разрешение на всякого рода объявления даются с 4-х часов дня.

Вышли на улицу, решили попробовать напечатать без разрешения и зашли в типографию «Улей», в Кирпичном переулке. Управляющего не было. Оставили один список теории, обещая зайти через час. Типография «Улей» находилась в том самом помещении, где прежде была контора и редакция газеты «Голос Правды», в которой печатался отец.

Вернулись домой на Сред[нюю] Подьяческую, встретили ожидавшего нас Георгия Иванова, приглашенного по письму. Прочли ему теорию, он ничего не понял, со многим не согласился в душе и начал смотреть на нас, видимо, как на сумасшедших. Игорь же сказал: «Не думайте, Георгий Владимирович, что мы с ума сошли».

Прошел час, решили опять идти в типографию «Улей» для переговоров. Пошел и Георгий Иванов с нами. Чем ближе подходили к типографии «Улей», тем более у Георгия Иванова прояснялась наша теория и ему сильно хотелось, видимо, попасть в наш ректориат. Пришли в типографию и договорились. Мы, интуитивно сговариваясь, желали увеличить число участников в ректориате для большего веса, решили внести Георгия Иванова и Грааля Арельского в ректориат Академии Эгопоэзии, а затем еще получить по рублю с каждого, чтобы собрать сумму четыре рубля, которую надо было платить за набор - вписали тут же двоих на листке.

Вечером были у кн. Шахназаровой, захотели и ее записать в ректориат, чтобы нечетное число участников могло решать точней голосование о вступлении новых членов. Привожу теорию.

Академия Эгопоэзии
(Вселенский Футуризм)
19 Ego 12

Предтечи:
К. М. Фофанов и Мирра Лохвицкая.

Скрижали:
I. Восславление Эгоизма.
1. Единица - Эгоизм.
2. Божество - Единица.
3. Человек - дробь Бога.
4. Рождение - отдробление от Вечности.
5. Жизнь - дробь Вне Вечности.
6. Смерть - воздробление.
7. Человек - Эгоист.
II. Интуиция. Теософия.
III. Мысль до безумия: безумие индивидуально.
IV. Призма стиля - реставрация спектра мысли.
V. Душа - Истина.

Ректориат:
Игорь Северянин Константин Олимпов (К. К. Фофанов)
Георгий Иванов Грааль-Арельский

16 января 1912 г. выработали устав Академии Эгопоэзии. В выработке пунктов принимали участие: Игорь, я и Георгий Иванов. Альманахи, сборники в издании Академии Эгопоэзии приняли называть нервниками по взаимному соглашению, накануне, меня с Игорем.

17 января 1912 г. были получены из типографии печатные листы в количестве 510 штук (10 на бристоле) и разослали часть по петербургским и провинциальным изданиям. Решали теорию и устав перевести и издать на итальянском и французском языках.

Через неделю всему обществу стало известно о существовании Академии Эгопоэзии вселенского футуризма». О московских кубо-футуристах еще и помину не было нигде. Они все тогда группировались в содружестве «Гилея» в «Союзе Молодежи».

Спустя месяц после оглашения наших устоев Вселенского Футуризма в Москве был выкинут содружеством «Гилея» флаг со словом «футуризм» и потекли от него уставы, декларации, диспуты, желающие перекричать шум в печати, поднятый нашими скрижалями Эгопоэзии Вселенского Футуризма.

В то же время И. В. Игнатьев, познакомившийся с нами в конце 1911 года, задумавший издавать газету «Петербургский Глашатай», докучая письмами, просит дать ему в газету по одному стихотворению для первого номера «Петербургского Глашатая» всех вошедших в ректориат академии эгопоэзии. Мы согласились, и в феврале 1912 г. выходит первый номер «Петербургского Глашатая», совершенно далекий от футуризма, где мое стихотворение «Тройка в тройке» мгновенно было подхвачено печатью, как образчик новой поэзии. Футуризмы а также и стихи других лиц были приняты за новость и начался гвалт прессы.

В конце февраля 1912 г. я выпускаю свои «Аэропланные поэзы», а Игорь Северянин - «Качалка грезерки».

Манифест футуризма был разослан по редакциям газет и был перепечатан повсеместно. Появление же вдобавок моих «Аэропланных поэз» произвело сенсацию в повременной печати и повсеземно пошли перепечатки поэз и глумление над моей поэзией, ставшей на другой путь, не пошедшей по стопам отца - поэта К. М. Фофанова.

Такой шум, произведенный в печати, подействовал на Игнатьева и Игоря Северянина, который стал сближаться с Игнатьевым, написавшим тогда о нем статью.

В середине марта 1912 г. Игнатьев выпускает № 2 «Петербургского Глашатая», куда я дал поместить «Абан». О содержании номера мне не говорил, но с Игорем Северянином я замечал, что-то подстраивал. Игорь Северянин, зная содержание № 2, от меня утаивал, очевидно, боялся, что, узнав его, я потребую свое стихотворение «Абан» обратно, и у них задуманная идея распадется, так как стихи их блекнут перед моими по экспрессивности.

Когда я увидел вышедший № 2 «Петербургского Глашатая», то был поражен извращением моего футуризма и тогда же, в душе, решил отказаться от сотрудничества в нем. Георгий Иванов и Грааль-Арельский стихов не дали, они отказались от футуризма», их перетянули к себе Гумилев и Городецкий, в журнал «Аполлон», где в противовес нашему футуризму в [нескольких?] №№ поместили манифест акмеизма, объединившись в цех поэтов.

Не заводя ссоры, составляется программа первого поэзо-концерта Вселенского Футуризма и рассылается.

В июне же издается «Оранжевая урна». Летом мной основывается газета «Дачница», где я хотел проводить идеи футуризма, как ни должен быть в сущности, но по летнему застою решил подождать осени, поместив несколько характерных идей, удачно выраженных «Теосом».

В конце июля я серьезно заболеваю аппендицитом и пролежал в болезни до октября.

В сентябре же без моего ведома Игорь Северянин, полагая, что я умру, без стеснения издает под одной своей фамилией все воспринимающие идеи, напечатанные «Теосом» в газете «Дачница» и разослал по редакциям. Я начал поправляться и, узнав из посторонних источников о поступке моего соратника, не известившего меня об этом, был возмущен.

Поправился и в октябре, предварительно известив соратника, издал свою хартию для восстановления истины, и лично пошел на объяснения. Он был, видимо, поражен, но я по-хорошему расстался, прося ответить; через пять дней получаю «открытое письмо Игоря Северянина», довольно презрительного характера, и я решил ему ответить своей декларацией от 27 октября 1912 г. Через две недели, в середине ноября, узнаю от поэта Л. Н. Афанасьева о появлении «Эпилога Эго-футуризма», где [уделил] мне строчки:

Я зрил в Олимпове Иуду,
Но не его отверг, а - месть.
(Эпилог Эго-футуризма)

Помечен довольно странной датой 24 октября 1912 г. Это автор, очевидно, сделал для того, чтобы показать, что он будто бы первый прекратил полемику об основании футуризма, так как у меня в декларации от 27 октября 1912 г. заявлено, что я прекращаю всякую полемику, зная, что с годами творчество все выяснит и докажет, кто был прав. История годов показала, что я был прав, а Игорь Северянин - примазывавшийся к футуризму, отстал, упал, как дворянский выродок после революции.

В последствие в «Громокипящем кубке» моя фамилия была выкинута Игорем Северяниным по настоянию поэтов Валерия Брюсова и Сергея Кречетова, которые были посредниками при издательстве.

В ноябре же выходит в издании Игнатьева «Орлы над пропастью», где хитрой уловкой слов и подтасовкой в заметке «Первый год Эгофутуризма» автор - Игнатьев вывертывается из неловкого положения, клеймя умалчиванием моих знаменитых «Аэропланных поэз», обидевшись, что я назвал его «критическим».

Почти тогда же появляется «Письмо в редакцию Игоря Северянина» в газете «Биржевые ведомости» за № 13260, где он доводит до сведения, что отказывается от сотрудничества в «Петербургском Глашатае», ссылаясь на то, что если бы он был руководителем газеты, то наряду с произведениями В. Брюсова и Федора Сологуба, не помещались бы мои поэзы, но упоминание моей фамилии и все я счел только личным сведением счетов, потому что с выходом № 2 «Петербургского Глашатая» я принципиально ничего не давал в издание Игнатьева.

Я считаю себя выше Валерия Брюсова и Федора Сологуба и помещать свои поэзы с их стихами никогда не считал особенной честью.

Я, искушенный поэзией Фофанова, манерную деланность поэзии презираю.

Волею обстоятельств «Петербургский Глашатай» остался не при чем.

Я прервал со всеми сношения, оставшись единственным Вселенским Эго-Футуристом.

Приезжает из Ростова-на-Дону молодой человек Василий Иванович] Гнедов со своими ритмеями и приходит к Игнатьеву, читает ему, который, хватаясь, как утопающий за соломинку, умоляет Василия Гнедова издать «Гостинец Сантиментам» в декабре. В январе 1913 г. Василиском (он же Василий) Гнедовым предложено издать скрижали в пояснительном виде и вырабатывается грамота интуитной ассоциации «Эго-Футуризм». Тогда же выпускаются «Дары Адонису» Ассоциацией Эго со своим портретом.

В апреле выпускается «Смерть Искусству» Василиска Гнедова, а раньше, в марте, «Засахаре Кры», где обнародывается грамота интуитной ассоциации и опять критика написана с теми же вывертами, как в «Орлах над пропастью».

Первый годовой отчет Эго-Футуризма того же автора - Игнатьева.

Относительно содержания грамоты интуитной ассоциации могу заметить, что она служит развитием пунктов скрижали Эго-поэзии Вселенского Футуризма. В скрижалях сказано: человек - дробь Бога.

Математическая дробь может быть неправильная, правильная, смешанная, периодическая и если при неправильной дроби числитель больше знаменателя, то человек будет сверхбогом, а при смешанной даже в несколько раз. Все зависит от личной индивидуальности Духа.

В грамоте: Бог - Тень Человека в Зеркале Вселенной.

I. Восславление Эгоизма в пункте: Человек - дробь Бога

II. Интуиция. Теософия.

17 мая 1913 года во вторую годовщину со дня кончины моего отца - поэта К. М. Фофанова встречается со мной на могиле отца в Новодевичьем монастыре И. В. Игнатьев и просит разрешение переиздать мои «Аэропланные поэзы» в своем издательстве. Я разрешил и сделал добавления. Но «Аэропланные поэзы» переиздались с такими небрежными опечатками в тексте и с такой подтасовкой статей о футуризме различных авторов во «Всегдае», что я возмущался и проявлялось у меня даже желание пойти по магазинам и заняться уничтожением оттисков из «Всегдая» - «Жонглеры-Нервы», (вставить отзыв [нрзб. Фамилия] о моем творчестве [два листка?]).

В августе 1913 г. меня нарисовал пером И. Е. Репин и этот набросок я безвозмездно отдал опубликовать И. Игнатьеву в «Развороченных черепах», думая, что он раскается в своих подтасовках, но он остается в заблуждении. Выпускает альманахи после «Развороченных черепов», а сам на «Развороченных черепах» помещает их раньше вышедшими.

Все это меня огорчает, в виду того, что колесо истории литературы движется усиленным темпом, и широкая публика за исключением некоторых критиков вводится в нелепые заблуждения.

Запутавшись в подтасовках, издатель «Петербургского Глашатая» И. В. Игнатьев, желая избежать бесславия, позора, угрызения совести, кончает в январе 1914 г. самоубийством. Так скончался футуризм «Петербургского Глашатая», сделавшего популярным Игоря Северянина и вначале поставившего его своим руководителем.

Я сделал истинное освещение возникновения футуризма в России и никого не проклинаю, - памятую строчки поэта Фофанова в стансах сыну Борису:

Пусть лучше ты обманут дважды
И проклят ложью не за ложь,
Чем сам обманешь хоть однажды
И на проклятье посягнешь.
Мы, проклиная, сердце губим
И свет любви теряем с ним.
Мир наш, пока его мы любим,
Разлюбим, станет он чужим.

Биография

Портрет работы И.Е.Репина, 1916 г.

В 1907 году окончил петербургское реальное училище принца П. Г. Ольденбургского . В 1908-1910 годах был вольнослушателем Петербургского археологического института.

C 1912 года публиковал свои стихи, был одним из наиболее последовательных представителей эгофутуризма .

Интересно, что свойственное эгофутуристам гипертрофированное самовосхваление соседствовало в его творчестве с обращением к читателям с просьбой о денежной помощи. Одно из его произведений сопровождалось словами:

Человечество не может себе представить, что Великий Мировой Поэт Константин Олимпов не в состоянии заработать даже одной тленной копейки, чтобы приобрести себе насущных макарон для поддержания своей планетной оболочки. Он умирает от голода и нищеты.

Перу Олимпова принадлежат также листовки «Отдых 1», «Эпоха Олимпова» и теоретическая книга «Академия эгопоэзии Вселенского футуризма» (Рига , 1914).

В начале 1920-х годов Олимпов, вместе с молодыми поэтами-братьями Борисом и Владимиром Смиренскими, пытался возродить литературное направление эгофутуризма. Созданная ими в Ленинграде группа (в неё, кроме упомянутых, входили Константин Вагинов , Грааль-Арельский , Дмитрий Дорин, Александр Измайлов), названная «Кольцо поэтов имени Константина Фофанова», занималась издательской деятельностью и проводила поэтические вечера. В 1922 году Олимпов опубликовал в Петрограде своё произведение «Анафема Родителям Мироздания» и книгу «Третье Рождество великого мирового поэта Титанизма Великой Социальной Революции Константина Олимпова, Родителя Мироздания». В сентябре 1922 года группа «Кольцо поэтов» была закрыта по распоряжению Петроградского ЧК .

В конце 1920-х годов Олимпов снова объявил о воссоздании «Академии эгопоэзии», куда кроме него и Смиренских, вошёл также поэт Н. Позняков. В 1930 году власти опять заинтересовались участниками «Академии»: её члены, в том числе Олимпов, проходили и были осуждены по делу ОГПУ против «части богемствующих артистов города Ленинграда».

Литература

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся в 1889 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 17 января
  • Умершие в 1940 году
  • Умершие в Омске
  • Русские поэты
  • Поэты России
  • Репрессированные в СССР
  • Русский футуризм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Издательская деятельность Константина Олимпова



1. Введение

Участие в «Еgo»

Участие в изданиях Игнатьева

Самостоятельная издательская деятельность

Отношения с аудиторией

Список использованной литературы


1. Введение


Европейский культурный кризис начала XX века - по О. Шпенглеру, «закат Европы» - вызвал к жизни контркультуру, одним из замечательных проявлений которой стал футуризм. Новая идеология, эффектно реализовавшаяся в разных областях художественного творчества, разнообразно запечатлелась и в издательской сфере. Русский футуризм, одно из наиболее оригинальных и мощных ответвлений европейского эстетического авангарда, заметным образом преобразил существовавшую к тому времени печать Российской империи. И в значительной мере это было определено именно консерватизмом н кризисным состоянием базовой русской издательской культуры.

Литературная деятельность футуристов в предреволюционный период представляет собой во многих отношениях новое для России явление. В весьма значительной мере она основывалась на «авторском», индивидуальном издательстве (аналогичном широко распространенному к тому времени на Западе «самоиздательству»,- которое при этом нередко осуществлялось от имени какого-либо коллектива или под маркой какой-либо издательской институции. К подобным имитациям следует отнести большинство так называемых «футуристических издательств» - «Петербургский глашатай» И. В. Казанского (Игнатьева), «Egо» И. В. Лотарева (Игоря Северянина), «Очарованный странник» В. Р. Ховина, «Мезонин поэзии» » «Плеяда» В. Г. Шершеневича, «Лирика» и «Центрифуга» С. П. Боброва, «Журавль» и дом на Песочной» М. В. Матюшина, «ЕУЫ» А. Е. Крученыха, «Стрелец» А. Э. Беленсона, «Лирень» Г. Н. Постникова. «ОМБ» О. М. Брика и некоторые другие.

Одной из заметных фигур русского авангардного книгоиздательства начала XX века был Константин Константинович Фофанов (более известный под псевдонимом Олимпов, 1889 -1940), сын знаменитого на рубеже веков поэта К. М. Фофанова. Он участвовал в нескольких футуристических литературных проектах. ц его опыт в издательской сфере, безусловно, заслуживает особого внимания.


2. Участие в «Еgo»


Под маркой «издательства» «Еgо» был выпушен целый ряд эгофутуристических изданий. Вопреки утверждению участника эюфутуристического движения и его первого историографа И. В. Казанского (Игнатьева), регулярного издательского предприятия с таким названием не существовало в природе. Это был индивидуальный проект И.В. Лотарева (Игоря Северянина), основоположника русского футуристического книгоиздания. Было изготовлено типографское клише «Еgо», и в течение некоторого времени по разрешению Северянина это клише ставилось на печатной продукции, самостоятельно выпускавшейся авторами, группировавшимися тогда вокруг него,- как знак их принадлежности к определенному литературному клану.

Группа «Еgо» заявила о себе осенью 1911 г. Северянин впоследствии говорил, что «вселенский эго-футуризм» основан им в ноябре, по утверждению же Олимпова, кружок образовался еще в октябре 1911 г. Однако, как справедливо отметил один из исследователей вопроса, этот коллектив поэтов формировался в течение ряда лет и в общем определился уже около 1909 г. Осенью же 1911-го имевшийся кружок лишь принял самоназвание «эгофутуристы» и приступил к пропаганде своего направления различными способами, в том числе через публикации. При этом адресом мифического издательства назывался домашний адрес Северянина.

Поскольку как эгофутурист Северянин сложился под влиянием старшего Фофанова (с которым познакомился 20 ноября 1907 г), он был, естественно, близок и с его сыном. Поэтому Олимпов смог сразу примкнуть к затее Северянина.

Марка «Еgо» впервые появилась в ноябре 1911 г.- в 32-й по сквозной нумерации брошюре Северянина «Пролог „Эго-Футуризм": Поэза-грандиоз». Это был, по признанию Игнатьева, «первый боевой снаряд» нового движения. Согласно этому же свидетельству, он «вызвал переполох необычайный», «ежедневники и еженедельники хрипели до остервенения». Кроме эпатажа консервативной публики, выход в свет первого издания «Еgо» имел и важное организационное значение: группа Северянина нашла новых единомышленников,- с выхода в свет «поэзы-грандиоз» началось сотрудничество северянинцев с группой Игнатьева ".

После этого - в декабре 1911 гада - под маркой «Еgо» вышла первая книга стихов Г. В. Иванова «Отплытье на о.Цитеру: Поэзы», - она была напечатана попечением старшей сестры начинающего поэта. Н. В. Ивановой". Первые издательские успехи, а затем праздники Рождества Христова и Нового года (связанные с неумеренным употреблением алкоголя) дали мощные импульсы дальнейшим издательским и организационным инициативам этой группы.

января 1912 г. под маркой «Еgо» была выпущена тиражом в 500 экз. листовка "Скрижали», объявлявшая о создании «Академии эгопоэзии» и подписанная Северяниным, Олимповым, Ивановым и Граалем Арельским. Современный наблюдатель констатировал, что «Скрижали» «Академии эгопоэзии», несмотря на малый объем, являются действительно программным изданием, в котором «точно и обстоятельно заключается credo эго-футуризма»". Позднейший комментатор иначе оценил это издание эгофутуристов: «Несмотря на пышную фразеологию этой декларации, в ней нельзя обнаружить ни четкой литературной программы, ни определенной философской концепции. Основное положение эго-футуристов - культ собственной личности - было заимствовано ими из идеологического арсе-наласимволистовидоведенодостепенипримитивнопонятогосолипсизма». Можно утверждать, однако, что недостаточная теоретическая основательность эгофутуристического манифеста (если она действительно имела место) с лихвой была компенсирована решительностью и предприимчивостью авторов этого издания. Они оперативно распространили свою листовку по редакциям газет и журналов многих городов Империи.

Впоследствии (в 1930 г.) Олимпов официально зафиксировал основные вехи своей биографии: «Занимаюсь поэтическим творчеством с 1908 г. Печататься начал с 1911 г., главным образом на свои средства». Можно утверждать во всяком случае, что его первые публикации, выпущенные под маркой «Еgо», оплачивались им самим.

Первым «нервником» новообразованной «Академии эгопоэзии» стала листовка «Аэропланные поэзы» Олимпова, вышедшая в марте 1912 г. За этим последовали сборники Северянина «Качалка грёзэрки: Поэзы» и «Очам твоей души: Поэзы». Еще с февраля в печати анонсировался готовящийся выпуск газеты «Футура» (издания «Академии эгопоэзии»),- но издание не состоялось. В марте 1912 г. было объявлено, что «на днях» поступит в продажу «нервник 11-й» (или «кровь вторая») Олимпова - «Фиургия» - и его же «кровь третья» - «Исповедь футуриста»,- ноне получилось и это. Заявлялось также, что издательство «Е§о» готовит к печати книгу К. М. Фофанова «Поэзы Игорю Северянину», очередной сборник поэз Северянина «Элегантные модели», его же «Полное собрание поэз», состоящее из трех томов; под маркой «Еgо» собирался издать вторую книгу своих поэз Г. В. Иванов. Был анонсирован и альманах «Еgо» - с поэзами Северянина, Грааля Арельского, Иванова, Олимпова, И. С. Лукаша (Оредежа) и некоторых других авторов».

Все эти планы не осуществились, так как вскоре группа распалась.

Важным обстоятельством, повлиявшим на судьбу группы «Еgо», была поддержка ее (с осени 1911 г.) влиятельным В. Я. Брюсовым. Ветеран русского символизма с большим интересом относился к творчеству Северянина, называл его «главой русского футуризма»и предрекал ему большое будущее. Олимпов, также имевший знакомство с Брюсовым, но не вызывавший у него интереса, очень ревниво относился к успехам своего коллеги и претендовал на лидирующее положение в группе. Амбициозный Олимпов страдал, тем более, что Северянин действительно порой допускал бестактности по отношению к нему, Чашу терпения Олимпова переполнило то, что ранней осенью 1912 г, Северянин выпустил издание под названием «Доктрины», в котором заявлял о своем праве считаться основателем эгофутуризма. Уязвленный Олимпов отреагировал выпуском в свет листовки - открытого письма, которое было разослано по редакциям периодических изданий. В тексте этой «Хартии» содержались обвинения Северянина в узурпации титула основателя эгофутуризма и утверждения, что идеологом и организатором движения был все-таки Олимпов. Оскорбленный Северянин выступил с новой листовкой - «Открытым письмом»,- где порицал конкурента за клевету и давал понять, что вообще эгофутуризм для него более не актуален 16. Олимпов не растерялся и издал листовку «Декларация», с подтверждением заявленной прежде позиции. Северянин в ответ опубликовал в «Биржевых ведомостях» открытое письмо, где заявил, в частности, о выходе из кружка «Еgо» и вообще из эгофутуристического движения, мотивировав это, между прочим, нежеланием печататься впредь вместе с Олимповым. Помимо этого, Северянин издал поэтическую брошюру «Эпилог „Эго-Футуризм», где высказался по поводу своего решения.

Все это имело тем большее значение, что к моменту конфликта Северянин и Олимпов оставались последними из инициативной четверки участниками объединения. сохранявшими ему верность: Иванов и Грааль Арельский вышли из «Ego» еще весной 1912 г.

Когда произошла распря с Олимповым, Северянин решил самолично «ликвидировать издательство». Эго, однако, оказалось не так просто осуществить: Олимпов завладел типографским клише «Еgо» и начал издавать свое творчество под этой маркой.


3. Участие в изданиях Игнатьева


Олимпов сотрудничал на издательской ниве и с другим лидером эгофутуризма упомянутым выше Игнатьевым.

В течение некоторого времени Олимпов числился сотрудником газеты «Петербургский глашатай»,- точнее, членом ее «Дирекции», бывшей, как считалось, коллективным руководящим органом этого издания. Постоянное участие в заседаниях «Дирекции» принимали также Северянин, Грааль-Арельский, Г. В. Иванов, Д. А. Николаев (Дорин), Лукаш, Петр Ларионов (Перунчик) и, конечно, сам Игнатьев. Собрания обычно происходили дома у последнего и сопровождались неумеренным употреблением горячительных напитков. Таким образом, в действительности »Дирекция» выполняла, фактически, лишь декоративные (для публики) функции, по очевидным причинам не обладая способностью быть рабочим органом.

В начале 1912 г., перед тем, как выпустить первый номер «Петербургского глашатая» в свет, Игнатьев устроил шумную презентацию в ресторане «Вена» (угол Гороховой улицы и улицы Гоголя (бывшей Малой Морской)). На этом банкете присутствовал и Олимпов. Впоследствии Игнатьев печатал его и в «Петербургском глашатае», и в других периодических изданиях, к работе которых имел отношение, (в частности, в принадлежавшей его родственнику в Нижнем Новгороде В. П. Успенскому газете «Нижегородец» (1911 -1914)). Печатались тексты Олимпова и в альманахе «Петербургского глашатая» (1912-1914). После скандала с Северяниным в конце 1912 г. Олимпов разорвал было отношения и с Игнатьевым. и тому пришлось затем (весной 1913 г.) уговаривать коллегу не бойкотировать «Петербургского глашатая»15. Путем печатного осуждения Северянина (в сборнике «Засахаре кры»), сложной дипломатии и трат на ликерные «возлияния» Игнатьеву удалось вернуть Олимпова к сотрудничеству. В июне 1913 года был заключен договор на издание его сборника поэз «Исповедь футуриста». В июле под маркой «Петербургского глашатая» вышла брошюра Олимпова «Жонглеры-нервы», включившая все опубликованное им ранее. Беря реванш за прошлые обиды, поэт стал печатать в игнатьевском альманахе свое творчество под знаком «Еgо». Кончилось все подлинным торжеством Олимпова: на обложке последнего, девятого альманаха был напечатан его портрет работы И. Е. Репина4В.

В отличие от северянинского проекта, где основную часть расходов на свои публикации Олимпову приходилось нести самостоятельно, «Петербургский глашатай» предоставлял поэту гораздо более выгодные условия и даже давал некоторый заработок.


4. Самостоятельная издательская деятельность


Участие Олимпова в чужих издательских предприятиях имело вполне эпизодический и вынужденный характер. Он участвовал в них, когда ожидал от этого какой-либо практической выгоды для себя лично. Но поскольку существенных доходов от сотрудничества с Северяниным и Игнатьевым Олимпов не получал """, морального удовлетворения - тоже, ему приходилось заниматься самостоятельной издательской деятельностью. При этом, в отличие от Северянина и Игнатьева (которые издавали и чужие тексты), он был гораздо более последователен в своем эго футуризме: печатал только себя.

После выхода в свет - под маркой «Еgо» - листовки «Аэропланные поэзы: Нервник I» и - под маркой «Петербургского глашатая» - сборничка «Жонглеры-нервы», Олимпову удалось напечатать несколько своих произведений совершенно самостоятельно.

Впоследствии поэт не прекращал попыток выпускать свои сочинения. В период НЭПа (в 1921-1922 гг. когда появилась легальная возможность частного издательства) он принял участие в «Колце поэтов имени К. М. Фофанова»,- литературном предприятии, организаторы которого строили обширные издательские планы, но не преуспели в их осуществлении. В начале апреля 1922 г. Олимпов выпустил в Петрограде антирелигиозную листовку «Анафема Родителя Мироздания: (Проститутам и проституткам)»,- под маркой издательства «Аббатство гаеров»,- после чего имел некоторые проблемы с цензурой. Несколько позднее, в начале октября, также в Петрограде, но уже под маркой «Руины неба», он отпечатал тиражом 500 экз., небольшую брошюру «Третье Рождество Великого Мирового Поэта Титанизма Великой Социальной Революции Константина Олимпова, Родителя Мироздания». На этом издательская активность Олимпова перестала быть результативной.

На протяжении своей жизни в издательской сфере Олимпов пользовался услугами разных типографий. Поскольку эстетом он не был, и качество печати не имело для него существенного значения, в выборе полиграфических заведений для размещения своих заказов Олимпов всегда руководствовался единственным соображением: искал дешевизны. Его публикации, осуществленные при поддержке Игнатьева, изготавливались в столичной типографии товарищества «Свет» (Невский проспект, 136). То, что Олимпов выпускал сам, он печатал в несколько (или даже значительно) более дешевых полиграфических заведениях: типографиях «Улей» X.И. Кофкова и Ш, С. Рутштейна (Кирпичный переулок, 3, угол Морской улицы), Д. А. Алексеева (Вознесенский проспект, 9-2), С. Л. Кинда (Казанская улица, 44). Одну из листовок - «Эпоха Олимпова» - поэт издал в рижской типографии Б. Серенсен и К°. В советское время он печатался в типографии при политотделе Увузпетво (Управления высших учебных заведений Петроградского военного округа) (Васильевский остров, Съездовская линия, 5).


5. Отношения с аудиторией


В. Ф. Марков, оценивая печатную продукцию Олимпова, заключил, что она представляет гобой результат его душевной болезни. По-видимому, это не совсем верно: хотя Олимпов и имел некоторые ментальные проблемы и страдал наследственным алкоголизмом, объяснять его литературные и издательские достижения исключительно этим - значит искажать реальную картину. Поэт последовательно шел в искусстве своим собственным путем, его творчество было осознанным, концептуально самостоятельным и вполне уникальным,- надо признать, что оно существенно расширяло представления современников о возможностях литературы и вообще искусства. Олимпов имел не только осмысленную литературную позицию и соответствующую ей стратегию, но и использовал весьма рациональные тактики в отношениях с коллегами и аудиторией. Это было отважное поведение, так как в большой степени было направлено на конфронтацию и эпатаж - как публики, так и коллег, начиная от выбора поэтом псевдонима и кончая немыслимыми ценами на его изданиях, скандалом с обвинениями Северянина в плагиат и эксцентричным поведением в обществе. Олимпов был радикально левым среди эгофутуристов, и его деятельность нередко выходила за пределы понимания соратников. Если до кончины Игнатьева Олимпов еще примыкал к эгофутуристическим объединениям (хотя и не бесконфликтно), то начиная с 1914года и вплоть до ранних 1920-х его литературно-издательская деятельность развивалась в практической изоляции от всех группировок. Любые попытки современников идентифицировать Олимпова как участника какого-либо творческого коллектива воспринимались им резко негативно и решительно отвергались.

В отличие от многих сподвижников по эгофутуризму, Олимпов не декларировал своей политической индифферентности, и его печатная продукция, несмотря на ее внешне «надреалное» содержание, вполне адекватно фиксировала колебания политической конъюктуры.

О жесткой ориентации Олимпова на интересы современной ему аудитории говорит тот факт, что всю свою печатную продукцию он распространял по редакциям периодических изданий и среди популярных литераторов. При этом он не делал различия по политической, эстетической или жанровой специализации адресата. Так, «Эпоха Олимпова» была разослана (с 30 апреля по 14июня 1914 г.) по 130 адресам, «Исход Родителя Мироздания» разошелся (с 4 января по 19 февраля 1917 г.) по еще большему количеству адресов.

Олимпов отправил экземпляры своего издания в 142 места. Еще более пространным был список адресатов «Паррезии Родителя Мироздания»: с 20 по 28 сентября 1917 г. Олимпов разослал эту листовку по 167 адресам. На этот раз поэт отправил свое издание не только ведущим литературным критикам и редакциям газет и журналов (география и ориентации которых были самыми разнообразными), но и -десяток экземпляров - Всероссийскому Церковному собору, заседавшему в то время в Москве -,чем вновь подтвердил свое намерение не отставать от процессов, идущих в стране. В пореволюционный период Олимпов активно продолжил общественно-политические усилия разного рода, в частности, широко применяя апробированную ранее тактику тотальной рассылки тиражей своих изданий. «Анафему Родителя Мироздания» он разослал с 6 апреля по 27 сентября 1922 г. по 47 адресам в Петрограде, Москве, Баку, Гомеле, Ростове-на-Дону, Риге, Берлине, Флоренции и других городах страны и мира. «Третье Рождество» было распространено с 7 октября по 9 ноября 1922 г. по 114 адресам в Петрограде, Москве (среди прочих адресатов были В. И. Ульянов (Ленин), Л. Д. Бронштейн (Троцкий), А. В. Луначарский), Ростове-на-Дону, Гомеле, Баку. Костроме. Архангельске, Харькове, Киеве, Риге, Ревеле, Берлине и других городах в советской России и за границей.

Таким образом, можно видеть, что почтовые расходы Олимпова составляли весьма значительную, если не большую часть его общих расходов, связанных с издательской деятельностью. Распространение литературы не только не компенсировало его первоначальных, типографских затрат, но и существенно увеличивало их. В отличие от парвеню Северянина и Игнатьева, имевших необходимые им средства для издательских опытов, потомственный свободный художник и алкоголик Олимпов был вынужден тратить на рассылку своих листовок последние деньги, и по причине их хронической нехватки процесс этот затягивался иногда на месяцы.

Тем не менее, тратиться на почтовые услуги имело, как он считал, прямой смысл.

Выводы

литературный футурист книгоиздательство олимпов

Творческий радикализм Олимпова эпатировал консервативную публику, и та неизменно негативно реагировала на его публикации и устные выступления. Положение литературного изгнанника, впрочем, не только устраивало, но и намеренно создавалось Олимповым, всеми возможными средствами крепившим свою репутацию юродивого.


Список использованной литературы.


1.Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф.Володин. - СПб.: Профессия, 2002. - 352 с.: ил. - (Серия: Библиотека).

Книжное дело в России в 19 - начале 20 века: сб. науч. трудов. Вып. 11. / РНБ. - СПб.: РНБ, 2003. - С.39-60

Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IX-XX вв.): учебно-справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств. - М.: Либерея, 2001. - 80 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.