Слои населения древней руси. Доклад: Правовое положение низших слоев населения Древней Руси

Новые явления в социально-экономическом развитии России оказывали влияние и на быт. Наиболее заметными эти изменения оказались для жителей городов и промышленно развитых районов страны. Менее всего они затронули быт глухой провинции, особенно быт деревни. Степень перемен в быте во многом зависела от сословного и имущественного положения разных слоёв населения.

Дворянство. Дворянство оставалось сословием душеи землевладельцев. Это владение являлось одновременно сословной привилегией и мерилом богатства, общественного престижа, источником отправления дворянством государственных обязанностей (сбор налогов, полицейские функции, судебные дела). По имущественному положению различались мелкопоместные (до 80 – 100 душ), среднепоместные (сотни душ) и крупно-поместные (от 8 тыс. душ) дворяне.

В первой половине XIX в. тема богатства, доходов дворян оказалась тесно связанной с темой разорения. Столичное дворянство, к примеру, поголовно было в долгах. Одной из причин задолженности стало то, что со времён Екатерины II сложилось представление, что истинно дворянское поведение заключается в жизни не по средствам. Стремление «с расходом свесть доход» стало характерным лишь в середине 30-х гг. XIX в., да и то многими оно воспринималось с ностальгией по былым временам.

Причиной появления долгов было не только стремление жить «по-дворянски», но и потребность иметь в своём распоряжении свободные деньги. Доход помещиков – это в основном продукты крестьянского труда, а столичная жизнь требовала звонкой монеты. Продавать же сельскохозяйственную продукцию помещики не умели и считали для себя неприличным. Гораздо проще было обратиться в банк или к заимодавцу, чтобы взять заём или заложить имение (частные лица брали 12 % годовых, Дворянский банк – 8 %). Предполагалось, что на полученные деньги дворянин приобретёт новые поместья или увеличит доходность прежних. Однако, получив деньги, помещики обычно тратили их на постройку домов, балы, туалеты и т. п., что приводило к перезакладу уже заложенных имений, удвоению процентов, затем – к вырубке лесов, продаже ещё не заложенных имений.

В первой половине XIX в. большинство дворян давали детям домашнее образование, ограничивающееся изучением двух-трёх иностранных языков и начальным освоением всех наук. Учителями чаще всего выступали иностранцы, и мемуары конца XVIII – начала XIX в. пестрят упоминаниями о французских учителях, являвшихся на родине кучерами, барабанщиками, актёрами, парикмахерами, а то и авантюристами, жуликами, каторжниками.

Альтернативой домашнему образованию были частные пансионы и государственные училища. Из знаменитого пансиона аббата Николя, например, вышли будущие декабристы М. Ф. Орлов и С. Г. Волконский, аристократы – Голицыны и Нарышкины, а также будущий шеф жандармов А. Х. Бенкендорф. Большинство дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. С семи-восьми лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. Не служащий или не служивший на военной или статской службе дворянин выглядел странно и подозрительно. Во-первых, правительство считало уклонение от службы предосудительным (хотя по закону дворянин имел на это право). Во-вторых, служба являлась составной частью понятия дворянской чести, была связана с патриотизмом, т. е. становилась ценностью нравственного порядка.

Жильё среднего дворянина в городе украшалось в начале XIX в. персидскими коврами, картинами, зеркалами в позолоченных рамах, дорогой мебелью из красного дерева. В летнее время дворяне, сохранившие поместья, покидали города. Деревенские помещичьи дома были однотипными и представляли собой деревянную постройку с тремя-четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольником фронтона над ними. Мягкой мебели ещё не было, под чехлами скрывалась толстая пеньковая ткань. Украшением гостиной была этажерка с посудой: лучший в доме чайный сервиз, затейливые бокалы, фарфоровые куклы и безделушки.

Зимой, обычно перед Рождеством, помещики возвращались в город. Ехали на до́лгих, т. е. на собственных лошадях, не меняя их. Обозы в 15 – 20 подвод отправлялись заранее и везли припасы: гусей, кур, свиные окорока, вяленую рыбу, солонину, муку, крупу, масло. От Рождества до Масленицы в дворянских домах давались непрерывные балы. В Москве, например, ежедневно давалось до 50 балов.

В отношении пищи дворяне, а тем более купцы и мещане, были консервативны. Правда, столичные гастрономы выписывали из Парижа бисквиты, пирожные и вина (Россия потребляла больше шампанского, чем производили все виноградники Франции), однако чаще дворяне довольствовались домашними наливками, квасом и мёдом. Любимыми кушаньями оставались пироги, студни, ботвиньи, а французские блюда были обязательными на званых обедах. В чём новые вкусы восторжествовали полностью и окончательно, так это в отношении чая и кофе.

Первая половина XIX в. – это время поисков европейских альтернатив дедовским нравам. Однако эти поиски далеко не всегда бывали успешными. В начале столетия, например, стало модным нарушение родительской воли и «романтические» похищения невест. Подобная «романтика» существовала наряду с крепостными гаремами. Переплетение европеизма и архаических представлений, характерное для этого периода, придавало дворянскому быту черты яркого своеобразия.

Придворный, помещик, вольный столичный житель не единственные ипостаси членов первого сословия. Гораздо большее число дворян находились на военной и гражданской службе, были офицерами или чиновниками. Основной тенденцией на военной службе стало выравнивание генеральских и офицерских окладов, которые складывались из жалованья, столовых и квартирных денег. В целом оклады росли постоянно, но медленнее, чем цены на продукты и услуги (по сравнению с серединой XVIII в. оклад вырос втрое, а цены – вчетверо). Офицерское жалованье в российской армии было меньше, чем в армиях европейских.

Отметим, что в начале XIX в. значительная часть офицерства владела земельной и иной собственностью, так что жалованье не составляло для неё единственного дохода, к середине же века положение изменилось. Правда, тогда же стало развиваться то, что ныне называется системой социальной защиты (пенсии, обеспечение семей погибших офицеров и т. п.). Однако уже в начале столетия положение в армии стало тревожным. В 1807 г. понадобился специальный указ, предоставлявший 16-летним дворянам, желающим вступить в армию, право на получение денег на дорогу до столицы.

Культурные запросы офицерство удовлетворяло, не входя в дополнительные расходы. Важнейшую роль в его повседневной жизни играло офицерское собрание, сплачивавшее офицерство части и обеспечивавшее проведение его досуга. Оно облегчало проблему знакомств, избавляло от необходимости устраивать домашние приёмы и обеды. По праздникам командир полка давал балы и званые обеды, обычно же офицеры расквартированной в городе части приглашались на балы в местное дворянское собрание.

Уголок дворянской Москвы. Разгуляй. Акварель

Походная жизнь, служба в малоприспособленных к нормальной жизни условиях и местностях, частые переводы воинских частей из города в город мешали обустройству семейного быта. Решив создать семью, офицер чаще всего выходил в отставку «по домашним обстоятельствам». В 1858 г. женатых офицеров в действующей армии было только 29 %.

Чиновничество и разночинцы. Проблемы с обеспечением прожиточного минимума ещё в большей степени, чем офицерство, испытывало чиновничество. Положение людей, живших на жалованье, усугублялось тем, что курс ассигнаций непрерывно падал.

Рабочий день канцелярского служителя продолжался по 10 и более часов. При этом надо иметь в виду, что утром и вечером трудились при свечах, на которых начальство нещадно экономило. Резкая потеря зрения была характерна для всех канцелярских служащих. От тяжёлых условий работы, постоянного страха перед начальством, хронического недоедания, спёртого воздуха в присутственных местах у них развивался туберкулёз. Понятно, что чиновничество пыталось наверстать упущения правительства, обирая просителей, вымогая взятки, идя на подлоги и другие уголовно наказуемые преступления. Развлечения подавляющей массы чиновников были весьма скудны: игра в карты и пьянство.

Не лучше обстояли дела у учителей, врачей и других отрядов разночинной интеллигенции. В 1859 г. из 656 учителей Поволжско-Уральского края 606 были неимущими. Жалованья, получаемого врачами, хватало, чтобы еле-еле свести концы с концами (от 180 до 250 руб. в год). При этом их рабочий день был не нормирован, и они выполняли, помимо лечебных, медико-полицейские, судебно-медицинские, санитарные и противоэпидемические обязанности. Стоит ли удивляться тому, что средняя продолжительность жизни врача составляла 30 лет.

Купечество. В первой половине XIX в. изменения коснулись и купеческого быта, правда, купцы очень медленно и осторожно перенимали образ жизни привилегированного сословия. Это объяснялось тем, что отношения «аристократии капиталов» и «аристократии крови» отличались взаимной неприязнью.

Основная масса купечества по-прежнему соблюдала традиционный уклад жизни и методы ведения дел. В домах соблюдалась строгая субординация, схожая с предписаниями «Домостроя». Так, взрослые неженатые сыновья купца Ф. И. Ширяева могли покидать отчий дом после урочного часа только под большим секретом и не иначе как через окно. Сам хозяин дома, чтобы «уважить характер», мог, когда ему не спалось, разбудить всю семью и прислугу, требуя горячих пирогов. На кухне для этой цели всегда держалось готовое тесто.

Дабы приумножить и сохранить капиталы, купцы предпочитали лично контролировать ход дел, не слишком доверяя помощникам и приказчикам. Ради этого они по 8 – 10 часов сидели в своих амбарах и фабричных конторах. Жила обычная купеческая семья общим хозяйством, закупая, скажем, материал на одежду штуками, на всех. Долго и касса предприятия или заведения оставалась общей, и в конце года выводилась сумма наличных денег. В частной жизни начинающий буржуа тяготел к покою и комфорту, окружая себя не столько европейскими новинками и роскошью, сколько прочно и удобно сработанными предметами традиционного быта. Его жизненный уклад оставался дедовским, близким к крестьянскому.

Картина жизни привилегированных слоёв населения России ярко отражает и те изменения, которые коснулись этих слоёв, и непоследовательность, замедленность этих изменений. Повседневные запросы, условия жизни дворянства, офицерства, чиновничества, духовенства, купечества свидетельствуют, с одной стороны, о постепенном сближении перечисленных слоёв населения, с другой – о нерушимости границ между ними, возведённых и искусственно поддерживаемых правительством.

Крестьянство и работный люд. Говоря о переменах в крестьянской среде, необходимо сделать ряд оговорок. В силу разных обстоятельств мы плохо представляем себе бюджет крестьянской семьи, а потому, по установившейся традиции, чаще всего говорим о всё более ухудшающемся положении крестьянства и пугающей нищете его быта. Между тем в вотчинах, скажем, князей Юсуповых бедными считались крестьяне, имевшие от 2 до 5 лошадей, от 1 до 3 коров и от 8 до 20 овец. У другого помещика в 1827 г. дворовые имели 8 лошадей, 44 коровы, 52 теленка, 213 овец и 111 свиней. Вряд ли эти люди ели мясо только по большим праздникам и имели один тулуп или одни валенки на семью.

Бытописатель 40-х гг. XIX в. отмечал: «…Избы сельские делаются чище и опрятнее, крестьяне перестают держать в жилых покоях домашних животных». Относилось это в первую очередь к домам зажиточной части крестьянства. В таких жилищах появлялись стулья, комоды, зеркала, часы. Масса же бедноты из мебели имела столы да лавки, спала на лавках или на печах, занимавших до четверти избы. Такая же разница наблюдалась и в одежде. Крестьяне побогаче сменили лапти на сапоги, армяк и грубые порты на кафтан и плисовые штаны, валяную шляпу на картуз. Беднота же, как свидетельствует современник, «…вместо чулок обёртывает ноги холстом или другим отрепьем и носит обувь из древесной коры» (имеются в виду обыкновенные лапти и онучи).

В рационе крестьян первостепенное место занимали овощи, выращенные на собственном огороде. В первой половине XIX в. селянин потреблял три фунта хлеба в день (фунт – 409,5 г). Картофель ещё не вошёл в число важнейших культур, под него отводили лишь 1,5 % посевной площади. Немногие из крестьян могли часто лакомиться пирогами, студнями или лапшой. Калач считался редкостью, пряник – богатым подарком.

Свой отпечаток накладывало на деревенский быт ширившееся отходничество крестьян на заработки в город. Отходники в какой-то мере знакомили своих земляков с городскими нравами и бытом, особенно быстро подхватывала эти новшества сельская молодёжь. Возросшее общение крестьян с городом наложило отпечаток и на их развлечения. Повысился интерес деревни к танцам, в праздничные дни стали устраиваться незамысловатые аттракционы, карусели, балаганы, в которых разыгрывались кукольные представления.

Фабричный быт России был явлением относительно новым, неустоявшимся и, может быть, потому тяжёлым. Это был бездомный, бивуачный быт, в котором не видно не только материальных удобств, но даже малого их подобия.

В 40-е гг. московский генерал-губернатор А. А. Закревский ввёл на фабриках правила, регулировавшие жизнь рабочих. В праздничные дни они не имели права отлучаться из своих квартир, им запрещалось принимать у себя на квартире знакомых и родных, если «продолжительность их визита превосходит краткость обыкновенного свидания». Рабочим запрещалось курить во время работы даже во дворе фабрики, играть в орлянку и карты. По воскресным дням они должны были ходить в церковь «под опасением штрафа».

В XIX в. рабочих вербовали обычно из крестьян, причём по найму трудились и государственные, и помещичьи крестьяне. Фабриканты предпочитали рабочих из помещичьих крестьян, так как они были более покладистыми. Это был особый слой «кабальных» рабочих, которые работали плохо, но обходились фабриканту необычайно дёшево.

Рабочие жили в многоэтажных казармах с центральным коридором и комнатами-камерами по сторонам. Отдыхали мастеровые на нарах, которые чаще всего были двухъярусными. При обычной высоте комнаты в 3 – 4 аршина (аршин – 0,71 м) верхний ярус отстоял от потолка на3/4 аршина. Однако многие рабочие не имели и таких спален. После 12 – 14 часов работы мастеровые ложились спать здесь же в цехах, на столах, верстаках, на полу.

Черты сельского быта переносились рабочими и на фабрику – тот же дырявый овчинный тулуп являлся одеялом, тот же мешок с рубахами и бельём клался под голову. Харч работников был бедным, выручало главным образом мучное – хлеб и каши. Смертность среди работного люда в России была в 2 раза выше, нежели среди других сословий. Грамотность среди рабочих была крайне низкой, единственным развлечением и усладой для них был кабак.

Беспросветность фабричной жизни в России усиливалась от того, что рабочего законодательства в первой половине XIX в. не существовало, а значит, владелец фабрики являлся полновластным хозяином своих рабочих, были ли они приписными или вольнонаёмными. Сравнение фабрики и сельской жизни оказывалось далеко не в пользу первой. Как свидетельствовал очевидец: «Зайди в избу мужика: тепло, обуто, одето, хотя и в лаптях. Посмотрите на фабричного: бледно, бедно, босо, наго, холодно и голодно…»

Положение в крепостной деревне было далеко не однозначным. Условия жизни значительной части крестьянства определялись не столько нищенским положением, сколько традиционной приниженностью селян и их боязнью изменить традиционные бытовые установления. Гораздо хуже было положение работников в промышленности. Зарождавшийся российский пролетарий рассматривался властями как деклассированный элемент, что и определило его быт.

Вопросы и задания

1. Что собой представляло дворянство в первой половине XIX в.? 2.

В группах подготовьте презентации о быте и нравах отдельных слоёв российского общества в первой половине XIX в.: а) поместного дворянства; б) чиновничества; в) купечества; г) крестьян; д) рабочих. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

По указанным выше основаниям (доход, власть, образование, престиж) можно выделить произвольное количество слоев. Количество выделяемых слоев определяется, прежде всего, задачами, которые ставит перед собой исследователь, и конкретными методиками, которыми он оперирует. При выработке наиболее общего представления о социальной иерархии общества достаточно выделить три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Распределение населения по этим уровням возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками.

К высшему слою (примерно 10% от общего социального состава общества) относят лиц, занимающих наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это – влиятельные политики, банкиры, менеджеры ведущих компаний, видные представители научной и творческой интеллигенции. Высший слой играет большую роль в выработке основных направлений развития общества, определения социальных приоритетов, в развитии ценностей и норм, однако гарантом стабильности общества выступает другой слой – средний.

К среднему слою (примерно 60-80% от общего социального состава общества) относятся средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, врачи, юристы, рабочие высокой квалификации, низший управленческий персонал, фермеры и некоторые друге категории. Для него характерны экономическая независимость, средний для данного общества уровень дохода и высокий уровень образования. Политические идеалы и ценности представителей среднего слоя определяются, как правило, демократическими принципами и ориентацией на престиж трудовой деятельности, законопослушностью и требованиями к государству защищать законы и права человека. Стабильное развитие и уверенность в завтрашнем дне выгодны среднему слою, поскольку позволяют реализовать жизненные планы, поэтому они отстаивают эти социальные приоритеты. По своему статусному положению средний слой как бы сглаживает противоречия крайних (высшего и низшего) слоев, смягчает социальную ситуацию.

К низшему слою относятся лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом, а также различные деклассированные элементы (безработные, бродяги и др.).

П. Сорокин считал признаком бедности тот факт, что практически весь свой доход бедный человек (семья) тратит на питание. Богатые же тратят на питание всего 5-7% своего дохода. Поэтому принято выделять абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность – это такое состояние, когда индивид не способен на свой доход удовлетворить даже базисные потребности. Относительная бедность – показатель того, насколько один индивид беднее другого, невозможность поддерживать уровень жизни, принятый в данном обществе.

Представления о масштабах бедности различаются и в зависимости от уровня благосостояния общества. Свидетельством этого является содержание «потребительской корзины» - условный набор продуктов питания, который соответствует минимальной зарплате. Например, в России она включает 11 наименований продуктов питания: мука, соль, сахар, хлеб, молоко, макаронные изделия, мясо (рыба), яйца, масло, овощи, чай. Для сравнения: в Швеции этот список содержит 113 позиций и дополнен такими «ненужными» для нас продуктами, как клубника, шампиньоны, шоколад, десертное вино, какао, малина и еще 107 наименований.

Однако бедность- это не только низкий доход, но особый образ и стиль жизни, нормы поведения и психология, передающиеся из поколения в поколение. Бедность порождает бедность. Чем больше численность этого слоя, тем менее стабильна ситуация в обществе. Увеличение низшего социального слоя оборачивается для общества снижением уровня культуры, утратой стандартов профессиональной деятельности, а в итоге- деградацией.

Уровни стратификации дают представление о вертикальном срезе общества. Вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру, называется профилем стратификации , который показывает, какая часть населения принадлежит к низшему, среднему и высшему слоям и, следовательно, каков уровень неравенства в данном обществе.

В стабильном, экономически развитом обществе профиль стратификации имеет форму ромба и следующие пропорции: большую часть составляет средний слой (до 80%), а высший и низший уравновешивают друг друга по численности (5-10%). В кризисном, нестабильном обществе профиль стратификации имеет форму пирамиды, самой тяжелой, массовой частью которой является низший слой. Чем он многочисленнее, тем сложнее социально-экономическая ситуация в обществе. Например, после экономического кризиса 1998 г. В России бедных было 70%, средний класс составлял 25%, богатые – 5%.

Социальная мобильность.

Незыблемость иерархической структуры общества не означает, что внутри нее не происходит какого- либо движения. Социальная структура характеризуется подвижностью, изменчивостью, мобильностью.

Социальная мобильность – совокупность перемещений индивидов в социальном пространстве, сопровождающихся изменениями их статусов.

В создание концепции «социальной мобильности» большой вклад внес русско-американский социолог П. Сорокин. Именно он ввел в научный оборот понятие «социальная мобильность», под которым подразумевал любое перемещение индивидов или групп в обществе между различными статусными позициями и в системе социальной стратификации.

По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность всегда связана с повышением или понижением социального статуса. При этом, переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью (повышение в должности), а на более низкую – нисходящей (разжалование в должности). Замечено, что восходящая мобильность совершается индивидами добровольно и с большим удовольствием, в то время как нисходящая мобильность носит вынужденный характер.

Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, т.е. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, переход из православия в протестантизм, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную), смена одного гражданства на другое. Подобные движения, как правило, ничего не меняют в статусной позиции индивида.

Можно различать также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая демонстрирует изменение статусов детей по сравнению с родителями. Например, дети могут достигать под влиянием различных социальных факторов более высокой социальной позиции либо, наоборот, опуститься на более низкую ступень, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Такая мобильность называется социальной карьерой.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность – перемещение в физическом пространстве из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (например, международный туризм, переезд из города в деревню, перевод из одного учебного заведения в другое). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Как показал П. Сорокин, вертикальная социальная мобильность существует практически во всех типах обществ. Однако переход из одного социального слоя в другой всегда требует определенных усилий. Параметры вертикальной социальной мобильности зависят от конкретно-исторической ситуации в обществе, т.е. изменяются в пространстве и времени. Для количественной оценки социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. П. Сорокин определял скорость социальной мобильности как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Современное общество отличатся высокими показателями социальной мобильности, что связано с потребностями социально-экономического и научно-технического развития, с необходимостью притока на ключевые социальные позиции высокообразованных специалистов. Возможности социальной мобильности зависят как от общества и его социальной организации, так и от индивида. Способы преодоления барьеров в процессе социализации называются каналами социальной мобильности . Основные из них: образование, повышение квалификации, политическая карьера, изменение социального окружения, брак и др.

Используя подходящие для конкретного общества каналы, индивид имеет возможность повысить свой социальный статус. В истории никогда не было абсолютно закрытых обществ, как и таких, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, и переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления. Если бы мобильность была абсолютно свободной, то общество не смогло бы сформировать устойчивых страт.

Таким образом, внутри страт существует своеобразное «сито», просеивающее индивидов, позволяющее возвышаться одним и оставляющее в нижних слоях других. Эту роль выполняют социальные институты, применяя свои механизмы отбора. Не всякого «пассажира» такой «лифт» готов доставить по адресу. Однако подняться в более высокий социальный слой бывает легче, чем закрепиться в нем. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден пересмотреть свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, к которой он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинал – это индивид, утративший свой привычный социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Маргинальность – неизбежный спутник социальной мобильности. Каждый человек хотя бы раз в жизни становился маргиналом, а многие попадают в это состояние довольно часто. При массовой миграции образуются маргинальные группы (безработные, бомжи, нищие, беженцы). Маргинальные группы создают собственную субкультуру и начинают воспроизводить себя. Они могут представлять серьезную опасность для общества, если растут количественно, поскольку нередко настроены враждебно по отношению к основным ценностям данного общества.

В настоящее время во всем мире и в России, в частности, значительные масштабы приобрел такой вид социальной мобильности, как миграция- процесс перемещения людей, связанный с изменением места жительства. Выделяется три основных фактора, способствующих этому процессу: выталкивание, притяжение, каналы миграции:

· выталкивание вызывается тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах (войны и межнациональные конфликты, экономические кризисы и т.д.);

· притяжение – это совокупность привлекательных сторон или лучших условий для проживания в других местах;

· каналы миграции – транспортные возможности, информационная осведомленность, языковой барьер, получение разрешения на выезд и др.

Миграция подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную (в определенное время года), маятниковую (регулярные поездки, например, из родного места за его пределы на заработки). Различают также миграцию внешнюю (переезд из одной страны в другую) и внутреннюю (в пределах одной страны). До определенных пределов все виды миграции считаются естественными и нормальными. Однако избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи, «старение населения», падение рождаемости и т.п.), нехватке или избытку рабочей силы и многим другим последствиям. Поэтому миграция должна регулироваться государством.

Контрольные вопросы:

1.Что такое неравенство и каковы причины его возникновения?

2. В чем заключается социальное значение неравенства?

3. Каковы негативные последствия неравенства?

4. Как связаны неравенство и стратификация?

5. Какие основания социальной стратификации вы знаете?

6. Какие вы знаете критерии стратификации?

7. Дайте характеристику основных социальных слоев.

8. Какова роль среднего социального слоя в жизни общества?

9. Что такое социальная мобильность? Какие виды мобильности вы знаете?

10. Что такое «маргинальная личность»?

11. С помощью каких каналов можно повысить свой социальный статус в обществе?

12. Каковы социальные последствия миграции?

Литература:

45. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности// Американская социология. М., 1972.

46. Вебер М. Основные понятия стратификации// СОЦИС, 1994, № 5.

47. Гидденс Э. Социология. М., «Эдиториал УРСС», 1999.

48. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// СОЦИС, 1992, №9.

49. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

50. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

51. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

52. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

53. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

54. Радаев В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

55. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

56. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992.

57. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

58. Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

59. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

Ключевые понятия:

a. социальное неравенство

b. социальная стратификация

c. социальная структура

f. сословие

g. профиль стратификации

h. критерии стратификации

i. социальная мобильность

j. вертикальная мобильность

k. горизонтальная мобильность

l. маргинальность

m. миграция

n. каналы социальной мобильности

o. групповая мобильность

p. индивидуальная мобильность

Говоря о теме правового положения отдельных социальных групп населения в Древней Руси, необходимо выделить основополагающие положения, которые обусловили важность и актуальность проводимого исследования. Демократизация нашего общества, обращение к общегуманистическим ценностям связаны с изучением истории. Необходимо знать истоки идей, борьбы мнений, иметь возможность точно и беспристрастно анализировать прошлое, чтобы выявить перспективные исторические тенденции и логику развития, определить пути дальнейшего совершенствования экономической и социально-политической структуры общества.

В настоящее время возникают острые дискуссии по поводу различных институтов истории социального уклада: соотношение между коллективным характером русского земледелия (общины) и индивидуальным крестьянским хозяйством (семейным хозяйством); формы собственности и способ организации трудового коллектива; детерминанты развития производительных сил в сельскохозяйственном производстве; кооперация и интеграция в АПК; взаимосвязь между собственностью и политической властью и т.д. Практические выводы могут способствовать достижению наивысших результатов в общественно-экономическом производстве и эффективному функционированию экономики.

Основой экономики Руси издревле было сельское хозяйство. Многие современные явления и действия совершаются на основе исторического прошлого. Поэтому, чтобы понять настоящее, надо знать историю.

Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать правовое положение отдельных социальных групп населения в Древней Руси.

Задачи курсовой работы:

–рассмотреть общественный строй Древнерусского государства,

–перечислить виды социальных групп и их правовое положение,

–проанализировать политическое, культурное и экономическое расслоение в Древнерусском государстве.

Объект исследования: социально-экономическая и социально-правовая дифференциация населения в Древней Руси.

Предмет исследования: правовое положение отдельных социальных групп населения в Древней Руси.

В курсовой работе использованы принципы и методы:

Принцип научности проявляется в том, что в курсовой работе используются источники, подлинность и точность которых на данное время не вызывает сомнения;

Принцип объективности заключается в том, что в курсовой работе были использованы печатные материалы, отражающие различные версии и взгляды на процесс становления древнерусского феодального права;

Метод историзма отразился в том, что древнерусское феодальное право мы рассматривали как в динамике собственного развития (процесс кодификации), так и в контексте развития древнерусского государства в целом;

Формально-юридический метод заключается в формально-юридическом анализе событий и фактов, имеющих правовое значение;

Библиографический метод основан на том, что для написания курсовой работы была изучена и проанализирована научная и учебная литература, посвященная истории древнерусского государства и права IX - XVI веков.

При написании курсовой работы были использованы в качестве источников тексты договоров Руси с Византией и Русская Правда, а также учебная литература, монографии и статьи из специализированной периодики.

1. Социальная структура и правовое положение феодального населения Древней Руси

1.1. Социальная структура населения Древней Руси

Для характеристики социально-политического строя Древней Руси, который схематично представлен на рисунке 1, можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда».

Рисунок 1. Социальная структура населения Древней Руси

«Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье).

«Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.

Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старостой и незаключение договора и т.д. Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оценивались в 5 гривен. Рабы -надсмотрщики, управляющие, ключники были на другой ступеньке социальной лестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде.

Неполные рабы-закупы появились в ХП веке Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг.

Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами.

Другая небольшая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои пополняли ряды городских ремесленников или княжескую дружину, особенно во время войны.

Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производили более 150 видов железных изделий. На внешний рынок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняные ткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары.

С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет утверждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те времена был и воином. И у воинов, и у купцов был один покровитель - бог скота Велес. Через Русь пролегали важные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.

Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями.

Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина- это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли постоянный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам (принятие православия Владимиром; Игорь, получив от Византии предложение взять дань и отказаться от похода, созвал дружину и начал советоваться и т. д.). Старшие дружинники могли иметь и свою дружину. Впоследствии бояре выступали в роли воевод.

Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождающегося класса феодалов.

Дружина была постоянной военной силой, которая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Но народные ополчения еще долгое время играли большую роль в войнах.

1.2. Особенности правового положения феодалов

В процессе развития феодальных отношении повсеместно происходил процесс превращения родоплеменной знати в собственников земля, феодалов. Прямые захваты общинных земель способствовали росту феодального землевладения и ускоряли формирование класса феодалов.

Высшей социальной группой в Киевской Руси были великие и удельные князья. Они являлись крупнейшими землевладельцами Руси. В "Русской Правде" нет ни одной статьи, в которой бы прямо определялось правовое положение князя. И в этом, видимо, не было никакой необходимости. Сосредоточение в его руках законодательной, исполнительной, военной и судебной власти делало его и верховным собственником всех земель, входящих в состав княжества. Одним из начальных способов установления княжеской собственности на землю была финансово-административная реформа княгини Ольги. Отменив полюдье и заменив его определенными ставками дани и другими повинностями, она тем самым положила начало превращению дани в феодальную ренту. Другим способом установления собственности князя на землю являлось строительство городов на окраинах княжеских сел, где князья эксплуатировали холопов и обезземеленное крестьянство: закупов, изгоев и т. д.

>>История 7 класс >>Основные слои населения

Население Киевской Руси подразделялось на отдельные слои. Социальную верхушку составляли князья во главе с Великим князем киевским. Далее следовали бояре - потомки племенных вождей и верхушки княжеских дружинников. Все они были профессиональными воинами, поэтому доблесть и честь ценились среди них превыше всего.

Наряду с крупными и мелкими боярами значительное влияние в Киевской Руси имело высшее духовенство: киевский митронолйт, епископы (управители церковных округов), настоятели больших монастырей.
Городское население составляли купцы, ремесленники, челядь (прислуга при княжеских и боярских домах).
Основной массой населения Киевской Руси были крестьяне. Свободные крестьяне назывались смердами. Они платили феодалу дань. Феодально-зависимыми в Киевской Руси были рядовичи, работавшие по договору (ряд - устар. договор), и закупы, трудившиеся за денежную ссуду (купу). Как правило, это были люди, оказавшиеся в долгу и обязанные отработать заём в хозяйстве кредитора. Рабов в Киевской Руси называли холопами или челядью. Рабами преимущественно становились военнопленные, их дети также оставались рабами. Холопы не имели своего хозяйства и находились в полной зависимости от хозяина. Челядь служила на хозяйском дворе - были слугами, конюхами, поварами и т. п.

Представители разных слоев населения Киевской Руси. Реконструкция П. Толочко

По каким признакам мы можем определить принадлежность человека к определённому сословию? Ответ аргументируйте, ссылаясь на рисунок.

Патриарх - глава православной церкви.
Епископ, митрополит - высшие духовные чины в православной церкви.


Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Термин «социальные слои» появился в XX веке. Эти единицы общественной иерархии объединяют людей с определенным набором черт и характеристик.

Социальные классы и слои

В слои являются инструментом социальной стратификации - деления общества по разным признакам. Это проблему ученые изучали с самых древних времен. Социальные слои как понятие появились в XX столетии. До этого был распространены другие единицы иерархии - касты и сословия.

В XIX веке было популярно учение о социальных классах. Это явление впервые исследовали Адам Смит и Давид Рикардо - классики политэкономии. Классовую теорию наиболее полно развил и раскрыл немецкий ученый Карл Маркс. Современные социальные слои переняли некоторые черты из его учения.

Дихотомическое деление общества

Для социальных слоев характерна классификация по нескольким определяющим признакам. власть, образование, досуг и потребление. Данные индикаторы являются признаками неравенства и между разными членами общества.

Существует несколько моделей деления населения на слои. Самой простой является идея о дихотомии - раздвоенности общества. Согласно данной теории, социум делится на массы и элиты. Такая специфика была особенно характерна для самых древних цивилизаций. В них ярко выраженное было нормой. Кроме того, в таких обществах появлялись касты так называемых «посвященных» - жрецов, вождей или старейшин. Современная цивилизация от таких социальных конструкций отказалась.

Социальная иерархия

Согласно современной слои общества имеют определенные статусные признаки, которые и объединяют людей. Между ними есть чувство связанности и принадлежности к одной общности. При этом индикаторы слоя несут только оценку «лучше - хуже» или «больше - меньше».

К примеру, если речь идет об образовании, то люди делятся на закончивших школу или университет. Подобные ассоциации можно продолжать, говоря о доходах или карьерном росте индивида. Иначе говоря, социальные слои общества имеют строгую вертикальную иерархию. Это своеобразная пирамида, на вершине которой находятся «лучшие». Если, например, сравнивать баскетбольных болельщиков и любителей фольклора, то их разница будет не вертикальной, а горизонтальной. Такие группы под определение социальных слоев не подпадают.

Понятие статуса

Главной категорией в теории о социальных слоях является статус. Именно он имеет ключевое значение в современной стратификации общества. Нынешние социальные слои населения отличаются от классов XIX века еще и тем, что человек пожизненно не привязан к какой-либо группе. Как это выглядит на практике? Например, если мальчик родился в но при этом хорошо учился и благодаря своим талантам смог добиться высокого карьерного положения, то он, безусловно, перешел из одного слоя в другой.

Статус предполагает, что человек, который к нему относится, должен соответствовать определенным требованиям. Они касаются способности члена общества потреблять и производить блага. Для статуса, а значит, и для социального слоя важно соблюдение установленного в качестве нормы образа жизни.

Благосостояние и труд

Признаки, по которым делятся представители социальных слоев, можно разбить на несколько групп. Например, они связаны с экономическим положением человека. К этой группе относится наличие частной собственности, размеры и виды доходов. В целом эти признаки можно описать как уровень материального благосостояния. Согласно этому критерию, выделяются бедные, среднеобеспеченные и богатые слои. Также можно привести в пример низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников, проживающих в муниципальном жилье, владельцев недвижимости и т. д.

Понятие социального слоя затрагивает явление разделения труда. В этой иерархии речь идет о профессиональных навыках и подготовке человека. Труд каждого индивида находит разное приложение, и именно в этом отличии находит свое отражение очередной социальный слой. К примеру, можно выделить работников, занятых в сельском хозяйстве, промышленности, сфере обслуживания и т. д.

Власть и влияние

Не менее важны в социальной иерархии властные полномочия. Они определяются возможностью человека влиять на окружающих. Источником таких способностей может стать занимаемая высокая должность или обладание социально важным знанием. В этой иерархии можно выделить рядовых работников на муниципальном предприятии, менеджеров в малом бизнесе или, например, государственных руководителей.

В отдельную группу выделяются признаки влияния, авторитета и престижа. В данном случае большую роль играют оценки окружающих. Этот показатель не может быть объективным, поэтому его очень сложно замерить и обозначить в каких-то определенных рамках. Согласно такой характеристике, можно выделить известных деятелей культуры, представителей государственной элиты и т. п.

Второстепенные признаки

Выше были описаны основные признаки, согласно которым выстроена современная стратификация общества. Однако, помимо них, есть и второстепенные черты. Они не имеют определяющего значения, но также влияют на положение личности в общей иерархии. То, какие социальные слои присутствуют в обществе в большей или меньшей мере, напрямую не зависит от этих черт. Их характер вспомогательный.

Этнонациональный признак в разных обществах влияет на положение человека в неодинаковой степени. В мультикультурных странах это качество вообще не играет роли. В то же время в современном мире есть еще достаточно стран, где царят консервативные национальные настроения. В таких обществах принадлежность к чужому этносу может оказаться решающим фактором в определении отнесения человека к тому или иному социальному слою.

Другие такие характеристики - это половозрастные, религиозные и культурные черты человека. Их совокупность влияет на круг общения индивида и его интересы. Также стоит отметить признак, связанный с местом проживания. В данном случае речь в основном идет о большой разнице между горожанами и сельчанами.

Люди со специфическим социальным статусом

Принадлежность к той или иной группе в обществе также зависит от некоторых качеств и психологических установок человека. В этом ряду ученые выделяют маргинальное положение в социуме. В нем оказываются безработные, люди без постоянного места жительства, беженцы. В некоторых обществах это могут быть также инвалиды и пенсионеры, условия жизни которых заметно хуже остальной части населения. Такая социальная пропасть возникает в странах, где существует безответственное государство. Если власти не могут обеспечить населению базовые признаки комфортной жизни, таких маргиналов с течением времени будет все больше.

Специфический статус есть и у людей с противоправным поведением. Это граждане, которые были осуждены за свои преступления. К ним относятся представители уголовного мира, лица, находящиеся в заключении в тюрьмах и других исправительно-трудовых учреждениях. Люди, оказавшиеся в маргинальной или преступной группе, как правило, не могут самостоятельно подняться по социальной лестнице или и вовсе не хотят этого.