Что такое династический принцип. Династия

УДК 930.85

П. А. Сапронов *

ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ЕГО САКРАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

В статье предпринята попытка рассмотреть принцип династии как реальность, оформляемую, во-первых, pos factum и, во-вторых, в секулярной культуре. В течение столетий и даже тысяч лет в государях видели представителей одного рода, от века предназначенную царствовать сакральной инстанцией. Поэтому каждая новая династия, чтобы закрепиться на престоле, должна была обозначить свою принадлежность к предшествующей династии.

Ключевые слова: династия, первопредок, сакральное, миф.

The dynastic principle in its sacral dimension

The article attempts to examine the principle of a dynasty as a formalizing reality in the first place, post factum and secondly in a secular culture. Over the centuries and millenniums, sovereigns saw members of one genus destined to rule from everlasting the sacral authority. Therefore, each new dynasty, must denote their affiliation with the previous dynasty to establish themselves on the throne.

Keywords: dynasty, the first ancestor, sacral, myth.

Слово «династия» явно относится к числу широко употребляемых и понятных каждому. Поэтому всякая попытка уточнить его смысл, определить на понятийном уровне может произвести впечатление необязательного, отвлеченного и пустого умствования. И в самом деле, в такое умствование легко скатиться, что, однако, не означает отсутствия необходимости обращения к понятию династии на понятийном уровне. И менее всего для выведения итоговой дефиниции. Обыкновенно такого рода упражнения мало кого убеждают или обязывают учитывать их в работе с историческим материалом. Того же самого уже нельзя сказать, если заняться не дефиницией, а хотя бы фиксацией того, что так называемое обыденное словоупотребление понятие династии размывает, делает рыхлым, не соотнесенным с вполне определенной предметной реальностью.

* Сапронов Петр Александрович - доктор культурологии, директор Института богословия и философии Русской христианской гуманитарной академии.

198 Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 2

Скажем, очень широко распространено употребление слова «династия» по отношению к любому фиксированному родству, взятому во времени. Тогда и появляются династии художников, военных и т. д., вплоть до рабочих династий. Впрочем, с этой ситуацией разделаться очень легко, отметив, что династию образуют только владетельные особы, государи. Сложнее обстоит дело с рефлексией по поводу династического принципа. С тем, в частности, что сами династии, как правило, не афишировали свою династийность и даже не утверждали, в ряде же случаев вовсе отрицали ее. О том, как и почему такое происходило, разговор впереди, теперь же можно отметить тенденцию, на которую нужно обратить особое внимание, - очень часто и совершенно не случайно династия оформлялась post factum. После того, как ее представители длительное время занимали престол или она вообще прекращалась. Не так уж редки и случаи, когда династии возникали под пером историков, становились квалификацией со стороны родственной преемственности в правлении государством. Все это заставляет нас отнестись к понятию династии с осторожностью, в предположении того, что за ним стоит нечто не самоочевидное, а требующее, как минимум, уточнения, в пределе же - последовательного промысливания ее действительного статуса как в исторической реальности, так и в исторических исследованиях.

Начать же нужно с утверждения и заявки, которую будет очень легко принять за слишком нарочитый, относящийся к поэтике эффектов парадокс. Состоит эта заявка в следующем: исходно, на какой-то глубине, где живет и дремлет по сию пору миф, никаких династий не существует. Есть только одна династия в пределах данного государственного или предгосударственного образования. Она установлена от века и будет длиться до конца времен или, по крайней мере, до прекращения династической формы правления государей. Династия, естественно, представляет собой род, у которого обязательно есть фиксированный родоначальник. Прямо утвердительно или в намеке он связан с сакральной инстанцией. Если мы имеем дело с культурой, базирующейся на язычестве, то родоначальник, он же основатель династии, прямо происходит от божества. Ограничившись пределами Европы, чтобы не увязнуть в исторических дебрях, можно отметить, что основатель династии обыкновенно «полукровка». Он человек, поскольку смертен, и все же ввиду своего родства божественен, священная особа. Освященность и, соответственно, покровительство божества распространяется и на потомков основателя династии, поэтому становится невозможной ее смена в пользу другого рода, допустимо не более чем внутриродовое соперничество. С христианством как таковым, т. е. его вероучением и богословием, указанный статус династии несовместим, это слишком очевидно. Но точно так же нужно принимать во внимание, что в культурно-исторической реальности у народов, принявших христианство, оно наслаивается на предшествующее язычество, в результате чего в принципе чуждое и несводимое образуют причудливые сочетания. К династическому принципу это имеет прямое отношение. Равно как и к тому, как он бытовал в пределах Руси-России и остального Запада. Чтобы убедиться в этом, мы обратимся вначале к династийному опыту «классической» страны Запада - Франции, с тем чтобы выявить впоследствии своеобразие этого опыта на отечественной почве.

Представление о том, что Францией, первоначально же королевством франков, поочередно правили пять династий: Меровинги, Каролинги, Капе-тинги, Валуа и Бурбоны, очень подходящее для XIX в. И конечно, оно не имеет никакого отношения к династическим представлениями времен Меровингов. Между тем именно они содержат в себе свидетельство о происхождении первой из королевских династий, которая по тому времени только и могла восприниматься как единственная. Нет никакого сомнения в том, что при Меровингах не было никакого целостного и безупречно последовательного представления о том, как возникла династия. Довольно было и того, что первым королем франков числился Меровей. В глубь времен же заглядывали уже историки-хронисты. А они компоновали свои тексты в соответствии с разнородными сведениями и не без участия собственной фантазии. Несмотря на это, можно прочертить некоторый исторический вектор, ведущий непосредственно к Меровею от некоторой изначальности франкского мира. Его, в частности, зафиксировал живший в XII в. в Бургундии автор «Хроники Фредегара».

Согласно его «Хронике», первым королем франков был Приам. Конечно, согласно автору, Приам отстоял от Меровея на многие столетия, однако ведь и он откуда-то взялся, ему кто-то предшествовал, пускай и не в качестве короля. И кто же тогда это был? Вопрос этот в настоящем случае задается от лица современного читателя в предположении его неактуальности для автора и читателей «Хроники Фредегара». Они удовлетворялись тем, что Приам и его Троя существовали в правремени, оно же первоначальное состояние франков. Откуда они взялись, не так уж важно. Важнее то, что до Приама никаких франков как бы и не было. И не только их, но и всего мира. Разумеется, в этом случае их просвещенные клирики усвоили себе римский, он же общезападный, миф о происхождении Pax Romano от Энея с его воинами, бежавшими из-под стен пылающей Трои. Быть в исходной данности троянцами и означало найти себе предельные основания для очень многих западных народов уже после крушения Римской империи. Только этим можно было утвердить свое достоинство не на уровне местного языческого мира, а в масштабах всего Запада. Естественно, что франкский хронист пошел именно по этому пути.

После Приама, согласно «Хронике Фредегара» и не только ей, у вчерашних троянцев появится, правда, не Эней, а король франков, от которого они и стали именоваться франками. Потом, далеко не сразу, а через цепь поколений, за Франком появился Хлодвиг. Зафиксировав его появление и захват им территории действительного, а не мифического расселения франков, автор «Хроник Фредегара» делает знаменательное уточнение: «В это время в ходу было язычество...» Для чего именно нужно это уточнение, становится ясно по прочтении следующих строк:

Утверждают, что, когда Хлодвиг летней порой остановился на берегу моря, в полдень его супругой, отправившейся на море купаться, овладел зверь Нептуна, похожий на квитотавра. Впоследствии, забеременев то ли от зверя, то ли от человека, она родила сына по имени Меровей и по нему затем франкские короли стали прозываться Меровингами [цит. по: 3, с. 33].

Приведенный сюжет примечателен тем, что христианин и клирик в своей хронике не сумел удержаться и привел чисто языческий миф о первопред-ке и основателе династии, происходящем прямо от божества. Как бы автор хроники ни отстранялся от этого мифа ссылками на язычество и проблематичность зачатия Меровея божеством, он жил даже в его душе, не говоря уже о франках, далеких от учености. Причем языческий миф дополнял собой миф о Трое и Приаме в силу потребности усидеть сразу на двух стульях, утвердив себя как в правремени, так и в совершенно сакральной реальности. Здесь, явно не сознавая этого, автор «Хроник» следует римскому мифу, в котором происхождение римлян от Энея уживалось с их происхождением от Сатурна. То и другое представлялось совсем не лишним как римлянам, так и франкам. И это при том, что последние были уже христианами. И что же, в лице хрониста они впадали в самое глубокое язычество? Не совсем так. Скорее в этом случае логика династийности, согласно которой династия раз и навсегда одна, выходила на передний план, христианство же в хронисте на время умолкало.

Между тем отношение к династии как одной-единственной, установленной раз и навсегда, по сути, династический принцип в привычном для нас смысле как раз и отрицало. Ведь в нашем представлении династийность заведомо плюральна, когда в одной стране правит одна династия, в другой - другая, и к тому же вполне допускается и даже предполагается смена династий на одном и том же престоле. Как то, в частности, имело место во Франции и предшествовавшей ее появлению стране франков. Ни у кого ведь не вызывает сомнения, что здесь поочередно правили Меровинги, Каролинги, Капетинги, Валуа и Бурбоны. Уточним только, что каждая из династий, правившая после Меровингов, менее всего была склонна акцентировать свою династийность в ее отличии от предшествующей династии. Линия эта началась уже с Каролингов. В этом, правда, можно усомниться и в подтверждение своих сомнений привести фрагменты из такого широко известного сочинения, каким, несомненно, является «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда:

Считается, что род Меровингов, от которого обыкновенно производили себя франкские короли, существовал вплоть до царствования Хильдерика, который по приказу римского папы Стефана был низложен , пострижен и препровожден в монастырь. Может показаться, что род [Меровингов] пришел к своему концу во время правления Хильдерика, однако уже давно в роду том не было никакой жизненной силы и ничего замечательного, кроме пустого царского звания. Дело в том, что и богатство и могущество короля держались в руках дворцовых управляющих, которых называли майордомами; им и принадлежала вся высшая власть... Честь [назначение майордомом] народ имел обыкновение оказывать не каждому, а лишь тем, кто отличался от других и славой рода, и силой величия .

В этом фрагменте более всего поражает смелость и беззаботность, с которыми автор относится к достоинству королевского сана и рода, к которому он принадлежит. Можно было бы подумать, что они в глазах Эйнхарда сами по себе ничего не стоят, а реальное значение имеют только богатство и могущество. Этому, впрочем, препятствует ссылка автора на низложение короля Хильдерика III римским папой. Она свидетельствует о необходимости сакральной санкции при

смене династии, так же как и недостаточности богатства и могущества самих по себе. И все-таки никакого пиетета по отношению к династическому принципу у Эйнхарда нет. Объяснение этому обстоятельству, видимо, нужно искать в том, что Эйнхард создавал свое жизнеописание с ориентацией на «Жизнь двенадцати цезарей» Светония Транквилла, т. е. на антично-римский образец. Для римлян же и их историков династический принцип существенной роли не играл. Но этого уже не скажешь о послеантичных временах (вплоть до настоящего времени). По этому пункту антикизирующий Эйнхард в сильной степени разошелся со своей эпохой. Подтверждается это тем, что Каролинги, в отличие от их историографа Эйнхарда, были озабочены утверждением своего родства со свергнутыми их предком Пипином Меровингами. Согласно каролингскому официозу, родоначальник Каролингов Анеберт был женат на дочери короля франков Хлотаря (понятно, что Меровинга), и от их брака родилось четверо детей, один из которых продолжил род, ведущий к Карлу Мартеллу, Пипину Короткому и Карлу Великому.

Очевидным образом презрение к Меровингам в целом не было на руку следующей династии, что бы о них ни писал Эйнхард. Вне преемства, мало отличного или вовсе не отличимого от продолжения в своем лице своих предшественников, правление Каролингов не могло выглядеть безусловно легитимным. Одной церковной санкции для легитимации было недостаточно. Особое внимание нужно обратить на то, что, как и впоследствии Романовы, Каролинги стали восприниматься как династия и соответственно именоваться далеко не сразу. И это несмотря на огромное впечатление, которое произвело правление Карла Великого на весь западный мир. Тут налицо прямое соответствие происшедшего с Карлом Великим и Петром Великим: оба они, будучи государями, в представлении подданных вполне легитимными, в своей принадлежности к соответствующей династии специально не обозначались. Династии будут со всей определенностью в одном и в другом случае обозначены значительно позднее. С той, правда, разницей, что одна из них прямо утвердится как идущая от Карла, тогда как другая при всем осознании грандиозности фигуры Петра не станет династией «Петровых».

Ко времени своего падения в 987 г. династия Каролингов настолько укрепилась в своей легитимности, что ее воспринимали как от века существующую без специального акцента на ее связи с Меровингами. Положение Капетингов в этом отношении оказалось более сложным и затруднительным. Эта династия в действительности начиналась так же с узурпации, как это имело место с Каролингами. Вот только ее права на престол пришлось длительное время утверждать, на этот раз не выводя на передний план собственно династический принцип. Никто из Капетингов не находил достаточных оснований для этого. Другое дело - восприятие и утверждение себя в качестве помазанника Божия. Помазанничество действительно выделяло каждого из королей из ряда простых смертных, не исключая и высшую знать королевства, т. е. непосредственных королевских вассалов. Проблема, однако, состояла в том, как обеспечить линию преемства от одного помазанника-Капетинга к другому, если до помазания очередной Капетинг не имел безусловных и неоспоримых прав на престол. Выход из этой ситуации был найден сразу, первым из королей этой династии - Гуго Капетом, который уже через три месяца после своего избрания королем устроил

коронацию своего сына Роберта, сделав его соправителем. Примеру Гуго следовали последующие короли на протяжении более чем двух столетий. Только Филипп Август прервал установившуюся традицию и не короновал при жизни своего сына Людовика. Но даже этот король сохранил традицию избрания короля вассалами, подкреплявшую помазание и коронование. Конечно, такой способ наследования престола мог сложиться только в ситуации, когда династический принцип длительное время не мог возобладать и в то же самое время на каком-то уровне оставался незыблемым, с чем не могли не считаться короли-Капетинги.

Об этом, в частности, свидетельствует их настойчивое стремление породниться с потомками давно потерявших королевский престол Каролингов. В конечном счете породнение можно было считать свершившимся после женитьбы Людовика VII на Адели Шампанской, в чьих жилах текла каролингская кровь. Окончательно упрочила династический статус Капетингов женитьба сына Людовика VII Филиппа Августа на Изабелле де Уно, также происходившей от Каролингов. Теперь наследник этого короля Людовик VII был связан родственными узами с Каролингами как по материнской, так и по отцовской линии [см.: 2, с. 78]. Когда в одной исторической хронике ее составитель именовал Филиппа Августа «Каролингом», а в другой утверждалось, что в лице Людовика XIII «возвратилось потомство Карла Великого» , конечно, это были официозная велеречивость и риторические красоты, но не только. Решалась еще и такая насущная для Капетингов задача, как окончательная легитимация своей династии. А она могла произойти не иначе, чем за счет расширения династического принципа до того предела, где становилось очевидным - династия должна быть одна, она дана раз и навсегда. Ее настоящая крепость в несменяемости. Смена династии всегда проблематична и рискованна, что на себе на протяжении двух столетий ощущали короли Капетинги.

В известном смысле эта проблематичность давала о себе знать и при воцарении во Франции династии Валуа. Проблема здесь заключалась в не вовсе безосновательных претензиях на королевский трон Франции английских королей. Они были потомками Капетингов хотя и по женской, но все же прямой линии. Чего нельзя сказать о Валуа. Претензии со стороны англичан вылились в итоге в бесконечно длинную и разорительную Столетнюю войну. И все же легитимность династии Валуа они по-настоящему поколебать не могли. Ее представители при всей спорности их воцарения чистыми узурпаторами не были, как это имело место у первого Капетинга Гуго Капета. Родство с Капетингами и Валуа было налицо и всем очевидно. Более того, в широком смысле Валуа могут быть отнесены к Капетингам, и это не будет риторической фигурой. Все-таки Гуго Капет был их родоначальником, точно так же как и собственно Капетингов. К тому же и крови Каролингов в жилах Валуа текло не меньше, чем у их предшественников, что, впрочем, в XIV в. особого значения не имело, настолько укрепился династический статус потомков Гуго Капета.

Можно было бы специально разобрать и своеобразие ситуации с переходом королевского трона Франции от пресекшейся династии Валуа к Бурбонам в 1589 г. Здесь тоже были свои династические проблемы, позволявшие выдвигать претензии на престол соперникам Генриха IV. Однако самое существенное в плане династийности у Бурбонов и Валуа было одним и тем же: обе эти

династии прямо восходили к Капетингам, были их продолжением. Бурбоны точно так же, как и Валуа, не столько образовывали новую династию, сколько возобновляли предшествующую, т. е. в широком смысле слова оставались все теми же Капетингами. На свой мрачный и даже чудовищный лад это обстоятельство дало о себе знать в казни Людовика XVI. Для его судей, по сути же палачей и убийц, король Людовик XVI был не кто иной, как «гражданин Капет». В их глазах он представлял собой династию, от века правившую Францией. Ее короли олицетворяли собой старый режим, с которым теперь было покончено. Он же существовал всегда, вплоть до того момента, когда был свергнут в результате революции. Очевидно, что по-своему французские революционеры принимали и воспроизводили миф о единственной династии.

Краткое рассмотрение осуществления династического принципа во Франции важно для нас не только для выяснения моментов устойчивых и непременно связанных с династийностью как таковой. Оно еще и поможет нам уяснить своеобразие исторической ситуации в русских пределах. Это своеобразие бьет в глаза при обращении к истории Киевской Руси. Только на первый и поверхностный взгляд в ней правила династия Рюриковичей. Рюриковичи - да, но, во-первых, о них говорилось как о «внуках Ярославовых и Всеславовых», а во-вторых, к моменту начала ордынского погрома на княжеских столах в Киевской Руси сидели многие десятки князей, что с принципом династийности вяжется плохо.

При попытке разобраться с первым из этих двух моментов нужно обратить внимание на то, что в приведенной формуле обнаруживает себя не столько династийное, сколько родовое начало. Последнее предполагает наличие предка-основателя рода. С его главой положение менее однозначное - его может и не быть. Но старейшины в роде обязательны, так же как и их житие-бытие в согласии, во всяком случае, стремлении к нему как родовому принципу. Среди князей Киевской Руси не наблюдалось ни того ни другого. Формула «Все мы внуки Ярославовы и Всеславовы» апеллировала вовсе не к основателю рода, которым должен был бы стать Рюрик, а к семейному родству. В ней подчеркивалась именно семейственность, а значит, равноправие и равночестность князей. Вопрос о том, кто же из них первый, а значит, является главой рода, не обсуждался в чистом виде, а решался на поле брани. Впрочем, он все равно оставался неразрешимыми, и князья Киевской Руси, кажется, в конце концов вообще махнули рукой на первенствование в качестве главы рода. Точно так же зависала и тема старейшин. Чем далее, тем более князья устраивались в своих землях-княжениях по своему разумению. Живое ощущение родства никогда не покидало их окончательно, но точно так же не оформлялось доктринально.

Если вести речь о династийности, то движение в эту сторону вроде бы намечалось в отдельных княжествах. Скажем, во Владимиро-Суздальском княжестве сменяли друг друга на княжеском столе несколько поколений потомков Владимира Мономаха. Среди них Юрий Долгорукий, Андрей Бого-любский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович. Этих четырех князей и, соответственно, поколений было бы достаточно для оформления династии. И все же об этом во Владимиро-Суздальском княжестве говорить не приходится. Этому препятствует прогрессирующее дробление княжества после

смерти князя Всеволода Большое Гнездо. После себя он оставил пять сыновей, каждому из которых достался свой удел: Ростовский, Владимирский, Переяславский, Стародубский и Юрьевский. Владимирский удел, разумеется, был старшим, а его князь первенствовал над остальными князьями. Однако это было первенствование по чести. По существу князья Ростовский, Переяславский, Стародубский и Юрьевский были вполне самостоятельными. Соответственно, и род Всеволода Большое Гнездо родом был в очень ограниченной степени. Тем более его нельзя считать династией. Династия все-таки соотносится с одним государственным образованием, а его-то как раз и не было. И не только ввиду независимости княжеств. Все они, кроме Владимирского, неуклонно дробились, будучи разделяемы между сыновьями очередного князя. К примеру, из Ростовского княжества первоначально выделились Ярославское и Угличское. Затем от сильно сокращенного Ростовского княжества отделилось княжество Белозерское. И это не предел удельного дробления. Достаточно сказать, что одно только Белозерское княжество распалось на девять уделов и оно не было исключением из правил. А теперь представим себе род одних только ростовских князей к середине XIV в. В него входили десятки князей, каждый со своим уделом. И уж конечно, никакой династии они не образовывали.

С Московскими князьями, впрочем, ситуация сложилась существенно иная. Первоначально Московское княжество было уделом, выделенным из своего Переяславского княжества Александром Невским своему сыну Даниилу Александровичу. Далее ему было предзадано дальнейшее прогрессирующее дробление, если бы потомки Даниила Александровича оказались такими же плодовитыми, как Ростовские, Ярославские или Белозерские князья. Однако этого не случилось, а произошло другое: Московские князья рано, еще при князе Юрии Даниловиче начали приращение к своему княжеству. Уделы своим ближайшим родственникам они тоже выделяли, но они были немногочисленны и не множились в лице своих потомков. К тому же включение в Московское княжество все новых земель-княжений с лихвой покрывало выделение тому или иному родственнику Московского князя соответствующего удела. Тем самым в Москве мало-помалу образовывалась династия, точнее, шло движение в сторону династийности рода Московских князей. Длительное время это было движение и не более, так как у княжеского рода не было в наличии всех признаков династии. Прежде всего, незакрытым (а пожалуй, даже и не ставившимся) оставался вопрос о родоначальнике. Для Московских князей он был сложным и неразрешимым, потому что углубление в собственную генеалогию было чревато выдвижением на передний план их самого широкого и разветвленного родства с другими княжескими родами. А это, в свою очередь, вело к растворению Московских князей в необозримо широком целом. И устойчивая принадлежность Московским князьям сана великих князей Владимирских ничего длительное время не меняла - она, разумеется, очень сильно повышала престиж Московских князей и все же не позволяла им утвердить свой династический статус.

Ситуация радикальным образом менялась по мере ослабления, вплоть до исчезновения, соотнесенности владетельных князей с единым княжеским семейством. Постепенно «внуки Ярославовы и Всеславовы» перестали быть в своем представлении таковыми. «Внуки» в обращенности друг к другу - это

«братья». Реальность же Московской Руси со временем стала другой. «Братия» все более явно становились «детьми» великого князя, уже не Владимирского, а Московского. Этот же государь не был склонен углубляться в реальные генеалогические связи домосковского периода. Исключение здесь составлял Александр Невский. Он был великим князем Киевским и Владимирским и одновременно отцом первого Московского князя. Стоило, однако, сосредоточить внимание на том, что сам Александр Невский был сыном Ярослава Всеволодовича, как стала бы очевидной его принадлежность к младшей линии потомков Всеволода Большое Гнездо. И в чем же тогда состояло первенствование великих князей Московских? Получается, что за ним стояли как счастливый случай, голая сила, особые отношения с ордынскими ханами-царями и т. п.

Кажется, в этом случае московским государям можно было бы опереться на опыт византийских императоров, все-таки «первообразов» царственности в православном мире, и к тому же обладавших царственностью во всей ее полноте. Ведь династийный принцип в Византии никогда не был устойчивым, надолго закрепить его никому не удавалось. Но дело было как раз в том, что вся жизнь Руси, как Киевской, так и Московской, выстраивалась на началах если не родовых, то родственности и семейственности. Они были непременной составляющей «русского мифа», если под ним понимать незыблемые характеристики самоощущения и самовосприятия русского человека. Вне родственности и семейственности «русский миф» был немыслим. В частности, он предполагал выдвижение на передний план того, что любой русский человек кому-то родня, не просто связан семейными отношениями, но еще и выстраивает свои отношения с другими людьми в измерении родства и семейственности. Не могли быть здесь исключением и московские государи. Они являлись таковыми не в последнюю очередь ввиду родства со своими предшественниками. А потому вопрос о принадлежности их к династии вставал со всей настоятельностью. Закрыт он был, правда, только в XVI в., когда появился государственный официоз «Слово о князьях Владимирских».

Этот текст представляет для нас особый интерес не только тем, что в нем московские государи предстают как династия в ее полном соответствии с династическим мифом, т. е. как единственная, изначальная и окончательная. Династийность в «Слове» заявлена еще и на самом максимуме. Выражается этот максимум не только в том, что великие князья Московские (а для второй редакции «Слова» уже и цари) происходят прямо от Октавиана Августа. Нечто подобное имело место и в соответствующих западных текстах, где выстраивалась, скажем, генеалогия французских королей. Авторы «Слова о князьях Владимирских» пошли еще дальше и укоренили московских государей в несравненно более давних временах, по существу сделав их преемниками первого из царей, «обладавшего всей вселенной». Внуком этого царя, согласно «Слову», был второй «вселенский» царь Александр Македонский. А вот далее «Слово» прямой линии к московским государям не протягивает. Несколько спрямляя проговоренное в «Слове», можно сказать так: Октавиан Август стал преемником наследников Александра Македонского по праву завоевания. И к тому же, в отличие от них, он «начал собирать дань со всей вселенной», т. е. стал третьим вселенским царем.

Лишь после фиксации кровавого преемства Августа Птолемеям, в свою очередь наследовавшим Александру Македонскому, «Слово» обращается к реалиям, непосредственно касающимся московских государей. Напомню, что родственником Августа, согласно «Слову», был Прус, от которого происходил Рюрик. Ну а дальше все понятно: «А четвертое колено - правнук его Владимир Всеволодович Мономах» . Последний в цепи поколений великих князей был особенно важен для московских государей, так как он, если принять написанное в «Слове», был уравнен с византийским императором Константином Мономахом в своем царском статусе. В православном мире тем самым утвердилось два равночестных царства и два боговенчанных царя.

Конечно, авторы «Слова о князьях владимирских» крепко держали в уме, что Царьград уже многие десятилетия как пал, православное царство теперь одно и Московский государь правит всей православной ойкуменой. Чего еще желать в утверждении и превознесении правящей династии! Но вот что обращает на себя внимание при чтении нашего династического текста: в нем нет ни слова о временах и «царях» великой Руси в промежутке между правлением Владимира Мономаха и княжением Московского царя Юрия Даниловича. О последнем, между прочим, говорится, что «Князь Московский Юрий Данилович и князь тверской Михаил Ярославич пошли в Орду разбираться в споре о великом княжении Владимирском. И князь Тверской Михаил Ярославич был убит в Орде. Князь Юрий Данилович пришел из Орды, получив великое княжение» . На этот раз «Слово» совсем не мифологизирует, сухо излагая действительно происшедшее, правда тщательно умалчивая о хорошо известном. Во-первых, о том, что тверской князь был убит в Орде в том числе и по наущению московского князя. И во-вторых, сам он получил великое княжение из рук ордынского хана - царя Узбека. Умолчание здесь было совершенно необходимо. Иначе как быть с царским преемством в русских пределах, с выстроенностью генеалогического дерева, с линией от Владимира Мономаха до Василия Ивановича (первая редакция «Слова») или Ивана Васильевича (вторая редакция)? Конечно, в отличие от времен стародавних, связь московских государей с предшественниками применительно к русской истории последних столетий уже не могла быть представлена как чистый вымысел и фантазия. Приходилось считаться с историческими реалиями. Зато и результатом была генеалогическая и дина-стийная невнятица и недоговоренность. Впрочем, они не мешали признанию великих князей и царей Московских представителями единственной правившей и правящей на Руси династии в глазах их подданных. Династический миф был вполне жизнеспособной реальностью, никем не ставившейся под сомнение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Слово о князьях владимирских // Библиотека литературы Древней Руси. - Т. 9. Конец XV - начало XVI в. - СПб., 2000.

2. Фавтье Р. Капетинги и Франция. - СПб., 2001.

3. Хроники длинноволосых королей. - СПб., 2004.

4. Эйнхард. Жизнь Карла Великого // Историки эпохи Каролингов. - М., 1959.

Политическая карта Европы в Средние века представляла собой мозаику больших и мелких феодальных владений, неред­ко разбросанных отдельными частями на большой территории. Эти владения, а точнее говоря, - их властители играли глав­ную роль в международных отношениях той эпохи. Как сеньо­ры и вассалы они были связаны между собой особыми узами зависимости. Поэтому отношения между ними носили заведо­мо неравноправный, иерархический характер. Старшим по рангу феодальным властителем считался император Священной Римской империи немецкого народа.

Это государственное образование, часто именуемое просто Империей, возникло в подражание античной Римской импе­рии, где впервые и появился императорский титул. После за­воевания Западной Римской империи варварами он сохранился в Восточной Римской империи, или Византии, а на Западе был возрожден лишь в 800 г., когда папа римский короновал импе­ратором франкского короля Карла Великого. В 962 г. этот титул принял германский король из саксонской династии, ставший императором Отгоном I. По примеру Карла Великого он поставил задачу возрождения вселенской, всехристианской империи. Отгон I и его преемники сумели создать могущест­венное государство, объединявшее в XIII в. собственно герман­ские земли, Северную Игалию, Бургундию, Прованс, земли полабских славян, Чехию.

На исходе Средних веков власгь имперагоров посгепенно приходиг в упадок. Из наследственно-выборной, как в X- XI вв., она становится выборной. Заго растут авгоритет и вли­яние правителей отдельных территориальных княжеств, из ко­торых состояла Империя. Рейхстаг, или имперский сейм, кото­рый первоначально являлся советом знаги при императоре, становится инструментом ограничения его власти. В 1356 г. рейхстаг принимает «Золотую буллу» - особое постановление, закрепившее отказ императора от вмешательсгва во внутренние дела князей и установившее порядок выборов императора. Право выбирать императора предоставлялось крупнейшим кня­зьям. Их называли курфюрстами (князьями-избирателями). Первоначально коллегия курфюрстов состояла из архиеписко-



нов Майнца, Кёльна и Трира, пфальцграфа 1 Рейнского, герцо­га Саксонского, маркграфа 2 Бранденбургского и короля Чехии. Император не имел в своем распоряжении ни административ­ного аппарата, ни общегосударственных финансов или армии. Его власть по существу опиралась на наследственные владения, в которых он чувствовал себя таким же самостоятельным пра­вителем, как и другие имперские князья. «Золотая булла» юри­дически оформила так называемую «исконную немецкую сво­боду», или широкую самостоятельность" немецких князей по отношению к императорской власти.

Император председательствовал на международных конфе­ренциях и переговорах, выступал в роли арбитра в междоусоб­ных конфликтах, назначал правителей светских или церковных владений, присваивая им соответствующие титулы герцога или даже короля. Внешним выражением широких полномочий им­ператора являлись особые почести, которые ему и его послам оказывали другие властители. Короли уступали по степени важности императору, но так же как и он, считались независи­мыми правителями, самостоятельно проводившими внутрен­нюю и внешнюю политику. Еще ниже в феодальной иерархии стояли князья, герцоги, графы и т.д. Они не рассматривались как самостоятельные правители и, по крайней мере, номиналь­но находились в вассальной зависимости от императора или королей. Вассалы считались естественными союзниками сеньо­ров и должны были поддерживать их в конфликтах с другими государями. Международный статус небольших республик Сре­дневековья, например, итальянских городов-государств, был еще ниже вассальных феодальных владений.

Династический принцип взаимоотношений между государ­ствами в Средние века играл доминирующую роль. Войны, ко­торые велись в Европе в то время, такие как Война Алой и Белой розы, Столетняя война английского и французского ко-

1 Пфальцграф - буквально: дворцовый граф. В Франкском государст­ве IX-X вв. так называлась должность одного из придворных королев­ских служащих, председательствовавших в дворцовом суде. Со временем пфальцграфы превратились во владетельных князей. Особенно высокое положение занял пфальцграф Рейнский, ставший в XIV в. одним из 7 курфюрстов. Пфальц - феодальное владение на юго-западе Германии (иначе - Палатинат).

2 Маркграф - буквально: граф марки. В Франкском государстве - должностное лицо. Должность маркграфов учреждена Карлом Великим для управления марками (крупными пограничными административными округами) с более широкими полномочиями, чем имели графы, которые первоначально тоже были должностными лицами, управлявшими админи­стративными округами. Со временем должность маркграфа и графа транс­формировалась в феодальный титул.


ролей, войны германских императоров за овладение Италией и т.д., преследовали цели возвышения той или иной династии. В них явственно преобладал династический интерес. Особенно характерна в этом отношении Столетняя война 1337-1453 гг. Непосредственной причиной войны явились притязания анг­лийских королей на французский королевский трон после того, как со смертью Карла IV в 1328 г. во Франции пресеклась династия Капетингов. Французские бароны (прямые вассалы короля) и церковные прелаты добились избрания королем Фи­липпом VI представителя династии Валуа - боковой ветви Ка­петингов. Английский король Эдуард III, считавший себя по матери (дочери Карла ГУ) прямым потомком французских ко­ролей, не согласился с этим решением и попытался оспорить его, прибегнув к силе. 7 октября 1338 г. он официально заявил о своих притязаниях на французский престол.

Но на самом деле спор между английскими и французски­ми королями имел давнюю историю. Он возник после того, как в 1154 г. королем Англии стал герцог Нормандский и граф Анжуйский Генрих Плантагенет, являвшийся вассалом фран­цузского короля. Заняв трон одного из крупнейших королевств средневековой Европы, Генрих остался вассалом французского короля в своих владениях на континенте. Такой двойственный статус - одновременно и самостоятельных королей, и вассалов французского короля - сохраняли и его наследники. Это неиз­бежно порождало трения между английским и французским королевским дворами, ревниво относившимися к вопросам чести и достоинства. Частыми были также территориальные конфликты. Французские короли не хотели лишиться даже той призрачной власти, которой они пользовались в конти­нентальных владениях английских королей, как их феодаль­ные сеньоры. При удобном случае они не упускали возмож­ности округлить свой домен за счет владений английских ко­ролей.

Война, развязанная английским королем в XIV в., продол­жалась более ста лет. После решающих военных побед, одер­жанных французами в 1453 г., военные действия прекратились. Однако мирный договор между обоими королевствами так и не был подписан. Англичане не признали своего поражения, про­сто их внимание и силы отвлекла война Алой и Белой розы 1455-1485 гг., разразившаяся дома, на Британских островах. В 1475 г. английский король Эдуард IV попытался взять реванш за прошлые поражения, высадившись со своими войсками на континенте. Однако почти сразу же он был вынужден заклю­чить с французским королем Карлом VII мирный договор в Пикиньи, который обычно рассматривается как формальное прекращение Столетней войны.


Брачная дипломатия

Преобладание династического принципа международных отношений привело к расцвету так называемой «брачной дип­ломатии». В Средние века путем династических браков возни­кали огромные государственные образования, например, так называемая Анжуйская держава XII в. Элеонора (Лльенора), наследница обширного герцогства Аквитанского, выйдя в 1137 г. замуж за наследника французского трона, будущего ко­роля Людовика VII из династии Капетингов, принесла ему в качестве приданого свои наследственные владения. Людовик VII возглавил второй Крестовый поход 1147-1149 гг. в Святую землю, в котором его сопровождала Элеонора. Во время похода между супругами произошла размолвка, и вскоре после возвра­щения домой они развелись. После развода Элеонора забрала герцогство обратно. Повторно выйдя замуж, на этот раз за графа Анжуйского Генриха Плантагенета, будущего английско­го короля, она сделала своего нового супруга одним из самых могущественных на ту пору монархов Европы. Его владения охватывали обширную территорию от Шотландии до Пиреней­ских гор - Британские острова, Нормандию, Анжу, а также герцогство Аквитанское, в состав которого входили области Марш, Овернь, Лимузен, Пуату, Ангумуа, Сентонж, Перигор и Гасконь. Совокупность этих владений королей из династии Плангагенетов, правивших в Англии с середины XII по конец

XIV в., иногда называют Анжуйской державой.

И впоследствии французские короли нередко прибегали к брачным союзам, чтобы округлить свои владения. В конце

XV - начале XVI в. они присоединили Бретань, которая ото­шла к Франции как приданое наследницы герцогства Анны Бретонской. На ее руку и сердце (и провинции) претендовали сразу два монарха - французский король и германский импе­ратор. В 1490 г. Анна заочно была выдана замуж за сына импе­ратора Священной Римской империи. Цель этого брака заклю­чалась в том, чтобы посредством династического союза с Им­перией отстоять самостоятельность герцогства Бретонского, которое уже давно стремились прибрать к рукам французские короли. В ответ на этот шаг французские войска вторглись на территорию герцогства. В результате французский король Карл VIII добился того, что брак Анны с немецким принцем был аннулирован, и сам женился на ней. Причем, согласно брачному контракту, после смерти супруга в случае отсутствия у него прямых наследников Анна была обязана выйти замуж за нового французского короля. Карл VIII умер в 1498 г., не оста­вив мужского потомства (все четыре его сына умерли еще раньше). Королем Людовиком XII стал его двоюродный брат

Династический принцип МО, его происхождение.

В средние века этот принцип играл ведущую роль. Большинство западноевропейских государств были монархическими, поэтому главную роль в МО того времени играли монархи (и их династические интересы: выгодные браки, возвышение рода, потомство и т.д.) .

До XIX в 75% МО осуществлялись монархами. Отношения между различными династиями носили иерархический характер. Так как правители имели определенный статус в зависимости от древности рода.

Большую роль играли династические браки, их цели:

избежание морганодического брака(брак с особой не царской крови), отстаивание интересов династий, стремление к политическим и экономическим союзам, присоединение территорий. Порой дин. принцип добивался крупных успехов, например, женитьба Изабеллы Кастинской и Фердинанда Арагонского (образование Испании).

Поскольку в начале Нового времени большинство государств были монархиями, сложился так называемый династический принцип международных отношений, согласно которому интересы народа и государства отождествлялись с интересами правящей династии в лице монарха. С точки зрения династического принципа международные отношения рассматривались преимущественно как отношения между правящими династиями и монархами. Причем, чем старше был титул монарха (император, король), тем выше был его авторитет. В иерархии государств того времени республики (Генуя, Венеция и др.) стояли на самой нижней ступени. Ярким проявлением династического характера международных отношений в Новое время является так называемая брачная дипломатия. В результате династических браков возникали не только династические союзы, но и складывались крупные государства из мелких феодальных владений (характерным примером тому является «лоскутная монархия» Габсбургов).

Династические противоречия в Европе начала Нового времени.

1) НИДЕРЛАНДЫ - Людовик 14й пытается захватить Южные Нидерланды (17-18вв)(по так называемому ДЕВОЛЮЦИОННОМУ праву - дети от 2го брака лишаются наследства после отца) в качестве приданного своей супруги испанской инфанты Мрии-Терезии (но тут вмешиваются другие страны и всё улаживают). Людовик 14й в союзе с Англией и Швецией развязывает агресивную войну против Голландии. Людовик 14й создает т.н. "ПАЛАТЫ ВОССОЕДИНЕНИЙ" - специальные комиссии юристов, чтоб доказать на основании каких-нибудь документов права Людовика 14го на другие территории.

ВОЙНА ЗА ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО(начало18в)

Людовик14й хотел посаить на испанский тро своего внука(у испанского корл Карла2го не было прямых наследников =европейские монархи заранее договорились о разделе владений исп.короны. Но Карл2й перед смертью написал завещание в к-м объявлял преемником внука Людовика 14го)Людовик 14й думает, признать завещание или ранние договоренности с европейскими странами??? выбирает певое, практически все объединились против Франции. Людовик14й рассчитывал а помощь шведского короля Карла 12го, но тот занят войной с Россией. В результате длительной войны Людовик умерил притязания - главный итог ойны - ВОССТАНОВЛЕН БАЛАНС СИЛ (внк Людовика, кстати, всё-таки признан испанским королем - положил начала новой исп. династии, к-я правит по сей день)



3."ВОЙНА ЗА АВСТРИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО"

в 17440г Пруссия напала на монархию Габсбургов (правитель монархии Габсбургов умер, неоставив мужского наследникаи по прямой линии, но оставил закон, по -му все наследственные земли в таком лучае дожны оставаться неразделенными и переходить к дочерям императора). И его дочь вступила во владение. Практически все европейские страны этим недовольны и выдвигают свои претензии - начинается общеевропейская война. Эту дочь Габсбургов поддержали только Россия, Великобритания и Голландия. В конечном счете Габсбургам удается сохранить наследственные владения - и снова - главный итог - ВОССТАНОВЛЕНИЕ БАЛАНС СИЛ (всё взято их книги ревякина)))


Учебное пособие


Российской Федерации по образованию в области международных

отношений в качестве учебного пособия для студентов вузов,

обучающихся по направлениям подготовки и специальностям

«Международные отношения» и «Регионоведение»

Издание осуществлено при поддержке Национального фонда подготовки кадров

Редакционный совет:

А.В.Торкунов (председатель), М.В.Ильин, Ю.М.Колосов,

Н.Н.Ливенцев, А.Ю.Мельвиль, А.К.Сорокин, И.Г.Тюлин,

О.Г.Ульциферов

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор В.В.Дегоев", доктор исторических наук В.В.Рогинский

Ревякин А.В.

Р 32 История международных отношений в Новое время: Учебное пособие. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 264 с.

Учебное пособие охватывает основные события и проблемы ис­тории международных отношений от становления Вестфальской сис­темы до Первой мировой войны. В книге характеризуются главные тенденции, принципы и обычаи международных отношений в это время, роль и значение международных конгрессов, конференций и договоров.

Книга принадлежит к серии учебников нового поколения по ис­тории и современным международным отношениям, подготовленной Московским государственным институтом международных отноше­ний (Университетом) МИД России.

Учебное пособие рассчитано на студентов высших учебных заве­дений.

© А.В.Ревякин, 2004.

© Московский государственный ин­ститут международных отношений (Университет), 2004.

© «Российская политическая энцик-
15ВЫ 5 - 8243 - 0442 - 4 лопедия», 2004.


Предисловие

В настоящем учебном пособии мы не ставили задачи пол­ностью охватить события и проблемы истории международных отношений Нового времени, тем более систематически осве­тить внешнюю политику отдельных государств. Поэтому мы за­ранее приносим извинения читателю, если он не найдет здесь интересующих его сведений по тем или иным конкретным во­просам истории. Отбирая материал для учебного пособия, мы руководствовались прежде всего дидактическими соображения­ми, целесообразностью его использования в учебном процессе.



Главное, к чему мы стремились - представить международ­ные отношения Нового времени как особую политическую ре­альность, тесно связанную с другими сторонами общественной жизни, и в то же время вполне автономную, развивающуюся но собственным законам, на собственной основе. Прежде нсего, мы исходили из представления о международных отно­шениях Нового времени как отношениях преимущественно межгосударственных, поскольку этот период всемирной исто­рии характеризовался возникновением и расцветом суверенных государств, во многом определявших облик Европы и других частей света. Мы пытались показать, что межгосударственные отношения несли печать воздействия различных общественных факторов - идеологических, экономических, внутриполити­ческих и др. Они развивались и приобретали новые качества по мере прогресса и усложнения цивилизации, в частности, подъ­ема мировой торговли, развития средств транспорта и связи, формирования и распространения концепций государственного интереса, естественных границ, национального суверенитета, прав национальностей и др.

Исторический подход к изложению самой эволюции между­народных отношений в Новое время мы постарались допол­нить элементами политологического анализа. Развитие между­народных отношений представлено в учебном пособии не только как преемственная цепь событий и тенденций, но и как переход из одного качественного состояния в другое. В посо­бии анализируются различные системы международных отно­шений, сменявшиеся на протяжении XVII-XIX вв. вплоть до Первой мировой войны. Системами мы называем не толь­ко совокупность устойчивых признаков внешней политики того или иного государства («Северный аккорд» в политике России XVIII в., «семейная система» Наполеона, «система


Бисмарка» и т.д.), но и определенные устойчивые состояния самих межгосударственных отношений в широком междуна­родном, прежде всего, европейском масштабе (Вестфальская, Венская системы). В пособии рассматриваются существенные черты этих систем, в том числе и лежавшие в их основе обще­ственные ценности, юридические и политические принципы (национальный суверенитет, легитимизм, национальный инте­рес и др.). Показаны также различия и эволюция самих систем международных отношений от сравнительно простых по своей внутренней структуре к более сложным. Сочетание историчес­кого подхода с политологическим, по нашему мнению, способ­ствует приобщению студентов к навыкам междисциплинарно­го, многоаспектного подхода к анализу и оценке событий меж­дународной жизни.

Учебное пособие учитывает новейшие исследования отече­ственных и зарубежных историков (см. библиографию), а также опыт преподавания в высших учебных заведениях. В его основе - курс лекций по истории международных отношений Нового времени, который автор в течение ряда лет читал - и продолжает читать в настоящее время - студентам Московско­го государственного института международных отношений (Университета).


Глава І

Международные отношения в начале Нового времени: основные принципы и конфликты

/. Династический принцип международных отношений

Политическая карта Европы в Средние века представляла собой мозаику больших и мелких феодальных владений, неред­ко разбросанных отдельными частями на большой территории. Эти владения, а точнее говоря, - их властители играли глав­ную роль в международных отношениях той эпохи. Как сеньо­ры и вассалы они были связаны между собой особыми узами зависимости. Поэтому отношения между ними носили заведо­мо неравноправный, иерархический характер. Старшим по рангу феодальным властителем считался император Священной Римской империи немецкого народа.

Это государственное образование, часто именуемое просто Империей, возникло в подражание античной Римской импе­рии, где впервые и появился императорский титул. После за­воевания Западной Римской империи варварами он сохранился в Восточной Римской империи, или Византии, а на Западе был возрожден лишь в 800 г., когда папа римский короновал импе­ратором франкского короля Карла Великого. В 962 г. этот титул принял германский король из саксонской династии, ставший императором Отгоном I. По примеру Карла Великого он поставил задачу возрождения вселенской, всехристианской империи. Отгон I и его преемники сумели создать могущест­венное государство, объединявшее в XIII в. собственно герман­ские земли, Северную Игалию, Бургундию, Прованс, земли полабских славян, Чехию.

На исходе Средних веков власгь имперагоров посгепенно приходиг в упадок. Из наследственно-выборной, как в X- XI вв., она становится выборной. Заго растут авгоритет и вли­яние правителей отдельных территориальных княжеств, из ко­торых состояла Империя. Рейхстаг, или имперский сейм, кото­рый первоначально являлся советом знаги при императоре, становится инструментом ограничения его власти. В 1356 г. рейхстаг принимает «Золотую буллу» - особое постановление, закрепившее отказ императора от вмешательсгва во внутренние дела князей и установившее порядок выборов императора. Право выбирать императора предоставлялось крупнейшим кня­зьям. Их называли курфюрстами (князьями-избирателями). Первоначально коллегия курфюрстов состояла из архиеписко-



нов Майнца, Кёльна и Трира, пфальцграфа 1 Рейнского, герцо­га Саксонского, маркграфа 2 Бранденбургского и короля Чехии. Император не имел в своем распоряжении ни административ­ного аппарата, ни общегосударственных финансов или армии. Его власть по существу опиралась на наследственные владения, в которых он чувствовал себя таким же самостоятельным пра­вителем, как и другие имперские князья. «Золотая булла» юри­дически оформила так называемую «исконную немецкую сво­боду», или широкую самостоятельность" немецких князей по отношению к императорской власти.

Император председательствовал на международных конфе­ренциях и переговорах, выступал в роли арбитра в междоусоб­ных конфликтах, назначал правителей светских или церковных владений, присваивая им соответствующие титулы герцога или даже короля. Внешним выражением широких полномочий им­ператора являлись особые почести, которые ему и его послам оказывали другие властители. Короли уступали по степени важности императору, но так же как и он, считались независи­мыми правителями, самостоятельно проводившими внутрен­нюю и внешнюю политику. Еще ниже в феодальной иерархии стояли князья, герцоги, графы и т.д. Они не рассматривались как самостоятельные правители и, по крайней мере, номиналь­но находились в вассальной зависимости от императора или королей. Вассалы считались естественными союзниками сеньо­ров и должны были поддерживать их в конфликтах с другими государями. Международный статус небольших республик Сре­дневековья, например, итальянских городов-государств, был еще ниже вассальных феодальных владений.

Династический принцип взаимоотношений между государ­ствами в Средние века играл доминирующую роль. Войны, ко­торые велись в Европе в то время, такие как Война Алой и Белой розы, Столетняя война английского и французского ко-

1 Пфальцграф - буквально: дворцовый граф. В Франкском государст­ве IX-X вв. так называлась должность одного из придворных королев­ских служащих, председательствовавших в дворцовом суде. Со временем пфальцграфы превратились во владетельных князей. Особенно высокое положение занял пфальцграф Рейнский, ставший в XIV в. одним из 7 курфюрстов. Пфальц - феодальное владение на юго-западе Германии (иначе - Палатинат).

2 Маркграф - буквально: граф марки. В Франкском государстве - должностное лицо. Должность маркграфов учреждена Карлом Великим для управления марками (крупными пограничными административными округами) с более широкими полномочиями, чем имели графы, которые первоначально тоже были должностными лицами, управлявшими админи­стративными округами. Со временем должность маркграфа и графа транс­формировалась в феодальный титул.


ролей, войны германских императоров за овладение Италией и т.д., преследовали цели возвышения той или иной династии. В них явственно преобладал династический интерес. Особенно характерна в этом отношении Столетняя война 1337-1453 гг. Непосредственной причиной войны явились притязания анг­лийских королей на французский королевский трон после того, как со смертью Карла IV в 1328 г. во Франции пресеклась династия Капетингов. Французские бароны (прямые вассалы короля) и церковные прелаты добились избрания королем Фи­липпом VI представителя династии Валуа - боковой ветви Ка­петингов. Английский король Эдуард III, считавший себя по матери (дочери Карла ГУ) прямым потомком французских ко­ролей, не согласился с этим решением и попытался оспорить его, прибегнув к силе. 7 октября 1338 г. он официально заявил о своих притязаниях на французский престол.

Но на самом деле спор между английскими и французски­ми королями имел давнюю историю. Он возник после того, как в 1154 г. королем Англии стал герцог Нормандский и граф Анжуйский Генрих Плантагенет, являвшийся вассалом фран­цузского короля. Заняв трон одного из крупнейших королевств средневековой Европы, Генрих остался вассалом французского короля в своих владениях на континенте. Такой двойственный статус - одновременно и самостоятельных королей, и вассалов французского короля - сохраняли и его наследники. Это неиз­бежно порождало трения между английским и французским королевским дворами, ревниво относившимися к вопросам чести и достоинства. Частыми были также территориальные конфликты. Французские короли не хотели лишиться даже той призрачной власти, которой они пользовались в конти­нентальных владениях английских королей, как их феодаль­ные сеньоры. При удобном случае они не упускали возмож­ности округлить свой домен за счет владений английских ко­ролей.

Война, развязанная английским королем в XIV в., продол­жалась более ста лет. После решающих военных побед, одер­жанных французами в 1453 г., военные действия прекратились. Однако мирный договор между обоими королевствами так и не был подписан. Англичане не признали своего поражения, про­сто их внимание и силы отвлекла война Алой и Белой розы 1455-1485 гг., разразившаяся дома, на Британских островах. В 1475 г. английский король Эдуард IV попытался взять реванш за прошлые поражения, высадившись со своими войсками на континенте. Однако почти сразу же он был вынужден заклю­чить с французским королем Карлом VII мирный договор в Пикиньи, который обычно рассматривается как формальное прекращение Столетней войны.


Брачная дипломатия

Преобладание династического принципа международных отношений привело к расцвету так называемой «брачной дип­ломатии». В Средние века путем династических браков возни­кали огромные государственные образования, например, так называемая Анжуйская держава XII в. Элеонора (Лльенора), наследница обширного герцогства Аквитанского, выйдя в 1137 г. замуж за наследника французского трона, будущего ко­роля Людовика VII из династии Капетингов, принесла ему в качестве приданого свои наследственные владения. Людовик VII возглавил второй Крестовый поход 1147-1149 гг. в Святую землю, в котором его сопровождала Элеонора. Во время похода между супругами произошла размолвка, и вскоре после возвра­щения домой они развелись. После развода Элеонора забрала герцогство обратно. Повторно выйдя замуж, на этот раз за графа Анжуйского Генриха Плантагенета, будущего английско­го короля, она сделала своего нового супруга одним из самых могущественных на ту пору монархов Европы. Его владения охватывали обширную территорию от Шотландии до Пиреней­ских гор - Британские острова, Нормандию, Анжу, а также герцогство Аквитанское, в состав которого входили области Марш, Овернь, Лимузен, Пуату, Ангумуа, Сентонж, Перигор и Гасконь. Совокупность этих владений королей из династии Плангагенетов, правивших в Англии с середины XII по конец

XIV в., иногда называют Анжуйской державой.

И впоследствии французские короли нередко прибегали к брачным союзам, чтобы округлить свои владения. В конце

XV - начале XVI в. они присоединили Бретань, которая ото­шла к Франции как приданое наследницы герцогства Анны Бретонской. На ее руку и сердце (и провинции) претендовали сразу два монарха - французский король и германский импе­ратор. В 1490 г. Анна заочно была выдана замуж за сына импе­ратора Священной Римской империи. Цель этого брака заклю­чалась в том, чтобы посредством династического союза с Им­перией отстоять самостоятельность герцогства Бретонского, которое уже давно стремились прибрать к рукам французские короли. В ответ на этот шаг французские войска вторглись на территорию герцогства. В результате французский король Карл VIII добился того, что брак Анны с немецким принцем был аннулирован, и сам женился на ней. Причем, согласно брачному контракту, после смерти супруга в случае отсутствия у него прямых наследников Анна была обязана выйти замуж за нового французского короля. Карл VIII умер в 1498 г., не оста­вив мужского потомства (все четыре его сына умерли еще раньше). Королем Людовиком XII стал его двоюродный брат


герцог Орлеанский, за которого Анна и вышла замуж спустя год. Она родила королю двух дочерей, старшая из которых, Клод Французская, была выдана замуж за предполагаемого на­следника короны - Франциска герцога Ангулемского, предста­вителя одной из ветвей династии Валуа, будущего короля Франциска I. Благодаря этому браку Бретань окончательно вошла в состав Французского королевства.

Рассмотрите схему. Из неё видно, что на престол претендовали сын и внук Дмитрия Донского. Какие права были у каждого из них?

В те времена ещё сохранялось старое правило наследования престола, по которому власть переходила старшему в княжеском роду брату, а не сыну князя.

Через два года после завершения на Руси усобицы вспыхнула ещё более кровавая тридцатилетняя война Алой и Белой розы в Англии (1455-1485), в которой погибла почти вся старинная английская знать. Вспомните, почему сражались Йорки и Ланкастеры - ветви одной династии Плантагенетов.

Причиной войны стало недовольство значительной части английского общества неудачами в Столетней войне и политикой, проводимой женой короля Генриха VI королевой Маргаритой и её фаворитами (сам король был слабовольным человеком, к тому же иногда впадавшим в безумие). Оппозицию возглавил герцог Ричард Йоркский, требовавший для себя сначала регентства над недееспособным королём, а позже - и английскую корону. Основанием для этой претензии служило то, что Генрих VI был правнуком Джона Гонта - четвёртого сына короля Эдуарда III, а герцог Йорк - праправнуком Лайонела - третьего сына этого короля (по женской линии, по мужской линии он был внуком Эдмунда - пятого сына Эдуарда III); к тому же дед Генриха VI Генрих IV захватил престол в 1399 году, насильственно принудив короля Ричарда II к отречению, что делало сомнительной легитимность всей династии Ланкастеров.

Точка зрения.

Учёные дают разные оценки княжеской усобицы второй четверти XV в. Прочитайте их высказывания. Подумайте, почему столь противоречивы мнения о последствиях этой войны между князьями. Что общего в оценках усобицы учёными?

Противоречие мнений заключается в следующих после этого событий. Однако, несмотря на то, что Василий Темный дал в управление своим сыновьям 12 городов. Но при этом закрепил новый принцип наследования – от отца к старшему сыну.

Общее – война разрушила экономику страны, много людей погибло.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятиям «династический принцип», «княжеская междоусобица».

Династический принцип – принцип престолонаследия в государстве.

Княжеская междоусобица – борьба князей за княжеский престол.

2. Укажите правильную дату: Великое княжество Литовское, в состав которого входили русские земли, приняло католичество: в XV в., в конце XIV в., в конце XIII в.

В конце XIV в.

3. Сосчитайте, сколько полных веков назад начались усобицы между родственниками Дмитрия Донского.

6 веков назад.

4. Используя карту (с. 194), назовите, какие города и княжества Руси входили в состав Великого княжества Литовского.

Смоленское княжество.

5. Прочитайте ещё раз вторую статью параграфа и определите: за что боролись князья; какие силы (слои населения) поддержали каждого из них; какие средства использовались князьями в борьбе; что принесла усобица жителям княжеств, самим князьям, процессу объединения.

Цель – московский княжеский престол

Поддерживали – Василия II поддерживали влиятельные московские бояре, Православная Церковь и Литва, поскольку он являлся внуком великого князя литовского Витовта; Юрия Дмитриевича – собственные военные силы, сыновья, купцы, ремесленники.

Средства – военные силы, физические наказания.

Итоги: погибло множество простых людей, которые создавали богатства державы; были разорены деревни и города; Золотая Орда вновь усилила свою власть над Русью. В то же время война показала, что Москва признана всеми князьями как столица складывающегося единого государства. Победил новый принцип передачи власти - династический - от отца к сыну.

6*. Во времена правления Василия II московский князь и митрополит по просьбе жителей Смоленска передали им очень почитаемую икону Богородицы. К этому времени Смоленск почти пятьдесят лет уже был в составе Великого княжества Литовского. Как вы думаете, зачем они это сделали?

Чтобы условно обозначить, сто Смоленск – русский город и должен быть в Составе московского княжества.