Как звали царя красное солнышко. Парадокс личности: Владимир Красное Солнышко - язычник-сластолюбец и великий Креститель Руси


Каменные ворота древнего Херсонеса (их и сегодня можно увидеть в Крыму), в которые вошёл князь Владимир, разделили его жизнь на две части. В языческой остались жертвоприношения, убийства и гарем с сотнями наложниц, а в христианской – он творил милостыню, вёл благочестивую семейную жизнь с единственной законной женой Анной, не брезговал разделять трапезу с нищими. Тем, кто не мог прийти к княжескому двору по болезни, на телегах развозили угощение. В какой-то момент беспощадный в прошлом язычник даже отказался от смертной казни со словами «греха боюсь». За такие разительные перемены народ стал именовать его «ласковым князем» и Красным Солнышком.

Жизнь до Крещения

Когда родился великий князь – доподлинно неизвестно. Историки называют дату появления на свет внука Святой Ольги в период между 957 и 962 годами. Где-то в провинции Псковской губернии родился младший сын сурового воина князя Святослава Игоревича и его наложницы, ключницы Малуши. Впрочем, есть мнение, что Малуша была древлянской княжной, тогда дело представляется совершенно в ином свете. Ее брак с князем Святославом перестает быть банальным любовным приключением, а превращается в важный государственно-политический акт легитимизации правящей варяжской династии.


Владимиру несказанно повезло, что он был рожден в языческие времена, а потому имел право наследовать престол. Киевский князь поделил власть между тремя сыновьями. По велению отца за Владимиром был закреплен Новгород. Братья начали враждовать за право единоличного владения, и наставник Добрыня увез 12-летнего Владимира подальше от родных мест, к варягам. По истечению 3 лет они возвратились, и после кровопролитных междоусобиц началось единовластное княжение Владимира, которое длилось на Руси полных 37 лет.

Title="Киевский князь Святослав Игоревич - отец
Владимир Красное Солнышко. Портрет из Царского титулярника. XVII в." border="0" vspace="5">


Киевский князь Святослав Игоревич - отец
Владимир Красное Солнышко. Портрет из Царского титулярника. XVII в.

Владимир, по преданию летописцев, отличался особой жестокостью, вспыльчивым нравом и властностью. Он был неистово увлечен ритуалами жертвоприношения, войной и укреплением государственности. Князь совершил победоносные походы против Польши, вятичей, радимичей и др.


А главной его слабостью был женский пол. Его окружал неимоверный пантеон из женщин различных сословий и вероисповеданий. Он одновременно состоял в 5 языческих браках и владел гаремом из сотни наложниц. У него было 13 сыновей и 11 дочерей. Из песни слова не выкинешь. Тем более, из «Повести временных лет»:
"Был же Владимир побежден похотью. Были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, и наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было семьсот жен и триста наложниц ".

Конец языческой тирании

К православию Владимир пришел не сразу. Он рассматривал и иудаизм, и даже ислам, адепты которого настаивали на том, что религия одобряет многоженство. Что, исходя из поведения князя, было для них весомым аргументом. Но правитель отдал предпочтение христианству. Кто-то утверждает, что подвиг его на это некий проницательный греческий философ, с которым он имел увлекательную и длительную беседу, а кто-то предпочитает напомнить, что Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе еще в 957 году и старалась привить своему внуку любовь и уважение к христианской вере.


Принятие христианства носило еще и политическую подоплеку. Краеугольным камнем преткновения стал вопрос налаживания торговых связей с Византией. Верховные и значимые фигуры христианского мира неохотно вели переговоры с ярым поборником язычества, сторонились и пытались уйти в сторону. Владимир принял решение о крещении, и стал «активно обращать в веру» своих подданных.



Крещение государя по византийской традиции, согласно общепринятой версии, состоялось в Херсонесе в 988 году. В обмен на это решение князю было обещана женитьба на сестре императора Василия II Анне. Бытует легенда, что пока князь Руси с дружиной ехал на церемонию крещения, он ослеп. Но стоило ему окреститься, как он увидел «бога истинного» и прозрел.


Он был наречен церковным именем Василий. Князя Владимира Святого стали называть в народе Ясным Солнышком. По приезду в Киев Владимир стал разрушать языческую атрибутику и поголовно крестить свою свиту.



А в 989 году в Киеве началось строительство первой церкви из камня. Свое название Десятинная она получила потому, что государь выделял на содержание церкви 1/10 часть своих расходов, то есть «десятину».



В 1853 году в Киеве был установлен памятник князю Владимиру. Именно с этой возвышенности, по преданию, взирал равноапостольный князь на крещение киевлян в водах Днепра. Старейший памятник Киева, гармонично и эффектно выполненный зодчими из Петербурга, с момента основания и по сей день является одним из символов Киева. На восьмигранном пьедестале в виде византийского храма возвышается над Днепром князь Владимир. В темное время суток крест в его руке сияет иллюминацией, причем традиция подсвечивать крест сохраняется издавна. Только изначально крест Владимира подсвечивался с помощью газовых рожков, позже – электричества, теперь же – современными прожекторами.


О памятнике Владимиру ходят легенды: о том, будто под постаментом спрятаны церковные сокровища; или же о том, что пьедестал служит крышкой подземному колодцу, который стоит только потревожить – и огромный поток воды смоет весь город. Сама статуя Владимира – сплошная тайна, ведь не существует в городе места, с которого без специальной техники можно рассмотреть лицо святого.

Великий воин и государственный деятель



Князь Владимир за годы своего правления совершил множество походов. Также он проявил себя в роли искусного переговорщика и дипломата. Он успешно зарекомендовал себя на политической арене, заключив выгодные договора и соглашения с византийским императором Василием II, чешским королем Болеславом II, венгерским королем Стефаном II и папой римским Сильвестром II.


Именно при Владимире началась эра денежной чеканки – серебряных и золотых монет, так называемых «сребреников» и «златников». Изначально они были скопированы с византийских прототипов. Многие монеты были украшены изображением князя на престоле, либо его каллиграфически выведенным именем, данным ему при крещении.


Благодаря археологическим раскопкам удалось найти старинные монеты и восстановить, какой была внешность царя – красивого статного человека с длинными усами и коротко стриженой бородой.

Тайна мощей Крестителя Руси

Князь Владимир был погребен в мраморной раке в приделе Десятинного храма, некогда возведенного его стараниями. Мощи князя Владимира, как и княгини Ольги, разделили трагическую участь Десятинной церкви, разрушенной ордынцами в 1240 году. В 1635 году киевский митрополит обнаружил два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. Из гроба извлекли только голову и кисть правой руки. Куда делось остальное тело, осталось загадкой. Впоследствии голова князя была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть – в Киевский Софийский собор.


Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском соборе. Правда, современные исследователи ставят под сомнение подлинность этой находки.

История Владимира и одной из его жён Рогнеды входит в интересный список .

May 13th, 2016 , 01:21 pm

Есть старый анекдот:

Молодая служанка спрашивает:

Великий князь,вот почему тебя все называют Владимир Ясно Солнышко?

Та-а-а-к...Чтобы сегодня ночью была у меня в опочивальне. Ясно,солнышко?

Итак, годы правления древнерусского князя Владимира: 980 - 1015гг. Известен он прежде всего тем,что крестил Русь в 988 году

В народе этот князь получил ласковое прозвище Красное Солнышко - за свои подвиги по защите Руси от кочевников -печенегов.

Князь Владимир занял киевский престол в 980 году в результате междоусобной войны со своим братом Ярополком.Владимир,как это часто водится,обманул своего брата:зазвал его на переговоры и там же его прирезал.Но это будет позже. А сначала,перед походом на Киев,Владимир решил жестко покарать полоцкого князя Рогвольда,который в этой междоусобной возне принял сторону Ярополка

Войско Владимира захватило Полоцк,а затем Владимир устроил небольшой праздник.для "души" - взял и демонстративно изнасиловал юную дочь Рогвольда Рогнеду. Изнасиловал на глазах всего своего войска и в присутствии ее отца и двух братьев,которые были захвачены в плен живыми. После этого папу и братьев пустили в расход,а Рогнеда пополнила ряды наложниц великого князья.

Кстати,беременную жену - гречанку коварно убиенного брата Ярополка Владимир тоже зачислил в свой гарем.

Вообще,князь Владимир Ясное Солнышко был мужчиной весьма любвеобильным. Вот что писал арабский путешественник Ибн-Фадлан (Х век) о нравах князя Владимира Святославовича:

"Вместе с царем русов в его замке постоянно находятся четыреста мужей,его сподвижников. У каждого из них есть девушка,которой он пользуется как наложницей в присутствии царя... А само ложе царя русов огромно и инкрустировано самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек. иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников. И этот поступок они не считают постыдным. И он не имеет другого дела,кроме как сочетаться с девушками,пить и предаваться развлечениям"

Князь Владимир - кровавое "Ясно Солнышко". Основой взяты материалы из "Никоновской Летописи", летописи "Повесть Временных лет" и Радзивилловского свода. А родился князь Влодимир Киевский согласно летописям приблизительно в 960 году полукровкой, как сказали бы современники. Отцом его был могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простолюдинка Малуша, бывшая в услужении ключницей у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч. Узнав, что Малушка ждёт ребёнка от Святослава, разгневанная княгиня сослала её толи под Псков, толи в село Будятине, толи в Гомель, сейчас точно уже не выяснить, так-как разные летописи описывают это по разному. Но факт один - Владимир родился не в Киеве. Далее летописи повествуют о том, что Владимира, годов трёх отроду, забрала к себе княгиня Ольга. Владимир так и рос под присмотром княгини Ольги и воспитывался старшим братом своей матери - варачем (витязем, т.е. офицером) княжеской охранной дружины Добрыней (что развеивает миф о том, что мать Владимира была рабыней). Такой обычай издревле существовал на Руси. Ровно, как и обычай, который давал право сыну, рождённому от простолюдинки, наследовать отцу. Большинство событий в жизни маленького князя Владимира предположительны, поскольку летописи рассказывают мало или были утеряны. В 969 году, повзрослевший князь Владимир оказался в центре тайного заговора против его отца. За это, был сослан в посёлок Орша, где неожиданно проявил себя, как не по возрасту умный и искусный правитель В том же году, князь Светослав, "сменив гнев на милость" направил на княжение в стратегически важный по тем временам, но весьма свободолюбивый город Новгород. Далее судьба князя Владимира складывалась очень стремительно. Предположительно в начале 972 года, вновь Владимир оказался в центре открытого восстания против князя Светослава, за что был изгнан из страны и буквально милостиво просил убежища в купеческих кварталах Царьграда. За это, в последствии, "расплачивался с купцами щедрой благодарностью. В этом же году, погибает князь Святослав Игоревич и на киевский княжеский престол становится Ярополк. Но Новгород убивает посадников Ярополка и призывает на княжение Владимира. Однако в 977 году, желая заполучить более могучие и прекрасные земли, разыгрывается между братьями междоусобная война, по итогам которой Олег погибает, а Владимир бежит с поля боя под покровительство короля Норвегии Олафа Трюггвасон. Вся Русь достается Ярополку Святославовичу. С этих пор и начинаются первые шаги к легендам о крещении Руси. Удрав в Норвегию, Владимир, заручается поддержкой Новгорода и вместе со своим дядей Добрыней, собирает варяжское войско великой численности и уже в 980 году выступает походом на Ярополка. В этом походе его сопровождает первая его жена Мора (единственная из жён князя, которая по непонятной причине совершенно "забыта" официальной историей). Неимоверно жестоким был его поход и методы достижения престола. Князь Владимир жестоко убивает всю семью правителя города Рогволода, который присоединился к Киеву. Насильно берёт в жены его дочь, которая ранее была обещана в жены Ярополку. В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он "держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю". Современные исследователи установили, что имя "Рогволод" - чисто словянское, двусложное, наподобие имени "Володимер". И означает оно "владелец рога", то есть мыса. Древний Полоцк действительно возник в крутой излучине старицы Полоты, недалеко от места впадения её в Западную Двину. Древнее городище Полоцка по форме своей напоминало poг: излучина широкой дугой своих крутых откосов прикрывала его с трех сторон. Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, "имяше свою волость в Полотьске" - Рогнеда. Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами - владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил Великий Путь "из варяг в греки" - торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси. Стремясь отнять друг у друга престол, братья-князья Светославичи искали союза с Рогволодом. Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, прекрасную Рогнеду. Владимир был по природе своей жесток до такой степени, что публичные казни, совершавшиеся по его приказу доставляли ему истинное удовольствие. Он не знал ни милосердия ни пощады в тех случаях, когда мог действовать безнаказанно. Ярким проявлением этой черты его характера стала и первая жена Владимира Мора. Перед сватовством Владимира к Рогнеде, она неожиданно становится жертвой клеветы одного из приближённых своего мужа и обвинённая в готовящемся покушении, была публично казнена. Несмотря на то, что Ярополк был уже женат на привезенной ему Святославом прекрасной гречанке Юлии, расстриженной православной монахине, первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Послы из Новгорода от Владимира пришли к Рогволоду вслед за киевскими послами Ярополка. Оба юные соперника-князя просили у полоцкого князя Рогволода руки его дочери Рогнеды. Оба стремились на союзе семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы. Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж. По рассказу летописца, гордая Рогнеда, не пожелавшая выйти замуж за князя Владимира, ответила: "Не хочу разути робичича, хочу за Ярополка". Быть может, если бы речь шла о мести за личное оскорбление, события не развивались так стремительно. Но не допустить военного союза Ярополка и Рогволода было делом первейшей важности. Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир и взбешенный Добрыня двинули новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, за Ярополка. Рогволод вышел навстречу Владимиру, но потерпел поражение и укрылся в Полоцке. После непродолжительной осады город был взят, вся княжеская семья захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жены. Так против своей воли Рогнеда стала женой Владимира и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву. Поход на Киев покрыт мрачными легендами, гласящими о предательстве, продажности и безнравственности. И как бы ни было в действительности, но летописцы зафиксировали - князь Владимир зверски убивает Ярополка, а его беременную жену берёт к себе в наложницы. Датируется этот поход в разных исторических источниках разными цифрами. Согласно одним летописям это произошло 980 года, согласно другим 978 года. Вступление в княжество киевское князь Владимир также ознаменовал предательством. Исторические заметки говорят о том, что варяжское войско за свою службу запросило себе дань с киевлян. Владимир, якобы согласившись, в дальнейшем хитростью, не выполнив соглашение, рассредоточил войско по разным местам. Одной из основных черт князя Владимира была крайнее суеверие. Бич, который часто терзает людей, отказавшиеся исполнять традиции Веры. Владимир ни когда не пытался успокоить преступную совесть, изменив свои цели, но тщательно старался заглушить муки раскаяния исполнением суеверных обрядов, строгими покаяниями и щедрыми дарами. Он воздвиг по всей Руси многочисленные капище и Светилища, реформировал даже сам культ, уничтожал первые зачатки христианства, массовыми убийствами создавая первых словянских "мучеников", и этим даже ввёл практику человеческих жертвоприношений. В "Повести Временных лет" описаны его жестокость, приверженность похоти, блуду и неуёмный нрав. В некоторых источниках приводятся различные цифры о количестве его наложниц, развращенных девиц и чужих жен (количеством около 800). Но: "... был князь Владимир "ненасытен в блуде" и после крещения...". Самый яркий случай, по некоторым летописям, произошедший уже после принятия крещения, как и само крещение, связан с знаменитым Корсуньским походом Владимира. В крымской крепости Корсуни (Херсонес), принадлежавшей Византии, находился императорский наместник и греческий гарнизон. И была у этого византийского наместника красавица дочка (чьё имя летописи умалчивают). Решил Владимир отправить послов в Корсунь. Действуя по уже имевшему место плану, Владимир обвинил свою жену Рогнеду в покушении на него (о действительности этого покушения проповедал лишь в своей поэме "Рогнеда" К. Рылеев, но других источников не найдено) и собирался было казнить. Но помешал его планам их сын четырехлетний княжич Изяслав, став, тоже с мечом, на защиту матери. Бесстрашно преградив путь родителю, Изяслав сказал ему: "...отец, или ты думаешь, что ты один здесь ходишь? Коль можешь - убей, жестокий, мать при сыне..." Смилостивившись над Рогнедой, "воздвигнул ей отчину", "устроил город и нарече имя городу тому Изяславль" - по имени своего отважного сына. Но Владимир не отказался от своей цели - женитьбы на дочери Корсуньского наместника. Для этого, он решил принять христианство и "отпустить жену язычницу". Но всё равно и Корсуни получил отказ. И тогда Владимир взял Корсунь (Херсонес) хитростью, как обычно, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей и выдал её за предателя замуж. "...а князя Корсуньского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их перед ними беззаконство сотворил. И по трёх днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за предателя замуж выдал и дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил...". Если все житие князя Владимира окутано тайной, то его приход к христианству, крещение Руси вообще носит легендарный и почти мифологический характер. И вновь, как будучи язычником, так и приняв христианство, проявилась его суеверная сущность. Летописи повествуют - князь Владимир прошёл "испытание верой". Каждый день ко двору призывались проповедники, слушая их проповеди и общаясь о вере, князь пришёл к мысли, что христианской станет верой и его народа. И тогда на совете бояр (987 год) было принято решение о крещение по закону "греческому". Однако само действо состоялось год спустя, когда в 988 году (в некоторых источниках 2 годами ранее), а сам Владимир возжелал в жены себе сестру императора Василия ІІ Анну, угрожая в случае неповиновения пойти походом на Константинополь. Согласие было дано, потому-ка князь Владимир уже принял крещение, и ни чего не мешало ему "...быть с женой одной веры...". С намерением желанием женится на девице от византийских императоров, князь прибыл в Константинополь. Существует не одна запись и не одного историка (летописца) тех времён рассказывающих о крещении, его якобы точной дате и посылках. Одни уверяют, что крестился князь Владимир Красное Солнышко до взятия Херсонеса, другие что после. Одни утверждают, что год был 986, другие 988. Наречён Владимир был в крещении именем Василий и так совпало, что и у корсуньского князя и у брата Византийской невесты было именно это имя. А иные вообще излагают историю по-своему. Разногласий множество, но факт неизменен князь был крещён, и крещена была Киевская Русь. Так свершилась история!

Многие историки называют князя, крестившего Русь, Владимиром Святым. Однако в былинах его имя звучит иначе – Владимир Красное Солнышко. Так уж получилось, что жил он разломе двух эпох – христианской и языческой. Поэтому о нем можно говорить как о буйном, жестоком язычнике и как о справедливом и праведном христианине.

Его отцом был великий русский князь Святослав Игоревич. Он редко находился в своем стольном граде — Киеве. Чаще всего проводил время в дальних военных походах. Мать будущего великого князя — княжеская рабыня, служившая княгине Ольге — матери Святослава. Великая княгиня Ольга растила Владимира наравне с другими своими внуками.

После смерти своего мужа – князя Игоря от руки древлян, княгиня Ольга 15 лет правила Русью: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла».

Русь росла и крепла: строились новые города, укреплялись границы, многочисленные военные заставы сторожили мирную жизнь с востока от кочевников и от нападений с запада. Торговля процветала, из заморских стран купцы везли свои товары, наемники-скандинавы считали удачей наниматься в русское войско. Мудрая княгиня Ольга пришла к выводу, что государство можно укрепить единой религией. Она сделала свой выбор и отправилась в паломничество в Константинополь. Там Ольга приняла христианство и стала первой христианкой из рода Рюриковичей. Ольга оставалась правительницей Киева и верной советчицей сына.

В 972 году Святослав погиб в сражении с печенегами. За три года до своей гибели он разделил земли между сыновьями: старшему Ярополку отдал киевский трон, Олег стал править землями древлян, Владимир уехал княжить в Новгород. Владимира сопровождал его дядька-воспитатель – Добрыня. Несмотря на близкое родство между братьями вскоре начались междоусобные споры. Ярополк, убив своего брата Олега, приссоединил к своим территориям Древлянскую землю. Владимир понял, что ему не справиться с братом, и бежал из Новгорода, в который Ярополк поспешил назначить своего наместника. В 977 году Владимир вернулся в Новгород с войском, состоящим из наемников-варяг. Новгородцы поддержали Владимира, став на его сторону. И уже в следующем году новгордское войско двинулось на Киев. Ярополк не смог удержать город. В летописях записано, что он был коварно убит.

Владимир праздновал победу. Уже к 985 году все восточнославянские земли объединились под рукой киевского князя. Таких успехов не достигал ни один русский правитель до него. В Киеве по его приказу было построено святилище шести высших языческих богов (Перуна, Даждьбога, Семаргла, Хорса, Стрибога и Макоши). Князь Владимир хорошо понимал, что религия поможет управлять приссоединенными народами. К языческому периоду относятся победы князя Владимира над Польшей (приссоединены были червенские города), над ятвягами и над восточнославянскими племенами радимичей, вятичей.

Расширяя свои владения, он, как грамотный политик, в первую очередь, искал союзников, а не подданых. Так, в 985 году, разгромив войско волжских болгар, киевский князь не потребовал выплаты дани, а заключил вечный союз и равноправный мир. В летописях сказано, что князь Владимир осматривая плененных болгар и видя, что они хорошо одеты и обуты сказал: «Поищем себе лапотников». Это означало, что киевский князь не желает совершать разбойные нападения на соседей, а хочет объединить под своей рукой миллионы слабых и незащищенных простых граждан. И лапотники не подвели – дошли до двух океанов и создали огромную и мощную Российскую державу!

Согласно летописи, крещение Руси произошло благодаря сознательному выбору веры князем Владимиром. Якобы он имел обстоятельные беседы с представителями ислама, западного «латинского» христианства и иудаизма. Но после беседы с философом из Византии, он принял решение остановиться на христианстве.

Ускорилось выполнение принятого решения после того, как князь Владимир потребовал себе в жены Византийскую царевну Анну в обмен на помощь русских войск в борьбе с Вардой Фокой (Справка: Варда Фока – византийский военоначальник, известен тем что возглавлял три мятежа против македонской династии). Византийские императоры согласились, но с условием, что Владимир примет крещение. Князь киевский свое обещание сдержал, но был обманут византийцами. Чтобы получить царевну в жены, князь Владимир захватил византийский город в Крыму – Херсонес, только после этого состоялся так желаемый ему брак.

Вернувшись в Киев, первым делом, он велел разрушить языческий храм. Всем горожанам приказано было собраться у впадения реки Почайны в Днепр. Там при участии князя и нескольких греческих священников, прибывших из Херсонеса, прямо в речной воде, крестили народ киевский. Князь Владимир говорил своим подданым, что некрестившиеся «враги ему будут», но как известно в крупных городах таких не нашлось. Противников принятия христианства в Киеве не было, поскольку для язычника-славянина слово князя — закон. Киевляне простили ему разрушение языческих идолов и привыкали креститься. То же произошло и на всей территории Руси. Новгородцы пытались оказать сопротивление, но наместник князя — Добрыня применил силу и уничтожил бунт (жилье упорствующих язычников было предано огню). В Ростовско-Суздальской земле, которая не была подчинена политически Киеву, христиане долгое время оставались в меньшинстве.

Что дало христианство Руси? Во-первых, Русь была принята в европейскую семью христианских народов. Во-вторых, на Руси получила распространение славянская азбука. На славянский язык переписывались книги, и в первую очередь, Библия. В-третьих, в русскую культуру были перенесены достижения византийской культуры: зодчество, иконопись.

После Крещения князь Владимир вел разумную внешнюю политику. Ему удалось помириться с главой Польши Болеславом I, который долгое время был его противником. Длительное время киевскому князю приходилось защищать свои границы от печенегов. Для обороны были возведены многочисленные крепости на южных рубежах страны, а также земляные насыпи и высокие стены (частоколы).

Князь Владимир ввел в действие необходимые законодательные акты, определяющие полномочия церкви. Некоторые историки считают, что киевский князь пытался внести изменения и в порядок престолонаследия.

Не осталось без внимания великого князя и денежная политика: он начал чеканку собственной монеты, очень похожие на византийские образцы. На монетах был изображен князь и сделана надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)». Выпуск монет был связан не столько экономическими потребностями (на Руси было достаточно арабских и византийских монет), сколько политическими целями: собственная денежная единица являлась доказательством суверенитета нового христианского государства.

При князе Владимире началась книжная образованность народа, детей вынуждали идти учиться в школы. Учителями были византийцы и болгары. Уже через одно поколение на Руси выросли знатоки литературы и мастера слова. В это же время началось массовое каменное строительство, хотя известно, что первые каменные постройки относятся ко времени правления Ярослава.

Что касается личной жизни киевского князя, то известно, что до крещения он вел распутный образ жизни. Вот что написано в «Повести временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью. Были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, и наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было семьсот жен и триста наложниц».

После крещения Владимир был всего в двух последовательных браках: с византийской царевной Анной и только после ее смерти в 1011 году, с дочерью графа Куно Йонингенского.

Умер князь Владимир 15 июля 1015 года. Несмотря на многочисленные политические просчеты и прегрешения, великий русский князь Владимир продолжил дело своей бабушки княгини Ольги. Он объединил в одну державу все восточнославянские племена, превратив Русь в одно из крупнейших государств Европы. Владимир Красное солнышко показал себя умелым правителем, политиком и смелым военоначальником.

Княжение Владимира стало важным этапом в создании единого и могучего государства трех братских народов — русского, белорусского и украинского. И у каждого из трех народов есть легенды и сказания о великом, смелом и мудром правителе – Владимире Красное Солнышко.

No related links found



Миниатюра «Святой князь Владимир» и поморский полуустав золотом из Месяцеслова с Пасхалией. Лекса. 1820 год

Народ прозвал его Красным Солнышком, а историки и церковь — Крестителем. На самом деле князь Владимир был человеком крутого нрава. Обид он не прощал, женщин и новые земли брал силой. И ещё он одним из первых придумал этнические чистки. Также следует напомнить, что именно герб Владимира стал государственным гербом Украины. В первых числах января 989 года Русь приняла христианство

Разврат по идеологическим соображениям

Уже в первые годы своего правления князь Владимир окончательно ликвидировал племенные пережитки на Руси. Мужчины из племени радимичей, восставших в 984 г. против централизованной княжеской власти, были истреблены. Женщин дружинники брали в наложницы. Понятно, что их дети уже не были чистокровными радимичами. Та же участь постигла и часть вятичей, и другие непокорные племена.

В 988 г. Владимир начал застраивать княжество новыми городами на Десне, Остре, Трубеже, Суле и Стугне. Города эти, как свидетельствуют летописи, заселялись лучшими мужами из северных славянских и финно-угорских племен: словен, кривичей, вятичей и чуди. То есть князь в порядке воинской повинности отбирал их и отправлял на Полесье и Среднее Поднепровье.

Тем не менее простолюдины обожали князя. Вот что писал об этом Нестор-летописец: «Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжой двор и брать всё, что надобно: питьё, и пищу, и деньги из казны. Сказал он так: «Немощные и больные не могут добраться до моего двора, — и повелел снарядить телеги, наложить на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий, или кто не может ходить?».

И раздавали тем всё необходимое.И ещё больше делал он для людей своих: каждое воскресенье завёл он на дворе своём в гриднице (помещение для дружинников, или гридей, где также проводили праздничные застолья) пиры, чтобы приходили туда бояре, гриди, и сотские, и десятские, и лучшие мужи — при князе и без князя. Бывало там множество мяса — говядины и дичи, в изобилии были там всякие яства».

Владимир был известный на Руси многожёнец. Только «официальных» жён у него было с десяток: Рогнеда (вдова убитого брата — князя Ярополка), две чешские княжны, княжна-болгарка, от которой появились впоследствии канонизированные церковью братья Борис и Глеб, греческая принцесса Анна и т.д. А ещё летописец приписывает князю Владимиру 300 наложниц в Вышгороде, 300 - в Белогороде, 200 - в загородной киевской резиденции Берестово (в районе нынешнего Парка Славы рядом с Киево-Печерской лаврой).

Князь-язычник Владимир и «Гора Богов» (сейчас на этом месте Андреевская церковь) представлении В. Васнецова

Вероятно, по отношению к женщинам князь Владимир не испытывал чувства собственничества — иначе не брал бы в жёны беременную супругу Ярополка и не усыновлял бы их ребёнка. Кроме того, как показывает история с покорением радимичей, Владимир открыто поощрял разврат — с точки зрения идеологии: для скорейшего смешения всех племён Руси. Поэтому, вполне возможно, сотни наложниц в различных резиденциях принадлежали не только Владимиру, но и могли быть доступны его приближённым, дружине и т.д. Ведь все они были добычей Владимира и его воевод в результате походов против вятичей, радимичей, а также хорватов и болгар. Зато их дети становились уже русами.

«Вино есть веселие Руси...»

Князь Владимир увлечённо, как ребёнок, «пробовал» разные веры. Сначала он всерьёз взялся за язычество: «И стал Владимир княжить в Киеве и поставил кумиры на холме за двором теремным: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Дажбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвами своими».

Историки свидетельствуют, что Владимир даже устраивал человеческие жертвоприношения, что на Руси до того было большой редкостью. Летописец подробно рассказывает, как Красное Солнышко как-то решил позабавить публику — сжечь в честь языческих кумиров сына высокопоставленного православного варяга. Варяг с юношей затворились в своем доме, но разгорячённая чернь взяла его штурмом и растерзала их.

Иван ЭГГИНК (1787-1867). Великий князь Владимир выбирает веру.

Через несколько лет князь Владимир переболел язычеством, и обратился к другим религиям. Вера волжских булгар, исповедовавших ислам, его не устроила, в частности из-за запрета употреблять алкоголь: «Вино есть веселие Руси, без него не можем быть!». Хазарских гонцов, предлагавших иудаизм, высмеял: мол, чего же вы стоите без собственного государства?

Виктор Васнецов "Крещение Владимира"

Василий Верещагин. «Закладка Десятинной церкви»

И лишь христианские проповедники нашли подход к князю Владимиру — его впечатлил рассказ о Страшном суде, который ждёт всех грешников. Однако долгое время князь не мог определиться между западным (католическим) и восточным (православным) обрядами.

Собственно, восточный обряд христианства Владимир принял играючи. В 988-м пошёл войной на главный город Византии в Крыму — Корсунь, более известный как Херсонес (сейчас— на территории Севастополя) и, хитростью взяв его, почти полнос-тью разорил. Множество икон, предметов культа, произведений античного искусства были переправлены в Киев и впоследствии пошли на украшение строящихся храмов. Но главной добычей Владимира стали две медных античных статуи и четыре медных коня, торжественно установленные потом на центральной площади древнего Киева, которую назвали Бабин торжок (между Андреевской церковью и ул. Десятинной). Судьба медных коней — загадка истории. По киевским преданиям, во время нашествия Батыя их закопали где-то в районе Старокиевской горы. Но с тех пор прошло семь с половиной столетий, но пока никто ничего не нашёл.

Взяв Корсунь, Владимир послал гонцов в Константинополь с заманчивым предложением к греческим царям: обменять город на их сестру — Анну. Естественно, девица не хотела идти за князя, и цари дали ответ: «Не пристало христианам выдавать жён за язычников». Но Владимир не растерялся: «Кто придёт с сестрою вашею, пусть и крестит меня». Грекам пришлось согласиться: безутешную Анну погрузили на корабль вместе с константинопольскими владыками и по прибытии в Корсунь окрестили князя Владимира в церкви Святого Василия. Вместе с ним крестилась и значительная часть княжеской дружины.

На одном из кораблей — византийская принцесса Анна, на других — ее приданное: золотые кубки, грецкие иконы, мощи святых.

Этот кортеж плывет на свадьбу, но невеста плачет. В Крыму ее ждет князь Владимир — мужчина, которого она никогда не видела, но за которого вынуждена выйти замуж. Ночью один из кораблей византийской принцессы исчезает.

К берегам Крыма прибыли только две галеры. Куда девалась третья, никто не знает.

Корабль принцессы Анны.

Этот корабль забрал на дно Черного моря огромну тайну о действительной истории крещения Руси и тайных планах византийских императоров. Именно они отправили корабли с грузом и своей сестрой Анной к берегам Крыма.

А вот что тогда происходило на берегах Крыма, точно доподлинно неизвестно.

Владимир также ожидал прибытия таинственной галеры из Царьгорода, но не дождался. Если бы этот корабль достиг города, то принятие христианства Киевской Русью пошло бы совсем по другому пути. Но случилось как случилось: тысячу лет назад корабль пошел ко дну возле берегов Херсонеса.

Почему он так и не достиг берега и какую тайну хранит его груз? Ответ на этот вопрос хранится на глубине 139 метров, там, куда ранее не достигал ни один исследователь.

В Черном море обычно все сохраняется в идеальном состоянии, и этому способствует химический состав воды. Черное море — единственный водоем во всем мире, где присутствует огромное количество сероводорода.

Это вещество сотворяет идеальные условия для консервации корабля. "Дори" — так называется аппарат для исследования морского дна, идеально воспроизводит картину дна. В помощь также используется дистанционный аппарат "Геркулес", который может работать на глубинах до четырех тысяч метров.

Наконец корабль был обнаружен. Впервые в истории ученым удалось найти на дне Черного моря древний корабль. В последний раз этот корабль видели люди, которые жили тысячу лет назад.

Археологи испытали шок — на глубине ста тридцати девяти метров лежит византийская галера и ее груз полностью сохранился. На борту находится несколько сотен древних амфор.

Почему он оказался на дне и что было в найденных амфорах, еще предстоит узнать.

Крещение водой, огнём и мечом

С принятием христианства нравы князя Владимира не претерпели особых изменений. Он всё так же кутил, как и во времена язычества, поэтому несчастной Анне Грекине остаётся лишь посочувствовать. Но с поганством князь Владимир распрощался моментально — идолов, сбросили с постаментов, изрубили и предали огню.

В тот же день князь Владимир приказал объявить по городу: «Если не придёт кто завтра на реку креститься — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — станет мне врагом».

Естественно, быть врагом князю никто не хотел. И народ собрался на Днепре и Почайне: «Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы».

Впрочем, крещение Руси происходило не только ледяной водой — огнём и мечом тоже. Дружинники Владимира объехали все земли славянских и финно-угорских племен, чтобы низвергнуть идолов и начать строить церкви. Естественно, без кровавых эксцессов не обходилось. Но были в этом и положительные моменты. Например, Владимир приказал отбирать детей «в ученье книжное». То есть — учить грамоте. Может быть, именно в такой ситуации и родилась знаменитая русская поговорка «Худо без добра не бывает».

Но всё же, несмотря на тиранию и самодурство, Владимир Красное Солнышко внёс неоценимый вклад в культурное развитие Руси. В Киеве было возведено более 400 церквей, действовало 8 торжищ — базаров, а народу жило «неисчислимое множество». Считается — что никак не менее 10 тысяч.

Князь Владимир умер в своей загородной резиденции, в Берестово, 15 июля 1015г. Простой народ настолько любил Владимира, что его сыновья и ближайшие советники решили сразу не сообщать о смерти князя — чтобы не возникла давка на похоронах. Прах его упокоился в ныне не существующей Десятинной церкви на столичной улице, носящей его имя.