Народы Северного Кавказа в период зарождения феодальных отношений (IV-XII вв.). Курс – на сближение

Кавказ в древности являлся своеобразным мостом, связывавшим степи Евразии с Малой Азией, Восток с Западом, что нашло отражение в этнической ситуации в регионе.

Широкомасштабные археологические работы на Северном Кавказе в последние два десятилетия привели к открытию серии памятников с элементами материальной культуры, свойственной племенам лесостепной и лесной зон Восточной Европы. Эта тема еще не получила детального освещения в кавказоведении. Угорские элементы материальной культуры (рис.1) появляются на могильниках Мартан-Чу в Чечне (Vinogradov V.B., 1983, S.220), Старокорсунском (Каминский В.Н., 1984, с.85), Дюрсо (Дмитриев A.B., 1979, с.54), Казазово 2 и Молдовановском.* )

Однако уже сейчас можно говорить о существовании контактов между племенами Прикамья, бассейна Оки и Северного Кавказа, фиксируемым по предметам вооружения и конского снаряжения.

В настоящее время среди раннесредневековых материалов Северного Кавказа выделяется большое количество предметов вооружения. Хотя и предпринимались отдельные попытки изучения оружия из разных регионов Северного Кавказа (Кузнецов В.А., 1961; Ковалевская В.Б., 1981, с. 85; Тарабанов В.А., 1989, с. 107, 108), в целом эта тема до сих пор остается дискуссионной и до конца не разработанной.

В данной работе все оружие подразделяется на две группы: ближнего боя и дистанционного боя. Первая группа включает мечи, палаши, сабли, копья, топоры и кистени. Кратко рассмотрим их.

Мечи в раннесредневековых древностях бытуют до конца XII в. и своими корнями уходят в сарматскую среду предгуннского времени. Выделить среди них клинки, принесенные гуннами с востока, в настоящее время не удается. Появление мечей с инкрустированными стеклом перекрестиями (3 экз.) в V-VI в. отражает распространение в Предкавказье общеевропейской моды, а не влияние гуннов.

Среди мечей Кисловодской котловины и степного Прикубанья имеется 4 экз. с плоским шестигранным сечением клинка (рис.2, 4 ), находящих аналогии в западноевропейских древностях эпохи Великого переселения народов (Schmidt В., 1970, S.22-42). Возможно, на Кавказ эти мечи были занесены аланами, принимавшими участие в походах гуннов в Западную Европу и частично вернувшимися в Северное Причерноморье после смерти Аттилы в 463 г.

В IV-VI вв. на Северном Кавказе широко распространяются короткие кинжалы, часть которых имела по одной или две пары вырезов у основания клинков (рис. 8, 3 ). Кинжалы без вырезов продолжают традиции предшествующего времени, их находки достаточно редки. Гораздо чаще встречаются кинжалы с вырезом, основная масса которых сосредоточена на побережье Черного моря в раннеадыгских памятниках (Анфимов Н.В., 1980, с. 100-103). Наиболее ранние их образцы, датирующиеся 2-й пол. III-IV вв. н.э., происходят из могильника Озерного III в Крыму (Лобода И.И., 1977, с.250, 251). Возможно, на Северный Кавказ они проникают из Крыма. Основная же масса кинжалов с вырезами на Кавказе относится к IV-VI вв. н.э.

В VII в. на Северном Кавказе появляются палаши, которые так и не получили здесь широкого распространения. Все известные экземпляры происходят из аланских могильников. Наиболее ранние палаши найдены в комплексах с сасанидскими и византийскими монетами и датируются 2-й пол. VII в. У алан палаши бытуют до XI в. Поздние находки палашей происходят из могильников Мартан-Чу в Чечне, Змейского в Северной Осетии и окрестностей пос. Курджиново в Карачаево-Черкесии (Каминский В.Н., 1988, с.68, 69).

На рубеже VII-VIII вв. в Предкавказье появляется сабля, занявшая к X в. ведущее место среди клинкового оружия. Наиболее ранние сабли имеют слабый изгиб, прямое перекрестие, слабый наклон черенка в сторону лезвия; конец лезвия обоюдоострый. Наиболее ранним экземпляром является сабля из Галиатского склепа, исследованного Е.И. Крупновым в 1935 г. (Крупнов Е.И., 1938, c.113-121). Галиатская сабля была найдена в комплексе с арабским дирхемом (700-701 гг.) и византийским солидом императора Ираклия (610-641 гг.). Исследовавший эту находку Л. Ковач отнес ее к началу VIII в. (Ковач Л., 1981; Мерперт Н.Я., 1955, с.142).

Указание на находки ранних сабель в погребениях 2-й пол. VII - 1-й пол. VIII в. Верхнечирюртовского могильника в Дагестане весьма спорно (Магомедов М.Г., 1976, с.33, 34). Клинковое оружие Верхнего Чир-Юрта в основном представлено небольшими фрагментами, что не позволяет воссоздать их полный вид. Следует также отметить, что погребения, из которых происходят фрагменты клинков, ограблены в древности и имеют довольно широкие датировки. Поэтому считать верхнечирюртовские клинки самыми ранними саблями преждевременно. Не состоятелен также тезис М.Г. Магомедова о появлении сабель у алан лишь в X-XI вв. под влиянием хазар (Магомедов М.Г., 1976, с.34), чему противоречит весь имеющийся материал.

Длина аланских сабель обычно составляет 76-90 см. Длина сабель из трупосожжений абинско-новороссийского типа, откуда происходят коньковые подвески, достигает 1,1 м. На саблях Северо-Западного Кавказа в X в. у основания клинка появляются накладные пластины со стороны лезвия. Убедительного объяснения этим пластинам до сих пор нет. Предполагают, что они служили для закрепления перекрестия, предохранения ножен от поломки, являлись следами ремонта (Кузнецов В.А., 1973, с.15; Мамаев Х.М., 1984, с.153; Яхтанигов Х.Х., 1984, с.28). Подобные объяснения вряд ли раскрывают действительное назначение указанных накладных пластин. Существенной чертой клинков с накладными пластинами является наличие обоюдоострого конца, ромбического в сечении. В данном случае сабля являлась не только рубящим, но и колющим оружием. При такой полифункциональности, естественно, должны были вырабатываться соответствующие приемы ведения сабельного боя. Одним из них был прием фехтования. При фехтовании сабельным клинком держать саблю за наклонную рукоять не очень удобно. Эффективность колющего удара при этом заметно снижается. В средневековой Европе для удобства нанесения колющего удара шпагой или узким мечом применялся захват пальцами через перекрестие на клинок. Чтобы не поранить пальцы, клинок у рукояти при этом делали граненым. Этот прием был в свое время подмечен Е.Вагнером и П.Винклером (Wagner E., 1975, s.254; Винклер П., 1893, С.382). При использовании сабли как колющего оружия в раннем средневековье, вероятно, были выработаны приемы фехтования с захватом рукояти и клинка через перекрестие. В таком случае необходимо было предохранить большой или указательный палец от пореза, что достигалось накладкой железной пластины на лезвие.

Рис.1. Металлические украшения: 1 - Мартан-Чу; 2 - Казазово-2; 3 -Старокорсунский; 4 - Молдовановский; 5 - Дюрсо

Среди сабель Прикубанья и Центрального Кавказа отмечены клинки, имеющие ближайшие аналогии среди венгерских древностей Поволжья и, вероятно, занесенные на Кавказ венграми в X в.


Рис.2. Материалы из могильников: 1 - Лац; 2 - Лермонтовская Скала; 3 - Задвижка; 4 - Малоновороссийский (случайная находка); 5 - Галиатский; 6 - Старокорсунский; 7 - Колосовка; 8 - Мокрая Балка

В XI-XII вв. у представителей высшего сословия алан появляются довольно роскошные образцы сабель (рис.3). Их рукояти и детали ножен изготовлены из серебра или бронзы с позолотой и украшены резным растительным и геометрическим орнаментом, нередко с использованием черни. Два клинка из Змейского могильника (катакомба 14) в Северной Осетии и могильника Кольцо-гора (катакомба 1) в Кисловодской котловине изготовлены в аланских мастерских во 2-й пол. XI в. Найдены они были в погребениях аланской знати 1-й пол. XII в. (Кузнецов В.А., 1961, c.115; Савенко С.Н., 1986, с.80). Два других клинка (Кольцо-гора, кат.41 и Колосовка-1, кург.2/2) украшены бронзовыми штампованными пластинами; они сближаются по стилистическим особенностям и технике изготовления с известной саблей Карла Великого. Оба клинка хорошо датируются 1-й пол. XII в. (Савенко С.Н., 1986, с.80), что, возможно, в будущем позволит уточнить датировку сабли Карла Великого.


Рис.3. Сабля из могильника Кольцо-гора

Среди предметов вооружения ближнего боя наиболее широкое распространение получили боевые топоры (рис.8). В единичных случаях они известны с VI в.н.э. (Саханев В.В., 1914, с.92), но наиболее широко распространяются с VIII в. Топоры представлены 11-ю типами, а общее их количество превышает 400 экз. Часть топоров связана с местными племенами и уходит корнями в кавказскую среду. Некоторые же типы топоров появляются в 1-й пол. IX в. вместе с погребениями абинско-новороссийского типа и связаны с лесостепным миром Восточной Европы. Топоры часто встречаются в аланских памятниках Центрального Кавказа. Для алан наиболее характерны двулезвийные топоры типа секиры. Появились они в нач. VIII в. и бытуют до XI-XII вв. Наряду с секирами, у алан встречаются топоры с высоким и низким обушком. Такие топоры хорошо известны в вайнахских памятниках Чечено-Ингушетии и угорско-тюркских погребения Закубанья.

Любопытен факт рапространения боевых топоров именно в VIII в., что, вероятно, связано с изменившейся тактикой боя и развитием защитного доспеха. Большинство исследователей считает, что топоры появились в связи с широким распространением шлемов (Худяков Ю.С., 1983, с.64; Деревянко Е.И., 1987, с.99). Правомерны ли такие выводы для Северного Кавказа? Анализируя развитие защитного доспеха, приходим к выводу об очень редком использовании шлемов в эпоху раннего средневековья. На Северном Кавказе известно всего три шлема VI-XII вв. Видимо, широкое распространение боевых топоров в VIII в. связано с другими причинами. Как отмечалось, в Юго-Восточной Европе и на Северном Кавказе в нач. VIII в. появляется сабля.

А.И.Соловьев провел исследование по определению КПД сабель и боевых топоров. При этом для топоров КПД составил 75-84%, что близко КПД сабель (Соловьев А.И., 1986, с.151, 152). КПД аланских топоров составили 75-89% (что соответствует КПД сабель - В.К .). Появление сабли повлекло за собой развитие новой военной тактики с использованием легкой кавалерии. Топор был универсальным оружием, поскольку его могли использовать и всадники, и пехотинцы. Рукоять топора изготовлялась из твердых пород дерева (кизил, клен) и имела длину 60-75 см. По эффективности боевой топор сравнивался с саблей. Затраты на изготовление топора были гораздо меньшими, чем на изготовление сабли. Высокие боевые качества топоров позволили им занять важное место в системе вооружения племен Северного Кавказа эпохи раннего средневековья. Топоры широко использовались в вооружении пеших воинов, так как были достаточно удобны в бою в горной местности. Развитие боевых топоров, вероятно, шло несколькими путями, вырабатывая наиболее оптимальную форму и приемы использования данного вида оружия.


Рис.4. Луки: 1 - фрагменты простого лука; 2 - лук сложносоставной

Копья в эпоху раннего средневековья у различных северокавказских племен занимают разное место по степени популярности. Для алан они мало характерны и встречаются в единичных экземплярах. Широко были распространены копья у вайнахских племен горного Центрального Кавказа и племен Северо-Западного Кавказа, оставивших могильники типа Дюрсо и Казазово. Наконечники копий вайнахов и из могильников Дюрсо типологически отличаются. Последние имеют массу аналогий в Подонье и в Мордовии в погребениях с трупосожжениями (Михеев В.К., 1985, с.168, 170; Иванов П.Г., 1952, табл.ХХ, 2; XXXV, 5; XXXVIII; Ковач Л., 1981). Видимо, наконечники копий этих типов на Кавказ были занесены из Подонья. Распространение копий в Прикубанье и у вайнахов определялось широкой популярностью у алан защитного доспеха - кольчуги. Именно с аланами в первую очередь сталкивались в военных действиях вайнахи и племена, оставившие погребения абинско-новороссийского типа.


Рис.5. Материалы из могильников: 1 , 3 - фрагменты колчанов; 2 - колчан из Мощевой балки (А - дерево; В - кость)

Ножи являлись принадлежностью любого воина и были универсальными. В могильниках (чаще всего аланских) выделяются серии кассетных метательных ножей. Скальные могильники горного Кавказа (типа Мощевой балки, Гамовской балки, Балабанки) сохранили большое количество деревянных изделий, среди которых имеется серия ножен от бытовых и метательных ножей. Ножны изготавливались из дерева и обтягивались кожей (рис.8, 6 ). Очень редко для этого использовали бересту, что вероятно, было привнесено на Кавказ тюрками. Для изготовления ножен использовали чаще всего древесину ивы, реже - тиса (Семенов А.И., 1985, с.36). Метательные ножи (до 5-6 штук) хранились в ножнах-кассетах, по технологии изготовления аналогичных ножнам бытовых ножей. В ножнах для скрепления деталей очень часто использовали металлические обоймы.


Рис.6. Материалы из археологических памятников: 1 - Первомайское городище; 2 , 3 - святилище Гиляч; 4 , 15 - пос. Октябрьский; 5 , 6 , 11 , 12 , 14 , 16 - святилище Адзапш; 8 , 9 - Ильичевское городище; 10 - Григориполисская; 13 - Лесокяфар, дольмен; 7 , 17 - Сентинский храм

На вооружении племен Северного Кавказа были арканы, что документируется письменными источниками (Кузнецов В.А., 1992, с.257).

Набор оружия дистанционного боя включает лук со стрелами и дротики. Все луки делятся на две группы - простые и сложные. Вероятно, простые луки были учебными или специально изготавливались для погребального обряда. По своей конфигурации они напоминали сложные луки - имели вырезанную рукоять, два плеча, переходящие в рога (рис.4, 1 ). Такие луки делались из лещины и, естественно, обладали низкими боевыми качествами (Каминский В.Н., 1983, с.49).

Сложносоставные луки делали из дерева, рога, кости, сухожилий и других материалов. Они имели пятичленное деление: рукоять-перехват, два плеча и два рога. Рукоять и рога имели по 2-4 костяные обкладки. Плечи с внутренней стороны покрывались роговыми пластинами, выполнявшими роль пружины. С фронтальной стороны лук через плечи и рукоять покрывался сухожилиями. Критические точки - места перехода плеч в рукоять и рога - дополнительно усиливали обмоткой из сухожилий. Кроме того, лук обклеивали тонкой берестой, что предохраняло его от воздействия влаги в условиях южного климата (Каминский В.Н., 1985, с.49-52).

В северокавказском регионе бытовали сложносоставные рефлексирующие луки гунно-болгарского, аланского и хазарского типов (Каминский В.Н., 1985, с.48; Савин А.И., Семенов А.И., 1989, с.104-107). Выделение луков проводилось на основе технологических и конструктивных элементов, имеющих различные традиций развития. Эти различия отражаются в способах обработки костяных пластин, конструкциях отдельных узлов лука. Изучение луков проводилось на примере двух целых экземпляров из могильника Мощевая балка (рис.4, 2 ) и серии их фрагментов из различных скальных могильников. Для этой же цели использовались многочисленные находки костяных обкладок в погребениях. До сих пор не зафиксированы остатки луков в погребениях с трупосожжением типа Дюрсо и Казазово, но об их широком использовании свидетельствуют многочисленные наконечники стрел из погребений.

Длина стрелы достигала 60-80 см при диаметре 8-10 мм и зависела от ее назначения; хранились стрелы в колчанах (рис. 5). Толстые и короткие стрелы имели бронебойные наконечники и были рассчитаны на выстрел с близкого расстояния. Тонкие длинные стрелы имели более разнообразный набор наконечников и были рассчитаны на выстрелы с большой дистанции. Стрелы имели тройное оперение, для которого использовали маховые перья хищных птиц. Ассортимент наконечников стрел значительно изменился после гуннского нашествия, отразив изменение защитного доспеха и военной тактики. Наиболее распространенными были трехлопастные наконечники, бытовавшие на Кавказе до XI-XII вв. Другие наконечники значительно более редки; их разнообразие сохраняется вплоть до татаро-монгольского нашествия. После X в. появляются двурогие наконечники, прежде почти не встречавшиеся (рис. 6, 17 ).


Рис.7. Материалы из могильников: 1 - Калкнинский-2; 2 - Казазово 2; 3 - Ильичевский

Дротики фиксируются очень редко. На могильнике Рим-гора (X-XII вв.) найден целый дротик длиной 1,4 м с широким черешковым наконечником ромбической формы (Рунич А.П., 1976, рис. 9). Наконечники дротиков имеют такую же форму, как и наконечники стрел, но более крупных размеров.

Ведущую роль среди защитного доспеха на Кавказе играла кольчуга. Впервые кольчуга появляется здесь в I в. н.э. из Римской империи и прочно входит в употребление у племен северокавказского региона (Симоненко A.B., 1989, с.80). Кольчуги раннего средневековья имели кольца диаметром 10-14 мм, причем часть колец нa кольчуге была сварной, часть - клепаной. Целые кольчуги являются очень редкой находкой. В погребении 106 могильника Казазово 3 Н.В. Анфимов нашел хорошо сохранившуюся кольчугу 1-й пол. IX в. Она имела вид длинной до колен) рубахи прямого покроя с боковыми разрезами внизу. На груди имеется отворот, рукава - до локтя.


Рис.8. Материалы из могильников: 1 - Чми; 2 - пос. Нарзанный; 3 - Северная Осетия;
4-6 - Нижнеархызское городище; 7 - сел. Песчанка; 8 - Донифарс

Пластинчатые железные панцири встречается очень редко и только до VII в. Все известные экземпляры имеют восточное происхождение и, вероятно, занесены на Кавказ тюрками с востока.

Очень редко встречаются шлемы, до X в. нами зафиксировано 3 экз. Два из них происходят с Кубани и один - из Дагестана (Деревянно Е.И., 1987, с.185, 186; Соловьев А.И., 1985, с. 168). Все шлемы изготовлены из железных пластин, что в целом характерно для тюркских племен. Шлем с Ильичевского городища на Тамани (Деревянко Е.И., 1987, с.185,186), вероятно, имеет малоазийское происхождение и использовался в качестве защитного доспеха в византийской армии. Шлемы из Казазовского могильника на Кубани и Калининского могильника в Дагестане отличаются от ильичевского экземпляра наличием кольчужной бармицы, столь характерной для тюркского доспеха. Количество находок шлемов увеличивается после X в., особенно в половецких погребениях степной полосы. К сожалению, большая часть их до сих пор не опубликована. Шлемы имели колоколовидную форму, иногда и бармицу (рис.7). Для алан и адыгов шлемы в домонгольское время мало характерны и попали к ним от кочевников Предкавказья.

Главной боевой силой в Предкавказье в раннем средневековье была конница. Вооружение ее в IV-VII вв. состояло из лука со стрелами, длинного меча, пластинчатого доспеха, кольчуги. Пешее ополчение играло вспомогательную роль и было вооружено короткими кинжалами, луком и копьем. Такая структура военной организации сохранялась до VII-VIII вв., когда в комплексе вооружения происходят значительные перемены. Появляются стремена, сабля, широко распространяются кольчуга и боевые топоры, значительно увеличившие боевые возможности всадников. Тактика рассыпного боя и действия небольшими группами в предгорьях и горах определяли состав вооружения воинов. Роль пешего ополчения значительно возрастает. Это хорошо прослеживается на фоне военных действий северокавказских племен в арабо-хазарских войнах VII-VIII вв. Театр военных действий размещался полностью на Кавказе. Участие алан и хазар в войнах с арабами привели к совершенствованию военного дела, что не замедлило сказаться как на комплексе вооружения, так и на тактике ведения боя.

В начале IX в. в Прикубанье появляются военные формирования тюрок и, вероятно, угров, перемешенных сюда скорее всего хазарами в результате хазаро-византийских и хазаро-аланских договоренностей. В это время в аланской среде формируется слой дружинников, "ремеслом" которых становится война. Погребения дружинников выделяются количеством вооружения, конского снаряжения и другого инвентаря. Усиление Алании на Кавказе потребовало от хазар организации охраны основных климатов Хазарии, располагавшихся в Прикубанье (Михеев В.К., 1985, с.10).

В IX-XII вв. на Северном Кавказе основным видом конницы была легкая кавалерия, о чем красноречиво свидетельствует набор вооружения: сабля, лук со стрелами и топор. Развитие легкой кавалерии как ведущей части войска племен Северного Кавказа шло в тесном взаимодействии с военной организацией степняков-кочевников. На формирование ополчения значительное влияние оказывала географическая среда, которая и определяла тактику пешего боя. Ограниченность пространства в горах не позволяла использовать верховую лошадь и кочевникам при набегах на северокавказские племена и определило развитие тактики использования в горной местности пешего ополчения как автохтонными племенами, так и кочевниками.

Литература

Анфимов Н.В., 1980. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа // Северный Кавказ в древности и средние века. М.

Винклер П., 1893. Оружие. Спб.

Деревянко Е.И., 1987. Очерки военного дела племен Приамурья. Новосибирск: Наука.

Дмитриев A.B., 1979. Могильник эпохи переселения народов на реке Дюрсо // КСИА. Вып. 158. М.

Иванов П.Г., 1952. Материалы по истории мордвы VII-X вв. Моршанск.

Каминский В.Н., 1983. Лук и стрелы на раннесредневековом Северо-Западном Кавказе // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп.

Каминский В.Н., 1984. Раннесредневековые аланские катакомбы на Средней Кубани // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе.

Каминский В.Н., 1988. Вооружение племен аланской культуры Северного Кавказа // XV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Махачкала.

Ковалевская В.Б., 1981. Северокавказские древности // Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука.

Константин Багрянородный, 1934. Об управлении государством // ИГАИМК. Вып. 91. М.-Л.

Ковач Л., 1981. Вооружение венгров - обретателей родины: сабли, боевые топоры, копья // Автореф. дис.... канд. ист. наук. М.

Крупнов Е.И., 1938. Галиатский могильник как источник по истории алан-асов // ВДИ. № 2-3.

Кузнецов В.А., 1961. Змейский катакомбный могильник // МАДИСО. Вып. 1. Орджоникидзе.

Кузнецов В.А., 1973. К вопросу о производстве стали в Алании // Кавказ и Восточная Европа в древности. М.: Наука.

Кузнецов В.А., 1992. Очерки истории алан. Орджоникидзе.

Лобода И.И., 1977. Раскопки могильника Озерное III в 1963-1965 гг. // CA. № 4.

Магомедов М.Г., 1976. Происхождение сабель Верхнечирюртовского могильника // VI Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. М.

Мамаев Х.М., 1984. Население плоскостной зоны Среднего Притеречья в эпоху раннего средневековья (материальная культура по данным погребальных памятников) // Автореф. дисс.... канд. ист. наук. М.

Мерперт Н.Я., 1955. Из истории оружия племен Восточной Европы в раннем средневековье// CA. Вып. XXIII.

Михеев В.К., 1985. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков.

Николаева Э.Я., 1986. Находки оружия на Ильичевском городище // Проблемы античной культуры. М.: Наука.

Рунич А.П., Михайлов И.Н., 1976. Городище Бургусант или Рим-гора // МИСК. Вып. 14. Ставрополь.

Савенко С.Н., 1986. Этнокультурная характеристика богатых погребений конца XI - первой половины XII вв. могильника Кольцо-гора // Этнокультурные проблемы бронзового века Северного Кавказа. Орджоникидзе.

Савин A.M., Семенов А.И., 1989. К типологии раннесредневековых луков Прикубанья // I Кубанская археологическая конференция. Тезисы докладов. Краснодар.

Салихов Б.М., 1985. Калкнинский могильник // Древние культуры Северо-Западного Кавказа. Махачкала.

Саханев В.В., 1914. Раскопки на Северном Кавказе в 1911-1912 гг. // ИАК. Вып.56. СПб.

Семенов А.И., 1985. Восстановление Кудыргинских ножен древнетюркского времени // СГЭ. Вып.50.

Симоненко A.B., 1989. Доспехи сарматов Прикубанья // I Кубанская археологическая конференция. Тезисы докладов. Краснодар.

Соловьев А.И., 1985. О некоторых характеристиках клинкового оружия // Проблемы реконструкции в археологии. Новосибирск: Наука.

Тарабанов В.А., 1989. Вооружение и снаряжение всадника VIII-X вв. в могильниках Казазово 1 и 2 // I Кубанская археологическая конференция. Тезисы докладов. Краснодар.

Худяков Ю.С., 1983. Вооружение енисейских кыргызов. Новосибирск.

Ях танигов Х.Х., 1984. Экспонаты рассказывают. Нальчик: "Эльбрус".

Schmidt В., 1970. Die spate Volkerwanderungzeit in Mitteldeutschland (Katalog Sudteil). Berlin.

Vinogradov V.B., 1983. Altungarische Parallelen zu einigen Grabern des Alanischen Graberfeldes bei Martan-Cu // Acta Archaologica. T.35. Budapest.

Wagner E.,1975. Hieb- und Stichwaffen. Praga: Artia.

* ) Выражаем большую благодарность В.А.Тарабанову за возможность использовать в статье неопубликованные материалы из его раскопок.

Был оставлен аланами , народом, создавшим собственную государственность. Впервые они фиксируются вначале 2 века до н.э. и затем на протяжении все своей истории они фигурируют в сообщениях армянских, грузинских, византийских, арабских и прочих авторов под разными именамироксоланы, аланросы, асии, асы, ясы, овсы, осы .

Открыть в полном размере

Ученые убеждены, что аланы были ираноязычными и являли собой одну из ветвей сарматов. К 1 веку н.э. придя их степей Средней Азии, заняли громадные пространства в Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Приазовье, образовав мощный племенной союз. В это же время орды алан распространяются на значительной части Северного Кавказа, подчиняя своему влиянию , лишь горные районы Чечни, Дагестана и западного Кавказа сохранили свою самобытность.

Первоначально экономической основой алан было кочевое скотоводство . Общественное устройство основывалось на принципах военной демократии . С 1 по 4 века различные источники постоянно говорят о военных походах алан на сопредельные страны и народы. Осуществляя набеги в Закавказье, они вмешивались в борьбу между великими державами того времени (Парфия, ) , учавствуют на стороне и против владетелей Иберии, Армении, .

В отличие от более ранних иранских пришельцев, аланы смогли перейти к оседлости и земледелию, что помогло им закрепиться на Центральном Кавказе. В 3 веке Алания – грозная сила, с которой должны считаться соседние государства, например, .

За несколько сотен лет своего господства на Северном Кавказе, аланы оказали настолько мощное воздействие на , что культура всех местных народов подверглась нивелировке и приобрела единые признаки, в том числе аланский обнаруживается в различный уголках Кавказа. Присутствие алан зафиксировано в народном эпосе адыгских и нахских сказаний, например, эпические легенды вайнахов “Илии”.

Аланы в эпоху Великого переселения народов

В конце 3 века н.э. могущество алан было существенно подорвано нашествием новых кочевых орд из Центральной Азии. Первоначально в 70-е годы 3 века полчище гуннов разгромило и оттеснило алан в предгорья, а другую их часть увлекла в свои дальние европейские походы.

Одна из гуннских группировок, акациры , оставались в северо-кавказский степях на протяжении всего 4 века. Тогда же в конце 3- начале 4 веков н.э. практически в одно время с гуннами на Северный Кавказ устремляется еще целый ряд монгольских и тюркских по происхождению племен . Наиболее заметный из них – племенное объединение болгар .

Натиск кочевников вынудил оставить алан всю степную часть Северного Кавказа и удалиться в предгорные и горные районы. Поселения алан в то время основывается на современных землях Пятигорья, КЧР, КБР, Осетии, Ингушетии . Основным типом жилищ становятся укрепленные городища, которые сооружались в труднодоступных местах. Это было оправданно, ибо кочевая экспансия на Северном Кавказе не утихала в течение нескольких столетий.

В 6 веке аланы испытали на себе давление кочевого союза тюрков , создавших собственное громадное образование Тюркский Каганат . В 7 веке стало осуществляться подчинение кочевых и аборигенных народов Кавказа со стороны другого степного этноса .


Открыть в полном размере

Аланские союзы центрального Кавказа попали в зависимость от хазар и на стороне последних приняли участие в целой череде хазаро-арабских войн 7-8 веков. Хазарские и арабские авторы в этот период указывают на Центральный Кавказ как на постоянное место жительства алан, также Дарьяльский проход (Дарьяльское ущелье ), соединяющий Северный Кавказ с Закавказьем, с арабского Баб ал Алан (аланские ворота).

К этому времени среди алан формируются две крупные и самостоятельные общности. Выделяются:

  1. западные аланы (аштигор) , КЧР, востоные районы Краснодарского края и Ставропольский край;
  2. восточные аланы (ардосцы) , КБР, Осетия, Ингушетия.

В конце 10 века хазарское давление на алан ослабевает и создаются предпосылки для формирования самостоятельного аланского государства. За почти тысячелетний период пребывания на Северном Кавказе аланы смогли достичь значительных успехов в различных отраслях. Наряду с традиционным скотоводством развивалось плужное земледелие, ремесла – гончарное, оружейное, кузнечное, ювелирное. С 7 века ремесло отделяется от сельского хозяйства и превращается в самостоятельную отрасль.

Раскопки аланских городищ дали материал о социальной дифференциации в их среде. Образованию классов способствовали процессы христианизации , которые особенно активизировались в 10 веке. Христианство проникало в Аланию через Грузию и . В итоге, по всей Алании разворачивается строительство церквей по византийскому образцу.

Расцвет и гибель аланского государства

В 10 веке происходит объединение западного и восточного аланских племен в единое Аланское государство. В социальном плане в алании выделяется привилегированный класс феодалов , эксплуатировавший крестьян-общинников и патриархальных рабов .

В середине 10 века упоминаются властители Алании, обладавшие титулами “духовного сына” и “Божественного владыки Вселенной”. К этому времени можно говорить о возникновении городов у алан, например, город Магас .

К развитию отношений с аланами стремятся не только соседи, прежде всего и Грузия, но и отдаленные ильные державы – , Киевская Русь. В этот период имели место династические браки между правителями Алании и другими странами.

Как и прочие ранние феодальные государства той эпохи, после своего расцвета во второй половине 12 века погружается в пучину феодальный междоусобиц. Некогда единое государство к началу 13 века распадается на ряд мелких владений, враждующих друг с другом.

В состоянии феодальной раздробленности застает Аланию . С 1222 года монголы делают первые попытки подчинить Аланию, однако планомерное завоевание всей страны начинается с 1238 года. Несмотря на героическое сопротивление, часть алан уничтожается татаро-монголами, другая их часть пополняет войска татаро-монгольских ханов, а третья часть алан рассеивается по горным труднодоступным местам Центрального Кавказа, где начинается процесс смешения алан с местными . Современные народы: осетины, балкарцы, карачаевцы имеют в собственном этногенезе определенную долю аланского компонента.

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

Лекция №3

1. Гибель Хазарского каганата и образование Аланского государства.

В 965 году киевский князь Святослав совершил свои походы на Волгу, разгромив булгар и буртас, разру­шил Итиль - хазарскую столицу. Оттуда, идя вдоль Каспия, он пришел в кавказскую часть Хазарии, где опустошил город Семендер, столкнулся с ясами (ала­нами), касогами (адыгами), затем поднялся от Азов­ского моря вверх по Дону к Саркелу (Белая вежа), ко­торый также разрушил. Хазары после этого сохрани­лись как этнос, однако государство было сокрушено навсегда. Одним из последствий крушения Хазарии было усиление Кавказской Алании.

10-11 века это было время расцвета Алании, когда на об­ширной территории Западного и Центрального Кав­каза было создано государство, объединявшее запад­ные и восточные аланские племена. Становление и укрепление феодального государства совпало с окончательным раз­делением общества на господствующий и эксплуати­руемый классы. Князья - потомки родоплеменной зна­ти, ведущие происхождение от наиболее сильных ро­дов, эксплуатировали крестьян-общинников и отчасти патриархальных рабов. Развитие общества выразилось в появлении городов - центров ремесла и торговли. В 10-11 веках больших успехов достигает развитие материальной и духовной культуры. Это во многом было связано с христианизацией Алании, проводимой ее сильными соседями: Грузией и Византией. В 10 в. в Алании создается даже архиепископская кафедра, складывается и центр аланской епархии, со вто­рой половины 12 века перешедшей в ранг метропо­лии, т.е. самой большой церковно-территориальной единицы. Он находился на месте огромного Нижнеархызского городища в 10-13 веках в верховьях Большого Зеленчука. Здесь были возведены три монумен­тальных храма, два из которых были самыми значи­тельными на Северном Кавказе, а также одиннадцать церквушек-капелл. В 11-12 веках церковное строительство охватило всю Аланию. Возникли церкви на городище Адиюх на Ма­лом Зеленчуке, Амгатинском городище близ Карачаевска и др.

Ведущим занятием у алан стало земледе­лие и домашнее скотоводст­во. Возделывали просо, пшеницу, ячмень, коноплю. Причем в горной местности использовалась соха, а в равнинной и предгорной тяжелый плуг.

Занимались также аланы охотой и рыболовством. Большое значение имело скотоводство с примене­нием отгонного способа откочевки на вы­сокогорные пастбища. Развивалось овцеводство, куль­тивировался крупный рогатый скот, выращивались лошади низкорослые, крупноголовые и высокие алхан-текинские. На некоторых горных отгонных пастбищах строились летние поселки, имеющие иногда мощные каменные укрепления. Так, хорошо известен укреп­ленный поселок Узун-кол в Приэльбрусье.

Аланы были хорошими мастерами-ремесленника­ми, прежде всего гончарами, кузнецами, строителя­ми. Ремесла и искусства совершенствовались ими в течение всей их истории - до середины 13 века. При изготовле­нии оружия применялась ковка, чеканка цветных ме­таллов. Высоко было развито ювелирное искусство. Это было накладное золочение, гравировка, зернение, инкрустация цветными вставками из стекла, драгоценных и полудрагоценных камней. В Алании было высоко развито гончарное ремесло, использовался гончарный круг. Посуда обжигалась в печах. В западной Алании было высоко развито строитель­ное искусство, главным образом, из камня. Стены аланских крепостей обычно толсты и прочны, они были сложены из крупного, хорошо отесанного камня.

К 10 веку возникают такие большие городища, как Нижне-Архызское (в верховьях Большого Зе­ленчука), Рим-гора в 16 км к западу от Кисловодска. Они являлись центрами торговли. В больших городищах имелись торговые площади, а после рас­пространения у алан христианства - церкви. Наибо­лее крупные западно-аланские городища превратились в города. В центре за укреплениями обособлялся господствующий слой населения - знать, за его пределами - простое население. В 11 веке Аланское государство было процветающим и могущественным. Однако во второй половине 12 века Алания, вступает в эпоху феодальной раздробленности и распадается на ряд мелких феодальных владений. Политическая раздробленность сопровождалась не только падением престижа христианской церкви, но и отказом части знати и населения от христианства, воз­вращением к дохристианским культам и верованиям.

2. Появление новых кочевых народов на Северном Кавказе.

К середине 9 века в южнорусские степи прорвались племена угроязычных мадьяр-венгров, происходивших из Приуралья. Для защиты от них на левом берегу Дона византийскими архитекторами в 834-837 годах была построена хазарская крепость Саркел. Следом за венграми новые, гораздо более сильные кочевые объединения печенегов и торков про­рвались в 889 году из-за Волги, оставив место своего первоначального обитания - степи к северу от Араль­ского моря. Им удалось проникнуть на территорию Хазарии. Они вклинились между Доном и верхним течением Кубани. Основой их хозяйства было кочевое скотоводство. Племена тюрок кочевников объединялись в грозные для соседей военизированные союзы, возглавляемые ханами и каганами. Печенеги и торки осуществляли нападения на русские земли. Однако разбитые русскими князьями, они к середине 11 века уже не представляли сколько-нибудь зна­чительной силы и угрозы. В середине 11 века в степи восточной Европы и Предкавказья вторглись половцы, которые пришли из-за Каспийского моря. Они вытеснили или ассимилировали печенегов и вплоть до нашествия татаро-монголов, были постоянными врагами Киевской Руси. На Северном Кавказе они отобрали у аланов терско-кумские земли и заселили степи Предкавказья. Русский князь Владимир Мономах в начале 12 века нанес им ряд сокрушительных поражений. После этого часть половцев ушла в Грузию. Половцы пытались создать государство в 80-х годах 12 века, во главе с ханом Кончаком. Однако до появления татаро-монголов, половцы не смогли создать единого мощного государства. Основой их хозяйства было кочевое скотоводство. Они жили в соседстве с аланами. На Северном Кавказе сохранились характерные памятники половецкой культуры – так называемые «каменные бабы». Эти каменные статуи были высечены из целого камня, песчаника или ракушечника.

3. Завоевание монголо-татарами Северного Кавказа.

В 1237-1238 годах Северный Кавказ, как и Восточная Европа подверглись опустошительному нашествию татаро-монголов. Территория раздробленной Алании была захвачена, а ее столица город Магас разгромлен. Однако Аланы в высокогорьях оказывали захватчикам яростное сопротивление на протяжении долгих лет. В 13 веке территория Северного Кавказа вошла в состав государства Золотая Орда образованного завоевателями. Подвластными народами оказались половцы, остатки алан, адыги, потомки хазар, булгар и др. Здесь, как и вообще в Золотой Орде, шел процесс тюркизации завоевателей; более многочисленные половцы растворили монголов в своей среде. Среди монголов распространился тюркский или кипчатский язык, который стал литературным. В рамках золотоордынского государства началось культурное возрождение народов Северного Кавказа. Развивались города и села, земледелие и скотоводство, торговля. Самым выдающимся памятником этой эпохи является город Маджар, современный Буденновск. Это был крупный центр ремесла и торговли, поддерживающий связи со всеми европейскими и большинством азиатских городов Золотой Орды. Его население составляли представители многих народов Северного Кавказа, а также русские купцы, ремесленники и священнослужители. Существовали в городе и христианские храмы. Сюда по преданию для церковного отпевания привезли убитого в ставке хана Узбека великого князя Михаила Тверского – борца с золотоордынцами. Маджар до конца 14 века был крупнейшим центром всего Северного Кавказа. Район Пятигорья был местом постоянного пребывания золотоордынских ханов и феодальной знати, ведущей полукочевой образ жизни. От них остались развалины кирпичных мавзолеев.

Последнее и самое сильное потрясение народы Северного Кавказа перенесли в связи с походами Тимура или Тамерлана на территорию Золотой Орды. В 1395 году в степях между Тереком и Курой произошла битва армий хана Золотой Орды Тохтамыша и эмира Тимура. Тохтамыш был разгромлен. Тимур, преследуя его, уничтожил столицу Золотой Орды город Сарай и вторгся в пределы Рязанского княжества. Однако далее он не пошел, а направился на юг в низовья Дона, где разгромил город Азак (Азов), Затем направился к Кубани и в Приэльбрусье. В 1396 году аланы получили последний сокрушительный удар, была уничтожена и аланская епархия, после этих событий, постепенно исчезает и само имя алан в исторических документах. Впоследствии аланы, которые были вытеснены в высокогорья Центрального Кавказа, приняли участие в формировании осетинского народа.

4. Начало формирования современных народов населяющих Северный Кавказ их социально-экономические отношения.

Образование ногайского народа связано с распадом Золотой Орды, раздираемой междоусобицами и объединением ногайских племен вокруг наиболее сильных феодалов и военноначальников. В конце 14 века Золотая Орда приходит в упадок, из нее выделилась Ногайская Орда. Ее ядром были тюркизированное монгольское племя мангыты, которые составляли войско темника Золотой Орды Ногая. Кроме него в Ногайскую орду вошли и ряд кипчатский племен. Орда включала в себя племена: кенегес, канглы, аргын, сырын, кыпчак, мангыт, сун. Сами ногайцы долгое время называли свою орду Мангытский юрт. Период окончательного оформления Ногайской Орды в середине 15 века можно считать первым этапом образования ногайской народности. Позднее на основе древненогайской народности сформировались новые этнические группы: верхнекубанские и ачикулакские ногайцы и караногайцы. Во главе Орды стоял князь. Ему подчинялись наследственные правители улусов – мурзы. Ниже их стояли мелкие правители, состоявшие во главе племен и родов. У ногайцев долгое время сохранялось родоплеменное деление, но не сохранилась главная особенность рода – имущественное равенство. Это было особенностью феодальных отношений у ногайцев. Князья и мурзы владели скотом. Улусные люди и холопы князей и мурз находились в полной зависимости от своих господ. При дворе мурз на положении домашних слуг были пленные и купленные холопы. Труд рабов применялся в хозяйстве при пастьбе скота, сбора топлива. Основой хозяйства ногайцев было экстенсивное овцеводство, а также скотоводство. Скот был главным богатством кочевников. Им собирали дань с подвластных людей, производили расчеты по долгам, платили штрафы и калым. К середине 16 века Ногайская Орда разделилась на две части Большую и Малую Ногайские орды. Со второй половины 16 века степные просторы Предкавказья были заняты кочевьями Малых Ногаев, которые постепенно заселили верховья Кубани и Зеленчуков. В районе Пятигорья в начале 17 века стали заселять кочевья Больших Ногаев. Заселение степного Предкавказья ногайцами продолжалось и в 18 веке. В антропологическом типе современных ногайцев преобладают монголоидные черты, а их язык относится к кыпчакской ветви тюркской языковой семьи.

Соседями кочевников были горские народы черкесы и кабардинцы. Самоназвание этих народов – адыгейцы. Они произошли от древних племен неотов, зихов, керкетов, издавна живших на Северо-Западном Кавказе и занимавших всю береговую полосу Черного моря. С 1 в н. э. усилилось племя зихов, вокруг которого стали объединяться другие адыгские племена. В 10 веке закончился 1 этап формирования древнеадыгской народности. В это время у них возникли феодальные отношения, и появилось сознание этнической общности. На рубеже 13-14 веков начинается их переселение на восток в районы современной Черкессии, Пятигорья и Кабардино-Балкарии. К этому времени относится и разделение адыгов. Часть из них поселилась в районе Пятигорья до левобережья Терека, и стали именоваться кабардинцами, а территория, их расселения, получала название Кабарда. Причем, Кабарда делилась Тереком на Малую и Большую. Другие в верховьях Кубани и Зеленчуков стали называться черкесами. К западу от них расселились остальные адыгские племена: хатухаевцы, махошевцы, бжедухи, убыхи и др., которые занимали земли вплоть до Черного моря. По антропологическому типу адыги относятся к европеоидной южной ветви. По языку их относят к адыго-абхазской группе северокавказской языковой семьи.

На рубеже нашей эры на территории современной Абхазии проживало множество родственных племен: апсилы, абазги, саниги. В 8 веке вокруг абазгов объединились остальные племена, и к концу 13 века сформировалась древнеабазинская народность. В 13-14 веках они переселились на северные склоны Кавказского хребта и заселили ущелья по верховьям Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, а впоследствии и бассейн верхней Кумы. По антропологическому типу абазины – европеоиды, их язык относится к адыго-абазинской группе северокавказской языковой семьи.

Во главе феодальной лестнице у адыгов и абазин стояли князья. Они владели скотом, землей, имели право судить своих подданных, и были полновластными и самостоятельными владыками своих княжеств. Единого государства у этих народов не было. Князьям подчинялись дворяне и низшие сословия: свободные крестьяне-общинники, зависимые крестьяне и рабы. Основу их хозяйства составляло отгонное скотоводство. Они разводили овец, коз, лошадей, крупный рогатый скот, имели домашнюю птицу. Помимо отгонного скотоводства, эти народы занимались и земледелием. Возделывали просо, ячмень и рожь. Пахали на волах. Зерно молотили на ручных каменных мельницах. Занимались также пчеловодством и сбором меда диких пчел. Соседями представителей адыго-абазинской группы были формирующиеся балкарский, карачаевский, осетинский, чеченский и ингушский народы.

Часть местных кавказских племен, носителей кобанской культуры, в 4 веке смешалось с аланами. В 7-8 веках к этим племенам присоединись тюркоязычные народы. Именно с этого времени началась языковая тюркизация местного населения, которая усилилась с приходом кипчаков-половцев. Стали формироваться Карачаевский и Балкарские народы. Само название карачаевцы и балкарцы закрепилось за этими народами только в 17 веке. По антропологическим признакам карачаевцы и балкарцы принадлежат к кавкасионскому типу европеоидов. Их язык относится к кипчакско-огузской ветви тюркской языковой семьи.

Основой жизни карачаевцев и балкарцев была соседская община. Землевладение было в основном общинным. У балкарцев и карачаевцев в отличие от адыгов, не было князей. Все сообщество разделялось на роды, делившиеся в свою очередь на тукумы и атаулы. Во главе подразделений стояли бии. Основную массу составляли свободные крестьяне-общинники. Были и рабы из захваченных в плен людей.

В формировании осетинского народа приняли участие аланы и представители Кобанской культуры, издавна проживающие в высокогорьях Центрального Кавказа. Осетины жили в горных и труднодоступных районах по течению левых притоков Терека: Гизельдону - тагаурцы, Фиагдону - куртатинцы, Ардону - алагирцы и Уруху - дигорцы. Занимались скотоводством, разводили крупный рогатый скот и овец. У осетин стали формироваться феодальные отношения. Во главе осетинских обществ стали появляться феодалы – алдары и баделята. Феодалы стали постепенно присваивать себе общинные земли и получать от зависимых людей отработочную ренту, существовало и патриархальное рабство из захваченных в плен. По антропологическому типу осетины – европеоиды, их язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

На северо-восток от них проживали (вайнахи) чеченские и ингушские общества. Так же как и другие народы Северного Кавказа, они обитали в различных горных ущельях. Вайнахи являются древнейшими автохтонами Север­ного Кавказа. Предки вайнахов упоминаются уже в античной литературе. Предки вайнахов осваивали северные и южные склоны центральной части Главного хребта. В результате золотоордынского нашествия значительная часть вайнахов была оттеснена в горную зону Северного Кавказа. Согласно народным преданиям, образование первых чеченских поселений на равнине выходцами из Аккинских гор (из местности Нашха) относится приблизительно к XIV в, Тайпа (род, фамилия) Парской основал сел. Юрт-аул, тайпа - Цечой Кешен-аул. Спустя некоторое время из местности Нашха вышли и другие тайпы: Беной, Цоторой, Курчадей, которые основали ряд селений с тайповыми названиями. В горной зоне ингу­ши жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание), Цоринское, Джейраховское, Мецхальское. Происходит переселение в равнинную зону. Одним из основных направлений ингушской миграции с гор являлись земли по реке Камбилеевке, где и было основано селение Онгушт (откуда происходит название Ингушетия). В настоящее время село носит название Тарское. Эти союзы сельских обществ были различны по величине занимаемой территории и по численности на­селения. Занимались скотоводством, разводили овец. Землевладение было общинным. Единого правителя у них не было, внутреннее управление сельских обществ Чечено-Ингушетии осуществляли органы сельской общины. Началось и социальное расслоение в среде свободных общинников, усиливается власть родовых старейшин, появляются рабы из захваченных в плен людей. По антропологическому типу вайнахи – европеоиды, их язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской языковой семьи.

Далее на восток вплоть до Каспийского моря формировались народы современного Дагестана. Коренное население Дагестана формировалось на основе северокавказских, тюркоязычных и ираноязычных групп языков. Большинство дагестанских этносов - автохтоны края. Древнюю политическую историю имеют аварцы. С ними так же, как и с некоторыми другими автохтонными наро­дами Дагестана, связывают известные со второй половины I тыс. до н.э. племена легов, каспиев, утиев и др. С V в. территория, заселенная аварца­ми, известна как царство Серир - крупнейшее политическое образование в средневековом Дагестане. В VI в. его возглавлял царь Авар. С XIV в. за этой частью Дагестана утвердилось название «Авария». В XV в. окончательно утвердился ислам, а вместе с ним, в следующем веке, письменность на арабской графической основе (аджам).

Даргинцы также автохтоны края – древний народ Дагестана. Они входили в состав Хазарского каганата. Затем были завоеваны арабами. В XIV в. монгольскому правителю Тимуру с большим трудом удалось покорить даргинцев. В районах их проживания находились Кайтагское уцмийство и союзы сельских общин. Часть даргинцев входила в состав Тарковского шамхальства.

Лезгины также как и даргинцы - один из наиболее древних народов Кавказа. Однако в отличие от даргинцев этногенез лезгин протекал на территории се­веро-восточного Закавказья, включая Апшеронский полуостров. В VII в. страна лезгин вошла в состав Арабского халифата. С XIII в. в Лезгистане возникают политические образования - союзы сельских обществ - «вольные общества», объединенные вокруг крупных селений (Ахты-пара, Курах, Кюре и др.). Проникновение на равнинные территории Восточного Закавказья кочевых тюркских племен (предков современных азербайджанцев) привело к «выдавливанию» лезгин и других дагестанских народов в горные районы.

Лакцы – автохтоны, процесс образования этого народа также проходил на территории Кавказа. Долгое время лакцев именовали кузикумухцами. Это было связано с возникшим у них политическим образованием - Казикумухским шамхальством. В его состав были включены аварцы, даргинцы и некоторые другие народы.

В XIII - XV вв. на большей части территории Дагестана происходило укрепление феодаль­ ных отношений.

Дербент. Дербент с прилегающей к нему территорией в начале XIII в., представлял собой самостоятельное владение - эмират. В 1239 г. он подпал под иго татаро-монголов. В середи­не XIV в., после длительной зависимости от золотоордынских ханов Хулагидов, Дербент обрел независимость. Вскоре он оказался включенным в состав крупного государства Закавказья - Ширваншахов и уже в 1437 г. стал одним из центров этого владения.

Майсумство Табасарана. В начале XIII в. владение Табасарана было одним из наиболее крупных политических объединений на юге Дагестана во главе его стоял наследственный правитель майсум. В период татаро-монгольского ига Табасаран, лишился самостоятельности. В середине XV в. майсумство объединя­ло всю территорию расселения Табасарана и часть территории лезгин.

Уцмийство Кайтагское. В XIII-XV вв. уцмийство занимало довольно обширную территорию предгорья и нагорья в средней части бассейна р. Уллу-чай. Власть уцмия была наследственной. В XV в. столицей уцмийства стал Маджалис. Население уцмийства не было этнически однородным. Здесь, кроме кайтагов (даргинцев), проживали также кумыки, таты, горские евреи.

Аварское нуцальство. Нуцальство Аварское было одним из крупных феодальных владений Дагестана. Во главе этого феодального владения стоял аварский нуцал. Столицей нуцальства был Хунзах. Аварские нуцалы, стремились расширить границы своего владения и вели наступательные войны на соседние аварские и андо-цезские союзы сельских общин.В конце XV в. аварское владение объединяло значительную территорию нагорного Дагестана, где проживали андо-цезские народы. Юго-восточные границы нуцальства проходили по линии современных селений - Гоцатль через сел. Голотль до Хочода. На северо-востоке нуцальство граничило с тер­риторией Тарковских владений и Салатавии.

Шамхалъство. Шамхальство занимало огромную по масштабам Север­ного Кавказа территорию, простирающуюся от р. Терек на юг до границ уцмийства Кайтага и от Каспийского моря на запад до центрального на­горного Дагестана. Столицей владения был Казикумух. Шамхальство объединяло большое число народностей Северо-Восточного Кавказа: ногайцев, часть чеченцев, кумыков, верхнедаргинцев, лакцев, агулов, часть аварцев, лез­гин. В сфере влияния шамхалов находился также целый ряд объ­единений и союзов сельских общин Дагестана. Власть шамхала была наследственной. К правящей верхушке шамхальства относились эмиры и калантары, а также представи­тели высшего местного мусульманского духовенства.

Тюменское княжество. В XV в. па северо-востоке современной терри­тории Дагестана, в низовьях р. Терек, существовало Тюменское княжест­во. Население данного княжества составляли тюрки. Управление владением осуществлял пра­витель, власть которого была наследственной и которого источники назы­вают князем, а иногда и шевкалом.

Помимо феодальных владений в Дагестане были вольные общества: Аварское, Даргинское, Кюринское, Табасаранское, Агульское, Рутульское. У них была выборность должностных лиц, и отсутствие классового расслоения. Жили сельскими общинами, которые назывались – джамааты. Джамаат представлял собой совокупность малых и больших семей известных под названием тухум. В вольных обществах население делилось на феодализировавшуюся общинную верхушку, мусульманское духовенство и узденей. Постепенно началось имущественное и социальное расслоение вольных обществ. Часть из вольных обществ объединялась в политические союзы, не уступавшие по своему влиянию феодальным владениям.

Армении (4)Реферат >> История

Описание географии Армении. История Великой АрменииАрмянское государство на территории Великой... [захватив] Гугарк и Цанарк до Аланских ворот, царь овладел также ими... существовали в Астрахани, а также на Северном Кавказе . В 1778-1779 годах армяне основали в...

  • Осетинский народ

    Реферат >> Культура и искусство

    Набегами соседние государства . Этот динамичный средневековый народ, разбросанный ветрами истории по Азии... веков, многие – в скифско-аланские времена. Среди народов Северного Кавказа , приверженных старому патриархальному укладу...

  • Проблемы региональных конфликтов на Кавказе

    Реферат >> Политология

    Центральной равнинной части Северного Кавказа образовали союз аланских племен. Здесь же... и трудами видных исследователей истории и культуры осетинского народа. ... нарушить территориальную целостностность грузинского государства - провозгласили, вопреки...

  • Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилонской башни устремились разные племена. Нечто сходное с таким определением действительно есть: горный Кавказ издревле являлся убежищем для многих народов, оттесняемых с юга и севера и ассимилируемых там другими этносами. Однако в историческое время на западном Кавказе обитали в основном адыги, на восток от них аланы (осы, осетины), затем предки вейнахов, о которых реальных известий почти нет, и далее различные дагестанские народы (лезгины, аварцы, лакцы, даргинцы и др.). Этническая карта предгорий и отчасти горных районов менялась и до XIII в.: с приходом тюрко-половцев, а еще ранее хазар и булгар часть местного населения, сливаясь с ними, стала основой для таких народностей, как карачаевцы, балкарцы, кумыки.

    Еще древние писатели называли на Кавказе местные царства, например, меотов в Приазовье, однако насколько эти названия соответствовали реалиям - сказать трудно. На восточном Кавказе в Дагестане (термин, кстати, поздний, от тюркского «даг» - гора) наиболее древние политические объединения упоминаются с первых веков нашей эры. Так, армянские источники называют «царей лезгин» применительно к IV-V вв. и даже ранее. Однако наибольшее число данных о политической структуре Дагестана связано с периодом иранских шахов Сасанидов (III-VII вв.), с которыми связывают и возникновение местных княжеств, и построение Дербентской крепости.

    В центральном Предкавказье, а периодически и на более обширных пространствах уже на рубеже н.э. возник Аланский союз, который был разгромлен гуннами, но возродился после падения Гуннской державы.

    Западная часть северного Предкавказья к югу от реки Кубань была издревле населена предками адыгов. Источники называли их либо кашаками (касогами), либо зиками. Термин «черкесы» - поздний, из иранских языков и означает просто воин (чере-кес, где «чери» - войско, а «кес» - человек). Адыгские (кашакские) племена были в раннее средневековье едва ли не самым многочисленным народом Кавказа, уступая, возможно, порой только аланам. Они всегда были раздроблены и враждовали не только с соседями, но и друг с другом. Вот что писал о них ал-Масуди: «За царством алаи находится народ, называемый кашак, живущий между горой Кабх и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедует веру магов (т.е. язычников). Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более выпуклой линией бедер и ягодиц. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью… Аланы более сильны, чем кашаки… Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не позволяют поставить над собой царя, который объединил бы их. В таком случае ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы их покорить».

    Известия о кашаках X в. говорят об оживленной торговле их с Малой Азией через Трапезунд.

    В X в. кашаки столкнулись с русами в районе Тамани. Это случилось при Святославе, который, готовясь к борьбе с Византией, разгромил союзников последней - хазар и закрепился на Таманском полуострове, где русским опорным пунктом надолго стала старая крепость Матарха, которую русские называли Тмутаракань. Владимир, сын Святослава, передал Тмутаракань одному из своих сыновей - Мстиславу, который позже в борьбе с братом Ярославом подчинил себе все русские земли по левую сторону Днепра. На Руси существовали сказания о войнах Мстислава, по своим нравам напоминавшего своего деда Святослава, с касогами и единоборстве русского князя с касожским богатырем Редедей, которого Мстислав зарезал перед рядами касожскими. Очевидно, Мстиславу удалось подчинить себе еще какую-то часть кашакских племен, поставлявших ему храбрых воинов.

    Затем степь заполонили половцы, отрезав Северный Кавказ от Руси. Тмутараканское княжество как-то незаметно исчезло в начале XII в. Усилились аланы и Грузия. Часть кашаков вынуждена была признать власть алан, и последние даже в XII в. закрепились в некоторых причерноморских крепостях на территории нынешнего Краснодарского края. Прибрежные кашаки, очевидно, признавали и власть грузинских царей, в XI-XII вв. тесно связанных с аланами.

    Внесло изменение и появление на восточном берегу Черного моря итальянских (в основном генуэзских) торговых факторий, которые стали возникать по договорам с Византией уже в середине XII в. В это время в районе Керчинского пролива известен и город Росия, очевидно, связанный с какой-то уцелевшей русской колонией в этих местах.

    На Центральном Кавказе доминировали аланы или осы (осетины). О вейнахах (предках чеченцев и ингушей) мы почти ничего не знаем. Они упоминаются в «Армянской географии» VII в., а также под названием «дурдзуки» в грузинских летописях.

    Аланы же упоминаются на Кавказе с начала н.э, хотя пришли они сюда, несомненно, раньше, вместе с прочими сарматскими племенами. Аланский союз был разгромлен гуннами, но возродился после распада империи Аттилы. Долгое время аланы были верными союзниками хазар в их борьбе за гегемонию на Кавказе. Уже в силу этого они являлись врагами арабов и союзниками Византии. От Византии к аланам рано проникло христианство, хотя официально аланский царь стал христианином где-то в начале X в., после чего возникла и Аланская митрополия. Это, однако, вызвало недовольство хазар, и после неудачной войны с последними аланы вынуждены были официально отречься от христианства. После разгрома хазар Святославом ситуация изменилась, аланская знать вернулась в лоно христианской церкви. Когда это случилось, точно неизвестно, но поскольку в конце X в. Аланская епархия занимала в списке подчиненных Константинополю епископств 61-е место вслед за Русью, это, очевидно, произошло где-то в 90-х годах X в.

    В XI-XII вв. Алания находилась в тесных отношениях с Грузией. Грузинские и аланские правители часто роднились друг с другом. Известно, что вторым мужем царицы Тамар был аланский царевич Давид Сослан, мать которого была грузинка. Поэтому в XI-XII вв. в Алании переплетаются и византийское, и грузинское влияние, особенно в архитектуре сохранившихся церквей. Возникло на греческой основе и аланское письмо, от которого до наших дней дошли лишь жалкие остатки. Однако ареал сношений правителей Алании был еще шире и доходил до Северо-Восточной Руси - жена Всеволода Большое Гнездо была аланка.

    Алания XI-XII вв. выглядит как довольно сильное, хотя и не вполне централизованное государство. Власть царей была ограничена знатью или ос-богатарами, как их называют источники. Столицей Алании был город Магас (буквально Большой, Великий). Его точное местоположение неизвестно, хотя он упоминается даже китайскими источниками в связи с походами монголов.

    Больше всего мы знаем о народах и ранних политических объединениях на территории Дагестана, который издавна был тесно связан через Закавказье с Ираном и семитскими цивилизациями Передней Азии. Здесь же в самом узком месте, где горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, находился наиболее удобный проход на север в Предкавказье, известный под иранским названием Чола или Чора (узкое ущелье). Контроль над ним издревле был важен не только для небольших государств Восточного Закавказья, но и для мощных ближневосточных империй, типа Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Заинтересованы были в укреплении этого прохода и Рим, а затем Византия, которые в период их мирных отношений с Ираном даже вкладывали средства для возведения и поддержания здесь в должном порядке укреплений. Археологические изыскания показывают, что древнейшие оборонительные сооружения здесь появились еще в VIII-VII вв. до н.э., т.е. были, очевидно, воздвигнуты местным населением против двигавшихся с севера скифов. Особое внимание этому району уделяли иранские Сасаниды (III-VII вв.), при которых в V-VI вв. и были воздвигнуты те мощные крепость и стены, что в основе сохранились до наших дней, получив уже тогда иранское название Дербент (Закрытые ворота). В период арабо-хазарских войн Дербент обычно находился под арабской властью и халифы уделяли огромное внимание поддержанию и ремонту его укреплений. Сюда с VII-VIII вв. переселялись и арабы, даже в XII в. их потомки сохраняли свой язык. Естественно, сюда в первую очередь проникал и ислам. Однако проникновение ислама в горные районы шло очень медленно. и население горного Дагестана исповедовало либо местные языческие культы, связанные с поклонением силам природы, либо христианство. Последнее проникло в Дагестан из Кавказской Албании и Грузии и еще в IX-X вв. и даже позже занимало прочные позиции у аварцев, лезгин и других дагестанских аборигенов. Вместе с тем о глубоком проникновении христианства в народную среду здесь, как и на остальном Северном Кавказе, вряд ли можно говорить. К примеру, крупнейшим политическим объединением Дагестана в IX-XII вв. была так называемая страна владетеля золотого трона («сахиб сарир аз-захаб»), чаще всего именуемая, не совсем верно, в литературе Сарир. Мнения о ее пределах расходятся. Большинство исследователей считает, что это область аварцев, которые известны и под последним названием и как хундзы (в грузинских источниках). Однако можно предполагать, что под властью «владетеля золотого трона» находились и другие части горного Дагестана (области лакцев и, возможно, частично, даргинцев и даже лезгин). Сам титул «сахиб сарир аз-захаб» происходит от легенды, по которой некий сасанидский правитель пожаловал или подарил этот трон одному из владетелей Дагестана. В IX-X вв. глава этого государства и его окружение были христиане, а остальное население - язычники.

    Кроме Сарира известны и другие политические объединения (Гумык, Хайтак и т.д.). Заметим, что и в древности, и в средние века Дагестан, особенно южный, был органически связан с северо-восточной частью нынешнего Азербайджана (Ширвана). Последний населяли родственные лезгинам и аварцам племена, которые очень поздно (в XVI-XVII вв.) были тюркизированы. Эту органическую связь Дагестана с Ширваном отчетливо видел местный историк Бакиханов (XIX в.), написавший исторический труд, посвященный именно прошлому Ширвана и южного Дагестана (одно из первоначальных его названий и было «История Дагестана»). Труд был написан Бакихановым на двух языках - персидском и русском. Хотя Бакиханов был потомком бакинских ханов, рассматривать его как историка только азербайджанского нет оснований.

    До X в. значительная часть северного Дагестана находилась под хазарской властью, против которой боролись местные племена и арабы. Уже в середине X в. здесь отмечается определенное влияние Руси (поход на Бердаа совместно с лезгинами и аланами). Позже, с возникновением русского владения на Тамани, контакты русов с народами Кавказа еще более усиливаются, очевидно, нося разное содержание. В 80-х годах отмечается присутствие русов в качестве союзников одной из борющихся групп в Дербенте, где, судя по остаткам местных летописей, русы были хорошо известны. А в 30-х годах XI в. русы совершают походы в Восточное Закавказье и даже овладевают крупнейшим там городом Байлаканом (опять-таки в союзе с определенными местными силами). Это, несомненно, было связано с деятельностью Мстислава Владимировича (см. ниже). В XII в. с усилением Грузии укрепляется и ее престиж в Восточном Закавказье, куда грузинские цари совершают походы до Дербента. Однако о закреплении их там на сколько-нибудь продолжительное время известий нет. Тем не менее лозунг «Грузия от Никопсы до Дербента» (Никопса находилась приблизительно в районе нынешней границы Грузии и Российской Федерации) возник именно в XII-XIII вв. и позже был весьма популярен в определенных политических кругах Грузии (в частности, в период меньшевистского правительства 1918-1921 гг.).

    Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилонской башни устремились разные племена. Нечто сходное с таким определением действительно есть: горный Кавказ издревле являлся убежищем для многих народов, оттесняемых с юга и севера и ассимилируемых там другими этносами. Однако в историческое время на западном Кавказе обитали в основном адыги, на восток от них аланы (осы, осетины), затем предки вейнахов, о которых реальных известий почти нет, и далее различные дагестанские народы (лезгины, аварцы, лакцы, даргинцы и др.). Этническая карта предгорий и отчасти горных районов менялась и до XIII в.: с приходом тюрко-половцев, а еще ранее хазар и булгар часть местного населения, сливаясь с ними, стала основой для таких народностей, как карачаевцы, балкарцы, кумыки.

    Еще древние писатели называли на Кавказе местные царства, например, меотов в Приазовье, однако насколько эти названия соответствовали реалиям - сказать трудно. На восточном Кавказе в Дагестане (термин, кстати, поздний, от тюркского «даг» - гора) наиболее древние политические объединения упоминаются с первых веков нашей эры. Так, армянские источники называют «царей лезгин» применительно к IV-V вв. и даже ранее. Однако наибольшее число данных о политической структуре Дагестана связано с периодом иранских шахов Сасанидов (III-VII вв.), с которыми связывают и возникновение местных княжеств, и построение Дербентской крепости.

    В центральном Предкавказье, а периодически и на более обширных пространствах уже на рубеже н.э. возник Аланский союз, который был разгромлен гуннами, но возродился после падения Гуннской державы.

    Западная часть северного Предкавказья к югу от реки Кубань была издревле населена предками адыгов. Источники называли их либо кашаками (касогами), либо зиками. Термин «черкесы» - поздний, из иранских языков и означает просто воин (чере-кес, где «чери» - войско, а «кес» - человек). Адыгские (кашакские) племена были в раннее средневековье едва ли не самым многочисленным народом Кавказа, уступая, возможно, порой только аланам. Они всегда были раздроблены и враждовали не только с соседями, но и друг с другом. Вот что писал о них ал-Масуди: «За царством алаи находится народ, называемый кашак, живущий между горой Кабх и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедует веру магов (т.е. язычников). Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более выпуклой линией бедер и ягодиц. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью... Аланы более сильны, чем кашаки... Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не позволяют поставить над собой царя, который объединил бы их. В таком случае ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы их покорить».

    Известия о кашаках X в. говорят об оживленной торговле их с Малой Азией через Трапезунд.

    В X в. кашаки столкнулись с русами в районе Тамани. Это случилось при Святославе, который, готовясь к борьбе с Византией, разгромил союзников последней - хазар и закрепился на Таманском полуострове, где русским опорным пунктом надолго стала старая крепость Матарха, которую русские называли Тмутаракань. Владимир, сын Святослава, передал Тмутаракань одному из своих сыновей - Мстиславу, который позже в борьбе с братом Ярославом подчинил себе все русские земли по левую сторону Днепра. На Руси существовали сказания о войнах Мстислава, по своим нравам напоминавшего своего деда Святослава, с касогами и единоборстве русского князя с касожским богатырем Редедей, которого Мстислав зарезал перед рядами касожскими. Очевидно, Мстиславу удалось подчинить себе еще какую-то часть кашакских племен, поставлявших ему храбрых воинов.

    Затем степь заполонили половцы, отрезав Северный Кавказ от Руси. Тмутараканское княжество как-то незаметно исчезло в начале XII в. Усилились аланы и Грузия. Часть кашаков вынуждена была признать власть алан, и последние даже в XII в. закрепились в некоторых причерноморских крепостях на территории нынешнего Краснодарского края. Прибрежные кашаки, очевидно, признавали и власть грузинских царей, в XI-XII вв. тесно связанных с аланами.

    Внесло изменение и появление на восточном берегу Черного моря итальянских (в основном генуэзских) торговых факторий, которые стали возникать по договорам с Византией уже в середине XII в. В это время в районе Керчинского пролива известен и город Росия, очевидно, связанный с какой-то уцелевшей русской колонией в этих местах.

    На Центральном Кавказе доминировали аланы или осы (осетины). О вейнахах (предках чеченцев и ингушей) мы почти ничего не знаем. Они упоминаются в «Армянской географии» VII в., а также под названием «дурдзуки» в грузинских летописях.

    Аланы же упоминаются на Кавказе с начала н.э, хотя пришли они сюда, несомненно, раньше, вместе с прочими сарматскими племенами. Аланский союз был разгромлен гуннами, но возродился после распада империи Аттилы. Долгое время аланы были верными союзниками хазар в их борьбе за гегемонию на Кавказе. Уже в силу этого они являлись врагами арабов и союзниками Византии. От Византии к аланам рано проникло христианство, хотя официально аланский царь стал христианином где-то в начале X в., после чего возникла и Аланская митрополия. Это, однако, вызвало недовольство хазар, и после неудачной войны с последними аланы вынуждены были официально отречься от христианства. После разгрома хазар Святославом ситуация изменилась, аланская знать вернулась в лоно христианской церкви. Когда это случилось, точно неизвестно, но поскольку в конце X в. Аланская епархия занимала в списке подчиненных Константинополю епископств 61-е место вслед за Русью, это, очевидно, произошло где-то в 90-х годах X в.

    В XI-XII вв. Алания находилась в тесных отношениях с Грузией. Грузинские и аланские правители часто роднились друг с другом. Известно, что вторым мужем царицы Тамар был аланский царевич Давид Сослан, мать которого была грузинка. Поэтому в XI-XII вв. в Алании переплетаются и византийское, и грузинское влияние, особенно в архитектуре сохранившихся церквей. Возникло на греческой основе и аланское письмо, от которого до наших дней дошли лишь жалкие остатки. Однако ареал сношений правителей Алании был еще шире и доходил до Северо-Восточной Руси - жена Всеволода Большое Гнездо была аланка.

    Алания XI-XII вв. выглядит как довольно сильное, хотя и не вполне централизованное государство. Власть царей была ограничена знатью или ос-богатарами, как их называют источники. Столицей Алании был город Магас (буквально Большой, Великий). Его точное местоположение неизвестно, хотя он упоминается даже китайскими источниками в связи с походами монголов.

    Больше всего мы знаем о народах и ранних политических объединениях на территории Дагестана, который издавна был тесно связан через Закавказье с Ираном и семитскими цивилизациями Передней Азии. Здесь же в самом узком месте, где горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, находился наиболее удобный проход на север в Предкавказье, известный под иранским названием Чола или Чора (узкое ущелье). Контроль над ним издревле был важен не только для небольших государств Восточного Закавказья, но и для мощных ближневосточных империй, типа Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Заинтересованы были в укреплении этого прохода и Рим, а затем Византия, которые в период их мирных отношений с Ираном даже вкладывали средства для возведения и поддержания здесь в должном порядке укреплений. Археологические изыскания показывают, что древнейшие оборонительные сооружения здесь появились еще в VIII-VII вв. до н.э., т.е. были, очевидно, воздвигнуты местным населением против двигавшихся с севера скифов. Особое внимание этому району уделяли иранские Сасаниды (III-VII вв.), при которых в V-VI вв. и были воздвигнуты те мощные крепость и стены, что в основе сохранились до наших дней, получив уже тогда иранское название Дербент (Закрытые ворота). В период арабо-хазарских войн Дербент обычно находился под арабской властью и халифы уделяли огромное внимание поддержанию и ремонту его укреплений. Сюда с VII-VIII вв. переселялись и арабы, даже в XII в. их потомки сохраняли свой язык. Естественно, сюда в первую очередь проникал и ислам. Однако проникновение ислама в горные районы шло очень медленно. и население горного Дагестана исповедовало либо местные языческие культы, связанные с поклонением силам природы, либо христианство. Последнее проникло в Дагестан из Кавказской Албании и Грузии и еще в IX-X вв. и даже позже занимало прочные позиции у аварцев, лезгин и других дагестанских аборигенов. Вместе с тем о глубоком проникновении христианства в народную среду здесь, как и на остальном Северном Кавказе, вряд ли можно говорить. К примеру, крупнейшим политическим объединением Дагестана в IX-XII вв. была так называемая страна владетеля золотого трона («сахиб сарир аз-захаб»), чаще всего именуемая, не совсем верно, в литературе Сарир. Мнения о ее пределах расходятся. Большинство исследователей считает, что это область аварцев, которые известны и под последним названием и как хундзы (в грузинских источниках). Однако можно предполагать, что под властью «владетеля золотого трона» находились и другие части горного Дагестана (области лакцев и, возможно, частично, даргинцев и даже лезгин). Сам титул «сахиб сарир аз-захаб» происходит от легенды, по которой некий сасанидский правитель пожаловал или подарил этот трон одному из владетелей Дагестана. В IX-X вв. глава этого государства и его окружение были христиане, а остальное население - язычники.

    Кроме Сарира известны и другие политические объединения (Гумык, Хайтак и т.д.). Заметим, что и в древности, и в средние века Дагестан, особенно южный, был органически связан с северо-восточной частью нынешнего Азербайджана (Ширвана). Последний населяли родственные лезгинам и аварцам племена, которые очень поздно (в XVI-XVII вв.) были тюркизированы. Эту органическую связь Дагестана с Ширваном отчетливо видел местный историк Бакиханов (XIX в.), написавший исторический труд, посвященный именно прошлому Ширвана и южного Дагестана (одно из первоначальных его названий и было «История Дагестана»). Труд был написан Бакихановым на двух языках - персидском и русском. Хотя Бакиханов был потомком бакинских ханов, рассматривать его как историка только азербайджанского нет оснований.

    До X в. значительная часть северного Дагестана находилась под хазарской властью, против которой боролись местные племена и арабы. Уже в середине X в. здесь отмечается определенное влияние Руси (поход на Бердаа совместно с лезгинами и аланами). Позже, с возникновением русского владения на Тамани, контакты русов с народами Кавказа еще более усиливаются, очевидно, нося разное содержание. В 80-х годах отмечается присутствие русов в качестве союзников одной из борющихся групп в Дербенте, где, судя по остаткам местных летописей, русы были хорошо известны. А в 30-х годах XI в. русы совершают походы в Восточное Закавказье и даже овладевают крупнейшим там городом Байлаканом (опять-таки в союзе с определенными местными силами). Это, несомненно, было связано с деятельностью Мстислава Владимировича (см. ниже). В XII в. с усилением Грузии укрепляется и ее престиж в Восточном Закавказье, куда грузинские цари совершают походы до Дербента. Однако о закреплении их там на сколько-нибудь продолжительное время известий нет. Тем не менее лозунг «Грузия от Никопсы до Дербента» (Никопса находилась приблизительно в районе нынешней границы Грузии и Российской Федерации) возник именно в XII-XIII вв. и позже был весьма популярен в определенных политических кругах Грузии (в частности, в период меньшевистского правительства 1918-1921 гг.).