Приемы межличностного взаимодействия кан калик. Кан-Калик В.А

М., Просвещение, 1987. - 190 с.
Автор в популярной форме на основе личного педагогического опыта и опыта других педагогов рассматривает типичные затруднения, возникающие в общении учителя с классом, раскрывает секреты педагогического общения, вопросы воспитания и обучения, связанные с контактами учителя и детей.

Предмет изыскания - педагогическое общение - очень труден для анализа. Представим, наставник входит в класс, начинает хороший урок. Впрочем, давайте пристально пристально посмотрим за воспитателем и ребятами. Вот он (она) стоит у стола и увлеченно что-нибудь повествует ребятам. Между ними возникает психологический контакт. Но осязаем ли он реально со стороны? Вряд ли. Таким образом, в книжке будет поведано про то, что довольно тяжело поймать постороннему наблюдающему. И все же, любому преподавателю может быть полезно осмыслить процесс педагогического общения и себя как персона, как специалиста в данном процессе.

Предлагаемая книжка обобщает те исследования по вопросам общения, которые добыты coвременной психолого-педагогической и социально-психологической наукой и имеют все шансы могут быть полезны преподавателю самого широкого профиля: преподавателю, педагогу, мастеру производственного преподавания и т. п., с иной - ориентирована на развитие таковой трудной и малоисследованной сферы.

Глава II. Система профессионально-педагогического общения.
1 Структура общения.
2. Коммуникативное обеспечение урока.
3. Несколько слов о коммуникативной культуре учителя.

Глава III. Общительность педагога и пути ее самовоспитания.
1. Коммуникативные умения и коммуникативные способности.
2. Общительность как профессионально-личностное качество.
3. Можно ли развивать общительность?

Глава IV. Творческое самочувствие педагога в общении и пути управления им.
1. Коммуникативное вдохновение и пути его формирования.
2. Общение и творческое самочувствие.
3. Управление творческим самочувствием.

Глава V. Стиль профессионально-педагогического общения
1. Стиль педагогического общения и его виды.
2. Индивидуальный стиль общения педагога.

Глава VI. Технология профессионально-педагогического общения.
1. Стадии профессионально-педагогического общения.
2. Речевые способности и их роль в педагогическом общении.
3. Средства, повышающие эффективность коммуникативного воздействия.
4. Педагогическое общение как взаимодействие.

Глава VII. Тренинг в профессионально-педагогическом общении.

Глава VIII. Педагогическое общение в семье.

Скачать файл

  • 185.3 КБ
  • скачан 66 раз
  • добавлен 23.02.2011

  • 1.83 МБ
  • скачан 150 раз
  • добавлен 21.02.2010

Учебное пособие. Питер, 2004. - 316 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
Учебное пособие представляет собой первое целевое издание для переподготовки педагогических кадров. Оно построено на компетентном подходе, предполагающим активное использование профессионального и личностного опыта читателя. Логика изложения соответству...

  • 464 КБ
  • скачан 59 раз
  • добавлен 17.02.2011

Педагогика в системе наук.
Методологические и аксиологические основы педагогики.
Развитие, социализация и воспитание личности как педагогическая проблема.
Обучение и его место в целостном педагогическом процессе.
Закономерности, принципы, формы и методы обучения.
Содержание образования.
Воспитание базовой...

  • 7.28 МБ
  • скачан 34 раза
  • добавлен 15.04.2011

Изд-во Просвещение, 1990. -255 с. ISBN: 5-09-001745-X. Серия Беседы психолога.
Эта книга, как и предыдущая ("Учителю о практике психологической помощи"), написана под воздействием живого человеческого материала, с которым связана работа психолога в психоневрологической больнице. Книга адресована воспитателям, родителям, учит...

  • 724 КБ
  • скачан 108 раз
  • добавлен 04.06.2010

Издательство: Педагогическое общество России, 2005. - 160 с.
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Обращение к проблеме техники речи будущего учителя в свою очередь предполагает преобразование учебного процесса в педа...

  • 73.5 КБ
  • скачан 9 раз
  • добавлен 10.03.2011

Вопрос №
1. Переведите на язык категорий законов диалектики проблему поощрения и наказания детей.
Вопрос №
2. Рассмотрите на конкретном педагогическом примере, как тот или иной поступок ребенка (явление) раскрывает сущность его личности. Стоит ли беспокоиться, если всегда правдивый ребенок вдруг обманул воспитателя и...

Виктор Абрамович Кан-Калик (1946-1991) - профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено-Ингушского государственного университета в 1990-1991 гг. Похищен в 1991 году в Грозном. Погиб от рук неустановленных лиц по неизвестным мотивам.

Биография

В. А. Кан-Калик был назначен ректором ЧИГУ им. Л. Н. Толстого в 1990 г. Академик А. В. Петровский, называя в своих мемуарах назначение Кан-Калика «неожиданным», писал, что «по всей вероятности, это было связано с межнациональными отношениями в республике. Предполагали, что чеченцы не хотели видеть в ректорском кресле ингуша, а ингуши - чеченца. Предпочтительнее оказался горский еврей».

Новый ректор ввёл на всех факультетах изучение чеченского и ингушского языков, в университете был создан медицинский факультет, приглашены на работу профессора из Сибири, Урала, городов центра России, Казахской ССР (Целиноград). Кроме того, был усилен контроль за оцениванием на вступительных экзаменах, что разрушило устоявшуюся коррупционную схему.

Последнее, предположительно, и послужило причиной тому, что угроза жизни ректора возникла практически сразу после его избрания: в его кабинете неизвестными была разлита ртуть, после чего у ректора открылась гипертония и ухудшилось зрение. Затем в кабинет Кан-Калика пытались подбросить деньги и обвинить ректора в получении взятки. Против профессора была опубликована обличительная статья в газете «Советская культура», не принесшая сколько-нибудь значимого результата: несмотря на тяжелое время в республике, В. А. Кан-Калик, будучи демократичным руководителем, пользовался поддержкой студенчества.

Угроза жизни вынудила В. А. Кан-Калика предпринять шаги к переходу на новую работу в Москву, однако вечером 11 ноября 1991 года ректор был похищен неизвестными. Виктор Абрамович Кан-Калик и проректор Абдул-Хамид Бислиев вместе выходили из здания университета, когда группа вооружённых людей силой усадила ректора в автомобиль «Волга». Бислиев, пытавшийся помешать похитителям, был смертельно ранен автоматной очередью.

Тело Виктора Абрамовича, подвергнутого пыткам, было обнаружено в начале марта 1992 года захороненным в Грозненском районе.

Виктор Абрамович Кан-Калик похоронен в Москве на Востряковском кладбище.

В Грозном в честь В. А. Кан-Калика была названа улица (бывшая улица Субботников).

Создатель направления «педагогическое общение» в российской дидактике.

Семья

Жена, дети[сколько?].

Память

  • В январе 2013 года одной из улиц Грозного было присвоено имя Кан-Калика. Позднее на этой улице началось строительство синагоги.

Труды

  • Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - Москва: Роспедагентство, 1995. - 108 с. - ISBN 5-86825-005-2.
  • Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - Москва: Педагогика, 1990. - 144 с. - ISBN 5-7155-0293-4.
  • Кан-Калик В. А., Хазан В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе (Учеб. пособие для пед. ин-тов). - Москва: Просвещение, 1988. - 256 с. - ISBN 5-09-000768-3.
  • Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя(недоступная ссылка). - М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  • Кан-Калик В. А. Право вести за собой: о комсомольцах 80-х гг.. - М.: Молодая гвардия, 1987. 189 с.
  • Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - М.: НИИВШ, 1977. 64 с.

Похищен в 1991 году, убит в 1993 году.

Вечером 11 ноября 1991 года Кан-Калик вместе с проректором Абдул-Хамидом Бислиевым вышли из университета. Группой вооружённых людей Кан-Калик был захвачен и увезён на автомобиле, Бислиев, пытавшийся помешать преступникам, был убит. Изуродованный труп Кан-Калика, подвергнутого пыткам, был обнаружен в начале марта 1993 года.

Один из коллег Кан-Калика, академик Артур Петровский, сообщал следующее: «Приезжая в Москву, он бывал у меня дома, с огорчением говорил о том, что ситуация в Чечено-Ингушетии осложняется все более и более, что жить там становится опасно - могут произойти события непоправимые и страшные. Виктор Абрамович рассказывал о митингах, на которых звучали антирусские призывы и лозунги. По его словам, особенно усердствовали наезжавшие из Прибалтики эмиссары: „Чеченцы, ингуши! Где ваши кинжалы?! Чего вы ждете?! Вспомните о Шамиле!“. Толпа одобрительно гудела.»

Труды

  • Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
  • Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик; - М. : Просвещение, 1987. - 190 с.

Источники

Ссылки

  • Видеоролик о довоенном Грозном популярнее голливудских фильмов: обзор чеченских СМИ 15-30 июня

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кан-Калик В." в других словарях:

    Кан Калик, Виктор Абрамович Виктор Абрамович Кан Калик (1946 1991) профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено Ингушского государственного университета. Похищен в 1991 году, убит в 1993 году. Вечером 11 ноября 1991 года Кан Калик… … Википедия

    Виктор Абрамович Кан Калик (1946 1991) профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено Ингушского государственного университета в 1990 1991 гг. Похищен в 1991 году в городе Грозном, погиб от рук неустановленных лиц по неизвестным… … Википедия

    Виктор Абрамович Кан Калик (? 1991) профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено Ингушского государственного университета. Похищен в 1991 году, убит в 1993 году. Вечером 11 ноября 1991 года Кан Калик вместе с проректором Абдул Хамидом… … Википедия

    Виктор Абрамович Кан Калик (? 1991) профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено Ингушского государственного университета. Похищен в 1991 году, убит в 1993 году. Вечером 11 ноября 1991 года Кан Калик вместе с проректором Абдул Хамидом… … Википедия

    КАН-КАЛИК Виктор Абрамович - (1940 1991) российский педагог, проф., докт. пед. наук (1985). Всю жизнь жил и работал в Грозном. Его канд. дис. по педагогике «Интерес к революционной героике в искусстве как фактор нравственного развития старшеклассников» (1971), защищенная в… …

    - (? 1991) профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено Ингушского государственного университета. Похищен в 1991 году, убит в 1993 году. Вечером 11 ноября 1991 года Кан Калик вместе с проректором Абдул Хамидом Бислиевым вышли из… … Википедия

    Виктор Абрамович Кан Калик (? 1991) профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено Ингушского государственного университета. Похищен в 1991 году, убит в 1993 году. Вечером 11 ноября 1991 года Кан Калик вместе с проректором Абдул Хамидом… … Википедия

    О педагогическом общении: Кан-Калик В. А. - В. А. Кан Калик был одним из основателей исследований проблем Пед. О., рассматривая его как важнейшую составляющую профессиональной творческой деятельности учителя. Он трактовал профессиональное Пед. О. как систему приемов и навыков органичного… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.… … Википедия

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

Направление – 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность – Начальное образование

Булатова Светлана Евгеньевна

Творческая аттестационная работа

«Стили общения (по В.А. Кан-Калику)»

УФА 201 7

Стили общения (по В.А. Кан-Калику)

Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

Литература: Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

В. А. Кан-Калик был одним из основателей исследований проблем Пед. О., рассматривая его как важнейшую составляющую профессиональной творческой деятельности учителя. Он трактовал профессиональное Пед. О. как систему приемов и навыков органичного социально-психол. взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием к-рого является обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, организация взаимоотношений с помощью разл. коммуникативных средств. Педагог выступает активатором этого процесса, организует его и управляет им. Пед. О. - особый вид творчества, к-рое проявляется на всех этапах пед. процесса: в умении понять состояние учащегося, в искусстве выстраивания и развития взаимоотношений учителя и ребенка, воздействия на партнере по О., управления собственными психическими состояниями, преодоления разнообразных психол. барьеров, в вызывании творческого самочувствия и оптимизма. Большое значение при подготовке педагога к осуществлению всей его коммуникативной деятельности придается приемам театральной педагогики. Структура профессионального Пед. О., по Кан-Калику, включает ряд стадий: 1) ориентирование в условиях О. осознание педагогом стиля собственного Пед. О. с аудиторией, восстановление в коммуникативной памяти предыдущих особенностей О. в данном коллективе, уточнение стиля О. в новых коммуникативных условиях, создание предкоммуникативной атмосферы; 2) привлечение к себе внимания объекта Пед. О. Здесь особо значимы речевые характеристики коммуникативной деятельности; 3) своеобразный поисковый этап: происходит, быстрая корректировка и окончательное уточнение приемов Пед. О.; 4) вербальное Пед. О., изложение учителем учебного мат-ла. Подчеркиваются вербальные способности учителя: выразительная яркая речь, к-рую характеризует точность и умение вызывать яркие образы у слушающих; 5) обратная связь - содержательная и эмоциональная. У начинающего учителя могут возникнуть психол. барьеры: боязнь класса, отсутствие контакта; сужение функций О. (педагог учитывает только информационные задачи Пед. О., упуская из виду социально-перцептивные и эмоционально-коммуникативные функции Пед. О.; негативные установки на класс из прошлого негативного опыта О. с данным классом; боязнь Пед. О.; барьер подражания, когда молодой учитель, подражая чужому стилю О., «накладывает» его на свою педагогическую индивидуальность. Профессиональное Пед. О. различается В. А. КанКаликом по видам: отражения (сложное-простое), отношения (личностное-ролевое), обращения (открытое-закрытое). На основании этих признаков была разработана типология организации процессов Пед. О., к-рая представлена типами: диалогический, доверительный, рефлексивный, альтруистический, манипулятивный, псевдодиалогический, конформный, монологический). Творческая индивидуальность учителя находит свое воплощение в стиле Пед. О., под к-рым понимаются индивидуальнотипологические особенности социально-психол. взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле Пед. О. выражаются: а) особенности коммуникативных возможностей учителя; б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога; г) особенности пед. коллектива. Самый плодотворный стиль - Пед. О. на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; продуктивным является и стиль О. на основе дружеского расположения, при этом дружественность должна быть педагогически целесообразна. Важна в Пед. О. адекватная дистанция, к-рая выступает показателем профессионализма педагога. Негативный стиль - О.-устрашение. Отрицательно в работе с детьми и О.-заигрывание, к-рое возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных пед. задач; б) отсутствия навыков Пед. О.; в) боязни О. с классом и неумении наладить контакт с учениками. В стиле Пед. О. выражается творческая индивидуальность педагога и такое личностное качество как общительность, к-рая рассматривается как единство 3 компонентов: потребности в О., хорошего эмоционального самочувствия (до, во время и после Пед. О.), коммуникативных навыков и умений. В работах В. А. Кан-Калика излагаются не только теорет. положения о Пед. О., но и практические рекомендации по их развитию у будущих и работающих педагогов, по формированию у них гуманистического отношения к детям. Лит.: Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979; Он же. Педагогическая деятельность как творческий процесс, Грозный 1976; Он же. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях советского вуза // Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986; Он же. Учителю о педагогическом общении. М., 1990; Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопр. психологии. 1985, № 4; КанКалик В. А. Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. Я. Л. Коломинский