Факультативный курс "подготовка к егэ по литературе". Из литературы конца XIX – начала XX веков

Пояснительная записка .

В связи с тем, что современное общество нуждается в грамотных, творчески мыслящих людях, а предметы гуманитарного цикла позволяют личности развиваться, является необходимостью всестороннее изучение литературы, итогом которого в 11 классе станет единый государственный экзамен.

Цель данного курса

Осуществить комплексную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ

Задачи курса

Курс имеет практическую направленность, поскольку основное время отдается работе с контрольно-измерительными материалами.

За основу курса взяты кодификатор и спецификация по литературе 2010 года.

Курс предполагает работу в 10-11 классе и рассчитан на 72 часа, однако может быть предложен только 11 классу и сжат до 36 часов.

Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускником ЕГЭ по литературе.

В процессе обучения учащиеся приобретут следующие знания и навыки :

  • восприятие и анализ художественного текста в его жанрово-родовой специфике;
  • выделение смысловых частей художественного текста;
  • выделение и формулирование темы идеи проблемы произведения.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • сопоставлять литературные факты и явления;
  • выделять авторскую позицию в произведении;
  • выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Художественная литература как искусство слова.

Дать определение литературе.

Устное народное творчество и литература.

Жанры устного народного творчества.

Художественный образ. Художественное время и пространство .

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс.

Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

Литературные роды.

Эпос, лирика, драма.

Жанры литературы.

Роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Песня.

Терминология

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет, пейзаж. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула.

Речевая характеристика героя.

Диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

Деталь.

Символ. Подтекст.

Психологизм .

Народность. Историзм.

Трагическое и комическое .

Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль.

Проза и поэзия.

Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Литературная критика.

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве».

Из литературы XVIII века

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

Из литературы первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана».

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк»,

«Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».

Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».

«Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

Из литературы второй половины XIX века

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города»

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков

Из литературы конца XIX – начала XX веков

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Из литературы первой половины XX века

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека».

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» Роман «Мастер и Маргарита»

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,

«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,

«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго»

А.П. Платонов

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Из литературы второй половины ХХ века

Проза второй половины XX века. Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов.

Поэзия второй половины XX века. Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский

Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин

Тематическое планирование

– научить ребят тонко чувствовать текст. Все мы, вчитываясь в текст, понимаем, чувствуем его, и хочется передать это нашим ученикам.

Наша задача – формирование умений интерпретировать литературное произведение и построение речевого высказывания в письменной и устной форме, углубление представлений о литературоведении как науки. Кроме того, мы учим ребят вдумчивому чтению, содействуем формированию художественного вкуса, выявляем читательские предпочтения, расширяем культурный кругозор.

Французский философ Ш. Монтескье лаконично сформулировал один из законов писательского мастерства: « Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не останется на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать».

Глубокое погружение в литературный текст, выявление его скрытых смыслов вряд ли возможно без знания основных законов искусства слова, без владения основными терминами и понятиями.

Раздел I . Художественное произведение как эстетический объект.

Через литературу мы постигаем мир. Существуют различные формы постижения мира: понятийно-логическая (наука), религиозная, философская, чувственно-образная (искусство). В том числе и искусство слова. Художественная литература является и своеобразной этической программой, которая отображает авторские и ценностные ориентиры. Нельзя в полной мере понять художественное произведение, не освоив язык словесного искусства, не постигнув внутренней организации произведения, не осознав его художественной целостности. А главное условие постижения произведения – наличие своеобразного диалога между читателем и автором. Талант читателя – уметь анализировать, интерпретировать, не нарушая воли автора.

Раздел II . Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.

Уметь анализировать, интерпретировать – именно этому служит наука о художественной литературе - литературоведение.

Поэтика – наука о системе средств выражения в литературных произведениях, о соотношении элементов текста, формирующих общее эстетическое впечатление от произведения.

Выделяется историческая, частная и общая поэтика.

Для исторической поэтики главным понятием является жанр (например, поэтика баллады).

Частная поэтика систематизирует элементы художественного произведения: словесное строение (лексика, синтаксис, стилистика и др.), звуковое строение (звукопись, ритмика и др.), образное строение (образ человека, времени, пространства и др.). Поэтика помогает разобраться в разных сторонах художественного произведения, в тех смысловых сигналах, на которых строится художественный текст.

Раздел III . Природа искусства как исходная категория поэтики.

Говоря о поэтике, нельзя обойти такой аспект, как творческое вдохновение, которое до сих пор является тайной. С. Есенин отмечал: «Я дудка Божья». Даже для самих авторов поворот в произведении бывал неожиданным (: «Моя Татьяна взяла и вышла замуж»).

Раздел IV . Вопрос о назначении искусства

В любом художественном произведении находят отражение три главных аспекта творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный. Но в любом случае подлинные художественные произведения помогают читателю пережить встречу с нечто великим, соприкоснуться с высшими ценностями. Не в этом ли состоит одна из главных целей искусства?

Какова же структурная организация художественного текста?

Раздел V . Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения.

Литературное произведение – это своеобразная знаковая система, в котором выделяют различные элементы художественного целого: сюжет и композицию, литературный портрет героя и пейзаж, деталь и подробность, художественная речь.

Для исследования образной системы художественного текста обращаются к следующему уровню наблюдения: стилистические фигуры и тропы, образы (герой, природа, время и др.),целостный текст, совокупность текстов.

Если говорить о тематике и сюжете, можно вспомнить такие элементы художественного текста: сюжет, ключевое слово, «вечные» темы. При анализе стихотворения учитывается строка, строфическое единство, целый текст.

Принято выделять три основные стороны произведения: мир художественного произведения, связанный с предметно-изобразительным началом. (сюжет, персонаж и формы его поведения, образ автора, портрет, вещь, пейзаж, время, пространство и др.), художественная речь (особенности языка, стилистика) и композиция. К формальным элементам художественного текста относятся стиль, жанр, композиция, ритм. К содержательным – тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема. Сюжет имеет содержательно – формальный характер. И произведение является целостным, когда существует гармония между формой и содержанием.

Раздел VI . Герменевтика. Интерпретация художественного произведения .

Герменевтика – наука о понимании и истолковании смысла текста. (Гермес, божество древнегреческой мифологии, вхож в мир жизни и в мир иной, является посредником, служит в роли комментатора, передает волю бессмертных). Что значит понять текст? Правильно его истолковать? Очень много споров по этому поводу. Герменевтика как раз и учит рассматривать произведение с двух сторон: с точки зрения авторского замысла и с позиции читателя, воспринимающего произведение. Постижение читателем текста происходит на двух уровнях: интуитивное постижение и аналитическая работа, т. е. интерпретация.

Но важно одно, нельзя выходить за границы воли автора и культурных традиций. «Суть» творения искажать нельзя.

Об авторе можно говорить как о писателе, реальной личности, обладающей своей неповторимой биографией. И об авторе можно говорить как о художественном воплощении, запечатленном в произведении, об его авторской позиции и средствах её выражения. Автор определяет тональность произведения (героическую, трагическую, ироническую и т. д.). Важно понять авторскую позицию. Иногда автор прямо говорит об этом, иногда (в драматических произведениях) это сделать труднее. Голос автора в произведении –это тот уникальный голос, который нельзя приписывать ни героям, ни вымышленному рассказчику.

Раздел VIII . Сюжет художественного произведения.

Сюжет является одним из важнейших средств воплощения содержания, обобщение писательской мысли. Иными словами, сюжет – это важнейшая составляющая формы произведения в её соответствии содержанию. В функции сюжета входит выявление характера героя, «скрепление» изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий.

Различают два типа действия. Внешнее действие предполагает изменение судьбы героев.

Внутреннее действие – динамика жизни души героев. Конечно, любой сюжет – это сплав этих двух типов. Близким к понятию «сюжет» является понятие «фабула» (события, которые легли в основу произведения в хронологическом порядке). Различают хроникальные и концентрические сюжеты.

Хроникальный сюжет («Б» произошло после «А»).

Концентрический сюжет («Б» произошло вследствие «А») .

Сюжет произведения, помимо авторского замысла, может вобрать в себя другие источники (библейские тексты, мифы, предания, легенды). Автор может по –своему переработать сюжеты из произведений мировой классики, может использовать исторические факты.

Раздел IX . Композиция художественного произведения.

Композиция скрепляет элементы формы, соподчиняет их идее. Наука о литературе выделяет три основных уровня художественной формы: речевой строй произведения (ритм, темы, особенности синтаксиса, средства выразительности); предметная изобразительность (персонажи, событие, портрет, пейзаж, интерьер) и композиция. В качестве синонимов можно использовать термины - структура и архитектоника. При построении произведения художник может обращаться к различным композиционным приёмам: обрамление повествования, нарушение хронологии, введение в текст лирических отступлений и др. Различаются следующие типы композиций:

первый тип – соразмерность всех частей (античность, классицизм).

Второй тип – чередование структурных элементов («Обломов» Гончаров)

Третий тип – освобождение от определенного плана в построении (Пушкин «Евгений Онегин») – свободная композиция. Иногда своеобразие композиции определяются с помощью точной метафоры («Обломов» – кольцевая, «Евгений Онегин – зеркальная, «После бала» - рамочная).

Раздел Х. Роль и место конфликта в поэтике произведения.

Как правило, в произведении встречается совокупность конфликтов. Конфликт движет развитие действия. Возможна группировка с учетом проблематики произведения. Различают нравственный, философский, социальный, идеологический, общественно-политический, семейно-бытовой и другие конфликты.. Строгой классификации конфликтов не существует.

Есть конфликты локальные (замкнутые внутри произведения, где и исчерпываются («Бедная Лиза» Карамзина), неразрешимые – устойчивые («Отцы и дети» Тургенева). Конфликт связан с пафосом произведения: трагический конфликт, комический, героический и др.

Можно рассматривать конфликт в произведении и в историческом ракурсе (античность – человек и рок, средние века – божественное и дьявольское в душе человека и т. д.).

Раздел XI . Художественный образ .

Однозначного толкования этого понятия наукой не выработано.

Но все сходятся в одном, что образ – это любое явление, творчески воссозданное в произведении. Систематизировать художественные образы тоже трудно, но можно сгруппировать по ряду признаков. Допустим, система персонажей: образы индивидуальные (Наташа Ростова), характерные (Дикой), типические (Евгений Базаров).

Образы, выходящие за рамки одного произведения:

1. Образ-мотив (повторение в разных произведениях – образ метели)

2. Образ- топос (для данной нации, культуры-образ дороги)

3. Образ – архетип – (Дон Жуан, Гамлет)

Раздел XII . Образ человека и аспекты его анализа.

Понятие «Литературный герой» имеет ряд синонимов: персонаж – герой – действующее лицо, лирический герой.

В произведение могут вводится не только индивидуальные герои, но и собирательные, массовые (войско).

Не каждый герой обладает характером. Через характер героя дается авторское нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Обращаясь к обобщенному образу, мы говорим о типе, о типичном герое.

Различают одноплановые характеры (упрощенные).

Многоплановые (сложные) .

Статичные (устойчивые) – динамичные (развивающие) . Аспекты характеристики героя:

значение имени или его отсутствие.

Место героя в системе образов.

Вводятся похожие герои.

Герои по контрасту

Раздел XIII . Пейзаж и его функции в произведении.

Пейзаж - один из содержательных, а также композиционных компонентов художественного произведения. Он является определенным средством воплощения авторского замысла.

Функции пейзажа: воссоздание фона, выражение авторской позиции, авторского отношения в герою, показ характера героя, его внутренней сущности. Иногда пейзаж формирует философский контекст (раздумья о тайнах бытия и т. д.)

Раздел XIV . Функция портрета в художественном произведении .

Портрет относят к наиболее часто используемым элементам художественного текста. Писатель старается сделать своего героя «видимым», запоминающимся. Но портрет – важнейшее средство для характеристики героев, способ установления связи между внешностью и его внутренним содержанием, психологическим состоянием и оценки автора.

Приметой разных писательских стилей становится его детализация.

Раздел XV . Художественная деталь. Символ. Подробность текста.

Не будет преувеличением утверждение о том, что искусство говорит языком детали. Деталь привлекает к себе внимание, является способом проникновения в застрочное пространство, становится ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли автора. Отбор деталей позволяет художнику повернуть предмет к читателю нужной стороной. Одна из существующих классификаций художественных деталей учитывает эти функции, выделяя детали быта, интерьера, пейзажные детали, портрет, психологические детали. Литературовед Есин предложил поделить художественные детали на три группы: сюжетные, описательные, психологические.

Деталь - способ построения символического обобщения. В символ она перерастает тогда, когда она сохраняет свое значение, порождает ряд ассоциаций («Станционный смотритель»).

Детали могут дополнить друг друга, контрастировать, занимать уникальное место в произведении.

Раздел XVI . Средства выразительности. Стилистические фигуры и тропы.

МОУ «БИШКИЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

«ИССЛЕДОВАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»

ПОДГОТОВИЛА: учитель русского языка и литературы

КРОМСКАЯ ФАНУЗА МАГАФУРОВНА

2012 – 2013 учебный год.

Содержание и форма - внутренняя и внешняя стороны художественного произведения, ко­торые выделяются в процессе литературного анализа и представляют собой единое целое.

Со­держание и форма присущи любому явлению природы и общества, поскольку в каждом яв­лении можно выделить внешние, формальные, и внутренние содержательные элементы (суть явления).

Но в искусстве вообще и в литературе в частности проблема содержания и формы ре­шается очень непросто. Дело в том, что содержание и форма конкретного произведения искус­ства настолько слитны , что их невозможно разделить, не нарушив при этом целостности самого произведения. Любое изменение формы ведет к изменению содержания, а изменение содержания требует коренной переработки формы. В науке, например, дело обстоит иначе: форма научного со­чинения или технического проекта может быть изменена без всякого ущерба для его содержания.

Содержание и форма в литературном произведении имеют сложное, многоступенчатое строение. Например, организация речи произведения (метр, ритм, интонация, рифма) выступает как форма по отношению к художественному смыслу, значению этой речи. В то же время смысл речи являет­ся формой сюжета произведения, а сюжет - формой, воплощающей характеры и обстоятельства, которые в свою очередь предстают как форма для проявления художественной идеи всего произ­ведения. Таким образом, каждая последующая ступень выступает по отношению к предыдущей как ее содержание.

Иногда к форме относят художественную речь и композицию, а к содержанию - тему, идею, сюжет, характеры и обстоятельства. Но такое деление не является общепризнанным и бесспор­ным. Это связано с тем, что, расчленяя произведение на форму и содержание, мы тем самым разрушаем его как единое целое. Такое расчленение, разделение внешней и внутренней стороны литературного произведения необходимо для научного анализа. Но при этом следует помнить, что конечной стадией анализа должна быть характеристика произведения как органического единства формы и содержания. Таким образом, на начальной стадии литературного анализа мы разъединя­ем форму и содержание для того, чтобы глубже понять смысл произведения, и, в конце концов, вновь приходим к единству, нераздельности его внутренних и внешних сторон.

Нельзя считать, что форма художественного произведения является некой оболочкой, внешним покровом, который можно снять, поскольку как раз в форме и проявляется содержание. Читая произведение, мы воспринимаем не что иное, как его форму - речь и композицию. Эта форма и несет в себе содержание. Таким образом, форма - это, по сути, реализация содержания, его внешнее проявление. Содержание переходит в форму, а форма - в содержание.

Можно сказать, что содержанием «Илиады» является Троянская война, и это, с одной стороны, правильно, но с другой - совершенно не передает специфику этого произведения Гомера, потому что великим и неповторимым его делает та поэтическая форма, в которой выражено содержание. Содержание вообще не может существовать вне той формы, в которой оно создано и существует. Это очень точно выразил Л. Н. Толстой, говоря о своем романе «Анна Каренина»: «Если же я бы хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала».

Минимальная Программа курсов подготовки к ЕГЭ по литературе рассчитана на 30 занятий.

Темы занятий соответствуют Кодификатору ЕГЭ по литературе.

Обратите внимание на объем того, что нужно прочитать и освоить. Начинайте готовиться заранее.

1. Требования к выполнению тестов ЕГЭ по литературе: структура, типы заданий, формы бланков. Пособия и учебники.

Общие понятия курса:
Художественная литература как искусство слова;
Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества;
Художественный образ. Художественное время и пространство;
Содержание и форма. Поэтика;
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Проверка знаний учащихся (первичный тест).

2. Основные понятия теории литературы.
Литературные роды: эпос, лирика, драма;
Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Сюжет. Композиция.
Антитеза.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Лирическое отступление.
Конфликт.
Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Сказ.

3. Основные понятия теории литературы.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.
Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).
Активизация знания текстов.

«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.

4. Классицизм в русской литературе XVIII века.
Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».

Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Принципы анализа стихотворения.

5. Русская драма эпохи классицизма.
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Принципы анализа фрагментов эпического / драматического текста.

6. Литературные направления и методы в русской литературе первой половины XIX в.
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Черты классицизма, романтизма и реализма в пьесе.
Соотношение композиции и сюжета. Углубление понятий "герой", "главный герой", "система персонажей".

7. Анализ фрагментов текста комедии Грибоедова «Горе от ума».
Понятие «Литературная критика».
Статья Гончарова «Мильон терзаний». Задания С1-С2.

8. Контрольная работа №1.
Основные понятия теории литературы.
Древнерусская литература.
Литература эпохи классицизма.

9. Романтизм.
Лирика В. А. Жуковского.
Элегия «Море», баллада «Светлана».
Средства художественной выразительности.
Образы и образное мышление как основа литературного творчества.
Романтизм и реализм.
Стихотворения А. С. Пушкина. «Деревня», «Узник», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Погасло дневное светило...», «Поэт», «Песнь о вещем Олеге», «К морю».

10. Стихотворения А. С. Пушкина:
«Няне», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «..Вновь я посетил…».
Поэма «Медный всадник».

11. Художественные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Автор и его герои.
Внесюжетные элементы в романе «Евгений Онегин»: письма героев, сон Татьяны, лирические отступления.
Статья Белинского.

12. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Обобщение понятия «эпические жанры».
Поэзия М. Ю. Лермонтова. «Песня … про купца Калашникова».

13. Поэзия М. Ю. Лермонтова.
Стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Поэма «Мцыри».

14. Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Система образов в романе.
Понятие «психологизм».
Роль портрета и пейзажа.

15. Н. В. Гоголь.
Поэма «Мертвые души» – особенности жанра и композиции.
Проблема героя. Эпическое начало и система образов в поэме Гоголя.

16. Н. В. Гоголь.
Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».

17. Контрольная работа №2.
Литература 1-й половины XIX в.

18. А. Н. Островский.
Драма «Гроза». Особенности жанра драмы.
Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Статья Писарева «Мотивы русской драмы».

19. Лирика А. А. Фета:
«Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

Лирика Ф. И. Тютчева:
«Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б. « («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

20. Стихотворения Н. А. Некрасова:
«Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.

21. Жанровые разновидности русского романа:
Роман-диспут И. С. Тургенева «Отцы и дети».
«Календарный» роман И.А. Гончарова «Обломов».

22. М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города» (обзорное изучение).

Н. С. Лесков.
«Левша». «Несмертельный Голован».

23. Ф. М. Достоевский
«Преступление и наказание».
Тематика и проблематика романа. Психологизм Достоевского.
Христианская символика в романе.
Система художественных образов романа: «двойники» героя, роль «снов».

24. Л. Н. Толстой
«Война и мир». Роман-эпопея.
Авторский замысел, тема и идея, проблематика, композиционное строение, система художественных образов романа. Философско-религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.25. Контрольная работа № 3. Литература 2-й половины XIX в.

26. Понятие «модернизм».
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
А. П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
А. М. Горький «Старуха Изергиль».

27. Комедия А. П. Чехова «Вишневый сад» и драма А. М. Горького «На дне».
Серебряный век русской литературы.
Активизация знаний о литературных размерах. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

28. Основные поэтические течения серебряного века.

А. А. Блок.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

О. Э. Мандельштам.
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А. А. Ахматова.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

В. В. Маяковский.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

Б. Л. Пастернак.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

С. А. Есенин.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!. «, «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М. И. Цветаева.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

29. Проза XX века.

М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ-эпопея «Судьба человека».

М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

А. П. Платонов. Рассказ «Юшка».

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

30. Тема войны у А. Т. Твардовского.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Обзор литературы второй половины ХХ века (краткие сведения).

Проза второй половины XX века (обзорно).
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.

Поэзия второй половины XX века (обзорно).
Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский.

Драматургия второй половины ХХ века (обзорно).
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.

31. Контрольная работа № 4. Литература XX в.

32. Итоговое занятие: вопросы и ответы, уточнение недопонятого, финальное тестирование.

Мир литературного произведения - это всегда условный, создаваемый с помощью вымысла мир, хотя его «сознательным» материалом служит реальность. Художественное произведение всегда связано с реальной действительностью и в то же время не тождественно ей.

В.Г. Белинский писал: «Искусство есть воспроизведение действительности, сотворенный, как бы вновь созданный мир». Создавая мир произведения, писатель структурирует его, помещая в определенном времени и пространстве. Д.С. Лихачев отмечал, что «преобразование действительности связано с идеей произведения»60, а задача исследователя - увидеть это преобразование в предметном мире. Жизнь - это и материальная действительность, и жизнь человеческого духа; то, что есть, то, что было и будет, то, что «возможно в силу вероятности или необходимости» (Аристотель). Нельзя понять природу искусства, если не задаваться философским вопросом, что же это такое - «весь мир», целостное ли это явление, как его можно воссоздать? Ведь сверхзадача художника, по замечанию И.-В. Гете, - «овладеть всем миром и найти ему выражение».

Художественное произведение представляет собой внутреннее единство содержания и формы. Содержание и форма - неразрывно связанные друг с другом понятия. Чем сложнее содержание, тем богаче должна быть форма. По художественной форме можно судить и о многообразии содержания.

Категории «содержание» и «форма» были разработаны в немецкой классической эстетике. Гегель утверждал, что «содержанием искусства является идеал, а его формой - чувственное образное воплощение»61. Во взаимопроникновении «идеала» и «образа»

Гегель видел творческую специфику искусства. Ведущий пафос его учения - подчинение всех деталей изображения, и прежде всего предметных, определенному духовному содержанию. Целостность произведения возникает из творческой концепции. Единство произведения понимается как подчинение всех его частей, деталей идее: оно внутреннее, а не внешнее.

Форма и содержание литературы - «основополагающие литературоведческие понятия, обобщающие в себе представления о внешних и внутренних сторонах литературного произведения и опирающиеся при этом на философские категории формы и содержания»62. Реально форму и содержание разделить нельзя, ибо форма есть не что иное, как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии, а содержание есть не что иное, как внутренний смысл данной ему формы. В процессе анализа содержания и формы литературных произведений выделяются его внешние и внутренние стороны, которые находятся в органическом единстве. Содержание и форма присущи любому явлению природы и общества: в каждом из них есть внешние, формальные элементы и внутренние, содержательные.

Содержание и форма имеют сложное многоступенчатое строение. Например, внешняя организация речи (стиль, жанр, композиция, метр, ритм, интонация, рифма) выступает как форма по отношению к внутреннему художественному смыслу. В свою очередь, смысл речи является формой сюжета, а сюжет - формой, воплощающей характеры и обстоятельства, а они предстают как форма проявления художественной идеи, глубокого целостного смысла произведения. Форма - это живая плоть содержания.

Понятийная пара «содержание и форма» прочно обосновалась в теоретической поэтике. Еще Аристотель выделял в своей «Поэтике» «что» (предмет изображения) и «как» (средства изображения). Форма и содержание - философские категории. «Формой я называю суть бытия каждой вещи», - писал Аристотель63.

Художественная литература - это множество литературных произведений, каждое из которых является самостоятельным целым.

В чем же заключается единство литературного произведения? Произведение существует как отдельный текст, имеющий границы, как бы заключенный в рамку: начало (это обычно заглавие) и конец. У художественного произведения есть и другая рамка, так как оно функционирует как эстетический объект, как «единица» художественной литературы. Чтение текста порождает в сознании читателя образы, представления о предметах в их целостности.

Произведение заключено как бы в двойную рамку: как условный мир, творимый автором, отделенный от первичной реальности, и как текст, отграниченный от других текстов. Нельзя забывать об игровой природе искусства, потому что в этих же рамках творит писатель и воспринимает произведение читатель. Такова онтология художественного произведения.

Есть и другой подход к единству произведения - аксиологический, при котором на первый план выходят вопросы о том, удалось ли согласовать части и целое, мотивировать ту или иную подробность, ибо чем сложнее состав художественного целого (много- линейность сюжета, разветвленная система персонажей, смена времени и места действия), тем сложнее стоит задача перед писателем64.

Единство произведения - одна из сквозных проблем в истории эстетической мысли. Еще в античной литературе разрабатывались требования к различным художественным жанрам, нормативной была эстетика классицизма. Интересна (и закономерна) перекличка текстов «поэтик» Горация и Буало, на которую в своей статье обращает внимание Л.В. Чернец.

Гораций советовал:

Сила и прелесть порядка, я думаю, в том, чтоб писатель Знал, что где именно должно сказать, а все прочее - после, Где что идет; чтоб поэмы творец знал, что взять, что откинуть, Только чтоб был он не щедр на слова, но и скуп, и разборчивК

Буало тоже утверждал необходимость целостного единства произведения:

Поэт обдуманно все должен разместить,

Начало и конец в поток единый слить И, подчинив слова своей бесспорной власти, Искусно сочетать разрозненные части65.

Глубокое обоснование единства литературного произведения разрабатывалось в эстетике. Произведение искусства - аналог природы для И. Канта, ибо целостность феноменов как бы повторяется в целостности художественных образов: «Прекрасное искусство есть такое искусство, которое одновременно представляется нам природой»66. Обоснование единства литературного произведения как критерия его эстетического совершенства дано в «Эстетике» Гегеля, у которого прекрасное в искусстве «выше» прекрасного в природе, поскольку в искусстве нет (не должно быть!) не связанных с целым рядом деталей, а суть художественного творчества и состоит в процессе «очищения» явлений от черт, не раскрывающих его сущность, в создании формы, соответствующей содержанию67.

Критерий художественного единства в XIX в. объединял критиков разных направлений, но в движении эстетической мысли к «вековым правилам эстетики» неизбежным оставалось требование художественного единства, согласованности целого и частей в произведении.

Примером образцового филологического анализа художественного произведения может служить «Опыт анализа формы» Б.А. Ларина. Свой метод выдающийся филолог называл «спектральным анализом», цель которого - «раскрытие того, что "задано" в тексте писателя, во всю его колеблющуюся глубину». Приведем в качестве примера элементы его анализа рассказа М. Шолохова «Судьбачеловека»:

«Вот, например, из его (Андрея Соколова) воспоминания о расставании на вокзале в день отъезда на фронт: Оторвался я от Ирины. Взял ее лицо в ладони, целую, а у нее губы, как лед.

Какое значимое слово "оторвался" в этой ситуации и в этом контексте: и "вырвался" из ее судорожных объятий, потрясенный смертельной тревогой жены; и "отторгнут" от родной семьи, родного дома, как лист, подхваченный ветром и уносимый вдаль от своей ветки, дерева, леса; и рванулся прочь, пересилил, подавил нежность - терзался рваной раной...

"Взял ее лицо в ладони" - в этих словах и грубоватая ласка богатыря "с дурачьей силой" рядом с маленькой, хрупкой женой, и ускользающий образ прощания с покойницей в гробу, порождаемый последними словами: "...а у нее губы, как лед".

Еще более незатейливо, словно совсем нескладно, простецки говорит Андрей Соколов о своей душевной катастрофе - о сознании плена:

Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука.

"Понять" - здесь не только "уразуметь, что было неясно", а и "усвоить до конца, без тени сомнений", "утвердиться раздумьем в чем-то насущно потребном для душевного равновесия". Следующие отборно грубоватые слова поясняют это слово телесно ощутимым образом. Скупой на слова, Андрей Соколов здесь словно бы повторяется, но ведь не сразу скажешь так, чтобы "по-человечески дошло" до каждого из тех, "кто этого на своей шкуре не испытал"»К

Думается, что этот отрывок наглядно демонстрирует плодотворность ларинского анализа. Ученый, не разрушая цельного текста, комплексно использует приемы как лингвистического, так и литературоведческого метода толкования, выявляя своеобразие художественной ткани произведения, а также идею, «заданную» в тексте М. Шолоховым. Ааринский метод называют л и н г в о п о э т и ч е с к и м.

В современном литературоведении в трудах С. Аверинцева, М. Андреева, М. Гаспарова, Г. Косикова, А. Ку- рилова, А. Михайлова утвердился взгляд на историю литературы как на смену типов художественного сознания: «мифопоэтического», «традиционалистского», «индивидуально-авторского», тяготеющего к творческому эксперименту. В период господства индивидуально-авторского типа художественного сознания реализуется такое свойство литературы, как диалогичность. Каждая новая интерпретация произведения (в разные времена, разными исследователями) есть одновременно новое осмысление его художественного единства. Закон целостности предполагает внутреннюю завершенность (полноту) художественного целого. Это означает предельную упорядоченность формы произведения относительно его содержания как эстетического объекта.

М. Бахтин утверждал, что художественная форма не имеет смысла без ее неразрывной связи с содержанием, и оперировал понятием «содержательная форма». Художественное содержание воплощается во всем произведении. Ю.М. Лотман писал: «Идея не содержится в каких-либо, даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре. Исследователь порой не понимает этого и ищет идею в отдельных цитатах, он похож на человека, который, узнав, что дом имеет план, начал бы ломать стены в поисках места, где этот план замурован. План не замурован в стенах, а реализован в пропорциях здания. План - идея архитектора, а структура здания - ее реализация»68.

Литературное произведение представляет собой целостную картину жизни (в эпических и драматических произведениях) или какое-либо целостное переживание (в лирических произведениях). Каждое художественное произведение, по словам В.Г. Белинского,- «это целостный, замкнутый в себе мир». Д.С. Мережковский дал высокую оценку толстовскому роману «Анна Каренина», утверждая, что «"Анна Каренина" как законченное художественное целое - самое совершенное из произведений Л. Толстого. В "Войне и мирег" хотел он, может быть, большего, но не достиг: и мы видели, что одно из главных действующих лиц, Наполеон, совсем не удался. В "Анне Карениной" - все, или почти все, удалось; тут, и только тут, художественный гений Л. Толстого дошел до своей высшей точки, до полного самообладания, до окончательного равновесия между замыслом и выполнением. Если когда-нибудь он и бывал сильнее, то, уж, во всяком случае, совершеннее никогда не был, ни раньше, ни после»69.

Целостное единство художественного произведения определяется единым авторским замыслом и выступает во всей сложности изображаемых событий, характеров, мыслей. Подлинное произведение искусства представляет собой неповторимый художественный мир со своим содержанием и с выражающей это содержание формой. Объективированная в тексте художественная реальность - это и есть форма.

Неразрывная связь содержания и художественной формы - это критерий (др.-греч. кгкегюп - признак, показатель) художественности произведения. Это единство определяется социально-эстетической целостностью литературного произведения.

Гегель писал об единстве содержания и формы: «Произведение искусства, которому недостает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, т. е. истинное произведение искусства, и для художника, как такового, служит плохим оправданием, если говорят, что по своему содержанию его произведения хороши (или даже превосходят), но им недостает надлежащей формы. Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собой истинные произведения искусства»70.

Единственно возможная форма воплощения жизненного содержания - слово, а любое слово оказывается художественно значимым тогда, когда оно начинает передавать не только фактуальную, но и концептуальную, подтекстовую информацию. Все эти три вида информации осложняются информацией эстетической71.

Понятие художественной формы не следует отождествлять с понятием техники письма. «Что такое отделывать лирическое стихотворение, <...> доводить форму до возможного для нее изящества? Это, наверное, не что иное, как отделывать и доводить до возможного в человеческой природе изящества свое собственное, то или иное чувство... Трудиться над стихом для поэта то же, что трудиться над душой своей», - писал Я.И. Полонский. В художественном произведении прослеживается оппозиция: организованность («сделанность») и органичность («рожденность»). Вспомним статью В. Маяковского «Как сделать стихи?» и строчки А. Ахматовой «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...».

В одном из писем Ф.М. Достоевский передает слова В.Г. Белинского о важности формы в искусстве: «Вы, художники, одной чертою, разом, в образе выставляете самую суть, чтобы ощупать было рукою, чтобы самому нерассуждающему читателю стало вдруг все-все понятно! Вот тайна художественности, вот правда в искусстве».

Содержание выражается через все стороны формы (систему образов, сюжет, язык). Так, содержание произведения предстает прежде всего во взаимоотношениях персонажей (характеров)^которые обнаруживаются в событиях (сюжете). Это не просто - достичь полного единства содержания и формы. О трудности этого писал А.П. Чехов: «Надо рассказ писать 5 - 6 дней и думать о нем все время, пока пишешь... Надо, чтобы каждая фраза пролежала в мозгу два дня и обмаслилась... Рукописи всех настоящих мастеров испачканы,

Теория лнтератдры

перечеркнуты вдоль и поперёк, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми...».

В теории литературы проблема содержания и формы рассматривается в двух аспектах: в аспекте отражения объективной реальности, когда жизнь выступает как содержание (предмет), а художественный образ как форма (форма познания).

Благодаря этому мы можем выяснить место и роль художественной литературы в ряду других идеологических форм - политики, религий, мифологии и т. д.

Проблема содержания и формы может рассматриваться и в плане выяснения внутренних закономерностей литературы, потому что сложившийся в сознании автора образ представляет собой содержание литературного произведения. Здесь речь идет о внутренней структуре художественного образа или системы образов литературного произведения. Художественный образ можно рассматривать не как форму отражения, а как единство своего содержания и своей формы, как специфическое единство содержания и формы. Нет содержания вообще, есть только оформленное, т. е. имеющее определенную форму содержание. Содержание есть сущность чего-(кого-)нибудь. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем-то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща. Форма - это энергия сущности или выражение сущности. Само искусство есть форма познания действительности. Гегель писал в «Логике»: «Форма есть содержание, а в своей развитой определенности она есть закон явлений». Философская формула Гегеля: «Содержание есть не что иное, как переход формы, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму». Она предостерегает нас от грубого, упрощенного понимания сложного, подвижного, диалектического единства категорий формы и содержания вообще, а в области искусства в особенности. Важно понять, что граница между содержанием и формой - понятие не пространственное, а логическое. Отношение содержания и формы - это не отношение целого и части, ядра и оболочки, внутреннего и внешнего, количества и качества, это отношение противоположностей, переходящих друг в друга. Л.С. Выготский в книге «Психология искусства» анализирует композицию новеллы И. Бунина «Легкое дыханье» и выявляет ее «основной психологический закон»: «Писатель, отбирая только нужные для него черты событий, сильнейшим образом перерабатывает... жизненный материал» и претворяет «рассказ о житейской мути» в «рассказ о легком дыхании». Он замечает: «Истинная тема рассказа - не история путаной жизни провинциальной гимназистки, а легкое дыхание, чувство освобождения и легкости, отраженное™ и совершенной прозрачности жизни, которые никак нельзя вынести из самих событий», которые соединены так, что утрачивают свою житейскую тягость; «сложные временные перестановки превращают повествование о жизни легкомысленной девушки в легкое дыхание бунинского рассказа». Им был сформулирован закон уничтожения формой содержания, который можно проиллюстрировать: первый же эпизод, в котором сказано о смерти Оли Мещерской, снимает то напряжение, которое испытал бы читатель, узнав об убийстве девушки, вследствие чего кульминация перестала быть кульминацией, эмоциональная окраска эпизода была погашена. Она «затерялась» среди спокойного описания платформы, толпы людей и пришедшего офицера, «затерялось» и самое главное слово «застрелил»: сама структура этой фразы заглушает выстрел1.

Разграничение содержания и формы необходимо на начальном этапе изучения произведений, на этапе анализа.

Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) литературоведческий - изучение частей и элементов произведения, а также связей между ними.

Существует много методик анализа произведения. Наиболее теоретически обоснованным и универсальным представляется анализ, исходящий из категории «содержательной формы» и выявляющий функциональность формы по отношению к содержанию.

На результатах анализа строится синтез, т. е. наиболее полное и верное понимание как содержательного, так и формального художественного своеобразия и их единства. Литературоведческий синтез в области содержания описывается термином «интерпретация», в области формы - термином «стиль». Их взаимодействие дает возможность осмыслить произведение как эстетическое явление72.

Каждый элемент формы имеет свой, определенный «смысл». Формане есть нечто самостоятельное; форма - это, по сути, и есть содержание. Воспринимая форму, мы постигаем содержание. А. Бушмин писал о трудности научного анализа художественного образа в единстве содержания и формы: «И другого выхода все-таки нет, как заниматься именно анализом, "расщеплением" единства во имя последующего его синтеза»73.

Анализируя художественное произведение, необходимо не игнорировать обе категории, а уловить их переход друг в друга, понять содержание и форму как подвижное взаимодействие противоположностей то расходящихся, то сближающихся, вплоть до тождества.

Уместно вспомнить стихотворение Саши Черного о единстве содержания и формы:

Одни кричат: «Что форма? Пустяки!

Когда в хрусталь налить навозной жижи -

Не станет ли хрусталь безмерно ниже?»

Другие возражают: «Дураки!

И лучшего вина в ночном сосуде

Не станут пить порядочные люди».

Им спора не решить... а жаль!

Ведь можно наливать вино в хрусталь.

Идеалом литературоведческого анализа всегда останется такое изучение художественного произведения, которое в наибольшей степени улавливает природу взаимопроникновенного идейно-образного единства.

Форма в поэзии (в отличие от прозаической формы) обнажена, обращена к физическим чувствам чи- татедя (слушателя) и рассматривает ряд «конфликтов», образующих поэтическую форму, которые могут быть: -

лексико-семантическими: 1) слово в речи - слово в стихе; 2) слово в предложении - слово в стихе (слово в предложении воспринимается в потоке речи, в стихе стремится к выделению); -

интонационно-звуковыми: 1) между метром и ритмом; 2) между метром и синтаксисом.

В книге Е. Эткинда «Материя стиха» много интересных примеров, убеждающих в справедливости этих положений. Вот один из них. Для доказательства существования первого конфликта «слово в речи - слово в стихе» берется восьмистишие М. Цветаевой, написанное в июле 1918 г. На его тексте показывается, что местоимения для прозы - малозначительный лексический разряд, а в поэтических контекстах они получают новые оттенки смыслов и выдвигаются на первый план:

Я - страница твоему перу.

Все приму. Я белая страница.

Я - хранитель твоему добру:

Возращу и возвращу сторицей.

Я деревня, черная земля.

Ты мне - луч и дождевая влага.

Ты - Господь и Господин, а я -

Чернозем и белая бумага.

Композиционный стержень этого стихотворения - местоимения 1 и 2 лица. В 1 строфе намечено их противопоставление: я - твоему (дважды в 1 и 3 стихе); во второй строфе оно достигает полной отчетливости: я - ты, ты - я. Ты стоит в начале стиха, Я - в конце перед паузой резким переносом.

Контраст «белое» и «черное» (бумага - земля) отражает близкие и одновременно противоположные друг другу метафоры: влюбленная женщина - страница белой бумаги; она запечатлевает мысль того, кто является для нее Господином и Господом (пассивность отражения), а во второй метафоре - активность творчества. «Я женщины совмещает в себе черное и белое, - противоположности, которые материализуются в грамматических родах:

Я - страница (ж)

Я - хранитель (м)

Я - деревня, черная земля (ж)

Я - чернозем (м)

То же относится и ко второму местоимению, и в нем сочетаются контрасты, материализованные в грамматическом роде:

Ты мне луч и дождевая влага.

Перекличку близких и одновременно противоположных слов найдем и в таких фактически близких, сопоставленных друг с другом словах, как глаголы: Возращу и В о звр а щ у., .и существительные: Го сподь и Господин.

Итак, я - ты. Но кто же таится за обоими местоимениями? Женщина и Мужчина - вообще? Реальная М.И. Цветаева и ее возлюбленный? Поэт и мир? Человек и Бог? Душа и тело? Каждый из наших ответов справедлив; но важна и неопределенность стихотворения, которое благодаря многозначности местоимений может быть истолковано по-разному, иначе говоря, обладает семантической многослойностью»74.

Все материальные элементы - слова, предложения, строфы - в большей или меньшей степени семантизируются, становятся элементами содержания: «Единство содержания и формы - как часто мы пользуемся этой формулой, звучащей вроде заклинания, пользуемся ею, не задумываемся над ее реальным смыслом! Между тем по отношению к поэзии это единство имеет особо важное значение. В поэзии все без исключения оказывается содержанием - каждый, даже самый ничтожный элемент формы строит смысл, выражает его: размер, расположение и характер рифмы, соотношение фразы и строки, соотношение гласных и согласных звуков, длина слов и предложений, и многое другое...» - замечает Е. Эткинд75.

Соотношение «содержание - форма» в поэзии неизменно, но оно меняется от одной художественной системы к другой. В классицистической поэзии на первое место выдвигался одноплановый смысл, ассоциации были обязательными и однозначными (Парнас, Муза), стиль нейтрализовался законом единства стиля. В романтической поэзии смысл углубляется, слово теряет семантическую однозначность, появляются разные стили.

Е. Эткинд выступает против искусственного разделения содержания и формы в поэзии: «Нет содержания вне формы, потому что каждый элемент формы, как бы он ни был мал или внешен, строит содержание произведения; нет формы вне содержания, потому что каждый элемент формы, как бы он ни был опустошен, заряжен идеей»1.

Еще один важный вопрос: с чего надо начинать анализ, с содержания или с формы? Ответ прост: это не имеет существенного значения. Все зависит от характера произведения, конкретных задач исследования. Вовсе не обязательно начинать исследование с содержания, руководствуясь лишь той одной мыслью, что содержание определяет форму. Главная задача - при анализе уловить переход этих двух категорий друг в друга, их взаимообусловленность.

Художник создает произведение, в котором содержание и форма - это две стороны одного единого целого. Работа над формой есть в то же время работа над содержанием, и наоборот. В статье «Как делать стихи?» В. Маяковский рассказал о том, как он работал над стихотворением, посвященным С. Есенину. Содержание этого стихотворения рождалось в самом процессе создания формы, в процессе ритмической и словесной материи строки:

Вы ушли ра-ра-ра в мир иной...

Вы ушли в мир иной...

Вы ушли, Сережа, в мир иной... - эта строка фальшива.

Вы ушли бесповоротно в мир иной - развё кто умирал поворотно. Вы ушли, Есенин, в мир иной - это слишком серьезно.

Вы ушли, как говорится, в мир иной - окончательное оформление.

«Последняя строка верная, она, "как говорится", не будучи прямой насмешкой, тонко снижает патетику стиха и одновременно устраняет всяческие подозрения по поводу веры автора во все загробные ахи-

Теория дмтератцры

ней», - замечает В. Маяковский76. Вывод: с одной стороны, речь идет о работе над формой стиха, о выборе ритма, слова, выражения. Но Маяковский работает и над содержанием. Он не просто подбирает размер, а стремится сделать строку «возвышенной», а это категория смысловая, не формальная. Он заменяет в строке слова не просто для того, чтобы точнее или ярче выразить заранее готовую мысль, но и создать эту мысль. Изменяя форму (размер, слово), Маяковский тем самым изменяет и содержание строки (в конечном счете и стихотворения в целом).

Этот пример работы над стихом демонстрирует основной закон творчества: работа над формой есть в то же время работа над содержанием, и наоборот. Поэт не творит и не может творить форму и содержание по отдельности. Он создает произведение, в котором содержание и форма - это две стороны единого целого.

Как рождается стихотворение? Фет замечал, что произведение у него рождается из простой рифмы, «распухая» вокруг него. В одном из писем он писал: «Весь образ, возникающий в творческом калейдоскопе, зависит от неуловимых случайностей, результатом которых бывает удача или неудача». Можно привести пример, подтверждающий правоту этого признания. Прекрасный знаток творчества Пушкина С.М. Бонди рассказал странную историю рождения общеизвестной пушкинской строки:

На холмах Грузии лежит ночная мгла... Первоначально Пушкин написал так:

Все тихо. На Кавказ ночная тень легла...

Потом, как явствует из черновой рукописи, поэт зачеркнул слова «ночная тень» и записал над ними слова «идет ночная» оставив слово «легла» без всяких изменений. Как же это понять? С. Бонди доказывает, что в творческий процесс вмешался случайный фактор: поэт написал слово «легла» беглым почерком, и в букве «е» не получилась ее закругленная часть, «петелька». Слово «легла» выглядело как слово «мгла». И эта случай ная, посторонняя причина натолкнула поэта на иной вариант строки:

Все тихо. На Кавказ идет ночная мгла...

В этих весьма различных по смыслу фразах воплотилось разное видение природы. Случайно возникшее слово «мгла» смогло выступить как форма творческого процесса, форма поэтического мышления Пушкина. Этот частный случай обнажает общий закон творчества: содержание не просто воплощается в форме; оно рождается в ней и может родиться только в ней.

Создание формы, которая соответствует содержанию литературного произведения, - процесс сложный. Он требует высокой степени мастерства. Недаром Л.Н. Толстой писал: «Страшное дело - эта забота о совершенстве формы! Недаром она. Но недаром тогда, когда содержание доброе. Напиши Гоголь свою комедию ("Ревизор") грубо, слабо, ее бы не читала и одна миллионная тех, которые читали ее теперь»77. Если содержание произведения «злое», а его художественная форма безупречна, то происходит своеобразная эстетизация зла, порока, как, например, в поэзии Бодлера («Цветы зла»), или в романе П. Зюскинда «Парфюмер».

Проблему целостности художественного произведения рассматривалГ.А. Гуковский: «Художественной идейно ценное произведение не включает в себя ничего лишнего, т. е. ничего такого, что не было бы необходимо для выражения его содержания, идеи, ничего, даже ни одного слова, ни одного звука. Каждый элемент произведения значит, и только для того, чтобы значить, он и существует на свете... Элементы произведения в целом составляют не арифметическую сумму, а органическую систему, составляют единство его значения... И понять это значение^понять идею, смысл произведения, игнорируя некоторую часть компонентов этого значения, - невозможно»78.

Основное «правило» анализа литературного произведения - бережное отношение к художественной цельности, выявление содержательности его формы. Литературное произведение получает большое общественное значение только тогда, когда оно художественно по своей форме, т. е. соответствует выраженному в ней содержанию.