Елена стефания жена ивана молодого. Елена Стефановна или как ее еще называли Елена Волошанка — дочь молдавского господаря Штефана чел Маре и киевской княжны Евдокии Олельковны

В праздник, посвященный женщинам, принято говорить о любви. Большой, чистой красивой и беспримерно сказочной. Именно сказочные персонажи, полюбив раз и навсегда, потом больше никогда не расстаются, живут долго и счастливо. Как известно, народ сочиняет сказки не на пустом месте, и у многих персонажей есть исторические прототипы. А события, которые происходят в сказке, подчас имеют под собой реальную основу.

Возьмем известную, любимую и всеми почитаемую пару. Иван Царевич и Елена Прекрасная (Премудрая). Кто же служит прототипами героев "Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке"?

Царевич - значит царев сын. На Руси было не так много царей и князей Иванов, у которого был бы сын тоже Иван. У Ивана III, Великого князя Московского (1462-1505), был сын Иван. Его прозвали Молодым, чтобы отличать от отца, князя Ивана III. С 1471 года он упоминается как великий князь - соправитель отца.

Супруга Ивана-царевича (он же Иван Молодой) в сказке - Елена Прекрасная. И в реальной жизни тоже. Женой Ивана Ивановича была Елена, дочь господаря и воеводы Молдовы Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. И в молдавских, и в русских источниках того времени мы можем встретить исторический вариант имени княжны - Олена или Оляна. Оляна - южнорусский вариант имени Елена (напомню, что мать Елены и жена Стефана Великого - из Киева). Итак, Елена Прекрасная русских народных сказок - это молдавская княгиня, дочь Стефана Великого. По русским источникам - Елена Волошанка, княгиня Оляна - по молдавским.

Сопоставим основные эпизоды из жизни Ивана-царевича и известные биографические детали Ивана Ивановича Молодого.

Иван-царевич Иван Молодой У Ивана есть два брата-злодея - Василий и Дмитрий. У Ивана есть братья (по мачехе) Василий (III) и Дмитрий (Жилка). В царской казне начинают таинственно пропадать некие золотые раритеты. Братья Ивана закрывают на это глаза и Иван - единственный, кто смог поймать таинственного казнокрада за руку. Софья Палеолог тайно расхищала царскую сокровищницу. Видимо, не без инициативы Ивана возникла ситуация с "подвесками королевы", и расхитительница была уличена. Царь боится отпускать Ивана из царства - "...неприятель под наши области подступит, а управлять войсками будет некому". Иван Молодой командовал русскими войсками при стоянии на Угре, проявив себя как смелый и решительный полководец. Во время стояния царь Иван III дрогнул и попытался отозвать войска домой, но Иван Молодой не послушал венценосного отца, и дело окончилось триумфом. Женился Иван на королевне Елене Прекрасной (Премудрой), которую привез домой из-за тридевяти земель, из тридесятого государства. Женился Иван на Елене - дочери молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. Елена переехала из Молдавии в Москву. Ивана коварно убили собственные братья. Иван был отравлен своей мачехой, византийской принцессой Софьей, чтобы расчистить дорогу к престолу ее сыновьям. Царь осерчал на Ивановых братьев и посадил их в темницу. Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, Софья была разоблачена и посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.

Правда, некоторые детали отличаются от реальности, но это все же народная сказка, а не исторические хроники. Очередность появления на свет братьев в сказке была такой - сначала Дмитрий, потом Василий, последний - Иван. В реальности она была прямо противоположной - сначала появился Иван (1458), потом Василий (1479), потом Дмитрий (1481). "В промежутке" был еще и брат Юрий (1480).

Жена Ивана Оляна, она же Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране, отличалась умом и прогрессивными взглядами. В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги.

Любопытно, что в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами: "Вы б тогда были добрые РЫЦАРИ, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили, а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?" Сама эта реплика говорит о том, что Елена, безусловно, происходила из европейской страны с рыцарским кодексом чести. Молдавия вполне относилась к таким странам.

Елена была весьма образованной, и в Москве вокруг нее образовался кружок свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал - подумать только! - свободу воли ("самовластие души"), достигаемую путем образования и грамотности. Елена и после смерти мужа Ивана какое-то время смогла удерживать царя от репрессий против инакомыслящих, в то время как новая царская жена Софья требовала жестокой расправы над "еретиками".

Иван Молодой был сыном Ивана III от его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя Тверского Бориса Александровича. Следовательно, был законным наследником на Московский и Тверской престол. В это время Тверской престол занимал Михаил Борисович, брат его матери. Будучи бездетным и понимая свое шаткое положение, он интриговал против Великого князя Московского Ивана III. В 1483 году состоялся брак между Оляной (Еленой Волошанкой) и Иваном Молодым. И вскоре у молодых родился сын и наследник Дмитрий. Тем самым упрочилось положение правящей Московской династии. В 1485 году Михаил Борисович бежал из Твери, и Иван III послал туда своего сына. До конца жизни Иван Молодой был не только соправителем отца, но и Великим князем Тверским. Так брак молдавской княжны и русского наследника позволил присоединить к Московскому государству Тверь. Что способствовало созданию единого централизованного Русского государства в XV веке. В то же время вторая жена Ивана III Софья Палеолог попала в немилость. Из царской казны стали исчезать драгоценности. Как писали про Софью летописи, "много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала - и много...". Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища.

Бесценные драгоценности тверской княжны Марии (первой жены Ивана III и матери Ивана Молодого) Софья, никого не спрося, отдала своей племяннице- итальянке. В 1483 году во время крещения первого царского внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены Волошанки, разразился грандиозный скандал. Новорожденный Дмитрий был продолжателем династий и московских, и тверских князей, и молдавских господарей.

В 1490 году Иван Молодой умер. Как считают многие, он был отравлен. Говорят, что отравили его люди Софьи Палеолог. Но доказательств тому нет. Следствия в те далекие и темные времена никто не вел, а врача, который лечил князя Иван Молодого, казнили.

Политическая и династическая борьба продолжились при Московском дворе. Оляна (Елена Волошанка) пережила свой триумф, когда в 1497 году дед и Великий князь Московский Иван III в Успенском соборе Московского кремля венчал на царствование своего внука. Пышная праздничная церемония происходила при большом стечении духовенства, бояр, князей дворян, зарубежных гостей и послов, а также и простого московского люда. Это было первое в истории Российского государства венчание монарха на царствование. И самым первым среди множества монархов в истории России был Дмитрий Внук (таким было прозвище наследника престола). Маленький мальчик, внук двух великих современников, наследник славы и мощи двух своих славных дедов, которые вошли в историю под именами Стефан III Великий, господарь и воевода Молдовы, и Великий князь Владимирский и князь Всей Руси Иван III Великий. Все последующие церемонии венчания русских царей и императоров будут копировать и повторять венчание на царствование Дмитрия Внука. 400 лет без одного года (с 1497 по 1896 годы), от Дмитрия Внука до Николая II, будет повторяться эта прекрасная и торжественная церемония.

Но вернемся к сказке. Судьбы реальных и сказочных персонажей отличаются. Но народ, этот мудрый и тонкий наблюдатель, из всего множества правителей выбрал одну пару и наделил ее идеальными чертами. Верно, Иван Молодой (он же Иван Царевич) и Оляна, Елена Волошанка (она же Елена Прекрасная и Премудрая), это заслужили. Народная память сохранила людей и правителей такими, какими они были в жизни. Такими они и предстали перед нами в сказке. Идеальный правитель, заступник и защитник родной земли - Иван-царевич, князь. Прекрасная и умная супруга - Елена, молдавская княжна.

Ну и, конечно, не обойтись без любви. Она - самая и главная героиня и сказки, и реальных событий. Не будь любви, не было бы и всей этой истории.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Елена Стефановна («Волошанка», предположительно родилась в 1464-1466 годах, умерла в 18 января 1505) - дочь молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны , жена старшего сына Ивана III Ивана Молодого , в этом качестве - княгиня тверская .

Биография

О ранних годах Елены Стефановны практически ничего не известно. В 1480 году её отец Стефан Великий направил посла в Москву для заключения союза с Русским государством против угрожавших Молдавскому княжеству турок. Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича - Ивана Ивановича Молодого . В 1481 году в Молдавию были отправлены русские послы, которые в 1482 году вернулись в Москву с Еленой Стефановной.

Её свадьба с Иваном Молодым состоялась в январе 1483 года . В браке Елена Стефановна родила сына Дмитрия . В 1490 году её муж заболел «ломотой в ногах» и скоропостижно скончался.

В 1484 г. Иван III хотел одарить Елену «саженьем» (жемчужным приданым), принадлежавшим его покойной первой жене Марии Борисовне , то оказалось, что его 2-я жена София «римлянка» многое «порастеряла». Разгневанный великий князь не постеснялся отнять подаренное Софией у её племянницы Елены, бывшей замужем за князем Верейским Василием, что послужило к бегству последнего в Литву и к ликвидации его удела

В качестве матери нового наследника Елена Стефановна принимала активное участие в придворных интригах, была обращена в учение жидовствующих Истомой и стала видным деятелем кружка еретиков во главе с Фёдором Курицыным , представлявшего круги, оппозиционные феодальной знати. Елена соперничала с Софьей Палеолог , добивавшейся объявления наследником своего сына Василия . Борьба при дворе закончилась поражением кружка Курицына. Сторонники Елены были казнены, Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 года приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму. Елена Стефановна умерла в заключении «нужною смертию» (т. е. была убита) в 1505 году .

Конфликт между Иваном III и Стефаном III по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.

Наследие

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.

В окружении Елены возник и памятник древнерусского художественного шитья - пелена (т.н. Пелена Елены Волошанки), на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия. В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства .

См. также

  • Рахманиновы - дворянский род, претендовавший на происхождение от легендарного брата Елены

Источники

Напишите отзыв о статье "Елена Стефановна"

Отрывок, характеризующий Елена Стефановна

К тому времени я уже чётко поняла, что не смогу найти никого, с кем могла бы открыто делиться тем, что со мной постоянно происходило, и уже спокойно принимала это, как должное, больше не огорчаясь и не пытаясь кому-то что-то доказать. Это был мой мир и, если он кому-то не нравился, я не собиралась никого насильно туда приглашать. Помню, позже, читая одну из папиных книг, я случайно наткнулась на строки какого-то старого философа, которые были написаны много веков назад и которые меня тогда очень обрадовали и несказанно удивили:
«Будь, как все, иначе жизнь станет невыносимой. Если в знании или умении оторвёшься от нормальных людей слишком далеко, тебя перестанут понимать и сочтут безумцем. В тебя полетят камни, от тебя отвернётся твой друг»…
Значит уже тогда (!) на свете были «необычные» люди, которые по своему горькому опыту знали, как это всё непросто и считали нужным предупредить, а если удастся – и уберечь, таких же «необычных», какими были они сами, людей!!!
Эти простые слова, когда-то давно жившего человека, согрели мою душу и поселили в ней крохотную надежду, что когда-нибудь я возможно и встречу кого-то ещё, кто будет для всех остальных таким же «необычным», как я сама, и с кем я смогу свободно говорить о любых «странностях» и «ненормальностях», не боясь, что меня воспримут «в штыки» или, в лучшем случае, – просто безжалостно высмеют. Но эта надежда была ещё настолько хрупкой и для меня невероятной, что я решила поменьше увлекаться, думая о ней, чтобы, в случае неудачи, не было бы слишком больно «приземляться» с моей красивой мечты в жёсткую реальность…
Даже из своего короткого опыта я уже понимала, что во всех моих «странностях» не было ничего плохого или отрицательного. А если иногда какие-то из моих «экспериментов» и не совсем получались, то отрицательное действие теперь проявлялось уже только на меня, но не на окружающих меня людей. Ну, а если какие-то друзья, из-за боязни быть вовлечёнными в мои «ненормальности», от меня отворачивались – то такие друзья мне были просто не нужны…
И ещё я знала, что моя жизнь кому-то и для чего-то видимо была нужна, потому, что в какую бы опасную «передрягу» я не попадала, мне всегда удавалось из неё выйти без каких-либо негативных последствий и всегда как-будто кто-то неизвестный мне в этом помогал. Как, например, и произошло тем же летом, в момент, когда я чуть было не утонула в нашей любимой реке Нямунас...

Был очень жаркий июльский день, температура держалась не ниже +40 градусов. Накалившийся «до бела» воздух был сухим, как в пустыне и буквально «трещал» в наших лёгких при каждом вздохе. Мы сидели на берегу реки, бессовестно потея и ловили ртами воздух, как выброшенные на сушу перегревшиеся караси… И уже почти что полностью «поджарившись» на солнышке, тоскующими глазами смотрели на воду. Привычной влаги абсолютно не чувствовалось и поэтому всей ребятне дико хотелось как можно быстрее окунуться. Но купаться было немножко боязно, так как это был другой, не привычный нам берег реки, а Нямунас, как известно, издавна была той глубокой и непредсказуемой рекой, с которой шутки шутить не советовалось.
Наш старый любимый пляж был на время закрыт для чистки, поэтому мы все временно собрались на месте более или менее кому-то знакомом, и все пока что дружно «сушились» на берегу, никак не решаясь купаться. У самой реки росло огромное старое дерево. Его длинные шелковистые ветви, при малейшем дуновении ветра, касались воды, тихо лаская её нежными лепестками, а мощные старые корни, упираясь в речные камни, сплетались под ним в сплошной «бородавчатый» ковёр, создавая своеобразную, нависающую над водой, бугристую крышу.
Вот это-то старое мудрое дерево, как ни странно, и являло собой реальную опасность для купающихся… Вокруг него, по какой-то причине, в воде создавалось множество своеобразных «воронок», которые как бы «всасывали» попавшегося человека в глубину и надо было быть очень хорошим пловцом, чтобы суметь удержаться на поверхности, тем более, что место под деревом как раз было очень глубоким.
Но детям говорить об опасности, как известно, почти что всегда бесполезно. Чем больше их убеждают заботливые взрослые, что с ними может произойти какая-то непоправимая беда, тем больше они уверенны, что «может быть с кем-то это и может случиться, но, конечно же, только не с ними, не здесь и не сейчас»… А само ощущение опасности, наоборот – их только ещё больше притягивает, тем самым, провоцируя иногда на глупейшие поступки.
Вот примерно так же думали и мы – четверо «бравых» соседских ребят и я, и, не вытерпев жары, всё же решили искупаться. Река выглядела тихой и спокойной, и никакой опасности вроде бы собой не представляла. Мы договорились наблюдать друг за другом и дружно поплыли. В начале вроде бы всё было, как обычно – течение было не сильнее, чем на нашем старом пляже, а глубина не превышала уже знакомой привычной глубины. Я расхрабрилась и поплыла уже более уверенно. И тут же, за эту же слишком большую уверенность, «боженька стукнул меня по головушке, да не пожалел»… Я плыла недалеко от берега, как вдруг почувствовала, что меня резко потащило вниз… И это было столь внезапно, что я не успела никак среагировать, чтобы удержаться на поверхности. Меня странно крутило и очень быстро тянуло в глубину. Казалось, время остановилось, я чувствовала, что не хватает воздуха.

ЕЛЕНА СТЕФАНОВНА - великая княгиня московская, супруга великого князя московского Ивана Ивановича Молодого , мать Дмитрия Ивановича Внука.

Дочь молдавского гос-по-да-ря Сте-фа-на III Ве-ли-ко-го от его пер-во-го бра-ка. Пе-ре-го-во-ры о бра-ке на-ча-лись по ини-циа-ти-ве молдавской сто-ро-ны в конце 1470-х годов и бы-ли во-зоб-нов-ле-ны в 1481-1482 годах русской сто-ро-ной. Их по-ли-тическая по-до-п-лё-ка за-клю-ча-лась в ан-ти-ли-тов-ской и ан-ти-поль-ской на-прав-лен-но-сти внеш-ней по-ли-ти-ки Русского государства и Молдавского княжества. В Мо-ск-ву Елена Стефановна при-бы-ла в декабре 1482 года в со-про-во-ж-де-нии русских по-слов боя-ри-на А.М. Пле-ще-ева и его бра-та П.М. Пле-щее-ва, вхо-див-ших в близ-кое ок-ру-же-ние великого князя мо-с-ков-ско-го Ива-на III Ва-силь-е-ви-ча, а так-же трёх бо-яр (с семь-я-ми) и слуг из Мол-да-вии. По-сле смер-ти му-жа (март 1490 года) жи-ла с сы-ном при Ива-не III в ве-ли-ко-кня-же-ском двор-це. В ди-пло-ма-тической пе-ре-пис-ке с Великим княжеством Ли-тов-ским (ВКЛ) имя Елены Стефановны впер-вые упо-мя-ну-то в 1495 году (на 3 го-да поз-же, чем имя её сы-на) в опи-са-нии це-ре-мо-нии про-во-дов в ВКЛ великой княж-ны Еле-ны Ива-нов-ны. По-зи-ции Елены Стефановны и её сы-на в московской при-двор-ной и по-ли-тической жиз-ни уси-ли-лись осе-нью, а осо-бен-но в конце 1497 года, по-сле опа-лы великой княгини З.(С.Ф.) Па-лео-лог и её стар-ше-го сы-на, князя Ва-си-лия (бу-ду-ще-го великого князя мо-с-ков-ско-го Ва-си-лия III Ива-но-ви-ча), и ещё боль-ше зи-мой - ле-том 1498 года, по-сле ко-ро-на-ции Дмит-рия Вну-ка как со-пра-ви-те-ля и на-след-ни-ка Ива-на III. Это от-ра-зи-лось в ди-пло-ма-тическом эти-ке-те (от име-ни великой кня-ги-ни Елены Стефановны не толь-ко «пра-ви-лись по-кло-ны», но и вру-ча-лись по-дар-ки великому князю ли-тов-ско-му и его же-не; ана-ло-гич-ной бы-ла про-це-ду-ра при приё-мах ли-товских по-слов в Мо-ск-ве). На пе-ле-не с изо-бра-же-ни-ем кре-ст-но-го хо-да в Верб-ное вос-кре-се-нье 1498 года и мо-леб-на митрополита Си-мо-на пе-ред Смо-лен-ской ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри «Оди-гит-рия» изо-бра-же-ние Елены Стефановны по-ме-ще-но на бо-лее по-чёт-ном мес-те, чем изо-бра-же-ние суп-ру-ги Ива-на III. Со-став и ха-рак-тер «пар-тии» Дмит-рия Ива-но-ви-ча Вну-ка и Елены Стефановны (яв-ля-лась ли она «пра-вя-щим круж-ком» или нет) и це-ли (внут-ри- и внеш-не-по-ли-ти-че-ские) ос-та-ют-ся спор-ны-ми про-бле-ма-ми в отечественной ис-то-рической нау-ке. Не-со-мнен-но ост-рое со-пер-ни-че-ст-во Елены Стефановны и её сы-на с великой княгиней З.(С.Ф.) Па-лео-лог и князем Ва-си-ли-ем Ива-но-ви-чем. Опа-ла кня-зей Пат-ри-кее-вых и казнь князя С.И. Ря-по-лов-ско-го (январь - февраль 1499 года) ос-ла-би-ли ве-ду-щее по-ло-же-ние Елены Стефановны и её сы-на, их зна-че-ние при дво-ре умень-ши-лось ещё боль-ше по-сле сня-тия опа-лы с З.(С.Ф.) Па-лео-лог и Ва-си-лия Ива-но-ви-ча (21.03.1499). Вско-ре имя Елены Стефановны ис-че-за-ет из ди-пло-ма-тических тек-стов. 11 апреля 1502 года Иван III за-клю-чил в тюрь-му Елену Стефановну (вме-сте с сы-ном), она бы-ла ли-ше-на ве-ли-ко-кня-же-ско-го ти-ту-ла, а её имя бы-ло за-пре-ще-но «по-ми-нать в ок-те-ни-ях и ли-ти-ах».

В пись-ме 1504 года к ду-хов-ни-ку Ива-на III Ио-сиф Во-лоц-кий пи-сал, что великий князь при-зна-вал-ся ему в том, что ере-тик И. Мак-си-мов «сно-ху мою в жи-дов-ст-во свёл», то есть при-влёк к уча-стию в ере-си «жи-дов-ст-вую-щих» (од-на-ко, ко-гда это про-изош-ло и на-сколь-ко Елена Стефановна бы-ла во-вле-че-на в их дея-тель-ность, ос-та-ёт-ся не-яс-ным). Ряд ис-сле-до-ва-те-лей свя-зы-ва-ют с при-ез-дом Елены Стефановны по-яв-ле-ние «Ска-за-ния вкрат-це о мол-дав-ских го-су-да-рех» (или его час-тей), вклю-чён-но-го позд-нее в Вос-кре-сен-скую ле-то-пись. По со-об-ще-ни-ям од-ной ле-то-пи-си 1520-х годов, Елена Стефановна умер-ла «в нят-ст-ве» (за-клю-че-нии), со-глас-но дру-гой - «пре-ста-ви-ся… нуж-ною» (то есть на-силь-ст-вен-ной) «смер-тию в за-то-че-нии».

Елена Стефановна или как ее еще называли Елена Волошанка - дочь молдавского господаря и киевской княжны Евдокии Олельковны.

Елена Волошанка была женой старшего сына Ивана III Ивана Молодого, в этом качестве - княгиня тверская.

Венчание Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

Родилась Елена Волошанка примерно в 1464 или 1466 году в Сучаве.
В 1479 году Штефан чел Маре начал переговоры о заключении брака между своей дочерью и наследником Московского престола Иваном Ивановичем.
Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича - Ивана Ивановича Молодого. Великий князь Московский Иван III отправил в Сучаву послов просить руки княжны Елены для Ивана Молодого.
В Молдову прибыл посланник князя, Андрей Плещеев, с многочисленной свитой московских бояр и с полномочием совершить обручение по доверенности. После торжеств и пиров Елена через Польшу отправилась в Москву. Штефан чел Маре поручил сопроводить ее трех бояр: Лашку, Сынжера и Герасима с боярынями.
Княжна Елена прибыла в Москву в Филипповский (Рождественский) пост. Молодая княжна была доставлена в монастырь, где она познакомилась со своим женихом.
Венчание было совершено 12 января 1483 года. Вскоре, 10 октября того же года, Елена родила сына Счастье ее казалось обеспеченным. Она была любимицей государя Ивана, своего свекра, который после рождения внука Дмитрия, увидев продолжение династии, был очень благосклонным к Елене. В Москве Елену называли «Волошанка».
Придворные интриги серьезно затронули не только положение княжны Елены, но и ее судьбу. Великий князь Иван к старости женился на Софии Палеолог (византийского императорского рода, дочь последнего деспота Пелопоннеса).
В этом браке родился сын Василий. София Палеолог начала плести интриги с целью устранения от наследования престола Ивана Молодого, супруга Елены.
7 марта 1490 года Иван Молодой умер, возможно, в результате отравления врачом, прибывшим из Венеции для ухода за ним. С этого времени София Палеолог начала активные действия, чтобы обеспечить наследование престола своему сыну Василию.
Таким образом, развязался кризис московской династии 1497 -1502 гг.
София готовит заговор, замыслив не только убийство сына своей соперницы, но и, предположительно, совершить государственный переворот, свергнуть с престола великого князя Ивана III по причине его старости и неспособности управлять государством.
Заговор был раскрыт, и всем его участникам было определено в наказание заключение в монастыри.

Коронование князя Дмитрия, сына Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

4 февраля 1498 года в Успенском соборе с большой пышностью состоялось коронование 15-летнего князя Дмитрия с участием митрополитов и архиереев, бояр и членов царствующей семьи. Иван III Великий благословил своего внука Дмитрия, князя Владимирского, Московского и Новгородского.
Радость Елены была столь велика, что в ее мастерской золотыми и серебряными нитями было соткано полотно «Церковная церемония», которое должно было увековечить торжественный акт 1498 года. Спустя два месяца оно было готово и установлено в Успенском соборе. Это первая светская картина в России.

Заключение в тюрьму Елены Волошанки и князя Дмитрия

Но через четыре года Софии удалось одержать победу, убедив Ивана III, что невестка хочет его убить, чтобы поскорее увидеть своего сына великим князем Московским.
Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 г. приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму и объявил своего сына Василия наследником престола.
Конфликт между Иваном III и Штефаном чел Маре по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.
Штефан чел Маре зная о том, что происходит с его дочерью, просит у литовского князя свободного проезда для своих послов в Москву и получает дружеский ответ:

«… если на этот раз захочет отправить послов к своему свату, великому князю Ивану Васильевичу, чтобы убедиться в добром здравии своей дочери, великой княгини, и своего внука, мы дадим его послам свободный проход через нашу страну в Москву и оттуда обратно на родину».

Но в июле 1504 году Штефан чел Маре умирает, и вместе с ним гаснет и последняя надежда его дочери на спасение.

Смерть Елены Волошанки и князя Дмитрия

Княжна Елена скончалась в тюрьме 18 января 1505 года и была похоронена в Вознесенском монастыре.
Сын Елены, Дмитрий, умер в тюрьме 14 февраля в 1509 году и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Русский народ сохранил память о Елене Волошанке, увековечив её в образе Елены Премудрой в народных сказках.

Наследие Елены Волошанки

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.
В окружении Елены Волошанки возник и памятник древнерусского художественного шитья - пелена, на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия.
В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства.

1505
Елена Стефановна «Волошанка» - дочь молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны, жена старшего сына Ивана III Ивана Молодого, тверская княгиня.


1498 г. Москва. Великокняжеская мастерская Елены Стефановны Волошанки. Шитье прядеными золото-серебряными нитями, цветными шелками и по светло-песочной тафте; атласный шов, сложный двойный шов "в прикреп" // Костюм в России 15-начало 20 века из собрания ГИМа. - М., 2000.

В 1480 году Стефан III направил в Москву своего посла, ища союза с могущественным Русским государством против наступавших турок. Этот союз должен был скрепить брак Елены Стефановны со старшим сыном Ивана III Васильевича - Иваном Ивановичем Молодым, имевшим титул тверского князя.


Иван Иванович Молодой (15 февраля 1458 - 7 марта 1490) - сын Ивана III Васильевича и его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя тверского Бориса Александровича и сестры правящего в Твери Михаила Борисовича. Как племянник Михаила Тверского, у которого не было сыновей, он мог претендовать на наследование Тверского княжества.

Родился 15 февраля 1458 года. В 1468 году сопровождал Ивана III в походах на Казанское ханство. С 1471 года - соправитель отца (Г.В. Вернадский указзывает 1470 г.). Монеты того времени чеканились с именами обоих московских правителей. В 1472 и 1477 гг. во время похода отца на Великий Новгород управлял («ведал») Москвой. Вместе с дядей Андреем Васильевичем Меньшим был одним из руководителей русского войска во время «Стояния на реке Угре» в 1480 году. В 1483 году Иван Молодой женился на дочери молдавского господаря Стефана III Великого Елене, прозванной на Руси «Волошанкой», что способствовало укреплению военно-политического союза с Молдавским княжеством.

Иван Иванович вместе с отцом ходил в поход на Тверь и после её присоединения к Москве в 1485, когда из Твери был изгнан его дядя по матери Михаил Борисович, искавший союза с поляками, стал князем тверским. В честь княжения Ивана Молодого в Твери была выпущена монета, изображавшая его рубящим хвост змею, олицетворявшему предательство Михаила Борисовича.

В 1490 князь заболел «ломотой в ногах». Из Венеции был вызван лекарь Леби Жидовин, но и он не смог определить причины болезни, от которой Иван Молодой скончался 7 марта 1490 года. Врач был казнён по приказу Ивана III за неудачное лечение.

Иван Иванович оставил единственного ребёнка - Дмитрия Внука, который был венчан на царство дедом в 1498 году, но в 1502 впал в опалу и умер в заключении в 1509 году, уже в правление своего дяди Василия III.

В 1481 году "в Волохи" были отправлены специальные послы вместе с прибывшими в Москву посланниками Стефана. В 1482 году послы вернулись в Москву с Еленой Стефановной. В январе 1483 года сыграли свадьбу. В 1490 году овдовела, родив в браке с Иваном сына Дмитрия.

Осведомленная о внешнеполитических делах, она имела личные контакты с польским королем Казимиром IV, пыталась установить связи с Сербией, участвовала в борьбе за автокефалию русской церкви. В 1488 направила послом в Венгрию своего соотечественника Штибора.

В 1490 овдовела. После раскрытия одного из придворных заговоров, укрепила позиции при дворе. Пыталась вести самостоятельную политику. В 1497 к ней в Тверь приезжала княгиня рязанская Анна Васильевна, пытаясь договориться о делах княжества. В это время при дворе Елены Стефановны был создан летописный свод. В нем содержались материалы о русско-валашском союзе.

После раскрытия заговора В.Гусева, хотевшего возвести на престол сына Ивана III - Василия, и наложения опалы на последнего великого князя 4 февраля 1498 года объявил сына Елены Стефановны, а своего внука Дмитрия наследником престола и своим соправителем.


Венчание Димитрия-внука шапкой Мономаха

В Успенском соборе Московского Кремля состоялась пышная церемония коронации с возложением на Дмитрия шапки Мономаха и драгоценных барм.


Шапка Мономаха

Однако из-за рухнувших надежд на прочный союз со Стефаном III, сложно маневрировавшим в своей политике между интересами Турции, Литвы, Польши, Германии, Крыма и России, доверие Ивана III к Елене Стефановне, близко стоявшей к тому же к еретикам во главе с Ф. Курицыным, было подорвано.
К этому времени в Москве собрались приверженцы ереси жидовствующих, нашедшие поддержку у княгини Елены (видный дипломат дьяк Ф.В.Курицын, его брат дьяк И.В.Курицын, иконописец И.Черный).

Кроме того, политика противников Елены Стефановны и Дмитрия при дворе во главе с Софьей Фоминичной привела к тому, что Иван III аннулировал свое решение о Дмитрии в качестве своего наследника и 11 апреля 1502 года приказал заточить невестку и внука в тюрьму.

По предложению С.М. Каштанова, при дворе Елены Стефановны в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки. В отличие от предыдущего свода (1493), в нем тверские бояре (союзники Елены Стефановны и ее сына) не называются "коромольниками"; там отсутствуют некоторые сведения, рисующие враждебные отношения между Россией и Литвой, и появляются материалы о русско-валашском союзе.
В окружении Елены Стефановны возник и замечательный памятник древнерусского художественного шитья - пелена, на которой изображен торжественный выход Ивана Великого и всего его семейства во время коронации Дмитрия в 1498 году. В ней, наряду с церковными мотивами, обнаруживаются и светские, сочетающие приемы русского и молдавского искусства.

***

***

История государства Российского