Атака века подвиг маринеско д ф. Атака века

Документальный фильм рассказывает о судьбе капитана-подводника Александра Маринеско, самого легендарного и загадочного героя российского подводного флота. Вот уже 60 лет вокруг его персоны ломают копья историки, политики, моряки. Авторы публикаций пытаются раскрыть тайну "атаки века", но с именем капитана Маринеско до сих пор связано множество загадок. Более того, по отношению к его персоне историки флота и подводники давно разделились на две партии: "маринесковцев" и "антимаринесковцев". Последние иронично называют Александра Маринеско "Илья Муромец подводного флота" и считают его штрафником и хулиганом, которому лишь по случайности удалось устроить самую крупную катастрофу на флоте.

30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием Маринеско (в "штрафном" походе) отправила на дно немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлофф", а 10 февраля транспортное судно "Генерал фон Штойбен". На обоих кораблях находилось свыше 8 тысяч человек. Таких единовременных потерь гитлеровская Германия не знала за всю мировую войну. Считается, что самая крупная морская катастрофа - это гибель "Титаника", когда утонуло 1513 человек. В результате атаки Маринеско погибло 7700 человек.

Есть легенда, что именно на "Густлоффе" немцы вывозили в Германию знаменитую "Янтарную комнату". По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна в Балтийском море водолазы ведут до сих пор.

За эти атаки Александр Маринеско стал в Великую Отечественную последним подводником, получившим звание "Герой Советского Союза". Но сама история атаки С-13 и гибели "Густлоффа" замалчивалась и советской, и германской сторонами очень долго. Затем советская сторона упирала на то, что было затоплено военное судно с военными на борту. Немцы же утверждали, что большинство жертв - не менее 6 тысяч человек - беженцы из Кенигсберга. И то, и другое - правда. Как правда и то, что капитан Маринеско после войны и до самой смерти не будет считать себя героем и никогда не назовет январский поход С-13 подвигом. В частных письмах он называет это следованием воинскому долгу и уставу.

В 1945 году Маринеско отправили в отставку, и на флот он больше не вернулся...

Сейчас в живых осталось два участника знаменитого похода. Один из них, Алексей Астахов, всегда крайне неохотно шел на контакты с журналистами. Группе удалось поговорить с ветераном-подводником, и он помог разобраться с легендами, окружающими имя Маринеско.



По следу лайнера

"Право на борт!" — скомандовал Маринеско. Вскоре он увидел ещё огни, принадлежавшие лайнеру и сторожевому кораблю. По быстроте их перемещения советский подводник решил, что имеет дело с фашистским конвоем, состоящим из лёгкого крейсера типа "Нюрнберг" и сторожевых кораблей, которые ведут на запад крупное судно. Маринеско пересёк курс конвоя, развернулся и последовал за ним полным ходом уже со стороны берега. Он решил, что с этой стороны немцы его атаку не заметят. В 23 часа 08 минут "С-13", прорвавшись через охранение, дала залп из четырёх носовых торпедных аппаратов по самому крупному кораблю. Им был 9-палубный красавец круизный теплоход "Вильгельм Густлофф". Война заканчивалась, торпед можно было не жалеть. Жить теплоходу оставалось недолго...

Три советские торпеды со скоростью курьерского поезда рванулись к немецкому лайнеру, дававшему в штормовом море около 20 узлов (37 км/час). Четвёртая торпеда из аппарата не вышла, её пришлось с великим трудом засасывать обратно, но три стальные сигары попали в огромный теплоход идеально: в нос, среднюю и кормовую части. "Густлофф" был поражён насмерть...

"В нормальном режиме" фашистский лайнер был рассчитан на размещение 1800 пассажиров и членов экипажа. По нынешним немецким данным, в ту злополучную ночь на нём находилось более 10 000 человек — 173 члена экипажа, 162 раненых солдата, до 1300 офицеров, унтер-офицеров и рядовых 2-й учебной дивизии подводных сил, в том числе — 373 женщины. Остальные — беженцы. И вот после залпа "С-13" стальной любимец фюрера, который присутствовал при его спуске на воду за 10 лет до трагедии, затонул, по немецким данным, за 45 минут...

Из всех находившихся на борту лайнера, по нынешним данным, немцам удалось спасти 1239 человек. Они были доставлены на крейсер. Им оказался не лёгкий "Нюрнберг", а тяжёлый "Адмирал Хиппер". Из этих данных следует, что "реальных подводников" изначально было 927, а не 3700 человек, причём, сколько из них погибло — не сообщается. Но так как общие потери в личном составе фашистского подплава были огромны — к тому времени английским и американским флотами было потоплено более 700 "унтерзееботов", с которыми ушли на дно морское более 30 000 подводников, — то каждый погибший на "Густлоффе" подготовленный подводник был для "кригсмарине" дорог. Тем более, что их ждали подводные лодки не только хорошо известных флотам антигитлеровской коалиции VII и IX серий, но и новейших, XXI и XXIII серий, бороться с которыми, по мнению фашистских адмиралов, флотам коалиции было бы трудно. Поэтому советский писатель Александр Крон, написавший о Маринеско повесть "Капитан дальнего плавания", потопление "Вильгельма Густлоффа" назвал "атакой века".

Потопление лайнера, названного в честь погибшего лидера швейцарских фашистов, соратника Гитлера, в Советском Союзе до Крона особо не афишировалось. В Западной Европе, особенно — в Германии, о нём вспоминают от момента его гибели до сих пор. И вот в 1970-е годы, с лёгкой руки писателя, хорошо знавшего Александра Маринеско, это событие в СССР стали всё больше выделять из списка боевых побед советских подводников. Ведь вместе с "Густлоффом" якобы погибла большая часть из бывших на его борту 3700 унтер-офицеров и командиров школы подводного плавания в Гдыне (Готенхафене). Советский кап-три одним ударом оставил подводный флот фашистской Германии без пополнения!

В советской печати писали, что, узнав о потоплении "Густлоффа", Гитлер дал указание расстрелять начальника охранения конвоя, объявил Маринеско "личным врагом" и назначил за его голову вознаграждение в 1 миллион рейхсмарок. В Германии якобы был объявлен трёхдневный траур, как после Сталинграда. Немецкие архивы такие действия Гитлера не подтверждают, но делают упор на то, что вместе с лайнером погибли тысячи "гражданских" лиц. Ну, а у нас потопление "Густлоффа" и сегодня кое-кто по-прежнему называет "атакой века". Но была ли она таковой? Была ли она событием, по результатам ни до, ни после него в течение века не достигнутым, повлиявшим на ход дальнейшего развития истории или военной техники? Таким, как, скажем, полёт братьев Райт в 1903 году, потопление Отто Веддигеном трёх английских крейсеров в 1914-м, атомная бомбардировка Японии в 1945-м или запуск искусственного спутника Земли в 1957-м? Рассмотрим события более подробно.

Капитан Маринеско: от "М-96" до "С-13"

Из 1,1 млн. тоннажа потопленных советскими подводниками в Великую Отечественную войну вражеских кораблей около 50 тысяч тонн отправил на дно капитан 3 ранга Александр Иванович Маринеско. То, что это был настоящий "морской волк", можно сказать без всякого преувеличения. В 16 лет, окончив школу юнг, он уже ходил на судах торгового флота. Затем окончил Одесское мореходное училище и в 1933 году стал штурманом дальнего плавания, помощником капитана парохода "Красный флот" Черноморского пароходства. В 1935 году окончил специальные курсы комсостава и начал службу в Военно-Морском Флоте помощником капитана подводной лодки "Щ-306". После учёбы на Высших специальных курсах комсостава подводного плавания в 1937 году старший лейтенант Маринеско принял подлодку "М-96" Балтийского флота.

Лодки класса "М", "Малютки", были кораблями прибрежного действия, водоизмещением всего 258 тонн. Они имели экипаж 18-22 человека, были вооружены одним 45-миллиметровым орудием и имели всего 2 торпедных аппарата, которые заряжались в базе. Запасных торпед для перезарядки ими аппаратов после стрельбы эти подлодки не имели. Командиром "Малютки" Маринеско был толковым, и в 1940 году Нарком ВМФ за отличное выполнение торпедных стрельб наградил его золотыми именными часами. После начала Великой Отечественной войны, в 1942 году, "М-96", преодолев 20 немецких минных заграждений, потопила транспорт в 7 тысяч тонн, за что капитан-лейтенант Маринеско был награждён орденом Ленина. Весной 1943 года он принял лодку "С-13".

Символ советско-немецкой дружбы

Лодки типа "С" были самыми совершенными советскими средними подводными лодками. Интересна история их создания. В 1926 году руководство военно-морского флота Германии предложило руководству Советского ВМФ приобрести чертежи самой удачной средней субмарины кайзеровского ВМФ типа UB-III, спроектированной в 1918 году. Наши флотские инженеры сочли немецкий проект устаревшим и решили развернуть крупносерийное производство подлодок типа "Щ". Основой для "Щук" стала английская субмарина L-55, построенная по менее удачному, чем немецкая, проекту. Она была потоплена в Финском заливе в Гражданскую войну и затем поднята. А немцы развернули работы по модернизации своих "Троек". В 1932 году советским кораблестроителям удалось ознакомиться со строившейся немцами для Испании подводной лодкой Е-1, которая была развитием UB-III. Теперь проект очень заинтересовал руководство РККФ, и фирме "Дешимаг" предложили изготовить рабочие чертежи подводных кораблей под советское вооружение. В 1934 году в СССР заложили 3 корпуса, и уже в конце 1935-го два из них спустили на воду. Испытания лодок прошли столь успешно, что советская сторона отказалась от дальнейшего сотрудничества с "Дешимаг" и запустила "советско-немецкий проект" в крупную серию под литерой "С" — "средняя".

В Великую Отечественную войну с немецким флотом сражалось 30 таких субмарин. При подводном водоизмещении 1090 тонн они были вооружены одной 45-ти и одной 100-миллиметровой пушками, шестью торпедными аппаратами с боезапасом 12 торпед (то есть могли перезарядить аппараты и сделать ещё один залп). Имея экипаж 44 человека, надводную скорость до 40, а подводную — до 18 км/час, "эски" могли, не заходя в базу до 30 суток, нести службу даже в океане. Но и немцы не остались в накладе! Советская "эска" 9-й серии стала основой немецких "стальных акул" 7-й, самой массовой и грозной серии подводного флота гитлеровской Германии. Причём предельную глубину погружения своих "эсок" немцы увеличили в два раза, а всего их построили... 704 единицы!

"Тринадцатая" выходит в море

19 апреля 1943 года "С-13" под командованием Александра Маринеско, пройдя противолодочные заграждения, в азартной атаке потопила артиллерийским огнём вооружённый транспорт в 5 тысяч тонн, за что её командир получил орден Красного Знамени. Как видим, был Маринеско офицером находчивым и решительным. Судя по некоторым воспоминаниям о нём, и на суше тоже. Мог и рюмку пропустить, и со шведкой в гостинице на трое суток закрыться. Ведь было ему тогда чуть больше тридцати, а каждый выход в море мог стать последним...

Весной 1943 года немцы, чтобы оградить своё судоходство на Балтике от советских подводных лодок, перегородили Финский залив от полуострова Порккалаудд до острова Найссаар двухрядными противолодочными сетями из стального троса толщиной 18 мм. По обе стороны сетей, начиная от самого дна, поставили ещё и минные заграждения из 8,5 тысячи мин. Для прослушивания глубин установили шумопеленгаторные станции, а для обстрела акватории, в случае появления советских подлодок в надводном положении, — береговые батареи. Да ещё на воде несли дежурство около 120 кораблей противолодочных сил. Советская авиация воспрепятствовать установлению фашистами противолодочных рубежей не смогла. Балтийский флот — и его подводные лодки в первую очередь — на год с лишним был наглухо заперт в Кронштадте и Ленинграде.

Вынужденный отдых

Конечно, моряки-балтийцы не спали беспробудным сном. Те, которые не ушли воевать на сушу, ремонтировали корабли, повреждённые вражескими бомбами и снарядами, как могли, готовились к боям и походам. Учитывая то, что Ленинград продолжал оставаться в блокаде и значительная часть гражданского ремонтного персонала была или в эвакуации, или погибла, ремонт не мог проводиться быстро. Да и повреждения у кораблей были весьма значительными. Но Балтфлот жил. Его надводные корабли, от эсминцев и выше, участвовали в контрбатарейной борьбе, не давая немецким артиллеристам безнаказанно обстреливать Ленинград. Но вот основной боевой работой, отработкой навыков кораблевождения и боя, заниматься балтийцам было тяжело — акватория была слишком малой и мелкой. Да и многие командиры кораблей сменили места службы. Как отмечал в своём дневнике переведенный на Балтику с Чёрного моря вице-адмирал Лев Владимирский, "...корабли расставлены по Неве и Невкам. После эвакуации Ханко в сорок первом корабли не плавали, за исключением одиночных переходов Кронштадт-Ленинград и перемены мест на Неве".

Особенно тяжело восстанавливать боевую выучку было подводникам. Ведь глубины акватории не превышали 20-30 метров, а высота "эски" от киля до края рубки - около 9 метров. Как погружаться, не рискуя удариться о дно? Конечно, Маринеско делал многое, чтобы поддерживать боеготовность своего корабли, но вынужденный отрыв от боевой работы всегда накладывает негативный отпечаток и на действия личного состава, и на работу техники. Может быть, именно поэтому при атаке "Густлоффа" у "С-13" не "стартовала" четвёртая торпеда? А ведь, наполовину выйдя из торпедного аппарата, она могла стать гибельной для лодки и экипажа...

Немцы воспользовались таким состоянием Балтфлота. Хотя окончательно блокада Ленинграда была прорвана летом 1944 года, немецкий историк Ф. Руге в своей книге "Военно-морской флот Третьего рейха" отмечает, что и в ноябре 1944 года, при эвакуации немецких частей из Курляндии, немецкие корабли береговой обороны без единой потери провели по Балтийскому морю 704 судна грузоподъёмностью 1,6 млн. тонн. В декабре немцы провели 575 судов (1,1 млн. тонн), потеряв только один траулер. В последние шесть месяцев войны в Балтийском море немцы не видели ни одного советского эсминца или более крупного корабля, "...хотя для них имелись привлекательные цели - тихоходные германские конвои со слабым охранением".

Оценку Руге подтверждает и совсекретный приказ Наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова № 00260 от 20.12.1944 года "О проверке боевой деятельности Краснознамённого Балтийского флота". Итак: "...мною неоднократно отмечались крупные недостатки и пассивность в выполнении флотом своих боевых задач... запоздалое и несвоевременное развёртывание резерва подводных лодок в Балтийском море и их плавбаз в портах Финляндии... флотом не была выполнена поставленная ему задача блокировать полуостров (Сворбе. — Авт.), не допустив подвоза резервов и эвакуации войск противника. В результате через Ирбенский пролив не только происходило систематическое питание (противником) своих войск, но и беспрепятственно вывезено с полуострова две дивизии".

И это даже несмотря на то, что ещё 3 июня 1943 года, в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 31 мая 1943 года № 761-189, Нарком ВМФ Кузнецов своим приказом № 0408 приказал установить с 1 июня 1943 года выдачу денежных наград личному составу подводной лодки, торпедного катера, катера-охотника и самолёта за потопление кораблей противника! И выплаты полагались немалые! За линкор: командиру корабля - 25 000 руб.; среднему и высшему комсоставу - 5 000 руб. каждому; младшему комсоставу - 1000 руб. каждому; краснофлотцам - 500 рублей каждому. За крейсер: соответственно по 20 000, 3000, 1000, 500 рублей. За миноносец или подводную лодку: 10 000, 2500, 600, 300 рублей. За транспортное судно (водоизмещение не указано): 3000, 1000, 200, 200 рублей. За сторожевой корабль или тральщик: 2000,500, 200, 100 рублей. За баржу, буксир или вооружённую шхуну: 1000, 300, 100, 50 рублей.

Как видим, оснований для решительных действий у советских подводников на заключительном этапе войны было предостаточно.

"С-13" уходит в историю

Главный поход в боевой биографии Александра Маринеско начался 11 января 1945 года. Он засёк "конвой", выходивший из Данцигской бухты, через 19 дней нахождения его в море, в 21 час 10 минут 30 января. Почему для атаки Маринеско, несмотря на то, что денежное вознаграждение ему в случае успеха было бы гораздо меньше, выбрал транспорт, а не "Хиппер"? По некоторым источникам, вражеский крейсер вырвался вперёд, и торпеды С-13 его уже не могли достать...

И всё же Маринеско погнался за немцами, хоть и пришлось ему делать это "в позиционном положении", при котором над водой остаётся только рубка. Штормило, летели брызги, от рубки расходился пенный бурун. Лодку могло затянуть под воду, смыв командира с ходового мостика. В таком положении в течение более двух часов "С-13", чтобы занять позицию для атаки, шла менее чем в километре от немцев. Но темнота зимней ночи и дерзость командира нашей подлодки бдительность немецких наблюдателей притупили...

Слово о противнике

Старший корабль конвоя, бронированный красавец тяжёлый крейсер "Адмирал Хиппер" водоизмещением 13 900 тонн, был самым мощным немецким кораблём на Балтике, мощнее любого из крейсеров Балтийского флота. Снаряд каждого из 8-ми орудий его главного калибра весил более 100 килограммов. Кроме того, у "Хиппера" было ещё 18 пушек калибром в два раза меньше, да ещё более 30-ти зенитных автоматов и...12 торпедных аппаратов. В общем, знай капитан тяжёлого крейсера, кто это пенит бурун недалеко от конвоя, он бы утопил "С-13" в мгновение ока. А кроме "Хиппера", были в конвое ещё и миноносцы, и тральщик, и катера...

"Вильгельм Густлофф", самый крупный охраняемый транспорт, был 9-палубным круизным теплоходом водоизмещением 25 484 тонны, спущенным на воду в середине 1930 годов. Он предназначался для круизных рейсов "лучших представителей немецкого народа", а потому имел бассейн, гимнастический и танцевальный залы, рестораны, кафе, зимний сад, церковь и даже... личную каюту Гитлера. Всю войну теплоход простоял в Гдыне, где использовался как плавучая база для подводных лодок. И вот почти в полночь 30 января 1945 года его курс пересёкся с курсом советской субмарины "С-13". Над "Вильгельмом Густлоффом" последовательно поднялись три высоких фонтана ледяной балтийской воды. Только теперь немцы поняли, кто поднимал бурун совсем рядом…

Кто был на "Густлоффе"?

Контр-адмирал Ю.С. Руссин, в звании капитан-лейтенанта в 1945-м служивший старшим помощником советской подлодки "Л-21", вспоминал в своих мемуарах: "15 февраля вечером, после того как Маринеско доложил командованию бригады об итогах похода, мы собрались в его тесной каюте... А.И. Маринеско, улыбаясь, сказал: "Кого мы утопили, мы не знаем, но знаем то, что отправили на дно фашистское судно большого водоизмещения...".

Кого утопил Маринеско 20 февраля 1945 года первой сообщила шведская газета "Афтонбладет". Согласно ей, на борту потопленного лайнера находилось от девяти до десяти тысяч человек, в том числе 22 гауляйтера польских земель и земель Восточной Пруссии; 3700 унтер-офицеров и 100 командиров-подводников, окончивших спецкурсы для управления подводными лодками, предназначенными для полной блокады Англии; вспомогательный батальон войск СС в количестве 300 человек; чиновники, генералы и высший офицерский состав, подчинённый непосредственно Гиммлеру. Спаслось 988 человек. Как видим, данные шведской газеты сильно отличаются от современных.

После дерзкой атаки корабли охранения преследовали "С-13" в течение двух суток, сбросив на неё около 240 глубинных бомб. Но "С-13" выстояла, и 9 февраля, опять же на выходах из Данцигской бухты, в 22.15 Маринеско потопил пароход "Генерал Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн. В 1945-м наша пресса утверждала, что на пароходе находилось более 3000 солдат и офицеров, эвакуировавшихся на оборону Берлина. Ныне немцы утверждают, что на пароходе находилось 3000 тяжелораненых, а спасли только 300 человек.

После потопления "Штойбена", при следовании на базу, лодка Маринеско подверглась подводной атаке немецкой субмарины, гонявшейся под водой за "С-13" в течение шести часов и выпустившей по ней 8 торпед. Уже при подходе к базе Маринеско провёл "С-13" более трех миль подо льдом. На базу "С-13" вернулась 15 февраля, более чем через месяц героической боевой работы в штормовой зимней Балтике. Но Героем Советского Союза Александр Иванович Маринеско в 1945-м не стал...

Скорее всего, потому, что те же шведские газеты устроили страшный шум. Ведь на "Густлоффе" были и гражданские лица, а на "Штойбене" — тяжелораненые. Наверняка и геббельсовская пропаганда этим воспользовалась. Согласитесь, присваивать капитану 3 ранга Маринеско Героя тогда, в феврале, "в верхах" вполне могло показаться как-то неловко. Вот если бы он всё это сделал попозже, как, к примеру, капитан 3 ранга В. Коновалов...

17 апреля 1945 года (всего за две недели до капитуляции Германии!) Владимир Коновалов, командуя подлодкой "Л-3", перехватил конвой из восьми судов. По советским утверждениям, у них на борту были подкрепления для немецких группировок в Кенигсберге, Данциге и Готенхафене. По английским данным, корабли эвакуировали беженцев с полуострова Хель. Коновалов потопил пароход "Гойя" водоизмещением всего 5 230 тонн, но на борту его находилось 6 385 человек (как гроздьями виноградными обвешан был). Спасли только 165 человек, все они оказались военными. Но никто бы не поручился, что из 6 220 погибших не было половины гражданских. Зато через два дня, 19 апреля, Коновалов потопил тяжёлую плавучую батарею "Роберт Мюллер". Её водоизмещение было всего около 1000 тонн, но, пусть бы там было 6 000 гражданских, это был боевой корабль, и капитан 3 ранга Коновалов стал Героем Советского Союза. Поэтому можно предположить, что потопи Маринеско после "Густлоффа" вертящийся поблизости миноносец, Звезда Героя ему была бы обеспечена. А уж если бы он отправил на дно "Хиппера", даже не трогая "Густлоффа", то не исключаю, что эту Звезду вручал бы ему в Кремле сам товарищ Сталин и лично прислал бы для экипажа "С-13" пару ящиков грузинского коньяку. Как присылал "другу Черчиллю", несмотря на то, что английские "Ланкастеры" перед самым носом наступающих советских войск дотла сожгли, в общем-то, "гражданский" Дрезден...

В общем, Маринеско и ещё 6 членов экипажа получили ордена Красного Знамени, вся команда — ордена Красной Звезды и Отечественной войны. "С-13" тоже стала Краснознамённой.

Так была ли "атака века"?

Для советских подводников - была однозначно. Большего, чем "Вильгельм Густлофф" по водоизмещению, корабля, большей суммы водоизмещения всех потопленных в одном походе кораблей ни российские, ни советские подводники за весь XX век не потопили. Ну, а теперь попробуем оценить влияние результата той атаки на ход дальнейших событий Второй мировой. Примем во внимание, что экипаж немецкой лодки XXIII серии должен был состоять из 44-х человек, а лодки XXI серии - из 57-ми. Если считать, что вместе с "Густлоффом" погибли все 927 "реальных" подводников из 1300, относившихся ко 2-й учебной дивизии подводных сил, то выходит, что подводный флот Германии разом лишился... 30 экипажей. Изменили бы 30 экипажей ход войны на море в 1945 году, когда Атлантика кишела кораблями противолодочной обороны, а сверху ни одна немецкая лодка не могла не попасть в зоркий глаз радиолокаторов патрульных самолётов "Либерейтор"? Вряд ли...

Так что по влиянию на развитие хода Второй мировой войны на море "атакой века" потопление Александром Маринеско "Вильгельма Густлоффа" не было.

Нельзя назвать его таковым и по тоннажу потопленного в одной атаке корабля, ибо самым крупным кораблём, потопленным подлодкой в одном бою, был японский авианосец "Синано" водоизмещением около 70 000 тонн, потопленный 6-ю торпедами командиром американской подлодки "Арчерфиш" коммандером (соответствует нашему капитану 2 ранга) Джозефом Инрайтом.

Так надо ли было уже через много лет после войны присваивать Маринеско посмертно звание Героя Советского Союза? Был ли он таковым? Безусловно - был!

Давайте мысленно поставим себя на мостик подводной лодки "С-13", несущейся в темноте нашпигованного минами штормового зимнего Балтийского моря. Готовящими атаку под дулами орудий "Хиппера" и других кораблей охранения. "Посидим" под водой под грохот глубинных бомб, даже просто побудем месяц "в командировке" взаперти на холодной железной посудине под названием "подводная лодка". По-моему, если даже мысленно мы всё это переживём без мороза по коже, мы уже достойны медали "За отвагу"...

Михайлов Андрей 25.02.2019 в 17:00

Его не зря считают самым скандальным командиром подводной лодки Великой Отечественной. Список его "прегрешений" перед железной воинской дисциплиной ничуть не меньше, чем список его побед. Александр Иванович Маринеско, совершивший знаменитую "Атаку века" и потопивший крупнейший фашистский транспорт "Вильгельм Густлов", был отнюдь не ангелом.

Из шести боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, три были безуспешными, но он первый "тяжеловес" среди советских подводников: на его счету два потопленных транспорта общим водоизмещением в 42 557 брутто-регистровых тонн.

Происхождение у него было самое что ни на есть сомнительное с точки зрения НКВД. Родился Александр Маринеско в 1913 году в Одессе в семье румынского рабочего Иона Маринеску, его мать - украинка из очень зажиточной семьи. К Румынии вообще в Советском Союзе относились подозрительно, а если учесть, что у отца будущего героя-подводника все родственники жили за границей, то можно представить, как могла сложиться его судьба. Но пронесло - ни отца, ни мать будущего героя, ни его самого репрессии не затронули. Во всяком случае, в исторических хрониках упоминаний об этом нет.

Окончив трудовую школу, Александр Маринеско стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом первого класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах "Ильич" и "Красный флот".

Был он активным общественником, выпускал судовую стенгазету, ярко выступал на комсомольских собраниях, и в ноябре 1933 года по путевке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был направлен на специальные курсы флотского комсостава, после окончания которых его назначили штурманом на подлодку Щ-306 ("Пикша") Балтийского флота.

Потом он успешно окончил курсы переподготовки и стал помощником командира, а потом и командиром подводной лодки класса "Малютка". В 1940 году его лодка заняла первое место во флотском соцсоревновании и его повысили до капитан-лейтенанта и наградили золотыми часами. На этой лодке он и встретил Великую Отечественную.

Надо сказать, его довольно успешный карьерный рост проходил на фоне не менее успешной личной жизни, довольно разгульной. В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе подводных лодок азартных карточных игр. Но в командирах оставили: грамотных офицеров было тогда, в начале войны, наперечет. Лишь 12 августа 1942 года его лодка М-96 вышла в боевой поход.

И почти сразу, 14 августа, его лодка атаковала немецкую тяжелую плавбатарею. По наблюдению командира Маринеско, в результате атаки корабль пошел на дно - так он и доложил начальству. Однако на самом деле батарея все-таки осталась на плаву и потихоньку "дочапала" до своей базы без буксира, хотя и с тяжелыми повреждениями - и до конца войны в боевых действиях больше не участвовала.

В конце 1942 года Александру Ивановичу Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год было отмечено отдельной строкой, что на берегу он склонен к частым выпивкам… В 1943 году его новая лодка С-13 в боевые походы не выходила, а командир попал в очередную "пьяную" историю. В поход подлодка под его командованием вышла только в октябре 1944 года.

В первые же сутки похода Александр Маринеско обнаружил и атаковал немецкий транспорт "Зигфрид". Атака не удалась, торпеды прошли мимо, и он обстрелял его из артиллерийских орудий. Командир, видевший, как транспорт медленно погружается в воду, снова доложил о его потоплении. В действительности, поврежденный германский транспорт был спешно отбуксирован противником в Данциг и к весне 1945 года уже восстановлен. За этот поход Александр Маринеско получил орден Красного Знамени.

И, наконец, наступил "звездный час" командира-подводника. С 9 января по 15 февраля 1945 года скандальный командир находился в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника - "Вильгельм Густлофф" и "Штойбен".

Перед этим походом командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала (за которым обычно следовал расстрел) за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул свою лодку, экипаж которой за это время "отличился" выяснением отношений с местным населением). Но исполнение этого решения адмирал задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе. Таким образом, С-13 стала единственной "штрафной" подлодкой советского флота.

"Вильгельм Густлофф" был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими подводниками, и вторым по числу жертв. "Официальные" историки так описывают эту атаку, почти сразу названной "Атакой века". Поздно вечером 30 января 1945 года С-13 заняла позицию на параллельном курсе конвоя со стороны берега. Еще через час, проникнув сквозь строй эсминцев охранения, подлодка Маринеско приготовилась к атаке.

Залп из четырех носовых торпедных аппаратов поставил точку в судьбе гитлеровского лайнера. Одна торпеда взорвалась в носовой части корабля, вторая - в середине, третья - в корме. Четвертая торпеда из-за технической неисправности из аппарата не вышла. Через 10 минут после торпедирования девятипалубная махина легла на борт и еще через пять минут затонула. Спасти удалось лишь 988 человек.

Был ли нанесен германским подводным силам непоправимый урон, как писала советская печать? Объявлял ли Гитлер Александра Маринеско личным врагом? Некоторые первоисточники приводят такие данные: на борту погибшего от советских торпед "Вильгельма Густлова" находилось 10582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей. То есть, исходя и таких данных, можно считать, что Маринеско атаковал транспорт в первую очередь с беженцами? Ужас…

По некоторым же современным данным, основанным на немецких архивах, с "Густлоффом" погибло 406 матросов и офицеров второй учебной дивизии германских подводных сил, 90 членов собственного экипажа, 250 женщин-военнослужащих немецкого флота и 4600 беженцев и раненых (из них почти три тысячи детей). Существуют и иные оценки численности жертв, вплоть до 9343 человек. Из числа подводников, по этим оценкам, погибло 16 офицеров (в том числе восемь - медицинской службы), остальные - малообученные курсанты, нуждавшиеся еще, как минимум, в полугодичном курсе подготовки. Из находившихся на борту транспорта военных якобы нельзя было сформировать ни одного полноценного обученного экипажа боевой субмарины. То есть не такой уж и сильный урон был нанесен германским подводным силам.

Порой в разных публикациях (и немало в интернете) утверждается, что, вопреки утверждениям ряда военных и историков, трехдневный траур по потопленному теплоходу в Германии не объявлялся (за всю войну он объявлялся только по уничтоженной в Сталинграде 6-й армии вермахта) и Адольф Гитлер Александра Маринеско своим личным врагом вовсе не объявлял! Как говорится, у нас самая непредсказуемая история в мире.

Лет 30 назад, при СССР, имя Александра Маринеско в официальной прессе и исторических книжках того времени хоть и неохотно, но все-таки называлось как имя героя. Сейчас же оценки действий Маринеско и экипажа С-13 сильно разнятся. А что говорили реальные свидетели военных событий?

В начале 80-х, во время учебы в Севастопольском Высшем Военно-морском инженерном училище, автор этих строк в составе курсантских групп не раз слышал личные воспоминания подводников военной поры - патриотическо-воспитательный процесс был тогда на высоте. Так вот, их мнения относительно подвигов Маринеско отличались так же разительно, как мнения различных историков!

Почему в британском Портсмуте установлен бюст русского подводника

В конце 1944 года на германской экспериментальной ракетной базе сухопутных войск вермахта - Пенемюнде (остров Узедом у южного побережья Балтики, близ нынешней польско-германской границы) появились необычные для этого объекта военнослужащие - в черной форме германских подводников. Многие были со щегольскими бородками, что считалось особым шиком среди подчиненных гросс-адмирала Карла Дёница, до 1943 года командовавшего подводными силами кригсмарине, а затем и возглавившего германские ВМС.

Первыми увидели прибывших завсегдатаи местного казино, где коротали вечера офицеры гестапо, абвера и сотрудники полигона. По установившейся в Третьем рейхе традиции все посетители ресторана, кафе и прочих увеселительных заведений при входе офицера-подводника в форме обязаны были встать и приветствовать его. Если при нем была дама, то следовало поднять тост за ее красоту, здоровье и благополучие.


Однако приехавшие на ракетную базу подводники были без дам, поэтому скоро завязалась дружеская беседа офицеров - без формальностей и соблюдения этикета. По словам гостей, у двух субмарин, возвращавшихся из похода к берегам России, в открытом море случились неисправности. Устранить их решили на местном судоремонтном заводе - в поселке рыбаков Хернгсдорфе. Потом лодки собираются совершить заход на соседний остров Рюген, чтобы пополнить запасы провианта и горючего. Больше подводники ничего не сказали, хотя были уже достаточно навеселе от усердно подливаемого гестаповцами рома и шнапса.

СЕКРЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ: ЦЕЛЬ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕВАНШ

Но подводники прибыли на остров Узедом совсем с другой целью. Они выполняли задание по совершенно секретной программе создания «оружия возмездия». Там, на ракетном полигоне Пенемюнде, штурмбаннфюрер СС барон Вернер фон Браун, выпускник Берлинского технического института, и кавалер Рыцарского креста за военные заслуги с мечами генерал-майор Вальтер Дорнбергер, получивший степень магистра баллистики в Технологическом училище в Шарлоттенбурге, готовили к запуску гигантскую двухступенчатую ракету по проекту А9/А10 «Америка».

На этот ракетный монстр Гитлер и его подручные возлагали особые надежды как на уникальнейшее средство поражения. Предполагалось, что он за один час покроет расстояние в 4800 км и причинит сильнейшие разрушения Нью-Йорку или иному крупному городу на Атлантическом побережье США. Именно в Пенемюнде впервые в мире были разработаны и испытаны опытные образцы баллистических ракет. Именно там находится стартовая точка последующей гонки ракетно-космических вооружений.

Особый интерес фюрера Третьего рейха к заботам немецких «сухопутных» ракетчиков объясняется и другим: в Берлине очень рассчитывали на применение их достижений и в кригсмарине. Речь шла о проведении опытно-конструкторских работ по проекту «Лафференце», согласно которому несколько германских подводных лодок должны стать буксировщиками специальных контейнеров с установленными в них баллистическими ракетами, приспособленными для запуска из-под воды.

С военно-технической точки зрения, это были бы первые субмарины с ракетным оружием на борту. В обстановке исключительной секретности немецкие офицеры-подводники должны были освоить на ракетном полигоне технологию транспортировки баллистических ракет в Атлантику, подготовки и проведения их пуска по утвержденным Гитлером целям.

Была и еще одна хорошая новость для фюрера. Двухступенчатая баллистическая ракета по проекту А9/А10 «Америка», как докладывали Гитлеру, 24 января 1945 года совершила успешный экспериментальный полет, хотя сбилась с курса и взорвалась где-то над Атлантикой, у берегов Гренландии. Руководители проекта заверили вождя рейха, что первые три серийные ракеты уже собираются на подземном заводе вблизи города Кракова и будут готовы к запуску на Америку не позже октября 1945 года.

Гитлер с большой надеждой ждал прихода последних дней января 1945 года - 30 и 31. Но развивающийся успех русских в Восточной Пруссии заставил его ускорить вывод находившихся там подводников на базы в Киле, Бремене, Бременсхафене, Вильгемсхафене, Гамбурге, Штеттине, Штральзунде. Делалось это скрытно, по ночам. И все же в восточнопрусском порту Пиллау оставалось достаточно много выпускников и преподавателей учебных дивизионов подплава, огромное количество имущества и снаряжения. Пришлось согласиться с предложением командования вывести всех еще не эвакуированных моряков одним рейсом гигантского океанского лайнера «Вильгельм Густлов».

До Второй мировой войны и в ее начальный период этот лайнер ходил, как было задумано самим фюрером, в круизы с «передовиками производства» рейха на борту. Рейсы длились всего неделю, ударники нацистского труда могли отдохнуть и даже загореть. Потом стало уже не до них - в 1940 году «Густлов» включили в состав кригсмарине. Официально - как учебное судно для подготовки подводников и плавучую базу. Но, как выяснилось уже в наши дни, на излете военной поры на борту лайнера втайне занимались не только этим. Там планировались масштабные стратегические операции с участием субмарин и новейшего оружия в интересах новой блокады Великобритании, чтобы подорвать ее военный потенциал и ослабить ряды западных союзников по антигитлеровской коалиции. По мнению фюрера и разработчиков этих сверхсекретных операций, они могли изменить ход войны в пользу Германии. Поэтому усиленно готовились кадры подводников, проводились испытания новой техники.

Но Гитлер и думать не мог, что судьба готовит ему удар, который разобьет в прах эти замыслы, а заодно и мистическую веру в магию числа «13». Утром 13 января на одной из баз подводников Краснознаменного Балтийского флота в кругу боевых товарищей отмечал свой 32-й день рождения капитан 3 ранга, командир субмарины С-13, ласково называемой самими подводниками «тринадцатой эской», Александр Иванович Маринеско. Это был опытный офицер, не раз успешно проводивший свою субмарину из родных вод Балтики через опаснейшие минные поля, закрывавшие выход на морские просторы. Так что Александра Маринеско считали счастливчиком, суеверные люди ломали голову: как могло везти человеку, который родился 13 января 1913 года и при этом умудрился получить под свое начало субмарину с индексом 13!

…Фюрер торопил с отправкой «Вильгельма Густлова», но она по различным причинам откладывалась. Дело в том, что помимо военных, в том числе моряков-подводников, на лайнере намеревались разместить сначала тысячу, а потом - и две тысячи пассажиров. Но в итоге погрузились дополнительно 4500 человек из числа функционеров нацистской партии, чиновников администраций Восточной Пруссии и Померании, мечтавших поскорее выбраться из кенигсбергского ада. Поэтому к трапу «Густлова» они рвались, таща за собой домочадцев, фамильные и награбленные на оккупированной территории драгоценности и домашний скарб. Посадка растянулась на двое суток, которые оказались для судна, многотысячного «десанта» военных и гражданских лиц, в том числе женщин и детей, роковыми. Всего, по немецким данным, лайнер принял на борт 10 582 человека.

«ЭСКА» МАРИНЕСКО: ВОЗМЕЗДИЕ

Темной ночью 30 января 1945 года десятипалубный гигант водоизмещением более 25 тыс. тонн отошел от причала порта Данциг и направился в открытое море. Его сопровождал мощный эскорт сторожевых и противолодочных кораблей. Правда, особого беспокойства командир эскорта не ощущал: американцы и англичане далеко, а русские подлодки сюда не дойдут из-за густых минных полей. Он, как и капитан «Густлова», хорошо знал, что за годы войны русские не раз топили на Балтике транспорты с углем, железной рудой и вооружением, но при этом потеряли более 40 субмарин, примерно 1400 подводников. Но сейчас лайнер под надежной защитой, и ему ничего не угрожает...

Но не ведали в тот вечер командир эскорта и сам Гитлер, что на дне близ Данцигской бухты уже много часов лежит, затаившись, подводная лодка Краснознаменного Балтийского флота С-13. Ее экипаж задыхался от нехватки кислорода, а капитан ждал наступления темноты, чтобы всплыть и дать возможность морякам надышаться пьяняще чистым морским воздухом.

Тринадцатая «эска» всплыла ровно в 20.30 30 января 1945 года. Капитан 3 ранга Маринеско сквозь снежную пелену на фоне свинцового неба сумел разглядеть в перископ громадное судно в сопровождении кораблей охранения. С-13, прикрываясь шумами винтов и механизмов транспорта-гиганта, незамеченной некоторое время сопровождала его. А затем, заняв рискованную, но в тактическом отношении выгодную позицию со стороны берега, лодка по команде командира выпустила по цели четыре торпеды. Три из них угодили в борт вражеского судна, разворотив ниже ватерлинии громадные пробоины, в которые мог бы въехать грузовик, и взорвались внутри огромного корпуса. А четвертая, на которой, как на грех, была надпись «За Сталина!», не взорвалась. Смертельно раненный «Густлов» дал крен на левый борт и через 26 минут пошел дно вместе с грузом и пассажирами.

Это произошло в 23.09. Корабли сопровождения и тральщики бросились в погоню, утюжа глубинными бомбами бухту во всех направлениях. Лодка стремительно ушла на глубину и легла на грунт. Как потом говорили, только какое-то чудо спасло С-13, которая после окончания атаки скрытно сумела оторваться от преследования и уйти в открытое море. Да, был и элемент везения - вопреки номеру субмарины. Но главное, конечно, - это опыт и нестандартный, творческий подход командира к выполнению боевой задачи, высочайшая боевая выучка и сплоченность экипажа.

На следующий день газеты нейтральной Швеции и ряда других стран сообщили о гибели теплохода «Вильгельм Густлов». Гитлер был вне себя: ведь он, фюрер, вместе с адмиралом Дёницем 5 мая 1937 года присутствовал на торжественном спуске суперлайнера на воду - эти кинокадры видела вся Германия! К тому же потопление «Густлова» произошло 30 января, в годовщину прихода нацистов к власти. Именно в этот день ровно 12 лет назад Гитлер стал канцлером Германии.

А уже 9 февраля та же С-13 под командованием Маринеско потопила еще один крупный немецкий транспорт - «Генерал фон Штойбен». Все говорили о том, что капитан 3 ранга скоро станет Героем Советского Союза: если не сегодня, то завтра, в крайнем случае - послезавтра. Но увы, этого не произошло. Александр Маринеско стал неугоден многим и попал в опалу. Почему?

ОНА ЗВАЛАСЬ ТАТЬЯНОЙ


Рубка знаменитой С-13 Маринеско.

В ночь под новый, 1945 год подводная лодка С-13 стояла у причальной стенки в финском порту Турку (Финляндия осенью 1944-го вышла из войны). Командир субмарины, один из ее офицеров и сотрудники советской контрольной комиссии решили отметить новогодний праздник в ближайшем ресторане при небольшой уютной гостинице.

Уже вскоре после начала трапезы гости обратили внимание на то, что хозяйка гостиницы, красивая молодая женщина, хорошо говорившая по-русски, не сводит глаз с командира С-13. Возможно, она чисто интуитивно, по-женски, почувствовала цельность и глубину натуры Маринеско, который, как всегда, был душой компании. Он тоже не мог не заметить пристального взгляда широко раскрытых голубых глаз хозяйки. Звучали тосты в ее честь, здравицы за близкую победу. Они танцевали под звуки томного северного танго в исполнении небольшого оркестра с непременным солирующим аккордеоном, а за столиками мирно текла беседа.

Сначала Александр «упрямился», но под воздействием праздничной и очень комфортной, почти домашней атмосферы новогодней ночи поддался чарам северной красавицы и в конце концов согласился подняться в ее квартиру, которая была там же, при гостинице. Но Маринеско не знал, что буквально за несколько часов до этого хозяйка разругалась со своим женихом. Может, на этом бы все и кончилось, но тот крепко разобиделся и, узнав, что его пассия предпочла русского морского офицера, тут же побежал в советскую военную комендатуру. При этом «горячий» финский парень не преминул услужливо сообщить коменданту домашний адрес женщины.

Рано утром сотрудники военной контрразведки «СМЕРШ» явились на квартиру прекрасной дамы и увели с собой в известном направлении капитана 3 ранга. Правда, потом отпустили. Но в итоге Маринеско прибыл на лодку лишь к 8 утра. А тут новая неприятность. Матросы «эски», отмечавшие Новый год, повздорили с финскими моряками. Дело кончилось потасовкой, в которой «горячим парням» русские подводники изрядно намяли бока…

С этого в службе и в жизни Александра Ивановича начались большие сложности. По словам шифровальщика подводной лодки С-13, сотрудники военной контрразведки пытались получить от него «признание» в том, что его командир, капитан 3 ранга Маринеско А.И., якобы передал финской гражданке... секретные коды радиосвязи советских подлодок. Но шифровальщик оказался не из робкого десятка. Он не дрогнул на допросах и не стал наговаривать на своего командира. Более того, боевой моряк сумел доказать абсурдность обвинений в адрес Маринеско. Да и сама героиня скоротечного романа настаивала на том, что ей ничего, кроме любви, не нужно было от русского капитана...

Самое поразительное во всей этой романтической, но очень грустной истории оказалось то, что избранница командира С-13 оказалась вовсе не шведкой, как он полагал поначалу, а… русской по происхождению - дочерью эмигрантов из России, обосновавшихся в Финляндии после 1917 года. Звали ее Татьяна. Так же называлась и принадлежавшая ей гостиница. Татьяна… Этим чистым и светлым именем пушкинской героини легендарный подводник позднее нарек свою дочь от второго брака.

Историю с хозяйкой гостиницы завистники и злопыхатели использовали для дискредитации командира «эски». Разумеется, по меркам военного времени он как офицер мог понести наказание за случившееся. Но беда в том, что пошли слухи, будто бы ничего геройского Маринеско не совершил, ведь война скоро кончилась. Александр Иванович же был человеком прямым и резким, нетерпимым к фальши и лицемерию. Своим обидчикам, в том числе из числа некоторых старших офицеров и политработников, он резал правду-матку в глаза. В итоге командира С-13 сняли с должности и понизили в воинском звании на две ступени. В конце концов героя-офицера уволили в запас. Для Маринеско это стало непоправимым ударом.

ОЦЕНЕН ПОСМЕРТНО

Думали ли те люди, кто с холодным чиновничьим равнодушием решал судьбу Маринеско, скольким тысячам американских и английских моряков и пехотинцев спас жизни командир С-13 и ее экипаж? По сути, были сорваны планы командования кригсмарине по активизации действий германского подводного флота (помните, чем втайне занимались на борту лайнера)? По большому счету это была действительно «атака века» - именно так ее охарактеризовал весьма авторитетный немецкий журнал «Шпигель». Этот номер, кстати, - один из экспонатов Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге, где представлены некоторые, в том числе и малоизвестные, фотографии и документы о герое-подводнике и его экипаже. Такое же наименование - «атака века» - она получила и в специальной литературе, войдя после этого в Книгу рекордов Гиннесса.

Иное дело, что со временем подвиг Маринеско (впрочем, как и любой подвиг) стал обрастать мифами и легендами. Из публикации в публикацию у нас кочевал пассаж о том, что Германии был объявлен траур - впервые после произошедшей ровно за два года до этого гибели 6-й армии фельдмаршала Паулюса в занесенном снегом Сталинградском котле. Еще один миф, что якобы командира эскорта расстреляли по личному приказу фюрера. И что он будто бы занес имя командира русской подводной лодки, потопившей лайнер, в список врагов рейха и своих личных врагов. Еще один миф - на борту лайнера якобы находились 3700 эвакуированных из Пиллау подводников, среди которых было 100 командиров и 70-80 подготовленных экипажей для океанских субмарин нового проекта. Немецкие источники не подтверждают этих данных. Да, подводники были, но не в таком количестве - «всего лишь» около 1000 матросов и офицеров. Но разве подвиг Маринеско и его моряков от этого менее значим?

Мы специально интересовались отношением немцев к потоплению лайнера. Конечно, они считают это трагедией. Об этом в Германии рассказывают несколько фильмов, десятки книг. В частности, в повести «Траектория краба» известного публициста и писателя Гюнтера Грасса. Повествование в этой книге ведется от лица человека, который якобы родился на «Густлове» и был спасен…

Один из авторов данного очерка побывал в гигантском военно-морском мемориале в Лабё, близ северогерманского портового города Киль. Здесь в Зале памяти представлена трехметровая модель «Густлова», а рядом на стене - портрет Маринеско. Вопреки многолетним попыткам, предпринимаемым в Германии с целью обвинить командира С-13 в совершении воинского преступления, его «атака века», с точки зрения экспертов международного морского права, не противоречит правилам ведения войны на море. Ведь «Густлов» был не гражданским судном, а входил в состав ВМС Третьего рейха. Правомочность действий капитана 3 ранга Маринеско не опроверг и такой авторитетный исследовательский центр, как действующий здесь же, в Киле, Институт морского права. Но тем не менее споры о Маринеско и «Вильгельме Густлове» не прекращаются и сегодня.

Как бы то ни было, потопление «Густлова» - одна из самых дерзких спецопераций в истории Второй мировой войны, хотя «эску» к специальным операциям и не готовили. Но если взять соотношение сил - одна лодка против мощного конвоя из шести кораблей - и результативность. Ведь никогда еще за всю историю войн на море ни одной лодке не удавалось уничтожить столь крупный вражеский корабль, разом отправив на дно 9343 человека, в том числе военнослужащих вермахта. (Из 10 582 человек, находившихся на борту «Густлова», спаслись 1239.) Не случайно моряки надменной Британии, испокон века считавшей себя владычицей морей, установили бюст русского героя-подводника в музее портового города Портсмута.

Но вернемся к судьбе командира С-13. К сожалению, формально отнесся к решению «по делу Маринеско» и нарком ВМФ (впоследствии военно-морской министр и главком) адмирал Кузнецов. Правда, потом Николай Герасимович искренне сожалел о своей ошибке. Хотя и с большим опозданием, но признал, что «изумительный подвиг А.Маринеско в то время не был оценен по заслугам». Кстати, позднее фортуна резко повернулась спиной и к самому Кузнецову. В 1956 году его, заслуженного флотоводца, так же необоснованно отстранили от должности. И тоже понизили в звании на две ступени - с Адмирала Флота Советского Союза до вице-адмирала.

А Маринеско? Горькой была послевоенная его жизнь, в которой он так и не нашел себя. Людская зависть и злоба сделали свое черное дело: 25 ноября 1963 года он умер от тяжелой болезни - в безвестности и нищете. Поразительно, но в фундаментальной пятитомной «Истории Великой Отечественной войны» о подвиге С-13 и ее командира, подводника № 1, как нарекли его в мировой печати, сказано всего тремя строками. А в Советской военной энциклопедии (в 8 томах, 1970-е годы) и в Военном энциклопедическом словаре (1986 год) Маринеско даже не упоминается!

Однако памяти героя остались верны его боевые товарищи, с которыми он рисковал жизнью в морских походах; были просто честные люди, которые не могли равнодушно взирать на произвол бездушных чиновников с большими звездами на погонах. После многочисленных обращений ветеранов, общественности, после серии публикаций в газете «Известия» справедливость восторжествовала. 5 мая 1990 года капитану 3 ранга Маринеско Александру Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Посмертно же он был награжден медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

Владимир Алексеевич Васильев - кандидат технических наук, доцент, профессор Академии военных наук; Владимир Тимофеевич Рощупкин - кандидат политических наук, профессор Академии военных наук.

Александр Маринеско стал «подводником №1» благодаря «Атаке века», в ходе которой был потоплен лайнер «Вильгельм Густлофф». Он был очень своеволен, много пил, сидел в тюрьме, а свой главный подвиг совершил вопреки приказу начальства.

Балтиец из Одессы

Маринеско родился в Одессе, с детства любил и знал море, прекрасно нырять и плавать научился уже в 7 лет. По воспоминаниям самого Маринеско, каждое утро вместе с друзьями они уходили на море и проводили там время в купании и ловле бычков, скумбрии, чируса и камбалы.
Биографы спорят о криминальной юности Маринеско. Одесса в те годы действительно была бандитским городом, в точности как описывал ее Бабель в своих знаменитых рассказах.
По наследству от отца, моряка и румына по национальности, Маринеско достался буйный нрав и тяга к авантюрам. В 1893 году Маринеску-старший избил офицера, попал под суд, где ему грозила смертная казнь. Он бежал из карцера, переплыл Дунай, женился на украинке, долгое время скрывался.
Казалось бы, все в характере и биографии Маринеско-младшего вело к тому, что стать ему капитаном советского торгового судна на Черном море, контрабандистом и весельчаком. Но судьба и Маринеско решили иначе: не южные, а северные моря, не торговый, а военный флот, не капитан морского корабля, а командир подводного хищника.
Из 13 дизель-электрических торпедных подводных лодок балтийского флота класса «С» (средняя), за время войны уцелела только одна, под несчастливым номером 13. Та, которой командовал одессит Маринеско.

Алкоголизм

Автор советской апологетической книги посвященной Маринеско - «Капитан дальнего плавания», - Александр Крон вспоминает, что его первое знакомство с легендарным подводником состоялось в 1942 году: Маринеско пил спирт с сослуживцами.
«Пьяные» истории происходили с Маринеско регулярно. В октябре 1941 года подводника исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за организацию азартных карточных игр и злоупотребление спиртным. Ровно через год, тогда еще командир лодки М-96, Маринеско успешно высадил в Нарвском заливе советский десант, охотившийся за немецкой шифровальной машиной «Энигма». Операция закончилась неудачей - машину так и не нашли, - но действия подводника оценили высоко, Маринеско представили к награде и восстановили кандидатом в члены партии, однако в боевой характеристике опять упомянули о склонности к алкоголю.
В апреле 1943 года Маринеско назначили командиром лодки С-13, той самой, на которой он совершит свои главные военные подвиги. А гражданские «подвиги» у него никогда не прекращались: «За лето и осень сорок третьего Маринеско дважды побывал на гауптвахте, а по партийной линии получил предупреждение, а затем и выговор. Причиной взысканий была не выпивка сама по себе, пил в то время Александр Иванович не больше других, а в одном случае самовольная отлучка, в другом - опоздание».

Женщины

Самое скандальное происшествие, после которого Маринеско едва не отдали под военный трибунал, случилось с ним в начале 1945 года. Дело происходило в Турку, на территории нейтральной Финляндии. В октябре 1944 года во время боевого рейда экипаж Маринеско уничтожил немецкий транспорт «Зигфрид»: торпедная атака советской подлодке не удалась и моряки вступили в артиллерийскую дуэль, в которой победил С-13, получив, однако, повреждения.

Поэтому с ноября по декабрь 1944 года С-13 находилась на ремонте в Финляндии. Команда и капитан томились от безделья, напала хандра. За всю свою жизнь Маринеско был женат трижды и на тот момент очередной его брак разваливался. В новогоднюю ночь Маринеско вместе с ещё одним советским офицером отправились в загул… и пропали.
Как выяснилось впоследствии, Маринеско познакомился с хозяйкой одной из местных гостиниц, шведкой, и остался у нее переночевать. Командира советской подводной лодки разыскивали. Время - военное, Финляндии только что вышла из войны, в общем, опасения были разные. Но Маринеско просто развлекался - любовь к женщинам оказалась сильнее чувства долга.

«Штрафная» лодка

После финского скандала у Маринеско был один путь - под трибунал. Но команда любила командира, а начальство ценило как опытного моряка, хотя на тот момент выдающихся боевых удач за Маринеско не числилось. Командующий балтийским флотом Владимир Трибуц принял решение отсрочить наказание: так С-13 стала единственной «штрафной» лодкой, по аналогии со штрафными батальонами, в советском флоте. В январский поход 1945 года Маринеско, по сути, отправлялся за подвигом. Только очень крупная морская «добыча» могла его спасти от наказания.

«Атака века»

Почти месяц С-13 безуспешно курсировала в заданном районе. Обнаружить цель подводникам не удавалось. Маринеско принимает решение нарушить приказ и сменить курс. Что им двигало? Азарт, чутье, необходимость отличиться или моряк махнул рукой, мол, «семь бед один ответ» - мы никогда не узнаем.
30 января в 21 час 15 минут С-13 обнаружил в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось по современным оценкам свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие.
Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн).
Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Морякам чудом удалось избежать взрыва на лодке. Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.
Спустя десять дней С-13 затопила еще один немецкий гигант-лайнер «Генерал Штойбен», водоизмещением почти 15 тысяч тонн.
Таким образом, зимний поход Маринеско стал самым выдающийся боевым рейдом в истории советского подводного флота, но командира и экипаж лишили заслуженных наград и славы. Возможно потому, что Маринеско и его команда меньше всего походили на хрестоматийных советских героев.

Судимость и приступы эпилепсии

Шестой рейд, который Маринеско совершил весной 1945 года, был признан неудачным. По свидетельству людей, знавших Маринеско, у него начались приступы эпилепсии, а конфликты с начальством и пьяные истории продолжились. Подводник якобы самостоятельно обращался к руководству с просьбой уволить его с флота, но в приказе наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова говорится об отстранении от должности «в связи с халатным отношением к своим обязанностям, пьянством и бытовой распущенностью».
В конце сороковых Маринеско окончательно бросил море и стал заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. Странный выбор! Вскоре Маринеско был обвинен в хищении и осужден на три года: малопонятный поступок и для тех лет довольно мягкий приговор. Впрочем, часть срока легендарный подводник отбывал на Колыме.

Кульбиты памяти

Споры о личности Маринеско и легендарной «Атаке века» не утихают пятьдесят лет. Что это было? Сразу после Второй мировой войны в музее Королевских военно-морских сил Великобритании был установлен памятник Маринеско. В СССР команду лишили заслуженных наград, подвиг замалчивался, а в 1967 году в газете «Советский балтиец» вышла статья, где говорилось, что «Густлов» топил старпом Ефременков, а Маринеско находился «в нерабочем состоянии».
В середине 80-х «Известия» затеяли двухлетнюю газетную войну с Министерством обороны СССР и руководством ВМФ, по версии издания Маринеско незаслуженно забытый герой, военные придерживались другой точки зрения. Даже дочери Маринеско от разных браков по-разному относились к личности отца: одна считала его негодяем, другая благодарила людей, пытавшихся восстановить доброе имя Александра Ивановича.
За рубежом отношение к личности Маринеско тоже неоднозначно. Лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс опубликовал книгу «Траектория краба» - художественное исследование «Атаки века», - где в самых темных красках описал командира советской подлодки. Американский журналист Джон Миллер дважды приезжал в Советский Союз за сведениями о Маринеско, чтобы написать книгу о пьянице и бунтаре, за отчаянную смелость стяжавшего славу «подводного аса».
Поздние военные аттестации Маринеско пестрят выговорами и прочим «служебным несоответствием», но в одной из ранних его морские учителя написали: «Может пренебрегать личными интересами ради службы», и даже, якобы, есть совсем короткая характеристика: «Способен на подвиг».