Нахождение части от числа конспект урока. Тема урока: "Нахождение части числа" (урок "открытия" нового знания)

Монета

Игра в круге. По кругу передается монета, причем делается это только с помощью указательного пальца правой руки. При передаче говорятся теплые напутственные слова.

2) Спасибо за…

Игра в круге. Кидаем кому-либо мячик и говорим спасибо за…

Пицца

Отряд становится в круг, поворачивается так, чтобы смотреть в затылок друг к другу. Вместе мы готовим пиццу, каждый использует спину впереди стоящего. Каждый ребенок по очереди заказывает: «Раскатаем тесто, порежем колбаски, польем кетчупом, потрем сыр» - все это имитируется на спине соседа.

Упражнение помогает после слезного прощания. Думаем, оно даже развеселит детей.

Подарок пантомимой

Дети становятся в круг. По очереди дарят «подарок» соседу справа, показывая подарок пантомимой. Тот, кому дарят, отгадывает.

5) Алфавит (для младших и средних) Ведущий называет вслух первую букву алфавита, остальные про себя. Один человек его прерывает: “Стоп”. Он сообщает букву, на которой его прервали. Игроки называют слова, начинающиеся на эту букву, ассоциирующиеся с прожитой сменой.

6) «Море волнуется…» (для младших отрядов) Все повторяют за ведущим и показывают свое настроение.

“Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Свое настроение изобрази…”

7) «Массаж» (для средних и старших отрядов)

Всем участникам необходимо встать в круг и повернуться налево так, чтобы стоять лицом к спине соседа. Положите руки на плечи соседа, легкими движениями рук сделайте массаж плеч: сначала одним пальчиком (одна капля), затем двумя (две капли), полил дождь (круговые движения). Через 2 минуты повернитесь и сделайте массаж плеч другого соседа. Упражнение помогает после слезного прощания. Думаем, оно даже развеселит детей.

8) «Прощальный ритуал»*

Каждый показывает прощальное движение по кругу. Все повторяют, стараясь передать настроение жеста.

Кричалка – это ритмичное, задающее определенный темп стихотворение, в котором чаще всего произносимые фразы разделены, например, между девочками и мальчиками, между командиром и отрядом… Кричалки различаются по тематике:

Кричалка «на обед»

Куда идем с отрядом мы – это не секрет:

В баньку попариться?

Ты что мы на обед!

Раз, два – мы ручки вымыли,

Три, пять – уже хотим

Все скушать и, конечно же, с часок мы полежим!

Но главное – семь, восемь – нам не забывать:

- «Огромное спасибо» всем поварам сказать.

Кричалка «на зарядку»

Руки выше, шире шаг!

На зарядку только так!

Бодро встали и пошли:

Мы уже не малыши!

Раз, два – все проснулись,

Три, четыре – мы обулись,

Пять и шесть – идем все вместе,

Девять, десять – мы на месте!

Завершающие дни смены – пора расставания, собирать чемоданы и готовиться к отъезду домой, именно поэтому для каждого ребенка эти дни будут особенными. Кто-то хочет быстрее оказаться дома, а кто-то уже начинает скучать по лагерю. Поэтому очень важно поддерживать благоприятный психологический фон и настрой детей в отряде. Следует проявлять повышенное внимание к детям еще и потому что в последние дни дети склонны к нарушению дисциплины и режимных моментов программы отдыха.

Длиться заключительный период всего 1-2 дня до завершения лагерной смены. Грамотно спланированный режим дня и четкий план действий вожатых – залог успешного проведения данного периода.

Цель заключительного периода смены в лагере : подведение итогов смены, подготовка детей к отъезду.

Задачи:

Формы работы с детьми в заключительном периоде:

  1. Проведение заключительного вечернего огонька (свечки).
  2. Организация прощания с детским лагерем: на берегу моря, костровой, особенном для отряда месте.
  3. Проведение инструктажей по подготовке к отъезду и разъяснительных бесед по хранению ценных вещей в последние дни смены.
  4. Занятие общим делом, например, подготовка послания следующей смене или лету.
  • Подвести итоги смены: оценить вклад каждого ребенка в течение смены, возможно, как-то наградить памятными сувенирами самых активных.
  • Создать атмосферу максимального дружелюбия и доверия друг к другу.
  • Подготовить детей к тому, что вскоре произойдет расставание и самому так же морально настроиться на это.
  • Заблаговременно пройтись по всем комнатам и проверить целостность имущества лагеря и чистоту в отряде. К сожалению, некоторые дети могут оставить «сюрприз» после себя, в виде сломанных предметов мебели или испачканных стен. В случае обнаружения порчи имущества, необходимо сообщить об этом вашему руководителю.
  • При необходимости проверить готовность всех документов и вещей у детей, чтобы никто ничего не забыл. Если дети сдавали вещи на хранение в сейфовые ячейки, проследите, чтобы они их забрали. Детям младшего возраста возможно понадобится помощь в сборе чемодана.
  • Перед отъездом помочь в организации правильной рассадки детей по делегациям или группам.

Очень важно в процессе организации технических моментов отъезда (сбор вещей, проверка комнат) не забыть поддержать атмосферу и настрой ребят. Нужно все сделать так, чтобы дети вспоминали лагерь и вожатого только с положительной стороны. Ведь в лагере особая атмосфера детского отдыха, которая не сравнится ни с каким другим видом досуга для ребенка.

Но, очень важно не переусердствовать. Есть такой период, который относится уже не к смене – это постлагерный период. Дети меняют ставший им привычный за 21 день образ жизни в детском лагере и возвращаются в основное место проживания. Каждому из них это дается по-своему. Если в заключительный период не подготовить ребенка к расставанию, то постлагерный период может пройти крайне болезненно. Именно поэтому при создании положительного образа вожатого и детского лагеря стоит также учесть индивидуальные особенности эмоций ребенка.

Не стоит давать напрасных обещаний и голословных высказываний. Стоит продумывать сказанное ребенку, чтобы не было никаких двусмысленностей. Но и нельзя совсем ничего не обещать своим подопечным. К примеру, можно позвать детей отдыхать следующим летом в этот же лагерь или договориться о встрече в городе, где живут сами дети. Сегодня век технологий позволяет общаться не только по телефону, но и в виртуальной сети, что намного облегчает (а иногда и усложняет) общение вожатого с детьми и приуменьшает чувство разлуки.

Результаты (показатели успешной работы) заключительного периода и всей смены.

  1. Все дети и родители довольны организацией отдыха и оздоровления в течение всей смены.
  2. Дети хотят продолжения смены (как правило, ещё на одну).
  3. В течение смены, не произошло ни одного серьезного конфликта между детьми, медицинского вмешательства и случая воровства.
  4. При отправлении детей ни один из них ничего не забыл, а на момент отъезда все имущество в лагере не испорчено.
  5. Вожатый может написать о каждом из детей не меньше одной страницы о характере, интересах и особенностях ребенка.
  6. Вожатый доволен проделанной работой и готов преступить к дальнейшим обязанностям.

Так же обязательно изучите другие периоды смены: организационный и основной , чтобы ваша работа была качественной, а отдых детей безопасным, интересным и полезным


Тип урока: рефлексии

Тема урока: Нахождение числа по его части.

Цели урока:

1. Закреплять понятие дроби.

2. Продолжать работу по усвоению алгоритма поиска части от числа.

3. Продолжать учиться решать уравнения, неравенства, закреплять навыки счёта.

4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов. Продолжать работать над пропедевтикой решения задач алгебраическим способом (сопоставлять текст задачи с заданными уравнениями).

5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.

УУД: Личностные: 1 .Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2 .Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3 . Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные: 1 . Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2 . Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4 . Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5 . Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6 . Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7 . Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8 . Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные:

1 . Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3 .Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4 . Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные: 1 . Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2 .Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3 .Читать вслух и про себя тексты учебника. 4 . Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5 . Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6 . Критично относиться к своему мнению
7 . Понимать точку зрения другого 8 . Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Деятельность учителя

1)Мотивация к учебной деятельности:

Здравствуйте, ребята,садитесь.Меня зовут Анастасия Сергеевна,сегодня я проведу урок математики.

Какое сегодня число?
- Какую часть этого месяца составляет это число?

Почему?

Какую часть осени составляет сентябрь?

Почему?

Какую часть года составляет месяц сентябрь?

Почему?
- Какую часть года составляют осенние месяцы?

Почему?

Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Как вы понимаете эти слова?

Эти слова сказал Михаил Васильевич Ломоносов.

М.В. Ломоносов – великий русский ученый, который с детства очень хотел учиться, но возможности такой не имел, потому что его родители были бедными людьми. Он пешком из далекого северного села в Архангельской губернии пошел в Москву учиться. Ему приходилось, и учиться, и работать, но, преодолев все трудности, Ломоносов стал видным ученым, сделавшим очень много для развития русской науки. Он основал первый русский университет, который до сих пор носит его имя. За свою жизнь этому человеку довелось во многом стать первым, в том числе и первым… А кем, вы мне сами сейчас скажете, когда расшифруете слово.

Расставьте дроби в порядке возрастания.

Да, действительно, М.В. Ломоносов был первым русским ученым, которому присвоили это высокое научное звание. Я надеюсь, что подобные примеры из жизни замечательных людей помогут вам убедиться в том, что учиться нужно обязательно, тем более что у вас для этого есть все возможности.

2Актуализация и пробные учебные действия

- Ребята, сегодня мы продолжим работать над темой Нахождение части от числа. А теперь запишите в тетрадях число, классная работа, мы проведем математический диктант, посмотрите на слайд. Нужно выбрать правильные ответы и записать их по порядку в тетрадь.

1. Одну или несколько долей целого называют:

a) Долей,

б) Дробью,

в) Целым числом.

2. Черту дроби понимают как знак действия:

a) Умножения,

б) Деления.

в) Вычитания.

г) Сложения.

3. Число, записанное над чертой дроби называется:

a) Числитель.

б) Знаменатель.

4. Знаменатель дроби показывает:

a) На сколько частей разделили целое.

б) Сколько частей взяли.

Выполним с вами следующее задание.

Запишите в тетрадь дроби, которые я буду называть.

Числитель 7, знаменатель 10;

Знаменатель 8, числитель 3;

Числитель 5, знаменатель в 2 раза больше;

Знаменатель 10, числитель на 4 меньше;

Числитель 10, знаменатель равен ему;

Числитель 2 знаменатель на 8 больше, чем он.

Проверьте свои записи по образцу на слайде. Кто не сделал ни одной ошибки - поставьте себе 5, кто допустил одну ошибку - поставьте себе 4.

Молодцы!

3 Локализация индивидуальных затруднений

Откройте свои учебники на странице 22 прочитайте задание номер 1

Каково условие задачи?

Каков вопрос задачи?

Рассмотрим рисунки под задачей.

Что означает круг?

Сколько в сутках часов?

Что изображено на первом рисунке?

Сколько времени тратит четвероклассник на уроки в школе?

Почему?

Что изображено на втором рисунке?

Сколько времени тратит четвероклассник на спорт - зал?

Почему?

Что изображено на третьем рисунке?

Сколько времени тратит четвероклассник на подготовку к урокам?

Почему?

Что изображено на четвертом рисунке?

Сколько времени тратит четвероклассник на сон?

Почему?

Сколько времени осталось на рисунке не закрашенным?

Как вы узнали?

Хорошо

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Прочитайте задание номер 2

Вырази

А)В минутах 7\10часа, 5\12 суток

Б)в сутках 3\7 недели, 5\6 високосного года

В)в месяцах 2\3 года

Рассмотрим задание номер 3

Прочитайте задачу под а)

О чем говорится в задаче?

Что о ней говориться?

Какой вопрос задачи?

Запишем задачу кратко:

Почему?

А можем узнать, сколько времени было потрачено на первый участок пути?

Можем ли мы узнать длину первого участка?

Почему?

А можем узнать, сколько времени было потрачено на второй участок пути?

Почему?

Можем ли мы узнать длину второго участка?

Почему?

Какой знак действия выберем?

Какой знак действия выберем?

Что найдем в третьем действии?

Какой знак действия выберем?

Что найдем в четвертом действии?

Какой знак действия выберем?

Что найдем в пятом действии?

Какой знак действия выберем?

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Физкультминутка

6. Обобщение во внешней речи.

Прочитайте задачу под б)

О чем говорится в задаче?

Что о нем говорится?

По прошлой задаче определим время на дорогу

Какой вопрос задачи?

Запишем задачу кратко:

Подъем - ?

С. – 45 мин

С соб. – 30 мин.

Д. – 12 мин.

До уроков – 15 мин

Начало уроков – 9ч.

Можем ли мы сразу сказать ответ на вопрос?

Почему?

А можем ли мы узнать, сколько времени было потрачено на сборы полностью?

Почему?

Во сколько действий решим задачу?

Что найдем в первом действии?

Какой знак действия выберем?

Что найдем во втором действии?

Какой знак действия выберем?

Запишем решение задачи по действиям с пояснениями. Кто хотел бы пойти к доске?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1 вариант, прочитайте задание под в) и решите его самостоятельно

2 вариант, прочитайте задание под г) и решите его самостоятельно

Сверьтесь с эталоном.

Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руку! Молодцы!

Кому нужна помощь?

8. Включение в систему знаний и повторение.

Прочитаем задачу№4.

О чем говорится в задаче?

Сколько было пирожков?

Что известно о булочках?

Неизвестное в задаче число мы можем обозначить буквой х. Условимся, что в столовой испекли х булочек.

Все пирожки отдали детям?

Как найти, сколько пирожков отдали детям?

Как найти, сколько пирожков и булочек отдали детям?

Сколько детей получило по одному пирожку или булочке?

Сколько же пирожков и булочек было роздано?

Какое уравнение нам подойдет для решения задачи?

Запишем его в тетради и решим

Сколько же булочек было испечено?

Молодцы! Запишем №5

а)345+ t < 352

t < 352-345

t < 7

t = {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6}

б) 46: d < 3

d > 46:3

d = {16, 17, 18, …}

Почитайте задачу 7.

В чем состоит задание?

Ребята, задачу на переливания удобно решать с помощью таблицы. Внимание на слайд:

Сначала наберем 1 литр воды

Теперь попробуем 3л

Как вы думаете, можно набрать 2 литра воды?

Как вы думаете, можно набрать 6 литров воды?

А без бочки?

Молодцы!

9. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

С какой темой мы сегодня работали?

Как найти часть от числа?

Кто, по вашему мнению сегодня работал активно и заслуживает отличной оценки?

У кого были трудности в решении заданий?

Оценки.

Запишем домашнее задание.

Страница 23 № 5 ст.2, г №6.

Всем спасибо за урок. До свидания!

Деятельность ученика

1/30

Сентябрь разделен на 30 частей, мы взяли только 22 число, то есть, одну часть

1/3

Осенних месяцев 3: сентябрь, октябрь, ноябрь, мы взяли только один

1/12

3/12 =1/4

1/12, 3/12, 4/12, 5/12, 7/12, 8/12, 10/12, 11/12, 12/12 Слово «профессор»

Ответы: б, б, а, а.

7/10,

3/8,

5/10,

6/10,

10/10,

2/10

Один четвероклассник составил распорядок дня на понедельник: серый цвет- заняли уроки в школе

светло-розовым - посещение спорт зала, темно серым подготовку к урокам, темно-розовым - ночной сон

Сколько часов занимает каждое из этих дел? Сколько времени осталось на рисунке не отмеченным?

Сутки

Время на уроки в школе

5 часов

Круг разделен на 24 части, взято 5 частей, 5\24-уроки в школе, чтобы узнать, сколько это времени мы 24:24*5=5

2 часа

Круг разделен на 12 частей, взята 1 часть, 1\12- время на спорт - зал, чтобы узнать, сколько это времени мы 24:12*1=2

4 часа

Круг разделен на 6 частей, взята 1 часть, 1\6- время на подготовку к урокам, чтобы узнать, сколько это времени мы 24:6*1=4

8 часов

Круг разделен на 3 части, взята 1 часть, 1\3- время на ночной сон, чтобы узнать, сколько это времени мы 24:3*1=8

5 часов

24-(5+2+4+8)=5

а)60:10*7=42 (мин)

24:12*5=10 (ч)=600 (мин)

б)7:7*3=3 (с)

366:6*5=305 (с)

в) 12:3*2=8 (м)

о дороге от дома до школы

Что она протяженностью 900м

Сколько времени займет дорога в школу, если 3\10 этого расстояния идти со скоростью 90м\минуту, а оставшийся путь со скоростью 70м\мин?

Нет

Не знаем, сколько времени было потрачено на каждый участок пути

Нет

Не знаем его длины

Да

Знаем, что всего 900 м, а первый участок составляет 3/10 от этого пути

Нет

Не знаем длины второго участка

Да

всего 900 м, ране найдем длину первого

длину первого участка

Время на первом участке

Длину второго участка

Время на втором участке

Общее время

а)1) 900:10*3=270 (м) – длина первого участка пути

2)270:90=3 (мин) – время на первом участке пути

3)900-270=630(м) – длина второго участка пути

3) 630:70=9 (мин) – время на втором участке пути

4)3+9=12(мин) – всего

Ответ: 12 минут.

Об утреннем распорядке Уроки начинаются в 9 часов, сборы в школу занимают 45 минут, а надо еще полчаса с собакой погулять и прийти за 15 минут до начала уроков

12 мин

Во сколько надо встать?

Нет

Не знаем, сколько всего времени потрачено на сборы и приход в школу

Да

Заем, сколько времени ушло сборы, прогулку с собакой, дорогу и за сколько минут до звонка нужно прийти

Общее время сборов

Во сколько вставать

Б) 1) 45+30+12+15=102 (мин) = 1 ч 42 мин -на все сборы.

2) 9 часов-1 час 42 минуты= 7 ч 18 мин – время подъема

Ответ: в 7 часов 18 минут.

В)1)12:6*1=2(мин) – вспоминаем

2) 12-2=10 (мин) – повторяем

3)10:2=5(р.) – повторяем

Ответ: 5 раз

Г) 1)25+15=40 (л.) – синей

2) 25-10=15 (л.) - белой 3)25+40+15=80 (л.) – не желтой

4)120 -80-40 (л.) - желтой

Ответ: 40 листов желтой бумаги.

О столовой. В которой были испечены пирожки и булочки

184

Их было некоторое количество

Нет, только 1/8 часть

184:8

184:8+х

112

112

В) 184:8+х=112

23+х=112

х=112-23

х=89

184:8+89=112

112=112

Да, 2 раза по литру, используя бочку для накапливания

Да, 2 раза по 3 литра, используя бочку для накапливания

Нет